• Авторизация


РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НАТАН ИСАЕВИЧ АЛЬТМАН (1889-1970), ЧАСТЬ III. ОБЩЕСТВО «СОЮЗ МОЛОДЕЖИ» 27-11-2023 19:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Жорж Пожедаев - Портрет Н. Альтмана. Х, м .71.5 x 55.5cm. Аук Бонхэмс, 2014.Sold for £37,500 фунт. (532x700, 156Kb)
Г.И. Пожидаев (1894-1971). Портрет Натана Альтмана. Париж, 1928-1935 гг. Холст, масло. 71,5 x 55,5 см. Аукционный дом Bonhams Fine Art Auctioneers & Valuers, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 37.500 фунтов.

Натан Исаевич Альтман с 1928 по 1935 год жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. С 1936 г. работал в Ленинграде. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1957), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. Удивительно, как важный художник XX века, автор иконического портрета Анны Ахматовой Натан Альтман после своей единственной ретроспективы в 1969 году был забыт большими музеями. Его правнучка Станислава Малаховская намерена изменить ситуацию: разбирает семейные архивы, пишет исследование о работах прадеда и мечтает о музее создателя «Джоконды русского авангарда».


1928 Н. Альтман. ПАРИЖ (424x700, 71Kb)
Н.И. Альтман. Париж, 1928 год.

Вернувшись в СССР, Н.И. Альтман попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном почтовых марок и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя, изданные в 1937 году. Продолжал плодотворно работать в основном как театральный художник.

1935 Портрет поэта Бориса Корнилова (1907-расстрел 1938). Бум, акв, тушь, коллаж. 25 by 19.2cm.Кол Джеймса Баттерви Сотбис Лон 2012. Эстим. 30,000 - 50,000 GBP (532x700, 116Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет поэта Бориса Корнилова. 1935 г.
Бумага, акварель, тушь, коллаж. 25 х 19,2 см. Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
Борис Петрович Корнилов (1907-1938) - советский поэт и общественный деятель-комсомолец, поэт-песенник, автор стихов знаменитой «Песни о встречном». Расстрелян 20 февраля 1938 года как участник антисоветской троцкистской организации. Посмертно реабилитирован 5 января 1957 года «за отсутствием состава преступления».

1934-1935 Натюрморт с красной рыбкой (414x700, 115Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с красной рыбкой. 1934-1935 гг.
Картон, масло. 55 х 33,2 см. Собрание семьи художника.

1934 Книга Марселя Эме с рисунками Альтмана (541x700, 92Kb)
Книга Марселя Эме «Сказки кота Мурлыки» (Les Contes du Chat perché)
с рисунками Натана Альтмана. Paris, Gallimard, 1934 г. – 140 стр., илл.

1930-е Портрет Маяковского. Х, м. 59 х 36 см. Собрание KGallery, СПб.  (434x700, 127Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Владимир Маяковского. 1930-е гг.
Холст, масло. 59 х 36 см. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

1936 Иллюстрация к стихотворению Владимира Маяковского Верлен и Сезанн. Карт, мел,еуашь. ит. кар. 28ъ20,5. Музей АА, СПб (518x700, 92Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрация к стихотворению Владимира Маяковского
«Верлен и Сезанн». 1936 г. Картон, мел, гуашь, итальянский карандаш. 28 х 20,5 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1936 Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского «Кем быть» (511x700, 102Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского
«Кем быть». 1936 г.

1936 Азбука «Медведия» 2015 г (490x700, 181Kb)
Натан Альтман. Андрей Усачев. Веселая азбука. Страна Медведия. Издательство
«Мосты культуры» (Гешарим), Москва-Иерусалим, 2015 г. Обложка.

«Веселая азбука», заказанная Альтману в 1936-м, вышла в свет только в 2015 году. Вернувшийся из Парижа в Россию, блистательный художник с мировым именем, был обвинён на родине в формализме, и его удивительная, тонкая и нежная Азбука, так и не была никогда напечатана. Должно было многое случиться, чтобы благодаря энтузиазму людей, влюблённых в эту книгу, осуществилось это издание, а замечательный поэт Андрей Усачёв «проиллюстрировал» её, написав к ней стихи, — свою «Страну Медведию».

1936 Азбука «Медведия», заказанная Альтману в 1936-м, вышла в свет только в 2015 году (700x388, 93Kb)
Натан Альтман. Андрей Усачев. Веселая азбука. Страна Медведия. Издательство «Мосты культуры»
(Гешарим), Москва-Иерусалим, 2015 г. Разворот с рисунками.

1936 Портрет И.П. Дега в полосатой кофточке. Х, м, 31,5 х 23,5 см. <br />
Собр. И.П. Рачева, МСк (517x700, 157Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет И.П. Дега в полосатой кофточке. 1936 г.
Холст, масло. 31,5 х 23,5 см. Собр. И.П. Рачек, Москва.

1936-1963 Портрет жены художника в маскарадном костюме.Собрание семьи Малаховских с.95 (499x700, 124Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет жены художника в маскарадном костюме.
1936-1963 гг. Холст, масло. 60,5 х 38,5 см. (рама). Собрание семьи Малаховских,
Санкт-Петербург. Портрет окончен в 1969 году.

1930 Автопортрет с цветным шарфом.Х, м. 84 х 60 см. ГМИИ им.Пушкина. Дар А. Рамма (483x700, 102Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет с цветным шарфом. 1930 г. Холст, масло. 84 х 60 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций. Дар А.Н. Рамма.

Провинциал из бедной еврейской семьи, не имевший по меркам своего времени серьёзного художественного образования, Натан Альтман в 1914 году взял и вписал своё имя в историю русской и мировой живописи. Причём не просто встал в конце списка, а задал какой-то новый уровень, после которого та же портретная живопись уже просто не могла быть прежней. Всё самое значительное в станковой живописи было создано Н. Альтманом в Петрограде-Ленинграде, где он прожил большую часть жизни.

1937 Обложка Петербургские повести Н.В.Гоголя (414x570, 162Kb)1937 Обложка Петербургские повести Н.В.Гоголя 2 (393x570, 51Kb)
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Подготовка текста Б.М. Эйхенбаум. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. – 137 с. [4] с.
1937 Иллюстрация к повести Н.Гоголя -1. (403x530, 117Kb)1937 Иллюстрация к «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. (401x530, 112Kb)
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. Фронтиспис и портрет Н.В. Гоголя.
1937 Иллюстрация к повести» Н.В.Гоголя Невский просп. (408x530, 103Kb)1937 Иллюстрация к повести» Н.В.Гоголя Невский просп.2 (405x530, 111Kb)
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. 1-2. Повесть «Невский проспект».
1937 Страх перед николаевской полицией. Илл. к повести Н.Гоголя Нос.jpg (408x530, 116Kb)1937 А в это время Нос гуляет в виде генерала. Илл. к повести Н.Гоголя Нос (396x530, 84Kb)
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. Иллюстрации к повести «Нос». 1. Страх перед николаевской полицией. 2. А в это время Нос гуляет в виде генерала.
1937 Бал, который снится художнику. Илл. к повести Н.Гоголя Нос (404x530, 114Kb)1937 Визит врача. Илл. к повести Н.Гоголя Нос (412x530, 94Kb)
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. Иллюстрации к повести «Нос». 1. Бал, который снится художнику. 2. Визит врача.
1937 Вывеска парикмахера. Илл. к повести Н.Гоголя Нос (700x468, 122Kb)
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г.
Иллюстрации к повести «Нос». Вывеска парикмахера.
1937 Выбор имени Акакию Акакиевичу. Иллюстрация к повести Н.Гоголя Шинель (402x530, 102Kb)1937 Иллюстрация к повести Н.Гоголя Шинель (392x530, 149Kb)
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г. Иллюстрации к повести «Шинель». 1. Выбор имени Акакию Акакиевичу. 2. Акакий Акакиевич примеряет новую шинель.
1937 Акакий Акакиевич и труд его жизни. Иллюстрация к повести Н.Гоголя Шинель (700x453, 98Kb)
Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Художник Натан Альтман. Москва, Издательство Academia, 1937 г.
Иллюстрации к повести «Шинель». Акакий Акакиевич и труд его жизни.

1934 Автопортрет (522x700, 76Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет в лыжном костюме. 1934 г.
Бумага, гуашь, белила, темпера. 47 х 33 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.

С 1936 года Альтман работал в Ленинграде. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Публиковал статьи по вопросам искусства.

1940 Портрет Ирины Тернавцевой. Собрание семьи Малаховских (499x700, 63Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Ирины Тернавцевой. 1940 г.
Собрание семьи Малаховских, Санкт-Петербург.

1940 Эскиз декора к пьесе И. Переца Горит (700x516, 146Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к пьесе И. Переца «Горит». Москва, ГОСЕТ. 1940 г.
Частное собрание.

1940 Эскиз декорации 1-й картины 4-го действия спектакля Горит И.Переца. Спектакль «Горит». (ГОСЕТ) Бум, масло 25,8 х 35, СПб театр (700x518, 150Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации 1-й картины 4-го действия спектакля «Горит» И. Переца.
Москва, ГОСЕТ. 1940 г. Бумага, масло 25,8 х 35 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусств.

1941 Плакат спектакля Король Лир У.Шекспира. Большой драматический театр им. М.Горького. Бум, печать. 88 х 60 см СПб театр (468x700, 114Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Плакат спектакля «Король Лир» У. Шекспира.
Большой драматический театр им. М. Горького. 1941 г. Бумага, печать. 88 х 60 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.

1940-1950 Занавес к спектаклю Король Лир по пьесе У.Шекспира (700x490, 121Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Занавес к спектаклю «Король Лир» по пьесе У. Шекспира. 1940-1950 гг.
1940-1950-е нач. Эскизы к трагедии В. Шекспира Король Лир. Гонерилья. СПб муз (400x620, 135Kb)1940-1950-е нач. Эскизы к трагедии В. Шекспира Король Лир. КорделияСПб муз (399x620, 130Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскизы к трагедии У. Шекспира «Король Лир». Король Лир и Регана. 1940-1950 гг. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
1940-1950-е нач. Эскизы к трагедии В. Шекспира Король Лир. Король Лир. СПб муз (403x620, 135Kb)1940-1950-е нач. Эскизы к трагедии В. Шекспира Король Лир. Регана.СПб муз (401x620, 135Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскизы к трагедии У. Шекспира «Король Лир». Гонерилья и Корделия. 1940-1950 гг. Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.
1940-е-1950 Эскиз костюма Гонерильши к спектаклю Король Лир по пьесе У.Шекспира.  (490x700, 114Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз костюма Гонерильи к спектаклю «Король Лир»
по пьесе У. Шекспира. 1940-1950 гг.
1941 Басни Крылова сборник  сост. В.Л. Нейштадт; ил. Н. Альтмана (419x550, 126Kb)
1940 Эскиз к сборнику «Басни». Собрание семьи Малаховских (389x550, 83Kb)
Басни Крылова. Сборник. Сост. В.Л. Нейштадт. Иллюстрации Н. Альтмана. Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1941 г. 2. Эскиз к сборнику «Басни». 1940 г. Собрание семьи Малаховских, Санкт-Петербург.

1942 Пермь. Пейзаж с поездом. Бум на карт, м. 24 х 32,5. ГТГ (700x507, 144Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Молотов (Пермь). Пейзаж с поездом. 1942 г. Бумага на картоне, масло. 24 х 32,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1942 Зимний пейзаж. Пермь. Карт, м. 26 х 36 см. Музей Петергоф (700x518, 175Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Зимний пейзаж. Молотов (Пермь). 1942 г. Картон, масло. 26 х 36 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.

1961 На рыбалке (700x449, 82Kb)
Натан Альтман на рыбалке в окрестностях Ленинграда.

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр.
Спектакли, оформленные Н. Альтманом после возвращения в СССР в 1935 году
К. Чапек Мать. Государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр)
Ленинград, 1939,
«Король Лир», ГБДТ, 1941,
«Гаянэ», 1942, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
«Отелло», 1944, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
«Измена нации (Золотая чума)», 1953, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
А. П. Бородин «Князь Игорь», 1954,
«Гамлет», 1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
«Ночь в Толедо» Лопе де Веги, 1960, Ленинградский театр комедии.

1942-1944 Эскиз декорации. Парк. Лауренсия. Ленинград, Театр оперы и бал. им.Кирова. Х, темп. 25,5х36,5. ГЦТМ (700x468, 176Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Парк. Эскиз декорации к балету А. Крейна «Лауренсия». Ленинград,
Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942-1944 гг. Холст, темпера. 25,5 х 36,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1942-1944 Эскиз декорации. Площадь. Лауренсия. Ленинград, Опер театр им.Кирова.  25х36,5. ГЦТМ (700x478, 168Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Площадь. Эскиз декорации к балету А. Крейна «Лауренсия». Ленинград,
Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942-1944 гг. Холст, темпера. 25 х 36,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1942-1944 Эскиз декорации. Площадь. Лауренсия. Ленинград,им.Кирова. Х, темп. 26х36. ГЦТМ (700x485, 183Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Площадь. Эскиз декорации к балету А. Крейна «Лауренсия». Ленинград,
Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942-1944 гг. Холст, темпера. 26 х 36 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1942-1944 Эскиз декорации Лауренсия. Ленинград,им.Кирова. Х, темп. 26,3х36,2 ГЦТМ (700x490, 162Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к балету А. Крейна «Лауренсия». Ленинград,
Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942-1944 гг. Холст, темпера. 26,3 х 36,2 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.

1944 Эскиз к спектаклю «Отелло». Венеция (700x480, 107Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Венеция. Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Отелло». 1944 г.

1944 Costume for the character of Othello in the Othello piece,  (pastel on paper) (462x700, 89Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз костюма к трагедии У. Шекспира «Отелло».
1944 г. Бумага, пастель.

1945 Nuit blanche (White Night), Х, м. 50x54 cm. ГРМ (700x649, 152Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Белая ночь (The White Night). 1945 г. Холст, масло. 50 x 54 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1943 Молотовский пейзаж. Х, м. 64,5x79. ГРМ (700x575, 123Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Молотовский пейзаж. 1943 г. Холст, масло. 64,5 x 79 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1944 Портрет В.В.Каменского Бумага (с маркой Arches); графитный карандаш(Пермская КГ) (528x700, 63Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет поэта Василия Васильевича Каменского (1884-1961).
1941-1944 гг. Бумага (с маркой Arches), графитный карандаш. 52,5 х 40 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1944 Железнодорожный машинист Симонов. Бум, кар. 46х38 см. Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (613x700, 126Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Железнодорожный машинист Симонов. 1944 г. Бумага, карандаш.
46 х 38 см. Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Пермский край.

1945 Букет. бумага, раскраска, хромолитографи432х307. 356х260 мм. ГМИИ им.Пушкина (514x700, 141Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Букет. 1945 г. бумага, раскраска, хромолитография.
35,6 х26 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1942 Оболенский Владимир Андреевич - Портрет художника Н.И. Альтмана, Пермь. Бум; сангина; графит кар; черный кар. Пермская ХГ (474x700, 91Kb)
В.А. Оболенский (1889-1954). Портрет художника Н.И. Альтмана, Пермь, 1942 г.
Бумага, сангина, графитный и черный карандаш.
Пермская государственная художественная галерея.

Во время Великой Отечественной войны в 1941-1944 годах Альтман с семьей был в эвакуации в Перми (тогда Молотов). Там Натан и Ирина Тернавцева зарегистрировали брак. Натан работал как карикатурист в областной газете «Звезда», делал рисунки для «Окон ТАСС», изредка писал пейзажи. С сентября 1941 г. он становится главным художником эвакуированного в Пермь ленинградского Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. В короткие сроки Альтман заново решает декорации опер «Фауст» Ш. Гуно, «Князь Игорь» А. Бородина, «Дубровский» Ф. Направника, «В бурю» Т. Хренникова, «Щорс» Г. Фарди, балета А. Крейна «Лауренсия». Наиболее значительной работой этой поры явились декорации и костюмы к первой постановке балета Арама Хачатуряна «Гаяне» (1942). Балет Хачатуряна пришлось украшать декорациями, сделанными из солдатского сукна. Но ничего из декораций не сохранилось. В 1944 г. художник был приглашен Г.М. Козинцевым оформить спектакль «Отелло» в ленинградский Театр драмы им. А.С. Пушкина, находившийся в Новосибирске. После возвращения театра из эвакуации «Отелло» с успехом шел и на ленинградской сцене.

1947 Настен. календарь. (700x604, 187Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Табель-календарь на 1947 год. Издание Художественного фонда СССР.
1946 г. Цветная литография. 27 х 31 м.

1947 Эскиз афиши к спектаклю Тристан и Изольда по пьесе А.Я.Бруштейн. Бум, гаушь. 88,5 х 64, СПб муз (509x700, 129Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз афиши к спектаклю «Тристан и Изольда» по пьесе А.Я. Бруштейн.
1947 г. Бумага, акварель, гуашь. 88,5 х 64 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусств.
Александра Яковлевна Бруштейн (1884-1968) - русская советская детская писательница, драматург и переводчик.
Пьесу «Тристан и Изольда» перевела в 1944 году со старофранцузского источника XII века.

1947 Эскиз занавеса к спектаклю «Тристан и Изольда». Ленинградский Театр им. Ленкома (700x359, 118Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз занавеса к спектаклю «Тристан и Изольда» А.Я. Бруштейн.
Ленинградский Театр им. Ленкома. 1947 г.

1947 Эскиз декорации к сп.Тристан и Изольда А.Я.Бруштейн. Спектакль «Тристан и Изольда» Х, м. 50,0 х 64,5. СПб театр. с.102 (700x553, 137Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тристан и Изольда» А.Я. Бруштейн (1). 1947 г.
Холст, масло. 50,0 х 64,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.

1947 Эскиз декорации к сп.Тристан и Изольда А.Я.Бруштейн. Спектакль «Тристан и Изольда» Х, м. 50,5 х 68, СПб театр (2) (700x533, 128Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тристан и Изольда» А.Я. Бруштейн (2). 1947 г.
Холст, масло. 50,5 х 68 см, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.

1947 Эскиз декорации к сп.Тристан и Изольда А.Я.Бруштейн. Спектакль «Тристан и Изольда» Х, м. 50,5 х 68, СПб театр (700x529, 151Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тристан и Изольда» А.Я. Бруштейн (3). 1947 г.
Холст, масло. 50,5 х 68 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.

1947 Зарисовка по фотографии. Сцена из спектакля Молодая гвардия по роману А.А.Фадеева. Бум, акв, кар.38, х 48, СПб муз  (700x549, 121Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Зарисовка по фотографии. Сцена из спектакля «Молодая гвардия» по роману
А.А. Фадеева. 1947 г. Бумага, акварель, карандаш. 38 х 48 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусств.

1946 Иллюстрация к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» Обл (409x600, 90Kb)1946 Иллюстрация к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» Титул (392x600, 85Kb)
Леонид Борисов. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть. Рисунки Натана Альтмана. Ленинград, Издательство художественной литературы, 1971 г.

Повесть Леонида Борисова «Волшебник из Гель-Гью» посвящена писателю-романтику Александру Грину. Написанная в трудные годы войны, она, напечатанная в журнале, наделала много шума и подверглась суровой критике во времена так называемой «ждановщины». Критики упрекали Л.Борисова в том, что он слишком идеализирует антисоветчика и космополита Грина, ругали за несвоевременное обращение к романтизму, за мистицизм и пр. Одни считали повесть досадным провалом - другие - удачей. Даже вдова Грина - Нина Николаевна ругала Борисова за то, что он неверно показал ее мужа - писателя и его духовный мир. Понадобилось заступничество К. Паустовского и еще некоторых писателей, чтобы повесть напечатали в виде книги.
1946 Иллюстрация к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» 3 (400x615, 128Kb)1946 Иллюстрация к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» 2 (400x615, 119Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрации к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» (1-2). 1946 г.
Бумага, акварель, тушь.

1946 Иллюстрация к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» 5 (418x615, 102Kb) 1946 Иллюстрация к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» 4 (416x615, 98Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрации к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» (3-4). 1946 г.
Бумага, акварель, тушь.

1946 Иллюстрация к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» (411x615, 115Kb) 1946 Иллюстрация к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» 6 (416x615, 118Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Иллюстрации к повести Л.И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» (5-6). 1946 г.
Бумага, акварель, тушь.

1952 Натан Альтман с Ириной Тернавцевой у Румянцевых. Фото из собрания (700x481, 77Kb)
Натан Альтман с Ириной Тернавцевой у Румянцевых. 1952 г. Фото из собрания Малаховских, Санкт-Петербург.

В первое послевоенное десятилетие Альтман – один из ведущих театральных художников Ленинграда. Им поставлено множество разных спектаклей в Театре драмы им. А.С. Пушкина и Большом драматическом театре, в Театре им. Ленинского комсомола, Новом театре и Театре комедии. В основном это спектакли советских драматургов – «Под каштанами Праги» К. Симонова, №Победители ночи» Н. Погодина, «Измена нации» В. Соловьева и др. Альтман примыкает к мастерам, которые стараются противостоять волне натурализма и серости, угрожающей захлестнуть сцену. Среди произведений классики – «Судья в ловушке» Г. Филдинга, «Тристан и Изольда» А. Бруштейна и «Гамлет» У. Шекспира (1954-1956).
Много работает Альтман и в книжной графике. В первую очередь рисунки к повести Шолом-Алейхема «С ярмарки» (1948), «Цыганы» А.С. Пушкина (1949), поэме «Двенадцать» А. Блока (1960) и др.

1950 Цыганы. Рисунки Натана Альтмана. - Ленинград Пушкинское общество. Обл 14, [2] с. ил. (386x540, 74Kb)1950 Цыганы. Рисунки Натана Альтмана. - Ленинград Пушкинское общество. - 14, [2] с. ил. (408x540, 52Kb)
А.С. Пушкин. Цыганы. Поэма. Рисунки Натана Альтмана. Ленинград, Пушкинское общество, 1950 г. - 14, [2] с. ил. Обложка и титульный лист.
1949 Иллюстрация. Сказки А.С. Пушкина. Титул. бумага, акварель, карандаш, чернила. 34,9 х 25,9. Гос муз Пушкина, Мск (409x560, 78Kb)1949 Иллюстрация. Сказки А.С. Пушкина. Обложкабумага, карандаш, цв, чернила. 26 х 19,4. Гос муз Пушкина, Мск (400x560, 59Kb)
А.С. Пушкин. Сказки. Иллюстрации Н. Альтмана. 1949 г. Обложка. Бумага, карандаш, цветные чернила. 26х19,4 см. 2. 1949 г. Титульный лист. бумага, акварель, карандаш, чернила. 34,9х25,9 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

1946 Портрет. Эскиз марки Пушкинского общества с портретом А.С. Пушкина. картон, тушь, перо. 8,5 х 8,5. Гос муз Пушкина, Мск (516x700, 63Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз марки Пушкинского общества с портретом А.С. Пушкина.
1946 г. Картон, тушь, перо. 8,5 х 8,5 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

1950 Портрет В.В.МаяковскогоБум, цвет кар-ши. 54,5 х 42,3. СПб театр (542x700, 71Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет В.В. Маяковского. 1950 г. Бумага, цветные карандаши.
54,5 х 42,3 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1950 Эскиз декорации к спектаклю Победители ночи И.В.Штока. Оргалит, масло. 50,5 х 67,8. СПб театр муз (700x522, 110Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Победители ночи» И.В. Штока. 1950 г.
Оргалит, масло. 50,5 х 67,8 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1950 Эскиз декорации к спектаклю Тайная война по пьесе В.С.Михайлова и Л.С.Самойлова. Бум, гуашь, цве. кар-ши. 25,3 х 30,3. СПб театр (700x589, 201Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тайная война» по пьесе В.С. Михайлова и Л.С. Самойлова.
1950 г. Бумага, гуашь, цветные карандаши. 25,3 х 30,3 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1950 Эскиз декорации к спектаклю Тайная война по пьсе В.С.Михайлова и Л.С.Самойлова. Карт, м. 43,0 х 60,5. СПб театр муз (700x494, 110Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Тайная война» по пьесе В.С. Михайлова и Л.С. Самойлова.
1950 г. Картон, масло. 43 х 60,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств.

1950-е Ленинградский пейзаж (Лесной проспект) (на доме висит мемориальная доска в честь Альтмана) Собрание Анны и Леонида Франц) (572x700, 162Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Ленинградский пейзаж (Лесной проспект). 1952 г.
Оргалит, масло. 57,5 х 46 см. Собрание Анны и Леонида Франц, Санкт-Петербург.
На доме висит мемориальная доска в честь Альтмана.

1951 Берггольц Ольга. Стихотворения и поэмы Портр. автора работы худож. Н. Альтмана.- М.; Л. ГИХЛ, 179c.; 1л. портр. (700x554, 100Kb)
Ольга Берггольц. Стихотворения и поэмы. Портрет автора работы художника Н. Альтмана.
Москва-Ленинград, Государственное издательство художественной литературы, 1951 г. -179 c.; 1л. портр.

1954 Берггольц Ольга. Верность Трагедия Художник Н.И. Альтман.- Л. Советский писатель (527x700, 59Kb)
Ольга Берггольц. Верность. Стихи и поэмы. Художник Н.И. Альтман.
Ленинград, Издательство «Советский писатель», 1970 г. – 360 стр.

1950-е Женя за чтением. Х, м. 61 х 37 см. Рус Север (423x700, 115Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Женя за чтением. 1950-е гг. Холст, масло. 61 х 37 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.

1957 Н.И. Альтман, Е.Л. Шварц, И.Г. Эренбург. Ленинград (700x526, 82Kb)
Н.И. Альтман, Е.Л. Шварц, И.Г. Эренбург. Ленинград, 1957 г.

«Натан Альтман все-таки не гений, а только большой талант, ибо у него имеется как раз очень определенная, резкая, индивидуальная физиономия, чем и отличается ярко-односторонний талант от многоликого гения, как однотонный Шиллер от многоцветного Гете... Эта индивидуальная черта отмечена и А. Эфросом, но как-то мельком: «своей золото-черной и «еврейской графикой» Альтман открыл собою новую главу национального народничества». Вот, именно, весь характер портретов Альтмана национально-резкий, единственный в своем роде. В них именно воля, напряженная и непоколебимая, не только в лицах, в глазах, в сюжетах Альтмана, но и в его хватке, трактовке, в линиях, чертах, округлостях, в преувеличениях... И его натюрморты похожи на его портреты. Альтман— есть Альтман—и ничего больше» (Из рецензии Н.Н. Русова, 1923 г.)

1954 Театральная картина». Эскиз комнаты Гамлета. Бум, смеш. техн. 30 х 30 см (692x700, 160Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Комната Гамлета. Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет».
Ленинградский академический театр драмы им. А.С. Пушкина. 1954 г. Бумага, смешанная техника. 30 х 30 см.

1954 Эскиз декорации к трагедии Шекспира Гамлет 2 (700x583, 135Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». Сцена бала, акт III, вид спереди.
1954 г. Картон, гуашь. 34,9 х 41,9 см. Частное собрание.

1954 Эскиз декорации к трагедии Шекспира Гамлет (700x581, 107Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». Сцена бала, акт III, вид сбоку.
1954 г. Картон, гуашь. 34,9 х 41,9 см. Частное собрание.

1954 Stage design for Shakespeare's Hamlet N.5 (700x513, 94Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 5. 1954 г.
Картон, масло. 34 x 45,5 см. Частное собрание.

1954 Stage design for Shakespeare's Hamlet (700x525, 84Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». 1954 г.
Картон, масло. 34 x 45,5 см. Частное собрание.

1954 Stage Design for Shakespeare`s Hamlet No 8 (700x532, 98Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 8. 1954 г.
Картон, масло. 35,2 х 46 см. Частное собрание.

1954 Stage design for Shakespeare's Hamlet N. 9 (700x523, 159Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 9. 1954 г.
Картон, масло. 34 x 45,5 см. Частное собрание.

1954 Stage Design for Shakespeare`s Hamlet No 10, 1954 (700x535, 102Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 10. 1954 г.
Оргалит, масло. 35,2 х 46 см. Частное собрание.

1954 Stage Design for Shakespeare`s Hamlet No 12, (700x540, 70Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970 Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 12. 1954 г.
Картон, масло. 34,9 х 45 см. Частное собрание.

1954 Эскиз декорации к трагедии Шекспира Гамлет 3 (700x549, 150Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет» № 17. 1954 г.
Картон, карандаш. 35,5 х 44,7 см. Частное собрание.

1954 Эскиз сценографии к трагедии Гамлет (700x560, 116Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». 1954 г. Частное собрание.

1954 Эскиз декорации спектакля Гамлет по пьесе У.Шекспира. Ленингр драм театр им.Пушкина. Хлопок, масло. 36,0 х 56,3. СПб муз (700x443, 121Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Гамлет». 1954 г. Холст, масло. 36 х 56,3 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1960 Композиция по мотивам спектакля Гамлет по пьесе У.Шекспира. Черная птица закрыла солнце, Б. на карт, темп, м, цв кар.63,5 х 179, СПб театр (700x277, 69Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Композиция по мотивам трагедии У. Шекспира «Гамлет». Черная птица
закрыла солнце. 1960 г. Бумага на картоне, темпера, масло, цветной карандаш. 63,5 х 179 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1957 Кадр из фильма Дон Кихот. Санчо Панса - Юрий Толубеев, Дон Кихот - Николай Черкасов (700x302, 69Kb)
Кадр из фильма «Дон Кихот». Производство киностудии «Ленфильм», 1957 г. Режиссер Григорий Козинцев.
Художник Натан Альтман – костюмы и грим. В ролях: Санчо Панса - Юрий Толубеев, Дон Кихот - Николай Черкасов.

1958 Балет. Бумага; тушь, акварель. 20 з 21 см. ЧС (700x347, 97Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Балет. 1958 г. Бумага, тушь, акварель. 20 х 21 см. Частное собрание.

1968 Ленинград. В мастерской (574x700, 115Kb)
Н.И. Альтман в мастерской. Ленинград, 1968 г.

Как правнучка Альтмана Станислава Малаховская разбирает чемоданы
с семейными архивами и планирует музей прадедушки
Первой в семье Альтмана за методическое исследование его наследия взялась правнучка Станислава Малаховская. Два поколения никто не брался за эту тему, но Станислава намерена изменить ситуацию. Она завершила выставочный марафон Альтмана выставкой в питерской KGallery и в Библиотеке книжной графики проектом «Портрет ведет себя странно» в Музее Анны Ахматовой в 2021 году.
Станислава окончила Академию им. А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге (бывшее училище барона Штиглица), училась на кафедре книжной графики. В ее портфолио - персональные выставки живописи и книжная графика. Малаховская учится в магистратуре Академии художеств, ездит по стране, чтобы каталогизировать все, что связано с именем прадедушки, и пишет исследование «Эволюция стиля в книжной графике Натана Альтмана».

1960 Эскиз оформления Биржи к массовому представлению К мировой Коммуне в честь открытия II Конгресса Коминтерна в 1920  (700x446, 128Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз оформления Биржи к массовому представлению «К мировой Коммуне»
в честь открытия II Конгресса Коминтерна. 1960 г. Повторение варианта 1920 г.

1960 Эскиз обложки к поэме А.А. Блока «Двенадцать. Бум, смеш. техн. 32,0х24,0. ГЛМ (375x500, 66Kb)1960 Иллюстрация к поэме А. Блока Двенадцать (433x500, 119Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Эскиз обложки к поэме А.А. Блока «Двенадцать». 1960 г. Бумага, смешанная техника. 32 х 24 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. 2. Иллюстрация к поэме. 1960 г. Не издано.

1960 Портрет коллекционера И.И.Палеева (556x700, 118Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет коллекционера Ильи Палеева. 1960 г.
Картон, масло. 53 х 43 см. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург.

1962 Мечта о козе-кормилице. Х, м.. ГМИИ Казахстана или  Х, м. 50х67,5. ГЦТМ (700x518, 131Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Мечта о козе-кормилице («Заколдованный портной»). 1963 г. Холст, масло.
50 х 67,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1963 Эскиз декорации. Портной на фоне ночного неба. Заколдованный портной. Москва (ГОСЕТ) Х, м. 50,6х68, ГЦТМ с.106 (700x497, 141Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Сумасшествие портного. Композиция на тему спектакля по Шолом-Алейхему
«Заколдованный портной». Москва (ГОСЕТ). 1963 г. Холст, масло. 50,6 х 68 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1960-е Мужчина с рыбой. (579x700, 160Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Мужчина с рыбой. 1960-1970 гг. Холст, масло. 58 х 45 см.
Аукцион АI, Москва, 2015 г.

1964 Театральная картина». Эскиз к спектаклю «Отелло» (700x668, 138Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Театральная картина. Эскиз декорации к спектаклю «Отелло»
(неосуществленная постановка). 1964 г.

1964 Эскиз декорации к сп. Отелло (неосущ. постановка). Спектакль «Отелло» Х, м. 51 х 67, СПб муз театр  (700x560, 136Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Отелло» (неосуществленная постановка). 1964 г.
Холст, масло. 51 х 67 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1964 Эскиз декорации к спектаклю Маскарад по пьесе М.Ю.Лермонтова. Спектакль «Маскарад» (неосущ. пост). Х, м. 51,0 х 68,0. СПб театр муз (700x541, 137Kb)

Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Маскарад» по пьесе М.Ю. Лермонтова
(неосуществленная постановка). 1964 г. Холст, масло. 51 х 68 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1969 Скульптор Н.И. Альтман Фильм Первые страницы 4. (700x686, 138Kb)
Н.И. Альтман. Снимок из документального фильма «Первые страницы», 1968 г.

Прямых потомков Натана Альтмана не осталось. Но не прервался род Бронислава Малаховского, чьих детей усыновил Альтман. Дмитрия Малаховского в приемной семье Альтмана звали Валентином — мальчика крестили под этим именем. После университета в Ленинграде Дмитрий окончил аспирантуру в МГУ, там же защитил докторскую диссертацию. У Дмитрия Малаховского родились сыновья Петр и Василий, дочь которого, Станислава, стала художником. Она окончила Академию Штиглица. Потом получила второе образование - искусствоведческое. Изучает книжную графику Натана Альтмана. Сама Станислава — автор иллюстраций уже нескольких книг.

Вспоминают, что, встречая Натана Альтмана, Осип Мандельштам всякий раз декламировал с немецким акцентом:
«Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По-немецки значит Альтман —
Очень старый человек.
Он художник старой школы,
Целый свой трудился век,
Оттого он невесёлый,
Очень старый человек».

1964 Эскиз портального занавеса к спектаклю Король Лир У.Шекспира. Х, м. 54,5 х 72, СПб театр (700x525, 189Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз портального занавеса к спектаклю «Король Лир» У. Шекспира. 1964 г.
Холст, масло. 54,5 х 72 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1965 Эскиз декорации. Сцена Буря. Король Лир. Ленинград. БДТ им.Горького. Х, м. 53,8х73. ГЦТМ, Мск. с.99 (700x513, 163Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Сцена Буря. Эскиз декорации к спектаклю «Король Лир» У. Шекспира.
Ленинград, БДТ им. Горького. 1965 г. Холст, масло. 53,8 х 73 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1967 Ковчег. Триптих. Иллюстрация к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-буфф». Карт, пастель. 50,0 х 65,8 (из.и л.); 48,6 х 63,3 (в свету) Пушкин дом, СПб 2 (700x476, 103Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Ковчег. Триптих. Иллюстрация к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-буфф».
1967 г. Картон, пастель. 50х65,8 см. (рама); 48,6х63,3 см. (в свету). Институт русской литературы
(Пушкинский дом), Санкт-Петербург.

1967 Ад. Триптих. Иллюстрация к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-буфф». Карт, пастель.50,0 х 65,8 (из.и л.); 48,6 х 63,3 (в свету) Пушкин дом, СПб (700x483, 118Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Ад. Триптих. Иллюстрация к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-буфф».
Бумага, пастель. 50 х 65,8 см. (рама); 48,6 х 63,3 см. (в свету). Институт русской литературы
(Пушкинский дом), Санкт-Петербург.

1970 Отряд из двенадцати человек. Иллюстрация к поэме А. Блока Двенадцать. Карт, пастель. 55 х 76,6 (из. и л.Институт русской литературы (Пушкин дом) (700x503, 128Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Отряд из двенадцати человек. Иллюстрация к поэме А. Блока «Двенадцать».
1970 г. Картон, пастель. 55 х 76,6 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом), Санкт-Петербург.

Nathan Altman (700x490, 143Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз плаката «Коммуна».

Композиция Под солнцем (сделано в Хосте с мод жены И.В. Щеголевой) (700x609, 80Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Композиция «Под солнцем». 1960-е гг. Скульптура. Гипс, бронза.

Композиция Под солнцем (сделано в Хосте с мод жены И.В. Щеголевой) (516x700, 113Kb)
Композиция «Под солнцем» (сделано в Хосте с модели жены художника И.В. Щеголева)

1967 Раненое животное (504x700, 109Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Раненое животное. 1967 г. Дерево.

1970 Натан Альтман с ручной вороной. Зеленогорск (700x466, 99Kb)
Натан Альтман с ручной вороной. Зеленогорск, 1970 г.

В 1969 году, еще при жизни художника, в Ленинграде состоялась большая ретроспективная выставка Н.И. Альтмана в Ленинградском отделении Союза советских художников на ул. Герцена, 38. Она объединила все лучшие работы за шесть десятилетий творчества: самая ранняя помечена 1906 годом, последняя - 1969 г. А всего за его жизнь их состоялось около 150.
В конце жизни, в 1968 году Натану Альтману было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР. По этому поводу Альтман грустно шутил: «Зачем мне звание, у меня есть имя?».

Lemmens Albert, Stommels Serge. Russian artists and the children's book, 1890 - 1992 The dust-jacket of Shterenberg. Lemmens Albert, Stommels Serge.  Неймеген, (381x510, 56Kb)Lemmens Albert, Stommels Serge. Russian artists and the children's book, 1890 - 1992 The dust-jacket of Shterenberg. Lemmens Albert, Stommels Serge. Неймеген, Фронт (412x510, 45Kb)
Альберт Лемменс, Сергей Стоммелс. Русские художники и детская книга, 1890-1992 гг. Суперобложка Д.П. Штеренберга. Фронтиспис (справа) Натана Альтмана. Неймеген, Нидерланды, 2009 г. 512 с., более 1100 ил.+ CD.

Рахманинов. Дерево, м.  98,5 х 74 см. ЧС  (518x700, 120Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Рахманинов. Дерево, масло. 98,5 х 74 см.
Частное собрание.

1970 Натан Альтман в Зеленогорске. Собрание семьи Малаховских (467x700, 99Kb)
Натан Альтман в Зеленогорске. 1970 г. Собрание семьи Малаховских.

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года в возрасте 80 лет, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово), недалеко от могилы Анны Ахматовой. Они вновь встретились – художник и модель. Надгробие Альтману создано в 1972 году скульптором Н.И. Альтман и архитектором Т.Н. Милорадовичем.

Могила_Альтмана_и_его_жены (2) (465x700, 174Kb)
Памятник Натану Альтману на Комаровском Некрополе в Санкт-Петербурге.

ФОТО Мемориал доска (496x700, 151Kb)
Мемориальная доска Натана Альтмана на доме в Санкт-Петербурге
по ул. Лесной проспект, где он жил с 1937 по 1970 год.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 16-18, 36-37.

1971 М.Г. Эткинд, Натан. Альтман. Моногр. М, Сов. худ, 1971. - 132 с.,ил (514x700, 115Kb)
М.Г. Эткинд. Натан Альтман. Монография. Москва, Издательство
«Советский художник», 1971 г. - 132 с., ил.

Он художник старой школы, Целый свой трудился век...
Вспоминая Натана Альтмана
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Слава44 29-11-2023-16:47 удалить
Ответ на комментарий marycj # marycj, Вам спасибо, я тоже "старый человек"


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НАТАН ИСАЕВИЧ АЛЬТМАН (1889-1970), ЧАСТЬ III. ОБЩЕСТВО «СОЮЗ МОЛОДЕЖИ» | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»