РУССКИЙ ХУДОЖНИК И ГРАФИК-АВАНГАРДИСТ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ГОНЧАРОВ (1903-1979). ОБЩЕСТВО «ОСТ», ЧАСТЬ II08-12-2023 20:50к комментариям - к полной версии
- понравилось!
А.Д. Гончаров. Фотография 1951 г.
Масштаб дарования Андрея Дмитриевича Гончарова (1903-1979) определил круг увлечений художника: он стал талантливым графиком, живописцем, монументалистом, сценографом. Но наивысшие успехи выпали на его долю в графике, точнее – в книжной графике, в гравюре. Творческая деятельность и принципы, им исповедуемые, становятся понятны, если вспомнить о школе, которую он прошел. Будучи гимназистом, учился в частных студиях К.Ф. Юона и И.И. Машкова; затем в Высших художественно-технических мастерских, и его учителями были тот же И.И. Машков, А.В. Шевченко, В.А. Фаворский. Они дали серьезные профессиональные знания, привили этические принципы, необходимые каждому честному художнику. В 1933 году после выставки «Художники РСФСР за XV лет» Гончарова обвинили в формализме. Однако в 1949 году Гончаров вновь попадает в список формалистов, в котором значились и его учителя В.А. Фаворский, Р.Р. Фальк, Г.И. Рублев и другие.
А.Д. Гончарова и его ученик и соратник Воля Ляхов. 1955 г.
В 1955 году в Центральном Доме литераторов в Москве состоялась персональная выставка А.Д. Гончарова. Спустя год была организована выставка произведений шести художников — Гончарова, В.Н. Горяева, К.Г. Дорохова, С.А. Заславской, С.А. Лебедевой и И.А. Слонима. На суд зрителя помимо графики были представлены многочисленные живописные полотна. Реакция на эти произведения оказалась не вполне однозначной. Многие посетители экспозиции, воспитанные на соцреализме, в развешанных работах увидели «пощечину общественному вкусу». И это несмотря на то, что наиболее ранние из показанных живописных произведений художника «Портрет Тани Литвиновой» и «Интерьер» — относились к 1936 году, а из довоенных работ помимо вышеперечисленных был один пейзаж — «Дорога в Алупку» (1937).
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт с белым чайником. 1956 г. Холст, масло. 90 х 100 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт с красным чайником. 1956 г. Холст, масло.
64 х 54 см. Киргизский национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Фрукты. 1956 г. Открытка.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт. 1957 г. Красное на красном и зеленый кактус. Холст, масло. 60 х 80 см.
Частное собрание.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Пейзаж. Деревня Марьино. 1956 г.
Холст, масло. 80 х 60 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Синие тени. 1956 г. Открытка.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Обнаженная на полосатом. 1956 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет скульптора Ирины Васнецовой (1927-2014). 1956 г.
Картон, масло. 75 х 65 см. Союз художников России, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Марианны Бруни (род.1940). 1956 г.
Холст, масло. 100 х 80 см. Киргизский государственный музей
изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет дочери Наташи. 1956 г. Холст, масло. 130 х 110 см.
Музей изобразительных искусств Грузии, Тбилиси.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Наташа в красном пальто. 1956 г. Холст, масло. 130 х 110 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет режиссера Ю.А. Завадского (1894-1977). 1957 г. Холст, масло. 75 х 100 см.
Львовская национальная галерея искусств им. Б.Г. Возницкого, Украина.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет художника А.В. Ермакова. 1958 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Ю.А. Завадский, Ю.И. Пименов, Г.Ф. Гончарова, А.Д. Гончаров (в центре), В.С. Сидорова,
В.А. Фаворский. 1955 г.
В обзорной статье, посвященной выставкам, А. Каменский подробно остановился на работах Гончарова как на вызвавших «наибольшее число самых противоречивых замечаний зрителей». Столь же противоречива и сама статья. Отмечая отдельные живописные достижения художника и в целом давая как бы положительную оценку его творчеству, автор говорит и о его «спорных и явно неудачных» картинах, «лабораторных опытах», «чисто формальных исканиях и экспериментах», в которых «подражание французам выглядит иногда поверхностным и «непереваренным».
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет искусствоведа Александра Каменского (1922-1992).
1957 г. Холст, масло. 90 х 70 см. Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет художника Лёвы Збарского (1931-2016). 1958 г.
Холст, масло. 100,5 х 74 см. Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Мужской портрет (Миша). 1958 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Мужской портрет (художник Юрий Красный, 1925-2005).
1958 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Женщина в полосатом. 1958 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Сон. 1957 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Национальная галерея Берлина.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Обнаженная модель (В мастерской Г. Нисского). 1958 г. Холст, масло. 100 х 130 см.
Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт с вазой и цветами. 1958 г. Холст, масло. 63 х 83 см.
Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт. Ваза с цветами и фигурка. 1958 г. Холст, масло. 63 х 83 см.
Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт с апельсинами и вазой. 1958 г. Холст, масло. 63 х 83 см.
Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт с вазами. 1958 г. Холст, масло. 63 х 83 см. Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Вечер в Дзинтари. 1957 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Пейзаж. Утро. Лес (Дзинтари). 1957 г.
Холст, масло. 80 х 60 см.
А. Сидоров, М. Готлиб, Г.Ф. Гончарова, А.Д. Гончаров, Лев Кассиль. 1955 г.
Желание быть современным толкнуло Гончарова на попытку в 1957 г. взяться зa гравюры к рассказам и повестям Эрнеста Хемингуэя. Гончаров сделал для Хемингуэя три гравюры, острые и композиционно интересные, но убедился в том, что полной силы и правдивости можно достичь только тогда, когда знаешь, исходный материал безукоризненно. Гончаров сделал это также и под влиянием выставки современной мексиканской гравюры, которая была развернута в это время в Москве. В работах мексиканских художников преобладало глубокое и страстное желание, не увлекаясь никакими побочными темами, выразить и донести до зрителя то основное, ради чего каждая гравюра делалась. Основываясь на глубоком реалистическом ощущении современной сущности, условными средствами они быстро и очень просто выражали те мысли, которые ими владели. Поразила непредвзятость, чистота их замыслов и ясность исполнения, и то соединение грубоватой условности с острым реализмом, которое отличало работы всех мастеров. После Хемингуэя Гончаров отказался от продолжения этой работы и решил, что следует отныне обратиться к русской классике и нашей современности.
Легендарный «черный» двухтомник избранных произведений Эрнеста Хемингуэя, изданный впервые
в 1959 году в Москве с гравюрами Андрея Гончарова. Том 1. Фронтиспис и титульный лист.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Эрнеста Хемингуэя для легендарного 2-х томника
«Избранных произведений». 1957 г. Москва, Государственное издательство художественной
литературы, 1959 г. Гравюра на дереве.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Эрнеста Хемингуэя для «Избранных произведений»
в 2-х томах. 1957 г. Гравюра на дереве.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к роману Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие». 1957 г.
Гравюра на дереве.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». 1957 г.
Гравюра на дереве.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к рассказу Эрнеста Хемингуэя «Рог быка». 1957 г.
Гравюра на дереве.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Парный портрет (Ира и Миша). 1958 г.
Холст, масло. 100 х 90 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет жены с внучкой. 1958 г. Холст, масло. 105 х 95 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Наташи (в профиль). 1958 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Национальная галерея Берлина.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Ирины Ротовой (первой жены Алексея Баталова).
1958 г. Холст, масло. 90 х 100 см. Национальная галерея Берлина.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Роспись в гостинице «Варшава» в Москве. Исполнено в соавторстве
с В.Б. Элькониным и А.В. Васнецовым. 1958 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Роспись в гостинице «Варшава» в Москве. Исполнено в соавторстве
с В.Б. Элькониным и А.В. Васнецовым. 1958 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Золотая Москва. Панно для советского павильона на Всемирной выставке
в Брюсселе. Исполнено в соавторстве с В.Б. Элькониным и А.В. Васнецовым. 1958 г.
На обсуждении выставки живописи А.Д. Гончарова в ЦДЛ
(Центральном Доме Литераторов). 1955 г.
В это время А.Д. Гончаров оформляет «Избранную лирику» Петрарки (1952), «Хронику времен Карла IX» Проспера Мериме (1953), «Фауста» И.В. Гёте (1953), «Избранные драматические произведения» Лопе де Веги (1954). Затем идут «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле (1956), Новеллы» П. Мериме (1957), собрание сочинений Сервантеса (1960). Пространство его гравюр раскрепощается, но отнюдь не сводится к плоскости, уходят подробности, элемент описательности. Штрих вновь обретает концентрированность и эмоциональность, пластический строй определяет взаимодействие пятен черного и белого.
А.Д. Гончаров у своей картины «Трое». 1958 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Трое. Портрет жены Г.Ф. Гончаровой и дочери Наташи Гончаровой. 1958 г.
Холст, масло. 99 х 110 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Наташа и Боря. 1959 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Парный портрет. Литературовед Дмитрий Урнов и актер
Василий Ливанов. 1959 г. Холст, масло. 101 х 92 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет актрисы А.А. Судакевич (1906-2002). 1959 г.
Холст, масло. 90 х 70 см. Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Вики Лихачевой (Виктории Киркоровой, 1937-2004),
мамы Филиппа Киркорова. 1959 г. Холст, масло. 114 х 81 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Евгении Ливановой (жены актера Бориса Ливанова-старшего).
1959 г. Холст, масло. 100 х 80 см. Частное собрание, Москва.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет маленькой девочки. 1959 г. Холст, масло. 52 х 72 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Наденьки. 1959 г. Холст, масло. 71 х 50 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет кинооператора Сергея Павловича Урусевского с женой. 1960 г.
Холст, масло. 105 х 125 см. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет искусствоведа Н.В. Банникова. 1960 г.
Холст, масло. 90,5 х 70 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Лотара Больца. 1960 г. Холст, масло. 90 х 100 см.
Лотар Больц (1903-1986) - немецкий политик. Член КПГ, затем Национально-демократической партии ГДР.
В 1953-1965 гг. - министр иностранных дел ГДР.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет художника Бориса Жутовского (1932-2023).
1960 г. Холст, масло. 80 х 60 см. Частное собрание.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Наташа в сером. 1960 г. Холст, масло. 92 х 72 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет немецкой актрисы Анны-Катрин Биргер
для кинофильма «Пять дней и пять ночей». 1960 г.
На выставке живописи А.Д. Гончарова. Москва, 1956 г.
В 1956 году А.Д. Гончаров начал работу над оформлением и иллюстрированием Полного собрания сочинений У. Шекспира в 8 томах (37 пьес) для издательства «Искусство». Прекрасно понимая, что нет художника, который мог бы один во всей полноте проиллюстрировать Шекспира, Гончаров ограничился одной иллюстрацией для каждой пьесы. При этом был избран узкий формат изображения и всякий раз он старался показать только как бы часть сцены, предполагая, что за пределами рисунка, за его рамой зритель может «домыслить» образы остальных действующих в этих сценах героев. Важно было раскрыть основное человеческое содержание пьес великого драматурга, почувствовать силу человеческих переживаний его героев и выразить это no-современному.
Уильям Шекспир. Полное собрание сочинений в 8 тт. Под общей ред. А. Смирнова и А. Аникста.
Гравюры художника А. Гончарова. Москва, Издательство «Искусство», 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 1. Генрих VI, часть первая. Хроника. Том 1. Генрих VI, часть вторая. Хроника. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 1. Генрих VI, часть третья. Хроника. Том 1. Ричард III. Хроника. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 2. Тит Андроник. Трагедия. Том 2. Комедия ошибок. Комедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 2. Укрощение строптивой. Комедия. Том 2. Два веронца. Комедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 2. Бесплодные усилия любви. Комедия. Том 3. Ромео и Джульетта. Трагедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 3. Сон в летнюю ночь. Комедия. Том 3. Венецианский купец. Комедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 3. Король Иоанн. Хроника. Том 3. Ричард II. Хроника. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 4. Генрих IV, часть первая. Хроника. Том 4. Генрих IV, часть вторая. Хроника. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 4. Виндзорские насмешницы. Комедия. Том 4. Генрих V. Хроника. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 4. Много шума из ничего. Комедия. Том 5. Как вам это понравится. Комедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 5. Двенадцатая ночь, или что угодно. Комедия. Том 5. Юлий Цезарь. Трагедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 5. Троил и Крессида. Трагедия. Том 5. Конец - делу венец (Всё хорошо, что хорошо кончается). Комедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 6. Гамлет, принц Датский. Трагедия. Том 6. Мера за меру. Комедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 6. Отелло. Трагедия. Том 6. Король Лир. Трагедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 7. Макбет. Трагедия. Том 7. Антоний и Клеопатра. Трагедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Том 7. Кориолан. Трагедия. Том 7. Тимон Афинский. Трагедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 7. Перикл. Комедия. Том 7. Цимбелин. Трагедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 8. Зимняя сказка. Комедия. Том 8. Буря. Комедия. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 8. Генрих VIII. Хроника. Том 8. Венера и Адонис. Поэма. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 8. Лукреция (Обесчещенная Лукреция). Поэма. Том 8. Сонеты. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 8. Жалобы влюбленной. Поэма. Том 8. Страстный пилигрим. Стихотворения. 1957-1960 гг.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрации к ПСС У. Шекспира в 8 тт. Том 8. Песни для музыки. Том 8. Феникс и голубка. Поэма. 1957-1960 гг.
На выставке обсуждение живописи А.Д. Гончарова. 1956 г.
В 1958 году А.Д. Гончарову было присвоено звание профессора. Андрей Дмитриевич неоднократно экспонировал свои работы на многочисленных выставках в СССР и за рубежом, удостаиваясь высоких званий и наград. В том же 1958 голу он был удостоен серебряной медали Международной выставки в Брюсселе за панно «Золотая Москва» в советском павильоне и за иллюстрации к произведениям Лопе де Вега и Эрнеста Хемингуэя.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Сервантеса. Иллюстрация к собранию сочинений.
1960 г. Гравюра в два цвета.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эскиз декорации к спектаклю «Братья Карамазовы» по роману
Ф.М. Достоевского (1). 1960 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эскиз декорации к спектаклю «Братья Карамазовы» по роману
Ф.М. Достоевского (2). 1960 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эскиз декорации к спектаклю «Братья Карамазовы» по роману
Ф.М. Достоевского (3). 1960 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эскиз декорации к спектаклю «Братья Карамазовы» по роману
Ф.М. Достоевского (4). 1960 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эскиз декорации к спектаклю «Братья Карамазовы» по роману
Ф.М. Достоевского (5). 1960 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эскиз декорации к спектаклю «Братья Карамазовы» по роману
Ф.М. Достоевского (6). 1960 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Эскиз декорации к спектаклю «Братья Карамазовы» по роману
Ф.М. Достоевского (7). 1960 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Встреча поэта И.С. Никитина с художником И.Н. Крамским. 1961 г.
Холст, масло. 71 х 80 см. Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского,
Воронежская обл.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет искусствоведа В.Н. Ляхова (1925-1975).
1960-е гг. Холст, масло. 89 х 67 см. Челябинский государственный музей
изобразительных искусств.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Материнство. 1961 г. Холст, масло. 110 х 80 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Лежащая с кошкой. 1961 г. Холст, масло. 85 х 105 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт с газовой плитой. 1961 г. Холст, масло. 76 х 101 см.
В 1959 году Гончаров создал четыре главных панно для советской выставки в Нью-Йорке. В 1959 году он был удостоен золотой медали за иллюстрации к пьесам У. Шекспира на Международной выставке искусства книги в Лейпциге. Награжден почетной грамотой Всемирного Совета Мира за большой вклад в дело мира.
Управлением культуры Исполкома Моссовета и Всероссийским театральным обществом А.Д. Гончарову за оформление спектакля «Король Лир» У. Шекспира присужден диплом лауреата «Театральной весны».
А.Д. Гончаров (1903-1979). Трое. Семейный портрет (Наташа, Миша, Боря). 1961 г.
Холст, масло. 120 х 100 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет тетушки (А.В. Головкиной). 1961 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет В.А. Роговского. 1961 г. Холст, масло. 90 х 80 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет в красном (Наташа). 1962 г. Холст, масло. 95 х 80 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Тройной портрет (с гипсовой головой). 1962 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Мужской портрет (на низком табурете). 1963 г. Холст, масло. 95 х 90 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет соседа (Зенон). 1963 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Жена художника с внуками. 1964 г. Холст, масло. 94 х 79 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Лето (Люся в красном). 1964 г. Холст, масло. 79,5 х 59,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет художника Дмитрия Бисти (1925-1990).
1964 г. Холст, масло. 95 х 81 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Роспись на стене своего загородного дома. 1964 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Красный натюрморт с лимоном. 1964 г. Холст, масло. 53,5 х 66 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Цветы у окна. 1961 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Натюрморт с цветами на синем фоне. 1964 г.
Холст, масло. 80 х 60 см.
Награждение серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе за панно «Золотая Москва»
и за иллюстрации к произведениям Лопе де Вега и Э. Хемингуэя. 1958 г.
Интересны размышления А.Д. Гончарова о судьбе своих живописных работ. С графикой всё понятно, многие его гравюры и иллюстрации были изданы в книгах еще при жизни художника. «Но вот я думаю о собственной станковой живописи. Куда девать мои картины, что с ними делать потом, когда я умру, умрет моя жена (об этом неприятно думать); что будут делать мои дети с этими «поразительными» художественными произведениями? Хорошо, потолок у меня 3,3, поэтому почти все помещается, висит дома, а у моих детей потолок максимум 2,7 и все повесить нельзя. Значит, надо свернуть в трубку, спрятать и оставить до тех пор, пока все не сгниет?» (А.Д. Гончаров. О ремесле и искусстве).
На самом деле, даже на персональном сайте А.Д. Гончарова местонахождение большинства картин маслом не указано. Не указаны они ни на сайте Третьяковской галереи, ни в Русском музее, хотя в Новой Третьяковке на третьем этаже висят 2-3 полотна Гончарова.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет У. Шекспир. Иллюстрация к трагедии «Гамлет». 1963 г.
В 1963 году А.Д. Гончаров вновь обратился к творчеству своего любимого писателя Уильяма Шекспира, на этот раз к трагедии «Гамлет».
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет У. Шекспира. 1964 г.
Вильям Шекспир. Гамлет. Перевод Б. Пастернака. Художник А. Гончаров. Москва, Издательство
«Художественная литература», 1964 г. Фронтиспис и титульный лист.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (1). 1963 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (2). 1963 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (3). 1963 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (4). 1963 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (5). 1963 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Платон. Избранные диалоги. Библиотека античной литературы.
Эскиз обложки. 1964 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Сократа. Иллюстрация к книге Платона «Избранные диалоги». 1964 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Федерико Гарсиа Лорки. Иллюстрация к книге
«Лирика». 1964 г.
А.Д. Гончаров (1903-1979). Портрет Ф.М. Достоевского. Иллюстрация к роману
«Братья Карамазовы» в 2-х томах. 1962 г.
А.Д. Гончаров с внуком Андреем. 1965 г.
В 1949 году Гончаров вновь попадает в список формалистов, в котором значились В.А. Фаворский, Р.Р. Фальк, Г.И. Рублев и другие (резолюция III сессии Академии художеств СССР от 1 февраля 1949 года). Кстати, как представитель «буржуазного эстетства и космополитизма» тогда же был осужден и критик Осип Бескин, опубликовавший в 1933 году книгу «Формализм в живописи».
А в 1961 году Гончарова награлили медалью «За трудовую доблесть».
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 223-224, 257.
Ответ на комментарий Алла_Студентова #Алла_Студентова, Дорогая Алла! Спасибо за поздравление. Буду и впредь по мере сил и возможностей, по мере здоровья продолжать свой нелегкий труд и сеять разумное, доброе, вечное. Зеленое дерево жизни!