Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1911 г. Бумага на картоне, темпера, гуашь.
63 х 46,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Натан Исаевич Альтман (1889-1970) – украинско-русский живописец-авангардист (кубист), график, скульптор, художник театра и кино. Родился в Виннице. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). В 1910–1912 гг. работал в «Свободной русской Академии» (академия М.И. Васильевой) в Париже. В конце 1912 г. приехал в Петербург, где, своеобразно применяя в натюрмортах и портретах приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). В 1915–1916 гг. преподавал в Петрограде в студии М.Д. Бернштейна, в 1918–1920 – в Петроградских свободных художественных мастерских (СВОМАС), в 1918–1921 работал в отделе ИЗО Наркомпроса.
Натан Альтман в Виннице. 1907 г.
Натан Исаевич Альтман родился 22 декабря 1889 (3 января 1890 года) в небольшом украинском городе Виннице, Подольской губернии, Российской империи в бедной еврейской семье: отец занимался мелкой торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер от скоротечной чахотки; жил с бабушкой. С 1903 по 1907 год учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, где его учителями были К.К. Костанди, Г.А. Ладыженский и др. Здесь получил свидетельство об окончании четырёх классов. Как вспоминал сам художник, в двух последних классах подружился с В.Д. Барановым-Россине, а через него - с Владимиром Бурлюком, а «оттуда протянулись нити к возникавшему тогда авангарду». Тогда же возникла дружба с А.Е. Кручёных.
Н.И. Альтман (1889-1970). Южный дворик. 1900-е гг. Картон, масло. 22,6 х 20 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет молодого человека. 1905 г. Холст, масло. 90 х 71 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет бабушки художника. 1908 г.
Бумага, итальянский карандаш, цветной карандаш, уголь. 57,5 х 41,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Мужской портрет. 1908 г. Бумага, уголь, пастель.
55,9 х 38,4 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Эстимейт. $25.000-35.000 дол.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет студента. 1908 г. Бумага, цветные карандаши.
57 x 35,6 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Эстимейт. $30.000-40.000 дол.
Н.И. Альтман (1889-1970). Весна. 1908 г. Холст, масло. 60,5 х 46 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина Москва. Отдел личных коллекций.
Н.И. Альтман (1889-1970). Зимняя сцена. 1907-1908 гг. Коричневая бумага на картоне, карандаш, пастель.
45 х 50 см. Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 40.000-60.000 фунтов.
Н.И. Альтман (1889-1970). Вид на набережную. 1910 г. Холст, масло. 50 x 60 см.
Аукционный дом Hermitage Fine Art, Монако, 2020 г. Эстимейт EUR 5.000-6.000 евро.
Н.И. Альтман (1889-1970). Осенний пейзаж. 1910 г. Картон, масло. 21,7 х 23,5 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Иерусалимка. 1910 г. Холст на картоне, масло. 17 x 10,5 см.
Частное собрание. Иерусалимка - название одного из старых районов Винницы.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с фруктами. 1910 г. Холст, масло. 37 х 24,5 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1908 г. Бумага, итальянский карандаш,
соус и цветной карандаш. 47 х 31 см. Собрание семьи Малаховских, Санкт-Петербург.
В Одессе Альтман продолжал самостоятельные занятия живописью и в 1910 дебютировал на выставке Товарищества южно-русских художников в Одессе.
Альтман мечтал о Петербурге, но шансов попасть в Петербург из еврейской черты оседлости у Альтмана не было, поэтому из-за условий жизни проще было поехать в Париж, куда он и отправился в декабре 1910 года, предварительно посетив Вену и Мюнхен. В Париже сначала жил в мастерской Баранова-Россине, но вскоре переехал в «Улей» и продолжил учёбу в «Свободной русской академии Марии Васильевой» (1910-1911) и в мастерской Академии Рансона. В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма и знакомится с Хаимом Сутиным, Амедео Модильяни и Марком Шагалом. С последним он поддерживал отношения и после революции на протяжении всей жизни.
Н.И. Альтман (1889-1970). Дама с собакой (Портрет Эсфири Шварцман). 1911 г.
Холст, масло. 67,5 х 47,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Женщина с серебряным поясом. 1911 г. Холст, масло. 89 х 60 см.
Коллекция Соломона Шустера.
Н.И. Альтман (1889-1970). Еврейские похороны. 1911 г. Холст, темпера. 89,8 х 103,5 cм.
Музей искусства авангарда MAGMA, Москва. Всего Альтман написал три варианта
«Еврейских похорон», которые ранее находились в собрании семьи художника.
Н.И. Альтман (1889-1970). Синагога. 1910-е гг. Бумага на картоне, гуашь. 32 х 47 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Улица в Виннице. 1910-е гг. Холст, масло. Собрание Петра Авена.
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж. 1910-е гг. Картон, масло. 22,1 х 23,1 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж с красной крышей. Начало 1910-х гг. Холст, масло. 57,5 х 59 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж. «La Ruche». 1911 г. Холст на картоне, масло.
43,5 х 35 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с голубыми туфлями. 1911 г.
Холст, масло. 43 х 33 см. Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с синим графином. 1912 г. Холст, масло.
75,5 х 61 см. Собрание В.А. Дудакова.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт. Кувшин и помидоры. 1912 г.
Холст, масло. 69,5 х 49,5 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с бутылкой. 1910-е гг.
Бумага, акварель. 52,4 х 36,5 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натурщик. 1912 г. Холст, масло. 70 х 53,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Надежды Тэффи. Шарж. 1910-е гг.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая, в замужестве Бучинская; 1872, Санкт-Петербург - 1952, Париж) -
русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Владимира Шилейко. Шарж.1910-е гг.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Владимир Казимирович Шилейко (1891-1930) - русский востоковед, поэт и переводчик,
второй муж Анны Ахматовой,
Н.И. Альтман (1889-1970). Николай Гумилёв. Шарж. 1910-е гг.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. Эскиз. 1911 г. Бумага на картоне, темпера.
46 х 33 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1910 году Альтман со своими первыми работами участвовал в парижском «Салоне национального общества изящных искусств» (Salon de la Société Nationale). Недолгое пребывание в Париже открыло художнику современное французское искусство. Он экспериментировал в разных стилях - от постимпрессионизма до фовизма - но собственного стиля обрести не успел. Некоторые работы парижского периода свидетельствуют о тяготении к фовизму («Пейзаж. La Ruche». 1911. Два варианта. Частное собрание).
Н.И. Альтман (1889-1970). Гравюры из серии «Винница в шаржах». Музыкальная Винница.
Актриса Е.А. Гаазе. 1912 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Рябь. Альбом шаржей. Винница, 1912 г. Гравюры на дереве. 34,7х24,5 см. Обложка. 2. Я.В. Гофман. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Н.И. Альтман (1889-1970). 3. Рябь. Альбом шаржей. Винница, 1912 г. Гравюры на дереве. В.А. Гаврилов. 4. В.С. Гофштейн. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Н.И. Альтман (1889-1970). 1. Винница в шаржах. Выпуск II. Автогравюры. 1912 г. Обложка. 2. В Подолии.
Н.И. Альтман (1889-1970). Винница в шаржах. Выпуск II. Автогравюры. 1912 г. 3. Г.В. Брилинг. 4. Театр. Т.Д. Лентовская в роли Фрины.
Н.И. Альтман (1889-1970). Федор Сологуб. Вырезка из газеты. 1901-1910 гг.
Печать. 16,5 х 13 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
.И. Альтман (1889-1970). С.М. Волконский. Шарж. 1910-е гг. Бумага на картоне,
тушь, белила. 25 х 18 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Князь Сергей Михайлович Волконский (1860, Эстляндская губ.-1937, США) —
русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор.
Натан Исаевич Альтман. Фотография 1914 г. Собрание семьи Малаховских,
Санкт-Петербург.
Осенью 1911 года Альтман через Бельгию (побывал в Брюгге) вернулся в Винницу. Его первые автопортреты написаны в Виннице (оба – 1911, ГРМ). Там же сделано первое тематическое произведение - «Еврейские похороны» (1911, частное собрание). Картина написана в отвлечённо-условной манере. Альтман, в отличие от коллег по «Улью», в первую очередь Марка Шагала, эксплуатировавшего «еврейскую тему», не делал национальную тематику главным предметом своего искусства, хотя и писал пейзажи и типажи местечек («Портрет старого еврея», «Местечко». Обе - 1913. Частные коллекции).
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Н.Е. Добычиной. 1913 г. Холст, масло. 85 х 67 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Католический святой. 1913 г. Холст, масло. 117 х 72 см.
Частное собрание И.И. Палеева, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет еврея (Встреча Шаббата). 1910-е гг.
Холст, масло. 79 х 59 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Шаббат. 1910-е гг. Холст, масло. 80 х 60 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет старого еврея (дяди художника). 1913 г.
Холст, масло. 86 x 74 см. Online Russian Art Salon.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет старого еврея. 1913 г. (?). Холст, масло.
Иллюстрация из книги «Б. Арватов. Натан Альтман. Берлин, Петрополис, 1924 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Раввин (The Rabbi). 1914-1915 гг.
Холст, масло. 59 х 38 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман. Фотография 1911 г.
В большей степени Альтмана привлекало столичное искусство, и в первую очередь объединение «Мир искусства». Сразу же после получения в Бердичеве диплома живописца вывесок, дававшего «право жительства» вне черты осёдлости, Альтман в конце 1912 году приезжает в Петербург, а в 1913 он уже дебютировал в нескольких разных по своей направленности петербургских выставках: «Постоянной выставке современного искусства» в Художественном бюро Н.Е. Добычиной (1913), «Союзе молодёжи» (ноябрь 1913 - январь 1914), шести выставках «Мире искусства» (декабрь 1913 - январь 1914, 1915, 1916). В 1915-1917 гг. Альтман участвовал практически во всех выставках авангардного искусства: «Выставке картин в пользу лазарета деятелей искусства» (октябрь - декабрь 1914), в «Последней футуристической выставке картин 0,10» (декабрь 1915 - январь 1916. Петроград), в «Бубновом валете» (ноябрь-декабрь 1916. Москва). Весной 1916 стал членом этого общества вплоть до его закрытия в 1917 г. Тут проявилась характерная для художника особенность - быть вне течений и в то же время соучаствовать в них.
«Взорваль». Сбореик. Иллюстрации О. Розановой, Н. Кульбина, К. Малевича, Н. Гончаровой, Н. Альтмана. Изд. Кузьмина и Долинского - «ЕУЫ», Спб., 1913 г. Обложка. 2. «Взорваль». 2-е издание. Иллюстрации О. Розановой, Н. Кульбина, К. Малевича, Н. Гончаровой, Н. Альтмана. СПб., Еуы, 1913 г. Обложка О. Розановой «Городской пейзаж»
На обложке «Взорваля» первого издания стояла аутсайдерская картинка Н. Кульбина с оратором и дракой в зале.
Арнольд Волковыский. Солнца поцелуи. Стихи. Обложка и рисунки Н.И. Альтмана. СПб., 1914 г.
Арнольд Волковыский. Солнца поцелуи. Стихи. Обложка и рисунки Н.И. Альтмана. СПб., 1914 г. Женщина. В плену.
Арнольд Волковыский. Солнца поцелуи. Стихи. Обложка и рисунки Н.И. Альтмана. СПб., 1914 г.
Осенние мотивы. Маски.
Н.И. Альтман (1889-1970). Макет иллюстраций для «Солнца поцелуи».
Стихи (Поцелуй солнца). 1914 г. Бумага, пастель, гуашь и тушь. 31,2 x 22 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж. Холст, масло. 51,5 х 62,9 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Пейзаж с домом. 1913 г. Холст, масло. 54,5 х 65,3 см.
Аукционный дом «Евро-Арт», Киев.
Н.И. Альтман (1889-1970). Местечко. 1913 г. Холст на картоне, масло. 35 х 27 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Дома на берегу озера. 1914 г. Холст, масло. 49,5 х 34 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Синий пейзаж. 1914 г. Холст, масло. 110 x 77 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Автопортрет. 1912 г. Холст на картоне, масло. 67,8 х 47,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
С 1912 года Альтман жил на Васильевском острове в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств», писал картины в новой манере, пробовал себя в сценографии, графике (в том числе и промышленной), скульптуре. Наиболее известен его живописный портрет А.А. Ахматовой (1914, Русский музей). Поэтесса так писала об этой картине:
…Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Всё горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым…
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1914 г.
Холст, масло. 123,5 х 103,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Альтман, пишущий Ахматову. 1914 г. Рисунок.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санки-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Поэтесса Анна Ахматова. Шарж. Бумага, тушь, перо.
Рисунок для журнала «Новый Сатирикон». 1914 г. № 15, 10 апреля.
Н.И. Альтман (1889-1970). На набережной. Иллюстрация к стихотворению Анны Ахматовой
«Божий ангел, зимним утром...». 1914 г. Бумага, итальянский карандаш. 29,8 х 22,4 см.
Собрание О.И. Рыбаковой, Санкт-Петербург.
Анна АХМАТОВА
Божий Ангел, зимним утром
Тайно обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной
Глаз не сводит потемневших.
Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.
Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.
1914 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Моление. Шарж на Анну Ахматову. 1914 г. Бумага, тушь.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санки-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). К лекциям К.Д. Бальмонта. Шарж.
Бумага, тушь, перо. Журнал «Солнце России». 1915 г. № 43.
Н.И. Альтман (1889-1970). Дама у рояля (Портрет Власьевой). 1913 г.
Холст, масло. 176 х 87 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет Надежды Крэт (родственницы художника Л.А. Бруни).
1916 г. Холст, масло. 39 х 35 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет актрисы Е.В. Дзюбинской-Адамовой. 1915 г.
Холст, масло. 80 x 62,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Подсолнухи. 1915 г. Картон, масло. 44 x 54 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт. 1914-1923 гг. Холст, масло. 62 x 47 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман. Фотография 1910-е гг.
В 1912-1913 годы Альтман обращается к печатной графике. По примеру своего товарища Кручёных он издаёт два выпуска линогравюр «Винница в шаржах» (Винница, 1912). В 1913-1914 гг. он публикует шаржи в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Тогда же создаёт серию «Еврейская графика», в которой стилизует мотивы старых еврейских надгробий (издана в 1923 в Берлине), делает обложку и иллюстрации к детской книге «Картинки Натана Альтмана» (не издана. 1914, ГРМ). В 1915 г. в «Новом журнале для всех» в рубрике «Художник о художнике» была опубликована небольшая статья Л.А. Бруни «Натан Альтман» и заметка самого Альтмана.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскизы почтовых марок «Республика Россия». 1918 г.
Бумага, тушь, акварель. 2 х 20,5 х 19,4 см.
Рюрик Ивнев. Самосожжение. Книга стихов 1912-1916 гг. Обложка Н. Альтмана. Петроград, 1917 г.
Обложка и титульный лист.
Н.И. Альтман (1889-1970). Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Репродукция проекта декорировки
площади Урицкого (Дворцовой) в 1-ю годовщину Октябрьской революции в 1918 г. Бумага, акварель,
графитный карандаш. 38 х 51,6 см. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз оформления площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде к празднованию
1-й годовщины Октябрьской революции. Арка Главного штаба. 1918 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Площадь Урицкого. Эскиз дизайна для празднования в Петрограде 1-й годовщины
Революции. 1918 г. Фанера, м. 60,5 x 84,1 х 1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз оформления Дворцовой площади. Ростры вокруг Александрийской колонны.
1918 г. Бумага. тушь, карандаш, аппликация. 37 х 32,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.И. Альтман (1889-1970). Зимний дворец. Эскиз дизайна для празднования в Петрограде 1-й годовщины
Революции. 1918 г. Собрание семьи художника.
Н.И. Альтман (1889-1970). Земля - трудящимся. 1918 г. Эскиз плаката.
Н.И. Альтман (1889-1970). Заводы - трудящимся. 1918 г. Эскиз плаката.
Н.И. Альтман (1889-1970). Кто был никем - тот станет всем. 1918 г.
Эскиз плаката.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз вечернего освещения Александровской колонны. 1918 г.
Опубликовано в журнале «Огонек», 1989 г. №17.
Н.И. Альтман (1889-1970). Эмблема. 1918 г.
Трое мужчин в художественной мастерской, справа Натан Альтман. Фотография 1913-1917 гг.
Из довоенной живописи Альтмана выделяются написанные им портреты, сочетающие в себе элементы кубизма с натурным сходством и определённой долей салонности («Дама у рояля (Портрет Власьевой)», ГТГ; «Портрет Н.Е. Добычиной». Частное собрание; оба - 1913). Особую известность Альтману принёс созданным им в 1914 году «Портрет Анны Ахматовой» (ГРМ), с которой художник познакомился в 1911 году в Париже. Портрет Ахматовой экспонировался на петроградской выставке «Мира искусства» в феврале-марте 1915 г., которым в рецензии восхищался Н.Н. Пунин как «могучим» Альтманом. Однако через год в феврале-марте 1916 г. жюри не включило в состав выставки работы Бруни и Альтмана. Этим фактом Пунин был возмущён, о чём написал в открытом письме А.Н. Бенуа, главному идеологу «Мира
искусства».
Н.И. Альтман (1889-1970). Члены коллегии ИЗО Наркомпроса В.Е. Татлин и А.Т. Матвеев. 1918 г.
Бумага, графитный карандаш. 2 х 13,6 х 10,5 см.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет М.И. Вавельберга. 1917 г. Холст, масло.
Михаил Ипполитович Вавельберг (1880-1947) - русско-польский банкир, в 1912 г. в С-Петербурге построил банкирский дом М.И. Вавельберга на углу Невского просп. (д. 7/9) и Малой Морской, который до сих пор украшает северную столицу.
Н.И. Альтман (1889-1970). Композиционный портрет Г.Н. Петникова. 1917 г.
Рисунок углем. Курский краеведческий музей.
Григорий Николаевич Петников (1894-1971) - русский поэт, переводчик, издатель.
Н.И. Альтман (1889-1970). Абстрактная композиция. 1918 г. Холст, масло. 54 x 45 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Цветовые объемы и плоскости (Натюрморт с рамкой). 1918 г.
Холст, масло, гипс. 51 х 41 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости. 1918 г.
Холст, масло, гипсовая крошка. 59,5 x 43,5 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт. 1918 г. Холст, масло. 66 x 46,5 см.
Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Материальная живопись (Натюрморт с белым кувшином).
1919 г. Холст, масло, эмаль. 84,5 х 62 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970), in style. Натюрморт. 1919 г. Холст, масло. 91 x 73 см.
Art of the Zero.
Н.И. Альтман (1889-1970). Натюрморт с бутылкой, ножом и грушкй. 1919 г.
Холст, масло. 64,8 x 45 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Книжный знак коллекционеров Л. и Г. Переплетник.
Экслибрис. 1918 г. Гравюра. 9,6х8,3 см. (лист); 8,3х7,25 см. (р.и.).
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Кабаре «Бродячая собака». Петроград, 1914 г. Н.И. Альтман во втором ряду сверху — четвертый справа.
К этому времени Альтман уже считался одним из ведущих художников современного искусства. Стилевое разнообразие обеспечивало ему благосклонность как правой критики (похвалы от А.Я. Левинсона, А.Н. Бенуа и А.А. Ростиславова), так и представителей левых (В.В. Хлебников включил его в число «Председателей земного шара»).
Н.И. Альтман (1889-1970). Эскиз декорации. Оформление постановки в театре «Привал комедиантов».
1918 г. Бумага на картоне, цветная бумага. акварель, аппликация. 27,5 х 37 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.И. Альтман (1889-1970). Еврей-часовщик. 1919 г. Холст, масло. 83 x 118,5 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Кубистический портрет. 1918-1920 гг.
Бумага, гуашь. 40 x 31,1 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Земля - трудящимся. 1919 г. Тарелка, фарфор. D=33,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $10.000 - 20.000 дол.
Н.И. Альтман (1889-1970). Тарелка. Роспись по фарфору. 1919 г. D=24,3 см.
Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Н.И. Альтман (1889-1970). Съезд работниц и крестьянок Северной области. 1919 г.
Цветная литография. 44 х 62,5 см. Частное собрание.
.И. Альтман (1889-1970). Съезд работниц и крестьянок Северной области. 1919 г.
Цветная литография.
Н.И. Альтман (1889-1970). Петрокоммуна. 1919 г. Холст, масло, эмаль. 104,5 x 88,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Беспредметная композиция. РСФСР. 1919-1920 гг.
Холст, масло, эмаль. 59 x 48 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970), in style. Композиция. Театр. 1919 г.
Холст, масло. 60 х 40 см. Art of the Zero.
Н.И. Альтман (1889-1970). Кубистическая композиция «Клуб художников». 1919 г.
Линогравюра. 15 х 11,5 см. Частное собрание.
Владимир Марков (Вольдемар Матвейс). Искусство негров. Рисунок обложки Н. Альтмана.
Спб., Издание отдела ИЗО Наркомпроса, 1919 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет молодого еврея (Автопортрет). 1916 г.
Горельеф. Гипс, медь, дерево. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1916 Альтман заявил о себе, как о серьёзном мастере скульптуры, умеющем работать с различными материалами («Автопортрет». ГРМ). Тогда же дебютировал как театральный художник: оформил пьесу «Чудо св.Антония» в «Привале комедиантов».
После революции 1917 года Альтман участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928), в том числе к первой годовщине революции спроектировал праздничное оформление площади Урицкого (Дворцовой). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина (они были изданы отдельным альбомом).
Н.И. Альтман (1889-1970). Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Эскиз оформления. 1920 г.
Н.И. Альтман (1889-1970). Засияло солнце Октября. 1920 г. Эскиз уличного оформления.
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин у телефона. 1920 г. Бумага, графитный карандаш. 21 х 17 см.
Б. Центральный музей В.И. Ленина, Москва.
Рисунки Натана Альтмана изображают В.И. Ленина в кабинете во время работы. В связи с большой занятостью Ленина возможность рисовать его с натуры была предоставлена всего трем художникам, в числе которых был Н. Альтман, делавший зарисовки около 200 часов. Наброски и эскизы должны были послужить материалом для скульптурного портрета Ленина (1920 г., ГТГ).
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин. 1920 г. Бумага, графитный карандаш.
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин. 1920 г. Бумага, графитный карандаш.
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин беседует с представителями английских профсоюзов. 1920 г.
Бумага, графитный карандаш. 17,5 х 21,5 см.
Н.И. Альтман (1889-1970). В.И. Ленин. 1920 г. Бюст. Бронза.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). Портрет А.В. Луначарского. 1920 г. Бюст. Гипс.
63 х 24 х 32 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Альтман (1889-1970). А.В. Луначарский. 1920 г. Барельеф.
Гипс тонированный. 63 х 46 см.
Н.И. Альтман (1889-1970). Горельеф с портретом Степана Халтурина. 1920 г.
Бронза, гипс. 63,8 х 49 х 5,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.И. Альтман (1889-1970). Кубистический натюрморт со скрипкой. 1920 г.
Бумага, масло. 60 x 51 см. Частное собрание.
Н.И. Альтман (1889-1970). Материальный подбор. 1920 г. Холст, масло, эмаль,
штукатурка, опилки. 84,5 х 66,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Альтман (1889-1970). Стол. Натюрморт. 1919 г. Холст, масло, коллаж. 61 х 49 см.
Аукционный дом Auktionshaus Stahl GmbH & Co KG, Гамбург, 2012 г.
На открытии памятника Т.Г. Шевченко в Петрограде. 1918 г. В первом ряду
крайний справа А.В. Луначарский, второй слева Н.И. Альтман.
После февральской революции Альтман с энтузиазмом включился в процесс создания новых художественных структур. В марте 1917 года вошёл в Союз деятелей искусств Петрограда , а в 1918 году, по приглашению Д.П. Штеренберга, - в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Отделе ИЗО Наркомпроса вместе с Н.Н. Пуниным, А.Е. Карёвым и Барановым-Россине (для чего Альтману пришлось отказаться от поездки с персональной выставкой в Америку). Был одним из инициаторов и участником «Первой государственной свободной выставки произведений искусства» (1919, Петроград), редактировал газету «Искусство Коммуны» (до 1919), входил в Совет Дома искусств (1919-1921).
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 16-18, 36-37.
М.Г. Эткинд. Натан Альтман. Монография. Москва, Издательство
«Советский художник», 1971 г. - 132 с.,ил.