• Авторизация


ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ НАДЕЖДА ПЕТРОВНА ХОДАСЕВИЧ-ЛЕЖЕ (1904-1982), УЧЕНИЦА К.С. МАЛЕВИЧА 13-08-2023 23:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1948 Автопортрет-2.Б.г (497x700, 110Kb)
Надежда Ходасевич-Леже (1904-1982). Автопортрет. 1948 г. Холст, масло. 91,5 х 65 см.
Музей Благовещения, Сен-Тропе, Франция. Частное собрание.

Надежда Петровна Ходасевич-Леже (1904-1982) - российская и французская художница, живописец, график, мозаичист XX века, ученица Казимира Малевича и яркий представитель парижской художественный школы. Работы Нади выставлялись в Париже в 1930 годах наравне с произведениями мэтров – Василия Кандинского, Ханса Арпа, Александры Экстер, Ле Корбюзье, Фернана Леже и многих других. В ее оригинальном творчестве (живопись, графика, монументальное искусство, дизайн) были сплавлены и переработаны многие знаковые художественные направления XX века – от кубизма, супрематизма и пуризма до соцреализма. В 1952 году она стала женой Фернана Леже, впоследствии приложив колоссальные усилия для сохранения, популяризации и увековечивания его творческого наследия. Конец своей жизни посвятила налаживанию связей Европы с СССР.


1920 Надя Леже в 16 лет (600x700, 116Kb)
Надя Леже в 16 лет. Фото с паспорта, 1920 г.

Надежда Петровна Ходасевич-Леже (фр. Nadia Khodossievitch-Lége) родилась 4 октября 1904 года, в деревне Осетище, Витебской губернии Российской империи (ныне Докшицкий район Витебской области). Родители будущей художницы происходили из Борисовского уезда Белоруссии. Мать, Мария, родилась в селе Зембине, была ткачихой, воспитавшей девятерых детей. Отец, Пётр родился в Мужанке и был «сидельцем», то есть, продавцом водки в казённой лавке. Семья была многодетной и бедной. Мечты юной Нади о профессии художницы родные воспринимали как нелепую блажь.

1919 Автопортрет (630x700, 194Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Автопортрет 1919 г.

1920 Ксенька (475x700, 206Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Ксенька. 1920 г.

1920 Интерьер 4-мя женщинами на кухне. Бум, кар, 31,2 х 23,8 см. ЧС (535x700, 184Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Интерьер с четырьмя женщинами на кухне.
1920 г. Бумага, карандаш. 31,6 х 24 см. Частное собрание.

1920 Комп. с обнаж. фигурой. Х, м. 27 х 35 см. ЧС (700x536, 123Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция с обнаженной фигурой. 1920 г. Холст, масло. 27 х 35 см.
Частное собрание.

1922 Восточные музыканты. Бум, гуашь и тушь, каран 36,5 х 53,3 см. ЧС (700x485, 133Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Восточные музыканты. 1922 г. Бумага, гуашь, тушь, карандаш. 36,5 х 53,3 см.
Частное собрание.

1922 Таджикские музыканты (700x512, 179Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Таджикские музыканты. 1922 г.

1922  Супрем. жен-на (446x700, 106Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая женщина. 1922 г.

1918-1920 Пресс-папье. Смоленск. (Мастерская Малевича) 3 (453x700, 129Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Пресс-папье. Мастерская К.С. Малевича.
Смоленск, 1918-1920 гг.

1920-1969 Envol de formes géométriques, I, by Nadia léger, 1920-69. (700x518, 75Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Движение геометрических форм I. 1920-1969 гг.
Необходимое пояснение. Надя Леже многие свои супрематические картины повторяла в 1960-1970-е годы по ранним эскизам и наброскам 1920-х годов, поэтому на них указывается двойная датировка. И выполнены они, в основном, в технике гуаши на бумаге.

1920 супрем. Композиция из красных, черных и серых геометрических фигур.Отпеч. 1960-70-е (495x700, 128Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция из красных,
черных и серых геометрических фигур. 1920 г. Литография. Отпечатано 1960-1970-е гг.

1921-1968 Движение к Луне,130 w 89 cm. ЧС (502x700, 66Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Движение форм к Луне. 1921-1968 гг.
Холст, масло. 130 х 89 см. Auction by Artcurial, Париж, 2020 г.

1922 Комп. Бум, акв. 22×32,5. ЧС (700x493, 141Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция. 1922 г. Бумага, акварель. 22 х 32,5 см. Частное собрание.

1920-1924 Супрематизм. Композиция «Солнечный взрыв». Отпечат. 1960-е (700x524, 125Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. 1920-1960-е гг.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

1936 portrait-nadia-leger-2 (510x700, 92Kb)
Надя Ходасевич у своего автопортрета. 1940-е гг.

СМОЛЕНСК - ВАРШАВА

В 1919 году Надя Ходасевич приезжает в Смоленск, и в возрасте 15 лет поступает в Государственные свободные мастерские (СВОМАС), где посещала занятия Владислава Стржеминского. Здесь она столкнулась с отчаянно смелыми идеями переустройства мира силами искусства. В смоленском СВОМАСе действовал филиал Витебского УНОВИСа, созданный и возглавляемый ведущим авангардистом Казимиром Малевичем, которого Надя боготворила и прислушивалась к каждому его слову. Юную художницу поразила новизна системы восприятия мира в новом искусстве, о которой ей рассказали её наставники, ученики Малевича, живописец-авангардист и теоретик Владислав Стржеминский и его жена, скульптор-конструктивист Катаржина Кобро. Однажды мастер заявил о том, что живопись мертва. А на смену ей пришли кинематограф и архитектура. Кто знает, как бы сложилась судьба талантливой девочки, если бы однажды ей не попалась в руки статья Фернана Леже, в которой он утверждал обратное: живопись бессмертна!
К этому периоду относится ее первая картина «Пресс-папье», кубистическая работа, свидетельствующая о замечательном мастерстве в изображении форм и гармонии цветов.

1922-1961 Абстрактная композиция. Бум, акв. 21 x 29,2 cm. ЧС (700x517, 116Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Абстрактная композиция. 1922-1961 гг. Бумага, акварель. 21 x 29,2 см.
Частное собрание.

1920-1960-е Супрематизм (563x700, 101Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематизм. 1920-1960-е гг.

1920-е Супрематизм № 4. Композиция с черными кругами на белом фоне.  (499x700, 135Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематизм № 4. Композиция
с черными кругами на белом фоне. 1920-е гг.

1922-1926 (555x700, 130Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. 1922-1926 гг.

1922-1966 Композиция в двух частях. Карт, гуашь, каран. 66,5 х 50,5 см. ЧС (548x700, 106Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция в двух частях. 1922-1966 гг.
Картон, гуашь, карандаш. 66,5 х 50,5 см. Auction by Desa Unicum, Варшава, 2013 г.

1922-1963 Абстрактная композиция. Бум, акв, гуашь. 33 x 22.9 cm. ЧС (504x700, 128Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Абстрактная композиция. 1922-1963 гг.
Бумага, акварель, гуашь. 33 x 22,9 см. Частное собрание.

1922-1968 Начало движения (Взлет I) (2) (546x700, 138Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Начало движения (Взлёт I). 1922-1968 гг.

1923 Абстрактная композиция. Бум, акв, уголь, каран. 31 х 22 см. ЧС (700x469, 98Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Абстрактная композиция. 1923 г. Бумага, акварель, уголь, карандаш.
31 х 22 см. Частное собрание.

1923-1962 Композиция. Бум, акв, гуашь. 24,5 х 33 см. ЧС (700x524, 100Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция. 1923-1962 гг. Бумага, акварель, гуашь. 24,5 х 33 см.
Частное собрание.

1923 Супрем. комп. Карт, гуашь, тушь. 36,5×27. ЧС (509x700, 79Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. 1923 г.
Картон, гуашь, тушь. 36,5 х 27 см. Частное собрание.

1923-1962 Композиция. Бум, акв, уголь, каран, чернила. 21×29,5 см. ЧС (497x700, 10.5Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция. 1923-1962 гг. Бумага, акварель,
уголь, карандаш, тушь. 21 х 29,5 см. Частное собрание.

1923-1967 Движение фигур на синем фоне, Х, м. 92 x 65 cm. ЧС (501x700, 89Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Движение фигур на синем фоне. 1923-1967 гг.
Холст, масло. 92 x 65 см. Частное собрание.

1927 Надя Леже с дочерью Вандой (502x700, 133Kb)
Надя Леже с дочерью Вандой. Фотография 1927 г.

Через короткое время Надя Ходасевич оказалась в Варшаве, где её без экзаменов приняли в число студентов Варшавской Академии художеств. Она живёт в монастырском приюте, подрабатывает модисткой. В Академии Надя Ходасевич познакомилась со своим сверстником, художником Станиславом Грабовским (1901, Лиепая - 1957, Шартр), сыном зажиточного польского чиновника. Станислав и Надя, несмотря на протесты родителей жениха, решили пожениться. Жизнь в Варшаве в консервативной семье родителей мужа тяготила и мало вязалась с авангардистскими идеалами молодых супругов. Они отправляются в Париж, чтобы продолжить обучение.

1925-1930 Натюр. с кофемолкой (660x700, 131Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт с кофемолкой. 1925-1930 гг.

1925 Натюрморт с вазой (451x700, 72Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт с вазой. 1925 г.

1926 Композиция № 1 (455x700, 155Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция № 1. 1926 г.

1926 Композиция № 2 (409x700, 70Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция № 2. 1926 г.

1924-1968 Движениеформ в пространстве на белом фоне. Х, м 148 x 116 cm. ЧС Марины и Бориса Молчановых (553x700, 98Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Движение форм в пространстве на белом фоне.
1924-1968 гг. Холст, масло. 148 x 116 см. Частное собрание Марины и Бориса Молчановых.

1925 формы и движения вокруг Солнца. Бум, гуашь. 22 х 30 см. ЧС (700x532, 96Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Движение форм вокруг Солнца. 1925 г. Бумага, гуашь. 22 х 30 см.
Частное собрание.

1928 Абстр. комп-я с красн. кругом, написанная под влиянием Малевича и его супрематизма Бум, гуашь, кар. 22,5 х 30,9. Нац. ХМ Бел, Минск (700x466, 108Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Абстрактная композиция с красным кругом, написанная под влиянием
Малевича и его супрематизма. 1928 г. Бумага, гуашь, карандаш. 22,5 х 30,9 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

1929 Формы в движении, Бум, гуашь, 22,5 х 30,5 см. ЧС (700x520, 80Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Формы в движении. 1929 г. Бумага, гуашь. 22,5 х 30,5 см.
Частное собрание.

1932 Передача (отправка) геометрических форм II. Бум, смеш. тех. 22,5 х 30,5 см. ЧС (700x532, 133Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Движение геометрических форм II. 1932 г. Бумага, смешанная техника.
22,5 х 30,5 см. Частное собрание.

1932 Jouets de ma fille dans l’espace.  Х, м (538x700, 90Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Игрушки моей дочери в космосе. 1932 г. Холст, масло.

1934 Инструменты в космосе (526x700, 66Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Инструменты в космосе. 1934 г.

1935 Портрент (Автополртрет) Бум, гуашь, тушь, сепия. 21,5 х 24 см. ЧС, (700x610, 162Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет (Автопортрет?). 1935 г. Бумага, гуашь, тушь, сепия. 21,5 х 24 см.
Частное собрание.

1932 Портрет Мориса Тореза. Бум, см. тех. 91 х 74 см. ЧС (580x700, 94Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Мориса Тореза. 1932 г.
Бумага, гуашь, тушь. 90 х 74 см. Частное собрание.

1934-1940 Портрет Луи Арагона. Х, темпера. 90 x 72 cm. ЧС (521x700, 120Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Мужской портрет (Портрет Луи Арагона?).
1934-1940 гг. Бумага, гуашь. 39 x 29 см. Частное собрание.

1939 Suprematistische Komposition Бум, гуашь. 30 х 23 см. ЧС.jpg (536x700, 58Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. 1939 г.
Бумага, гуашь. 30 х 23 см. Частное собрание.

Надя и Фернан в мастерской Леже с молодыми коллегами.  (700x466, 128Kb)
Надя и Фернан в мастерской Леже с молодыми коллегами. Париж

В следующем, 1924 году пара приезжает в Париж. Надя Ходасевич завершает своё обучение, стажируясь в Академии современного искусства, возглавляемой Фернаном Леже. Однако совместная жизнь со Станиславом Грабовским не задалась и в Париже. В 1927 году, вскоре после рождения дочери Ванды, супруги расходятся.
Семья Грабовского продолжает материально поддерживать Надю и её дочь. В 1929—1930 годах значительную сумму из денег, присланных польскими Грабовскими, Надя Ходасевич вкладывает в издание французско-польского авангардного журнала «L’Art Contemporain - Sztuka Współczesna»; она выступает под именем Ванды Ходасевич-Грабовской (Nadieżda Wanda Chodasiewicz-Grabowska) и публикует в иллюстративной части журнала свою лаконичную абстрактную работу в духе Ханса Арпа (1886—1966); текст самого Арпа был представлен в том же номере. Всего за 2 года вышло 3 номера.

1929 Журнал Соврем. искусство (549x700, 130Kb)
Журнал «Современное искусство» №2, издававшийся Надей Леже в 1929-1930 гг.

Abstrakte Komposition mit rotem Kreis auf schwarzem Hintergrund. Бум, гуашь, каран. 22,3 х 30,8 см. ЧС (516x700, 91Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Абстрактная композиция с красным кругом
на черном фоне. Бумага, гуашь, карандаш. 22,3 х 30,8 см. Частное собрание.

Композиция супрематическая (2) (474x700, 98Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция.
Бумага, акварель, гуашь. 63,3 х 22,5 см.
Аукцион Rossini Maison de Ventes aux Enchères, Париж, 2012 г.

Suprematistische Komposition (700x504, 64Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. Бумага, акварель, карандаш. 22,5 х 30,5 см.
Частное собрание.

Комп. с кругами. Б, гуашь, каран. 22.5 x 30.5 cm. ЧС (700x506, 84Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция с кругами. Бумага, гуашь, карандаш. 22,5 x 30,5 см.
Частное собрание.

Супрем. комп. Бум, гуашь 23 x 31 cm. ЧС (700x540, 97Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. Бумага, гуашь. 23 x 31 см.
Частное собрание.

Супрем. комп. Бум, масло. 73 x 106.5 cm. ЧС (700x492, 83Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. Бумага, масло. 73 x 106,5 см.
Частное собрание.

Супрематическая композиция в белом и черном цветах. Бум, гуашь. 22,5 х 321,5 см. ЧС (700x505, 67Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция в белом и черном цветах. Бумага, гуашь.
22,5 х 32,5 см. Частное собрание.

1936 Автопортрет из книни Suprematisme de Nadia Khod (554x700, 111Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Автопортрет. 1936 г. Из книги
«Suprematisme de Nadia Khodossievitch-Leger» (1972)

1938 Автопортрет на фоне картины (700x549, 110Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Автопортрет на фоне картины. 1938 г.

В начале 1930-х гг. Надя Ходасевич, во многом благодаря Владиславу Стржеминскому, поддерживает связь с польским авангардом. Кроме того, она участвует в выставке объединения «Круг и квадрат» («Cercle et Carré»), проходившей в парижской галерее «23».
В начале Второй мировой войны Надя Ходасевич вступила в Движение Сопротивления, в оккупированном Париже участвовала в подпольной работе. В 1944 году вступила в Союз советских патриотов и Союз помощи бывшим военнопленным для возвращения на родину.

1941 Автопортрет 3 (588x700, 130Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Автопортрет- клятва Сопротивлению. 1941 г.

1941 Автопортрет (700x447, 130Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Автопортрет с ружьем. 1941 г.

1942 Фернан Леже и его красный петух (700x509, 123Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Фернан Леже и его красный петух. 1942 г.

1945 The numerous portraits made by Nadia decorate the 10th Congress of the French Communist Party in June 1945. (700x397, 99Kb)
В июне 1945 года многочисленные портреты, сделанные Надей Леже, украшали 10-й съезд
Французской коммунистической партии.

1945 Ленин lenine-nadia-leger-1945 (522x700, 72Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). В.И. Ленин. 1945 г.

1945 Портрет И.В. Сталина (528x700, 91Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет И.В. Сталина. 1945 г.

1945 Морис Торез thoreз.  Бум. на карт, гуашь. 39,5 x 30 cm (520x700, 87Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Морис Торез. 1945 г.
Бумага на картоне, гуашь. 39,5 x 30 см.

1945 frachon-nadia-leger-1945 (522x700, 74Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Бенуа Фрашон. 1945 г.
Бенуа Фрашон (1893-1975) - французский профсоюзный деятель, участник
Движения Сопротивления, секретарь Французской коммунистической партии.

1945 picasso (610x700, 90Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Пабло Пикассо. 1945 г.
Пикассо в 1944 году вступил во Французскую коммунистическую партию.

1945 Эмблема Франции - Марианна на мэрии в Монруж (700x582, 166Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Эмблема Франции - Марианна на мэрии в Монруже.
Фотография 1945 г.

1948 Эскиз плаката ФКП (402x700, 141Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Эскиз плаката Французской
коммунистической партии. 1948 г.

1950 Материнство (529x700, 139Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Материнство. От имени миллионов
наших детей требуем мира. 1950 г.

Пикассо в гостях у Фернана и Нади Леже в Бьо на Лазурном берегу (700x525, 92Kb)
Пабло Пикассо в гостях у Фернана и Нади Леже в Бьоте на Лазурном берегу.

В 1945 году Надя Леже организовала аукцион живописи; предоставила свои работы и убедила участвовать в аукционе знаменитостей: Пабло Пикассо, Жоржа Брака. Собранные средства были отправлены в пользу советских военнопленных и депортированных. Не будучи ее близким другом, Пикассо всегда поддерживал Надю, активистку и художницу. Их первая встреча состоялась в 1945 году. Набравшись смелости, она отправилась в дом Пикассо: «Выбери из моих картин то, что ты хочешь. И бери столько, сколько захочешь!», сказал Пикассо. Надя не может в это поверить. Она снимает три картины. В этот послевоенный период ни один приглашенный художник не мог отказаться по примеру Пикассо. Благодаря Пикассо Надя собрала 150 картин (Брак, Матисс...), проданных в пользу Красной Армии. С этой первой встречи возникает соучастие, даже дружба.

1949 Фернан Леже - Чтение. Портрет Нади. ГМИИ им.Пушкина (516x700, 121Kb)
Фернан Леже (1881-1955). Чтение. Портрет Нади. 1949 г. Холст, масло. 92 х 73 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1953 П-т Ленина. Бум, смеш. тех, коллаж. 44.5 x 37.5 cm. ЧС (588x700, 108Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет В.И. Ленина. 1953 г. Бумага, смешанная техника,
коллаж. 44,5 x 37,5 см. Частное собрание.

1953 В.Маяковский в 1910 году. Гос. музей Маяк, Москва (488x700, 103Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Владимир Маяковский в 1910 году. 1953 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1953 Война в Корее. Х, м.  (700x406, 125Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Война в Корее. Холст, масло. 1953 г. Холст, масло.
Auction by Millon & Associes, Париж, 2019 г.

1952 Материнство (Миру мир). Холст, масло. 96,5х129,5. ГМИИ (700x522, 140Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Материнство (Миру мир). 1952 г. Холст, масло. 96,5 х 129,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Материнство (470x700, 91Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Материнство. 1950-е гг.

1953 Строители (526x700, 140Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Строители. 1953 г. Холст, масло.

ФОТО Фернан Леже (1881-1955) Строители (Строители с алоэ). 1951.  (700x565, 186Kb)
Фернан Леже (1881-1955). Строители (Строители с алоэ). 1951 см. Холст, масло. 160 х 200 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1953 Шахтеры (530x700, 178Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Шахтеры. 1953 г. Холст, масло.

Продавшица рыбы (519x700, 179Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Продавщица рыбы. 1950-е гг.

В бассейне (534x700, 110Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). В бассейне. 1950-е гг.

1950-е Натюрморт. Б.г (700x516, 165Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт. 1950-е гг.

1949 Nature morte au compotier (700x554, 139Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт с компотом (Nature morte au compotier). 1949 г.

1953 Натюр. Х, м. 46 x 65 cm. ЧС (700x494, 97Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт. 1953 г. Холст, масло. 46 x 65 см. Частное собрание.

1954 Натюрморт с фруктами и кувшином. Бум, смеш, техн. 28 х 42 см. ЧС (700x458, 127Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт с фруктами и кувшином. 1954 г. Бумага, смешанная, техника.
28 х 42 см. Частное собрание.

1957 Nature morte à la poupée. Х, м. 73 by 92 cm. ЧС (700x556, 113Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт с куклой. 1957 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 4.000 – 6.000 фунтов.

1958 Nature morte n°2,. Х, м. 54 х 73 cm. ЧС (700x528, 144Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт № 2. 1958 г. Холст, масло. 54 х 73 см. Частное собрание.

1956-1958 Биоморфная композиция на красном фоне. Х, м. 60 х 73 см. ЧС (700x570, 110Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Биоморфная композиция на красном фоне. 1956-1958 гг.
Холст, масло. 60 х 73 см. Частное собрание.

Натюрморт с самоваром (475x700, 113Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт с самоваром. 1950-е гг.

1955 Надежда и Фернан Леже (700x462, 87Kb)
Надежда Ходасевич и Фернан Леже. Фотография 1950-е гг.

БРАК С ФЕРНАНОМ ЛЕЖЕ

Через некоторое время после смерти первой жены, Жанны Лои, Фернан Леже сблизился с бывшей слушательницей Академии, а теперь его личной ассистенткой, Надей Ходасевич-Грабовской. Фернан и Надя поженились 21 февраля 1952 года. Регистрация состоялась в мэрии Монружа. После скромной свадьбы супруги Леже поселились в небольшом доме с прилегающим к нему садом в юго-западном пригороде Парижа, в Жиф-сюр-Иветт.
17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Он умер на 75 году жизни, оставив жене значительное наследство, в том числе дом близ средиземноморского Антиба в окрестностях городка Бьот, и коллекцию созданных им произведений искусства.

1960-1970-е Колхозницы (700x459, 150Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Колхозницы. 1950-1960-е гг.

1963 Юрий Гагарин (619x700, 115Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Юрий Гагарин. 1963 г.

1963 gagarine-suprematiste-nadia-leger-1963-gouache (509x700, 85Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематический портрет Юрия Гагарина.
1963 г. Бумага, гуашь.

1962 Натюрморт (700x559, 143Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Натюрморт. 1962 г.

1959 Композиция на черном фоне Б, гуашь. 22,5 х 30,5 см. ЧС (700x485, 83Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция с тремя кругами на черном фоне. 1959 г.
Бумага, гуашь. 22,5 х 30,5 см. Частное собрание.

1960 Composition suprématiste. Бум, гуашь. 34 х 25,5 см. ЧС (489x700, 79Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. 1960 г.
Бумага, гуашь. 34 х 25,5 см. Частное собрание.

1962 Комп. (500x700, 86Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция. Литография.
Издательство Иностранной литературы, Москва, 1962 г.

1962 (1) suprematisme_au_triangle_rouge (498x700, 107Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция с красным треугольником.
Литография. Издательство Иностранной литературы, Москва, 1962 г.

1960-е Супрематическая композиция. Бумага, автолитография, коллаж. 68,9х49,8. ЯХМ (553x700, 73Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция. 1960-е гг.
Бумага, автолитография, коллаж. 68,9 х 49,8 см.
Ярославский художественный музей.

1962 (2) (498x700, 92Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция. Литография.
Издательство Иностранной литературы, Москва, 1962 г.

1962 (4) (452x634, 99Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция. Литография.
Издательство Иностранной литературы, Москва, 1962 г.

1963 Композиция. Бумага; акварель, гуашь. 22 х 31 см. ЧС (700x509, 143Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция. 1963 г. Бумага, акварель, гуашь. 22 х 31 см.
Частное собрание.

Фернан и Надя Леже (700x513, 141Kb)
Фернан Леже и Надя Леже. Фото середина 1950-х гг.

В память о муже в городке Биот Ходасевич-Леже взялась организовать Музей Леже с масштабной коллекцией его работ. 4 февраля 1957 года был заложен первый камень Музея Фернана Леже, проект для которого разработал архитектор Андрей Свечин. В те же годы она обустраивает Музей-ферму Леже в деревне Лизор, в Нормандии, на родине художника. 13 мая 1960 года состоялась церемония открытия Музея Леже в Бьоте. Почётными председателями на мероприятии были Жорж Брак, Пабло Пикассо и Марк Шагал.

ФОНациональный музей Фернана Лежеrufr в окрестностях городка Бьот в Приморских Альпах; крупнейшее в мире собр. созданных за полстолетия  (700x351, 82Kb)
Национальный музей Фернана Леже в окрестностях городка Бьот в Приморских Альпах, крупнейшее в мире
собрание авангарда за последние полстолетия ХХ в.

1965 Ж-на с ребенком. Карт, перо, тушь. 80×65 см (568x700, 117Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Женщина с ребенком. 1965 г. Картон, перо, тушь. 80 х 65 см.
Частное собрание.

1965-1970 Комп с 3-мя вазами. Х, м. 65 х 92 cm ЧС. (700x513, 98Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция с тремя вазами. 1965-1970 гг. по эскизу 1925 г.
Холст, масло. 65 х 92 см. Auction by Artcurial, Париж, 2020 г.

В начале 1960-х годов Надя Леже отправляется в новое приключение: она возвращается к супрематизму. Созданные в период с 1965 по 1972 год, ее супрематические работы были тогда неправильно поняты и даже раскритикованы ее коллегами. Сегодня «Формы в пространстве» Нади Леже рассматриваются как звенья художественного путешествия, охватившего ХХ век.

1968 Абстрактная композиция. Бумага, гуашь, карандаш. 25 х 34,5 см. ЧС (700x507, 93Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Абстрактная композиция. 1968 г. Бумага, гуашь, карандаш. 25 х 34,5 см.
Частное собрание.

1969 Composition suprématiste, fond rouge et orange (700x533, 83Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция на красном и оранжевом фоне. 1969 г.

1969 Супрем № 1. Комп. с черным кругом и красн. треугол-ком на бел. фоне. Chambre Syndicale de l’Estampe, du Dessin et du Tableau Пари (500x700, 75Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематизм № 1. Композиция с черным кругом
и красным треугольником на белом фоне. 1969 г. Бумага, шелкография.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1969 Композиция. Бум, акв, гуашь31,5×22,5 см. ЧС (511x700, 151Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Композиция. 1969 г. Бумага, акварель, гуашь.
31,5 х 22,5 см. Частное собрание.

1969 Супрематическая композиция. на небесно-голубой и серый фон Бумага, автолитография, коллаж. 68,9х49,8. ЯХМ (2) (527x700, 48Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Супрематическая композиция на небесно-голубом
и сером фоне. 1969 г. Бумага, автолитография, коллаж. 68,9 х 49,8 см.
Ярославский художественный музей.

ФОТО Слева направо Жорж Бокье, Лиля Брик, Надя, Луи Арагон, Эльза Триоле, Василий Катанян (519x650, 87Kb)
На снимке (слева направо): Жорж Бокье, Лиля Брик, Надя Леже, Луи Арагон, Эльза Триоле
и Василий Катанян. Париж, 1960-е гг.

В 1967 году Ходасевич-Леже и Жорж Бокье передали музей с расположенной в нём коллекцией работ Фернана Леже, а также участок земли, на котором он был построен, в дар Франции. Через 10 лет после основания, Музей Леже получил статус Национального музея Фернана Леже. 4 февраля 1969 Андре Мальро, министр по делам культуры Франции, выступил на его открытии.
В Музее представлены 348 произведений Фернана Леже: живопись, рисунки, мозаики, изделия из бронзы, керамика и гобелены а также работы самой дарительницы, Нади Леже; среди них — мозаичные портреты Чайковского, Толстого, Маяковского, Гагарина. Ходасевич-Леже и её муж Жорж Бокье (Georges Bauquier, 1910—1997) становятся пожизненными попечителями Музея Леже.

1960-е Лариса Жадова, Марк Шагал и Надя Леже 2 (700x438, 87Kb)
Лариса Жадова, Марк Шагал и Надя Леже. Фото 1960-е гг.

В 1974 году двадцать мозаичных портретов Нади Леже были отправлены для выставки в Дубну и установлены перед ДК «Мир». Из-за начавшегося разрушения в нашем климате они были отправлены в складские помещения Объединенного института ядерных исследований в забвение на 20 долгих лет. И только в 1996 году в связи с 40-летием наукограда, после реставрации часть из них вернули на прежнее место, но уже не все. В «живых» осталось только 14 мозаик (космонавты Ю.А. Гагарин, В.М. Комаров, Г.Т. Добровольский, А.А. Волков; Марсель Кашен, А.М. Горький, Зоя Космодемьянская, П.И. Чайковский, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Д. Шостакович, В.В. Маяковский, Л.Б.Коган и Л.Н. Толстой).

Слева направо на фото Майя Плисецкая, Дмитрий Шостакович, Владимир Маяковский, Леонид Коган, Лев Толстой. (700x465, 221Kb)
Мозаичные панно Нади Леже в Дубне вдоль аллеи у ДК «Мир». Слева направо на фото: Майя Плисецкая,
Дмитрий Шостакович, Владимир Маяковский, Леонид Коган, Лев Толстой.

1970 Ленин - Аэрофлот (700x515, 105Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Ленин – Аэрофлот. Эскиз мозаики. 1970 г.

1970 Портрет Юрия Гагарина (495x700, 174Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Юрия Гагарина. 1970 г.
Мозаика в Дубне, Московская обл.

1970 Портрет Л. Н. Толстого. Мозаика. Сквер в г. Дубна Московской обл 2 (512x700, 141Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Л.Н. Толстого. 1970 г.
Мозаика. Сквер в г. Дубна, Московской обл.

1970 Пикассо и голуби мира (616x700, 127Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Пикассо и голуби мира. 1970 г. Бумага, гуашь.
Одноименная мозаика находится в Музее города Зембин, Беларусь.

1970 Портрет Марка Шагала. Мозаика. Музей в Зембине). (673x700, 203Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Марка Шагала. 1970 г. Мозаика.
Музей города Зембин, Беларусь.

1971 Портрет Фернана Леже, мозаичная работа Нади Леже. МУзей в Зембине (515x700, 202Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). 1971 Портрет Фернана Леже. 1971 г. Мозаика.
Музей города Зембин, Беларусь.

1932 Портрет С. Эйзенштейна. Шелкография. 70 х 50 см.(Антикварная лавка в Калашном 100.00 р (520x700, 93Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Сергея Эйзенштейна. 1970 г.
Шелкография. 70 х 50 см. Антикварная лавка в Калашном, Москва. Цена 100.000 руб.

1968 Портрет Екатерины Фурцевой. Бум, гуашь.  38×28,5 см. ЧС (378x520, 84Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Екатерины Фурцевой. 1968 г. Бумага, гуашь. 38 х 28,5 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 2.000 - 3.000 фунтов.
Мозаичный портрет Екатерины Фурцевой экспонировался на выставке в Третьяковской галерее. Такой же портрет Фурцевой меньшего размера украшает музейную часть библиотеки №4 имени Фурцевой на Фрунзенской набережной в Москве.

1970 Портрет Майи Плисецкой (522x700, 95Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Майи Плисецкой. 1970 г. Эскиз мозаики.
Бумага, гуашь. Мозаика находится в г. Дубна, Московской обл.

1968 Надя Леже, Екатерина Фурцева, Майя Плисецкая. Фото Фото Александр Коньков, ТАСС (700x448, 79Kb)
Надя Леже, Екатерина Фурцева, Майя Плисецкая. Фото Александра Конькова, ТАСС, 1968 г.

ИЗВЕСТНОСТЬ В СССР

В 1959 году Ходасевич-Леже впервые после почти 40-летнего перерыва приехала на землю предков. (Родители умерли прежде: отец в 1922-м, мать в 1952 году). В стране уже наступила оттепель, тем не менее, Наде пришлось потрудиться, чтобы растопить лед в отношениях стран. Она стала популяризатором творчества Фернана Леже в СССР. В 1963 году она привезла работы мужа на выставку в Москву. Она устраивала выставки советских художников во Франции, принимала у себя советских режиссёров, артистов, была лично знакома с видными политиками, литераторами, деятелями искусства, среди которых Илья Эренбург, Любовь Орлова, Лиля Брик, Николай и Нина Черкасовы, К. Симонов и В. Серова, Родион Щедрин, А. Зархи, Сергей Юткевич. 10 апреля 1972 года советское правительство Указом Президиума Верховного Совета СССР наградило Ходасевич-Леже орденом Трудового Красного Знамени с формулировкой «за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества». И еще надо сказать спасибо министру культуры СССР Екатерине Фурцевой и Наде Ходасевич-Леже, благодаря усилиям которым в 1974 году в Москву на выставку в ГМИИ им. А.С. Пушкина на два месяца привезли из Лувра «Джоконду» Леонардо да Винчи.

1965-1971 Надя Леже, Святослав Рихтер и посол Франции в СССР Валериан Зорин (525x700, 113Kb)
Надя Леже, Святослав Рихтер и посол Франции в СССР Валериан Зорин.
Фотография 1965-1971 гг.

Сталин и пионерка, 1953, Холст, масло. 162 x 130 см © Estate of Nadia Léger, Франция (561x700, 141Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Сталин и пионерка. 1953 г.
Холст, масло. 162 x 130 см. © Estate of Nadia Léger, Франция.

Л.И. Брежнев, Экспо на выст. в ГТГ (556x700, 167Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Л.И. Брежнев. 1970-е гг. Мозаика.
Портрет экспонировался на выставке в Третьяковской галерее.

Портрет П.И. Чайковского. Мозаика. Сквер в г. Дубна Московской обл. (528x700, 173Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет П.И. Чайковского.
Мозаика в г. Дубна Московской обл.

1975 Портрет В. В. Маяковского. Мозаика. Сквер в г. Дубна Московской обл. (512x700, 162Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет В. В. Маяковского. 1974 г.
Мозаика в г. Дубна Московской обл.

Портрет М. Горького. Мозаика. Сквер в г. Дубна Московской обл. (530x700, 177Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет М. Горького. 1974 г.
Мозаика в г. Дубна Московской обл.

Портрет композитора Дмитрия Шостаковича (625x700, 118Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет композитора Дмитрия Шостаковича. Эскиз мозаики.
1970 г. Картон, масло. Auction by Galerie Koller, AG, Цюрих, Швейцария, 2008 г.

Портрет Родиона Щедрина. Мозаика. Сквер в г. Дубна Московской обл. (522x700, 183Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Портрет Родиона Щедрина. 1974 г.
Мозаика в г. Дубна Московской обл.

1970-1975 Константин Симонов и Надя Леже в ресторане Drotis de Reproduction (700x462, 108Kb)
Константин Симонов и Надя Леже в ресторане Drotis de Reproduction. Фотография 1970-1975 гг.

Надежда Петровна Ходасевич-Леже умерла 7 ноября 1982 года в Грассе (Приморские Альпы) в возрасте 78 лет
и похоронена на Лазурном Берегу в селении Кальян (фр. Callian) департамента Вар.

ФОТО Могила Нади. У надгробия - племянница Рема Ходасевич. Май 2010 год. (650x488, 97Kb)
Могила Нади Ходасевич-Леже. У надгробия - племянница Рема Ходасевич. Фото, май 2010 г.

9 апреля 2021 года в честь юбилея полета Юрия Гагарина Музеи Московского Кремля впервые представили авангардную коллекцию украшений Нади Леже, созданную полвека назад и посвященную первому космонавту Юрию Гагарину. Выставка называлась «Супрематическое предвидение. Космос в украшениях и графике Нади Леже».
Проект Музеев Московского Кремля продемонстрировал одну из граней яркого таланта Нади Леже, воплотившегося в ювелирном искусстве: в создании коллекции драгоценных украшений, выполненных в супрематическом стиле. Обращение Нади Леже к супрематизму было связано с событием грандиозного масштаба.

1970 Брошь Lune (Лунь),Золото, белое золото, бриллианты; выпиловка, монтировка, матирование, золочение, родирование. Музеи Моск. Кремля (700x583, 51Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Брошь «Lune» (Луна). 1970 г. Золото, белое золото, бриллианты;
выпиловка, монтировка, матирование, золочение, родирование. Музеи Московского Кремля.

1970 Брошь Pegasus. Франция. Золото, белое золото, бриллианты, халцедон, кварц; выпиловка, монтировка, золочение, родирование. Фото Му (700x583, 50Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Брошь «Pegasus» (Пегас). Франция. 1970 г. Золото, белое золото,
бриллианты, халцедон, кварц; выпиловка, монтировка, золочение, родирование. Музеи Московского Кремля.

1970 Брошь Polaris. Фото Музеи Московского Кремля (700x583, 85Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Брошь «Polaris» (Поларис). 1970 г. Музеи Московского Кремля.

1970 Кольцо Ophiuchus. Франция. Золото, платина, бриллианты; выпиловка, монтировка, золочение. Фото Музеи Московского Кремля (700x583, 45Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Кольцо «Ophiuchus» (Змееносец). Франция. 1970 г. Золото, платина,
бриллианты; выпиловка, монтировка, золочение. Музеи Московского Кремля.

1970 Кольцо (700x364, 57Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Кольцо. Франция. 1970 г. Музеи Московского Кремля.

1970 Часы-браслет Золото,бриллианты (569x700, 41Kb)
Надя Ходасевич-Леже (1904-1982). Часы-браслет. 1970 г. Золото, бриллианты.
Музеи Московского Кремля.

1975 Групповой портрет с Ларисой Жадовой, Константином Симоновым, Алексеем Леоновым и Надей Леже (в центре) (700x510, 138Kb)
Групповой портрет с Ларисой Жадовой, Константином Симоновым, космонавтом Алексеем Леоновым
и Надей Леже (в центре). Фотография 1975 г.

ИСТОЧНИКИ
ФОТО Л. Дубенская - Рассказывает Надя Леже. М, Дет. лит, 1978 г. (423x540, 82Kb)ФОТО Л. Дубенская - Рассказывает Надя Леже. М, Дет. лит, 1978 г. Титул (393x540, 73Kb)
Л. Дубенская. Рассказывает Надя Леже. Москва, Издательство «Детская литература», 1978 г. – 288 с., ил. Обложка и титульный лист.

P.S.
К сожалению, имя Надежды Ходасевич-Леже НЕ включено в состав «Энциклопедии русского авангарда», составленной В.И. Ракитиным и А.Д. Сарабьяновым (Москва, 2013 г.). Возможно, это сделано потому, что её супрематические композиции слишком подражательны, вторичны и не оригинальны. К тому же картины при всем уважении к автору хранятся, в основном, в частных собраниях и их нет в крупных музеях, за исключением ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, полученные в дар, и на родине, в Национальном музее Республики Беларусь в Минске.

1.Беспокойное счастье Нади Ходасевич

2.Википедия – Ходасевич-Леже, Надя







вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ НАДЕЖДА ПЕТРОВНА ХОДАСЕВИЧ-ЛЕЖЕ (1904-1982), УЧЕНИЦА К.С. МАЛЕВИЧА | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»