Г.И. Пожидаев (1894-1971). Портрет Натана Альтмана. Париж, 1928-1935 гг. Холст, масло. 71,5 x 55,5 см. Аукционный дом Bonhams Fine Art Auctioneers & Valuers, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 37.500 фунтов.
Натан Исаевич Альтман с 1928 по 1935 год жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. С 1936 г. работал в Ленинграде. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1957), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. Удивительно, как важный художник XX века, автор иконического портрета Анны Ахматовой Натан Альтман после своей единственной ретроспективы в 1969 году был забыт большими музеями. Его правнучка Станислава Малаховская намерена изменить ситуацию: разбирает семейные архивы, пишет исследование о работах прадеда и мечтает о музее создателя «Джоконды русского авангарда».
Н.И. Альтман. Париж, 1928 год.
Вернувшись в СССР, Н.И. Альтман попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном почтовых марок и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя, изданные в 1937 году. Продолжал плодотворно работать в основном как театральный художник.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет поэта Бориса Корнилова. 1935 г.
Бумага, акварель, тушь, коллаж. 25 х 19,2 см. Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
Борис Петрович Корнилов (1907-1938) - советский поэт и общественный деятель-комсомолец, поэт-песенник, автор стихов знаменитой «Песни о встречном». Расстрелян 20 февраля 1938 года как участник антисоветской троцкистской организации. Посмертно реабилитирован 5 января 1957 года «за отсутствием состава преступления».
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с красной рыбкой. 1934-1935 гг.
Картон, масло. 55 х 33,2 см. Собрание семьи художника.
Книга Марселя Эме «Сказки кота Мурлыки» (Les Contes du Chat perché)
с рисунками Натана Альтмана. Paris, Gallimard, 1934 г. – 140 стр., илл.
Н.И. Альтман (1889-1970). Владимир Маяковского. 1930-е гг.
Холст, масло. 59 х 36 см. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрация к стихотворению Владимира Маяковского
«Верлен и Сезанн». 1936 г. Картон, мел, гуашь, итальянский карандаш. 28 х 20,5 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского
«Кем быть». 1936 г.
Натан Альтман. Андрей Усачев. Веселая азбука. Страна Медведия. Издательство
«Мосты культуры» (Гешарим), Москва-Иерусалим, 2015 г. Обложка.
«Веселая азбука», заказанная Альтману в 1936-м, вышла в свет только в 2015 году. Вернувшийся из Парижа в Россию, блистательный художник с мировым именем, был обвинён на родине в формализме, и его удивительная, тонкая и нежная Азбука, так и не была никогда напечатана. Должно было многое случиться, чтобы благодаря энтузиазму людей, влюблённых в эту книгу, осуществилось это издание, а замечательный поэт Андрей Усачёв «проиллюстрировал» её, написав к ней стихи, — свою «Страну Медведию».
Натан Альтман. Андрей Усачев. Веселая азбука. Страна Медведия. Издательство «Мосты культуры»
(Гешарим), Москва-Иерусалим, 2015 г. Разворот с рисунками.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет И.П. Дега в полосатой кофточке. 1936 г.
Холст, масло. 31,5 х 23,5 см. Собр. И.П. Рачек, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет жены художника в маскарадном костюме.
1936-1963 гг. Холст, масло. 60,5 х 38,5 см. (рама). Собрание семьи Малаховских,
Санкт-Петербург. Портрет окончен в 1969 году.
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет с цветным шарфом. 1930 г. Холст, масло. 84 х 60 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций. Дар А.Н. Рамма.
Провинциал из бедной еврейской семьи, не имевший по меркам своего времени серьёзного художественного образования, Натан Альтман в 1914 году взял и вписал своё имя в историю русской и мировой живописи. Причём не просто встал в конце списка, а задал какой-то новый уровень, после которого та же портретная живопись уже просто не могла быть прежней. Всё самое значительное в станковой живописи было создано Н. Альтманом в Петрограде-Ленинграде, где он прожил большую часть жизни.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Подготовка текста Б.М. Эйхенбаум. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. – 137 с. [4] с.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. Фронтиспис и портрет Н.В. Гоголя.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. 1-2. Повесть «Невский проспект».
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. Иллюстрации к повести «Нос». 1. Страх перед николаевской полицией. 2. А в это время Нос гуляет в виде генерала.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. Иллюстрации к повести «Нос». 1. Бал, который снится художнику. 2. Визит врача.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г.
Иллюстрации к повести «Нос». Вывеска парикмахера.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. Иллюстрации к повести «Шинель». 1. Выбор имени Акакию Акакиевичу. 2. Акакий Акакиевич примеряет новую шинель.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г.
Иллюстрации к повести «Шинель». Акакий Акакиевич и труд его жизни.
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет в лыжном костюме. 1934 г.
Бумага, гуашь, белила, темпера. 47 х 33 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.
С 1936 года Альтман работал в Ленинграде. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Публиковал статьи по вопросам искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Ирины Тернавцевой. 1940 г.
Собрание семьи Малаховских, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к пьесе И. Переца «Горит». Москва, ГОСЕТ. 1940 г.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации 1-й картины 4-го действия спектакля «Горит» И. Переца.
Москва, ГОСЕТ. 1940 г. Бумага, масло 25,8 х 35 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусств.
Н.И. Альтман (1889-1970). Плакат спектакля «Король Лир» У. Шекспира.
Большой драматический театр им. М. Горького. 1941 г. Бумага, печать. 88 х 60 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
Н.И. Альтман (1889-1970). Занавес к спектаклю «Король Лир» по пьесе У. Шекспира. 1940-1950 гг.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскизы к трагедии У. Шекспира «Король Лир». Король Лир и Регана. 1940-1950 гг. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскизы к трагедии У. Шекспира «Король Лир». Гонерилья и Корделия. 1940-1950 гг. Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз костюма Гонерильи к спектаклю «Король Лир»
по пьесе У. Шекспира. 1940-1950 гг.
Басни Крылова. Сборник. Сост. В.Л. Нейштадт. Иллюстрации Н. Альтмана. Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1941 г. 2. Эскиз к сборнику «Басни». 1940 г. Собрание семьи Малаховских, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Молотов (Пермь). Пейзаж с поездом. 1942 г. Бумага на картоне, масло. 24 х 32,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Зимний пейзаж. Молотов (Пермь). 1942 г. Картон, масло. 26 х 36 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.
Натан Альтман на рыбалке в окрестностях Ленинграда.
Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр.
Спектакли, оформленные Н. Альтманом после возвращения в СССР в 1935 году
К. Чапек Мать. Государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр)
Ленинград, 1939,
«Король Лир», ГБДТ, 1941,
«Гаянэ», 1942, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
«Отелло», 1944, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
«Измена нации (Золотая чума)», 1953, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
А. П. Бородин «Князь Игорь», 1954,
«Гамлет», 1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
«Ночь в Толедо» Лопе де Веги, 1960, Ленинградский театр комедии.
Н.И. Альтман (1889-1970). Парк. Эскиз декорации к балету А. Крейна «Лауренсия». Ленинград,
Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942-1944 гг. Холст, темпера. 25,5 х 36,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Площадь. Эскиз декорации к балету А. Крейна «Лауренсия». Ленинград,
Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942-1944 гг. Холст, темпера. 25 х 36,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Площадь. Эскиз декорации к балету А. Крейна «Лауренсия». Ленинград,
Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942-1944 гг. Холст, темпера. 26 х 36 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к балету А. Крейна «Лауренсия». Ленинград,
Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942-1944 гг. Холст, темпера. 26,3 х 36,2 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
Н.И. Альтман (1889-1970). Венеция. Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Отелло». 1944 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз костюма к трагедии У. Шекспира «Отелло».
1944 г. Бумага, пастель.
Н.И. Альтман (1889-1970). Белая ночь (The White Night). 1945 г. Холст, масло. 50 x 54 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Молотовский пейзаж. 1943 г. Холст, масло. 64,5 x 79 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет поэта Василия Васильевича Каменского (1884-1961).
1941-1944 гг. Бумага (с маркой Arches), графитный карандаш. 52,5 х 40 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.И. Альтман (1889-1970). Железнодорожный машинист Симонов. 1944 г. Бумага, карандаш.
46 х 38 см. Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Пермский край.
Н.И. Альтман (1889-1970). Букет. 1945 г. бумага, раскраска, хромолитография.
35,6 х26 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
В.А. Оболенский (1889-1954). Портрет художника Н.И. Альтмана, Пермь, 1942 г.
Бумага, сангина, графитный и черный карандаш.
Пермская государственная художественная галерея.
Во время Великой Отечественной войны в 1941-1944 годах Альтман с семьей был в эвакуации в Перми (тогда Молотов). Там Натан и Ирина Тернавцева зарегистрировали брак. Натан работал как карикатурист в областной газете «Звезда», делал рисунки для «Окон ТАСС», изредка писал пейзажи. С сентября 1941 г. он становится главным художником эвакуированного в Пермь ленинградского Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. В короткие сроки Альтман заново решает декорации опер «Фауст» Ш. Гуно, «Князь Игорь» А. Бородина, «Дубровский» Ф. Направника, «В бурю» Т. Хренникова, «Щорс» Г. Фарди, балета А. Крейна «Лауренсия». Наиболее значительной работой этой поры явились декорации и костюмы к первой постановке балета Арама Хачатуряна «Гаяне» (1942). Балет Хачатуряна пришлось украшать декорациями, сделанными из солдатского сукна. Но ничего из декораций не сохранилось. В 1944 г. художник был приглашен Г.М. Козинцевым оформить спектакль «Отелло» в ленинградский Театр драмы им. А.С. Пушкина, находившийся в Новосибирске. После возвращения театра из эвакуации «Отелло» с успехом шел и на ленинградской сцене.
Н.И. Альтман (1889-1970). Табель-календарь на 1947 год. Издание Художественного фонда СССР.
1946 г. Цветная литография. 27 х 31 м.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз афиши к спектаклю «Тристан и Изольда» по пьесе А.Я. Бруштейн.
1947 г. Бумага, акварель, гуашь. 88,5 х 64 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусств.
Александра Яковлевна Бруштейн (1884-1968) - русская советская детская писательница, драматург и переводчик.
Пьесу «Тристан и Изольда» перевела в 1944 году со старофранцузского источника XII века.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз занавеса к спектаклю «Тристан и Изольда» А.Я. Бруштейн.
Ленинградский Театр им. Ленкома. 1947 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тристан и Изольда» А.Я. Бруштейн (1). 1947 г.
Холст, масло. 50,0 х 64,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тристан и Изольда» А.Я. Бруштейн (2). 1947 г.
Холст, масло. 50,5 х 68 см, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тристан и Изольда» А.Я. Бруштейн (3). 1947 г.
Холст, масло. 50,5 х 68 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
Н.И. Альтман (1889-1970). Зарисовка по фотографии. Сцена из спектакля «Молодая гвардия» по роману
А.А. Фадеева. 1947 г. Бумага, акварель, карандаш. 38 х 48 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусств.
Леонид Борисов. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть. Рисунки Натана Альтмана. Ленинград, Издательство художественной литературы, 1971 г.
Повесть Леонида Борисова «Волшебник из Гель-Гью» посвящена писателю-романтику Александру Грину. Написанная в трудные годы войны, она, напечатанная в журнале, наделала много шума и подверглась суровой критике во времена так называемой «ждановщины». Критики упрекали Л.Борисова в том, что он слишком идеализирует антисоветчика и космополита Грина, ругали за несвоевременное обращение к романтизму, за мистицизм и пр. Одни считали повесть досадным провалом - другие - удачей. Даже вдова Грина - Нина Николаевна ругала Борисова за то, что он неверно показал ее мужа - писателя и его духовный мир. Понадобилось заступничество К. Паустовского и еще некоторых писателей, чтобы повесть напечатали в виде книги.
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрации к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» (1-2). 1946 г.
Бумага, акварель, тушь.
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрации к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» (3-4). 1946 г.
Бумага, акварель, тушь.
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрации к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» (5-6). 1946 г.
Бумага, акварель, тушь.
Натан Альтман с Ириной Тернавцевой у Румянцевых. 1952 г. Фото из собрания Малаховских, Санкт-Петербург.
В первое послевоенное десятилетие Альтман – один из ведущих театральных художников Ленинграда. Им поставлено множество разных спектаклей в Театре драмы им. А.С. Пушкина и Большом драматическом театре, в Театре им. Ленинского комсомола, Новом театре и Театре комедии. В основном это спектакли советских драматургов – «Под каштанами Праги» К. Симонова, №Победители ночи» Н. Погодина, «Измена нации» В. Соловьева и др. Альтман примыкает к мастерам, которые стараются противостоять волне натурализма и серости, угрожающей захлестнуть сцену. Среди произведений классики – «Судья в ловушке» Г. Филдинга, «Тристан и Изольда» А. Бруштейна и «Гамлет» У. Шекспира (1954-1956).
Много работает Альтман и в книжной графике. В первую очередь рисунки к повести Шолом-Алейхема «С ярмарки» (1948), «Цыганы» А.С. Пушкина (1949), поэме «Двенадцать» А. Блока (1960) и др.
А.С. Пушкин. Цыганы. Поэма. Рисунки Натана Альтмана. Ленинград, Пушкинское общество, 1950 г. - 14, [2] с. ил. Обложка и титульный лист.
А.С. Пушкин. Сказки. Иллюстрации Н. Альтмана. 1949 г. Обложка. Бумага, карандаш, цветные чернила. 26х19,4 см. 2. 1949 г. Титульный лист. бумага, акварель, карандаш, чернила. 34,9х25,9 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз марки Пушкинского общества с портретом А.С. Пушкина.
1946 г. Картон, тушь, перо. 8,5 х 8,5 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет В.В. Маяковского. 1950 г. Бумага, цветные карандаши.
54,5 х 42,3 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Победители ночи» И.В. Штока. 1950 г.
Оргалит, масло. 50,5 х 67,8 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тайная война» по пьесе В.С. Михайлова и Л.С. Самойлова.
1950 г. Бумага, гуашь, цветные карандаши. 25,3 х 30,3 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тайная война» по пьесе В.С. Михайлова и Л.С. Самойлова.
1950 г. Картон, масло. 43 х 60,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
Н.И. Альтман (1889-1970). Ленинградский пейзаж (Лесной проспект). 1952 г.
Оргалит, масло. 57,5 х 46 см. Собрание Анны и Леонида Франц, Санкт-Петербург.
На доме висит мемориальная доска в честь Альтмана.
Ольга Берггольц. Стихотворения и поэмы. Портрет автора работы художника Н. Альтмана.
Москва-Ленинград, Государственное издательство художественной литературы, 1951 г. -179 c.; 1л. портр.
Ольга Берггольц. Верность. Стихи и поэмы. Художник Н.И. Альтман.
Ленинград, Издательство «Советский писатель», 1970 г. – 360 стр.
Н.И. Альтман (1889-1970). Женя за чтением. 1950-е гг. Холст, масло. 61 х 37 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Н.И. Альтман, Е.Л. Шварц, И.Г. Эренбург. Ленинград, 1957 г.
«Натан Альтман все-таки не гений, а только большой талант, ибо у него имеется как раз очень определенная, резкая, индивидуальная физиономия, чем и отличается ярко-односторонний талант от многоликого гения, как однотонный Шиллер от многоцветного Гете... Эта индивидуальная черта отмечена и А. Эфросом, но как-то мельком: «своей золото-черной и «еврейской графикой» Альтман открыл собою новую главу национального народничества». Вот, именно, весь характер портретов Альтмана национально-резкий, единственный в своем роде. В них именно воля, напряженная и непоколебимая, не только в лицах, в глазах, в сюжетах Альтмана, но и в его хватке, трактовке, в линиях, чертах, округлостях, в преувеличениях... И его натюрморты похожи на его портреты. Альтман— есть Альтман—и ничего больше» (Из рецензии Н.Н. Русова, 1923 г.)
Н.И. Альтман (1889-1970). Комната Гамлета. Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет».
Ленинградский академический театр драмы им. А.С. Пушкина. 1954 г. Бумага, смешанная техника. 30 х 30 см.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». Сцена бала, акт III, вид спереди.
1954 г. Картон, гуашь. 34,9 х 41,9 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». Сцена бала, акт III, вид сбоку.
1954 г. Картон, гуашь. 34,9 х 41,9 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 5. 1954 г.
Картон, масло. 34 x 45,5 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». 1954 г.
Картон, масло. 34 x 45,5 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 8. 1954 г.
Картон, масло. 35,2 х 46 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 9. 1954 г.
Картон, масло. 34 x 45,5 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 10. 1954 г.
Оргалит, масло. 35,2 х 46 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970 Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 12. 1954 г.
Картон, масло. 34,9 х 45 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 17. 1954 г.
Картон, карандаш. 35,5 х 44,7 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». 1954 г. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». 1954 г. Холст, масло. 36 х 56,3 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Композиция по мотивам трагедии У. Шекспира «Гамлет». Черная птица
закрыла солнце. 1960 г. Бумага на картоне, темпера, масло, цветной карандаш. 63,5 х 179 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Кадр из фильма «Дон Кихот». Производство киностудии «Ленфильм», 1957 г. Режиссер Григорий Козинцев.
Художник Натан Альтман – костюмы и грим. В ролях: Санчо Панса - Юрий Толубеев, Дон Кихот - Николай Черкасов.
Н.И. Альтман (1889-1970). Балет. 1958 г. Бумага, тушь, акварель. 20 х 21 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман в мастерской. Ленинград, 1968 г.
Как правнучка Альтмана Станислава Малаховская разбирает чемоданы
с семейными архивами и планирует музей прадедушки
Первой в семье Альтмана за методическое исследование его наследия взялась правнучка Станислава Малаховская. Два поколения никто не брался за эту тему, но Станислава намерена изменить ситуацию. Она завершила выставочный марафон Альтмана выставкой в питерской KGallery и в Библиотеке книжной графики проектом «Портрет ведет себя странно» в Музее Анны Ахматовой в 2021 году.
Станислава окончила Академию им. А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге (бывшее училище барона Штиглица), училась на кафедре книжной графики. В ее портфолио - персональные выставки живописи и книжная графика. Малаховская учится в магистратуре Академии художеств, ездит по стране, чтобы каталогизировать все, что связано с именем прадедушки, и пишет исследование «Эволюция стиля в книжной графике Натана Альтмана».
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз оформления Биржи к массовому представлению «К мировой Коммуне»
в честь открытия II Конгресса Коминтерна. 1960 г. Повторение варианта 1920 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Эскиз обложки к поэме А.А. Блока «Двенадцать». 1960 г. Бумага, смешанная техника. 32 х 24 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. 2. Иллюстрация к поэме. 1960 г. Не издано.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет коллекционера Ильи Палеева. 1960 г.
Картон, масло. 53 х 43 см. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Мечта о козе-кормилице («Заколдованный портной»). 1963 г. Холст, масло.
50 х 67,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Сумасшествие портного. Композиция на тему спектакля по Шолом-Алейхему
«Заколдованный портной». Москва (ГОСЕТ). 1963 г. Холст, масло. 50,6 х 68 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Мужчина с рыбой. 1960-1970 гг. Холст, масло. 58 х 45 см.
Аукцион АI, Москва, 2015 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Театральная картина. Эскиз декорации к спектаклю «Отелло»
(неосуществленная постановка). 1964 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Отелло» (неосуществленная постановка). 1964 г.
Холст, масло. 51 х 67 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Маскарад» по пьесе М.Ю. Лермонтова
(неосуществленная постановка). 1964 г. Холст, масло. 51 х 68 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман. Снимок из документального фильма «Первые страницы», 1968 г.
Прямых потомков Натана Альтмана не осталось. Но не прервался род Бронислава Малаховского, чьих детей усыновил Альтман. Дмитрия Малаховского в приемной семье Альтмана звали Валентином — мальчика крестили под этим именем. После университета в Ленинграде Дмитрий окончил аспирантуру в МГУ, там же защитил докторскую диссертацию. У Дмитрия Малаховского родились сыновья Петр и Василий, дочь которого, Станислава, стала художником. Она окончила Академию Штиглица. Потом получила второе образование - искусствоведческое. Изучает книжную графику Натана Альтмана. Сама Станислава — автор иллюстраций уже нескольких книг.
Вспоминают, что, встречая Натана Альтмана, Осип Мандельштам всякий раз декламировал с немецким акцентом:
«Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По-немецки значит Альтман —
Очень старый человек.
Он художник старой школы,
Целый свой трудился век,
Оттого он невесёлый,
Очень старый человек».
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз портального занавеса к спектаклю «Король Лир» У. Шекспира. 1964 г.
Холст, масло. 54,5 х 72 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Сцена Буря. Эскиз декорации к спектаклю «Король Лир» У. Шекспира.
Ленинград, БДТ им. Горького. 1965 г. Холст, масло. 53,8 х 73 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Ковчег. Триптих. Иллюстрация к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-буфф».
1967 г. Картон, пастель. 50х65,8 см. (рама); 48,6х63,3 см. (в свету). Институт русской литературы
(Пушкинский дом), Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Ад. Триптих. Иллюстрация к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-буфф».
Бумага, пастель. 50 х 65,8 см. (рама); 48,6 х 63,3 см. (в свету). Институт русской литературы
(Пушкинский дом), Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Отряд из двенадцати человек. Иллюстрация к поэме А. Блока «Двенадцать».
1970 г. Картон, пастель. 55 х 76,6 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом), Санкт-Петербург.
Композиция «Под солнцем» (сделано в Хосте с модели жены художника И.В. Щеголева)
Н.И. Альтман (1889-1970). Раненое животное. 1967 г. Дерево.
Натан Альтман с ручной вороной. Зеленогорск, 1970 г.
В 1969 году, еще при жизни художника, в Ленинграде состоялась большая ретроспективная выставка Н.И. Альтмана в Ленинградском отделении Союза советских художников на ул. Герцена, 38. Она объединила все лучшие работы за шесть десятилетий творчества: самая ранняя помечена 1906 годом, последняя - 1969 г. А всего за его жизнь их состоялось около 150.
В конце жизни, в 1968 году Натану Альтману было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР. По этому поводу Альтман грустно шутил: «Зачем мне звание, у меня есть имя?».
Альберт Лемменс, Сергей Стоммелс. Русские художники и детская книга, 1890-1992 гг. Суперобложка Д.П. Штеренберга. Фронтиспис (справа) Натана Альтмана. Неймеген, Нидерланды, 2009 г. 512 с., более 1100 ил.+ CD.
Н.И. Альтман (1889-1970). Рахманинов. Дерево, масло. 98,5 х 74 см.
Частное собрание.
Натан Альтман в Зеленогорске. 1970 г. Собрание семьи Малаховских.
Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года в возрасте 80 лет, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово), недалеко от могилы Анны Ахматовой. Они вновь встретились – художник и модель. Надгробие Альтману создано в 1972 году скульптором Н.И. Альтман и архитектором Т.Н. Милорадовичем.
Памятник Натану Альтману на Комаровском Некрополе в Санкт-Петербурге.
Мемориальная доска Натана Альтмана на доме в Санкт-Петербурге
по ул. Лесной проспект, где он жил с 1937 по 1970 год.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 16-18, 36-37.
М.Г. Эткинд. Натан Альтман. Монография. Москва, Издательство
«Советский художник», 1971 г. - 132 с., ил.