• Авторизация


МОЯ БИБЛИОТЕКА. ПО СТРАНИЦАМ НОВЫХ КНИГ О РУССКОМ АВАНГАРДЕ 08-09-2023 18:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Андрей Сараььянов. Русский авангард. И не только. М, АСТ, 2023. - 304 с., ил. Тираж 2.000 экз — копия (547x700, 148Kb)
Андрей Сарабьянов. Русский авангард. И не только. Москва, Издательство АСТ, 2023 г.
- 304 с., ил. Тираж 2.000 экз. (Серия «История и наука Рунета. Лекции»). Тираж 2000 экз.

Русский авангард — уникальное, невероятно мощное и яркое явление в истории мировой культуры. Участниками этого процесса было небольшое сообщество художников, создававших в своих работах новую эстетическую реальность. Новаторы, искатели и экспериментаторы, они стали мировыми звездами, оставившими неоспоримый след в истории искусства. Среди них Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Эль Лисицкий.
С чего началось новое течение авангард и какое отношение к этому имели импрессионисты? Что такое ИНХУК и ГАХН? Как появилась знаменитая цветопись О. Розановой? Почему знаковая система В. Степановой — предвосхищение будущего? Воплотились ли в реальность «мечты о космосе» К. Малевича?
В своей новой книге Андрей Сарабьянов, известный российский искусствовед, отвечает на эти и многие другие вопросы, открывая читателю блистательную историю русского авангарда — сверкающей вершины не только национального, но и мирового достояния.


Андрей Сараььянов. Русский авангард. И не только. М, АСТ, 2023. - 304 с., ил. Тираж 2.000 экз (399x510, 100Kb)Андрей Сараььянов. Русский авангард. И не только. М, АСТ, 2023. (400x510, 77Kb)
Андрей Сарабьянов. Русский авангард. И не только. Москва, Издательство АСТ, 2023 г. - 304 с., ил. Тираж 2.000 экз. (Серия «История и наука Рунета. Лекции»). Тираж 2000 экз. Обложка и последняя страница обложки.

93961210_original (700x513, 98Kb)
Андрей Дмитриевич Сарабьянов, род.30 декабря 1949 года, искусствовед и критик.

Книга представляет сборник ранее изданных статей и ныне живущего Андрея Дмитриевича Сарабьянова, одного из ведущих специалистов по русскому авангарду и автора «Энциклопедии русского авангарда» (2013). В данной книги статьи расположены в четырех разделах: 1. Из истории русского авангарда. 2. Персоны русского авангарда. 3. Возвращенный авангард. Поиски и находки. 4. Друзья.

Заметка в журнале «Огонек» о постановке трагедии «Владимир Маяковский» в Санкт-Петербурге. 1913 год (700x588, 142Kb)
Заметка в журнале «Огонек» о постановке трагедии «Владимир Маяковский» в Санкт-Петербурге. 1913 год.

Школьник Эскиз декорации ко 2 действию трагедии 'Владимир Маяковский'  СПб музей театр (700x449, 81Kb)
Иосиф Школьник (1883-1926). Эскиз декорации ко 2-му действию трагедии «Владимир Маяковский».
Выполнен совместно с Павлом Филоновым. 1913 г. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
ШКОЛЬНИК. Эскиз декорации ко 2 действию трагедии 'Владимир Маяковский'  СПб музей театр 1913 (700x435, 122Kb)
Иосиф Школьник (1883-1926). Эскиз декорации ко 2-му действию трагедии «Владимир Маяковский».
Выполнен совместно с Павлом Филоновым. 1913 г. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.

ФОТО 1919 Студия И. Машкова (во втором ряду в центре) — копия (700x563, 202Kb)
Ильи Машков (во втором ряду в центре) со своими учениками во II ГСХМ. Москва, 1919 г.

Машков - Портрет Варвары Петровны Виноградовой. 1909. Х, м. 144 х 128 см. ГТГ. (613x700, 184Kb)
И.И. Машков (1881-1944). Портрет Варвары Петровны Виноградовой. 1909 г.
Холст, масло. 144 х 128 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Так начинался русский авангард…

Машков -Автопортрет и портрет Петра Кончаловского1910, 270×208 см (700x486, 134Kb)
И.И Машков (1881-1944). Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 г. Холст, масло. 270 х 208 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Кончаловский - 1910 Портрет художника Г.Б.Якулова. Холст, масло. Холст, масло. 177×141,3. ГТГ (566x700, 173Kb)
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет художника Г.Б. Якулова. 1910 г.
Холст, масло. Холст, масло. 177 х 141,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Клюн 1912 Портрет Малевича. Штеделевский институт (520x700, 119Kb)
Иван Клюн (1873-1943). Портрет Казимира Малевича. 1912 г. Холст, масло.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Германия.
Из собрания Николая Харджиева.

Клюн 1916 Музыкант. Дерево тонир. и раскрашенное, жесть крашенная, целлулоид. Н=96,5 см. ГТГ (448x700, 73Kb)
Иван Клюн (1873-1943). Музыкант. 1916 г. Дерево тонированное и раскрашенное,
жесть крашенная, целлулоид. Н=96,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

клюн - подвесная летучая скульптура. мси салоники греция (595x700, 161Kb)
Иван Клюн (1873-1943). Подвесная («летучая») скульптура. Реконструкция по эскизам
Ивана Клюна. Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

Колдер Ал-р Первый мобиль с отверстием. Фрагмент. 1954.  Фонд Колдера, НЙ (700x638, 159Kb)
Алексанлр Колдер (1898-1976). Первый мобиль с отверстием. Фрагмент. 1954 г.
Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Гончарова 1910 Портрет Мака. Орловский ХМ (572x700, 148Kb)
Н.С. Гончарова (1881-1962). Портрет П.И. Иванова (Мака). 1910 г.
Холст, масло. 84 х 68 см. Орловский музей изобразительных искусств.

Гончарова 1913 Портрет М.Ф. Ларионова. Х, м. 105х78 см. (Музей Людвига, Кёльн) (521x700, 161Kb)
Н.С. Гончарова (1881-1962). Портрет М.Ф. Ларионова. 1913 г.
Холст, масло. 105 х 78 см. Музей Людвига, Кёльн.

Джорджоне - Спящая Венера (700x431, 135Kb)
Джорджоне (1477-1510). Спящая Венера. 1510-1511 гг. Холст, масло. 108,5 х 175 см.
Дрезденская картинная галерея.
А. Сарабьянов приводит картины "обнаженной" классики для сравнения с примитивами Михаила Ларионова

Ларионов 1912_Кацапская_венера (700x540, 149Kb)
М.Ф. Ларионов (1881-1964). Кацапская Венера. 1912 г. Холст, масло. 99,5 х 129,5 см.
Нижегородский государственный художественный музей.

Манэ - 1863 Олимпия-1. Х, м. 135х190 см. (Музей Орсэ) (700x469, 124Kb)
Эдуард Манэ (1832-1883). Олимпия. 1863 г. Холст, масло. 135 х 190 см. Музей Орсэ, Париж.

Ларионов - 1912_Еврейская_венера (700x488, 148Kb)
М.Ф. Ларионов (1881-1964). Еврейская Венера. 1912 г. Холст, масло. 103 х 144 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Тициан - Венера Урбинская. Х, м. 119,2 х 165,5 см. Уффици  (700x492, 146Kb)
Тициан Вечеллио (1477-1576). Венера Урбинская. 1534 г. Холст, масло. 119,2 х 165,5 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

ЕВРЕЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ В РУССКОМ АВАНГАРДЕ

Очень интересный вопрос поднял А. Сарабьянов, который у всех на слуху. Что, якобы, чуть ли не все русские авангардисты – евреи по национальности. Но это не так. Первая четверть ХХ века, ознаменованная расцветом художественного авангарда, была также временем необычайного подъема еврейского авангарда. Это был своего рода его золотой век, когда на его небосводе появилось множество новых звезд – Лазарь Лисицкий, Натан Альтман, Амедео Модильяни, Соня Делоне, Жак Липшиц, Осип Цадкин и многие другие.
Самыми известными из этой плеяды еврейских художников стали Иегуди Пэн, Марк Шагал, Казимир Малевич, Роберт Фальк, Давид Штеренберг и др. О Василии Кандинском речь пойдет ниже.

Эль Лисицкий -  Эскиз праздничного оформления улицы в Витебске. 1921. Музей Ван Аббе, Эйндховен (700x565, 117Kb)
Эль Лисицкий (1890-1941). Эскиз праздничного оформления улицы в Витебске. 1921 г.
Музей Ван Аббе, Эйндховен.

Альтман - 1914 Портрет Анны Ахматовой. ГРМ (578x700, 99Kb)
Натан Альтман (1889-1970). Портрет Анны Ахматовой. 1914 г. Холст, масло. 123,5 x 103,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Альтман Портрет молодого еврея. (Автопортрет). Горельеф. Гипс, медь, дерево. ГРМ 2 (407x700, 76Kb)
Натан Альтман (1889-1970). Портрет молодого еврея (Автопортрет). 1916 г.
Горельеф. Гипс, медь, дерево. 51 х 31 х 27 см. Государственный Русский музей.

Модильяни - 1917 Портрет Хаима Сутина (452x700, 21Kb)
Амедео Модильяни (1884-1920). Портрет Хаима Сутина. 1917 г.
Холст, масло. 91,7 х 59,7 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Делоне Соня - 1914 Sonia_Delaunay_1914_copy (700x700, 203Kb)
Соня Делоне (род. 1885 г., Градижск, Полтавская губ., Рос. Империя – 1979, Париж).
Электрические призмы. 1914 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Липшиц 1928 Reclining Woman with Guitar, (cast ca. 1950-1959 (700x544, 71Kb)
Жак Липшиц (Хаим-Яков Абрамович Липшиц,1891, Друскеники, Гродненская губ., Рос. Империя
(ныне Литва) -1973, Италия). Лежащая женщина с гитарой. 1928 г.

Цадкин Осип - Mother and Child (700x518, 146Kb)
Осип Цадкин (Иосель Аронович Цадкин, 1890, Витебск - 1967, Париж). Мать и дитя.

Цадкин -Разрушенный город. 2007 (525x700, 142Kb)
Осип Цадкин (1890-1967). Памятник разрушенному Роттердаму, Нидерланды. 1953 г.
Бронза. Высота 6,5 м. 14 мая 1940 года город был сметен с лица земли фашистскими бомбами.
Погибли сотни тысяч жителей, разрушено 11 тысяч зданий.

ПЭН 1914 Портрет Марка Шагала. Нац муз Белоруси, МИнск (503x700, 142Kb)
Юдель Пэн (1854-1937). Портрет Марка Шагала. 1914 г. Холст на картоне, масло
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
К сожалению, Юдель Пэн ушел из жизни трагично - в 1937 году он был крайне жестоко убит у себя в мастерской в Витебске, ему было 83 года. Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор.

Шагал 1911-1912 Посвящается Аполлинеру (663x700, 122Kb)
Марк Шагал (1887-1885). Посвящается Аполлинеру. 1911-1912 гг. Холст, масло. 200 x 189,9 см.
Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен, Голландия.

Шагал 1915 День рождения. Х, м. 81 х 100 см. МОМА (700x560, 170Kb)
Марк Шагал (1887-1885). День рождения. 1915 г. Холст, масло. 81 х 100 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

Шагал 1917 Эскиз афиши к фестивалю, посв. Н.В.Гоголю (700x544, 72Kb)
Марк Шагал (1887-1885). Эскиз занавеса к фестивалю, посвященному Н.В. Гоголю. 1917 г.
Бумага, акварель, гуашь. 39,4 x 50,2 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

Шагал 1917 Художник на луне (700x690, 228Kb)
Марк Шагал (1887-1885). Художник на луне. 1917 г.

Шагал 1917-1918 Прогулка (670x700, 87Kb)
Марк Шагал (1887-1885). Прогулка. 1917 г. Холст, масло. 170 х 163,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Малевич -  Портрет отца художника. 1902-1903.  44.8  х 34.8 cm. Фонд Харджжиева - Музей Стеделийк,  Амстердам (555x700, 100Kb)
К.С. Малевич (1879-1935). Портрет отца художника. 1902-1903. Холст, масло. 44,8 х 34,8 см.
Музей Стеделийк, Амстердам, Фонд Харджиева.

Малевич - Усовершенствованный портрет Ивана Клюна. 1913. ГРМ (441x700, 107Kb)
К.С. Малевич (1879-1935). Портрет Ивана Васильевича Клюна
(Усовершенствованный портрет Клюна (Строитель). 1913 г.
Холст, масло. 111,5 x 70,5 см.Государственный Русский музей.

Малевич «Черный супрематический квадрат» 1915. Х м.79,5 х 79,5 см. ГТГ (700x696, 147Kb)
К.С. Малевич (1879-1935). Черный супрематический квадрат. 1915 г. Холст, масло. 79,5 х 79,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Оригинал.

Фальк 1911 Портрет Е.С.Потехиной. Х, м. 72х64,5 см. (Донецкий худ. музей) (619x700, 104Kb)
Роберт Фальк (1886-1958). Портрет Е.С. Потехиной. 1911 г. Холст, масло.72 х 64,5 см.
Донецкий художественный музей, ДНР.

Фальк 1920 Красная мебель. Х, м. 105 х 123 см. ГТГ (700x587, 150Kb)
Роберт Фальк (1886-1958). Красная мебель. 1920 г. Холст, масло. 105 х 123 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Штеренберг 1915 Автопортрет. Холст, масло 70х63 см. ГМИИ им.Пушкина, ОЛК (519x700, 171Kb)
Давид Штеренберг (1881-1948). Автопортрет. 1915 г. Холст, масло. 70 х 63 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.

Штеренберг 1907-1909 Обнаженная(двухсторонняя картина) 2. (700x467, 109Kb)
Давид Штеренберг (1881-1948). Обнаженная (двухсторонняя картина). 1907-1909 гг. Холст, масло. 53 х 79,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 350.000 – 450.000 фунтов.

Розанова 1914 Пивная. Х, м. 84 х66 см. (Костром. худ. музей) (538x700, 227Kb)
Ольга Розанова (1886-1918). Пивная. 1914 г. Холст, масло. 84 х 66 см.
Костромской объединенный художественный музей.

Марк Ротко… (1903–1970).
Марк Ротко (англ. Mark Rothko, имя при рождении - Маркус Я́нкелевич Ротко́вич; 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния, ныне Даугавпилс, Латвия. Умер в Нью-Йорке. Один из самых загадочных художников современности. Его жизненный путь словно соткан из противоречий — в творческих поисках, в поступках, в жестах… Считающийся одним из идеологов и, безусловно, ключевой фигурой в американском абстрактном экспрессионизме, Ротко не выносил, когда его работы называли абстрактными.

Розанова 1917 Беспредметная композиция. Цветопись. Х, м. 62,5х40,5 см. ГРМ (Марк Ротко отдыхает!) (387x600, 92Kb)Ротко. Оранжевое, красное, желтое, 1961 (2) (454x600, 65Kb)
1. Ольга Розанова (1886-1918). Беспредметная композиция. Цветопись. 1917 г. Холст, масло. 62,5х40,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2. Марк Ротко (1903-1970). Оранжевое, красное, желтое. 1961 г. Холст, масло. 236,2 х 206,4 см. Лот продан за $77.500.000 дол.
Розанова -  Зеленая полоса. 1917. (Ростово-Ярослав. музей-завоведник) (443x620, 74Kb)Барнет Ньюман - Единение III. 1949 г. Холст, масло. 182.5 x 84.9 cm) МоМА, Нью-Йорк (370x620, 51Kb)
1. Ольга Розанова (1886-1918). Зеленая полоса. 1917 г. Холст, масло. 71,2 х 49 см. Ростово-Ярославский музей-заповедник «Ростовский Кремль». 2. Барнет Ньюман (1905-1970). Единение III. 1949 г. Холст, масло. 182.5 x 84.9 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Ван Гог - Кафе в Арле 1888. Х, м. 72.4 × 92.1 cm. Худ муз  Йель универа (450x355, 91Kb)Рождественский В.В. 1910 Игра в бильярд. Х, м. 71 х 83 см. Елецкий город. краевед. музей (439x355, 110Kb)
1. Винсент Ван Гог (1853-1890). Кафе в Арле. 1888 г. Холст, масло. 72,4 х 92,1 см. Художественный музей Йельского университета, Нью-Хейвен, США. 2. В.В. Рождественский (1884-1963). Игра в бильярд. 1910 г. Холст, масло. 71 х 83 см. Елецкий городской краеведческий музей.

Розанова 1915 На улице (Театр «Модерн») Холст, масло. 101 × 77 Слободской музейно-выставочный центр (531x700, 149Kb)
Ольга Розанова (1886-1918). На улице (Театр «Модерн»). 1915 г.
Холст, масло. 101 х 77 см. Слободской музейно-выставочный центр.
Именно эта картина Розановой вынесена на обложку нашей следующей замечательной книги...

Авангард. На телеге в XXI век. Каталог выставки. М, МРИ, 2022. - 256 с., ил  (525x700, 134Kb)
Авангард. На телеге в XXI век. Каталог выставки. Москва, Музей русского импрессионизма, 2022 г. - 256 с., ил. Издание сопровождается статьями специалистов Натальи Мюррей, Анны Шакиной, Андрея Сарабьянова, Татьяны Долматовой, Ольги Улемновой.

С 3 февраля по 22 мая 2022 года в Москве в Музее русского импрессионизма проводилась грандиозная выставка «Авангард – На телеге в XXI век». Это уникальный проект-реконструкция передвижной выставки 1921 года, организованной сотрудником ИЗО Наркомпроса Евгением Медведевым. Он собрал более 300 произведений из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани, чтобы показать их в 6 городах Вятской родной губернии. Однако это удалось только в двух – Советске (Кукарке), а затем в Яранске, где листы графики и живописные полотна надолго осели в фондах местного краеведческого музея.

На выставке 0 (700x466, 68Kb)

Благодаря усилиям исследователей и кураторов спустя практически сто лет удалось собрать более 100 произведений ярких представителей русского авангарда, среди которых редкие работы Василия Кандинского, Александра Родченко, Николая Фешина, Ивана Клюна, Александры Экстер и других мастеров, которые вновь были представлены широкой публике. Проект вначале был показан в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге, затем в Вятском художественном музее в Кирове.
Участники проекта: Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Яранский краеведческий музей, Слободской музейно-выставочный центр, Галеев-Галерея, частные собрания

На выставке 1 (2) (700x466, 74Kb)

СТО ЛЕТ НАЗАД
Сразу после Октябрьской революции советская власть активно сотрудничала с художниками-авангардистами, видела в них мощную силу для продвижения коммунистических идей, приобретала их работы для столичных и региональных музеев.
В октябре 1921 года на 3-ю передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (Кировской области) привезли более 300 произведений из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Беспрецедентный по числу и составу работ смотр должен был продолжиться в других городах губернии. Через месяц шедевры на телегах отправили в соседний город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы они были оставлены в местном музее и забыты почти на 100 лет.

На выставке 1 (6) (700x543, 166Kb)
Каталог 2-й художественной выставки. Советск, 1920 г.

На выставке 1 (5) (700x543, 88Kb)
Каталог 3-й передвижной художественной выставки. Советск, 1921 г. Стр.12-13.

КАРТИНЫ
Участниками передвижной выставки были не только авангардисты, но также художники-реалисты, поэтому экспозиция в Музее русского импрессионизма разделена на три раздела, отражающие основные стилистические особенности.

Реалистическая традиция (700x445, 147Kb)

Реалистическая традиция сформировалась в России к середине XIX века — тогда это была прогрессивная тенденция, противостоявшая одновременно академизму и романтизму, инерции в разработке мифологических и античных сюжетов, историческому пафосу и наивному сентиментализму. Критический реализм, начатый в 1840-е, достиг своего расцвета в работах передвижников. К началу ХХ столетия реалистическая традиция уже требует обновления и претерпевает влияния импрессионизма и постимпрессионизма.

Фешин (570x700, 178Kb)
Николай Фешин (1881, Казань - 1955, США). За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой. 1913 г.
Холст, масло. 80,6 х 98,4 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

Илья Репин считал Николая Фешина своим лучшим учеником. Влияние Репина проявилось прежде всего в предпочтении Фешиным жанровой картины и психологического портрета, а также в склонности к импрессионистской и пастозной манере письма. Самые выдающиеся произведения русского периода были созданы Фешиным в Казани. Портрет Ольги Михайловны Ясеневой, приехавшей из Уфы поступать на казанские Высшие женские курсы, — одна из таких работ.

Тимофеев. Зима (570x700, 127Kb)
Василий Тимофеев (1891-1968). Зима. 1918 г. Бумага, гуашь. 38,5 х 28,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

Лирические пейзажи и в особенности портреты, написанные Тимофеевым в конце 1910 – начале 1920-х годов, исполнены под влиянием яркой и самобытной манеры Фешина, учителя Тимофеева.
В будущем в творчестве художника начнут преобладать реалистические тенденции, и он станет знаменит как автор монументальных трудовых сцен на заводах и фабриках, созданных по государственному заказу.

Фешин (2) (570x700, 141Kb)
Николай Фешин (1881-1955). Портрет М.Н. Евлампиевой. 1914 г. Холст, масло. 72 х 68 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Вятка.

Мария Евлампиева родилась в семье художника и преподавателя Николая Евлампиева. В 1914 году, когда Фешин писал портрет Марии, она училась в Казанской художественной школе, где работал мастер. Мария Евлампиева вспоминала о создании портрета: «Я высоко ценила своего талантливого учителя и считала за честь, когда Николай Иванович попросил меня позировать ему. Я очень волновалась перед тем, когда должна была переступить порог его мастерской и увидеть ту обстановку, в которой он творил свои произведения. Позировала я ему 8–10 сеансов».

АВАНГАРДНЫЙ ПОИСК
Термин авангард, получивший распространение во второй половине ХХ века, в России впервые применил Александр Бенуа в 1910 году. В широком смысле авангард — часть модернистского движения, предполагавшего пусть не радикальное и революционное, но принципиальное обновление форм и смыслов в искусстве. В России в начале ХХ века были особенно популярны европейские модернистские течения: французские фовизм и сезаннизм, итальянский футуризм и немецкий экспрессионизм.

Машков. Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)». 1910 г.  (569x700, 167Kb)
Илья Машков (1881-1944). Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к «Портрету Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)». 1910 г. Холст, масло. 62,5 х 53 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

Одним из интереснейших экспонатов 3-й передвижной художественной выставки стал портрет Евгении Ивановны Киркальди. Лицо модели написано поразительно дерзко — пастозными мазками интенсивно-малинового оттенка. Лицо скорее напоминает довольно натуралистично трактованный кусок мяса, чем нежную кожу молодой женщины. Цвет у Машкова является главным средством построения формы изображаемых образов и предметов.

Якимченко. Сарай. 1920 г. Картон на холсте, масло. 56 × 67 см.  (569x700, 160Kb)
Александр Якимченко (1878-1929). Сарай. 1920 г. Картон на холсте, масло. 56 х 67 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

Яркий представитель эпохи Серебряного века, Якимченко-график по стилистике близок художникам «Мира искусства», хотя членом этого объединения он не являлся. Увлекался он и кубофутуризмом. Работы Якимченко начала 1920-х, в том числе «Сарай», демонстрируют влияние сезаннизма художников объединения «Бубновый валет» и неопримитивизма Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой.

Синезубов. У зеркала. 1920 г. Вятский ХМ (569x700, 161Kb)
Николай Синезубов (1891, Москва - 1956, Париж). У зеркала. 1920 г. Холст, масло. 80 х 59 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

Свои лучшие живописные работы москвич Николай Синезубов создал в конце 1910-х — середине 1920-х годов. В эти годы по собственному признанию он был во власти Ренуара, Дега, Пикассо, Сезанна, сплавляя в собственной живописной манере «твердость, материальность и “скрытый” темперамент». Художника увлекали сюжеты, связанные с жизнью городских низов. При этом он умел превращать бытовые сцены самого простого содержания в трагические истории человеческой жизни.

Лазарев была центром притяжения для посетителей на выставке 1921 года. (700x550, 116Kb)
Георгий Лазарев (1902, Москва - ? ). Лежащая женщина. 1920 г. Холст, масло. 91 х 116 см.
Яранский краеведческий музей.
Картина «Лежащая женщина» Георгия Лазарева была центром притяжения для посетителей на выставке 1921 года.

Плещинский - Натурщица. 1920 (700x523, 232Kb)
Илларион Плещинский (1892, Витебск - 1961, Киев). Натурщица. 1920 г. Офорт, акватинта. 25,5 х 19,8 см.
(лист); 8,5 х 11,4 см. (р.и.). Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

АБСТРАКТНЫЙ МЕТОД
Вклад русской культуры в мировую во многом заключается в открытии абстрактного искусства — это «композиции» Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича, цветопись Ольги Розановой и беспредметность Александра Родченко и Варвары Степановой. Если Кандинский в своих композициях из цветных линий и пятен апеллировал к ассоциативному мышлению зрителя, то кубофутуризм, супрематизм и беспредметность претендовали на аналитический подход.
Кубизм «амазонок авангарда» — Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер — во многом наследует французской традиции. Здесь еще часто узнается фигуративная натура, дополняемая кириллическими и латинскими литерами.

Кандинский. Эскиз композиции «Красное с черным». 1915 г. (569x700, 190Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Эскиз композиции «Красное с черным». 1915 г.
Бумага, акварель, тушь, лак. 22,8 х 33,8 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

Акварель московского периода творчества Василия Кандинского оказалась ключевой работой проекта «Авангард: на телеге в XXI век». В 1996 году экспонаты передвижной выставки 1921 года были выявлены Анной Шакиной, обнаружившей в Кировском художественном музее подписную акварель Кандинского подклеенной к графическому листу Василия Чекрыгина. Так началась история реконструкции забытой на 100 лет в Яранске экспозиции нового искусства.

Удальцова. Новь. Середина 1910-х гг. Вятский ХМ (569x700, 214Kb)
Надежда Удальцова (1885-1961). Новь. Середина 1910-х гг. Холст, масло. 60 х 48 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

По собственному признанию Надежды Удальцовой: «Кубизм — только школа для меня, но не цель. Я хорошо поняла всю необычайность живописных достижений кубизма, и не его декоративно-узорчатая сторона привлекала меня, а строгость построения и строгие законы самой живописи: валер, сдержанная цветовая гамма и твердый закон построения картины».

Моргунов. Композиция. 1915–1916 гг. (569x700, 125Kb)
Алексей Моргунов (1884-1935). Композиция. 1915–1916 гг. Холст, масло. 76 х 53 см.
Слободской музейно-выставочный центр.

Яркий представитель русского авангарда Алексей Моргунов, друг и соратник Казимира Малевича, был внебрачным сыном известного живописца Алексея Саврасова. Двусторонняя картина «Композиция» относится к яркому кубистическому периоду творчества художника. Предположительно она участвовала в экспозиции 1921 года под названием «Гимназист». Работа была обнаружена кураторами выставки в аварийном состоянии, и была отреставрирована на средства, собранные в рамках краудфандинговой кампании на Planeta.ru.

002 (504x700, 213Kb)
Михаил Меркушев (1899-1945). Большой мотив. 1920 г.(?) Картон, темпера. 58 х 42,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

Розанова. Валет червей. Из серии«Игральные карты». 1914–1915 гг.  (569x700, 155Kb)
Ольга Розанова (1886-1918). Валет червей. Из серии «Игральные карты». 1914–1915 гг.
Холст, масло. 80 х 65 см. Слободской музейно-выставочный центр.

Серия картин «Игральные карты», обязанная появлением интересу авангардистов к городскому фольклору и лубку и увлечению Ольги Розановой карточными гаданиями, была неоднозначно встречена публикой. Карточные герои с «гримасами на лицах» казались «изуродованными» и пугающими. Из живописного цикла 1912–1915 годов сохранилось девять картин. С поэтом Алексеем Кручёных, ставшем прототипом «Валета червей», Ольгу Розанову связывали сложные отношения.
И завершает наш обзор каталога выставки композиция Александры Экстер

Александра Экстер. Городской пейзаж (Композиция). Около 1916.  Слободской ХМ (525x700, 141Kb)
Александра Экстер (1882, Белосток, Рос. Империя - 1949, Франция). Городской пейзаж (Композиция).
Около 1916 г. Холст, масло. 117 х 88 см. Слободской музейно-выставочный центр.

А.К. Якимович. Кандинский (454x700, 116Kb)
А.К. Якимович. Кандинский. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2019 г.
– 616 с., ил. (Серия «Жизнь замечательных людей», вып.1775). Тираж 2000 экз.

Василий Васильевич Кандинский (1866—1944) — один из самых ярких и оригинальных мастеров искусств XX века. Его главным достижением считается абстрактная живопись, относимая к золотому фонду авангардного искусства. Кроме того, он был незаурядным литератором, драматургом и театральным режиссером, теоретиком искусства и педагогом, разработавшим свою методику преподавания искусств. В книге предлагается психологический портрет художника, погруженного в сомнения и поиски, внутренние коллизии, трудные отношения и споры с временем и современниками. Драматические повороты судьбы мастера были таковы, будто он прожил несколько жизней. На страницах книги читатель обнаружит многочисленную плеяду людей искусства и исторических личностей, с которыми Кандинский имел те или иные отношения, — от живописцев России и Германии до крупнейших музыкантов и поэтов разных стран, а также мыслителей и ученых начала и первой половины XX века.

ФОТО Кандинский. Портрет работы Габриэлы Мюнтер (507x700, 89Kb)
Василий Кандинский. Портрет работы Габриэлы Мюнтер (1877-1962). 1906 г.

Еще раз о "еврейском" происхождении Кандинского.
Василий Кандинский родился в 1866 году в семье успешного московского коммерсанта, который происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Дед — настоящий разбойник, грабивший сибирские караваны. Попав на каторгу, этот неуемный авантюрист создал торговое дело и стал уважаемым купцом. Фамильные легенды не врут! А со стороны матери — рафинированные прибалтийские немцы. Гремучая смесь западных и восточных кровей обусловила склад характера Кандинского, в котором вспышки чувственного темперамента парадоксально уживались с безупречными манерами и педантизмом.

ФОТО Василий Кандинский и его жена Нина Андреевская 1922 г (700x393, 64Kb)
Слева: Василий Кандинский и его жена Нина Андреевская, 1922 г. Справа: Василий Кандинский
и Габриэла Мюнтер, 1916 г.

Молодая Габриэла Мюнтер, которая была на 11 лет младше, хотела стать женой Василия Васильевича. А художник оттягивал этот момент, часто путешествовал без спутницы. Весной 1916 года уехал в Москву, обещая подготовить бумаги для брака. И сдержал обещание – 11 февраля 1917-го он женился. Правда, не на Мюнтер, а на Нине Николаевне Андреевской, с которой в 1916 году познакомился по телефону. Тогда Нине было 17 лет, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они выглядели скорее как дочь с отцом. В конце того же года у них родился сын Всеволод, которого ласково назвали Лодя. Не прошло и трех лет, как мальчик умер в 1920 году. С тех пор тема детей стала запретной в семье Кандинских.
А первой женой Кандинского была его двоюродная сестра Анна Чемякина, с которой он заключил брак в далеком 1892 году, в год окончания Московского университета, но с которой они не сошлись характером.

Кандинский 1-я абстр. акв. 1913 (700x525, 215Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Предполагаемая дата создания 1910 г. Первая абстрактная акварель.
49,6 х 64,8 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Кандинский, вероятно, не был первопроходцем абстрактного искусства. До недавнего времени большинство искусствоведов сходились во мнении о том, что первая полностью абстрактная работа принадлежит кисти Василия Кандинского. Это безымянная акварель, написанная им в 1911 году, которая хранится в парижском Центре Помпиду. Справедливости ради стоит сказать, что Кандинский не был единственным революционером: приблизительно в то же время от фигуративной живописи к абстрактной начали переходить Франтишек Купка, Робер Делоне, Пит Мондриан и Казимир Малевич. Однако именно акварель Кандинского считалась самым первым опытом такого рода.

Хильма аф Клинт (700x433, 109Kb)
Хильма аф Клинт (1862−1944). Первобытный хаос. 1906-1907 гг.

Однако обнаружился человек, который имеет все шансы потеснить Кандинского с его пьедестала. Шведская художница Хильма аф Клинт (1862−1944), как утверждается в одном недавнем исследовании, создала свою первую абстрактную работу на пять лет раньше. В 1882 году она поступила в Королевскую Академию изящных искусств в Стокгольме (в то время Швеция была одной из немногих стран, позволявших женщинам обучаться живописи в специальных учебных заведениях), а после ее окончания сняла студию в художественном квартале и занималась в основном написанием пейзажей и портретов.
Между ноябрем 1906 и мартом 1907 Хильма аф Клинт создала серию абстрактных работ под названием «Первобытный хаос». В марте 2016 года в лондонской галерее «Серпентайн» открылась выставка шведской художницы, провозглашающая ее «пионером абстрактного искусства».

1909 Дамы в кринолинах. Х, м. 96,3х128,5 см. ГТГ (700x520, 221Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Дамы в кринолинах. 1909 г. Холст, масло. 96,3 х 128,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1909 Импровизация № 2. Траурный марш. Эскиз. (ММЛ) (700x509, 132Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Импровизация № 2. Траурный марш. Эскиз. 1909 г.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.

1910 Импровизация № 14. Х, м. 125x74 см. (Музей Помпиду, Париж) (700x410, 106Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Импровизация № 14. 1910 г. Холст, масло. 125 x 74 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1910 Композиция II. Этюд. Х,м. 97,5х131,2 (МСИ Гуггенхейма, Нью-Йорк) (675x512, 254Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Композиция II. Этюд. 1910 г. Холст, масло. 97,5 х 131,2 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

ФОТО Василий Кандинский с сыном Всеволодом (Лолей) 1920 г (587x700, 89Kb)
Василий Кандинский с сыном Всеволодом (Лодей). 1920 г.

1913 Композиция VII. Х, м. 200х300 см. ГТГ (700x465, 192Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Композиция VII. 1913 г. Холст, масло. 200 х 300 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1914 Импровизация (МСИ, Нью-Йорк) (700x558, 155Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Импровизация. 1914 г. Бумага, акварель. 35,6 х 44,8 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1914 Импровизация № 5. Без названия. Х, м. 111х111 см. (Музей Тель-Авива, Израиль) (697x700, 224Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Импровизация № 5. 1914 г. Холст, масло. 111 х 111 см.
Музей изобразительных искусств, Тель-Авив, Израиль.

1914 Импровизация № 35. Х, м. 110,5х120 см. (Музей иск. Базель, Швейцария) (700x644, 226Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Импровизация № 35. 1914 г. Холст, масло. 110,5 х 120 см.
Художественный музей, Базель, Швейцария.

1917 Ахтырка. Без названия. Х, м. 27,5х33,6 см. (Музей Помпиду, Париж) (700x580, 225Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Ахтырка. Без названия. 1917 г. Холст, масло. 27,5 х 33,6 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

ФОТО Василий Кандинский и Нина Кандинская 1926 г (700x466, 77Kb)
Василий Кандинский и Нина Кандинская. 1926 г.

1925 Маленькая мечта в красном. Х, м. 35,5x41,2 см. (Музей искусств, Берн) (700x602, 243Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Маленькая мечта в красном. 1925 г. Холст, масло. 35,5 x 41,2 см.
Художественный музей, Берн, Швейцария.

1929 Внутренний альянс.j Гал Альбертина, Вена (700x602, 171Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Внутренний альянс. 1929 г. Холст, масло. 76 х 66 см.
Галерея Альбертина, Вена.

1936 Композиция IX. (Музей Помпиду, Париж) (700x406, 118Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Композиция IX. 1936 г. Холст, масло. 113,5 х 195 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1939 Композиция X. (Музей Дюссельдорфа, Германия) (700x458, 116Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Композиция X. 1939 г. Холст, масло. 130 х 195 см.
Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф.
Картину сравнивают по настроению с хоралами Баха.

1941 Разнообразные действия. Х, м. 89,2х116,1 см. (МСИ Гуггенхейма, Нью-Йорк) (700x532, 152Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Разнообразные действия. 1941 г. Холст, масло. 89,2 х 116,1 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

1944 Сдержанный порыв. Кар, м. 42x58 см. (Музей Помпиду, Париж) (700x515, 127Kb)
Василий Кандинский (1866-1944). Умеренный порыв. 1944 г. Картон, масло. 42 x 58 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

ФОТО Кандинский 1995 г (520x700, 109Kb)
Еще одна из лучших переводных книг о художнике. Мишель Лакост. Кандинский. Альбом-монография. Пер. с франц. Л.И. Таруашвили. Москва, Издательство СЛОВО / SLOVO, 1995 г. – 96 c., ил. (Серия «Картинная галерея»). На обложке «Голубое небо». 1940 г. Холст, масло. 100 х 73 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Василий Кандинский умер 13 декабря 1944 года в Нейи близ Парижа после девяти месяцев болезни и за три дня до своего 78-летия.
Нина Кандинская в сентябре 1980 года на своей вилле Эсмеральда в Швейцарии была убита грабителями, унесших драгоценности наследницы великого художника. Несколько картин Кандинского, украшавших стены, остались на месте, они не вызвали интереса нападавших. Преступление не раскрыто до сих пор.

ФОТО КАНДИНСКИЙ Надгробный памятник в Нейи под Парижем (484x700, 134Kb)
Нина Кандинская и Василий Кандинский. Надгробный памятник в Нейи под Парижем.

Смерть Василия Кандинского в декабре 1944 года под Парижем сопровождалась мистическими событиями. В это же время в концлагере Дахау подвергался пыткам американский разведчик, этнический индеец из племени навахо Дэвид Паладин. После освобождения Дахау в одном из бараков было обнаружено его тело, Паладина сочли мертвым и отправили в товарном вагоне к месту погребения. По пути Паладин подал признаки жизни, но из комы он вышел только в 1946 году. Первые его слова после возвращения были произнесены по-русски: «Я – художник Василий Кандинский». Дэвид прожил до 1984 года, занимался живописью и музыкой, играя на тех же инструментах, что и Кандинский – фортепиано и виолончели. На английском Дэвид Паладин говорил после с акцентом, а по-русски свободно и с интонациями, присущими Василию Кандинскому.

Василий Кандинский – персональный сайт


История одного художника: Василий Кандинский



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Слава44 10-09-2023-13:27 удалить
Ответ на комментарий Томаовсянка # Томаовсянка, Спасибо, Тамара, за внимание и понимание!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МОЯ БИБЛИОТЕКА. ПО СТРАНИЦАМ НОВЫХ КНИГ О РУССКОМ АВАНГАРДЕ | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»