ХУДОЖНИК ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО ДИ СТЕФАНО ПЕЗЕЛЛИНО / FRANCESCO DI STEFANO PESELLINO (1422-1457), ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА13-11-2023 19:50к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем и шестью Святыми.
Конец 1440-х гг. Дерево, темпера, золотая грунтовка. 22,5 x 20,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Франческо ди Стефано Пезеллино (1422-1457) - итальянский художник флорентийской школы. Под влиянием Фра Анджелико и Фра Филиппо Липпи он писал панно и картины на светскую или религиозную тематику. За свою короткую, но разнообразную карьеру Пезеллино достиг заметных высот, получив престижные заказы от Папы римского и став фаворитом правящей во Флоренции семьи Медичи. Его смерть в возрасте всего 35 лет оборвала жизнь восходящей звезды раннего Возрождения. Прославленный как художник «козе пиколе» (маленьких вещей), Пезеллино был замечательным рисовальщиком и миниатюристом кассоне, преуспевавшим в мелких деталях и характерном изображении животных. Однако его работы не ограничивались работами небольшого масштаба: он также был опытным художником грандиозных алтарей.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Поклонение пастухов. 1440-1442 гг. Бумага, перо, коричневая тушь,
гуашь, золотые блики. 17 х 18,5 см. Лувр, Париж. Старая атрибуция: Леонардо да Винчи (1452-1519)
Франческо ди Стефано Пезеллино (итал. Francesco di Stefano Pesellino) родился в семье Стефано ди Франческо и его супруги Нанны, которая была старшей дочерью художника Джулиано д’Арриго по прозвищу Пезелло. В 1427 году, когда мальчику было всего пять лет, его отец скончался, и ребёнок переселился к своему деду по материнской линии Джулиано д’Арриго, мастерская которого находились на корсо Адимари во Флоренции (ныне это виа деи Кальцайоли). От деда к Франческо перешло и прозвище «Пезеллино» (то есть «маленький Пезелло»). В двадцатилетнем возрасте Франческо Пезеллино женился на Тарсии, дочери некоего Сильвестера из Роппо, о чём свидетельствует сохранившийся документ, датированный 22 ноября 1442 года.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Христос на кресте. 1442 г.
Дерево, темпера. 88 х 42 см. Христианский музей, Эстергом, Венгрия.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Царь Мельхиор пересекает Красное море. 1440-1445 гг. 65,5 х 70 см.
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, США.
Фра Филиппо Липпи (1406-1469). Алтарь послушников, или Мадонна с Младенцем и Святыми
(The Novitiate Altarpiece or Madonna and Child with Saints). 1440-1445 гг. Дерево, темпера. 196 х 196 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Полиптих. Святой Франциск Ассизский получает стигматы. Святые Косма и Дамиан исцеляют Юстиниана. Рождество Христово. Мученичество Космы и Дамиана. Чудо Святого Николая. 1440-1445 гг. Первые две панели находятся в Лувре, в Париже, последние три – в Галерее Уффици во Флоренции. Полное название полиптиха «Алтарный образ Новициата (послушника)», который ранее дополнял «Мадонну с Младенцем и святыми» Филиппо Липпи, сейчас находящуюся в Галерее Уффици.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Алтарный образ Новициата (послушников). Фрагменты: Святой Франциск Ассизский получает стигматы. Святые Косма и Дамиан исцеляют Юстиниана. 1440-1445 гг. Дерево (тополь), масло. 32 х 94 см. Лувр, Париж.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Алтарный образ Новициата (послушников). Фрагмент:
Святой Франциск Ассизский получает стигматы. 1440-1445 гг. Дерево (тополь), масло.
Лувр, Париж.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Алтарный образ Новициата (послушников). Фрагмент:
Святые Косма и Дамиан исцеляют Юстиниана. 1440-1445 гг. Дерево (тополь), масло.
Лувр, Париж.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Полиптих. Алтарный образ Новициата (послушника). Фрагменты: Рождество Христово. Мученичество Космы и Дамиана. Чудо Святого Николая. 1440-1445 гг. Дерево (тополь), масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Полиптих. Алтарный образ Новициата (послушников). Фрагмент:
Рождество Христово. 1440-1445 гг. Дерево (тополь), масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Полиптих. Алтарный образ Новициата (послушников). Фрагмент:
Мученичество Космы и Дамиана. 1440-1445 гг. Дерево (тополь), масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Полиптих. Алтарный образ Новициата (послушника). Фрагмент:
Чудо Святого Николая. 1440-1445 гг. Дерево (тополь), масло Галерея Уффици, Флоренция.
В 1446 году дед скончался, и Франческо унаследовал его мастерскую. В 1447 году он вступил в Братство Святого Луки - организацию, объединявшую людей искусства. Другой документ, датированный февралём того же года сообщает, что молодой художник работает в мастерской на корсо Адимари, «занимаясь изготовлением и росписью флагов». Никто не знает точно, кто был его учителем, не считая деда. Согласно широко распространённому мнению, он был учеником и сотрудником Фра Филиппо Липпи, но до того мог получить уроки у Фра Анджелико. Во всяком случае, в его ранних работах угадывается связь с искусством последнего (миниатюры из манускрипта «Пуника» Силио Италика, которые ныне поделены между Государственным Эрмитажем, Санкт Петербург и Библиотекой Марчиана в Венеции, 1447-48гг).
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с шестью ангелами и двумя Святыми. 1443-1445 г.
Дерево, масло. 20 х 16 см. Музей Конде, замок Шантийи, Франция.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем и Святыми
Юлианом и Франциском. 1440-1457 гг. Дерево, темпера. 74,3 х 48,2 см.
Частное собрание.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с младенцем на троне с двумя Святыми.
1440-1457 гг. Дерево, масло. 78,5 х 45 см. Коллекция Жака Гудстиккера, Амстердам, Нидерланды.
Старая атрибуция: Фра Филиппо Липпи (1409-1469)
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем на троне. 1440-1457 гг.
Дерево, масло. 69 х 47,5 см. Дрезденская картинная галерея.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Эпизоды из жизни Святого Сильвестра. 1440-1457 гг. Дерево, масло.
Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Эпизоды из жизни Святого Сильвестра. Сан Сильвестр воскрешает
двух волшебников, убитых драконом. Сан Сильвестр закрывает рот дракону крестным знамением.
1440-1457 гг. Дерево, масло. Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Чудо святого Сильвестра. Сан-Сильвестр воскрешает дикого быка,
убитого еврейским священником. 1440-1457 гг. Дерево, масло. 31 х 78,5 см.
Художественный музей Вустера, штат Массачусетс, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Чудо святого Сильвестра. Сан-Сильвестр воскрешает дикого быка,
убитого еврейским священником. Фрагмент. 1440-1457 гг. Дерево, масло.
Художественный музей Вустера, штат Массачусетс, США.
Первая работа Стефано Пезеллино, которую можно уверенно датировать - это пределла алтаря, заказанного для капеллы дель Новициато в церкви Санта Кроче (Флоренция). Сам алтарь был расписан Фра Филиппо Липпи в 1440-45гг (ныне в Галерее Уффици, Флоренция; картины пределлы находятся в Лувре, Париж и в Уффици, Флоренция). Этот случай считают первым свидетельством сотрудничества двух мастеров. Фра Филиппо в то время было 36 лет, а Пезеллино порядка 20и. Манера старшего мастера решающим образом повлияла на формирование стиля Франческо.
Творческое развитие художника было довольно интенсивным, и Франческо быстро обрёл высоких покровителей-заказчиков: в 1444 году ему были заказаны сундуки-кассоне с росписью на тему «Триумфы» Петрарки к свадьбе Пьеро деи Медичи и Лукреции Торнабуони, в 1447 году папа Николай V (Парентучелли) заказал миниатюры к манускрипту «Пуника» Силио Италика.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Распятие со Святыми Иеронимом и Франциском. 1445-1450 гг.
Дерево (тополь), темпера. 96,5 x 75,6 см. (рама). Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Распятие со Святыми Иеронимом и Франциском. Фрагмент.
1445-1450 гг. Дерево (тополь), темпера. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Благовещение. 1445-1450 гг. Дерево, темпера. 7,5 х 13 см.
Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Эпизоды из истории Гризельды. Кассоне. 1445-1450 гг.
Дерево, темпера. 44 х 110 см. Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Гризельда - часто также Терпеливая Гризельда - героиня многократно использованного в европейской литературе сюжета, образец супружеской покорности, послушания и преданности. Она претерпевает жестокие испытания, которым её подвергает муж, или искушения дьяволом, но остаётся верной и послушной мужу, и в конце концов её терпение вознаграждается.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Эпизоды из истории Гризельды. Кассоне. Фрагмент (1). Дерево, темпера.
Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Эпизоды из истории Гризельды. 1445-1450 гг. Дерево, темпера. 42 х 47 см.
Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Эпизоды из истории Гризельды. Фрагмент (2).
1445-1450 гг. Дерево, темпера. Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Давид строит храм в Иерусалиме. Фрагмент кассоне. 1445-1450 гг.
Дерево, темпера. 53,5 x 60,3 см. Художественный музей Гарвардского университета, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Покаяние царя Давида перед лицом пророка Натана. Фрагмент кассоне.
1445-1450 гг. Дерево, темпера. 44 х 50 см. Музей Тессе, Ле-Ман, Франция.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Бегство и смерть Авессалома. Фрагмент кассоне. 1445-1450 гг.
Дерево, темпера. 44 х 50 см. Музей Тессе, Ле-Ман, Франция.
В 1453 году Франческо вступил в кооперацию с Дзаноби ди Мильоре и Пьеро ди Лоренцо да Пратезе, по условиям которой три художника обязывались делить выручку поровну (мастерские этих живописцев находились на той же корсо Адимари, что и мастерская Пезеллино). Это было чисто финансовое соглашение, не требовавшее, чтобы три мастера над каждым заказом работали непременно вместе. Дзаноби вскоре покинул это предприятие, но Пьеро ди Лоренцо остался. Исследователи предполагают, что, возможно, Пьеро ди Лоренцо и был тем загадочным художником, который многократно копировал композицию Пезеллино «Мадонна с младенцем», и которого историки искусства окрестили именем «Псевдо-Пьер Франческо Фиорентино».
В 1455 году священники Ордена св. Троицы в Пистойе заказали Пезеллино алтарь для своего храма, с просьбой изобразить Святую Троицу и святых Зенона, Иеронима, Иакова-старшего и Маманта. Работа над алтарём продолжалась до июля 1457 года, когда Франческо тяжело заболел. Болезнь оказалась смертельной, и алтарь остался незавершённым (его дописывал Фра Филиппо Липпи с ассистентами).
Франческо Пезеллино (1422-1457). Благовещение. 1445-1450 гг. Дерево, темпера, позолота. 25 x 33 см.
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). История Давида и Голиафа. Кассоне. 1445-1455 гг. Дерево, темпера.
45,5 x 179,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). История Давида и Голиафа. Кассоне. Фрагмент (1).
1445-1455 гг. Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). История Давида и Голиафа. Кассоне. Фрагмент (2). 1445-1455 гг.
Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). История Давида и Голиафа. Кассоне. Фрагмент (3). 1445-1455 гг.
Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). История Давида и Голиафа. Кассоне. Фрагмент (4). 1445-1455 гг.
Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). История Давида и Голиафа. Кассоне. Фрагмент (5). 1445-1455 гг.
Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). История Давида и Голиафа. Кассоне. Фрагмент (6). 1445-1455 гг.
Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). История Давида и Голиафа. Кассоне. Фрагмент (7).
1445-1455 гг. Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон.
Основные произведения Пезеллино
В своём многотомном труде Джорджо Вазари сообщает, что Пезеллино принадлежит множество картин небольшого формата, в частности, росписей свадебных сундуков-кассоне, а также изображений «Мадонны с младенцем», в которых он использовал приёмы Фра Филиппо Липпи, и добавляет: «в домах горожан есть много тондо и картин его работы» (правда, ошибочно приписывая эти работы его деду Пезелло). Таким образом, большинство работ Пезеллино — это не громоздкие церковные алтари, а небольшого формата произведения для домашнего употребления.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумф Давида. Кассоне. 1445-1455 гг. Дерево, темпера. 43,3 x 177 см.
Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Иллюстрация к поэме Силия Италика
«Вторая Пуническая война». Аллегория Рима. 1448 г. Пергамент, гуашь. 28,5 х 20,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Иллюстрация к поэме Силия Италика
«Вторая пуническая война». Алегория Карфагена. 1448 г. Пергамент, гуашь. 28,5х20,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Согласно последним исследованиям искусствоведов, самой ранней работой Пезеллино является серия картин, посвященная путешествиям трёх магов, которую он писал вместе с Дзаноби Строцци, учеником Фра Анджелико, замечательным художником-миниатюристом, с которым Франческо работал над миниатюрами к манускрипту «Пуника» Силио Италика. Пезеллино приписывают одну из картин серии «Царь Мельхиор пересекает Красное море» (1440-1445 гг., Институт Кларка, Уильямстаун), видя в ней "более архаичную манеру Фра Анджелико"и влияние творчества Доменико ди Микелино. Кроме «Путешествия трёх магов» кооперации Пезеллино и Дзаноби Строцци приписывают сегодня две панели кассоне с «Историей Сусанны» из Музея Пти Пале, Авиньон. Пезеллино был на 10 лет моложе Строцци, и на ранних этапах какое-то время плодотворно сотрудничал с ним.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем на троне со Святыми
Иеронимом и Иоанном Крестителем. 1448 г. Дерево, темпера, позолота. 30,8 x 21 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Псевдо-Пьер Франческо Фьорентино (1444-1497). Поклонение Младенцу Христу. 1445-1478 гг.
Дерево (тополь), темпера. 48 х 37 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картины Псевдо-Пьера Франческо базируются в основном на произведениях Фра Филиппо Липпи
или Пезеллино, иногда повторяя образы и мотивы этих художников в различных сочетаниях.
Псевдо-Пьер Франческо Фьорентино (1444-1497). Мадонна с Младенцем, ангелом
и Святым Августином. 1445-1478 гг. Дерево (тополь), темпера. 73 х 44 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумфы Любви, Целомудрия и Смерти. Кассоне. 1450 г.
Дерево, темпера, позолота. 45,4 x 157,4 см. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумфы Любви, Целомудрия и Смерти. Кассоне. 1450 г. Фрагмент (1).
Дерево, темпера, позолота. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумфы Любви, Целомудрия и Смерти. Кассоне. 1450 г. Фрагмент (2).
Дерево, темпера, позолота. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумфы Любви, Целомудрия и Смерти. Кассоне. 1450 г. Фрагмент (3).
Дерево, темпера, позолота. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумфы Славы, Времени и Вечности. Кассоне. 1450 г.
Дерево, темпера, позолота. 42,5 x 158,1 см. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумфы Славы, Времени и Вечности. Кассоне. Фрагмент (1). 1450 г.
Дерево, темпера, позолота. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумфы Славы, Времени и Вечности. Кассоне. Фрагмент (2). 1450 г.
Дерево, темпера, позолота. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумфы Славы, Времени и Вечности. Кассоне. Фрагмент (3). 1450 г.
Дерево, темпера, позолота. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Работа над миниатюрами к манускрипту «Пуника» Силио Италика (о Пунической войне между Римом и Карфагеном), свидетельствует уже о том, что к середине 1440-х годов Пезеллино был зрелым сформировавшимся художником. Одна миниатюра из этой рукописи хранится в Библиотеке Марчиана, Венеция, шесть остальных в Эрмитаже, Санкт Петербург. Среди них есть великолепный портрет Папы Николая V (на сайте Эрмитажа отсутствует), подтверждающий высокую творческую репутацию мастера. Колористическая гамма этих произведений очень напоминает палитру, которую использовал Фра Анджелико.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Гораций Коклес защищает мост. Кассоне. 1450 г.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Публий Гораций Коклес - полулегендарный древнеримский герой, якобы живший в конце VI века до н. э.
и защитивший римский Свайный мост во время войны с царём этрусков Порсеной.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Битва при Пидне (?) 1450-1460 гг. Дерево, масло. 50 х 163 см.
Галерея Луиджи Альбриги, Флоренция.
Битва при Пи́дне - сражение Третьей Македонской войны. Состоявшаяся 22 июня 168 года до н.э.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Триумф Луция Эмилия Павла (?) 1450-1460 гг. Дерево, масло. 50 х 163 см.
Коллекция Луиджи Альбриги, Флоренция.
Луций Эмилий Павел Македонский (229/228-160 годы до н.э.) - римский политик и военачальник.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Семь свободных искусств (Seven Liberal Arts). 1450 г.
Дерево, темпера. 42 x 147 см. Бирмингемский художественный музей, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Семь добродетелей (Seven Virtue). 1450 г. Дерево, темпера. 42 x 147 см.
Бирмингемский художественный музей, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Ангел Благовещения и Дева Мария. 1440-1457 гг.
Дерево, масло. 19 x 13,1 см. Институт искусства Курто, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном. 1455 г.
Дерево, темпера. 72,4 х 54 см. Музей искусств Толидо, штат Огайо, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457), атрибуция. Мадонна с Младенцем и щеглом. 1450 г.
Дерево, темпера. 72 х 56 см. Музей Беато Анжелико, Виккьо, Италия.
Франческо Пезеллино (1422-1457), атрибуция. Мадонна с Младенцем и щеглом. Фрагмент со щеглом.
1450 г. Дерево, темпера. Музей Беато Анжелико, Виккьо, Италия.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем. 1440-1457 гг.
Дерево, масло. 64 х 45 см. Музей изящных искусств Лиона, Франция.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем, сидящая на подоконнике,
на фоне пейзажа. 1450-1457 гг. Дерево, темпера. 22,2 х 17,4 см.
Коллекция Аланы, Ньюарк, штат Делавэр, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем. 1453-1457 гг. Дерево, темпера.
59,7 х 39,5 см. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем. Фрагмент. 1453-1457 гг.
Дерево, темпера. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Около 1445 года Пезеллино исполнил картину с изображением истории Святой Троицы, однако следы этой работы были потеряны во время Второй мировой войны. Пять картин пределлы к алтарю, написанному Фра Филиппо Липпи в том же 1445 году, свидетельствуют о том, что Пезеллино усвоил приёмы своего наставника: «Рождество», «Мученичество святых Космы и Дамиана» «Св. Антоний находит сердце в груди ростовщика» (все в Галерее Уффици, Флоренция), «Св. Франциск обретает стигматы», «Св. Козьма и Дамиан кормят больного» (обе в Лувре, Париж). Их сотрудничество продолжалось все 1450-е годы, до начала 1460-х. Пезеллино больше посвящал себя миниатюрной живописи, нежели крупноформатной. Вероятно, именно поэтому вечно не успевающий выполнять заказы Фра Филиппо Липпи поручал исполнение пределлы и всяких мелких деталей своему молодому партнёру.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Миниатюра к поэме Силия Италика
«Вторая Пуническая война». Марс - аллегория войны. 1450 г. Пергамент, гуашь.
Библиотека Марчиана, Венеция.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Миниатюра к поэме Силия Италика
«Вторая Пуническая война». Сципион Африканский. 1450 г. Пергамент, гуашь.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Миниатюра к поэме Силия Италика
«Вторая Пуническая война». Ганнибал Карфагенский. 1450 г. Пергамент, гуашь.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская.
Алтарь Церкви Пистойи Санта-Тринита (Алтарь Святой Троицы), Флоренция. 1455-1460 гг.
Дерево, темпера, масло. 185,5 x 91 см. (рама). Национальная галерея, Лондон.
У этого большого алтаря – одного из немногих в Национальной галерее, который почти завершен, – была насыщенная событиями жизнь. Он был заказан в 1455 году Франческо Песеллино и является его единственной сохранившейся документально подтвержденной работой. Он умер в 1457 году, и она была закончена Фра Филиппо Липпи и его мастерской. На алтаре изображены Святая Дева Мария и Иаков Великий (слева) и Святые Зенон и Иероним (справа).
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская.
Алтарь Святой Троицы, Флоренция. Фрагмент. Распятие. 1455-1460 гг.
Дерево, темпера, масло. 185,5 x 91 см. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская. Алтарь Святой Троицы,
Флоренция. Фрагмент (5). Ангел (вверху слева). Дерево, темпера, масло. 43,5 x 61,5 см.
Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская. Алтарь Святой Троицы,
Флоренция. Фрагмент (6). Ангел (вверху справа). Дерево, темпера, масло. 45 x 61 см.
Национальная галерея, Лондон.
И еще четыре небольшие панели внизу алтаря, непосредственно приписываемые работе Пезеллино:
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская. Алтарь Святой Троицы,
Флоренция. Фрагмент (7). Святая Мария в тюрьме, брошенная на съедение львам. Дерево, темпера, масло.
27 x 39,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская. Алтарь Святой Троицы,
Флоренция. Фрагмент (8). Обезглавливание святого Иакова Великого. Дерево, темпера, масло. 27,5 x 38 см.
Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская. Алтарь Святой Троицы,
Флоренция. Фрагмент (9). Святой Зенон, изгоняющий бесов из дочери Галлиена. Дерево, темпера, масло.
27,5 x 39 см. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская. Алтарь Святой Троицы,
Флоренция. Фрагмент (9а). Святой Зенон, изгоняющий бесов из дочери Галлиена. Дерево, темпера, масло.
27,5 x 39 см. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская. Алтарь Святой Троицы,
Флоренция. Фрагмент (10). Святой Иероним и лев. Дерево, темпера, масло. 26,5 x 40 см.
Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пезеллино (1422-1457), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), мастерская. Алтарь Святой Троицы,
Флоренция. Фрагмент (10а). Святой Иероним и лев. Дерево, темпера, масло. 26,5 x 40 см.
Национальная галерея, Лондон.
До наших дней дошло несколько панелей от сундуков-кассоне, приписанных авторству Пезеллино. В первую очередь это великолепные сцены триумфов из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, которые, судя по всему, были заказаны к свадьбе Пьеро деи Медичи и Лукреции Торнабуони, состоявшейся в 1448 году. Тематика росписей взята из «Триумфов» Франческо Петрарки: на одной панели «Триумф Любви, Триумф Целомудрия и Триумф Смерти», на другой «Триумф Славы, Триумф Времени и Триумф Вечности». В них, так же как и в маленькой «Мадонне» из Музея Метрополитен, исследователи видят влияние Фра Анджелико, однако их живопись уже свидетельствует о лучшем понимании анатомии человека и правил перспективы. Другим, не менее замечательным примером росписи кассоне являются «Эпизоды из истории Гризельды» (1445-1450, Академия Каррара, Бергамо), написанные на тему новеллы Джованни Боккаччо.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем и Святыми Зенобием, Иоанном Крестителем,
Антуаном Аббатом и Франциском. 1450-1475 гг. Дерево, темпера. 176 х 173 см. Лувр, Париж.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем и Святыми Зенобием,
Иоанном Крестителем, Антуаном Аббатом и Франциском. Фрагмент (1). 1450-1475 гг.
Дерево, темпера. Лувр, Париж.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем и Святыми Зенобием,
Иоанном Крестителем, Антуаном Аббатом и Франциском. Фрагмент (2). 1450-1475 гг.
Дерево, темпера. Лувр, Париж.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем и Святыми Зенобием,
Иоанном Крестителем, Антуаном Аббатом и Франциском. Фрагмент (3). 1450-1475 гг.
Дерево, темпера. Лувр, Париж.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Поклонение волхвов. 1450 г. Дерево, темпера. 25 х 41 см.
Музей Конде, замок Шантийи, Франция.
Среди работ, в которых влияние Филиппо Липпи видно наиболее отчётливо, есть «Мадонна с Младенцем» из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. Ещё один вариант этой же картины хранится в Христианском музее, Эстергом. Ему приписывают ещё ряд «Мадонн» из музеев и частных коллекций.
После 1453 года, когда Пезеллино вступил в партнёрские отношения с Пьеро ди Лоренцо и Дзаноби ди Мильоре, он написал «Мадонну с младенцем» для церкви Сан Анджело а Четика ин Казентино, «Распятие» для церкви Сан Гаэтано во Флоренции и изящный диптих «Благовещение» (ныне в Институте Курто, Лондон). Этим же периодом, ок. 1455 г., датируют пару панелей от сундуков-кассоне из Лондонской национальной галереи: «Давид и Голиаф» и «Триумф Давида» (по другой версии обе работы были выполнены в 1440-х годах). В своё время обе картины были приобретены у семейства Пацци во Флоренции. Согласно Мишелю Лаклотту, автору каталога Лондонской национальной галереи, свадьба под стенами Иерусалима, изображённая на второй панели, является аллюзией свадьбы Элеоноры Пацци, для сундука которой роспись и была заказана.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Поклонение волхвов. 1440-1457 гг. Дерево, масло.
Картинная галерея и городской музей, Вольтерра, Италия.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Святой Николай и школяры-мученики (Чудо Святого Николая о воскрешении трех отроков). 1458 г. Иллюстрация из книги «Святой Николай, его легенда и роль в праздновании Рождества и других народных обычаев». Джордж Х. Макнайт, Нью-Йорк, 1917 г.
Фра Филиппо Липпи (1406-1469), Франческо Пезеллино (1422-1457), follower. Мадонна с младенцем. 1470 г. Дерево (тополь), темпера. 67,2 x 46 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Путти перед живой изгородью из роз.
Дерево, темпера, масло. 47 х 37 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм.
Вероятно, с середины 1450-х годов художник почувствовал вкус к более крупноформатной работе. 1455-1457 годами датируют большую картину из Лувра «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми». Когда-то она украшала церковный алтарь, пределла от неё не сохранилась. По мнению экспертов, эта работа носила более экспериментальный, чем завершенный характер.
Настоящим шедевром мастера стал алтарь Святой Троицы, который ныне хранится в Лондонской Национальной галерее. Это было последнее (и единственно точно документированное) произведение художника, заказанное в 1455 году Орденом Св. Троицы в Пистойе. Согласно контракту Пезеллино должен был изобразить св. Троицу, которую члены ордена особо почитали, святого Зенона, который был покровителем духовенства Пистойи, святого Якова -старшего, который был покровителем Пистойи, и святого Иеронима. Включение в картину св. Маманта было осуществлено по персональной просьбе казначея ордена Пьеро сер Ланди, который был движущей силой всего проекта[4]. Он получил от художника предварительные рисунки, обсудил с членами ордена, что должно быть изображено, и Пезеллино приступил к работе. Однако смертельная болезнь помешала ему завершить начатое.
Франческо Пезеллино (1422-1457), атрибуция. История Сусанны. 1450 г. Дерево, масло. 42 х 163 см.
Лувр, Париж. Картина находится в долгосрочной аренде в Музее Пти Пале в Авиньоне.
Франческо Пезеллино (1422-1457), атрибуция. История Сусанны. Фрагмент (1). 1450 г. Дерево, масло.
Лувр, Париж. Картина находится в долгосрочной аренде в Музее Пти Пале в Авиньоне.
Франческо Пезеллино (1422-1457), атрибуция. История Сусанны. Фрагмент (2). 1450 г. Дерево, масло.
Лувр, Париж. Картина находится в долгосрочной аренде в Музее Пти Пале в Авиньоне.
Франческо Пезеллино (1422-1457), атрибуция. История Сусанны. Фрагмент (3). 1450 г. Дерево, масло.
Лувр, Париж. Картина находится в долгосрочной аренде в Музее Пти Пале в Авиньоне.
По этому поводу Джорджо Вазари в «Жизнеописании Пезелло и Франческо Пезелли» пишет следующее: «…если бы Пезеллино жил дольше, то, судя по тому, что мы знаем, он сделал бы гораздо больше того, что сделал, ибо был в искусстве старательным и не переставал рисовать ни днём ни ночью». В последние три — четыре года своей жизни Пезеллино был ведущим художником-инноватором во Флоренции. Его великолепное знание анатомии и правил перспективы, чувство света, придающее скульптурную выразительность его фигурам, пролагало путь развития живописи следующему поколению художников: Верроккьо, Поллайоло, Боттичелии и Леонардо да Винчи. Алтарь св. Троицы выглядел совершенно необычно для живописи 1450-х годов.
После смерти Пезеллино работа над алтарём была поручена Филиппо Липпи и его мастерской, который сдал заказчикам готовое произведение 8 июня 1460 года. Эксперты считают, что кисти Пезеллино принадлежат в нём двое святых справа и центральная панель «Троица». Всё остальное написал Филиппо Липпи вместе с Фра Диаманте и ассистентом по имени Доменико.
Франческо Пезеллино (1422-1457), style of. Голова женщины. Дерево, масло.
36,7 x 30,5 см. Галерея искусств Уокера, Ливерпуль.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с Младенцем, Святым Иоанном и ангелами.
1440-1457 гг. Дерево, масло. 72,4 х 54 см. Художественный музей Толидо, штат Огайо, США.
Франческо Пезеллино (1422-1457), style of. Мадонна с Младенцем, Святым Иоанном
и тремя ангелами. Дерево, темпера. 62,5 x 49,5 см. Галерея искусств Уокера, Ливерпуль.
Франческо Пезеллино (1422-1457). Мадонна с младенцем. Дерево, масло.
Музей Бонна-Хеллеу, Байонна, Франция.
Портрет Стефано Пезеллино из «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, издание 1568 г.
Стефано Пезеллино прожил короткую жизнь — он скончался во Флоренции 29 июля 1457 года в возрасте 35и лет, оставив молодую вдову и осиротевших детей. Он был похоронен в церкви Санта Феличе ин Пьяцца. После смерти его компаньон Пьеро ди Лоренцо подал в суд на вдову Пезеллино с требованием выплатить ему часть денег за алтарь, который Франческо так и не смог завершить. Но флорентийский суд принял сторону вдовы.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том II. Перевод и коммент. А.И. Венедиктова под редакцией А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1963 г. – Стр. 363-368.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений живописи.
Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Изд-во ООО СЗКЭО «Кристалл»,
2006 г. - Стр. 157.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ХУДОЖНИК ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО ДИ СТЕФАНО ПЕЗЕЛЛИНО / FRANCESCO DI STEFANO PESELLINO (1422-1457), ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»