• Авторизация


ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ – РУССКИЙ ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТИВИСТ ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ ТАТЛИН (1885-1953), ЧАСТЬ I 03-07-2023 16:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Татлин в Пензе (548x700, 147Kb)

Как особое течение конструктивизм сложился к началу 1921 года, однако фактическое его рождение произошло раньше и было связано с творчеством Владимира Евграфовича Татлина (1885-1953), являющегося главной фигурой в данном течении. Как оригинальный художник он заявил о себе серией рельефов и контррельефов (1914-1916). Созданные под влиянием французского кубизма, они, однако, имели существенное отличие: они никак не соотносились с реальными предметами и были построены из чистых геометрических форм. Рельефы Татлина имели для скульптуры примерно такое же значение, что и супрематизм Малевича для живописи. Они выражали суть конструктивизма, в котором традиционные категории формы и содержания уступают место понятиям материала и конструкции. Форма при этом остается, но приобретает иную природу. В контррельефах она возникает из пространства и времени. Форма сближается и практически совпадает с конструкцией. По мнению Татлина, эстетические ценности рождаются не из придуманной в голове художника формы, но «из реальных материалов в реальном пространстве».



1880-е Отец Евграф Никифорович Татлин (411x600, 105Kb) 1880-е Мать Надежда Николаевна Татлина (400x600, 101Kb)
Отец Евграф Никифорович Татлин. Мать Надежда Николаевна Татлина. Фотографии 1880-е гг.

Владимир Евграфович Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года в Москве в семье потомственного орловского дворянина Евграфа Никифоровича Татлина и Надежды Николаевны Татлиной (урожденной Барт). Глава семьи работал инженером-технологом на московской железной дороге, как специалист ездил в США, а его супруга, культурная и широко образованная женщина близкая народовольцам, была известной в литературных кругах Москвы поэтессой, занималась домом и воспитанием детей, коих в семье было трое – сестра Сильвия и старший брат Виктор. Дом Татлиных, находившийся в районе Петровского парка, всегда был полон гостей, поскольку семья была радушной и хлебосольной.

1889 Отец с детьми. Москва (489x700, 143Kb)
Е.Н. Татлин, отец художника, с детьми (слева направо) Сильвией, Владимиром
и Виктором. Фотография. Москва, 1889 г.

1905 Копия с фрески. Апостол. Купольная часть Церкви Св. Георгия с. Старая Ладогакалька на картоне, граф кар, акв, бел. 22,5х12,9, 24х15,3 подложк. ГЦТМ (2) (412x700, 110Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Копия с фрески «Апостол в куполе церкви Святого Георгия»
в Старой Ладоге. 1905-1910 гг. Калька на бумаге, акварель, карандаш. 24 х 15,5 см.
РГАЛИ, Москва.

1905 Копии с фрески XII в. Церковь Святого Георгия с. Старая Ладога20х24, 22,2х24,5 (подложка) ГЦТМ (700x604, 116Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Копии с фрески XII в. Церковь Святого Георгия, Старая Ладога. 1905-1910 гг.
Калька на бумаге, акварель, карандаш. 20х24; 22,2х24,5 см. (подложка).
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1908 Цветы. (555x700, 139Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Цветы. 1908 г. Холст, масло. Частное собрание, Кировоград
(ныне Кропивницкий), Украина.

1908-1909  Огород. (Осень-лето. Пейзаж). Х, м. 53 х 66 см. РГАЛИ (700x565, 193Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Огород (Пейзаж. Осень-лето.). 1908-1909 гг. Холст, масло. 53 х 66 см.
РГАЛИ, Москва.

1908-1909 Южная улица. Холст, масло 50 х 57,5. РГАЛИ (700x606, 229Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Южная улица. 1908-1909 гг. Холст, масло 50 х 57,5 см. РГАЛИ, Москва.

1908-1909 Цветы пижмы. Х, м. 80 х 74,5 см. РГАЛИ (626x700, 212Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Цветы пижмы. 1908-1909 гг. Холст, масло. 80 х 74,5 см.
РГАЛИ, Москва.

1908-1909 Гвоздика. Х, м. 73,5 х 66,5 см. ГРМ (630x700, 267Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Гвоздика. 1908-1909 гг. Холст, масло. 73,5 х 66,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1908-1909 Портрет подростка (Муж портрет). Холст, масло. 76 х 61 см. РГАЛИ (563x700, 190Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет подростка (Мужской портрет). 1908-1909 гг.
Холст, масло. 76 х 61 см. РГАЛИ, Москва.

1908-1909 Портрет мальчика. Холст, масло 76 х 61. РГАЛИ (609x700, 203Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет мальчика. 1908-1909 гг. Холст, масло. 76 х 61 см.
РГАЛИ, Москва.

1908-1909 В саду. Бум, гуашь. 26,3 х 22,1 см. РГАЛИ (700x591, 182Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). В саду. 1908-1909 гг. Бумага, гуашь. 26,3 х 22,1 см. РГАЛИ, Москва.

1910 Ноготки. Холст, масло 53 х 66 см. РГАЛИ (700x574, 190Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Ноготки. 1910 г. Холст, масло. 53 х 66 см. РГАЛИ, Москва.

1910 Листья ландышей в кувшине. Холст, масло 68 х 58. РГАЛИ (2) (592x700, 175Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Листья ландышей в кувшине. 1910 г. Холст, масло. 68 х 58 см.
РГАЛИ, Москва.

1900 гимназист татлин (700x588, 175Kb)
Владимир Татлин - гимназист (справа). Фотография 1900 г.

В 1889 году Надежда Николаевна скоропостижно скончалась от тяжелой простуды, и воспитание детей легло на плечи главы семьи. В 1896 году отец повторно женился, и семья в полном составе переехала к его новому месту работы в Харьков, где Евграф Никифорович занял должность директора-распорядителя местной шерстомойной фабрики. Новая должность требовала много сил и времени, практически не оставляя его на детей, воспитанием которых теперь занималась мачеха, отношения с которой у Владимира не заладились с самого начала. Единственной отдушиной для него в эти годы являлось рисование, которым он увлекся еще в семилетнем возрасте, демонстрируя определённый навык и умение.

1910-1912 Рыбак, забрасывающий удочку. Бум, акв. 24,2 х 15,1 см. Собр. Е.Б Муриной и Д.В. Сарабьянова, Мск (700x436, 106Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Рыбак, забрасывающий удочку. 1910-1912 гг. Бумага, акварель. 24,2 х 15,1 см.
Собрание. Е.Б. Муриной и Д.В. Сарабьянова, Москва.

1910-1912 Рыбак с удочкой на плече. Бум, акв, гуашь, 35 х 29 см. Гал Гмуржинской, Кёльн (434x700, 97Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Рыбак с удочкой на плече. 1910-1912 гг.
Бумага, акварель, гуашь, 35 х 29 см. Галерея Гмуржинской, Кёльн.

1910 Рынок (Порт-базар). Бум, акв, кар. 21,6 х 14,9 см. Собр. Е.Б Муриной и Д.В. Сарабьянова, Мск (494x700, 161Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Рынок (Порт-базар). 1910 г. Бумага, акварель, карандаш.
21,6 х 14,9 см. Собрание Е.Б. Муриной и Д.В. Сарабьянова, Москва.

1910-1912 К открытию навигации (Моряк и китаец). Бум, акв., кар. 23,5 х 20,2 см. Саратов ХМ (579x700, 172Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). К открытию навигации (Моряк и китаец). 1910-1912 гг.
Бумага, акварель, карандаш. 23,5 х 20,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1910-1912 Продавец сукна (Флоцкие формы). Бум, акв. 65,4 х 53,2 см. ГЦТМ (2) (569x700, 175Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Продавец сукна (Флоцкие формы). 1910-1912 гг.
Бумага, акварель. 65,4 х 53,2 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1910-е Торговец рыбой (На обороте Солдат в униформе) (700x583, 147Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Рыбное дело (Торговец рыбой). Не окончено. На обороте акварели
«Продавец сукна». 1910-1912 гг. Бумага, акварель. 53,2 х 65,4 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1911 Букет.  Холст, масло 93 х 48. ГТГ (584x700, 193Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Букет (Цветы). 1911-1912 гг. Холст, масло 93 х 48 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912 Натюрморт. Цветы, 71,5 × 71,5 см. ГРМ 2 (679x700, 187Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Натюрморт. Цветы. 1912 г. 71,5 х 61,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

tathlin_1 (488x650, 76Kb)
Владимир Татлин в юности.

В 1896 году Владимир Татлин начал обучение в Харьковском реальном училище, где не только не забыл свое детское увлечение, а наоборот, стал уделять ему еще больше времени. Тут стоит отметить, что юному таланту повезло в жизни, поскольку учителем рисования в училище оказался замечательный украинский художник академического направления, выпускник Императорской Академии художеств и ученик самого Карла Брюллова (1899-1952) Дмитрий Иванович Бесперчий (1825-1913), который быстро оценил природное дарование своего нового ученика и много времени посвятил дополнительным занятиям с ним. Соучеником Татлина здесь был впоследствии известный художник-авангардист А.В. Шевченко (1883-1948).

1911 Продавец рыб. Холст, масло, 77 х 99 см. ГТГ. (700x557, 132Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Продавец рыб. 1911 г. Холст, масло, 77 х 99 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1911 Портрет художника М.Фабри. Холст, масло 71,5 х 72,5. РГАЛИ (2) (700x700, 176Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет художника Мориса Фабри (1885-после 1933).
1911 г. Холст, масло 71,5 х 72,5. РГАЛИ, Москва.

1911 Крестьянка. Перм. карт. гал. или ГРМ (634x700, 188Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Крестьянка. 1911 г. Картон, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1911 Град Антон. Шатёр и трон Максемьяна — Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа, ГРМ (700x492, 145Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Град Антон. Шатёр и трон Максемьяна. Эскиз декорации к спектаклю
«Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

«Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» - русская народная драма (конец XVIII - XIX вв.). Спектакль был поставлен в Московском Литературно-Художественном кружке (Москва, Б. Дмитровка, 15). Режиссер-постановщик М.М. Бонч-Томашевский. Премьера состоялась 6 ноября 1911 года. Спектакль исполнялся всего четыре раза.

1911 Град Антон. Шатёр Максемьяна — Эскиз дек к спек Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа Б, акв, кар, бронза, коллаж. 48,5х66,6 см. СПб театр муз (2) (700x452, 145Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Град Антон. Шатёр Максемьяна. Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян
и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г. Бумага, акварель, карандаш, бронза, коллаж. 48,5 х 66,6 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1911 Трон Царя Максемьяна — Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа»Б, акв, кар 42,5х55 см. ГРМ (700x538, 123Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Трон Царя Максемьяна. Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян
и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г. Бумага, акварель, карандаш. 42,5 х 55 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1911 Трон Венеры. Эскиз декора.  Бум, акв, кар. 49 х 53,5 см. ГРМ (700x657, 223Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Трон Венеры. Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын
Адольфа». 1911 г. Бумага, акварель, карандаш. 49 х 53,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1911 Рыбак, Бумага, акварель, черный карандаш 24,6х24,3 Собрание М.Салиной и С.Кривошеева (682x700, 161Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Рыбак. 1911 г. Бумага, акварель, черный карандаш. 24,6 х 24,3 см.
Собрание М. Салиной и С. Кривошеева.

1904 Учебное парусное судно Великая княжна Мария Николаевна, на котором обучался в 1904 г. Татлин (495x700, 229Kb)
Учебное парусное судно «Великая княжна Мария Николаевна», на котором
Владимир Татлин обучался плавать в 1904 году.

Три года продолжалась учеба в Харьковском училище, но уже в 1899 году 14-летний Владимир из-за постоянных конфликтов с мачехой убежал из отцовского дома и, добравшись до Одессы, устроился юнгой на торгово-пассажирский пароход «Великая княжна Мария Николаевна», совершавший регулярные переходы по Черному морю по маршруту Одесса–Варна–Стамбул–Ризе–Батум и обратно. Последующие рассказы Татлина о своей «счастливой» юности с легкостью могли бы послужить основой для приключенческого фильма. Он освоил множество различных ремесел, писал иконы в артели, работал в театре помощником декоратора, хорошо играл на самодельной бандуре, знал много украинских песен и былин, был прекрасным рассказчиком.

1912 Лежащая натурщица. Х, м. 106 х 142. РГАЛИ (700x531, 196Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Лежащая натурщица. 1912 г. Холст, масло. 106 х 142 см. РГАЛИ, Москва.

1912-1913 Отдых (Натурщица). Живопис. произ-е. Место неизв (700x576, 216Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Отдых (Натурщица). 1912-1913 гг. Живописное произведение.
Местонахождение неизвестно.

1911 Венерина прелестница. Эскиз костюма к спектаклю Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа. Бумага, акварель, карандаш 23,6х16,8. ГРМ  (387x590, 87Kb)1911 Брамбеус. Эскиз костюма к спектаклю Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа. Бумага, гуашь, тушь 24х16,9. ГРМ  (410x590, 96Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
1. Винерина прелестница. Бумага, акварель, карандаш 23,6х16,8 см. 2. Брамбеус. Бумага, гуашь, тушь 24х16,9 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1911 Магометанский посол. Эскиз костюма к спектаклю Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа. Бумага, акварель, карандаш 24х16,5. ГРМ (416x580, 85Kb)1911 Гробокопатель. Эскиз костюма к спектаклю Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа. Бумага, карандаш, акварель 24,1х17 ГРМ (400x580, 91Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
3. Гробокопатель. Бумага, карандаш, акварель 24,1х17 см. 4. Магометанский посол. Бумага, акварель, карандаш 24х16,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1911 Паж. Эскиз костюма к спектаклю Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа. Бумага, акварель, карандаш 23х17. ГРМ (400x570, 90Kb)1911 Петух хоромный. Эскиз костюма к спектаклю Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа. Бумага, карандаш, акварель 24,3х17. ГРМ (394x570, 92Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
5. Паж. Бумага, акварель, карандаш 23х17 см. ГРМ. 6. Петух хоромный. Бумага, карандаш, акварель 24,3х17 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1911 Эскиз костюма Венериного задирщика (499x700, 119Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюма Венериного задирщика к спектаклю «Царь Максемьян
и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г. Бумага, акварель, карандаш. 24 х 17 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
1911 Эскиз костюма царя Максимилиана к спектаклю «Действо о царе Максимилиане», (2) (397x560, 91Kb)1911 Эскиз костюма кумерской Венеры (400x560, 84Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
1. Царь Максимилиан. Бумага, гуашь, карандаш. 23х17 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва. 2. Кумерская Винера. Бумага, акварель, карандаш. 24х16,6 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1911 Эскиз костюмов Западного  задирщика к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфо». Бумага, карандаш,  (461x600, 116Kb) 1911 Эскиз флейтиста к царю Максимилиану (340x600, 71Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». 1911 г.
3. Колючий Западный. Бумага, акварель, карандаш. 24,1 х 16,9 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 4. Дудильщик (Флейтист). Из собрания Л.И. Жевержеева. Местонахождение неизвестно.
1912 Эскиз маскарадного костюма. Бум, гуашь, кар. 31,9 х 24 см. Собр. А.А. Капица, Мск (400x540, 80Kb)1912 Эскиз маскарадного костюма. Картон, гуашь, темпера, карандаш 32х24. ГТГ (392x540, 83Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы маскарадного костюма. 1912 г. 1. Бумага, гуашь, карандаш. 31,9х24 см. Собрание А.А. Капицы, Москва. 2. Картон, гуашь, темпера, карандаш. 32 х 24 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912 Рыбак (700x563, 94Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Молодой рыбак. 1912 г. Бумага, тушь. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1912 Портрет В. Хлебникова. Фронтиспис к книге А. Крученых, В. Хлебникова Мирсконца, Москва. Оттиск, клише  (442x700, 216Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет Велимира Хлебникова. Фронтиспис к книге
А. Крученых, В. Хлебникова «Мирсконца». Москва, 1912 г. Оттиск, клише.

В 1902 году желание стать художником заставило Владимира вернуться в Москву, где он поступил по конкурсу в 1 класс общеобразовательного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). При этом никаких авторитетов в среде педагогов для него в эти годы не существовало, даже известных русских живописцев Константина Коровина (1861-1939) и Валентина Серова (1865—1911) он не желал таковыми признавать. Результат такой самонадеянности не заставил себя долго ждать - уже в апреле 1903 года его отчислили из Училища «за неуспеваемость и неодобрительное поведение», и ходатайство отца о восстановлении сына в училище принято не было. Владимиру пришлось «не солоно хлебавши» возвращаться в отцовский дом в Харьков.

1912-1913 Портрет Казимира Малевича. Бум, кар. 23,5 х 21,6 см. (овал) РГАЛИ (476x700, 179Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет Казимира Малевича. 1912-1913 гг.
Бумага, карандаш. 23,5 х 21,6 см. (овал). РГАЛИ, Москва.
1912-1913 Обнаженная модель. Страница # 32 из альбома  студии на Остоженке (400x520, 90Kb)1912-1913 Сид обнага (Кубистическо-конструктивая комп) Страница # 93 из альбома  студии на Остоженке.jpg. Бум, кар.  (400x520, 73Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). 1. Обнаженная модель. Страница # 32 из альбома студии на Остоженке. 1912-1913 гг.
2. Сидящая обнаженная (Кубистическо-конструктивая композиция). Страница # 93 из альбома студии на Остоженке. 1912-1913 гг. Бумага, карандаш. РГАЛИ, Москва.
1912-1913 Две обнаженных. Рисунок (700x700, 152Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Две обнаженные. 1911-1914 гг. Рисунки 3-4. РГАЛИ, Москва.
1912-1913 Akt (№ 26) (403x630, 81Kb)1912-1913 Akt (Кат 1994 - № 27) (392x630, 76Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). 5. Стоящая натурщица, опирающаяся на левую руку. Лист 48. 6. Стоящая натурщица с опорой на правую ногу. Лист 47. 1912-1913 гг. РГАЛИ, Москва.
1912-1913 Обнаж, опир на согн в колене ногк. Бум, кар. 42,8 х 26. Собр. Е.Б.Муриной и Д.В. Сарабьянова, Мск (400x685, 146Kb)1912-1913 Обнаженная модель. Страница # 70 из альбома  студии на Остоженке (402x685, 75Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). 7. Обнаженная, опирающаяся на согнутую в колене ногу. 1912-1913 гг. Бумага, карандаш. 42,8х26 см. Собрание Е.Б. Муриной и Д.В. Сарабьянова, Москва. 8. Обнаженная модель. Страница # 70 из альбома студии на Остоженке. 1912-1913 гг. РГАЛИ, Москва.

1910-е  нач. Татлин (стоит второй справа) среди членов команды и пассажиров на пароходе принцесса Евгения Ольденбургская (700x405, 141Kb)
Владимир Татлин (стоит второй справа) среди членов команды и пассажиров на пароходе
«Принцесса Евгения Ольденбургская». Фотография, начало 1910-х гг.

В 1904 году после смерти отца Татлин отправился в Одессу, где поступил в Одесское училище торгового мореплавания, в рамках обучения в котором совершил свое второе в жизни плавание в Египет, но теперь уже на учебном парусном судне «Великая княжна Мария Николаевна». В 1911 году, в течение лета Владимир дважды совершает рейсы в качестве матроса по Средиземному морю в Малую Азию, Африку, Грецию и Италию. Свой опыт морских путешествий художник позже воплотил в акварельных композициях «Флотские формы», «Рыбное дело», а на автопортрете перед зрителями предстал матросом шхуны «Стерегущий». «В промежутках между художественным училищем и училищем живописи, ваяния и зодчества я направлялся в дальнее плавание для заработка, а также это давало мне возможность видеть корабли, море, разные иные земли, людей, рыб и птиц, за чем я уже тогда зорко наблюдал, и это наталкивало меня на разные мысли, которые в дальнейшем я осуществлял»— писал впоследствии Владимир Татлин.

1908-1910 Study of a Head (Portrait of Vladimir Tatlin in Seaman’s Blouse) Дж. Баттервик (527x700, 168Kb)
М.Ф. Ларионов (1881-1964). Портрет Владимира Татлина в матросской блузе.
1908-1910 гг. Холст, масло. 76,8 x 59,1 см. Галерея Джеймса Баттервика, Лондон.

1913 Натурщица. Х, м. 104,5 х 130,5 см. ГРМ (700x541, 111Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Натурщица. 1913 г. Холст, масло. 104,5 х 130,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1913 Обнаженная модель. (Перм. карт. гал.) (700x506, 93Kb)
Обнаженная модель. 1913 г. Приписывается Владимиру Татлину. Коллекция Эдика Натанова.

1913 Натурщица (Комп. из обнаж. натуры). Карт, темпера, 143 х 108 см. ГТГ (500x700, 138Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Натурщица (Композиция из обнаженной натуры). 1913 г.
Картон, темпера, 143 х 108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Натурщица. Бум, акв. 39×27 см. ЧС (480x700, 122Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Натурщица. Без даты. Бумага, акварель. 39 х 27 см.
Частное собрание.

1913 Сидящая обнаженная (не окончена). Картон, темпера 68,5х48 см. Собрание А.Мьеле, Рим (489x700, 124Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Сидящая обнаженная (не окончена). 1913 г.
Картон, темпера 68,5 х 48 см. Собрание А. Мьеле, Рим.

1913 Ж-на, кормящая грудью ребенка (не окнчена). Х, м. 35 х 30 см. ЧС, г. Бари, Италия (2) (584x700, 225Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Женщина, кормящая грудью ребенка (не окончена). 1913 г.
Холст, масло. 35 х 30 см. Частное собрание, г. Бари, Италия.

1913 Мадонна (Эскиз к композиционному анализу) Бум, гуашь, кар. 49 х 33 см. Собр А.А. Капицы, Мск (504x700, 116Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Мадонна (Эскиз к композиционному анализу). 1913 г.
Бумага, гуашь, карандаш. 49 х 33 см. Собрание А.А. Капицы, Москва.

1913 Польский бал. Эскиз декорации к опере М.И.Глинки Жизнь за царя (Иван Сусанин) Картон, акварель, клеевые краски, карандаш, тушь, лак 55,5х93,2. ГТГ (700x423, 102Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Польский бал. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)».
1913 г. Картон, акварель, клеевые краски, карандаш, тушь, лак. 55,5 х 93,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» - неосуществленная постановка, эскизы выполнены
по случаю годовщины Дома Романовых в 1913 году и экспонировались только на выставках.

1913 «Спасские ворота». Эскиз декорации к эпилогу неосуществленной оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» Карт, м. 54,5 х 98,2 см. ГТГ (700x347, 145Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Спасские ворота. Эскиз декорации к эпилогу неосуществленной оперы М.И. Глинки
«Жизнь за царя (Иван Сусанин). 1913 г. Картон, масло. 54,5 х 98,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1913 Лес. Эскиз декорации к опере Жизнь за царя. Бум, клеевая краска. 54,5 х 95,5 см. ГТГ (700x354, 88Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Лес. Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г.
Бумага, клеевая краска. 54,5 х 95,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1913 Эскиз декорации к опере М.И.Глинки Жизнь за царя (Иван Сусанин) Картон, карандаш, гуашь, лак 44,5х94. ГЦТМ (700x336, 83Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г.
Картон, карандаш, гуашь, лак. 44,5 х 94 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1913 Эскиз декорации к опере Глинки Жизнь за царя (700x339, 81Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого 2 (700x525, 148Kb)

Спустя год Владимир покинул стены Одесского морского училища и в сентябре 1905 года поступил в Пензенское художественное училище им. Н. Селиверстова, открывшееся в 1898 году, - одно из лучших художественных училищ того времени в царской России, руководимое академиком живописи Константином Аполлоновичем Савицким (1844-1905), где до 1910 года прошел полный курс обучения.

1907 Владимир Татлин. Пенза (700x513, 186Kb)
Владимир Татлин. Фотография. Пенза, 1907 г.

Среди учителей Владимира Татлина в Пензенском художественное училище были такие мастера, как А.И. Вахрамеев, И.С. Горюшкин-Сорокопудов и особенно ценимый Татлиным А.Ф. Афанасьев, иллюстратор сказок и знаток фольклора. А.Ф. Афанасьев, С 1887 по 1905 год преподавал в художественной школе Императорского общества поощрения художеств в С-Петербурге. В 1905 году после смерти академика живописи К.А. Савицкого, Афанасьев был назначен директором Пензенского художественного училища. Во время летних каникул Татлин работает над копиями древнерусских церковных фресок Пскова, Старой Ладоги, Византии. В училище Владимир знакомится с А.В. Лентуловым и А.И. Тараном.

1907 Ученики ПХУ. С-Н Г.Савицкий, А.Субботин, В.Татлин, Е.Москвичев, В.Кузьмин, Н.Минкельдей (внизу), Д.Шувалов, А.Антоненко, А.Таран (700x478, 151Kb)
Ученики Пензенского художественного училища (слева направо): Г. Савицкий, А. Субботин, В. Татлин,
Е. Москвичев, В. Кузьмин, Н. Минкельдей (внизу), Д. Шувалов, А. Антоненко, А. Таран.
Фотография. Пенза, 1907 г.

В течение всего периода своего обучения во время ежегодных каникул Татлин постоянно посещал Москву и Петербург, где устанавливал контакты с популярными в то время у молодежи студиями и познакомился с лидером авангардной молодежи Михаилом Ларионовым (1881-1964), братьями Владимиром, Давидом, Николаем Бурлюками и другими. Сохранившиеся в архиве училища учебные рисунки Татлина сделаны, как и полагалось, по академическим правилам.

1910-е нач. В студии М.Бернштейна. Татлин сидит внизу справа, в заднем ряду справа - С.Д. Лебедева 2 .jpg (700x381, 183Kb)
В студии М. Бернштейна. Владимир Татлин сидит внизу справа, в заднем ряду справа - С.Д. Лебедева.
Фотография, С-Петербург, начало 1910-х гг.

Татлин использовал любую возможность учиться. Во время пребывания в Петербурге он заходил и в студию Я.Ф. Ционглинского, и в школу живописи и рисования художников М.Д. Бернштейна и Л.В. Шервуда. В Москве его можно было встретить в студии И.И. Машкова.

1907 Ученики ПХУ. Татлин - второй справа. Пенза (700x464, 145Kb)
Ученики Пензенского художественного училища. Владиииимр Татлин - второй справа.
Фотография. Пенза, 1907 г.

По окончании Пензенского художественного училища Владимир Татлин получил диплом художника, имевшего право преподавать рисование, черчение и чистописание (удостоверение об окончании № 408 от 5 апреля 1910 года).
В конце 1909 года молодой художник дебютировал со своими работами на Третьем салоне журнала «Золотое руно» в Москве (вне каталога), а лето 1910 года провел в Тирасполе, где вместе с Ларионовым занимался живописью. Творчество Ларионова оказало серьезное влияние на стиль начинающего художника в картинах «Натурщица», «Лежащая натурщица», «Огород». На своих полотнах он особенно выделял пространственную композицию и цвет.

1913 Ларионов - Портрет Татлина, Центр Жоржа Помпиду, ПАриж (566x700, 187Kb)
М.Ф. Ларионов (1881-1964). Портрет В.Е. Татлина. 1913 г. Холст, масло. 89 х 72 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж

1911 Матрос (Автопортрет), Холст, масло. 71,5 x 71,5 см. ГРМ (696x700, 229Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Матрос (Автопортрет). 1911 г. Холст, темпера, 71,5 x 71,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1911 году Татлин познакомился с поэтами группы «Гилея» Велимиром Хлебниковым, Алексеем Кручёных и другими. Знакомство с Хлебниковым, одно из важнейших событий в жизни Татлина, вряд ли имело какое-то влияние на написание «Матроса», но повлияло на последующее творчество художника. Автопортрет получился наивным, но достаточно чувственным. Годы службы для Татлина были ярким воспоминанием, что связано не только с российскими передрягами, но и с годами юности, того, что происходило впервые или предстояло претерпеть. Как и сама юность, работа Владимира Евграфовича кажется девственно-чистой. Лишь боевое орудие в правом верхнем углу картины и пара темных силуэтов матросов утяжеляют настроение.

1912 Матрос. Литография. 14 х 9,3 см. Открытка (455x700, 146Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Матрос. Открытка. 1912 г. Литография. 14 х 9,3 см.

1913-1915 Эскиз костюмов к опере Глинки Жизнь за царя (Иван Сусанин)Картон, карандаш, гуашь, тушь 48,8х64,4. ГЦТМ (700x504, 124Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскиз костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)».
1913-1915 гг. Картон, карандаш, гуашь, тушь. 48,8 х 64,4 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1913 Иван Сусанин, крестьянин села Домнино. Эскиз костюма к опере М.И.Глинки Жизнь за царя (Иван Сусанин)Бумага, кар, акв, темпера, гуашь 46,7х32,2 ГРМ (476x700, 82Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Иван Сусанин, крестьянин села Домнино. Эскиз костюма
к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г. Бумага, карандаш,
акварель, темпера, гуашь. 46,7 х 32,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1913 Антонида. Эскиз костюма к опере М.И.Глинки Жизнь за царя (Иван Сусанин). Картон., гуашь, темпера, карандаш 46,2х32,3. ГТГ (2) (400x560, 57Kb)1913 Богдан Сабинин. Эскиз костюма к 1 акту оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». (389x560, 53Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г. 1. Антонида. Картон, гуашь, темпера, карандаш. 46,2х32,3 см. 2. Богдан Сабинин, ее жених. Бумага, гуашь, темпера, карандаш. 46,4х32,3 см. Оба - Государственная Третьяковская галерея, Москва.
1913 Эскиз женского костюма к постановке оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя». Крестьянка (400x580, 83Kb)1913 Эскиз костюма для оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» (не реализовано) (407x580, 55Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г. 3. Крестьянская девушка. Бумага на картоне, карандаш, гуашь, тушь. 46,2х31,5 см. 4. Польский шляхтич. Картон, акварель, тушь, карандаш. 45х31,8 см. Оба - Государственная Третьяковская галерея, Москва.
1913-1914 Эскиз костюма крестьянки к опере Глинки Иван Сусанин (417x620, 80Kb)1913 Эскиз костюма к опере М.И.Глинки Жизнь за царя. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель 47,5х32 Собрание И. и Т.Манашеровых (384x620, 88Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Эскизы костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». 1913 г.
5. Крестьянская девушка в кокошнике и красном сарафане. Собрание Владимира Пешича, Сербия. 6. Девушка в кокошнике. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель. 47,5х32 см. Собрание И. и Т. Манашеровых.

1913 Портрет Владимира Бурлюка. Рисунок (574x700, 58Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Портрет художника Владимира Бурлюка. 1913 г.
Бумага, литография. 20 х 16,5 см.

1910-е пер пол. Ар-ры В.Веснин (стоит слева), Юшков, А.Веснин (сидит в центре), сестры Багриновские и Татлин (700x482, 189Kb)
Архитекторы В. Веснин (стоит слева), Юшков, А. Веснин (сидит в центре), сестры Багриновские и В. Татлин.
Фотография пер. пол. 1910-х гг.

В 1910-х годах Татлин участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодежи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. В 1911 году вернулся в Москву и поселился у своего дяди Н. Татлина, став одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи». В ноябре того же 1911 года он оформил постановку народной драмы «Царь Максемьян» в московском «Литературно-художественном кружке».

Немного опережая хронологию - 3 января 1913 года Татлин был принят в члены общества «Союз молодежи» вместе с А.А. Моргуновым, В.Д. Бубновой и другими. В этом же году, после возвращения из Парижа, Татлин начинает работать над «материальными подборами», «живописными рельефами» и «контр-рельефами».

1913-1914 Контррельеф Татлина - фотография и реконструкция. Место неизв. Экспо на Первой рус выст в Берлине в 1922 г (468x700, 64Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Контррельеф. Фотография и реконструкция. 1913-1914 г.
Местонахождение неизвестно. Экспонировался на Первой русской художественной
выставке в Берлине в галерее Ван Димена в 1922 году.

1914 Контр-рельеф. Инвалуабле.сом (3) (700x332, 60Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Проекты контр-рельефов. 1914-1915 гг. Частное собрание.

1914 Контр-рельеф. Инвалуабле.сом (4) (700x526, 77Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Проекты контр-рельефов. 1914-1915 гг. Частное собрание.

Собрание Владимира Пешича — копия (531x700, 91Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Без названия (Проект контр-рельефа). Бумага, гуашь.
42,9 х 32 г. Аукцион Hampel Fine Art Auctions GmbH & Co KG, Мюнхен, 2007 г.
Лот продан за EUR 36.000 евро.

1914 Контр-рельеф. Инвалуабле.сом (2) (523x700, 86Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Проект контр-рельефа. 1914 г. Частное собрание.

1914-1915 Проект контр-рельефа (слева) МСИ, Нью-Йорк — копия (424x700, 56Kb)
.Е. Татлин (1885-1953). Проект контр-рельефа. 1914-1915 гг.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 Автопортрет (Портрет художника). Х, м. 104 х 88 см. Костромской ГМЗ (2) (579x700, 157Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Автопортрет (Портрет художника). 1912 г. Холст, масло. 104 х 88 см.
Костромской музей-заповедник.

В 1912 году в составе кружка «Ослиный хвост» Татлин участвовал в одноименной выставке и в третьей выставке «Союза молодежи», а также принял участие в иллюстрировании литографированной футуристической книги «Мирсконца». После разрыва с Ларионовым летом 1912 года организовал собственную мастерскую на Остоженке, 37 (дом сохранился до наших дней), где вместе с ним работали братья А. и В. Веснины, А. Моргунов (1884-1935), В. Ходасевич (1894-1970) и другие. Это было началом так называемого «аналитического искусства» (определение Татлина), задачей которого было «поставить глаз под контроль осязания».

1914 Живописный рельеф. Не сохранился (3) (700x588, 116Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (типа Контр-рельеф). 1915 г. Не сохранился.
1914 Живописный рельеф. Не сохранился (2) (451x575, 82Kb)1914 Живописный рельеф. Не сохранился (354x575, 69Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Контр-рельеф). Реконструкция (слева) по фотографии (справа). 1915 г.

1914 Бутылка. Живописный рельеф. Дер, жесть, проволока, картон, обои, сапожная колодка, эмалевая и маслян. краски. Не сохранился (423x700, 95Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Бутылка). 1914 г. Дерево, жесть,
проволока, картон, обои, сапожная колодка, эмалевая и масляная краски.
Не сохранился.

1914 Голубой контр-рельеф. Дерево разн пород, металл,  окраска синькой, мелом, клеевой краской. 79,5 х 44 х 7,3 см. ЧС   (391x700, 182Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Голубой контр-рельеф. 1914 г. Дерево разных пород,
металл, окраска синькой, мелом, клеевой краской. 79,5 х 44 х 7,3 см.
Частное собрание.
1914 Живописный рельеф (Синтезостатичная комаозиция) Дер, металл, обои, штриховка краской. Местонахожд неизвестно (331x700, 60Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Синтезостатичная композиция).
1914 г. Дерево, металл, обои, штриховка краской. Местонахождение неизвестно.

1911 В. Татлин (506x700, 69Kb)
В.Е. Татлин, играющий на бандуре. Фотография. Москва, 1911 г.

В 1914 году по приглашению художника Сергея Чехонина Владимир Татлин в качестве «слепого» певца-бандуриста посетил Русскую кустарную выставку в Берлине и, пользуясь случаем, на несколько дней отправился в Париж, где нанес нежданный визит самому Пабло Пикассо. Эта встреча позднее обросла легендами, но для Татлина она стала эпохальной. О том, как Татлин попал в дом знаменитого мастера, доподлинно неизвестно. Существует предположение, что встречу помог организовать Марк Шагал. По другой версии, Татлин незаконно проник в дом Пикассо одним из поздних вечеров. Молодой художник застал Пикассо за работой и был настолько потрясен его техникой, что до конца дней считал его своим учителем. По другим источникам - Татлин был знаком с сообществом русских художников в Париже. Многие из них работали в творческой колонии Ля Рош, где часто бывал Пикассо. Поэтому представить этих художников друг другу не составило труда. Товарищ Татлина, литовский скульптор Жак Липшиц привел его в мастерскую Пабло Пикассо и познакомил их. Встреча длилась несколько часов: художники оживленно беседовали, после чего Пикассо подарил Татлину несколько тюбиков краски, и художники сердечно распрощались.

1914 Владимир Татлин. Март-апрель 1914. Париж (558x700, 95Kb)
Владимир Татлин. Фотография. Париж, 1914 г.

По возвращении в Россию после заграничной поездки Татлин понял, что в изобразительном искусстве уже произошла революция. Теперь в его основе - материал, объем и конструкция. Эти три понятия объединялись в одно художественное направление - конструктивизм. Татлин начал работать над собственным произведением в новом стиле - контррельефом. В 1915 году на выставках «Трамвай В» и «1915 год» художник показал «Живописный рельеф 1915 года». Обе выставки и художественная ситуация последующих месяцев представляли первый период наибольшего влияния Татлина на художников русского авангарда.
Недоброжелатели Татлина позже пытались представить его первые рельефы как подражание Пикассо, не обращая внимания на разность методов обоих художников.

1914-1916 Контррельеф (Живописный рельеф) Дерево, металл, кожа 62х53х13 см. ГТГ (593x700, 225Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Контррельеф (Живописный рельеф). 1914-1916 гг.
Дерево, металл, кожа. 62 х 53 х 13 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1914-1915 Живописный рельеф (Синтезостатичная комп) Дер, бум, ткань, металл, краска. Из собр. А.А. Экстер (700x588, 103Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Живописный рельеф (Синтезостатичная комп). 1914-1915 гг.
Дерево, бумага, ткань, металл, краска. Из собрания А.А. Экстер.

1914-1915 Синтетическая-статическая композиция (509x700, 105Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). Синтетическая-статическая композиция. 1914-1915 гг.

1914 Танц. обнаж. ж-на с рожками. Б, тушб, перо, кисть. 43 х 26 см. (395x665, 85Kb) 1914 Сид обнага (Кубистическо-конструктивая комп) Бум, кар. 43,2 х 25,9 см. Музей Щусева (400x665, 93Kb)
В.Е. Татлин (1885-1953). 1. Танцующая обнаженная женщина с рожками. 1914 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 43х26 см. РГАЛИ, Москва. 2. Сидящая обнаженная (Кубистическо-конструктивая композиция). 1914 г. Бумага, карандаш. 43,2х25,9 см. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.

1914-1915 Татлин (506x700, 124Kb)
Владимир Евграфович Татлин. Фотография 1914-1915 гг.

В 1915 году Владимир Татлин участвовал в легендарной Последней футуристической выставке «0,10», представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 428-432, 447-448.

1977 Каталог выставки. Москва, Советский художник (2) (700x274, 66Kb)
В.Е. Татлин. Каталог выставки. Москва, Советский художник, 1977 г. 68 с., ил.


Владимир Татлин / Цвет времени / Телеканал Культура

(Окончание следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ – РУССКИЙ ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТИВИСТ ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ ТАТЛИН (1885-1953), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»