Лев Александрович Бруни (1894-1948) - русский и советский художник, дальний родственник Карла Брюллова, авангардист, иллюстратор и военный корреспондент. В 1910-1920 гг. примыкал к футуризму и конструктивизму, создавая контррельефы и беспредметные композиции, в 1930-е годы - певец русской природы и семейного счастья, считавшийся многими «лучшим русским рисовальщиком». Несмотря на репрессию и расстрел родного брата, художника, летчика и священника Николая Бруни, Лев Бруни с 1935 г. и до конца жизни руководил мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве, был военным корреспондентом и неоднократно выезжал на фронт. Его младший сын Лаврентий погиб от ранения на войне. Лев Бруни умер в 1948 году от дистрофии и рака лимфатических узлов.
Благодаря яркому таланту импровизатора, Бруни живо откликался на многие новые художественные идеи своих друзей-художников. Именно в этом заключалась его тесная связь с искусством русского авангарда. Но уже в 1920-е годы и последующие годы он всё дальше уходил от авангарда, так как по художественному мышлению был тесно связан с природой и окружающим миром. В начале 1920-х годов по приглашению Владимира Фаворского переезжает с семьёй в Москву. Однако затем со всей семьей уезжает в Оптину Пустынь и подолгу живет там. Именно в 1920-е годы в Оптиной художник создает свои лучшие акварельные пейзажи (1923-1924).
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Н.К. Бруни-Бальмонт, жены художника. Конец 1920-х гг.
Холст, масло. 60 x 49,5 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет писателя В.Б. Шкловского (1893-1984). 1920-е гг.
Бумага, карандаш, акварель, белила. 46 х 33 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
Эстимейт 1.800.000 – 2.000.000 руб.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Н.К. Бруни (сидящая). Конец 1920-х гг.
Бумага, акварель, тушь, белила. 96 х 66,1 см.
Собрание Т. и С. Литвиных, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Балерина. Отдых. Конец 1920-х гг. Бумага, акварель, гуашь.
49,2 х 31,8 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.
Л.А. Бруни (1894-1948). На пляже. Река Жиздра. 1927-1928 гг. Две женские фигуры. Бумага, акварель, тушь.
63 х 72 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). На пляже. Река Жиздра. 1928 г. Бумага, акварель. 45 х 54,7 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Обнаженная с тазом. Конец 1920-х гг. Холст, масло. 69 х 54 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 900.000-1.200.000 руб.
Л.А. Бруни (1894-1948). Спящий Ваня. 1928 г. Бумага мелованная, акварель. 45,3 х 56,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Спящая (Н.К. Бруни). 1928 г. Бумага кремовая, тушь. 36 х 54 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Л.А. Бруни (1894-1948). Цикл «Уборка сена перед грозой. Колхоз «Красная заря». Лист 3. 1928 г.
Бумага, акварель, тушь, белила. 37,2 х 44,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Цикл «Уборка сена перед грозой. Колхоз «Красная заря».
Лист 6. 1928 г. Бумага, акварель, тушь, белила. 45,3 х 38 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Художница Е.М. Бебутова и Л.А. Бруни играют в шахматы. Фотография 1928-1929 гг.
В работах Льва Бруни не происходит ничего, а точнее, происходит самое главное: гнутся под тяжестью мокрого первого снега деревья, блестят только что омытые дождем крыши, солнечный свет пронизывает лесную чащу... Все едино, прекрасно-одушевленно и хрупко. Эта хрупкость и мимолетность просто требуют того, чтобы быть запечатленными. И художник откликается на это безмолвное требование.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Н.К. Бруни. 1927-1928 гг. Холст, масло. 87 х 68 см.
Собрание семьи художника, Москва.
1. Павел Барто. Толстуха куцая. Иллюстрации Л. Бруни. Государственное издательство, 1928 г. 8 листов.
2. С. Шервинский. Зоологический сад. Картинки Л. Бруни. Государственное издательство, 1927 г.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз иллюстрации к книге Павло Барто «Толстуха куцая». 1928 г. (1)
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз иллюстрации к книге Павло Барто «Толстуха куцая». 1928 г. (2)
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз иллюстрации к книге Павло Барто «Толстуха куцая». 1928 г. (3)
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз иллюстрации к книге Павло Барто «Толстуха куцая». 1928 г. (4)
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз иллюстрации к книге Павло Барто «Толстуха куцая». 1928 г. (5)
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Н.К. Бруни с дочерью Ниной. 1928-1929 гг.
Холст, масло. 103 х 87 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Нина Константиновна с Андрюшей. Эскиз картины. 1929 г.
Бумага, акварель, белила, тушь, черный карандаш. 95 х 67,5 см.
Собрание Д. Бугаенко, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Н.К. Бруни с сыном Андрюшей. 1929 г.
Холст, масло. 102 х 69 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Лес. Сосна. Конец 1920-х гг. Бумага, акварель. 99,5 х 65,5 см.
Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Осина. 1929 г. Бумага, акварель, тушь. 99,5 х 65,5 см.
Частное собрание, Москва.
Н.К. и Л.А. Бруни. Фотография Ю.С. Павильонова, 1929 г.
Лев Бруни работает непрерывно, жизнь и искусство для него оказываются перепутанными, переплетенными. Творчество самой высокой пробы становится частью его повседневного быта; должно быть, оттого он с какой-то моцартовской беспечностью относился к своим уже завершенным работам и их дальнейшей судьбе. Когда в середине 1930-х видный художественный критик А. Чегодаев решил отобрать на выставку несколько его произведений. Лев Александрович выдвинул из-под дивана обшарпанный чемодан. Он был доверху набит акварелями - помятыми, с краями то загнутыми для того, чтобы поместить листы в чемодан, то изгрызанными кем-то, - как выяснилось, собакой. Один лист был съеден примерно на треть. Потрясенный увиденным, искусствовед обратился к реставраторам...
Л.А. Бруни (1894-1948). Сумерки. 1929 г. Бумага, акварель, гуашь. 60 х 43 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1. Павел Барто. Ёлка. Рисунки Льва Бруни. Государственное издательство, 1930 г. 2. Наши тропики. Текст и рисунки Льва Бруни. ОГИЗ – Молодая гвардия, 1931 г.
3. О. Перовская. Ребята и зверята. Рисунки Л. Бруни. ОГИЗ – Молодая гвардия, 1933 г. 4. Э. Выгодская. Алжирский пленник. Рисунки Л. Бруни. ОГИЗ – Молодая гвардия, 1933 г.
Л.А. Бруни (1894-1948). Дорога. Рыбная дача. 1929-1931 гг. Холст, масло. 64 х 74 см.
Собрание Т. Гриднева, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Луга. Рыбная дача. 1929-1931 гг. Холст, масло. 66 х 97 см.
Собрание Д. Бугаенко, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Опушка. Рыбная дача. 1929-1931 гг. Холст, масло. 88,5 х 79,5 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз росписи. 1930-1940-е гг. Бумага, акварель. 31,5 x 58 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз росписи. Обратная сторона. 1930-1940-е гг. Бумага, акварель, 31,5 x 58 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Пальмы. 1930 г. Бумага, тушь. 58,1 х 44 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Л.А. Бруни с детьми - Ниной, Ваней (в центре) и Лавриком. Фотография 1932 г.
Теперь эта спасенная акварель («Лягушка», 1927) - одна из лучших работ Бруни среди тех, к сожалению, немногих, что хранятся в Третьяковской галерее. Розовая лягушка замерла между тонких травинок. Можно с долгим глубокомыслием рассуждать о том, что в визуальных искусствах аналогом звука выступает жест, движение, а пространство всегда - вместилище таинственной тишины и что в данной работе Льва Александровича именно пространство листа, превращаясь в пространство мира, имеет такое определяющее значение... Но, наверное, лучше просто остановиться посреди затягивающей жизненной суеты, чтобы посмотреть и увидеть. И с остротой, доступной обычно лишь детям да художникам, пережить удивление и восторг перед каждой каплей этого мира.
Л.А. Бруни (1894-1948). Активистка. 1930-е гг. Холст, масло. 66 x 60 см.
Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Двойной портрет (Н.К. Бруни справа). 1930-е гг.
Бумага, акварель. 63,6 х 47. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). С гитарой. 1930-е гг. Бумага, акварель.
59,8 х 36,2 см. Курганский областной художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы Ж. Бизе «Кармен» (1).
1931 г. Бумага, смешанная техника. 45 х 69,5 см. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз декорации к неосуществленной постановке оперы Ж. Бизе «Кармен» (2).
1931 г. Бумага, смешанная техника. 53 х 85 см. Частное собрание.
В 1934 году Бруни едет в творческую командировку в Узбекистан (Самарканд) и Таджикистан (Сталинабад (ныне Душанбе), Вахшстрой) с женой и скульптором Ниной Нисс-Гольдман. Жена Нина Константиновна вела подробный дневник поездки. Из него мы узнаем, что в Самарканде Лев Александрович делал много зарисовок: в чайхане, в еврейском квартале, на базаре. Там же знакомятся с местными художниками, в том числе с Еленой Коровай и Георгием Никитиным. В Сталинабаде, кроме пейзажей, Бруни рисует портреты тех, с кем встречается. Посещает студию детского рисунка.
Л.А. Бруни (1894-1948). Самарканд. Чайхана. 1934 г. Бумага, акварель. 30 х 45 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Самарканд. Арык. 1936 г. Бумага, акварель, белила. 44 х 59,1 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Аул. Чинары. Узбекистан. 1934 г. Холст, масло. 84,5 х 61 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Самаркандский дворик. 1934 г. Бумага, акварель.
42,5 х 30 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лев Бруни за свою жизнь создал многочисленные иллюстрации к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», к «Дон-Кихоту» Сервантеса, «Шахнаме» Фирдоуси, «Лирике» Низами; иллюстрировал также книги П. Мериме, Р. Киплинга, Н. Гумилева, В. Хлебникова, М. Горького, М. Пришвина, А. Гайдара и многие детские книги.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрация (1) к изданию «Книги царей Шах-Намэ.
Избранные места, Фирдоуси». 1934 г. Бумага, акварель, белила. 18 х 12,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрация (2) к изданию «Книги царей Шах-Намэ.
Избранные места, Фирдоуси». 1934 г. Бумага, акварель, белила. 21,8 х 14,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрация (3) к изданию «Книги царей Шах-Намэ.
Избранные места, Фирдоуси». 1934 г. Бумага, акварель, белила. 21,7 х 14,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрация (4) к изданию «Книги царей Шах-Намэ.
Избранные места, Фирдоуси». 1934 г. Бумага, акварель, белила. 21,9х14,8 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни во ВХУТЕИНе. Фотография до 1930 г.
Один факт из жизни благополучного художника Льва Бруни как-то всегда умалчивается. А ведь это ни для кого не секрет. Его родной брат Николай Александрович Бруни (род. 1891), известный художник, один из первых летчиков России, наконец священник, после убийства С.М. Кирова был арестован по ложному доносу, обвинён в шпионаже в пользу Франции. В марте 1935 г. осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Ухтпечлаг в пос. Чибью, где стал лагерным художником. 25 ноября 1937 г. вновь арестован Тройкой УНКВД Архангельской обл. по обвинению в «контрреволюционной агитации, внедрял религиозные традиции среди заключённых: происходящие в СССР события увязывал со Священным писанием». В лагере Николай Александрович в 1937 году в память 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина создал из кирпича и бетона памятник поэту. Приговорён по ст. 58-10 к расстрелу. 29 января (по другим источникам 4 апреля) 1938 г, был расстрелян в Ухте в лагере на реке Ухтарке. Реабилитирован в августе 1956 г.
Памятник А. С. Пушкину работы Николая Александровича Бруни. Создан в 1937 году в память
100-летия со дня смерти поэта. Город Ухта, Республика Коми.
Памятная табличка на памятнике А.С. Пушкину в Ухте.
Лев Александрович Бруни. Фотография 1933-1934 гг.
В связи с этим трагическим событием родной брат репрессированного Лев Бруни остался целым и невредимым. И кто бы поверил, что в 1930-е годы авангардист Бруни руководил Мастерской монументальной живописи и создавал по стране соцреалистические панно и фрески: «Портрет И.В. Сталина» (не сохранился), «Труд хлопкоробов», «Колхозный сад в цвету». Бруни принадлежит и роспись плафона в зрительном зале Центрального театра Советской Армии. На плафон с самолетами и красными флагами на фоне неба можно полюбоваться и сейчас, задрав голову в зале Театра теперь Российской армии.
Л.А. Бруни (1894-1948) совместно с В.А. Фаворским. Роспись плафона в зрительном зале
Центрального театра Советской Армии. 1930 г.
И.В. Сталин и Мамлакат. Фотография Бориса Игнатовича, 1935 г.
В 1936 году Льву Бруни было поручено оформить одну из школ в жилом поселке Сталинградского тракторного завода с помощниками А.К. Ширяевой и К.В. Эдельштейном. Бруни помнил о том, что семье брата нужно помогать, что он и делал регулярно, что нужно кормить и собственную семью. А для этого необходимо выполнять госзаказы. Выбора не предоставлялось. Фасад украшало сграффито, а в вестибюле красовалась фреска «Портрет Сталина с Мамлакат на руках». Мамлакат Нахангова – 11-летняя таджикская школьница-стахановка Мамлакат отличилась при сборе хлопка и была награждена орденом Ленина. Фотографий этой фрески Бруни не сохранилось.
Л.А. Бруни (1894-1948). Дворик. 1933 г. Бумага, акварель. 16 х 18 см. Аукцион «КупитьКартину», 2023 г.
Эстимейт 100.000 руб.
Л.А. Бруни (1894-1948). Из окна. Москва. Погорельский переулок. 1932 г.
Бумага, акварель. белила. 43,4 х 30,8 см.
Курганский областной художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). Крым. Пляж. 1936 г. Бумага, темпера. 28 х 39 см. Аукционный дом «Три века»,
Москва, 2018 г. Эстимейт 60.000 – 75.000 руб.
Л.А. Бруни (1894-1948). Крым. Козы. 1935-1936 гг. Бумага, акварель, гуашь.
Л.А. Бруни (1894-1948). На берегу моря. 1935-1936 гг. Бумага серая, акварель, гуашь, тушь. 31,4 х 47 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Виноградная лоза. 1930-е гг. Бумага, акварель. 39 х 47 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Л.А. Бруни (1894-1948). Вид из окна. Козы. 1935-1936 гг. Холст, масло. 72 х 64 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (во 2-м ряду в центре) с бригадой у входа на Сталинградский
тракторный завод. Фотография 1935 г.
Особое место в творчестве Л.А. Бруни занимает монументальное искусство. С 1935 г. и до конца жизни художник руководил мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 12 лет Лев Бруни проработал в Монументальной мастерской. За это время под его непосредственным руководством было выполнено 19 заказов (несколько из них так и не были осуществлены). Первым официальным заказом Монументальной мастерской было оформление Мясокомбината им. А.И.Микояна в Москве. Бруни участвовал в оформление павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. Бригада, которой руководил Бруни, делала для интерьера отдела «Транспорт» панно «СССР – железнодорожная держава» (роспись акварелью по шелку). В самой удачной из его собственных монументальных работ художнику удалось сохранить, переведя в громадный масштаб, подвижное изящество своей акварельной техники. Населенные зверьем романтические джунгли написал он акварелью по шелку на стенах зимнего сада в Центральном доме пионеров в Москве (1935-1936).
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз фрески на башне шлюза № 6 канала Москва-Волга
(Мозаичное панно). 1937 г. Бумага, тушь.
Бруни также были созданы фрески для столичного Музея охраны материнства и младенчества (1932-1933, совместно с В.А. Фаворским и В. И. Мухиной), для текстильного комбината в Ташкенте (1936), фрески на башне шлюза № 6 канала Москва-Волга (1937, не сохранились), эскизы павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, 1939). Бруни возобновил традицию церковных росписей в уникальной для своего времени фреске «Богоявление» на фасаде крещального корпуса Елоховского собора в Москве, в котором крестили А.С. Пушкина. В мертвящей атмосфере официального соцреализма 1930-1940-х гг. подвижное, легкое искусство Бруни оставалось живым островком эмоционального поэтического творчества.
Л.А. Бруни (1894-1948). Обнаженная (Марина Миронова, по словам Андрея Сарабьянова,
любимая ученица художника). 1935 г. Бумага серая, тушь. 46,5 х 31,2 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет художницы Мирры (Марии) Спендиаровой. 1936 г.
Бумага, акварель. 51 х 35 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Л.А. Бруни (1894-1948). Море против света. 1937 г. Бумага, акварель, тушь. 31,6 х 44 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Залив Капсель. 1936-1937 гг. Бумага, акварель, белила. Музей рисунка.
Приезд Л.А. Бруни в Козы, Крым. Фотография 1935 г.
Аспирантская мастерская.
Лев Александрович Бруни был уволен с должности ее руководителя без объяснений и даже без выплаты уже заработанных денег, так необходимых его семье. За его уходом последовало, хотя и более прилично обставленное, удаление А. Фонвизина. Замелькали новые имена, без лести преданные (хотя бы внешне!) устоям соцреализма. В аспирантскую мастерскую пришел профессор А.М. Соловьев, уже занявший в Суриковском институте кафедру рисунка. Ученик Петербургской Академии художеств и мастерской Кардовского, он оказался в царской армии из-за того, что не сумел сдать экзамена по анатомии. В принципе академисты не подлежали призыву. Соловьев стал младшим офицером в армии Колчака. Такое прошлое требовало полнейшего законопослушания.
Л.А. Бруни (1894-1948), совместно с С.М. Романовичем (1894-1968). Картон к фреске «Культура хлопка
в Азербайджанской ССР». ВСХВ, 1939 г. Не сохранился.
Л.А. Бруни (1894-1948). Мардаканы. Баку. 1938 г. Бумага, акварель. 32,1 х 43,3 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Судак. Полдень. 1937-1938 гг. Бумага, акварель.
Мурманский областной художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). Прибой. 1938 г. Бумага, акварель. 34,8 х 45,8 см.
Собрание В. Добромирова и В. Шамраева, Воронеж.
Л.А. Бруни (1894-1948). Роза и Агапери. 1938 г. Бумага, угольный карандаш,
графитный карандаш. 22,4 х 16,1 см. Тверская областная картинная галерея.
Лев Александрович Бруни. Фотография 1936-1937 гг.
Но Соловьеву, по счастью, при¬шел на помощь его сердечный приятель Василий Николаевич Яковлев. Вместе они снабжали только начавшую образовываться коллекцию Арманда Хаммера всяческого рода «голландцами», и оба умирали со смеху, бесчисленное количество раз пересказывая, как одна из «рембрандтовских старушек», помещенная для просушки на ночь слишком близко от буржуйки в их петроградской комнате, к утру «заплакала», покрывшись потеками и фантастическими кракелюрами. С преобразованием на новый лад Суриковского института Василий Николаевич получил в нем творческую мастерскую, а также, кстати, возглавил в Министерстве высшего образования Высшую аттестационную комиссию и А.М. Соловьеву помог утвердиться на кафедре рисунка и в аспирантской мастерской.
Л.А. Бруни (1894-1948). На берегу моря (Н.К. Бруни). 1938-1939 гг. Холст, масло. 45 х 59,5 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет пианиста Владимира Софроницкого. 1939 г.
Бумага, акварель. 58,4 х 44,7 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Вера Константиновна Федяевская (любимая ученица
художника - А.С.). 1940 г. Бумага, акварель. 48,5 х 33 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Л.А. Бруни (1894-1948). Обнаженная у окна. 1940 г. Бумага, акварель,
графитный карандаш. 26,9 х 19 см. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). В немецкой колонии. 1939 г. Бумага, акварель. 28 х 38 см.
Курганский областной художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). Пейзаж (Генуэзская крепость в Судаке). 1940 г. Бумага, акварель. 31 х 46 см.
Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Ручей. 1940 г. Бумага, акварель. 35 x 40 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1940). Ручей Суук-Су. Судак. 1940 г. Бумага, пастель, акварель.
40,5 х 28,3 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
В мастерской А.А. Осмеркина. Слева направо: Л.А. Бруни, В.П. Киселев, С.Я. Адливанкин, А.А. Осмеркин.
Фотография 1938-1939 гг.
В начале Великой Отечественной войны семья Льва Бруни оставалась в Москве, а в эвакуацию в Алма-Ату они уехали только в 1943 г. Два сына Бруни были мобилизованы на фронт – старший Иван (1920-1995) в 1941 г. под Смоленском получил тяжелое ранение в живот, ранение обострилось начавшимся сепсисом, будущий художник с трудом выжил, вернулся на фронт и прошёл всю войну до конца. В 1947-1948 гг. учился в Московском государственном художественном институте, художник-график, создал серию «Памяти Твардовского», главный художник издательства «Детский мир» (Малыш). Младший сын Лаврентий (род. 1924) - был ранен на фронте и умер в 1943 г. Сам Лев Александрович принимал участие в маскировке Москвы, был военным корреспондентом и неоднократно выезжал на фронт в 1941-1943 гг. Рисунки, которые Бруни делал во время поездок, могут быть охарактеризованы одним словом – «честность».
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет сына Ивана. 1940 г. Бумага с водяными знаками,
акварель. 40 х 31,3 см. Частное собрание, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сын в отпуске. 1943 г. Бумага, акварель. 60 х 40 см.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Оружейный артиллерийский расчет. 1942 г. Бумага, карандаш. 31 х 44 см.
Череповецкое музейное объединение.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет летчика. 1942 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Шумилова. 1942 г. Бумага, акварель. 63 x 43 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Командир артиллерийского полка Осипов. Бумага, карандаш. 44x31 см. 2. Сабуров. Полевой госпиталь. Бумага, карандаш. 44x39 см. Оба - 1941-1945 гг. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). 3. Командир взвода Дмитрий Лотов. Бумага, карандаш. 30х18 см. 4. Комиссар кавалерийской дивизии Бронников. Бумага, карандаш. 42x31,5 см. Оба - 1941-1945 гг. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). 5. Летчик-истребитель. Бумага, карандаш. 49,5x43,5 см. 6. Полковник штаба Витиевский. Бумага, карандаш. 31х32 см. Оба - 1941-1945 гг. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Военная елка. 1942 г. Бумага, акварель, гуашь,
белила. 72,8 х 42,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1941 году Бруни вместе с художником И.К. Безиным, погибшим в 1943 году на фронте, делают серию картин на исторические темы. Известна одна из этих картин: «Битва при Грюневальде». 2 октября 1944 г. происходит важное для Бруни событие. Состоялась совместная с В.А. Фаворским выставка акварели и рисунка. Экспонент многих выставок, персональной выставки Лев Бруни при жизни так и не удостоился.
Л.А. Бруни (1894-1948). Слушают. 1941-1945 гг. Бумага, карандаш, белила. 29 х 32,5 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет летчика-истребителя Голубина. 1943 г.
Бумага, акварель. 49,5 х 39,5 см. Курганский областной художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Портрет летчика дивизии генерала Белобородова. Бумага, карандаш. 38,6х28,5 см. 2. Майор из штаба генерала Белобородова. Бумага, карандаш. 38,5х28 см. Оба – 1942 г. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). 3. Солдат. Западный фронт. 1942 г. Бумага, карандаш. 44x31 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва. 4. 1942 Солдат Х. Максутов. 1942 г. Бумага, карандаш. 51,6х43,7 см. Череповецкое музейное объединение.
Л.А. Бруни (1894-1948). 5. Павел Балышев - связист. 1942 г. Бумага, карандаш. 25,6х14,3 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. 6. Зенитчики. Зима. 1940-е гг. Бумага, карандаш. 38,3х28,5 см. Таганрогский художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). Полотняный Завод. Имение Гончаровых, разрушенное фашистами. 1942 г.
Бумага, графитный карандаш. Пушкинский дом, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Дворцовый парк. Архангельское (Театр Гонзаго). Из серии «Архангельское».
1944 г. Бумага, акварель. 40,7 х 63,4 см. Курганский областной художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). Павловский парк под Ленинградом (?)
Л.А. Бруни, О.В. Эйгес (справа) и В.К. Федяевская за росписью
в «Генеральском доме». Фотография, Москва 1945 г.
«Генеральский дом» - жилой дом Генерального штаба Вооружённых сил («Дом со львами» на Патриарших прудах) - памятник архитектуры, находится в центре Москвы по адресу Ермолаевский переулок, 9. Строился в конце войны по проекту архитекторов Михаила Дзисько и Николая Гайгарова из мастерской И.В. Жолтовского для комсостава Генштаба. Роспись на плафонах выполнялась бригадами художников под руководством Л.А. Бруни и В.А. Фаворского.
Москва. «Генеральский дом» со львами.
Послевоенные годы для Льва Александровича были трудными. Гибель на фронте одного из сыновей, Лаврентия, остается незаживающей раной. Болезнь отнимает силы и не позволяет много работать. Еще в октябре 1941 года у него «началась на нервной почве резкая потеря веса, депрессия (мрачность, неразговорчивость, плохой сон)». «Депрессия» была связана с волнением за судьбу сыновей, а потом – с послевоенным крушением надежд на лучшую жизнь.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет поэта А.Е. Крученых. 1945 г.
Бумага, карандаш. РГАЛИ, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Утро в санатории. 1940-е гг. Бумага, гуашь. 40,3 х 20,8 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Обнаженная на стуле. Бумага, акварель. 32,5х24,5 см. 2. Женская фигура. Бумага, акварель. 32,5х24 см. Оба - 1940-1947 гг. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). На пляже. 1940-е гг. Бумага, цветные карандаши. 36 х 59,9 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Л.А. Бруни (1894-1948). Материнство. Бумага, перо, акварель, цветные карандаши. 26 х 41 см.
Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. На Капселе. Судак (Н.К. Бруни с дочерью Марьяной). 1946 г. Бумага, акварель. 49,5х39,1 см. 2. На пляже. Судак (Н.К. Бруни с дочерью Марьяной). Бумага, акварель. 59,5х33,7 см. Оба - Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). В море. 1946 г. Бумага с водяными знаками, акварель, белила. 27 х 42,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Волна. Эскиз росписи для санатория в Ореанде. 1946 г. Бумага, акварель. 47 х 62 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Ялта. Мол. 1945-1946 гг. Бумага, акварель, графитный карандаш. 39,6 х 50 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Ялта. Строят санаторий. 1946 г. Бумага, акварель. 49,4 х 39,1 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Л.А. Бруни (1894-1948). Автопортрет. 1940-е гг. Холст, масло. 65 x 55 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Лев Александрович Бруни участвовал во многих выставках, из которых следует выделить «Мир искусства» (три выставки, март и ноябрь 1915, Петроград и январь 1916, Москва), «Магазин» (март 1916), «Буьновый валет» (1917), Первая русская художественная выставка 1922 года в Берлине в галерее Ван-Димена, «Выставка картин художников Петрограда всех направлений» (1923), XIV Венецианская биеннале (1924), выставки обществ «Маковец» и «4 искусства» (1925-1926, Москва).
Л.А. Бруни (1894-1948). Кремль. 1946 г. Бумага, акварель. 58,8 х 43,2 см. Музейный комплекс
им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
Л.А. Бруни (1894-1948). В санатории. 1947 г. Бумага, акварель, 42,6 x 59 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сбор яблок. 1947 г. Бумага, акварель. 40 x 38,9 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Судак. Вечер. 1945 г. Бумага, акварель. 30,5 x 42 см.
Собрание В. Добромирова и В. Шамраева, Воронеж.
Л.А. Бруни (1894-1948). Измайлово. Пейзаж. 1947 г. Бумага, акварель. 34 х 48 см.
Национальный музей Грузии, Тбилиси.
Л.А. Бруни (1894-1948). Зимний пейзаж. Холст, масло. 73,7 х 101 см. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). На пляже. 1947 г. Бумага, акварель. 40 х 58 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз к семейному портрету (Н.К. Бруни с сыном Василием
и дочерью Марьяной). 1947 г. Бумага, акварель, 59,3 x 41,5 см.
Собрание В. Добромирова и В. Шамраева, Воронеж.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз. Бумага, тушь. 26 x 18,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрация к «Лирике» Низами. 1947 г. Бумага, тушь, кисть, перо.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрация к «Лирике» Низами. 1947 г.
Бумага, тушь, кисть, перо. 33,2 х 25,6 см.
Л.А. Бруни на даче у архитектора Н.И. Гайгарова. Фотография 1945 г.
Лев Александрович Бруни умер 26 февраля 1948 года в Москве в Институте лечебного питания, где врачи так и не сумели вылечить его необратимо прогрессирующую дистрофию. По другим источникам он умер от лимфогранулематоза (рак лимфатических узлов). Ему было всего 53 года. Похоронен на Даниловском кладбище.
Жена Нина Константиновна Бальмонт-Бруни прожила долго и умерла 9 ноября 1989 г.
Могила Л.А. Бруни на Даниловском кладбище в Москве.
Табличка на могиле Л.А. Бруни на Даниловском кладбище в Москве.
Вот так заканчивается жизнь мирская, семеро детей было. А куда смотрит Союз художников РФ
во главе с академиком А.Н. Ковальчуком…Позор!
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 85-86, 131-132.
Андрей Сарабьянов. Жизнеописание художника Льва Бруни (Монография).
Москва, Издательство «RA» (Русский авангард), 2009 г. 472 с., ил.