• Авторизация


РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НАТАН ИСАЕВИЧ АЛЬТМАН (1889-1970), ЧАСТЬ II. ОБЪЕДИНЕНИЕ «МИР ИСКУССТВА» 25-11-2023 20:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1928-1935 Автопортрет. с.80 (426x700, 88Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет в красном. Париж. 1930 г.
Холст, масло. Собрание семьи художника.

Натан Исаевич Альтман (1889-1970) - универсальный украинско-российский живописец, график, скульптор, художник-постановщик. Учился в Одесском художественном училище (1901-1905), а также в Российской академии в Париже, где встречался с Марком Шагалом и Александром Архипенко. С 1907 года выставлялся на крупнейших российских выставках. В 1922 году принял участие в «Первой русской художественной выставке» в Берлине. Весной 1928 года Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года. В Париже он также регулярно выставлялся на выставках общества «Молодая Европа» (1932) и «Ассоциации революционных писателей и художников» (1934, 1935). Вернувшись в СССР Альтман попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись книжной графикой и сценографией.


1910-1920-е Н.Альтман .jpg (496x700, 45Kb)
Натан Исаевич Альтман. Фотография 1910-1920-е гг.

После февральской революции 1917 года Альтман с энтузиазмом включился в процесс создания новых художественных структур. В марте 1917 года вошёл в Союз деятелей искусств Петрограда , а в 1918 году, по приглашению Д.П. Штеренберга, - в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Отделе ИЗО Наркомпроса вместе с Н.Н. Пуниным, А.Е. Карёвым и Барановым-Россине (для чего Альтману пришлось отказаться от поездки с персональной выставкой в Америку). Был одним из инициаторов и участником «Первой государственной свободной выставки произведений искусства» (1919, Петроград), редактировал газету «Искусство Коммуны» (до 1919), входил в Совет Дома искусств (1919-1921).

1921 Ленин. Рисунки Натана Альтмана. 1-е издание. Литография. 22,5 x 18,5 см (574x700, 113Kb)
Ленин. Рисунки и обложка работы Натана Альтмана. 1-е издание. Петербург,
Издание Отдела ИЗО Народного комиссариата просвещения,
1921. [10] c.; 10 л. илл. Литографии. 22,2 х 18,5 см.

1920-1930 Вид из окна кабинета В.И. Ленина в Кремле». Литогр. 22,3х18,1 см. ГИМ (568x700, 133Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Вид из окна кабинета В.И. Ленина в Кремле. 1921 г.
Литография из альбома «Ленин». 22,3 х 18,1 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1921 Эскиз плаката к Съезду комсомола. Х, м. 77,6 х 57,8. ЧС (518x700, 124Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз плаката к Съезду комсомола. 1921 г.
Холст, масло. 77,6 х 57,8 см. Частное собрание.

1921 Россия. Труд. ГТГ. с.50 (336x700, 80Kb)1921 Красная конница. РСФСР. (In the style) Х, м. 62 х 28 Art of the Zero (315x700, 75Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Россия - Труд. 1921 г. Фанера, уголь, эмаль, масло. 98,5х49 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. Красная конница. РСФСР (in the style).
1921 г. Холст, масло. 62х28 см. Art of the Zero

1917-1920 Wood relief, Дерево. 60x28.5x14.3 cm. Гамбург КУнстхалле (429x700, 89Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Рельеф. 1917-1920 гг. Дерево. 60 x 28,5 x 14,3 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.

1922 Портрет женщины с красными розами. Берлин, 1922. Х, м. 89.5 x 69.2 cm. Кристис Лондон,2003.  Прод. GBP 17,625 (528x700, 96Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет женщины с красными розами. Берлин.
1922 г. Хост, масло. 89,5 x 69,2 см. Аукцион Christie‘s, Лондон, 2003 г.
Лот продан за GBP 17.625 фунтов.

1921 Портрет Н. Е. Добычиной. Portrait of N. E. Dobychina (Fishman) (522x700, 93Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Н.Е. Добычиной (Фишман, 1884-1950). 1921 г.
Бумага, уголь. 43,2 х 33 см. Online Russian Art Salon.

1918 Портрет М. Ясной. Х, м. (550x700, 122Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет актрисы М.Я. Ясной. 1918 г. Холст, масло.

1914 Портрет Георгия Иванова. Бум, гуашь (593x700, 130Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет поэта Георгия Владимировича Иванова (1894-1958). 1914 г.
Бумага, уголь, тушь, кисть, белила. 32,5 х 27,2 см. Собрание А.Ф. Чудновского, Санкт-Петербург.

1921 Портрет И.Г. Эренбурга. Вырезка из печатного издания. Из альбома А.Е. Крученых «И. Эренбург» (411x700, 52Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет И.Г. Эренбурга. Из альбома А.Е. Крученых
«И. Эренбург». Вырезка из печатного издания. 1921 г.

1920-е Портрет П.П. Потемкина. Шарж. Бум, тушь, кар. 22,3х17,8. ГЛМ им.Даля (574x700, 68Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет П.П. Потемкина. Шарж. 1920-е гг. Бумага, тушь, карандаш.
22,3 х 17,8 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Пётр Петрович Потёмкин (1886, Орёл - 1926, Париж) - русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, шахматист. Автор нескольких эстрадных пьесок, скетчей, ставившихся в театрах-кабаре «Бродячая собака» в Петербурге и «Летучая мышь» в Москве.

Мужской портрет. ХХ в. Бум, тушь, белая гуашь. 25.6 x 18 cm. Музей пяти колледжей, США (503x700, 98Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Мужской портрет. ХХ в. Бумага, тушь, белая гуашь. 25,6 x 18 см.
Музей пяти колледжей и исторический музей Дирфилда, штат Массачусетс, США.

1920-е Портрет В.А. Пестовского (Пяст) Карт, тушь, белила.17,8х12,2. ГЛМ Даля (476x700, 65Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет В.А. Пестовского (Пяст) 1920-е гг. Картон, тушь, белила.
17,8 х 12,2 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Владимир Алексеевич Пяст (Пестовский, 1886-1940) - русский поэт-символист, прозаик, литературный критик, переводчик, теоретик литературы, один из биографов поэта Александра Блока, с которым много лет дружил.

1922 кубистическая сцена с двумя обнаженными фигурами и названием на арамейском (). 4x8 дюймRussian Art Salon (391x700, 113Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Кубистическая сцена с двумя обнаженными фигурами
и названием на арамейском языке. 1922 г. Бумага, тушь. 20,3 х 10,2 см.
Online Russian Art Salon.
1922 Эфрос Абрам. Портрет Нотана Альтмана.- М. Изд. Шиповник, (405x565, 87Kb)1922 Эфрос Абрам. Портрет Нотана Альтмана.- М. Изд. Шиповник титул, (400x565, 64Kb)
Абрам Эфрос. Портрет Натана Альтмана. Москва, Издательство «Шиповник», 1922 г. 102 с., ил. Обложка и титульный лист. В этом первом монографическим очерке о творчестве Натана Альтмана искусствовед Абрам Эфрос, после всех хвалебных слов в адрес художника, сказал: «… он жил чужим гением… он питался чужим искусством… он преуспевал чужой мыслью..., а защитники печально замолчат, ибо возразить нечего…». Но у художника еще вся жизнь была впереди…

1921 Анненков Ю.П. Портрет Натана Альтмана. [1921 г. (513x700, 175Kb)
Н.И. Альтман. Фотография 1921 г.

В 1920-е годы Альтман много времени отдаёт театру. В июне 1921 года был приглашён для постановки пьесы «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского (режиссёр А.М. Грановский), где применил принципы конструктивизма. 9 апреля 1922 года в московском Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) была показана премьера трагедии «Уриэль Акоста» немецкого драматурга Карла Гуцкова (1811-1878), (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М. Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала.
В том же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н. Альтманом, — пьеса «Гадибук» С. Ан-ского в театре-студии «Габима» в постановке Е.Б. Вахтангова. Оба спектакля имели большой резонанс.

1921 Постоянная установка для пьесы В. Маяковского Мистерия-Буфф 1-й Моск. Госцирк (526x700, 154Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Макет установки для пьесы В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
1-й Московский Госцирк. Постановка А.М. Грановского. 1921 г.

1922 Раппопорт, С.А. [Декорации и костюмы - Нат. Альтман]. Гадибук Драматическая легенда С. Ан-ского  пер. Х. Н. Бялика. (388x620, 92Kb) 1922 Сб-к Стрелец. Вып. 3. Рис. Н.Альтмаеа и др (420x620, 75Kb)
1. Гадибук. Драматическая легенда С. Ан-ского (С.А. Рапопорт). Перевод Х.Н. Бялика. Декорации и костюмы – Натан Альтман. Театр «Габима». Москва, 1922 г. 2. Сборник «Стрелец». Сборник третий и последний. Рисунки Н. Альтмана и др. Санкт-Петербург, 1922 г.

1922 Сцена из спектакля «Гадибук». 1922 г. Реж. Е.Вахтангов. Источник httpvialky.ruhistory (700x311, 78Kb)
Сцена из спектакля «Гадибук». Режиссер Евгений Вахтангов. 1922 г.
Большинство знает лишь один спектакль-долгожитель среди поставленных Евгением Вахтанговым – искрящуюся праздничную «Принцессу Турандот». Но была среди спектаклей режиссера еще одна постановка, прожившая больше 40 лет, – трагичная, мрачная, мистическая – это спектакль «Гадибук», поставленный им в 1922 г.

1921 Эскиз декора к пьесе Ан-ского Гадибук (700x598, 179Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к пьесе С. Ан-ского «Гадибук». 1921 г. Бумага, акварель, гуашь,
графитный карандаш. 41 х 49 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
1921-1922 Эскиз мужского костюма. Берчик, нищий-хромой. Гадибук. Москва. ГЦТМ (405x640, 73Kb)1921-1922 Эскиз женского костюма. Яхнэ (Яхна, нищая-незаконнорожденная). Гадибук. Москва, Театр-студия Габима. Б, гуашь, кар. 35,8х22,2. ГЦТМ (400x640, 79Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Эскиз мужского костюма. Берчик, нищий-хромой. Гадибук. Москва. 2. Эскиз женского костюма. Яхнэ (Яхна, нищая-незаконнорожденная). Бумага, гуашь, карандаш. 35,8х22,2 см. 1921-1922 гг. Спектакль «Гадибук». Москва, Театр-студия «Габима». Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
1922 Эскиз женского костюма. Юдифь. Уриэль Акоста (ГОСЕТ). Б. акв, тушь, кар, серебр. краска. 23,7х16,5. ГЦТМ (422x590, 96Kb)1922 Эскиз костюма для спектакля «Диббук», театр «Хатима», Москва 2 (378x590, 59Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Эскиз женского костюма. Юдифь. Уриэль Акоста (ГОСЕТ). Бумага, акварель, тушь, карандаш, серебряная краска. 23,7х16,5 см. 2. Эскиз костюма для спектакля «Диббук», театр «Хатима», Москва. 1922 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1921 К.С. Станиславский в роли Уриэля Акосты (465x700, 137Kb)
Даже сам великий Константин Сергеевич Станиславский играл в этом спектакле.

1921 Эскиз декорации. Уриэль Акоста. Москва (ГОСЕТ), Бум, акв, бел. 28,2х35,8. ГЦТМ (700x545, 179Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста». Москва, ГОСЕТ. 1921 г.
Бумага, акварель, белила. 28,2 х 35,8 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1921 Сценография для Уриэля Д'Акосты Карла Куцкова. (700x472, 81Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста». Москва, ГОСЕТ. 1921 г.

1921 Эскиз декорации. Уриэль Акоста. Москва (ГОСЕТ), Б, гуашь, акв, кар. 41,5х52. ГЦТМ (700x536, 117Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста». Москва, ГОСЕТ. 1921 г.
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 41,5 х 52 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1922 Эскиз декорации к спектаклю Гадибук. Автор Семен Ан-ский Реж. Вахтангов (700x478, 117Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста». Москва, ГОСЕТ. 1922 г.

1922 Библиотека в доме да Силвы (дизайн сцены для «Уриэль Акоста») (700x504, 91Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Библиотека в доме да Силвы. Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста».
Москва, ГОСЕТ. 1922 г.

1922 Библиотека в доме да Силвы (дизайн сцены для «Уриэль Акоста»). Фрагмент (593x700, 102Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Библиотека в доме да Силвы. Эскиз декорации к спектаклю
«Уриэль Акоста». Фрагмент. Москва, ГОСЕТ. 1922 г.

1922 Автопортрет. Аук. ЧС (558x700, 122Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1922 гг. Бумага, чернила, свинцовые белила.
21 х 16,5 см. Частное собрание.

В это время Альтман продолжает работать по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. В этой области его произведения, согласно поставленной задаче, идеализированно-реалистичны (проект монумента В.К. Рентгену. 1920; скульптурные бюсты А.В. Луначарского и В.И. Ленина.1920). Натурные зарисовки Ленина (1920) - одни из самых жизненных изображений вождя революции (из-за чего долгое время не публиковались). В дальнейшем Альтман неоднократно эксплуатировал этот сюжет. Уже в начале 1920-х годов какие-либо элементы авангардного искусства постепенно исчезают из произведений Альтмана.

1922 Аббревиатура РСФСР в конструктивистском декоре. 73,5 х 54. ЧС. (564x700, 124Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Аббревиатура РСФСР в конструктивистском декоре. 1922 г.
Холст, масло. 73,5 х 54 см. Частное собрание.

1921 Тарелка с портретом В.И. Ленина (портрет В.И. Ленина по рисунку Н.И. Альтмана). ГМИ СПб. 2 (700x700, 145Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка с портретом В.И. Ленина и надписью «Кто не работает, тот не ест».
1921 г. Фарфор. Государственный музей Истории Санкт-Петербурга.

В 1921 году Н.И. Альтман написал портрет В.И. Ленина, который лег в основу тарелки, исполненной М.М. Адамовичем и выпущенной на Государственном фарфоровом заводе. Тарелка «Кто не работает, тот не ест» стала одним из наиболее известных произведений агитационного фарфора 1920-х годов. Известны также работы Альтмана в фарфоре - тарелка «Земля - трудящимся», «Вперед по ленинскому пути».

1921 Тарелка с портретом В.И.Ленина а надписью Кто не работает - тот не ест. Смоленск муз-зап 2 (700x700, 174Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка с портретом В.И. Ленина и надписью «Кто не работает - тот не ест».
1921 г. Фарфор. Смоленский музей-заповедник.

1921 Тарелка. Кто не работает, тот... Фарфор. Д=27 см. Сотбис Лондон 2020. Эстим. 10,000 - 15,000 GBP  (700x697, 127Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка с портретом В.И. Ленина и надписью «Кто не работает, тот не ест».
1921 г. Фарфор. D=27 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.

1924 Фарфор (по рисункам Натана Альтмана) (700x700, 114Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка с портретом В.И. Ленина и надписью «Вперед по ленинскому пути».
21 января 1924 г. Фарфор.

1921 Фарфор (по рисункам Натана Альтмана) 2 (512x700, 88Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Бокал с портретом В.И. Ленина и его автографом.
1921 г. Фарфор.

1917 Cup with Saucer October 25th, 1917, 1917 (porcelain) (700x632, 88Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Декоративная чашка с блюдцем и росписью «25 октября 1917 года». 1921 г.
1923 Альбом Еврейская графика. Бум, литогр, золот. краска. 48х36. Пермская ХГ (400x540, 59Kb)1923 Альбом Еврейская графика. Бум, литогр, золот. краска. 48х36см. Титул (409x540, 49Kb)
Натан Альтман. Альбом «Еврейская графика». Текст Макса Осборна. Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г. Бумага, литографии, золотая краска. 48 х 36 см. Обложка и титульный лист. Пермская государственная художественная галерея.

Столь же успешными были опыты Н.И. Альтмана в графике. Еще в 1914 году им был создан цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов. Однако издан он был только в 1923 году в Берлине в издательстве «Петрополис».

1923 Ева со змием. Из альб Еврейская графика худ-ка, Берлин (580x700, 161Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Ева со змием. Из альбома «Еврейская графика».
Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г.

1923 Из графического цикла «Еврейская графика» Натана Альтмана. Олень. Берлин, Петрополис (700x555, 231Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Олень. Из альбома «Еврейская графика». Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г.

1923 Из графического цикла «Еврейская графика» Натана Альтмана. Рисунок со львами. Берлин, Петрополис (700x434, 156Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Рисунок со львами. Из альбома «Еврейская графика». Берлин, Издательство
«Петрополис», 1923 г.

1923 Из графического цикла «Еврейская графика» Натана Альтмана. Рисунок со львами. Берлин, Петрополис 5 (700x537, 160Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Рисунок с фантастическими животными. Из альбома «Еврейская графика».
Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г.

1923 Из Еврейская графика. Рисунок с голубями (700x519, 123Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Рисунок с голубями. Из альбома «Еврейская графика». Берлин,
Издательство «Петрополис», 1923 г.

1923 Работа из серии Еврейская графика. 1923 (2) (700x546, 105Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Марка издательства «Ахинар». Из альбома «Еврейская графика». Берлин,
Издательство «Петрополис», 1923 г.

1923 Работа из серии Еврейская графика. 1923 (700x581, 105Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Экслибрис М. Персица. Из альбома «Еврейская графика». Берлин,
Издательство «Петрополис», 1923 г.

1922 Выст в Берлине.docx (700x434, 150Kb)
Организаторы Первой русской художественной выставки в Германии. Берлин, октябрь 1922 года. Слева направо: заведующий отделом ИЗО Наркомпроса Давид Штеренберг, представитель российских спецслужб Д. Марьянов, художник Натан Альтман, скульптор Наум Габо и Фридрих Лутц, директор галереи Ван Димен. Фотография.

В 1921 году Н.И. Альтман по распоряжению А.В. Луначарского стал руководителем московского Отдела ИЗО Наркомпроса и переехал в Москву. Работал в ИНХУКе (1920-1924). Был организатором и участником Первой русской художественной выставки в
Берлине и Амстердаме (1922-1923). Участник «Выставки трёх» (Альтман, Шагал, Штеренберг. 1922, Москва), многочисленных тематических, а также зарубежных выставок. В 1926 вступил в Москве в Общество русских скульпторов.

1923 Портрет Сильвии Гринберг.jpeg (562x700, 96Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Сильвии Гринберг. 1923 г. Холст, масло,
уголь, карандаш. 59,8 х 45 см. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург.
1923 Ахматова Анна. Четки. Белая стая. Anno Domini. [Конволют]. Кн. 1. Стихотворения Портреты Ахматовой работы Н. Альтмана и Ю.П.Анненкова.- 9-е изд., доп (416x540, 49Kb)1923 Ахматова Анна. Четки. Кн. 1 . Стихотворения Портрет Ахматовой работы Н. Альтмана.-Петроград 1914 г.. (383x540, 58Kb)
Анна Ахматова. Четки. Стихотворения. Книга первая. Портрет Ахматовой работы Н. Альтмана.- 9-е изд., доп.- Берлин Петрополис; Алконост. Тип. «Зинабург и Комп.»; 114, [4]с. 1л. портрет. Справа - первое издание «Четок» Анны Ахматовой, которое вышло в 1914 году в С-Петербурге в издательстве «Гиперборей».

1923 Ахматова Анна. Четки. Кн.1. Стихотворения Портрет А.Ахматовой работы Н.Альтмана.- 9-е изд., доп.- Берлин Петрополис;114, [4]с. 1л. портрет (700x535, 123Kb)
Анна Ахматова. Четки. Стихотворения. Книга первая. Портрет Ахматовой работы Н. Альтмана.- 9-е изд., доп.-
Берлин Петрополис; Алконост. Тип. «Зинабург и Комп.»; 114, [4]с. 1л. портрет. Фронтиспис и титульный лист.

Анна Ахматова. ЧЕТКИ.
СМЯТЕНИЕ

I
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи...
Я только вздрогнула. Этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет.
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

II
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица...
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
1914 г.
1923 И. Эренбург. Лие войны.1923 И. Эренбург. Лие войны. Berlin Gelikon, 1923 (573x390, 105Kb)1923 И.Эренбурга Лик войны, Moscow Zemlia i fabrika, 1928 ГМИИ им.Пушкина (272x390, 57Kb)
1. Илья Эренбург. Лик войны. Новеллы. 2-е изд. Обложка Натана Альтмана. Берлин, Издательство «Геликон», 1923 г. - 186 с. [6 с.]. 2. Илья Эренбург. Лик войны. 3-е изд. Эскиз обложки. Москва, Издательство ЗИФ (Земля и Фабрика). 1929 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
1923 М. Кузмин. Сети. Первая книга стиховBerlin Petropolis, 208 стр (303x450, 80Kb)
1923 М. КУзмин. Крылья. Berlin Petropolis, 120 стр (300x450, 66Kb)
1923 Кузмин М. Глиняные голубки Третья книга стихов Обложка работы Н.И.Альтмана.- 2-е изд.- Берлин Петрополис, (300x450, 75Kb)
1. М. Кузмин. Сети. Первая книга стихов. Берлин, Издательство «Петрополис», 1923 г. - 208 стр. 2. М. Кузмин. Крылья. Издательство «Петрополис», 1923 г. - 120 стр. 3. М. Кузмин. Глиняные голубки. Третья книга стихов. 1923 г. – 174 стр. Все обложки работы Н.И. Альтмана.

«Сети», «Крылья» и «Глиняные голубки» - три книги Михаила Кузмина с обложками Натана Альтмана. Обложки, которые Альтман разработал для трех последних публикаций Кузьмина, имеют тот же конструктивистский дизайн. Буквы и линии объединены в конструкции, которые являются полностью абстрактными и без каких-либо фигуративных элементов. Поэзия М. Кузмина была наполнена гомоэротической окраской и поэтому неприемлема для советских властей. После 1924 года его работы больше не публиковались, и он был вынужден работать в основном переводчиком.

1925 На берегу. (700x496, 46Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). На берегу. 1925 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши. 20 х 28 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $1.800-2.000 дол.

1924 Натюрморт с шахматами. Х, м. 75 х 68 см. ЧС (569x700, 95Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с шахматами. 1924 г. Хост, масло. 75 х 68 см.
Частное собрание.

1922 Альтман на выст сов ИЗО, Берлин 1922 г (521x700, 112Kb)
Натан Альтман на выставке советского изобразительного искусства. Берлин, 1922 г.

Успешная совместная работа в ГОСЕТе Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Л.М. Пульвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхемуи назывался «Еврейское счастье». Автором титров был Исаак Бабель. В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана группа приехала в его родную Винницу, один из районов которой - Иерусалимка - сохранился в том первозданном виде, в каком подобные местечки были при Шолом-Алейхеме. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.
1925 Афиша фильма Еврейское счастье 2 (415x540, 112Kb)1925 Афиша фильма Еврейское счастье (386x540, 68Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1-2. Афиша фильма «Еврейское счастье». Режиссер Алексей Грановский.
Сценарий Исаака Бабеля и др. В главной роли Соломон Михоэлс. 1925 г.

1926 П-т  Соломона Михоэлса,  (700x408, 97Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Соломона Михоэлса. Киев, 16.XI.1926 г. Бумага, карандаш.

1926 МИХОЭЛС В РОЛИ ШИМЕЛЕ СОРОКЕР В спектакле  ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА. Бум, тушь, акв. 14,8 х 21,1 см. ЧС (700x478, 105Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Соломон Михоэлс в роли Шимеле Сорокера в спектакле «Великая победа».
1926 г. Бумага, тушь, акварель. 14,8 х 21,1 см. Частное собрание.

1925 Портрет С. Михоэлса в пьесе В. Шкловского «Еврейское счастье» (476x700, 82Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Соломона Михоэлса в пьесе В. Шкловского
«Еврейское счастье». 1925 г. Бумага, тушь, перо. 29 х 19,5 см.
Галерея ГРОСart, Москва.

1926 Эскиз мужских костюмов. Для актеров С.Я. Зильберблата, Д.Л. Чечика, Н.Л. Нефеша, Т.И. Хазака. Б, акв, гуашь, кар.35,3х45,1 на картоне 38х45,5. ГЦТМ (700x517, 134Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз мужских костюмов. Для актеров С.Я. Зильберблата, Д.Л. Чечика, Н.Л. Нефеша,
Т.И. Хазака. 1926 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 35,3х45,1 см. на картоне 38х45,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
1926 Десятая заповедь. Оперетта-памфлет. Композиция спектакля Алексея Гранского, текст И. Добрушина, музыка Льва Пульвера, худож. Натан Альтман. (417x630, 92Kb)1926 Эскиз костюма. Молодой хасид. Десятая заповедь. Москва (ГОСЕТ), Б. акв, гуашь, кар, бел. 35х21,3. ГЦТМ (375x630, 70Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Десятая заповедь. Оперетта-памфлет. Композиция спектакля Алексея Гранского, текст И. Добрушина, музыка Льва Пульвера, художник Натан Альтман. Сезон 1925/1926 гг. 2. Эскиз костюма молодого хасида к спектаклю «Десятая заповедь». Москва (ГОСЕТ). 1926 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш, белила. 35х21,3 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
1926 Эскиз женского костюма. Комсомолка. 137 детских домов (Товарищ из центра. Б, кар. гуашь. 27,9х16,5; 36х27 (подложка) ГЦТМ (414x700, 70Kb)1926 Эскиз женского костюма. Десятая заповедь (Мск, ГОСЕТ) Бум, цвет.кар-ши. 40х19. ГЦТМ (327x700, 66Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Эскиз женского костюма комсомолки к спектаклю «137 детских домов (Любовь мадам Сегаль». 1926 г. Бумага, карандаш, гуашь. 27,9х16,5; 36х27 см. (подложка). 4. Эскиз женского костюма к спектаклю «Десятая заповедь». Москва, ГОСЕТ. 1926 г. Бумага, цветные карандаши. 40х19 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1927 Афиша спектакля Труадек Ж.Ромена (Мск, ГОСЕТ) Принт. 103,5 х 70,0. СПб театр (464x700, 106Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Афиша оперетты «Труадек» Жюля Ромена. Постановщик
А.М. Грановский. Москва, ГОСЕТ. 1927 г. Бумага, цветная печать. 103,5 х 70 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1928 Афиша гастролей Театра Грановского (479x700, 132Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Афиша гастролей Театра Алексея Грановского
в Париже. Июнь 1928 г.

1926 Элегантная. Бум,гуашь. 32.5 x 24.5 cm. ЧС (527x700, 113Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Элегантная. 1926 г. Бумага, гуашь. 32,5 x 24,5 см.
Частное собрание.
1927 Обложка к книге И.Г. Эренбурга «В Проточном переулке». Принт. 21,4х14,7 ГЛМ (700x499, 141Kb)
Илья Эренбург. В Проточном переулке. Роман. Обложка Натана Альтмана. Москва-Ленинград,
Издательство Земля и Фабрика, 1927 г. 21,4 х 14,7 см. Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.

1926 Л.М. Эренбург. Портрет. Бум, кар. 49,6х33,7. ГЛМ Даля (474x700, 63Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет художницы Любови Михайловны Эренбург-Козинцевой
(1899-1970), второй жены писателя. 1926 г. Бумага, карандаш. 49,6 х 33,7 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1926 Портрет Сергея Есенина. Рисунок (700x499, 61Kb)
1920-1930-е Натан (510x700, 151Kb)
Н.И. Альтман. Автопортрет. 1920-1930-е гг.

История большой любви Альтмана
Художник встречает любовь всей своей жизни - Ирину Щеголеву-Тернавцеву (1906-1993) - между двумя эмиграциями, в 1927 году, в Крыму в санатории «Альпийская роза», где отдыхали все - от Зощенко до Маяковского. Ирина и ее старшая сестра Мария были чуть ли не главными светскими красавицами Петрограда и Ленинграда. Жгучая брюнетка и художник-щеголь в шейном платке знакомятся в Евпатории, и между ними сразу вспыхивает взаимная симпатия - все семь лет второго парижского периода Альтмана они ведут переписку.

1920-1930-е Женский портрет. Тик, масло. 51 х 41,5 см (603x700, 211Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Женский портрет. Конец 1920-х – начало 1930-х гг.
Холст, масло. 51 х 41,5 см.

1927 Жен. портрет. бумага, наклеенная на картон, карандаш. 46х34. Пенз карт гал (512x700, 40Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Женский портрет. 1927 г. Бумага, наклеенная на картон,
карандаш. 46 х 34 см. Пензенская картинная галерея им К.А. Савицкого.

1927 Обн. с.78 (458x700, 122Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Обнаженная. 1927 г. Бумага, графитный карандаш,
трафарет. 44,5 з 36 см. Собрание семьи художника.

1927 Обн.с 79 (431x700, 66Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Обнаженная. 1927 г. Бумага, графитный карандаш.
51 х 36 см. Частное собрание.
1930-е Сидящая натурщица. (508x700, 72Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Сидящая натурщица. 1930-е гг.
Бумага, графитный карандаш.

1926 Площадь провинциального города. Бум, кар. 51,2 x 36,6 см. ГТГ (466x700, 111Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Площадь провинциального города. 1926 г.
Бумага, карандаш. 51,2 x 36,6 см. Государственная Третьяковская галерея.
1928 И.Э.Бабель. Статьи и материалы. И.Э.Бабель. Автобиография. Л, Академия, Обложка Н.Альтмана 2 (400x550, 89Kb)1927 История моей голубятни. Рассказы обложка худ. Натана Альтмана. - М.-Л. Издательство «Земля и фабрика»-  (2) (407x550, 111Kb)
1. И.Э. Бабель. Статьи и материалы. Автобиография. Под ред. Б. Казанского. Обложка Н. Альтмана. Ленинград, Academia, 1928 г. – 104 стр. 2. История моей голубятни. Рассказы. Обложка Натана Альтмана. Москва-Ленинград, Издательство «Земля и Фабрика», 1927 г.
1926 Избранные сочинения под редакцией И. Бабеля. Т. 1. Ножик. Перевод с еврейского С. Гехта.  Обложка художника Н. Альтмана. Л, ЗИФ (411x550, 100Kb)1928 Ю. Олеша - Зависть. Роман. Москва, Ленинград Земля и фабрика, Рис. Н. Альтмана (391x550, 98Kb)
Шолом Алейхем. Избранные сочинения под редакцией И. Бабеля. Т. 1. Ножик. Перевод с еврейского С. Гехта. Обложка художника Н. Альтмана. Ленинград, ЗИФ, 1926 г. 2. Юрий Олеша. Зависть. Роман. Рис. Н. Альтмана. Москва-Ленинград, Земля и Фабрика, 1928 г.

1927 Портрет. В.В. Вересаев (в раме). металл, стекло, картон, карандаш, деревопортрет - 42х34 см; паспарту - 59,5х49 см. Тульское муз объед (585x700, 111Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет В.В. Вересаева (в раме). 1927 г. Металл, стекло, картон,
карандаш, дерево. 42х34 см.; паспарту 59,5х49 см. Тульское музейное объединение.

1928 Памятник немецкому физику, открывшему рентгеновское излучение Вильгельму Рентген. Улица Рентгена, 6, Санкт-Петербург (524x700, 190Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Памятник немецкому физику Вильгельму Рентгену,
открывшему рентгеновское излучение. Санкт-Петербург, улица Рентгена, 6.
Памятник открыт в 1928 году.

1926 Автопортрет. Свинцовый карандаш, бумага. 44.6 x 35.9 см., ГТГ (560x700, 94Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1926 г. Бумага, свинцовый карандаш.
44,6 x 35,9 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1924-1928 гг. Н.И. Альтман был главным художником Государственного еврейского театра (ГОСЕТа). Весной 1928 года Альтман выехал с ГОСЕТом на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. Обращение Альтмана к неореализму характерно для живописи Альтмана этих лет. В 1932 году Альтман делает оформление для «Театра Интернационального действия», созданного Анри Барбюсом. Свои новые работы Н. Альтман показывает на парижских выставках общества «Молодая Европа» (1932) и «Ассоциации революционных писателей и художников» (1934, 1935).
Также он создаёт фантасмагорические иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя (1933) и оформляет спектакль «Бронепоезд 14-69» в «Театре Интернационального действия» (1932).

1929 Париж, ему 40 лет — копия (600x700, 89Kb)
Н.И. Альтман. 1929 год. Париж, ему 40 лет.

1927 Портрет Соломона Михоэлса. Х, м. 107,5Х72,3 см. ГЦТМ. (479x700, 80Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Соломона Михоэлса. 1927 г. Холст, масло.
107,5 х 72,3 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1930 Портрет художника Пикельного. Х, м. ГМИИ им.Пушкина (511x700, 125Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет польского художника Роберта Пикельного (1904-1986).
1934-1935 гг. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Дар А.Н. Рамма.

1928-1935 Портрет писателя Никулина Л. В. холст, масло. 73 х 55. ГРМ (503x700, 182Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет писателя Льва Вениаминовича Никулина (1891-1967).
1928-1935 гг. Холст, масло. 73 х 55 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е Портрет Н.Э. Радлова. Бум, тушь, белила. 13,3 х 9, СПб муз (477x700, 109Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет художника Николая Эрнестовича Радлова (1889-1942).
1930-е гг. Бумага, тушь, белила. 13,3 х 9 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.

1932 Портрет Луиса Лозовика Бум, кар.  карандашом 43 х 33 см Russian Art Salonjpg (524x700, 93Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет художника Луиса Лозовика (1892-1973). 1932 г.
Бумага, карандаш. 43 х 33 см. Online Russian Art Salon.

1928-1935 Мясник. Х, м. (528x700, 118Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Мясник. 1928-1935 гг. Холст, масло. 64 х 50 см.
Собрание семьи художника.

1929 Н.Альтман за мольбертом (700x556, 107Kb)
Н.И. Альтман за мольбертом. Париж, 1929 г.

В 1928 году Н.И. Альтман не возвращается в СССР с европейских гастролей Театра Грановского. При этом он ежемесячно в Париже отмечается в Советском посольстве — вплоть до своего возвращения в 1935-м, не разрывая связь со страной. Все семь лет он изучает новые грани современного искусства, экспериментируя с постимпрессионизмом и реализмом, вдохновившись стилем сюрреалистов, делает литографии к Ветхому завету, начинает сотрудничество с крупнейшими французскими книжными издательствами Flammarion и Gallimard — для последнего проиллюстрировал серию книг писателя и драматурга Марселя Эме, в том числе «Сказки кота Мурлыки». Это было время художественного подъема Альтмана: его картины покупают коллекционеры, а с графикой он постоянно участвует в выставках. Все это закончится в 1935-м.

1920-е One Night In Paris (Night In Paris), Х, м. 33.5x47 cm. ЧС (700x485, 135Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Ночь в Париже. 1920-е гг. Холст, масло. 33,5 x 47 см. Частное собрание.

1928-1ё935 Строят дом. Х, м. 50 x 61. ГРМ (700x560, 131Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Париж. Строят дом. 1928-1935 гг. Холст, масло. 50 x 61 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928-1935 Бретань. Холст, масло 50.5х61 см. Сотбис (700x564, 158Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Бретань. 1928-1935 гг. Холст, масло 50,5 х 61 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2006 г.

1928-1935 Парк в Андели. (577x700, 152Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Парк в Андели. 1928-1935 гг. Холст, масло. 61 х 50 см.
Собрание И.П. Рачек, Москва.

1929 Ж-на на улице. Х, м. 61.5 by 50.3cm, Сотбис Лондон, 2014. Эстим. 40,000 - 60,000 GBP  (574x700, 121Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Женщина на улице. 1929 г. Холст, масло. 61,5 х 50,3 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.

1928-1935 Городок на юге Франции (416x700, 139Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Городок на юге Франции. 1928-1935 гг. Холст, масло.
55 х 33,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина Москва. Отдел личных коллекций. Дар А.Н. Рамма.

1928-1935 Зимний пейзаж. Бум, гуашь. 58,5×34,2. ЧС (481x700, 118Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Зимний пейзаж. 1928-1935 гг. Бумага, гуашь. 58,5 × 34,2 см.
Частное собрание.

1930 Пейзаж в Савойе. Бум, синяя тушь. 27 x 21.5 cm. ЧС (544x700, 103Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж в Савойе. 1930 г. Бумага, синяя тушь. 27 x 21,5 см.
Частное собрание.

1929 Николай Асеев Красношейка. Рис. Н.Альтмана 1 (400x500, 81Kb)1929 Николай Асеев Красношейка. Рис. Н.Альтмана 1а (400x500, 54Kb)
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунки Натана Альтмана. 2-е издание. Ленинград,
Государственное издательство, 1929 г. Обложка.
1929 Николай Асеев Красношейка. Рис. Н.Альтмана 2 (560x700, 184Kb)
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (1).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
1929 Николай Асеев Красношейка. Рис. Н.Альтмана 3 (550x700, 116Kb)
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (2).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
1929 Николай Асеев Красношейка. Рис. Н.Альтмана 4 (560x700, 141Kb)
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (3).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
1929 Николай Асеев Красношейка. Рис. Н.Альтмана 5 (560x700, 158Kb)
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (4).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.
1929 Николай Асеев Красношейка. Рис. Н.Альтмана 6 (560x700, 131Kb)
Николай Асеев. Красношейка. (Стихи для детей). Рисунок Натана Альтмана (5).
Ленинград, Государственное издательство, 1929 г.

1930-е серед. Ирина Тернавцева. Фото из собрания семьи Малаховских (446x700, 76Kb)
Ирина Тернавцева. Середина 1930-х гг. Фотография
из собрания семьи Малаховских.

После возвращения в СССР Натан Исаевич начинает опекать Ирину Щеголеву-Тернавцеву: у нее умирает муж Павел Щеголев. Альтмана снова захватывает чувство, и он переезжает к возлюбленной в Ленинград - в квартиру на Ждановке, но вскоре пара перебирается в конструктивистский дом на Лесном проспекте, где сейчас висит мемориальная доска. Альтман поддерживает теплые отношения с семьей Ирины. В 1937 году Бронислава Малаховского, мужа сестры Марии, арестовывают и расстреливают, а его жену отправляют в ссылку. Но Альтману удалось забрать к себе двух племянников. Позже они с Ириной официально удочерят Екатерину и усыновят Дмитрия Малаховских. Своих детей у Альтмана не было. Кстати, Ирина Тернавцева стала третьей женой Альтмана, второй - «парижской» женой была Ирина Петровна Рачек-Дега (1908-1989), балерина, актриса московского Государственного еврейского театра.

1936 Бронислав Малаховский и Натан Альтман. 1936. Фото из собрания семьи (700x455, 59Kb)
Бронислав Малаховский и Натан Альтман. 1936 г. Фотография из собрания семьи Малаховских.

1929 Негритянка. (Собр. Беккерман). с.83 (446x700, 116Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Негритянка. 1929 г. Холст, масло. 97 х 62 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.

1930-1932 Натюрморт с бутылкой кьянти. Репродукции из журнала Огонёк № 17. Н.И. Альтман верх.  (524x700, 153Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с бутылкой кьянти. 1930-1932 гг.
Холст, масло. 78,5 х 58,5 см. Репродукция из журнала «Огонёк», 1989 г. №17.


1928-1935 Парижская мастерская художника (594x700, 142Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Парижская мастерская художника. 1928-1935 гг.

1928-1935 Парижская мастерская. Интерьер в Андели. Х, м. 64,5 x 45,5. ГРМ (489x700, 108Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Парижская мастерская. Интерьер в Андели. 1928-1935 гг.
Холст, масло. 64,5 x 45,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928-1935 Лангусты. Х, м. 65,5 x 54. ГРМ (585x700, 156Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Лангусты. 1928-1935 гг. Холст, масло. 65,5 x 54 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Н.И. Альтман с Л.М. Козинцевой-Эренбург и обезьяной Федькой. Фото И.Г. Эренбурга, Париж (700x505, 90Kb)
Н.И. Альтман с Л.М. Козинцевой-Эренбург и обезьяной Федькой. Фото И.Г. Эренбурга. Париж, 1928 г.

1928-1935 Федька, уроженец Парижа. Х, м. 72 x 50. ГРМ (475x700, 98Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Федька, уроженец Парижа. 1928-1935 гг.
Холст, масло. 72 x 50 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928-1935 Натюрморт с хлебницей и фруктами. Париж.бумага, акварель, гуашь, белила. 45,5 х 60. Вологда ХМ (700x504, 131Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с хлебницей и фруктами. Париж, 1928-1935 гг. Бумага, акварель,
гуашь, белила. 45,5 х 60 см. Вологодская областная картинная галерея.

1927 Портрет артистки И.П. Дега. Х, м. 80 х 46 см. ГТГ (420x700, 80Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет артистки И.П. Дега. 1927 г. Холст, масло. 80 х 46 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1934 году Альтмана во Франции настигает трагедия: его единственны сын от второго брака умирает в Париже в возрасте полутора лет. Следом происходит разрыв с женой: балерина и актриса Ирина Рачек-Дега заключает контракт с американской театральной компанией и уезжает в Штаты, а сам Альтман возвращается в Россию в 1935 году. Жизнь делится на до и после. Попав в СССР, он прекращает заниматься живописью — все свое время посвящает книжной графике, иллюстрации детской книги и сценографии.

1930-1931 Ирина Петровна Рачек-Дега (603x700, 95Kb)
Ирина Петровна Рачек-Дега. Фотография 1930-1931 гг.

1931 Paris Editions de la Pléiade. 246 pages. (553x700, 99Kb)
Н.В. Гоголь. Тарас Бульба. Обложка Натана Альтмана. Paris Editions de la Pléiade.
1931 г. - 246 стр.

1933 Изгнание из рая (520x700, 156Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Изгнание из рая. Иллюстрация на тему Ветхого завета.
1933 г. Литография. 20,2 х 15 см.

1930-е Декорация с троянским конем. Бум, уголь, пастель63,2 x 48,2 cm. ЧС (532x700, 160Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Декорация с троянским конем. 1930-е гг.
Бумага, уголь, пастель. 63,2 x 48,2 см. Частное собрание.

1932 Театральные эскизы к спектаклю Бронепоезд 14-59 (528x700, 117Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз женского костюма к спектаклю Всеволода Иванова
«Бронепоезд 14-59». 1932 г.

1932 Театральные эскизы к спектаклю Бронепоезд 14-59 б (531x700, 116Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз костюма матроса к спектаклю Всеволода Иванова
«Бронепоезд 14-59». 1932 г.

1932 Театральные эскизы к спектаклю Бронепоезд 14-59 а (532x700, 90Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз костюма офицера к спектаклю Всеволода Иванова
«Бронепоезд 14-59». 1932 г.

Kultur-liga082 (650x650, 79Kb)
Н.И. Альтман. Фото 1928-1935 гг.

Вернувшись в СССР, Н.И. Альтман попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном почтовых марок и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя, изданные в 1937 году. Продолжал плодотворно работать в основном как театральный художник.

Почему нужно знать Натана Альтмана — фронтмена авангарда и автора иконического портрета Ахматовой? Рассказывает его правнучка

(
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
pa-va 28-11-2023-00:35 удалить
Спасибо, люблю его. но эти ужасные судьбы, слава богу дожил до преклонных лет
Слава44 29-11-2023-16:48 удалить
Ответ на комментарий pa-va # pa-va, Спасибо за отзыв. Люблю любовь


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НАТАН ИСАЕВИЧ АЛЬТМАН (1889-1970), ЧАСТЬ II. ОБЪЕДИНЕНИЕ «МИР ИСКУССТВА» | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»