Сергей Иванович Калмыков (1891-1967) - российский и казахстанский художник, иллюстратор, декоратор, писатель; художник-авангардист, представитель супрематизма, единственный из мастеров Серебряного века, доживший до конца шестидесятых годов. Произведения Калмыкова не имеют прямых аналогий в истории мирового искусства. В ходе своей творческой деятельности Калмыков выработал оригинальный стиль живописи, иногда именуемый «фантастическим экспрессионизмом». С.И. Калмыков до 1937 года жил в Оренбурге, затем в Алма-Ате. Ученик Кузьмы Петрова-Водкина запечатлен своим учителем на полотне «Купание красного коня». Калмыков – автор более полутора тысяч картин, гравюр, рисунков и эскизов театральных декораций, непризнанный в течение жизни и всеми забытый в его конце, сегодня привлекает к себе пристальное внимание ценителей искусства.
1896 год, семья. Подпись на обороте: «Мои папа, мама, Леля, Шура! Ваня и я, самый маленький.
Я помню, как нас снимали. Мы с Ваней были в красных шелковых рубашечках. Шура гимназист!».
Детство и учёба
Сергей Иванович Калмыков родился 20 сентября (2 октября но новому стилю) 1891 года в русской семье заведующего транспортной конторой Российского общества в Самарканде, не так давно вошедшего в состав Российской империи. Вскоре после его рождения семья переехала в Оренбург. После окончания гимназия в стремлении овладеть профессией художника в 18 лет Калмыков едет в Москву и поступает в художественную частную школу К.Ф. Юона. Спустя два месяца становится вольнослушателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1910 году он уехал в Петербург, где проживет до 1926 г., и в течение 4 лет посещал школу В.Н. Званцевой, где преподавали такие известные художники, как М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин, Л.С. Бакст, оказавших решающее влияние на формирование молодого художника. Именно тогда, в 1911 г. двадцатилетний юноша создал удивительную картину «Красные кони», которая, якобы, вдохновила Петрова-Водкина на создание его знаменитой картины «Купание красного коня» (1912). Калмыков также утверждал, что был натурщиком картины и в дневниках писал: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее». (Сам Петров-Водкин говорил, что натурщиком был его кузен Шура Трофимов).
С.И. Калмыков (1891-1967). Красные кони. Санкт-Петербург, 1911 г. Холст, масло. 25,5 х 32,8 см.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
К.С. Петров-Водкин (1878-1939). Купание красного коня. Санкт-Петербург, 1912 г.
Холст, масло. 160 х 186 см Новая Третьяковская галерея, Москва.
С.И. Калмыков (1891-1967). Весенняя сюита, или Загадываю желание (Making a Wish).
1916 г. Холст, масло. 98 x 73,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Пейзаж. 1930 г. Пергаментная бумага, масло.
Музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых, г. Семей, Казахстан.
С.И. Калмыков (1891-1967). Супрематическая композиция. 1925-1930 гг.
Холст, масло. 79 x 59,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Абстрактная композиция. 1926 г. Бумага, акварель. 12,3 х 18,5 см.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). Абстрактная композиция. 26 мая 1933 г. Бумага, масло, 12 х 17 см.
Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Фантастический пейзаж. 1920-1930-e гг.
С.И. Калмыков (1891-1967). Созвездие Лиры. 2 января 1933 г. Рисунок.
С.И. Калмыков (1891-1967). Без названия. 7 мая 1934 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Пробуждение оборотня. 1937 г. Картон, масло. 70 х 56 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Черный принц. 1930-е гг. Картон, масло. 58 х 48 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Весы. 1938 г. Бумага на картоне, масло. 60 х 74 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Желтый пейзаж. 1948 г. Картон, масло. 50 х 70 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Автопортрет. 1915 г. Картон, масло.
Оренбургский период
В 1926 г., после Октябрьской революции , Калмыков возвращается в Оренбург, где работает декоратором, оформителем парадов и демонстраций, читает лекции и продолжает писать свои работы. С 1926 по 1928 гг. он был членом оренбургского отделения АХРРа (Ассоциация Художников Революционной России), участником выставок общества «Жар-Цвет». В начале 1930-х Калмыков создавал декорации для Передвижной Оперы Фёдора Вазерского, делал эскизы костюмов и афиш Оренбургского театра и цирка. В 1935 году, когда усилилась цензура и прошли чистки в рядах интеллигенции, Сергей Калмыков принимает решение переехать из Оренбурга в Алма-Ату.
С.И. Калмыков (1891-1967). Эскиз декорации к опере Джузеппе Верди «Аида». 1937 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Пейзаж. 1938 г. Картон, масло. 35 х 50 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Наяда с лирой. 1938 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Наяда с лирой. Вариант. 1938 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Цирк, Алма-Ата. 1938 г. Картон, масло. 58 х 60 см.
Аукционный дом Gene Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2009 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Фантастический пейзаж с красными скалами. 1938 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Пейзаж в стиле монстр. 1940 г. Картон, масло. 56 х 70 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Композиция. 1940 г. Бумага, акварель. 27,5 х 18 см.
Павлодарский областной художественный музей, Казахстан.
С.И. Калмыков (1891-1967). Читающая девушка. 1940 г. Картон, масло.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). На лекции. 1940 г. Картон, масло.
С.И. Калмыков (1891-1967). Звездная чаша. 16 июля 1941 г.
Картон, масло. 62 х 44 см. Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Театральная сцена (в процессе реставрации). 19 ноября 1941 г. Картон, масло.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). Оркестровая яма. 1942 г. Государственный музей искусств Казахстана
им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков. Оренбург, 1927 г.
Алматинский период
В 1935 году Сергей Калмыков переехал в Алма-Ату, в то время столицу Казахской Советской Социалистической Республики, по приглашению недавно открывшегося Музыкального театра Алма-Аты, который позднее стал Казахским академическим театром оперы и балета им. Абая. Он проработал в этом театре до выхода на пенсию в 1962 году, и создал большое количество театральных декораций и иллюстраций к постановкам. Здесь он самостоятельно оформил оперы «Аида», «Князь Игорь», «Фауст», «Флория Тоска» и другие.
Он спасся от лютой смерти в тюрьме или лагере, играя роль городского сумасшедшего. «Широченные штаны, раскрашенные акварелью под закат, оголтело жёлтый сюртук, буро-седые волосы по плечам и в довершение ансамбля необъятная бескозырка без лент, но с красным верхом. Всегда сутулясь, не поднимая глаз, он брел по своим непонятным делам, придерживая у бедра холщовую суму». Таким его видели алмаатинцы, и спрос с него был минимален. Ну рисует чудак какие-то кубики и пусть себе рисует (в столицах такие кубики безнаказанно не прошли бы)…
С.И. Калмыков (1891-1967). Театральная декорация. 16 октября 1942 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Балерина на фоне облаков. 1940-е гг.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). Пейзаж с баржей. 1940-е гг. Картон, масло. 42 х 50 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Горный пейзаж. 15 апреля 1942 г. Картон, смешанная техника.
С.И. Калмыков (1891-1967). Остров разбитых кораблей. Эскиз. 3 октября 1942 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Прекрасная дама. 23 октября 1942 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Абстрактная композиция. 25 ноября 1942 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Мытье полов. 29 января 1943 г. Офорт. 31 х 22 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Утренний туалет (Чистит перышки). 1940-е гг. Офорт.
30 х 21 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2018 г. Лот продан за 22.000 руб.
С.И. Калмыков (1891-1967). Без названия (Балерина). 30 сентября 1943 г.
Бумага, карандаш. 24,8 х 18,5 см. Государственный музей Востока, Москва.
С.И. Калмыков (1891-1967). Grand Opera. 23 августа 1943 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Оперетта «Лунный джаз» (Маркиз Де Пийон).
15 октября 1943 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Сцена из оперетты «Лунный джаз». Акт 1. 1943 г.
Мир С.И. Калмыкова фантастичен, иногда похож на гигантскую декорацию к придуманному художником спектаклю.
Некоторые так и надписаны автором – «Сцена из оперетты "Лунный джаз"», но только наивный может предположить,
что в те годы в провинциальном театре могла быть поставлена такая оперетта.
С.И. Калмыков (1891-1967). Сцена из оперетты «Лунный джаз-3»
(Старик в цилиндре). 1943 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Сцена из оперетты «Лунный джаз-4»
(Маркиза де Фини). 1943 г.
С.И. Калмыков за работой над декорациями.
Калмыков часто рисовал на улицах и в парках города, особенно после выхода на пенсию, и со временем стал городской легендой из-за своих экстравагантных нарядов и эксцентричного поведения (так, один из его нарядов был описан как «ярко-красный берет, синие штаны с золотыми лампасами и плащ с пришитыми к нему консервными банками, громыхавшими при ходьбе»). Он никогда не продавал своих работ и лишь изредка дарил их знакомым, а иногда и незнакомцам. По описаниям очевидцев, Калмыков не имел мебели в своей квартире и использовал вместо неё перевязанные кипы старых газет.
С.И. Калмыков (1891-1967). Парад королей. 1943 г. Картон, масло. 66 х 82 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Рождение. 1943 г. Холст, масло.
С.И. Калмыков (1891-1967). Кораблик. 1940-е гг. Картон, масло. 45,5 х 67,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Корабль. 1943 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). В цирке. 1944 г. Монотипия. 18,8х24,4 см. (лист); 18х23,5 см. (р.и.).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
С.И. Калмыков (1891-1967). Натюрморт с восточным кувшином. 1944 г.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). Фея в круге. 1945 г. Картон, гуашь, масло.
С.И. Калмыков (1891-1967). «Камо грядеши?» 1945 г. Картон, масло. 20 х 25 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Зеркало. 15 июля 1945 г. Картон, масло. 60 х 40 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). В мастерской. 22 июля 1945 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Мастерская Леонардо да Винчи. Иллюстрация к моему роману. 1945 г.
Бумага, масло. 36,5 х 48,3 см. Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Фея. 13 августа 1945 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Лунные гиганты. Эскиз. 21 мая 1945 г. Бумага, карандаш.
С.И. Калмыков (1891-1967). Лунные гиганты Микельанджело. 1945 г. Бумага, карандаш.
С.И. Калмыков (1891-1967). Автопортрет. 1939 г. Картон, масло. 74 х 50 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
Творчество
Параллельно с деятельностью сценографа С.И. Калмыков занимался станковой живописью и графикой. Часто использовал подручные средства, рисовал на обрывках, географических картах, оберточной бумаге. Занимался офортом, монотипией. Автор живописных работ: «Деревья» (1909), «Красные кони» (1911), «В цирке» (1924), «Похищение Европы» (1928), «Железнодорожная станция» (1930), «Фантастический пейзаж с красными скалами» (1938), «В парке» (1944), «Фонари у театра» (1945), «У садовой решетки» (1946), «Ипподром» (1948), «Уличный фонарь. Вечерний пейзаж» (1949), «Водный бассейн» (1950), «На молодежной спартакиаде» (1951), «Ущелье по дороге в Медео» (1952), «Серенада» (1959), «Аллегория» (1964) и других.
Выполнил графические серии «Величественные портреты», «Лунный джаз», «Прогулка в пустыне» (все - 1940-е).
С.И. Калмыков (1891-1967). Деревья у театра. 25 марта 1947 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Две подруги. 23 февраля 1946 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). 1-2. Фантастический натюрморт. Август 1947 г. Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). Кариатида. 1947 г. Холст, масло. 49 х 37,5 см.
Аукционный дом «BonArt», Алматы, Казахстан.
С.И. Калмыков (1891-1967). Лунная сюита III. 1947 г. Бумага на оргалите, масло.
33,5 х 28 см. Аукционный дом Gene Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2009 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Лунная сюита IV. 1947 г. Картон, масло. 34 х 28 см.
Частное собрание Ричарда Спунера.
С.И. Калмыков (1891-1967). Лунная сюита V. 1947 г. Картон, масло. 34 х 28 см.
Частное собрание Ричарда Спунера, США.
С.И. Калмыков (1891-1967). Лунная сюита VII. 1947 г. Картон, масло. 40 х 28 см.
Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Композиция без названия. Картон, темпера. 56,5 х 45 см.
Аукционный дом «The Bru Sale», Брюссель, Бельгия.
С.И. Калмыков (1891-1967). Ночное писательство (Nighttime Writting). Картон, масло.
47,5 х 33 см. Аукционный дом Gene Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2015 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). На собрании. 1947 г. Монотипия. 28х21 см. (лист);
25,8х19,7 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
С.И. Калмыков (1891-1967). Ван Гог и Дега. Обложка дневника Калмыкова. 1948 г.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). Автопортрет. 1949 г. Бумага, масло. 26,8 х 33,7 см.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
Сергей Калмыков создавал абстрактные, полуфигуративные и фигуративные композиции, выработал собственный стиль, близкий сюрреализму, для которого характерны экспрессия, яркость цветов, четкий линейный рисунок. Стиль, радикально отличавшийся от норм социалистического реализма, господствовавших в ту эпоху в СССР. Некоторые из его полотен - абстрактные, экспрессионистские композиции, другие напоминают картины сюрреалистов, а многие фантасмагоричные полотна невозможно отнести к какому-то определённому стилю. Он всё время экспериментировал с различными материалами, формами полотна (например, писал неканонические для того времени треугольные или круглые работы), часто включал текст в свои работы и почти всегда писал прямо на картине дату её создания (день, месяц и год).
С.И. Калмыков (1891-1967). Нурсулу Топалова. 1947 г.
Нурсулу Елубаевна Тапалова (1923-1998) - казахская и советская артистка балета, киноактриса,
заслуженная артистка Казахской ССР.
С.И. Калмыков (1891-1967). Нурсулу Топалова. 1947 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Созвездие саксофона. 1947 г. Картон, масло. 59 х 42,5 см.
Аукционный дом Gene Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2018 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Портрет. 1948 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). «Созвездие Лиры» по рисунку 1933 года. 1950 г.
Картон, масло. 61 х 42,3 см. Аукционный дом Gene Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2018 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Натюрморт с лебедями. 1950 г. Монотипия. 18,9х24,5 см. (лист);
18,2х23,6 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
С.И. Калмыков (1891-1967). Занавес к опере Джузеппе Верди «Аида». 1950 г.
Калька, масло. 46,5 х 36,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Три грации. 1940-1950-е гг. Картон, масло. 40 х 41 х 40,5 см.
Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). За кулисами цирка. 1950-1960-е гг.
Картон, масло. 44,6 х 31,9 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2018 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Девушка, расчесывающая волосы. 1950-1960-е гг. Картон, масло. 50,5 х 70 см.
Аукционный дом «BonArt», Алматы, Казахстан. Эстимейт $60.000 дол.
С.И. Калмыков (1891-1967). Абстрактная композиция в круге. 1950-1960-е гг. Картон, масло. 49,5 х 63,5 см.
Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Лунная сюита X. 1950-1960-е гг. Бумага, масло. 33,5 х 27,5 г.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г. Лот продан за 80.000 руб.
С.И. Калмыков (1891-1967). Автопортрет.
По самым грубым подсчетам, С.И. Калмыков оставил после себя свыше полутора тысяч работ (рисунки, графика, живопись) и около десяти тысяч страниц рукописей. Сами эти рукописи представляют собою своего рода «самиздат»: сшитые, сброшюрованные и переплетенные книжки, щедро иллюстрированные. Все без исключения тексты исполнены от руки, каждая буква — рисунок, каждая страница заключает в себе законченную композицию. «Альбом Ван Гога и Дега», «Зеленая Книга», «Голубиная Книга», «Фабрика бумов», «Лунный джаз», «Тысяча композиций с атомическими отражателями». Здесь эссе и искусствоведческие сочинения, философские рассуждения и романы.
Его волновало будущее и прошлое, Космос и атом, мир и война. Он писал: «Война с японцами и затем восхищение Японией. Восхищение немцами и затем война с Германией. Колебания происходили не только во мне. И сейчас Россия между -Востоком и Западом - между Европой и Азией, между прошлым и будущим».
С.И. Калмыков (1891-1967). Ипподром. 1948 г. Государственный музей искусств Казахстана
им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). Заседание. Набросок рисунка. 1956 г. Бумага, гуашь, карандаш, сепия.
Возможно, это заседание ХХ съезда КПСС, февраль 1956 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Розовый пейзаж. 1950-е гг. Бумага, смешанная техника, 18,5 х 28 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). В мастерской скульптора. 1950-е гг.
Картон, масло. 33 х 24,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Абстрактная композиция. 4 мая 1951 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Дама в кринолине. 1950-е гг. Холст, масло.
С.И. Калмыков (1891-1967). Портрет. 18 октября 1951 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Абстрактная композиция. 25 мая 1952 г.
Картон, масло. 70 х 46 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Фантастическая повозка. 3 июля 1954 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Композиция «Ночью, в темноте». 1957 г. Картон, масло.
С.И. Калмыков (1891-1967). Автопортрет в золоте. Фрагмент.
С 1920 года С.И. Калмыков - участник выставок (1-я государственная выставка работ оренбургских художников). Экспонировался на 1-й и 4-й государственных выставках картин (1921, 1932), выставках картин Оренбургского филиала АХРР — АХР (1926, 1931) в Оренбурге, общества «Жар-цвет» (1925) в Москве, «Художники Узбекской, Киргизской, Казахской ССР» в Москве и Ленинграде (1941), «40 лет Советского Казахстана» в Алма-Ате (1961) и других. В 1940 г. был принят в члены Союза художников Казахстана. Провел персональные выставки в Алма-Ате (1941, 1943).
Официальная критика не принимала творчества С.И. Калмыкова: «Однако есть на выставке один уголок, вызывающий досадное недоумение. Это уголок работ Калмыкова Сергея. Бездушный схематизм его совершенно не вызывает никаких эмоций и по содержанию представляет собой невероятную путаницу. В его „Трибуне-памятнике“ с одной стороны весьма неудачно стремление создать до наивности величавый памятник трибуну, с другой — полнейшая профанация замысла художника, какие-то нелепые фигуры, одна из которых по развязности похожа на коммивояжёра, нелепо размахивающего огромными пустыми чемоданами. Вершина заключена в сеть каких-то реек. Что эти рейки должны изображать - и самому художнику, вероятно, невдомек. Голый, бездушный формалистический схематизм суть этой картины» («Литературный Казахстан» №10, 1937 г., обзорная статья А. Орлова).
С.И. Калмыков (1891-1967). Кораблик. 13 сентября 1957 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Космос. 1957 г. Картон, смешанная техника. 15 х 23,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Птица счастья. 7 апреля 1959 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Три грации. 3 июня 1959 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Завтрак. 13 ноября 1960 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Серенада. 29 января 1961 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Кавалер Мот на прогулке! 2 февраля 1961 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Портрет Жака Фурро. 13 января 1961 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Фантастический пейзаж. 1961 г. Холст, масло, 76 х 88,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Человек c орденом Мухи! 1961 г.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). На острове Патмос. 1962 г. Картон, масло. 57,5 х 67,5 см.
Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). На острове Патмос. Фрагмент вверху. 1962 г. Картон, масло. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). На острове Патмос. Фрагмент внизу. 1962 г. Картон, масло. Частное собрание.
С.И. Калмыков в Алма-Ате. 1930-е гг.
В диссидентском романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» Калмыков описывался следующим образом: «Положительно только к нему одному из всех известных… художников, поэтов, философов больших и малых, удачливых и нет он мог с таким полным правом отнести пушкинское „Ты царь — живи один“. Калмыков так и жил, так и чувствовал свое первородство». Последняя запись, найденная в его дневнике, как нельзя лучше характеризует его философию и отношение к жизни: «Что мне какой-то там театр? Или цирк? Для меня вся жизнь — театр».
В течение жизни Калмыков не проходил лечения в психиатрических больницах и никогда не имел какого-либо официального психиатрического диагноза (хотя его поведение, особенно в последние годы жизни, выходило за рамки социальных норм). После его смерти (и во многом на основании анализа его творчества) некоторые психиатры (например, Виктор Каган из Санкт-Петербурга) предположили, что Калмыков страдал шизофренией с приступообразным течением.
С.И. Калмыков (1891-1967). Навстречу 50-летию Октября, 1917-1967. Среда, 22 июля 1964 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). На подмостках Вселенной. 1962 г.
Холст дублированный, масло. 79 х 56,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Завтрак в Алма-Ата. 26 января 1963 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Небесная колесница. 1964 г. Картон, масло. 76,5 х 54,5 см.
Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Корифеи из колоды карт. Пятница, 11 сентября 1964 г.
С.И. Калмыков (1891-1967). Альбом «Да, Скифы мы». Дневниковые записи, наброски рисунков. 1966 г.
Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева, Алматы.
С.И. Калмыков (1891-1967). Старик. Рисунок. 1966 г.
С.И. Калмыков (1891-1967)
Старость и смерть
После выхода на пенсию в 1962 году Калмыков постоянно испытывал материальные проблемы, очень плохо питался (по описаниям, будучи вегетарианцем, он ел только хлеб и молоко и месяцами не ел горячей пищи), но тем не менее непрерывно создавал всё новые и новые работы. По одной версии, незадолго до смерти он был помещён в психиатрическую больницу, где вскоре умер от воспаления лёгких на фоне дистрофии. По другой версии он скончался в своей комнате-конуре в полном одиночестве, потому что несколько дней до этого не выходил из дома, что не вызвало обеспокоенности у его знакомых: художник так поступал довольно часто, когда творил.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Сергея Калмыкова
С.И. Калмыков (1891-1967). Водовоз.
С.И. Калмыков (1891-1967). Древняя пытка на колесе.
С.И. Калмыков (1891-1967). Amor (Любовь). Линогравюра. 36,5 х 35,5 см. Частное собрание.
С.И. Калмыков (1891-1967). Бес.
С.И. Калмыков (1891-1967). Девушка с кувшином. 29 февраля.
С.И. Калмыков (1891-1967). Обнаженная. Картон, масло. 30 х 40 см. Аукцион Fischer - Fine Art Auctions,
Хайльбронн, Германия.
С.И. Калмыков (1891-1967). Абстрактная композиция на синем фоне. Холст, масло.
С.И. Калмыков (1891-1967). Дама с лирой. 1920-1929 гг. Картон, масло. 59 х 37,5 см.
Частное собрание.
Леонид Леонтьев (1913-1983). Художник Сергей Иванович Калмыков. 1946 г.
Сергей Иванович Калмыков умер 27 апреля 1967 года в Алма-Ате в возрасте 75 лет.
Похоронен на Центральном кладбище Алма-Аты. Место его захоронения было неизвестно, но благодаря неравнодушным людям, благодаря их заинтересованности, могила обнаружена и приведена в порядок в 2022 году.
В 1967 году после смерти художника в связи с отсутствием наследников, решением специальной комиссии Министерства культуры Казахстана личный архив Сергея Калмыкова был передан на хранение в Центральный государственный архив, а в музей ИЗО им. Кастеева в Алма-Ате на постоянное хранение были взяты более тысячи живописных и графических произведений художника. В 1945 году Калмыков был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
1. Памятная монета Республики Казахстан - «Безымянное» Сергея Калмыкова из серии «Художники-графики Казахстана» - 500 тенге - серебро - реверс, 2008 г. 2. Мемориальная доска в Оренбурге по адресу Ленинская, 5. Надпись: Сергей Калмыков 6 окт. 1891 - 27 апр. 1967.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 404-405, 476.