• Авторизация


РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НАТАН ИСАЕВИЧ АЛЬТМАН (1889-1970), ЧАСТЬ I. ОБЩЕСТВО «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» 23-11-2023 00:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1911 Автопортрет. бумага на картоне, темпера, гуашь. 63х46,5 см. ГРМ (513x700, 101Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1911 г. Бумага на картоне, темпера, гуашь.
63 х 46,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Натан Исаевич Альтман (1889-1970) – украинско-русский живописец-авангардист (кубист), график, скульптор, художник театра и кино. Родился в Виннице. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). В 1910–1912 гг. работал в «Свободной русской Академии» (академия М.И. Васильевой) в Париже. В конце 1912 г. приехал в Петербург, где, своеобразно применяя в натюрмортах и портретах приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). В 1915–1916 гг. преподавал в Петрограде в студии М.Д. Бернштейна, в 1918–1920 – в Петроградских свободных художественных мастерских (СВОМАС), в 1918–1921 работал в отделе ИЗО Наркомпроса.


1907 Н. Альтман в Виннице (617x700, 203Kb)
Натан Альтман в Виннице. 1907 г.

Натан Исаевич Альтман родился 22 декабря 1889 (3 января 1890 года) в небольшом украинском городе Виннице, Подольской губернии, Российской империи в бедной еврейской семье: отец занимался мелкой торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер от скоротечной чахотки; жил с бабушкой. С 1903 по 1907 год учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, где его учителями были К.К. Костанди, Г.А. Ладыженский и др. Здесь получил свидетельство об окончании четырёх классов. Как вспоминал сам художник, в двух последних классах подружился с В.Д. Барановым-Россине, а через него - с Владимиром Бурлюком, а «оттуда протянулись нити к возникавшему тогда авангарду». Тогда же возникла дружба с А.Е. Кручёных.

1900-е Южный дворик 2 (626x700, 174Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Южный дворик. 1900-е гг. Картон, масло. 22,6 х 20 см.
Частное собрание.

1905 Портрет молодого человека. Х, м. 90 х 71. ЧС (562x700, 151Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет молодого человека. 1905 г. Холст, масло. 90 х 71 см.
Частное собрание.

1908 П-т баушки. с.17 (506x700, 182Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет бабушки художника. 1908 г.
Бумага, итальянский карандаш, цветной карандаш, уголь. 57,5 х 41,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1908 Муж. портрет. Бум, уголь, паст. 55.9 by 38.4 cm. Сотбис НЙ 2007. Эстим. 25,000 - 35,000 USD (482x700, 122Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Мужской портрет. 1908 г. Бумага, уголь, пастель.
55,9 х 38,4 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Эстимейт. $25.000-35.000 дол.

1908 Портрет студента. Бум, цв. кар-ши. 57 x 35.6 cm. Сотбис НЙ 2007. Эстим. 30,000 - 40,000 USD (430x700, 147Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет студента. 1908 г. Бумага, цветные карандаши.
57 x 35,6 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Эстимейт. $30.000-40.000 дол.

1908 Весна. Х, м. 60,5 х 46 см. ГМИИ им.Пушкина) (533x700, 182Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Весна. 1908 г. Холст, масло. 60,5 х 46 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина Москва. Отдел личных коллекций.

1908-1909 Зимняя сцена. Бумага на картоне; карандаш, пастель 45 х 50. Аук МакДуглас (700x630, 189Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Зимняя сцена. 1907-1908 гг. Коричневая бумага на картоне, карандаш, пастель.
45 х 50 см. Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 40.000-60.000 фунтов.

1910 Набережная канала. Париж Х, м. 50 x 60 cm. ЧС (700x525, 152Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Вид на набережную. 1910 г. Холст, масло. 50 x 60 см.
Аукционный дом Hermitage Fine Art, Монако, 2020 г. Эстимейт EUR 5.000-6.000 евро.

1910 Осен пейхаж. Карт, м.  21.7 × 23.5 cm. ЧС (652x700, 149Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Осенний пейзаж. 1910 г. Картон, масло. 21,7 х 23,5 см.
Частное собрание.

1910 Иерусалим. Х на карт, м. 17 x 10,5 cm. ЧС (434x700, 133Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Иерусалимка. 1910 г. Холст на картоне, масло. 17 x 10,5 см.
Частное собрание. Иерусалимка - название одного из старых районов Винницы.

1910 Натюрморт с фруктами. Х, м. 37 х 24,5 см. Музей Петергоф (472x700, 137Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с фруктами. 1910 г. Холст, масло. 37 х 24,5 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.

1908 Автопортрет. Собрание семьи Малаховских (476x700, 130Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1908 г. Бумага, итальянский карандаш,
соус и цветной карандаш. 47 х 31 см. Собрание семьи Малаховских, Санкт-Петербург.

В Одессе Альтман продолжал самостоятельные занятия живописью и в 1910 дебютировал на выставке Товарищества южно-русских художников в Одессе.
Альтман мечтал о Петербурге, но шансов попасть в Петербург из еврейской черты оседлости у Альтмана не было, поэтому из-за условий жизни проще было поехать в Париж, куда он и отправился в декабре 1910 года, предварительно посетив Вену и Мюнхен. В Париже сначала жил в мастерской Баранова-Россине, но вскоре переехал в «Улей» и продолжил учёбу в «Свободной русской академии Марии Васильевой» (1910-1911) и в мастерской Академии Рансона. В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма и знакомится с Хаимом Сутиным, Амедео Модильяни и Марком Шагалом. С последним он поддерживал отношения и после революции на протяжении всей жизни.

1911 Дама с собакой (Портрет Эсфири Шварцман) Х, м. 67,5 х 47,5. ГРМ (476x700, 99Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Дама с собакой (Портрет Эсфири Шварцман). 1911 г.
Холст, масло. 67,5 х 47,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1911 Женщина с серебряным поясом. Коллекция Соломона Шустера (506x700, 133Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Женщина с серебряным поясом. 1911 г. Холст, масло. 89 х 60 см.
Коллекция Соломона Шустера.

1911 Еврейские похороны.  Холст, масло. с.23 (700x609, 204Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Еврейские похороны. 1911 г. Холст, темпера. 89,8 х 103,5 cм.
Музей искусства авангарда MAGMA, Москва. Всего Альтман написал три варианта
«Еврейских похорон», которые ранее находились в собрании семьи художника.

1910-е Синагога (700x464, 152Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Синагога. 1910-е гг. Бумага на картоне, гуашь. 32 х 47 см. Частное собрание.

1910-е Улица в Виннице. Холст, масло. (Собр. Петра Авена) (700x635, 216Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Улица в Виннице. 1910-е гг. Холст, масло. Собрание Петра Авена.

1910-е Пейзаж. Карт, м. 22,1х23,1. ГМИИ РТ (2) (700x658, 244Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж. 1910-е гг. Картон, масло. 22,1 х 23,1 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1910-е начало. Пейзаж с красной крышей. Холст, масло. 57,5 х 59 см. ГРМ (700x690, 157Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж с красной крышей. Начало 1910-х гг. Холст, масло. 57,5 х 59 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1911 Пейзаж Ля руш. Х. на карт, м. 43,5 х 35 см. ГРМ с. 18 (512x700, 181Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж. «La Ruche». 1911 г. Холст на картоне, масло.
43,5 х 35 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1911 Натюморт с синими туфлями (520x700, 156Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с голубыми туфлями. 1911 г.
Холст, масло. 43 х 33 см. Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.

1912 Натюрморт с синим графином. Собр. Дудакова В.А.  Х м. 75.5 × 61 cm (550x700, 195Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с синим графином. 1912 г. Холст, масло.
75,5 х 61 см. Собрание В.А. Дудакова.

1912 Натюрморт. Кувшин и помидоры. Х, м. 69,5 х 49,5. ГРМ (490x700, 123Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт. Кувшин и помидоры. 1912 г.
Холст, масло. 69,5 х 49,5 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1910-е Натюр с бут. Бум, акв. 20 58 x 14 38 дюйм. ЧС (486x700, 81Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с бутылкой. 1910-е гг.
Бумага, акварель. 52,4 х 36,5 см. Частное собрание.

1912 Натурщик. х, м. 70 × 53,8 см. ГТГ (534x700, 144Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натурщик. 1912 г. Холст, масло. 70 х 53,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1910-е Портрет Надежды Тэффи. Музей АА, СПб (628x700, 95Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Надежды Тэффи. Шарж. 1910-е гг.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая, в замужестве Бучинская; 1872, Санкт-Петербург - 1952, Париж) -
русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица.

1910-е Портрет Владимира Шилейко. Музей АА, СПб (581x700, 98Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Владимира Шилейко. Шарж.1910-е гг.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Владимир Казимирович Шилейко (1891-1930) - русский востоковед, поэт и переводчик,
второй муж Анны Ахматовой,

1910-е Николай Гумилёв. Шарж. Музей АА, СПб (442x700, 59Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Николай Гумилёв. Шарж. 1910-е гг.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1911 Автопортрет. Бум, темп. 46х33 см. ГРМ (497x700, 120Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. Эскиз. 1911 г. Бумага на картоне, темпера.
46 х 33 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1910 году Альтман со своими первыми работами участвовал в парижском «Салоне национального общества изящных искусств» (Salon de la Société Nationale). Недолгое пребывание в Париже открыло художнику современное французское искусство. Он экспериментировал в разных стилях - от постимпрессионизма до фовизма - но собственного стиля обрести не успел. Некоторые работы парижского периода свидетельствуют о тяготении к фовизму («Пейзаж. La Ruche». 1911. Два варианта. Частное собрание).

1912 Гравюры из серии Винница в шаржах (700x656, 106Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Гравюры из серии «Винница в шаржах». Музыкальная Винница.
Актриса Е.А. Гаазе. 1912 г.
1912 Рябь. Альбом шаржей. Винница, 1912. Грав на дереве. 34,7х24,5 см. ГМИИ им.Пушкина (390x520, 85Kb)1912 РЯБЬ 3 (391x520, 59Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Рябь. Альбом шаржей. Винница, 1912 г. Гравюры на дереве. 34,7х24,5 см. Обложка. 2. Я.В. Гофман. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
1912 РЯБЬ 2 (404x520, 75Kb)1912 РЯБЬ 1 (401x520, 71Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 3. Рябь. Альбом шаржей. Винница, 1912 г. Гравюры на дереве. В.А. Гаврилов. 4. В.С. Гофштейн. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
1912 Винница в шаржах. Обл (403x600, 86Kb)1912 Винница в шаржах 1 (400x600, 105Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Винница в шаржах. Выпуск II. Автогравюры. 1912 г. Обложка. 2. В Подолии.
1912 Винница в шаржах 4 (406x600, 58Kb)1912 Винница в шаржах 2 (411x600, 61Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Винница в шаржах. Выпуск II. Автогравюры. 1912 г. 3. Г.В. Брилинг. 4. Театр. Т.Д. Лентовская в роли Фрины.

1901-1910 Вырезка из газеты. Федор Сологуб. Принт. 16,5х13. ГЦТМ (547x700, 110Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Федор Сологуб. Вырезка из газеты. 1901-1910 гг.
Печать. 16,5 х 13 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1910-е С.М. Волконский. Шарж. бумага на картоне, тушь, белила. 25 х 18. ГЛМ Даля (509x700, 83Kb)
.И. Альтман (1889-1970). С.М. Волконский. Шарж. 1910-е гг. Бумага на картоне,
тушь, белила. 25 х 18 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Князь Сергей Михайлович Волконский (1860, Эстляндская губ.-1937, США) —
русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор.

1914 Альтман — копия (515x700, 71Kb)
Натан Исаевич Альтман. Фотография 1914 г. Собрание семьи Малаховских,
Санкт-Петербург.

Осенью 1911 года Альтман через Бельгию (побывал в Брюгге) вернулся в Винницу. Его первые автопортреты написаны в Виннице (оба – 1911, ГРМ). Там же сделано первое тематическое произведение - «Еврейские похороны» (1911, частное собрание). Картина написана в отвлечённо-условной манере. Альтман, в отличие от коллег по «Улью», в первую очередь Марка Шагала, эксплуатировавшего «еврейскую тему», не делал национальную тематику главным предметом своего искусства, хотя и писал пейзажи и типажи местечек («Портрет старого еврея», «Местечко». Обе - 1913. Частные коллекции).

1913 Портрет Н. Добычиной. Х, м. ЧС СПб. (523x700, 172Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Н.Е. Добычиной. 1913 г. Холст, масло. 85 х 67 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1913 Католический святой (412x700, 83Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Католический святой. 1913 г. Холст, масло. 117 х 72 см.
Частное собрание И.И. Палеева, Санкт-Петербург.

1910-е Портрет еврея (Встреча Шабата). Х, м. 79 х 59 см. (521x700, 144Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет еврея (Встреча Шаббата). 1910-е гг.
Холст, масло. 79 х 59 см. Частное собрание.

1910-е Шаббат. Х, м. 80 х 60 см. ЧС (520x700, 133Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Шаббат. 1910-е гг. Холст, масло. 80 х 60 см.
Частное собрание.

1913 Портрет старого еврея (дяди художника). Холст, масло. 86 x 74 см. Russian Art Salon (592x700, 184Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет старого еврея (дяди художника). 1913 г.
Холст, масло. 86 x 74 см. Online Russian Art Salon.

1913 Портрет старошо еврея (570x700, 159Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет старого еврея. 1913 г. (?). Холст, масло.
Иллюстрация из книги «Б. Арватов. Натан Альтман. Берлин, Петрополис, 1924 г.

1914 Der Ziger Macher. (Watchmaker) (590x700, 142Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Часовщик (Der Ziger Macher). 1914 г. Холст, масло.

1914-1915 Раввин (The Rabbi). Х, м. 59 х 38. ЧС (450x700, 86Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Раввин (The Rabbi). 1914-1915 гг.
Холст, масло. 59 х 38 см. Частное собрание.

1911 Nathan_Altman. Фото 2 (490x700, 48Kb)
Н.И. Альтман. Фотография 1911 г.

В большей степени Альтмана привлекало столичное искусство, и в первую очередь объединение «Мир искусства». Сразу же после получения в Бердичеве диплома живописца вывесок, дававшего «право жительства» вне черты осёдлости, Альтман в конце 1912 году приезжает в Петербург, а в 1913 он уже дебютировал в нескольких разных по своей направленности петербургских выставках: «Постоянной выставке современного искусства» в Художественном бюро Н.Е. Добычиной (1913), «Союзе молодёжи» (ноябрь 1913 - январь 1914), шести выставках «Мире искусства» (декабрь 1913 - январь 1914, 1915, 1916). В 1915-1917 гг. Альтман участвовал практически во всех выставках авангардного искусства: «Выставке картин в пользу лазарета деятелей искусства» (октябрь - декабрь 1914), в «Последней футуристической выставке картин 0,10» (декабрь 1915 - январь 1916. Петроград), в «Бубновом валете» (ноябрь-декабрь 1916. Москва). Весной 1916 стал членом этого общества вплоть до его закрытия в 1917 г. Тут проявилась характерная для художника особенность - быть вне течений и в то же время соучаствовать в них.

1913 Взорваль  Обложка О. Розановой, Иллюстрации О. Розановой, Н. Кульбина, К. Малевича, Н. Гончаровой, Н. Альтмана. СПб (388x565, 136Kb)1913 Взорваль  Обложка О. Розановой, Иллюстрации О. Розановой, Н. Кульбина, К. Малевича, Н. Гончаровой, Н. Альтмана. СПб, 2-е издан (400x565, 144Kb)
«Взорваль». Сбореик. Иллюстрации О. Розановой, Н. Кульбина, К. Малевича, Н. Гончаровой, Н. Альтмана. Изд. Кузьмина и Долинского - «ЕУЫ», Спб., 1913 г. Обложка. 2. «Взорваль». 2-е издание. Иллюстрации О. Розановой, Н. Кульбина, К. Малевича, Н. Гончаровой, Н. Альтмана. СПб., Еуы, 1913 г. Обложка О. Розановой «Городской пейзаж»
На обложке «Взорваля» первого издания стояла аутсайдерская картинка Н. Кульбина с оратором и дракой в зале.
1914 Волковыский Арнольд. Солнца поцелуи стихи  обл. и рис. Н.И. Альтмана. (393x520, 101Kb)1914 Волковыский Арнольд. Солнца поцелуи стихи  обл. и рис. Н.И. Альтмана 3 (374x520, 48Kb)
Арнольд Волковыский. Солнца поцелуи. Стихи. Обложка и рисунки Н.И. Альтмана. СПб., 1914 г.
1914 Волковыский Арнольд. Солнца поцелуи стихи  обл. и рис. Н.И. Альтмана 2. (400x520, 49Kb)1914 Волковыский Арнольд. Солнца поцелуи стихи  обл. и рис. Н.И. Альтмана 3. (380x520, 52Kb)
Арнольд Волковыский. Солнца поцелуи. Стихи. Обложка и рисунки Н.И. Альтмана. СПб., 1914 г. Женщина. В плену.
1914 Волковыский Арнольд. Солнца поцелуи стихи  обл. и рис. Н.И. Альтмана 5. (379x520, 50Kb)1914 Волковыский Арнольд. Солнца поцелуи стихи  обл. и рис. Н.И. Альтмана 4. (375x520, 44Kb)
Арнольд Волковыский. Солнца поцелуи. Стихи. Обложка и рисунки Н.И. Альтмана. СПб., 1914 г.
Осенние мотивы. Маски.
1914 Макет для иллюстраций для Солнца поцелуи. Стихи (Поцелуй солнца). Бум, пастель, гуашь и тушь. 31,2 x 22 см. МОМА (500x700, 110Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Макет иллюстраций для «Солнца поцелуи».
Стихи (Поцелуй солнца). 1914 г. Бумага, пастель, гуашь и тушь. 31,2 x 22 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

Пейзаж. ++ Х, м. 20.25  x 24.75 дюйм. ЧС (700x602, 158Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж. Холст, масло. 51,5 х 62,9 см. Частное собрание.

1913 Пейзаж с домом. Х, м. 54,5 х 65,3 см. Аук дом Д «Евро-Арт», Киев (700x574, 228Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж с домом. 1913 г. Холст, масло. 54,5 х 65,3 см.
Аукционный дом «Евро-Арт», Киев.

1913 Местечко (538x700, 181Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Местечко. 1913 г. Холст на картоне, масло. 35 х 27 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1914 Дома на берегу озера. Х, м. 49,5 х 34. ЧС (471x700, 92Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Дома на берегу озера. 1914 г. Холст, масло. 49,5 х 34 см.
Частное собрание.

1914 Синий пейзаж. Х, м. 110 x 77 cm. ЧС. стр.33 (492x700, 149Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Синий пейзаж. 1914 г. Холст, масло. 110 x 77 см.
Частное собрание.

1912 Автопортрет (484x700, 147Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1912 г. Холст на картоне, масло. 67,8 х 47,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

С 1912 года Альтман жил на Васильевском острове в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств», писал картины в новой манере, пробовал себя в сценографии, графике (в том числе и промышленной), скульптуре. Наиболее известен его живописный портрет А.А. Ахматовой (1914, Русский музей). Поэтесса так писала об этой картине:
…Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Всё горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым…

1914 Портрет Анны Андрей Ахматовой. Х, м. 123,5 х 103,2 см. ГРМ (578x700, 159Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1914 г.
Холст, масло. 123,5 х 103,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1914 Альтман, пишущий Ахматову. Музей АА, Спб (700x277, 101Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Альтман, пишущий Ахматову. 1914 г. Рисунок.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санки-Петербург.

1914 Анна Ахматова. Шарж (643x700, 128Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Поэтесса Анна Ахматова. Шарж. Бумага, тушь, перо.
Рисунок для журнала «Новый Сатирикон». 1914 г. № 15, 10 апреля.

1914 Иллюстрация к стихотворению Анны Ахматовой «Божий Ангел, зимним утром...». 1914.  (505x700, 123Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). На набережной. Иллюстрация к стихотворению Анны Ахматовой
«Божий ангел, зимним утром...». 1914 г. Бумага, итальянский карандаш. 29,8 х 22,4 см.
Собрание О.И. Рыбаковой, Санкт-Петербург.

Анна АХМАТОВА
Божий Ангел, зимним утром
Тайно обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной
Глаз не сводит потемневших.
Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.
Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.
1914 г.

1914 Моление. Шарж на А. Ахматову (2) (534x700, 185Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Моление. Шарж на Анну Ахматову. 1914 г. Бумага, тушь.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санки-Петербург.

1914 К лекциям К. Д. Бальмонта. Карикатура. Журнал «Солнце России». (482x700, 113Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). К лекциям К.Д. Бальмонта. Шарж.
Бумага, тушь, перо. Журнал «Солнце России». 1915 г. № 43.

1914 Дама у рояля (338x700, 69Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Дама у рояля (Портрет Власьевой). 1913 г.
Холст, масло. 176 х 87 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915 Портрет Надежды Крэт. ГРМ 2 (630x700, 147Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Надежды Крэт (родственницы художника Л.А. Бруни).
1916 г. Холст, масло. 39 х 35 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1915 Портрет актрисы Е.В. Дзюбинской-Адамовой. Х, м. 80 x 62,5. ГРМ. с.34 (540x700, 98Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет актрисы Е.В. Дзюбинской-Адамовой. 1915 г.
Холст, масло. 80 x 62,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1915 Подсолнухи. Карт, м.44 x 54. ГРМ (700x550, 151Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Подсолнухи. 1915 г. Картон, масло. 44 x 54 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1914 Натюрморт Х, м. 62 x 47 cm (528x700, 111Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт. 1914-1923 гг. Холст, масло. 62 x 47 см.
Частное собрание.

1910-е Н. Альтман.jpg (516x600, 88Kb)
Н.И. Альтман. Фотография 1910-е гг.

В 1912-1913 годы Альтман обращается к печатной графике. По примеру своего товарища Кручёных он издаёт два выпуска линогравюр «Винница в шаржах» (Винница, 1912). В 1913-1914 гг. он публикует шаржи в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Тогда же создаёт серию «Еврейская графика», в которой стилизует мотивы старых еврейских надгробий (издана в 1923 в Берлине), делает обложку и иллюстрации к детской книге «Картинки Натана Альтмана» (не издана. 1914, ГРМ). В 1915 г. в «Новом журнале для всех» в рубрике «Художник о художнике» была опубликована небольшая статья Л.А. Бруни «Натан Альтман» и заметка самого Альтмана.

1917 Почтовые марки. Российская республика. Эскиз (700x424, 105Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскизы почтовых марок «Республика Россия». 1918 г.
Бумага, тушь, акварель. 2 х 20,5 х 19,4 см.
1917 Самосожжение книга стихов 1912-1916 гг. Рюрик Ивнев; [обложка Н. Альтмана]. Петроград, Обл (403x600, 76Kb)1917 Самосожжение книга стихов 1912-1916 гг. Рюрик Ивнев; [обложка Н. Альтмана]. - Петроград (400x600, 46Kb)
Рюрик Ивнев. Самосожжение. Книга стихов 1912-1916 гг. Обложка Н. Альтмана. Петроград, 1917 г.
Обложка и титульный лист.

1918 Репродукция проекта декорировки площади Урицкого в I годовщину Октябрьской революции в 1918 г.  (700x148, 49Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Репродукция проекта декорировки
площади Урицкого (Дворцовой) в 1-ю годовщину Октябрьской революции в 1918 г. Бумага, акварель,
графитный карандаш. 38 х 51,6 см. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.

1918 Арка Главного штаба (700x488, 96Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз оформления площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде к празднованию
1-й годовщины Октябрьской революции. Арка Главного штаба. 1918 г.

1918 Площадь Урицкого. Эскиз дизайна для празднования в Петрограде первой годовщины Революции Фанера, м. 60,5 x 84,1 х 1 см. ГРМ (700x479, 100Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Площадь Урицкого. Эскиз дизайна для празднования в Петрограде 1-й годовщины
Революции. 1918 г. Фанера, м. 60,5 x 84,1 х 1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918 Эскиз оформления Дворцовой площади. Ростры вокруг Александрийской колонныбумага. тушь, карандаш, аппликация. 37 х 32,5 см. ГМИ СПб (700x634, 92Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз оформления Дворцовой площади. Ростры вокруг Александрийской колонны.
1918 г. Бумага. тушь, карандаш, аппликация. 37 х 32,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1918 Зимний дворец. Эскиз дизайна для празднования в Петрограде годовщины Революции (2) (700x199, 60Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Зимний дворец. Эскиз дизайна для празднования в Петрограде 1-й годовщины
Революции. 1918 г. Собрание семьи художника.

1918 Земля - трудящимся.  Плакат (453x700, 103Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Земля - трудящимся. 1918 г. Эскиз плаката.

1918 Заводы - трудящимся. Плакат (458x700, 115Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Заводы - трудящимся. 1918 г. Эскиз плаката.

1918 Кто был никем - тот станет всем (420x700, 116Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Кто был никем - тот станет всем. 1918 г.
Эскиз плаката.

1918 Эскиз вечернего освещения Александровской колонны (698x700, 149Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз вечернего освещения Александровской колонны. 1918 г.
Опубликовано в журнале «Огонек», 1989 г. №17.
1918 Эмблема (627x700, 93Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эмблема. 1918 г.

1913-1917 Трое мужчин в художественной мастерской, справа - художник Натан Альтман (700x485, 103Kb)
Трое мужчин в художественной мастерской, справа Натан Альтман. Фотография 1913-1917 гг.

Из довоенной живописи Альтмана выделяются написанные им портреты, сочетающие в себе элементы кубизма с натурным сходством и определённой долей салонности («Дама у рояля (Портрет Власьевой)», ГТГ; «Портрет Н.Е. Добычиной». Частное собрание; оба - 1913). Особую известность Альтману принёс созданным им в 1914 году «Портрет Анны Ахматовой» (ГРМ), с которой художник познакомился в 1911 году в Париже. Портрет Ахматовой экспонировался на петроградской выставке «Мира искусства» в феврале-марте 1915 г., которым в рецензии восхищался Н.Н. Пунин как «могучим» Альтманом. Однако через год в феврале-марте 1916 г. жюри не включило в состав выставки работы Бруни и Альтмана. Этим фактом Пунин был возмущён, о чём написал в открытом письме А.Н. Бенуа, главному идеологу «Мира
искусства».

1918 Члены коллегии ИЗО Наркомпроса В.Е. Татлин и А.Т. Матвеев (700x481, 90Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Члены коллегии ИЗО Наркомпроса В.Е. Татлин и А.Т. Матвеев. 1918 г.
Бумага, графитный карандаш. 2 х 13,6 х 10,5 см.

1917 П-т Вавельберга (462x700, 94Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет М.И. Вавельберга. 1917 г. Холст, масло.
Михаил Ипполитович Вавельберг (1880-1947) - русско-польский банкир, в 1912 г. в С-Петербурге построил банкирский дом М.И. Вавельберга на углу Невского просп. (д. 7/9) и Малой Морской, который до сих пор украшает северную столицу.

1917 фотопортрет композиционный Г.Н. Петникова. рисунок углем Курский краевед муз 2 (525x700, 108Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Композиционный портрет Г.Н. Петникова. 1917 г.
Рисунок углем. Курский краеведческий музей.
Григорий Николаевич Петников (1894-1971) - русский поэт, переводчик, издатель.

1918 Абстракт. комп. Х, м. 54 x 45 cm. ЧС (583x700, 83Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Абстрактная композиция. 1918 г. Холст, масло. 54 x 45 см.
Частное собрание.

1918 Цветовые объемы и плоскости (Натюрморт с рамкой). с.48 (2) (574x700, 166Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Цветовые объемы и плоскости (Натюрморт с рамкой). 1918 г.
Холст, масло, гипс. 51 х 41 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1918 Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости. Холст, масло, гипсовая крошка. 59,5x43,5 ГРМ (472x700, 100Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости. 1918 г.
Холст, масло, гипсовая крошка. 59,5 x 43,5 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1918 Натюрморт. Х, м. 66 x 46.5 cm. ЧС (491x700, 98Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт. 1918 г. Холст, масло. 66 x 46,5 см.
Частное собрание.

1919 Материальная живопись (Натюрморт с белым кувшином). ГРМ (508x700, 147Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Материальная живопись (Натюрморт с белым кувшином).
1919 г. Холст, масло, эмаль. 84,5 х 62 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1919 Натюрморт (In the style) Х, м. 91 x 73 cm. Art of the Zero (487x700, 81Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970), in style. Натюрморт. 1919 г. Холст, масло. 91 x 73 см.
Art of the Zero.

1919 НАТЮРМОРТ С БУТЫЛКОЙ, НОЖОМ И ГРУШЕЙ, Х, м. 64.8 x 45 cm. ЧС (471x700, 82Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с бутылкой, ножом и грушкй. 1919 г.
Холст, масло. 64,8 x 45 см. Частное собрание.

1918 Книжный знак Л. и Г. Переплетник. Экслибрис. Гравюра. 96х83. 83х72,5 мм. ГМИИ им.Пушкина (601x700, 137Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Книжный знак коллекционеров Л. и Г. Переплетник.
Экслибрис. 1918 г. Гравюра. 9,6х8,3 см. (лист); 8,3х7,25 см. (р.и.).
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1914 Бродячая собака» (Альтман во втором ряду сверху — четвертый справа) (700x542, 123Kb)
Кабаре «Бродячая собака». Петроград, 1914 г. Н.И. Альтман во втором ряду сверху — четвертый справа.

К этому времени Альтман уже считался одним из ведущих художников современного искусства. Стилевое разнообразие обеспечивало ему благосклонность как правой критики (похвалы от А.Я. Левинсона, А.Н. Бенуа и А.А. Ростиславова), так и представителей левых (В.В. Хлебников включил его в число «Председателей земного шара»).

1918 Эскиз декорации. Оформление постановки в театре Привал комедиантов. бумага, картон, цветная бумага. акварель, аппликация. 27,5х37 см. ГМИ СПб (700x564, 114Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации. Оформление постановки в театре «Привал комедиантов».
1918 г. Бумага на картоне, цветная бумага. акварель, аппликация. 27,5 х 37 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1919 Еврей чинит часы. Х, м. 83 x 118.5 cm. ЧС (700x495, 91Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Еврей-часовщик. 1919 г. Холст, масло. 83 x 118,5 см. Частное собрание.

1918-1920 Кубист. портрет. Бум, гуашь. 40 x 31.1 cm. ЧС (556x700, 106Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Кубистический портрет. 1918-1920 гг.
Бумага, гуашь. 40 x 31,1 см. Частное собрание.

1919 Земля - трудящимся. Тарелка, фарфор. Д=33.5 cm. Сотбис НЙ 2013. Эстим. 10,000 - 20,000 USD (700x699, 154Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Земля - трудящимся. 1919 г. Тарелка, фарфор. D=33,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $10.000 - 20.000 дол.

1919 Тарелка. Роспись по фарфору. Д=24,3 см. МСИ Салоники (700x700, 139Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка. Роспись по фарфору. 1919 г. D=24,3 см.
Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1919 Съезд работниц и крестьянок Север. обл. Цв. литогр. 44 х 62,5. ЧС  (700x464, 71Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Съезд работниц и крестьянок Северной области. 1919 г.
Цветная литография. 44 х 62,5 см. Частное собрание.

1919 Съезд работниц и крестьянок Север. обл. (443x700, 92Kb)
.И. Альтман (1889-1970). Съезд работниц и крестьянок Северной области. 1919 г.
Цветная литография.

1919 Петрокоммуна Х, м, эмаль. 104,5 x 88,5. ГРМ (580x700, 171Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Петрокоммуна. 1919 г. Холст, масло, эмаль. 104,5 x 88,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1919-1920 Беспредметная композиция. РСФСР. Х, м, эмаль. 59 x 48. ГРМ (567x700, 150Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Беспредметная композиция. РСФСР. 1919-1920 гг.
Холст, масло, эмаль. 59 x 48 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1919-1920 Композиция Театр (In the style). Х, м. 60 х 40 см. Art of the Zero (469x700, 110Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970), in style. Композиция. Театр. 1919 г.
Холст, масло. 60 х 40 см. Art of the Zero.

1919 Клуб художников. Линограв. 15 х 11,5 см.ЧС (471x700, 86Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Кубистическая композиция «Клуб художников». 1919 г.
Линогравюра. 15 х 11,5 см. Частное собрание.

ФОТО Владимир Марков (Матвейс) - Искусство негров. Художник Н. Альтман. (503x700, 94Kb)
Владимир Марков (Вольдемар Матвейс). Искусство негров. Рисунок обложки Н. Альтмана.
Спб., Издание отдела ИЗО Наркомпроса, 1919 г.

1916 Портрет молодого еврея. (Автопортрет). Горельеф. Гипс, медь, дерево. ГРМ 2 (408x700, 67Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет молодого еврея (Автопортрет). 1916 г.
Горельеф. Гипс, медь, дерево. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1916 Альтман заявил о себе, как о серьёзном мастере скульптуры, умеющем работать с различными материалами («Автопортрет». ГРМ). Тогда же дебютировал как театральный художник: оформил пьесу «Чудо св.Антония» в «Привале комедиантов».
После революции 1917 года Альтман участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928), в том числе к первой годовщине революции спроектировал праздничное оформление площади Урицкого (Дворцовой). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина (они были изданы отдельным альбомом).

1920 Пролетарии всех стран, соединяйтесь (700x339, 62Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Эскиз оформления. 1920 г.
1920 Засияло солнце Октябрьской революции (2) (700x292, 47Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Засияло солнце Октября. 1920 г. Эскиз уличного оформления.

1920 Ленин 1а (700x700, 143Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин у телефона. 1920 г. Бумага, графитный карандаш. 21 х 17 см.
Б. Центральный музей В.И. Ленина, Москва.

Рисунки Натана Альтмана изображают В.И. Ленина в кабинете во время работы. В связи с большой занятостью Ленина возможность рисовать его с натуры была предоставлена всего трем художникам, в числе которых был Н. Альтман, делавший зарисовки около 200 часов. Наброски и эскизы должны были послужить материалом для скульптурного портрета Ленина (1920 г., ГТГ).

1920 Ленин 2 (582x700, 148Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин. 1920 г. Бумага, графитный карандаш.

1920 Ленин 3 (561x700, 100Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин. 1920 г. Бумага, графитный карандаш.

1920 Ленин 4а (700x549, 110Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин беседует с представителями английских профсоюзов. 1920 г.
Бумага, графитный карандаш. 17,5 х 21,5 см.

1920 В.И. Ленин. Бронза. ГТГ (2) (542x700, 82Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин. 1920 г. Бюст. Бронза.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1920 Портрет А.В. Луначарского. с.57, 59 (профиль) (584x700, 61Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет А.В. Луначарского. 1920 г. Бюст. Гипс.
63 х 24 х 32 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1920 А.В. Луначарский. Барельеф (503x700, 140Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). А.В. Луначарский. 1920 г. Барельеф.
Гипс тонированный. 63 х 46 см.

1920 Горельеф с портретом Степана Халтурина. Бронза, гипс. 63,8 х 49 х 5,5 см. ГМИ СПб. с.55  (476x700, 99Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Горельеф с портретом Степана Халтурина. 1920 г.
Бронза, гипс. 63,8 х 49 х 5,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1920 КУбистич натюр со скрипкой. Бум, масло. 60 x 51 cm. ЧС (601x700, 106Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Кубистический натюрморт со скрипкой. 1920 г.
Бумага, масло. 60 x 51 см. Частное собрание.

1920 Материальный подбор. Х, м, эмаль, штукат, опилки. 84,5 х 66,5. ГРМ (547x700, 118Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Материальный подбор. 1920 г. Холст, масло, эмаль,
штукатурка, опилки. 84,5 х 66,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1919 Стол. Натюрморт. Коллаж. (Аукцион) (550x700, 147Kb)
Н.И. Альтман (1889-1970). Стол. Натюрморт. 1919 г. Холст, масло, коллаж. 61 х 49 см.
Аукционный дом Auktionshaus Stahl GmbH & Co KG, Гамбург, 2012 г.

1918 На открытии памятника Т.Г. Шевченко в Петрограде (518x700, 126Kb)
На открытии памятника Т.Г. Шевченко в Петрограде. 1918 г. В первом ряду
крайний справа А.В. Луначарский, второй слева Н.И. Альтман.

После февральской революции Альтман с энтузиазмом включился в процесс создания новых художественных структур. В марте 1917 года вошёл в Союз деятелей искусств Петрограда , а в 1918 году, по приглашению Д.П. Штеренберга, - в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Отделе ИЗО Наркомпроса вместе с Н.Н. Пуниным, А.Е. Карёвым и Барановым-Россине (для чего Альтману пришлось отказаться от поездки с персональной выставкой в Америку). Был одним из инициаторов и участником «Первой государственной свободной выставки произведений искусства» (1919, Петроград), редактировал газету «Искусство Коммуны» (до 1919), входил в Совет Дома искусств (1919-1921).

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 16-18, 36-37.

1971 М.Г. Эткинд, Натан. Альтман. Моногр. М, Сов. худ, 1971. - 132 с.,ил (514x700, 115Kb)
М.Г. Эткинд. Натан Альтман. Монография. Москва, Издательство
«Советский художник», 1971 г. - 132 с.,ил.

Альтман,_Натан_Исаевич - Википедия



(Продолжение следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НАТАН ИСАЕВИЧ АЛЬТМАН (1889-1970), ЧАСТЬ I. ОБЩЕСТВО «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»