СТАРЕЙШАЯ РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА, ПОЭТ И ПЕРЕВОЧИК МАГДАЛИНА БРОНИСЛАВОВНА ВЕРИГО (1891-1994)04-10-2023 14:23к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Магдалина Брониславовна Вериго (1891-1994)
Магдалина Брониславовна Вериго (1891-1994), русская и советская художница-авангардистка, поэтесса и переводчик. Женщина, о которой когда-нибудь непременно будет написан роман и снят фильм. Прожившая 103 года Магдалина Брониславовна была дочерью одного из первых профессоров Пермского университета, и ХХ век прошёлся по ней всеми своими шестерёнками. Ей не было и 30, когда она стала вдовой, побывала и эмигранткой, и «классовым врагом». Непонятно, каким чудом удалось ей избежать ГУЛАГа. Живописи она училась в Одесском художественном училище у Ф.Л. Соколовича и в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге у Н.К. Рериха, в парижской Академии Рансон, где преподавали Пьер Боннар, Пюви де Шаванн, Кес ван Донген (1912-1913), затем в студиях И.И. Машкова, К.Ф. Юона (1915–1916) и др. Уже с 1913 года ее работы представлялись на художественных выставках. Но ни в одном из художественных объединений Вериго не состояла. Литературные успехи молодой поэтессы были еще более впечатляющими. В 1912 году Магдалина Вериго стала лауреатом конкурса лирических стихотворений, в жюри которого входили В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, В.В. Вересаев.
Одесское художественное училище. Открыто в 1885 году.
Магдалина Брониславовна Вериго родилась 21 января 1891 года в Санкт-Петербурге (по другим источникам в 1892 году в Одессе) в семье известного физиолога Бронислава Вериго (1860-1925). Однако сама художница в последние годы жизни призналась, что истинное место её рождения Бонн, что по понятным причинам семье приходилось скрывать. Действительно, отец Вериго, один из лучших учеников И.М. Сеченова, в конце 1880-х - начале 1890-х гг. стажировался в Бонне и Лейпциге. В 1894 г. семья переезжает в Одессу, куда молодого учёного приглашает Новороссийский университет (находился в Одессе). Во время революции 1905 г. профессор Вериго был одним из организаторов комиссии по борьбе с погромами, что вызывало особое раздражение монархических организаций Одессы. Убеждения отца разделяла и дочь. Она состояла в стачечном комитете и за участие в действиях против еврейских погромов её исключили из гимназии (1906), а в феврале 1907 г. она оказалась в тюрьме. В тюрьме она начала писать стихи. Вторую одесскую гимназию Вериго окончила экстерном в 1909 г.
М.Б. Вериго (1891-1994). Ваня Гайда. Ученик студии ИЗО. 1920 г.
Бумага, карандаш. 25,7 х 19,2 см. Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Городской пейзаж. Томск. 1920 г.
Бумага, тушь. 36 х 22 см. Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Деревья на берегу. 1920-е гг.
Бумага, акварель, карандаш графитный. 35,3 х 21 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Томск. Улица Почтамтская. 1920 г.
Бумага, акварель. 35,1 х 21,2 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Пейзаж с женщиной у ворот. 1920 г. Бумага, акварель,
графитный карандаш. 27,6 х 26,2 см. Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Дом со двора. 1920 г. Бумага, карандаш, акварель, смешанная техника.
17,5 х 22 см. Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова.
Художественное образование Магдалина Вериго получила в Одесском художественном училище у Фёдора Соколовича, затем поступила в петербургскую школу Общества поощрения художеств, где преподавал Н.К. Рерих. В 1912-1913 гг. посещала Академию Рансона в Париже (1912-1913), где преподавали Пьер Боннар, Пюви де Шаванн, Кес ван Донген отдавая предпочтение занятиям у Феликса Валлоттона. Выбор именно этого учебного заведения был неслучаен и, вероятно, сделан не без влияния Рериха. Молодая художница приехала в Париж, стремясь к диалогу с искусством Поля Гогена и «набидами». Искусство преподававших в Академии художников группы «Наби» оказало значительное влияние на всё её творчество.
М.Б. Вериго (1891-1994). Портрет художника Митрофана Михайловича Берингова
(1889-1937). 1920 г. Бумага, акварель. 36 х 22,5 см. Томский областной художественный музей.
М.М. Берингов (1889-1937). Свадьба слепых. 1929 г. Холст, масло.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
М.Б. Вериго (1891-1994). Холмистый городской пейзаж с двумя фигурами. 1920 г. Бумага, акварель.
17,1 х 25,5 см. Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Томские впечатления. 1920-1921 гг. Бумага, акварель, карандаш, смешанная техника.
20,5 х 24,5 см. Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова.
М.Б. Вериго (1891-1994). Эскиз лубка «На проклятой барахолке». 1920 г. Бумага, акварель, карандаш.
44,4 х 35,5 см. Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Крыльцо. 1920-1921 гг. Бумага, акварель, карандаш,
смешанная техника. 24,7 х 18,3 см. Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова.
С ранних лет равное внимание Магдалина Вериго уделяла как живописи, так и поэзии.
В 1912 году в Париже был издан сборник её стихов «Каменья и металлы». С этого времени поэтические произведения Вериго публиковались в журналах и альманахах. Литературные успехи молодой поэтессы были еще более впечатляющими. В 1912 году Магдалина Вериго стала лауреатом конкурса лирических стихотворений, в жюри которого входили В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, В.В. Вересаев. Согласно автобиографическим данным, участие в выставках принимала с 1913 г., после возвращения в Россию. В 1915 году Вериго занималась в Студии живописи и рисунка И.И. Машкова и К.Ф. Юона в Москве.
Стихотворение «Святой Георгий» Магдалины Вериго в газете 1915 года.
М.Б. Вериго (1891-1994). Томский пейзаж. 1920 г. Бумага, акварель, тушь.
22,4 х 25,5 см. Новосибирский государственный художественный музей
М.Б. Вериго (1891-1994). Эскиз «Пролетарский клуб». 1920 г. Бумага, акварель. 20 х 78 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Театральная декорация. 1920-1921 гг. Бумага, акварель. 21 х 29 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Томские впечатления. 1920-1921 гг. Бумага, акварель, карандаш, смешанная техника.
24 х 36,8 см. (лист); 21 х 32,5 см. (р.и.).Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова.
М.Б. Вериго (1891-1994). Луг. 1921 г. Картон, масло. 26 х 33 см. Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Полдень в лесу. 1920-е гг. Холст, масло. 69,5 х 58 см.
Пермская государственная художественная галерея.
М.Б. Вериго (1891-1994). Дерево. 1920-е гг. Холст, масло. 105,5 х 92,5 см.
Пермская государственная художественная галерея.
9 марта 1919 года вышел в свет первый номер колчаковского журнала
«Русское приволье»
В 1914 году отца художницы за прогрессивные взгляды отстранили от работы в Одессе. В 1917 г. он возглавил кафедру физиологии во вновь организованном Пермском университете. В конце 1917 года Вериго вместе с мужем, писателем Феликсом Чудновским, оказалась в Перми. В Перми Магдалина Брониславовна служила в университетском кабинете древностей, а ее муж Феликс Петрович вел там же драматические курсы. В 1917-1919 гг. Вериго преподавала в Пермских высших художественно-промышленных мастерских, преобразованных в 1921 г. в Художественный техникум. В этот период её произведения печатались в изданиях администрации А.В. Колчака (1918–1919), в газетах «Народная свобода», «Освобождение России», журнале «Русское приволье». Это обстоятельство, несомненно, помешало поэтессе издаваться в советское время, и вообще оно круто повлияло на ее судьбу.
Магдалина Вериго «Непрожитые дни»
Какою тяжестью ложатся нам на плечи
Все эти темные, непрожитые дни!
О, ни одним лучом сознанья не отмечен
Их длинный ряд, влачащийся в тени.
О, эти дни! Что в них мы вспомнить сможем?
В них ни единой нет для памяти черты.
Они прошли, души не потревожив,
И ни о чем не разбудив мечты.
Они восстать не смогут из забвенья,
Нам никогда не вспомнятся они.
Но сердце навсегда нам омрачили тенью
Непрожитые дни.
1917 г.
М.Б. Вериго (1891-1994). Красноармейцы. 1920 г. Картон, масло. 69 х 46 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Портрет мужчины в косоворотке. 1921 г.
Бумага, графитный карандаш. 26,7 х 19,4 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Портрет И.С. Аввакумова (ученика студии И.Я. Хазова).
1921 г. Картон, масло. 78 х 72 см. Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Амбары над рекой Ушайкой. 1921 г. Картон, масло. 57 х 49 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Городской пейзаж с лодками, плывущими по реке. 1920-е гг.
Бумага, акварель, графитный карандаш. 24,5 х 22,4 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Женщина, лежащая на коричневой скамье. 1921 г. Бумага, карандаш цветной,
акварель, тушь коричневая. 17,9 х 22,6 см. Новосибирский государственный художественный музей.
Магдалина Вериго и Феликс Чудновский.
В ее мемуарной книге есть такие стихи:
«Столица снега. Город мора.
На первый лист заглавным словом
Я ставлю Смерть.
Перед порогом Жизни Новой –
С косою Смерть».
1919 г.
В Томске в 1919 г. от испанки умер её первый муж Ф.П. Чудновский, подающий надежды молодой писатель. В 1919-1921 гг. Вериго возглавляла секцию ИЗО Томского отдела Наробраза. Несмотря на тесное сотрудничество в Томске с футуристами, Вериго не считала себя принадлежащей ни к одному из направлений в русском футуризме. Показывая картины, она называла себя футуристом, авангардистом, модернистом:
«Это русский модерн, русский авангард, понимаете? Но советская власть называла нас формалистами. Я художник, а не художница. Художница – звучит по-женски, ущербно и обидно. Художник звучит гордо и уверенно! Ахматова говорила - Я поэт! А я говорю – Я художник!»
Ссылаясь на свидетельство А.Н. Тихомирова, с которым Вериго поддерживала отношения в течение долгих лет, А.В. Крусанов в своей книге «Русский авангард» пишет: «Некоторые обозреватели склонны были впоследствии характеризовать период 1920-1921 годов в художественной жизни Томска как «диктатуру левых течений». В то же время под руководством Е. Машкевича в Томске «работала небольшая группа молодых футуристов. Самому активному из них, Оскару Янкусу из Риги, было 17 лет. Эта группа молодых людей много и тяжеловесно теоретизировала, писала абстрактные и полуабстрактные этюды, желая выразить в живописных формах понятие динамики».
М.Б. Вериго (1891-1994). Портрет Оскара Янкуса. 1920 г. Бумага, акварель,
карандаши цветные, карандаш графитный. 22,9 х 18,1 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
Оскар Фрицевич Янкус (1905-1937) – латвийский начинающий художник-футурист. Арестован 19 ноября 1936 г. как участник антисоветской троцкистской террористической организации. Решением ВКВС от 3 августа 1937 г. приговорен к высшей мене наказания. Расстрелян 3 августа 1937 г. Прах захоронен на территории Донского монастыря г. Москвы. Реабилитирован 23 января 1964 г.
Оскар Янкус (1905-1937). Голова. 1920-е гг. Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Славянский базар. 1920 г. Картон, масло. 53,5 х 68 см. (рама).
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Славянский базар. 1920 г. Картон, масло. 53,5 х 68 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Славянский базар. Вариант. 1920 г. Картон, масло. 53 х 69 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Улица города. 1920 г. Картон, масло. 55 х 50 см.
Томский областной художественный музей.
Первая выставка томских художников всех направлений (12-25 апреля 1920) была устроена секцией художников при профсоюзе работников искусств» (А.Крусанов. «Русский авангард», Т.2. Кн.2, с.395-396). Выставку, на которой были представлены едва ли не все существующие на тот момент направления - от академизма до футуризма, - за две недели посетили почти десять тысяч человек. Во время её работы был устроен «вечер докладов, на котором выступали т. Вериго, проф. Денике, т. Лямин и др., и диспут по вопросам искусства». В этот период пластика работ Вериго была близка неопримитивистской эстетике; художницу интересовало новое звучание иконы и фрески. В Томске была создана одна из программных её работ - «Мальчики на траве» (ЮниКредит Банк, Москва).
М.Б. Вериго (1891-1994). Мальчики на траве. Томск. 1921 г. Холст, масло. 66 х 81 см.
Собрание ЮниКредит Банка, Москва.
М.Б. Вериго (1891-1994). Рабочий, крестьянин и красноармеец. Эскиз панно. Конец 1920-х – нач.1930-х гг.
Бумага, акварель. 17,2 х 19,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
М.Б. Вериго (1891-1994). Женщина, сидящая под зонтом с ребенком на городской улице.
1923 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 22,5 х 18,1 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Пейзаж. Кудымкор (Тюменская область). 1923 г. Бумага, акварель. 18 х 22,2 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Пейзаж. Кудымкор (Тюменская область). Эскиз. 1923 г. Бумага, тушь. 18 х 22 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Городской пейзаж. Пермь. 1922 г. Картон, тушь. 23 х 24 см.
Томский областной художественный музей.
Магдалина Брониславовна и второй муж Борис Владимирович Властов.
В 1921-1925 гг. Магдалина Вериго вернулась к преподавательской деятельности в Перми. В 1926 году переехала в Москву… Её второй муж Б.В. Властов был одноклассником философа А.Ф. Лосева по Новочеркасской гимназии, и в Москве начиная с 1920-х гг. они поддерживали близкие отношения с учёным, который «сохранил дружбу в течение всей жизни только с братьями Позднеевыми и Б.В. Властовым, будущим профессором, биологом, с 20-х годов поселившимся в Москве на Пречистенке, непременным гостем вместе с женой на наших встречах под Новый год» (А.А.Тахо-Годи. Лосев. М., 2007).
Магдалина Вериго «Петухов монотонное пение»
«Петухов монотонное пение
В этот пасмурный, тусклый день;
Монотонно ветвей движенье,
И они не бросают тень.
Над давно отцветшей сиренью
Мотыльки пролетают, как сны,
Все окутано бледною ленью
И не помнит умершей весны»
1917 г.
М.Б. Вериго (1891-1994). Портрет Б.В. Властова. 1922-1923 гг. Холст, масло. 74,5 х 71,5 см.
Пермская государственная художественная галерея.
М.Б. Вериго (1891-1994). Кумысники. 1925 г. Холст, масло. 96 х 84 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Дорога среди папоротников. 1928 г. Холст, масло. 88 х 88 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Полдень. 1930 г. Частное собрание.
В 1920-1930-е годы художница много занималась живописью, но в выставках участия не принимала. В этот период стиль её работ меняется в сторону магической реальности. В конце 1920-х и на протяжении 1930-х гг. Вериго создаёт цикл, который называет «Лесные гимны». Это серия пейзажей, где лес осознаётся как символ древней культуры, как альтернатива культуре новой - по мнению художницы, поверхностной и разрушительной. Ей она противопоставляет пространство природы, которое становится храмом, наполненным смыслом языческого единения человека с ми-
ром, где продолжают жить древние духи и звучать древние мелодии. Работы цикла объединяет стройная мелодика и акцентированная архитектоника.
М.Б. Вериго (1891-1994). Дорога, спускающаяся с холма, с телеграфными проводами. 1920-е гг.
Бумага, графитный карандаш. 18,6 х 22,2 см. Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Пейзаж с красными домами. 1930-е гг.
М.Б. Вериго (1891-1994). Лесной пейзаж с группами отдыхающих людей.
Бумага, акварель. 25,2 х 18 см. Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Лес в сиреневых тонах. Бумага, акварель, тушь черная.
26,8 х 19,8 см. Новосибирский государственный художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Сельский пейзаж с высокими деревьями и телеграфным столбом.
Бумага, акварель черная. 35,7 х 22,8 см. Новосибирский государственный художественный музей.
В 1940-1950-х годы Магдалина Вериго создала цикл произведений «Vita Nuova». Эти работы отличают экспрессивность и драматизм изображений изрытой строительными котлованами земли, искалеченной и обезображенной природы. Материалом для работ послужили наблюдения за масштабным строительством, развёрнутым в Москве на территории, прилегающей к Воробьёвым горам. В это время контакты художницы с профессиональной средой и коллегами были предельно ограничены. Единственным художником, с которым она обсуждала вопросы творчества, был Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968).
М.Б. Вериго (1891-1994). Цветущие яблони. 1935 г. Холст, масло. 55,5 х 67,5 см.
Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Пейзаж. 1930-е гг.
М.Б. Вериго (1891-1994). Овин. 1937 г. Холст, масло. 124 х 140 см. Томский областной художественный музей.
М.Б. Вериго (1891-1994). Крестьянский дворик. 1937-1938 гг. Холст, масло.
102 х 78 см. Пермская государственная художественная галерея.
М.Б. Вериго (1891-1994). Женщина с ребенком. 1942 г. Холст, масло. 70 х 67 см.
Томский областной художественный музей.
«Борьба окончена, и решена судьба
На многие года. Но полная луна
Глядит в окно ночами
И хочет память повторить стихами
Неповторимое…»
(Магдалина Вериго)
Лишь в 1991 году Магдалина Вериго стала участницей своей первой коллективной выставки «Московские художники. 20-30-е годы» в Центральном доме художников на Крымском валу. В это время художница уже не могла видеть свои работы, она почти полностью ослепла. Вериго написала воспоминания об А.А. Блоке и искусствоведческое исследование о латвийском скульпторе Карлисе Зале (1888-1942). Перевела поэму Джона Мильтона «Потерянный Рай» на русский язык.
Магдалина Брониславовна Вериго умерла в 1994 году в Москве в возрасте 103 лет.
Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Сборник стихотворений русских поэтов о Коктебеле «Киммерийская Сивилла». Москва, Издательство «Педагогика», 1991. 320 стр. В этот сборник включены стихи Магдалины Вериго наряду со стихотворениями М. Волошина, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Марии Петровых и др.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 152-153, 177.