ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ – РУССКИЙ ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТИВИСТ ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ ТАТЛИН (1885-1953), ЧАСТЬ II05-07-2023 23:23к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) - русский советский живописец, график, театральный художник, наряду с К.С. Малевичем – один из двух самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины ХХ века. Татлин - художник-конструктор, построил всемирно известную модель – Памятник III Интернационалу, изобрел летательный аппарат «Летатлин», создавал трехмерные композиции на стыке живописи и скульптуры, которые называл «живописными рельефами», «материальными подборами» и «контррельефами». В 1931 году ему присваивается звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Несмотря на активную творческую работу, в 1948 году Татлин оказался в числе наиболее критикуемых «антинародных» деятелей театра за формализм. В ходе политической травли на официальном собрании деятелей театра художник выразил протест против критики в свой адрес, чем лишь усложнил свои и так не простые отношения с официальной властью и театральным сообществом.
В центре (с трубкой) Владимир Татлин. Позади него Иван Клюн (Клюнков), справа Казимир Малевич
и его вторая жена София Рафалович на даче Малевича в Немчиновке под Москвой. Фотография 1915 г.
В 1915 году Владимир Татлин участвовал в легендарной Последней футуристической выставке «0,10», представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов. Устраивает новую мастерскую в Москве на Старо-Басманной улице, 33. Издает иллюстрированную справку-листовку «Владимир Евграфович Татлин».
Владимир Евграфович Татлин. Издание «Нового журнала для всех».
Петроград, 1915 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). Морская бухта, светлая ночь (Палуба корабля). Эскиз декорации к опере Р. Вагнера
«Летучий голландец». 1915 г. Холст, масло. 87 х 156 см. Постановка не осуществлена. Работу над ней Татлин
продолжил в 1918 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы костюмов к опере Р. Вагнера «Летучий голландец». 1. Рулевой. 1918 г. Картон, карандаш, гуашь. 63,8х47,9 см. 2. Вперёдсмотрящий. 1915 г. Бумага, карандаш 65,1х49,5 см. Оба - Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Мачты кораблей. Эскиз декорации к опере Р. Вагнера
«Летучий голландец». 1915 г. Бумага, уголь. 89 х 70,7 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Контр-рельеф с кривой доской и консервной банкой. 1915 г.
Не сохранившееся произведение. Реконструкция.
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Синтезостатичная композиция). 1915-1920 гг.
Дерево, металл, обои, окраска и др. Местонахождение неизвестно.
В.Е. Татлин (1885-1953). Угловой контр-рельеф. 1915 г. Железо листовое
вороненое, медь, дерево, тросы, крепежные детали. 71 х 118 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Угловой контр-рельеф. Фрагмент. 1915 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Угловой контр-рельеф. 1915-1920 гг. Реконструкция 1982 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). Угловой контр-рельеф. Фрагмент. 1915-1920 гг. Реконструкция 1982 г.
Молодой Владимир Татлин. Фотография А. Родченко, 1917 г.
Февральская революция 1917 года застала Владимира Татлина в Петрограде, а Октябрьский переворот художник принял с восторгом. В эти дни в Москве Велимир Хлебников предложил Татлину войти в «Правительство Председателей Земного шара». В «революционном» 1917 году Татлин воспринимался неформальным главой всех «футуристов» в пластических искусствах. Он участвовал в организации «левого блока» деятелей искусства и в создании Профсоюза художников-живописцев, став председателем его «Левой федерации», а в ноябре был делегирован Профхудживом в Художественную секцию Моссовета.
На открытии памятника Софье Перовской в Петрограде. В. Татлин - первый слева,
Д.П. Штеренберг – третий. Фотография декабрь 1918 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). «Трамвай В». Рельеф. 1915 г. Смешанная техника.
Как утверждают искусствоведы - всё началось в марте 1915 года, когда коллекционер Сергей Щукин купил на Первой футуристической выставке «Трамвай В» эту работу Владимира Татлина, сколоченную из деревянных плашек. Малевич на этой выставке представил 16 работ. Однако в соревновании за оригинальность Малевич на этой выставке проиграл Татлину. Соревнования продолжились на Последней футуристической выставке картин «0,10» в Петрограде. На этой выставке был впервые показан «Черный квадрат» Малевича. И началось великое противостояние «Черного квадрата» Малевича и «Контр-рельефов» Татлина. Кто победил – узнаем чуть позже, см. ниже.
Экспозиция «Черного квадрата» К.С. Малевича на Последней футуристической выставке картин «0,10» в Петрограде. 19 декабря 1915 – 17 января 1916 г. Справа – афиша выставки «0,10». На фотографии видно 21 работу Малевича из 39 его работ, представленных на выставке.
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф «Петербургъ 0.10».
1915-1916 гг. Пермская государственная художественная галерея.
В.Е. Татлин (1885-1953). МАЙ месяц. 1916 г. Дерево, темпера, смешанная техника.
52 х 39 см. Национальная галерея, Берлин.
В.Е. Татлин (1885-1953). Доска № 1 (Старо-Басманная). 1916 г. Дерево, яичная темпера,
масло, бронза (позолота). 100 х 57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Доска № 1 (Старо-Басманная). Вариант. 1916 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рельеф (Материальный подбор - цинк, палисандр, ель).
1916 г. Лакированное красное дерево (палисандр), железо листовое, железо
листовое оцинкованное, дерево и др. 100 х 64 х 27 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Центровой контр-рельеф (Контр-рельеф с палитрой). 1915 г.
Несохранившееся произведение.
В.Е. Татлин (1885-1953). Центровой контр-рельеф (Контр-рельеф с палитрой). Фрагмент. 1915 г.
Несохранившееся произведение. Реконструкция 1993 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). Угловой контррельеф (Угловой контррельеф повышенного типа:
материальный подбор: железо, алюминий, левкас). 1915 г. Реконструкция 1980 года.
Контр-рельеф экспонировался на Последней футуристической выставке «0,10» в 1915 году.
В.Е. Татлин (1885-1953). Угловой контррельеф. Фрагмент. 1915 г. Железо, алюминий, левкас.
Реконструкция 1980 года.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рельеф. 1917 г. Местонахождение неизвестно.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рельеф. Металл, дерево, гвозди. 40 х 15 см.
Аукцион Aguttes, Париж, 2012 г. Лот продан за $9.702 дол.
В.Е. Татлин у модели Памятника III Интернационалу. Ноябрь 1920 г.
На снимке (слева направо): С.И. Дымшиц-Толстая, В.Е. Татлин, Т.М. Шапиро,
И.А. Меерзон во время работы над моделью Памятника III Интернационала. 1920 г.
Владимир Татлин со своими помощниками. Слева направо: Иосиф Меерзон, Тевель Шапиро,
Владимир Татлин, Софья Дымшиц-Толстая. Фотография 1920 г.
В период 1919-1925 годов Владимир Татлин жил в Петрограде, работая в Музее художественной культуры (МХК), где заведовал отделом материальной культуры. Зимой 1919 года у него возник грандиозный замысел здания-памятника Октябрьской революции, а Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению поручил ему создать проект памятника Третьему интернационалу. В ноябре 1920 года модель «Памятника» впервые демонстрировалась в Москве в составе официальной выставки к VIII Съезду Советов. Презентацию проекта посетил сам В.И. Ленин.
Вариант модели Памятника III Интернационалу на демонстрации в Москве в 1920 г. и в Ленинграде в 1927 гг.
Пензенский макет Памятника III Интернационалу на ретроспективной выставке
В.Е. Татлина в Дюссельдорфе, Германия. 11 сентября – 21 ноября 1993 г.
Внешне памятник напоминал башню. Несущую конструкцию архитектор вынес наружу, а функциональные помещения из стекла подвесил внутри нее один над другим: куб, пирамиду, цилиндр и полусферу. Куб предназначался для проведения конференций съездов; цилиндр - для всемирного исполнительного комитета; пирамида - для будущих СМИ; в верхней полусфере - синематограф. В советской «Вавилонской башне» куб должен был совершать оборот вокруг своей оси за один год, пирамида - за месяц, цилиндр - за сутки, а полусфера - за час. Башня стала одним из важных символов нового искусства и визитной карточкой конструктивизма. Однако, руководителям молодого государства рабочих и крестьян идеи Татлина казались утопией и башню они не оценили: Троцкому она напомнила каркас недостроенного здания, а Ленин назвал ее уродливой.
Авторы реконструкции модели Памятника III Интернационалу. Слева направо - Д.Н. Димаков, Е.Г. Лапшина,
И.Н. Федотов. Пенза, мастерская Пензенского художественного училища. Фотография 1992 г.
Группа энтузиастов в Пензенском художественном училище во главе с преподавателем Дмитрием Николаевичем Димаковым с соратниками Еленой Лапшиной и Игорем Федотовым в 1990-е годы воспроизвела по фотографии модель Памятника III Интернационала. Потрясает тот факт, что Татлин к своему проекту не делал расчетов и привычных чертежей. Это было произведение искусства. По проекту Татлина внутри пространственной металлической конструкции 400-метровой высоты должны были располагаться подвешенные 4 застекленных объема со служебными помещениями. Электропривод с мотором вращает четыре внутренних тела (куб, пирамида, цилиндр и полусфера) с разной скоростью и во встречных направлениях. Группа Димакова на собственные деньги построила 5-метровый макет. На это ушло 6 лет. В 1993 году пензенский макет демонстрировался на ретроспективной выставке Татлина в Дюссельдорфе.
Пензенская модель Памятника III Интернационала В.Е. Татлина в Третьяковской галерее
на Крымском валу в Москве.
После выставки в Дюссельдорфе макет пензенских умельцев демонстрировался в Баден-Бадене, Москве, Петербурге, Барселоне. А с 1995 года и по настоящее время он находится в экспозиции в Третьяковской галерее на Крымском валу в фойе 2-го этажа. Кстати, Димакову и его бригаде, по моим сведениям, не заплатили за макет ни копейки, а якобы взяли его «временную экспозицию».
После выставки в Дюссельдорфе макет пензенских умельцев демонстрировался в Баден-Бадене, Москве, Петербурге, Барселоне. А с 1995 года и по настоящее время он находится в экспозиции в Третьяковской галерее на Крымском валу в фойе 2-го этажа. Кстати, Димакову и его бригаде, по моим сведениям, не заплатили за макет ни копейки, а якобы взяли его «временную экспозицию».
Участники спектакля «Зангези» на сцене в доме Мятлева. В.Татлин в центре (в белой рубахе).
Петроград, 1923 г.
В 1923 году Татлин выступает как режиссер, сценограф и исполнитель главной роли в постановке одного из главных произведений русского авангарда, драмы Велимира Хлебникова «Зангези». Премьера состоялась 9 мая 1923 года в зале Музея Художественной Культуры (МХК, позднее ГИНХУК) в Петрограде. Исполнителями были, по установке Татлина – не профессиональные актеры, а студенты ряда учебных заведений. Спектакль был таким же синтетическим произведением, как и оригинальный текст: одновременно и перформанс, и лекция, и выставка материальных структур. Татлин сам построил устройство, которое устанавливает контакт между Зангези и массой, и использовал звездный язык (заумный язык) графем при проектировании пространства. Единственный, кто оценил этот спектакль, был Н.Н. Пунин, он писал «В постановке было достигнуто тождество работы художника и поэта».
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз декорации к спектаклю «Зангези» (Проект материального фона). 1923 г.
Бумага, уголь. 54,9 х 76,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Макет декорации к спектаклю В. Хлебникова «Зангези». 1923 г.
1. Велемир Хлебников. Зангези. Москва, 1922 г. 2. В.Е. Татлин (1885-1953). Смех. Эскиз костюма к спектаклю «Зангези» по повести Велимира Хлебникова. 1923 г. Бумага, уголь. 55,2х37,6 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Борьба идеологий. 1920-1930-e гг. Бумага, гуашь, карандаш. 18,1 х 25,3 см.
Собрание Владимира Пешича, Сербия.
В.Е. Татлин (1885-1953). Проект уличного киоска «НГИЗ» (Нового Государственного издательства).
1924 г. Бумага, уголь, гуашь, коллаж. 70,8 х 93,5 см. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). «Плоскость» из комплекта декораций к спектаклю
«Зангези». 1923 г. Дерево, масло. 115 х 55 см. Частное собрание, Германия.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет рабочего. 1918-1923 гг. Холст, масло.
Московский музей современного искусства на ул. Петровка, 25.
Царевич. Тарелка с росписью В. Татлина по рисунку С. Чехонина. 1922 г.
Ленинградский фарфоровый завод.
В.Е. Татлин (1885-1953). Учебная работа «Композиция 'подбор материалов'». 1926-1927 гг.
Справа - Учебная работа «Рельеф». 1921 г. СВОМАС, Петроград. Работы не сохранились.
В.Е. Татлин (1885-1953). Справа - задание на тему «Конструкция материалов». Студент А.И. Дамский. 1927-1928 гг. Металл (готовые сортаменты и листовые), дерево. Не сохранился. Слева «Рельеф – подбор материалов». 1926-1927 гг. Киевский художественный институт, отделение теа-кино-фото, профессором которого в это время был В. Татлин.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рельеф. 1915-1925 гг.
Оформление В. Татлиным отдела Международной декоративной выставки в Париже. В центре модель
Памятника III Интернационалу. Фотография 1925 г.
В следующем году Татлин получил официальное приглашение построить модель своего «Памятника III Интернационала» для советского отдела на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже, которая была изготовлена им в кратчайшие сроки и открылась к обозрению уже к маю 1925 года. Башня произвела там настоящий фурор и была удостоена золотой медали. В том же году конструкцию представили на первомайской демонстрации в Ленинграде.
Такой предполагалась постройка башни Памятника III Интернационалу в Ленинграде.
А построили вот такой «Огурец» в С-Петербурге - здание ПАО «Газпром». Башня Лахта-центра
высотой 462 метра стала самым северным небоскрёбом в мире.
В.Е. Татлин (1885-1953). 1. Консольный стул из гнутого дерева. 1929 г. Выполнил студент Н.Н. Рогожин. Реконструкция 1986-1987 гг. Л.И. Димаков и И.Н. Федотов, Пензенское художественное училище. 83х63,5х58,7 см. 2. Стул. Проект-модель (гнутое дерево, ткань). Втор. пол. 1920-х гг.
1. Поильник для грудных детей (предварительный вариант) студента А. Сотникова. Руководитель В. Татлин. Керамический факультет ВХУТЕИНа, 1930 г. Каменная масса, глазурь. Диаметр 7,5 см. Объем 27 куб. см. Собрание М.И. Фейгина, Москва. 2. Детский поильник студента А. Сотникова. Руководитель В. Татлин. Керамический факультет ВХУТЕИНа, 1931 г. Фарфор, глазурь. Высота 9 см., диаметр 8 см. Объем 24 куб. см. Собрание Э.М. Гинстлинг и Н.Е. Богдановой, Москва.
Владимир Евграфович Татлин. Фотография М. Наппельбаума, 1930-е гг.
Осознание, что его башня так и останется макетом, разрушило все надежды архитектора. Татлин стал вспыльчивым и неуравновешенным: однажды сломал дверь в музей и с кулаками накинулся на Казимира Малевича. Малевич победил. Свои идеи Татлин берег с маниакальной бдительностью: он забил окна мастерской фанерой и никого не впускал. В 1926 году в обстановке неразрешимого конфликта с Малевичем Татлин покинул ГИНХУК и переехал в Киев в качестве преподавателя по формально-технологическим дисциплинам в Киевском художественном институте, где позднее стал профессором. В этом же году, в атмосфере полусекретности, художник приступил к работе над будущим летательным аппаратом.
М. Бажан, М. Семенко, Г. Шкурупи. Встреча на перекрестке. Сборник стихов
украинских поэтов-авангардистов (на украинском языке). Обложка В. Татлина.
Киев, 1927 г.
Киевский период ознаменовался также работой Владимира Евграфовича в области книжной графики. В 1927 году он оформил обложку к сборнику стихов украинских поэтов «Встреча на перекрестке». В том же году Татлин для киевского журнала «Кино» подготовил коллаж к очерку Юрия Яновского «История мастера», посвященного фильму Александра Довженко «Сумка дипкурьера, и иллюстрацию к фильму «Борислав смеется» (по повести Ивана Франко).
В.Е. Татлин (1885-1953). Иллюстрация на тему фильма «Борислав смеется»
(по повести Ивана Франко). Журнал «Кiно» (на укр. яз.), Киев, 1927 г.
В. Татлин демонстрирует управление «Летатлиным». Фотография 1932 г.
В 1923 году Татлин впервые задумался над еще одной своей грандиозной идеей—проектом аппарата «Летатлин». Вернувшись в Москву, Татлин организовал мастерскую в колокольне Новодевичьего монастыря специально для работы по изготовлению летательного аппарата-орнитоптера. В январе 1931 года вышло постановление Совнаркома РСФСР «О присвоении звания Заслуженного деятеля искусств профессору В.Е. Татлину». Он стал профессором Московского института силикатов и стройматериалов. Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведенные в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного.
Модель «Летатлина» с обшивкой и опорой для крыльев на выставке в Итальянском зале Музея изящных искусств
(ГМИИ им. А.С. Пушкина). Фотография 1932 г.
В период с 1929 по 1932 годы вместе с помощниками Татлин изготовил три экземпляра летательного аппарата. В мае в Итальянском дворике Музея изящных искусств (теперь Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) проходила выставка, посвященная «Летатлину». Начавшееся летное испытание не состоялось из-за поломки одного из аппаратов на земле. В газетах писали, что Татлин «ушел из искусства в технику».
В. Татлин при подготовке летных испытаний «Летатлина». Фотография. Лето 1932 г.
Испытания «Летатлина». Фотография 1933 г.
Единственно сохранившаяся модель «Летатлин-3». 1929-1932 гг. Центральный музей
Военно-воздушных сил РФ. Монино, Московская обл.
Афиша выступления В.Е. Татлина о новом летательном аппарате «Летатлин». 1932 г.
В.Е. Татлин ведет занятия в мастерской деревообделочного и металлообрабатывающего факультета
(Дерметфак) ВХУТЕМАСа. Фотография А. Родченко, 1928 г.
В 1929 году Татлин выполняет иллюстрации к сказке Даниила Хармса «Ва-первых и во-вторых» и к книге С. Сергеля «На парусном судне».
В 1930 году оформляет похороны и катафалк В.В. Маяковского.
В 1931 году Татлину присваивается звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Похороны Владимира Маяковского. Оформление Владимира Татлина. Фотография 1930 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). Обложка книги С. Сергеля «На парусном судне». Москва,
Издательство «Молодая гвардия», 1929 г. – 110 с., ил. Для обложки использована
фотография учебного парусника «Великая княжна Мария Николаевна».
В.Е. Татлин (1885-1953). 1. Женщина в шубке. 1930-е гг. Рисунок. 2. Портрет художника А.Е. ЗЕЛЕНСКОГО (?). 1935-1940 гг. Бумага, карандаш. 56 х 41,2 см. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Лежащая обнаженная. 1931 г. Холст, масло. 50 х 71 см.
Аукционный дом Art-Torg, Прага.
В.Е. Татлин (1885-1953). Купальщица. 1930-е гг. Холст, масло. 75,5 х 60,5 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Женский портрет (Портрет М.И. Плесковской). 1933 г.
Доска из 3-х частей, масло, левкас. 55 х 47,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Мария Ивановна Плесковская (1905-1954) – художница, скульптор, в середине 1930-х – начале 1940-х гг.
близкий друг Татлина. Делала его портретные наброски.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет М.И. Плесковской. Около 1940 г.
Бумага, карандаш. 33,4 х 27 см. РГАЛИ, Москва.
Постановочная группа спектакля «Не сдадимся» (А. Таиров, В. Татлин – стоит крайний слева и другие).
Фотография 1935 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). Погрузка на корабль. Эскиз декорации к спектаклю «Не сдадимся» по пьесе
Сергея Семенова. Режиссер-постановщик А.Я. Таиров. Москва, Государственный Камерный театр.
1935 г. Бумага, карандаш, гуашь, акварель. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
Пьеса «Не сдадимся» рассказывала о ледовом походе «Челюскина» под началом Отто Юльевича Шмидта.
В.Е. Татлин (1885-1953). Погрузка на корабль. Эскиз декорации к спектаклю «Не сдадимся» по пьесе
Сергея Семенова. Режиссер-постановщик А.Я. Таиров. Москва, Государственный Камерный театр. 1935 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Корабль «Дежнев» во льдах. Эскиз декорации к спектаклю «Не сдадимся» по пьесе
Сергея Семенова. Режиссер-постановщик А.Я. Таиров. Москва, Государственный Камерный театр. 1935 г.
Бумага, карандаш, гуашь, акварель. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Ленинград. 1936 г. Фото: Artchive.ru
Сталинская конституция - дружба народов СССР. Макет композиции для оформления
Манежной площади в Москве к 20-летию Октябрьской революции. Художники Г.И. Рублев,
Н.П. Прусаков при участии В.Е. Татлина и А.Е. Зеленского. 1937 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). 1. Автопортрет за мольбертом. 1939 г. Бумага, карандаш. Местонахождение неизвестно.
2. Автопортрет. Эскиз костюма Кудрина к спектаклю А. Штейна «Кронштадт (Весна 21-го)». 1939-1940 гг. Бумага, карандаш. 46,5х30,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Голубые цветы. 1936 г. Холст, масло. 60 х 75 см. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Садовые цветы. 1938 г. Дерево, масло. 53 x 44 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Букет цветов. 1940 г. Дерево, масло. 26 х 19 см.
Собрание М.В. Алпатова, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Букет. 1940 г. Дерево, масло 39,5 х 33,8 см.
Собрание Т.В. Рубинштейн, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Цветы на столе. 1940 г. Дерево, масло.
Частное собрание, Франкфурт-на-Майне.
В.Е. Татлин (1885-1953). Цветы. 1940 г. Дерево, масло. 75,5 х 67,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Церковь в Метехи, Грузия. 1941 г. Бумага, акварель. 27,5 x 28,7 см.
Частное собрание.
В.Е. Татлин (1885-1953). Кремль в г. Горьком (Пейзаж с крепостной башней). 1942-1943 гг.
Холст, масло. 40,5 х 50 см. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Тополя. Плёс. 1946 г. Холст на фанере, масло. 49,5 х 39,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Cенеж. Березы. 1946 г. Холст, масло.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
Постановочная группа спектакля «Комик XVII века» (И. Берсенев, А. Чабан, В. Татлин –
сидит крайний справа и другие). Фотография 1935 г.
В 1932 году состоялась первая персональная выставка Владимира Татлина, она же стала и последней прижизненной. В дальнейшем, под руководством Иосифа Сталина, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма. Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи. Молодое советское искусство пошло по пути соцреализма, и Татлин фактически остался не у дел. «Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти», - позже писали о нем. В 1930-1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф, на его счету более 25 театральных постановок. В 1938 году Татлин работал главным художником павильона «Животноводство» на ВСХВ. В 1939-1940-х годах оформлял спектакли «Дело» Сухово-Кобылина в Центральном театре Красной Армии и «Кронштадт» для Театра им. Ленсовета, в 1941 году оформлял спектакль А. Крона «Глубокая разведка» для МХАТ. Спектакль «Глубокая разведка» получил Сталинскую премию первой степени. Художника Татлина в числе лауреатов не было.
В.Е. Татлин (1885-1953). Полевой стан колхоза «Вперед». Эскиз декорации к спектаклю «Большая судьба».
1947-1948 гг. Холст, масло. 38,5 х 70 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
В.Е. Татлин (1885-1953). Старик. 1947 г. Холст, масло. 55 х 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин с женой М.А. Гейнце и сыном Владимиром. Фотография. Ленинград, 1925-1926 гг.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет А.Н. Корсаковой. Середина 1940-х гг.
Бумага, карандаш. 41 х 30,2 см. Частное собрание, Болонья, Италия.
Александра Николаевна Корсакова (Рудович, 1900/1904–1990) – в молодости балерина, позднее – художница, работавшая в графике, живописи, театре. Начиная с 1944 г. до конца жизни Татлина сотрудничала с ним в сценографических работах, была его гражданской женой. Сохранила значительную часть творческого наследия Татлина и передала его в РГАЛИ, дарила многие его поздние работы в музеи, собирателям и друзьям. В мае 1990 г. добровольно ушла из жизни. Похоронена рядом с Татлиным на Новодевичьем кладбище в Москве.
В.Е. Татлин (1885-1953). Девушка вяжет. 1947-1950 гг. Бумага, карандаш. 56 х 45 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Обнаженная. 1947 г. Доска, масло.
70 х 39,5 см. Частное собрание.
В.Е. Татлин (1885-1953). Дамба водохранилища. Эскиз декорации к спектаклю «Чаша радости» по пьесе
Н.Г. Винникова. Режиссер В.С. Колесаев. Московский театр им. Моссовета. 1949-1950 гг. Холст, масло. 54,9х70,2 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Заградительный вал. Эскиз декорации к спектаклю «Чаша радости» по пьесе
Н.Г. Винникова. 1949-1950 гг. Холст, масло. 44,8 х 69,9 см. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Лес. Эскиз декорации к спектаклю «Чаша радости» по пьесе Н.Г. Винникова. 1949-1950 гг.
Холст, масло. 47,4 х 62,7 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Колхозный сад. Эскиз декорации к спектаклю «Чаша радости» по пьесе Н.Г. Винникова.
1949-1950 гг. Холст, масло. 44,4 х 71 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
В.Е. Татлин (1885-1953). Лес. Эскиз к неизвестной постановке. Начало 1950-х гг. Холст на картоне, масло.
37,3 х 56,8 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В магазине на ВСХВ. Слева направо: художники-оформители Т.М. Шапиро, В.Е. Татлин, М.И. Плесковская,
М.И. Чигарев. Фотография 1940 г.
Во время Великой Отечественной войны в 1942-1943 годы Татлин живет в городе Горьком (Нижний Новгород) в эвакуации. В 1943 году на фронте погибает его 19-летний сын Владимир, смерть которого надолго выбила отца из колеи.
После войны в 1946 году художник вернулся в столицу, пишет пейзажи и натюрморты в Домах творчества художников в Плёсе на Волге и в Сенеже. В период с 1946 по 1949 годы занимался оформлением различных спектаклей в московских театрах. При этом, несмотря на активную творческую работу, а возможно, из-за зависти коллег, в 1948 году Татлин оказался в числе наиболее критикуемых «антинародных» деятелей театра за формализм, но смело выступает против ложных обвинений. В ходе политической травли на официальном собрании деятелей театра художник выразил протест против критики в свой адрес, чем лишь усложнил свои и так не простые отношения с официальной властью и театральным сообществом.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет сына. 1940-1941 гг. Бумага, карандаш. 33 х 24,8 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет сестры художника Сильвии. 1939 г.
Бумага, карандаш. 30,9 x 46,5 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
В.Е. Татлин (1885-1953). Мясо. 1947 г. Холст на картоне, масло. 60,7 х 71,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Лук. 1949 г. Холст на дереве, масло. 56,5 х 62 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Белый кувшин и картофель. 1948-1951 гг. Холст, масло. 45 х 55,5 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Ветки рябины в глиняном кувшине. 1948-1951 гг. Холст, масло. 106 х 142 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Редиска. 1951 г. Холст на дереве, масло. 30 х 58 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Череп на раскрытой книге. 1948-1953 гг. Холст, масло. 89 х 103 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Красные цветы. 1948-1953 гг.
Холст, масло. 80 х 53,5 см. РГАЛИ, Москва.
И в заключение, несколько недатированных и ранних работ Владимира Татлина:
В.Е. Татлин (1885-1953). Без названия. Бумага, гуашь. 26 х 20 см.
Аукцион 888 Auctions, Торонто, Канада.
В.Е. Татлин (1885-1953). Танец (La danse). Картон, масло. 19 х 14 см.
Аукционный дом Damien Leclere, Марсель, Франция.
В.Е. Татлин (1885-1953). Абстрактная композиция. Бумага, гуашь. 26,7 x 23,8 см.
Частное собрание.
В.Е. Татлин (1885-1953), атрибуция. Абстрактная композиция (Лоскутное одеяло).
Картон, акварель. 31,1 х 23,1 см. Частное собрание.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рисунок планировки квартиры Анны Ахматовой в доме на Фонтанке и фото с пальто Николая Пунина. С многострадальным мужем Анны Ахматовой, трижды арестованным и погибшим в лагере, историком искусства Н.Н. Пуниным (1888-1953) Татлин познакомился и начал дружить еще в далеком 1916 году и умерли в один 1953 год – год смерти Сталина.
В.Е. Татлин играет на бандуре собственного изготовления. Фотография, конец 1940-х гг.
Владимир Евграфович Татлин скончался в Москве 31 мая 1953 года. Был кремирован и захоронен в 106 секции
колумбария Новодевичьего кладбища. На его похороны пришло всего семь-восемь человек.
Урна с прахом В.Е. Татлина в колумбарии на Новодевичьем кладбище в Москве.
Владимир Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным только в 1960-е, а затем - в 1990-е годы в Европе и России. Проводились многочисленные ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие Татлина стало одним из символов русского авангарда. Работы Владимира Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые восприняли их как подлинную революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хартфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло - Да здравствует машинное искусство Татлина!»
Георг Гросс и Джон Хартфилд, держащие плакат с надписью «Искусство умерло -
Да здравствует машинное искусство Татлина!». Фотография 1920 г., Германия.
ИСТОЧНИКИ
Лариса Алексеевна Жадова «Владимир Евграфович Татлин». Монография (на венгерском языке). Издательство Корвина, Будапешт, 1983 г. – 536 стр., 426 иллюстраций (из них 76 цветных и 350 черно-белых). На суперобложке картина В.Е. Татлина «Эскиз декорации к поэме Велимира Хлебникова «Зангези». 1923 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
ТАТЛИН (TATLIN). Каталог выставки в Дюссельдорфе 11 сентября – 21 ноября 1993 г. и Государственной Третьяковской галерее, 1994 г. (на немецком и русском языках). Составители Анатолий Стригалев и Юрген Хартен. Издательство ДЮМОН (DuMont Buchverlag Koln), Кёльн, 1993 г. – 416 стр., 187 цвет. и ч-б. илл. Отпечатано в Германии. На обложке модель проекта «Памятника III Интернационала». Реконструкция 1992-1993 гг.