РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЮН (КЛЮНКОВ, 1873-1943), СОРАТНИК КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА, ЧАСТЬ III14-07-2023 23:33к комментариям - к полной версии
- понравилось!
И.В. Клюн у мольберта с картиной «Посуда». Фотография 1925 г.
Иван Васильевич Клюн (1873-1943) – русский советский живописец, скульптор, педагог, теоретик искусства. Он внес существенный вклад в формирование беспредметного искусства и был ревностным приверженцем и пропагандистом супрематизма. Один из верных последователей К.С.Малевича, знакомится с ним еще в 1907 году, после символистско-натуралистического и последующего кубофутуристического периодов работы, с 1915 года начинает заниматься супрематизмом. С 1916 года в его работах происходит радикальное сокращение основных геометрических форм, причем они не только формально соотносятся друг с другом, но и экспериментируются с их возможностями сочетания цветов. В двадцатые годы формальные и цветовые композиции Клюна становятся все более разнообразными и сложными. В 1942 году он также обобщил свои научные знания в виде готовых к публикации брошюр: «К проблеме композиции: построение в соответствии с декоративными и органическими принципами».
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1925 г. Бумага, акварель, гуашь.
До середины 1920-х годов продолжается период беспредметного творчества - Клюнков создает цветовые конструкции из геометрических форм. В середине 1920-х годов начинается его увлечение французским искусством - он копирует из журналов произведения Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса (их работы он изучал в журнале Cahiers d’Art). Но особенно сильно Клюн попадает под влияние пуризма в лице французских художников Амеде Озанфана и Пьера Жаннере (двоюродный брат знаменитого архитектора Ле Корбюзье). Клюн называет этот стиль «конструктивным реализмом» и вплоть до середины 1930-х годов он создает натюрморты в духе пуризма («Второй интерьер». 1925–1932, ГМСИ, Салоники).
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет Алексея Крученых. 1925 г. Бумага, акварель, карандаш.
38,5 х 30,5 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз к обложке журнала «Юго-Леф». 1925 г.
Бумага, акварель, гуашь, уголь. 26,6 х 21,9 см. Государственный музей
современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Слушай Комсомол). 1924 г. Бумага, акварель, гуашь. 18,9 х 23,9 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с бутылками. 1925 г. Картон, масло. 58,4 х 67,9 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Чайник. 1925 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, гуашь. 19 х 25,4 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Амаде Озенфана. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 12 х 19,1 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Чайный стол. 1925 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 18,8 х 25,1 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Шарля Жаннере. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 11,4 х 14,5 см. Государственный музей современного
искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Шарля Жаннере. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 17,9 х 21 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с стеклянной посудой. 1926 г. Бумага, акварель, гуашь.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с бутылками. 1925-1927 гг. Бумага, акварель, карандаш. 11,7 х 18,5 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Посуда. 1925 г. Иллюстрация из книги Осипа Бескина
«Формализм в живописи», 1933 г.
Один из натюрмортов Клюна этого периода «Посуда» (1925) с многочисленными вариантами и подготовительными рисунками написан чрезвычайно детально. Позже сам художник определил эту работу как этапную, относящуюся к переходному периоду от беспредметности к реализму. Однако, оппоненты Клюна сочли ее формалистической и отказались приобретать в Третьяковскую галерею. История с этой картиной имела свое драматическое продолжение. В 1932 году «Посуда» экспонировалась в Историческом музее в Москве на выставке «Художники РСФСР за XV лет» наряду с картинами Малевича, Родченко, Татлина и др., и вновь вызвала шквал негодования. Небезызвестный критик О. Бескин включил картину в качестве иллюстрации в книгу «Формализм в живописи» (1933), а график А. Радаков поместил карикатуру под названием «Художник-формалист» в журнале «Крокодил» (1934, №19), на которой в пародированном виде был изображен Клюн и его картина «Супрематизм» из Третьяковской галереи.
А ведь в начале 1920-х годов театральный критик Осип Мартынович Бескин (1892-1969) был неплохим товарищем. Вот посмотрите фотографию, на которой он присутствует в замечательной компании авангардистов и общается с В.В. Маяковским, Варварой Степановой и Лилей Брик.
В.В. Маяковский, В.Ф. Степанова, О.М. Бескин, Л.Ю. Брик на квартире в Гендриковом переулке.
Фотография 1926 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Второй интерьер. 1925-1932 гг. Холст, масло. 48,8 х 48,9 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Пикассо. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь. 13,5 х 16,3 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция, посвящение Пикассо. 1925 г.
Бумага, акварель, гуашь. 19,5 х 15,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Луи Маркусси. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 15,7 x 19,7 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Столик с лампой. 1925 г. Бумага, графитный карандаш. 19х10 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки. 2. Курс - Дамарный - Лак.
1925 г. Бумага, карандаш. 18,5х8,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с бутылками. 1925 г. Бумага, акварель. 21,5 x 17,8 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с керосиновой лампой. 1925-1927 гг.
Бумага, акварель, графитный карандаш. 32 х 21 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Самовар. 1925-1927 гг. Бумага, черный и графитный карандаши.
17,7 х 13,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с лампой. 1927 г. Бумага, черный карандаш, уголь.
72,1 х 54 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Дар С.И. Соловейчик (Клюнковой)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с лозунгом «Путь к социализму»
(Натюрморт с посудой). 1925-1927 гг. Бумага, акварель, графитный карандаш.
26,6 х 17,1 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз дизайна ковра. 1925 г. Аукционный дом SKINNER,
Болтон, штат Массачусетс, США.
Одновременно Клюн вступает в Общество станковистов (ОСТ, с 1925) и на первой выставке общества экспонирует работы по «светоцветовому принципу». Участвует в выставке общества «4 искусства» (1926). Не оставлял Клюн и занятий в области абстрактного искусства. Произведения этого времени – «Алый перецвет» (1919), «Супрематизм» (1921), «Работа по цветосветовому принципу» (1925), «Портрет А.Е. Крученых» (1926), «Построение по принципу движения» (1933).
В 1928 в журнале «Современная архитектура» (№6) выходит теоретическая статья Клюна «Кубизм как живописный метод», провозглашавшая кубизм, проистекающий из художественной системы Сезанна, наиболее плодотворным источником для изобразительного искусства. В 1928-1930 гг. он оформляет и иллюстрирует ряд выпусков «Неизданного Хлебникова», составленных А. Кручёных, и его сборник «Турнир поэтов» (1-е и 2-е изд.).
И.В. Клюн (1873-1943). Обложка книги «Неизданный Хлебников». 1916-1921 гг. Вып.IX, 1928 г.
Издание «Группы друзей Хлебникова». Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз обложки сборника «Турнир поэтов». Издание Ленинградского
«Театра Дома печати». Москва, 1928 г. 48 с., ил. Бумага, гуашь, 16,7 x 21,8 см. Тираж 100 экз.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
И.В. Клюн (1873-1943). Плакат к фильму «Борьба гигантов» (Машина двух миров).
Режиссер Виктор Турин. 1926 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш, коллаж. 37 х 26,5 см.
Аукционный дом Bruun Rasmussen, Копенгаген.
И.В. Клюн (1873-1943). На мельнице. 1927 г. Бумага, акварель, смешанная техника.
24,4 x 19,3 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с шаром. 1926 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с гитарой. 1927 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с зеленым кругом и белым прямоугольником.
1926-1928 гг. Бумага, гуашь. 17,5 х 11,7 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1926 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1929 г.
Бумага, акварель. 27 х 20 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с вогнутым коричневым прямоугольником.
1926 г. Холст, масло. 62,9 x 45,4 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с вогнутым серым прямоугольником.
1926 г. Дерево, масло. 23,2 х 17,8 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с черными линиями. 1929 г.
Бумага, акварель, карандаш. 44,3 x 26,5 см. Частное собрание.
Удивительно, что более десяти лет занимаясь профессиональной художественной деятельностью, Клюн продолжал совмещать ее с должностью бухгалтера. Только в 1927 году художник вышел на пенсию по состоянию здоровья. Казалось бы, можно было отдыхать, но в этом же 1927 году Клюн вступает в Общество русских скульпторов (ОРС) и на его Второй выставке представляет свою беспредметную скульптуру «Электрификация» (Дерево, металл и стекло, 1927), за что подвергается жёсткой критике. Чтобы кормить семью, художник рисовал плакаты для «Совкино» и цветочные композиции для Треста зеленых насаждений.
И.В. Клюн (1873-1943). Стручки гороха. Бумага, акварель. 41,9 х 29,8 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Этюды растений с использованием различных шишек. Бумага, акварель. 23,5 х 31,5 см.
Частное собрание. Вот до чего дожил известный художник! Как в том стихотворении Агнии Барто:
Мишка косолапый по лесу идет,
ШИШКИ собирает, песенку НЕ поет...
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт с цветами и кувшином. 1929 г. Холст, масло. 107 х 99 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.В. Клюн (1873-1943). Аллея в мае. 1928 г. Бумага, акварель. 25,7 x 20,3 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Пейзаж с трамваем). 1928 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
24,6 x 19,5 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня Большие горки. 1929 г. Бумага, акварель. 26 х 32 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Уборка урожая (Молотилка). 1929 г. Бумага, акварель. 25,8 x 32,2 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Молотьба). 1930 г. Бумага, акварель, гуашь. 30 x 20,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Деревенская улица). 1931 г. Бумага, акварель, гуашь. 32 x 25 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Крестьяне. 1931 г. Бумага, графитный карандаш, уголь. 30,2 х 38,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Лица. 1931 г. Бумага, графитный карандаш. 31,2 х 40,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Два крестьянина. 1930-е гг. Бумага, графитный карандаш,
акварель. 34 х 27,7 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Кузница в деревне. 1930-е гг. Бумага, графитный карандаш,
акварель. 35 х 26,5 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Установка уличных фонарей. 1930 г. Бумага, акварель. 27,2 х 24,8 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Могильщики). 1930 г. Бумага, карандаш.
23,5 x 26,6 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
В начале 1930-х годов, как и большинство советских художников, чтобы не попасть в опалу к представителям официального искусства, Клюн вынужден был перейти к традиционно-фигуративной живописи правящего соцреализма. Для души он начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, при этом щедро раздаривая их знакомым. Однако его реалистические картины не принесли художнику успеха. В своем дневнике в конце 1930-х годов Клюн с горечью писал: «У нас нет социалистического реализма, а есть «реализм эпохи социализма», одетый в форму предыдущих эпох. Работа над созданием формы социалистического реализма подменена борьбой с формализмом».
И.В. Клюн (1873-1943). Косцы. 1930-е гг. Холст, масло. 59 х 96 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар С.И. Соловейчик (Клюнковой).
В центре композиции изображен, предположительно, К.С. Малевич.
И.В. Клюн (1873-1943). Экспорт. Плоды и овощи. Плакат. 1930 г. Бумага, акварель, карандаш, коллаж.
29,3 х 36 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Плакат. Заготовка. Лекарственной травы. Плакат. 1930 г. Бумага, акварель, карандаш.
23,7 х 23,5 см Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня Большие горки. Перед моим домом. Полнолуние. 1933 г.
Бумага, акварель, гуашь. 25,2 х 31,9 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня Большие горки. Полнолуние. 1933 г. Бумага, акварель, гуашь. 14 х 18,5 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня Большие горки. Рассвет. 1933 г. Бумага, акварель, гуашь.
19 x 22 см Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Сенокос). 1933-1935 гг. Бумага, акварель, карандаш. 12,6 х 22,6 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Стога сена). 1933-1935 гг. Бумага, акварель, карандаш. 12,6 х 22,6 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Березы). 1933-1935 гг. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 13,4 х 18,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Уборка гречихи. 1934 г. Бумага, акварель, карандаш. 24,5 х 32 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Рыбаки на пристани. 1935 г. Бумага, акварель. 29,3 х 39,5 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Летний пейзаж. 1936 г. Бумага, гуашь. 28 x 36 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Роза. 1935 г. Бумага, акварель. 21,5 х 17,2 см.
Аукцион Егоровых, Москва, 2022 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет Казимира Малевича. 1933 г. Бумага, акварель, карандаш. 30,3 x 23,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
В 1934 году, когда соцреализм был провозглашен официальным и единственно возможным художественным методом, Клюн заявил о своем возвращении к реалистической живописи, но ему было очень сложно приспособиться к новым условиям, к нему все реже поступали заказы. Отношение к Клюну выражало общую тенденцию отрицания авангарда в музейной и выставочной политике 1930-х годов. В 1932-1933 гг. он принимает участие в выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и в Москве. Представленные на выставках работы Клюна подвергаются критике за формализм. Тем не менее в 1934 году Закупочная комиссия Наркомпроса приобрела для Третьяковской галереи с прошедшей выставки акварель Клюна «Портрет художника Малевича» (1933). Однако автор неожиданно отказался продавать рисунок, объясняя это тем, что «Малевич талантливейший художник и мой личный друг, к тому же другого портрета его никто больше не нарисует, т.к. он уже умирал». Портрет Малевича позже попал в руки Георгия Костаки и сейчас находится в Музее современного искусства в Салониках в его коллекции.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистический портрет адвоката. 1930 г. Холст, масло.
Аукцион 1stDibs.com, Inc.
И.В. Клюн (1873-1943). Офелия. 1933 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 41,5 х 31,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 20,4 x 28,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметная композиция. 1930 г. Бумага, акварель,
графитный карандаш. 17,2 х 15,7 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1933 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,8 x 31,1 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1931 г. Бумага, гуашь 20 x 30 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1931 г. Картон, темпера. 39,5 x 27,5 см.
Аукционный дом Capitolium Art, Италия, 2018 г. Лот продан за EUR 3.000 евро.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1930 г. Бумага, гуашь. 20,3 x 21 см. Частное собрание.
Опять похоже на микросхемы!
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1933 г. Бумага, акварель, гуашь. 30,3 x 39,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с тремя центрами. 1932 г. Холст, масло. 65 х 47 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Начало 1930-х гг. Картон, коллаж
из цветной и раскрашенной бумаги от почтового конверта, акварель,
графитный карандаш. 29,5 х 21,5 см. Государственная Третьяковская галерея.
Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Начало 1930-х гг. Картон, коллаж, карандаш.
РГАЛИ, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1932 г. Холст, масло. 90,5 х 56,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Банка с кистью. 1934 г. Холст, масло. 64 х 48,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретено у С.И. Соловейчик
(Клюнковой).
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт. 1934 г. Холст, масло . 74,5 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). 1-2. Казимир Малевич за несколько дней до своей смерти. 1935 г. Принт 18,5 х 20,5 см. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне. Из коллекции Николая Харджиева.
И.В. Клюн (1873-1943). Малевич на следующий день после его смерти. 1935 г.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.
Из коллекции Николая Харджиева.
В 1930-1933 годы Клюн совершает несколько поездок летом к Малевичу в Немчиновку, а в августе 1933 года Малевич гостит несколько дней в Москве у Клюна. В мае 1935 года Клюн приезжает в Ленинград и проводит у постели умирающего Малевича его последние дни. В эти дни Клюн делает несколько зарисовок Малевича на смертном одре. После его смерти вместе с гробом Малевича едет в Москву и участвует в его похоронах в Немчиновке.
Похороны К.С. Малевича в супрематическом гробу. На переднем плане Николай Суетин, на заднем плане -
Даниил Хармс. Фотография 1935 г.
И в заключение несколько ранних и недатированных работ Ивана Клюнкова (Клюна)
И.В. Клюн (1873-1943). Пейзаж. Бумага, гуашь. 16,5 x 22,9 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Без названия (Не датировано). Бумага, акварель, уголь. 9x14,4 см. 2. Без названия (Не датировано). Бумага, акварель, уголь. 9,7x19,2 см. Оба - Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Женский профиль). Бумага, масло, гуашь. 29,8 x 26,7 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с сайта «Третьяковка в Самаре».
И.В. Клюн (1873-1943). Unattributed. Композиция In the style of Иван Клюн.
Холст, смешанная техника. 60 x 50 см. Art of the Zero Category.com.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. Картон, масло. 40 х 25 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Не датировано). Бумага, акварель, карандаш. 11 х 12 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Бумага, акварель. 16,5 x 24,8 см. Частное собрание.
Прошлые беспредметные работы художника стали подвергаться критике за «формализм», к тому же, в 1934 году был арестован сын Георгий. Георгий Иванович Клюнков родился в 1905 году в Москве. Окончил архитектурный факультет ВХУТЕИНа в 1930 году. В 1929-1930 годах он, будучи студентом мастерской К.С. Мельникова, совместно с М.И. Прохоровой разрабатывал проект так называемого полукольцевого сблокированного дома с двухэтажными жилыми ячейками и трехэтажным центральным корпусом с общими помещениями. Был репрессирован в 1934–1938 гг. В 1938 г. освобожден и жил в Краснодаре, работал архитектором, занимался живописью. Погиб в Великую Отечественную войну.
И.В. Клюн (1873-1943), атрибуция. Абстрактная живопись. Геометрические формы. Картон, масло.
124,5 х 175,3 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с буквами. Аукцион eBay.com.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция «Аква-рель».
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистический натюрморт.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Доска, масло. 26,4 х 20 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Пейзаж в конверте).
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм.
В 1936 году Клюн работает над оформлением к празднику 1 Мая здания Научно-исследовательского института океанографии в Москве. Тем не менее в 1938 году художника исключили из Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств (Всекохудожник), «как недостаточно выявивший себя в области живописи». Клюн даже согласился на заказ Института лесного хозяйства и рисовал с натуры иллюстрации для книги «Пороки древесины». Эта работа его раздражала, но надо было как-то выживать.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубофутуристический персонаж. Холст, масло.
Библиотека искусств Бриджмена, Берлин.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая экспрессионистская композиция.
Бумага, акварель, гуашь. 42 х 32 см. Аукционный дом 888 Auctions, Ричмонд Хилл,
Онтарио, Канада, 2019 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция. Смешанная техника. 35 х 25 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Построение пространства с помощью объемно-плоскостных элементов.
Бумага, цветные карандаши. 29 х 19 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Фотография рельефной композиции. Государственный музей
современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция из случайных предметов. Металл, дерево, прищепка,
щетка для чистки бутылок. Н=13 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Налет. Испания. 1936-1937 гг. Холст, масло. 71,5 х 53,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет дочери Кати. 1938 г. Холст, масло. 67 х 47,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар С.И. Соловейчик (Клюнковой).
На картине изображена Екатерина Ивановна Каковская (урожд. Клюнкова, 1903-1974), дочь художника.
И.В. Клюн (1873-1943). К проблеме композиции: построение по декоративному и органическому принципам.
1942 г. Бумага, акварель, гуашь. 47,3 x 36,9 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). К проблеме композиции по декоративному и органическому принципам. 1942 г.
Бумага на картоне, темпера, гуашь. 24 х 36 см. Фонд Адамовского, Киев.
И.В. Клюн (Клюнков) с женой Е.К. Клюнковой в парке. Фотография, конец 1930-х гг.
К творческим проблемам добавились личные беды – в 1939 году умерла жена художника Е.К. Клюнкова, в 1942 году – погиб на фронте сын Георгий. Сердце художника не выдержало, 13 декабря 1943 года Иван Васильевич Клюн скончался в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
К.С. Малевич (1879-1935). Портрет Ивана Васильевича Клюна. 1933 г.
Холст, масло. 31 х 28,5 см. Частное собрание, Москва.
Немногие сохранившиеся произведения Ивана Клюна, талантливого художника-беспредметника, разрозненные по многим престижным собраниям России, Европы и Америки, помогают восстановить не только творческий путь незаурядного мастера, но и воссоздать контекст происхождения беспредметного, супрематического и абстрактного искусства России начала и первой трети XX века.
А это самое полное издание каталога-резоне Ивана Васильевича Клюна, который написала и издала дочь художника Светлана Клюнкова-Соловейчик. Издан он в Нью-Йорке в 1994 году на английском языке. И цена на него в интернет магазинах доходит до 8 тысяч рублей.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 418-420, 470, 486-487.
И.В. Клюн в Третьяковской галерее. К 125-летию со дня рождения. Ответ. ред. Я.В. Брук.
Издатель Андрей Сарабьянов. Москва, Издательство Государственной Третьяковской галереи,
RA (Русский авангард), 1999 г. 108 с., ил. Тираж 1500 экз.