Лев Александрович Бруни. Фотография Н.Н. Пунина, 1921-1922 гг.
Лев Александрович Бруни (1894-1948) - русский и советский художник-авангардист, график, иллюстратор, мастер монументальной живописи и военный корреспондент. Сын академика архитектуры Александра Константиновича Бруни (1825-1915); внук академика живописи Александра Петровича Соколова (1829-1913). Вольнослушателем посещал Академию художеств: мастерскую Я.Ф. Ционглинского и мастерскую Ф.А. Рубо (1910–1911), батальный класс Н.С. Самокиша (1913–1916). В 1912–1913 годах учился в Академии Жюлиана в Париже, где также посещал мастерскую Жана-Поля Лорана. 1910-1920 гг. примыкал к футуризму и конструктивизму, создавая контррельефы и беспредметные композиции. С 1915 г. участвовал в выставках, в том числе - объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», «Маковец». Во время Гражданской войны работал художником-оформителем в штабе адмирала А.В. Колчака. В 1920-е годы возглавлял в Москве графическую, затем - монументальную мастерскую ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. С 1935 г. и до конца своих дней руководил мастерской монументальной живописи, созданной при Академии архитектуры СССР.
А.А. Бруни и А.А. Соколова, родители художника. Фотография 1890-е гг.
Родословная Льва Бруни читается как захватывающий исторический роман. Фамилия его - итальянская. Род художников Бруни был известен в Северной Италии и Швейцарии с ренессансного XVI века. По материнской линии - тоже сплошные художники. Сам Лев Бруни в детстве был уверен: «Все люди – художники».
Лев Александрович Бруни родился 8 (20 июля по новому стилю) 1894 года в селе Алексеевка недалеко от станции Малая Вишера Новгородской губернии Российской империи. В раннем детстве, в 1896-1897 годах перенёс тяжёлый менингит, после которого осталось сильное косоглазие; в школьные годы - тяжёлую скарлатину, после которой частично потерял слух. Детство провёл в «музейном» окружении, так как семья жила при музее петербургской Императорской Академии художеств , хранителем которого был дед художника А.П. Соколов.
Л.А. Бруни (1894-1948). Натюрморт с бусами. 1905 г. Бумага, акварель. 16 х 21,6 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Мужской портрет. 1911 г. Бумага, уголь. 25,9 х 24,2 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Л.А. Бруни (1894-1948). Экслибрис. Книжный знак М.А. Полиэвктовой. 1911 г.
Бумага, ксилография. 11,5 х 10,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Татьяна Алексеевна Полиевктова (Орешникова, 1877-1965), сестра Веры Алексеевны Зайцевой, жены писателя Б.К. Зайцева, была близкой подругой Екатерины Бальмонт, второй жены Константина Бальмонта. С 1907 года - член теософского общества. Ее дочь Анна Александровна Бруни была замужем за братом художника Льва Бруни, известным летчиком, художником и священником Николаем Александровичем Бруни, которого репрессировали в 1935-1937 и расстреляли в 1938 году. Татьяна Алексеевна избежала репрессий, всю свою последующую жизнь посвятив внукам и правнукам.
Л.А. Бруни (1894-1948). Анна Полиэвктова. Экслибрис. 1912 г. Бумага, ксилография. 8,2 х 10,7 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Л.А. Бруни (1894-1948). Пейзаж Франции. 1912 г. Холст, масло. 52 х 70 см. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Полуденный пейзаж. 1912 г. Холст, масло. 71 х 90 см. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Кавказ. Холст, масло. 1914 г. 32,5 х 43 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Л.А. Бруни (1894-1948). «Новый журнал для всех». Обложки. Петроград, 1914 г. №12 «Волхвы»
и №11 «Пожар в городе».
Л.А. Бруни (1894-1948). Война. 1914 г. Бумага, белила, тушь, акварель. 42 x 33,3 см.
Рыбинский музей-заповедник, Ярославская обл.
Л.А. Бруни (1894-1948). Военный натюрморт. 1915 г. Бумага, акварель, гуашь. 27,6 х 37 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). У окна. 1914-1915 гг. Холст, масло. 84 х 66 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Л.А. Бруни (1894-1948). Окно. 1915 г. Холст, масло. 85 х 66,5 см.
Собрание С. Шустера, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Егор. 1915 г. Холст, масло. 71 х 71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрация к стихотворению Николая Гумилева «Мик». 1915 г.
Бумага, тушь, акварель, белила. 25 х 35 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Мик и Луи. Иллюстрация к стихотворению Николая Гумилева «МИК». 1915 г.
Бумага, тушь, белила, лак. 27,6 х 37,1 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иов на гноище. 1915 г. Бумага серая, акварель, гуашь, белила.
47,5 х 36,9 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Лев Бруни с собакой. Фотография 1911 г.
Знаменитым академическим живописцем был прадед Льва Александровича по отцовской линии, Бруни Федор Антонович. Его картина «Медный змий» - некогда второе по популярности отечественное историческое полотно (первое место, естественно, принадлежало «Последнему дню Помпеи»). По материнской линии - тоже сплошные художники. Блестящему акварелисту Петру Федоровичу Соколову, другому прадеду, позировал сам Николай I с семейством...
Напоследок еще одна генеалогическая подробность: супругой П.Ф. Соколова была Юлия Павловна Брюллова, родная сестра великого Карла Брюллова. В непосредственном окружении - дед-художник, отец-архитектор.
Л.А. Бруни (1894-1948). 3. Трехмерный рельеф. 1916 г. 4. Контррельеф. 1915 г. 5. Трехмерный рельеф. 1916 г.
Ни один рельеф не сохранился.
Л.А. Бруни (1894-1948). Контррельеф. Фотография. 1916 г. Бумага матовая,
альбуминовый отпечаток, ретушь.15,7 х 11,8 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Беспредметная композиция. 1916 г. Бумага, уголь, калька. 37,1х20,9 см. 2. Беспредметная композиция. 1916 г. Бум, уголь, тушь, графитный карандаш, мел. 28,2х22,3 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Липовая аллея. Ладыжино. 1915 г.
Бумага, гуашь, карандаш. 51 x 32,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрация к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
1915 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 51,3 х 33,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз костюма шахматной королевы. 1915 г.
Бумага, карандаш, тушь, акварель и коллаж из газеты 30,5 х 21,5 см.
Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Радуга (1). 1915 г. Холст, масло. 67 x 67 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Радуга (2). 1916 г. Холст, масло. 89 x 89 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Хевсурка. 1915 г. Бумага, гуашь, акварель. 47,2 х 31,2 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Татьяны Полиевктовой. 1915 г.
Бумага, тушь. 27,9 х 22,2 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сад Академии художеств. 1915 г. Холст, масло. 47 х 36 см.
Лев Бруни сидит (в центре) у Лавровских. Фотография 1912 г.
Его собственный природный дар был неизбежен. Когда один из рисунков Бруни попал к самому Александру Бенуа, тот отозвался о 14-летнем мальчике как о состоявшемся таланте. Профессиональное обучение Бруни было довольно кратким. Первые уроки мастерства Бруни получил от своего деда, художника Александра Константиновича Бруни. Согласно Милашевскому, с которым они были друзья, Лев в детстве был «типичным вундеркиндом». В 1903-1908 гг. учился в Тенишевском училище, но не окончил его по состоянию здоровья, с ним дома занимался отчим С.К. Исаков. B 1910-1911 гг. занимается в частной студии Я.Ф. Ционглинского при Академии художеств и в мастерской Ф.А. Рубо. В 1912-1913 гг. Бруни проводит менее года в Париже, посещает Академию Жюлиана, где также посещал мастерскую Жана-Поля Лорана, изучал искусство французских импрессионистов. По возвращении в Россию записывается в батальный класс Н.С. Самокиша в Академии художеств, куда ходит как вольнослушатель (1913-1916) и где знакомится с П.В. Митуричем, своим другом и единомышленником на многие годы.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Артура Лурье. 1915 г. Холст, масло. 138,5 х 127 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Лурье Артур Сергеевич (Лурья Наум Израилевич, 1891-1966) - композитор-авангардист, музыкальный критик. Учился в Петербургской консерватории у А. Глазунова. Автор оперы «Арап Петра Великого» и оперы-балета «Пир во время чумы», писал камерные и симфонические произведения. Один из авторов знаменитого манифеста «Мы и Запад» (1914).
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Константина Бальмонта (Голубой портрет),
будущий тесть художника. 1915 г. Бумага, гуашь. 64 х 47 см.
Национальный музей Грузии, Тбилиси.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Осипа Мандельштама. 1916 г.
Холст, масло. 54 х 38 см. Частное собрание, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Крестьянка. 1916 г. Холст, масло. 68,5 х 61,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет поэта Николая Клюева. 1915 г.
Бумага, акварель, темпера. 51,3 x 33,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Л.А. Бруни (1894-1948). Сектор маски. 1916 г. Холст, масло. 82 х 58 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Озеро Тургояк. Дождь. 1917 г. Бумага, уголь. 47,8х30,5 см. 2. Озеро Тургояк. Крутики. 1917 г. Бумага, уголь. 50,8х34 см. Оба – Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Беспредметная композиция. 1917 г. Бумага газетная,
береста, уголь. 34,5 х 31,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Ярмарка. 1917-1920 гг. Бумага, акварель. 34 х 51 см.
Национальный музей Грузии, Тбилиси.
Л.А. Бруни (1894-1948). Пейзаж с коттеджем. 1917 г. Холст, масло. 71,7 x 91,7 см. Частное собрание.
Лев Бруни. Фотография 1913 г.
Начало активной творческой деятельности Бруни приходится на 1914-1915 годы, когда он печатает рисунки в журналах «Голос жизни», «Вершины». В «Новом журнале для всех» (его художественный отдел возглавлял отчим С.К. Исаков) оформил обложки (№11, 12 за 1914 г.) и опубликовал статью о Натане Альтмане (№4 за 1915 г.). Под влиянием Константина Бальмонта иллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»; две акварели «Плач Тариэла» и «Бой Автандила», экспонировавшиеся на выставке «Мира искусства» (Петроград, 1915) принесли Льву Бруни первую известность и первый коммерческий успех, они были куплены неким грузинским князем. Там же выставлялся и большой акварельный портрет Константина Бальмонта («Голубой портрет»). Бруни делает иллюстрации к поэзии Н.С. Гумилёва и М.Ю. Лермонтова. Для этих графических работ характерно сочетание элементов фовизма и примитивизма.
Л.А. Бруни (1894-1948). Иллюстрации к пьесе Велимира Хлебникова «Ошибка смерти» (Харчевня веселых мертвецов). 1. Инвалид. Бумага серая, уголь, мел. 45х30,4 см. 2. Смерть. Бумага серая, уголь, мел. 45х31,7 см.
1917 или 1921 г. Оба - Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Эскиз декорации к пьесе Велимира Хлебникова «Ошибка смерти»
(Харчевня веселых мертвецов). 1917 или 1921 г. Холст, масло. Холст, клеевые краски.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Зима. 1918 г. Холст, масло. 69 х 31 см.
Ивановский областной художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). Вариация на тему П.В. Митурича. 1919 г. Бумага, акварель. 22,5 х 27 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Пейзаж. Нина Бальмонт среди деревьев. 1918 г.
Бумага, акварель, фиолетовые чернила. 22 х 17,9 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Декоративный мотив. 1919-1920 гг. Бумага, уголь, акварель, белила. 48 х 32,4 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Оптинские крыши. Дождь. 1920 г. Бумага с водяными знаками,
акварель, 45 x 36 см. Собрание В. Добромирова и В. Шамроева, Воронеж.
Л.А. Бруни (1894-1948). Nature morte. 1920 г. Бумага, тушь. 19,7 x 14 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник «Ростовский Кремль».
Л.А. Бруни (1894-1948). Букет цветов. 1920 г. Бумага, тушь, графитный карандаш.
37,8 х 24,3 см. Пермская государственная художественная галерея.
Л.А. Бруни (1894-1948). Барышня-смерть. Иллюстрация к пьесе Велимира Хлебникова
«Ошибка смерти». 1917 или 1921 г. Бумага, уголь 47,9 x 30,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Юноша. 1918-1919 гг. Бумага серая, графитный карандаш, белила.
46,5 х 36 см. Национальный музей Грузии, Тбилиси.
Л.А. Бруни (1894-1948). Охота на озере (Озеро Чебаркуль). 1919 г. Холст, масло. 38,5 x 57 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.И. Львов (1882-1944). Портрет Л.А. Бруни. 1915 г. РГАЛИ, Москва.
Летом 1913 года Бруни был во Пскове, в августе-сентябре - в Коктебеле, где познакомился с художниками кружка Макса Волошина - Константином Кандауровым, Константином Богаевским и Юлией Оболенской, а также с Мариной Цветаевой и её мужем Сергеем Эфроном. Все дается Льву Бруни легко, все вокруг его любят, называя не иначе как Левушкой. Один из знавших его вспоминал: «Он был моложе всех нас, казался мальчиком, но умел собирать и сталкивать людей лбами...».
Летом 1915 г. несколько месяцев он провёл в горах Хевсуретии, где написал серию рисунков «Воспоминания о Хевсуретии», которую посвятил своему другу поэту Михаилу Зенкевичу. Восемь рисунков из этой серии также выставлялись на «Мире искусства» (1915).
Л.А. Бруни (1894-1948). Девочка с котятами. 1920 г. Бумага, гуашь. 37 x 47,8 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Л.А. Бруни (1894-1948). Дама с собачкой. 1920 г. Бумага серая, клеевая краска. 37 х 48 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Водопой. 1900-1920-е гг. Бумага, пастель, акварель.
Рыбинский музей-заповедник, Ярославская обл.
Л.А. Бруни (1894-1948). Свинья. 1920 г. Репродукция, наклеенная на холст, масло. 45,5 x 55 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Молотьба. 1920 г. Холст, масло. Антикварная галерея Le Connaisseur, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сидящая женщина (За чтением). 1920-е гг. Бумага, акварель. 35,5 х 44,3 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Л.А. Бруни (1894-1948). Лагеря РККа. 1920-е гг. Бумага, акварель. 26 x 37 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Акварель Бруни напоминает «солдатскую серию» Михаила Ларионова.
Л.А. Бруни (1894-1948). Ала Тау. 1920-е гг. Бумага, акварель.
Галерея АртПанорама, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Уральский пейзаж. 1920 г. Бумага, уголь. 47,7 х 31,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Пруд. 1920 г. Бумага, акварель, белила, бронзовый порошок,
тушь. 33 x 23,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Пасхальные яйца. 1920 г. Бумага, пастель. 13 x 20 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Л.А. Бруни (1894-1948). Обнаженная на траве. 1920-е гг. Холст, масло.
Антикварная галерея Le Connaisseur, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Обнаженная на пляже. 1920-е гг. Бумага, наклеенная на кальку,
акварель. 47 х 31,5 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл., 2019 г.
Л.А. Бруни (1894-1948). Морской пейзаж. 1920-1930-е гг.
Бумага, акварель. 40 х 27 см. (в свету)
Л.А. Бруни (1894-1948). Автопортрет. 1917 г. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
В 1915 году в мастерской Бруни в Петрограде, в доме на Университетской набережной складывается кружок художников-авангардистов во главе с Н.Н. Пуниным и В.Е. Татлиным («Квартира №5»). Постоянными его участниками были художники Альтман, Митурич, Тырса, поэты Мандельштам, Клюев, Бальмонт, композитор Лурье, критик Пунин. Появлялись в квартире No.5 Маяковский, Шагал, Хлебников, Розанова, Зайцев, Татлин...Дружба с ними станет для Бруни важнейшим фактором в формировании его художественных взглядов и продлится всю жизнь.
Элементы примитивизма присутствуют в ряде портретов творческих личностей (К.Д. Бальмонт, Н.А. Клюев, А.С. Лурье, О.Э. Мандельштам, 1915-1916).
Л.А. Бруни (1894-1948). Александр Блок на смертном одре. 1921 г. Бумага, синий карандаш.
Музей-квартира А.А. Блока, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Беспредметный рисунок. Полёт. 1920 г. Бумага, уголь, 35,1х24,2 см. 2. Беспредметная композиция. 1921 г. Бумага, химический карандаш. 26,7x16,6 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Негативы. Композиция с крестом. 1921 г. Бумага, тушь. 26,8х16,6 см. 2. Негативы.
Композиция. 1921 г. Бумага, тушь. 26,4х16,7 см. Оба – Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Н.К. Бруни с сыном Ваней. 1921 г. Бумага, тушь черная и коричневая 36 x 44,3 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Эскиз крышки сахарницы для сервиза «Ласточки». 1921 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, белила. 25х18,2 см. 2. Эскиз росписи сахарницы для сервиза «Ласточки». 1921 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, белила. 25х18,2 см. Оба - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). 3. Эскиз росписи чашки для сервиза «Ласточки» (в двух проекциях). 1921 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, белила. 25х18,3 см. 4. Эскиз росписи сливочника для сервиза «Ласточки». 1921 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, белила. 25х18,3 см. Оба - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Весна. Деревня Стенино. 1922 г. Бумага, акварель, бронзовый порошок, серебряная краска.
48,7 х 64,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Городской пейзаж весной. 1922 г. Бумага, акварель, 27,8 х 36 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Оптина пустынь. 1922 г. Холст, масло. 75,3 х 55,7 см.
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Ваня у окна. 1922 г. Бумага, акварель 21,7 x 16,2 см.
Собрание Т. и С. Литвиных, Москва.
Одновременно Бруни осваивает кубизм: в двух вариантах его «Радуги» (1915 и 1916, ГРМ) ощутимо влияние беспредметных форм Фернана Леже. Под влиянием Татлина Лев Бруни начал создавать конструктивистские «контррельефы» - абстрактные подборы из разных материалов. Вместе с Татлиным и Родченко принял участие в футуристической выставке «Магазин», где продемонстрировал «разбитую бочку из-под цемента и стекло, пробитое пулей». Под непосредственным влиянием Татлина Бруни делает несколько контррельефов (свои «трёхмерные рельефы» он показал на выставке «Магазин» в марте 1916 г., где выступал как адепт Татлина). Своеобразным вариантом контррельефов стали его графические «Беспредметные композиции» и коллажи (1916-1917, все - ГРМ).
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Портрет А.А. Ахматовой. 1922 г. Бумага, картон, акварель. 37,1х30 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. 2. Портрет А.А. Ахматовой. 1922 г. Литография.
Л.А. Бруни (1894-1948). 1. Эскиз обложки повести Н.С. Лескова «Заячий ремиз». Издательство «Круг». 1922 г. Бумага, тушь, кисть, перо. 34,1х24,3 см. 2. Обложка романа Пантелеймона Романова «Русь» в 2-х книгах. Москва, Издание М. и С. Сабашниковых, 1923 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Храм Св. Марии Египетской. Отец Питирим. 1923 г. Бумага, акварель, белила.
30 х 48 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Ворота в скит. 1922-1923 гг. Холст, масло.
Местонахождение неизвестно.
Л.А. Бруни (1894-1948). Вечерняя служба в Козельском соборе. 1925 г.
Бумага, акварель. Местонахождение неизвестно.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сумерки. Оптина пустынь (Анна Городецкая с детьми в лесу).
1923 г. Бумага, акварель. 75,8 х 57 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сумерки. Оптина пустынь (Анна Городецкая с детьми). 1923 г.
Бумага, акварель. 47,8 х 40 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Мать и дитя. 1923 г. Бумага, итальянский карандаш.
38,5 х 31,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Нина. 1923 г. Бумага серая, акварель, бронзовый порошок,
серебряная краска. 33 х 25,5 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Оптина пустынь. Первый снег. 1923 г. Бумага папиросная серая,
акварель, белила. 24 х 37,2 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Бор. Оптина пустынь. 1923 г. Бумага, тушь, акварель.
58 х 44 см. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Оптинская роща. 1923 г. Бумага, гуашь, акварель.
70 х 52 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.К. Бруни, жена художника. Фотография 1920 г.
После февральской революции 1917 года Бруни активно поддерживает Татлина в его общественной работе в левом блоке петроградского Союза деятелей искусств, вступает вместе с ним в союз «Свобода искусству» и другие недолго существовавшие объединения. Тогда же Татлин привлекает Бруни к оформлению кафе «Питтореск» (1917). В 1917 г. Бруни в составе группы Татлина вступает в «Союз молодёжи» (деятельность общества вскоре закончилась) и в «Бубновый валет», но из-за давнего конфликта К.С. Малевича, ставшего председателем общества, и Татлина, единомышленники последнего, в том числе Бруни, вскоре покидают общество. Летом 1917-го Бруни едет на Урал, в Миасс. Там живет со своей семьей Константин Бальмонт и ходит в гимназию дочь поэта - Нина. В 1917 г. он создаёт один из своих шедевров - «Портрет Нины Бальмонт» (Частное собрание), удивительно сочетающий предельную меру условности и портретного сходства. Венчание Нины Бальмонт и Льва Бруни состоится в том же Миассе весной 1919 года. В семье было семеро детей:
Иван (1920-1995) - художник, участник Великой Отечественной войны, был ранен в 1941 г. под Смоленском; в 1945 г. поступил в Латвийскую Академию художеств; женат (с 1948 г.) на Нине Рещиковой;
Нина (род. 1922);
Лаврентий (1924) - был ранен на фронте, умер 11 августа 1943 года;
Андрей (1929-1931);
Василий (1935 - умер 28 октября 2014 года);
Марианна (в замуж. Валайтис; род. 1940).
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Нины Бальмонт, жены художника (Нина К. Бруни).
1917 г. Доска, левкас, темпера. 53 х 48 см. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет Нины Бруни. 1919 г. Бумага, графитный карандаш.
77 х 21 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Оптина пустынь. Крыши. 1923-1924 гг. Холст, масло. 58 х 73 см.
Собрание В. Добромирова и В. Шамроева, Воронеж.
Л.А. Бруни (1894-1948). Ветки. Оптина пустынь. 1923 г. Бумага кремовая, гуашь. 31,8 х 38,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Анна Городецкая. Оптина пустынь. 1923-1924 гг. Бумага, тушь, белила, акварель.
30,9 х 53 см. Собрание Г. Нисина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Чаща. Оптина пустынь. 1923-1924 гг. Бумага, акварель. 27 х 39 см.
Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). Лес. 1924 г. Бумага, акварель, тушь. 22,2 х 30,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сосна. 1924 г. Бумага коричневая, карандаш угольный,
карандаш восковой, акварель, белила. 37 х 30 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
Л.А. Бруни (1894-1948). Чаща. 1924 г. Бумага серая, акварель. 47,5 х 30,4 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Чаща. Оптина пустынь. 1924 г.
Бумага, коричневая тушь. 47,6 х 31,5 см. Собрание Г. Нисина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Оптинский лес. 1924 г. Бумага верже
с водяными знаками, тушь, графитный карандаш. 35,8 x 22,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Апрель. 1925 г. Картон, акварель,
итальянский карандаш, тушь. 46,7 х 34,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Бабочка. 1925 г. Бумага, акварель, тушь. 21,4 х 13,5 см.
Частное собрание.
Л.А. Бруни. Фотография 1923 г.
Трёхлетнее скитание по Сибири (1918-1920) стало тяжёлым испытанием, но Бруни сумел найти работу художника-оформителя при штабе белого адмирала А.В. Колчака. Вот за что потом не любила его советская власть. В Омске Бруни общался с местными футуристами и опубликовал в омской газете программную статью «О прописной морали» (1919), главной мыслью которой было возрождение нового храмового искусства. Бруни размышлял об универсальном современном художественном стиле (его идеи в 1921 году Н.Н. Пунин сформулировал как «формулу погружения» в своей книге «Татлин)».
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет генерал-лейтенанта Е.К. Миллера, главнокомандующего Северной армией. Журнал «Единая Россия». Издание военного экономического общества. 1919 г. №4. 2. Расстрел. 1919-1920 гг. Бумага, графитный карандаш. 24,7х22,3 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет искусствоведа А.М. Эфроса (1888-1954). 1925 г.
Бумага, черная акварель. 44 х 37 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Лаврик. Портрет сына. 1925 г. Бум, акварель. 21,5 х 24,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2020 г. Лот продан за 36.000 руб.
Л.А. Бруни (1894-1948). Спящая (Н.К. Бруни). Втор. пол. 1920-х гг. Бумага, акварель, гуашь, 44,8 х 54,6 см.
Собрание Г. Нисина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). На ветке над водой. 1925 г. Бумага, акварель, гуашь, тушь. 44,6 х 55,9 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сарай. Середина 1920-х гг. Бумага, тушь, белила, цветные карандаши. 53,5 х 72 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Портрет дочери Нины. 1925-1926 гг. Холст, масло.
92 х 67,5 см. Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сон. 1925 г. Бумага, карандаш. 26 х 34,3 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Л.А. Бруни (1894-1948). Балерина (А. Гумилева). 1926 г. Бумага, тушь. 27,8 х 39 см.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Балерина. Движение (Е. Лапчинская). 1926 г. Бумага, тушь. 40,8 х 25,9 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Балерина. 1926 г. Бумага, темпера, графитный карандаш.
54,5 х 40,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Художник Б.С. Шабль-Табулевич около своего портрета работы А.А. Осмеркина.
Стоят (слева направо): Л.А. Бруни, В.Р. Эйгес и неизвестный. Фотография 1923 г.
В 1920 году Бруни с семьёй возвращается в Петроград, помогает Татлину в работе над Памятником III Интернационала, устраивается на должность инспектора Отдела ИЗО Наркомпроса, преподаёт в СВОМАСе (зима 1921), исполняет заказ для фарфорового завода, добытый с помощью Пунина. Музей Художественной Культуры (МХК) приобретает ряд картин и рисунков Бруни. Художник сотрудничает в издательстве «Круг».
В 1921 г. Татлин, Бруни и Митурич разрабатывают методы применения искусства в бытовой жизни («городской и деревенский обиход»). С теми же идеями связана и неосуществлённая попытка Бруни (к которой он старался привлечь Митурича в 1921-1922) создать «Коммуну пастухов искусства».
1921 год - последнее обращение Бруни к авангардному искусству. Он делает серию беспредметных графических композиций («Негативы». ГРМ).
Л.А. Бруни (1894-1948). Ваня Бруни. 1927 г. Бумага, графитный карандаш. 32 х 40,5 см.
Тверская областная картинная галерея.
Л.А. Бруни (1894-1948). Детская. 1926 г. Холст, гуашь, масло. 79,5 х 52,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Сумерки. Золотая рыбка. 1926 г. Бумага, акварель. 43,8 х 58,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Перед дождем. 1926 г. Бумага, акварель, карандаш.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Молотьба. 1926 г. Холст, масло. 84 х 58 см.
Собрание Д. Бугаенко, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Тетка на рынке. В чайной. 1927 г. Бумага, цветные карандаши.
34,4 х 26,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.А. Бруни (1894-1948). Лягушка. 1927 г. Бумага серая с водяными знаками, тушь, акварель, белила.
30,8 х 47,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Оптина пустынь. Гроза. 1926 г. Бумага, черная акварель.
58 х 43,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.А. Бруни (1894-1948). Комп. с фигурами. Военный совет. 1920-е-1930-е гг.
Бумага, акварель, тушь, белила. 100 х 69 см. Частное собрание.
Л.А. Бруни (1894-1948). На берегу Жиздры. 1927 г. Бумага кремовая, тушь, акварель. 37,9 х 57,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.А. Бруни. Фотография 1924 г.
Благодаря яркому таланту импровизатора, Бруни живо откликался на многие новые художественные идеи своих друзей-художников. Именно в этом заключалась его тесная связь с искусством русского авангарда. Но уже в 1920-е годы и последующие годы он всё дальше уходил от авангарда, так как по художественному мышлению был тесно связан с природой и окружающим миром. В начале 1920-х годов по приглашению Владимира Фаворского переезжает с семьёй в Москву. Однако затем со всей семьей уезжает в Оптину Пустынь и подолгу живет там. Именно в 1920-е годы в Оптиной художник создает свои лучшие акварельные пейзажи (1923-1924).
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 85-86, 131-132.