Зоя Яковлевна Матвеева-Мостова. Фотография 1910-е гг.
Зоя Яковлевна Матвеева-Мостова (1884-1972) – русский советский живописец, график. Училась в Киевском художественном училище, в 1905-1907 гг. в Петербурге на педагогических курсах в Императорской Академии художеств у Ф.Э. Ционглинского. В 1920 году поступила в мастерскую Н.И. Альтмана в Государственные свободные художественно-учебные мастерские (СВОМАС) в класс А.Т. Матвеева и А.Е. Карёва. С 1909 г. участница выставок. Член объединений «Мир искусства» (1913-1924), «Союз молодежи» (с 1913), «4 искусства» (1926-1928), принадлежала к кругу мастеров «Голубой розы». Член Союза советских художников с 1936 года. Занятия живописью сочетала с преподаванием и общественной работой, в годы Великой Отечественной войны помогала спасению коллекций Государственного Эрмитажа, в эвакуации создала серию пейзажей Самарканда. Состояла в браке со скульптором А.Т. Матвеевым.
Зоя Яковлевна Мостова. Фотография 1903 г.
Зоя Яковлевна Матвеева-Мостова родилась 29 января (10 февраля по новому стилю) 1884 года в Перми в семье педагогов. Дочь помощника классного наставника Пермской классической гимназии, надворного советника. После смерти главы семейства от туберкулеза в 1884 году, мать с детьми переехала в Киев. Здесь Матвеева окончила Киевскую министерскую гимназию. В семье все любили искусство: мать рисовала, старшая сестра некоторое время училась в МУЖВЗ, средняя была профессиональной певицей. Но наиболее последовательной оказалась младшая Зоя: в 1905 г. она окончила Киевское художественное училище, там же подружилась с А.Е. Карёвым, который сыграл в её судьбе не последнюю роль, познакомив позднее с саратовскими художниками П.В. Кузнецовым, П.С. Уткиным, А.Т. Матвеевым, и ввёл её в круг художников «Голубой розы».
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Вечерние мысли. 1900-е гг. Бумага, уголь. 63 х 46 см.
Самарский областной художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер. 1900-е гг. Холст, масло. 51 х 48 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. Деревья. 1906 г. Холст, масло. 55 х 62 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Гора Кошка. 1910-1912 гг. Холст, масло. 55 х 80 см.
Собственность А.В. Глазковской, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крымский пейзаж. 1910-1912 гг. Холст, масло. 49 х 51 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Скалы. 1912 г. Бумага, пастель. 22,7 х 31,7 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Пейзаж. 1912 г. Бумага, пастель. 23,6 х 31,4 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Хутор. До 1917 г. Холст, масло. 25 х 47,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Пейзаж. 1910-1920 гг. Бумага, уголь, пастель. 27,2 х 36,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Мостова в группе студентов на занятиях в Киевском художественном училище. Справа З.Я. Мостова.
Фотография до 1905 г.
В 1906 году Мостова переезжает в Петербург, где продолжила своё образование в частной школе-студии Я.Ф. Ционглинского на педагогических курсах при Императорской Академии художеств (ИАХ), которую посещала с мая по сентябрь 1907 г. Трижды в 1905, 1906 и 1907 гг. пыталась сдать экзамены на звание учителя рисования в Высшее художественное училище при ИАХ. В 1907 году сдала экзамены на звание учителя рисования. С 1910 по 1919 год преподавала рисование в школе, совмещая это со службой в Министерстве финансов.
Мостова входила в число художников неоимпрессионистов, группировавшихся вокруг Н.И. Кульбина. Была экспонентом кульбинских выставок: «Современные течения в искусстве» (1908 г. в составе «Художественно-психологической группы», работы «Ольха», «Розы», «Оливковая роща», «Этюды. Симеиз»), на «Импрессионисты» (1909), а также в открытой 15 февраля 1912 г. Кульбиным в Екатеринодаре выставки «Современная живопись», где демонстрировались работы многих членов «Союза молодёжи».
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Афины. 1913 г. Бумага, акварель. 23,8 х 30 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Греция. Сидящий грек. 1913 г. Бум, паст. 30 х 24 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Афины. Агавы. 1913 г. Бумага, акварель. 29,8 х 23,9 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Греция. Афины. Акрополь. 1913 г. Бумага, пастель. 22,8 х 30 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Греция. Район Тесейон в Афинах. 1913 г. Бумага, пастель. 24 х 27,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Греция. Пейзаж. 1913 г. Бумага, пастель. 23,2 х 28,7 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Город Смирна. 1913 г. Бумага, пастель. 24 х 31 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Греция. Золотой телец. 1913 г. Бумага, акварель.
29,3 х 23,2 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Гречанка. 1913 г.
Бумага, акварель. 58 х 24 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева,
Москва.
Семейная группа. Петербург, Покровская улица, 1906-1907 гг. Справа З.Я. Мостова.
В работах Мостовой начала 1910-х гг. обнаруживаются очевидные тенденции фовизма (например, крымские пейзажи 1910-1912 гг.). Важными для её художественного образования были заграничные поездки: в 1910 году – во Францию и Италию, в 1913 году – в Грецию и Константинополь.
Символистским устремлениям «голуборозовцев» Матвеева-Мостовая осталась чужда. Но именно в этой среде усвоила она ту высокую живописную культуру, которая, с одной стороны, опиралась на завоевания французского постимпрессионизма, а с другой - через Врубеля и Борисова-Мусатова - восходила к исконно национальной традиции вплоть до древнерусской фресковой живописи.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Портрет турка. 1913 г. Холст, масло. 63 х 58 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Кавказ. 1913 г. Холст, масло. 64,5 х 58,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Пейзаж. 1914 г. Бумага, акварель, анилин. 27,4 х 35,7 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Пейзаж. 1914 г. Бумага, уголь, пастель. 26,6 х 36,9 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Пейзаж. 1914 г. Бумага, пастель, уголь. 26,6 х 36,7 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Коктебель. 1912 г. Бумага, пастель. 26,6 х 36,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. 1914 г. Бумага, пастель. 23,9 х 31 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Коктебель. 1914 г. Бумага, пастель, соус. 24 х 31 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Коктебель. 1914 г. Бумага, соус, сангина. 24 х 23 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Мостова на велосипеде (эмансипе!). Петербург, Покровская улица, 1908-1909 гг.
С конца 1909 года Матвеева участвовала в организации общества «Союз молодёжи», в том числе в поиске и аренде его первой мастерской на набережной реки Карповка, 25. Была одним из первых членов общества, однако в результате внутренних конфликтов в январе - начале февраля 1910 года вышла вместе с М.В. Матюшиным, Е.Г. Гуро, Н.И. Любавиной и Р.В. Воиновым из его состава. Осенью 1912 года эти художники возвращаются в «Союз молодёжи» и принимают участие в 4-й выставке общества в Петербурге (4 декабря 1912 - 10 января 1913), на которой Мостова экспонировала два «Эскиза».
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Женщины у сепаратора. 1910-1916 гг. Холст, масло. 70 х 89 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Мифологический сюжет. 1913-1914 гг. Холст, масло. 70 х 89 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Идолы. 1913-1914 гг. Холст, масло. 67 х 88 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крыши. Петербург. 1912 г. Картон, масло, темпера. 48 х 51 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер на 18-ой линии. До 1920 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер с буфетом. 1910-1916 гг.
Холст, масло. 65 x 54 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер ленинградской квартиры. 1920 г.
Холст, масло. 63 x 57 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Ленинградская квартира. Интерьер. 1920 г.
Холст, масло. 62 х 56 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Мостова, 1910-е гг. На столе – восточные статуэтки, изображенные в картине «Идолы» (1913-1914)
Для картин Мостовой, связанных с «Союзом молодёжи», характерен сюжетный историзм (античные и восточные сцены), а также интерес к африканскому искусству. Стилистика этих работ демонстрирует влияние Вольдемара Матвея («Идолы», 1913-1914. Музей-мастерская А.Т. Матвеева. Москва). Его влияние вновь проявилось в поздней живописи Мостовой (вторая половина 1960-х).
Колористический дар чувствуется уже в первых работах Зои Яковлевны. Так, в картине 1913 года «Роща с розовыми стволами» розовая («гогеновская») земля, сиреневые стволы деревьев и буйная сине-зелёная масса листвы, написанные быстрой темпераментной кистью, образуют выразительное целое, в чём-то перекликающееся с врубелевской гаммой.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Аллочка. 1910 г. Бумага, пастель. 24 х 32 см.
На картине изображена племянница художницы А.В. Глазковская.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Роща с розовыми стволами. 1913 г. Холст, масло. 62 х 92,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж Крыма. 1912 г. Бумага, пастель. 15,6 х 27,3 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Аллея. 1910-е гг. Холст, масло. 63 x 53 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Красная поляна. 1912 г. Бумага на картоне, гуашь.
30,2 х 23,1 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. Закат. Серия «Сурики». 1920 г. Бумага, пастель. 19 х 22 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
Сидящая девушка. Серия «Сурики». 1920 г. Бумага, пастель. 22 х 19 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девушка с серпом. Серия «Сурики».
1920 г. Бумага, пастель. 22 х 19 см.
На протяжении всей жизни Матвеева-Мостова писала натюрморты с цветами. Обычно они создавались в один сеанс, художница стремилась написать цветы в короткий период их жизни, часто намеренно создавая ощущение их незаконченности. В ее творчестве таких живых, ясных по настроению натюрмортов немало.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Тюльпаны в банке. 1913-1916 гг.
Холст, масло. 34 х 29 см. Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт с лилиями. 1915 г. Холст, масло. 62 х 55 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Цветы. 1916 г. Холст, масло. 49,5 х 45 см.
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
З.Я. Мостова. Фотография 1910-е гг.
До 1917 года Мостова принимала участие в выставках объединения «Мир искусства» (январь-февраль 1913, Петербург - «Городской пейзаж»; 1913 г. в Киеве - «Городской пейзаж»; ноябрь 1913 г., Петербург. - «Акрополь (Афины)», «Судак (Крым)»; 1913-1914 гг. Москва, те же картины. В 1924 году Мостова также экспонировала свои произведения на последней выставке этого объединения в России.
Художественно-образным строем городской пейзаж Мостовой «Крыши. Петербург» (1912) напоминает произведения некоторых художников «Мира искусства» и прежде всего М. Добужинского. Влияние в данном случае сказывается очень органично. Матвеева выстраивает не свойственную ей пространственность композиции, но тонко разрабатывает колорит городского пейзажа.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). На рынке, 1920-е гг. Холст, масло. 104,5 х 136 см.
Собрание Романа Бабичева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Дуб. 1920-е гг. Фанера, масло. 34 х 38 см. Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Лодки. 1920-е гг. Фанера, масло. 44 х 25 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Деревня вечером. Бумага, гуашь. 21,5 х 27,8 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Деревня «Сурики». Пейзаж. 1920-е гг. Бумага, пастель.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Коктебель. 1925 г. Фанера, масло. 35,5 х 45,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Коктебель. Вид на гору Малка и Эгер-Оба. 1929 г. Фанера, масло.
Дом-музей Максимилиана Волошина, Коктебель.
В 1914 году Зоя Мостова стала женой скульптора Александра Терентьевича Матвеева (1878-1960) и взяла двойную фамилию Матвеева-Мостова. В середине 1910-х гг. после женитьбы Матвеевы ищут подходящее для жизни и творчества жилье. Большого размаха позволить себе Александр и Зоя не могли, была подыскана скромная квартира-мастерская на Васильевском острове. Зоя, обустраивая жизнь и быт молодой семьи, в это время меньше выставляется и пишет. Одна из картин этого периода - «Интерьер на 18 линии». В этой комнате прошли насыщенные творчеством десять лет жизни. До 1923 года она будет одновременно и мастерской, и столовой, здесь будут задумываться и осуществляться многие шедевры скульптора. Тональное звучание полотна, неяркое и гармоничное, как считают исследователи, «петербургское» – будет характерно для Мостовой и позже в ее интерьерах 1930-х годов.
И только на рубеже 1910-1920-х годов в творчестве Матвеевой-Мостовой произойдут существенные изменения. Этому благоприятствовал переезд в огромную квартиру в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта, которая на два десятилетия станет местом жизни и активной творческой деятельности семьи Матвеевых.
А.Т. Матвеев в мастерской. Фотография 1910-е гг.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Портрет мужа, скульптора А.Т. Матвеева. 1920-1930-е гг.
Бумага, акварель, белила. 29 х 26 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка с миской. 1924-1925 гг. Холст, масло. 86 х 68 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Портрет девочки. 1924-1925 гг. Холст, масло. 67,5 х 57 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Портрет спящей в кресле. 1926 г. Холст, масло. 99 х 82,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Игра в шахматы. 1928-1930 гг. Картон, масло. 50 х 57 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Коктебель. 1929 г. Бумага, акварель 26,8 х 35,7 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Теннис в Коктебеле. 1929 г. Бумага, акварель.
Дом-музей Максимилиана Волошина, Коктебель.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Летний пейзаж с аллеей. 1930-е гг. Холст, масло. 56 х 65,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Аллея в Крыму. 1930-е гг. Бумага, акварель. 21,5 х 31 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. 1930-е гг. Холст, масло. 54 х 49,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Автопортрет. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 27,1 х 24,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В 1920 году для продолжения образования Матвеева-Мостова поступила в Петроградские Государственные свободные художественно-учебные мастерские (ГСХУМ), в мастерскую СВОМАСа, руководимую Натаном Альтманом. Там также с 1921 г. преподавали А.Т. Матвеев и А.Е. Карёв. Под влиянием Матвеева Мостова выбирает классическое направление в искусстве и уничтожает большинство своих ранних авангардных работ (вероятно, по настоянию мужа).
Матвеева-Мостова была также связана с объединением «4 искусства» и участвовала в выставках общества в 1926 и 1928 гг. в Москве и Ленинграде, где выставляла свою картину «Девочка с миской» (1924-1925, ГРМ), которую очень ценила.
Александр Матвеев (автор модели). Зоя Матвеева-Мостова (автор росписи). 1. Скульптура «Надевающая чулок». Государственный фарфоровый завод. 1923 г. Н=15,3 см. 2. Скульптура «Надевающая туфлю». Государственный фарфоровый завод. 1923 г. Н=18,7 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В 1923 году Матвеева-Мостова исполнила роспись первых экземпляров фарфоровых скульптур из серии «Обнажённых» по моделям А.Т. Матвеева, в том числе «Девушка с чашкой», «Надевающая туфлю», «Надевающая чулок» и другие на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде, который вслед за Ленинградом в 1924 г. после смерти Ленина был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девочка. 1920-е гг. Бумага, пастель. 37 х 25,4 см.
Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пряха. 1934 г. Бумага, картон, масло. 46 х 41 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. А.Т. Матвеев на берегу моря. 1936 г.
Бумага, акварель, белила. 33 х 30 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт с маской. 1930-е гг.
Холст, масло. 55 х 40 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Деревья. 1936 г. Бумага, акварель, гуашь. 26 х 32 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
Пейзажи Крыма 1936 года поразительно отличаются от крымской серии 1914 года. Они написаны
акварельно-прозрачно, светло. Мотивы приобретают камерный характер.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Вид Исаакиевского собора со стороны
набережной реки Нева. 1930-е гг. Бумага, акварель. 31 х 21,5 см.
Галерея «Хамовники», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Ленинград. Квартира художника. 1932 г.
Холст, масло. 72 х 51 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Трубеж. 1939 г. Картон, темпера. 50 х 70 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Трубеж - река в Ярославской области, правый приток Оки. Впадает в озеро Плещеево.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Пейзаж. 1940 г. Холст, масло. 42,5 х 49,6 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова. Фотография 1930-е гг.
Великая Отечественная война застала Матвеевых в Ленинграде. Зоя Яковлевна вместе со многими деятелями культуры включилась в работу по спасению коллекций Государственного Эрмитажа. В конце 1941 года Матвеевы навсегда покидают Ленинград и свою большую квартиру-мастерскую на набережной Лейтенанта Шмидта. Многие работы художницы оставались в блокадном Ленинграде, их бережно сохранили ее сестры,
Два года эвакуации в 1942-1943 гг. Матвеевы проведут в Самарканде, где мастер будет преподавать студентам скульптурных отделений Московских и Ленинградских вузов. Несмотря на тяжелые и непривычные условия, художники активно работали и в эвакуации, Зоя Яковлевна в любых обстоятельствах умела создать возможности для творчества. Скульптор Рабинович вспоминал: «Спокойно, взяв себя в руки, работала она в эвакуации, не теряя способности восхищаться и удивляться окружающей ее жизнью». Зоя Яковлевна создает в Самарканде произведения, составившие своеобразную сюиту, посвященную Средней Азии. Самаркандские маленькие пейзажи, выполненные маслом и акварелью - это этюды, написанные в непосредственном контакте с натурой.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). А.Т. Матвеев на диване. 1940-1950-е гг.
Бумага, акварель, белила. 59 х 49 см. Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Портрет мальчика. 1940 г. Холст, масло. 46 x 39 см.
Самарский областной художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Самарканд. 1942-1943 гг. Бумага, акварель, гуашь.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Самарканд. 1942-1943 гг. Бумага, акварель, гуашь.
Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Самарканд. 1942-1943 гг.
Бумага, акварель, гуашь. Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Самарканд. 1942-1943 гг. Бумага, акварель.
31,9 х 21,8 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Самарканд. Узбек на осле. 1942-1943 гг. Картон, масло. 18 х 28 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Самарканд. Улица. 1942-1943 гг. Картон, масло. 18 х 28 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Самарканд. 1942-1943 гг. Бумага, акварель. 32 х 29 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Дворик на Сущевской. Весна. 1947 г.
Бумага, темпера. Собственность А.В. Глазковской, Москва.
А.Т. Матвеев и З.Я. Матвеева-Мостова у себя дома. Фотография. Ленинград, 1932 г.
После возвращения из эвакуации Матвеевы выбирают местом жительства Москву. Зоя Яковлевна по-прежнему много работает в пейзаже - Прибалтика, Крым, куда супруги выезжают в дома творчества, виды Верхней Масловки, часто написанные прямо из окна. Во второй половине 1940-х годов Матвеевы нередко отдыхали летом на даче П.В. Кузнецова в Кратове под Москвой, где Матвеева-Мостова могла много работать. Пейзажи и интерьеры, написанные ею на даче Кузнецовых, отличает яркая декоративность, которая получила дальнейшее развитие в ее живописи 1950-1960-х годов.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Интерьер. Чердак дачи Кузнецовых. Конец 1940-х гг.
Холст, масло. 36 х 50 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Абитуриентка из села. 1950 г.
Картон, масло. 72 х 50 см. Собственность галереи «СОВКОМ», Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Девушка в красном платке. Эскиз. 1950-е гг.
Картон, масло. 34,8 х 25 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Геологи в горах. 1950-е гг. Картон, масло. 36 х 50 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Морской берег. Дзинтари. 1950-е гг. Холст, масло. 50 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Прогулка. 1950-е гг. Холст, масло. 30 х 24,5 см.
Новгородский музей-заповедник.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Прогулка. Эскиз к картине. Бумага, акварель, карандаш.
1950-е гг. Пермская государственная художественная галерея.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Гурзуф. Пристань. 1950 г. Бумага, акварель. 28,5 х 35,7 см.
Ярославский художественный музей.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Крым. Интерьер. 1950-е гг. Бумага, акварель, белила. 43,5 х 32 см.
Музей-мастерская А.Т. Матвеева, Москва.
З.Я. Матвеева-Мостова (1884-1972). Натюрморт с бокалом и скульптурой. 1947 г.
Бумага, гуашь, акварель. 39 х 35 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
З.Я. Матвеева-Мостова и А.Т. Матвеев в Государственном Русском музее. Ленинград, 1958 г.
Александр Терентьевич Матвеев в Москве продолжает преподавать и работать над проектами памятников, но в 1948 году, попав под каток кампании по борьбе с космополитизмом, вынужденно оставляет педагогическую деятельность. Это событие подорвало силы уже немолодого художника. Отлученный от любимых учеников, Матвеев потерял одну из опор своей жизни. Скульптор продолжает работать творчески, выставляется, в том числе и на международных выставках, но прогрессирующая болезнь становится причиной его ухода из жизни в 1960 году. Он скончался 22 октября 1960 года в Москве в возрасте 82 лет и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Могила А.Т. Матвеева на Новодевичьем кладбище в Москве.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II, Л-Я Биографии. Стр. 109-110, 160.
Н.Н. Фомина. Зоя Матвеева-Мостова. Живопись. Альбом-монография. Москва, Издательство «Советский художник»,1981 г. 128 с., 58 ил. (Серия «Мастера советского искусства»). Тираж 20.000 экз. В альбоме также публикуются дневники З.Я. Матвеевой-Мостовой, которые она вела во время поездок в Италию в 1910 г. и Грецию в 1913 г.