Константин Николаевич Истомин, 1910 год. Период его обучения в Мюнхене.
Константин Николаевич Истомин (1887–1942) - известный русский советский живописец, художник-авангардист, педагог, член общества «Маковец». Точность и лаконизм композиционных решений, обобщенность форм, изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы - главные особенности живописи Истомина, мастера европейской культурной традиции, создавшего собственный стиль и повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века. Истомин разделил участь многих художников своего поколения, отторгнутых официальной доктриной и забытых зрителем. Память о нем сохранилась лишь благодаря ученикам и близкому кругу друзей и коллег, спасших от уничтожения его художественное наследие. Для широкого круга зрителей имя Истомина открылось в 1961 году после первой персональной выставки в Москве, оказавшей большое влияние на художников и вызвавшая интерес искусствоведов.
Родители Николай Владимирович Истомин, дворянин, подпоручик 67-го резервного пехотного батальона,
мать - Елизавета Ивановна (урожд. Недригайлова). 1900 г.
Константин Николаевич Истомин родился 26 декабря 1986 (7 января по новому стилю) 1887 года в Курске, в дворянской семье Николая Владимировича Истомина, офицера армейской пехоты, подпоручика 67-го резервного пехотного батальона и его супруги Елизаветы Ивановны (урожденной Недригайловой).
На фото его родители — Николай Владимирович Истомин, дворянин, подпоручик 67-го резервного пехотного батальона, мать — Елизавета Ивановна (урожд. Недригайлова).
В Курске он начал ходить в гимназию, однако в 1901 году его отца перевели служить во Владивосток, куда семья переехала к новому месту службы главы семейства. Там, учась в гимназии, Константин увлекся рисованием и стал посещать местную художественную школу. Познакомился с искусством Китая и Японии, при этом особенное впечатление на него произвели красочные гравюры и лубки со своеобразными сюжетами.
К.Н. Истомин (1887-1942). Эскиз натюрморта. 1910-е гг. Бумага, акварель. 30,4 х 33,2 см.
Произведения графики художника до 1985 г. находились на хранении у М.Л. Казениной в Москве.
После этого большинство произведений из собрания семьи Казениных были распределены по музеям СССР.
К.Н. Истомин (1887-1942). Натюрморт. 1918 г. Холст, масло. 65 х 78 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Букет на красном. 1910-е гг. Холст, масло.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.
К.Н. Истомин (1887-1942). Женская фигура в черном (Портрет Екатерины Барковой).
1918 г. Бумага, акварель. 31,5 х 26,6 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). 1. В кафе. Эскиз панно. 1918-1920 гг. Бумага, графитный карандаш, акварель. 25,4х13 см. 2. Карнавал в Венеции. Эскиз панно. 1918-1920 гг. Бумага, графитный карандаш, акварель. 25х13 см.
Оба - Тверская картинная галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). В Эривани. Эскиз композиции. 1920-1921 гг. Бумага, акварель. 9 х 17,2 см.
Галерея «Ковчег», Москва. Эривань – старое название города Ереван до 1936 г.
К.Н. Истомин (1887-1942). У распахнутого окна. Эскиз композиции. 1920-1921 гг.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. 33 х 30,2 см.
Тверская картинная галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). Городской пейзаж (Эривань). Эскиз композиции. 1920-1921 гг.
Бумага, карандаш графитный, акварель, белила. 30,2 х 33,1 см. Тверская картинная галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). Окно. Эскиз композиции. 1920-1921 гг. Бумага, акварель,
графитный карандаш. 19,4 х 16,5 см. Собрание И.А. Чувилина, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Интерьер с кроватью и стульями. 1920-е гг. Бум, гуашь. 40 х 49 см.
Аукционный дом ProAntic, Вена.
К.Н. Истомин (1887-1942). Городской пейзаж. 1920-1921 гг. Бумага, графитный карандаш,
акварель. 33,2 х 30,3 см. Тверская картинная галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). За столом. 1920-е гг. Бумага, акварель. 21 х 15,7 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Женщина в чёрном платье. Эскиз портрета. 1920-1921 гг.
Бумага (бланк), акварель, графитный карандаш. 20 х 17 см.
Собрание С.А. Сафонова, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Вечерний натюрморт с рюмкой. 1920-е гг.
Холст, масло. 106,5 х 95,5 см. Частное собрание.
В 1904 году, незадолго до начала войны с Японией, Истомина-старшего перевели служить в Харьков, где его сын смог окончить гимназию. Не забывал Константин и о своем детском увлечении, продолжая заниматься живописью в частной студии художника Е.Е. Шрейдера, учившегося в Париже, большого поклонника и последователя барбизонцев. Революционные события 1905 года захватили и 18-летнего Константина, который принимал в них активное участие на стороне рабочих, за что был арестован полицией и угодил в тюрьму.
К.Н. Истомин (1887-1942). Натюрморт с вазой и кренделем. (На обороте «За чисткой овощей».
Эскиз 1927 г.). Начало 1920-х гг. Холст, масло. Частное собрание.
К.Н. Истомин (1887-1942). Натюрморт с зеркалом. Первая половина 1920-х гг. Холст, масло.
Галерея «Ковчег», Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Стул. 1922 г. Холст, масло. 53 х 49 см.
Тверская картинная галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). Интерьер. Начало 1920-х гг. Бумага, графитный карандаш,
акварель. 33,4 х 30,5 см. Тверская картинная галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). Городская улица. Начало 1920-х гг. Холст, масло. 88 х 54 см.
Национальный музей изобразительных искусств Киргизии им. Г. Айтиева, Бишкек.
К.Н. Истомин (1887-1942). Крыши. 1922 г. Холст, масло. 52,5 х 47,7 см.
Собрание Татьяны и Сергея Литвиных, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Вид из окна. 1920-е гг. Холст, масло. 52,5 х 48,5 см.
Собрание Инны Баженовой, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Московский пейзаж. 1922 г. Холст на фанере, масло. 64,8 х 47,8 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
К.Н. Истомин (1887-1942). Крыши. Вид из окна мастерской. Этюд. Начало 1920-х гг.
Холст, масло. Галерея «Ковчег», Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Вид из окна. Фрагмент. Начало 1920-х гг. Холст, масло. Галерея «Ковчег», Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Пейзаж с домиком. 1920-е гг. Холст, масло. Галерея «Ковчег», Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Пейзаж с мостом. Конец 1920-х гг.
Холст, масло. 58 х 48,5 см. Галерея Ковчег, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). На поле. Эскиз. Конец 1920-х гг. Бумага, акварель. 25 х 34,6 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Бахчисарай. Конец 1920-х гг. Оргалит, масло, 41,7 х 42 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
В 1906 году после неожиданного освобождения, Истомин не стал более испытывать судьбу и покинул пределы царской России, направившись в Германию. В Мюнхене начал посещать художественную школу-студию известного в Европе венгерского живописца Шимона Холлоши (1857-1918), где познакомился с Владимиром Фаворским (1886-1964), тоже учившимся в это время у Холлоши.
В историю искусства конца XIX - начала XX века Холлоши вообще вошел не только как интересный живописец, но и в еще большей степени как поистине выдающийся педагог. У него учились мастера из Германии, Польши, России, среди которых Мстислав Добужинский (1875-1957), Зиновий Гржебин (1877-1929), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Елена Бебутова (1892-1970), Константин Коровин (1861-1939), Николай Розенфельд (1886-1938). В отличие от Антона Ашбе (1862-1905), руководителя другой знаменитой частной мюнхенской школы-студии, Холлоши учил более рациональному, умозрительному подходу к анализу формы, прежде всего в рисунке головы и фигуры человека с натуры.
К.Н. Истомин (1887-1942). Женский портрет. 1922 г. Холст, масло. 73,7 х 64,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
К.Н. Истомин (1887-1942). Дочь рыбака (Дочь столяра). 1924 г. Холст, масло. 88,8 х 72 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Детский портрет. 1922 г. Холст, масло.
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н. Истомин (1887-1942). Сидящая натурщица в голубом. Конец 1920-х гг. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). 1. Лида. 1929 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 48,3х31,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций. 2. Сидящая обнажённая с поднятыми руками (Лидия). Конец 1920-х – начало 1930-х гг. Собрание Романа Бабичева, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Эскиз композиции. Конец 1920-х – начало 1930-х гг.
Бумага, цветные карандаши. 19,3 х 23,3 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лежащая девочка. 1920-е гг. Бумага, графитный карандаш, акварель.
26,2 х 35 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
К.Н. Истомин (1887-1942). Общество в парке. Эскиз. Начало 1920-х гг. Бумага верже, тушь, перо, кисть,
графитный карандаш. Тверская картинная галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). На берегу. 1920-е гг. Бумага, акварель. 14,6 х 19 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Жатва. 1924 г. Холст, масло. 60 х 87,5 см. Государственная Третьяковская галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). Морской пейзаж. Вторая половина 1920-х гг. Холст, масло. 62 х 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Натюрморт с корзиной. 1924 г. Холст, масло. Галерея «Ковчег», Москва.
Весной 1909 года Истомин вернулся в Россию, а уже летом поступил на искусствоведческое отделение Московского университета, как он впоследствии говорил, скорее желая отсрочить военную службу, чем ради знаний. Но учеба в университете привила ему настоящую культуру, оказала определяющее влияние на его художественные воззрения и позволила в 1912 году совершить увлекательное путешествие по Греции и Италии, где художник познакомился и на всю жизнь увлекся искусством античности и эпохи Возрождения.
К.Н. Истомин (1887-1942). Портрет матери с кошкой на коленях. 1924 г.
Бумага, графитный карандаш, тушь. 53 х 35,5. Частное собрание, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Чаепитие. 1923 г. Холст, масло. 69 х 71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Пряхи. 1923-1924 гг. Холст, масло. 97 x 105 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
К.Н. Истомин (1887-1942). Пряхи. 1924 г. Холст, масло. 48 х 53,3 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
К.Н. Истомин (1887-1942). Эскиз к картине «Пряхи». 1924 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). За чисткой овощей. 1925 г. Холст, масло. 92 х 84 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). За чисткой овощей. Эскиз. 1925 г. Холст, масло.
К.Н. Истомин (1887-1942). Игроки в карты. 1925 г. Холст, масло. 47 х 58 см. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
К.Н. Истомин (1887-1942). Зимний пейзаж (Московский переулок). 1926 г. Холст, масло. 64,5 х 66,4 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Бухта. 1927 г. Холст, масло. 61,5 х 70 см. Киевский национальный музей
русского искусства.
К.Н. Истомин (1887-1942). Весна. Павловская слобода. 1927 г. Холст, масло. 49,5 х 71 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
К.Н. Истомин (1887-1942). Уголок сада. Этюд. 1927 г. Холст на картоне, масло.
31 х 22,5 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н. Истомин (1887-1942). Дерево. 1927 г. Холст на картоне, масло. 36,6 х 26,5 см.
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н. Истомин (1887-1942). Засохшие цветы. 1927 г. Холст, масло. 88 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Константин Истомин - артиллерийский офицер. 1915 г.
В 1913 году Истомин был призван в армию, попал в артиллерию. В ходе Первой мировой войны он командовал артиллерийской батареей, был контужен, лежал в госпитале. В 1917 году его избрали в полковой комитет, но вскоре демобилизовали. Октябрьский переворот и советскую власть принял безоговорочно и сразу, что совсем не удивительно - не мог не принять, атеист, марксист, еще студентом, в 1905-м, побывавший и на баррикадах, и в тюрьме за убеждения. Он переехал в Москву и в 1918 году устроился на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, где занимался оформлением агитпоездов и изготовлением наглядной агитации к первым советским праздникам.
К.Н. Истомин (1887-1942). Мать и дитя. 1927 г. Холст, масло. 80 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Крымский дворик. 1927 г. Холст, масло. 79,5 х 88 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Улица в Нальчике. 1927 г. Холст, масло, 67,8 х 79,3 см.
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н. Истомин (1887-1942). Пейзаж. 1927 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
К.Н. Истомин (1887-1942). Утро в Ласпи. 1927 г. Холст, масло. 72 х 82 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Кавказский аул. 1928 г. Холст, масло. 69 х 80,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Горы. (Кавказский пейзаж). 1928 г. Картон, масло, 73,5 x 81,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Под Кисловодском. 1928 г. Картон, масло. 67 х 80 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
К.Н. Истомин (1887-1942). В горах Карачая. 1928 г. Холст, масло. 68,5 х 80 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
К.Н. Истомин (1887-1942). Сочи зимой. 1927 г. Холст, масло. 75 х 66 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Сочи. Этюд. 1928 г. Холст, масло. 69,5 х 69 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Пригород. Крым. 1928 г. Холст, масло. 70,5 х 53 см.
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н. Истомин (1887-1942). Декоративный пейзаж. 1928-1929 гг. Холст, масло. 78 х 67 см.
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
К.Н. Истомин (1887-1942). Мимозы. 1928 г. Холст, масло. 86,5 х 69,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.А. Фаворский (1886-1964). Портрет К.Н. Истомина. 1918 г. Гравюра на дереве.
17,8 х 11,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
С марта 1919 года находился в рядах Красной Армии, однако, будучи раненым и переболев тифом, был демобилизован. В творческом плане гражданская война принесла художнику только разрозненные заметки, которые легли в основу графической серии к десятилетию Октября «Красная Армия в Донбассе». Остальные батальные рисунки Истомина, к сожалению, пропали. А на основе того, что удалось сберечь, Константин Николаевич выпустил к 1927 году на юбилей событий Октября 1917 года графическую серию «Красная Армия в Донбассе».
К.Н. Истомин (1887-1942). Красная Армия в Донбассе. 1927 г. Холст, масло. 75 x 100 см.
Художественный музей «Арт-Донбасс». Донецк, ДНР.
К.Н. Истомин (1887-1942). Девушка из Карачая (Портрет Софьят Б.). 1928 г.
Холст, масло. 125 х 99,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Эсфирь. 1928 г. Холст, масло. 89 х 80 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Зима (Надя). 1928 г. Картон, масло. 108 х 82,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.На картине изображена
Надежда Михайловна Розенберг-Эльконина (1910-1980), ученица К.Н. Истомина.
К.Н. Истомин (1887-1942). Полуобнаженная. 1928 г. Холст, темпера. 82,5 x 89,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). У окна (В комнате). 1928 г. Холст, масло. 82 х 93,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лежащая натурщица. 1929 г. Холст, масло. 57,2 х 72,4 см.
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лида на диване, лежащая в черном, на фоне ковра. 1929 г.
Собрание Инны Баженовой, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). На террасе. 1928 г. Холст, масло. 68 х 93 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Городские крыши. 1929 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Портрет Лидочки. 1929 г. Картон, масло. 98 x 80 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
У героини картины, Лидии, бывшей танцовщицы варьете, сломавшей позвоночник, — страшная травма. К счастью, не приковавшая еë к постели, но понудившая бросить карьеру и в довершенье отнявшая слух. К Лидии, вынужденной подрабатывать переводами и позированием, но не могшей подолгу стоять, Истомин относился с рыцарским почтением и отцовской нежностью, но она интересовала его лишь как мотив.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лидия у стола. Бумага, гуашь.
К.Н. Истомин (1887-1942). Сёстры (Эскиз к картине «Вузовки»). 1929-1932 гг. Картон, масло, темпера.
69 х 81 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин, работник дипломатической миссии в Армении. 1920-е гг.
В 1920 году Истомин непродолжительное время занимал дипломатическую должность секретаря представительства РСФСР в Армении, но потом его направили в распоряжение Народного комиссариата просвещения для организации художественного рабфака. С 1921 г. и до конца жизни Истомин уже занимался преподавательской деятельностью. В 1920-е гг. Константин Николаевич занимал должность профессора сначала Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС, позже Высший художественно-технический институт – ВХУТЕИН, 1921-1930), а затем, после реорганизации в Московского художественного института имени В.И. Сурикова (1937-1942). ВХУТЕМАС был богат педагогическими талантами, но система в целом в те годы держалась на двух друзьях-однокашниках по мюнхенской школе Шимона Холлоши: Владимир Фаворский учил графике, Константин Истомин - живописи. В период с 1930 по 1939 год Истомин преподавал также в Московском полиграфическом институте.
К.Н. Истомин (1887-1942). Баррикада. Эскиз к картине «Восстание румынских крестьян». 1929-1930 гг.
Холст, масло. 100 х 150 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Несколько лет Истомин писал картину «Восстание румынских крестьян», создал множество эскизов, но так и не окончил свое эпохальное полотно, отдаленно напоминающее «Расстрел повстанцев» Гойи (1814, Прадо). Сам он впоследствии объяснял это «резким поворотом от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету». Похоже, в этом и заключался подлинный дар Истомина - стать певцом камерности, лирической интимности в противовес громкому пафосу хроникера первых пятилеток.
К.Н. Истомин (1887-1942). Восстание румынских крестьян. Эскиз. 1930-е гг. Бумага, акварель, белила.
12,1 х 18,1 см. Частное собрание.
К.Н. Истомин (1887-1942). Восстание румынских крестьян. Эскиз. 1930-е гг.
К.Н. Истомин (1887-1942). Восстание румынских крестьян. Эскиз. 1930-е гг. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Обложка альбома с текстом Мате Залки «Гражданская война в РСФСР». 1930 г.
Бумага, черная акварель, белила. 19,1 х 35,4 см.
Мате Залка (1896-1937) - венгерский писатель и революционер. В 1-ю мировую войну попал в русский плен, вступил в Красную армию и стал активным участником гражданской войны в России 1918-1921 гг. и Гражданской войны в Испании, где и погиб в 1937 г., как генерал Лукич.
К.Н. Истомин (1887-1942). Из альбома с текстом Мате Залки «Заводы вооружаются на защиту Красного Питера».
1930 г. Бумага, акварель. 12 х 18,5 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Из альбома с текстом Мате Залки «Город - укрепленный лагерь». 1930 г.
Бумага, акварель. 12 х 18,5 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Помощь Красной армии пострадавшим от землетрясения в Армении. Эскиз.
Середина 1930-х гг. Картон, масло. 42 х 76 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лидочка. 1930 г. Бумага, гуашь, карандаш. 46 х 37 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Натурщица (В мастерской). 1930 г. Холст, масло. 76 х 60,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Утро. У окна. 1930 г. Холст, масло. 119 x 100 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Натурщица (Этюд к картине «Утро»). 1930 г. Холст, масло. 90 х 79,3 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лежащая натурщица. 1930 г. Холст, масло. 60,5 х 76 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Натурщица перед зеркалом. 1930-1932 гг. Холст, масло. 90,5 х 80 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
К.Н. Истомин, профессор ВХУТЕМАСа. 1920-е гг.
Истомин никогда не был приспособленцем. Его, несмотря на дворянско-офицерское происхождение и откровенное «низкопоклонство перед Западом», не коснулись репрессии и не слишком сильно потрепали кампании по борьбе с формализмом, ему не надо было подлаживаться и унижаться, он и так регулярно ездил в творческие командировки, участвовал во множестве официальных, отчетных и тематических выставок, работал на павильонах ВСХВ, иллюстрировал фурмановского «Чапаева».
Несмотря на приобретение «Вузовок» Третьяковской галереей, именно в период с 1930 по 1933 творчество Истомина подверглось обычной для того времени критике. «Моё художественное прошлое было признано формалистическим, со всеми вытекающими отсюда последствиями», - сообщает в автобиографии художник.
В 1933 Истомин совершил путешествие по Каме, благодаря которому появился большой альбом графических работ.
К.Н. Истомин (1887-1942). У окна. Эскиз. (Интерьер «Вузовок»). Начало 1930-х гг. Холст, масло.
Собрание Инны Баженовой, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Женщина у столика. Начало 1930-х гг. Холст, масло.
Галерея «Ковчег», Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лена с кошкой. Начало 1930-х гг. Холст, масло.
Собрание Инны Баженовой, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лидочка. Бумага, темпера. 48 х 63,5 см. Собрание Татьяны и Сергея Литвиных.
К.Н. Истомин (1887-1942). Обнаженная на фоне зеленой стены. 1930-е гг. Бумага, акварель.
25,8х34,5 (лист); 11х15,8 см. (р.и.)
К.Н. Истомин (1887-1942). Сидящая обнаженная (Лидия). Начало 1930-х гг. Галерея «Ковчег», Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Обнаженная натурщица. Этюд. 1930-е гг. Холст, масло. 99,5 х 89,5 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Сусанна и старцы. Эскиз. 1930-е гг. Бумага, акварель. 18,3 х 27,4 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Натурщица с голубым халатом. 1930-е гг.
Бумага, цветные карандаши. 44,8 х 33,9 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Восход солнца на море. 1930-е гг. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Восход Солнца. 1935 г. Холст, масло. 35,5 х 53,5 см.
Днепропетровский художественный музей, Украина.
К.Н. Истомин (1887-1942). Закат солнца в Еникале. 1936 г. Холст, масло. 59,5 x 79,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). На лодке по проливу в ветер. 1930-е гг. Бумага, акварель, 14 x 23 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Красный трамвай. 1930-е гг. Картон, масло. 28 х 40 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2005 г. Эстимейт GBP 1.500-1.800 фунтов.
К.Н. Истомин (1887-1942). Через дорогу (Переходя улицу). 1930-е гг. Картон, масло. 32 х 50 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2005 г. Эстимейт GBP 1.500-1.800 фунтов.
К.Н. Истомин (1887-1942). Эскиз композиции. 1930-е гг. Бумага, акварель. 21,1 х 21,8 см.
К.Н. Истомин. 1930-е гг.
В 1920-х годах Истомин много экспонировал свои пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины. В эти годы он был уже вполне зрелым художником. Вступив в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и исповедуя принципы соцреализма, он, однако, стремился сочетать традиции искусства передвижников с выразительной пластикой, типичной для европейского искусства. Для себя он избрал стиль живописи эмоций и цвета. Более всего он любил в искусстве старых мастеров, особенно голландцев, и новую французскую живопись, особенно фовистов, Вермеера с девушками у окон и Дерена-Матисса. и уверенно заявлял, что Ван Гог является его Вергилием. В эти годы Константин Николаевич Истомин участвовал на выставках общества «Четыре искусства».
К.Н. Истомин (1887-1942). Читающая женщина. 1931 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лето (художники К.К. Зефиров и Г.М. Каминская). 1931 г.
Холст, масло. 120 х 100 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Перед зеркалом, 1932 г. Картон, масло. 90,5 х 80 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Девушка в голубом. 1932 г.
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Холст, масло. 139,5 х 86,5 см.
К.Н. Истомин (1887-1942). Индустриальный пейзаж. Середина 1930-х гг. Холст, масло.
Собрание Юрия Носова, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Первые домны Керченского завода. 1930-е гг.
Бумага, графитный карандаш, акварель. 35 х 26 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
К.Н. Истомин (1887-1942). Песня. Холст, масло. Конец 1930-х – начало 1940-х гг.
Холст, масло. 100 х 140,5 см. Частное собрание.
К.Н. Истомин (1887-1942). На Каме. 1934 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Берег. Из альбома «На Каме». 1933 г. Бумага, акварель.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Лесистые склоны. Из альбома «На Каме». 1933 г. Бумага, акварель. 17 х 29,6 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Река. Из альбома «На Каме». 1933 г. Частное собрание, Санкт-Петербург.
К.Н. Истомин (1887-1942). Рыбачьи лодки. 1930-е гг. Холст, масло. 61 х 76 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
К.Н. Истомин (1887-1942). Пейзаж с липовыми полями. 1930-е гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
К.Н. Истомин. 1930-1940-е гг.
Одно из своих самых известных полотен - «Вузовки», приобретенное при жизни автора Третьяковской галереей, Константин Истомин создал в 1933 году. Другие заметные картины художника — «Женский портрет» 1922 года и «Утро», законченная им в 1928 году, первая из них находится в Саратовском государственном художественном музее, а вторая — в Русском музее Санкт-Петербурга. Истомин много времени посвящал иллюстрированию книг, ярко проявил себя и в качестве театрального художника, создав эскизы декораций и костюмов к ряду спектаклей; писал теоретические работы и учебные программы.
К.Н. Истомин (1887-1942). ВУЗовки. 1933 г. Холст, масло. 125,5 х 141,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В картине «Вузовки» художник обращается к актуальной для искусства сталинской поры теме молодежи – будущих строителей социализма. Однако решение этого произведения как в живописном отношении, так в содержании, имеет мало общего с плакатным оптимизмом тематической картины тех лет. Здесь просматриваются характерные для Истомина живописные приемы, сложившиеся в ранний период творчества под воздействием фовизма. В скудном, характерном для быта 1930-х годов интерьере, выделяется репродукция автопортрета Ван Гога с отрезанным ухом, что символически говорит о судьбах искусства в сталинскую эпоху. Героини произведения мало похожи на типический образ молодой девушки советской страны, но они похожи друг на друга как сестры-близнецы.
К.Н. Истомин (1887-1942). Весенний вечер. 1936 г. Холст, масло. 49 х 59,5 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
К.Н. Истомин (1887-1942). На Кавказской новостройке. Эскиз панно для Курского вокзала в Москве.
1937 г. Холст, масло. 74,5 х 137 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н. Истомин (1887-1942). На кавказской новостройке. Эскиз панно для Курского вокзала в Москве.
1937 г. Холст, масло. 74,5 х 137 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н. Истомин (1887-1942). Шахтерка метростроя. 1937 г. Холст, масло. 176 х 123 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Н. Истомин (1887-1942). Город Самарканд. 1941-1942 гг. Картон, масло. 35 х 52 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2005 г. Эстимейт GBP 1.500-1.800 фунтов.
Одна из последних фотографий К.Н. Истомина. В эвакуации в Самарканде. 17 сентября 1941 г.
Начало Великой Отечественной войны Константин Николаевич встретил в столице, а уже осенью 1941 г. вместе со всем Московским художественным институтом имени В.И. Сурикова, профессором которого являлся, эвакуировался в Самарканд. Умер Константин Николаевич Истомин 28 августа 1942 года в возрасте 55 лет в Самарканде, где и был похоронен. Могила его не сохранилась.
Первую персональную выставку Константина Николаевича Истомина организовал в Москве в 1961 году его ученик И. В. Савицкий, директор Каракалпакского художественного музея. Вторая выставка состоялась в 1975 году, а в 1985 в Москве был издан альбом репродукций с картин Истомина «Избранные произведения».
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах, Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 385-386, 395-396.
Константин Истомин. Избранные произведения. Альбом. Авторы-составители
И.С. Болотина, А.В, Щербаков. Москва, Издательство «Советский художник», 1985 г.
- 152 стр. 125 цвет. и ч-б. илл. Тираж 16.000 экз.