РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЮН (КЛЮНКОВ, 1873-1943), СОРАТНИК КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА, ЧАСТЬ II12-07-2023 21:50к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Иван Васильевич Клюн. Фотография 1928 г.
Иван Васильевич Клюн (1873-1943) стоит в ряду художников-новаторов начала XX века, чья судьба связана с историей русского авангарда. Определяющую роль в его творчестве сыграла многолетняя дружба с К. Малевичем. Клюн был участником и свидетелем взлета и теоретического осмысления идей авангарда, затем их государственного признания и практического воплощения и, наконец, жесточайшей критики и забвения. При всей общности поисков и корпоративных интересов, каждый из художников русского авангарда шел своим путем. Творчество Клюна привлекает к себе внимание, с одной стороны, своей характерностью в кругу явлений искусства 1910-1920-х годов, с другой - несомненной индивидуальностью. Он обращался к различным областям искусства: был живописцем, скульптором, графиком, теоретиком, автором манифестов и критических статей, автор теоретического очерка о супрематизме «Искусство цвета», в котором полемизировал с Малевичем.
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1909-1910 гг. Картон, масло. 39 х 21 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Композиция с сайта «Третьяковка в Самаре».
После Октябрьской революции 1917 года Клюн, как и многие представители искусства авангарда, стал заниматься общественной деятельностью. Одним из первых поручений художника стало агитационное оформление Театрального сквера в Москве, которое Клюн выполнил совместно с А.В. Лентуловым.
В 1918 году художник стал работать в Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса (отдел ИЗО), где до 1921 года заведовал Всероссийским центральным выставочным бюро.
В том же 1918 году художник поссорился с Малевичем и решил отойти от супрематизма, назвав его трупом «с остановившимся мертвым взором».
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Пейзаж с двумя путниками). 1920 г.
Бумага, акварель, гуашь. 17,5 х 13 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920-е гг. Картон, темпера, масло. 18,5 x 26,3 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1919 г. Картон, масло. 21,5 x 20 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1918-1919 гг.
Холст, масло. 70,5 x 59,3 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1918-1919 гг.
Холст, масло. 89 х 55 см. Елецкий городской краеведческий музей,
Липецкая обл.
И.В. Клюн (1873-1943). Геометрическая композиция. 1919 г.
Бумага, смешанная техника, гуашь, пастель. 60 x 42 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1919-1921 гг. Бумага, акварель, гуашь.
35,4 х 26,6 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1919-1921 гг. Бумага, акварель. 17,1 x 14,4 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1920 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с прозрачными красным, коричневым и синим цветами.
1920 г. Холст, масло. 79 x 60 см. Аукционный дом Arthouse Hejtmánek, Чехия, Прага.
Лот продан за EUR 36.000 евро.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920-е гг. Бумага, гуашь, акварель.
21,7 x 14 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920 г. Картон, масло. 72,3 х 38,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
На снимке: в центре (с трубкой) Владимир Татлин. Позади него Иван Клюн (Клюнков), справа
Казимир Малевич и его вторая жена София Рафалович на даче Малевича в Немчиновке под Москвой.
Фотография 1915 г.
Весной 1919 года в Москве на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» Клюн представил 62 работы супрематической живописи и графики под общим названием «Искусство цвета» и объявил о своем окончательном разрыве с супрематизмом и обращении к «живому» искусству цвета.
Клюн продолжал активно рисовать и писать теоретические статьи. В 1918 году он стал преподавать дисциплину «Цвет» на факультетах живописи и керамики во Вторых Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). ГСХМ были созданы на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а с 1920 года реорганизованы в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1918-1921 годы Клюн - профессор ГСХМ-ВХУТЕМАСа.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция. 1920-е гг.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1920 г. Дерево, масло. 30,5 x 30,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920 г. Холст, масло. Аукционный дом
Kunsthaus Lempertz, Кёльн, 2008 г. Лот продан за EUR 102.000 евро.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстракция с синей поперечной линией.
Бумага, акварель, гуашь. 17,5 х 12 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметное. 1920-е гг. Бумага, акварель.
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1920-е гг. Холст, масло. 22,5 x 27 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Бумага, акварель. 22,9 х 17,8 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Бумага, акварель. 30,5 х 22,9 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Оранжевая композиция. 1920 г. Бумага, акварель.
И.В. Клюн (1873-1943). Футуристический рисунок. 1920 г. Бумага, гуашь. 31 х 27,5.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, Республика Марий Эл.
Рисунок похож на провидческую плату с современными микросхемами – чипами!
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с буквой «Z». 1920 г.
Бумага, гуашь. www.ebay.com.
А это символистская буква «Z», последняя буква латинского алфавита,
означающая конец всему, конец войне, а значит победу «V» - Victoria!
В начале 1920-х годов Клюн работал в небольшой мастерской на Мясницкой улице, на верхнем этаже здания ВХУТЕМАСа по соседству с А. Древиным и Н. Удальцовой. Осенью 1921 года в мастерской Клюна жил Алексей Крученых. Клюн говорил, что с утра до четырех вечера работал он сам, а с четырех до утра – Крученых. В 1922 году Крученых завершил свой «заумный период», а Клюн встал на путь возвращения к предметному миру. Это вызвало резкую реакцию у друга Малевича. По воспоминаниям дочери Клюна: «Малевич писал отцу погромные письма, упрекал его в измене, предательстве, чтобы он прекратил заниматься подобной живописью».
И.В. Клюн (слева) и К.С. Малевич. Фотография начало 1920-х гг.
«Клюн очень едко отвечал Малевичу, что он «прочел его интересные письма» и сделал вывод, что в них «много лирики». Он сравнивал Малевича с королем Лиром, ушедшим от мира и блуждающим в «пустуне беспредметной», держа в руках «квадрат двадцатый». «Почему не сороковой, не сотый? – полемизировал Клюн с Малевичем. – Искусство, Казимир Северинович, не терпит повторений…Вы сами говорили, что смотрите на мир глазами искусства, а Вы отказались от искусства живописного? Вы остановились в живописи на супрематизме, на беспредметности и в философии дальше этого не ушли и не уйдете – все будете блуждать в пустыне беспредметной, где даже дети (ленинградская Ваша группа) скоро покинут Вас…Надо браться за кисть, время пришло, пора выходить из пустыни» (Н.Б. Автономова. И.В. Клюн в ГТГ. М., 1977, с.24-25)
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематический рисунок с кругом. 1920-е гг.
Бумага, акварель, карандаш. 21 х 27 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с красным кругом. 1921-1922 гг.
Бумага, гуашь. 38 х 29,3 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1920-е гг. Бумага, гуашь.
39,5 х 30,3 см. (в свету). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. Эскиз. 1921 г. Бумага, акварель.
22,2 x 13,3 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметная композиция. Начало 1920-х гг. Бумага, акварель. 26 х 26,1 см.
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.
И.В. Клюн (1873-1943). Конструкция. 1920-е г. Бумага, гуашь. 30,5 х 21,6 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Начало 1920-х гг.
Бумага, гуашь. 31,5 х 20 см.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1921 г. Бумага, гуашь. 33,8 х 24,5 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1920-е гг. Бумага, гуашь. 25,2 x 21,8 см.
Частное собрание, Омск.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1921 г. Бумага, гуашь. 25,4 x 31,8 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1921 г. Дерево, масло. 73,4 х 60,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1921 г. Бумага, акварель.
28,6 x 21 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. Эскиз. 1921 г.
Бумага, акварель. 22,2 x 13,3 см. Частное собрание.
Каталог Первой русской художественной выставки в Германии. Берлин, 1922 г.
Обложка Эль Лисицкого, вступительная статья Д.П. Штеренберга.
В 1920 году Клюн стал членом Института художественной культуры (ИНХУКа), а с 1921 года - членом-корреспондентом, но из-за творческих разногласий через два года покинул его. В 1921 году Клюн избирается членом-корреспондентом Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН), вступает в общество «Мир искусства», а в 1922 году принимает участие в Первой русской художественной выставке в Берлине в галерее Ван-Димен. В апреле-мае 1923 года выставка повторно экспонировалась в Стеделейк Музее в Амстердаме.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз театрального костюма. 1921 г.
Бумага, акварель. 27 x 20 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция с аркой. Москва. 1921 г. Холст, масло. 62 х 82 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция №6. 1921 г. Картон на фанере, масло. 40,5 х 50,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция №19. 1921 г. Картон на фанере, масло. 40,5 х 56,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Конструкция. 1921 г. Бумага, гуашь, тушь. 27,5x21,5 см. Частное собрание. 2. Композиция. 1921 г. Холст, масло. 64,5 x 46 см. Музей Израиля, Иерусалим.
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметное по принципу свет-цвет. 1921 г.
Картон, масло. 89 х 55,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с красным и зеленым кругами. 1921-1922 гг.
Бумага, акварель. 36 х 24,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с кругом. 1921 г. Бумага, гуашь. 27,6 x 21,9 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1921 г. Бумага, гуашь. 23,6 х 18,5 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Необъективная композиция. 1921 г. Бумага, гуашь. 42 x 29,7 см.
Аукцион FIAC, Париж, 2017 г. Эстимейт EUR 595.000 евро.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921 г. Бумага, гуашь, карандаш.
24,4 x 17,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематический дизайн. 1921 г. Бумага, акварель.
17,2 х 12,7 см. Частное собрание.
К.С. Малевич (1879-1935). Портрет Ивана Клюна (на обороте картины «Тайна искушения»).
1908 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Аукцион Sotheby's, Лондон, 2018 г.
Эстимейт GBP 250.000 – 350.000 фунтов. Из коллекции Николая Харджиева.
В начале 1920-х годов Клюн уходит от супрематизма, но до середины 1920-х годов продолжается период беспредметного творчества. Клюн создает цветовые конструкции из геометрических форм и сферические композиции, в которых геометризм сменяется плавным перетеканием форм («Сферическое пространство». 1922, ГТГ; «Красный свет. Сферическая композиция». 1923, МСИ, Салоники). Однако бухгалтерскую службу Клюн не бросает и продолжает совмещать с аналитической работой над цветом и формой в Музее Живописной Культуры (МЖК), состоит членом учёного совета музея. Экспонирует в МЖК таблицы, поясняющие взаимосвязь цвета и формы.
К.С. Малевич (1879-1935). Тайна искушения. 1908 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Аукцион Sotheby's,
Лондон, 2018 г. Эстимейт GBP 250.000 – 350.000 фунтов. Из коллекции Николая Харджиева.
Картина Малевича, на обороте которой после реставрации был обнаружен карандашный портрет Ивана Клюна.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Черный, красный, золотой). 1921 г. Репродукция.
Бумага 200 гр./кв.м. 29,7 х 42 см. Галерея Art Basel, Швейцария.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921-1922 гг. Аукцион eBay.com.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с зеленым треугольником. 1921-1922 гг. Холст, масло.
22,5 х 27,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с параллельными красной,
черной и синей полосами. 1921-1922 гг. Картон, масло. 45 х 25,2 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. Построение по органическому
и декоративному принципам. 1921-1922 гг. Карт, м. 71 х 33,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с желтым углом. 1921-1922 гг.
Картон, масло. 33 х 24 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921-1922 гг. Бумага, акварель.
24,1 x 34,9 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Многоцветная супрематическая композиция.
1921-1922 гг. Картон, гуашь. 55 х 35 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Многоцветная супрематическая композиция.
1921-1922 гг. Картон, гуашь. 53 х 37 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1921-1922 гг. Бумага, гуашь.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. Абстрактная композиция. 1921-1922 гг.
Бумага, гуашь. 35,5 х 27,9 см. Аукцион LiveAuctioneers.com.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1921-1922 гг. Бумага, акварель, гуашь.
47 х 35,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 7,7 x 8,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
«На основе изучения свойств цвета в МЖК Клюн разрабатывает принципы композиционного построения беспредметных картин…Используя простые формы – круги, прямоугольники, полосы – и «растворяя» их контуры, он создает ощущение вибрирующих плоскостей. Границы элементов окончательно не прописываются, как бы распыляются. Художник пишет их мелкими мазками, не сливающимися между собой. Наслаивая цветовые плоскости друг на друга и изменяя тем самым их цветовое звучание, Клюн использует оптические приемы в цветовом построении композиции».
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет с пилой (Продольный пильщик). 1922 гг.
Холст на картоне, масло. 66,7 х 53 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В статье «Искусство цвета», опубликованной еще в 1919 году, Клюн отмечал, что супрематизм лишь «старательно раскрасил различными цветами омертвелые формы», и заявлял, что «если искусство живописи умерло, припечатанное «Черным Квадратом» супрематизма Малевича, и саркофаг его выставлен для обозрения публики на новом кладбище искусства – Музее живописной культуры», то «цвет, краски как основные элементы этого искусства не умерли, а, освободившись от многовековой кабалы натуры, стали жить своей собственной жизнью, свободно развиваться и выявлять себя в Новом Искусстве Цвета» (Н.Б. Автономова. И.В. Клюн в ГТГ. М., 1977, с. 21)
И.В. Клюн (1873-1943), атрибуция. Без названия. 1922 г. Бумага, гуашь. 13,6 х 20,8 см.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм. 1921-1922 гг.
Картон, масло.102 х 70 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г.
Эстимейт GBP 2.500.000-3.500.000 фунтов. Лот продан за GBP 4,8 млн. фунтов.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с большим красным кругом. 1921-1922 гг.
Картон, масло. 46 х 34 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 11,9 x 21,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферическая композиция #1. 1922-1923 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 22,9 x 17,5 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #2. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #3. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #4. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #5. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферический супрематизм #6. 1922 г.
Бумага, акварель, карандаш, 16,2 x 12,4 см.
Stanford Auctioneers, Inc., Феникс, штат Аризона, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г.
А. Крученых. Фактура слова: Декларация: Книга 120. Заставки И. Клюна. Москва МАФ Московская - в будущем Международная ассоциация футуристов. Серия теории № 1, 1923. - 24 с. 17х13,5 см. Тираж 2000 экз.
В 1923 году Клюн оформил еще одну книгу А.Е. Крученых «Фактура слова. Декларация», в 1924-1925 годах вел научную работу в исследовательском отделе Музея живописной культуры, где изучал взаимосвязь цвета и формы. С 1925 года Клюн сотрудничал с объединениями ОСТ (Общество станковистов) и «Четыре искусства» (1925-1927), Обществом русских скульпторов (ОРС, с 1927), с Государственным фарфоровым заводом в Петрограде. В 1925 году на первой выставке ОСТа Клюн представил свои новые работы, написанные по выработанному им цветосветовому принципу.
А. Крученых. Фактура слова. Декларация (Книга 12-я) / А.Е. Кручёных; МАФ: Московская – в будущем международная – ассоциация футуристов. Серия теории. № 1. – Москва, 1923 г. 2. Нина Павловна Саконская, фотография.
Книга интересна еще тем, что здесь упоминается имя малоизвестной поэтессы Нины Саксонской. Нина Павловна Саконская (настоящее имя Антонина Павловна Соколовская, урожд. Грушман; род.1896, деревня Мысовая, близ Красноярска – ум.1951, Москва) - русская советская писательница, поэтесса, автор книг для детей.
Раннее творчество Саконской почти неизвестно, хотя публиковалась она с 1912 года, входила в Бакинский Цех поэтов. Она поэт-экспериментатор. Несколько примеров из её стихов приводит Алексей Крученых в работе «Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный и поучальный» (1923 год, статья «От импрессионизма к сдвиговому образу. Образы сердца, по стихам Н. Саконской»). Всю жизнь Крученых прожил холостяком, поэтому о его личных отношениях с Саксонской ничего не известно. Во время ВОВ Саксонская с сыном жили в эвакуации в Елабуге, общались с Мариной Цветаевой. После ее смерти провожали гроб с телом Цветаевой на кладбище. Сын Саконской пытался покончить с собой и был спасен матерью из петли.
Иван Клюн. Стихотворение «Ритм жизни цветом измеряю…». 1922 г. Машинописная копия. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Супрематизм. 1923 г. 2. Супрематизм. 1922 г. Холст, масло. 88 х 54,5 см. (в свету). Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Мужской портрет (Автопортрет). Фрагмент картины «Супрематизм».
1922 г. Фотография в инфракрасных лучах. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1922 г. Холст, масло. Собрание А.Ю. Смурзикова.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1920-е гг. Коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского,
Лондон.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1922 г. Холст, масло. 37,5 × 30,2 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Линейное построение. 1922 г. Картон, масло. 55 х 42 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1922 г. Бумага, смешанная техника. 29 x 44 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 26,5 x 36 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1922 г. Дерево, масло. 20 x 14 см.
Частное собрание.
В течение трех лет с 1918 по 1921 год Клюн руководил Всероссийским центральным выставочным бюро. За это время около 20 его произведений были приобретены в Государственный художественный фонд и разосланы в различные города страны: в Астрахань – кубофутуристический «Пильщик», в Вятку – живописный вариант «Пробегающего пейзажа», в Ростов-Ярославский – «Кувшин», а также в Ярославль, Витебск, Елецк, Иваново-Вознесенск – супрематические и беспредметные живописные и графические работы, многие из которых парадоксальным образом сохранились до наших дней.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферическая беспредметная композиция. 1922-1925 гг. Холст, масло.
Но удивительным образом картина Клюна похожа на картину М.В. Матюшина:
М.В. Матюшин (1861-1934). Музыкально-живописная конструкция. 1918 г. Дерево, масло. 51 х 63 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Красный свет (Сферическая композиция). Холст, масло. 67,7 х 68,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферическая композиция. 1922 г. Картон, масло. 62 х 55 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Сферическая композиция. 1923 г. Музей Людвига, Кёльн.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Композиция с черной и красной пересекающимися полосами. 1922-1923 гг. Картон, масло. 33х28 см. Частное собрание. 2. Без названия. 1922-1923 гг. Бумага, пастель. 27,8x26,3 см. Аукционный дом Kunsthaus Lempertz, Кёльн, 2005 г. Лот продан за EUR 16.660 евро.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1924 г. Картон, масло. 41 x 41 см.
Библиотека Bridgeman Art Library, Берлин.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Сферическая беспредметная композиция. 1922-1925 гг. Холст, масло. 101х70,7 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки. 2. Супрематическая композиция. 1922 г. Доска, темпера. 25,7х10,1 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематистский этюд (1). 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,3 x 11,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематистский этюд (2). 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,3 x 11,9 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематистский этюд (3). 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,3 x 11,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция со Звездой Давида. 1924 г.
Картон, масло. 37,5 х 27,1 см. Подарок Всеволоду Мейерхольду.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1923 г. Бумага, акварель, гуашь, пастель.
31,3 x 42 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1924 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
11,3 x 14,6 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1924 г. Картон, масло.
46 х 28,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Пляж в Гурзуфе. 1923 г. Бумага, акварель, гуашь. 23,1 x 16,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Копия произведения Фернана Леже. 1923 г.
Бумага, акварель, гуашь. 17,1 x 12,5 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн. Фрагмент фотографии 1913 г.
В середине 1920-х годов Клюнков попадает под влияние пуризма в лице французских художников Амеде Озанфана и Пьера Жаннере (их работы изучал в журнале Cahiers d’Art). Он называет этот стиль «конструктивным реализмом» и продолжает в нём работать до середины 1930-х годов («Второй интерьер». 1925-1932, ГМСИ, Салоники). Одновременно вступает в Общество станковистов (ОСТ, 1925) и на первой выставке общества экспонирует работы по «светоцветовому принципу».
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 418-420, 470, 486-487.
И.В. Клюн в Третьяковской галерее. К 125-летию со дня рождения. Ответ. ред. Я.В. Брук.
Издатель Андрей Сарабьянов. Москва, Издательство Государственной Третьяковской галереи,
RA (Русский авангард), 1999 г. 108 с., ил. Тираж 1500 экз.