РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЮН (КЛЮНКОВ, 1873-1943), СОРАТНИК КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА, ЧАСТЬ I09-07-2023 23:23к комментариям - к полной версии
- понравилось!
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1909-1910 гг. Картон, масло. 39 х 21 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Справа буклет Третьяковской галереи.
Иван Васильевич Клюн (Клюнков, 1873-1943) – русский и советский художник-авангардист, живописец, график, скульптор, искусствовед. Художник начал свой творческий путь с пейзажей и натюрмортов, выполненных в импрессионистической манере. В 1907 году состоялось знакомство с К.С. Малевичем, встреча с которым оказала огромное влияние на дальнейшее развитие художника. Малевич ввел Клюна в круг основоположников русского авангарда, направил на путь кубофутуризма, а в дальнейшем и супрематизма. В 1916 году Клюн вошел в основанную К.С. Малевичем группу «Супремус», в группы «Трамвай В», «Магазин», «Бубновый валет». В 1913 году он создал новый тип произведений - сборные конструкции из дерева, металла, стекла и иных материалов (скульптокартины или пикторельефы). Произведений Клюна сохранилось немного, основные из них рассеяны по многим собраниям России, Европы и Америки.
В.С. Клюнков, отец художника.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция. 1914-1915 гг.
Холст, масло. 107 x 76 см. Частное собрание.
Вместо предисловия.
Статей и постов, посвященных жизни и творчеству Ивана Васильевича Клюнкова, в сети очень много, в том числе и в наших дневниках. Не могу не упомянуть великолепный пост моего учителя Парашутова 2013 года. С тех пор прошло 10 лет и в мире многое изменилось, там пропали иллюстрации, здесь появилось много новых материалов. Поэтому возьму на себя смелость снова повторить легенду русского авангарда, причем упор делаю не на известную всем биографию, а на показ максимального количества репродукций художника. И поскольку жесткий лимит дневников 32 мБ (почему не 50, не 100 мБ?) не позволяет объять необъятное, отсюда посты в 2-х, 3-х и более частях.
Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия Клюнков) родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1873 года в деревне Большие Горки Покровского уезда Овчининской волости Владимирской губернии в крестьянской семье, отец Василий Семёнович Клюнков был плотником. В 1881 семья переезжает на Украину в Каменку Каменец-Подольской губернии, где отец поступает на службу на сахарный завод. Сын учится в реальном училище в Могилёве-Подольском. Из-за отсутствия денег у отца не смог переехать в Нежин, куда было переведено училище. Переезжает с семьёй в Киев. В середине 1880-х гг. Клюн начинает самостоятельно заниматься рисованием.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Женский портрет). 1908 г. Бумага, уголь.
19 x 23,3 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Натюрморт с мандолиной). Не датировано.
Бумага, акварель, гуашь. 10,1 x 10,9 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Портрет матери?). Бумага, акварель,
гуашь, карандаш. 9,9 x 11,6 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Парк в Москве. 1900-е гг. Бумага, акварель. 11,4 х 14,4 см.
Аукционный дом Kunstauktionshaus Schloss Ahlden GmbH, Альден, Германия. Цена EUR 8.500 евро.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1905 г. Бумага, акварель, гуашь. 25,5 x 23,5 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Озеро в Сокольниках. 1908 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 36,1 x 24,1 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1907 г. Бумага, акварель, гуашь. 16,9 x 17,7 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Вечер). 1908 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 25,3 x 17,1 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Натюрморт со змеей). Не датировано. Бумага, акварель, карандаш.
8,8 x 6,4 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Натюрморт с чёртом). Не датировано. Бумага, акварель, гуашь,
карандаш. 8,8 x 6,3 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Натюрморт с пепельницей). Не датировано.
Бумага, акварель, карандаш. 9,2 x 14,6 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Натюрморт с драпировкой 1). Не датировано.
Бумага, тушь, карандаш. 9,6 x 16,8 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Натюрморт с драпировкой 2). Не датировано.
Бумага, акварель, карандаш. 10,2 x 15,4 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Композиция с конусом). Не датировано.
Бумага, акварель, уголь. 10,1 x 18 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1910 г. Бумага, карандаш. 20,6 x 26,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
В 1892 году Клюн с отцом едет в Рамонь Воронежской губернии в 40 км. от Воронежа в имение принца Ольденбургского, где работает на сахарном заводе и продолжает занятия рисованием. Вскоре переезжает в Ломжу (Польша) к дяде полковнику. Данные о продолжении там учёбы в классической гимназии, отбытии военной службы и переезде в Варшаву в 1896 для занятий рисованием в художественной школе при Обществе поощрения художеств ни воспоминаниями художника, ни другими документами не подтверждаются.
И.В. Клюн (1873-1943). Женский портрет. 1909-1910 гг. Холст, масло. 49,5 х 40 см.
Собрание Ирины Правкиной, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Березы на опушке леса. 1909 г. Бумага, акварель. 14,8 х 21,7 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Хижины в поле). 1907 г. Бумага, акварель, гуашь. 28,4 x 17,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Дерево). 1908 г. Бумага, акварель,
гуашь, карандаш. 19 x 23,3 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Отражения в воде. 1910 г. Бумага, акварель. 13,8 x 11,5 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Стога. 1909 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 17,4 x 13,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Символистская композиция). Не датировано. Бумага, тушь. 10,7 x 10,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Смерть. 1909 г. Бумага, тушь, карандаш. 17.7 x 20,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Сокольники). 1909 г. Бумага, акварель, карандаш.
7,3 x 8,4 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Не датировано. Бумага, тушь, карандаш.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. Не датировано. Бумага, акварель, тушь, пастель. 11,4 x 10,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюнков (Клюн) с женой Е.К. Клюнковой. Фотография, начало 1900-х гг.
В 1898 году возвращается в Москву и с этого времени до конца жизни Клюн живет и работает в Москве. Поступает на службу сначала в правление Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, а в 1902 г. – в контору текстильного предприятия (в должности счетовода, а затем бухгалтера). Одновременно продолжает самостоятельно заниматься рисованием, пишет пейзажи с натуры. В начале 1900-х посещает Студию живописи и рисунка И.И. Машкова (Машков называл его имя в числе самых серьёзных учеников) и частное художественное училище живописи и скульптуры А.П. Большакова (занимается там около года).
В 1902 году Клюн женится на Екатерине Константиновне Слепневой (1883-1939). В 1903 году родилась дочь Екатерина, в 1905 году - сын Георгий.
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет жены художника. 1910 г. Бумага, масло, акварель,
гуашь, карандаш. 29,1 x 34,2 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Сказка. 1910 г. Бумага на картоне, гуашь. 20,5 x 18 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Семья. 1911 г. Картон, масло. 36 x 45 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Городской пейзаж. 1911 г. Картон, масло. 35 х 46 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Геометрическая живопись. 1913 г. Картон, масло. 23 х 18 см.
Аукционный дом Auktionshaus Bergmann, Эрланген, Германия, 2007 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм (геометрически-динамическое построение). 1910-1930 гг.
Зеленая бумага, карандаш. 35,1 х 30 см. Звенигородский государственный музей-заповедник.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция (Кофе). 1912 г. Холст, масло. 30,5 х 22,9 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистический чайник с подносом. 1912 г. Бумага, гуашь.
Аукцион 1stDibs.com, Inc. 2023 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз к картине «Авиатор». 1912 г. Бумага, тушь. 15,3 x 10,2 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз к картине «Пробегающий пейзаж». 1913 г.
Бумага, тушь. 8,8 x 13,4 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубизм. 1913 г. Холст (грунт отсутствует), масло. 53 х 42 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
И.В. Клюн (1873-1943). Мужик. 1913 г. Холст, масло. 150 х 85 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет Казимира Малевича. 1912 г.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Германия.
Из собрания Николая Харджиева.
С 1903 по 1907 гг. Клюн учится в Художественном училище Ф.И. Рерберга, где знакомится с К. Ясинским, Д.Д. Бурлюком и К.С. Малевичем (в 1907). Именно тогда возникает дружба Малевича и Клюна, причём последний, будучи старше на шесть лет, занимает место младшего товарища. Клюн начинает работать как самостоятельный художник и, следуя за Малевичем, увлекается символизмом. Работы Клюна второй половины 1900-х (как и Малевича) отражают символистскую стилистику, характерную для таких ярких представителей этого стиля, как М.А. Врубель, Н.Д. Милиоти, В.Э. Борисов-Мусатов и Микалоюс Чюрлёнис («Портрет жены». 1910, ГМСИ, Салоники).
В 1907 году у четы Клюнковых родилась вторая дочь Серафима.
И.В. Клюн (1873-1943). Футуристический локомотив. 1914 г. Холст, масло. 41,5 x 53,5 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Часовщик. 1914 г. Холст, масло. 78 х 58,5 см.
Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1916 г. Холст, масло.
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет с бутылкой вина. 1914 г. Картон, масло.
Коллекция Никиты Д. Лобанова-Ростовского, Лондон.
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет с пилой (Беспредметная композиция). 1914 г.
Холст на картоне, масло. 71 х 62 см. Астраханская государственная картинная галерея
им. П.М. Догадина.
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. Эскиз к картине «Автопортрет с пилой».
1914 г. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 28,7 х 21,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз к «Автопортрету с пилой». 1914 г. Бумага, акварель, гуашь. 9 x 14,1 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Две головы. 1914 г. Холст, масло. 76 x 60 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Пробегающий пейзаж. 1914 г. Холст, масло. 55,5 x 61 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
И.В. Клюн (1873-1943). Пробегающий пейзаж. Вариант. 1914 г. Холст, масло. 105 x 81,5 см.
Национальный музей современного искусства (Музей Жоржа Помпиду), Париж.
И.В. Клюн (1873-1943). Пробегающий пейзаж. Контррельеф. 1914-1915 гг.
Дерево, масло, металл, фарфор, проволока. 78,4 х 62 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Клюн датировал «Пробегающий пейзаж» 1913 годом; вслед за Малевичем он иногда ставил
более ранние даты на работах, желая утвердить свое первенство в создании новых форм искусства.
И.В. Клюн (1873-1943). Пробегающий пейзаж. Этюд «Покров». 1914-1915 гг. Бумага, чернила.
16 x 14,8 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2004 г. Лот продан за GBP 47.800 фунтов.
И.В. Клюн (1873-1943). Кондуктор. 1914 г. Дерево, масло. 66,5 х 47 см.
Коллекция Леонида Закса, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1923 г. www.Russianavantgarde.nl.
И.В. Клюн (1873-1943). Автопортрет. 1914 г. Бумага, гуашь, черный карандаш. 34,5 x 26 см.
Аукцион ADER - David Nordmann, Париж, 2010 г. Лот продан за EUR 16.000 евро.
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1914 г. Ткань, масло. 60 x 60 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз к «Пробегающему пейзажу» (Кубо-футуризм или Кинетический кубизм).
1914 г. Бумага, карандаш.
К.С. Малевич (1878-1935). Портрет Ивана Васильевича Клюна (Усовершенствованный портрет
Клюна (Строитель). 1913 г. Холст, масло. 111,5 x 70,5 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
В 1911 году Клюн – один из учредителей «Московского салона» и участник трёх выставок общества (февраль 1911; конец 1911 - начало 1912; март–апрель 1912). В эти годы (1911–1914) он выставляется под псевдонимом «Клюнов».
С 1912 года становится частым посетителем собрания картин С.И. Щукина, особенно увлекается творчеством Поля Гогена и Пабло Пикассо. После участия в «Выставке картин современных русских художников» в Калуге (март–апрель 1912), через Малевича входит в круг московских художников-авангардистов (В.Е. Татлин, М.Ф. Ларионов, А.В. Шевченко, А.А. Моргунов, Н.А. Удальцова, Л.С. Попова и другие). Также благодаря Малевичу знакомится с представителями петербургского авангарда в лице членов общества «Союз молодёжи» и участвует в одной из их выставок (ноябрь 1913 – январь 1914; на ней экспонировался первый вариант «Портрета Ивана Васильевича Клюнкова» работы Малевича (не сохранился).
И.В. Клюн (1873-1943).Без названия. Копия произведения Пикассо из серии
«Музыкальные инструменты», 1912 г. Бумага, уголь. 17 x 22,5 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Кувшин. 1914 г. Холст, масло. 75,5 х 66 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник «Ростовский Кремль».
И.В. Клюн (1873-1943). Натюрморт c кувшином. 1914 г. Холст, масло. 65 х 49,5 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Граммофон. 1914 г. Холст, масло. 80,5 x 76 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция с граммофоном. 1914 г. Холст, масло. 91 х 88,4 см.
Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
И.В. Клюн (1873-1943). Озонатор - переносной электрический вентилятор. 1914 г.
Холст, масло. 75 x 66 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.В. Клюн (1873-1943). Озонатор. Эскиз к картине. 1914 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Озонатор. Эскиз к картине. 1914 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
.В. Клюн (1873-1943). Кубофутуристическая композиция. 1914-1915 гг. Галерея Casa del Mantegna,
Мантуя. Выставка из частных итальянский собраний, 2013 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубофутуристическая композиция. 1914-1915 гг. RIMG0016
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет (Автопортрет?). Не датирован.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция. 1914-1915 гг.
Холст, масло. 96,5 x 61 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Кубистическая композиция. 1914-1915 гг.
Холст, масло. 107 x 76 см. Частное собрание.
Казимир Малевич (слева) и Иван Клюн. Фрагмент фотографии 1913 г.
С этого времени Клюнков – участник всех авангардных выставок. Он начинает подписывать свои картины псевдонимом «И.Клюн» (впервые – на выставке «Художники Москвы – жертвам войны» (ноябрь 1914 – январь 1915). В 1915 году Клюн участвует в «Первой футуристической выставке “Трамвай В”» (март–апрель). Следуя Малевичу, работает в стиле кубофутуризма («Озонатор». 1914, ГРМ), но старается изобрести собственный вариант стиля, что ему блестяще удаётся в одном из самых известных его произведений – рельефе «Пробегающий пейзаж» (1914–1915, ГТГ). Он также создаёт протоконструктивисткую скульптуру («Кубистка за туалетом») – прообраз его более поздних мобилей. Эти произведения фигурировали на «Последней футуристической выставке “0,10”» (1915). Принимает участие в издании супрематического памфлета, распространяемого на выставке, а также в ряде футуристических изданий, в том числе в создании брошюры А.Е. Кручёных «Тайные пороки академиков» (М., 1916; вышла в 1915).
А. Крученых, И. Клюн, К. Малевич. Тайные пороки академиков. М.: Тип. И.Д. Работнова, 1916 г. 32 с.; 4 л. ил. Тираж 450 экз. Иллюстрации и фронтиспис И. Клюна.
В 1915 году Клюн принял участие в создании книги «Тайные пороки академиков». Памфлет, написанный Крученых, был направлен против символизма и декадентства. Клюн опубликовал в книге небольшую статью «Примитивы ХХ века», в которой объяснил свою позицию: «Мы стремимся сдвинуть искусство с его мертвой точки. Мы расширяем и углубляем понятие о реальной действительности… и в нашем изображении все явления и понятия проходят переплетаясь и преломляясь в призме. Отсюда – искусство наше многогранно и всесторонне».
Фотография из журнала «Огонек», №1, 3(16) января 1916 г. Слева скульптура И. Клюна
«Кубистка за туалетом» (1)
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Кубистка за туалетным столиком. 1915 г. Скульптура. Экспонировалась на выставке в Галерее Добычиной. 2. Музыкант. Развернутая перспектива.
И.В. Клюн (1873-1943). 3. Скульптура. 1915 г. 4. Без названия. 1915 г. Скульптура Смешанная техника. Н=17,8 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). 5-6. Музыкант. Супрематическая композиция из дерева, жести и стекла. 96,5 х 53,5 х 19 см. 1916 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). 7. Необъективная конструкция. 1916 г. Доска, деревянная плашка, листовое железо.
8. Контр-рельеф «Часы с гирей». Дерево, металл. 1915 г.
И.В. Клюн (1873-1943). 9. Голова пилильщика. 1915 г. Бумага (тетрадная, в клетку), графитный карандаш. 7,7х7 см. 2. Голова пилильщика. 1915 г. Бумага (тетрадная, в клетку), графитный карандаш. 11,7х6,2 см. Оба - Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Голова пилильщика. Иллюстрация из книги А. Крученых
«Тайные пороки академиков». 1916 г. Бумага, тушь, перо. 13,1 х 10,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Деревня у озера. 1914 г. Бумага, акварель. 16 х 22 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Озеро в Сокольниках. 1915 г. Бумага, акварель, карандаш. 24 x 19,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Озеро в Сокольниках (на обороте). 1915 г. Бумага, акварель, карандаш. 24 x 19,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
На снимке (слева направо): Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов.
Фотография 1913 года.
Если на устроенной Татлиным выставке «Магазин» (март-апрель 1916) Клюн представил кубофутуристические работы, то выставка «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1916) стала для Малевича и Клюна триумфом супрематизма. Как член общества «Супремус» и участник одноимённого неизданного журнала, Клюн проявил себя верным последователем этого направления беспредметности. В 1916–1917 он делает несколько десятков супрематических композиций («Супрематизм». 1916. ГТГ; «Беспредметная композиция. Супрематизм». 1917. ЯХМ).
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция: размеры, плотности и лучи. 1915 г.
Картина экспонировалась в 2009 году на выставке русского авангарда в Цюрихе, в галерее «Орландо».
И.В. Клюн (1873-1943). Абстрактная композиция. 1915 г. Бумага, гуашь. 28 x 34,2 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1915 г. Холст, масло. 64,7 х 53,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. Конструкция. 1915-1916 гг. Холст, масло. 89 х 71 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1915 г. Холст, масло. 84,5 х 62,5 см.
Собрание Леонида Закса, Нью-Йорк.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1915 г. Холст, масло. 94,5 х 74 см.
Собрание Леонида Закса, Нью-Йорк.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1915 г. Холст, масло. 59 x 43,5 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Атмосферная композиция с красным треугольником.
1910-1915 гг. Картон, масло. 60 х 42,3 см. Собрание Бориса Грибанова, Нью-Йорк.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1915 г. Бумага, акварель.
24,4 х 17,2 см. Частное собрание.
И.В. Клюн. Фотография, середина 1910-х гг.
В апреле 1917 года в числе единомышленников по «Супремусу» Клюн заявляет о создании общества «0,10» (вошло позднее в Союз деятелей искусств). Входит в состав Профессионального союза художников-живописцев Москвы. На выставке «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1917) Клюн продемонстрировал более тридцати одноцветных и многоцветных композиций. Важным достижением Клюна в это время является создание пространственных конструкций (в том числе первых в русском искусстве проектов движущихся конструкций, позднее названных мобилями Колдера).
И.В. Клюн (1873-1943). Портрет Велимира Хлебникова. 1916 г. Бумага, тушь. 21,5 х 17,5 см.
РГАЛИ, Москва. Впервые опубликован в книге «Неизданный Хлебников» в 24 вып. Вып.8 в 1928 году.
И.В. Клюн (1873-1943). Рельеф. 1916-1917 гг. Дерево, коллаж.
34,1 x 20,2 x 3,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г.
Лот продан за GBP 67.250 фунтов.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1916 г. Музей 5-ти колледжей штата Массачусетс, США.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1916 г. Холст, масло. 64 х 64 см.
Пермская государственная художественная галерея.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1916 г. Холст, масло. 69,5 х 87,4 см. Опубликовано в книге
«Малевич. Классический авангард. Витебск: Альманах. Минск, 2008. Вып. 10». Приписывается Клюнкову,
возможно подделка.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Композиция. 1916 г. Частное собрание. 2. Супрематическая композиция. 1916 г.
Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен-ам-Рейн, Германия.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1916-1917 гг. Холст, масло. 26,5 х 20,5 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1917 г. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 30,5 х 26 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
После Октябрьской революции Клюн активно включается в общественную художественную жизнь: участвует в оформлении Москвы к новым праздникам, работает во Всероссийском центральном выставочном бюро (по некоторым сведениям – до 1921). Начинает преподавательскую деятельность: в I Государственных Свободных Художественных Мастерских (ГСХМ, с осени 1918), а затем во ВХУТЕМАСе, где некоторое время заведует Основным отделением живописного факультета и ведёт «дисциплину цвета». По совместительству заведует там же керамической мастерской.
И.В. Клюн (1873-1943). Четыре композиции. 1916-1922 гг. Бумага, акварель, карандаш. 4 х 6,2 x 6,4 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Супрематизм. 1917 г. Дерево, масло. 35,5x35,3 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки. 2. Супрематизм. 1917 г. Картон, масло обезжиренное 55х52 см.
(в раме). Ростово-Ярославский музей-заповедник «Ростовский Кремль».
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1916 г. Дерево, масло. 25,6 x 37,3 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1917 г. Дерево, масло. 35,3 х 35,8 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематистский этюд на тему цвета и формы. 1917 г. Картон, масло. 22 x 29,2 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1917 г. Холст, масло. 88 x 69 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. Трехцветная композиция. 1917 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Прямоугольники. 1917 г. Картон, масло. 34,2 х 41,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Супрематизм). 1917 г. Бумага на картоне, акварель.
24,1 х 19 см. Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия. 1917 г. Бумага, гуашь, акварель. 17,6 х 13,3 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Композиция. 1910-е гг. Холст, масло. 58 х 63 см.
Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
Иван Васильевич Клюн. Фотография середины 1910-х гг.
В феврале 1919 года Клюн участвует в 5-й государственной выставке, а в апреле–мае – в 10-й государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве, где экспонирует шестьдесят два произведения под общим названием «Искусство цвета», в числе которых – супрематическая живопись и графика, а также беспредметная скульптура. В статье для каталога впервые проявляет критическое отношение к супрематизму. Его работы также экспонировались на 3-й выставке картин в Рязани и на 1-й государственной выставке картин местных и московских художников в Витебске (1919).
В 1920 становится членом Института Художественной Культуры (ИНХУК). Активно участвует в четырёхмесячной дискуссии «Анализ понятий конструкции и композиции и момент их разграничения». Весной 1921 вместе с А.Д. Древиным, Н.А. Удальцовой и Б.Д. Королёвым покидает ИНХУК из-за несогласия с приверженцами производственного искусства.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1917 г. Холст, масло. 49 х 44,5 см.
Ярославский художественный музей.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематизм. 1917 г. Картон, смешанная техника. 22 x 16 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Картон, смешанная техника. 38 х 30 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематическая композиция. 1918 г. Картон, масло. 87 x 72 см.
Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Многоцветная супрематическая композиция.
Конец 1910-х - начало 1920-х гг. Картон, гуашь. 55 х 35 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
И.В. Клюн (1873-1943). Беспредметное. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Бумага, гуашь. 34,4 х 24,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.В. Клюн (1873-1943). Конструкция. Конец 1910-х гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
И.В. Клюн (1873-1943). Конструкция. Конец 1910-х гг. Картон, масло. 20 х 15,5 см.
Аукционный дом Ellada Antique Shop, Алматы, Казахстан.
И.В. Клюн (1873-1943). 1. Без названия (Композиция с маленьким голубым овалом). 1917-1918 гг. Бумага, акварель, гуашь. 25х16,8 см. 2. Без названия (Композиция с маленьким фиолетовым овалом). 1917-1918 гг. Бумага, акварель, гуашь. 25х16,8 см. Обе - Частное собрание.
И.В. Клюн (1873-1943). Эскиз для супрематистской конструкции. 1918 г.
Бумага, гуашь. 9 x 14 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (1873-1943). Супрематистская конструкция. 1917-1918 гг.
Искусство в быт! Возможно на винной бочке.
И.В. Клюн (1873-1943). Без названия (Пейзаж). 1918 г. Бумага, пастель. 25,6 x 18,7 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
И.В. Клюн (слева) и К.С. Малевич. Фотография начало 1920-х гг.
В 1921 году Клюнков избирается членом-корреспондентом ГАХН, вступает в общество «Мир искусства», а в 1922 году принимает участие в Первой русской художественной выставке в Берлине в Галерее Ван-Димен.
В начале 1920-х годов Клюн уходит от супрематизма и создаёт сферические композиции, в которых геометризм сменяется плавным перетеканием форм («Сферическое пространство». 1922. ГТГ; «Красный свет. Сферическая композиция». 1923. ГМСИ). Бухгалтерскую службу продолжает совмещать с аналитической работой над цветом и формой в Музее Живописной Культуры (МЖК), состоит членом учёного совета музея. Экспонирует в МЖК таблицы, поясняющие взаимосвязь цвета и формы.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 418-420, 470, 486-487.
И.В. Клюн в Третьяковской галерее. К 125-летию со дня рождения. Ответ. ред. Я.В. Брук.
Издатель Андрей Сарабьянов. Москва, Издательство Государственной Третьяковской галереи,
RA (Русский авангард), 1999 г. 108 с., ил. Тираж 1500 экз.