З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Автопортрет. За мольбертом. 1970 г.
Холст, масло. 75 х 63 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Русская советская художница-авангардистка и график Зоя Яковлевна Матвеева-Мостова (1884-1972) принадлежала к той категории художников, которые занимали при жизни своей весьма скромное место в деятельности различных объединений и союзов. Она не стремилась в лидеры, но внимательно следила за противоречивыми явлениями современного ей искусства; пытливо на протяжении всей жизни изучала культуру прошлого, увлекаясь то одним, то другим периодом развития мирового искусства, и никогда в течение долгих лет творчества не подчиняла себя определенным программам и декларациям. Не случайно поэтому творчество Матвеевой-Мостовой долгое время было «отодвинуто» как бы на второй план, скрыто от глаз критиков и зрителей работами ведущих советских живописцев, определявших, как принято говорить, «магистральную линию» развития нашего искусства. Но с каждым годом очевиднее - понять процесс становления отечественной культуры невозможно вне изучения различных ее проявлений и, на первый взгляд, второплановых, на какое-то время оказавшихся «в тени».
З.Я. Матвеева-Мостова и А.Т. Матвеев в Государственном Русском музее. Ленинград, 1958 г.
Зою Яковлевну Матвееву-Мостову знали и любили многие. Знали, разумеется, не только как жену прославленного - скульптора Александра Терентьевича Матвеева, но и как живописца.
В квартире Матвеевых на Масловке в Москве рядом с полотном П.В. Кузнецова висела и её картина. Ещё в 1900-х годах Матвеева-Мостова участвовала в выставках «Союза молодёжи», «Мира искусства»... А на склоне лет пейзажи и натюрморты её появлялись в выставочных залах Москвы, радуя тех немногих, которые их замечали. И всё же при жизни художницы никто, пожалуй, и не подозревал, какое большое и разнообразное живописное богатство создала эта сознательно отодвинувшая себя на второй план, но жизнерадостная и гостеприимная хозяйка матвеевского дома.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натурщица на диване. 1960 г. Холст, масло. 35 х 50 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Обнаженная. 1960 г. Бумага, масло. 30 х 26,5 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Двойная обнаженная модель. 1960-е гг.
Бумага, фломастер, пастель. 42,2 х 30 см. Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Обнаженные. 1960-е гг.
Бумага, цветные карандаши. 43 х 31 см. Аукцион KupitKartinu.ru,
Москва. Цена 35.000 руб.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка. 1960-е гг. Бумага, ручка шариковая.
43,5 х 28 см. Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Букет в крынке. 1960-е гг. Картон, масло.
32 х 24,5 см. Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Флоксы. 1960 г. Бумага, акварель. 39 х 29,1 см.
Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Букет в белом горшочке. 1960-е гг. Картон, масло.
43 х 34,5 см. Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Букет. 1960-е гг. Бумага, акварель.
43,8 х 32,4 см. Ярославский художественный музей.
З.Я. и А.Т. Матвеевы в юбилей А.Т. Матвеева в 1958 году. Ленинград, Государственный Русский музей.
Чувство цвета крепло и многообразно развивалось в творчестве Матвеевой. Нельзя не сказать об её удивительном умении обыкновенный натюрморт - цветы в стеклянном бокале - превратить в чудо лимонно-охристого и лилово-малинового всплеска, возникающего из прозрачной зелени стекла. Казалось бы, всё предельно просто и незатейливо, но букет лепится, строится, лепестки разворачиваются на плоскости, как крылья бабочки, и рождается декоративное зрелище, в котором ликует и торжествует чистая живопись. В «Морском берегу» сквозь декоративно решённый рисунок первого плана - оранжево-красные стволы сосен, раскинувших свои ветви до самого неба, - просматривается огромное пространство: пылающее от раскалённого зноя золото песка, бирюзовые, лилово-синие дали моря, пламенеющие отсветы в небе. Подобная концентрация цвета, данная во всей её глубине, встречается у Матвеевой нередко.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). В мастерской скульптора А.Т. Матвеева. 1960-е гг.
Бумага, смешанная техника. 60 х 70 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
На постаменте неоконченный бюст А.С. Пушкина.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Гурзуф. В городе. 1960-е гг. Бумага, акварель. 32,2 х 44,3 см.
Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Гаспра. 1960-е гг. Бумага, акварель.
43,5 х 32 см. Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Гурзуф. Дача Константина Коровина. 1966 гг.
Картон на фанере, масло. 50 х 34 см. Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. 1960 г. Бумага, акварель. 29,9 х 39,2 см.
Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Коктебель. 1960-е гг. Бумага, акварель. 26,9 х 36 см.
Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Коктебель. 1960-е гг. Бумага, акварель. 26,9 х 36 см.
Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Колокольчики. 1960-е гг. Холст, масло. 52,5 х 63,3 см.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Капуста. 1960-е гг. Бумага, акварель.
38,2 х 28,6 см. Ярославский художественный музей.
Композиционная структура картин художницы чрезвычайно выразительна. Большой мир, открывающийся за кулисами переднего плана, второе пространство, развертывающееся за окном интерьера наподобие интерьеров Матисса,- излюбленные мотивы Матвеевой-Мостовой. Вместе с тем пространственное целое всегда строго построено, композиционно организовано. Выразительным примером может служить пастель «Бельё развешано» (1960-е). Ритмические повторы провисающих веревок с развешанным бельём и полукружие деревьев на заднем плане образуют замкнутое единство, своего рода хоровод, медленно вращающийся в зелёном, пронизанном солнечными лучами мире.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Женский портрет. 1960-е гг.
Картон, масло. 50 х 35 см. Собственность Е.М. Беленковой, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Белье развешано. 1960-е гг. Бумага, пастель. 41 х 37 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Парк «Динамо». 1960-е гг. Картон, масло.
44,5 х 34 см. Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Домик. 1960-е гг. Бумага, масло. 29 х 32 см.
Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж с оврагом. 1960-е гг. Холст, масло. 50,2 х 63 см.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. 1960-е гг. Бумага, монотипия, пастель. 29,8 х 29,7 см.
Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Лес. Таруса. 1960-е гг.
Бумага, пастель. 28,9 х 20,2 см. Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж с курами. 1960-е гг.
Картон, масло. 33 х 24 см. Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер с открытой балконной дверью. 1960-е гг.
Холст, масло. 49 х 33 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Осень. В парке. 1960-е гг. (?) Картон, масло. 25 х 35 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
«Осень. В парке» - работа Матвеевой-Мостовой, датировка которой до настоящего времени представляется проблематичной. Пейзаж романтичен по избранному мотиву и по манере исполнения. Подобного рода романтические мотивы художница писала нечасто, в разные периоды творчества, по-видимому, лишь тогда, когда неспокойствие природы искренне восхищало ее.
Другая жанровая картина «Беседа» (1965) исполнена в Подушкино, на даче племянницы A.В. Глазковской, где художница работала всегда интенсивно, не оставляя себе времени на отдых.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Беседа. 1965 г. Картон, масло. 50 х 35 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Портрет женщины с бусами. 1960-е гг.
Бумага, акварель. 57,5 х 52,3 см. Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Суханово. 1960-е гг. Бумага, акварель. 38,1 х 29,2 см.
Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы в бокале. 1960-е гг. Картон, масло. 34 х 25 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы на окне. 1960-е гг. Холст, масло. 33 х 26,5 см.
Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Розовые цветы (Герань). 1960-е гг. Бумага, акварель. 39 х 29,1 см.
Ярославский художественный музей
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы на столе. 1960-е гг. Бумага, акварель. 43,5 х 41,7 см.
Ярославский художественный музей.
Та же гармоническая цельность есть и в картине художницы «Девушки. На пригорке» (1967). Здесь чувствуются отзвуки сферической перспективы и цветовых сочетаний Петрова-Водкина. Мягкие линии силуэтов вторят округлым очертаниям холмов, перекликаются с линией далёкого горизонта, и в результате весь этот ритмический строй рождает светлое и радостное чувство покоя, умиротворённости, а центральная фигура сидящей девушки в красной кофте и розовой юбке воспринимается как большой цветок, органически слитый с миром природы. Эта глубокая внутренняя содержательность, далеко выходящая за пределы непосредственного «сюжета» картины, является, быть может, одной из самых ценных черт искусства Матвеевой-Мостовой.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девушки. На пригорке. 1967 г.
Холст, масло. 97 х 68 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девушки на пригорке. Эскиз. 1967 г.
Картон, масло. 35 х 25 см. Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка. 1966 г. Карт, м. 69,5х49,5 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка с косичкой. 1966 г.
Картон, масло. 70 х 50 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Танец. 1967 г. Монотипия. 44,5 х 33 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Лодки на реке. 1962 г. Картон, масло. 34 х 50 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы. 1960-е гг. Холст на картоне, масло. 44 х 34,5 см.
Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы. 1964 г. Холст, масло. 57 х 44 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Особенно ясно ощущается это в её многофигурных композициях. В картине «Трубеж. Полощут белье» (1967) перед нами, на первый взгляд, многолюдно заселённое полотно. Прачки, то стоя, то присев на корточки, полощут и отжимают бельё на крытых мостках; позади - удаляющаяся фигура с тяжёлой корзиной белья; на проезжающих лодках изображены женщина с ребёнком, рыбак с собакой. Но никакой суеты и типично жанровой характерности в картине нет и помина. Наоборот, в ней господствует мерный, почти торжественный строй - спокойный ритм вертикалей тоненьких колонок павильона и оголённых древесных стволов, уравновешенный горизонталями дороги на заднем плане и трёх лодок на переднем. Согласный хор пластических форм подкрепляется аналогичным цветовым хором, приглушённым созвучием перламутровых, бирюзовых, сиренево-розовых тонов. И в итоге деревенская жанровая сцена оборачивается каким-то «действом», словно разыгрывается некий ритуал, свидетельствующий о жизни, исполненной внутренней красоты и полновесности.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Трубеж. Полощут белье. 1967 г. Холст, масло. 84 х 100 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пески. Девочки. 1969 г. Бумага, картон, масло.
55,5 х 53,5 см. Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер дома отдыха. Крым.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Бумага, акварель, белила. 41,6 х 32.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт. Холст, масло. 55,5 х 43,5 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт. Ветка каштана. 1968 г.
Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы.
Холст, масло. 39 х 40 см.
Привкус творимого «действа» чудится и в ряде других картин. Таково, например, «Застолье» (1968), где несмотря на статичную композицию и отсутствие каких-либо прямых намёков, непосредственно чувствуется скрытый драматизм. Недаром подзаголовок к картине гласит: «Поминки по Кузнецову». В «Бильярде» (1969) превосходно передана и фигура игрока, прицелившегося кием, точно вся собранная перед броском, и застывшие в напряжённом внимании, неподвижные фигуры зрителей, тоже втянутые в игру, соучастники действия. И вместе с тем в этой напряжённости есть какая- то особая серьёзность, словно перед нами не просто игра, а своего рода поединок.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Застолье. Поминки по Павлу Кузнецову. 1968 г.
Холст, масло. 62 х 55 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Бильярд. 1969 г. Картон, масло. 36,5 х 49,5 см.
Собственность Т.А. Покровской, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Красный бильярд. Картон, масло.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Яблоня цветет. Самарканд. Этюд. 1942-1943 гг.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Ленинград. Корабль «Мурманск». Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Ленинград. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Парусники на Неве. 1960-е гг.
Холст, масло. 63 х 50 см. Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Ленинград. Бумага, пастель. 30,2 х 22,6 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Автопортрет в комбинезоне. 1970 г.
Бумага, фломастер. 43 х 29 см. Собственность А.В. Глазковской, Москва.
Живописец по натуре, Зоя Яковлевна в то же время очень тонко чувствовала пластическую форму. В известной мере здесь, вероятно, сыграло роль воздействие Матвеева, приучившее её сосредоточивать на натуре свой взгляд художника. Подчас скульптуры Матвеева становились персонажами натюрмортов художницы. Но, воссоздавая живыми средствами статуэтку (например, в «Натюрморте с бокалом», 1947), художница как бы снимает плотность, материальность скульптуры, своеобразно одухотворяя её. соотносит с прозрачным, стеклянным дематериализованным «духом» бокала, и весь натюрморт в целом превращается в своего рода эмблему дома Матвеевых.
Важнее, однако, всё возрастающий интерес к пластической выразительности поз и жестов. Часто Матвеева-Мостовая вовсе не давала черт лица, но меткость и точность решения фигуры были таковы, что характер образа вставал со всей убедительностью.
З.Я. Матвеева-Мостова и искусствовед Е.Е. Тагер на выставке А.В. Лентулова в Москве. 1971 г.
Последние годы Зои Яковлевны ознаменованы новым подъёмом. Именно в вещах 1960-1970-х годов появились удивительная свежесть, острота, порой и озорной задор. Это сказалось в стремлении к максимальной экспрессивности, заострённости резко очерченных пластических форм в её живописи («Художник и модель», «Карточный домик»), в графике («На пляже», серия рисунков обнажённой натуры).
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Художник и модель. 1968 г. Холст, масло. 50 х 59 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Карточный домик. 1970 г. Холст, масло. 70 х 56 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Паланга. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Набережная летом. Бумага, фломастер. 18 х 19,7 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Автопортрет. За мольбертом. 1970 г.
Холст, масло. 75 х 63 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Последний автопортрет завершает размышления Матвеевой-Мостовой над темой «художник и модель». В качестве модели выступает сама художница - усталая и очень пожилая женщина. Интересны документальные подробности творческого процесса: портрет поставлен не на мольберт, а на стул; художница работает сидя, держа в руках любимые кисти. В отличие от предыдущих работ, посвященных той же теме, живописец не столько физически действует, сколько думает. Приковывает к себе вылепленное пробелами лицо: движения кисти быстры и беспощадны. Уже в процессе создания это произведение встретило восхищенное отношение коллег-художников. И не случайно. В нем - мудрый взгляд художницы на себя и натуру нашел выражение глубоко серьезное и экспрессивное, полное неспокойствия и многозначного смысла.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Суханово. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова и искусствовед Е.Е. Тагер на выставке А.В. Лентулова в Москве.
Фрагмент фотографии 1971 г.
Зоя Яковлевна дожила до 88 лет. Но периода старческого увядания она не знала ни в жизни, ни в творчестве. Она работала, не уступая своим младшим современникам. З.Я. Матвеева-Мостова скончалась 4 января 1972 года в Москве и похоронена на Новодевичьем кладбище.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II, Л-Я Биографии. Стр. 109-110, 160.
Н.Н. Фомина. Зоя Матвеева-Мостова. Живопись. Альбом-монография. Москва, Издательство «Советский художник»,1981 г. 128 с., 58 ил. (Серия «Мастера советского искусства»). Тираж 20.000 экз. В альбоме также публикуются дневники З.Я. Матвеевой-Мостовой, которые она вела во время поездок в Италию в 1910 г. и Грецию в 1913 г.