ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ – РУССКИЙ ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТИВИСТ ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ ТАТЛИН (1885-1953), ЧАСТЬ I03-07-2023 16:16к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Как особое течение конструктивизм сложился к началу 1921 года, однако фактическое его рождение произошло раньше и было связано с творчеством Владимира Евграфовича Татлина (1885-1953), являющегося главной фигурой в данном течении. Как оригинальный художник он заявил о себе серией рельефов и контррельефов (1914-1916). Созданные под влиянием французского кубизма, они, однако, имели существенное отличие: они никак не соотносились с реальными предметами и были построены из чистых геометрических форм. Рельефы Татлина имели для скульптуры примерно такое же значение, что и супрематизм Малевича для живописи. Они выражали суть конструктивизма, в котором традиционные категории формы и содержания уступают место понятиям материала и конструкции. Форма при этом остается, но приобретает иную природу. В контррельефах она возникает из пространства и времени. Форма сближается и практически совпадает с конструкцией. По мнению Татлина, эстетические ценности рождаются не из придуманной в голове художника формы, но «из реальных материалов в реальном пространстве».
Отец Евграф Никифорович Татлин. Мать Надежда Николаевна Татлина. Фотографии 1880-е гг.
Владимир Евграфович Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года в Москве в семье потомственного орловского дворянина Евграфа Никифоровича Татлина и Надежды Николаевны Татлиной (урожденной Барт). Глава семьи работал инженером-технологом на московской железной дороге, как специалист ездил в США, а его супруга, культурная и широко образованная женщина близкая народовольцам, была известной в литературных кругах Москвы поэтессой, занималась домом и воспитанием детей, коих в семье было трое – сестра Сильвия и старший брат Виктор. Дом Татлиных, находившийся в районе Петровского парка, всегда был полон гостей, поскольку семья была радушной и хлебосольной.
Е.Н. Татлин, отец художника, с детьми (слева направо) Сильвией, Владимиром
и Виктором. Фотография. Москва, 1889 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). Копия с фрески «Апостол в куполе церкви Святого Георгия»
в Старой Ладоге. 1905-1910 гг. Калька на бумаге, акварель, карандаш. 24 х 15,5 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Копии с фрески XII в. Церковь Святого Георгия, Старая Ладога. 1905-1910 гг.
Калька на бумаге, акварель, карандаш. 20х24; 22,2х24,5 см. (подложка).
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Цветы. 1908 г. Холст, масло. Частное собрание, Кировоград
(ныне Кропивницкий), Украина.
В.Е. Татлин (1885-1953). Огород (Пейзаж. Осень-лето.). 1908-1909 гг. Холст, масло. 53 х 66 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Южная улица. 1908-1909 гг. Холст, масло 50 х 57,5 см. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Цветы пижмы. 1908-1909 гг. Холст, масло. 80 х 74,5 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Гвоздика. 1908-1909 гг. Холст, масло. 73,5 х 66,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет подростка (Мужской портрет). 1908-1909 гг.
Холст, масло. 76 х 61 см. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет мальчика. 1908-1909 гг. Холст, масло. 76 х 61 см.
РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). В саду. 1908-1909 гг. Бумага, гуашь. 26,3 х 22,1 см. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Ноготки. 1910 г. Холст, масло. 53 х 66 см. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Листья ландышей в кувшине. 1910 г. Холст, масло. 68 х 58 см.
РГАЛИ, Москва.
Владимир Татлин - гимназист (справа). Фотография 1900 г.
В 1889 году Надежда Николаевна скоропостижно скончалась от тяжелой простуды, и воспитание детей легло на плечи главы семьи. В 1896 году отец повторно женился, и семья в полном составе переехала к его новому месту работы в Харьков, где Евграф Никифорович занял должность директора-распорядителя местной шерстомойной фабрики. Новая должность требовала много сил и времени, практически не оставляя его на детей, воспитанием которых теперь занималась мачеха, отношения с которой у Владимира не заладились с самого начала. Единственной отдушиной для него в эти годы являлось рисование, которым он увлекся еще в семилетнем возрасте, демонстрируя определённый навык и умение.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рыбак, забрасывающий удочку. 1910-1912 гг. Бумага, акварель. 24,2 х 15,1 см.
Собрание. Е.Б. Муриной и Д.В. Сарабьянова, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рыбак с удочкой на плече. 1910-1912 гг.
Бумага, акварель, гуашь, 35 х 29 см. Галерея Гмуржинской, Кёльн.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рынок (Порт-базар). 1910 г. Бумага, акварель, карандаш.
21,6 х 14,9 см. Собрание Е.Б. Муриной и Д.В. Сарабьянова, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). К открытию навигации (Моряк и китаец). 1910-1912 гг.
Бумага, акварель, карандаш. 23,5 х 20,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В.Е. Татлин (1885-1953). Продавец сукна (Флоцкие формы). 1910-1912 гг.
Бумага, акварель. 65,4 х 53,2 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рыбное дело (Торговец рыбой). Не окончено. На обороте акварели
«Продавец сукна». 1910-1912 гг. Бумага, акварель. 53,2 х 65,4 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Букет (Цветы). 1911-1912 гг. Холст, масло 93 х 48 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Натюрморт. Цветы. 1912 г. 71,5 х 61,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Владимир Татлин в юности.
В 1896 году Владимир Татлин начал обучение в Харьковском реальном училище, где не только не забыл свое детское увлечение, а наоборот, стал уделять ему еще больше времени. Тут стоит отметить, что юному таланту повезло в жизни, поскольку учителем рисования в училище оказался замечательный украинский художник академического направления, выпускник Императорской Академии художеств и ученик самого Карла Брюллова (1899-1952) Дмитрий Иванович Бесперчий (1825-1913), который быстро оценил природное дарование своего нового ученика и много времени посвятил дополнительным занятиям с ним. Соучеником Татлина здесь был впоследствии известный художник-авангардист А.В. Шевченко (1883-1948).
В.Е. Татлин (1885-1953). Продавец рыб. 1911 г. Холст, масло, 77 х 99 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет художника Мориса Фабри (1885-после 1933).
1911 г. Холст, масло 71,5 х 72,5. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Крестьянка. 1911 г. Картон, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Град Антон. Шатёр и трон Максемьяна. Эскиз декорации к спектаклю
«Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
«Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» - русская народная драма (конец XVIII - XIX вв.). Спектакль был поставлен в Московском Литературно-Художественном кружке (Москва, Б. Дмитровка, 15). Режиссер-постановщик М.М. Бонч-Томашевский. Премьера состоялась 6 ноября 1911 года. Спектакль исполнялся всего четыре раза.
В.Е. Татлин (1885-1953). Град Антон. Шатёр Максемьяна. Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян
и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г. Бумага, акварель, карандаш, бронза, коллаж. 48,5 х 66,6 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
В.Е. Татлин (1885-1953). Трон Царя Максемьяна. Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян
и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г. Бумага, акварель, карандаш. 42,5 х 55 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Трон Венеры. Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын
Адольфа». 1911 г. Бумага, акварель, карандаш. 49 х 53,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Рыбак. 1911 г. Бумага, акварель, черный карандаш. 24,6 х 24,3 см.
Собрание М. Салиной и С. Кривошеева.
Учебное парусное судно «Великая княжна Мария Николаевна», на котором
Владимир Татлин обучался плавать в 1904 году.
Три года продолжалась учеба в Харьковском училище, но уже в 1899 году 14-летний Владимир из-за постоянных конфликтов с мачехой убежал из отцовского дома и, добравшись до Одессы, устроился юнгой на торгово-пассажирский пароход «Великая княжна Мария Николаевна», совершавший регулярные переходы по Черному морю по маршруту Одесса–Варна–Стамбул–Ризе–Батум и обратно. Последующие рассказы Татлина о своей «счастливой» юности с легкостью могли бы послужить основой для приключенческого фильма. Он освоил множество различных ремесел, писал иконы в артели, работал в театре помощником декоратора, хорошо играл на самодельной бандуре, знал много украинских песен и былин, был прекрасным рассказчиком.
В.Е. Татлин (1885-1953). Лежащая натурщица. 1912 г. Холст, масло. 106 х 142 см. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
1. Винерина прелестница. Бумага, акварель, карандаш 23,6х16,8 см. 2. Брамбеус. Бумага, гуашь, тушь 24х16,9 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
3. Гробокопатель. Бумага, карандаш, акварель 24,1х17 см. 4. Магометанский посол. Бумага, акварель, карандаш 24х16,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
5. Паж. Бумага, акварель, карандаш 23х17 см. ГРМ. 6. Петух хоромный. Бумага, карандаш, акварель 24,3х17 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюма Венериного задирщика к спектаклю «Царь Максемьян
и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г. Бумага, акварель, карандаш. 24 х 17 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
1. Царь Максимилиан. Бумага, гуашь, карандаш. 23х17 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва. 2. Кумерская Винера. Бумага, акварель, карандаш. 24х16,6 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
3. Колючий Западный. Бумага, акварель, карандаш. 24,1 х 16,9 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 4. Дудильщик (Флейтист). Из собрания Л.И. Жевержеева. Местонахождение неизвестно.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы маскарадного костюма. 1912 г. 1. Бумага, гуашь, карандаш. 31,9х24 см. Собрание А.А. Капицы, Москва. 2. Картон, гуашь, темпера, карандаш. 32 х 24 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Молодой рыбак. 1912 г. Бумага, тушь. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет Велимира Хлебникова. Фронтиспис к книге
А. Крученых, В. Хлебникова «Мирсконца». Москва, 1912 г. Оттиск, клише.
В 1902 году желание стать художником заставило Владимира вернуться в Москву, где он поступил по конкурсу в 1 класс общеобразовательного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). При этом никаких авторитетов в среде педагогов для него в эти годы не существовало, даже известных русских живописцев Константина Коровина (1861-1939) и Валентина Серова (1865—1911) он не желал таковыми признавать. Результат такой самонадеянности не заставил себя долго ждать - уже в апреле 1903 года его отчислили из Училища «за неуспеваемость и неодобрительное поведение», и ходатайство отца о восстановлении сына в училище принято не было. Владимиру пришлось «не солоно хлебавши» возвращаться в отцовский дом в Харьков.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет Казимира Малевича. 1912-1913 гг.
Бумага, карандаш. 23,5 х 21,6 см. (овал). РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). 1. Обнаженная модель. Страница # 32 из альбома студии на Остоженке. 1912-1913 гг.
2. Сидящая обнаженная (Кубистическо-конструктивая композиция). Страница # 93 из альбома студии на Остоженке. 1912-1913 гг. Бумага, карандаш. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Две обнаженные. 1911-1914 гг. Рисунки 3-4. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). 5. Стоящая натурщица, опирающаяся на левую руку. Лист 48. 6. Стоящая натурщица с опорой на правую ногу. Лист 47. 1912-1913 гг. РГАЛИ, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). 7. Обнаженная, опирающаяся на согнутую в колене ногу. 1912-1913 гг. Бумага, карандаш. 42,8х26 см. Собрание Е.Б. Муриной и Д.В. Сарабьянова, Москва. 8. Обнаженная модель. Страница # 70 из альбома студии на Остоженке. 1912-1913 гг. РГАЛИ, Москва.
Владимир Татлин (стоит второй справа) среди членов команды и пассажиров на пароходе
«Принцесса Евгения Ольденбургская». Фотография, начало 1910-х гг.
В 1904 году после смерти отца Татлин отправился в Одессу, где поступил в Одесское училище торгового мореплавания, в рамках обучения в котором совершил свое второе в жизни плавание в Египет, но теперь уже на учебном парусном судне «Великая княжна Мария Николаевна». В 1911 году, в течение лета Владимир дважды совершает рейсы в качестве матроса по Средиземному морю в Малую Азию, Африку, Грецию и Италию. Свой опыт морских путешествий художник позже воплотил в акварельных композициях «Флотские формы», «Рыбное дело», а на автопортрете перед зрителями предстал матросом шхуны «Стерегущий». «В промежутках между художественным училищем и училищем живописи, ваяния и зодчества я направлялся в дальнее плавание для заработка, а также это давало мне возможность видеть корабли, море, разные иные земли, людей, рыб и птиц, за чем я уже тогда зорко наблюдал, и это наталкивало меня на разные мысли, которые в дальнейшем я осуществлял»— писал впоследствии Владимир Татлин.
М.Ф. Ларионов (1881-1964). Портрет Владимира Татлина в матросской блузе.
1908-1910 гг. Холст, масло. 76,8 x 59,1 см. Галерея Джеймса Баттервика, Лондон.
В.Е. Татлин (1885-1953). Натурщица. 1913 г. Холст, масло. 104,5 х 130,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Обнаженная модель. 1913 г. Приписывается Владимиру Татлину. Коллекция Эдика Натанова.
В.Е. Татлин (1885-1953). Натурщица (Композиция из обнаженной натуры). 1913 г.
Картон, темпера, 143 х 108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Натурщица. Без даты. Бумага, акварель. 39 х 27 см.
Частное собрание.
В.Е. Татлин (1885-1953). Сидящая обнаженная (не окончена). 1913 г.
Картон, темпера 68,5 х 48 см. Собрание А. Мьеле, Рим.
В.Е. Татлин (1885-1953). Женщина, кормящая грудью ребенка (не окончена). 1913 г.
Холст, масло. 35 х 30 см. Частное собрание, г. Бари, Италия.
В.Е. Татлин (1885-1953). Мадонна (Эскиз к композиционному анализу). 1913 г.
Бумага, гуашь, карандаш. 49 х 33 см. Собрание А.А. Капицы, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Польский бал. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)».
1913 г. Картон, акварель, клеевые краски, карандаш, тушь, лак. 55,5 х 93,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» - неосуществленная постановка, эскизы выполнены
по случаю годовщины Дома Романовых в 1913 году и экспонировались только на выставках.
В.Е. Татлин (1885-1953). Спасские ворота. Эскиз декорации к эпилогу неосуществленной оперы М.И. Глинки
«Жизнь за царя (Иван Сусанин). 1913 г. Картон, масло. 54,5 х 98,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Лес. Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г.
Бумага, клеевая краска. 54,5 х 95,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г.
Картон, карандаш, гуашь, лак. 44,5 х 94 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Спустя год Владимир покинул стены Одесского морского училища и в сентябре 1905 года поступил в Пензенское художественное училище им. Н. Селиверстова, открывшееся в 1898 году, - одно из лучших художественных училищ того времени в царской России, руководимое академиком живописи Константином Аполлоновичем Савицким (1844-1905), где до 1910 года прошел полный курс обучения.
Владимир Татлин. Фотография. Пенза, 1907 г.
Среди учителей Владимира Татлина в Пензенском художественное училище были такие мастера, как А.И. Вахрамеев, И.С. Горюшкин-Сорокопудов и особенно ценимый Татлиным А.Ф. Афанасьев, иллюстратор сказок и знаток фольклора. А.Ф. Афанасьев, С 1887 по 1905 год преподавал в художественной школе Императорского общества поощрения художеств в С-Петербурге. В 1905 году после смерти академика живописи К.А. Савицкого, Афанасьев был назначен директором Пензенского художественного училища. Во время летних каникул Татлин работает над копиями древнерусских церковных фресок Пскова, Старой Ладоги, Византии. В училище Владимир знакомится с А.В. Лентуловым и А.И. Тараном.
Ученики Пензенского художественного училища (слева направо): Г. Савицкий, А. Субботин, В. Татлин,
Е. Москвичев, В. Кузьмин, Н. Минкельдей (внизу), Д. Шувалов, А. Антоненко, А. Таран.
Фотография. Пенза, 1907 г.
В течение всего периода своего обучения во время ежегодных каникул Татлин постоянно посещал Москву и Петербург, где устанавливал контакты с популярными в то время у молодежи студиями и познакомился с лидером авангардной молодежи Михаилом Ларионовым (1881-1964), братьями Владимиром, Давидом, Николаем Бурлюками и другими. Сохранившиеся в архиве училища учебные рисунки Татлина сделаны, как и полагалось, по академическим правилам.
В студии М. Бернштейна. Владимир Татлин сидит внизу справа, в заднем ряду справа - С.Д. Лебедева.
Фотография, С-Петербург, начало 1910-х гг.
Татлин использовал любую возможность учиться. Во время пребывания в Петербурге он заходил и в студию Я.Ф. Ционглинского, и в школу живописи и рисования художников М.Д. Бернштейна и Л.В. Шервуда. В Москве его можно было встретить в студии И.И. Машкова.
Ученики Пензенского художественного училища. Владиииимр Татлин - второй справа.
Фотография. Пенза, 1907 г.
По окончании Пензенского художественного училища Владимир Татлин получил диплом художника, имевшего право преподавать рисование, черчение и чистописание (удостоверение об окончании № 408 от 5 апреля 1910 года).
В конце 1909 года молодой художник дебютировал со своими работами на Третьем салоне журнала «Золотое руно» в Москве (вне каталога), а лето 1910 года провел в Тирасполе, где вместе с Ларионовым занимался живописью. Творчество Ларионова оказало серьезное влияние на стиль начинающего художника в картинах «Натурщица», «Лежащая натурщица», «Огород». На своих полотнах он особенно выделял пространственную композицию и цвет.
М.Ф. Ларионов (1881-1964). Портрет В.Е. Татлина. 1913 г. Холст, масло. 89 х 72 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж
В.Е. Татлин (1885-1953). Матрос (Автопортрет). 1911 г. Холст, темпера, 71,5 x 71,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1911 году Татлин познакомился с поэтами группы «Гилея» Велимиром Хлебниковым, Алексеем Кручёных и другими. Знакомство с Хлебниковым, одно из важнейших событий в жизни Татлина, вряд ли имело какое-то влияние на написание «Матроса», но повлияло на последующее творчество художника. Автопортрет получился наивным, но достаточно чувственным. Годы службы для Татлина были ярким воспоминанием, что связано не только с российскими передрягами, но и с годами юности, того, что происходило впервые или предстояло претерпеть. Как и сама юность, работа Владимира Евграфовича кажется девственно-чистой. Лишь боевое орудие в правом верхнем углу картины и пара темных силуэтов матросов утяжеляют настроение.
В.Е. Татлин (1885-1953). Матрос. Открытка. 1912 г. Литография. 14 х 9,3 см.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)».
1913-1915 гг. Картон, карандаш, гуашь, тушь. 48,8 х 64,4 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Иван Сусанин, крестьянин села Домнино. Эскиз костюма
к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г. Бумага, карандаш,
акварель, темпера, гуашь. 46,7 х 32,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г. 1. Антонида. Картон, гуашь, темпера, карандаш. 46,2х32,3 см. 2. Богдан Сабинин, ее жених. Бумага, гуашь, темпера, карандаш. 46,4х32,3 см. Оба - Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г. 3. Крестьянская девушка. Бумага на картоне, карандаш, гуашь, тушь. 46,2х31,5 см. 4. Польский шляхтич. Картон, акварель, тушь, карандаш. 45х31,8 см. Оба - Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г.
5. Крестьянская девушка в кокошнике и красном сарафане. Собрание Владимира Пешича, Сербия. 6. Девушка в кокошнике. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель. 47,5х32 см. Собрание И. и Т. Манашеровых.
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет художника Владимира Бурлюка. 1913 г.
Бумага, литография. 20 х 16,5 см.
Архитекторы В. Веснин (стоит слева), Юшков, А. Веснин (сидит в центре), сестры Багриновские и В. Татлин.
Фотография пер. пол. 1910-х гг.
В 1910-х годах Татлин участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодежи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. В 1911 году вернулся в Москву и поселился у своего дяди Н. Татлина, став одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи». В ноябре того же 1911 года он оформил постановку народной драмы «Царь Максемьян» в московском «Литературно-художественном кружке».
Немного опережая хронологию - 3 января 1913 года Татлин был принят в члены общества «Союз молодежи» вместе с А.А. Моргуновым, В.Д. Бубновой и другими. В этом же году, после возвращения из Парижа, Татлин начинает работать над «материальными подборами», «живописными рельефами» и «контр-рельефами».
В.Е. Татлин (1885-1953). Контррельеф. Фотография и реконструкция. 1913-1914 г.
Местонахождение неизвестно. Экспонировался на Первой русской художественной
выставке в Берлине в галерее Ван Димена в 1922 году.
В.Е. Татлин (1885-1953). Проекты контр-рельефов. 1914-1915 гг. Частное собрание.
В.Е. Татлин (1885-1953). Проекты контр-рельефов. 1914-1915 гг. Частное собрание.
В.Е. Татлин (1885-1953). Без названия (Проект контр-рельефа). Бумага, гуашь.
42,9 х 32 г. Аукцион Hampel Fine Art Auctions GmbH & Co KG, Мюнхен, 2007 г.
Лот продан за EUR 36.000 евро.
В.Е. Татлин (1885-1953). Проект контр-рельефа. 1914 г. Частное собрание.
.Е. Татлин (1885-1953). Проект контр-рельефа. 1914-1915 гг.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
В.Е. Татлин (1885-1953). Автопортрет (Портрет художника). 1912 г. Холст, масло. 104 х 88 см.
Костромской музей-заповедник.
В 1912 году в составе кружка «Ослиный хвост» Татлин участвовал в одноименной выставке и в третьей выставке «Союза молодежи», а также принял участие в иллюстрировании литографированной футуристической книги «Мирсконца». После разрыва с Ларионовым летом 1912 года организовал собственную мастерскую на Остоженке, 37 (дом сохранился до наших дней), где вместе с ним работали братья А. и В. Веснины, А. Моргунов (1884-1935), В. Ходасевич (1894-1970) и другие. Это было началом так называемого «аналитического искусства» (определение Татлина), задачей которого было «поставить глаз под контроль осязания».
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (типа Контр-рельеф). 1915 г. Не сохранился.
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Контр-рельеф). Реконструкция (слева) по фотографии (справа). 1915 г.
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Бутылка). 1914 г. Дерево, жесть,
проволока, картон, обои, сапожная колодка, эмалевая и масляная краски.
Не сохранился.
В.Е. Татлин (1885-1953). Голубой контр-рельеф. 1914 г. Дерево разных пород,
металл, окраска синькой, мелом, клеевой краской. 79,5 х 44 х 7,3 см.
Частное собрание.
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Синтезостатичная композиция).
1914 г. Дерево, металл, обои, штриховка краской. Местонахождение неизвестно.
В.Е. Татлин, играющий на бандуре. Фотография. Москва, 1911 г.
В 1914 году по приглашению художника Сергея Чехонина Владимир Татлин в качестве «слепого» певца-бандуриста посетил Русскую кустарную выставку в Берлине и, пользуясь случаем, на несколько дней отправился в Париж, где нанес нежданный визит самому Пабло Пикассо. Эта встреча позднее обросла легендами, но для Татлина она стала эпохальной. О том, как Татлин попал в дом знаменитого мастера, доподлинно неизвестно. Существует предположение, что встречу помог организовать Марк Шагал. По другой версии, Татлин незаконно проник в дом Пикассо одним из поздних вечеров. Молодой художник застал Пикассо за работой и был настолько потрясен его техникой, что до конца дней считал его своим учителем. По другим источникам - Татлин был знаком с сообществом русских художников в Париже. Многие из них работали в творческой колонии Ля Рош, где часто бывал Пикассо. Поэтому представить этих художников друг другу не составило труда. Товарищ Татлина, литовский скульптор Жак Липшиц привел его в мастерскую Пабло Пикассо и познакомил их. Встреча длилась несколько часов: художники оживленно беседовали, после чего Пикассо подарил Татлину несколько тюбиков краски, и художники сердечно распрощались.
Владимир Татлин. Фотография. Париж, 1914 г.
По возвращении в Россию после заграничной поездки Татлин понял, что в изобразительном искусстве уже произошла революция. Теперь в его основе - материал, объем и конструкция. Эти три понятия объединялись в одно художественное направление - конструктивизм. Татлин начал работать над собственным произведением в новом стиле - контррельефом. В 1915 году на выставках «Трамвай В» и «1915 год» художник показал «Живописный рельеф 1915 года». Обе выставки и художественная ситуация последующих месяцев представляли первый период наибольшего влияния Татлина на художников русского авангарда.
Недоброжелатели Татлина позже пытались представить его первые рельефы как подражание Пикассо, не обращая внимания на разность методов обоих художников.
В.Е. Татлин (1885-1953). Контррельеф (Живописный рельеф). 1914-1916 гг.
Дерево, металл, кожа. 62 х 53 х 13 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Синтезостатичная комп). 1914-1915 гг.
Дерево, бумага, ткань, металл, краска. Из собрания А.А. Экстер.
В.Е. Татлин (1885-1953). Синтетическая-статическая композиция. 1914-1915 гг.
В.Е. Татлин (1885-1953). 1. Танцующая обнаженная женщина с рожками. 1914 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 43х26 см. РГАЛИ, Москва. 2. Сидящая обнаженная (Кубистическо-конструктивая композиция). 1914 г. Бумага, карандаш. 43,2х25,9 см. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
Владимир Евграфович Татлин. Фотография 1914-1915 гг.
В 1915 году Владимир Татлин участвовал в легендарной Последней футуристической выставке «0,10», представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 428-432, 447-448.
В.Е. Татлин. Каталог выставки. Москва, Советский художник, 1977 г. 68 с., ил.
Владимир Татлин / Цвет времени / Телеканал Культура