• Авторизация


РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА ЗОЯ МАТВЕЕВА-МОСТОВА (1884-1972), ЧАСТЬ II 26-08-2023 13:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1970 Автопортрет. За мольбертом. Х, м. 75 х 63 см. ГРМ (610x700, 123Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Автопортрет. За мольбертом. 1970 г.
Холст, масло. 75 х 63 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Русская советская художница-авангардистка и график Зоя Яковлевна Матвеева-Мостова (1884-1972) принадлежала к той категории художников, которые занимали при жизни своей весьма скромное место в деятельности различных объединений и союзов. Она не стремилась в лидеры, но внимательно следила за противоречивыми явлениями современного ей искусства; пытливо на протяжении всей жизни изучала культуру прошлого, увлекаясь то одним, то другим периодом развития мирового искусства, и никогда в течение долгих лет творчества не подчиняла себя определенным программам и декларациям. Не случайно поэтому творчество Матвеевой-Мостовой долгое время было «отодвинуто» как бы на второй план, скрыто от глаз критиков и зрителей работами ведущих советских живописцев, определявших, как принято говорить, «магистральную линию» развития нашего искусства. Но с каждым годом очевиднее - понять процесс становления отечественной культуры невозможно вне изучения различных ее проявлений и, на первый взгляд, второплановых, на какое-то время оказавшихся «в тени».


1958 ГРМ (686x700, 284Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова и А.Т. Матвеев в Государственном Русском музее. Ленинград, 1958 г.

Зою Яковлевну Матвееву-Мостову знали и любили многие. Знали, разумеется, не только как жену прославленного - скульптора Александра Терентьевича Матвеева, но и как живописца.
В квартире Матвеевых на Масловке в Москве рядом с полотном П.В. Кузнецова висела и её картина. Ещё в 1900-х годах Матвеева-Мостова участвовала в выставках «Союза молодёжи», «Мира искусства»... А на склоне лет пейзажи и натюрморты её появлялись в выставочных залах Москвы, радуя тех немногих, которые их замечали. И всё же при жизни художницы никто, пожалуй, и не подозревал, какое большое и разнообразное живописное богатство создала эта сознательно отодвинувшая себя на второй план, но жизнерадостная и гостеприимная хозяйка матвеевского дома.

1960 Натура на диване. Х м 35х50 см Гал Хамовники (700x517, 182Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натурщица на диване. 1960 г. Холст, масло. 35 х 50 см.
Галерея «Хамовники», Москва.

1960 Обнаженная. Бум, масло. 30 х 26,5 см Гал Хамовники (596x700, 220Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Обнаженная. 1960 г. Бумага, масло. 30 х 26,5 см.
Галерея «Хамовники», Москва.

1960-е Двойная обнаженная модель. Бумага, фломастер, пастель. 42,2х30 см. Новгород муз-зап (578x700, 91Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Двойная обнаженная модель. 1960-е гг.
Бумага, фломастер, пастель. 42,2 х 30 см. Новгородский музей-заповедник.

1960-е Обнаженные. Бум, цвет. кар-ши. 43 × 31 см. Аук Купить картину. Цена 35.000 руб (510x700, 99Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Обнаженные. 1960-е гг.
Бумага, цветные карандаши. 43 х 31 см. Аукцион KupitKartinu.ru,
Москва. Цена 35.000 руб.

1960-е Девочка. бумага, рисунок, ручка шариковая. 43,5х28 см. Новгород муз-зап (494x700, 65Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка. 1960-е гг. Бумага, ручка шариковая.
43,5 х 28 см. Новгородский музей-заповедник.

1960-е Букет в крынке. Карт,м. 32 х 24,5 см. Новгород. муз-зап (530x700, 170Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Букет в крынке. 1960-е гг. Картон, масло.
32 х 24,5 см. Новгородский музей-заповедник.

1960 Флоксы. Бум, акв. 39 х 29,1 см. ЯХМ (519x700, 123Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Флоксы. 1960 г. Бумага, акварель. 39 х 29,1 см.
Ярославский художественный музей.

1960-е Букет в белом горшочке. Карт, м. 43х34,5 см. Новгород муз-зап (567x700, 119Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Букет в белом горшочке. 1960-е гг. Картон, масло.
43 х 34,5 см. Новгородский музей-заповедник.

1960-е Букет. Бум, акв. 43,8 х 32,4 см. ЯХМ (508x700, 98Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Букет. 1960-е гг. Бумага, акварель.
43,8 х 32,4 см. Ярославский художественный музей.

1958 (700x697, 325Kb)
З.Я. и А.Т. Матвеевы в юбилей А.Т. Матвеева в 1958 году. Ленинград, Государственный Русский музей.

Чувство цвета крепло и многообразно развивалось в творчестве Матвеевой. Нельзя не сказать об её удивительном умении обыкновенный натюрморт - цветы в стеклянном бокале - превратить в чудо лимонно-охристого и лилово-малинового всплеска, возникающего из прозрачной зелени стекла. Казалось бы, всё предельно просто и незатейливо, но букет лепится, строится, лепестки разворачиваются на плоскости, как крылья бабочки, и рождается декоративное зрелище, в котором ликует и торжествует чистая живопись. В «Морском берегу» сквозь декоративно решённый рисунок первого плана - оранжево-красные стволы сосен, раскинувших свои ветви до самого неба, - просматривается огромное пространство: пылающее от раскалённого зноя золото песка, бирюзовые, лилово-синие дали моря, пламенеющие отсветы в небе. Подобная концентрация цвета, данная во всей её глубине, встречается у Матвеевой нередко.

1960-е В мастерской скульптора А.Т. Матвеева (2) (700x459, 186Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). В мастерской скульптора А.Т. Матвеева. 1960-е гг.
Бумага, смешанная техника. 60 х 70 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
На постаменте неоконченный бюст А.С. Пушкина.

1960-е Гурзуф. В городе. Бум, акв. 32,2 х  44,3 см. ЯХМ (700x505, 86Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Гурзуф. В городе. 1960-е гг. Бумага, акварель. 32,2 х 44,3 см.
Ярославский художественный музей.

1960-е Крым. Гаспра. Бум, акв.  43,5 х 32 см. ЯХМ (520x700, 93Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Гаспра. 1960-е гг. Бумага, акварель.
43,5 х 32 см. Ярославский художественный музей.

1966 ГУРЗУФ. Дача Коровина. Карт, фан, м. 50х34 см. Гал Хамовники (462x700, 112Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Гурзуф. Дача Константина Коровина. 1966 гг.
Картон на фанере, масло. 50 х 34 см. Галерея «Хамовники», Москва.

1960 Крым. Бум, акв. 29,9 х 39,2. ЯХМ (700x528, 121Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. 1960 г. Бумага, акварель. 29,9 х 39,2 см.
Ярославский художественный музей.

1960-е Коктебель. Бум, акв. 26,9 х 36. ЯХМ (700x523, 127Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Коктебель. 1960-е гг. Бумага, акварель. 26,9 х 36 см.
Ярославский художественный музей.

1960-е Крым. Пейзаж. Бум, акв. 26,4 х 35,9 см. ЯХМ (700x524, 98Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Коктебель. 1960-е гг. Бумага, акварель. 26,9 х 36 см.
Ярославский художественный музей.

1960-е Колокольчики. Х, м. 52,5х63,3 см. Пермская КГ (700x591, 165Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Колокольчики. 1960-е гг. Холст, масло. 52,5 х 63,3 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1960-е Капуста. Бум, акв. 38,2 х 28,6 см. ЯХМ (531x700, 114Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Капуста. 1960-е гг. Бумага, акварель.
38,2 х 28,6 см. Ярославский художественный музей.

Композиционная структура картин художницы чрезвычайно выразительна. Большой мир, открывающийся за кулисами переднего плана, второе пространство, развертывающееся за окном интерьера наподобие интерьеров Матисса,- излюбленные мотивы Матвеевой-Мостовой. Вместе с тем пространственное целое всегда строго построено, композиционно организовано. Выразительным примером может служить пастель «Бельё развешано» (1960-е). Ритмические повторы провисающих веревок с развешанным бельём и полукружие деревьев на заднем плане образуют замкнутое единство, своего рода хоровод, медленно вращающийся в зелёном, пронизанном солнечными лучами мире.

1960-е Жен. портрет (477x700, 196Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Женский портрет. 1960-е гг.
Картон, масло. 50 х 35 см. Собственность Е.М. Беленковой, Москва.

1960-е Белье развешано. (607x700, 172Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Белье развешано. 1960-е гг. Бумага, пастель. 41 х 37 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.

1960-е Парк Динамо. Карт, м. 44,5х34 см. Новгород муз-зап (532x700, 114Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Парк «Динамо». 1960-е гг. Картон, масло.
44,5 х 34 см. Новгородский музей-заповедник.

1960-е Домик. Бум, масло. 29х32 см. Новгородский музей-заповед (700x634, 171Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Домик. 1960-е гг. Бумага, масло. 29 х 32 см.
Новгородский музей-заповедник.

1960-е Пейзаж с оврагом. Х, м. 50,2х63 см. Пермская ХГ (700x551, 121Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж с оврагом. 1960-е гг. Холст, масло. 50,2 х 63 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1960-е Пейзаж. бумага, монотипия, пастель масляная. 29,8 х 29,7. ЯХМ (700x681, 267Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. 1960-е гг. Бумага, монотипия, пастель. 29,8 х 29,7 см.
Ярославский художественный музей.

1960-е Лес. Таруса. Бум, паст. 28,9х20,2 см. Новгород муз-зап (491x700, 146Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Лес. Таруса. 1960-е гг.
Бумага, пастель. 28,9 х 20,2 см. Новгородский музей-заповедник.

1960-е Пейзаж с курами. Карт, м. 33х24 см. Новгород муз-зап (510x700, 111Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж с курами. 1960-е гг.
Картон, масло. 33 х 24 см. Новгородский музей-заповедник.

1960-е Интерьер с открытой балконной дверью (499x700, 139Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер с открытой балконной дверью. 1960-е гг.
Холст, масло. 49 х 33 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.

1960-е Осень. В парке. Карт, м. 25х35 см. Саратов ХМ.jpg (700x490, 134Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Осень. В парке. 1960-е гг. (?) Картон, масло. 25 х 35 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

«Осень. В парке» - работа Матвеевой-Мостовой, датировка которой до настоящего времени представляется проблематичной. Пейзаж романтичен по избранному мотиву и по манере исполнения. Подобного рода романтические мотивы художница писала нечасто, в разные периоды творчества, по-видимому, лишь тогда, когда неспокойствие природы искренне восхищало ее.
Другая жанровая картина «Беседа» (1965) исполнена в Подушкино, на даче племянницы A.В. Глазковской, где художница работала всегда интенсивно, не оставляя себе времени на отдых.

1965 Беседа (449x700, 96Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Беседа. 1965 г. Картон, масло. 50 х 35 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1960-е Портрет женщины с бусами. Бум, акв. 57,5 х  52,3. ЯХМ (631x700, 119Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Портрет женщины с бусами. 1960-е гг.
Бумага, акварель. 57,5 х 52,3 см. Ярославский художественный музей.

1960-е Суханово. Бум, акв.  38,1 х 29,2. ЯХМ (532x700, 126Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Суханово. 1960-е гг. Бумага, акварель. 38,1 х 29,2 см.
Ярославский художественный музей.

1960-е Цветы в бокале (534x700, 148Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы в бокале. 1960-е гг. Картон, масло. 34 х 25 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.

1960-е Цветы на окне. Х, м. 33х26,5 см. Новгород муз-зап (560x700, 115Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы на окне. 1960-е гг. Холст, масло. 33 х 26,5 см.
Новгородский музей-заповедник.

1960-е Розовые цветы (Герань). Бум, акв. 39 х 29,1 см. ЯХМ (682x700, 138Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Розовые цветы (Герань). 1960-е гг. Бумага, акварель. 39 х 29,1 см.
Ярославский художественный музей

1960-е Цветы на столе. Бум, акв. 43,5 х 41,7. ЯХМ (658x700, 120Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы на столе. 1960-е гг. Бумага, акварель. 43,5 х 41,7 см.
Ярославский художественный музей.

Та же гармоническая цельность есть и в картине художницы «Девушки. На пригорке» (1967). Здесь чувствуются отзвуки сферической перспективы и цветовых сочетаний Петрова-Водкина. Мягкие линии силуэтов вторят округлым очертаниям холмов, перекликаются с линией далёкого горизонта, и в результате весь этот ритмический строй рождает светлое и радостное чувство покоя, умиротворённости, а центральная фигура сидящей девушки в красной кофте и розовой юбке воспринимается как большой цветок, органически слитый с миром природы. Эта глубокая внутренняя содержательность, далеко выходящая за пределы непосредственного «сюжета» картины, является, быть может, одной из самых ценных черт искусства Матвеевой-Мостовой.

1967 Девушки. На пригорке (495x700, 112Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девушки. На пригорке. 1967 г.
Холст, масло. 97 х 68 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1967 Девушки на пригорке. Эскиз. Карт, м 35х25 см Гал Хамовники (489x700, 132Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девушки на пригорке. Эскиз. 1967 г.
Картон, масло. 35 х 25 см. Галерея «Хамовники», Москва.

1966 Девочка. Карт, м. 69,5х49,5 см. Саратов ХМ (498x700, 126Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка. 1966 г. Карт, м. 69,5х49,5 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

1966 Девочка с косичкой (474x700, 158Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка с косичкой. 1966 г.
Картон, масло. 70 х 50 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.

1967 Девочка делающая игрушки. Монотипия. Гал СССР (696x700, 257Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка, делающая игрушки. 1967 г. Монотипия.
Галерея «Хамовники», Москва.

1967 Танец. Монотипия 44,5 х 33 см Гал СССР (503x700, 179Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Танец. 1967 г. Монотипия. 44,5 х 33 см.
Галерея «Хамовники», Москва.

1962 Лодки на рене. Карт, м. 34 х 50 см. Гал Хамовники (700x490, 151Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Лодки на реке. 1962 г. Картон, масло. 34 х 50 см.
Галерея «Хамовники», Москва.

1960-е Цветы. холст на картоне, масло. 44х34,5 см Новгород. муз-зап (556x700, 135Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы. 1960-е гг. Холст на картоне, масло. 44 х 34,5 см.
Новгородский музей-заповедник.

1964 Цветы. Х, м. 57х44 см. Пермская КГ (2) (526x700, 143Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы. 1964 г. Холст, масло. 57 х 44 см.
Пермская государственная художественная галерея.

Особенно ясно ощущается это в её многофигурных композициях. В картине «Трубеж. Полощут белье» (1967) перед нами, на первый взгляд, многолюдно заселённое полотно. Прачки, то стоя, то присев на корточки, полощут и отжимают бельё на крытых мостках; позади - удаляющаяся фигура с тяжёлой корзиной белья; на проезжающих лодках изображены женщина с ребёнком, рыбак с собакой. Но никакой суеты и типично жанровой характерности в картине нет и помина. Наоборот, в ней господствует мерный, почти торжественный строй - спокойный ритм вертикалей тоненьких колонок павильона и оголённых древесных стволов, уравновешенный горизонталями дороги на заднем плане и трёх лодок на переднем. Согласный хор пластических форм подкрепляется аналогичным цветовым хором, приглушённым созвучием перламутровых, бирюзовых, сиренево-розовых тонов. И в итоге деревенская жанровая сцена оборачивается каким-то «действом», словно разыгрывается некий ритуал, свидетельствующий о жизни, исполненной внутренней красоты и полновесности.

1967 Трубеж. Полощут белье. Х, м. 84 х 100 см. ГРМ (700x587, 160Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Трубеж. Полощут белье. 1967 г. Холст, масло. 84 х 100 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1969 Пески. Девочки. Бумага, картон, масло 55,5х53,5 см. Гал Хамовники (660x700, 145Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пески. Девочки. 1969 г. Бумага, картон, масло.
55,5 х 53,5 см. Галерея «Хамовники», Москва.

Рисунок. Пристегивающая чулок. Пермская ХГ (506x700, 108Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пристегивающая чулок. Бумага, пастель.
Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Интерьер. Пермская ХГ (700x490, 143Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер. Бумага, акварель, карандаш.
Пермская государственная художественная галерея.

Интерьер дома отдыха. Крым. Бумага, акварель с белилами. 41,6 х 32. Саратов (523x700, 126Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер дома отдыха. Крым.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Бумага, акварель, белила. 41,6 х 32.

Натюрморт. Х, м. 55,5х43,5 см. Саратов ХМ (574x700, 170Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт. Холст, масло. 55,5 х 43,5 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

1968 Натюрморт. Ветка каштана (470x700, 150Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт. Ветка каштана. 1968 г.
Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы.
Холст, масло. 39 х 40 см.

Привкус творимого «действа» чудится и в ряде других картин. Таково, например, «Застолье» (1968), где несмотря на статичную композицию и отсутствие каких-либо прямых намёков, непосредственно чувствуется скрытый драматизм. Недаром подзаголовок к картине гласит: «Поминки по Кузнецову». В «Бильярде» (1969) превосходно передана и фигура игрока, прицелившегося кием, точно вся собранная перед броском, и застывшие в напряжённом внимании, неподвижные фигуры зрителей, тоже втянутые в игру, соучастники действия. И вместе с тем в этой напряжённости есть какая- то особая серьёзность, словно перед нами не просто игра, а своего рода поединок.

1968 Застолье. Поминки по Павлу Кузнецову. (593x700, 115Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Застолье. Поминки по Павлу Кузнецову. 1968 г.
Холст, масло. 62 х 55 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.

1969 Бильярд. Карт, м. 36,5 х 49,5 см. Гал Хамовники (700x520, 105Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Бильярд. 1969 г. Картон, масло. 36,5 х 49,5 см.
Собственность Т.А. Покровской, Москва.

Красный бильярд. Пермская ХГ (648x700, 163Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Красный бильярд. Картон, масло.
Пермская государственная художественная галерея.

Яблоня цветет. Самарканд. Этюд. Пермская ХГ (700x532, 141Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Яблоня цветет. Самарканд. Этюд. 1942-1943 гг.
Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Пейзаж. Пермская ХГ (700x661, 239Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. Бумага, гуашь, карандаш.
Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Ленинград. Корабль 'Мурманск'. Пермская ХГ (700x512, 96Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Ленинград. Корабль «Мурманск». Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Ленинград. Пермская ХГ (700x477, 76Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Ленинград. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

1960-е Парусники на Неве. Х, м. 63х50 см. Пермская ХГ (557x700, 99Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Парусники на Неве. 1960-е гг.
Холст, масло. 63 х 50 см. Пермская государственная художественная галерея.

Ленинград. Бум, паст. 30,2х22,6. Саратов (538x700, 152Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Ленинград. Бумага, пастель. 30,2 х 22,6 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

1970 Автопортрет в комбинезоне (479x700, 120Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Автопортрет в комбинезоне. 1970 г.
Бумага, фломастер. 43 х 29 см. Собственность А.В. Глазковской, Москва.

Живописец по натуре, Зоя Яковлевна в то же время очень тонко чувствовала пластическую форму. В известной мере здесь, вероятно, сыграло роль воздействие Матвеева, приучившее её сосредоточивать на натуре свой взгляд художника. Подчас скульптуры Матвеева становились персонажами натюрмортов художницы. Но, воссоздавая живыми средствами статуэтку (например, в «Натюрморте с бокалом», 1947), художница как бы снимает плотность, материальность скульптуры, своеобразно одухотворяя её. соотносит с прозрачным, стеклянным дематериализованным «духом» бокала, и весь натюрморт в целом превращается в своего рода эмблему дома Матвеевых.
Важнее, однако, всё возрастающий интерес к пластической выразительности поз и жестов. Часто Матвеева-Мостовая вовсе не давала черт лица, но меткость и точность решения фигуры были таковы, что характер образа вставал со всей убедительностью.

Столовая. Дзинтери. Пермская ХГ (507x700, 133Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Столовая. Дзинтари. Бумага, гуашь, карандаш.
Пермская государственная художественная галерея.

Женщина с беретом (двусторонняя) Холст, масло. 54x46 см  Аук Antonija, Рига, 2020 (588x700, 146Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Женщина с беретом (двусторонняя).
Холст, масло. 54 x 46 см. Аукционный дом Antonija, Рига, Латвия, 2020 г.

Женщина с беретом (двусторонняя) 2 Холст, масло. 54x46 (589x700, 155Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Женщина с беретом (двусторонняя).
Холст, масло. 54 x 46 см. Аукционный дом Antonija, Рига, Латвия, 2020 г.

Городской пейзаж с машинами. Пермская КГ (700x553, 127Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Городской пейзаж с машинами. Бумага, акварель, белила.
Пермская государственная художественная галерея.

Пейзаж с парусами. Пермская ХГ (700x529, 107Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж с парусом. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея.

Пейзаж. Х, м. 41х55 см. Саратов ХМ (700x523, 130Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. Холст, масло. 41 х 55 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

Рисунок. Пейзаж. Рига. Лодки. Пермская ХГ (700x508, 87Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. Рига. Лодки. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

Зима. Каток. Пермская ХГ (512x700, 98Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Зима. Каток. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея.

1972 (700x484, 174Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова и искусствовед Е.Е. Тагер на выставке А.В. Лентулова в Москве. 1971 г.

Последние годы Зои Яковлевны ознаменованы новым подъёмом. Именно в вещах 1960-1970-х годов появились удивительная свежесть, острота, порой и озорной задор. Это сказалось в стремлении к максимальной экспрессивности, заострённости резко очерченных пластических форм в её живописи («Художник и модель», «Карточный домик»), в графике («На пляже», серия рисунков обнажённой натуры).

1968 Художник и модель (700x610, 102Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Художник и модель. 1968 г. Холст, масло. 50 х 59 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1970 Карточный домик. Х, м. 70х56 см. Саратов ХМ (565x700, 132Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Карточный домик. 1970 г. Холст, масло. 70 х 56 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

Рисунок. Крым. Коктебель. Пермская КГ (700x548, 117Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Коктебель. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

На пляже. Пермская ХГ (700x420, 93Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). На пляже. Бумага, масло.
Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Паланга. Берег моря. Пермская ХГ (700x532, 104Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Паланга. Берег моря. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Крым. Пустынный пляж. Пермская ХГ (630x700, 115Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Пустынный пляж. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Паланга. Пермская ХГ (505x700, 118Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Паланга. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

Набережная летом. Бум, фломастер. 18х19,7. Саратов (700x643, 228Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Набережная летом. Бумага, фломастер. 18 х 19,7 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

1970 Автопортрет. За мольбертом. Х, м. 75 х 63 см. ГРМ (610x700, 123Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Автопортрет. За мольбертом. 1970 г.
Холст, масло. 75 х 63 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Последний автопортрет завершает размышления Матвеевой-Мостовой над темой «художник и модель». В качестве модели выступает сама художница - усталая и очень пожилая женщина. Интересны документальные подробности творческого процесса: портрет поставлен не на мольберт, а на стул; художница работает сидя, держа в руках любимые кисти. В отличие от предыдущих работ, посвященных той же теме, живописец не столько физически действует, сколько думает. Приковывает к себе вылепленное пробелами лицо: движения кисти быстры и беспощадны. Уже в процессе создания это произведение встретило восхищенное отношение коллег-художников. И не случайно. В нем - мудрый взгляд художницы на себя и натуру нашел выражение глубоко серьезное и экспрессивное, полное неспокойствия и многозначного смысла.

Рисунок. Суханово. Пермская ХГ (700x523, 143Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Суханово. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

Крымский пейзаж (700x595, 105Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крымский пейзаж. Эскиз. Бумага, акварель.

1967 Вид из окна. Х, м. 62 х 55 см. Пермская ХГ (625x700, 134Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Вид из окна. 1967 г. Холст, масло. 62 х 55 см.
Пермская государственная художественная галерея.

Цветы на желтом столике. Пермская ХГ (568x700, 112Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы на желтом столике. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея.

1969 Натюр. с балхарским кувшином. Калужский ХМ. Открытка2 (565x700, 206Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт с балхарским кувшином. 1969 г.
Калужский музей изобразительных искусств. Открытка.

Рисунок. Натюрморт. Маки. Пермская ХГ (514x700, 104Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт. Маки. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Натюрморт со скульптурой. Пермская ХГ (488x700, 107Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт со скульптурой. Эскиз.
Бумага, цветные карандаши. Пермская государственная художественная галерея.

Рисунок. Натюрморт. Пермская ХГ (488x700, 103Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт. Эскиз. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

1971 (646x700, 248Kb)
З.Я. Матвеева-Мостова и искусствовед Е.Е. Тагер на выставке А.В. Лентулова в Москве.
Фрагмент фотографии 1971 г.

Зоя Яковлевна дожила до 88 лет. Но периода старческого увядания она не знала ни в жизни, ни в творчестве. Она работала, не уступая своим младшим современникам. З.Я. Матвеева-Мостова скончалась 4 января 1972 года в Москве и похоронена на Новодевичьем кладбище.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II, Л-Я Биографии. Стр. 109-110, 160.

ФОТО Зоя Матвеева-Мостова. Живопись. М, Сов. худ.,1981 г. (2) (576x700, 139Kb)
Н.Н. Фомина. Зоя Матвеева-Мостова. Живопись. Альбом-монография. Москва, Издательство «Советский художник»,1981 г. 128 с., 58 ил. (Серия «Мастера советского искусства»). Тираж 20.000 экз. В альбоме также публикуются дневники З.Я. Матвеевой-Мостовой, которые она вела во время поездок в Италию в 1910 г. и Грецию в 1913 г.

Живопись Матвеевой-Мостовой




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА ЗОЯ МАТВЕЕВА-МОСТОВА (1884-1972), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»