Давид Давидович Бурлюк. Фотография Альфреда Валенте, 1950 г.
Давид Бурлюк – талантливый поэт, одиозный художник, один из основоположников русского футуризма, композитор, теоретик и пропагандист авангарда, первооткрыватель и «продюсер» целой плеяды великих русских поэтов. Давид Бурлюк был весьма неординарной личностью. Вызывающая клоунская одежда, рисунок на щеке (часто лошадка)...Познакомившись с идеями итальянских футуристов, он заразился, вдохновился ими, однако, как и всякая неординарная личность, воспринял он эти идеи по-своему. В своих живописных произведениях, созданных в Америке, где он поселился в 1922 году, Бурлюк соединяет реальное и воображаемое, нередко изображая людей и детали быта старой России. Его творчество американского периода было неоднородным, в нем сочетались черты экспрессионизма и элементы футуризма в 1920-е, появлялись приемы сюрреализма - в 1930-е, обращение к наивной живописи - в 1930-1960-е.
Давид Бурлюк. Фотография 1940-е гг.
В 1922 году «отец русского футуризма», поэт и художник Давид Бурлюк вместе с женой Марией Никифоровной и двумя сыновьями переехал в США. Там он познакомился с другим талантливым художником - Аршилом Горки, эмигрировавшим двумя годами ранее. Между творцами завязалась дружба, они много беседовали об искусстве: Горки даже некоторое время жил у Бурлюка, а после смерти спасшегося от Геноцида художника его сестры нередко навещали семью футуриста. В один из таких визитов Давид Давидович написал портрет сестры Аршила Горки, который спустя несколько десятилетий был обнаружен у коллекционера Сергея Денисова.
Давид Бурлюк (1882-1967). 1. Без названия (Две крестьянские девушки). 1945 г. 2. Подруги (Две украинские девушки). 1948 г. Холст, масло. 16х11 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Гринпойнт, Лонг-Айленд. 1946 г. Холст, масло. 38 х 45 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Три женщины за чаепитием. 1947 г. Холст, масло. 33 x 43 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Стойка. 1946 г. Бумага, акварель, карандаш. 29,2 x 39,4 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Крестьянки, сажающие картофель. 1947 г. Холст, масло 37 х 47см.
Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $15.000 - 20.000 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). Полдень в Акапулько. Мехико. 1947 г. Холст, масло. 82 × 132 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Нью-Йорк. Мясной магазин на 10-й улице. 1946 г.
Бумага, акварель, гуашь. 39 х 28 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Элиаса Фурнье. 1947 г. Бумага, акварель.
40 х 30 см. Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2015 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Святой Антоний возле пещеры. 1949 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Искушение Святого Антон. 1947 г.
Холст на картоне, масло. 31 x 19 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Натюрморт с подсолнухами. 1948 г. Холст, масло.
114,9 x 76,2 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $23.750 дол.
Давид и Мария Бурлюк в своем доме в Хэмптон Бейз, Лонг Айленд. 1942 г. Фотография Ноберта Евдаева.
В 1945 году Бурлюк обратился в Генконсульство СССР в Нью-Йорке с просьбой о возвращении ему гражданства. Получил отказ. Советское правительство не пожелало даже принять в дар его лучшую работу - полотно «Непобедимая Россия» (Ленин и Толстой).
В 1949 году Бурлюки приехали в Европу и в течение восьми месяцев много путешествовали. Впоследствии супруги стали бывать в Европе почти каждый год. Их вполне можно назвать путешественниками, особенно после того, как в 1962 году они предприняли кругосветное путешествие (а ведь Давиду Давидовичу исполнилось уже 80 лет). Первый приезд в Европу дал выход восхищению творчеством Ван Гога, которое Бурлюк испытывал на протяжении всей жизни. Он создал серию работ, посвященных великому голландскому художнику («Ночное кафе», 1949; «Подсолнухи», 1950-е).
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся у моря. 1949 г. Холст, масло. 61,2 х 51 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Нина и Михаил. 1943 г. Холст, масло. 86,4 х 71,1 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет мужчины, возможно художника Павла Челищева.
1948 г. Дерево, масло. 40 х 30 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мужской портрет. Конец1940-х - начало1950-е гг.
Картон, масло. 40,2 х 30 см. Российская государственная художественная галерея,
Севастополь.
Давид Бурлюк (1882-1967). Ночное кафе. 1949 г. Холст, масло. 39,1 х 29,1 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет американской художницы Гери Пайн
(Geri Pine, 1914 - после 1977). 1949 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Фонтан с гиппокампами, Лонг Айленд. 1950 г. Бумага, акварель. 30,2 x 45,6 см.
Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2015 г.
Гиппокампус, гиппокамп (лат. hippocampus) - мифическое животное, лошадь или морское чудовище,
также называемая гидриппусом.
Давид Бурлюк (1882-1967). Адам и Ева. 1950 г. Дерево, масло. Львовский национальный музей имени
Андрея Шептицкого, Украина.
Давид Бурлюк (1882-1967). Изобретение механического человека. 1950 г.
Холст, масло. 91,4 х 71,1 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Две женщины в бане. 1950 г. Дерево, масло. 30 х 23,5 см.
Аукцион Bonhams’ auction, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 6.000 – 8.000 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сиеста. 1950 гг. Холст, масло. 31х 41 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мифологическая сцена с красными фигурами. 1950 г. Холст, масло. 23 х 30 см.
Галерея Грегори, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Французский городок. 1950 г. Холст, масло.
Давид Бурлюк (1882-1967). Подсолнухи. Посвящение Ван Гогу (Дом Бурлюка
в Хэмптон Бейс, Лонг-Айленд, Нью-Йорк,). 1950-е гг. Холст, масло. 74 х 63 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Балерина. Умирающий лебедь. 1950 г.
Бумага, тушь. 40 х 23 см. Частное собрание.
Николай Алексеевич Никифоров (1914-2003) и Давил Бурлюк. Фото 1950-1960-е гг.
В 1950-е годы Давиду Бурлюку, которого Владимир Маяковский называл своим учителем, написал молодой коллекционер и журналист из Тамбова Николай Никифоров. Переписка переросла в многолетнюю дружбу: художник называл коллекционера «сын Коля» и впоследствии даже действительно усыновил его (этой версии придерживается в том числе Сергей Денисов). С каждым своим письмом Давид Давидович высылал Николаю Алексеевичу подарки, среди которых были ценные записи, автографы известных людей, антикварные вещи, свои архивы и, конечно, картины. Так Никифоров стал хранителем наследия Бурлюка, а после смерти тамбовского коллекционера оно перешло другому собирателю ценностей — его ученику Денисову.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет художника-сюрреалиста Лео Мансо (1914-1993).
1950 г. Бумага, уголь, гуашь. 38,7 x 27,3 см. Галерея Суонна, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Василия Абгаровича Катаняна (1902-1980), первого биографа и издателя ПСС В.В. Маяковского. 1950-е гг. Бумага, тушь, акварель, белила. 27,2 х 20,1 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
С авторским посвящением:
«Без упреков, без изъяна,
Любим, ценим Катаняна!
Мы твердим всёдневно вслух:
Он наш лучший, верный друг!»
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина в окне. 1950-е гг. Холст, масло. 43 х 36 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). За чтением. 1950-е гг. Мазонит, масло. 36 х 28 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Дядя и племянница. 1950-е гг. Доска, масло. 22,9 х 30,5 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Купите мою рыбу! (Buy My Fish!). 1950-е гг. Холст на картоне, масло. 40 х 50 см.
Аукцион GOLDENS, Киев, 2020 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Кубофутуристическая композиция с лошадью. 1950-е гг.
Холст на картоне, масло. 40 х 30 см. Аукцион GOLDENS, Киев, 2021 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистическая композиция с женщиной с рыбьей головой. 1950-е гг.
Холст на картоне, масло. 40 х 50,5 см. Аукцион GOLDENS, Киев, 2018 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Кубофутуристическая композиция - Энигма. 1950-е гг. Холст на картоне, масло.
30 х 40 гг. Аукцион GOLDENS, Киев, 2020 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Композиция с вавилонской блудницей. 1950-е гг. Холст на картоне, масло.
40 х 50 см. Аукцион GOLDENS, Киев, 2020 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Конец эпохи Рыб. 1950-е гг. Частное собрание.
Картина экспонировалась на выставке в Национальном музее им. Андрея Шептицкого,
Львов, Украина.
Давид Бурлюк (1882-1967). Стол рыбака. Флорида. 1951 г. Холст, масло. 40,6 х 61 см.
Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 2008 г. Лот продан за $34.000 дол.
В 1956 году после ХХ съезда КПСС, в первые дни хрущевской политической «оттепели», Бурлюка и его супругу Марию Никифоровну пустили в СССР — как «отец-основатель» футуристического движения, он оказался уместен на обновленном культурном ландшафте. Но ни об изданиях книг, ни о приеме в музейные фонды его новых полотен, ни о возвращении ему гражданства речь не шла. Бурлюки побывали в Москве, Ленинграде, Харькове и в Крыму (в коллекции его внучки Мэри Клэр Бурлюк имеется датированная 1956 годом картина «Крым»).
Бурлюк также посетил музей-квартиру Маяковского в Москве и выступил там с докладом в 400-х местном зале, не вместившем всех желающих.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистический портрет Маруси у моря. 1951-1953 гг.
Дерево, масло. 31 х 56 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женский портрет. 1954 г. Холст, масло. 55 х 46,2 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 1.200.000-1.800.000 руб.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Жанетт Бурлюк. 1953 г. Бумага, тушь, пастель.
32 х 28 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Португалия. 1954 г. Холст на картоне, масло.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 300.000-400.000 руб.
В 1950 году Бурлюк зиму проводит в Италии, в марте Бурлюк встречается в Париже с М. Ларионовым и Н. Гончаровой. В конце года состоялась его выставка «По следам Ван Гога» в Галерее АСА в Нью-Йорке. В 1954 году Бурлюк совершил путешествие в Португалию, Марокко и Италию.
Давид Бурлюк (1882-1967). Танжер. Марокко. 1954 г. Бумага, акварель. 28 x 39 см.
Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2015 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет марокканки. Танжер. 1954 г.
Бумага, акварель. 38 х 27 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Две сестры. 1955 г. Репродукция опубликована на обложке журнала
«Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мать и три сына. 1954 г. Холст, масло. 35 х 49 см.
Государственный музей К.А. Федина, Саратов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина в желтом платье с черной лошадью. 1951 г. Холст, масло. 25,4 x 20,3 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Берег озера. 1953 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветы с ангелами. 1950-е гг. Холст, масло.
78.5 х 53,5 см. Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Натюрморт с цветами и старинными колоннами.
1951 г. Холст, масло. 76,2 х 50,8 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Ваза с цветами и книга около окна. 1954 г.
Холст, масло. 69 х 48 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2016 г.
Эстимейт $8.000-15.000 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветы и горы Колорадо. 1951 г. Мешковина, масло.
73,7 × 38,1 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $50.000-70.000 дол.
Давид и Мария Бурлюки с Семеном Кирсановым в Государственной Третьяковской галерее.
Москва, 1956 г.
Наверное, мэтра футуризма огорчало, что со стороны официальных советских лиц не последовало предложения ни об устройстве показа его картин, ни о публикации его литературного наследия. При этом Бурлюк с трудом находил общий язык со старыми приятелями Корнеем Чуковским и Николаем Асеевым из-за оппозиции футуризму властвующего в Советском Союзе социалистического реализма. После возвращения пытался укрепить контакты с коллегами и друзьями на Родине. Но они опасались связей с эмигрантом, да и сказывалась пропасть различий в оценках событий в искусстве и мире в целом. Тем не менее переписка с советскими людьми продолжалась.
Давид Бурлюк (1882-1967). 1. Лиля Юрьевна Брик. 1956 г. Бумага, акварель цветная, пастель, гуашь. 37х27 см.
2. Портрет Лили Брик. 1956 г. Бумага, акварель, тушь. 29,8х21,8 см. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Лили Брик. 1956 г. Холст, масло. 50 х 68 см.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лиля Брик и Маяковский в 1915 году. 1957 г.
Бумага, карандаш цветной, шариковая ручка, тушь, перо. 19,8 х 14,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси Бурлюк. 1956 г. Холст, масло.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $10.000 - 15.000 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся Бурлюк в Нью-Йорке. 1956 г. Бумага, тушь.
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная. 1955 г. Холст, масло. 49 х 34 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная (А-ля Ренуар). 1956 г.
Дерево, масло. 24,1 х 19 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). За самоваром (Время чая). 1950 г. Холст, масло. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Красная и зеленая лошади в конюшне. 1956 г. Дерево, масло.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Яйцо несчастья (Веревка и огонь). 1960-е гг. Галерея Бурлюка, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Яйцо несчастья (Веревка и огонь). Журнал «Color and Rhyme».
Нью-Йорк, 1960-е гг. № 31. Открытка.
Давид Бурлюк (1882-1967). Последний манускрипт (Подражание Сальвадору Дали). 1956 г. Открытка.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лабиринт (Labyrinth).
Давид и Мария Бурлюки на крыльце Государственной библиотеки-музея В.В. Маяковского. Москва, 1965 г.
В 1965-м году Бурлюк приехал в Москву во второй раз. В костюме с иголочки, сияя очками в золотой оправе, пришел на свой творческий вечер, устроенный молодыми поэтами. Встреченный овацией, раскланялся. Спросил: «Что вам почитать?» И, услышав: «Прежде всего ваш стих-манифест: «Каждый молод, молод, молод, / В животе чертовский голод... / Будем лопать пустоты, /Глубины и высоты», - решительно отказался и сошел со сцены. Он не мог и не хотел больше «лопать пустоты». У него оставалось на жизнь слишком мало времени - меньше двух лет, в которые «Не мчаться уже необузданной нарте, / И свободному чувству где негде лететь»...
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет артиста Николая Черкасова. 1956-1957 гг. Холст, масло. 50 х 70 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси. Конец 1950-х гг.
Холст, масло. Частное собрание, Чехия.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина у озера. 1957 г. Холст, масло. 25 х 20 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси Бурлюк на фоне зимнего пейзажа. 1957 г.
Картон, масло. 45,2 х 35,3 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). Прага. 1957 г. Коллекция Евгения Деменка.
В 1957 году во время очередной поездки в Европу Бурлюк посетил Германию и социалистическую Чехословакию. В Праге он повидался со своими сестрами Людмилой и Марианной. В декабре в Париже вновь встречается с М. Ларионовым и Н. Гончаровой.
Проф. Вацлав Фиала (1896-1980). Портрет Давида Бурлюка с натуры в Праге. 1957 г.
Бумага верже с водяным знаком INGRES, автолитография. 48,4 х 36,3 см. (лист).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2016 г. Лот продан за 34.000 руб.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет чешского переводчика Иржи Вейля. 1957 г.
Бумага, карандаш графитный, влажная кисть. 21,1 х 14 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Приход весны. 1960 г. Холст, масло. 40 х 38,1 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Оркестр. Прага, 1957 г. Холст на картоне, масло. 41 х 51 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Живые омары в ресторане «У Джо». 1961 г. Холст, масло.
50,8 х 60,9 см. Частное собрание.
В феврале 1955 года неугомонный Бурлюк с Марусей на два месяца приехали на Кубу, тогда еще бывшую под властью диктатора Батисты. На Кубе Бурлюк встретился со своим давним московским знакомым, режиссером Самуилом Вермелем, который организовал в Гаване выставку картин Бурлюка. Вермель оказался нечистоплотным товарищем и 34 картины Бурлюка после выставки пропали. Якобы Вермель их продал, а деньги взял себе.
Давид Бурлюк (1882-1967). Маяк на побережье. 1958 г. Холст масло. 40 × 52 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Куба. 1959 г. Картон, масло. 21 х 14 см.
Галерея «Веллум», Москва.
Давид Бурлюк с женой и сыновьями перед своим домом в Бруклине. Фото Ноберта Евдаева, 1950-1960-е гг.
Работы 1950-1960-х годов Бурлюка лучше всего доказывают, что до конца дней ему удавалось сохранить несравненную динамичность. Так, созданные в этот период натюрморты отражают способность художника наслаждаться жизнью и запечатлевать ее цветущую радость («Цветы с ангелами», около 1950-х). Когда стало трудно работать за мольбертом, Бурлюк переключился на живописные миниатюры на дереве: реалистические («Девушка с красными губами», не датирована; «Мужчина с чашкой», 1964), авангардные («Человек в дождливый день», не датирована) или исполненные в наивном стиле.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мадам Бурлюк в саду. 1961 г. Холст, масло. 61 х 74 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2016 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Чаепитие (Tea Party). 1960 г. Холст, масло. 22,9 × 30,5 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Ланч на пристани Кортеса, Флорида. 1961 г. Холст, масло. 30,5 х 40,5 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). День большой стирки. Кортес, Флорида. 1964 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Вилла В.Р. Вагнера (Villa of W.R. Wagner). 1962-1964 гг. Холст, масло. 96,5 х 137,2 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветущая ветка в вазе. 1960 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветы у окна. 1962 г. Холст, масло.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $70.000 - 100.000 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). 1963 Профиль. Бумага, черная гуашь, белила.
40,4 х 28,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г.
Эстимейт 50.000-100.000 руб.
Среди работ 1950-х годов у Бурлюка есть и пейзажи-воспоминания о России, и американские пейзажи. Они жесткие, фигуративные. По контрасту с наивом 1940-х годов у Бурлюка есть некоторое желание адаптироваться к американскому варианту новой вещественности и американским вариантам реализма, такой жесткой предметности и даже объективности в изображении растений, камней и других элементов этого пейзажа.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси. 1963 г.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Давида Бурлюка
Давид Бурлюк (1882-1967). Шаман. 1910-е гг. Серпуховский музей-заповедник, Московская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). Процессия. Картон, масло. 45,7 x 37,6 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967), А.С. Сорокин. Зимний этюд. Домики. Бумага, масло. 14 х 10,5 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Зима. Холст, масло. 42 х 73 см. Златоустовский городской краеведческий музей.
Давид Бурлюк (1882-1967). Coн (Мечта). Начало ХХ в. Холст, масло. 43 х 58,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). В парке. Collection of A.R. Weiner, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Балерина. Дерево, масло. 15 х 14 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Велмы в сюрреалистическом пейзаже.
Холст, масло. 40,6 х 35,5 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женский портрет. Картон, масло. 19 х 31,8 см.
Давид Бурлюк (1882-1967). Абстрактная композиция с буквой «F». 1950-е гг. Дерево, масло. 12,5 х 12,5 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккермана, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистический пейзаж. Холст, масло. 40,5 x 50,8 см.
Антикварный салон «Богема», Москва, 2018 г. Лот продан за EUR 3.500 евро.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистический портрет. Холст на картоне, масло.
25,5 х 20,3 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г.
Давид Бурлюк в гостях у Николая Циковского. Лонг-Айлед. Фото 1950-е гг.
«Осень в лесу» — это пейзаж 1940-х годов. Наивы Бурлюк создавал иногда даже и параллельно, но все больше в 1940-е и 1950-е доминируют пейзажи, как будто он возвращается к этому раннему импрессионистическому периоду. И пейзажи эти очень цельные. У них глубокое пространство. Они сложны по цветовому решению. Это, конечно, скорее, больше не импрессионизм, а экспрессионизм.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистическая композиция с глазом. 1939 г. Бумага, акварель, пастель.
37,5 х 27,5 см. Галерея Fleicher, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Художник и модель.
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная в пейзаже. Дерево, масло. 14 х 16,2 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сидящая обнаженная у воды. Дерево, масло. 12 х 11,4 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная женщина, сидящая у кромки воды.
Дерево, масло. 17,2 х 11,8 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Корабль (Ship)
Давид Бурлюк (1882-1967). Я вижу художника. Холст, масло. 16,5 x 17,1 см. Частное собрание.
С Наумом Габо на выставке Давида Бурлюка в Лондоне. Фотография 1966 г.
Бурлюк заканчивает, в общем, тем, с чего он начал. И в какой-то степени это, наверное, пейзаж как способ терапии художника или личной терапии. С другой стороны, на протяжении всего американского периода он ревизует весь свой опыт и все свое наследие, поэтому так закольцовывает его, как Казимир Малевич закольцевал свой импрессионизм в поздний период, уже конца 1920-х - в начале 1930-х годов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина у окна. Холст, масло.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет сына. Холст на картоне, масло. 35,5 х 30 см.
Галерея Fleicher, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Альберта Козлова. Холст, масло. 40 х 30 см.
Давид Бурлюк (1882-1967). Поэт и муза. Коллекция Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пара в портовом баре. Холст, масло. 66 х 66 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Игроки в карты. Холст, масло. 25 х 35 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Четверо мужчин, играющих в карты. Дерево, масло. 12,7 х 10,2 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Время чая. Дерево, масло. 15,3 х 15,3 см. Частное собрание.
В Давид Бурлюк (1882-1967). Вечернее чаепитие. Бумага, смешанная техника. 27 х 36 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт $20.000 - 25.000 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). Возвращение домой в повозке. Холст, масло. 61 х 76 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Деревенская пара. Холст, масло. 33 х 33 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Человек в дождливый день. Не датировано.
Мазонит, масло. 13,5 х 7,5 см. Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Футурист Пушкин. Холст на картоне, масло, коллаж.
45,5 x 35,5 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сергей Есенин. 1965 г. Дерево, масло. 36,6х31,5; 25,3х19,7 см. (р.и.).
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, село Константиново, Рязанская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся у моря. 1965 г. Мазонит, масло. 17,8 х 12,7 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2015 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся. 1966 г. Оргалит, масло. 46,3 х 38,1 см.
Частное собрание.
Давил Бурлюк. Фотография 1960-е гг.
Давид Давидович Бурлюк умер 15 января 1967 года в госпитале Саутгемптона на Лонг-Айленде, под Нью-Йорком, в возрасте 85 лет. По завещанию его прах был развеян над Атлантическим океаном. Любимая жена Мария Никифоровна пережила мужа всего на 6 месяцев и 5 дней и умерла 20 июля 1967 года.
Принято считать, что после отъезда на Запад Бурлюк не создал ничего значимого. О нем сегодня почти не вспоминают. Последняя серьезная программа о теоретике и пропагандисте «нового искусства» вышла на телеканале «Культура» к его 125-летию. Называлась она «Король четвертого измерения. Давид Бурлюк».
Ор. 6
Я презираю идиотов
Которым вязь поэзии
Чужда...
Готовых славить и
Хвалить кого-то,
Отвергших рифмы навсегда.
Умами жалкие и тупостью людишки
Для вас бесцветен солнца луч и в библиотеки одни поваренные книжки
Вас привлекают...
(Из цикла «Руда ругани прошлого»)
1. Мемориальная доска в Казани на здании бывшей Казанской художественной школы, где в 1899-1901 гг. учился Д. Бурлюк. 2. Мемориальная доска в Одессе в доме по ул. Преображенской, 9, где в 1910-1911 гг. жил Д. Бурлюк .
Давид Бурлюк 1882-1967. Каталог выставки произведений из Государственного Русского музея, музеев и частных собраний России, США, Германии. 1995 г. - 128 с., ил. 2. В.В. Поляков. Художник Давид Бурлюк. Монография. Москва, Издательство «Сканрус», 2016. - 392 с., ил.
Давид Бурлюк и русское искусство начала ХХ века. Плакат выставки к 135-летию
со дня рождения художника. Башкирский государственный художественный музей
им. М.В. Нестерова, Уфа, 2017 г.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 92-94, 137-138.