• Авторизация


РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЮН (КЛЮНКОВ, 1873-1943), СОРАТНИК КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА, ЧАСТЬ II 12-07-2023 21:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1928 Иван Клюн (2) (525x700, 82Kb)
Иван Васильевич Клюн. Фотография 1928 г.

Иван Васильевич Клюн (1873-1943) стоит в ряду художников-новаторов начала XX века, чья судьба связана с историей русского авангарда. Определяющую роль в его творчестве сыграла многолетняя дружба с К. Малевичем. Клюн был участником и свидетелем взлета и теоретического осмысления идей авангарда, затем их государственного признания и практического воплощения и, наконец, жесточайшей критики и забвения. При всей общности поисков и корпоративных интересов, каждый из художников русского авангарда шел своим путем. Творчество Клюна привлекает к себе внимание, с одной стороны, своей характерностью в кругу явлений искусства 1910-1920-х годов, с другой - несомненной индивидуальностью. Он обращался к различным областям искусства: был живописцем, скульптором, графиком, теоретиком, автором манифестов и критических статей, автор теоретического очерка о супрематизме «Искусство цвета», в котором полемизировал с Малевичем.


1909-1910 (700x700, 142Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1909-1910 гг. Картон, масло. 39 х 21 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Композиция с сайта «Третьяковка в Самаре».

После Октябрьской революции 1917 года Клюн, как и многие представители искусства авангарда, стал заниматься общественной деятельностью. Одним из первых поручений художника стало агитационное оформление Театрального сквера в Москве, которое Клюн выполнил совместно с А.В. Лентуловым.
В 1918 году художник стал работать в Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса (отдел ИЗО), где до 1921 года заведовал Всероссийским центральным выставочным бюро.
В том же 1918 году художник поссорился с Малевичем и решил отойти от супрематизма, назвав его трупом «с остановившимся мертвым взором».

1920  Без назв. Б, вкв гуашь. 13 x 17,5 см) см. Салон (523x700, 142Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Пейзаж с двумя путниками). 1920 г.
Бумага, акварель, гуашь. 17,5 х 13 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1920-1929 Комп. Карт, темп, масло. 18,5 x 26,3 cm. ЧС (700x483, 110Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920-е гг. Картон, темпера, масло. 18,5 x 26,3 см.
Частное собрание.

1919 Супрем. комп. Карт, м. 21.5 x 20 cm. ЧС (669x700, 136Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1919 г. Картон, масло. 21,5 x 20 см.
Частное собрание.

1918-1919 Супрем. комп. Х, м. 70.5 x 59.3 cm. ЧС (608x700, 92Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1918-1919 гг.
Холст, масло. 70,5 x 59,3 см. Частное собрание.

1918-1919 Супрематическая-композиция-Елецкий краеведческий музей 1  (434x700, 100Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1918-1919 гг.
Холст, масло. 89 х 55 см. Елецкий городской краеведческий музей,
Липецкая обл.

1919 Геометрич комп. Бум, смеш техн, гуашь, паст 60 x 42 cm. ЧС (476x700, 80Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Геометрическая композиция. 1919 г.
Бумага, смешанная техника, гуашь, пастель. 60 x 42 см.
Частное собрание.

1919-1921 Без назв. Бум, акв, гуашь. 35,4 х 26,6 см. Салон (514x700, 122Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1919-1921 гг. Бумага, акварель, гуашь.
35,4 х 26,6 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1919-1921 Без названия. Бум, акв. 17,1 x 14,4 cm. ЧС (601x700, 79Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1919-1921 гг. Бумага, акварель. 17,1 x 14,4 см.
Частное собрание.

1920 Kliun suprematist (585x700, 88Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1920 г.

1920 COMPOSITION WITH TRANSPARENT RED, BROWN AND BLUE. Х, м. 79 x 60 cm@arthousehejtmanek.cz (534x700, 88Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с прозрачными красным, коричневым и синим цветами.
1920 г. Холст, масло. 79 x 60 см. Аукционный дом Arthouse Hejtmánek, Чехия, Прага.
Лот продан за EUR 36.000 евро.

1920-е Композиция. Гуашь (451x700, 86Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920-е гг. Бумага, гуашь, акварель.
21,7 x 14 см. Частное собрание.

1920 Композиция. Карт, м. 72,3-38,5  см. ГТГ. Дар Костаки 2 (364x700, 54Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920 г. Картон, масло. 72,3 х 38,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

На даче в Немчиновке среди гостей Владимир Татлин (сидит с трубкой), Иван Клюн (позади Татлина), справа стоят хозяева — Казимир Мале (2) (700x525, 152Kb)
На снимке: в центре (с трубкой) Владимир Татлин. Позади него Иван Клюн (Клюнков), справа
Казимир Малевич и его вторая жена София Рафалович на даче Малевича в Немчиновке под Москвой.
Фотография 1915 г.

Весной 1919 года в Москве на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» Клюн представил 62 работы супрематической живописи и графики под общим названием «Искусство цвета» и объявил о своем окончательном разрыве с супрематизмом и обращении к «живому» искусству цвета.
Клюн продолжал активно рисовать и писать теоретические статьи. В 1918 году он стал преподавать дисциплину «Цвет» на факультетах живописи и керамики во Вторых Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). ГСХМ были созданы на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а с 1920 года реорганизованы в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1918-1921 годы Клюн - профессор ГСХМ-ВХУТЕМАСа.

1920-е Конструктивистский автопортрет. Рисунок. (Аттр) (500x700, 174Kb)
И.В. Клюн (1873-1943), атрибуция. Конструктивистский автопортрет. 1920-е гг.
Бумага, уголь. Аукцион LiveAuctioneers.com.

1920 kliun1 (585x700, 132Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция. 1920-е гг.

1920 Без назв. Дер, смеш. техн, коллаж. 31 x 31 cm. ЧС (700x700, 150Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1920 г. Дерево, масло. 30,5 x 30,5 см. Частное собрание.

1920 Композиция. Х, м.  Аук Лемпертц Кёльн, 2008ю. Прод. 102.000 евро (2) (516x700, 119Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920 г. Холст, масло. Аукционный дом
Kunsthaus Lempertz, Кёльн, 2008 г. Лот продан за EUR 102.000 евро.

Абстракция с синей поперечной линией. Бум, акв, гуашь. 17,5 х 12 см. ЧС (473x700, 105Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Абстракция с синей поперечной линией.
Бумага, акварель, гуашь. 17,5 х 12 см. Частное собрание.

1920-е Беспредметное. Бум, акв.  (Приморская карт. гал, Владивосток) (700x644, 121Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметное. 1920-е гг. Бумага, акварель.
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.

1920-е Абстрактная композиция. 22,5 x 27 см. (Аукцион) (700x575, 140Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1920-е гг. Холст, масло. 22,5 x 27 см. Частное собрание.

1920-е Абстрактная композиция. Бум, акв. 9 x 7 дм. (Аукцион) (544x700, 138Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Бумага, акварель. 22,9 х 17,8 см. Частное собрание.

1920-е Абстрактная композиция. Бум, акв. 12 x 9 дм. (Аукцион) (476x700, 72Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Бумага, акварель. 30,5 х 22,9 см. Частное собрание.

1920 Оранжевая композиция. Акварель (457x700, 77Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Оранжевая композиция. 1920 г. Бумага, акварель.

1920 Футуристический рисунок. Бум, гуашь. 31 х 27,5. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс (572x700, 100Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Футуристический рисунок. 1920 г. Бумага, гуашь. 31 х 27,5.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, Республика Марий Эл.
Рисунок похож на провидческую плату с современными микросхемами – чипами!

1920-е Constructivist Composition. Бум, акв. ЧС (379x700, 78Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Конструктивистская композиция. 1920-е гг.
Бумага, акварель. Частное собрание.

1920 Гуашь, бумага (500x700, 95Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с буквой «Z». 1920 г.
Бумага, гуашь. www.ebay.com.
А это символистская буква «Z», последняя буква латинского алфавита,
означающая конец всему, конец войне, а значит победу «V» - Victoria!

В начале 1920-х годов Клюн работал в небольшой мастерской на Мясницкой улице, на верхнем этаже здания ВХУТЕМАСа по соседству с А. Древиным и Н. Удальцовой. Осенью 1921 года в мастерской Клюна жил Алексей Крученых. Клюн говорил, что с утра до четырех вечера работал он сам, а с четырех до утра – Крученых. В 1922 году Крученых завершил свой «заумный период», а Клюн встал на путь возвращения к предметному миру. Это вызвало резкую реакцию у друга Малевича. По воспоминаниям дочери Клюна: «Малевич писал отцу погромные письма, упрекал его в измене, предательстве, чтобы он прекратил заниматься подобной живописью».

1920-е начало.  И.В. Клюн (слева) и К.С. Малевич (700x461, 131Kb)
И.В. Клюн (слева) и К.С. Малевич. Фотография начало 1920-х гг.

«Клюн очень едко отвечал Малевичу, что он «прочел его интересные письма» и сделал вывод, что в них «много лирики». Он сравнивал Малевича с королем Лиром, ушедшим от мира и блуждающим в «пустуне беспредметной», держа в руках «квадрат двадцатый». «Почему не сороковой, не сотый? – полемизировал Клюн с Малевичем. – Искусство, Казимир Северинович, не терпит повторений…Вы сами говорили, что смотрите на мир глазами искусства, а Вы отказались от искусства живописного? Вы остановились в живописи на супрематизме, на беспредметности и в философии дальше этого не ушли и не уйдете – все будете блуждать в пустыне беспредметной, где даже дети (ленинградская Ваша группа) скоро покинут Вас…Надо браться за кисть, время пришло, пора выходить из пустыни» (Н.Б. Автономова. И.В. Клюн в ГТГ. М., 1977, с.24-25)

1920-е Супрематический рисунок с рисунком. Бум, акв, кар. 21×27 см. ГРМ 2 (627x700, 135Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематический рисунок с кругом. 1920-е гг.
Бумага, акварель, карандаш. 21 х 27 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1921-1922 Комп. с красн. кругом. Бум, гуашь. 38 х 29,3 см. Музей Костаки (663x700, 136Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с красным кругом. 1921-1922 гг.
Бумага, гуашь. 38 х 29,3 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1920-е Супрематическая композиция. Бумага, гуашь, 39,5×30,3 см (в свету). Аук Литфонд 2019 (578x700, 103Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1920-е гг. Бумага, гуашь.
39,5 х 30,3 см. (в свету). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.

1921 Абстракт. комп. Два эскиза. Бум, акв. 22,2 x 13,3 cm. ЧС 2 (571x700, 107Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. Эскиз. 1921 г. Бумага, акварель.
22,2 x 13,3 см. Частное собрание.

1920-е начало. Беспрелмен. комп. Бум, акв. 26 х 26,1. Приморская КГ, Владик (659x700, 75Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметная композиция. Начало 1920-х гг. Бумага, акварель. 26 х 26,1 см.
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.

1920-е Конструкция. Бум, гуашь 12 x 8,5 дм. (Аукцион) (700x524, 31Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Конструкция. 1920-е г. Бумага, гуашь. 30,5 х 21,6 см. Частное собрание.

1920-е нач  Композиция. Бумага, гуашь. 31,5х20. (447x700, 128Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Начало 1920-х гг.
Бумага, гуашь. 31,5 х 20 см.

1921 Без названия. Бум, гушь 33,8 х 24,5 см. (Аукцион) (2) (516x700, 109Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1921 г. Бумага, гуашь. 33,8 х 24,5 см.
Частное собрание.

1920-е Супрематизм. Бум, гуашь 25,2x21,8 см. (Частное собр, Омск) (607x700, 179Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1920-е гг. Бумага, гуашь. 25,2 x 21,8 см.
Частное собрание, Омск.

1921 Без названия. Бум, гуашь 25,4 x 31,8 cm. ЧС (580x700, 112Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1921 г. Бумага, гуашь. 25,4 x 31,8 см.
Частное собрание.

1921 Без назв. Дер, м. 73,4-60,3  см. Салон (570x700, 79Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1921 г. Дерево, масло. 73,4 х 60,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1921 Абстракт. комп. Бум, акв. 28.6 x 21 cm. ЧС (518x700, 89Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1921 г. Бумага, акварель.
28,6 x 21 см. Частное собрание.

1921 Абстракт. комп. Два эскиза. Бум, акв. 22,2 x 13,3 cm. ЧС 1 (417x700, 87Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. Эскиз. 1921 г.
Бумага, акварель. 22,2 x 13,3 см. Частное собрание.

Каталог Первой русской художественной выставки в Германии. Берлин,Обложка Эль Лисицкого, вступительная статья Д.П. Штеренберга 1922. (451x700, 116Kb)
Каталог Первой русской художественной выставки в Германии. Берлин, 1922 г.
Обложка Эль Лисицкого, вступительная статья Д.П. Штеренберга.

В 1920 году Клюн стал членом Института художественной культуры (ИНХУКа), а с 1921 года - членом-корреспондентом, но из-за творческих разногласий через два года покинул его. В 1921 году Клюн избирается членом-корреспондентом Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН), вступает в общество «Мир искусства», а в 1922 году принимает участие в Первой русской художественной выставке в Берлине в галерее Ван-Димен. В апреле-мае 1923 года выставка повторно экспонировалась в Стеделейк Музее в Амстердаме.

1921 Эскиз театр костюма. Бум, акв. 27 x 20 cm. ЧС (502x700, 114Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз театрального костюма. 1921 г.
Бумага, акварель. 27 x 20 см. Частное собрание.

1921 Супрематическая композиция с аркой Москва. Х, м. 62 х 82 см. ЧС (700x575, 97Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция с аркой. Москва. 1921 г. Холст, масло. 62 х 82 см.
Частное собрание.

1921 Супрематическая композиция № 6. Карт. на фанере, м. 40,5 х 56,5 см. ГТГ 2 (685x481, 695Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция №6. 1921 г. Картон на фанере, масло. 40,5 х 50,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1921 Супрем. композиция № 19. Карт. на фан, м. 40,5 х 50,6 см. ГТГ (700x523, 70Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция №19. 1921 г. Картон на фанере, масло. 40,5 х 56,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1921 Констр-я. Бум, гуашь, тушь. 27.5 x 21.5 cm. ЧС  (406x510, 60Kb)1921 Комп. Х, м. 64.5 x 46 cm Музей Израиля, Иерусалим (392x510, 60Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Конструкция. 1921 г. Бумага, гуашь, тушь. 27,5x21,5 см. Частное собрание. 2. Композиция. 1921 г. Холст, масло. 64,5 x 46 см. Музей Израиля, Иерусалим.

1921 Беспредметное по принципу свет-цвет. Карт, м. 86 х 59 см. ГТГ 2 (480x700, 74Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметное по принципу свет-цвет. 1921 г.
Картон, масло. 89 х 55,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1921-1922 Composition with red and green circles Бум, акв. 36 х 24,5 см. ЧС, (479x700, 91Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с красным и зеленым кругами. 1921-1922 гг.
Бумага, акварель. 36 х 24,5 см. Частное собрание.

1921 Композиция с кругом. Бум, гуашь 27,6 x 21,9 см. (Аукцион) (550x700, 64Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с кругом. 1921 г. Бумага, гуашь. 27,6 x 21,9 см.
Частное собрание.

1921 Супрем. комп. Бум, гуашь. 23,6×18,5. ЧС (546x700, 84Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1921 г. Бумага, гуашь. 23,6 х 18,5 см.
Частное собрание.

1921 Composition, 1921 (662x700, 152Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Необъективная композиция. 1921 г. Бумага, гуашь. 42 x 29,7 см.
Аукцион FIAC, Париж, 2017 г. Эстимейт EUR 595.000 евро.

1921 Комп. Бум, гуашь, кар. 24.4 x 17.5 cm. ЧС (525x700, 92Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921 г. Бумага, гуашь, карандаш.
24,4 x 17,5 см. Частное собрание.

1921 Композиция. (ЧС, Швейцария) Аук Сотбис (484x700, 107Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921 г. Бумага, акварель.
Частное собрание, Швейцария.

1921 Супрематический дизайн. (Аукцион 3) (540x700, 144Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематический дизайн. 1921 г. Бумага, акварель.
17,2 х 12,7 см. Частное собрание.

Малевича «Тайна искушения с портретом Ивана Клюна на тыльной стороне». Сотбис, Лондон, 2018. Эстим£250,000 ― £350,000 фунт. (633x700, 73Kb)
К.С. Малевич (1879-1935). Портрет Ивана Клюна (на обороте картины «Тайна искушения»).
1908 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Аукцион Sotheby's, Лондон, 2018 г.
Эстимейт GBP 250.000 – 350.000 фунтов. Из коллекции Николая Харджиева.

В начале 1920-х годов Клюн уходит от супрематизма, но до середины 1920-х годов продолжается период беспредметного творчества. Клюн создает цветовые конструкции из геометрических форм и сферические композиции, в которых геометризм сменяется плавным перетеканием форм («Сферическое пространство». 1922, ГТГ; «Красный свет. Сферическая композиция». 1923, МСИ, Салоники). Однако бухгалтерскую службу Клюн не бросает и продолжает совмещать с аналитической работой над цветом и формой в Музее Живописной Культуры (МЖК), состоит членом учёного совета музея. Экспонирует в МЖК таблицы, поясняющие взаимосвязь цвета и формы.

Малевича «Тайна искушения с портретом Ивана Клюна на тыльной стороне». Сотбис, Лондон, 2018. Эстим£250,000 ― £350,000. (700x644, 154Kb)
К.С. Малевич (1879-1935). Тайна искушения. 1908 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Аукцион Sotheby's,
Лондон, 2018 г. Эстимейт GBP 250.000 – 350.000 фунтов. Из коллекции Николая Харджиева.
Картина Малевича, на обороте которой после реставрации был обнаружен карандашный портрет Ивана Клюна.

UNTITLED, BLACK, RED, GOLD', RUSSIA, 1921. Reproduction 200gsm A3 Vintage Suprematism Constructivism Poster, (700x637, 108Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Черный, красный, золотой). 1921 г. Репродукция.
Бумага 200 гр./кв.м. 29,7 х 42 см. Галерея Art Basel, Швейцария.

1921-1922 Композиция (eBay.com) (675x700, 168Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921-1922 гг. Аукцион eBay.com.

1921-1922 kliun-10-s (700x679, 298Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с зеленым треугольником. 1921-1922 гг. Холст, масло.
22,5 х 27,5 см. Частное собрание.

1921-1922 kliun-12-s (355x700, 96Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с параллельными красной,
черной и синей полосами. 1921-1922 гг. Картон, масло. 45 х 25,2 см.
Частное собрание.

1921-1922 Композиция. Построение по органическому и декоративному принципам. Карт, м. 71 х 31,5 см. ГТГ (308x700, 75Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Построение по органическому
и декоративному принципам. 1921-1922 гг. Карт, м. 71 х 33,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1921-1922 kliun-11-s (466x700, 130Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с желтым углом. 1921-1922 гг.
Картон, масло. 33 х 24 см. Частное собрание.

1921-1922 Композиция. Бум, акв. 24,1 x 34,9 см. ЧС (490x700, 110Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921-1922 гг. Бумага, акварель.
24,1 x 34,9 см. Частное собрание.

1921-1922 Многоцвет. супрем. комп. Карт, гуашь. 55 х 35. ЧС.  (442x700, 76Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Многоцветная супрематическая композиция.
1921-1922 гг. Картон, гуашь. 55 х 35 см. Частное собрание.

1921-1922 Многоцвет. супрем. комп. Карт, гуашь. 53 х 37. ЧС.  (480x700, 84Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Многоцветная супрематическая композиция.
1921-1922 гг. Картон, гуашь. 53 х 37 см. Частное собрание.

1921-1922 Супрематическая композиция-3 (533x700, 126Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1921-1922 гг. Бумага, гуашь.

1921-1922 Супрем. Абстрактная композиция. Бум, гуашь. 14 x 11 дюйм. (Аукцион LiveAuctioneers. ) (544x700, 78Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. Абстрактная композиция. 1921-1922 гг.
Бумага, гуашь. 35,5 х 27,9 см. Аукцион LiveAuctioneers.com.

1921-1922 Композиция. 18,5 x 14 дм. (Аукцион) (533x700, 74Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921-1922 гг. Бумага, акварель, гуашь.
47 х 35,5 см. Частное собрание.

1922 Без названия Б, акв, гуашь. 7,7 x 8,4 см Салон (647x700, 180Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 7,7 x 8,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

«На основе изучения свойств цвета в МЖК Клюн разрабатывает принципы композиционного построения беспредметных картин…Используя простые формы – круги, прямоугольники, полосы – и «растворяя» их контуры, он создает ощущение вибрирующих плоскостей. Границы элементов окончательно не прописываются, как бы распыляются. Художник пишет их мелкими мазками, не сливающимися между собой. Наслаивая цветовые плоскости друг на друга и изменяя тем самым их цветовое звучание, Клюн использует оптические приемы в цветовом построении композиции».

1922 Автопортрет с пилой (Продольный пильщик). Х. на карт, м. 66,7 х 53 см. ГТГ (575x700, 179Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет с пилой (Продольный пильщик). 1922 гг.
Холст на картоне, масло. 66,7 х 53 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В статье «Искусство цвета», опубликованной еще в 1919 году, Клюн отмечал, что супрематизм лишь «старательно раскрасил различными цветами омертвелые формы», и заявлял, что «если искусство живописи умерло, припечатанное «Черным Квадратом» супрематизма Малевича, и саркофаг его выставлен для обозрения публики на новом кладбище искусства – Музее живописной культуры», то «цвет, краски как основные элементы этого искусства не умерли, а, освободившись от многовековой кабалы натуры, стали жить своей собственной жизнью, свободно развиваться и выявлять себя в Новом Искусстве Цвета» (Н.Б. Автономова. И.В. Клюн в ГТГ. М., 1977, с. 21)

1922 Без названия. 5,35 х 8,2 дм. (Attr) (700x451, 155Kb)
И.В. Клюн (1873-1943), атрибуция. Без названия. 1922 г. Бумага, гуашь. 13,6 х 20,8 см.

1921-1922 Сферический суперматизм. 102 by 70cm, Сотбис Лондон 2019. Эстим. 2.500.000-3.500.000 фунтов, Продан за 4,8 миллионов фунтов. (476x700, 78Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм. 1921-1922 гг.
Картон, масло.102 х 70 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г.
Эстимейт GBP 2.500.000-3.500.000 фунтов. Лот продан за GBP 4,8 млн. фунтов.

1921-1922 Сферический суперматизм. Аук Лондон 2019» (2) (459x700, 116Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с большим красным кругом. 1921-1922 гг.
Картон, масло. 46 х 34 см. Частное собрание.

1922 Без назв. Бум, акв, гуашь. 11,9 x 21,4 см. Салон (437x700, 98Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 11,9 x 21,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922-1923 Spherical Suprematism #1 - Gouache, watercolor, and pencil drawing on paper. 22,9 x 17,5 см. Stanford Auctioneers, Inc. (536x700, 86Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферическая композиция #1. 1922-1923 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 22,9 x 17,5 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.

1922 Spherical Suprematism #2. Бум, акв, кар, 16,2 x 12,4 см. Stanford Auctioneers, Inc. (536x700, 97Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #2. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.

1922 Spherical Suprematism #3 - Watercolor and pencil drawing on paper16,2 x 12,4 см. Stanford Auctioneers, Inc. (531x700, 88Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #3. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.

1922 Spherical Suprematism #4 - Watercolor and pencil drawing on paper. 16,2 x 12,4 см. Stanford Auctioneers, Inc. (530x700, 70Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #4. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.

1922 Spherical Suprematism #5 - Watercolor and pencil drawing on paper 16,2 x 12,4 см. Stanford Auctioneers, Inc. (529x700, 70Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #5. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.

1922 Spherical Suprematism #6 - Watercolor and pencil drawing on paper 16,2 x 12,4 см. Stanford Auctioneers, Inc. (531x700, 66Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #6. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.

1922 Без названия (2) (699x700, 102Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г.
А. Крученых. Фактура слова (408x530, 67Kb)А. Крученых. Фактура слова.jpg (394x530, 91Kb)
А. Крученых. Фактура слова: Декларация: Книга 120. Заставки И. Клюна. Москва МАФ Московская - в будущем Международная ассоциация футуристов. Серия теории № 1, 1923. - 24 с. 17х13,5 см. Тираж 2000 экз.

В 1923 году Клюн оформил еще одну книгу А.Е. Крученых «Фактура слова. Декларация», в 1924-1925 годах вел научную работу в исследовательском отделе Музея живописной культуры, где изучал взаимосвязь цвета и формы. С 1925 года Клюн сотрудничал с объединениями ОСТ (Общество станковистов) и «Четыре искусства» (1925-1927), Обществом русских скульпторов (ОРС, с 1927), с Государственным фарфоровым заводом в Петрограде. В 1925 году на первой выставке ОСТа Клюн представил свои новые работы, написанные по выработанному им цветосветовому принципу.
А. Крученых. Фактура слова. Декларация (Книга 12-я)  А.Е. Кручёных; МАФ Московская – в будущем международная – ассоциация футуристов. Серия  (400x510, 77Kb)Нина Павловна Саконская (405x510, 89Kb)
А. Крученых. Фактура слова. Декларация (Книга 12-я) / А.Е. Кручёных; МАФ: Московская – в будущем международная – ассоциация футуристов. Серия теории. № 1. – Москва, 1923 г. 2. Нина Павловна Саконская, фотография.

Книга интересна еще тем, что здесь упоминается имя малоизвестной поэтессы Нины Саксонской. Нина Павловна Саконская (настоящее имя Антонина Павловна Соколовская, урожд. Грушман; род.1896, деревня Мысовая, близ Красноярска – ум.1951, Москва) - русская советская писательница, поэтесса, автор книг для детей.
Раннее творчество Саконской почти неизвестно, хотя публиковалась она с 1912 года, входила в Бакинский Цех поэтов. Она поэт-экспериментатор. Несколько примеров из её стихов приводит Алексей Крученых в работе «Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный и поучальный» (1923 год, статья «От импрессионизма к сдвиговому образу. Образы сердца, по стихам Н. Саконской»). Всю жизнь Крученых прожил холостяком, поэтому о его личных отношениях с Саксонской ничего не известно. Во время ВОВ Саксонская с сыном жили в эвакуации в Елабуге, общались с Мариной Цветаевой. После ее смерти провожали гроб с телом Цветаевой на кладбище. Сын Саконской пытался покончить с собой и был спасен матерью из петли.

1922 И. Клюн. Ритм жизни цветом измеряю.  Муз Костаки 1 (400x575, 72Kb)1922 И. Клюн. Ритм жизни цветом измеряю.  Муз Костаки 2 (402x575, 60Kb)
Иван Клюн. Стихотворение «Ритм жизни цветом измеряю…». 1922 г. Машинописная копия. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922 Супрематизм. 1923 (436x600, 113Kb) 1922 Супрематизм. Х, м. 88 х 54,5 см. (в свету). ГТГ (358x600, 56Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Супрематизм. 1923 г. 2. Супрематизм. 1922 г. Холст, масло. 88 х 54,5 см. (в свету). Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1922 Мужской портрет (Автопортрет) Суарематизм. Фотогр. в инфракрасн. лучах. — копия (591x700, 277Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Мужской портрет (Автопортрет). Фрагмент картины «Супрематизм».
1922 г. Фотография в инфракрасных лучах. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1922 Композиция. Х, м. (Собрание А.Ю. Смурзикова) (522x700, 138Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1922 г. Холст, масло. Собрание А.Ю. Смурзикова.

1922 Композиция. (Коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского) (590x700, 71Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920-е гг. Коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского,
Лондон.

1922 Комп. Х, м. 37,5×30,2 ЧС (513x700, 100Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1922 г. Холст, масло. 37,5 × 30,2 см.
Частное собрание.

1922 Линейное построение. Карт, м.  55 х 42 см. ГТГ (528x700, 143Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Линейное построение. 1922 г. Картон, масло. 55 х 42 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1922 Без названия (700x686, 112Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г.

1922 Композиция. Бум, см. техн. 29 x 44 cm. ЧС (700x488, 107Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1922 г. Бумага, смешанная техника. 29 x 44 см. Частное собрание.

1922 Без названия.Б, акв, гуашь. 26,5 x 36 см Салон (700x567, 111Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 26,5 x 36 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922 Композиция. Дер, м. 20,3 x 14 cm. ЧС (461x700, 122Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1922 г. Дерево, масло. 20 x 14 см.
Частное собрание.

В течение трех лет с 1918 по 1921 год Клюн руководил Всероссийским центральным выставочным бюро. За это время около 20 его произведений были приобретены в Государственный художественный фонд и разосланы в различные города страны: в Астрахань – кубофутуристический «Пильщик», в Вятку – живописный вариант «Пробегающего пейзажа», в Ростов-Ярославский – «Кувшин», а также в Ярославль, Витебск, Елецк, Иваново-Вознесенск – супрематические и беспредметные живописные и графические работы, многие из которых парадоксальным образом сохранились до наших дней.

1922-1925 Сферическая беспредметная композиция. Масло (700x566, 235Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферическая беспредметная композиция. 1922-1925 гг. Холст, масло.

Страница из презентации Супрематизм (700x525, 159Kb)
Но удивительным образом картина Клюна похожа на картину М.В. Матюшина:

ФОТО Матюшин. 1918. СМИ Салоники ОРИГИНАЛ (700x555, 191Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Музыкально-живописная конструкция. 1918 г. Дерево, масло. 51 х 63 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1923 Красный свет (Сферическая композиция). Х, м. 68,3 x 67,7 см. КОСТАКИ (697x700, 76Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Красный свет (Сферическая композиция). Холст, масло. 67,7 х 68,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922 Сферическая комп. Карт, 62 х 55 см. ГТГ (598x700, 106Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферическая композиция. 1922 г. Картон, масло. 62 х 55 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1923 Spherical Composition. (Музей Людвига, Кельн) (700x692, 84Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Сферическая композиция. 1923 г. Музей Людвига, Кёльн.

1922-1923 Комп. с черной и красной пересек. линиями. Карт, м. 33 х 28 см. ЧС (378x460, 68Kb)1922-1923 Без назв (Комп. с черной и красной пересек. линиями). Бум, паст. 27,8 x 2626,3 cm. Аук Лемпертц Кёльнг 2005. Прод. 16.660 € (433x460, 49Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Композиция с черной и красной пересекающимися полосами. 1922-1923 гг. Картон, масло. 33х28 см. Частное собрание. 2. Без названия. 1922-1923 гг. Бумага, пастель. 27,8x26,3 см. Аукционный дом Kunsthaus Lempertz, Кёльн, 2005 г. Лот продан за EUR 16.660 евро.

1923 Сферическая композиция. Холст, масло (689x700, 116Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1924 г. Картон, масло. 41 x 41 см.
Библиотека Bridgeman Art Library, Берлин.
1922-1925 Сферическая беспредметная Композиция. З, м. 101 х 70,7 см. МСИ Салоники (489x700, 99Kb)1922 Супрематическая композиция-1. 10 x 4 дм. ЧС (293x700, 81Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Сферическая беспредметная композиция. 1922-1925 гг. Холст, масло. 101х70,7 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки. 2. Супрематическая композиция. 1922 г. Доска, темпера. 25,7х10,1 см. Частное собрание.

1922 Супрематистский этюд. Б, акв, гуашь. 21,3 x 11,8 см Салон (700x405, 59Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематистский этюд (1). 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,3 x 11,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922 Супрематистский этюд. Б, акв, гуашь.21,3 x 11,9 см см Салон (700x398, 56Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематистский этюд (2). 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,3 x 11,9 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922 Супрематистский этюд. Б, акв, гуашь.21,3 x 11,8 см) Салон (700x395, 54Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематистский этюд (3). 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,3 x 11,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1924 kliun-13-s (461x700, 105Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция со Звездой Давида. 1924 г.
Картон, масло. 37,5 х 27,1 см. Подарок Всеволоду Мейерхольду.
Частное собрание.

1923 Без назв. Б, акв, гуашь, паст. 31,3 x 42 см Салон (2) (525x700, 118Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1923 г. Бумага, акварель, гуашь, пастель.
31,3 x 42 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1924 Без названия. Б, акв, гуашь, кар. 11,3 x 14,6 см (Музей Костаки) (523x700, 139Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1924 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
11,3 x 14,6 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1924 Комп. Карт, м. 18.11 x 11.22 дюйм. ЧС (416x700, 93Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1924 г. Картон, масло.
46 х 28,5 см. Частное собрание.

1923 Пляж в Гурзуфе. Б, акв, гуашь. 23,1 x 16,4 см. Музей Костаки) (700x557, 140Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Пляж в Гурзуфе. 1923 г. Бумага, акварель, гуашь. 23,1 x 16,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1923 Без названия. Копия произведения Фернана Леже. Б, акв, гуашь. 17,1 x 12,5 см, (Музей Костаки) (700x514, 118Kb)
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Фернана Леже. 1923 г.
Бумага, акварель, гуашь. 17,1 x 12,5 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1913 И. Клюн (523x700, 74Kb)
И.В. Клюн. Фрагмент фотографии 1913 г.

В середине 1920-х годов Клюнков попадает под влияние пуризма в лице французских художников Амеде Озанфана и Пьера Жаннере (их работы изучал в журнале Cahiers d’Art). Он называет этот стиль «конструктивным реализмом» и продолжает в нём работать до середины 1930-х годов («Второй интерьер». 1925-1932, ГМСИ, Салоники). Одновременно вступает в Общество станковистов (ОСТ, 1925) и на первой выставке общества экспонирует работы по «светоцветовому принципу».

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 418-420, 470, 486-487.

1999 И.В. Клюн в Третьяковской галерее к 125-летию со дня рождения. М. Изд-во RA,1999. 108 стр., илл. Тир. 1500 экз (663x700, 154Kb)
И.В. Клюн в Третьяковской галерее. К 125-летию со дня рождения. Ответ. ред. Я.В. Брук.
Издатель Андрей Сарабьянов. Москва, Издательство Государственной Третьяковской галереи,
RA (Русский авангард), 1999 г. 108 с., ил. Тираж 1500 экз.

Энциклопедия русского авангарда - Клюн Иван Васильевич



(Окончание следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЮН (КЛЮНКОВ, 1873-1943), СОРАТНИК КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА, ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»