Футурист Давид Бурлюк. Фотография. Казань, 1914 г.
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) - русский художник и поэт украинского происхождения, живописец, график, поэт, издатель, теоретик и пропагандист нового искусства. Один из зачинателей живописного авангарда, «отец русского футуризма», написавший знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности». Брат художника Владимира Бурлюка и поэта Николая Бурлюка. Бурлюк участвовал во многих программных выставках 1900–1910-х годов. В 1911 году Бурлюк участвовал в первой выставке немецкой группы экспрессионистов «Синий всадник» в Мюнхене. Бурлюк покинул Советский Союз в 1918 году через Сибирь, отправился в Японию и Канаду и прибыл в Соединенные Штаты в 1921 году.
Давид Фёдорович и Людмила Иосифовна Бурлюки, родители художники.
Фотография 1912 г.
Давид Давидович Бурлюк родился 9 (21 июля по новому стилю) 1882 года на хуторе Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии в Российской империи (ныне Сумская область, Украина). Происходил из старинного казачьего рода. Отец художника, Давид Фёдорович Бурлюк, агроном, служил управляющим в крупных поместьях на юге России; мать, Людмила Иосифовна Михневич, занималась живописью. У Давида было два брата и три сестры – Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. В детстве во время драки Николай выбил брату глаз и Давид всю жизнь проходил со стеклянным левым глазом. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком художника.
Давид Бурлюк (1882-1967). Осенний пейзаж. 1900-е гг. Холст, масло. 98 х 88 см.
Чайковская художественная галерея, Пермский край.
Давид Бурлюк (1882-1967). Берег реки. 1903 г. Холст на картоне, масло. 32,2 x 47 см.
Самарский областной художественный музей.
Давид Бурлюк (1882-1967). Яблони в цвету. 1900-е гг. Холст, масло. 58,5 х 65 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Давид Бурлюк (1882-1967). Берег. 1900-е гг. Частное собрание, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Этюд. Поле со скирдами. 1900-е гг. Холст, масло. 26,5 х 41,8 см.
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина, Московская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). В парке (Уголок парка). 1900 г. Холст, масло. 29 х 39 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Косогор у околицы деревни. 1900-е гг. Холст, масло.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж. 1900-е гг. Холст, масло. Государственный музей искусств
Узбекистана, Ташкент.
Давид Бурлюк (1882-1967). Морской пейзаж в лунном свете. 1900-е гг. Дерево, масло. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с подсолнухами. 1900-е гг. Холст, масло.
Частное собрание.
Семья Бурлюков и Безвалей в Чернянке. 1912 г. Слева направо стоят: Владимир Бурлюк, Антон Безваль,
Николай и Давид Бурлюки. Сидят: Анна Безваль, Надежда Федоровна Безваль, Людмила Иосифовна и
Давид Федорович Бурлюки. Фотография из архива семьи Фиала, 1912 г.
Первые художественные навыки Давид Бурлюк получил в гимназиях г. Сумы у А.К. Венига (1894) и в Тамбове у П.П. Ризниченко (1895-1897). Учился в Казанском художественном училище (1898-1899, 1901-1902) у Г.А. Медведева и К.Л. Мюфке; в Одесском художественном училище (1899-1901, 1910-1911) у К.К. Костанди, Г.А. Ладыженского, А.А. Попова и Л.Д. Иорини; в Мюнхене в Королевской Академии художеств (1902) у Вильгельма фон Дица и в школе Антона Ашбе (1903-1904), в Париже в студии Фернана Кормона (1904). С 1911 года - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у Л.О. Пастернака и А.Е. Архипова (исключён в 1914).
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет матери. 1906 г. Холст, масло. 90,5 х 75,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Девушка в желтом платке. 1906-1907 гг.
Холст, масло. 89 x 77,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет художника и поэта Бориса Анрепа. 1905-1917 гг.
Бумага, карандаш. 24,3 x 21,6 гг. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Березы осенью. 1903 г.
Картон, гуашь, лак. 64 х 39 см.
Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.
Давид Бурлюк (1882-1967). В городе. 1906 г. Холст, масло. 69 х 59 см.
Киевский национальный музей русского искусства.
Давид Бурлюк (1882-1967). На веранде. 1907 г. Холст, масло. 89 х 74 см.
Киевский национальный музей русского искусства.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж. Деревья. 1905-1906 гг. Холст, масло. 69,8 x 57,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с домом. 1908-1912 гг. Холст, масло. 70,5 х 57,5 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Давид Бурлюк (1882-1967). Лодка. 1906 г. Холст, масло. 44,5 x 71 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сараи. Втор. пол. 1900-х гг. Холст, масло. 68,5 х 67,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, коллекция Соловьевых.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с цветочной клумбой. 1906 г. Холст, масло, темпера. 47 х 57 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Заброшенная усадьба. 1907 г. Холст, темпера. 55 х 69 см.
Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского.
Давид Бурлюк (1882-1967). Цветущая акация. Втор. пол. 1900-х гг. Холст, масло. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Гилея (Цветущий сад). 1907. Холст, масло. Собрание семьи Кривошеевых.
Давид Бурлюк (1882-1967). Осенний пейзаж. 1907 г. Холст, масло. 27 х 40 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лошадь-молния. 1907 г. Холст, масло. 62 x 68 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.И. Бродский (1884-1939). Портрет поэта и художника Давида Давидовича Бурлюка.
1906 г. Бумага, итальянский кар. 30,3 х 24,3 см. Научно-исследовательский музей
Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
С 1905 года Бурлюк участвовал в выставках, публиковал статьи в газете «Юг» (Херсон). В 1906 г. принимал участие в деятельности Товарищества харьковских художников. Бурлюк стоял у истоков авангарда. После обучения за границей последним словом современного искусства считал импрессионизм (неоимпрессионизм), принципы которого активно пропагандировал; свой первый манифест назвал «Голос импрессиониста в защиту нового искусства» (1908). Новое отношение к живописной форме, которое он демонстрировал на выставках 1906-1907 гг., было встречено враждебно («губительная мода», «дикие приёмы», «какие-то точки и кружки».
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина в саду. (Мать?). 1908 г. Холст, масло. 41,2 х 58,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Волы. 1908 г. Холст, масло. 58 x 72 см.
Самарский областной художественный музей.
Давид Бурлюк (1882-1967). Дома в степи. 1908 г. Холст, масло. 59,5 x 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Стога. 1907-1916 гг. Холст, масло. 57,5 х 70 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Утро. Ветер. 1908 г. Холст, масло. 66,5 x 106 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лошадь. 1908 г. Мешковина, масло. 58 х 63 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лошади. 1910-е гг. Холст, масло. 62 x 68,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк во время учебы в Мюнхене насмотрелся немецких экспрессионистов.
Франц Марк (1880-1916). Красный и синий кони. 1912 г. Холст, масло. 84,5 х 112 см.
Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен.
Давид Бурлюк (1882-1967). Ферма. 1908 г. Холст, масло. 51 х 76 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов.
Давид Бурлюк (1882-1967). Казак Мамай. 1908 г. Холст, масло. 94 х 78 см.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
Давид Бурлюк (1882-1967). Два вкуса в одном. 1908 г. Дерево, масло. 11,4 х 10,2 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 16.250 фунтов.
Александра Экстер с Владимиром и Давидом Бурлюками. Фотография 1913 г.
Роль Давида Бурлюка была особенно велика в деле консолидации творческих исканий и объединения художников-новаторов. На выставках 1906-1908 гг. он выступал совместно с братом Владимиром Бурлюком и сестрой Людмилой Бурлюк. Осенью 1907 года, приехав в Москву, познакомился с М.Ф. Ларионовым, сблизившись с ним на платформе неоимпрессионизма, противопоставленного символизму «Голубой розы».
В конце 1907 года финансировал организованную совместно с Ларионовым выставку «Стефанос» в Москве, в 1908 году c Александрой Экстер организовал в Киеве выставку «Звено». В том же 1908 году вместе с братьями приехал в Петербург, где сблизился с Н.И. Кульбиным и В.В. Каменским, в 1909 - с Е.Г. Гуро и М.В. Матюшиным, около 1910 - с В.В. Хлебниковым.
Давид Бурлюк (1882-1967). Моя сестра Марианна Бурлюк-Фиала. 1910 г.
Дерево, масло. 14 х 11,1 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2010 г.
Марианна Бурлюк-Фиала (1897-1992), младшая сестра Давида Бурлюка, певица. В 1916 г. вышла замуж за чешского художника Вацлава Фиалу. В 1921 году Вацлав и Марианна обвенчались в русской православной церкви в Токио, а в самом начале 1922 года уплыли на пароходе в Европу, в Триест, откуда добрались до Праги. Жили в Чехословакии.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мужской портрет. 1909-1910 гг. Холст, масло. 71 x 62 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Букет. 1909-1910 гг. Картон, масло. 60,8 х 89,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Давид Бурлюк (1882-1967). Херсонский порт. 1909 г. Николаевский художественный музей
им. В.В. Верещагина, Украина.
Давид Бурлюк (1882-1967). Аллея. 1909 г. Холст, масло. 67,5 х 70 см.
Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с деревьями. 1910 г. Холст, масло. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Энигма. Австралия. 1910-е гг. Холст, масло. 45 х 38 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лошади. 1910 г. Холст на картоне. масло. 40,5 x 50,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Безголовый парикмахер (Бритье). 1910 г.
Холст, масло. 33,2 х 30,8 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина в косынке. 1910 г. Дерево, масло. 15,5 х 14 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Абстракция. 1910 г. Дерево, масло. 13 х 8 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Абстракция. 1910 г. Холст на картоне, масло.
39,6 х 25,4 см. Частное собрание.
Альманах «Синий всадник». Обложка В.В. Кандинского, 1912 г.
Осенью 1910 года в Одессе Бурлюк познакомился с В.В. Кандинским и стал участником его начинаний: выставок «Нового мюнхенского художественного общества», общества «Синий всадник» и автором одноимённого альманаха со статьей «Дикие» России».
Около 1910 года Бурлюк повёл борьбу с критикой, обвиняя её в некомпетентности и пристрастности, опубликовал листовку «По поводу «Художественных писем» г-на Александра Бенуа» (1910) и брошюру-памфлет «Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство» (М., 1913). Бурлюк показал необходимость для художников авангарда самостоятельно разрабатывать вопросы теории.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет артиста Тягунова. 1910 г. Холст, масло. 113 х 83,4 см.
Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск.
Давид Бурлюк (1882-1967). Крестьянка и лошадь. 1910 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина с коровой. 1910-е гг. Холст, масло. 20 х 25 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Семейная пара. 1910 г. Холст, масло. 96 х 96 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лежащая обнаженная. 1910 г. Дерево, масло. 20 х 25 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Одалиска. 1910-е гг. Дерево, масло. 8,5 х 12,5 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Купание. 1910-е гг. Холст на дереве, масло. 10 х 12 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Обнаженная. 12910-е гг. Холст, масло. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). В бане (1). 1910-е гг. Холст, масло. 23,5 х 29,8 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). В бане (2). 1910-е гг. Холст, масло. 23 х 30 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Две обнаженные женщины. 1910 г. Мазонит, масло. 13 х 10 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Час меланхолии. 1910-е гг. Дерево, масло. 24 х 19 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Интимный час. 1910-е гг. Холст, масло. 25,7 х 20,3 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г.
Давид Бурлюк. Фотография 1911 г.
В своей статье «Дикие России», опубликованной в альманахе «Синий всадник» в 1912 году, Бурлюк попытался сформулировать общие принципы нового искусства: отказ от академических правил и опора на «варварские» традиции (искусство Древнего Египта), свободный рисунок, совмещение ракурсов, «закон колористического диссонанса» и т.п. Живопись Бурлюка около 1910 года эволюционировала к фовизму, затем к оригинальному варианту футуризма.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина в красном платье. 1910-е гг.
Холст, масло. 71 х 50 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). 1-2. Женский портрет. 1910-е гг. Холст, масло. 92,5 х 66,8 см.
Вольский краеведческий музей, Саратовская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967), А.С. Сорокин (1884-1928). Обнаженная фигура.
1910-1920-е гг. Бумага, цветная тушь.15 х 9,5 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лошади. 1910-е гг. Холст, масло. 43 x 52,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Днестровские пороги. 1910-е гг. Холст, масло. 50,5 x 69,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Утро. 1910-е гг. Холст на дереве, масло. 15 х 14 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Посвящение Сезанну, 1910 г. Дерево, масло.
18,7 х 13,1 см. Аукцион Sotheby’s, 2006 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Конец лета. 1910-е гг. Холст, масло. 51 х 36 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Танцовщица. 1910 г. Мешковина, масло. 96,5 x 61 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Футуристическая композиция. 1910-е гг. Холст, масло. 20 х 25 см.
Частное собрание.
Художники-футуристы. Слева-направо сидят: В.В. Хлебников, Г.Л. Кузьмин, С.Д. Долинский.
Стоят: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, В.В. Маяковский. Фотография 1912 г.
В 1911 году Бурлюк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), состоял в натурном классе у Леонида Осиповича Пастернака (1862-1945), русского живописца и графика еврейского происхождения и Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930), замечательного русского художника-живописца, будущего передвижника. В Училище Бурлюк познакомился с Владимиром Маяковским, на которого впоследствии оказал сильное влияние. Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем поддерживал его морально и материально. Маяковский считал Бурлюка своим учителем. «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».
Из воспоминаний В. Маяковского
Тогда же Бурлюк выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пабло Пикассо. 1910-е гг.
Дерево, масло, лак. 23 х 15 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Футуристическая женщина с тремя глазами. 1910-е гг. Холст, масло.
Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
Давид Бурлюк (1882-1967). Головы на пляже (Heads on the Beach). 1910-е гг.
Давид Бурлюк (1882-1967). Крымский пейзаж. 1910-е гг. Государственный художественный музей,
Ханты-Мансийск.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с рекой. 1910-е гг. Холст, масло. 42 x 59 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Алкоголь. 1910-е гг. Картон, масло, гуашь. 39 х 42 см.
Чайковская художественная галерея, Пермский край.
Давид Бурлюк (1882-1967). Лесная долина (Forest Glen). 1910 г. Холст, масло.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с домом. Холст, масло. 53 x 41 см.
Давид Бурлюк (1882-1967). Крымский пейзаж. Холст, масло. 57,7 х 72,1 см.
Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск.
Давид Бурлюк (1882-1967). Летний пейзаж. 1910-е гг. Картон, масло. Собрание А.Н. Володчинского.
Давид Бурлюк (1882-1967). Дорожка в саду. 1910-е гг. Холст, масло. 75 х 57,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Натюрморт с букетом и книгой. 1910-е гг. Холст, масло. 55 х 71,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Давид Бурлюк (1882-1967). Автопортрет. 1910-е гг. Холст, масло. 26,3 х 21,2 см.
Пермская государственная художественная галерея.
В 1912 году Бурлюк предпринял путешествие по странам Европы (Германия, Франция, Швейцария, Италия), в ходе которого освоил французский кубизм и итальянский футуризм, и по возвращении выступал в Москве и Петербурге с докладами, носившими характер скандала. Свои взгляды он излагал в эпатажно-игровой форме, провоцируя бурную реакцию публики. Бурлюк был создателем коллективного образа-маски авангардиста (в терминологии 1910-х - футуриста), которая отличалась от образа декадента не столько экстравагантностью облика и поведения, сколько близостью к «смеховой культуре».
Давид Бурлюк (1882-1967). Праздник. 1910-е гг. Холст, масло. 24 х 35 см. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Самовар. 1910-е гг. Дерево, масло. 90 х 61 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Уральский пейзаж. 1910-е гг. Холст, масло. 46,5 х 55 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Давид Бурлюк (1882-1967). Сельский пейзаж. 1910-е гг. Иркутский областной художественный музей
им. В.П. Сукачева.
Давид Бурлюк (1882-1967). Улица в Уфе. 1910-е гг. Холст, масло. 31 x 44 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж на Днепре. 1910-е гг. Холст, масло. 69,5 х 63,5 см.
Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.
Давид Бурлюк (1882-1967). Посвящение Джорджо де Кирико. 1910-е гг. Холст, масло. 21 х 25,9 см.
Частное собрание.
Футуристы группы «Гилея» (слева направо): Алексей Крученых, Давид Бурлюк,
Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц. Фотография 1912-1913 гг.
Одновременно с публичными выступлениями Бурлюк развернул активную литературно-издательскую деятельность. В 1910 учредил первую футуристическую литературную группу «Гилея»; написал (совместно с Велимиром Хлебниковым и В.В. Маяковским) и издал манифест «Пощёчина общественному вкусу» (М., 1913 [1912]). Автор текстов и иллюстраций в поэтических сборниках «Садок судей» (СПб.,1910) и «Садок судей II» (СПб., 1913); «Требник троих» (М., 1913); «Дохлая луна» (М., 1913); «Рыкающий Парнас» (М., 1913) и других. Издавал произведения Хлебникова, Маяковского, Каменского и Б.К. Лившица.
Давид Бурлюк (1882-1967). Движение-Волны. 1910-1920 гг. Повтор в 1960-е.
Мазонит, масло. 16,2 х 10,5 см. Коллекции Мэри Клэр Бурлюк, США.
Давид Бурлюк (1882-1967). Человек и корова. 1910-е гг. Дерево, масло. 30 х 23 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Женщина с четырьмя глазами и цыпленком. 1912 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Жизнь казака. 1912 г. Холст, масло. Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Восход солнца в степи. 1911 г. Мешковина, масло. 127 х 99 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Помолвка. 1910-е гг. Мешковина, масло. 127 х 97 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Футуристическая женщина. 1911 г. Холст, масло.
На снимке (слева направо): Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский
и Алексей Крученых. Фотография 1913 г.
Давид Бурлюк был одним из организаторов общества «Бубновый валет» (1911) и участником одноимённых выставок 1910-1917 гг. Бубнововалетцы отрицали академизм и реализм, а вот к постимпрессионизму, фовизму и кубизму относились тепло. Член объединения «Союз молодёжи» (с 1913) и участник его выставок 1910-1914 гг. В живописи Бурлюк постепенно уступал приоритет представителям более радикальных концепций. На протяжении 1910-х он совмещал работу с натуры (пейзаж, портрет) с созданием футуристических композиций (которым часто давал квазинаучные «заумные» названия), экспериментировал с фактурой, не отказываясь от приёмов импрессионизма и традиционного реализма. Всё это, включая интерес к национально-историческим сюжетам («Святослав», «Казак Мамай». Обе - 1916) и символике («Опоздавший ангел мира», 1917) давало повод бывшим соратникам для обвинений Бурлюка в эклектизме.
Давид Бурлюк (1882-1967). Каменщик. 1912 г. Холст, масло. 33 х 31,3 см. 2. Каменщик. Эскиз. 1912 г.
Давид Бурлюк (1882-1967). Украинцы. 1912 г. Холст, масло. 36,5 x 55,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мост. Пейзаж с четырех точек зрения. 1911 г. Холст, масло. 100 x 132,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Портрет моего дяди. 1910-ен гг.
Фанера, мерлушка, масло. 36 х 25 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж. 1912 г. Холст, масло. 33 х 46 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Давид Бурлюк (1882-1967). Мост. 1911 г. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
Давид Бурлюк (1882-1967). В парикмахерской. 1910-е гг. Холст, масло. 16 х 12 см.
Частное собрание.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж. 1912 г. Холст, масло. 95 х 59 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник «Ростовский Кремль».
Давид Бурлюк (1882-1967). В степи. 1912 г, Холст, масло. 66 x 57 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Давид Бурлюк (1882-1967). Пейзаж с домом. 1913 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
На снимке (слева направо): Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский.
Фотография. Москва, 1914 г.
В 1913-1914 годы Давид Бурлюк совместно с В.В. Маяковским и Василием Каменским совершил турне по городам России с лекциями и чтением стихов.
В 1915 году, в связи с необходимостью содержать семью, Бурлюк выехал в Башкирию, где занимался торговлей военным фуражом. Жил на станции Иглино близ Уфы. Во время недолгого пребывания в Москве в конце 1917 - начале 1918 года возобновил футуристические акции с Маяковским и Каменским, затем вернулся в Уфимскую губернию, оттуда направился в гастрольное турне по Сибири и Дальнему Востоку (1918-1919).
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 92-94, 137-138.
Евгений Деменок «Давид Бурлюк» (Инстинкт эстетического самосохранения).
Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2020 г. – 535 [9] с., ил.
(Серия «Жизнь замечательных людей», вып. 1817).