РУССКИЙ ХУДОЖНИК И ГРАФИК-АВАНГАРДИСТ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ГОНЧАРОВ (1903-1979). ОБЩЕСТВО «ОСТ», ЧАСТЬ III10-12-2023 18:40к комментариям - к полной версии
- понравилось!
А.Д. Гончаров за работой. Фотография 1973 г.
Живописная манера Андрея Дмитриевича Гончарова (1903-1979), определившаяся на рубеже 1920-1930-х годов, на протяжении его творческого пути не претерпела коренных изменений. Его искусству были чужды и излишняя эффектность, и крикливый манифест, и болезненная экзальтация. Не было ни «позы», ни эпатажа. Не было среди его произведений и всенародно узнаваемых «хитов», которые регулярно выдавали некоторые из его бывших коллег по ОСТу. Но, в отличие от многих, творческий путь художника не стал двойной биографией, не разграничивался на «до» и «после», где рубежом обозначились 1932-1933 годы. Андрею Гончарову принадлежат слова – «графика – служанка жизни». Он знал и чувствовал необъятный спектр возможностей графического искусства и использовал их в полную силу. Книга, по мнению мастера, от обложки и шрифта до выходных данных сделана художником. Всего Гончаровым оформлено и проиллюстрировано 160 книжных изданий, в том числе иллюстрации к произведениям Гёте, Хемингуэя, А.Н. Островского, Пушкина, Тургенева, Достоевского, Есенина, Блока и многих других.
А.Д. Гончаров работает над портретом Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной. 1966 г.
Всю жизнь Гончаров занимался живописью, регулярно, только по воскресеньям, иронически называя себя воскресным живописцем. Будни же были отданы ремеслу, преподаванию, общественной деятельности. Будучи принципиальным модернистом, Гончаров поощрял любые опыты, не обращая внимания на общепринятые вкусы. Он был единственным из педагогов Полиграфического института, кто поддерживал постмодернистские изыскания конца 1960-х. Вторая половина 1960 - начало 1970-х гг. - время, когда зав. кафедрой рисунка, живописи -и композиции был Андрей Дмитриевич, - было эпохой вольницы. В студенте ценили таланты более ожидаемые, чем реальные. Педагог был всего лишь старшим коллегой.
А.Д. Гончаров (1903-1979). А. Блок. Поэма «Двенадцать». 1965 г. Обложка и иллюстрация.
А.Д. Гончаров (1903-1979). А. Блок. Поэма «Двенадцать». 1965 г. Иллюстрация (1).
А.Д. Гончаров (1903-1979). А. Блок. Поэма «Двенадцать». 1965 г. Иллюстрация (1).
А.Д. Гончаров (1903-1979). А. Блок. Поэма «Двенадцать». Сцена в ресторане. 1965 г.
Иллюстрация (3).
«…Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён…».
А.Д. Гончаров (1903-1979). А. Блок. Поэма «Двенадцать». Сцена в ресторане (вариант). 1965 г.
Иллюстрация (4).
А.Д. Гончаров (1903-1979). А.С. Пушкин. Стихотворения. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге». 1965 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Балет «Весна священная». Музыка Игоря Стравинского. Постановка
Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Государственный Большой театр, Москва.
Эскиз костюмов. 1965 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Балет «Весна священная». Музыка И. Стравинского. Эскиз костюмов (1). 1965 г.
Запорожский областной художественный музей, Украина.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Балет «Весна священная». Музыка И. Стравинского. Эскиз костюмов (2). 1965 г.
Запорожский областной художественный музей, Украина.
Ученики и соратники А.Д. Гончарова - Дмитрий Бисти. 1972 г.
Советы своим ученикам Гончаров давал осторожно, в пределах простой визуальной грамоты, где кроме Фаворского оставили следы учеба у Ильи Машкова и общение с гравером Иваном Павловым. Работать же он советовал по образцам. Вообще Гончаров предполагал, что художник должен быть современным, потому любил повторять слова Петра Кончаловского, сказанные тем об Аркадии Пластове: «Способный живописец, но кубизма не знает». Современный художник должен знать и последние веяния, и историю искусства. «Ну, как вот начать работу? — объяснял он. — Сначала надо посмотреть, например, Жоржа де ла Тура».
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет В.И. Ленина. 1966 г. Ксилография.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Владимира Маяковского. 1966 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Ираклия Андроникова (1908-1990). 1967 г.
Холст, масло. 100 х 80 см. Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет солиста Большого театра СССР Сергея Гавриловича Кореня (повтор).
1966 г. Холст, масло. 121 х 100 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет журналиста-международника Левы Стржижовского (1930-2003). 1966 г.
Холст, масло. 99 х 80 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 900.000 – 1.000.000 руб.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Парный портрет с сыном. 1965 г. Холст, масло. 125 х 95 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Внуки. 1966 г. Холст, масло. 110 х 80 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Парный портрет. Зоя и Миша. 1968 г. Холст, масло. 110 х 80 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Зои. 1969 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
Тульское музейное объединение.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Мои внуки. 1970 г. Холст, масло. 79 х 100 см.
Киргизский государственный музей изобразительных искусств, Бишкек.
А.Д. Гончаров. 1970-е гг.
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. А.Д. Гончаров все чаще обращается к натюрморту («Натюрморт. Красное на красном и зеленый кактус», 1957; «Натюрморт с вазой и цветами», 1958; «Натюрморт с цветами на синем фоне», 1964). Яркие, декоративные, они сияют свежими красками, становясь свидетельством неустанной жажды жизни и творчества, неуемной энергии художника, который все так же глубоко чувствует и видит. Не оставляет Гончаров и графику. В конце 1960-х - начале 1970-х годов книжные иллюстрации получают новый мощный расцвет.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт. Тюльпаны на красном. 1965 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Частная галерея, Сиэтл, США.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт. Нарциссы на зеленом. 1965 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Частная галерея, Сиэтл, США.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Пионы в саду. 1966 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Белые лилии в саду. 1966 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ольга Форш (1873-1961). Одеты камнем. Исторический роман. 1969 г.
Эскиз суперобложки.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Романсеро. Испанские исторические романсы. Эскиз суперобложки. 1969 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет французского поэта Франсуа Вийона (1431/1432-1491). 1967 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эскиз суперобложки к книге стихотворений Франсуа Вийона. 1967 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Ф.М. Достоевского. 1970 г. Ксилография.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Рассказ «Скверный анекдот». 1969 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.Д. Достоевский. Повесть «Кроткая». 1969 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Повесть «Слабое сердце». 1969 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». 1969 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский.
Роман «Бедные люди». 1969 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Фантастический рассказ
«Сон смешного человека». 1969 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Рассказы.
Эскиз суперобложки. 1969 г.
А.Д. Гончаров. Фотография 1972 г.
Пейзажи Гончаров пишет, выезжая на дачу или в Дом отдыха в Дзинтари («Пейзаж. Вечер в Дзинтари», 1954; «Пейзаж. Утро. Лес (Дзинтари)», 1957; «Пейзаж. Сосны», 1970; «Пейзаж. Дом в саду», 1975). Он избегает изображений открытого пространства, предпочитая замкнутое, камерное. Его смыкает листва деревьев, не позволяя глазу разбежаться в даль, охватить широкие просторы. Но подобное ограничение - не стремление к мещанскому уюту и ощущению обжитости. Каждый уголок природы - проявление предустановленной гармонии и красоты. Рассеянный солнечный свет, проникающий сквозь сплетенные ветви, становится едва ли не лейтмотивом этих произведений. Сфумато, обволакивающее каждый предмет и растворяющее его в световоздушной среде, - одна из характерных черт его пейзажей. Тающие контуры, мягкие абрисы деревьев - то слитые в единую трепетную и подвижную ткань, то мерцающие прихотливым кружевом погружают зрителя в мир одухотворенной природы. Зеленый цвет приобретает множество оттенков и характеров. Его звучание - это сложная гамма интонаций и переливов, рождающих тонкий поэтический образ.
А.Д. Гончаров (1903-1979). На даче вечером. 1966 г. Х, м. 60 х 80 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г.
Эстимейт 250.000 - 360.000 руб.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Пейзаж. Сосны. 1970 г. Холст, масло. 61 х 80 см.
Киргизский государственный музей изобразительных искусств, Бишкек.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Александра Блока к книге Бориса Соловьева
«Поэт и его подвиг», 1970 г. Книга издана в издательстве «Советская Россия» в 1973 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Александра Блока к книге Бориса Соловьева
«Поэт и его подвиг», 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет писателя Ф.М. Достоевского. Вариант. 1970 г. Ксилография.
А.Д. Гончаров (1903-1979). 1-2. Ф.М. Достоевский. Великий инквизитор. Эскизы иллюстраций к роману
«Братья Карамазовы». 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Штабс-капитан Снегирев. Иллюстрация к роману
«Братья Карамазовы». 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. У Смердякова. Иллюстрация к роману
«Братья Карамазовы». 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Алеша Карамазов. Иллюстрация к роману
«Братья Карамазовы». 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Екатерина Ивановна Верховцева.
Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы». 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.Д. Достоевский. Федор Павлович Карамазов.
Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы». 1970 г.
А.Д. Гончаров с женой, крайний справа карикатурист Борис Ефимов. 1972 г.
В 1959 году А.Д. Гончаров награжден Золотой медалью за иллюстрации к пьесам У. Шекспира на Международной выставке искусства книги в Лейпциге. Почетная грамота Всемирного Совета Мира за большой вклад в дело мира.
В 1965 году Гончаров на Международной выставке искусства книги в Лейпциге удостоен серебряной медалью за оформление книги У. Шекспира «Гамлет» и за иллюстрации и книжное оформление книги А.П. Чехова «Вишневый сад». В 1965-1975 гг. – постоянный член жюри по лучшим книгам (Болгария, ЧССР, Румыния, ГДР)
1. Поздравление студентов с 60-летним юбилеем А.Д. Гончарова. Он представлен в образе памятника первопечатнику Ивану Федорову. 1963 г. 2. Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве рядом с Третьяковским проездом. Скульптор Сергей Волнухин. Открыт в 1909 году.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Автопортрет. 1972 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Женский портрет в зеленых тонах (портрет дочери). 1972 г.
Холст, масло, 110 х 100 см. Архангельский областной музей изобразительных искусств.
А.Д. Гончаров (1903-1979). В кресле с собакой. 1971 г. Холст, масло. 134 x 95 см.
Курская областная картинная галерея им. А. Дейнеки.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Кирилла Стржижовского. 1972 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Интерьер. Урок музыки. 1972 г. Холст, масло. 120 х 100 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Парфен Рогожин. Иллюстрация к изданию романа
«Идиот» в 2-х томах. 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Князь Мышкин.
Иллюстрация к изданию романа «Идиот» в 2-х томах. 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Аглая. Иллюстрация
к изданию романа «Идиот» в 2-х томах. 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский.
Настасья Филипповна и Аглая. Иллюстрация
к изданию романа «Идиот» в 2-х томах. 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Настасья Филипповна
и Мышкин в Павловске. Иллюстрация к изданию романа «Идиот»
в 2-х томах. 1970 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ф.М. Достоевский. Мышкин у Рогожина.
Иллюстрация к изданию романа «Идиот» в 2-х томах. 1970 г.
А.Д. Гончаров дома с женой Галиной Федоровной, дочерью Наталией, сыном Михаилом и внуками –
Надеждой и Андреем. 1973 г.
Возможно, за счет своей внешности и артистизма, даже некоторого актерства, Гончаров мгновенно становился главной персоной в любом обществе. Мужеством и стойкостью он отличался от тихих, пришибленных советской эпохой людей, которых еще двадцать лет назад было великое множество. Однажды к нему приступило партийное начальство на предмет осуждения «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына. На это Гончаров ответил, что с удовольствием даст отзыв о книге, если ему дадут ее почитать. Аналогично он повел себя, и когда его попытались привлечь к травле академика А.Д. Сахарова. Такие просьбы Гончарова оскорбляли. Он не был врагом режима, но полагал, что тот нуждается в демократизации. Плюрализм и невмешательство начальства в кухню искусства, как это было в 1920-е годы, художник считал идеальной политикой.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет внука (с белым воротничком). 1973 г.
Холст, масло. 90 х 70 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Андрюша слушает лес. 1974 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Женский портрет (в красном жилете). 1974 г.
Холст, масло. 66 х 54 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Люди и звери. 1974 г. Холст, масло. 70 х 90 см. Частное собрание.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ирина с дочерью (портрет Ирины Станиславовны Табаровской
с дочерью Катей). 1975 г. Холст, масло. 71 х 91 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Джованни Боккаччо. Малые произведения. Суперобложка. 1974 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). 1. Франческо Петрарка. Избранное. Фронтиспис. 1973 г. 2. Романсеро. Испанские исторические романсы. 1969 г. Суперобложка.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ли Цин-Джао. Строфы из граненой яшмы. 1973 г. Суперобложка.
А.Д. Гончаров (1903-1979). А.Н. Островский. Пьесы (на английском языке). Суперобложка. 1973 г.
Андрей Дмитриевич Гончаров с женой Галиной Фёдоровной. 1975 г.
Исходя из прикладных установок 1920-х годов и опыта сопротивления соцреалистическому станковизму, Гончаров не одобрял государственную поддержку живописи, которая, как он говорил, не обладая непосредственными утилитарными качествами, есть лишь продукт самовыражения, личного эксперимента. Его личный эксперимент — попытка сохранить независимость и свободу самовыражения в условиях драматических исторических перипетий - оказался успешен.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Внук Андрюша у рояля. 1976 г. Холст, масло. 69 х 90 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Сергея Образцова (1901-1992). 1976 г. Холст, масло. 80 х 95 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Сергея Образцова (1901-1992). Фрагмент.
1976 г. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет доктора Д.Г. Иоселиани. 1975 г.
Холст, масло. 85 х 65 см. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет хирурга И.Ю. Юдина. 1975 г. Холст, масло. 64 х 78 см.
Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Толи Головкина. 1976 г. Холст, масло. 90 х 69,5 см.
Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Вильям Блейк. Книга стихов. Суперобложка. 1976 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Вильям Блейк. Книга стихов. Фрагмент суперобложки. 1976 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Райнер Мария Рильке. Лирика. Суперобложка. 1975 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Райнер Марии Рильке. 1975 г.
Андрей Дмитриевич Гончаров с женой Галиной Фёдоровной на даче. 1978 г.
А.Д. Гончаров оставил большое творческое наследие, которое является одной из вершин нашего изобразительного искусства, – это для меня безусловно. Сложнее ответить на вопрос, оставил ли он после себя школу. За тридцать лет преподавательской деятельности у него учились сотни людей, активно работающие сейчас в книге. Но назвать их школой Гончарова в традиционном понимании этого слова вряд ли можно. Ведь его основной педагогический принцип – не учить рисовать так-то и так-то, а воспитывать художника, развивая индивидуальность, – не предполагал передачи ученикам какой-то системы изобразительных приемов. В то же время есть люди, непосредственно у Андрея Дмитриевича не учившиеся, но общение с ним сыграло колоссальную роль в их творческой судьбе.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Джон Китс. Лирика. Суперобложка. 1977 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Джона Китса для книги «Лирика». 1977 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Луис де Камоэнс. Сонеты. Суперобложка. 1978 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Луиса де Камоэнса к книге «Сонеты». 1978 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Пушкин на набережной. Иллюстрация к трагедии
А.С. Пушкина «Пир во время чумы». 1977 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Заставка (1). Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы». 1977 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Заставка (2). Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы». 1977 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина
«Пир во время чумы». 1977 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к комедии А.А. Сухово-Кобылина
«Смерть Тарелкина» (1). 1978 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к комедии А.А. Сухово-Кобылина
«Смерть Тарелкина» (2). 1978 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к комедии А.А. Сухово-Кобылина
«Смерть Тарелкина» (3). 1978 г.
А.Д. Гончаров с внуком Андреем на выставке работ Анри Матисса в Москве. 1979 г.
В 1971 году А.Д. Гончаров награжден премией имени Гутенберга за выдающиеся заслуги в развитии советской книжной культуры и международного издательского дела на Международной выставке искусства книги в Лейпциге. Там же — Золотая медаль за иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского.
В 1973 году художнику присуждена Государственная премия СССР за иллюстрации к поэме В. Казина «Великий почин» и произведениям А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, Ф.М. Достоевского. Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Всего Гончаровым оформлено и проиллюстрировано 160 книжных изданий, более 30 спектаклей, 3 балета («Весна священная», «Ванина Ванини», «Клоп»)
Живописное и графическое наследие художника уже имеет собственную историю — многие произведения приобретены в музеи и частные собрания России, Германии, Италии, США. Все возрастающий в настоящее время интерес к произведениям Гончарова — еще одно свидетельство признания его несомненного таланта и повод для нового обращения к его удивительно многообразному творчеству.
Высшая награда А.Д. Гончарова - медаль и премия имени Гутенберга, 1971 г. Ежегодная премия города Лейпцига имени Гутенберга - награда в память об Иоганне Гутенберге (1398-1468), первом немецком типографе. С 1959 года премией награждаются личности или учреждения, внесшие выдающийся вклад в популяризацию искусства книги. Премия является традицией Лейпцига как исторического центра качества печати и заботы о книжном искусстве. Сейчас премия Гутенберга присуждается в размере 10.000 евро. Сама медаль изготавливается из серебра D=72 мм., вес 198,9 гр.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет художника Андрея Костина (1947-2000). 1976 г.
Холст, масло. 94,3 х 79 см. Пермская государственная художественная галерея.
А.Д. Гончаров (1903-1979). У рояля. Портрет внука. 1977 г. Холст, масло. 100 х 110 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт. Белые цветы. 1978 г. Холст, масло. 40 х 60 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт с персиками. 1978 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт. Кувшины, яблоки. 1977 г. Холст, масло. 80 х 59 см.
Пермская государственная художественная галерея.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Пейзаж. Верхушки сосен. 1978 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Синий пейзаж (Солнце и тени). 1978 г.
Холст, масло. 80 х 60 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Михаил Ульянов в роли Ричарда III. 1979 г. Холст, масло. 79 х 99 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет художника В.П. Косынкина (род.1941).
1979 г. Холст, масло. 66 х 54 см.
И в заключение, несколько ранних и пропущенных картин и гравюр А.Д. Гончарова 1930-1970-х гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт 1931 г. Холст, масло. 100 х 70 см.
Частное собрание.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Вечер в Гурзуфе. Кипарисы. Двухсторонняя. 1951 г. Холст, масло. 62 х 80 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Вечер в Гурзуфе. Кипарисы. Двухсторонняя. 1951 г. Холст, масло. 62 х 80 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Ж.-Б. Мольер. Избранные сочинения. Эскиз суперобложки. 1933 г.
Гравюра в два цвета.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к пьесе «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. 1933 г. Цветная ксилография.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к комедиям Ж.-Б. Мольера. 1933 г. Цветная ксилография.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к американским новеллам
Натаниэля Готорна. 1944 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет баснописца И.А. Крылова. 1944 г.
Басни изданы в ГИХЛ в 1947 году.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Виктор Шкловский. Документальная повесть «Марко Поло». Буквицы. 1946 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Проспер Мериме. Новеллы. Обложка. 1947 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет А.С. Пушкина
к «Избранным произведениям». 1949 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». 1949 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Дж.Г. Байрона к «Избранным произведениям».
Книга издавалась в 1951, 1960, 1964, 1973 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). И.В. Гете. Фауст. Перевод Б. Пастернака. Неоднократно издавался в Гослитиздате
в 1953, 1955, 1957, 1960 гг. На фронтисписе гравюра «Фауст у Мефистофеля».
А.Д. Гончаров (1903-1979). И.-В. Гете. Фауст. Вальпургиева ночь. 1953 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Клавир оперы Людвига Бетховена «Фиделио».
Гравюра на суперобложку. 1960-е гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эдуард Багрицкий. Стихи и поэмы. 1975 г. Иллюстрация (1)
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эдуард Багрицкий. Стихи и поэмы. 1975 г. Иллюстрация (2)
А.Д. Гончаров - участник Великой Отечественной войны. Награждён медалями
«За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». 1977 г.
Андрей Дмитриевич Гончаров скончался 6 июня 1979 года в Москве, не дожив месяц до своего 76-летия.
Был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.
Столетний юбилей Андрея Гончарова в 2003 году прошел почти никем не замеченный. О нем помнит журнал «Искусство». Сейчас трудно себе представить, насколько важной для советского искусства была фигура художника Гончарова. В Третьяковке на Крымском валу висит несколько его картин. На них не слишком обращают внимание. Между тем, это выдающиеся, основополагающие творения 1920-х — образцовые и концептуальные. Основателя Общества художников станковистов (ОСТ), ученика В.А. Фаворского, учителя многих современных живописцев сегодня больше помнят как иллюстратора и ксилографа. Вот некоторые его издания в СССР и России:
1. Книга А.Д. Гончарова «Об искусстве графики», 1960 г. 2. Книга А.Д. Гончарова «Художник и книга», 1964 г.
Андрей Дмитриевич Гончаров. Альбом. 1983 г.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 223-224, 257.