Густав Густавович Клуцис (1895-1938) – российский советский художник-конструктивист латвийского происхождения, латышский стрелок, один из основоположников политического плаката и теоретик фотомонтажа, родоначальник советского выставочного дизайна и наружной рекламы. Учился не менее 10 лет в Рижской школе художеств (1913-1915), Императорском Обществе поощрения художеств в Петрограде (1915-1917), Государственных Свободных Художественных Мастерских у К.А. Коровина и К.С. Малевича (1918-1920), на живописном факультете ВХУТЕМАСа (1920-1921). Пройдя путь от импрессионизма к кубизму, футуризму, супрематизму и конструктивизму, художник выработал свой собственный творческий метод. В октябре 1917 г. в команде 9-го латышского стрелкового полка лично охранял В.И. Ленина в Смольном. Член УНОВИСА (1921) и ЛЕФа (1923-1928). Участник большинства советских выставок в Европе в 1920-1930-е годы. Несмотря на свою верную службу партии, Клуцис 17 января 1938 года был арестован как «член латышской террористической организации» и через 5 недель после этого расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.
Густав Клуцис с фотоаппаратом. Фотография 1920-е гг.
Густав Густавович Клуцис (латыш. Gustavs Klucis) родился 4 (16 января по новому стилю) 1895 года на севере Латвии недалеко от города Руйены, Кёнигская волость Валмиерского уезда Лифляндской губернии в Российской империи (ныне Латвия) в семье рабочего лесной артели Густава Клуциса и его жены Эде. В семье было семеро детей. В 1905 году в результате несчастного случая на работе отец погиб, а за участие в революционном восстании в Руйене на пятнадцатилетнюю каторгу был сослан старший брат Янис. Десятилетний Густав был вынужден зарабатывать. Получить образование и осуществить мечту стать художником ему помог другой брат Адам. Густав Клуцис окончил Руйенское двухклассное мужское училище (1909-1911), затем учился в Вольмарской учительской семинарии (1912-1913). В 1913-1915 – воспитанник Рижской городской художественной школы. В июне 1915 г. он был призван в армию и назначен в Охтинскую пехотную часть Петрограда.
Густав Клуцис (1895-1938). Хлеб. 1910-е гг. Холст, масло.
Густав Клуцис (1895-1938). Красный человек. 1918 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Красный человек. Фрагмент. 1918 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Сидящая обнаженная. 1919 г. Мешковина, масло. 96 х 66 см.
Аукционный дом Gene Shapiro, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $200.000–300.000 дол.
Густав Клуцис (1895-1938). Штурм. Латышские стрелки (Штурм. Удар по контрреволюции). Эскиз панно
к V Всероссийскому съезду Советов в Москве. 1918 г. Бумага, фотомонтаж, карандаш, уголь. 52 х 67,5 см.
Национальный художественный музей Латвии, Рига.
Густав Клуцис (1895-1938). Восстанавливайте промышленность – это база
рабоче-крестьянского государства. 1918 г. Бумага, гуашь, карандаш. 32,2 x 27,7 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1919 г. Бумага, фотомонтаж,
коллаж, гуашь, графитный карандаш, алюминиевая фольга. 37,6 х 25,8 см.
Национальный художественный музей Латвии, Рига.
Первая фотомонтажная работа в СССР формалистического порядка.
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1919 г. Бумага, тушь, коллаж.
55,7 x 45,7 см. Музей Людвига, Кёльн.
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1919 г. Доска, масло, песок, бетон.
87 х 64,6 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1920 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Супрематическая композиция. 1919 г.
Бумага, гуашь, коллаж. 21,5 x 28,5 см. Аукцион AntoniaArtAuction, Латвия, Рига.
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1919 г. Бумага, коллаж. 25,5 x 20 см.
Classic Art Gallery «ANTONIJA», Рига, 2008 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Супрематическая композиция. 1919 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Мировой Октябрь. Революция. Электрификация. 1917 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Мировой Октябрь. Коммунизм. Годовщина революции. 1918 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Мировой Октябрь №2. 1919 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Мировой Октябрь. 1919 г.
Компания Fine Art America, Москва - Санкт-Петербург.
Карл Иогансон, Вольдемар Андерсонс, Карлис Вейдеманис и Густав Клуцис позируют в «Форде»
В.И. Ленина, модели «Т» в Кремле. Фотография, лето 1918 г.
Зимой 1917-1918 гг. Густав Клуцис посещал Рисовальную школу Обществе поощрения художеств в Петрограде. Клуцис был не только художником, но и революционером, участвовал в Февральской и Октябрьской революциях. Во время Февральской революции он «свергал самодержавие», во время Октябрьских событий – вступил добровольцем в команду пулеметчиков 9 го латышского стрелкового полка, охраняющего советское правительство и лично В.И. Ленина в Смольном, а в марте 1918 г. в составе охраны советского правительства переехал из Петрограда в Москву. В Москве Клуцис поучаствовал в двух самых драматичных исторических событиях 1918 года - в подавлении вооружённого выступления анархистов и ликвидации эсеровского восстания. В 1919 году Клуцис вступает в партию ВКП(б), в составе пулемётной команды состоит в охране Совнаркома и ВЦИКа в Московском Кремле.
Густав Клуцис (1895-1938). Без названия. Эскиз. 1920-е гг. Бумага, тушь. 22,3 x 35,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Космический город. 1919-1920 гг. Бумага, карандаш.
Густав Клуцис (1895-1938). Композиция-1. 1919-1920 гг. Бумага, карандаш.
Густав Клуцис (1895-1938). Композиция-2. 1919-1920 гг. Бумага, карандаш.
Густав Клуцис (1895-1938). Рисунок. 1920 г. Бумага, карандаш. 53,3 х 22 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз композиции. 1920-1922 гг. Бумага, карандаш.
37,5 х 25,5 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Без названия (Построение ВХУТЕМАС). 1920 г.
Холст, масло. 50 х 32,5 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Фотография работы «Мир старый - мир вновь строящийся». Около 1920 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). В.И. Ленин и электрификация всей страны
(В.И. Ленин несет электрификацию всей страны). 1920 г. Фотомонтаж.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). В.И. Ленин и электрификация всей страны. Эскиз. 1920 г.
Раскрашенная литография. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Густав Клуцис (1895-1938). Социализм. HOT (Научная Организация Труда).
Американизм. 1920 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1920 г. Бумага, тушь. 20 x 29,7 см.
Аукцион Antonia Art Auction, Латвия, Рига.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция-2. 1920 г. Бумага, тушь. 20 х 29,7 см.
Среди латышских стрелков оказалось немало активных и творческих солдат. Было организовано общество культуры и искусства молодых стрелков, проводились концерты-митинги, актёрская труппа давала театральные представления, устраивали литературно-музыкальные вечера. При непосредственной поддержке В.И. Ленина 3 мая 1918 года Густавом Клуцисом и Вальдемаром Андреасом был создан кружок молодых художников Daile (в переводе с латышского «Искусство»). И в сентябре 1918 года состоялась выставка художников-живописцев 9-го латышского стрелкового полка в помещениях Вознесенского монастыря в Кремле, в которой Клуцис принимал непосредственное участие.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1921 г. Бумага, цветные карандаши.
28,2 х 14,7 см; 38,3 х 23,5 см. (подложка). Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Динамическая конструкция. Эскиз. 1921 г.
Бумага, карандаш цветной, акварель, белила. 26,5 х 21,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция. 1920-1921 гг.
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция. Фрагмент. 1921 г. Литография.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция. 1921 г. Литография.
19,5 x 17,1 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая живопись.
1920 г. Холст, масло. 96 х 59,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Строительство. 1921 г. Литография. 49,3 х 62,7 см.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1921 г. Бумага, гуашь.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция архитектурных и машинных форм. 1921 г.
Фотография. 18 x 24,8 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Экслибрис. Из книг Г. Клуциса. 1921 г. Линогравюра.
12,5 х 10,8 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Линейное построение. 1922 г. Литография. 11,2х9,5 см - лист;
21,2х19,3 см. - подложка. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Графическая конструкция. 1921-1922 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция. 1921 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция (Этажерка). 1921 г.
Частное собрание.
Густав Клуцис (1895-1938). Композиция. 1921-1922 гг.
Густав Клуцис (1895-1938). Рисунок аксонометрической конструкции. 1921 г.
Бумага, карандаш. 20,3 х13,5 см; подложка 26,5 х 20 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис и Валентина Кулагина-Клуцис. Фотомонтаж 1922 г.
В Москве Клуцис посещал студию В.Н. Мешкова (1867-1946), затем Студию живописи и рисования И.И. Машкова (1881-1944). Осенью 1918 года Клуцис стал студентом Государственных Свободных Художественных Мастерских (ГСХМ), учился в мастерских К.А. Коровина и К.С. Малевича (февраль-ноябрь 1919), позднее занимался в мастерской Н.А. Певзнера (1920-1921). В работах Клуциса 1919 года, бесспорно, прослеживается влияние Малевича, и они созвучны работам некоторых других художников круга Малевича. Но в то же самое время Клуцис, изучая супрематизм, не прекращает поиск новой формы и в других направлениях. 24 октября 1921 г. выпускнику живописного факультета ВХУТЕМАСа присвоено звание художника-мастера. В том же году Клуцис женился на художнице Валентине Никифоровне Кулагиной (1902-1987). Они познакомились в начале 1920 года. Валя Кулагина училась в ГСХМ (1919), на живописном факультете во ВХУТЕМАСе (1920-1924), на графическом – во ВХУТЕИНе (1926-1929). Валентина Кулагина была не только женой Клуциса, но и очень талантливой художницей-плакатисткой, которая на многие годы стала его помощницей и соавтором в работе.
Густав Клуцис (1895-1938). Графическая конструкция (Чертеж). 1922 г.
Коричневая бумага, тушь. 27,6 x 24,4 см. Вятский художественный музей
им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Густав Клуцис (1895-1938). Динамическая конструкция. 1920-е гг.
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз конструкции. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Динамическая конструкция. 1920-е гг.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1922 г. Бумага, гуашь.
Аукцион Antonia Art Auction, Латвия, Рига.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция для лозунгов. 1922 г. Линогравюра.
27,4 х 17,8 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1921-1922 гг. Литография. 22,3 х 15 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Без названия. 1922 г. Литография. 22,5 x 16,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1922 г. Литография. 22,5 х 16,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1922 г. Литография. 20,5 х 15 см;
26,5 х 19,2 см. (подложка). Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Висячая конструкция. 1921 г. Фотография.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Вертикальная конструкция. 1922 г. Фотография.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Угловая подвесная конструкция. Около 1920 г. Фотография.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Уже в годы учёбы Густав Клуцис, изучая различные творческие системы, ищет синтез существующих к тому времени художественных средств постимпрессионизма, кубизма, футуризма и супрематизма. Художник обращается к современным материалам, к новым техническим средствам, буквально лабораторным способом проверяя их пригодность для достижения поставленной перед собой цели - создания мощного по силе воздействия искусства. Пройдя короткий, но стремительный экспериментальный период, он разрабатывает свой индивидуальный изобразительный язык, в котором существенная роль отводится фотографии.
Всероссийский Союз поэтов. Второй сборник стихов. (Публикации Цветаевой и Мандельштама,
обложка Г. Клуциса). Москва, Издание СОПО, 1922 г. 30 стр. Обложка и титульный лист.
Густав Клуцис (1895-1938). 1. Проект агитационной установки «Радио-оратор». 1922 г. Бумага, тушь. 29 х 19 см. 2. Проект агитационной установки «Мегафон революции». 1922 г. Картон, тушь.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор». 1922 г.
Бумага, акварель, чернила, графитный карандаш. 26,5 х 20,5 см.
Аукционный дом Gene Shapiro, Нью-Йорк, 2015 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №1» -
Рупор революции. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №2» -
Речь Ленина. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №3» -
Речь Ленина. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки
«Радио-оратор №4». 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №5» -
Экран. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №7».
1922 г. Бумага, гуашь, тушь, графитный карандаш. 26,9 х 17,7 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №8А». 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №14» -
Рупор революции. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект киоска для пропаганды с экраном
и громкоговорителем. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект сооружения к V годовщине Октября. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект сооружения к V годовщине Октября. Фрагмент. 1922 г.
Густав Клуцис, Петроград. Фотография 1918 г.
Первую работу с элементами фотомонтажа Клуцис сделал в 1918 году. В эскизе для панно «Штурм. Латышские стрелки» (1918, Нац. худ. музей Латвии) стилизованные в традициях кубизма рисованные объёмы чередуются с полосами разрезанных фотографий, образуя ритмические диагонали, придающие композиции впечатление стремительного движения. Но «началом фотомонтажа в СССР» Клуцис назвал работу «Динамический город» (1919, Нац. худ. музей Латвии) ставший иконой всего его раннего творчества. Создав в двухмерном пространстве иллюзию вращающегося города будущего, Клуцис демонстрирует синтез актуальных тогда художественных течений (супрематизм, футуризм) и нового начала («фото впервые было использовано как элемент фактуры и изобразительности и смонтировано по принципу разномасштабности, уничтожая вековые каноны изображения, перспективности и пропорции»). В дальнейшем эти приёмы Клуцис применяет в своих агитационных работах.
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз иллюминации Московского Кремля к празднованию V годовщины
Октябрьской революции. 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Р.С.Ф.С.Р. 1922 г. Бумага, тушь. 14,8 x 10,4 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз фотомонтажа «Спорт». 1922 г.
Бумага, цветной коллаж.
Густав Клуцис (1895-1938). Да здравствует V годовщина Октябрьской революции! 1922 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Известия всего земного шара – Запад - Восток. 1922 г.
Бумага, красная тушь, черная тушь, чертежные инструменты. 23,7 x 16,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Экран. Эскиз трибуны оратора с экраном. 1922 г.
Бумага, акварель, тушь. 34,3 х 18,9 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Экран. Эскиз трибуны оратора с экраном. Фрагмент. 1922 г. Бумага, акварель, тушь.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитконструкции с мегафоном. 1922-1923 гг.
Литография. 6,6 x 10,5 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Графическая конструкция. 1922-1923 гг. Линогравюра.
21,5 х 14,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект прозодежды углекопа. 1922 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Проект прозодежды углекопа. Фрагмент. 1922 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). 1-2. Проект спортивного костюма. 1922 г. Бумага, линогравюра. 24,7 x 15 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). Обложка журнала «Пролетарское студенчество».
Орган коммунистического студенчества. Москва, май 1923 г. Литография. 26 х 17,8 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Юрий Либединский «Завтра». Повесть. Обложка работы художника С. Сенькина.
Фотомонтаж художников С. Сенькина и Г. Клуциса. Москва -Ленинград,
Издательство «Молодая гвардия», 1924 г. 92 с., 8 л. ил.
В 1921 году Клуцис печатает серию автолитографий конструктивистских композиций,
напоминающих архитектурные построения, и создаёт ряд пространственных конструкций из разных материалов, «положивших начало новому методу организации художественно-производственной вещи». Эти работы Клуциса выставлялись в августе 1920 на совместной с Наумом Габо и Натаном Певзнером выставке, где был зачитан «Реалистический манифест», а также на московской выставке УНОВИСа в декабре 1921 года. Линия перехода от формалистических экспериментов к агитационно-массовому искусству получает развитие в проектах агитационных установок, трибун и радиоораторов, созданных к IV конгрессу Коминтерна (1922).
Густав Клуцис (1895-1938). 1. Реквием. Лист из журнала «Молодая гвардия», 1924, №2-3. 2. Плакат. 1924 г. Фотомонтаж. Москва, типография «9-е января». Тираж 20.000 экз.
Густав Клуцис (1895-1938). Портрет В.И. Ленина с железными конструкциями и рабочими.
Фотомонтаж. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.
Молодая гвардия В.И. Ленину. Оформление книги: Александр Родченко,
Густав Клуцис, Сергей Сенькин. 1924 г.
Густав Клуцис (1895-1938). «РКП»б. Фото-лозунго-монтаж из журнала
«Молодая гвардия», 1924 г. № 4.
Густав Клуцис (1895-1938). Маркс - Ленин. Первые опыты применения
фотомонтажной иллюстрации к истории ВКП(б). 1924 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Ленин и дети. Фотомонтаж из журнала
«Молодая гвардия». 1924 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Густав Клуцис (1895-1938). В.И. Ленин. Фотомонтаж для журнала
«Смена». 1924 г. № 2.
Густав Клуцис (1895-1938). Иллюстрация для журнала «Молодая гвардия». 1924 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Товарищ Ленин прежде всего вождь и величайший
организатор масс. Лист из журнала «Молодая гвардия». 1924 г. № 2-3.
Густав Клуцис (1895-1938). Вместо одного встали миллионы.
Фото-лозунго-монтаж из журнала «Молодая гвардия». 1924 г. № 4.
Густав Клуцис (1895-1938). Угнетенные народы мира - под знаменем Коминтерна.
Фото-лозунго-монтаж для журнала «Молодая гвардия». 1924 г. № 4.
Густав Клуцис (1895-1938). Поверните оружие против своей буржуазии.
Фотомонтаж из журнала «Молодая гвардия». 1924 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Ленин стоит на грани двух веков в развитии человечества.
Лист из журнала «Молодая гвардия». 1924 г. № 2-3.
Густав Клуцис (1895-1938). Ленин – это марксизм в действии. Лист из журнала
«Молодая гвардия». 1924 г. № 2-3.
Густав Клуцис становится одним из ведущих мастеров конструктивизма и одновременно работает в двух направлениях развития производственного искусства - организация пространства и метод фотомонтажа в графическом дизайне. Среди его наиболее известных ранних работ - экспериментальные картины-вещи «Красный человек» (1918, ГТГ), «Динамический город» (1919, МСИ, Салоники)), «Аксонометрическая живопись» (1920, ГТГ). Он создаёт так называемые рисунки «Конструкций» (1921-1922).
Его первым заметным проектом в 1922 году была серия полупортативных мультимедийных агитпроповских киосков, которые должны были быть установлены на улицах Москвы, объединяя в себе «радио-ораторов», киноэкраны и газетные киоски, и все это в ознаменование пятой годовщины революции. Как и другие конструктивисты, он работал в области скульптуры, создавал выставочные инсталляции, иллюстрации и эфемеры.
Густав Клуцис (1895-1938). Стенд у входа на выставку работ
Основного отделения ВХУТЕМАСа. 1924 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Шесть лет Красной Армии. 1924 г. Коллаж.
На плакате - Лев Давидович Троцкий (1879-1940) – один из основателей Красной Армии 23 февраля 1918 года, который был первым министром обороны и первым главнокомандующим Красной армией молодой Советской республики, и который лично на 2,5 года переселился в бронепоезд, чтобы самостоятельно руководить фронтами по всей стране. Но плохо кончил.
Густав Клуцис (1895-1938). Поднимая квалификацию работницы,
помогаем ей стать активным строителем новой жизни.
Иллюстрация из журнала «Вестник труда». 1925 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Через борьбу к коммунизму.
Обложка журнала «Время». 1924 г. № 8.
Густав Клуцис (1895-1938). Марка-эмблема Общества друзей советского кино
и фото (ОДСК). 1925 г.
Густав Клуцис (1895-1938) совместно с В. Кулагиной. Журнал «Военный вестник».
1924 г. №5, апрель. Москва, Изд. Р.В.С.Р. Музей Людвига, Кёльн.
Густав Клуцис (1895-1938) совместно с В. Кулагиной. Обложка книги
«Язык Ленина». 1925 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Принципы НОТ (Научной Организации Труда). 1925 г.
Алексей Кручёных лепит самого себя. Фотомонтаж Г. Клуциса, 1925 г.
Во ВХУТЕМАСе Густав Клуцис включился в разработку методики обучения совместно с С.Я. Сенькиным и товарищами предложил проект создания «Мастерской революции» (1922-1923) для подготовки «художников-агитаторов, вооружённых до зубов всеми достижениями науки и техники сегодняшнего дня». Текст программы был опубликован в первом номере журнала «ЛЕФ» (1924). В 1921- 1923 гг. Клуцис вёл занятия в художественной студии клуба имени Я.М. Свердлова при ВЦИК. В 1924-1930 гг. преподавал цветовую дисциплину на графическом, архитектурном, деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах ВХУТЕМАСа и на первом курсе Основного отделения.
Густав Клуцис (1895-1938). «Пролетарии, стройтесь к последней схватке». Фотомонтаж
для иллюстрации поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин». 1925 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). «Тóпота потóп, сила кругами, ширясь, расходится миру в мысль».
Фотомонтаж для иллюстрации поэмы В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». 1925 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). «И Ленин сам, где железо, где дерево носил чинить пробитое место».
Фотомонтаж для иллюстрации поэмы В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». 1925 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Густав Клуцис (1895-1938). Композиция. 1924-1930 гг.
Бумага, гуашь, карандаш. 21,5 х 13,5 см. Частное собрание.
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз костюма к постановке В.В. Маяковского
«Владимир Ильич Ленин». 1925 г.
А. Крученых. «На борьбу с хулиганством в литературе». Сборник статей.
Обложка Г. Клуциса. Издание автора, Москва, 1926 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Рисунок из книги А. Крученых «На борьбу
с хулиганством в литературе». Издание автора, Москва, 1926 г.
Густав Клуцис у конструкции «Основное. Графика». Эмблема
Основного отделения ВХУТЕМАСа. Фотография 1924 г.
С середины 1920-х годов Густав Клуцис много работал в оформлении книг и печати, стал одним из ведущих мастеров политического плаката. Оформил несколько десятков книг, делал обложки журналов «Горн», «Пролетарское студенчество» (1923), «Смена», «Время», (1924), «Вестник труда» (1925), «Кинофронт» (1926), «Строительство Москвы» (1928-1929), «Советский театр» (1930) и других. По его инициативе в оформлении первой полосы праздничных номеров газеты «Правда» (1933) стали использовать двухцветную печать.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 416-418, 484-485.