ХУДОЖНИК ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО / CIMA DA CONEGLIANO (1459-1518), ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ I02-10-2023 20:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Полиптих Святого Иоанна Крестителя. 1504-1507 гг.
Церковь Святого Иоанна Крестителя, Сан Фиор, Италия.
Джованни Баттиста Чима да Конельяно (ок.1459 - ок.1517/1518). Настоящее имя - Джованни Батиста Чима. Имя Конельяно художник получил по названию небольшого городка в окрестностях Венеции, в котором родился. Художник работал в основном в Венеции, которая в период Ренессанса была настолько богата талантливыми живописцами, что Конельяно на первый взгляд может показаться второстепенным художником по сравнению с Тицианом, Веронезе или Тинторетто. Тем не менее, он является одним из самых интересных венецианских мастеров, обладавшим потрясающим чувством перспективы и цвета. Работал в жанрах религиозного портрета, евангельских историй и античных сюжетов. Его произведения отличаются благородством композиции и мягкостью красок. В период примерно с 1490 по 1510 год он считался одним из наиболее значительных венецианских художников своего времени.
Дом в Конельяно, где родился Чима да Конельяно и где сейчас его музей.
О Чиме да Конельяно сохранилось мало документальной информации, а Джорджо Вазари в своём многотомном труде, посвящённом итальянским живописцам и скульпторам, написал о нём всего один абзац. На протяжении столетий художник фигурировал просто как «ученик и имитатор Беллини», оставленное им художественное наследие страдало от недостатка внимания и непонимания истинной роли его творчества в художественном процессе конца XV — нач. XVI века. Во второй половине XIX века с изысканиями Кавальказелле (1871) и Боттеона (1893) ситуация начала меняться. Был составлен первый каталог произведений художника, правда, слишком обширный, и в дальнейшем в значительной степени скорректированный. Работы Буркхардта, Бернсона, Вентури, Лонги, Колетти и других исследователей XX века постепенно раскрыли масштабы его творчества, и художник занял надлежащее место среди своих великих современников, в одном ряду с Джованни Беллини и Витторе Карпаччо.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Полиптих из Олеры. 1486-1488 гг.
Церковь Святого Бартоломео, Олера, Италия.
С именем Чимы да Конельяно связывают четыре полностью сохранившихся полиптиха и два триптиха. «Полиптих из Олеры». Был создан в 1486-1488 годах для приходской церкви Сан Бартоломео в городке Олера, пров. Бергамо. Полиптих посвящён апостолу Варфоломею, покровителю прихода, поэтому в центре композиции находится скульптура, изображающая этого святого. Чима да Конельяно написал 9 картин, окружающих скульптуру: вверху — Мадонну с младенцем; в среднем регистре - Святых Екатерину Александрийскую, Иеронима, Франциска Ассизского и Лючию. В нижнем регистре Святых Себастьяна, апостола Петра, Иоанна Крестителя и Роха.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Христос на кресте с Богородицей и Иоанном Богословом. 1488-1493 гг.
Дерево, масло. 82,5 х115,2 см. Институт изящных искусств Барбера, Бирмингем, Англия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем на троне с предстоящими
Святыми Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной, Рохом и дарителями.
1487-1488 Дерево, масло. 301 х 211 см. Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем на троне со Святыми
Иаковом и Иеронимом. Алтарная картина из церкви Святого Варфоломея в Виченце.
1489 г. Дерево, масло. 214 х 179 см. Городская картинная галерея, Виченца, Италия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Иоанн Креститель со Святыми Петром,
Марком, Иеронимом и Павлом. 1491-1492 гг. Дерево, масло. 305 х 205 см.
Церковь Мадонна-дель-Орто, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Алтарный образ Богородица с младенцем
и святыми. 1493 г. Дерево, масло. Дом-музей Чимы де Конельяно, Конельяно.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святые Лючия, Мария Магдалина и Екатерина
Александрийская. Около 1490 г. Дерево, масло. 140,5 х 121 см. Берлинская картинная галерея
(Gemäldegalerie. Staatliche Museen zu Berlin).
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Пьета. Христос в благочестии при поддержке Мадонны, Никодима и
Святого Иоанна Богослова с Марией Магдалиной. 1490 г. Дерево, масло. 500 х 250 см. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном и Франциском Ассизским.
1485-1490 гг. Дерево, масло. 64 х 91,4 х 1,5 см. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, Германия.
Так называемые «Святые собеседования». Эти картины, на которых изображалась Мадонна с младенцем в окружении святых-покровителей, своим молчаливым видом подчеркивающих атмосферу сакрального таинства, обычно писались для домов богатых горожан. Традиция такого типа картин шла от Доменико Венециано и Бартоломео Виварини, но была развита Джованни Беллини и Чимой да Конельяно.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем и Святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем.
1492-1495 гг. Дерево, масло. 104 х 146 см. Национальная галерея, Вашингтон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Христос-Искупитель с чашей в пейзаже.
1490-е гг. Дерево, масло. 18 х 13,5 см. Пинакотека Маласпина, Павия, Италия.
Чи́ма да Конелья́но (Чима из Конельяно, итал. Cima da Conegliano, собственно, Джованни Батиста Чима, итал. Giovanni Batista Cima) родился в Конельяно в семье успешного мастерового, и ничто не предвещало, что он станет выдающимся живописцем. Его отец был (швейным мастером) стригальщиком тканей (итал. сimatore — отсюда происходит прозвище художника - Чима,). Точная дата рождения Чимы да Конельяео неизвестна. По всей вероятности, он родился в 1459 или 1460 году. Достаток его семьи, вероятно, позволил Чиме получить хорошее образование, однако неизвестно у кого он обучался азам живописного мастерства. Первое его произведение, на котором есть дата — алтарная картина из церкви св. Варфоломея в Виченце (1489). Ряд исследователей видит в ней влияние Бартоломео Монтаньи, и это послужило основанием для предположения, что Чима начинал в его мастерской. С другой стороны в его ранних работах очевидно влияние Альвизе Виварини и Антонелло да Мессины, поэтому вопрос о его учителе остаётся открытым. Современные исследователи считают, что настоящей школой для него стало частое посещение мастерских Джованни Беллини и Альвизе Виварини, и участие в их работе.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Благовещение. 1495 г. Холст, масло. 136,5 х 107 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В творчестве Чима да Конельяно преобладают спокойные созерцательные композиции, выдержанные в золотистом колорите и написанные в манере, близкой Джованни Беллини. Из-за этого сходства, а также за простоту образов, художника иногда называли «Беллини бедняков». К его самым известным работам относятся «Крещение Христа» (1494), и особенно «Благовещение» (1495), где действие происходит в комнате итальянского дома, а за окнами открывается современный художнику городской пейзаж. Лиричность и мягкие нюансы света и цвета сочетаются в этой картине с пристальным интересом к отдельным деталям, таким, как муха, ползущая по бумаге.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Коронование Богородицы. 1490 г. Холст, масло.
Базилика Святых Иоанна и Павла, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мария с Младенцем и донатором. 1493 г. Дерево, масло. 68,5 х 92,3 см.
Берлинская картинная галерея.
Дона́тор - в искусстве (преимущественно средневековом и ренессансном) заказчик произведений
изобразительного искусства или архитектурного сооружения.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Крещение Христа. 1493-1494 гг.
Дерево, масло. 350 х 210 см. Церковь Сан-Джованни-ин-Брагора, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем на троне с двумя
Святыми мученицами. 1495 г. Дерево, масло. 59,7 х 43,8 см.
Художественный музей Брукс, Мемфис, штат Теннесси, США.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем, Святой Урсулой и Святым Франциском Ассизским.
1495 г. Дерево, масло. 71,5 х 102,5 см. Художественный музей Нивагаард, Нива, Дания.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем и Святыми Иеронимом и Марией Магдалиной.
1495 г. Дерево, масло. 79,6 х 122,9 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святую Марию Магдалину несут ангелы. 1495 г.
Холст на дереве, масло. 96 х 126 см. Берлинская картинная галерея.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Кающийся Святой Иероним в пустыне. 1495 г.
Дерево, масло. 70 х 99 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Иероним. 1495 г. Дерево, масло. 37 х 30 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святая Елена. 1495 г. Дерево, масло. 40,2 х 32,2 см.
Национальная галерея, Вашингтон.
Начав с уроков, почерпнутых в картинах Антонелло да Мессины и Джованни Беллини, Чима да Конельяно создал индивидуальный стиль, получивший в его время такую широкую известность, что Альбрехт Дюрер счёл необходимым посетить мастера во время своей поездки в Венецию. Искусство Чимы в большой мере сказалось на творчестве художников следующего поколения - Лоренцо Лотто, Себастьяно дель Пьомбо и Тициана, которые находили в его композициях источник для вдохновения. Отзвуки живописи Чимы обнаруживаются и у Джорджоне, несмотря на то, что сегодня уже не считают, что тот был его учеником, как полагали ранее. Исторически, Чима да Конельяно был важной точкой пересечения и взаимодействия идей разных поколений художников, составивших «золотой век» венецианской живописи.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). 1. Пьета. 1490-е гг. Дерево, темпера, масло. 53,5 х 38,5 см. Национальный музей, Варшава. 2. Мертвый Христос. 1499-1501 гг. Дерево, масло. 26,9 х 16,7 см. Фонд музеев Бирмингема, Англия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Введение Марии во храм. 1496-1497 гг. Дерево (тополь), масло.
105 х 145 см. Дрезденская картинная галерея.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Введение Марии во храм. Фрагмент. 1496-1497 гг.
Дерево (тополь), масло. Дрезденская картинная галерея.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святое собеседование или отдых на пути в Египет. 1496-1498 гг.
Дерево, темпера, масло. 53,9 х 71,6 см. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мария на троне с Младенцем и Святые Петр,
Ромуальд, Бенедикт и Павел. 1495-1497 гг. Дерево (тополь), масло. 206 х 135 см.
Берлинская картинная галерея.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна под апельсиновым деревом. 1496-1498 гг.
Дерево, масло. 212 х 139 см. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна под апельсиновым деревом. Фрагмент.
1496-1498 гг. Дерево, масло. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем на троне со Святыми
Екатериной Александрийской, Георгием, Николаем Бари, Антонием Аббатом, Себастьяном
и Лючией. 1497-1501 Дерево, масло. 414 х 209 см. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Исцеление сапожника Аниана апостолом Марком.
1498 г. Дерево (тополь), масло. 172 х 135 см. Берлинская картинная галерея.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем и Святыми.
1498-1500 гг. Дерево, масло. 209 х 125 см. Национальная галерея Пармы, Италия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем, архангелом Михаилом
и Святым Андреем. 1498-1500 гг. Дерево, темпера. 194 х 134 см. Национальная галерея Пармы.
В современном каталоге Чимы да Конельяно содержится более 150 произведений. Часть из них имеет подпись автора и дату создания, часть приписана на основании сохранившихся свидетельств и архивных документов, часть атрибутирована на основании сравнительного анализа. Это достаточно обширное художественное наследие можно поделить на тематические разделы, поскольку религиозные сюжеты в XV—XVI веках были по большей части стандартными, и автор возвращался к какой-либо теме или типу картины неоднократно.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Полиптих из Мильонико. 1499 г. Церковь Санта Мария
Маджоре, также известная как церковь Сан-Франческо. г. Мильонико, провинция Матера, Италия.
«Полиптих из Мильонико» был создан в 1499 году, однако, занял своё место в церкви Санта Мария Маджоре в Мильонико, небольшом городке в провинции Матера, лишь в 1598 году, когда его приобрёл местный протоирей дон Маркантонио Маццоне. Полиптих состоит из 18 панелей. Центральная панель - Мадонна с Младенцем. В верхнем регистре: «Муж скорбей» и «Благовещение». В среднем регистре: Св. Клара, Св. Людовик Тулузский, Св. Бернардин и Св. Екатерина Александрийская. В нижнем регистре: Св. Франциск, Св. Иероним, апостол Пётр и Св. Антоний Падуанский. На картинах пределлы изображены францисканские Святые-мученики, погибшие от руки сарацинов.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). 1. Святой Марк. 1500 г. Дерево, масло. 103,2 x 40,6 см. Национальная галерея, Лондон. 2. Святая Юстина. 1500-1502 гг. Дерево, темпера. 76 х 89 см. Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). 1. Святой Григорий. 1500-1502 гг. Дерево, темпера. 76 х 20 см.
2. Святой Августин. 1500-1502 гг. Дерево, темпера. 76 х 20 см. Оба - Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). 1. Святой Себастьян. 1502 г. Дерево, масло. 116,5 х 47 см. Музей изобразительного искусства Страсбурга, Франция. 2. Святой Себастьян. Фрагмент полиптиха. 1500 г. Дерево, масло. 103,2 х 40,6 см. Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Благовещение Богородицы. 1500-1505 гг. Дерево, масло. 63,5 х 90,8 см.
Институт искусств Детройта, штат Мичиган, США.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Иероним. 1500-1505 гг.
Дерево, масло. 48 х 40 см. Национальная галерея, Вашингтон. Коллекция Г. Кресса.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Голова Святого Стефана. 1500-1510 гг. Холст, масло.
Переведено с дерева. 32,4 х 27,6 см. Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святая Екатерина Александрийская. 1500-1510 гг.
Дерево, темпера. 25 х 18,3 см. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Полагают, что в Венецию художник приехал и создал свою первую мастерскую уже в 1486 году (документы свидетельствуют, что в 1492 году он там фигурирует уже как резидент), но жил в Венеции не постоянно, часто уезжая либо к себе на родину в Конельяно, либо в иные места для исполнения заказов. В Конельяно он жил едва ли не каждое лето - именно летние пейзажи его родных мест украшают большинство произведений Чимы на религиозные темы. После того, как Чима написал алтарную картину для ц. Сан Бартоломео в Виченце (1489, Виченца, Городской музей), он получил признание, как единственный художник Венеции равный Джованни Беллини.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем с Николаем
из Толентино. 1500 г. Дерево, масло. 72,1 х 111,1 см, Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Богоматерь со Святыми Иеронимом и Екатериной Александрийской.
1500-1517 гг. Дерево, масло. 50 х 88 см. Галерея Джорджо Франкетти в Ка-д’Оро, Венеция.
Джорджио Франкетти (1865-1922), барон, меценат и коллекционер итальянского искусства. Покончил жизнь
самоубийством в 1922 г. Его коллекция искусства хранится в галерее «Золотой дом» (Ка-д’Оро) в Венеции.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Богоматерь со Святыми Иеронимом
и Екатериной Александрийской. Фрагмент. 1500-1517 гг. Дерево, масло.
Галерея Джорджо Франкетти в Ка-д’Оро, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святые Лука, Богородица, Иоанн Креститель
и Марк. Фрагмент полиптиха. 1500-1510 гг. Дерево, темпера. 30 х 25 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святые Клара, Иероним, Николай и Урсула.
Фрагмент полиптиха. 1500-1510 гг. Дерево, темпера. 30 х 25 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). 1. Святая Елена и Святой Константин у Креста. 1501-1503 г. Церковь Сан-Джованни-ин-Брагора, Венеция. 2. Святая Екатерина Александрийская. 1502 г. Дерево, масло. 152,2 х 77,8 см. Собрание Уоллеса, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Неверие Святого Фомы. 1502-1504 гг. ДВП, масло,
переведено с дерева (тополь). 294 x 199,4 см. (рама). Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Неверие Святого Фомы. Фрагмент (1). 1502-1504 гг.
ДВП, масло, переведено с дерева (тополь). Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Неверие Святого Фомы. Фрагмент (2). 1502-1504 гг.
ДВП, масло, переведено с дерева (тополь). Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Неверие Святого Фомы. Фрагмент (3). 1502-1504 гг.
ДВП, масло, переведено с дерева (тополь). Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Неверие Святого Фомы. Фрагмент (4).
1502-1504 гг. ДВП, масло, переведено с дерева (тополь). Национальная галерея,
Лондон.
В 1490-х годах слава Чимы де Конельяно выходит за пределы собственно Венеции, и распространяется на всей территории, принадлежащей Венецианской Республике. В 1495-1497 годах он получает заказ от Альберто Пио да Карпи («Оплакивание», Галерея Эстенсе, Модена), а для церквей Пармы в разное время он написал три больших алтарных картины: для францисканской церкви Благовещения («Мадонна с младенцем и святыми Михаилом и апостолом Андреем» 1498-1500, Ныне в Национальной Пинакотеке, Парма), для капеллы Монтини в кафедральном соборе («Мадонна с младенцем на троне со святыми Иоанном Крестителем, Косьмой, Дамианом, Екатериной и Павлом», 1506-1508, ныне в Национальной галерее, Парма), и для церкви Сан Квинтино («Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной», ок. 1512, ныне в Лувре, Париж).
Церковь Святого Иоанна Крестителя, Сан-Фиор, Италия. Городок Сан-Фиор расположен в 50 км от Венеции
и в XV-XVI вв. входил в Венецианскую Республику.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Полиптих Святого Иоанна Крестителя. 1504-1507 гг. Дерево, темпера.
Церковь Святого Иоанна Крестителя, Сан Фиор, Италия.
«Полиптих Иоанна Крестителя» был заказан общиной Сан Фиор для церкви Сан Джованни Баттиста в начале XVI века и исполнен Чимой, предположительно, в 1504—1509 годах. Состоит из 8 панелей. В центре — Иоанн Креститель. В верхнем регистре: «Святые Пётр и Лаврентий», «Святые Вендемиалий и Флорентий». В нижнем регистре: «Святые Варфоломей и Урбан», «Святые Власий Севастийский и Иустина Падуанская». На картинах пределы изображены три сюжета из жития Иоанна Крестителя: «Проповедь Иоанна Крестителя», «Подношение Саломее главы Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Христос среди врачей. 1504 г. Дерево, темпера. 54,5 х 87 см.
Национальный музей, Варшава.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем со Святыми Иоанном Крестителем и Павлом.
1504-1517 гг. Дерево, масло. 82 х 122 см. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518), мастерская. Триптих. Святой Сиприен, Святая Жюстина
и Святой Корнелий Папа Римский. 1500-1505 гг. Дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Оплакивание Христа. 1502-1505 гг.
Дерево, масло. 136 х 109 см. Галерея Эстенсе, Модена, Италия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Оплакивание Христа.
Фрагмент. 1502-1505 гг. Дерево, масло. Галерея Эстенсе, Модена.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Неверие Фомы с епископом Маньо.
1503-1505 гг. Дерево, масло. 210 х 141 см. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Христос на троне (Спаситель). 1505 г.
Дерево, темпера, позолота. 20 х 15 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Достигнутый им творческий и коммерческий успех обеспечивал финансовые возможности, достаточные для того, чтобы снимать в Венеции дорогой «коттедж», стоимостью 20 золотых дукатов в год, и содержать обширную семью. После того, как умерла его первая жена Корона, оставившая художнику двоих сыновей — Пьетро и Рикардо, Чима женился вторично на Марии, которая была значительно моложе его (она пережила своего мужа на несколько десятков лет). Вторая жена подарила мастеру шестерых детей.
Арендованный художником дом находился во дворе официальной резиденции семейства Пископия Корнаро, неподалёку от ц. Св. Луки. Св. Лука считается покровителем живописцев; венецианская гильдия художников была приписана именно к этой церкви. Став членом гильдии Чима да Конельяно сыграл заметную роль в её делах, изменив в 1511 году слишком жёсткие правила, предписанные её художникам.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). 1. Христос. 1505-1506 гг. Благословляющий Дерево, масло. 151 х 77 см. Дрезденская картинная галерея. 2. Святой Рох. Фрагмент алтаря. 1503-1504 гг. Дерево, масло. 116,5 х 47 см. Музей изобразительного искусства Страсбурга, Франция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Пётр-мученик со Святыми Николаем
и Бенедиктом. 1505-1506 гг. Дерево, масло. 330 х 216 см. Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Пётр-мученик со Святыми Николаем
и Бенедиктом. Фрагмент. 1505-1506 гг. Дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем со Святым Дионисием и Святым Элевтерием,
Христом благословляющим между Святыми Петром и Святым Павлом (верхний люнет). 1597-1510 гг.
Холст, переведенный с дерева, масло. 147 x 138 см.; люнет 75 x 138 см. Городской музей Фельтре, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Иероним. 1505-1510 гг.
Дерево, масло. 32,1 х 25,4 см. Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Свадьба Вакха и Ариадны. 1505 г. Дерево, темпера. 28,1 х 69,5 см.
Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Силен и сатиры. 1505-1510 гг. Дерево, масло. 31,1 х 41 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Ионафан и Давид с головой Голиафа. 1505-1510 гг.
Дерево, масло. 40,6 x 39,4 см. Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Тесей, убивающий минотавра. 1505 г.
Дерево, темпера. 38,2 х 30,8 см. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
В конце XV - нач. XVI века лидером на венецианском художественном рынке была мастерская, принадлежавшая клану Джованни Беллини; именно он получал самые престижные заказы. В 1490-х годах на протяжении нескольких лет маэстро Беллини был занят грандиозным проектом украшения Зала Большого Совета во Дворце Дожей (эти картины впоследствии погибли во время пожара), оставив на время своё основное занятие — создание алтарных картин для церквей. Другой выдающийся семейный клан — Карпаччо в это время занимался созданием больших нарративных живописных циклов. Чима да Конельяно в полной мере воспользовался сложившейся ситуацией, «перехватив» церковные заказы и написав в Венеции целый ряд превосходных алтарных картин. И даже когда Беллини вновь обратился к церковной живописи, создав алтарную картину для ц. Сан Дзаккария (1505), репутация Чимы да Конельяно в клерикальных кругах была уже столь прочной, что это никак не повлияло на его положение.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем со Святым Павлом и Святым Франциском Ассизским.
1508-1530 гг. Дерево (тополь), масло. 49,5 x 87 см. Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Поклонение пастухов со Святой Екатериной,
и Святыми Еленой, Товием и Архангелом Рафаилом. 1509-1510 гг. Дерево, масло. 300 х 185 см.
Церковь Санта-Мария-дей-Кармини, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Поклонение пастухов со Святой Екатериной, и Святыми Еленой,
Товием и Архангелом Рафаилом. Фрагмент (1). 1509-1510 гг. Дерево, масло.
Церковь Санта-Мария-дей-Кармини, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Поклонение пастухов со Святой Екатериной, и Святыми Еленой,
Товием и Архангелом Рафаилом. Фрагмент (2). 1509-1510 гг. Дерево, масло.
Церковь Санта-Мария-дей-Кармини, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Лев Святого Марка со Святыми Иоанном Крестителем,
Иоанном Богословом, Марией Магдалиной и Иеронимом. 1506-1508 гг. Дерево, масло. 207 х 510,4 см.
Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Суд Мидаса. 1507-1509 гг. Дерево, масло. 43 х 73 см.
Государственный музей искусств, Копенгаген.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Суд Мидаса. 1505-1510 гг. Дерево, масло. 24,8 х 25,4 см.
Национальная галерея Пармы, Италия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Сон Эндимиона. 1505-1510 гг. Дерево, масло. 24,8 х 25,4 см.
Национальная галерея Пармы, Италия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Франциск, получающий стигматы.
Дерево, масло. 36,1 х 29,2 см. Йоркская художественная галерея, Йорк, Англия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Иероним. 1510-1520 гг. Дерево, масло.
Галерея Питти, Флоренция. Коллекция Контини Бонакосси.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Участник вакханалии. 1505-1510 гг.
Дерево, масло. 24,6 х 19,4 см. Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Прибрежный пейзаж с двумя дерущимися мужчинами (Дуэль).
1510-1515 гг. Дерево, масло. 31,1 х 54,2 см. Берлинская картинная галерея.
В 1500 годах Чима стал одним из самых уважаемых художников Венеции, встав в один ряд с ведущими мастерами и заведя среди них многочисленные знакомства. В городе, где доминировали и определяли местный художественный рынок артистические династии, вроде Виварини или Беллини, это был большой успех. В первое десятилетие XVI века к искусству Чимы вынужден был обратиться Витторе Карпаччо, который к этому времени испытывал творческий спад. Лоренцо Лотто также испытал влияние искусства Чимы; предполагают, что исполненный им в 1507 году алтарь для ц. Санта Кристина в Тревизо написан под впечатлением от произведений Чимы да Конельяно. По мнению ряда исследователей, даже Альбрехт Дюрер, который во время посещения Венеции в 1506 году написал картину «Христос среди книжников» (ныне в собрании Тиссена Борнемисца, Мадрид), не избежал обаяния его искусства, так как находился под впечатлением от произведения Чимы на эту же тему («Христос среди книжников», Национальный музей, Варшава). Ещё одним мастером, с которым Чима да Конельяно определённо сотрудничал, был молодой Джорджоне - в работах обоих живописцев эксперты видят явные следы взаимовлияния.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Христос, увенчанный терновым венцом.
Фрагмент. 1510 г. Дерево, масло. 36,8 x 29,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Триптих из Наволе. Светой Мартин и бедняк, Святой Иоанн Креститель,
Святой Петр. 1510 г. Дерево, масло. Епархиальный музей Альбино Лучани, Витторио Венето.
«Триптих из Наволе» был создан около 1510 года для церкви прихода Наволе в городке Горго аль Монтикано. На центральной панели - «Св. Мартин отдаёт свой плащ нищему»; на правой панели - Св. Пётр, на левой – Св. Иоанн Креститель. Сегодня триптих хранится в Окружном музее священного искусства «Альбино Лучани» в г. Витторио Венето.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Триптих из Наволе. Светой Мартин и бедняк,
Святой Иоанн Креститель, Святой Петр. Фрагмент. 1510 г. Дерево, масло.
Епархиальный музей Альбино Лучани, Витторио Венето.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Архангел Рафаил и Товий со Святым Иаковом и Святым Николаем.
1510-1515 гг. Дерево, масло. 162 х 178 см. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Архангел Рафаил и Товий со Святым Иаковом и Святым Николаем.
Фрагмент (1). 1510-1515 гг. Дерево, масло. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Архангел Рафаил и Товий со Святым Иаковом
и Святым Николаем. Фрагмент (2). 1510-1515 гг. Дерево, масло. Галерея Академии, Венеция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Оплакивание Христа с монахом-кармелитом.
1510 г. Холст (перевод с дерева), масло. 199 х 148 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518), мастерская. Мадонна с Младенцем и Святыми
Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной. 1511-1513 гг. Дерево, масло. 167 x 110 см.
Лувр, Париж.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Трое Святых - Рох, Антоний и Лючия. 1513 г.
Холст (перевод с дерева), масло. 128,3 х 121,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Между 1500 и 1515 годами Чима да Конельяно неоднократно посещал Эмилию — Парму, Болонью и Карпи, где работал над алтарными картинами. Историки искусства отмечают, что произведения, созданные им в провинции, обладают столь же высокими живописными качествами, что и его столичные работы.
В августе 1516 года он приехал в Конельяно для получения платы за алтарную картину, написанную им для монастыря бенедиктинок Санта Мария Матер Домини, и этим же месяцем (19 августа 1516 года) датировано его последнее завещание. Неизвестно, что послужило причиной составления завещания. Возможно, к этому времени художник уже был тяжело болен.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Христос. Дерево, масло. 34,5 х 25,5 см.
Дрезденская картинная галерея.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Триптих. Мадонна с Младенцем и Святыми. 1511 г.
Дерево, масло. 137 х 150 см. Музей изобразительного искусства Кана, Франция.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Лаврентий на троне между Святым Иоанном
Крестителем и Святым Либерием. 1515-1516 гг. Дерево, масло. 144 х 128,5 см.
Музей Фицуильяма при Кембриджском университете, Англия.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Святой Петр на троне со Святыми. 1516 г.
Дерево, масло. 156 х 146 см. Пинакотека Брера, Милан.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем, Святыми и донаторами. 1515 г.
Дерево, масло. 56 х 78,8 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем со Святыми Екатериной и Иоанном Крестителем.
1515 г. Дерево, масло. 95,7 х 62,4 см. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мария с Младенцем, Иоанном Крестителем и Святой Лючией.
1515 г. (?) Дерево, масло. 82,3 x 123,5 см. Берлинская картинная галерея.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем, Иоанном Богословом и Святым Николаем Барийским.
1513-1518 Дерево, масло. 50,8 х 70,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Чима да Конельяно (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем и Святыми Франциском и Клэр.
1510-1517 гг. Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Чима да Конельяно ? (1459 - 1517/1518). Мадонна с Младенцем и Святыми. Дерево, масло.
Музей искусства Венеции XVIII века.
Точная дата кончины Чимы да Конельяно так и осталась неизвестной. Он был похоронен 3 сентября 1517
или 1518 года (цифры не сохранились) во францисканской церкви в Конельяно.
ИСТОЧНИКИ
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений живописи.
Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Издательство ООО СЗКЭО «Кристалл»,
Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 103.