Евгений Деменок «Давид Бурлюк» (Инстинкт эстетического самосохранения).
Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2020 г. – 535[9] с., ил.
(Серия «Жизнь замечательных людей», вып. 1817).
....Новые гунны. О меди и о мясе. Гений без костюма. Зачем узоры на лицах и галстуки из аршина весны? Если есть Давид Бурлюк, значит «стальные грузные чудовища» нужнее Онегина...
Из текста афиши «Первой Олимпиады Российского футуризма», 1914 г.
«Почетный отец русского футуризма» Давид Бурлюк был мощным и внешне, и внутренне. Безумный вид. Неиссякаемая энергия. Неуемная жажда творчества. Противоречивость — «от» и «до». Шестипудовый вес и мешковатая фигура бюргера, никак не сочетающиеся с вызывающе воткнутой в ухо массивной серьгой. В клочья разодранные на самых видных местах штаны, идущие вразрез с элегантным лорнетом, принадлежавшим когда-то наполеоновскому маршалу Даву. Серебристый сюртук, дисгармонирующий с добропорядочным черным цилиндром.
Давид и Мария Бурлюк с детьми в США. Фотография 1920-е гг.
В 1922 году Давид Бурлюк с женой Марусей и двумя сыновьями уезжает из Японии в Соединенные Штаты. Уезжать-то Бурлюк уехал, а осадок остался, и в 1923 году в Токио появляется группа японских футуристов под названием «MAVO» (МАВО). Бурлюк был не один, у него еще была группа товарищей в Японии. В июле 1923 года новая группа дадаистов издала «MAVO» - анархистский, нигилистический и левый журнал.
Фотография в журнале MAVO № 3, август 1924 года, сделана в 1924 году.
На снимке заснят перформанс, футуристический танец участников группы МАВО. Видно, как они пытаются преодолеть земное притяжение и гуляют вверх ногами, как персонажи на картинах Давида Бурлюка. С МАВО начинается история японского дадаизма и футуризма, катализатором которых был Давид Бурлюк.
Обложка журнала «МAVO» № 3, 1924 г. Коллекция Городского музея
графического искусства Мачиды, Япония.
Здесь в композиции с элементами на синем фоне чувствуется влияние русского кубофутуризма. Обстановка в Японии менялась, последним крупным событием была русско-японская война 1904-1905 гг. И здесь надо сказать, что Бурлюк ощущал особую миссию, именно по культурному объединению двух стран после русско-японской войны 1905 года.
Давид Бурлюк (1882-1967). Японские листовки. 1921-1922 гг. Бумага, тушь. 19.5 х 32,8 см.
Коллекция внучки Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Японские листовки. 1921-1922 гг. Бумага, тушь. 19.5 х 32,8 см.
Коллекция внучки Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Японец, разделывающий тунца. 1922 гг.
Холст, масло. 61,2 х 46,5 см. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет госпожи Моримото с сыном. 1922 г.
Холст, масло. 61 x 45,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2010 г.
Лот продан за GBP 30.000 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет японской женщины. 1921 г. Холст, масло. 46,3 х 40,7 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2009. Лот продан за $40.625 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). Японский мальчик. 1922 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Иокагама. Священный камень и ворота синтоистского святилища. 1922 г.
Холст, масло. 45,7 х 55,8 см. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Нагасаки. 1922 г. Холст, масло. 33,2 х 45 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г.
Лот продан за GBP 25.000 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Поместье в Японии. Сума. 1921-1922 гг. Холст, масло. 40,8 х 53 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). Японская пагода. 1922 г. Холст, масло. 45,3 х 60,4 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2023 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Скалы в Японии. 1921 г. Холст, масло. 47,6 х 59,1 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Японская деревня. 1921-1922 гг. Холст, масло. 40,6 х 52,7 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк позирует перед фотографом в Нью-Йорке. Декабрь 1923 г.
В 1922 году Давид Бурлюк с семьей уезжает в Соединенные Штаты. Первоначально он вместе с Марусей и двумя маленькими сыновьями поселяется в Нью-Йорке. Неверно было бы считать, что он покинул родину по политическим мотивам, ведь в 1923—1940 годах Давид Давидович работал художественным редактором и корректором в издаваемой коммунистами газете «Русский голос» (RussianVoice), при этом он много времени уделял живописи, выпускал иллюстрированный его собственными работами журнал «Color & Rhyme» (Цвет и Рифма).
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет мужчины с усами (Портрет Франка Банклера, художника-любителя
и друга семьи в Квог, Лонг-Айленд). 1920-е гг. Холст, масло. 20,3 х 20,3 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). В поезде. 1922 г. Холст, масло. 34,2 х 45,7 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Железнодорожный мост. 1921 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). В парке. 1922 г. Картон, масло. 35,3 х 46 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пятидесятитысячелетняя женщина на Марсе. 1922 г.
Холст, масло. 53 х 40 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). В церкви. 1922 г. Картон, масло. 51 х 40,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 322.900 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мифологическая фигура. 1922 г. Холст, масло. 53,4 х 40,9 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2018 г. Лот продан за $25.000 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). Футуристическая голова. 1922 г. Мешковина, масло.
53,2 x 39,7 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP62.500 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Рабочие. 1922 год. Холст, масло.
Коллекция банка «Столичный», Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). В городе. 1922 г. Холст, масло. 45 х 34,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2010 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Ведьмы. 1922 г. Холст, масло. 20 х 25,5 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Куст рододендрона. 1922 г. Холст, масло. 50 х 40 см.
Частное собрание.
В.В. Маяковский и Д.Д. Бурлюк с сыновьями Давидом и Никифором.
Фотография. Нью-Йорк, август-сентябрь 1925 г.
В 1925 году в Нью-Йорк приехал Владимир Маяковский. В течение трех месяцев он выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Здесь произошла последняя встреча двух выдающихся футуристов: в память об этом поэт оставил свой «автограф» - портрет Давида Давидовича, а Бурлюк в свою очередь сделал несколько зарисовок к портрету Маяковского. Они встречались почти каждый день. Уже 9 августа Бурлюки устроили у себя дома обед, на который пригласили Маяковского и группу молодых поэтов. В местных СМИ, в газете «Русский голос» и «Новом мире» были напечатаны приветствия Маяковскому, его стихи и отрывок из поэмы «Владимир Ильич Ленин». Также Бурлюк помог Маяковскому издать в Нью-Йорке небольшую книжку «Открытие Америки» со своими рисунками. Так случилось, что именно Бурлюк познакомил Владимира Владимировича с российской эмигранткой Элли Джонс (урожденной Зиберт), которая стала матерью единственного ребенка Маяковского - Патриции.
В.В. Маяковский (1893-1930). Портрет Давида Бурлюка. 1925 г.
Картон, тушь. 30,7 х 22,7 см. Украинский музей, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). 1. В.В. Маяковский. 1925 г. Бумага, чернила. Частное собрание. 2. Владимир Маяковский. 1925 г. Литография. 13,6х10 см. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет В.В. Маяковского. 1925 г. Бумага, тушь, карандаш.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). В.В. Маяковский, Нью-Йорк. 1925 г. Картон, тушь, перо.
29,8 х 22,7 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского «Блэк энд уайт». Нью-Йорк, 1925 г.
Бумага, тушь, карандаш. 8,5 х 12,8 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Стихотворение написано 5 июля 1925 года, когда французский пароход «Espagne» остановился на один день
в порту Гаваны по пути в Мексику.
Давид Бурлюк (1882-1967). Эскиз обложки книги В. Маяковского «Открытие Америки». 1925 г.
Бумага, чернила, карандаш. 24,8 х 25,4 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Эскиз обложки книги В. Маяковского «Открытие Америки». 1925 г.
Бумага, чернила, карандаш. 25,5 х 20,5 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Владимир Маяковский. Открытие Америки. Обложка и иллюстрации Д.Д. Бурлюка. New-York New World Press.
1925 г. - 12 с. Формат 14 х 10 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В книжке помещено одно стихотворение В. Маяковского «Открытие Америки» или «Христофор Коломб». Маяковский очень любил эту маленькую книжку и, она всегда стояла на книжной полке письменного стола в его комнате в Лубянском проезде.
Давид Бурлюк (1882-1967). Русский крестьянин. 1925 г. Бумага, тушь.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет режиссера Николая Николаевича Евреинова
(1879, Москва – 1953, Париж). 1922 г. Литография.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси Бурлюк. 1924 г. Бумага, карандаш, сангина. 27,3 х 25,7 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся в темно-синем платье. 1925 г. Открытка.
Репродукция картины. Холст, масло. 24 х 20 см. Галерея «Лидо», Нью-Йорк.
Коллекция Эллы Джаффе.
Давид Бурлюк (1882-1967). Художник Абрахам Маневич. 1925 г.
Бумага, карандаш. 36 х 23,5 см. Частное собрание.
Абрам Маневич (1881-1942) - белорусский, украинский художник-модернист, еврей по происхождению. В 1919 г. на Украине, на Триполье был убит его сын - комсомолец-активист. В 1922 г. художник с женой и дочерью переехал из Минска в Лондон, а затем в США, где прожил до самой смерти. Он был довольно известен в США, где к числу людей, которым нравились произведения Маневича, принадлежал Альберт Эйнштейн.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет русско-американского художника
Николая Степановича Циковского (1894-1987). 1926 г. Бумага, карандаш.
Н.И. Фешин (1881-1955). Портрет Давида Бурлюка (Д.Д. Бурлюк, читающий лекцию). 1923 г.
Холст, масло. Художественный музей Нью-Мексико, Санта-Фе, штат Нью-Мексико, США.
Америка во многом соответствовала обостренному «футуристическому» интересу Давида Бурлюка к новейшим технологиям и к перемене стиля жизни. Его одинаково интересовали и промышленность, и бытовая техника, и новая архитектура — особенно та, которая была близка футуристическим идеям. В творчестве художника произошел очередной поворот: он изобрел «Радио-стиль» и, верный себе, возвестил об этом вполне по-футуристически - в двух «Радио-манифестах».
Давид Бурлюк (1882-1967). Американские рабочие. 1924 г. Холст, масло. 107 х 91 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
В Америке Бурлюк пытался писать разные работы и на социальные темы, вот как эта картина «Рабочие». Также он занимался изданием книг. Издал свою поэму «Толстой. Горький», причем с указанием автора: «Поэт, художник, лектор». Это, в общем, основные его ипостаси, и он совершенно честно их излагает. И «отец русского футуризма» - сейчас вот такие вещи, может быть, звучат, как «отец русской демократии», но, конечно, он имел на это право. А издательство официально принадлежало жене - Марии Бурлюк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Бродвей. Нью-Йорк. 1925 г. Холст, масло. 60 x 79,1 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2008 г. Лот продан за $133.000 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). Электростанция на реке Гарлем. 1924 г. Холст, масло. 71 х 86,3 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 271.250 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Река Гудзон. Фрагмент. 1924 г. Холст, масло. 96 х 96 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Механический человек (Mechanical Man). 1926 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лицо. 1926 г. Бумага, акварель. 28,2 x 24,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Дерево. 1925 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). В русской деревне. 1926 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Поезд. 1927 г. Холст, масло. 51 х 61 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Одесса. 1926-1928 гг. Холст, масло. 76,2 x 61 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Судьба, время и поток человечества. 1927 г. Холст, масло.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет композитора и дирижера Дмитрия Темкина
(1894-1979). 1927 Доска, окрашенный гипс. 25,3 х 20,5 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет сына Николая. 1927 г.
1. Давид Бурлюк. Толстой и Горький. Поэмы. С 2-мя рисунками автора. 2. Русские художники в Америке. Материалы по истории русского искусства 1917-1928. Обе книги - Издательство Марии Никифоровны Бурлюк. Нью-Йорк, 1928 г.
Давид Бурлюк. Фотография А.Е. Шляпина, 1928 г.
Мирослава Мудрак воздает должное Давиду Бурлюку как «радио-модернисту»: «Разработанный Бурлюком в конце 1920-х “радиостиль” основывается на введенном Аристотелем представлении об энтелехии (на древнегреческом языке так обозначается состояние завершенности и совершенства, достижения конечной цели), или чувственной фиксации формы посредством творческой энергии искусства. ...«Радио-стиль» повествует одновременно о прошлом и о будущем, в едином понятии мощно слились петрографические и космологические сущности - воплощение метафизического “Я” Бурлюка в активном настоящем времени». К этому стилю относится ряд экспонируемых на выставке работ («Река Гарлем», 1924; «Приход механического человека», 1925; «Паром через Гудзон», 1925).
Давид Бурлюк (1882-1967). 1. Маруся (Бурлюк). 1928 г. Бумага, карандаш. 2. Мария Бурлюк. Нью-Йорк, 1928 г. Бумага, карандаш, пастель. 3. Портрет жены художника. 1929. Бумага, мел, карандаш. Все – из Частных собраний.
Давид Бурлюк (1882-1967). Новая Англия. 1929 г. Холст, масло. 35,6 x 43,2 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Нью-Йорк (Красная лошадь). 1928 г. Холст, масло. 46 X 51 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пьяница. 1928 г. Дерево, масло, коллаж. 34 х 20 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 44.450 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Море ночью. 1928 г. Холст, масло. 46 х 51 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). 1. Новеллы. Моя история. Изд. М. Бурлюк, Нью-Йорк, 1929 г. 2. Русский крест. 1928 г. Бумага, чернила. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Николая Рериха. 1929 г. Холст, масло. 61 х 45 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет оперного певца Ивана Никифоровича Стешенко
(1894-1937). 1930 г. Бумага, тушь. 30,2 х 22,3 см. Российский национальный музей
музыки им. М.И. Глинки, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Художница Rose M. (Klouse) Klous (1889, СПб. - ? )
1929 г. Собрание Сергея Денисова, Тамбов.
Давид Бурлюк. Фотография ок.1925 г.
В 1930-е годы Бурлюк обратился к реализму, правда, слегка окрашенному таинственностью и сказочностью. На полотнах того периода - улицы Нью-Йорка, мрачные городские сюжеты с гномоподобными персонажами, нищие обитатели нижнего Манхэттена («10-ая авеню. Нью-Йорк», 1946). Этот раздел творческого наследия художника, по мнению Мудрак, представляет собой «взгляд иммигранта Бурлюка на положение рабочего класса в 1930-1940-е годы и тем самым является своеобразным и до сих пор малоисследованным вкладом Бурлюка в социальный реализм в Америке».
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Маруси в красном платке. 1930 г.
Холст, масло. 40,5 х 30 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Улица в Нью-Йорке. 1930 г. Холст, масло. 22,9 х 33 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Художник. 1930-1940-е гг. Холст, масло. 35 х 40 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Три девушки. 1930 г. Бумага, гуашь. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Солнце на закате. 1930 г. Оргалит, масло. 15 х 19,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Человек с рыбой. 1929 г. Холст, масло. 45 х 32 см.
Днепропетровский (Днепровский) художественный музей, Украина.
Давид Бурлюк (1882-1967). У пристани 42-ой улицы, Нью-Йорк. 1930 г. Картон, уголь, синий карандаш.
19 х 25 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). В кабачке. 1930-1940-е гг. Фанера, масло, лак. 11 х 20 см. (в свету).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Двое у забора. 1930-е гг. Холст, масло.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с повозкой и мельницей (Пейзаж с 4-х точек зрения). 1930-1940-е гг.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Рафаэль Сойер (1899-1887). Портрет Давида Бурлюка. 1943 г. Холст, масло.
25,4 х 17,8 см. Аукцион Christie’s Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за 9.375 дол.
В 1940 году Бурлюк оставляет работу в редакции газеты «Русский голос». В декабре подает советскому послу в Нью-Йорке прошение о получении советского гражданства. Оно остается без ответа.
В мае 1941 года состоялась Первая персональная выставка Давида Бурлюка в АСА Галерее в Нью-Йорке. На ней была представлена 41 картина, в том числе, помимо привычных пейзажей и портретов, несколько абстракций. В декабре состоялась вторая выставка там же. Всего в АСА Галерее пройдут 25 прижизненных выставок Бурлюка. Бурлюки покупают машину и в июне отправляются в путешествие по Америке.
В декабре 1941 года Бурлюк приобретает дом в Хэмптон Бэйс на Лонг-Айленде и возглавляет «группу Хэмптон Бэйс» - художественную колонию, в которую входили братья Сойеры (Рафаэл, написавший в 1943 году портрет Бурлюка и его жены, и Мозес), Милтон Эвери и Аршил Горки.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет сестры Аршила Горки. 1940-е гг.
Бумага, тушь, карандаш. 36 х 27 см. Собрание Сергея Денисова, Тамбов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Джек Селлерс, Нью-Йорк. 1931 г.
Бумага, коричневый карандаш, сангина. 28 х 23 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Сергея Эйзенштейна. 1932 г. Бумага, карандащ.
Частное собрание, США
Рисунок С. Эйзенштейна сделан во время его командировки в Голливуд в 1930-1932 гг.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет сына. 1931 г. Рисунок.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Изабеллы Глосс. 1932 г. Бумага, пастель, акварель.
Аукцион Christiana Auction Gallery, США, 2016 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Экслибрис для книг Н.А. Никифорова (Сверчок и книга).
1931 г. Линогравюра. 10х6 см. (лист); 8х5,5 см. (р.и.).
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лист как защита. 1934 г. Холст, масло. 45 х 61 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Глостер, Массачусетс. 1934 г. Холст, масло. 24 x 30 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Берег жизни. 1935 г. Холст, масло. Галерея АВА, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Ильи Ильфа, Нью-Йорк. 1936 г.
Бумага, цветной карандаш, пастель. 30 х 24 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Рисунок сделан во время четырехмесячного путешествия Ильи Ильфа и Евгения Петрова
по Америке в 1935-1936 гг.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет редактора газеты «Русский голос» Д.З. Крынкина.
1939 г. Бумага, графитный карандаш, черный карандаш. 28 х 21,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет Вл. Козакевича. 1939 г. Бумага, чернила.
Частное собрание, Тамбов.
Давид Бурлюк. Фотография 1928 г. С дарственной надписью В. Каменскому
«Дорогому великому поэту Васе Каменскому. Давид Бурлюк».
Во время Второй мировой войны Бурлюк создал большую работу «Дети Сталинграда» (1944); ее иногда именуют бурлюковской «Герникой». На полотне запечатлена трагедия детей-сирот в героическом городе: их глаза, кажется, обращены к зрителю в поисках ответа на главный вопрос: «Жить или не жить?» Или так: «Буду я жить или не буду?» Неудивительно, что написанная в наивном стиле яркая и эмоциональная картина, написанная Бурлюком на тему войны, станет монументальная «Дети Сталинграда».
Давид Бурлюк (1882-1967). Дети Сталинграда. 1944 г. Холст, масло. 157 х 205,8 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.
Бурлюк активно включился в работу по мобилизации американского общественного мнения на оказание помощи советскому народу в борьбе против фашистских агрессоров. Он стал одним из деятельных участников «Комитета помощи русским в войне», члены которого собирали в США деньги, одежду, обувь, медикаменты и затем всё это пересылали в Советский Союз. Проникнутые симпатиями к СССР выступления Бурлюка в прогрессивной печати, и прежде всего в газете «Русский голос», его патриотическая деятельность - это самое лучшее, что он мог сделать для своей родины, находясь в отрыве от неё.
Давид Бурлюк (1882-1967). Дети Сталинграда. Фрагмент. 1944 г. Холст, масло. 157 х 205,8 см.
Коллекция Мэри Клэр Бурлюк, США.
Легендарный советский дипломат Андрей Громыко, который в военные годы был послом СССР в США и встречался там с Давидом Бурлюком, вспоминал: «Во время войны, пожалуй, ни одного приёма в советском посольстве не пропускал Давид Бурлюк. Помню его первое появление: приблизился ко мне человек среднего роста, с пышной шевелюрой уже седых волос. Протянул руку и поздоровался настолько энергично, что, казалось, перед тобой стоял незаурядной силы тяжелоатлет. Да, здоровался он от души».
Давид Бурлюк (1882-1967). Край самого города, Бронкс. 1941 г. Холст, масло. 38,1 x 48,3 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2020 г. Лот продан за $19.120 дол.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сельский пейзаж с фигурами. 1940 г. Холст, масло.
Частное собрание, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сюрреалистическая композиция. 1939 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Футуристическая композиция. 1941 г. Фанера, масло. 25 х 34,5 см.
Аукционный дом GOLDENS, Киев, 2011 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Крестьянин, работающий в поле. 1940 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Крестьяне. Холст, масло. 1940-е гг.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
В 1940-е годы Бурлюк создает огромную серию работ с крестьянскими сюжетами с укороченными фигурами, наподобие лилипутов, крайне инфантильных. Они то ли лилипуты, то ли дети. Эти работы ставят в тупик исследователей. Они начинают говорить так: «Ну что же такое с ним случилось? И что же это вот такое и можно ли это вообще показывать кому-либо или только в качестве курьеза?» Но это его эксперименты, в общем, на пути демократичного искусства, приближенного к детскому рисунку. Но какой-то цельной системы он не создал. Это серия, вот такая почти лубочная, где он объединяет и фигуры русского авангарда с воспоминаниями о неоимпрессионизме на дальнем плане, и пытается создать какой-то демократичный вариант.
Давид Бурлюк (1882-1967). Две девушки. 1940 г. Холст на картоне, масло.
22,9 х 30,5 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Две девушки. 1940 г. Холст на картоне, масло. 22,9 х 30,5 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с горой. 1942 г. Бумага, акварель, тушь. 28 х 38 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Деревенский пейзаж (Прогулка). 1944 г. Холст, масло. 50,8 x 66 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 18.000 - 25.000 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Русский мужик в санях с запряженной лошадью. 1940 г. Холст, масло.
20,5 х 31 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет русско-американского ученого, историка
Михаила Зиновьевича Винокурова (1894-1933). 1940 г. Бумага, карандаши цветные,
акварель. 30,3 х 24,9 см. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия).
Давид Бурлюк (1882-1967). Девушка из дансинга (Dance Hall Girl). 1944 г.
Холст на картоне, масло. 35 х 25 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г.
Лот продан за $15.000 дол.
Рекламный плакат выставки Давида Бурлюка в радио-студии. Нью-Йорк, 1929 г.
В 1925-1930 годах Давид Давидович написал эпическое полотно «Ленин и Толстой». Сюжет картины символичен — оба героя изображены на пашне, Ленин впрягся в плуг, Толстой идет впереди.
Картину «Ленин и Толстой» Бурлюк выставлял в Нью-Йорке в 1942 году под названием «Непобедимая Россия» - как сам он писал, как «ответ художника на то, что непримиримые враги, Советский Союз и США, должны объединиться единым фронтом против гитлеризма». Позже долгое время художник безуспешно пытался переправить полотно в Советский Союз, затем, с помощью Никифорова - в Китай. Слишком политизированная, картина не была интересна американской публике.
Давид Бурлюк (1882-1967). Ленин и Толстой. 1925-1930 гг. The Burliuk Foundation the Catalogue Raisonné.
Давид Бурлюк (1882-1967). Маруся с цветами.1945 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет художника Мозеса Сойера (1899-1974).
1945 г. Холст, масло. Частное собрание.
Бурлюк называл братьев Сойер «американскими Дега» и даже сочинил в 1941 году поэму «Братья Сойеры». Интересно, что Рафаэль Сойер вспоминал о том, что Мозес прислал ему из Европы альбом Эдгара Дега, который стал его настольной книгой.
Давид Бурлюк (1882-1967). Посвящение Ван Гогу. 1945 г. Бумага, акварель. 34 х 26 см.
Частное собрание.
В 1949 году Бурлюк специально совершит путешествие по югу Франции, по местам связанным
с жизнью и работой Ван Гога.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина в желтой косынке. 1945 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Дорога к искусству. 1945 г. Холст, масло. 35 х 25 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Время чая (Файф-о-клок). 1946 г. MarcelDuchamp.org.
Давид Бурлюк (1882-1967). Воспоминание о детстве. 1945 г. Холст, масло. 50 х 120 см.
Галерея «Элизиум», Москва, 2014 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мифологическая сцена. 1945 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Букет цветов в синем кувшине. 1945 г.
Холст, масло. 61 х 51 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). Экватор. 1944 г. Картон, масло. 28,5 х 23 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк. Фотография 1929 г.
В 1940-е-1950-е годы Давид Бурлюк вновь обратился к наивному реалистическому искусству: его память сохранила детские впечатления о красочных степных пейзажах, девушках в национальных украинских нарядах, колоритных жанровых сценах («Две украинские девушки», 1948; «Дядя и племянница», 1950-е).
Давид Бурлюк (1882-1967). Посвящение Марусе. 1940-е гг. Холст на картоне, масло.
50,5 х 40 см. Аукционный дом GOLDENS, Киев, 2016 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Игроки. 1940-1950-е гг. Дерево, масло. 8,5 х 13,3 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Старик и собака. 1940-1950-е гг. Холст на картоне, масло. 20,3 x 25,4 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2016 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Жанровая сцена. Родео. 1940-1950-е гг. Холст, масло. 33 х 48 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Космос (Кубофутуристическая композиция). 1930-е гг. Холст, масло. 39,5 х 60,5 см.
Галерея ARTKAPITAL, Киев.
Давид Бурлюк (1882-1967). Кубофутуристическая композиция с женщиной. 1940-е гг.
Холст на картоне, масло. 28 х 35,5 см. Аукционный дом GOLDENS, Киев, 2011 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Весы жизни. 1940-е гг. Холст на картоне, масло. Частное собрание.
Картина экспонировалась на выставке в Национальный музей им. Андрея Шептицкого во Львове в 2018 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Супрематическая композиция. 1940-1950-е гг. Дерево, масло. 38 х 50 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967), атрибуция. Пейзаж с автопортретом и головами. 1944-1945 гг.
Холст, масло, тушь. 25,6 x 30,8 см. ООО «АРТ-МОСТ», Самара, 2023 г. Эстимейт 1.700.000 руб.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мужской портрет. 1940-е гг. Холст, масло. 80 х 54 см.
Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
Семья Давида Бурлюка. Слева направо: младший сын Николай (Никифор), жена Мария и Давид Бурлюк-младший.
Фотография 1930-е гг.
В 1945 году Давид Бурлюк второй раз обратился в Генконсульство СССР в Нью-Йорке с просьбой о возвращении ему гражданства. И снова получил отказ. Советское правительство не пожелало даже принять в дар его лучшую работу — полотно «Непобедимая Россия».
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 92-94, 137-138.
Русский футуризм и Давид Бурлюк. Альбом-каталог одноименной выставки.
Авторы-составители Евгения Петрова, Елена Баснер, Мэри Клер Бурлюк и др.
Санкт-Петербург, Издание Государственного Русского музея (Palace Editions), 2000 г. 240 с., ил.