Герта Михайловна Неменова (1905-1986) - русская советская художница, живописец, график, театральный художник. Родилась в Берлине в семье выдающегося ученого М.И. Неменова. В 1922-1927 гг. училась во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у К.С. Петрова-Водкина и Н.И. Альтмана, в 1930 г. - в парижской «Современной академии» (Academie Moderne) у Фернана Леже. В Париже Неменова сблизилась с Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионовым, который познакомил ее с Пабло Пикассо и Альбером Марке. В выставках начала участвовать в возрасте 18 лет. Представитель ленинградской школы живописи, член общества «Круг художников». В 1936 г. начала работать в графике и создала огромное количество рисованных портретов выдающихся деятелей литературы и искусства. Умерла в Ленинграде в возрасте 81 года.
Герта Михайловна Неменова в молодости.
Герта Михайловна Неменова родилась 16 октября 1905 года в Берлине. Её отцом был известный учёный Михаил Исаевич Неменов (1880-1950), выходец из витебской еврейской купеческой семьи, в 1918 г. основавший в Петрограде Государственный рентгенологический и радиологический институт. Брат-близнец — академик АН Казахской ССР Леонид Михайлович Неменов (1905-1980), физик-атомщик, участвовал в создании первой советской термоядерной бомбы, лауреат Сталинской премии 1953 года. Жила и работала в Ленинграде.
В 1921 г. Неменова закончила 10-ю трудовую школу имени Л.Д. Лентовской на ул, Плуталова, 24. Училась в одном классе с опальным поэтом А.И. Введенским. В 1922-1923 гг. входила в состав «Объединения новых течений в искусстве». Среди сверстников, Герта не затерялась, благодаря своему обаянию и редкой художественной одаренности. В 1923 г. в возрасте 18 лет впервые принимала участие в выставке «Обзор новых течений в искусстве» (1922, Петроград) и «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1919-1923» в залах Академии Художеств, самой эпохальной после Революции, актуализировавшей на ближайшее время авангардные эксперименты.
Г.М. Неменова (1905-1986). Сидящая модель. Конец 1920-х гг.
Бумага, смешанная техника. 18,2 х 13,4 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Соты с мёдом. 1920-е гг. Холст, масло.
Г.М. Неменова (1905-1986). Эскиз постимпрессионистской цветочной декорации. 1925 г.
Холст, масло. 39 x 46,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Рекламный плакат сигарет «Ява». 1920-1930-е гг.
Картон, смешанная техника, 56 х 40,7 см. Московский музей современного искусства,
ул. Петровка, 25.
Г.М. Неменова (1905-1986). Рекламный плакат сигарет «Омега». 1920-1930-е гг.
Картон, бумага (тонированная), смешанная техника, коллаж. 49 х 32 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Г.М. Неменова (1905-1986). Этюд к автопортрету. 1920-е гг. Холст, масло.
С 1926 по 1929 год Герта Неменова училась во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в мастерской К.С. Петрова-Водкина, Н.И. Альтмана и А.Е. Карёва.
В 1929 году вступила в члены общества «Круг художников»; участвовала в 3-й выставке общества «Круг художников» в 1929 году. Поддерживала творческие отношения c художниками: Н.Д. Емельяновым, А.И. Русаковым, его женой Т.И. Купервассер, Г.Н. Трауготом и В.П. Яновой.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Фернана Леже. Париж, 1929-1930 гг. Двусторонний рисунок.
Бумага, графитный карандаш, 17,5 х 13,5 см.
Определяющим событием для творческой жизни художницы было её обучение во Франции. Благодаря высокому положению своего отца в 1929-1930 году, по личной рекомендации А.В. Луначарского, Неменова была направлена на один год для продолжения художественного образования в Париж в сопровождении директора Третьяковской галереи Михаила Петровича Кристи.
В течение пяти месяцев Неменова училась в «Современной академии» (Academie Moderne) у Фернана Леже, бывшего тогда исключительно известным и получила в его мастерской диплом художника рекламного дела. Неменова является единственной ученицей Фернана Леже, работавшей в России.
Г.М. Неменова (1905-1986). В Париже. 1929 г. Бумага, графитный карандаш 12 х 14,3 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). В Париже. 1929 г. Бумага, тушь, акварель 22,5 х 19,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Париж. 1929 г. Бумага, акварель, карандаш. 22,5 х 18,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Чайные розы. 1930 г.
Г.М. Неменова (1905-1986). Люксембургский сад. Этюд. 1930 г.
Г.М. Неменова (1905-1986). Творог. 1930 г. Холст, масло. 59,5 х 59,5 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Г.М. Неменова (1905-1986). Стакан пива. 1930 г.
Только ныне перед нами открывается живописное наследство Неменовой. Картин немного, пейзажи, портреты, натюрморты. Они превосходны по цвету, по колориту... Какое нежное лицо, какие живые глаза в портрете девушки. Уголок, очевидно, Парижа, мансарды, подвыпившая женщина - «Стакан пива», ее ослабевшие губы, блуждающие краски лица… Это все не только настроение, пульсирующий свет, это еще ее, Неменовой, рука, ее манера, ее устройство художнического глаза, то, что так дорого в каждом художнике — отдельность. Впервые становится ясно, какой превосходный живописец была Герта Михайловна Неменова.
Г.М. Неменова (1905-1986). Сквозь окно. 1930 г.
Г.М. Неменова (1905-1986). Сквозь окно. 1930 г.
Г.М. Неменова (1905-1986). Парижские зарисовки. 1930-е гг. Бумага, тушь, цветные карандаши.
22,5 х 19 см; 18 х 16 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). В ресторане. 1930-е Бумага, тушь, перо, акварель, белила.
22,5 х 19,7 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Эскиз рекламы сигарет «Lucky Strike». 1929 г.
Бумага, смешанная техника. 50,8 х 38,6. Частное собрание.
Г.М. Неменова (1905-1986). Супрематическая композиция сигареты «Lucky Strike».
1930 г. Бумага, коллаж, 53 х 35 см (в свету).
В Париже произошло сближение Неменовой с представителями русской художественной колонии: А.Н. Бенуа, С.В. Чехониным, а также М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, которые взяли Неменову под свое покровительство. Им она обязана своему знакомству с представителями парижской культурной элиты: Пабло Пикассо и Альбером Марке. Диплом академии Леже дал ей возможность поработать некоторое время в компании автомобильного магната Ситроена. Общение с выдающимися мастерами добавило уверенности Герте. В 1930 году она принимала участие в нескольких выставках: «Осеннего Салона» и “Surindependants” («Сверхнезависимых»), в последней из которых Неменова представила пять живописных холстов. Одна из этих них – «Балерина» (привезенная из Ленинграда) — была особо тепло принята местной публикой. Определённое влияние М. Ларионова на свою живопись последующего времени Г.М. Неменова неоднократно отмечала. Однако, через год Неменова неожиданно вернулась в Россию.
Герта Неменова в Париже. 1929-1930 гг.
По другой версии хранитель преданий артистического Санкт-Петербурга, живописец и график Анатолий Павлович Белкин рассказывал: - Была такая замечательная история с живописцем Гертой Михайловной Неменовой — ее даже «старушкой» назвать нельзя — красавица. Видимо, у нее был роман с графиком Рудаковым, который в 29-м году, еще до железного перелома, вывез ее в Париж и сказал:
— Мы пойдем к Пикассо: он только что расстался с балериной Ольгой Хохловой и обожает русских красавиц. Пикассо покажет тебе свои картины, как художнику. Если тебе не понравится — молчи.
Они отправились к Пикассо и тот действительно обалдел: Неменова — прекрасно говорит по-французски, элегантная, художница еще и из Петербурга — здесь все сошлось.
Пабло все демонстрировал Герте Михайловне свои полотна, а она рот прикрывала от зевоты: совершенно чуждое ей искусство. Наконец Пикассо спросил:
— Ну, как вам?
— Ничего вроде, — отозвалась Неменова.
Как она потом вспоминала, дальше последовал кошмар: Рудаков быстро ее вывел на лестницу и отшлепал.
Больше они к Пикассо не ходили. Может, оно и к лучшему: работы Неменовой абсолютно своеобразны - не похожи ни на кого.
Аббат Прево. Манон Леско. Роман. Перевод с французского М.А. Петровского. Под редакцией Б.А. Кржевского. Рисунки Г.М. Неменовой. Гос. изд-во «Художественная лит-ра», Ленинград, 1936 г. Обложка и титульный лист.
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрации (1-2) к роману Аббата Прево «Манон Леско». 1936 г.
Литография. 22 х 33 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрации (3-4) к роману Аббата Прево «Манон Леско». 1936 г.
Литография. 22 х 33 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрация (5) к роману Аббата Прево
«Манон Леско». 1936 г. Литография. 22 х 33 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Книжная иллюстрация. 1930-е гг.
Бумага, литография. 36 х 27 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Женский портрет в синей шапочке. 1937 г. Автолитография. 29,8 х 39 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Женский портрет. 1937 г. Автолитография.
33,4 х 26 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Женский портрет. 1937 г. Автолитография.
42 х 30 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет неизвестной. 1937 г. Автолитография.
35,5 х 26,3 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет художника. 1937 г. Холст, масло. 157 х 90 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Творчество
С середины 1920-х годов Г.М. Неменова преимущественно писала маслом; в послевоенный период не выставляла свою живопись и показывала её только друзьям. В творчестве художницы первое место занимал рисунок. Графика, в том числе литографированная, была для неё самостоятельным искусством. Острый творческий почерк Неменовой легко узнаваем по своей несколько резкой графичной выразительности, иногда доходящей до гротеска. Известность пришла к ней помимо ее воли, без персональных выставок, которых никогда не было, без статей, без монографий. Разве что Гоголь, размноженный, пошел гулять по всему миру. Сама она ничего не делала для славы.
Г.М. Неменова (1905-1986). Эскиз декорации к спектаклю Карло Гольдони «Слуга двух господ». 1942 г.
Картон, гуашь. 28 х 40 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Г.М. Неменова (1905-1986). 1. Эскиз женского костюма к спектаклю Карло Гольдони «Слуга двух господ». 2. Эскиз мужского костюма для спектакля по пьесе Карло Гольдони Слуга двух господ. 1941-1942 гг. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975).
1945 г. Литография. 35,5 x 23,8 см. Аукционный дом «Hermitage Fine Art», Монако, 2019 г.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
(1906-1975). 1945 г. Автолитография. 32 х 25,8 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Анны Каминской, приемной внучки Анны Ахматовой. 1945 г.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Г.М. Неменова (1905-1986). Е.В. Хрусталева. Сегодня у нас концерт. Москва, Цыганский театр «Ромэн».
1950-1959 гг. Бумага, тушь. 14,1х14,1 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
Г.М. Неменова (1905-1986). Артистка Е. Захарова и артист Т. Хованов в спектакле «Последняя жертва».
1950-е гг. Бумага, тушь, белила. 19,5х32 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портреты актеров. 1950-1960-е гг. Бумага, тушь, акварель.
Размер по паспарту 42,5 х 34,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Артист С. Золоторев в спектакле «Цыганка Аза».
Театр «Ромен». 1950-е гг. Бумага, угольный карандаш. 43 х 28 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Актриса. 1950-1960-е гг.
Бумага, тушь, акварель. 30 х 20,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Флора. 1950-1960-е гг. Бумага, тушь, акварель. 25,5 х 19 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Кореянка. 1950-1960-е гг. Бумага, литография, акварель.
59,2 х 41,7 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Виолетта Кисс. Циркачка. 1950-е гг.
Бумага, акварель. 39 х 30,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Артистка Р. Быкова (Нелли в «Униженных и оскорбленных»
Ф.М. Достоевского). 1950-е гг. Автолитография; 41,5 x 30 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Роальд Мандельштам. 1950-е гг. Бумага, карандаш. 18 х 14 см.
Роальд Чарльзович Мандельштам (1932-1961) - русский поэт, однофамилец О.Э. Мандельштама. Отец —
американский коммунист, приехавший в СССР, был репрессирован в 1936 г., за¬тем жил в ссылке в Средней Азии.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет актрисы. 1950-е гг. Бумага, тушь, 30 х 21 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет артистки Ляли Черной (1909-1982).
1950-е гг. Бумага, тушь, кисть.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет артистки Марии Мамкиной (1919-1977)
в роли Жанны. 1950-е гг. Бумага, акварель. 41 х 29 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет неизвестной в театральном костюме.
1950-е гг. Бумага, кисть, акварель. 44,5 х 28,8 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Актриса Ольга Васильевна Аверичева (1902-1981)
в роли Ираиды. Спектакль «Любка-Любовь». 1950-е гг. Бумага, акварель. 43 х 30 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет. 1950-е гг. Литография. 41 х 30,5 см.
В 1930-1940-е гг. Неменова была женой художника Валентина Ивановича Курдова (1905-1989), в то время бывшего учеником Павла Филонова, благодаря ему школу Мастеров аналитического искусства посещала и Герта. Это неспокойное время нашло яркое отражение в будущих мемуарах ее мужа.
В 1932 году Герта вступила в члены Союза художников РСФСР. После возвращения на родину Неменовой стало ясно, что она не могла продолжать то, что делала в Париже и что в советской стране искусство с «французским» акцентом было несвоевременным и даже опасным. Начались повсеместные гонения на художников, которые не укладывались в рамки соцреализма.
В это время прибежищем для «французов» (таких как Тырса, Лебедев, Успенский, Лапшин) была Литографская Экспериментальная графическая Мастерская при Ленинградском Союзе Художников. Неменова в 1936 году стала работать в графике, ее первая серия иллюстраций – к роману аббата Прево «Манон Леско» — была безоговорочно принята к печати, книга вышла в свет массовым тиражом. В 1939 году успех также ей сопутствовал с иллюстрациями к роману Ричарда Олдингтона «Истинный рай».
Ричард Олдингтона. Истинный рай. Роман. Пер. с англ. М.Е. Абкиной. Рисунки Г.М. Неменовой. Ленинград, Гос. изд-во «Художественная лит-ра», 1939 г. – 332 с., ил.
Г.М. Неменова (1905-1986). Дворик. 1950-1960-е гг. Бумага, пастельный карандаш, белила. 15,5 х 12,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Петербургские мансарды. 1950-е гг.
Г.М. Неменова (1905-1986). Вид на Большой проспект Петроградской стороны.
1950-е гг. Бумага, акварель.
Г.М. Неменова (1905-1986). Пабло Пикассо (1881-1973). 1950-е гг. Автолитография. 30 х 18,3 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Чарли Чаплин (1889-1977). 1950-е гг.
Литография. 59,5 х 39,5 см. (лист).
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Фаины Раневской (1896-1984). 1950-1960-е гг.
Бумага, акварель. 42 х 30 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Г.М. Неменова (1905-1986). Цирк. 1955 гг. Бумага, литография, акварель. 29,5 х 21,3 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). 1-2. Клоун-мим Леонид Енгибаров (1935-1972). Цирк. 1960-е гг. Литография. 35 х 55 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет клоуна Л.Г. Енгибарова. 1960-е гг.
Литография. 44 х 33 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Воздушная гимнастка. 1960-е гг. Бумага, тушь, акварель.
Размер по раме 36,5 х 39 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Артист цирка. 1960-е гг. Бумага, акварель.
Размер по паспарту 50 х 40 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет художника Родиона Гудзенко (1931-1999).
1960 г. Автолитография. 43 х 30,8 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Артистка Юлия Борисова (1925-2023). 1960-е гг.
Автолитография. 36 х 27 см (размер листа).
Г.М. Неменова (1905-1986). Военнослужащий. 1960-е гг. Бумага, акварель. 30,5 х 21,5 см.
В 1941 году в начале Великой Отечественной войны Неменовой и ее маленькому сыну – Саше Курдову удалось эвакуироваться из блокадного Ленинграда в Казань. Работала художником-оформителем в Казанском драматическом театре. Оформила две постановки по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» и по пьесе А.Н. Островского «Горячее сердце» совместно со знаменитым «бубнововалетцем» Александром Осмеркиным. В 1944 г. вернулась в Ленинград.
Г.М. Неменова (1905-1986). Николай Гоголь. 1958 г. Литография. 44,8х32 см. (лист);
22,8х18,7 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Г.М. Неменова (1905-1986). Н.В. Гоголь. 1960-е гг. Автолитография. 44,5 х 31,6 см.
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Фернана Леже (1881-1955). 1960 г.
Литография. 40 х 30 см. (размер листа).
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Казимира Малевича. 1960-е гг. Автолитография.
44,9х37 см. (лист); 35х27 см. (р.и.). Музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург, г. Пушкин.
Второй вариант портрета Малевича нарисован в 1985 году и находится в Музее Анны Ахматовой в СПб.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет кинорежиссера Микеланджело Антониони (1912-2007).
Начало 1960-х гг. Автолитография. 42 х 30 см. (лист).
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет искусствоведа Льва Всеволодовича Мочалова
(1928-2019). 1960-е гг.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет артиста. 1960-е гг. Бумага, тушь, акварель. 15 х 18,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет художника Элика (Леона) Богданова (1942-1987).
1960-е гг. Автолитография. 36 х 28 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет актрисы Марии Мамкиной.
1960-е гг. Бумага, акварель.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет женщины. 1960-е гг. Бумага, акварель. 42 х 29,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет. 1960-е гг. Бумага, литография, акварель.
47 х 30 см. (размер листа)
Г.М. Неменова (1905-1986). Тройной портрет. 1960-е гг. Литография. 30 х 48,7 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Марсель Марсо. 1950-е гг. Автолитография. 27 х 19 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
Г.М. Неменова (1905-1986). Марсель Марсо (1923-2007). 1957-1961 гг.
Литография. 37,5 х 24,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Марселя Марсо во время гастролей в Ленинграде.
1964 г. Автолитография. 44 х 31,5 см.
1 Г.М. Неменова (1905-1986). Марсель Марсо. 1973 г. Автолитография. 42х30 см. (лист);
31х18,3 см. (р.и.). Музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург, г. Пушкин.
Г.М. Неменова (1905-1986). Марсель Марсо. 1973 г. Автолитография.
Г.М. Неменова (1905-1986). Автопортрет (?). Ленинград, 1962 г. На обороте надпись
«Вале Шведовой от Г. Неменовой». Автолитография. 42,5 х 30,5 см.
После войны Неменовой жилось непросто. Расставшись с Валентином Курдовым, она замкнулась в своем мире переживаний и рефлексий. Все современное ей искусство измерялось по самому высокому ранжиру, – что бы на это сказали Ларионов и Гончарова. И хотя она практически перестала участвовать в выставках и иных заказных программах, Герта всегда была окружена поклонниками — молодыми художниками и поэтами, признававшими за ней первенство во многих суждениях и спорах.
В 1940-е годы Неменова познакомилась с Анной Ахматовой, впоследствии, в период с 1957 по 1965 гг. сделала ряд её портретных зарисовок.
Г.М. Неменова (1905-1986). Анна Андреевна Ахматова (1890-1966). 1965 г. Литография. 32 х 44,5 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1957-1965 г.
Литография. 36 х 27,8 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Анна Ахматова. 1965 г. Бумага, карандаш. 27,9 x 20,4 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Г.М. Неменова (1905-1986). Анна Ахматова. 1965 г. Бумага, карандаш. 27,9 x 20,4 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет драматурга и режиссера Эдуардо Де Филиппо
(1900-1984). 1962 г. Автолитография, 36 х 27,5 см. (лист).
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Эдуардо Де Филиппо. 1962 г.
Бумага, монотипия. 28 х 36 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Ф.М. Достоевского. Первый вариант. 1966 г.
Литография. 51,5х37,2 см. (лист); 29х20 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Франца Кафки. 1966 г. Литография. 35,2 х 29,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Г.М. Неменова (1905-1986). О.П. Табаков, М.М. Козаков в спектакле Московского театра
«Современник» «Обыкновенная история». 1966 г. Автолитография.
Г.М. Неменова (1905-1986). Театр «Современник». «Обыкновенная история»
(справа – Олег Табаков). 1966 г. Литография, 41,5 х 29,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Летом в саду. 1967 г. Литография, акварель,
цветные карандаши. 59,5 × 41,4 см. Частное собрание.
Г.М. Неменова (1905-1986). Р.А. Катанский в роли Николая Островского в спектакле
«Девятая симфония» Ю.Я. Принцева. 1967 г. Монотипия.
В 1950-1970-е годы Неменова создала ряд графических и литографированных серий: городские пейзажи; театральная серия; цирковая серия. В 1972-1979 годах сделала ряд литографий (неизданных) к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Наиболее известна серия портретов писателей и артистов: Марсель Пруст, Казимир Малевич, Борис Пастернак, Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Франц Кафка, Александр Блок, Александр Грин, Марсель Марсо и Чарли Чаплин, Дмитрий Шостакович и Борис Тищенко. Делала она портреты и по своим эскизам более раннего времени (Фернан Леже, Михаил Ларионов). Герта рассказывала, как ей удалось познакомиться с Ивом Монта¬ном в 1956 г., рисовать его, когда он давал единствен¬ный концерт в Ленинграде.
В 1960 году в Ленинград приехал Эрик Эсторик, лондонский маршан, владелец одного из лучших собраний итальянских футуристов. Восхищенный качеством и своеобразием листов ленинградских графиков, в следующем году он устроил показ коллекции в своей Grosvenor Gallery в Лондоне, а позднее и в Нью-Йорке. На афише, а также в рецензии респектабельной «Таймс» был напечатан неменовский «Гоголь». С выставки этот же портрет был закуплен в МОМА (Музей Современного Искусства в Нью-Йорке).
Г.М. Неменова (1905-1986). Федор Достоевский. Второй вариант. 1968 г.
Автолитография. 62 х 47 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Достоевского. Третий вариант. 1969 г.
Литография. 62 х 47 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Г.М. Неменова (1905-1986). Чарли Чаплин. 1968 г. Литография. 62,3х47 см. (лист);
53х31,6 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет скульптора Жанны Бровиной (р.1941),
жены художника Валентина Левитина (р.1931). 1968 г. Эскиз литографии. 36 х 30,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Александра Блока (1880-1921). 1970 г.
Автолитография. 44 x 26,3 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Г.М. Неменова (1905-1986). Владимир Высоцкий (1938-1980). 1970-е гг.
Бумага, графитный карандаш 35,2 х 24 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Даниил Гранин (1919-2017). 1970-е гг. Литография.
Размер листа 44х32 см.
Даниил Гранин оставил замечательные воспоминания о Герте Неменовой «Париж, Париж»,
опубликованные в журнале «Нева» за 1989 г. № 9.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет поэта Генриха Сапгира (1928-1999). 1970-е гг. Автолитография. 30 х 43 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Девушка с серьгой. 1970-е гг. Литография. 43 х 34 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Букет. 1968 г. Автолитография, акварель. 50 х 41,5 см.
Частное собрание.
Портретные работы Г.М. Неменовой охватывали значительно более широкий круг: её моделями были знакомые художники, друзья и множество других лиц. Все её натурные портретные рисунки отличались большим сходством.
В 1970-е и 1980-е годы Герта Михайловна Неменова, лишённая былых семейных связей, в меру своих ограниченных возможностей покровительствовала различным «неофициальным» поэтам и художникам, принадлежавшими к т.н. ленинградской альтернативной культуре. Среди них были А. Хвостенко, Л. Богданов, В. Эрль, Е. Михнов-Войтенко, В. Кривулин, К. Кузьминский, Р. Гудзенко, Л. Каценельсон. Молодых художников привлекали к Неменовой её образованность и строгая критика их работы.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Михаила Булгакова (1891-1940). 1970-е гг.
Автолитография. 42 х 29,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрация к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1). 1972-1986 гг.
Г.М. Неменова (1905-1986). Маргарита и Воланд. Иллюстрация к роману М. Булгакова
«Мастер и Маргарита» (2). 1972-1986 гг. Автолитография. 62 х 46,8 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрация к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (3).
1972-1986 гг. Литография. 62 х 47,8 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрация к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (4).
1972-1986 гг.
Г.М. Неменова (1905-1986). Ночью в кабинете финдиректора. Иллюстрация к роману
М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (5). 1972-1986 гг. Литография. 60 х 46 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
Г.М. Неменова (1905-1986). 1-2. Портрет Александра Грина (1880-1932). 1973 г. Автолитография. 50 х 40 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). 1. Борис Пастернак. 1977 г. Литография. 41,5x30 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтан доме, СПб. 2. Борис Пастернак. 1978 г. Литография. 46,2х27,2 см. (лист); 23,3х13,5 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Галины Улановой (1910-1998). На оборотной стороне
портрет обнаженной Г.С. Улановой со спины. Бумага, карандаш. 29,5 х 18,8 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет обнаженной Галины Улановой со спины.
Бумага, карандаш. 29,5 х 18,8 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет поэта Петра Чейгина (род.1948). 1977 г.
Бумага, карандаш. 27 х 19 см.
М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова в Париже.
Из воспоминаний Г.М. Неменовой о Париже:
«Мы обедали в маленьком шоферском ресторанчике «Маленький Бенуа» близко от мастерской,— все это было на Монпарнасе. Там же обедали Корбюзье и его кузен Жаннере. Вначале Гончарова и Ларионов брали меня с собой, потом я ходила по их настоянию и сама. У Михаила Федоровича были больные почки. Он заказывал хлеб без соли и тут же ел какую-нибудь особо острую пищу. Иногда происходили гастрономические сюрпризы. «Вот Вы знаете, ведь Вы сейчас ели лягушек»,— сказал Михаил Федорович. Я вяло ответила: «Похоже на тощих цыплят в сухарях». Они мне предложили замечательное медового цвета вино: «Это испанское Порто». Я заказала еще и еше, «Встаньте»,— сказала Гончарова. Встать я не смогла, и мы ждали около получаса»....
Г.М. Неменова (1905-1986). Театральные костюмы. Бумага, акварель. Размер листа 29,5 х 40 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Силачи. Театральные костюмы. Бумага, акварель. Размер листа 29,5 х 40 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Разговоры. Театральный эскиз. Бумага, тушь. Размер листа 21 х 30 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет литературного героя. Холст, масло. 49 х 50 см.
Брянский художественно-выставочный центр.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет композитора Бориса Тищенко (1939-2010).
Автолитография. Пермская государственная художественная галерея.
Г.М. Неменова (1905-1986). Клоун Карандаш и собака Клякса.
Литография. 29,8 х 20,5 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет самурая. Из цикла «Театр Кабуки».
Автолитография.
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет поэта Владимира Эрля (1947-2008).
Автолитография. 42 х 30 см.
Г.М. Неменова (1905-1986). Лабиринт.
Г.М. Неменова (1905-1986). За кулисами цирка. 1960-е гг.
Герта Михайловна Неменова (1905-1986)
Герта Михайловна Неменова скончалась 13 июня 1986 года в своей комнате в коммунальной квартире на Большом проспекте Петроградской стороны Ленинграда. Похоронена на Богословском кладбище.
Произведения Герты Неменовой хранятся в собраниях Музея Современного искусства в Нью-Йорке (МОМА), Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, в других государственных и в частных коллекциях в Англии, Франции, Германии и США.
Ретроспективная посмертная выставка живописи Г.М. Неменовой прошла в музее Анны Ахматовой в 1993 году.
Герта Неменова. Каталог выставки, Октябрь-ноябрь 1993 г. Сост. Ю. Русаков.
Санкт-Петербург, Арсис, 1993 г. - 72 с. ил.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 191-192, 203.