• Авторизация


РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЮН (КЛЮНКОВ, 1873-1943), СОРАТНИК КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА, ЧАСТЬ III 14-07-2023 23:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1925 И.В. Клюн у мольберта с карт Посуда (549x700, 170Kb)
И.В. Клюн у мольберта с картиной «Посуда». Фотография 1925 г.

Иван Васильевич Клюн (1873-1943) – русский советский живописец, скульптор, педагог, теоретик искусства. Он внес существенный вклад в формирование беспредметного искусства и был ревностным приверженцем и пропагандистом супрематизма. Один из верных последователей К.С.Малевича, знакомится с ним еще в 1907 году, после символистско-натуралистического и последующего кубофутуристического периодов работы, с 1915 года начинает заниматься супрематизмом. С 1916 года в его работах происходит радикальное сокращение основных геометрических форм, причем они не только формально соотносятся друг с другом, но и экспериментируются с их возможностями сочетания цветов. В двадцатые годы формальные и цветовые композиции Клюна становятся все более разнообразными и сложными. В 1942 году он также обобщил свои научные знания в виде готовых к публикации брошюр: «К проблеме композиции: построение в соответствии с декоративными и органическими принципами».


1925 kliun selfportrait (700x554, 174Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1925 г. Бумага, акварель, гуашь.

До середины 1920-х годов продолжается период беспредметного творчества - Клюнков создает цветовые конструкции из геометрических форм. В середине 1920-х годов начинается его увлечение французским искусством - он копирует из журналов произведения Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса (их работы он изучал в журнале Cahiers d’Art). Но особенно сильно Клюн попадает под влияние пуризма в лице французских художников Амеде Озанфана и Пьера Жаннере (двоюродный брат знаменитого архитектора Ле Корбюзье). Клюн называет этот стиль «конструктивным реализмом» и вплоть до середины 1930-х годов он создает натюрморты в духе пуризма («Второй интерьер». 1925–1932, ГМСИ, Салоники).

1925 Портрет Алексея Крученых. Бум, акв, каран. 38,5х30,5. Музей Маяк (522x700, 153Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет Алексея Крученых. 1925 г. Бумага, акварель, карандаш.
38,5 х 30,5 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1925 Эскиз к обложке журнала Юго-Леф. Б, акв, гуашь, уголь. 26,6  х 21,9 см Салон (579x700, 177Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз к обложке журнала «Юго-Леф». 1925 г.
Бумага, акварель, гуашь, уголь. 26,6 х 21,9 см. Государственный музей
современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1924 Без названия. Б, акв, гуашь. 23,9 x 18,9 см (Музей Костаки) (700x570, 165Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Слушай Комсомол). 1924 г. Бумага, акварель, гуашь. 18,9 х 23,9 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1925 Натюрморт с бутылками. Карт, м. 23,125 x 26,75 дюйм. (Аукцион) (700x634, 151Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с бутылками. 1925 г. Картон, масло. 58,4 х 67,9 см. Частное собрание.

1925 Чайник. Бумага; акварель, графитный карандаш, гуашь 19×25,4. ЧС (700x527, 156Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Чайник. 1925 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, гуашь. 19 х 25,4 см.
Частное собрание.

1925-1927 Без названия  Копия произведения Амаде Озенфана (Не датировано) Бум, акв, гуашь, кар. 19,1 x 12 см) Салон (700x532, 119Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Амаде Озенфана. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 12 х 19,1 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1925 Чайный стол. Бум, акв, граф. кар. 18,8 х 25,1 см. ГТГ. Дар Костаки. Кат № 37 (700x523, 188Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Чайный стол. 1925 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 18,8 х 25,1 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1925-1927 Без названия  Копия произведения Шарля Жаннере (Не датировано. Б, акв, гувшь, кар. 14,5 x 11,4 см. Салон (700x541, 125Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Шарля Жаннере. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 11,4 х 14,5 см. Государственный музей современного
искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1925-1927 Без названия  Копия произведения Шарля Жаннере (Не датировано. Б, акв, гувшь, кар. 21 x 17,9 см. Салон (700x571, 115Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Шарля Жаннере. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 17,9 х 21 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1926 Натюрморт с стеклянной. посудой. ГТГ (700x700, 136Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с стеклянной посудой. 1926 г. Бумага, акварель, гуашь.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1925-1927 Натюрморт с бутылками.  Бум, акв, кар. 11,7 х 18,5 см. ЧС (700x452, 152Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с бутылками. 1925-1927 гг. Бумага, акварель, карандаш. 11,7 х 18,5 см.
Частное собрание.

1925 Посуда. Илл. из книги О.Бескина - Формализм в живописи — копия (602x700, 127Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Посуда. 1925 г. Иллюстрация из книги Осипа Бескина
«Формализм в живописи», 1933 г.

Один из натюрмортов Клюна этого периода «Посуда» (1925) с многочисленными вариантами и подготовительными рисунками написан чрезвычайно детально. Позже сам художник определил эту работу как этапную, относящуюся к переходному периоду от беспредметности к реализму. Однако, оппоненты Клюна сочли ее формалистической и отказались приобретать в Третьяковскую галерею. История с этой картиной имела свое драматическое продолжение. В 1932 году «Посуда» экспонировалась в Историческом музее в Москве на выставке «Художники РСФСР за XV лет» наряду с картинами Малевича, Родченко, Татлина и др., и вновь вызвала шквал негодования. Небезызвестный критик О. Бескин включил картину в качестве иллюстрации в книгу «Формализм в живописи» (1933), а график А. Радаков поместил карикатуру под названием «Художник-формалист» в журнале «Крокодил» (1934, №19), на которой в пародированном виде был изображен Клюн и его картина «Супрематизм» из Третьяковской галереи.

А ведь в начале 1920-х годов театральный критик Осип Мартынович Бескин (1892-1969) был неплохим товарищем. Вот посмотрите фотографию, на которой он присутствует в замечательной компании авангардистов и общается с В.В. Маяковским, Варварой Степановой и Лилей Брик.

В.В.Маяковский, В.Ф. Степанова, О.М. Бескин, Л.Ю. Брик на квартире в Гендриковом переулке 1926 (700x529, 144Kb)
В.В. Маяковский, В.Ф. Степанова, О.М. Бескин, Л.Ю. Брик на квартире в Гендриковом переулке.
Фотография 1926 г.

1925-1932 Второй интерьер. Х, м. 48,8 х 48,9 см. Музей Костаки (700x694, 137Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Второй интерьер. 1925-1932 гг. Холст, масло. 48,8 х 48,9 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1925-1927 Без названия  Копия произведения Пикассо (Не датировано. Бум, акв, гуашь. 16,3 x 13,5 см) Салон (700x574, 86Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Пикассо. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь. 13,5 х 16,3 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1925 Кубистическая композиция, посвящение Пикассо. Бум, акв, гуашь. 19,5 х 15,5 см. ЧС (534x700, 96Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция, посвящение Пикассо. 1925 г.
Бумага, акварель, гуашь. 19,5 х 15,5 см. Частное собрание.

1925-1927 Без названия  Копия произведения Маркусси (Не датировано) Б, акв,гуашь, кар.  15,7 x 19,7 см. Салон (536x700, 137Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Луи Маркусси. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 15,7 x 19,7 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
1925 Столик с лампой. Бум, граф кар. 19 х 10 см. ГТГ. Дар Костаки (355x700, 57Kb)
1925 Курс - Дамарный - Лак. Бум, кар. 18,5 х 8,5 см, ЧС (313x700, 56Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Столик с лампой. 1925 г. Бумага, графитный карандаш. 19х10 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки. 2. Курс - Дамарный - Лак.
1925 г. Бумага, карандаш. 18,5х8,5 см. Частное собрание.

1925 Натюрм с бутылками. Бум, акв. 24.7 x 20.3 cm. ЧС (560x700, 92Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с бутылками. 1925 г. Бумага, акварель. 21,5 x 17,8 см.
Частное собрание.

1925-1927 Натюр с керосин ампой.  Бум, акв, граф. кар. 32 х 21 см. ГТГ. Дар Костаки (459x700, 137Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с керосиновой лампой. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, графитный карандаш. 32 х 21 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1925-1927 Самовар. Бум, черн. и граф. кар. 17,7 х 133 см.  ГТГ. Дар Костаки (512x700, 106Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Самовар. 1925-1927 гг. Бумага, черный и графитный карандаши.
17,7 х 13,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1927 Натюрморт с лампой. Бум, черн. кар. уголь. 72,1 х 54 см. ГТГ. Дар С.И. Соловейчик (Клюнковой) (495x700, 165Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с лампой. 1927 г. Бумага, черный карандаш, уголь.
72,1 х 54 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Дар С.И. Соловейчик (Клюнковой)

1925-1927 Композиция с лозунгом Путь к соц-му (Натюр. с посудой)Бум, акв, граф. кар. 26,6 х 17,1 см. ГТГ. Дар Костаки. Кат № 29 (469x700, 66Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с лозунгом «Путь к социализму»
(Натюрморт с посудой). 1925-1927 гг. Бумага, акварель, графитный карандаш.
26,6 х 17,1 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1925 Дизайн ковра. ЧС (553x700, 124Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз дизайна ковра. 1925 г. Аукционный дом SKINNER,
Болтон, штат Массачусетс, США.

Одновременно Клюн вступает в Общество станковистов (ОСТ, с 1925) и на первой выставке общества экспонирует работы по «светоцветовому принципу». Участвует в выставке общества «4 искусства» (1926). Не оставлял Клюн и занятий в области абстрактного искусства. Произведения этого времени – «Алый перецвет» (1919), «Супрематизм» (1921), «Работа по цветосветовому принципу» (1925), «Портрет А.Е. Крученых» (1926), «Построение по принципу движения» (1933).
В 1928 в журнале «Современная архитектура» (№6) выходит теоретическая статья Клюна «Кубизм как живописный метод», провозглашавшая кубизм, проистекающий из художественной системы Сезанна, наиболее плодотворным источником для изобразительного искусства. В 1928-1930 гг. он оформляет и иллюстрирует ряд выпусков «Неизданного Хлебникова», составленных А. Кручёных, и его сборник «Турнир поэтов» (1-е и 2-е изд.).

1928 Обложка книги Неизданный Хлебников, 1928, № 9. МОМА (700x594, 193Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Обложка книги «Неизданный Хлебников». 1916-1921 гг. Вып.IX, 1928 г.
Издание «Группы друзей Хлебникова». Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1928 Эскиз обл. Турнир поэтов. Б, гуашь, 16.7 x 21.8 cm. МОМА (700x529, 139Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз обложки сборника «Турнир поэтов». Издание Ленинградского
«Театра Дома печати». Москва, 1928 г. 48 с., ил. Бумага, гуашь, 16,7 x 21,8 см. Тираж 100 экз.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1930 А. Крученых - Иродиада. Рис. Клюна и Игоря Терентьева. 19 листоф. Формат 17,8 x 21,5 см. (700x574, 157Kb)
А. Крученых. Ирониада. Сборник стихотворений. Обложка И. Клюна. Портрет героини сборника
Ирины Смирновой – рисунок И. Терентьева. Издание автора. Москва, 1930 г. 19 листов.
Между прочим, «Ирониада» А. Крученых – занимательное чтение!

1926 Плакат к фильму Борьба гигантов (Машина двух миров) Реж. Виктор Турин. Бум, акв, гуашь, кар, коллаж. 37 х 26,5 см. Аук Брун Расмуссен, Копенгаген (497x700, 165Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Плакат к фильму «Борьба гигантов» (Машина двух миров).
Режиссер Виктор Турин. 1926 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш, коллаж. 37 х 26,5 см.
Аукционный дом Bruun Rasmussen, Копенгаген.

1927 На мельнице. Бум, акв, смеш. техн. 24.4 x 19.3 cm. ЧС (553x700, 137Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). На мельнице. 1927 г. Бумага, акварель, смешанная техника.
24,4 x 19,3 см. Частное собрание.

1926 kliun 1926 (700x578, 105Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с шаром. 1926 г.

1927 kliun 1927 (700x543, 146Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с гитарой. 1927 г.

1926-1928 Композиция с зеленым кругом и белым прямоуг. Бум, гуашь. 17,5 х 11,7 см. ЧС  (466x700, 82Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с зеленым кругом и белым прямоугольником.
1926-1928 гг. Бумага, гуашь. 17,5 х 11,7 см. Частное собрание.

1926 Супрематизм (525x700, 88Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1926 г.

1929 Супрематическая композиция. Дерево, масло. 25,6 х 20 см. ЧС (495x700, 107Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1929 г.
Бумага, акварель. 27 х 20 см. Частное собрание.

1926 Composition with a Hollowed Brown Rectangle. Х, м. 62,9 x 45.4 cm. ЧС (515x700, 108Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с вогнутым коричневым прямоугольником.
1926 г. Холст, масло. 62,9 x 45,4 см. Частное собрание.

1926 Композиция с... (428x700, 87Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с вогнутым серым прямоугольником.
1926 г. Дерево, масло. 23,2 х 17,8 см. Частное собрание.

1929 Комп с черными линиями. Бум, акв, кар. 44.3 x 26.5 cm. ЧС (409x700, 78Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с черными линиями. 1929 г.
Бумага, акварель, карандаш. 44,3 x 26,5 см. Частное собрание.

Удивительно, что более десяти лет занимаясь профессиональной художественной деятельностью, Клюн продолжал совмещать ее с должностью бухгалтера. Только в 1927 году художник вышел на пенсию по состоянию здоровья. Казалось бы, можно было отдыхать, но в этом же 1927 году Клюн вступает в Общество русских скульпторов (ОРС) и на его Второй выставке представляет свою беспредметную скульптуру «Электрификация» (Дерево, металл и стекло, 1927), за что подвергается жёсткой критике. Чтобы кормить семью, художник рисовал плакаты для «Совкино» и цветочные композиции для Треста зеленых насаждений.

Стручки гороха. Бум, акв 41,9×29,8 (492x700, 86Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Стручки гороха. Бумага, акварель. 41,9 х 29,8 см.
Частное собрание.

Pflanzenstudien mit verschiedenen Zapfen. Бум,акв. 23.5 cm x 31.5 cm. ЧС (700x524, 78Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Этюды растений с использованием различных шишек. Бумага, акварель. 23,5 х 31,5 см.
Частное собрание. Вот до чего дожил известный художник! Как в том стихотворении Агнии Барто:
Мишка косолапый по лесу идет,
ШИШКИ собирает, песенку НЕ поет...

1929 Натюрморт с цветами и кувшином. Х, м. 107-99 см. ГРМ (637x700, 168Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с цветами и кувшином. 1929 г. Холст, масло. 107 х 99 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Аллея в мае. Бум, акв. 25,7 x 20,3 cm. ЧС (544x700, 187Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Аллея в мае. 1928 г. Бумага, акварель. 25,7 x 20,3 см.
Частное собрание.

1928 Без назв. Б. акв, гуашь, кар. 24,6 x 19,5 см Салон (700x548, 137Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Пейзаж с трамваем). 1928 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
24,6 x 19,5 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1929 Большие горки. Бум, акв. 26 by 32cm, Сотбис Лондон 2012 (700x566, 171Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня Большие горки. 1929 г. Бумага, акварель. 26 х 32 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г.

1929 Уборка урожая (Молотилка) Бум, акв. 25.8 x 32.2 cm. ЧС (700x553, 125Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Уборка урожая (Молотилка). 1929 г. Бумага, акварель. 25,8 x 32,2 см.
Частное собрание.

1930 Без назв. Б, акв, гуашь. 30 x 20,4 см Салон (700x475, 120Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Молотьба). 1930 г. Бумага, акварель, гуашь. 30 x 20,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1931 Без назв. Б, акв, гуашь. 32 x 25 см Салон (700x546, 134Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Деревенская улица). 1931 г. Бумага, акварель, гуашь. 32 x 25 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1931 Крестьяне. Кат 70 Костаки (700x563, 149Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Крестьяне. 1931 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 30,2 х 38,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1931 Лица. Бум, граф. кар. 31,2 х 40,3 см. ГТГ (700x532, 90Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Лица. 1931 г. Бумага, графитный карандаш. 31,2 х 40,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1930-е Два кресстьянина. Кат 74 Костаки (520x700, 131Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Два крестьянина. 1930-е гг. Бумага, графитный карандаш,
акварель. 34 х 27,7 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1931 Кузница в деревне. Кат 73 Кат Костаки (532x700, 99Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Кузница в деревне. 1930-е гг. Бумага, графитный карандаш,
акварель. 35 х 26,5 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1930 Установка уличных фонарей. Бум, акв. 27,2 х 24,8 см. ЧС (633x700, 198Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Установка уличных фонарей. 1930 г. Бумага, акварель. 27,2 х 24,8 см.
Частное собрание.

1930 Без назв. Б, кар. 23,5 x 26,6 см Салон (613x700, 217Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Могильщики). 1930 г. Бумага, карандаш.
23,5 x 26,6 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

В начале 1930-х годов, как и большинство советских художников, чтобы не попасть в опалу к представителям официального искусства, Клюн вынужден был перейти к традиционно-фигуративной живописи правящего соцреализма. Для души он начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, при этом щедро раздаривая их знакомым. Однако его реалистические картины не принесли художнику успеха. В своем дневнике в конце 1930-х годов Клюн с горечью писал: «У нас нет социалистического реализма, а есть «реализм эпохи социализма», одетый в форму предыдущих эпох. Работа над созданием формы социалистического реализма подменена борьбой с формализмом».

1930-е Косцы. Х, м. 59 х 96 см. ГТГ 2 (700x416, 95Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Косцы. 1930-е гг. Холст, масло. 59 х 96 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар С.И. Соловейчик (Клюнковой).
В центре композиции изображен, предположительно, К.С. Малевич.

1930 Плакат. Эскспорт. Плоды и овощи. Бум, акв, каран, коллаж. 29,3 х 36 см.(Аукцион) (700x565, 143Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Экспорт. Плоды и овощи. Плакат. 1930 г. Бумага, акварель, карандаш, коллаж.
29,3 х 36 см. Частное собрание.

1930 Плакат. Заготовка Лек-арственной травы. Бум, акв, кар. 23,7 х 23,5 см (Аукцион) (700x692, 201Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Плакат. Заготовка. Лекарственной травы. Плакат. 1930 г. Бумага, акварель, карандаш.
23,7 х 23,5 см Частное собрание.

1933 Деревня Большие горки. Перед моим домом. Полнолуние. Б, акв, гуашь 31,9 x 25,2 см С алон (2) (700x532, 129Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня Большие горки. Перед моим домом. Полнолуние. 1933 г.
Бумага, акварель, гуашь. 25,2 х 31,9 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1933 Деревня Большие горки. Полнолуние. Б, акв, гуашь (18,5 x 14 см Салон (700x523, 129Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня Большие горки. Полнолуние. 1933 г. Бумага, акварель, гуашь. 14 х 18,5 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1933 Деревня Большие горки. Рассвет. Б, акв, гуашь 19 x 22 см Салон (600x700, 149Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня Большие горки. Рассвет. 1933 г. Бумага, акварель, гуашь.
19 x 22 см Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1933-1935 Без названия (Не датировано. Бум, акв, кар. 22,6 x 12,6 см. Салон (700x389, 92Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Сенокос). 1933-1935 гг. Бумага, акварель, карандаш. 12,6 х 22,6 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1933-1935 Без названия (Не датировано. Бум, акв. 23,7 x 15,9 см). Салон (700x465, 108Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Стога сена). 1933-1935 гг. Бумага, акварель, карандаш. 12,6 х 22,6 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1933-1935 Без названия (Не датировано. Бум, акв, гуашь, кар.18,3 x 13,4 см. Салон (700x513, 157Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Березы). 1933-1935 гг. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 13,4 х 18,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1934 Уборка гречихи. Бум, акв, кар. 24,5 х 32 см. ЧС (700x542, 126Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Уборка гречихи. 1934 г. Бумага, акварель, карандаш. 24,5 х 32 см.
Частное собрание.

1935 1931 Рыбаки на пристани. Бум, акв. 29,6 х 39,5 см. ЧС (700x516, 103Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Рыбаки на пристани. 1935 г. Бумага, акварель. 29,3 х 39,5 см.
Частное собрание.

1931-1936 Летний пейзаж. Бум, гуашь. 28 x 36 cm. ЧС (700x553, 112Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Летний пейзаж. 1936 г. Бумага, гуашь. 28 x 36 см. Частное собрание.

1935 Роза. Бум, акв. 21,5×17,2. Аук Егоровых 2022 (566x700, 112Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Роза. 1935 г. Бумага, акварель. 21,5 х 17,2 см.
Аукцион Егоровых, Москва, 2022 г.

1933 Портрет Казимира Малевича. Бум, акв, каран. (Музей Костаки в Греции (700x557, 122Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет Казимира Малевича. 1933 г. Бумага, акварель, карандаш. 30,3 x 23,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

В 1934 году, когда соцреализм был провозглашен официальным и единственно возможным художественным методом, Клюн заявил о своем возвращении к реалистической живописи, но ему было очень сложно приспособиться к новым условиям, к нему все реже поступали заказы. Отношение к Клюну выражало общую тенденцию отрицания авангарда в музейной и выставочной политике 1930-х годов. В 1932-1933 гг. он принимает участие в выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и в Москве. Представленные на выставках работы Клюна подвергаются критике за формализм. Тем не менее в 1934 году Закупочная комиссия Наркомпроса приобрела для Третьяковской галереи с прошедшей выставки акварель Клюна «Портрет художника Малевича» (1933). Однако автор неожиданно отказался продавать рисунок, объясняя это тем, что «Малевич талантливейший художник и мой личный друг, к тому же другого портрета его никто больше не нарисует, т.к. он уже умирал». Портрет Малевича позже попал в руки Георгия Костаки и сейчас находится в Музее современного искусства в Салониках в его коллекции.

1930 Кубистический портрет адвоката. Х, м. Аук 1stDibs.com, Inc. (550x700, 159Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистический портрет адвоката. 1930 г. Холст, масло.
Аукцион 1stDibs.com, Inc.

1933 Офелия. Кат 40 (524x700, 195Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Офелия. 1933 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 41,5 х 31,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1930-е Без назв. Б, акв, гуашь. 20,4 x 28,4 см Салон (499x700, 139Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 20,4 x 28,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1930 Беспредмет. комп. Б, акв, каран. 17,2 х 15,7 см Салон (638x700, 159Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметная композиция. 1930 г. Бумага, акварель,
графитный карандаш. 17,2 х 15,7 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1933 Без назв. Б, акв, гуашь. 21,8 x 31,1 см Салон (700x496, 145Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1933 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,8 x 31,1 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1931 Композиция. Бум, гуашь 20 x 30 см. ЧС (700x461, 200Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1931 г. Бумага, гуашь 20 x 30 см. Частное собрание.

1931 Без названия. Карт, темпера. 39.5 x 27.5 cm. Аук дом  auction house Capitolium Art, Италия. 2018. Прод 3.000 евро (700x515, 132Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1931 г. Картон, темпера. 39,5 x 27,5 см.
Аукционный дом Capitolium Art, Италия, 2018 г. Лот продан за EUR 3.000 евро.

1930 Композиция. Бум, гуашь 20,3 x 21 см. (Аукцион) (700x672, 255Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1930 г. Бумага, гуашь. 20,3 x 21 см. Частное собрание.
Опять похоже на микросхемы!

1933 Без назв. Б, акв, гуашь. 30,3 x 39,8 см Салон (557x700, 83Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1933 г. Бумага, акварель, гуашь. 30,3 x 39,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1932 Композиция с тремя центрами. Х, м. 65 х 47 см. ГТГ. Кат. 15 (454x700, 110Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с тремя центрами. 1932 г. Холст, масло. 65 х 47 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1930-е начало Комп. Кат. 41 (401x700, 122Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Начало 1930-х гг. Картон, коллаж
из цветной и раскрашенной бумаги от почтового конверта, акварель,
графитный карандаш. 29,5 х 21,5 см. Государственная Третьяковская галерея.
Дар Георгия Костаки.

1930-е начало. Композиция. Карт, коллаж, каран. РГАЛИ (568x700, 89Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Начало 1930-х гг. Картон, коллаж, карандаш.
РГАЛИ, Москва.

1932 Композиция. Х, м. 90,5 х 56,5 см. ГТГ (2) (420x700, 83Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1932 г. Холст, масло. 90,5 х 56,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1934 Банка с кистью. Х, м. 64 х 48,5 см. ГТГ (510x700, 73Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Банка с кистью. 1934 г. Холст, масло. 64 х 48,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретено у С.И. Соловейчик
(Клюнковой).

1934 Натюрморт. Х, м. 74,5 х 60 см. ГТГ (547x700, 81Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт. 1934 г. Холст, масло . 74,5 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
1935 Казимир Малевич за несколько дней до Своей Смерти Штедел ин-т Из кол. Н.Харджиева. Принт 18,5х20,5 см. ЧС (380x450, 47Kb)1935 Казимир Малевич за несколько дней до Своей Смерти Штедел ин-т Из кол. Н.Харджиева 2 (424x450, 58Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). 1-2. Казимир Малевич за несколько дней до своей смерти. 1935 г. Принт 18,5 х 20,5 см. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне. Из коллекции Николая Харджиева.
1935 Малевич на следующий день после его смерти Штедел ин-т Из кол. Н.Харджиева (661x700, 114Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Малевич на следующий день после его смерти. 1935 г.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.
Из коллекции Николая Харджиева.

В 1930-1933 годы Клюн совершает несколько поездок летом к Малевичу в Немчиновку, а в августе 1933 года Малевич гостит несколько дней в Москве у Клюна. В мае 1935 года Клюн приезжает в Ленинград и проводит у постели умирающего Малевича его последние дни. В эти дни Клюн делает несколько зарисовок Малевича на смертном одре. После его смерти вместе с гробом Малевича едет в Москву и участвует в его похоронах в Немчиновке.

Похороны Малевича 1935 (2) (700x487, 77Kb)
Похороны К.С. Малевича в супрематическом гробу. На переднем плане Николай Суетин, на заднем плане -
Даниил Хармс. Фотография 1935 г.

И в заключение несколько ранних и недатированных работ Ивана Клюнкова (Клюна)

Пейзаж. Бум, гуашь 6,5 x 9 дм. ЧС (700x514, 100Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Пейзаж. Бумага, гуашь. 16,5 x 22,9 см. Частное собрание.
Без названия (Не датировано. Б, акв, уголь. 9 x 14,4 см. Салон. (376x700, 98Kb)Без названия (Не датировано. Б, акв, уголь.9,7 x 19,2 см) Салон. (362x700, 87Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Без названия (Не датировано). Бумага, акварель, уголь. 9x14,4 см. 2. Без названия (Не датировано). Бумага, акварель, уголь. 9,7x19,2 см. Оба - Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

Без названия (Женский профиль). Бум, масло, гуашь.  29,8 x 26,7 cm. ЧС (617x700, 107Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Женский профиль). Бумага, масло, гуашь. 29,8 x 26,7 см.
Частное собрание.

Из раннитх комп. Третьяковка в Самаре (579x700, 158Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с сайта «Третьяковка в Самаре».

Unattributed.  In the style of Иван Клюн. Х, смеш. техн. 60 x 50 cm. Art of the Zero Category.com (583x700, 193Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Unattributed. Композиция In the style of Иван Клюн.
Холст, смешанная техника. 60 x 50 см. Art of the Zero Category.com.

Супрематизм. Карт, м. 40×25. ЧС (421x700, 121Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. Картон, масло. 40 х 25 см.
Частное собрание.

Без названия (Не датировано. Б, акв, кар. 12 x 11 см). Салон. (700x651, 138Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Не датировано). Бумага, акварель, карандаш. 11 х 12 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

Без назв.Б.г. Бум, акв. 16,5 x 24,8 cm. ЧС (700x465, 94Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Бумага, акварель. 16,5 x 24,8 см. Частное собрание.

Прошлые беспредметные работы художника стали подвергаться критике за «формализм», к тому же, в 1934 году был арестован сын Георгий. Георгий Иванович Клюнков родился в 1905 году в Москве. Окончил архитектурный факультет ВХУТЕИНа в 1930 году. В 1929-1930 годах он, будучи студентом мастерской К.С. Мельникова, совместно с М.И. Прохоровой разрабатывал проект так называемого полукольцевого сблокированного дома с двухэтажными жилыми ячейками и трехэтажным центральным корпусом с общими помещениями. Был репрессирован в 1934–1938 гг. В 1938 г. освобожден и жил в Краснодаре, работал архитектором, занимался живописью. Погиб в Великую Отечественную войну.

Абстрактная живопись. Геометрические формы. Карт, м. 49 x 69 дюйм.  (Attr) (700x490, 44Kb)
И.В. Клюн (1873-1943), атрибуция. Абстрактная живопись. Геометрические формы. Картон, масло.
124,5 х 175,3 см. Частное собрание.

Kljunum 2 (536x700, 117Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с буквами. Аукцион eBay.com.

Аква (382x700, 115Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция «Аква-рель».

Still life by Ivan Kliun (462x700, 124Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистический натюрморт.

Комп. Б.г. Доска, м. 26,4×20. ЧС (524x700, 105Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Доска, масло. 26,4 х 20 см. Частное собрание.

Композиция. (Частн. коллекция) (542x700, 168Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Частное собрание.

KliunkovIv (700x601, 97Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Пейзаж в конверте).

IKliun (523x700, 102Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм.

В 1936 году Клюн работает над оформлением к празднику 1 Мая здания Научно-исследовательского института океанографии в Москве. Тем не менее в 1938 году художника исключили из Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств (Всекохудожник), «как недостаточно выявивший себя в области живописи». Клюн даже согласился на заказ Института лесного хозяйства и рисовал с натуры иллюстрации для книги «Пороки древесины». Эта работа его раздражала, но надо было как-то выживать.

Cubo-Futurist Character; Personnage Cubo-Futuriste, (oil on canvas) Библ-ка Бриджмена, Берлин (553x700, 147Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Кубофутуристический персонаж. Холст, масло.
Библиотека искусств Бриджмена, Берлин.

Супрематическую экспрессионистскую композицию. 42 х 32 см. Аук 888 Аукционов. Richmond Hill, ON, CA, США, 19.12.2019 (527x700, 157Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая экспрессионистская композиция.
Бумага, акварель, гуашь. 42 х 32 см. Аукционный дом 888 Auctions, Ричмонд Хилл,
Онтарио, Канада, 2019 г.

Кубистич. комп. Смеш. техн. 35 х 25 см. ЧС (425x700, 94Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция. Смешанная техника. 35 х 25 см.
Частное собрание.

Построение пространства с помощью объемно-плоскостных элементов. Рисунок 2 (465x700, 123Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Построение пространства с помощью объемно-плоскостных элементов.
Бумага, цветные карандаши. 29 х 19 см. Частное собрание.

Фотография рельефной композиции Ивана Клюна. Б.г. Салон (516x700, 94Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Фотография рельефной композиции. Государственный музей
современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

Абстракт. комп. из случ. предметов. Металл, дер. , прищепка, щетка для чистки бутылок. Н=13 см. ЧС (700x670, 73Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция из случайных предметов. Металл, дерево, прищепка,
щетка для чистки бутылок. Н=13 см. Частное собрание.

Солонка. Конструктивистская ручная роспись (700x490, 90Kb)
И.В. Клюн ? (1873-1943). Солонка. Конструктивистская ручная роспись.

1936-1937 Налет. Испания. Кат № 18 моно (498x700, 198Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Налет. Испания. 1936-1937 гг. Холст, масло. 71,5 х 53,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

1938 Портрет дочери Кати. Кат №19 моно (476x700, 127Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет дочери Кати. 1938 г. Холст, масло. 67 х 47,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар С.И. Соловейчик (Клюнковой).
На картине изображена Екатерина Ивановна Каковская (урожд. Клюнкова, 1903-1974), дочь художника.

1942 О проблеме композиции и конструкции согласно декоративным и органическим принципам. Б. акв, гуашь.  47,3 x 36,9 см Салон (700x444, 104Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). К проблеме композиции: построение по декоративному и органическому принципам.
1942 г. Бумага, акварель, гуашь. 47,3 x 36,9 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1942 К проблеме композиции.  Бум, на карт, темпера, гуашь.  24 х 36 см Фонд Аламовского, Киев (700x472, 82Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). К проблеме композиции по декоративному и органическому принципам. 1942 г.
Бумага на картоне, темпера, гуашь. 24 х 36 см. Фонд Адамовского, Киев.

1930-е конец И.В. Клюнков (Клюн) с женой Е.К. Клюнковой в парке (448x700, 118Kb)
И.В. Клюн (Клюнков) с женой Е.К. Клюнковой в парке. Фотография, конец 1930-х гг.

К творческим проблемам добавились личные беды – в 1939 году умерла жена художника Е.К. Клюнкова, в 1942 году – погиб на фронте сын Георгий. Сердце художника не выдержало, 13 декабря 1943 года Иван Васильевич Клюн скончался в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

1933 МАЛЕВИЧ - Портрет Ивана Клюнкова (Клюна), 1933 г. (644x700, 206Kb)
К.С. Малевич (1879-1935). Портрет Ивана Васильевича Клюна. 1933 г.
Холст, масло. 31 х 28,5 см. Частное собрание, Москва.

Немногие сохранившиеся произведения Ивана Клюна, талантливого художника-беспредметника, разрозненные по многим престижным собраниям России, Европы и Америки, помогают восстановить не только творческий путь незаурядного мастера, но и воссоздать контекст происхождения беспредметного, супрематического и абстрактного искусства России начала и первой трети XX века.

1994 Светлана Клюнкова-Соловейчик - КЛЮН Каталог-резоне. Изд. IVK Art, Нью-Йорк, 1994 г. 380 с., ил. $300 дол.Формат 26,5х31 см (468x600, 69Kb)
А это самое полное издание каталога-резоне Ивана Васильевича Клюна, который написала и издала дочь художника Светлана Клюнкова-Соловейчик. Издан он в Нью-Йорке в 1994 году на английском языке. И цена на него в интернет магазинах доходит до 8 тысяч рублей.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 418-420, 470, 486-487.

1999 И.В. Клюн в Третьяковской галерее к 125-летию со дня рождения. М. Изд-во RA,1999. 108 стр., илл. Тир. 1500 экз (663x700, 154Kb)
И.В. Клюн в Третьяковской галерее. К 125-летию со дня рождения. Ответ. ред. Я.В. Брук.
Издатель Андрей Сарабьянов. Москва, Издательство Государственной Третьяковской галереи,
RA (Русский авангард), 1999 г. 108 с., ил. Тираж 1500 экз.

А.С. Шатских – Малевич и Клюн





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЮН (КЛЮНКОВ, 1873-1943), СОРАТНИК КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА, ЧАСТЬ III | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»