• Авторизация


АМАЗОНКА РУССКОГО АВАНГАРДА – ХУДОЖНИК И ПОЭТ ЕЛЕНА ГЕНРИХОВНА ГУРО (1877-1913) 06-08-2023 20:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1900 Elena_Guro_8 (627x700, 108Kb)
Елена Гуро. Фотография 1900 г.

Елена Генриховна Гуро (1877-1913) - русская поэтесса, прозаик, художница-кубофутуристка. Со времени смерти Е.Г. Гуро прошло более 110 лет, и более шести десятилетий это имя было известно лишь небольшому кругу друзей и почитателей. Следует заметить, что и при жизни творчество Елены Генриховны оставалось практически не замеченным критикой. Лишь c середины 1970 х годов появляются ее тексты и литература о ней - прежде на Западе, а чуть позднее и в России. Елена Гуро стоит особняком в ярком и пестром художественном мире начала XX века, хотя ее весьма ценили футуристы, признавая своей предтечей. Так, Н.Н. Асеев называл Гуро «первым новатором (по старшинству)», считая, что «Маяковский сильно обязан ей». В.В. Каменский отмечал «ее исключительное дарование» - «густое, ветвистое и стройное, как и сосновая роща». Но было бы неправильно говорить в связи с творчеством Елены Гуро о футуризме, равно как и обо всех прочих «измах», ибо оно не поддается никакому стилевому ограничению.


1900 Elena_Guro_2 (700x496, 124Kb)
Елена Гуро. Фотография 1900-е гг.

Елена Генриховна Гуро (псевд. Элеонора фон Нотенберг) родилась 18 (30 мая по новому стилю) 1877 года в Санкт-Петербурге. Отец – полковник Генрих Гельмут (Георгий Степанович) Гуро (1835-1907), русский военачальник, дослужился до чина генерала от инфантерии (1905). В начале 1900-х состоял при великом князе Владимире Александровиче, командующем войсками гвардии и Петербургского военного округа. Скончался и похоронен в селе Заклинье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне - Лужский район Ленинградской области). Род Гуро (фр. Gouraud) происходит от онемеченных французских протестантов-гугенотов. Мать - Анна Михайловна, урожденная Чистякова. Дед по матери - М.Б. Чистяков, педагог и детский литератор, издатель «Журнала для детей». Дед по отцу – французский эмигрант из рода маркизов де Мерикур покинул родину в революцию 1793 г. Cестра - Екатерина Генриховна (в браке Низен), участвовала в публикациях футуристов.

1890-е -1913 Натюрморт Розы. Х, м. 37х24 см. Таганрог ХМ (700x471, 123Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Натюрморт. Розы. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 37 х 24 см.
Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник.

1890-е Горшок с цветами; этюд. Х, м. 25,8 х 19,3. Гос муз истории СПб (515x700, 118Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Горшок с цветами. Этюд. 1890-е гг. Холст, масло. 25,8 х 19,3 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1890-е -1913 Окно. Х, м. 16х24 см. Таганрог ХМ (700x460, 118Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Окно. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 16 х 24 см. Таганрогский музей-заповедник.

Гуро. Ульи. Этюд 1902 (700x602, 157Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Ульи. 1902 г. Музей петербургского авангарда - Дом Матюшина, Санкт-Петербург.

1890-е -1913  Стог. Этюд. Х, м. 23х31 см. Таганрог ХМ (518x700, 141Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Стог. Этюд. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 23 х 31 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1906 Окно. Этюд МММ (514x700, 161Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Окно. Этюд. 1906 г. Музей петербургского авангарда -
Дом Матюшина, Санкт-Петербург.

Гуро. Ковш. 1910-е (700x506, 156Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Ковш. Этюд. 1910-е гг. Музей петербургского авангарда - Дом Матюшина,
Санкт-Петербург.

1910-1911 Елена Генриховна Гуро и Екатерина Генриховна Низен. 3 (700x528, 98Kb)
Елена Гуро и ее сестра Екатерина Гуро-Низен. Фото 1910-1911 гг.

В 1880-е годы родители Гуро покупают имение «Починок» близ деревни Новоселье Соседненской волости Лужского уезда Псковской губернии. Там прошло её детство и ранняя юность. В восьмилетнем возрасте она начала рисовать и записывать свои впечатления и фантазии. Не удалось установить, в какой гимназии Петербурга она училась. Возможно, образование действительно было домашним, как вспоминала её сестра Е.Г. Низен: «Мы, так сказать, дворяне, высший сорт, а если бы я поступила в обыкновенную гимназию, то это было бы снижением каким-то, и против этого отец был решительно. Я училась сначала дома. А потом уже <...> держала экзамены, всегда очень удачно».
Семья Гуро в Петербурге владела особняком на Кабинетской ул., 14 (Социалистическая, 9). В 1849 году дом был построен архитектором Адрианом Робеном для преподавателя Павловского кадетского корпуса статского советника и кавалера Степана Андреевича Гуро, вышедшего в отставку в 1867 г. и жившего здесь с сыновьями полковником Генрихом и действительным статским советником Александром.

1890-е -1913 Портрет молодой женщины в серо-коричневом платье.. Х, м. 40х48 см. Таганрог ХМ — копия (517x700, 204Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет молодой женщины в серо-коричневом платье.
1890-е-1913 гг. Холст, масло. 48 х 40 см. Таганрогский музей-заповедник.

1890-1913 Морской берег. Бум, акв. 35,7 х 30,5 см. Муз МАЯК (614x700, 118Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Морской берег. 1890-е-1913 гг. Бумага, акварель. 35,7 х 30,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1890-е -1913 Копны. Х, м. 21х32 см. Таганрог ХМ (700x489, 143Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Копны. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 21 х 32 см. Таганрогский музей-заповедник.

1890-е -1913 Дорога. Х, м.21х28,5 см. Таганрог ХМ (700x525, 133Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Дорога. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 21 х 28,5 см. Таганрогский музей-заповедник.

1890-е -1913 Дома у дороги. Х, м. 22,5х31 см. Таганрог ХМ (700x512, 136Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Дома у дороги. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 22,5 х 31 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1905 Елена Гуро и Михаил Матюшин в имении родителей Гуро Починок. Фото М. Матюшина 2 (700x518, 96Kb)
Елена Гуро и Михаил Матюшин в имении родителей Гуро Починок. Фото М. Матюшина, 1905 г.

В 1890 году Елена Гуро поступила в Рисовальную школу Общества Поощрения Художеств (ОПХ). В 1903–1905 гг. занималась живописью в мастерской Я.Ф. Ционглинского на Литейном просп., 55. С осени 1906–1907 – в школе рисования и живописи Е.Н. Званцевой у Л.С. Бакста и М.В. Добужинского. В мастерской Ционглинского она познакомилась с М.В. Матюшиным: «…я вдруг увидел маленькое существо самой скромной внешности. Лицо её было незабываемо, Елена Гуро рисовала “гения” (с гипса). Я ещё никогда не видел такого полного соединения творящего с наблюдаемым. В её лице был вихрь напряжения, оно сияло чистотой отданности искусству». В декабре 1904 (по другим источникам в 1906) Гуро стала женой Матюшина*. По крайней мере, в 1905 они поселились на Боровой ул., 19, лето проводят вместе в Мартышкино под Петербургом и в имении родителей Гуро «Починок». В 1907 г. Гуро и Матюшин переезжают на Лицейскую ул. (ул. Рентгена), 4, а в октябре 1912 – на Песочную, 10 (ул. Профессора Попова) в трёхкомнатную квартиру на втором этаже.

*Между прочим, у Матюшина это был уже второй брак. Первой его женой была француженка Мария Ивановна Патцак (1865-1915), дочь австрийского подданного, от которой было четверо детей: Анна (1891-1976), Лидия (1895 - умерла в блокаду в 1942), Николай (1897 – уехал во Францию), Мария (1899-1988), ее мужа-судостроителя расстреляли в 1937 г. в Николаеве, а Марию в 1938 г. отправили в Темниковские лагеря (Мордовия), откуда ее выпустили только в 1946 г.

Маттюшин в ИНХУКе 1930 г. Справа третья жена Ольга (512x700, 132Kb)
М.В. Матюшин с учениками в мастерской. Крайняя слева – Ольга Матюшина
(в косынке). Фото 1930 г.

В 1913 году в жизни М.В. Матюшина появилась Ольга Константиновна Громозова (1885-1975), ставшая третьей женой художника. После смерти Гуро Громозова поселилась в доме на Песочной улице, где и прожила вместе с Матюшиным долгие годы вплоть до его смерти в 1934 году (при этом официально брак Громозовой и Матюшина был зарегистрирован только в 1922 году). Более подробно о М.В. Матюшине см. мой пост здесь.

1894 Портрет Екатерины Генриховны Гуро (Низен). Х, м. 54х41 см. Гос. музей истории СПб  (548x700, 195Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет сестры Екатерины Генриховны Гуро (Низен). 1894 г.
Холст, масло. 54 х 41 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1890-е -1913 Лесная сторожка. Х, м. 22х30 см. Таганрог ХМ (502x700, 139Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Лесная сторожка. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 22 х 30 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1890-е -1913 Мост. Х, м. 27х23 см. Таганрог ХМ (593x700, 176Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Мост. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 27 х 23 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1890-е -1913 Ветви. Х, м. 23х33 см. Таганрог ХМ (502x700, 145Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Ветви. 1890-е -1913 гг. Холст, масло. 23 х 33 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1909 Автопортрет. Чёрный карандаш (551x700, 108Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Автопортрет. 1909 г. Бумага, чёрный карандаш.

Первые иллюстрации Гуро появились в 1905 году (Жорж Санд. «Бабушкины сказки». Харьков, издательство Кранихфельда). Одновременно появилась и первая литературная работа – рассказ «Ранняя весна» (Сборник молодых писателей. СПб., 1905). Через год в журнале «Счастье» был напечатан её рассказ «Перед весной» (СПб., 1906. №3). В 1909 году вышла первая книга рассказов, стихов и пьес Гуро «Шарманка» с её собственными рисунками (СПб., типография «Сириус»). В этой книге была напечатана пьеса «Арлекин», к которой Матюшин написал музыку. Единственная рецензия на книгу сразу после выхода была написана В.Г. Малахиевой-Мирович (Русская мысль. 1909, №7). Знакомство поэта и критика состоялось после выхода рецензии, и они оставались подругами до конца жизни Гуро. Ещё несколько откликов на эту книгу появилось уже после смерти Гуро в 1914 и 1915 гг.

1909 Шарманка. Первая книга. В нее вошли пьеса «Арлекин», стихотворения и прозаические зарисовки (506x700, 145Kb)
Елена Гуро. Шарманка. Пьесы. Стихи. Проза. 1-е изд.
СПб: Журавль, 1909 г. 218, [7] с., 3 л. нот., ил. Тираж 1200 экз.

«Шарманка» была написана в импрессионистической манере, что явилось идеальным фоном для передачи своеобразного интимного настроения, так свойственного творчеству Елены. В узком кругу ценителей сборник приняли очень хорошо. Положительную оценку книге дали Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок. Но массовые продажи издания провалились, и Елена была вынуждена раздавать тираж по библиотекам.

Елена ГУРО
Старый романс (1909)

Подана осторожно карета,
простучит под окном, по камням.
Выйдет сумрачно - пышно одета,
только шлейфом скользнет по коврам.

И останутся серые свечи,
перед зеркалом ежить лучи.
Будет все, как для праздничной встречи,
непохоже на прежние дни.

Будут в зеркале двери и двери
отражать пустых комнат черед.
Подойдет кто-то белый, белый,
в отраженья свечой взойдет.

Кто-то там до зари окропленной
будет в темном углу поджидать,
и с улыбкой бледно-принужденной
в полусумраке утра встречать.

И весь день не взлетит занавеска
меж колоннами, в крайнем окне;
только вечером пасмурным блеском
загорится свеча в глубине.

1900-е Обнаженный натурщик на табурете; этюд. Х, м. 59 х 46,5. Гос муз истории СПб (537x700, 149Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Обнаженный натурщик на табурете. Этюд. 1900-е гг.
Холст, масло. 59 х 46,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1900-е Портрет Александра Карловича Закржевского. Х,м. 54,5 х 41,3. Гос музх истрии СПб (466x700, 146Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет украинского критика и прозаика Александра Карловича Закржевского
(1886-1916). 1900-е гг. Холст, масло. 54,5 х 41,3 см. (Картина в процессе реставрации).
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1903 Жен. портрет. Х, м. 57,5 х 37, Гос муз истории СПб (454x700, 100Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Женский портрет. 1903 г. Холст, масло. 57,5 х 37 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1900-е конец. Матюшин - Портрет Елены Гуро. Рисунок. 38,5х30,3. МОК (551x700, 155Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Портрет Елены Гуро. Конец 1900-х гг. Бумага, карандаш.
38,5 х 30,3 см. Музей Органической Культуры, Коломна, Московская обл.

Василий Каменский считал «Шарманку» идеальной книгой, противопоставляя её литературе барышень (Его–моя биография великого футуриста. М., 1918. С.102). Книга вышла тиражом 1200 экземпляров, не была распродана, и после смерти Гуро оставшиеся экземпляры поступили в продажу как 2-е издание. В том же 1909 Гуро знакомится с А.А. Блоком. Ей предложили сделать рисунок к стихотворению Блока «Своими горькими слезами…» в литературно-художественном альманахе «Прибой». Матюшин вспоминал о встрече с Блоком у автора книги «Стереоскоп» А.П. Иванова в 1912. У Блока и Гуро был долгий глубокий разговор, который продолжался и по выходу от Ивановых. Сама Гуро воспринимала его как мучительный экзамен, а не разговор равных, а Блок в 1913 г. записал в дневнике: «Подозреваю, что значителен Хлебников. Е. Гуро достойна внимания». Больше они не встречались – дороги их разошлись.

1900-е Портрет М.В. Матюшина. Черный карандаш (533x700, 109Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет М.В. Матюшина. 1900-е гг. Бумага, черный карандаш.

1901 Портрет Михаила Матюшина. Холст, масло. 85х71,5 см. ГРМ (592x700, 207Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет Михаила Матюшина. 1901 г. Холст, масло. 85 х 71,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1890-е -1913 Осенняя роща. Х, м. 11х16 см. Таганрог ХМ (700x487, 146Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Осенняя роща. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 11 х 16 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1890-е -1913 Стволы деревьев. Пригорки. Х, м. 19,5х27,5 см. Таганрог ХМ (700x492, 134Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Стволы деревьев. Пригорки. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 19,5 х 27,5 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1890-е -1913 Поляна. Х, м. 22х24,5 см. Таганрог ХМ (700x549, 149Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Поляна. 1890-е-1913 гг. Холст, масло. 22 х 24,5 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1900-е Елена Гуро (486x700, 82Kb)
Елена Гуро. Фотография 1900-е гг.

В 1910 году Гуро послала свои стихи в журнал «Русская мысль», но получила отказ. После этого решила, что будет сотрудничать только со своими единомышленниками. В квартире Гуро и Матюшина сначала на Лицейской, а затем на Песочной сложилось содружество поэтов и художников – Гуро, Матюшин, Каменский, В.Д. и Д.Д. Бурлюки. Познакомились они на выставке 1909 «Треугольник–Венок–Стефанос», и это знакомство сыграло значительную роль в истории русского авангарда. На Лицейской Гуро и Матюшин основали издательство под названием «Журавль». «Датой его основания следует считать 1909 год, так как Матюшин, перечисляя издания “Журавля”, называл и сборник рассказов Гуро “Шарманка”, вышедший ещё без названия издательства. Но главная деятельность издательства разворачивалась на Песочной».

1903 Портрет Михаила Матюшина со скрипкой. Х, м. 70,3 х 43,7. Гос муз истории СПб (443x700, 133Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет Михаила Матюшина со скрипкой. 1903 г.
Холст, масло. 70,3 х 43,7 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1890-е -1913 Муж. п-т.Б, акв.  52 х 34,5 см. Гос муз МАяк (459x700, 94Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Мужской портрет. 1890-е-1913 гг. Бумага, акварель.
52 х 34,5 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1890-е Папирус; этюд. Х, м. 49 х 39,5. Гос муз истории СПб (564x700, 157Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Папирус. Этюд. 1890-е гг. Холст, масло. 49 х 39,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1900-е Вьюга. На обороте -Портрет М.Матюшина. Х, м. 48 х 39 Гос музей Маяк (508x700, 185Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Вьюга. На обороте «Портрет М. Матюшина». 1900-е гг.
Холст, масло. 48 х 39 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1910 Владимир Бурлюк. Портрет Елены Гуро (560x700, 70Kb)
Владимир Бурлюк (1886-1917). Портрет Елены Гуро. Рисунок. 1910 г.

В конце апреля – начале мая 1910 в издательстве «Журавль» на средства Елены Гуро, по свидетельству Давида Бурлюка, вышел первый футуристический сборник «поэтов-будетлян» «Садок судей». Это было первое выступление футуристов Каменского, В. и Д. Бурлюков, В.В. Хлебникова, Е. Низен и Гуро. Сборник был напечатан на оборотной стороне обоев, поэты активно использовали неологизмы, ломали синтаксис и грамматику. Ни одно издательство не принимало такую книгу, поэтому она была напечатана в типографии немецкой газеты «Peterburger Zeitung» в количестве 300 экземпляров. «Почти за пределами литературы стоит “Садок судей”. Сборник переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса», – так отозвалась критика на выход «Садка». Гуро напечатала в нём стихи и лирическую прозу. («В белом зале, обиженном папиросами» (С.57), « А ещё был фонарь в переулке…» (С.57–58), «Детство» (С.58–65), «Ветер» (С.65), «Недотрога» (С.67–69), «Утренние страны» (С.70–72), «Камушки» (С.73–74). Перед страницами с текстами Гуро помещён её портрет работы Владимира Бурлюка.

1910 Первый сборник кубофутуристов «Садок судей» (оформление Е.Гуро). (400x450, 108Kb)1910 Садок судей. Книга стихов (407x450, 96Kb)
Первый и второй сборники кубофутуристов «Садок судей». Оформление Елены Гуро, Спб: Журавль, 1910 г. 131 с.,ил.
и 1913 г. 107 с., из них 15 л. ил. Формат 12,2 х 11,8 см.
Лирика Гуро, представленная в сборнике, обладает свойственной Елене таинственной глубиной, смешением поэзии и прозы, искренностью и стремлением к самопознанию.

Елена Гуро
В белом зале, обиженном папиросами (1910)

В белом зале, обиженном папиросами
Комиссионеров, разбившихся по столам:
На стене распятая фреска,
Обнаженная безучастным глазам.

Она похожа на сад далекий
Белых ангелов — нет одна —
Как лишенная престола царевна,
Она будет молчать и она бледна.

И высчитывают пользу и проценты.
Проценты и пользу и проценты
Без конца.
Все оценили и продали сладострастно.

И забытой осталась — только красота.
Но она еще на стене трепещет;
Она еще дышит каждый миг,
А у ног делят землю комиссионеры

И заводят пияно-механик.
А еще был фонарь в переулке —
Нежданно-ясный,
Неуместно-чистый как Рождественская Звезда!

И никто, никто прохожий не заметил
Нестерпимо наивную улыбку фонаря
Но тем, — кто приходит сюда, —
Сберечь жизни —

И представить их души в горницу Христа —
Надо вспомнить, что тает
Фреска в кофейной,
И фонарь в переулке светит
Как звезда.

1900-е конец. Портрет Михаила Матюшина. Холст, масло.87,5х67,3. МОК (534x700, 163Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет Михаила Матюшина. Конец 1900-х гг.
Холст, масло. 87,5 х 67,3 см. Музей Органической Культуры, Коломна, Московская обл.

1900-е Матюшин у окна. Холст, масло. Музей Матюшина на улице Песочной 2. (525x700, 129Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Матюшин у окна. 1900-е гг. Холст, масло.
Музей петербургского авангарда - Дом Матюшина, Санкт-Петербург.

1900-е конец. Портрет сестры (Екатерины Генриховны Гуро). Бум, акв. 66 х 49. ГРМ (512x700, 102Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет сестры Екатерины Генриховны Гуро. Конец 1900-х гг.
Бумага, акварель. 66 х 49 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1900-е Елена Гуро в квартире на Лицейской, 4 (700x382, 99Kb)
Елена Гуро в квартире на Лицейской (Рентгена), 4. С-Петербург. Фотография 1900-е гг.

Как свидетельствует Матюшин, летом 1910 г. были задуманы «История бедного рыцаря», «Небесные верблюжата», «Осенний сон». При жизни Гуро были опубликованы только «Осенний сон» и частично, фрагментами «Небесные верблюжата». В 1911 г. Гуро предполагала издать сборник своих сказок для детей. Издание не состоялось. У издательницы Н.И. Бутковской затерялся текст и иллюстрации акварелью.
Второй сборник Гуро «Осенний сон» вышел в 1912 г. (СПб., типография «Сириус»). Здесь были одноименная пьеса, стихи и рисунки Гуро, цветные репродукции нескольких картин Матюшина и ноты скрипичной сюиты, посвященной «другу моему Вилли Нотенбергу» – вымышленному сыну Елены Генриховны. Главный герой пьесы Вильгельм фон Кранце воспринимался как новое воплощение Дон Кихота, а прообразом для него послужил художник Борис Эндер. Гуро послала «Осенний сон» Блоку. 26 сентября 1912 г. поэт ответил ей письмом: «Многоуважаемая Елена Генриховна! Спасибо Вам за присланную Вами красивую книгу, которую буду читать внимательно. Искренне Вас уважающий Александр Блок». А Вячеслав Иванов в отзыве писал: «Осенний сон тех, кому очень больно жить в наши дни, быть может, утешит…».

1911 Осенний сон. Х, м. 100 х 75 см. Кол. С.Н. Григорьянца (511x700, 122Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Осенний сон. 1911 г. Холст, масло. 100 х 75 см.
Коллекция С.Н. Григорьянца.

1912 Осенний сон Осенний сон пьеса в четырех действиях Санкт-Петербург. Принт. 19 х 11 см. Сотбис Лондон 2010 (700x588, 142Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Осенний сон. Пьеса в четырех действиях. Санкт-Петербург, 1912 г.
Принт. 11 х 19 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2010 г.

1900-е Эскиз оформления витрины парикмахерской. Музей истории Ленинграда, СПб. (700x551, 107Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Витрина парикмахерской. 1900-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1900-е Эскиз оформления витрины парикмахерской.Музей истории Ленинграда, СПб. 2 (700x529, 193Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Эскиз оформления витрины парикмахерской. 1900-е гг. Бумага, карандаш.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1890-е Кони-русалки. Бум, тушь, перо. 20,8 х 17 см. Гос муз Маяк (567x700, 153Kb)
Елена Гуро ? (1877-1913). Кони-русалки. 1890-е гг. Бумага, тушь, перо. 20,8 х 17 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1910 Михаил Матюшин (1861-1934). Портрет Е.Г, жены художника. Х на карт, м. 74х50,5. ГРМ (411x700, 121Kb)
Михаил Матюшин (1861-1934). Портрет Елены Генриховны Гуро, жены художника.
1910 г. Холст на картоне, масло. 74 х 50,5 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

Фрагменты «Небесных верблюжат» были опубликованы во втором выпуске «Садка судей» (февраль 1913, издательство «Журавль»). Текстам Гуро в сборнике отведено значительное пространство (С.67–102). Здесь же опубликовано её стихотворение «Ветрогон, сумасброд, летатель…» – своеобразный манифест группы поэтов-футуристов «Гилея»; «Финская мелодия», посвящённая народному финскому певцу Паси Яскеляйнену. Гуро хорошо знала финский фольклор и любила скандинавскую литературу (Генрик Ибсен, Кнут Гамсун). Здесь же воспроизводятся рисунки Гуро к «Небесным верблюжатам».
23 марта 1913 вышел сборник «”Союз молодёжи” при участии поэтов “Гилеи”, №3». В нём были опубликованы статьи Э.К. Спандикова, А.И. Балльера, О.В. Розановой, Матюшина, Н.Д. Бурлюка, В. Хлебникова. Гуро была представлена прозой.

1903 Пейзаж со штабелем досок, Х, м. 26х34 см. Таганрог гос. муз-зап (700x516, 145Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Пейзаж со штабелем досок. 1903 г. Холст, масло. 26 х 34 см.
Таганрогский музей-заповедник.

1900-е конец.  Ваза. РГАЛИ (700x608, 150Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Ваза. Конец 1900-х гг. Бумага, акварель. РГАЛИ, Москва.

1900-е конец. Копилка. Холст, масло.33,8х29,2. МОК, Коломна (590x700, 189Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Копилка. Конец 1900-х гг. Холст, масло. 33,8 х 29,2 см.
Музей Органической Культуры, Коломна, Московская обл.

1903 Натюрморт. Цветы на окне (Букет на окне). этюд. Х, м. 34х25,8 см. ГМИИ. Коллекция И.С. Зильберштейна (544x700, 177Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Цветы на окне (Букет на окне). Этюд. 1903 г. Холст, масло.
34 х 25,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция И.С. Зильберштейна.

1903 Комнатный цветок на табурете. Х, м. 48 х 35. Гос муз истории СПб (532x700, 123Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Комнатный цветок на табурете. 1903 г. Холст, масло.
48 х 35 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1910-е начало. Е.Гуро рисует (546x700, 99Kb)
Елена Гуро рисует на мостике. Фото М. Матюшина, 1910-е гг.

А.Е. Кручёных в марте 1913 г. планировал переиздать свою книгу «Старинная любовь» с иллюстрациями Гуро. Сохранилась их переписка по поводу этого намерения. Кручёных увидел рисунки Гуро и её тексты в «Садке судей». «У Вас набросано всё в воздушном беспорядке – это приятный контраст с искусственностью в кубе других участников “Садка судей”. То же надо сказать и о рисунках. И я думал, что интересно было бы украсить Вашими рисунками такую книгу воздушной грусти как “Старинная любовь”. Рисунки других мастеров слишком мастерски и в этом смысле – банальны». Гуро ответила согласием. Кручёных в свою очередь предложил сделать рисунки и для второго издания «Игры в аду». Но из-за болезни и смерти Гуро этой совместной работы не случилось. Зато получился сборник «ТРОЕ» (1913).

1913 Трое. Обложка книги стихов В.Хлебникова, А.Крученых и Е.Гуро (СПб, Журавль) (652x700, 132Kb)
Трое. Обложка книги стихов В. Хлебникова, А. Крученых и Е. Гуро. СПб., Журавль, 1913 г.
Обложка и рисунки К.С. Малевича.

Елена ГУРО
«Стихли под весенним солнцем доски…» (1913)

Стихли под весенним солнцем доски,
движение красным воскликом мчалось.
Бирко-Север стал кирпичный, – берег не наш!
Ты еще надеешься исправиться, заплетаешь косу,
а во мне солнечная буря!
Трамвай, самовар, семафор,
Норд-Вест во мне!
Веселая буря, не победишь,
не победишь меня!..
Под трамом дрожат мостки.
В Курляндии пивной завод
и девушка с черными косами.

1900-е конец. Ирисы. Бум,акв. 35,5 х 54,5 см (Частное собр, И.Сановича) (700x449, 127Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Ирисы. Конец 1900-х гг. Бумага, акварель. 35,5 х 54,5 см.
Частное собрание И. Сановича.

1900-е конец. Олененок. Бум, акв. 51 х 34,6 см. РГАЛИ (460x700, 113Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Олененок. Конец 1900-х гг.
Бумага, акварель. 51 х 34,6 см. РГАЛИ, Москва.

1908 Кошка. Х, м. 2 (527x700, 80Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Кошка. 1908 г. Холст, масло. Частное собрание.

1900-е конец.  Кошки. Бум., тушь, кисть. 49,0 х 34,4 см.РГАЛИ — копия (492x700, 102Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Кошки. Конец 1900-х гг. Бумага, тушь, кисть.
49 х 34,4 см. РГАЛИ, Москва.

1910-е начало. Михаил Матюшин и Елена Гуро (700x499, 64Kb)
Михаил Матюшин и Елена Гуро. Фотография. Начало 1910-х гг.

Ещё при жизни Гуро в начале 1913 была задумана книга «Трое» (Гуро, Хлебников, Кручёных). Вышла она уже после смерти художницы. Обложку и рисунки сделал К.С.Малевич. В составе сборника два десятка её стихов, в том числе «Финляндия», строки из которой «Лулла, лолла, лала-лу…» цитируются практически во всех книгах о поэзии русского футуризма. Книгу посвятили памяти Гуро. Предисловие написал Матюшин. «Для всех нас, лично знавших Ел. Гуро, боль утраты ещё слишком велика, чтобы говорить о ней как о прошлом, делать её характеристику и пр., и пр. Пусть о ней скажут её последние дети, её «Небесные верблюжата» и «Рыцарь бедный». Вся она, как личность, как художник, как писатель, со своими особыми потусторонними путями и в жизни и в искусстве – необычайное, почти непонятное в условиях современности, явление. Вся она, может быть, знак. Знак, что приблизилось время».

Елена ГУРО
Финляндия (1913)

Это-ли? Нет-ли?
  Хвои шуят, – шуят
Анна – Мария, Лиза, – нет?
  Это-ли? – Озеро-ли?
Лулла, лолла, лалла-лу,
  Лиза, лолла, лулла-ли.
  Хвои шуят, шуят,
ти-и-и, ти-и-у-у.
  Лес-ли, – озеро-ли?
Это-ли?
  Эх, Анна, Мария, Лиза,
Хей-тара!
  Тере-дере-дере… Ху!
Холе-кулэ-нэээ.
  Озеро-ли? – Лесли?
Тио-и
  ви-и… у.

1905 Натюрморт на фоне пейзажа. Х, м. Гос. музей Маяк, Мск (700x532, 134Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Натюрморт на фоне пейзажа. 1905 г. Холст, масло.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1905 Пейзаж. ХЪ,м. 29 х 42 см. МСИ Салоники (700x497, 136Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Мартышкино. Пейзаж. 1905 г. Холст, масло. 23,8 х 24,8 см.
Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1908 Остров. Бум., акварель. 15,7 х 16,6 см, РГАЛИ (2) (700x678, 186Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Остров. 1908 г. Бумага, акварель. 15,7 х 16,6 см. РГАЛИ, Москва.

1900-е конец. Цветовая композиция. Бумага, акварель. 19,7×19,5. РГАЛИ (700x673, 183Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Цветовая композиция. Конец 1900-х гг. Бумага, акварель. 19,7 х 19,5 см.
РГАЛИ, Москва.

1905 Пейзаж с лодками (700x618, 125Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Пейзаж с лодкой. 1905 г. Холст, масло.

1910-е начало. Михаил Матюшин и Елена Гуро (2) (700x490, 83Kb)
Елена Гуро. Фотография. Начало 1910-х гг.

В начале 1914 года вышла посмертная книга Елены Гуро «Небесные верблюжата» (СПб., издательство «Журавль»). Она была составлена Матюшиным и сестрой Гуро Екатериной Низен (Эрлих). В неё были включены дневниковые записи и рисунки. Для обложки Матюшин выбрал рисунок семилетней дочери Екатерины – Марианны Эрлих. Часть рисунков Гуро, помещённых в сборнике, прежде была опубликована в «Садке судей II». «Суровый сильный слог», «гафизовское признание жизни», «дыхание возвышенной мысли» – так отозвался о книге Велимир Хлебников. В.Я. Брюсов и В.В. Маяковский также восхищались этой книгой. Матюшин, зная, что Блок высоко ценит Гуро, лично отнёс ему экземпляр «Небесных верблюжат». Сама Гуро в дневнике записала о замысле книги: «Музыкальный симфонизм. Образ прозрачной травки символизирует прозрачную возвышенность души».

1914 Небесные верблюжата. Последний сборник (398x510, 105Kb)1914 Небесные верблюжата. Последний сборник 3 (400x510, 72Kb)
Елена Гуро. Небесные верблюжата. Последний сборник. СПБ: Журавль, 1914. 126, [2] с. с ил. Формат 20,3х16 см. Тираж 750 экз. Обложка и титульный лист.(Полостью «Верблюжат» можно почитать здесь )

Последний сборник Елены «Небесные верблюжата», явился наиболее цельным и самым трогательным. В нем Гуро продолжила сплетение искусств. Сборник написан по принципу симфонии: замысел раскрывается с помощью развития различных сюжетов – стихов, дневниковых записей, прозаических этюдов и даже молитв. «Верблюжата» также отличаются усилением цвета в поэзии, музыкальностью переходов и несвойственной Елене спонтанностью изложения.

Елена ГУРО

«Прости, что я пою о тебе, береговая сторона,
  Ты такая гордая.
Прости, что страдаю за тебя,
  Когда люди, не замечающие твоей красоты,
Надругаются над тобою и рубят твой лес.
  Ты такая далекая
И недоступная.
  Твоя душа исчезает как блеск
Твоего залива,
  Когда видишь его близко у своих ног.
Прости, что я пришел и нарушил
  Чистоту твоего одиночества,
Ты — царственная».
1914 г.

1903 Осенний пейзаж. Х., м. 24,5×32 см (700x546, 139Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Осенний пейзаж. 1903 г. Холст, масло. 25 х 32,3 см. Частное собрание.

1905 Пейзаж. Х, м. 23,5х28,7 см. Коллекция И.С. Зильберштейна, этюд. ГМИИ (700x568, 204Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Пейзаж. Этюд. 1905 г. Холст, масло. 23,5 х 28,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Коллекция И.С. Зильберштейна.

1906-1907 Ростки.  Х, м. 71,8 х 143. Дом Матюшина,СПб (700x341, 99Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Ростки. 1906-1907 гг. Холст, масло. 71,8 х 143 см. Музей петербургского авангарда.
Дом Матюшина, Санкт-Петербург.

Елена Гуро 2 (500x700, 93Kb)
Елена Гуро. Фотография 1910-е гг.

Как отметил Н.И. Харджиев, большинство русских поэтов-футуристов пришли к поэзии от живописи. Но Гуро, по словам Матюшина, была столько же поэт, сколько художник. В её творчестве невозможно разграничить поэзию и живопись. Она нашла собственные средства для выражения своего мироощущения – уподобить творческий процесс ритмам самой природы. «Попробуй дышать, как шумят вдали сосны, как расстилается и волнуется ветер, как дышит вселенная. Подражать дыханию земли и волокнам облаков» («Бедный рыцарь».

1909 (700x504, 137Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Пейзаж. 1908-1909 г. Холст, масло. 20 х 28 см.
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва.

1910 Дорога и домик в лесу. Х, м. 41 х 78 см. Гос муз истории СПб (700x368, 85Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Дорога и домик в лесу. 1910 г. Холст, масло. 41 х 78 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1910 Камень в воде. Бумага - конверт, акварель. 11,5х14,5. МОК (700x554, 214Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Камень в воде. 1910 г. Бумага - конверт, акварель. 11,5 х 14,5 см.
Музей Органической Культуры, Коломна, Московская обл.

1910 Композиция. Игрушки. Х, м. 54,5 х 67. Гос музей истории СПБ (700x565, 155Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Композиция. Игрушки. 1910 г. Холст, масло. 54,5 х 67 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1910 Buket (531x700, 132Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Букет. 1910-е г. Холст, масло. 45 х 35,5 см.
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва.

ФОТО Группа художников «Союз молодежи» и участники выставки «Треугольник». Сидят (слева (700x461, 88Kb)
Художники и поэты «Союза Молодежи» и участники выставки «Импрессионисты». Вильно, 1909 г.
Сидит на полу в центре: М.В. Матюшин. Сидят (слева направо): В.В. Каменский, Е.Г. Гуро, Н.И. Кульбин,
Бурова (?), Э.К. Спандиков. Стоят: графиня М.Э. Андерс, Л.Ф. Шмит-Рыжова, Н.К. Калмаков, Н.Е. Добычина,
А.А. Дуничев-Андреев, М.Е. Вернер, неизвестный, И.С. Школьник, С.Я. Шлейфер, В.И. Быстренин, П.К. Ваулин.

Елена Гуро начала участвовать в выставках одновременно с Матюшиным – в 1908 на «Выставке современных течений в искусстве». Список её выставок невелик: выставка картин «Импрессионисты» (март 1909; №57–61. Рисунки для книги «Шарманка»); «Треугольник–Венок–Стефанос» (в составе группы «Треугольник. 1910; №246–249 (№246 – «Розовое небо», 247, 248, 249 – этюды).
На персональной посмертной экспозиции в рамках 5-й выставки «Союза молодёжи» (ноябрь 1913 – январь 1914) были выставлены почти все её холсты и большое количество рисунков и акварелей (список работ и их количество неизвестны). В 1919 г. состоялась персональная выставка, устроенная Матюшиным в Доме литераторов на Карповке. Отзыв на эту выставку принадлежит Спандикову.

1910 Женщина в платке (Скандинавская царевна). Холст, масло. 70×70 см. ГРМ (689x700, 216Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Женщина в платке (Скандинавская царевна). 1910 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1910 около. Чаепитие.  (Орловский ХМ) (700x679, 223Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Чаепитие. Около 1910 г. Холст, масло. 65 х 69 см.
Орловский музей изобразительных искусств.

1910-1911 Камень,Х., м., 69,5 х 69,0 см. ЧС, Москва (683x700, 144Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Камень. 1910-1911 гг. Холст, масло. 69,5 х 69 см. Частное собрание, Москва.

1910-1911 Золотой ствол в лесу. Б.,темпера (457x700, 73Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Золотой ствол в лесу. 1910-1911 гг. Бумага, темпера.
Музей Органической Культуры, Коломна, Московская обл.

1911 Гуро на берегу Финского залива. Фото М. Матюшина (700x307, 74Kb)
Елена Гуро на берегу Финского залива. Фото М. Матюшина, 1911 г.

Елена Гуро вместе с Матюшиным стояла у истоков создания «Союза молодёжи» в 1909–1910, но в силу возникших разногласий так и не стала его участником. Вернулась к сотрудничеству с «Союзом» в 1912. Участвовала в подготовке его изданий. Матюшин, вспоминая выставку 1912/1913, писал: «Очень сильно была представлена Гуро, давшая целый ряд своих холстов» (М.Матюшин. Творческий путь художника. С.79). Он упоминает свои работы – этюды Приморского хутора – «сильные по цвету и движению импрессионистические пейзажи». Матюшин говорит о 4-й выставке «Союза молодёжи» 1912/1913, на которой он показывал пейзажи. В каталоге этой выставки работы Гуро не указаны. Но использованная грамматическая форма действительного залога в воспоминаниях Матюшина и перечисление собственных работ позволяет предположить участие в 4-й выставке «Союза» вместе с ним и Гуро. Работы Гуро были в экспозиции новейших течений в Русском музее в 1928 году.

1910-е Портрет матери (Анны Михайловны Чистяковой) бумага, уголь, мел. 38 х 29. Гос муз истории СПб (532x700, 89Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет матери Анны Михайловны Чистяковой. 1910-е гг.
Бумага, уголь, мел. 38 х 29 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1910-е Портрет сестры (Екатерины Генриховны Гуро). Бум, акв. 90 х 68. Гос муз истории СПб (515x659, 124Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет сестры Екатерины Генриховны Гуро. 1910-е гг.
Бумага, акварель. 90 х 68 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1910-1913 Портрет неизвестного [Михаил Васильевич Матюшин] Бум, ткушь, перо. 22,0х17,8. ГЛМ (561x700, 91Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет неизвестного (Михаил Васильевич Матюшин).
1910-1913 гг. Бумага, тушь, перо. 22 х 17,8 см. Государственный литературный музей
им. В.И Даля, Москва.

1910 Рисунки. 42,5х31,9. 1. Куст. 2. Сосна. 3. Ёлка. 4. Спящая кошка. МОК (700x318, 75Kb)
Елена Гуро (1877-1913). 1. Сосна. 2. Ёлка. 3. Спящая кошка. 1910 г. Рисунки. 31,9 х 42,5 см.
Музей Органической Культуры, Коломна, Московская обл.

1908-1913 Гуро Елена Генриховна555. (528x700, 110Kb)
Елена Гуро. Фотография 1910-е г.

Одним из первых исследователей живописного наследия Елены Гуро был Е.Ф. Ковтун. Он определил особенности её творческого почерка, говорил о тесных связях поэзии и живописи художницы, отметил своеобразие образов, отмеченных непосредственным ощущением живой природы. Первые рисунки Гуро были исполнены пером и тушью с печатью неизжитого модерна. Но начиная с 1910 её манера меняется. Линия становится свободной и живописной. Гуро рисует кистью. Так исполнены рисунки к «Небесным верблюжатам», цикл работ к «Бедному рыцарю», который Ковтун называет особенно значительным. Образ «бедного рыцаря» Вильгельма впервые появляется в пьесе Гуро «Осенний сон». Она многократно рисует высокого хрупкого юношу карандашом и кистью, пишет акварелью и маслом. Эволюцию художницы Ковтун прослеживает от точных натурных зарисовок к импрессионизму и позже – к синтетизму.

1910-1912 Женщина со скрипкой. Бум, акв. 51,4 х 34,5 см (413x585, 71Kb)1910 Куст. Бумага, карандаш. 42,5х31,9. Музей Органической Культуры, Коломна (400x585, 123Kb)
Елена Гуро (1877-1913). 1. Женщина со скрипкой. 1910-1912 гг. Бумага, акварель. 51,4х34,5 см. РГАЛИ, Москва.
2. Куст. 1910 г. Бумага, карандаш. 42,5х31,9 см. Музей Органической Культуры, Коломна, Московская обл.

1910 Утро великана. Холст, масло. 70 х 85. ГРМ (700x562, 176Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Утро великана. 1910 г. Холст, масло. 70 х 85 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1910-е Веселый лес, дерево на фоне леса. Х, м. 34,5 х 58,9. Гос муз истории СПб (700x421, 111Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Веселый лес и дерево на фоне леса. 1910-е гг. Холст, масло. 34,5 х 58,9 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1910-е Метелка из перьев. Х, м.33,5 х 23. Гос муз истории СПб (465x700, 105Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Метелка из перьев. 1910-е гг. Холст, масло. 33,5 х 23 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1912 Петербург. Из Музея петербургского авангарда 2 (435x700, 127Kb)
Елена Гуро. С-Петербург, 1912 г. Фото из Музея петербургского авангарда

В зрелых работах Елены Гуро максимально обобщены цвет и форма. Палитра Гуро впитала краски природы, её тончайшие переливы и переходы. Она пишет в дневнике: «Я построю дворец из просветов неба. Все приходящие туда получат светлые, зеленоватые, чуть розовые или водянисто-голубые кристаллы неба. И ещё там будут пушковатые, серебристые одежды, нежные». Ковтун возводит колорит Гуро к живописи В.Э. Борисова-Мусатова. Художница одной из первых начала движение к природе, а также одновременное введение нескольких цветов в живописи, которые, развиваясь и изменяясь, влияют друг на друга. Она чувствовала и связь цвета со звуком. Эти принципы в 1920-е гг. разработал со своими учениками Матюшин.

1912 Натюрморт с голубыми чашками. Бумага, акварель. 41,45×35 см. РГАЛИ (585x700, 249Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Натюрморт с голубыми чашками. 1912 г.
Бумага, акварель. 41,45 х 35 см. РГАЛИ, Москва.

1912 Корни деревьев. Бум, гуашь. 22 х 20,5. ЧС (630x700, 158Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Корни деревьев. 1912 г. Бумага, гуашь. 22 х 20,5 см.
Частное собрание.

1912 Желтые кувшинки. Бум, акв. 38,4 х 32,5 см. РГАЛИ (2) (580x700, 132Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Желтые кувшинки. 1912 г. Бумага, акварель. 38,4 х 32,5 см.
РГАЛИ, Москва.

Елена Гуро и Михаил Матюшин (606x700, 96Kb)
Елена Гуро и Михаил Матюшин. 1910-е гг.

Дружественные отношения связывали Гуро с Хлебниковым и Маяковским, Кручёных, Каменским, братьями Бурлюками, Б.К. Лившицем. Хлебников появился в доме Гуро и Матюшина в феврале 1910. Он принимал активное участие в составлении первого сборника «Судок судей». Именно в это время группа поэтов, работавшая над изданием сборника, по предложению Хлебникова приняла название «будетляне». В дневниках и произведениях Гуро часто присутствует образ поэта, исполненного сострадательной любви ко всему живому. По свидетельству Матюшина, он «взят с Хлебникова целиком».
В 1912 в период подготовки 4-й выставки «Союза молодёжи» состоялось знакомство с Владимиром Маяковским. В ранней «урбанистической» поэзии Маяковского исследователи обнаруживают влияние Гуро. К этому времени Гуро и Матюшин переехали в дом на Песочной. Здесь, кроме поэтов, часто бывали К.С. Малевич, П.Н. Филонов, В.Е. Татлин.

Малевич - Портрет Матюшина. 1913. ГТГ (550x700, 125Kb)
К.С. Малевич (1878-1935). Портрет художника М.В. Матюшина. 1913 г.
Холст, масло. 106,5 х 106,7 см. Государственная Третьяковская галерея.

1912 Сосны. Бум, акв. 31,1 х 47,4 см. РГАЛИ (700x452, 179Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Сосны. 1912 г. Бумага, акварель. 31,1 х 47,4 см. РГАЛИ, Москва.

1912-1913 Озеро. Библиотечный фонд Российская Национальная Библиотека 2 (700x568, 139Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Озеро. 1912-1913 гг. Российская национальная библиотека (б.им.Салтыкова-Щедрина).
Библиотечный фонд, Санкт-Петербург.

1912 Портрет моей души, Рисунок, бум., кар. (552x700, 132Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет моей души. 1912 г. Бумага, карандаш.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1913 ГУРО Е. Некролог, опубликованный через пять дней после ее смерти, назывался «Недооцененная (700x397, 81Kb)
Елена Гуро. Фото 1913 г. Некролог, опубликованный через пять дней после ее смерти,
назывался «Недооцененная»

Елена Гуро скончалась 23 апреля (6 мая по новому стилю) 1913 года от лейкемии в возрасте 36 лет на своей даче в Уусикирко Выборгской губернии на Карельском перешейке (ныне - Поляны Выборгского района Ленинградской области). Её похоронили на старом финском кладбище. Матюшин поставил у могилы скамейку с ящичком, в котором лежали её книги. На скамейке была надпись: «Тот, кто хочет познакомиться с произведениями Елены Гуро, может достать их из ящика. Уверен, что они будут положены обратно». Крест Матюшин сделал из ствола растущей сосны, врубив в него поперечную перекладину. К 1916 он сделал из бетона поребрик с двумя фигурами причудливых животных, напоминающих «небесных верблюжат». После войны 1941–1945 гг. могила была разорена и не сохранилась.

ФОТО  Матюшин. Могила Гуро. 1914-1916 (487x700, 123Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Могила Елены Гуро. 1914-1916 гг.

В 1917 году Максим Горький через художника Павла Мансурова предложил Матюшину издать все рукописи Гуро. Однако Матюшин отказался: «Ещё не настало время». Литературные произведения Гуро продолжали появляться в различных сборниках 1910-х – начала 1920-х гг., таких как «Рыкающий Парнас» (Пг., 1914; Стихи «Город» («Пахнет кровью и позором бойни…), «Возлюбив боль поругания…» С.75–78); В.Р. Ховин. «Ветрогоны, сумасброды, летатели!» (Очарованный странник. 1916. №10); сборник «Лирень» (Б.м., 1920; Н.Н.Асеев, Гуро, Маяковский, Б.Л.Пастернак, Г.Н.Петников, Хлебников), который открывался прозой Гуро «Доктор Пачини вошёл в хлев…», «Вы недовольны жизнью? – Жизнь для меня узка» (С.3–4).

1900-е Е. Гуро. Фото М. Матюшина (490x700, 87Kb)
Елена Гуро. Фото М. Матюшина, 1910-е гг.

Новый этап обращения к творчеству и изучению наследия Гуро начался в 1960-е годы. Была переиздана книга «Небесные верблюжата» (Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993; «Небесные верблюжата. Избранное». СПб., 1997); «Небесные верблюжата» («Лимбус Пресс», 2022). Впервые на русском языке издана книга «Жил на свете рыцарь бедный» (СПб., 1999). В 1988 году текст был опубликован в Стокгольме «Elena Guro: Selected Proze and Poetry». Стихи и проза Гуро вошли в различные антологии.

ФОТО Дом Матюшина, СПб (2) (700x525, 182Kb)
Музей петербургского авангарда - Дом Михаила Матюшина, Санкт-Петербург.

Елена ГУРО
«Город» (1910)

Пахнет кровью и позором с бойни.
Собака бесхвостая прижала осмеянный зад к столбу
Тюрьмы правильны и спокойны.
Шляпки дамские с цветами в кружевном дымку.

Взоры со струпьями, взоры безнадежные
Умоляют камни, умоляют палача…
Сутолка, трамваи, автомобили
Не дают заглянуть в плачущие глаза

Проходят, проходят серослучайные
Не меняя никогда картонный взор.
И сказало грозное и сказало тайное:
«Чей-то час приблизился и позор»

Красота, красота в вечном трепетании,
Творится любовию и творит из мечты.
Передает в каждом дыхании
Образ поруганной высоты.

Так встречайте каждого поэта глумлением!
Ударьте его бичом!
Чтобы он принял песнь свою, как жертвоприношение,
В царстве вашей власти шел с окровавленным лицом!

Чтобы в час, когда перед лающей улицей
Со щеки его заструилась кровь,
Он понял, что в мир мясников и автоматов
Он пришел исповедовать — любовь!

Чтоб любовь свою, любовь вечную
Продавал, как блудница, под насмешки и плевки, —
А кругом бы хохотали, хохотали в упоении
Облеченные правом убийства добряки!

Чтоб когда, все свершив, уже изнемогая,
Он падал всем на смех на каменья вполпьяна, —
В глазах, под шляпой модной смеющихся не моргая,
Отразилась все та же картонная пустота!

Е.Гуро Верблюжата. 2022 (частично) (515x700, 179Kb)
Елена Гуро. Небесные верблюжата. Лимбус Пресс, 2022, - 336 с. На обложке
фото Елены Гуро в своей квартире на Лицейской (Рентгена), д. 4
в Санкт-Петербурге. Фото М. Матюшина, 1900-е гг.
(Полностью данную книгу можно читать здесь)

В 1994 в Государственном музее истории Санкт-Петербурга состоялась персональная выставка художницы и издан каталог «Елена Гуро. Поэт и художник. 1877–1913».

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 237-240, 269-270.

Дом-музей Матюшина. Часть 3


Русский авангард. Начало: Елена Гуро и Михаил Матюшин


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АМАЗОНКА РУССКОГО АВАНГАРДА – ХУДОЖНИК И ПОЭТ ЕЛЕНА ГЕНРИХОВНА ГУРО (1877-1913) | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»