• Авторизация


ОТЕЦ РУССКОГО ФУТУРИЗМА - ДАВИД ДАВИДОВИЧ БУРЛЮК (1882-1967), ЧАСТЬ IV 03-08-2023 23:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1950 Бурлюк_Давид_Давидович 1 (569x700, 97Kb)
Давид Давидович Бурлюк. Фотография Альфреда Валенте, 1950 г.

Давид Бурлюк – талантливый поэт, одиозный художник, один из основоположников русского футуризма, композитор, теоретик и пропагандист авангарда, первооткрыватель и «продюсер» целой плеяды великих русских поэтов. Давид Бурлюк был весьма неординарной личностью. Вызывающая клоунская одежда, рисунок на щеке (часто лошадка)...Познакомившись с идеями итальянских футуристов, он заразился, вдохновился ими, однако, как и всякая неординарная личность, воспринял он эти идеи по-своему. В своих живописных произведениях, созданных в Америке, где он поселился в 1922 году, Бурлюк соединяет реальное и воображаемое, нередко изображая людей и детали быта старой России. Его творчество американского периода было неоднородным, в нем сочетались черты экспрессионизма и элементы футуризма в 1920-е, появлялись приемы сюрреализма - в 1930-е, обращение к наивной живописи - в 1930-1960-е.


1940-е Д. Бурлюк (567x700, 77Kb)
Давид Бурлюк. Фотография 1940-е гг.

В 1922 году «отец русского футуризма», поэт и художник Давид Бурлюк вместе с женой Марией Никифоровной и двумя сыновьями переехал в США. Там он познакомился с другим талантливым художником - Аршилом Горки, эмигрировавшим двумя годами ранее. Между творцами завязалась дружба, они много беседовали об искусстве: Горки даже некоторое время жил у Бурлюка, а после смерти спасшегося от Геноцида художника его сестры нередко навещали семью футуриста. В один из таких визитов Давид Давидович написал портрет сестры Аршила Горки, который спустя несколько десятилетий был обнаружен у коллекционера Сергея Денисова.

1945 Без назв (Две крест. девушки) (426x575, 179Kb)1948 Подруги (Две укр. девушки). Х, м. 16×11 см. ЧС (381x575, 124Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). 1. Без названия (Две крестьянские девушки). 1945 г. 2. Подруги (Две украинские девушки). 1948 г. Холст, масло. 16х11 см. Частное собрание.

1946 Гринпойнт, Лонг-Айленд. Х, м. 38×45. ЧС (700x524, 198Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Гринпойнт, Лонг-Айленд. 1946 г. Холст, масло. 38 х 45 см.
Частное собрание.

1947 Three Women at Teatime. Х, м. 33 x 43 cm. ЧС (700x539, 190Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Три женщины за чаепитием. 1947 г. Холст, масло. 33 x 43 см.
Частное собрание.

1946 Стойка 29.2x39.4 (700x514, 243Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Стойка. 1946 г. Бумага, акварель, карандаш. 29,2 x 39,4 см.
Частное собрание.

1947 Крестьянки, сажающие картошку (700x542, 193Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Крестьянки, сажающие картофель. 1947 г. Холст, масло 37 х 47см.
Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $15.000 - 20.000 дол.

1947 Полдень в Акапулько. Х, м. Собр. Беккерман, НЙ (700x428, 197Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Полдень в Акапулько. Мехико. 1947 г. Холст, масло. 82 × 132 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.

1946 Нью-Йорк. Мясной магазин на 10-й улице Б, акв, гуашь.. 39×28 см. ЧС (511x700, 188Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Нью-Йорк. Мясной магазин на 10-й улице. 1946 г.
Бумага, акварель, гуашь. 39 х 28 см. Частное собрание.

1947 Портрет Элиаса Фурнье. Бум, акв. 40 х 30. Аук Шапиро НЙ 2015 (507x700, 186Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Элиаса Фурнье. 1947 г. Бумага, акварель.
40 х 30 см. Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2015 г.

1949 Святой Антоний возле пещеры. Х, м.ЧС. (587x700, 168Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Святой Антоний возле пещеры. 1949 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1947 Искуш Св. Антон. Х, на карт, м. 31 x 19 cm. ЧС (415x700, 112Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Искушение Святого Антон. 1947 г.
Холст на картоне, масло. 31 x 19 см. Частное собрание.

1948 Натюр с подсолнухами. Х, м. 114.9 x 76.2 cm. Кристис НЙ 2017. Прод. USD 23,750 дол (454x700, 207Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Натюрморт с подсолнухами. 1948 г. Холст, масло.
114,9 x 76,2 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $23.750 дол.

1946 Деревня летом (700x513, 211Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Летний пейзаж. 1946 г. Холст, масло. Частное собрание.

1942 Давид и Мария Бурлюк в своем доме в Хэмптон Бейз, 1942. Фото Ноберт Евдаев.  (700x525, 115Kb)
Давид и Мария Бурлюк в своем доме в Хэмптон Бейз, Лонг Айленд. 1942 г. Фотография Ноберта Евдаева.

В 1945 году Бурлюк обратился в Генконсульство СССР в Нью-Йорке с просьбой о возвращении ему гражданства. Получил отказ. Советское правительство не пожелало даже принять в дар его лучшую работу - полотно «Непобедимая Россия» (Ленин и Толстой).
В 1949 году Бурлюки приехали в Европу и в течение восьми месяцев много путешествовали. Впоследствии супруги стали бывать в Европе почти каждый год. Их вполне можно назвать путешественниками, особенно после того, как в 1962 году они предприняли кругосветное путешествие (а ведь Давиду Давидовичу исполнилось уже 80 лет). Первый приезд в Европу дал выход восхищению творчеством Ван Гога, которое Бурлюк испытывал на протяжении всей жизни. Он создал серию работ, посвященных великому голландскому художнику («Ночное кафе», 1949; «Подсолнухи», 1950-е).

1949 Маруся  у моря (579x700, 248Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся у моря. 1949 г. Холст, масло. 61,2 х 51 см.
Частное собрание.

1943 Нина и Михаил. Х, м 34 x 28 in. ЧС (568x700, 176Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Нина и Михаил. 1943 г. Холст, масло. 86,4 х 71,1 см.
Частное собрание.

1948 Портрет мужчины, возможно Павла Челищева. Дер, м. 40 х 30. ЧС (494x700, 136Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет мужчины, возможно художника Павла Челищева.
1948 г. Дерево, масло. 40 х 30 см. Частное собрание.

1949-1950 1940 конец - нач. 1950-е Мужской портрет. Карт, м. 40,2 х 30, Российская гос. худ. галерея, Севастополь (571x700, 234Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Мужской портрет. Конец1940-х - начало1950-е гг.
Картон, масло. 40,2 х 30 см. Российская государственная художественная галерея,
Севастополь.

1949 Ночное кафе Холст, масло. 39.1 х 29,1. Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США (525x700, 213Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Ночное кафе. 1949 г. Холст, масло. 39,1 х 29,1 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.

1949 Geri Pine (545x700, 123Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет американской художницы Гери Пайн
(Geri Pine, 1914 - после 1977). 1949 г.

1950 Hippocamp Fountain, Long Island. Бум, акв. 30.2 x 45.6 cm. Аук Шапиро НЙ 2015 (700x461, 165Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Фонтан с гиппокампами, Лонг Айленд. 1950 г. Бумага, акварель. 30,2 x 45,6 см.
Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2015 г.
Гиппокампус, гиппокамп (лат. hippocampus) - мифическое животное, лошадь или морское чудовище,
также называемая гидриппусом.

1950 Адам и Ева. Дер, м. ЧС (700x579, 196Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Адам и Ева. 1950 г. Дерево, масло. Львовский национальный музей имени
Андрея Шептицкого, Украина.

1950 Изобретение механического человека. Х, М. 91,4×71,1 см. Аук (536x700, 216Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Изобретение механического человека. 1950 г.
Холст, масло. 91,4 х 71,1 см. Частное собрание.

1950 Two Women in the Saunа. Дер, м.  30 х 23,5. Аук Бонхэмс Лондон 2011. Эстим. 6 - 8 тыс. фунт (543x700, 178Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Две женщины в бане. 1950 г. Дерево, масло. 30 х 23,5 см.
Аукцион Bonhams’ auction, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 6.000 – 8.000 фунтов.

1950 Сиеста. Х, м.  31×41 см. ЧС (700x530, 205Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Сиеста. 1950 гг. Холст, масло. 31х 41 см. Частное собрание.

1950 mythologisch geschichte mit rot figuren. Х, м. 23 х 30 см. GregoryGalleryNewYork-vi (700x494, 142Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Мифологическая сцена с красными фигурами. 1950 г. Холст, масло. 23 х 30 см.
Галерея Грегори, Нью-Йорк.

1950 Французский городок. (700x475, 251Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Французский городок. 1950 г. Холст, масло.

1950-е Домик Ван Гога в г. Бами (596x700, 237Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Подсолнухи. Посвящение Ван Гогу (Дом Бурлюка
в Хэмптон Бейс, Лонг-Айленд, Нью-Йорк,). 1950-е гг. Холст, масло. 74 х 63 см.
Частное собрание.

1950 Балерина. Умирающий лебедь. Бум, тушь. 40×23 см. ЧС (503x700, 64Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Балерина. Умирающий лебедь. 1950 г.
Бумага, тушь. 40 х 23 см. Частное собрание.

1950-1960-е  Николай Алексеевич Никифоров (1914-2003) и Д. Бурлюк. (700x457, 104Kb)
Николай Алексеевич Никифоров (1914-2003) и Давил Бурлюк. Фото 1950-1960-е гг.

В 1950-е годы Давиду Бурлюку, которого Владимир Маяковский называл своим учителем, написал молодой коллекционер и журналист из Тамбова Николай Никифоров. Переписка переросла в многолетнюю дружбу: художник называл коллекционера «сын Коля» и впоследствии даже действительно усыновил его (этой версии придерживается в том числе Сергей Денисов). С каждым своим письмом Давид Давидович высылал Николаю Алексеевичу подарки, среди которых были ценные записи, автографы известных людей, антикварные вещи, свои архивы и, конечно, картины. Так Никифоров стал хранителем наследия Бурлюка, а после смерти тамбовского коллекционера оно перешло другому собирателю ценностей — его ученику Денисову.

1950 Surrealist Portrait of Leo Manso. Бум, уголь, гуашь. 38.7 x 27.3 cm. Swann Galleries,Нью-Йорк (490x700, 213Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет художника-сюрреалиста Лео Мансо (1914-1993).
1950 г. Бумага, уголь, гуашь. 38,7 x 27,3 см. Галерея Суонна, Нью-Йорк.

1950-е Портрет В.А. Катаняна. бумага, тушь, акварель, белила. 27,2х20,1. ГЛМ Даля (513x700, 119Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Василия Абгаровича Катаняна (1902-1980), первого биографа и издателя ПСС В.В. Маяковского. 1950-е гг. Бумага, тушь, акварель, белила. 27,2 х 20,1 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
С авторским посвящением:
«Без упреков, без изъяна,
Любим, ценим Катаняна!
Мы твердим всёдневно вслух:
Он наш лучший, верный друг!»

1950-е Женщина в окне 1 (579x700, 168Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина в окне. 1950-е гг. Холст, масло. 43 х 36 см.
Частное собрание.

1950-е За чтением. Мазонит, м. 36×28. ЧС (547x700, 228Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). За чтением. 1950-е гг. Мазонит, масло. 36 х 28 см.
Частное собрание.

1950-е Дядя и племянница Доска, масло. 22,9 х 30,5 (700x505, 228Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Дядя и племянница. 1950-е гг. Доска, масло. 22,9 х 30,5 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.

1950-е Buy My Fish! Х на карт, м. 40 х 50. Аук Голден Киев 2020 Collection of Mary Clear Burliuk-Holt 2 (700x548, 211Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Купите мою рыбу! (Buy My Fish!). 1950-е гг. Холст на картоне, масло. 40 х 50 см.
Аукцион GOLDENS, Киев, 2020 г.

1950-е Кубофутур. комп  с лошадью. Х на карт, м. 40 х 30 см. Аук Голденс Киев 2021 (524x700, 224Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Кубофутуристическая композиция с лошадью. 1950-е гг.
Холст на картоне, масло. 40 х 30 см. Аукцион GOLDENS, Киев, 2021 г.

1950-е Сюрреалистическая композиция с женщиной с рыбьей головой, Х на карт, м. 40 х 50,5. Аук Голден Киев 20181 (700x545, 214Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистическая композиция с женщиной с рыбьей головой. 1950-е гг.
Холст на картоне, масло. 40 х 50,5 см. Аукцион GOLDENS, Киев, 2018 г.

1950-е Кубофутур. комп - Энигма. Х на карт, м. 30 х 40 Аук Голденс Киев 2020 (700x504, 221Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Кубофутуристическая композиция - Энигма. 1950-е гг. Холст на картоне, масло.
30 х 40 гг. Аукцион GOLDENS, Киев, 2020 г.

1950-е Композиция с вавилонской блудницей, Х на карт, м. 40 х 50.  Аук Голденс Киев 2020 (700x552, 220Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Композиция с вавилонской блудницей. 1950-е гг. Холст на картоне, масло.
40 х 50 см. Аукцион GOLDENS, Киев, 2020 г.

1950-е Конец эпохи Рыб. Выст. во Львов. ХМ 2018 г. ЧС (552x700, 199Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Конец эпохи Рыб. 1950-е гг. Частное собрание.
Картина экспонировалась на выставке в Национальном музее им. Андрея Шептицкого,
Львов, Украина.

1951 Стол рыбака (Флорида)40.6 by 61 cm. Сотбис НЙ 2008. Прод. 34.000 дол (700x460, 198Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Стол рыбака. Флорида. 1951 г. Холст, масло. 40,6 х 61 см.
Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 2008 г. Лот продан за $34.000 дол.

1956 Давид и Мария Бурлюки, Москва (700x586, 104Kb)
В 1956 году после ХХ съезда КПСС, в первые дни хрущевской политической «оттепели», Бурлюка и его супругу Марию Никифоровну пустили в СССР — как «отец-основатель» футуристического движения, он оказался уместен на обновленном культурном ландшафте. Но ни об изданиях книг, ни о приеме в музейные фонды его новых полотен, ни о возвращении ему гражданства речь не шла. Бурлюки побывали в Москве, Ленинграде, Харькове и в Крыму (в коллекции его внучки Мэри Клэр Бурлюк имеется датированная 1956 годом картина «Крым»).
Бурлюк также посетил музей-квартиру Маяковского в Москве и выступил там с докладом в 400-х местном зале, не вместившем всех желающих.

1952 Surrealistic portrait of Marusia by the sea, (700x382, 155Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистический портрет Маруси у моря. 1951-1953 гг.
Дерево, масло. 31 х 56 см. Частное собрание.

1954 Женский портрет. Х, м. 55х46,2. СОВКОМ 2011. Эстим. 1.200.000-1.800.000 руб. (560x700, 209Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Женский портрет. 1954 г. Холст, масло. 55 х 46,2 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 1.200.000-1.800.000 руб.

1953 Портрет Жанетт Бурлюк. бумага, тушь, пастель. 32 х 28. Муз Маяк (525x700, 90Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Жанетт Бурлюк. 1953 г. Бумага, тушь, пастель.
32 х 28 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1954 Португалия. Х. на карт, м. СОВКОМ 2008, Эстим. 300.000-400.000 руб (510x700, 187Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Португалия. 1954 г. Холст на картоне, масло.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 300.000-400.000 руб.

В 1950 году Бурлюк зиму проводит в Италии, в марте Бурлюк встречается в Париже с М. Ларионовым и Н. Гончаровой. В конце года состоялась его выставка «По следам Ван Гога» в Галерее АСА в Нью-Йорке. В 1954 году Бурлюк совершил путешествие в Португалию, Марокко и Италию.

1954 Танжер. Марокко. Бум, акв. 28 x 39 cm. Аук Шапиро НЙ 2015 (700x500, 181Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Танжер. Марокко. 1954 г. Бумага, акварель. 28 x 39 см.
Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2015 г.

1954 Портрет марокканки. Папір, акварель, 38х27, (483x700, 137Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет марокканки. Танжер. 1954 г.
Бумага, акварель. 38 х 27 см. Частное собрание.

1955 Две сестры (700x527, 174Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Две сестры. 1955 г. Репродукция опубликована на обложке журнала
«Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), Нью-Йорк.

1954 Мать и три сына. Открытка. Х, м. 35 х 49 смГосударственный музей К.А. Федина (ГУК ГМФ), Саратов (700x487, 152Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Мать и три сына. 1954 г. Холст, масло. 35 х 49 см.
Государственный музей К.А. Федина, Саратов.

1951 Женщина в желтом платье с черной лошадью, 1951 год,  (700x542, 146Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина в желтом платье с черной лошадью. 1951 г. Холст, масло. 25,4 x 20,3 см.
Частное собрание.

1953 (700x588, 250Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Берег озера. 1953 г.

1950-е Цветы с ангеламиХолст, масло. 78.5 х 53,5. Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США (437x700, 193Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветы с ангелами. 1950-е гг. Холст, масло.
78.5 х 53,5 см. Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.

1951 Цветы в интерьере. Х, м. (464x700, 161Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Натюрморт с цветами и старинными колоннами.
1951 г. Холст, масло. 76,2 х 50,8 см. Частное собрание.

1954 Ваза с цветами и книга около окна, Х,м. 69х48. СОВКОМ 2016 г.  Эстим. 8.000-15.000 дол (484x700, 200Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Ваза с цветами и книга около окна. 1954 г.
Холст, масло. 69 х 48 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2016 г.
Эстимейт $8.000-15.000 дол.

1951 Цветы и горы. Колорадо (381x700, 165Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветы и горы Колорадо. 1951 г. Мешковина, масло.
73,7 × 38,1 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $50.000-70.000 дол.

1956 Д. и М. Бурлюки с Семеном Кирсановым в ГТГ (700x575, 165Kb)
Давид и Мария Бурлюки с Семеном Кирсановым в Государственной Третьяковской галерее.
Москва, 1956 г.

Наверное, мэтра футуризма огорчало, что со стороны официальных советских лиц не последовало предложения ни об устройстве показа его картин, ни о публикации его литературного наследия. При этом Бурлюк с трудом находил общий язык со старыми приятелями Корнеем Чуковским и Николаем Асеевым из-за оппозиции футуризму властвующего в Советском Союзе социалистического реализма. После возвращения пытался укрепить контакты с коллегами и друзьями на Родине. Но они опасались связей с эмигрантом, да и сказывалась пропасть различий в оценках событий в искусстве и мире в целом. Тем не менее переписка с советскими людьми продолжалась.

1956 Лиля Юрьевна Брик. бум, акварель цветная, пастель, гуашь. 37 х 27 . ГЛМ им.Даля (386x560, 90Kb)1956 Портрет Лили Брик. Бум, акв, тушь. 29,8х21,8. ГЛМ Даля (415x560, 86Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). 1. Лиля Юрьевна Брик. 1956 г. Бумага, акварель цветная, пастель, гуашь. 37х27 см.
2. Портрет Лили Брик. 1956 г. Бумага, акварель, тушь. 29,8х21,8 см. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1956 Портрет Лили Брик. 50×68 см (700x525, 176Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Лили Брик. 1956 г. Холст, масло. 50 х 68 см.

1957 Лиля Брик и Маяковский в 1915 году. Бум, кар. цветной, шариковая ручка, тушь, перо. 19,8 х 14,7 см. Музей Маяк (490x700, 85Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Лиля Брик и Маяковский в 1915 году. 1957 г.
Бумага, карандаш цветной, шариковая ручка, тушь, перо. 19,8 х 14,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1956 Портрет Маруси Бурлюк (563x700, 176Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси Бурлюк. 1956 г. Холст, масло.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $10.000 - 15.000 дол.

1956 New York by Mary Buliuk. Marussia с.[35]. (508x700, 170Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся Бурлюк в Нью-Йорке. 1956 г. Бумага, тушь.

1955 Обнага. Х, м. 49×34 см. ЧС (485x700, 131Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная. 1955 г. Холст, масло. 49 х 34 см.
Частное собрание.

1956 A nude (А-ля Ренуар) Дер, м. 9.5 x 7.5 дюйм. ЧС (562x700, 141Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная (А-ля Ренуар). 1956 г.
Дерево, масло. 24,1 х 19 см. Частное собрание.

1950 За самоваром. Х, м. ЧС (700x588, 148Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). За самоваром (Время чая). 1950 г. Холст, масло. Частное собрание.

1956 Красная и зеленая лошади (700x566, 158Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Красная и зеленая лошади в конюшне. 1956 г. Дерево, масло.
Частное собрание.

1960-е Яйцо несчастья. CORDA E FUOCO (Веревка и огонь) Серия «Color and Rhyme» № 31. Нью-Йорк Burliuk gallery 2, (700x553, 205Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Яйцо несчастья (Веревка и огонь). 1960-е гг. Галерея Бурлюка, Нью-Йорк.

1960-е Яйцо несчастья. CORDA E FUOCO (Веревка и огонь) Серия «Color and Rhyme» № 31. Нью-Йорк Burliuk gallery Откр, (700x523, 165Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Яйцо несчастья (Веревка и огонь). Журнал «Color and Rhyme».
Нью-Йорк, 1960-е гг. № 31. Открытка.

1956 Открытка с репродукцией картины Д. Бурлюка Последний манускрипт (Подражание Сальвадору Дали). (700x517, 147Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Последний манускрипт (Подражание Сальвадору Дали). 1956 г. Открытка.

Labyrinth (700x525, 194Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Лабиринт (Labyrinth).

1965 Давид и Мария Бурлюк на крыльце Государственной библиотеки-музея В. В. Маяковского. (700x507, 137Kb)
Давид и Мария Бурлюки на крыльце Государственной библиотеки-музея В.В. Маяковского. Москва, 1965 г.

В 1965-м году Бурлюк приехал в Москву во второй раз. В костюме с иголочки, сияя очками в золотой оправе, пришел на свой творческий вечер, устроенный молодыми поэтами. Встреченный овацией, раскланялся. Спросил: «Что вам почитать?» И, услышав: «Прежде всего ваш стих-манифест: «Каждый молод, молод, молод, / В животе чертовский голод... / Будем лопать пустоты, /Глубины и высоты», - решительно отказался и сошел со сцены. Он не мог и не хотел больше «лопать пустоты». У него оставалось на жизнь слишком мало времени - меньше двух лет, в которые «Не мчаться уже необузданной нарте, / И свободному чувству где негде лететь»...

1956-1957 Портрет артиста Н.Черкасова. Х, м. 50х70 см. Волгоград ХМ (700x505, 210Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет артиста Николая Черкасова. 1956-1957 гг. Холст, масло. 50 х 70 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1956-1959 1950-е кон П-т Маруси ЧС, Чехия (468x700, 187Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси. Конец 1950-х гг.
Холст, масло. Частное собрание, Чехия.

1957 Ж-на у озера., Х, м. 20×25 см. ЧС (552x700, 131Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина у озера. 1957 г. Холст, масло. 25 х 20 см.
Частное собрание.

1957 Портрет Маруси Бурлюк на фоне пейзажа. Карт, м. 45,2х35,3. Нов. Иерусалим (545x700, 198Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси Бурлюк на фоне зимнего пейзажа. 1957 г.
Картон, масло. 45,2 х 35,3 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1957 Прага (700x526, 188Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Прага. 1957 г. Коллекция Евгения Деменка.

В 1957 году во время очередной поездки в Европу Бурлюк посетил Германию и социалистическую Чехословакию. В Праге он повидался со своими сестрами Людмилой и Марианной. В декабре в Париже вновь встречается с М. Ларионовым и Н. Гончаровой.

1957 проф. Фиала - П-т Бурлюка. Оригинал. Литфонл, 2016 (488x700, 185Kb)
Проф. Вацлав Фиала (1896-1980). Портрет Давида Бурлюка с натуры в Праге. 1957 г.
Бумага верже с водяным знаком INGRES, автолитография. 48,4 х 36,3 см. (лист).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2016 г. Лот продан за 34.000 руб.

1957 Портрет чешского переводчика Иржи Вейля.бумага, карандаш графитный, влажная кисть21,1х14. Муз МАяк (525x700, 88Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет чешского переводчика Иржи Вейля. 1957 г.
Бумага, карандаш графитный, влажная кисть. 21,1 х 14 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1960 Приход весны. Х, м. 40×38.1 см. ЧС (636x700, 258Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Приход весны. 1960 г. Холст, масло. 40 х 38,1 см.
Частное собрание.

1957 Оркестр. Х. на карт. 41by 51cm. Сотбис 2002 (700x559, 267Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Оркестр. Прага, 1957 г. Холст на картоне, масло. 41 х 51 см.
Частное собрание.

1961 Гавань (700x583, 178Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Живые омары в ресторане «У Джо». 1961 г. Холст, масло.
50,8 х 60,9 см. Частное собрание.

В феврале 1955 года неугомонный Бурлюк с Марусей на два месяца приехали на Кубу, тогда еще бывшую под властью диктатора Батисты. На Кубе Бурлюк встретился со своим давним московским знакомым, режиссером Самуилом Вермелем, который организовал в Гаване выставку картин Бурлюка. Вермель оказался нечистоплотным товарищем и 34 картины Бурлюка после выставки пропали. Якобы Вермель их продал, а деньги взял себе.

1958 Пейзаж с маяком (700x530, 167Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Маяк на побережье. 1958 г. Холст масло. 40 × 52 см. Частное собрание.

1959 Куба (435x700, 137Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Куба. 1959 г. Картон, масло. 21 х 14 см.
Галерея «Веллум», Москва.

1950-1960-е Давид Бурлюк с женой и сыновьями перед своим домом в Бруклине. Фото Норберт Евдаев.  (700x472, 82Kb)
Давид Бурлюк с женой и сыновьями перед своим домом в Бруклине. Фото Ноберта Евдаева, 1950-1960-е гг.

Работы 1950-1960-х годов Бурлюка лучше всего доказывают, что до конца дней ему удавалось сохранить несравненную динамичность. Так, созданные в этот период натюрморты отражают способность художника наслаждаться жизнью и запечатлевать ее цветущую радость («Цветы с ангелами», около 1950-х). Когда стало трудно работать за мольбертом, Бурлюк переключился на живописные миниатюры на дереве: реалистические («Девушка с красными губами», не датирована; «Мужчина с чашкой», 1964), авангардные («Человек в дождливый день», не датирована) или исполненные в наивном стиле.

1961 Мадам Бурлюк в саду. Х, м. 61 by 74 cm. Сотбис НЙ 2016 (700x588, 258Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Мадам Бурлюк в саду. 1961 г. Холст, масло. 61 х 74 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2016 г.

1960 Tea Party (700x512, 219Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Чаепитие (Tea Party). 1960 г. Холст, масло. 22,9 × 30,5 см. Частное собрание.

1961 Lunching on the Wharf, Cortez, Florida. Х, м. 30.5 by 40.5 cm. Сотбис (700x510, 214Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Ланч на пристани Кортеса, Флорида. 1961 г. Холст, масло. 30,5 х 40,5 см.
Частное собрание.

1964 День большой стирки (700x550, 217Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). День большой стирки. Кортес, Флорида. 1964 г.

1962 Villa of W. R. Wagner (700x490, 161Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Вилла В.Р. Вагнера (Villa of W.R. Wagner). 1962-1964 гг. Холст, масло. 96,5 х 137,2 см.
Частное собрание.

1960 Цветущая ветка в вазе (481x700, 180Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветущая ветка в вазе. 1960 г.

1962 Цветы у окна (545x700, 204Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветы у окна. 1962 г. Холст, масло.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $70.000 - 100.000 дол.

1963 Профиль. Бумага; черная гуашь, белила. 40,4 х 28,5. СОВКОМ, 2012. Эстим. 50000-100000 руб. (492x700, 116Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). 1963 Профиль. Бумага, черная гуашь, белила.
40,4 х 28,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г.
Эстимейт 50.000-100.000 руб.

1956 david_usa_1956 (700x532, 139Kb)
Среди работ 1950-х годов у Бурлюка есть и пейзажи-воспоминания о России, и американские пейзажи. Они жесткие, фигуративные. По контрасту с наивом 1940-х годов у Бурлюка есть некоторое желание адаптироваться к американскому варианту новой вещественности и американским вариантам реализма, такой жесткой предметности и даже объективности в изображении растений, камней и других элементов этого пейзажа.

1963 Portrait of Marussia (524x700, 168Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси. 1963 г.

И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Давида Бурлюка

1910-е  Шаман. Серпуховский муз-зап (700x687, 263Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Шаман. 1910-е гг. Серпуховский музей-заповедник, Московская обл.

The Procession. Карт, м. 45.7 x 37.6 cm. ЧС (572x700, 144Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Процессия. Картон, масло. 45,7 x 37,6 см.
Частное собрание.

Зимний этюд. Домики (+ Сорокин Антон Семенович). Бум, м. 14х10,5, Иркутский ХМ (700x458, 116Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967), А.С. Сорокин. Зимний этюд. Домики. Бумага, масло. 14 х 10,5 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.

Зима. Б.г. Х, м. 42х73 см. Златоустовский городской краеведческий музей (700x442, 162Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Зима. Холст, масло. 42 х 73 см. Златоустовский городской краеведческий музей.

Coн (Мечта). Начало ХХ в. 43×58,5 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г (700x499, 155Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Coн (Мечта). Начало ХХ в. Холст, масло. 43 х 58,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.

В парке. Collection of A.R.Weiner, USA (548x700, 254Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). В парке. Collection of A.R. Weiner, США.

The Ballerina. Дер, м.15 х 14 см. ЧС (655x700, 181Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Балерина. Дерево, масло. 15 х 14 см. Частное собрание.

Portrait of Velma in a Surreal Landscape. Х, м.  40.6 by 35.5 cm. ЧС (603x700, 159Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Велмы в сюрреалистическом пейзаже.
Холст, масло. 40,6 х 35,5 см. Частное собрание.

Portrait of a Female. Oil on board. 7-12 x 6-12 inches (488x700, 179Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Женский портрет. Картон, масло. 19 х 31,8 см.

1920-е конец. Комп с букв Ф. Гал АВА ЖЗЛ  (697x700, 247Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Абстрактная композиция с буквой «F». 1950-е гг. Дерево, масло. 12,5 х 12,5 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккермана, Нью-Йорк.

Сюр. пейзаж. Х, м. 40,5x50,8 см. Антикварный салон «Богема», Мск, 2018. Прод 3.500 евро (700x557, 245Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистический пейзаж. Холст, масло. 40,5 x 50,8 см.
Антикварный салон «Богема», Москва, 2018 г. Лот продан за EUR 3.500 евро.

Сюр. портрет. Б.г. Х, на карт, м. 25.5 by 20.3 cm. Сотбис НЙ 2007 (548x700, 208Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистический портрет. Холст на картоне, масло.
25,5 х 20,3 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г.

1950-е Давид Бурлюк в гостях у Николая Циковского. Лонг-Айлед (524x700, 139Kb)
Давид Бурлюк в гостях у Николая Циковского. Лонг-Айлед. Фото 1950-е гг.

«Осень в лесу» — это пейзаж 1940-х годов. Наивы Бурлюк создавал иногда даже и параллельно, но все больше в 1940-е и 1950-е доминируют пейзажи, как будто он возвращается к этому раннему импрессионистическому периоду. И пейзажи эти очень цельные. У них глубокое пространство. Они сложны по цветовому решению. Это, конечно, скорее, больше не импрессионизм, а экспрессионизм.

1941 Осень в лесу. ЧМС (700x473, 173Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Осень в лесу. 1941. Холст, масло. Частное собрание.

Portrait of Sergei Soudeikine. Бум, цвю. кар.27.9 x 34.9 cm. ЧС (554x700, 122Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет художника Сергея Судейкина.
Бумага, цветные карандаши. 27,9 x 34,9 см. Частное собрание.

Cubo-futurist composition. Б.г. Х, м. 61×49,5. ЧС (561x700, 190Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Кубофутуристическая композиция. Холст, масло. 61 × 49,5 см.
Частное собрание.

1939 Сюрреалістична композиція з оком,Папір, акварель, пастель, 37,5х27,5 Галерея Fleicher, Нью-Йорк (700x506, 137Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистическая композиция с глазом. 1939 г. Бумага, акварель, пастель.
37,5 х 27,5 см. Галерея Fleicher, Нью-Йорк.

H19886-L333333398 (530x700, 178Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Художник и модель.

Nude in Landscape. Дер, м. 14 х 16,2 см. ЧС (700x597, 149Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная в пейзаже. Дерево, масло. 14 х 16,2 см. Частное собрание.

Female Nude Seated at Water. Дер, м. 12 х 11,4 см. ЧС (700x700, 132Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Сидящая обнаженная у воды. Дерево, масло. 12 х 11,4 см.
Частное собрание.

Female Nude Seated at Water's Edge. Б.г. Дер, м. 17,2 х 11,8 см. ЧС (483x700, 124Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная женщина, сидящая у кромки воды.
Дерево, масло. 17,2 х 11,8 см. Частное собрание.

Корабль (Ship) (700x563, 219Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Корабль (Ship)

Я вижу художника 16.5x17.1 см. ЧС (680x700, 272Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Я вижу художника. Холст, масло. 16,5 x 17,1 см. Частное собрание.

1966 С Наумом Габо на выставке Давида Бурлюка  в Лондоне (700x469, 125Kb)
С Наумом Габо на выставке Давида Бурлюка в Лондоне. Фотография 1966 г.

Бурлюк заканчивает, в общем, тем, с чего он начал. И в какой-то степени это, наверное, пейзаж как способ терапии художника или личной терапии. С другой стороны, на протяжении всего американского периода он ревизует весь свой опыт и все свое наследие, поэтому так закольцовывает его, как Казимир Малевич закольцевал свой импрессионизм в поздний период, уже конца 1920-х - в начале 1930-х годов.

Женщина у окна (519x700, 161Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина у окна. Холст, масло.

Портрет сына. Полотно на кортоні, олія, 35,5х30.  Галерея Fleicher, Нью-Йорк (589x700, 162Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет сына. Холст на картоне, масло. 35,5 х 30 см.
Галерея Fleicher, Нью-Йорк.

Портрет Альберта Козлова (514x700, 206Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Альберта Козлова. Холст, масло. 40 х 30 см.

Poet and Muse. Collection of A. M. Beckerman, USA (700x651, 201Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Поэт и муза. Коллекция Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.

Пара в портовом баре. Х, м. 66 х 66 см. ЧС (696x700, 257Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Пара в портовом баре. Холст, масло. 66 х 66 см. Частное собрание.

Игра в карты (700x536, 211Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Игроки в карты. Холст, масло. 25 х 35 см. Частное собрание.

Четверо мужчин, играющих в картыДерево, масло. 12.7 х 10,2. Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.  (560x700, 256Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Четверо мужчин, играющих в карты. Дерево, масло. 12,7 х 10,2 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.

Время чая. Дер, м.  6 x 6 дюйм. ЧС (695x700, 195Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Время чая. Дерево, масло. 15,3 х 15,3 см. Частное собрание.

Вечернее чаепитие. Бум, смеш. техн.  27х36. СОВКОМ, 2008. Эстим. 20.000 - 25.000 дол. (700x504, 197Kb)
В Давид Бурлюк (1882-1967). Вечернее чаепитие. Бумага, смешанная техника. 27 х 36 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт $20.000 - 25.000 дол.

Возваращение домой в повозке. Х, м. 61×76. ЧС (700x557, 199Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Возвращение домой в повозке. Холст, масло. 61 х 76 см. Частное собрание.

Деревенская пара. холст, масло 33 х 33 см (688x700, 200Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Деревенская пара. Холст, масло. 33 х 33 см. Частное собрание.

Человек в дождливый день. Не датировано. Масонит, масло. 13.5 х 7,5. Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США. (385x700, 172Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Человек в дождливый день. Не датировано.
Мазонит, масло. 13,5 х 7,5 см. Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.

Футурист Пушкин. Х. на карт, м, коллаж. 45.5 x 35.5 cm. ЧС (532x700, 165Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Футурист Пушкин. Холст на картоне, масло, коллаж.
45,5 x 35,5 см. Частное собрание.

1965 Сергей Есенин.25,3х19,7 см, Дер, масло. 36,6х31,5 см. Гос. муз. Есенина, С.Константиново (599x700, 123Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Сергей Есенин. 1965 г. Дерево, масло. 36,6х31,5; 25,3х19,7 см. (р.и.).
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, село Константиново, Рязанская обл.

1965 Маруся у моря. Маз, м. 17,8 х 12,7. Аук Шапиро НЙ 2015 (496x700, 168Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся у моря. 1965 г. Мазонит, масло. 17,8 х 12,7 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2015 г.

1966 Маруся. Оргалит, масло. 46,3×38,1. ЧС (567x700, 239Kb)
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся. 1966 г. Оргалит, масло. 46,3 х 38,1 см.
Частное собрание.

1960-е Д. Бурлюк (553x700, 81Kb)
Давил Бурлюк. Фотография 1960-е гг.

Давид Давидович Бурлюк умер 15 января 1967 года в госпитале Саутгемптона на Лонг-Айленде, под Нью-Йорком, в возрасте 85 лет. По завещанию его прах был развеян над Атлантическим океаном. Любимая жена Мария Никифоровна пережила мужа всего на 6 месяцев и 5 дней и умерла 20 июля 1967 года.
Принято считать, что после отъезда на Запад Бурлюк не создал ничего значимого. О нем сегодня почти не вспоминают. Последняя серьезная программа о теоретике и пропагандисте «нового искусства» вышла на телеканале «Культура» к его 125-летию. Называлась она «Король четвертого измерения. Давид Бурлюк».

Ор. 6
Я презираю идиотов
Которым вязь поэзии
Чужда...
Готовых славить и
Хвалить кого-то,
Отвергших рифмы навсегда.
Умами жалкие и тупостью людишки
Для вас бесцветен солнца луч и в библиотеки одни поваренные книжки
Вас привлекают...
(Из цикла «Руда ругани прошлого»)

ФОТО Мемориальная доска в Казаниказанская художественная школа 1898-1899, 1901-1902, (400x530, 59Kb)ФОТО Мемориальная доска в Одессе по в доме по ул. Преображенской, 9. (398x530, 93Kb)
1. Мемориальная доска в Казани на здании бывшей Казанской художественной школы, где в 1899-1901 гг. учился Д. Бурлюк. 2. Мемориальная доска в Одессе в доме по ул. Преображенской, 9, где в 1910-1911 гг. жил Д. Бурлюк .

1995 Давид Бурлюк, 1882-1967 каталог выставки произведений из Государственного ГРМ, музеев и ЧС России, США, Герм 128 с., ил (400x480, 138Kb)2016 Поляков В. В. Художник Давид Бурлюк. М. Сканрус, 2016. - 392 с., ил., библ. (406x480, 127Kb)
Давид Бурлюк 1882-1967. Каталог выставки произведений из Государственного Русского музея, музеев и частных собраний России, США, Германии. 1995 г. - 128 с., ил. 2. В.В. Поляков. Художник Давид Бурлюк. Монография. Москва, Издательство «Сканрус», 2016. - 392 с., ил.

Выставка в Башкир ХМ (494x700, 140Kb)
Давид Бурлюк и русское искусство начала ХХ века. Плакат выставки к 135-летию
со дня рождения художника. Башкирский государственный художественный музей
им. М.В. Нестерова, Уфа, 2017 г.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 92-94, 137-138.

Магистерия.ру - Давид Бурлюк





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ОТЕЦ РУССКОГО ФУТУРИЗМА - ДАВИД ДАВИДОВИЧ БУРЛЮК (1882-1967), ЧАСТЬ IV | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»