РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НАТАН ИСАЕВИЧ АЛЬТМАН (1889-1970), ЧАСТЬ II. ОБЪЕДИНЕНИЕ «МИР ИСКУССТВА»25-11-2023 20:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет в красном. Париж. 1930 г.
Холст, масло. Собрание семьи художника.
Натан Исаевич Альтман (1889-1970) - универсальный украинско-российский живописец, график, скульптор, художник-постановщик. Учился в Одесском художественном училище (1901-1905), а также в Российской академии в Париже, где встречался с Марком Шагалом и Александром Архипенко. С 1907 года выставлялся на крупнейших российских выставках. В 1922 году принял участие в «Первой русской художественной выставке» в Берлине. Весной 1928 года Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года. В Париже он также регулярно выставлялся на выставках общества «Молодая Европа» (1932) и «Ассоциации революционных писателей и художников» (1934, 1935). Вернувшись в СССР Альтман попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись книжной графикой и сценографией.
Натан Исаевич Альтман. Фотография 1910-1920-е гг.
После февральской революции 1917 года Альтман с энтузиазмом включился в процесс создания новых художественных структур. В марте 1917 года вошёл в Союз деятелей искусств Петрограда , а в 1918 году, по приглашению Д.П. Штеренберга, - в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Отделе ИЗО Наркомпроса вместе с Н.Н. Пуниным, А.Е. Карёвым и Барановым-Россине (для чего Альтману пришлось отказаться от поездки с персональной выставкой в Америку). Был одним из инициаторов и участником «Первой государственной свободной выставки произведений искусства» (1919, Петроград), редактировал газету «Искусство Коммуны» (до 1919), входил в Совет Дома искусств (1919-1921).
Ленин. Рисунки и обложка работы Натана Альтмана. 1-е издание. Петербург,
Издание Отдела ИЗО Народного комиссариата просвещения,
1921. [10] c.; 10 л. илл. Литографии. 22,2 х 18,5 см.
Н.И. Альтман (1889-1970). Вид из окна кабинета В.И. Ленина в Кремле. 1921 г.
Литография из альбома «Ленин». 22,3 х 18,1 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз плаката к Съезду комсомола. 1921 г.
Холст, масло. 77,6 х 57,8 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Россия - Труд. 1921 г. Фанера, уголь, эмаль, масло. 98,5х49 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. Красная конница. РСФСР (in the style).
1921 г. Холст, масло. 62х28 см. Art of the Zero
Н.И. Альтман (1889-1970). Рельеф. 1917-1920 гг. Дерево. 60 x 28,5 x 14,3 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет женщины с красными розами. Берлин.
1922 г. Хост, масло. 89,5 x 69,2 см. Аукцион Christie‘s, Лондон, 2003 г.
Лот продан за GBP 17.625 фунтов.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Н.Е. Добычиной (Фишман, 1884-1950). 1921 г.
Бумага, уголь. 43,2 х 33 см. Online Russian Art Salon.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет актрисы М.Я. Ясной. 1918 г. Холст, масло.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет поэта Георгия Владимировича Иванова (1894-1958). 1914 г.
Бумага, уголь, тушь, кисть, белила. 32,5 х 27,2 см. Собрание А.Ф. Чудновского, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет И.Г. Эренбурга. Из альбома А.Е. Крученых
«И. Эренбург». Вырезка из печатного издания. 1921 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет П.П. Потемкина. Шарж. 1920-е гг. Бумага, тушь, карандаш.
22,3 х 17,8 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Пётр Петрович Потёмкин (1886, Орёл - 1926, Париж) - русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, шахматист. Автор нескольких эстрадных пьесок, скетчей, ставившихся в театрах-кабаре «Бродячая собака» в Петербурге и «Летучая мышь» в Москве.
Н.И. Альтман (1889-1970). Мужской портрет. ХХ в. Бумага, тушь, белая гуашь. 25,6 x 18 см.
Музей пяти колледжей и исторический музей Дирфилда, штат Массачусетс, США.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет В.А. Пестовского (Пяст) 1920-е гг. Картон, тушь, белила.
17,8 х 12,2 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Владимир Алексеевич Пяст (Пестовский, 1886-1940) - русский поэт-символист, прозаик, литературный критик, переводчик, теоретик литературы, один из биографов поэта Александра Блока, с которым много лет дружил.
Н.И. Альтман (1889-1970). Кубистическая сцена с двумя обнаженными фигурами
и названием на арамейском языке. 1922 г. Бумага, тушь. 20,3 х 10,2 см.
Online Russian Art Salon.
Абрам Эфрос. Портрет Натана Альтмана. Москва, Издательство «Шиповник», 1922 г. 102 с., ил. Обложка и титульный лист. В этом первом монографическим очерке о творчестве Натана Альтмана искусствовед Абрам Эфрос, после всех хвалебных слов в адрес художника, сказал: «… он жил чужим гением… он питался чужим искусством… он преуспевал чужой мыслью..., а защитники печально замолчат, ибо возразить нечего…». Но у художника еще вся жизнь была впереди…
Н.И. Альтман. Фотография 1921 г.
В 1920-е годы Альтман много времени отдаёт театру. В июне 1921 года был приглашён для постановки пьесы «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского (режиссёр А.М. Грановский), где применил принципы конструктивизма. 9 апреля 1922 года в московском Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) была показана премьера трагедии «Уриэль Акоста» немецкого драматурга Карла Гуцкова (1811-1878), (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М. Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала.
В том же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н. Альтманом, — пьеса «Гадибук» С. Ан-ского в театре-студии «Габима» в постановке Е.Б. Вахтангова. Оба спектакля имели большой резонанс.
Н.И. Альтман (1889-1970). Макет установки для пьесы В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
1-й Московский Госцирк. Постановка А.М. Грановского. 1921 г.
1. Гадибук. Драматическая легенда С. Ан-ского (С.А. Рапопорт). Перевод Х.Н. Бялика. Декорации и костюмы – Натан Альтман. Театр «Габима». Москва, 1922 г. 2. Сборник «Стрелец». Сборник третий и последний. Рисунки Н. Альтмана и др. Санкт-Петербург, 1922 г.
Сцена из спектакля «Гадибук». Режиссер Евгений Вахтангов. 1922 г.
Большинство знает лишь один спектакль-долгожитель среди поставленных Евгением Вахтанговым – искрящуюся праздничную «Принцессу Турандот». Но была среди спектаклей режиссера еще одна постановка, прожившая больше 40 лет, – трагичная, мрачная, мистическая – это спектакль «Гадибук», поставленный им в 1922 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к пьесе С. Ан-ского «Гадибук». 1921 г. Бумага, акварель, гуашь,
графитный карандаш. 41 х 49 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Эскиз мужского костюма. Берчик, нищий-хромой. Гадибук. Москва. 2. Эскиз женского костюма. Яхнэ (Яхна, нищая-незаконнорожденная). Бумага, гуашь, карандаш. 35,8х22,2 см. 1921-1922 гг. Спектакль «Гадибук». Москва, Театр-студия «Габима». Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Эскиз женского костюма. Юдифь. Уриэль Акоста (ГОСЕТ). Бумага, акварель, тушь, карандаш, серебряная краска. 23,7х16,5 см. 2. Эскиз костюма для спектакля «Диббук», театр «Хатима», Москва. 1922 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Даже сам великий Константин Сергеевич Станиславский играл в этом спектакле.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста». Москва, ГОСЕТ. 1921 г.
Бумага, акварель, белила. 28,2 х 35,8 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста». Москва, ГОСЕТ. 1921 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста». Москва, ГОСЕТ. 1921 г.
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 41,5 х 52 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста». Москва, ГОСЕТ. 1922 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Библиотека в доме да Силвы. Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста».
Москва, ГОСЕТ. 1922 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Библиотека в доме да Силвы. Эскиз декорации к спектаклю
«Уриэль Акоста». Фрагмент. Москва, ГОСЕТ. 1922 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1922 гг. Бумага, чернила, свинцовые белила.
21 х 16,5 см. Частное собрание.
В это время Альтман продолжает работать по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. В этой области его произведения, согласно поставленной задаче, идеализированно-реалистичны (проект монумента В.К. Рентгену. 1920; скульптурные бюсты А.В. Луначарского и В.И. Ленина.1920). Натурные зарисовки Ленина (1920) - одни из самых жизненных изображений вождя революции (из-за чего долгое время не публиковались). В дальнейшем Альтман неоднократно эксплуатировал этот сюжет. Уже в начале 1920-х годов какие-либо элементы авангардного искусства постепенно исчезают из произведений Альтмана.
Н.И. Альтман (1889-1970). Аббревиатура РСФСР в конструктивистском декоре. 1922 г.
Холст, масло. 73,5 х 54 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка с портретом В.И. Ленина и надписью «Кто не работает, тот не ест».
1921 г. Фарфор. Государственный музей Истории Санкт-Петербурга.
В 1921 году Н.И. Альтман написал портрет В.И. Ленина, который лег в основу тарелки, исполненной М.М. Адамовичем и выпущенной на Государственном фарфоровом заводе. Тарелка «Кто не работает, тот не ест» стала одним из наиболее известных произведений агитационного фарфора 1920-х годов. Известны также работы Альтмана в фарфоре - тарелка «Земля - трудящимся», «Вперед по ленинскому пути».
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка с портретом В.И. Ленина и надписью «Кто не работает - тот не ест».
1921 г. Фарфор. Смоленский музей-заповедник.
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка с портретом В.И. Ленина и надписью «Кто не работает, тот не ест».
1921 г. Фарфор. D=27 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка с портретом В.И. Ленина и надписью «Вперед по ленинскому пути».
21 января 1924 г. Фарфор.
Н.И. Альтман (1889-1970). Бокал с портретом В.И. Ленина и его автографом.
1921 г. Фарфор.
Н.И. Альтман (1889-1970). Декоративная чашка с блюдцем и росписью «25 октября 1917 года». 1921 г.
Натан Альтман. Альбом «Еврейская графика». Текст Макса Осборна. Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г. Бумага, литографии, золотая краска. 48 х 36 см. Обложка и титульный лист. Пермская государственная художественная галерея.
Столь же успешными были опыты Н.И. Альтмана в графике. Еще в 1914 году им был создан цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов. Однако издан он был только в 1923 году в Берлине в издательстве «Петрополис».
Н.И. Альтман (1889-1970). Ева со змием. Из альбома «Еврейская графика».
Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Олень. Из альбома «Еврейская графика». Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Рисунок со львами. Из альбома «Еврейская графика». Берлин, Издательство
«Петрополис», 1923 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Рисунок с фантастическими животными. Из альбома «Еврейская графика».
Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Рисунок с голубями. Из альбома «Еврейская графика». Берлин,
Издательство «Петрополис», 1923 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Марка издательства «Ахинар». Из альбома «Еврейская графика». Берлин,
Издательство «Петрополис», 1923 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Экслибрис М. Персица. Из альбома «Еврейская графика». Берлин,
Издательство «Петрополис», 1923 г.
Организаторы Первой русской художественной выставки в Германии. Берлин, октябрь 1922 года. Слева направо: заведующий отделом ИЗО Наркомпроса Давид Штеренберг, представитель российских спецслужб Д. Марьянов, художник Натан Альтман, скульптор Наум Габо и Фридрих Лутц, директор галереи Ван Димен. Фотография.
В 1921 году Н.И. Альтман по распоряжению А.В. Луначарского стал руководителем московского Отдела ИЗО Наркомпроса и переехал в Москву. Работал в ИНХУКе (1920-1924). Был организатором и участником Первой русской художественной выставки в
Берлине и Амстердаме (1922-1923). Участник «Выставки трёх» (Альтман, Шагал, Штеренберг. 1922, Москва), многочисленных тематических, а также зарубежных выставок. В 1926 вступил в Москве в Общество русских скульпторов.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Сильвии Гринберг. 1923 г. Холст, масло,
уголь, карандаш. 59,8 х 45 см. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
Анна Ахматова. Четки. Стихотворения. Книга первая. Портрет Ахматовой работы Н. Альтмана.- 9-е изд., доп.- Берлин Петрополис; Алконост. Тип. «Зинабург и Комп.»; 114, [4]с. 1л. портрет. Справа - первое издание «Четок» Анны Ахматовой, которое вышло в 1914 году в С-Петербурге в издательстве «Гиперборей».
Анна Ахматова. Четки. Стихотворения. Книга первая. Портрет Ахматовой работы Н. Альтмана.- 9-е изд., доп.-
Берлин Петрополис; Алконост. Тип. «Зинабург и Комп.»; 114, [4]с. 1л. портрет. Фронтиспис и титульный лист.
Анна Ахматова. ЧЕТКИ.
СМЯТЕНИЕ
I
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи...
Я только вздрогнула. Этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет.
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
II
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица...
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
1914 г.
1. Илья Эренбург. Лик войны. Новеллы. 2-е изд. Обложка Натана Альтмана. Берлин, Издательство «Геликон», 1923 г. - 186 с. [6 с.]. 2. Илья Эренбург. Лик войны. 3-е изд. Эскиз обложки. Москва, Издательство ЗИФ (Земля и Фабрика). 1929 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
1. М. Кузмин. Сети. Первая книга стихов. Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г. - 208 стр. 2. М. Кузмин. Крылья. Издательство «Петрополис», 1923 г. - 120 стр. 3. М. Кузмин. Глиняные голубки. Третья книга стихов. 1923 г. – 174 стр. Все обложки работы Н.И. Альтмана.
«Сети», «Крылья» и «Глиняные голубки» - три книги Михаила Кузмина с обложками Натана Альтмана. Обложки, которые Альтман разработал для трех последних публикаций Кузьмина, имеют тот же конструктивистский дизайн. Буквы и линии объединены в конструкции, которые являются полностью абстрактными и без каких-либо фигуративных элементов. Поэзия М. Кузмина была наполнена гомоэротической окраской и поэтому неприемлема для советских властей. После 1924 года его работы больше не публиковались, и он был вынужден работать в основном переводчиком.
Н.И. Альтман (1889-1970). На берегу. 1925 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши. 20 х 28 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $1.800-2.000 дол.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с шахматами. 1924 г. Хост, масло. 75 х 68 см.
Частное собрание.
Натан Альтман на выставке советского изобразительного искусства. Берлин, 1922 г.
Успешная совместная работа в ГОСЕТе Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Л.М. Пульвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхемуи назывался «Еврейское счастье». Автором титров был Исаак Бабель. В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана группа приехала в его родную Винницу, один из районов которой - Иерусалимка - сохранился в том первозданном виде, в каком подобные местечки были при Шолом-Алейхеме. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1-2. Афиша фильма «Еврейское счастье». Режиссер Алексей Грановский.
Сценарий Исаака Бабеля и др. В главной роли Соломон Михоэлс. 1925 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Соломона Михоэлса. Киев, 16.XI.1926 г. Бумага, карандаш.
Н.И. Альтман (1889-1970). Соломон Михоэлс в роли Шимеле Сорокера в спектакле «Великая победа».
1926 г. Бумага, тушь, акварель. 14,8 х 21,1 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Соломона Михоэлса в пьесе В. Шкловского
«Еврейское счастье». 1925 г. Бумага, тушь, перо. 29 х 19,5 см.
Галерея ГРОСart, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз мужских костюмов. Для актеров С.Я. Зильберблата, Д.Л. Чечика, Н.Л. Нефеша,
Т.И. Хазака. 1926 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 35,3х45,1 см. на картоне 38х45,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Десятая заповедь. Оперетта-памфлет. Композиция спектакля Алексея Гранского, текст И. Добрушина, музыка Льва Пульвера, художник Натан Альтман. Сезон 1925/1926 гг. 2. Эскиз костюма молодого хасида к спектаклю «Десятая заповедь». Москва (ГОСЕТ). 1926 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш, белила. 35х21,3 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Эскиз женского костюма комсомолки к спектаклю «137 детских домов (Любовь мадам Сегаль». 1926 г. Бумага, карандаш, гуашь. 27,9х16,5; 36х27 см. (подложка). 4. Эскиз женского костюма к спектаклю «Десятая заповедь». Москва, ГОСЕТ. 1926 г. Бумага, цветные карандаши. 40х19 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Афиша оперетты «Труадек» Жюля Ромена. Постановщик
А.М. Грановский. Москва, ГОСЕТ. 1927 г. Бумага, цветная печать. 103,5 х 70 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Афиша гастролей Театра Алексея Грановского
в Париже. Июнь 1928 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Элегантная. 1926 г. Бумага, гуашь. 32,5 x 24,5 см.
Частное собрание.
Илья Эренбург. В Проточном переулке. Роман. Обложка Натана Альтмана. Москва-Ленинград,
Издательство Земля и Фабрика, 1927 г. 21,4 х 14,7 см. Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет художницы Любови Михайловны Эренбург-Козинцевой
(1899-1970), второй жены писателя. 1926 г. Бумага, карандаш. 49,6 х 33,7 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Н.И. Альтман. Автопортрет. 1920-1930-е гг.
История большой любви Альтмана
Художник встречает любовь всей своей жизни - Ирину Щеголеву-Тернавцеву (1906-1993) - между двумя эмиграциями, в 1927 году, в Крыму в санатории «Альпийская роза», где отдыхали все - от Зощенко до Маяковского. Ирина и ее старшая сестра Мария были чуть ли не главными светскими красавицами Петрограда и Ленинграда. Жгучая брюнетка и художник-щеголь в шейном платке знакомятся в Евпатории, и между ними сразу вспыхивает взаимная симпатия - все семь лет второго парижского периода Альтмана они ведут переписку.
Н.И. Альтман (1889-1970). Женский портрет. Конец 1920-х – начало 1930-х гг.
Холст, масло. 51 х 41,5 см.
Н.И. Альтман (1889-1970). Женский портрет. 1927 г. Бумага, наклеенная на картон,
карандаш. 46 х 34 см. Пензенская картинная галерея им К.А. Савицкого.
Н.И. Альтман (1889-1970). Обнаженная. 1927 г. Бумага, графитный карандаш,
трафарет. 44,5 з 36 см. Собрание семьи художника.
Н.И. Альтман (1889-1970). Обнаженная. 1927 г. Бумага, графитный карандаш.
51 х 36 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Сидящая натурщица. 1930-е гг.
Бумага, графитный карандаш.
Н.И. Альтман (1889-1970). Площадь провинциального города. 1926 г.
Бумага, карандаш. 51,2 x 36,6 см. Государственная Третьяковская галерея.
1. И.Э. Бабель. Статьи и материалы. Автобиография. Под ред. Б. Казанского. Обложка Н. Альтмана. Ленинград, Academia, 1928 г. – 104 стр. 2. История моей голубятни. Рассказы. Обложка Натана Альтмана. Москва-Ленинград, Издательство «Земля и Фабрика», 1927 г.
Шолом Алейхем. Избранные сочинения под редакцией И. Бабеля. Т. 1. Ножик. Перевод с еврейского С. Гехта. Обложка художника Н. Альтмана. Ленинград, ЗИФ, 1926 г. 2. Юрий Олеша. Зависть. Роман. Рис. Н. Альтмана. Москва-Ленинград, Земля и Фабрика, 1928 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет В.В. Вересаева (в раме). 1927 г. Металл, стекло, картон,
карандаш, дерево. 42х34 см.; паспарту 59,5х49 см. Тульское музейное объединение.
Н.И. Альтман (1889-1970). Памятник немецкому физику Вильгельму Рентгену,
открывшему рентгеновское излучение. Санкт-Петербург, улица Рентгена, 6.
Памятник открыт в 1928 году.
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1926 г. Бумага, свинцовый карандаш.
44,6 x 35,9 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1924-1928 гг. Н.И. Альтман был главным художником Государственного еврейского театра (ГОСЕТа). Весной 1928 года Альтман выехал с ГОСЕТом на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. Обращение Альтмана к неореализму характерно для живописи Альтмана этих лет. В 1932 году Альтман делает оформление для «Театра Интернационального действия», созданного Анри Барбюсом. Свои новые работы Н. Альтман показывает на парижских выставках общества «Молодая Европа» (1932) и «Ассоциации революционных писателей и художников» (1934, 1935).
Также он создаёт фантасмагорические иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя (1933) и оформляет спектакль «Бронепоезд 14-69» в «Театре Интернационального действия» (1932).
Н.И. Альтман. 1929 год. Париж, ему 40 лет.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Соломона Михоэлса. 1927 г. Холст, масло.
107,5 х 72,3 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет польского художника Роберта Пикельного (1904-1986).
1934-1935 гг. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Дар А.Н. Рамма.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет писателя Льва Вениаминовича Никулина (1891-1967).
1928-1935 гг. Холст, масло. 73 х 55 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет художника Николая Эрнестовича Радлова (1889-1942).
1930-е гг. Бумага, тушь, белила. 13,3 х 9 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет художника Луиса Лозовика (1892-1973). 1932 г.
Бумага, карандаш. 43 х 33 см. Online Russian Art Salon.
Н.И. Альтман (1889-1970). Мясник. 1928-1935 гг. Холст, масло. 64 х 50 см.
Собрание семьи художника.
Н.И. Альтман за мольбертом. Париж, 1929 г.
В 1928 году Н.И. Альтман не возвращается в СССР с европейских гастролей Театра Грановского. При этом он ежемесячно в Париже отмечается в Советском посольстве — вплоть до своего возвращения в 1935-м, не разрывая связь со страной. Все семь лет он изучает новые грани современного искусства, экспериментируя с постимпрессионизмом и реализмом, вдохновившись стилем сюрреалистов, делает литографии к Ветхому завету, начинает сотрудничество с крупнейшими французскими книжными издательствами Flammarion и Gallimard — для последнего проиллюстрировал серию книг писателя и драматурга Марселя Эме, в том числе «Сказки кота Мурлыки». Это было время художественного подъема Альтмана: его картины покупают коллекционеры, а с графикой он постоянно участвует в выставках. Все это закончится в 1935-м.
Н.И. Альтман (1889-1970). Ночь в Париже. 1920-е гг. Холст, масло. 33,5 x 47 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Париж. Строят дом. 1928-1935 гг. Холст, масло. 50 x 61 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Бретань. 1928-1935 гг. Холст, масло 50,5 х 61 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2006 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Парк в Андели. 1928-1935 гг. Холст, масло. 61 х 50 см.
Собрание И.П. Рачек, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Женщина на улице. 1929 г. Холст, масло. 61,5 х 50,3 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.
Н.И. Альтман (1889-1970). Городок на юге Франции. 1928-1935 гг. Холст, масло.
55 х 33,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина Москва. Отдел личных коллекций. Дар А.Н. Рамма.
Н.И. Альтман (1889-1970). Зимний пейзаж. 1928-1935 гг. Бумага, гуашь. 58,5 × 34,2 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж в Савойе. 1930 г. Бумага, синяя тушь. 27 x 21,5 см.
Частное собрание.
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунки Натана Альтмана. 2-е издание. Ленинград,
Государственное издательство, 1929 г. Обложка.
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (1).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (2).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (3).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (4).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (5).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
Ирина Тернавцева. Середина 1930-х гг. Фотография
из собрания семьи Малаховских.
После возвращения в СССР Натан Исаевич начинает опекать Ирину Щеголеву-Тернавцеву: у нее умирает муж Павел Щеголев. Альтмана снова захватывает чувство, и он переезжает к возлюбленной в Ленинград - в квартиру на Ждановке, но вскоре пара перебирается в конструктивистский дом на Лесном проспекте, где сейчас висит мемориальная доска. Альтман поддерживает теплые отношения с семьей Ирины. В 1937 году Бронислава Малаховского, мужа сестры Марии, арестовывают и расстреливают, а его жену отправляют в ссылку. Но Альтману удалось забрать к себе двух племянников. Позже они с Ириной официально удочерят Екатерину и усыновят Дмитрия Малаховских. Своих детей у Альтмана не было. Кстати, Ирина Тернавцева стала третьей женой Альтмана, второй - «парижской» женой была Ирина Петровна Рачек-Дега (1908-1989), балерина, актриса московского Государственного еврейского театра.
Бронислав Малаховский и Натан Альтман. 1936 г. Фотография из собрания семьи Малаховских.
Н.И. Альтман (1889-1970). Негритянка. 1929 г. Холст, масло. 97 х 62 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с бутылкой кьянти. 1930-1932 гг.
Холст, масло. 78,5 х 58,5 см. Репродукция из журнала «Огонёк», 1989 г. №17.
Н.И. Альтман (1889-1970). Парижская мастерская художника. 1928-1935 гг.
Н.И. Альтман (1889-1970). Парижская мастерская. Интерьер в Андели. 1928-1935 гг.
Холст, масло. 64,5 x 45,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Лангусты. 1928-1935 гг. Холст, масло. 65,5 x 54 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман с Л.М. Козинцевой-Эренбург и обезьяной Федькой. Фото И.Г. Эренбурга. Париж, 1928 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Федька, уроженец Парижа. 1928-1935 гг.
Холст, масло. 72 x 50 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с хлебницей и фруктами. Париж, 1928-1935 гг. Бумага, акварель,
гуашь, белила. 45,5 х 60 см. Вологодская областная картинная галерея.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет артистки И.П. Дега. 1927 г. Холст, масло. 80 х 46 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1934 году Альтмана во Франции настигает трагедия: его единственны сын от второго брака умирает в Париже в возрасте полутора лет. Следом происходит разрыв с женой: балерина и актриса Ирина Рачек-Дега заключает контракт с американской театральной компанией и уезжает в Штаты, а сам Альтман возвращается в Россию в 1935 году. Жизнь делится на до и после. Попав в СССР, он прекращает заниматься живописью — все свое время посвящает книжной графике, иллюстрации детской книги и сценографии.
Ирина Петровна Рачек-Дега. Фотография 1930-1931 гг.
Н.В. Гоголь. Тарас Бульба. Обложка Натана Альтмана. Paris Editions de la Pléiade.
1931 г. - 246 стр.
Н.И. Альтман (1889-1970). Изгнание из рая. Иллюстрация на тему Ветхого завета.
1933 г. Литография. 20,2 х 15 см.
Н.И. Альтман (1889-1970). Декорация с троянским конем. 1930-е гг.
Бумага, уголь, пастель. 63,2 x 48,2 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз женского костюма к спектаклю Всеволода Иванова
«Бронепоезд 14-59». 1932 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз костюма матроса к спектаклю Всеволода Иванова
«Бронепоезд 14-59». 1932 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз костюма офицера к спектаклю Всеволода Иванова
«Бронепоезд 14-59». 1932 г.
Н.И. Альтман. Фото 1928-1935 гг.
Вернувшись в СССР, Н.И. Альтман попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном почтовых марок и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя, изданные в 1937 году. Продолжал плодотворно работать в основном как театральный художник.