• Авторизация


ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТИВИСТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ КЛУЦИС (1895-1938), УЧЕНИК К.С. МАЛЕВИЧА. ЧАСТЬ I 26-06-2023 22:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1915 Густав Клуцис в молодости (518x700, 66Kb)
Густав Клуцис в молодости. Фотография 1915 г.

Густав Густавович Клуцис (1895-1938) – российский советский художник-конструктивист латвийского происхождения, латышский стрелок, один из основоположников политического плаката и теоретик фотомонтажа, родоначальник советского выставочного дизайна и наружной рекламы. Учился не менее 10 лет в Рижской школе художеств (1913-1915), Императорском Обществе поощрения художеств в Петрограде (1915-1917), Государственных Свободных Художественных Мастерских у К.А. Коровина и К.С. Малевича (1918-1920), на живописном факультете ВХУТЕМАСа (1920-1921). Пройдя путь от импрессионизма к кубизму, футуризму, супрематизму и конструктивизму, художник выработал свой собственный творческий метод. В октябре 1917 г. в команде 9-го латышского стрелкового полка лично охранял В.И. Ленина в Смольном. Член УНОВИСА (1921) и ЛЕФа (1923-1928). Участник большинства советских выставок в Европе в 1920-1930-е годы. Несмотря на свою верную службу партии, Клуцис 17 января 1938 года был арестован как «член латышской террористической организации» и через 5 недель после этого расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.


1920-е Густав Клуцис в молодости (284x700, 33Kb)
Густав Клуцис с фотоаппаратом. Фотография 1920-е гг.

Густав Густавович Клуцис (латыш. Gustavs Klucis) родился 4 (16 января по новому стилю) 1895 года на севере Латвии недалеко от города Руйены, Кёнигская волость Валмиерского уезда Лифляндской губернии в Российской империи (ныне Латвия) в семье рабочего лесной артели Густава Клуциса и его жены Эде. В семье было семеро детей. В 1905 году в результате несчастного случая на работе отец погиб, а за участие в революционном восстании в Руйене на пятнадцатилетнюю каторгу был сослан старший брат Янис. Десятилетний Густав был вынужден зарабатывать. Получить образование и осуществить мечту стать художником ему помог другой брат Адам. Густав Клуцис окончил Руйенское двухклассное мужское училище (1909-1911), затем учился в Вольмарской учительской семинарии (1912-1913). В 1913-1915 – воспитанник Рижской городской художественной школы. В июне 1915 г. он был призван в армию и назначен в Охтинскую пехотную часть Петрограда.

Хлеб_doc_CCVd4J (650x460, 93Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Хлеб. 1910-е гг. Холст, масло.

1918  Красный человек. Холст, масло © ГТГ (2) (366x700, 126Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Красный человек. 1918 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1918 Красный человек. Фрагмент (700x392, 156Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Красный человек. Фрагмент. 1918 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1919 Сидящая обнаженнаяМешковина, масло. 96 х 66 смю Аук Шапиро НЙ, 2011.   Эстим. 200–300 тысяч дол (476x700, 144Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Сидящая обнаженная. 1919 г. Мешковина, масло. 96 х 66 см.
Аукционный дом Gene Shapiro, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $200.000–300.000 дол.

1918 Штурм. Латышские стрелки (Штурм. Удар по контрреволюци). Эскиз панно к 5 Всерос съезду Сов в Мск. Б, фотомонтаж, кар, уголь. 52х67,5 см. Нац ХМ Риг (700x548, 198Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Штурм. Латышские стрелки (Штурм. Удар по контрреволюции). Эскиз панно
к V Всероссийскому съезду Советов в Москве. 1918 г. Бумага, фотомонтаж, карандаш, уголь. 52 х 67,5 см.
Национальный художественный музей Латвии, Рига.

1918 Восстанавливайте промышленность. Бум, гуашь, карандаш.32,2 x 27,7 cm, Музей Людвига, Кёльн (602x700, 177Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Восстанавливайте промышленность – это база
рабоче-крестьянского государства. 1918 г. Бумага, гуашь, карандаш. 32,2 x 27,7 см.
Музей Людвига, Кёльн.

1919  Динамический город. Бум, фотомонтаж, коллаж, гуашь, граф. кар, алюмин фольга. 37,6 х 25,8 см. Нац худ муз Латвии, Ригп (479x700, 72Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1919 г. Бумага, фотомонтаж,
коллаж, гуашь, графитный карандаш, алюминиевая фольга. 37,6 х 25,8 см.
Национальный художественный музей Латвии, Рига.
Первая фотомонтажная работа в СССР формалистического порядка.

1919 Динамический город. Бум, тушь, коллаж. 55,7 x 45,7 cm. Музей Людвига, Кёльн  (559x700, 87Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1919 г. Бумага, тушь, коллаж.
55,7 x 45,7 см. Музей Людвига, Кёльн.

1919 Динамический город. Доска, масло, песок, бетон, 87 х 64,6 см. МСИ Салоники (521x700, 132Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1919 г. Доска, масло, песок, бетон.
87 х 64,6 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1920 Динамический город (700x494, 101Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1920 г.

1919 Супрематическая композиция. papergouachemany-coloured collage of canvaspictorial texture, 21,5 x 28,5 cm. Аук Антония Рига (517x700, 74Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Супрематическая композиция. 1919 г.
Бумага, гуашь, коллаж. 21,5 x 28,5 см. Аукцион AntoniaArtAuction, Латвия, Рига.

1919 Динамический город. Collage on paper, 25,5x20 cm. Classic Art Gallery “ANTONIJA” 2008 (556x700, 110Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Динамический город. 1919 г. Бумага, коллаж. 25,5 x 20 см.
Classic Art Gallery «ANTONIJA», Рига, 2008 г.

1919 Супрематическая композиция (510x700, 73Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Супрематическая композиция. 1919 г.

1917 Революция - Электрификация26,7х19,1 Auk Shapiro. (524x700, 141Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Мировой Октябрь. Революция. Электрификация. 1917 г.

1918 Мировой октябрь, годовщина революции, коммунизм (516x700, 86Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Мировой Октябрь. Коммунизм. Годовщина революции. 1918 г.

1919 Мировой октябрь №2 (514x700, 126Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Мировой Октябрь №2. 1919 г.

1919 Мировой Октябрь (504x700, 117Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Мировой Октябрь. 1919 г.
Компания Fine Art America, Москва - Санкт-Петербург.

1918 Карл Иогансон, Вольдемар Андерсон, Карл Вейдеман и Густав Клуцис позируют в автомобиле Ленина «Форд Т» в Кремле. Лето, 1918 (2) (700x475, 105Kb)
Карл Иогансон, Вольдемар Андерсонс, Карлис Вейдеманис и Густав Клуцис позируют в «Форде»
В.И. Ленина, модели «Т» в Кремле. Фотография, лето 1918 г.

Зимой 1917-1918 гг. Густав Клуцис посещал Рисовальную школу Обществе поощрения художеств в Петрограде. Клуцис был не только художником, но и революционером, участвовал в Февральской и Октябрьской революциях. Во время Февральской революции он «свергал самодержавие», во время Октябрьских событий – вступил добровольцем в команду пулеметчиков 9 го латышского стрелкового полка, охраняющего советское правительство и лично В.И. Ленина в Смольном, а в марте 1918 г. в составе охраны советского правительства переехал из Петрограда в Москву. В Москве Клуцис поучаствовал в двух самых драматичных исторических событиях 1918 года - в подавлении вооружённого выступления анархистов и ликвидации эсеровского восстания. В 1919 году Клуцис вступает в партию ВКП(б), в составе пулемётной команды состоит в охране Совнаркома и ВЦИКа в Московском Кремле.

Без названия. Эскиз, Бум, тушь. 22,3 x 35,4 см. МСИ (700x448, 90Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Без названия. Эскиз. 1920-е гг. Бумага, тушь. 22,3 x 35,4 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1919-1920 Космический город. Бум, кар. (2) (510x700, 89Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Космический город. 1919-1920 гг. Бумага, карандаш.

1919-1920 Композиция-1. Рисунок (520x700, 111Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Композиция-1. 1919-1920 гг. Бумага, карандаш.

1919-1920 Композиция-2. Рисунок (507x700, 182Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Композиция-2. 1919-1920 гг. Бумага, карандаш.

1920 Рисунок. Бум, кар. 53,3 х 22 см. Муз Маяк (446x700, 129Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Рисунок. 1920 г. Бумага, карандаш. 53,3 х 22 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920-1922 Эскиз композиции. На обороте – набросок женской фигуры. Бум, кар. 37,5 х 25,5 см. Муз Маяк (508x700, 166Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз композиции. 1920-1922 гг. Бумага, карандаш.
37,5 х 25,5 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920 Построение ВХУТЕМАС.На обороте абстрактная композиция [Линия] Х, м. 50 х 32,5 см; Муз Маяка (468x700, 124Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Без названия (Построение ВХУТЕМАС). 1920 г.
Холст, масло. 50 х 32,5 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920 Фотография работы Мир старый - мир вновь строящийся. МСИ (2) (700x486, 132Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Фотография работы «Мир старый - мир вновь строящийся». Около 1920 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1920 Ленин и (несет) электрификацию всей стране. Фотомонтаж. Муз Маяк (466x700, 137Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). В.И. Ленин и электрификация всей страны
(В.И. Ленин несет электрификацию всей страны). 1920 г. Фотомонтаж.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920 Electrification of the Entire Country (Elektrifikatsiia vsei strany. Раскраш. принт.(46.5 × 27.5 cm) МОМА (412x700, 113Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). В.И. Ленин и электрификация всей страны. Эскиз. 1920 г.
Раскрашенная литография. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1920 Американизм Communism HOT Americanism (484x700, 125Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Социализм. HOT (Научная Организация Труда).
Американизм. 1920 г.

1920 Конструкция. , paper, ink, 20 x 29.7 cm. Аук ВАНТОНИЯ, Рига (2) (700x489, 108Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1920 г. Бумага, тушь. 20 x 29,7 см.
Аукцион Antonia Art Auction, Латвия, Рига.

1920 Конструкция-2. Бум, тушь 20х29,7 (700x492, 101Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция-2. 1920 г. Бумага, тушь. 20 х 29,7 см.

Среди латышских стрелков оказалось немало активных и творческих солдат. Было организовано общество культуры и искусства молодых стрелков, проводились концерты-митинги, актёрская труппа давала театральные представления, устраивали литературно-музыкальные вечера. При непосредственной поддержке В.И. Ленина 3 мая 1918 года Густавом Клуцисом и Вальдемаром Андреасом был создан кружок молодых художников Daile (в переводе с латышского «Искусство»). И в сентябре 1918 года состоялась выставка художников-живописцев 9-го латышского стрелкового полка в помещениях Вознесенского монастыря в Кремле, в которой Клуцис принимал непосредственное участие.

1921 Конструкция. Бум, цв. кар. 28,2 х 14,7 см; 38,3 х 23,5 см (подложка) (433x700, 77Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1921 г. Бумага, цветные карандаши.
28,2 х 14,7 см; 38,3 х 23,5 см. (подложка). Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1921 Динамическая конструкциябумага, карандаш цветной, акварель, белила26,5 х 21,7 см. Муз Маяк (562x700, 126Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Динамическая конструкция. Эскиз. 1921 г.
Бумага, карандаш цветной, акварель, белила. 26,5 х 21,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920-1921 Композиция (700x556, 104Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция. 1920-1921 гг.

1921 Аксонометрическая конструкция (2) (700x392, 178Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция. Фрагмент. 1921 г. Литография.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1921 Аксонометрическая конструкция. Литография. 19.5 x 17.1 cm. МОМА (528x700, 107Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция. 1921 г. Литография.
19,5 x 17,1 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1920 Супрематизм. Аксонометрическая живопись. Х, м. 96 х 59,5 см. ГТГ (412x700, 47Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая живопись.
1920 г. Холст, масло. 96 х 59,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1921 Строительство Литогр. 49.30 mm х 62.70 mm. Латвийский национальный художественный  (700x553, 126Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Строительство. 1921 г. Литография. 49,3 х 62,7 см.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.

1921 Конструкция-2. Бум, гуашь (622x700, 171Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1921 г. Бумага, гуашь.

1921 Construction (574x700, 175Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция архитектурных и машинных форм. 1921 г.
Фотография. 18 x 24,8 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1921 Экслибрис. Линогравюра. 12,5 х 10,8 см. Муз Маяк (581x700, 243Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Экслибрис. Из книг Г. Клуциса. 1921 г. Линогравюра.
12,5 х 10,8 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1922 Линейное построение. Литогр. 11,2х9,5 - лист; 21,2х19,3 - подложка. ГЛМ Даля (579x700, 105Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Линейное построение. 1922 г. Литография. 11,2х9,5 см - лист;
21,2х19,3 см. - подложка. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1921-1922 Графическая конструкция». Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки (494x700, 191Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Графическая конструкция. 1921-1922 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

H4602-L165753099 (487x700, 82Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция. 1921 г.

gustav-klutsis--untitled-3 (547x700, 98Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Аксонометрическая конструкция (Этажерка). 1921 г.
Частное собрание.

1921-1922 Композиция (545x700, 76Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Композиция. 1921-1922 гг.

1921 Рисунок. Бум, кар. 20,3 х13,5 см; подложка 26,5 х 20 см. Музей Маяковского (528x700, 108Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Рисунок аксонометрической конструкции. 1921 г.
Бумага, карандаш. 20,3 х13,5 см; подложка 26,5 х 20 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1922 Klutsis and Kulagina, photomontage by Klutsis (700x643, 159Kb)
Густав Клуцис и Валентина Кулагина-Клуцис. Фотомонтаж 1922 г.

В Москве Клуцис посещал студию В.Н. Мешкова (1867-1946), затем Студию живописи и рисования И.И. Машкова (1881-1944). Осенью 1918 года Клуцис стал студентом Государственных Свободных Художественных Мастерских (ГСХМ), учился в мастерских К.А. Коровина и К.С. Малевича (февраль-ноябрь 1919), позднее занимался в мастерской Н.А. Певзнера (1920-1921). В работах Клуциса 1919 года, бесспорно, прослеживается влияние Малевича, и они созвучны работам некоторых других художников круга Малевича. Но в то же самое время Клуцис, изучая супрематизм, не прекращает поиск новой формы и в других направлениях. 24 октября 1921 г. выпускнику живописного факультета ВХУТЕМАСа присвоено звание художника-мастера. В том же году Клуцис женился на художнице Валентине Никифоровне Кулагиной (1902-1987). Они познакомились в начале 1920 года. Валя Кулагина училась в ГСХМ (1919), на живописном факультете во ВХУТЕМАСе (1920-1924), на графическом – во ВХУТЕИНе (1926-1929). Валентина Кулагина была не только женой Клуциса, но и очень талантливой художницей-плакатисткой, которая на многие годы стала его помощницей и соавтором в работе.

1922 Графическая конструкция (Чертеж). Корич бум, тушь. 27,6x24,4 . Вятский ХМ  (617x700, 157Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Графическая конструкция (Чертеж). 1922 г.
Коричневая бумага, тушь. 27,6 x 24,4 см. Вятский художественный музей
им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

1920-е Динамическая конструкция (497x700, 112Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Динамическая конструкция. 1920-е гг.

1922 Design, by Gustav Klutsis (501x700, 101Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз конструкции. 1922 г.

y4J0Ah17rRw (518x700, 133Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Динамическая конструкция. 1920-е гг.

1922 Конструкция. Бум, гуашь. (508x700, 122Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1922 г. Бумага, гуашь.
Аукцион Antonia Art Auction, Латвия, Рига.

1922 Конструкция для лозунгов. Линограв. 27,4 х 17,8 см. Муз Маяк (450x700, 104Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция для лозунгов. 1922 г. Линогравюра.
27,4 х 17,8 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1921-1922 Конструкция. Литограф. 21,7 х 15,3 см. Маяк (464x700, 134Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1921-1922 гг. Литография. 22,3 х 15 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922 Без названия. Принт и рис. 22.5 x 16.2 cm. МОМА (507x700, 111Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Без названия. 1922 г. Литография. 22,5 x 16,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1922 Конструкция. Литогр. 16,5х22,5. Муз Маяк (461x700, 121Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1922 г. Литография. 22,5 х 16,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1922 Констукция. Б, литогор. 20,5 х 15 см; 26,5 х 19,2 см (подложка). Муз Маяк (2) (497x700, 186Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Конструкция. 1922 г. Литография. 20,5 х 15 см;
26,5 х 19,2 см. (подложка). Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1921 Висячая констр. МСИ Салоники (543x700, 149Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Висячая конструкция. 1921 г. Фотография.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922 Вертикальная конструкция. Фотография. МСИ Салоники (437x700, 93Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Вертикальная конструкция. 1922 г. Фотография.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

Угловая подвесная конструкция (ок. 1920) Фотоепафия. МСИ (548x700, 98Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Угловая подвесная конструкция. Около 1920 г. Фотография.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1920-е Эскиз декоративного оформления. Картон, цветная бумага, гуашь, аппликация. (700x494, 60Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз декоративного оформления. 1920-е гг.
Картон, цветная бумага, гуашь, аппликация.

Уже в годы учёбы Густав Клуцис, изучая различные творческие системы, ищет синтез существующих к тому времени художественных средств постимпрессионизма, кубизма, футуризма и супрематизма. Художник обращается к современным материалам, к новым техническим средствам, буквально лабораторным способом проверяя их пригодность для достижения поставленной перед собой цели - создания мощного по силе воздействия искусства. Пройдя короткий, но стремительный экспериментальный период, он разрабатывает свой индивидуальный изобразительный язык, в котором существенная роль отводится фотографии.

1922 Обложка сборника стихов Союз поэтов. Москва 2 (700x495, 154Kb)
Всероссийский Союз поэтов. Второй сборник стихов. (Публикации Цветаевой и Мандельштама,
обложка Г. Клуциса). Москва, Издание СОПО, 1922 г. 30 стр. Обложка и титульный лист.
1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Без №. Бум, тушь. 29х19 (394x570, 76Kb)1922 Проект агитационной установки  Megaphone of the Revolution, 20th-century, Cardboard (415x570, 86Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). 1. Проект агитационной установки «Радио-оратор». 1922 г. Бумага, тушь. 29 х 19 см. 2. Проект агитационной установки «Мегафон революции». 1922 г. Картон, тушь.

1922 Радиооратор. Бумага, акварель, чернила, графитный карандаш. 26,5×20,5. Аук Gene Shapiro (541x700, 96Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор». 1922 г.
Бумага, акварель, чернила, графитный карандаш. 26,5 х 20,5 см.
Аукционный дом Gene Shapiro, Нью-Йорк, 2015 г.

1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Радио-оратор № 1. «Рупор революции» (532x700, 103Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №1» -
Рупор революции. 1922 г.
1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Радио-оратор № 2 (487x700, 81Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №2» -
Речь Ленина. 1922 г.
1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Радио-оратор № 3. Речь Ленина — копия (513x700, 126Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №3» -
Речь Ленина. 1922 г.
1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Радио-оратор № 4. «Рупор революции» (451x700, 90Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки
«Радио-оратор №4». 1922 г.
1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Радио-оратор № 5. «Рупор революции» (2) (382x700, 90Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №5» -
Экран. 1922 г.
1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Радио-оратор № 7. Ьум, гуашь, тушь, граф. кар. 26,9 х 17,7 см. МСИ Салоники.jpg (455x700, 89Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №7».
1922 г. Бумага, гуашь, тушь, графитный карандаш. 26,9 х 17,7 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Радио-оратор № 8А (537x700, 107Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №8А». 1922 г.
1922 Проект агитационной установки Густава Клуциса. Радио-оратор № 14 (490x700, 80Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитационной установки «Радио-оратор №14» -
Рупор революции. 1922 г.
1922 Проект киоска для пропаганды с экраном и громкоговорителем (514x700, 136Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект киоска для пропаганды с экраном
и громкоговорителем. 1922 г.
1922 Проект сооружения к 5-й годовщине Октября. (504x700, 85Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект сооружения к V годовщине Октября. 1922 г.
1922 Проект сооружений к 5 годовщине Октября (700x392, 94Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект сооружения к V годовщине Октября. Фрагмент. 1922 г.

1918 Густав Клуцис, Петроград, (494x700, 111Kb)
Густав Клуцис, Петроград. Фотография 1918 г.

Первую работу с элементами фотомонтажа Клуцис сделал в 1918 году. В эскизе для панно «Штурм. Латышские стрелки» (1918, Нац. худ. музей Латвии) стилизованные в традициях кубизма рисованные объёмы чередуются с полосами разрезанных фотографий, образуя ритмические диагонали, придающие композиции впечатление стремительного движения. Но «началом фотомонтажа в СССР» Клуцис назвал работу «Динамический город» (1919, Нац. худ. музей Латвии) ставший иконой всего его раннего творчества. Создав в двухмерном пространстве иллюзию вращающегося города будущего, Клуцис демонстрирует синтез актуальных тогда художественных течений (супрематизм, футуризм) и нового начала («фото впервые было использовано как элемент фактуры и изобразительности и смонтировано по принципу разномасштабности, уничтожая вековые каноны изображения, перспективности и пропорции»). В дальнейшем эти приёмы Клуцис применяет в своих агитационных работах.

1922 Эскиз иллюминации Московского Кремля к празднованию 5-й годовщины революции (700x504, 126Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз иллюминации Московского Кремля к празднованию V годовщины
Октябрьской революции. 1922 г.

1922 РСФСР. Бум, тушь. 14,8 x 10,4 cm. Музей Людвига, Кёльн (502x700, 143Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Р.С.Ф.С.Р. 1922 г. Бумага, тушь. 14,8 x 10,4 см.
Музей Людвига, Кёльн.

1922 Эскиз фотомонтажа «Спорт». Подписной. Коллаж цветной (470x700, 158Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз фотомонтажа «Спорт». 1922 г.
Бумага, цветной коллаж.
1922 Да здравствует V годовщина Октябрьской революции! (396x700, 95Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Да здравствует V годовщина Октябрьской революции! 1922 г.

1922 Известия всего земного шара. Проект стенда к 5 годовщине Окт. рев Бумага, красная тушь, черная тушь, чертежные инструменты. 23,7x16,2. ГТГ (464x700, 91Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Известия всего земного шара – Запад - Восток. 1922 г.
Бумага, красная тушь, черная тушь, чертежные инструменты. 23,7 x 16,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1922 Экран-трибуна-киоск.  Бум, акв, тушь. 34,3 х 18,9 см. МСИ Салоники (469x700, 106Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Экран. Эскиз трибуны оратора с экраном. 1922 г.
Бумага, акварель, тушь. 34,3 х 18,9 см. Государственный музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922 Трибуна экрана (700x392, 118Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Экран. Эскиз трибуны оратора с экраном. Фрагмент. 1922 г. Бумага, акварель, тушь.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1922-1923 Проект Эскиз агитконструкции с мегафоном. Литогр. 6,6 x 10,5 см. МСИ Салоники (390x700, 147Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект агитконструкции с мегафоном. 1922-1923 гг.
Литография. 6,6 x 10,5 см. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1922-1923 Графическая конструкция. Линогравюра. 21,5 х 14,2 см. ГТГ (1921-1922) (523x700, 130Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Графическая конструкция. 1922-1923 гг. Линогравюра.
21,5 х 14,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1922 Проект прозодежды углекопа. © ГТГ (493x700, 128Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект прозодежды углекопа. 1922 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1922 Проект прозодежды углекопа. Фрагмент. ГТГ (700x392, 159Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Проект прозодежды углекопа. Фрагмент. 1922 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1922 Проект спортивного костюма. Бумага, линогравюра. Линогр. 24,7x15. ГТГ 2 (400x635, 126Kb)1922 Проект спортивного костюма. Бумага, линогравюра. Линогр. 24,7x15. ГТГ (409x635, 140Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). 1-2. Проект спортивного костюма. 1922 г. Бумага, линогравюра. 24,7 x 15 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1923 Обложка журнала «Пролетарское студенчество»  Organ Kommunisticheskogo Studenchestva, Moscow (26 × 17.8 cm) МОМА. (471x700, 110Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Обложка журнала «Пролетарское студенчество».
Орган коммунистического студенчества. Москва, май 1923 г. Литография. 26 х 17,8 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1924 Завтра  Обложка работы художника Сенькина, Фотомонтаж художников Сенькина и Клуцис. - Москва, Ленинград Молодая гвардия. (92с., 8л. ил.) (477x700, 109Kb)
Юрий Либединский «Завтра». Повесть. Обложка работы художника С. Сенькина.
Фотомонтаж художников С. Сенькина и Г. Клуциса. Москва -Ленинград,
Издательство «Молодая гвардия», 1924 г. 92 с., 8 л. ил.

В 1921 году Клуцис печатает серию автолитографий конструктивистских композиций,
напоминающих архитектурные построения, и создаёт ряд пространственных конструкций из разных материалов, «положивших начало новому методу организации художественно-производственной вещи». Эти работы Клуциса выставлялись в августе 1920 на совместной с Наумом Габо и Натаном Певзнером выставке, где был зачитан «Реалистический манифест», а также на московской выставке УНОВИСа в декабре 1921 года. Линия перехода от формалистических экспериментов к агитационно-массовому искусству получает развитие в проектах агитационных установок, трибун и радиоораторов, созданных к IV конгрессу Коминтерна (1922).

1924 Реквием. Лист из журнала «Молодая гвардия», 1924, № 2-3. (400x615, 98Kb)1924 Реквием. Фотоколлаж Ленину. Лист из журнала «Молодая гвардия», 1924, № 2-3 отличие. (413x615, 103Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). 1. Реквием. Лист из журнала «Молодая гвардия», 1924, №2-3. 2. Плакат. 1924 г. Фотомонтаж. Москва, типография «9-е января». Тираж 20.000 экз.

1924 Портрет Ленина с железными конструкциями и рабочими. Фото. МСИ Салоники (524x700, 92Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Портрет В.И. Ленина с железными конструкциями и рабочими.
Фотомонтаж. Государственный музей современного искусства, Салоники.
Коллекция Георгия Костаки.

1924 Молодая гвардия Ленину. Оформление книги Александр Родченко, Густав Клуцис, Сергей Сенькин (485x700, 109Kb)
Молодая гвардия В.И. Ленину. Оформление книги: Александр Родченко,
Густав Клуцис, Сергей Сенькин. 1924 г.

1924 Фото-лозунго-монтаж из журнала «Молодая гвардия» №4. «РКП»б (492x700, 124Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). «РКП»б. Фото-лозунго-монтаж из журнала
«Молодая гвардия», 1924 г. № 4.

1924 Маркс-Энгельс. Первые опыты применения фотомонтажной иллюстрации к истории ВКП(б),  (448x700, 170Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Маркс - Ленин. Первые опыты применения
фотомонтажной иллюстрации к истории ВКП(б). 1924 г.

1924 Ленин и дети». Фотомонтаж из журнала «Молодая гвардия». Муз Маяк (483x700, 123Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Ленин и дети. Фотомонтаж из журнала
«Молодая гвардия». 1924 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1924 Ленин. Фотомонтаж для журнала «Смена» №2 (520x700, 143Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). В.И. Ленин. Фотомонтаж для журнала
«Смена». 1924 г. № 2.

Иллюстрация для журнала Молодая гвардия (1925) МСИ Салоники (464x700, 127Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Иллюстрация для журнала «Молодая гвардия». 1924 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1924 Товарищ Ленин прежде всего вождь и величайший организатор масс». Лист из журнала «Молодая гвардия», №2-3 (475x700, 119Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Товарищ Ленин прежде всего вождь и величайший
организатор масс. Лист из журнала «Молодая гвардия». 1924 г. № 2-3.

1924 Фото-лозунго-монтаж из журнала «Молодая гвардия» №4. «Вместо одного встанут миллионы» (2) (439x700, 166Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Вместо одного встали миллионы.
Фото-лозунго-монтаж из журнала «Молодая гвардия». 1924 г. № 4.

1924 Фото-лозунго-монтаж для журнала «Молодая гвардия» №4. «Угнетенные народы мира - под знаменем Коминтерна» (2) (517x700, 151Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Угнетенные народы мира - под знаменем Коминтерна.
Фото-лозунго-монтаж для журнала «Молодая гвардия». 1924 г. № 4.

1924 Поверните оружие против своей буржуазии». Фотомонтаж из журнала «Молодая гвардия» (530x700, 121Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Поверните оружие против своей буржуазии.
Фотомонтаж из журнала «Молодая гвардия». 1924 г.

1924 Ленин стоит на грани двух веков в развитии человечества». Лист из журнала «Молодая гвардия», 1924, № 2-3. (486x700, 115Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Ленин стоит на грани двух веков в развитии человечества.
Лист из журнала «Молодая гвардия». 1924 г. № 2-3.

1924 Ленин – это марксизм в действии. Лист из журнала «Молодая гвардия», 1924, № 2-3. (558x700, 97Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Ленин – это марксизм в действии. Лист из журнала
«Молодая гвардия». 1924 г. № 2-3.

Густав Клуцис становится одним из ведущих мастеров конструктивизма и одновременно работает в двух направлениях развития производственного искусства - организация пространства и метод фотомонтажа в графическом дизайне. Среди его наиболее известных ранних работ - экспериментальные картины-вещи «Красный человек» (1918, ГТГ), «Динамический город» (1919, МСИ, Салоники)), «Аксонометрическая живопись» (1920, ГТГ). Он создаёт так называемые рисунки «Конструкций» (1921-1922).
Его первым заметным проектом в 1922 году была серия полупортативных мультимедийных агитпроповских киосков, которые должны были быть установлены на улицах Москвы, объединяя в себе «радио-ораторов», киноэкраны и газетные киоски, и все это в ознаменование пятой годовщины революции. Как и другие конструктивисты, он работал в области скульптуры, создавал выставочные инсталляции, иллюстрации и эфемеры.

1924 Стенд у входа на выставку работ Основного отделения ВХУТЕМАСа.  (496x700, 101Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Стенд у входа на выставку работ
Основного отделения ВХУТЕМАСа. 1924 г.
Густав Клуцис (1895-1938). Шесть лет Красной Армии. 1924 г. Коллаж.

На плакате - Лев Давидович Троцкий (1879-1940) – один из основателей Красной Армии 23 февраля 1918 года, который был первым министром обороны и первым главнокомандующим Красной армией молодой Советской республики, и который лично на 2,5 года переселился в бронепоезд, чтобы самостоятельно руководить фронтами по всей стране. Но плохо кончил.

1925 Поднимая квалификацию работницы. Иллюстрация из журнала «Вестник труда» (464x700, 145Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Поднимая квалификацию работницы,
помогаем ей стать активным строителем новой жизни.
Иллюстрация из журнала «Вестник труда». 1925 г.

1924 Обложка журнала «Время» №8. (468x700, 137Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Через борьбу к коммунизму.
Обложка журнала «Время». 1924 г. № 8.

1925 Марка-эмблема ОДСК. (527x700, 103Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Марка-эмблема Общества друзей советского кино
и фото (ОДСК). 1925 г.

1924 совм. с Кулагиной. Военный вестник №5, апрель. Москва, Изд. Р.В.С.Р. Музей Людвига, Кёльн (530x700, 117Kb)
Густав Клуцис (1895-1938) совместно с В. Кулагиной. Журнал «Военный вестник».
1924 г. №5, апрель. Москва, Изд. Р.В.С.Р. Музей Людвига, Кёльн.
Густав Клуцис (1895-1938) совместно с В. Кулагиной. Обложка книги
«Язык Ленина». 1925 г.

1925 Принципы НОТ (Научной Организации Труда) , Б. акв, гуашь, черн. 59,8 x 50,7 см) МСИ (689x700, 155Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Принципы НОТ (Научной Организации Труда). 1925 г.

1925 Алексей Кручёных лепит самого себя. Фотомонтаж Клуциса (502x700, 81Kb)
Алексей Кручёных лепит самого себя. Фотомонтаж Г. Клуциса, 1925 г.

Во ВХУТЕМАСе Густав Клуцис включился в разработку методики обучения совместно с С.Я. Сенькиным и товарищами предложил проект создания «Мастерской революции» (1922-1923) для подготовки «художников-агитаторов, вооружённых до зубов всеми достижениями науки и техники сегодняшнего дня». Текст программы был опубликован в первом номере журнала «ЛЕФ» (1924). В 1921- 1923 гг. Клуцис вёл занятия в художественной студии клуба имени Я.М. Свердлова при ВЦИК. В 1924-1930 гг. преподавал цветовую дисциплину на графическом, архитектурном, деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах ВХУТЕМАСа и на первом курсе Основного отделения.

Фотомонтаж для иллюстрации поэмы Маяковского Владимир Ильич Ленин (1925) МСИ 2 (448x700, 117Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). «Пролетарии, стройтесь к последней схватке». Фотомонтаж
для иллюстрации поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин». 1925 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

Фотомонтаж для иллюстрации поэмы Маяковского Владимир Ильич Ленин (1925) МСИ (506x700, 146Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). «Тóпота потóп, сила кругами, ширясь, расходится миру в мысль».
Фотомонтаж для иллюстрации поэмы В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». 1925 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

Фотомонтаж для иллюстрации поэмы Маяковского Владимир Ильич Ленин (1925) МСИ 3 (475x700, 118Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). «И Ленин сам, где железо, где дерево носил чинить пробитое место».
Фотомонтаж для иллюстрации поэмы В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». 1925 г.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.

1924-1930 Композиция. Бум, гуашь, кар. 21,5×13,5. ЧС (429x700, 69Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Композиция. 1924-1930 гг.
Бумага, гуашь, карандаш. 21,5 х 13,5 см. Частное собрание.

1925 Эскиз костюма к постановке В.Маяковского Ленин (470x700, 145Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз костюма к постановке В.В. Маяковского
«Владимир Ильич Ленин». 1925 г.

1924-1928 Эскиз конструкции. Бумага, тушь, перо. РГАЛИ (469x700, 134Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Эскиз конструкции. 1924-1928 гг.
Бумага, тушь, перо. РГАЛИ, Москва.

1926 Журнал Арк-Кино №4. МОМА (539x700, 135Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Обложка журнала «Арк-Кино». 1926 г. № 4.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1926 Журнал Арк-Кино №5-6. МОМА (532x700, 133Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Обложка журнала «Арк-Кино». 1926 г. №5-6.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1926 Иллюстрации Густава Клуциса к книге «Петяш», (ес ть илл. на сайте Тогда) (565x700, 180Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Иллюстрации к книге «Петяш». Библиотека юного пионера.
Издательство «Новая Москва», 1926 г.

1925 Шурка Бураков. В походе». Иллюстрация к книге А. Горного Петяш. Музей Маяковского (523x700, 129Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Шурка Бураков. В походе». Иллюстрация к книге
А. Горного «Петяш». 1925 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
( Полностью книгу Г. Клуциса «Петяш» можно посмотреть здесь)

1926 КРУЧЕНЫХ Обложка книги 'На борьбу с хулиганством в литературе' (533x700, 177Kb)
А. Крученых. «На борьбу с хулиганством в литературе». Сборник статей.
Обложка Г. Клуциса. Издание автора, Москва, 1926 г.

1926 КРУЧЕНЫХ Рисунок Клуциса из книги Все на борьбу.. (529x700, 139Kb)
Густав Клуцис (1895-1938). Рисунок из книги А. Крученых «На борьбу
с хулиганством в литературе». Издание автора, Москва, 1926 г.

1924 Стенд у входа на выставку работ Основного отделения ВХУТЕМАСа. Автор стенда Густав Клуцис (510x700, 102Kb)
Густав Клуцис у конструкции «Основное. Графика». Эмблема
Основного отделения ВХУТЕМАСа. Фотография 1924 г.

С середины 1920-х годов Густав Клуцис много работал в оформлении книг и печати, стал одним из ведущих мастеров политического плаката. Оформил несколько десятков книг, делал обложки журналов «Горн», «Пролетарское студенчество» (1923), «Смена», «Время», (1924), «Вестник труда» (1925), «Кинофронт» (1926), «Строительство Москвы» (1928-1929), «Советский театр» (1930) и других. По его инициативе в оформлении первой полосы праздничных номеров газеты «Правда» (1933) стали использовать двухцветную печать.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 416-418, 484-485.

Густав Клуцис. Штрихи к портрету дизайнера


Док. фильм «Клуцис - неправильный латыш ½»

(Окончание следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТИВИСТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ КЛУЦИС (1895-1938), УЧЕНИК К.С. МАЛЕВИЧА. ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»