Михаил Александрович Демьянов (1873-1913) - живописец, пейзажист, портретист, рисовальщик. Родился на Урале, в пос. Артинский завод Пермской губернии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у И.И. Левитана (1892-1903). В 1899 году получил серебряную медаль, в 1903 - звание неклассного художника. Затем учился в Высшем художественном училище при Академии Художеств (1903-1910) у А.А. Киселёва. Пенсионер АХ (1910-1912) в Париже, Риме, Венеции, Голландии. Участник выставок при МУЖВЗ, МХТ, АХ, «Товарищества независимых». Участник Международной выставки в Мюнхене в 1911 г. М.А. Демьянов работал преимущественно в жанре пейзажа, разрабатывая «левитановское» направление в реалистическом лирическом пейзаже. Использовал достижения импрессионистов, стремясь к этюдности, широкому мазку. Работал для петербургских сатирических журналов «Зарницы» (1906), «Отбой» (1906) и др. Умер в 1913 году от чахотки в Финляндии.
И.М. Грабовский (1878-1922). Портрет М.А. Демьянова. Рисунок.
Опубликован в журнале «Солнце России», 1913 г. № 28.
Михаил Александрович Демьянов родился 7 декабря 1873 года в поселке Артинский завод, Красноуфимского уезда, Пермской губернии Российской империи. Рано сказавшееся у него увлечение живописью привело его в Москву, где он поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Здесь он сразу выдвинулся и получил командировку в имение Великого Князя Сергея Александровича – Ильинское. Работы по росписи еще более упрочили его художественную репутацию и обратили на него внимание самого Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Под руководством Левитана Демьянов обучался мастерству писания пейзажей и считался одним из его любимых учеников. В 1899 году за выполненную работу был награждён малой серебряной медалью.
М.А. Демьянов (1873-1913). На грибном рынке в Москве. 1890 г. Рисунок.
Газета «Московский листок». Государственный исторический музей, Москва.
М.А. Демьянов (1873-1913). На опушке леса. 1895 г. Холст, масло. 23 х 33,5 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
М.А. Демьянов (1873-1913). Пейзаж. 1895 г. Холст на картоне, масло. 20,5 х 27 см.
Костромской музей-заповедник.
М.А. Демьянов (1873-1913). На реке у белого моста. 1890-1900-е гг. Холст, масло. 62,3 х 92,4 см.
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина. Картина экспонировалась на выставке
«Отличники» в Музее русского импрессионизма в Москве в 2023 г.
М.А. Демьянов (1873-1913). Групповой портрет с художником В.Э. Борисовым-Мусатовым в семье.
1900-е гг. Холст, масло. 138 х 212 см. Калужский музей изобразительных искусств.
В сети много пустопорожних разговоров о том, что, якобы, Демьянов изобразил самого себя в портрете сидящего
слева В.Э. Борисова-Мусатова. Ну и что? Никакого отношения к живописи это не имеет.
М.А. Демьянов (1873-1913). Иллюстрация к рассказу Л.Н. Андреева
«Баргамот и Гараська». 1903 г.
М.А. Демьянов (1873-1913). Вид на мечеть. 1903 г.
Холст на картоне, масло. 35 х 17 см. Частное собрание.
М.А. Демьянов (1873-1913). Осень. 1904-1917 гг. Открытка. Химкинская картинная галерея
им. С.Н. Горшина.
М.А. Демьянов (1873-1913). Осенняя пора. 1904-1917 гг. Открытка. Химкинская картинная галерея
им. С.Н. Горшина.
С 1903 по 1910 год М.А. Демьянов продолжил образование в петербургском Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в мастерской академика, передвижника Александра Александровича Киселёва (1838-1911). В Петербурге, В Академии А.А. Киселев заменил И.И. Левитана, но «киселевцем» Демьянов так и не сделался, а умер «левитановцем». В мастерской Левитана прошли лучшие месяцы учебы Демьянова, - вообще Москве, а не Петербургу он обязан своим именем.
В 1910 году М.А. Демьянов получил премию братьев И.И. и С.И. Ендогуровых, присужденную как «достойнейшему из пейзажистов». Братья Ендогуровы были блестящими русскими пейзажистами конца XIX века. Особенно славился старший брат Иван. И оба брата скончались от туберкулеза. Как впоследствии и Михаил Демьянов.
М.А. Демьянов (1873-1913). Пейзаж. 1906-1907 гг. Холст масло. 62,2 х 72,5 см.
Библиотека изобразительных искусств ArtLib.ru. Экспертиза ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
М.А. Демьянов (1873-1913). Сад. 1908 г. Холст, масло. 70,5 х 76 см.
Пермская государственная художественная галерея.
М.А. Демьянов (1873-1913). Деревенская улица. 1908 г. Холст, масло. 69 x 120 см.
Сумской областной художественный музей им. Н.Х. Онацкого, Украина.
М.А. Демьянов - автор ряда портретов (жены, автопортрет). Создал портреты-карикатуры действующих лиц любительского спектакля «Ревизор» Н.В. Гоголя: О.И. Дымова в роли трактирного слуги, К.С. Баранцевича в роли Земляники, Ф.Ф. Фидлера в роли уездного лекаря Гибнера, Евгения Чирикова в роли купца (все 1906); портреты-шаржи директора Театра фарса В.А. Казанского и артиста того же театра А.С. Полонского. Рисовал иллюстрации для петербургских журналов «Зарницы» (1906) и «Отбой» (1906).
М.А. Демьянов (1873-1913). Дымов в роли трактирного слуги. Портрет из серии
портретов писателей в ролях пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1906 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
М.А. Демьянов (1873-1913). К.С. Баранцевич в роли попечителя богоугодных
заведений Земляники. Портрет из серии портретов писателей в ролях пьесы Н.В. Гоголя
«Ревизор». 1906 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
М.А. Демьянов (1873-1913). Ф.Ф. Фидлер в роли доктора Гибнера. Портрет из серии
портретов писателей в ролях пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1906 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
М.А. Демьянов (1873-1913). Евгений Чириков в роли купца. Портрет из серии
портретов писателей в ролях пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». 1906 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В 1910 году за картину «Старые годы» М.А. Демьянову было присвоено звание классного художника и он получил право пенсионерской поездки за границу, а картина была приобретена музеем Академии художеств.
В 1910 году Демьянов впервые отправился в заграничную поездку и посетил Италию, Францию, Германию, а в 1911-м - Голландию. Он побывал в лучших картинных галереях Рима, Венеции, Парижа, Амстердама и ряда других европейских городов. Под влиянием импрессионизма за время путешествия по Европе создал ряд солнечных живописных полотен. Демьянов в пейзажах работал импрессионистическими приемами; точечные мазки пуантилизма использовал для изображения публики, отдыхающей на берегах реки в летний день, а в портретах читаются образы и линии Ван Гога, «подсмотренные» во время поездки по Голландии и Фландрии.
М.А. Демьянов (1873-1913). Старые годы. 1910 г. Холст, масло. Научно-исследовательский музей
при РАХ, Санкт-Петербург.
М.А. Демьянов (1873-1913). Усадьба помещицы. Подготовительный вариант картины «Старые годы».
1900-е гг. Бумага, пастель. 46 х 61 см. Ногинский музейно-выставочный центр, Московская обл.
М.А. Демьянов (1873-1913). Времена Екатерины Великой 1913 г. Бумага, автотипия. 14,4 х 19,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел графики. То же самое под другим названием «При матушке Екатерине»:
М.А. Демьянов (1873-1913). При матушке Екатерине.
М.А. Демьянов (1873-1913). Цветник. 1911 г. Холст, масло. 85 x 85 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.А. Демьянов (1873-1913). Набережная. 1911 г. Холст, масло. 82,5 х 89 см. Частное собрание.
М.А. Демьянов (1873-1913). Венеция. 1911 г. Картон, масло. 61,5 х 69,5 см. Частное собрание.
М.А. Демьянов (1873-1913). Дворик в Венеции. 1911 г. Картон, гуашь, акварель, темпера.
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль».
Вернувшись в Россию, М.А. Демьянов поселился и некоторое время жил в Санкт-Петербурге. Но когда чахотка обострилась, переехал в Финляндию. Работал преимущественно как пейзажист, разрабатывал тему лирического пейзажа. Использовал методы и достижения импрессионистов, стремился к этюдности и широкому мазку. Автор живописных произведений: «Сумерки», «К вечеру», «Осень», «Сад», «Деревенская улица», «К первой грозе», «Весной» (все 1900-е), «Лист опал», «Уголок Пскова», «Времена Екатерины Великой», «Площадь Барберини. Рим», «Сорренто», «Старый Мюнхен», «Авентинский холм», «Вечер в Голландии», «Штиль», «Встреча» (1910-е).
Кроме того, за созданные полотна «Последний снег» (1908) и «Повеяло весной» (1913) художник дважды награждался премиями имени А. И.Кунджи, а за картину «Рим» - поощрительной премией Императорской Академии художеств в 1912 г., а также премией Римской академии в 1912 году.
М.А. Демьянов (1873-1913). Голландский рыбак. Начало 1910-х гг. Холст, масло. 81 х 91 см.
Аукционный дом №1, Москва, LOT-ART.com, Амстердам, 2020 г.
М.А. Демьянов (1873-1913). Пейзаж города (Амстердам). 1912 г. Холст, масло. 98 х 98 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко. Картина экспонировалась
на выставке «Отличники» в Музее русского импрессионизма в Москве в 2023 г.
М.А. Демьянов (1873-1913). Парусные лодки. Штиль. 1912 г. Холст, масло. 69 x 99,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.А. Демьянов (1873-1913). Парусные лодки у причала. 1912 г. Бумага на картоне, масло. 58 х 69 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.А. Демьянов (1873-1913). У пристани. 1912 г. Картон, темпера. 59,3 x 68,2 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
М.А. Демьянов (1873-1913). Барки. 1913 г. Холст, масло. 74 x70 см.
Самарский областной художественный музей.
М.А. Демьянов (1873-1913). Парусники в солнечную погоду. 1912 г.
Художественная галерея онлайн https://www.artist-gallery.ru.
Михаил Демьянов считается художником не очень известным, но все же не совсем безвестным. В частности, кроме того, что он работал в петербургских сатирических журналах эпохи революции 1905-1907 годов, он с точки зрения художников Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, Н.П. Феофилактова и И.М. Грабовского участвовал в выставках за границей в Академии изящных искусств и Обществе независимых в Париже и везде имел большой успех.
М.А. Демьянов (1873-1913). Фламандская женщина. 1913 г. Холст, масло. 87,5 х 87,5 см.
KGallery, Санкт-Петербург. Картина экспонировалась на выставке «Отличники» в Музее
русского импрессионизма в Москве в 2023 г.
М.А. Демьянов (1873-1913). Старая Голландия. 1912 г. Холст, масло. 74,9 х 99 см. Частное собрание.
М.А. Демьянов (1873-1913). Старая Голландия (другая репродукция). 1912 г. Холст, масло. 74,9 х 99 см.
Частное собрание.
М.А. Демьянов (1873-1913). Внутренний двор в Риме. 1912-1913 гг. Холст, масло.
Частное собрание.
М.А. Демьянов (1873-1913). Рим. Монах (A Monk). Раздумья. 1912 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Аукционный дом Bukowski, Стокгольм, 2017 г.
М.А. Демьянов (1873-1913). Сорренто. 1913 г. Холст, масло. 75,5 х 89,5 см. Собрание Романа Бабичева.
Картина экспонировалась на выставке «Отличники» в Музее русского импрессионизма в Москве в 2023 г.
М.А. Демьянов (1873-1913). В Италии. Опубликовано в журнале «Солнце России», 1913 г. № 28.
М.А. Демьянов (1873-1913). Авентинский холм. Рим. Опубликовано в журнале «Солнце России»,
1913 г. июль, № 28.
С 1896 года М.А. Демьянов участвовал во многих выставках (19-я ученическая, МУЖВЗ). Экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников в 1897 и 1902 гг., академических выставках (1908-1913), Товарищества независимых в 1911-1912, в 1911 году - участник международной художественной выставки в Мюнхене и в Парижской Академии художеств.
М.А. Демьянов (1873-1913). Вид Санкт-Петербурга. 1912 г. Холст, масло. 120 х 138 см. Частное собрание.
М.А. Демьянов (1873-1913). Сумерки (Петербург). Опубликовано в журнале «Солнце России»,
1913 г. июль, № 28.
М.А. Демьянов (1873-1913). Мордовское «Абрамово» городище на Дятловых горах, где теперь стоит
Нижний Новгород (конец XII века). 1912 г. Литография. Нижегородский музей-заповедник.
М.А. Демьянов (1873-1913). Деревенская улица в лучах солнца. До 1913 г. Холст, масло.
М.А. Демьянов (1873-1913). В лесу. 1910-е гг. Холст, масло. 50,8 х 62,5 см. Частное собрание.
М.А. Демьянов (1873-1913). Пейзаж. Опубликовано в журнале «Солнце России», 1913 г. № 28.
М.А. Демьянов (1873-1913). Деревенский мотив. 1910-е гг.
Михаил Александрович Демьянов (1873-1913)
Михаил Александрович Демьянов умер преждевременно от чахотки 23 июня 1913 года
во время лечения на курорте Ноденталь в Финляндии в возрасте 39 лет.
Николай Шебуев. Солнце России. М.А. Демьянов (некролог). Журнал «Солнце России»,
июль 1913 г. № 28 (179). Вот начало этого некролога:
«Совершенно неожиданно сошел в могилу талантливый ученик Левитана, Михаил Александрович Демьянов. Об его жизни можно написать целую книгу. М.А. Демьянов в себе самом носил большую тяжелую драму. Его горбатое маленькое хрупкое тело хранило в себе душу большую, высокую, стройную и отзывчивую на прекрасное. Чтобы объясниться своей прекрасной возлюбленной в любви, Сирано де-Бержерак обратился к другу. Художник Демьянов не обращался ни к кому, чтобы объясниться в любви той Прекрасной Даме, служению которой посвятил всю свою хрупкую болезненную жизнь.
Он сам изливал свои чувства, и на его полотнах они встают такие нежные, как едва уловимый запах пачулей прабабушки, застрявший в кофре армуара красного дерева старинной догорающей усадьбы. За такую тему – «Старые годы» - художник получил звание художника и заграничную поездку. К таким темам он охотно, любовно и радостно, часто возвращается. Но Демьянов берет красоту всюду, где ее находит, и чистый пейзаж, пожалуй, любит еще больше, чем полужанр. Искусство говорить с природой перешло к нему от Левитана…»
Некролог «Памяти художника». Журнал «ИСКРЫ», 1913 г. № 26.
Памяти художника.
23-го июня скончался в Финляндии молодой талантливый художник, ученик Левитана, М. А. Демьянов, лишь в 1910 г. окончивший Академию Художеств и получивший заграничную командировку. Он участвовал на выставках за границей, на весенней в Академии Художеств и о-ва независимых и везде имел большой успех. Печатаем его картину «Старые годы», приобретенную музеем Академии Художеств.
В 1914 году в честь М.А. Демьянова в Петрограде была организована посмертная выставка,
которая стала символом признания таланта художника.
В наше время творческое наследие живописца Михаила Демьянов хранится во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств, Театральном музее, (все в Санкт-Петербурге) и других, а также в частных собраниях.