Андреа Челести (1637-1712). Самсон и Далила. XVII век. Холст, масло. 160 х 120 см.
Частное собрание, Брешия, Италия.
Андреа Челести (1637-1712) - итальянский живописец венецианской школы академического направления. Наследник венецианских колористов Тинторетто и Веронезе, он разрабатывал традиционные для эпохи барокко темы религиозно-мифологических сюжетов. Позднее его красочные приёмы использовали живописцы французского стиля рококо. Андреа родился в 1637 году в Венеции. Художник был учеником Себастьяно Маццони. В 1676 году ему было поручено изобразить дожа Никколо Сагредо. В 1681 году он получил от дожа титул кавалера. По легенде, он бежал из Венеции после того, как изобразил дожа с ослиными ушами. Лишь в 1700 году он вернулся в Венецию, открыл свою мастерскую и в 1708 году вступил в гильдию художников. В 1688 году художник поселяется в Тосколано, на берегу озера Гарда в Ломбардии. Здесь Андреа Челести активно работает над большими росписями в местных церквах и виллах. Праздничная, вдохновенная интонация его красок подчёркивается сказочной декоративностью общей атмосферы, ассоциирующейся с театральной постановкой.
Андреа Челести (1637-1712). Аллегория венецианской власти. XVII век.
Бумага, коричневая тушь, карандаш, ручка, кисть. 54,5 х 40 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Андреа Челести / Селести (Andrea Celesti) родился в 1637 году в Венеции. Сын художника англ. Стефано Челести (известны работы после 1635, ум. после 1659), Андреа брал первые уроки живописи у своего отца. Затем он обучался в мастерской венецианского маньериста Маттео Панцоне (ок.1586 - после 1663), художника родом из Далмации, некогда учившегося у Джакомо Пальмы младшего. Позднее, -Андреа продолжил обучение у Себастьяно Маццони (ок. 1611-1678) и увлекся живописью Луки Джордано. Первую известность ему принес «Св. Лука, рисующий Мадонну» (1675) в часовне церкви Святого Иоанна и Павла; эта картина (ныне утерянная), в свое время заинтересовала Фрагонара. В 1677 году Челести уже был оценен как «художник, который является одним из лучших, которые сегодня находятся в Венеции».
Андреа Челести (1637-1712). Поклонение Золотому тельцу. 1657-1711 гг.
Холст, масло. 164 х 191 см. Instituto Lina Bo e P.M. Bardi, Сан-Паулу, Бразилия.
Андреа Челести (1637-1712). Эскиз потолочной росписи. 1680-e гг. Рисунок. Школа изящных искусств, Париж.
Этот проектный рисунок был сделан для потолка салона в Палаццо Эриццо в Венеции.
Андреа Челести (1637-1712). Благовещение. 1682-1685 гг. Холст, масло. Дворец Дожей, Венеция.
Андреа Челести (1637-1712). Поклонение пастухов. 1660-1710 гг. Холст, масло. 153 х 202 см.
Пинакотека Метрополитана «Коррадо Джаквинто», Бари, Италия.
Андреа Челести (1637-1712). Мадонна с Младенцем и Святым Антонием Падуанским.
1660-е гг. Холст, масло. 205,5 х 205,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Андреа Челести (1637-1712). Мадонна с младенцем и Святой Анной
и благословляющим Святым Иаковом. 1687 г. Холст, масло.
Епархиальный музей Брешии (Fondazione Museo Diocesano di Brescia).
Андреа Челести (1637-1712). Иосиф и жена Потифара. 1685-1689 гг. Холст, масло. 124 x 165 см.
Совет Западного Нортгемптоншира, Англия.
Андреа Челести (1637-1712). Геркулес и Омфала. 1670-е гг. Холст, масло.
Национальная галерея. Вроцлав, Польша.
Андреа Челести (1637-1712). Самсон и Далила. 1684 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Самсон и Далила. XVII век. Холст, масло. 160 х 120 см.
Частное собрание, Брешия, Италия.
Андреа Челести (1637-1712). Мученическая смерть Святой Агаты. 1690 г.
Андреа Челести (1637-1712). Мученическая смерть Святой Агаты.
В Венеции Андреа Челести быстро получил признание и стал преуспевающим художником. Он так хорошо исполнял большие заказы, что дож Альвизе Контарини удостоил его рыцарского звания кавалера в 1681 году.
Проследить творческий путь Челести довольно сложно, поскольку большинство его работ не датированы. Около 1681 года он создает для герцогского дворца два полотна – «Моисей уничтожает Золотого тельца» и «Моисей наказывает идолопоклонников», опираясь на манеру Луки Джордано и где Челести подписывается как «рыцарь».
Андреа Челести (1637-1712). Израильтяне собирают свои украшения для литья Золотого тельца. 1681 г.
Холст, масло. 149 x 201 см. Галерея старых мастеров, Берлин.
Андреа Челести (1637-1712). Наказание народа Израиля за поклонение Золотому тельцу. 1681 г. Холст, масло.
Дворец Дожей, Венеция.
Андреа Челести (1637-1712). Моисей уничтожает Золотого тельца. 1682-1685 гг. Холст, масло.
Дворец Дожей, Венеция.
Андреа Челести (1637-1712). Моисей уничтожает Золотого тельца. Фрагмент (1). 1682-1685 гг. Холст, масло.
Дворец Дожей, Венеция.
Андреа Челести (1637-1712). Моисей уничтожает Золотого тельца. Фрагмент (2). 1682-1685 гг. Холст, масло.
Дворец Дожей, Венеция.
Примерно в том же году Челести пишет «Изобретение Креста» для собора Виченцы. В 1684 году – «Прославление Иоанна Юстиниана» (1681) в «Ротонде»* Ровиго, а также два грандиозных люнета церкви Сан-Захария в Венеции: «Патриарх» и «Дож, принимающий тело святого» - где невесомые фигуры, кажется, сливаются в переливающуюся и испаряющуюся реку, прелюдия к излиянию хроматизма восемнадцатого века – это можно считать высшим достижением раннего Венецианского периода небожителей. Несколько лет спустя Челести покидает Венецию (возможно, был сослан), чтобы поселиться в Брешии, в Тосколано, где ведет интенсивную художественную деятельность близ озера Гарда.
*Ротонда - Восьмигранная церковь Беата-Верджине-дель-Соккорсо, церковь Пресвятой Богородицы в городе Ровиго, построенная в 1594 году в 80 км от Венеции.
Андреа Челести (1637-1712). Прославление патриархом Иоанном императора Юстиниана. 1681 г. Холст, масло.
«Ротонде», Ровиго, Италия.
На картине Челести Подеста*, стоя на коленях у ног Богоматери, кажется, пылает среди облаков. Три мужественные фигуры слева и четвертая, держащая цепи, обычно интерпретируется как четыре реки. Полесина**получает от пажа модель города Ровиго. Рядом с Мадонной и над Подестой появляется святой Иоанн Креститель. Т.о. Юстиниан перенесен в небесную славу, а не в небесные фигуры, которые появляются на уровне простых смертных.
* Подеста - во многих итальянских городах-коммунах XII - начала XVI вв. глава исполнительной и судебной власти.
** Полесина - географическая и историческая область на северо-востоке Италии.
Приходская церковь Святых Петра и Павла, Тосколана на озере Града. Построена в 1580 году.
Приближённость к высшей власти в Венецианской республике обеспечивала постоянную занятость и самому художнику, и его мастерской, но со смертью покровительствовавшего ему дожа, Андреа Челести покидает Венецию (говорили даже о его изгнании, что не было бы удивительно, если подумать, скольких врагов он нажил в годы процветания). В 1688 году художник поселяется в Тосколано, на берегу озера Гарда в Ломбардии. В том же году был засвидетельствован брак, который художник заключил с венецианкой Мартиной Даваньи, имея в качестве свадебных друзей представителей из трех благородных семей страны: Сципиона Делаж (Scipione Delaj), Джероламо Таманьини и Камилло Сграфиньоли. В Тосколано Андреа Челести активно работает над большими росписями в местных церквах и виллах.
Андреа Челести (1637-1712). Интерьер Приходской церкви Святых Петра и Павла. 1688-1700 гг.
Холст, масло. Тосколана на озере Града.
Обширный живописный цикл Челести написан эпизодами из жизни святых Петра и Павла, покровителей Тосколано и которым посвящена приходская церковь. На триптихе, покрывающем стены апсиды, изображено:
- На левом полотне «Падение Симона Волхва перед императором» на фоне знамен легионов и римских штандартов, в низу - двое святых, преклонившихся в молитве;
- На центральном полотне «Вручение ключей святому Петру», символа духовной силы;
- На правом полотне «Мученичество Святого Петра и усекновение главы Святого Павла».
· Над сводами центрального нефа также проиллюстрированы десять эпизодов общественной жизни Иисуса, среди них с левой стороны можно увидеть картину, посвященную Воскресению Лазаря.
Интерьер Приходской церкви Святых Петра и Павла. Тосколана на озере Града.
Современное фото.
Андреа Челести (1637-1712). Святые Петр и Павел. Фрагмент росписи Приходской церкви
Святых Петра и Павла. 1688-1700 гг.
Андреа Челести (1637-1712). 1. Передача ключей Святому Петру. Фрагмент. 2. Святой Марк. Фрагмент.
Приходская церковь Святых Петра и Павла. 1688-1700 гг.
В 1700 году Челести вернулся в Тосколано из Венеции , чтобы написать «Избиение младенцев» для пространства за фасадом церкви. На поверхности длиной почти 9 метров венецианский художник без каких-либо затруднений раскрывает композицию широкого, как бы сейчас сказали, перформанса.
Андреа Челести (1637-1712). Избиение младенцев. 1700-1703 гг. Церковь Святых Петра и Павла в Тосколано.
Андреа Челести (1637-1712). 1. Падение Симона Волхва. Фрагмент. 2. Избиение младенцев. Фрагмент.
Приходская церковь Святых Петра и Павла в Тосколано.
Андреа Челести (1637-1712). Мадонна с поясом и со Святыми Августином и Моникой.
1688-1689 гг. Холст, масло. 280 x 195 см. Церковь Санта-Мария-Ассунта,
Трентино-Альто- Адидже, Италия.
Этот прекрасный алтарь Андреа Челести изображает Мадонну с поясом со Святыми Августином и Моникой. выполненная в 1688-1689 годах с использованием техники маслом на холсте и хранится в церкви Санта-Мария-Ассунта. Сделанный в культурном стиле барокко, холст с большим акцентом представляет традиционную легенду о подарке Мадонной пояса Святым Монике и Августину.
Андреа Челести (1637-1712). Мадонна с виноградом (Madonna Of The Grapes).
1690-1700 гг. Холст, масло. 79 x 61 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2020 г.
Ныне в Епархиальном музее Брешии.
Андреа Челести (1637-1712). Мадонна с Младенцем и Святыми. Холст, масло.
116,6 х 148 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.
Андреа Челести (1637-1712). Ужин в доме Симона фарисея. 1690 г. Церковь Сан-Бенедетто,
Лимоне-суль-Гарда, Брешия.
Андреа Челести (1637-1712). Жертвоприношение Иевфая. 1690-1700-е гг. Холст, масло. 175 х 224 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Андреа Челести (1637-1712). Воскрешение Лазаря (в процессе реставрации). 1690-1700-е гг.
Холст, масло. 113,5 х 141 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Андреа Челести (1637-1712). Пьета. Оплакивание мертвого Христа. Эскиз.
Бумага, акварель, тушь, карандаш. 14 х 9,8 см. Аукцион Christie’s, Рим, 2004 г.
На первых шагах в живописи Андреа Челести заметно увлечение караваджистским натурализмом, что сильно заметно в картине «Воскрешение Лазаря». Но постепенно, в том числе под воздействием другого удачливого венецианского живописца, прославившегося стремительным темпом работы, Луки Джордано, краски в его полотнах обретают бо́льшую звучность за счёт просвечивающего сквозь прозрачный слой красноватого светлого грунта.
Андреа Челести (1637-1712). Христос и грешница. 1690-1700-е гг. Холст, масло. 145 х 199 см.
Музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.
Андреа Челести (1637-1712), атрибуция. Кающаяся Мария Магдалина.
Холст, масло. 124 х 86,5 см. Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Мадонна с младенцем и Святым Иосифом. 1690-е гг.
Холст, масло. 80 х 60 см. Аукцион Wannenes Art Auction, Генуя, 2016 г.
Андреа Челести (1637-1712). Видение святой Розы Лимской. 1693-1695 гг.
Холст, масло. 283 x 182,5 см. Епархиальный музей Брешии.
Андреа Челести (1637-1712). Мистическая свадьба Святой Екатерины Александрийской.
1691-1692 гг. Холст, масло. Собор Святой Марии Магдалины, Дезенцано-дель-Гарда, Брешия.
Андреа Челести (1637-1712). Младенец Моисей попирает корону фараона. 1695 г. Холст, масло. 130 x 95 см.
Частное собрание. Картина экспонируется в Епархиальном музее в Брешии.
Андреа Челести (1637-1712). Избиение младенцев. Вариант. 1690-1700-е Холст, масло. 161 х 257 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург,
«Избиение младенцев» венецианца Андреа Челести — единственная картина, оставшаяся от собрания премьер-министра П.И. Шувалова (1711-1762), переданного им в Академию художеств в 1758 году. На картине изображен эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея.
Андреа Челести (1637-1712). Жертвоприношение Иеффая. 1695 г. Холст, масло. 129,5 х 193 см.
Епархиальный музей Брешии.
Андреа Челести (1637-1712). Сан-Франческо и Санта-Кьяра поклоняются Троице. Фрагмент. 1695 г.
Холст, масло. Церковь монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели-Ди-Каприоло, Италия.
Андреа Челести (1637-1712). Встреча Эсфири с Артаксерксом. 1696-1698 гг. Холст, масло.
Дворец Беттони Каззаго, Брешия.
Андреа Челести (1637-1712). Встреча Эсфири с Артаксерксом. Фрагмент.
1696-1698 гг. Холст, масло. Дворец Беттони Каззаго, Брешия.
Андреа Челести (1637-1712). Нахождение Моисея, спасенного из воды. 1700 г. Холст, масло.
Нижегородский государственный художественный музей.
Андреа Челести (1637-1712). Тамерлан и Баязет. Фрагмент. 1700 г. Холст, масло. 369 х 800 см. (!)
Фонд прусских замков и садов, Берлин.
Андреа Челести (1637-1712). Суд Соломона. 1700 г. Холст, масло. Епархиальный музей Брешии.
Андреа Челести (1637-1712). Идолослужение царя Соломона. Около 1700 г. Холст, масло. 78,5 х 96,5 см.
Московский музей-усадьба «Останкино».
Андреа Челести (1637-1712). Юдифь и Олоферн. 1700-е гг. Холст, масло. 198,7 х 147,3 см.
Государственный музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург.
Андреа Челести (1637-1712), атрибуция. Вакханки и сатиры. Конец XVII в. Холст, масло. 124 х 118 см.
Музей изящных искусств, Бордо, Франция.
Около 1700 года Андреа Челести вернулся в Венецию, где он вновь создал мастерскую. Следуя стремлению конца XVII века к все более светлой живописи, Челести продолжает традиции Тинторетто (1518-1594) и Веронезе (1528-1588). В своих работах, созданных в Брешии, он особенно чувствителен к поздней «лунной ночи» манеры Веронезе, однако, изобретая своего рода пиротехническое освещение с нереальными переливами и флуоресценцией.
Андреа Челести (1637-1712). Пир Валтасара (Ветхий завет, кн.Даниила, 5,1-6). 1705 г. Холст, масло. 157 x 203 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Андреа Челести (1637-1712). Рождество Пресвятой Богородицы. Фрагмент. 1706-1711 гг. Холст, масло.
Церковь Святого Лаврентия, Веролануова, Брешия.
Андреа Челести (1637-1712). Представление Иисуса в Храме. 1710 г. Холст, масло. 314 x 261 см.
Церковь Сан-Заккария, Венеция.
Андреа Челести (1637-1712). Христос исцеляет больного у купальни Вифезда. 1700 г. Холст, масло. 187 х 195 см.
Государственная картинная галерея Штутгарта, Германия.
Андреа Челести (1637-1712). 1. Мадонна с Младенцем и Святыми. 1700 г. Холст, масло. 275 х 155 см. Музей истории искусства, Вена. 2. Мадонна с Младенцем и Святыми младенцем Иоанном, являющиеся святому Иерониму и святому Антонию. 1700 г. Холст, масло. Церковь Санта-Мария-деи-Дерелитти, Венеция.
Андреа Челести (1637-1712). Последнее причастие Святой Марии Магдалины.
1695 г. Холст, масло. Епархиальный музей Брешии.
Андреа Челести (1637-1712), атрибуция. Сцена из Троянской войны - Смерть царя Приама.
Холст, масло. 120 х 80 см. Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2013 г.
Андреа Челести (1637-1712). Как Амнон, сын царя Давида, изнасиловал свою сестру, красавицу Фамарь (1).
Холст, масло.18,5 x 23,7 см. Галерея Маттизен, Лондон.
Андреа Челести (1637-1712). Как Амнон, сын царя Давида, изнасиловал свою сестру, красавицу Фамарь (2).
Холст, масло.18,5 x 23,7 см. Галерея Маттизен, Лондон.
Андреа Челести (1637-1712). Вирсавия получает письмо от царя Давида. Холст, масло. 146,7 x 177,2 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2016 г.
Андреа Челести (1637-1712). Каин убивает своего брата Авеля. Холст, масло. Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Папа Бенедикт III посещает церковь в Венеции. Холст, масло.
Церковь Сан-Заккария, Венеция.
Андреа Челести (1637-1712). Царица Иезавель, наказанная Ииуем. Холст, масло. 99 x 152 см.
Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Самсон и Далила. Далила стрижет волосы Самсона в темноте. (Кн. Судей, 16:4.22).
XVII век. Холст, масло. 64 x 243 см. Кредитный Банк Агро-Брешиано, Брешия, Ломбардия.
Андреа Челести (1637-1712). Жена Потифара пытается соблазнить
целомудренного Иосифа. Холст, масло. Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Святой Себастьян. Холст, масло. 93 x 114 см.
Музей Бонна, Байонна, Франция.
Андреа Челести (1637-1712). Ева с яблоком в руке.
Холст, масло. Частное собрание.
Последним крупным заказом Челести было украшение виллы Ринальди Барбини в Казелла Д'Азоло, завершенное в 1706 году. В соответствии с местом назначения виллы, которая также оснащена собственным театром, весь цикл просвещения вдохновлен сценическим вкусом того времени, опираясь на репертуар музыкальной мелодрамы. Любопытно также, как одеваются даже мифологические и библейские персонажи в турецком стиле, возможно, благодаря успеху некоторых «Рассказов о Тамерлане», написанных в Палаццо Донди в Венеции. Театральные работы Челести, по-видимому, ценились современниками, но сегодня известны только через одно сохранившееся полотно в Потсдаме (Neues Palais) и копии в мастерской виллы Беттонни в Больяско.
Андреа Челести (1637-1712). Богородица и Святой Иероним Эмилиани. Холст, масло.
Собор Санта-Мария-Аннунциата, Сало, Италия.
Андреа Челести (1637-1712). Непорочная Дева Мария. Панно. Собор Санта-Мария-Аннунциата, Сало, Италия.
Андреа Челести (1637-1712). Благовещение. Холст, масло.
Церковь Сан-Карлино, Брешиа.
Андреа Челести (1637-1712). Благовещение в южной боковой часовне (в углу башни).
Холст, масло. Приходская церковь Святого Петра, Пургстолл, Нижняя Австрия.
Андреа Челести (1637-1712). Поклонение пастухов. Холст, масло. 73 х 71 см.
Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Святое семейство со Святым Иоанном. Холст, масло. 95 x 110 см.
Аукцион Christie’s, Милан, 2007 г. Лот продан за EUR 22.880 евро.
Андреа Челести (1637-1712). Мадонна во славе с ангелами. Холст, масло. 80 x 50 см.
Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Христос и самаритянка. Холст, масло. 110 x 149 см. Аукцион Christie’s, Рим, 2002 г.
Лот продан за EUR 26.040 евро.
Андреа Челести (1637-1712). Еврейское жертвоприношение. Холст, масло. Церковь Санта-Мария-Ассунта,
Маростика, провинция Виченца.
Андреа Челести (1637-1712). Явление Господа царю Давиду. Холст, масло. Церковь Санта-Мария-Ассунта,
Маростика, провинция Виченца.
Андреа Челести (1637-1712), follower. Христос, пригвожденный к кресту. Рисунок. Бумага, карандаш.
Аукцион SKINNER, Мальборо, США.
Последние известные картины Челести - это три очень больших полотна: «Рождество Богородицы», «Успение» и «Мученичество святого Лаврентия» во дворце Дуомо ди Веролануова, заказанные в 1706 году и размещенный на месте в 1711 году: все три сказочные ночи, характеризуются, как всегда, сиропообразными потоками цвета и вспышками света. В 1708 году он снова вернулся, чтобы писать для хора, «Евангелистов» в люнетах и «Воздвижения Евхаристии».
Андреа Челести (1637-1712). 1. Рождество Святой Богородицы. Холст, масло. 10 x 5,5 метров. 2. Успение Пресвятой Бгородицы. Холст, масло. 10 x 5. 5 метров. 1706-1711 гг. Оба - Церковь Святого Розария, Веролануова, Брешия.
Андреа Челести (1637-1712). Мученичество святого Лаврентия. 1703 г.
Холст, масло. 9,5 x 4,5 метров. Церковь Святого Розария, Веролануова, Брешия.
Андреа Челести (1637-1712). Богоматерь с Младенцем и Святыми мучениками Петром,
Августином и Екатериной Сиенской. Холст, масло. Дворец изящных искусств, Лилль, Франция.
Андреа Челести (1637-1712). Три эпизода из жизни Моисея. Холст, масло.
Коллекция изящных искусств Халтона, США.
Андреа Челести (1637-1712). Нахождение Моисея. Холст, масло. 112 x 155 см.
Национальная галерея Словении, Любляна
Андреа Челести (1637-1712). Нахождение Моисея. Холст, масло.
Городской музей Реджо-Эмилии, Италия.
Андреа Челести (1637-1712). Святой Аббат Антоний и Святой Павел-отшельник.
Холст, масло. 120 x 79 см. Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Жертвоприношение Исаака (The Sacrifice of Isaac). Холст, масло.
Андреа Челести (1637-1712). Огненный ангел (The Fire Angel). Холст, масло.
Андреа Челести (1637-1712). Царь Давид играет на цитре. Холст, масло.135 x 198 см.
Аукцион Christie’s, Рим, 2001 г. Лот продан за ITL 153.125.000 итал. лир.
Праздничная, вдохновенная интонация его красок подчёркивается сказочной декоративностью общей атмосферы, ассоциирующейся с театральной постановкой. Живопись Андреа Челести определённо влияла на начальный период развитие стиля рококо, в первые годы XVIII века. Отголоски приподнято-мажорного, мерцающего колорита работ Челести можно отыскать (понятно, со скидкой на различие эпох и культур) у Антуана Ватто и даже у Оноре Фрагонара.
Андреа Челести (1637-1712). Мадонна с Младенцем и младенцем Святым Иоанном,
явившиеся святым Иерониму и святому Антонию. Холст, масло.
Церковь Санта-Мария-дей-Дерелитти, известная как Больница Оспедалетто, Венеция.
Андреа Челести (1637-1712). Мария с Младенцем в облаках со Святыми Иустиной,
Терезой и Франциском. Холст, масло. 205 х 140 см. Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2011 г.
Эстимейт EUR 10.000 – 15.000 евро.
Старинный алтарь большого формата изображает Марию с младенцем в виде Полумесяца Мадонны, причем ступня Марии помещена на серо-серебристый серп, символизирующий победы в турецких войнах. Мария изображена сидящей на облачном ложе, слева от нее - коленопреклоненный Иисус на подушке, оба держат в руках четки, что, вероятно, указывает на то, что картина представляет собой запрестольный образ монахини-четки.
Андреа Челести (1637-1712). Мария с Младенцем в облаках со Святыми Иустиной,
Терезой и Франциском. Фрагмент (1). Холст, масло. Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2011 г.
Андреа Челести (1637-1712). Мария с Младенцем в облаках со Святыми Иустиной,
Терезой и Франциском. Фрагмент (2). Холст, масло. Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2011 г.
Андреа Челести (1637-1712). Мария с Младенцем в облаках со Святыми Иустиной,
Терезой и Франциском. Фрагмент (3). Холст, масло. Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2011 г.
Андреа Челести (1637-1712). Поклонение пастухов. Фрагмент. Холст, масло. 69 x 85 см.
Антикварная галерея Cantore, Модена, Италия.
Андреа Челести (1637-1712). Обрезание Иисуса (Circumcision of Jesus). Холст, масло.
Музей искусств Венеции XVIII века.
Андреа Челести (1637-1712). Обрезание. Холст, масло. 84 х 101 см.
Андреа Челести (1637-1712). Святое семейство. Холст, масло. 93 x 87 см. Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Богородица с Младенцем, Архангелом Рафаэлем и Святыми. Фрагмент.
Холст, масло. Церковь Святого Пьера д'Агрино, Больяско, Брешия.
Андреа Челести (1637-1712). Елеазар и Ревекка. Холст, масло. 116,6 х 148 см.
Одесский музей западного и восточного искусства, Украина.
Андреа Челести (1637-1712). Эсфирь перед царем Агасфером. Холст, масло. 124 х 174 см.
Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2011 г. Эстимейт EUR 18.000 – 22.000 евро.
Воспроизведение древней библейской темы из книги Есфири. На нем изображена еврейская племянница Мардохея, склонившаяся перед персидским царем Артаксерксом с просьбой о выслушивании. В знак аудиенции она берет скипетр правителя. Эсфирь в праздничном наряде приглашена на пир по библейской легенде, на котором она расскажет, что ее израильскому народу угрожает истребление правитель Аман.
Андреа Челести (1637-1712). Эсфирь перед царем Агасфером. Фрагмент (1).
Холст, масло. Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2011 г.
Андреа Челести (1637-1712). Эсфирь перед царем Агасфером. Фрагмент (2).
Холст, масло. Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2011 г.
В Италии чтут память о художнике. В Тосколано, в окрестностях Брешии, где Андреа Челести жил и работал много лет и где сохранилось много его росписей, проводятся фестивали культуры его имени. В феврале-марте 2014 такой фестиваль назывался «Театр цве́та Андреа Челести»:
«Во имя Андреа Челести, волшебника Венецианского цвета, который пронзает озеро Гарда, культурный проект, продвигаемый коммунами Тосколано Мадерно, чтобы заново открыть для себя пути искусства и красоты с XVIII века до наших дней».
Андреа Челести (1637-1712). 1-2. Фантастические портреты двух венецианских военачальников.
Холст, масло. 198 x 103,5 см. Оба - Словенская академия наук и искусств, Любляна.
Андреа Челести (1637-1712), circle. Александр Македонский и Роксана. Холст, масло.
Андреа Челести (1637-1712). Женская фигура в окружении путти. Холст, масло. 89,5 x 120,6 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2001 г. Лот продан за $ 11.750 дол.
Андреа Челести (1637-1712). Аллегория бедности, врага искусства. Холст, масло. 103,2 x 130,8 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за $ 31.250 дол.
Андреа Челести (1637-1712). Антиох и Стратоника. Холст, масло. 114 x 122,5 см. Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712). Вакханалия. Холст, масло. 62 x 80 см. Жокей-клуб Сан-Паулу, Бразилия.
Андреа Челести (1637-1712). Бахус и Церера. Холст, масло. 174 x 193 см. Галерея старых мастеров, Берлин.
Андреа Челести (1637-1712). Европа и спутницы на берегу Средиземного моря приветствуют цветами Зевса
в образе белого быка. Холст, масло. 50 х 150 см. Аукцион Arcimboldo, Прага, 2018 г. Эстимейт EUR 5.000 евро
или 125.000 чешских крон.
Андреа Челести (1637-1712). Смерть полководца (Марк Антоний и Клеопатра).
Холст, масло. 134 х 126 см. Частное собрание.
Андреа Челести (1637-1712), circle. Лот и его дочери. Холст, масло. 136 х 100 см.
Аукцион Christie’s, Рим, 2009 г. Лот продан за ITL 7.475.000 итал. лир.
Андреа Челести (1637-1712), circle. Александр Македонский и дочь Дария. Холст, масло. 127,5 х 200 см.
Аукцион Hôtel Drouot , Рим, 2021 г.
Андреа Челести (1637-1712), атрибуция. Девочка со своей матерью и мальчиком.
1712 г. Холст, масло. 97 х 72 см. Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2010 г.
Эстимейт EUR 15.000 – 18.000 евро.
Андреа Челести (1637-1712). Тритон и Эвринома. Эскиз неоконченной картины.
Бумага, карандаш, красный мел. 29 x 32 см. Штеделевский художественный институт
и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Предполагается, что Адреа Челести умер в 1712 году, но неизвестно где, возможно в Тосколано.
В Италии традиционно любят и издают книги о своих самых даже незначительных и второстепенных художниках. Впрочем, таких там нет. Вот несколько последних изданий о художнике XVII века Андреа Челести. А ведь это не Высокое Возрождение, не кватроченто, и даже не чинквеченто.
1. Il Pittore Andrea Celesti A.M.Mucchi - C.Della Croce-Antonio Morassi prefazione diEditorial Milano, Silvana. 1954 г. 2. Andrea Celesti nel Bresciano. Per il restauro del ciclo di Toscolano (1678-1712). Brescia, 9 октября - 14 ноября 1993 г. Каталог выставки.
3. di MARELLI I. (Autore). Andrea Celesti 1637-1712. Un Pittore Sul Lago Di Garda. Ministero per i Beni e le Attività Culturali Soprintendenza per i Beni Artistici e Storici Mantova Brescia Cremona (Министерство культурного наследия и деятельности Главного управления художественных и исторических активов Мантуя Брешиа Кремона, по нашему Министерство культуры), 2000. Италия. 369 стр., 40 илл. 4. 2007 Andrea Celesti a Toscolano. La Strage degli innocenti restaurata Broché. Изд. Grafo. 2007 г. 70 стр.. илл.
ИСТОЧНИКИ
Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог. В 2-х томах.
Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, Издательство «Аврора»,
Ленинград, 1976-1981 гг. Том 1, стр. 149.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Каталог живописи. Общая ред.: доктор искусствоведения И.Е. Данилова.
Редактор Н.А. Борисовская. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Издательство
MAZZOTTA, Италия. 1995 г. Стр. 19, 210-211.