Мазолино да Паникале (1383-1440). Адам и Ева (Искушение) 1424-1425 гг.
Фреска. 208 х 88 см. Капелла Бранкаччи - Церковь Санта Мария дель Кармине,
Флоренция.
Мазолино да Паникале (1383-1440) – итальянский художник Возрождения кватроченто, XV век. Традиционно художника причисляют к флорентийской школе живописи, хотя он много путешествовал и даже посетил Венгрию. К основным работам Мазолино относят: фрески в капелле Бранкаччи Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1424-1428), фрески в базилике Сан-Клементе в Риме (1427-1430), фрески в баптистерии и коллегиате в Кастильоне ли Олона в Ломбардии (1435). Творчество Мазолино тесно связано с Мазаччо, с которым они вместе работали над исполнением фресок в капелле Бранкаччи. Умер Мазолино во Флоренции в 1440 году.
Портрет Мазолино да Паникале из «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, издание 1568 года.
Мазолино да Паникале (итал. Masolino da Panicale), настоящее имя Томмазо ди Кристофоро Фини, родился около 1383 года в небольшой деревушке Паникале в долине реки Арно). Мазолино - прозвище, под которым известен этот итальянский живописец. Ничего неизвестно о первых годах жизни художника. По сообщению Джорджо Вазари, предполагается, что обучался он в начале XV века он учился у знаменитого флорентийского золотых дел мастера и скульптора Лоренцо Гиберти (1403-1407). В январе 1423 года Мазолино становится членом цеха флорентийских художников. Чуть раньше, в 1422 году, в корпорацию был принят Мазаччо. 1423 годом датируется «Мадонна с Младенцем» (Картинная галерея, Бремен), написанная Мазолино, вероятно по поводу брака между представителями семей Бони и Карнезекки. Это произведение ещё очень тесно связано со стилистикой поздней готики, но жесты персонажей уже более естественны, взяты из повседневной жизни, сами фигуры поданы более монументально, приземлённо. Из других произведений мастера следует отметить цикл фресок в Эмполи в Тоскане (1424).
Мазолино (1383-1440). Мадонна с младенцем (Мадонна Смирения). 1423 г.
Холст, темпера. 96 х 52 см. Бременская картинная галерея.
Мазолино (1383-1440). Мадонна Смирения (Madonna of Humility). 1415-1420 гг.
Дерево, темпера, позолота. 113 х 63 см. Галерея Уффици, Флоренция.
«Мадонна Смирения» из Галереи Уффици относится исследователями к более раннему периоду (1415-1420),
до того, как Мазолино начал совместную работу с Мазаччо.
Мазолино (1383-1440). Благовещение Пресвятой Богородицы. 1423-1424 гг.
Дерево, темпера, масляная глазурь. 148,8 х 115,1 см.
Национальная галерея, Вашингтон.
Мазолино (1383-1440). Благовещение Пресвятой Богородицы. Фрагмент.
1423-1424 гг. Дерево, темпера, масляная глазурь. 148,8 х 115,1 см.
Национальная галерея, Вашингтон.
Мазолино (1383-1440). Богородица с младенцем. 1424 г. Фреска. Церковь Святого Стефана,
Эмполи, Италия.
Мазолино (1383-1440). Пьета. 1424 г. Фреска стаккато.
Музей коллегиальной церкви Сант-Андреа, Эмполи, Италия.
Мазолино (1383-1440). Пьета. Фрагмент (1). 1424 г. Фреска стаккато. Музей коллегиальной церкви
Сант-Андреа, Эмполи, Италия.
Мазолино (1383-1440). Пьета. Фрагмент (2). 1424 г. Фреска стаккато. Музей коллегиальной церкви
Сант-Андреа, Эмполи, Италия.
Мазолино (1383-1440) и Мазаччо (1401-1428). Святая Анна с Марией и Младенцем Иисусом.
1424-1425 гг. Дерево, темпера. 175 х 103 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Мазолино (1383-1440). Мадонна с Младенцем. Дерево, масло. 95,5 x 57 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
В 1424 году Мазолино начал цикл фресок в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Однако, в 1525 году он был приглашен в Венгрию флорентийским кондотьером Пиппо Спано, находившимся в изгнании, и Мазолино поручил работу над фресками капеллы Бранкаччи своему ученику Мазаччо. Части этой росписи, созданные Мазолино до отъезда – «Адам и Ева (Грехопадение)», «Проповедь Святого Петра», «Воскрешение Тавифы».
Вид капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции (1424-1428)
после реставрации.
Вид капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции после реставрации.
Современная фотография.
Общий вид фресок капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.
Современная фотография.
Мазолино (1383-1440). Вверху: Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы. Внизу: Мазаччо (1401-1428).
Спор Симона мага и распятие Петра. Фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине,
Флоренция. 1426-1427 гг.
Мазолино (1383-1440). Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы. Фреска, полный размер 255 х 162 см.
Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. 1426-1427 гг.
Мазолино (1383-1440). Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы (левая часть фрески).
Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. 1426-1427 гг.
Мазолино (1383-1440). Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы (левая часть фрески).
Фрагмент (1). Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. 1426-1427 гг.
Мазолино (1383-1440). Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы (левая часть фрески).
Фрагмент (2). Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. 1426-1427 гг.
Мазолино (1383-1440). Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы (левая часть фрески).
Фрагмент (3). Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. 1426-1427 гг.
Мазолино (1383-1440). Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы (правая часть фрески).
Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. 1426-1427 гг.
Мазолино (1383-1440). Медальон. Женская голова. Фреска. 1426-1427 гг.
Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине.
Мазолино (1383-1440). 1-2. Проповедь Святого Петра. 1426-1427 гг. Фреска и фрагмент фрески. Капелла Бранкаччи - Церковь Санта Мария дель Кармине.
Мазолино (1383-1440). 1-2. Адам и Ева (Искушение). 1424-1425 гг. Фреска и фрагмент. 208 х 88 см.
Капелла Бранкаччи - Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Эта сцена и противоположная на стене («Изгнание из Рая» Мазаччо) являются предпосылками к истории, рассказанной на фресках, показывающей момент, когда человек разорвал свою дружбу с Богом, позже примиренный Христом при посредничестве Петра.
Фреска Мазолино показывает Адама и Еву, стоящих обнаженными, рядом друг с другом, когда они собираются укусить запретный плод, который предложила им змея с лицом Донны. Ева, двусмысленная и соблазнительная, обнимает дерево, которое даже демон окутывает своими витками: две фигуры, таким образом, похожи друг на друга и идентифицируют друг друга. Адам застенчивый и неуверенный, колеблется, может быть, слабо спорит, как, кажется, указывает жест левой руки. Мы знаем, что он в конечном итоге уступит.
Мазолино (1383-1440). Адам и Ева (Искушение). Фрагмент (1). Ева. 1424-1425 гг.
Фреска. 208 х 88 см. Капелла Бранкаччи - Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Мазолино (1383-1440). Адам и Ева (Искушение). Фрагмент (2). Адам. 1424-1425 гг. Фреска. 208 х 88 см.
Капелла Бранкаччи - Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Мазаччо (1401-1428) Изгнание Адама и Евы из Рая (1424-1425) до и после реставрации 1983-1990 годов.
Капелла Бранкаччи - Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Мазолино и Мазаччо часто работали вместе; и хотя Мазолино был старшим по возрасту, художник испытывал столь сильное воздействие искусства Мазаччо, что специалисты нередко затрудняются определить долю участия каждого из них в совместных работах. Прозвища Мазолино и Мазаччо, обозначающие Малый Фома и Большой Фома, возможно, отражают стремление заказчиков разграничить индивидуальности этих живописцев. После ранней смерти Мазаччо (Мазаччо умер в 27 лет), Мазолино да Паникале вернулся к стилю интернациональной готики, в русле которого живописец начинал свою творческую деятельность.
Мазаччо (1401-1428). Чудо со статиром. Фреска. 1426-1427 гг. Капелла Бранкаччи -
Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Бранкаччи.
В Венгрии, при дворе короля Сигизмунда, вместе с Мазолино работали и другие мастера из Флоренции, привлечённые туда кондотьером Пиппо Спано. О деятельности художника в Венгрии нет сведений, во Флоренцию он вернулся в июле 1427 года.
Мазолино также работал в Риме для кардинала Бранды Кастильоне, который доверил ему украшение фресками небольшой капеллы Святой Екатерины Александрийской (1427-1430) в церкви Сан Клементо («Сцены из жития Святой Екатерины Александрийской», «Благовещение» и др.) — фрески, исполнителем которых Вазари, однако, называет Мазаччо.
Мазолино (1383-1440). Вид на капеллу. Фрески. 1427-1430 гг. Капелла Кастильоне,
Сан-Клементе, Рим.
Мазолино (1383-1440). Благовещение. Фрагмент фрески. 1427-1430 гг. Церковь Сан Клименте, Рим.
Бранда да Кастильоне (1350-1443) был ранним итальянским гуманистом, папским дипломатом и римско-католическим кардиналом. Ему был присвоен титул Сан-Клементе в Риме в то время, когда он был возведен в сан кардинала в 1411 году. Во Флоренции он познакомился с творчеством Мазолино, работавшего над капеллой Бранкаччи, и поручил ему выполнить фрески для своей капеллы Кастильоне (обычно называемой капеллой Святой Екатерины) в титульной церкви Сан-Клементе. Убранство часовни датируется периодом между 1425 и 1431 годами, когда кардинал проводил большую часть своего времени в Риме.
Мазолино (1383-1440). Сцены из легенды о Святой Екатерине Александрийской (левая стена).
Фрески. 1427-1430 гг. Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Часовня наиболее известна своими восемью сценами из легенды о святой Екатерине Александрийской на левой стене. На правой стене представлены четыре эпизода из жизни святого Амвросия. Торцевая стена часовни заполнена многофигурным распятием. Росписи сводов выполнены по образцу, который был традиционным с четырнадцатого века, только здесь каждый из евангелистов изображен в паре с одним из отцов Церкви.
Мазолино (1383-1440). Святая Екатерина Александрийская отказывается поклоняться идолам
(левая часть). Фреска. 1427-1430 гг. Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Мазолино (1383-1440). Обращение и обезглавливание императрицы Фаустины (правая часть).
Фреска. 1427-1430 гг. Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
На фреске изображена сцена в люнете левой стены, изображающая обращение и обезглавливание императрицы Фаустины. Согласно легенде, Фаустина открыто критиковала императора за его жестокость. Он немедленно приказал ей принести жертву идолам, но она отказалась, потому что Екатерина обратила ее в христианскую веру. Сцена ее обращения представлена в виде своеобразной вставки в люнет. Екатерина выглядывает из окна своей тюремной камеры и разговаривает с императрицей, сидящей перед ней. Справа мы видим мученическую смерть императрицы.
Мазолино (1383-1440). Чудо с колесами. Фреска. 1427-1430 гг. Капелла Кастильоне,
Сан-Клементе, Рим.
Императрица Августа (Фаустина), которая много слышала о Святой Екатерине, пожелала видеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины Александрийской, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу. На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены.
Мазолино (1383-1440). Святая Екатерина Александрийская дискутирует с философами.
Фреска. 1427-1430 гг. Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Многие искусствоведы считают фреску «Философы Александрии» (1427-1430) лучшей работой
Мазолино да Паникале.
Мазолино (1383-1440). Святая Екатерина Александрийская дискутирует с философами. Фрагмент фрески.
1427-1430 гг. Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Мазолино (1383-1440). Сцены из жизни Святого Амвросия (правая стена). Фреска.
1427-1430 гг. Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Мазолино (1383-1440). Распятие (алтарная стена). Фреска. 1427-1430 гг.
Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Мазолино (1383-1440). Распятие (алтарная стена). Фрагмент фрески. 1427-1430 гг.
Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Мазолино (1383-1440). Своды капеллы (1). Фрески. 1427-1430 гг. Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Мазолино (1383-1440). Своды капеллы (2). Фрески. 1427-1430 гг.
Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Мазолино (1383-1440). Святой Христофор. Фреска. 1427-1430 гг.
Капелла Кастильоне, Сан-Клементе, Рим.
Санта Мария Маджоре - младшая из четырех папских базилик Рима, была названа в честь Девы Марии Снежной.
Строительство велось с 432 по 1750 год. На фото Фасад римской базилики Девы Марии.
В 1428 году в Риме Мазолино был заказан полиптих (алтарь Колонна, 1427-1428) для церкви Санта Мария Маджоре, он продолжил сотрудничество с Мазаччо до его внезапной смерти летом 1428 года. Впоследствии полиптих был разделён, в настоящее время шесть панелей этого алтарного образа находятся в различных музеях. Мазаччо выполнил только одну из панелей полиптиха «Святой Иероним и Иоанн Креститель», все остальные атрибутируются Мазолино.
Мазолино (1383-1440). 1. Успение Богородицы (The Assumption of the Virgin) и Чудо снега. 1423-1428 гг.
2. Чудо снега. Триптих, заказанный кардиналом Бранда да Кастильоне для освящения базилики
Санта Мария Маджоре, 1423-1428 гг. Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь.
Мазолино (1383-1440). Успение Богородицы (The Assumption of the Virgin).
1423-1428 гг. Дерево, темпера. 142 х 76 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Мазолино (1383-1440). Успение Богородицы (The Assumption of the Virgin). Фрагмент.
1423-1428 гг. Дерево, темпера. 142 х 76 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Мазолино (1383-1440). Основание базилики Санта-Мария-Маджоре.
1423-1428 гг. Дерево, масло. 114 х 76 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Мазолино (1383-1440). 1. Основание базилики Санта-Мария-Маджоре. 1423-1428 гг. Дерево, масло. 114 х 76 см.
2. Фрагмент картины. Музей Каподимонте, Неаполь.
Мазолино (1383-1440). Основание базилики Санта-Мария-Маджоре. 1423-1428 гг. Дерево, масло.
Фрагмент картины. Музей Каподимонте, Неаполь.
1. Мазаччо (1401-1428). Святые Иероним и Иоанн Креститель. 1428-1429 гг. 2. Мазолино (1383-1440). Папа Римский (Святой Григорий) и Святой Матфей. 1428-1429 гг. Ранее - Алтарь Санта-Мария-Маджоре, Рим. Сейчас - Национальная галерея, Лондон.
Флорентийские художники Мазаччо и Мазолино часто сотрудничали над крупномасштабными проектами. Эти панели взяты с двустороннего алтаря, изготовленного для церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Они были помещены в хоре каноника и, вероятно, заказаны богатой и знатной семьей Колонна.
Одна сторона была бы видна только каноникам – священнослужителям, непосредственно связанным с церковью и связанным ее правилами, – которые молились в этой часовне, а другая сторона - всем, кто молился в церкви. Часовня была посвящена святому Иоанну Крестителю, что объясняет его присутствие вместе со святым Иеронимом на панно Мазаччо «Святые Иероним и Иоанн Креститель». Картина Мазолино, с изображением папы Римского (святого Григория?) и святого Матиаса, когда-то была на другой стороне той же панели. Мазолино завершил работу над алтарем после того, как Мазаччо умер в Риме от чумы в 1428 году.
Мазолино (1383-1440). Успение Богородицы. 1428-1431 гг. Музеи Ватикана, Пинакотека, зал III.
Возможно, панель была частью алтаря Мадонны Делла Неве Санта-Мария-Маджоре в Риме,
который сейчас находится в музее Каподимонте в Неаполе.
Мазолино (1383-1440). Архангел Гавриил. 1430 г. Дерево, (тополь), темпера.
76,6 х 57,8 см. Национальная галерея, Вашингтон.
Мазолино (1383-1440). Пресвятая Дева возвещает (The Virgin Annunciate). 1430 г.
Дерево, темпера. 76 х 57 см. Национальная галерея, Вашингтон.
Несколько лет спустя, в 1435 году, кардинал Бранда да Кастильоне поручил Мазолино еще один заказ - роспись баптистерия и коллегиата в Кастильоне Олона близ Милана. Баптистерий и Коллегиата (коллегиальная церковь) в Кастильоне Олона в Ломбардии были построены по заказу кардинала Бранды Кастильоне (1350-1443) из семьи феодалов Кастильоне. Коллегиальная церковь и сопутствующие ей сооружения, в том числе баптистерий, были построены между 1422 и 1425 годами. Кардинал заказал фрески в Кастильоне Олона у Мазолино после завершения им росписей в Сан-Клементе, своей титульной церкви в Риме. Тематика фресок была посвящена Иоанну Крестителю, как и подобает баптистерию.
Вид на фрески со стороны входа. Фреска, ширина задней стены 4,7 м. 1435 г.
Баптистерий, город Кастильоне Олона, Италия.
Ученые единодушно приписывают росписи в баптистерии Мазолино. Из-за плохого состояния фресок на северной и западной стенах уже невозможно определить, в какой степени Мазолино полагался на помощников при выполнении цикла, если таковые у него были.
Вид на алтарную комнату с фреской «Крещение Христа». 1435 г.
Баптистерий, Кастильоне Олона.
Цикл фресок начинается слева от двери с «Благовещения Захарии». Затем они продолжаются справа от двери с надписью «Посещение» (в значительной степени разрушенной). Фрески на северной стене изображают Рождение Крестителя (утрачены) и Захарию, нарекающего младенца Иоанном (в очень плохом состоянии). Цикл продолжается в алтарной комнате и завершается на южной стене праздником Ирода, Саломеей, приносящей голову Крестителя Иродиаде, и погребением Крестителя. В алтарной комнате представлены наиболее важные сцены цикла: проповедь Иоанна Крестителя в пустыне и проповедь на Иордане, Крещение Христа, Ирод и Иродиада, Иоанн Креститель в тюрьме.
Мазолино (1383-1440). Проповедь в пустыне. Фреска. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Проповедь в пустыне. Фрагмент фрески (1). 1435 г.
Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Проповедь в пустыне. Фрагмент фрески (2). 1435 г.
Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Крещение Христа. Фреска. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Крещение Христа. Бог Отец, окруженный Ангелами. Фреска.
Фрагмент вверху слева. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Иоанн Креститель, ругающий Ирода и Иродиаду. Фреска. 1435 г.
Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Ирод и Иродиада. Фрагмент фрески «Иоанн Креститель,
ругающий Ирода и Иродиаду». 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Иоанн Креститель, ругающий Ирода и Иродиаду и Иоанн Креститель,
заключенный в тюрьму. Фрески. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Иоанн Креститель, заключенный в тюрьму. Фреска. 1435 г.
Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Обезглавливание Святого Иоанна Крестителя. 1435 г.
Фреска. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Вид на входную стену (западная стена). Фрески. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Фреска. Фрагмент. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Благовещение Захарии. Фреска. Фрагмент. 1435 г.
Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Южная стена. История Иоанна Крестителя. Пир Ирода. 1435 г.
Фреска. 380 х 473 см. Баптистерий, Кастильоне ди Олона.
На фреске Мазолино павильон, который видим слева, портик и аркады, - пример идеальной архитектуры века гуманизма. Их композиционная функция состоит в том, чтобы четко ограничить пространство, где происходит пир Ирода. Завершающий эпизод истории Иоанна Крестителя перенесен в глубину композиции, где наверху в скалах тело его погребут приверженцы-христиане.
Мазолино (1383-1440). Южная стена. История Иоанна Крестителя. Пир Ирода.
1435 г. Фреска. Фрагмент (1). Баптистерий, Кастильоне ди Олона.
Мазолино (1383-1440). Южная стена. История Иоанна Крестителя. Пир Ирода.
1435 г. Фреска. Фрагмент (2). Баптистерий, Кастильоне ди Олона.
Мазолино (1383-1440). Южная стена. История Иоанна Крестителя. Пир Ирода. Саломея,
приносящая голову Иоанна Крестителя Иродиаде. Фреска.1435 г. Фреска. Фрагмент (3).
Баптистерий, Кастильоне ди Олона.
Мазолино (1383-1440). Южная стена. История Иоанна Крестителя. Пир Ирода. Саломея,
приносящая голову Иоанна Крестителя Иродиаде. Фреска.1435 г. Фреска. Фрагмент (4).
Баптистерий, Кастильоне ди Олона.
Мазолино (1383-1440). Свод баптистерия. Фрески. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона
Изображения четырех евангелистов с их соответствующими символами в радиальных отсеках свода дополняют
иконографическую программу, представленную на стенах ниже.
Мазолино (1383-1440). Вид свода (1). Фрески. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона
Росписи в хоре Коллегиаты прославляют тройное покровительство здания: церковь была освящена в честь Пресвятой Богородицы и святых-именинников самого кардинала, архидиаконов Стефана и Лоуренса. Фрески на своде, изображающие сцены из жизни Богородицы, были выполнены Мазолино примерно в то же время, что и фрески в баптистерии, около 1435 года. Шесть сцен из жизни Богородицы заполняют шесть отсеков крестово-ребристого свода многоугольного пресвитерия, их необычное расположение частично продиктовано относительными размерами доступных пространств.
Мазолино (1383-1440). Вид свода (2). Фрески. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Вид свода (3). Фрески. Фрагмент. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Брак Девы Марии. Фрагмент фрески свода. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Фрагмент фрески свода. 1435 г. Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). 1. Святой Амвросий. Фреска. 1435 г. 2. Святой Иероним. Фреска. 1435 г. Оба - Баптистерий, Кастильоне Олона.
На стенах ниже несколько позже Иль Веккьетта и Паоло Скьяво нарисовали цикл со сценами из жизни архидиаконов Стефана и Лоуренса.
Люнет портала с острыми арками, фресками Паоло Скьяво, фресками Мазолино да Паникале
в соборной церкви Кастильоне-Олона.
Мазолино (1383-1440). Фантастический вид Венгрии. Фреска. Фрагмент (1). 1435 г.
Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Фантастический вид Венгрии. Фреска. Фрагмент (2). 1435 г.
Баптистерий, Кастильоне Олона.
Мазолино (1383-1440). Сцены из жизни Святого Джулиана. Панель. Музей Энгра, Монтобан, Франция.
Мазолино (1383-1440). Благословляющий Бог-отец. 1440 г. Дерево, темпера, позолота. D = 18 см.
Частное собрание Штутгарт.
Становление художественной манеры Мазолино происходило под влиянием Джентиле да Фабриано (готические традиции) и Мазаччо. Последний вводит Мазолино в реформаторские художественные круги Флоренции. В истории искусства Мазолино занимает видное место - стремление к прогрессу и одновременно некоторая «джоттовская» сухость и наивность
Стефано Дзуффи указывает дату смерти Мазолино да Паникале 18 октября 1440 года во Флоренции.
ИСТОЧНИКИ
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений живописи.
Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Издательство ООО СЗКЭО «Кристалл»,
Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 125-127.
Стефано Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. Пер. с итал. С.И. Козлова.
Москва, Издательство «Омега», 2008 г. Стр. 35, 62, 194, 316-317.