Александр Александрович Веснин. Фотография А. Родченко, 1925 г.
Александр Александрович Веснин (1883-1959) – русский советский архитектор, художник-авангардист, график, сценограф, преподаватель. Учился в Московской практической академии коммерческих наук, затем в Институте гражданских инженеров в Петербурге. Во время обучения работал помощником у архитекторов, участвовал в архитектурных конкурсах. С 1919 по 1925 годы оформлял спектакли для Московского Камерного театра, Малого театра, Московского театра для детей. Вместе с братьями Виктором и Леонидом был одним из лидеров советского архитектурного конструктивизма, возглавлял одну из проектных мастерских Моссовета. В 1920-е гг. преподавал во ВХУТЕМАСе, вел мастерскую на основных курсах живописного факультета ВХУТЕМАСа. Был членом Рабочей группы объективистов ИНХУКа. Вместе с М.Я. Гинзбургом являлся ответственным редактором журнала «Современная архитектура» (1926-1930), редактором журнала «Советский художник».
Родители художника: отец - Александр Александрович Веснин (1852-1911), мать -
Елизавета Алексеевна Веснина (1861-1901). Фотографии 1880 г.
Александр Александрович Веснин родился 16 (28 мая по новому стилю) 1883 года в городке Юрьевец, Костромской губернии Российской империи (ныне Ивановская область) в семье Александра Александровича Веснина и Елизаветы Алексеевны (урождённой Ермолаевой). Отец Весниных родом из Старой Ладоги, мать - из уездного города Макарьев. Они познакомились и поженились в Нижнем Новгороде. В приданое невеста получила небольшую усадьбу в Юрьевце-Поволжском, жених - винокуренно-дрожжевой завод от старшей сестры в подарок. Отец Александр Александрович много читал, тратил много денег на подписку журналов и газет, писал стихи. Елизавета Алексеевна была прекрасной пианисткой, знала языки, любила читать. У Александра Веснина было два старших брата: Леонид (1880-1933) и Виктор (1882-1950), также ставшие архитекторами, и сестра Лидия.
Семья Весниных: отец – Александр Александрович, мать – Елизавета Алексеевна и их дети
(слева направо): Виктор, Лидия, Александр и Леонид. Фотография 1890 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Детский рисунок Александра (1). 1890 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Детский рисунок Александра (2). 1890 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Детский рисунок Александра (3). 1890 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет неизвестного. 1900-е гг. Картон, масло. 12 х 8,7 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет неизвестного. 1900-е гг. Картон, масло. 12 х 8,7 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет сестры Л.А. Весниной. 1903 г. Холст, масло. 31,5 х 24,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Семеновцы выступают на Пресню. Москва, 1905 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Разгром демонстрации казаками. С-Петербург, 1905 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет сестры Л.А. Весниной. 1906 г.
Картон, масло. 32,5 х 25,3 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Натурщица в голубой юбке. 1910-1912 гг.
Картон, масло. 73 х 48 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
Братья Веснины - гимназисты Леонид, Виктор, Александр. Москва, 1891 г.
С детства братья Веснины увлекались рисованием и живописью, впоследствии получили художественное образование в Москве и Петербурге. В 1901 году Александр одновременно с братом Виктором окончил Московскую практическую академию коммерческих наук и начал учиться в Петербургском институте гражданских инженеров (ПИГИ). В 1904 году, на IV курсе, прервали на несколько лет учёбу в институте. Работали помощниками у архитекторов, участвовали в архитектурных конкурсах и занимались в частных художественных студиях.
А.А. Веснин (1883-1959). Этюд обнаженной натуры (А.В. Анненская). 1910-е гг. Бумага, масло. 67 х 85 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Лежащая натурщица. 1912 г. Картон, масло. 101 х 121 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). 1. Сидящая натурщица. 1912 г. Картон, масло. 141х60 см.
2. Стоящая натурщица. 1912 г. Картон, масло. 176х75 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). 3. Обнаженная натурщица с белой повязкой. 1913 г. Картон, масло. 127х60 см.
4. Обнаженная стоящая натурщица. 1913 г. Картон, масло. 191х80 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Обнаженная натурщица. 1913 г.
Картон, масло. 81,5 х 54 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Сидящая натурщица. 1912 г. Картон, масло. 120 х 91 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Обнаженная натура. 1910-е гг. Картон, масло. 122 х 86 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Обнаженная сидящая натурщица. 1913 г.
Картон, масло. 101 х 60,5 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Обнаженная натура. 1910-е гг. Холст, масло. 130,5 х 78,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Обнаженная натура. 1910-е гг. Холст, масло.75 х 54см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз плафона в столовой особняка Д.В. Сироткина. Нижний Новгород, 1914 г.
Александр Веснин – студент Института гражданских инженеров.
Санкт-Петербург, 1901 г.
В 1910-е предвоенные годы в период учёбы вместе с братьями А. Веснин участвовал в архитектурной работе и строительстве общественных зданий, доходных домов и особняков в стиле неоклассицизма, выполнял монументальные росписи, разработал проект посёлка-сада Никольское под Москвой, но, увлёкшись идеями русского художественного авангарда, в 1915 году отошёл от архитектуры и обратился к живописи и сценографии.
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет Натальи Михайловны Весниной.
1915-1916 гг. Дерево, масло. 29 х 26,5 см.
Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина.
Наталья Михайловна Веснина, певица и актриса, жена брата художника, одного
из крупнейших русских архитекторов Виктора Александровича Веснина.
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет Татьяны Михайловны Сергеевой. 1915-1916 гг.
Дерево, масло. 63 х 54 см. Ивановский государственный историко-краеведческий музей
им. Д.Г. Бурылина.
А.А. Веснин (1883-1959). Городской пейзаж. 1913 г. Холст, масло. 80,6 х 67 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1915 г.
Центр изобразительных искусств им. М.Т. Абрахама, Израиль.
А.А. Веснин (1883-1959). Супрематическая композиция. 1916 г.
Картон, масло. 34,6 x 24,1 см. Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1917 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1917-1922 гг. Холст, масло. 61 х 59,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Беспредметная композиция (Плоскостной этюд). 1917-1918 гг.
Холст, масло. 76 x 53,5 см. Самарский областной художественный музей.
А.А. Веснин (1883-1959). Беспредметная композиция. 1917 г. Холст, масло. 53,5 х 43 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник «Ростовский Кремль».
А.А. Веснин (1883-1959). Супрематическая композиция. 1917-1922 гг.
Холст, масло. 70 х 55 см.
А.А. Веснин (1883-1959). Без названия. 1916-1917 гг.
Холст, масло. 61,5 x 39,5 см. Музей Людвига, Кёльн.
А.А. Веснин (1883-1959). Супрематическая композиция.
Холст, масло. 70,3 х 40,2 см. Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Автопортрет. 1890-1900-е гг.
Холст, масло. 74 х 96 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
Будучи уже известным архитектором-конструктивистом, А.А. Веснин считал себя в равной степени и художником. Его творческая биография развивалась в двух направлениях - архитектурном и художественном. Этим объясняется тот факт, что Веснин покинул Петербургский институт гражданских инженеров, переехал в Москву и в 1909 посещал частную художественную школу К.Ф. Юона и И.О. Дудина. В 1911 году, вернувшись в Петербург, занимался в студии Я.Ф. Ционглинского. Закончил ПИГИ и в 1912 году, с дипломом инженера, вернулся в Москву. Знакомство с В.Е. Татлиным и занятия в его студии-мастерской на Остоженке, дом 37, оказали решающее воздействие на дальнейшую эволюцию Веснина-художника.
Здание Московского Совета рабочих депутатов. Фотография 1918 г.
А.А. Веснин (1883-1959), В.А. Веснин (1882-1950). Эскиз оформления здания московского Совета
рабочих депутатов. 1918 г. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959), В.А. Веснин (1882-1950). Эскиз постамента с флагами. 1918 г.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959), В.А. Веснин (1882-1950). Эскиз оформления трибуны на месте памятника
Скобелеву. 1918 г. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
Фотография 1918 г.
Красная площадь. 1 мая 1918 г. Трибуна в память погибшим борцам пролетарской революции.
А.А. Веснин (1883-1959), В.А. Веснин (1882-1950). Эскиз трибуны на Красной площади. 1918 г.
Тонированная бумага, графитный карандаш, цветные карандаши.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959), В.А. Веснин (1882-1950). Эскиз оформления Красной площади. Перспектива.
1918 г. Бумага, угольный карандаш. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959), В.А. Веснин (1882-1950). Эскиз убранства Оружейной башни Кремля. 1918 г.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959), В.А. Веснин (1882-1950). Эскиз убранства Тайницкой башни Кремля. 1918 г.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959), В.А. Веснин (1882-1950). Эскиз убранства Троицкой и Кутафьей башен Кремля.
1918 г. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Портрет Л.С. Поповой. 1920 г. Бумага, уголь, пастель сухая.
34,6 х 25 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В мастерской ВХУТЕМАСа А.А. Веснин учился аналитическому кубизму. К этому времени относится и знакомство Веснина с Л.С. Поповой, перешедшее в близкие отношения. Попова открыла для него «передовую живопись Франции» (слова Веснина). Вместе (?) они путешествовали по Италии в 1914 г. Веснинская живопись и графика этого времени стилистически связана с произведениями Поповой. Два «Городских пейзажа» (1913) написаны под влиянием Пабло Пикассо.
А.А. Веснин (1883-1959). Эмблема ВХУТЕМАСа. 1920-е гг.
А.А. Веснин (1883-1959). Пейзаж. 1920 г. Бумага, карандаш. 10 х 20 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Городской пейзаж. 1920 г. Бумага, карандаш. 20 х 10 см.
Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция. 1920 г. Бумага, карандаш. 20 х 10 см.
Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция. 1920 г. Бумага, карандаш. 20 х 10 см.
Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Архитектурный натюрморт с газетой «Правда».
1920 г. Бумага, карандаш. 20 х 10 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Кубистический портрет. 1920 г.
Бумага, карандаш. 20 х 10 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Мужской портрет в шляпе. 1920 г. Бумага, карандаш.
20 х 10 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Полуобнаженная фигура. 1920 г. Бумага, карандаш.
20 х 10 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Фигура (1 и 2). 1921 г. Бумага, карандаш. 2 х 20 х 10 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Фигура (3). 1921 г. Бумага, карандаш.
20 х 10 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Автопортрет. 1900 г. Холст, масло. 32,5 х 23,9 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В 1917 А.А. Веснин вошёл в состав Профессионального союза художников-живописцев Москвы (левая федерация). В 1917-1918 гг. выступает главным образом как художник - пишет ряд беспредметных картин (Музей «Ростовский кремль», Самарский худ. музей) в духе «живописных архитектоник» Любови Поповой, в какой-то мере они близки и супрематизму К.С. Малевича. В 1919 принимал участие в одной из важнейших послереволюционных авангардных выставок: 10-й государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм». В 1918 Веснин принимал участие в оформлении Красной площади к празднованию 1 мая.
А.А. Веснин (1883-1959), Л.С. Попова (1889-1924). Фотографии макета «Города будущего» для массового фестиваля
«Борьба и победа Советов». 1921 г. Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Г. Костаки.
Л.С. Попова и А.А. Веснин в 1920 году вместе делали макет для театрализованного парада войск, посвящённого конгрессу III Интернационала в Москве. Этот парад должен был режиссировать Мейерхольд. Частью макета, о котором можно судить по сохранившемуся рисунку, был город будущего, составленный из геометрических фигур — пирамид и колёс, напоминающих детали машин — конструкция из декорации к спектаклю «Человек, который был Четвергом».
А.А. Веснин (1883-1959). Проект монумента III Интернационалу. 1921 г. Бумага, гуашь, уголь, тушь.
52,7 x 70,5 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Проект декораций к массовому выступлению в честь III конгресса Коминтерна
в Москве. 1921 г. Бумага, акварель, гуашь, уголь. 30 х 42 см. Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1910-е гг. Картон, масло. 19,7 х 27,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Беспредметная композиция. 1921 г. Картон, масло.
95,5 х 63 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Отвлеченная цветовая композиция. Москва, 1921 г.
Копия. Дом-музей архитекторов братьев Весниных, г. Юрьевец, Ивановская обл.
А.А. Веснин (1883-1959). Конструктивистская композиция. 1920-1929 гг.
Бумага, темпера. 44,5 x 31 см. Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1921 г. Картон, масло.
71,5 х 48,5 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Линейная конструкция. 1921 г. Бумага, смешанная техника.
30 x 27 см. Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Отвлеченная цветовая композиция. Москва, 1921 г.
Копия. Дом-музей архитекторов братьев Весниных, г. Юрьевец, Ивановская обл.
А.А. Веснин (1883-1959). Живописная композиция. 1921 г.
Картон, масло. 71,5 х 48,5 см.
А.А. Веснин (1883-1959). Графическая композиция. 1921 г.
ВХУТЕМАС. Студенты живописной мастерской Л.С. Поповой и А.А. Веснина. Фотография 1922 г.
Педагогическую деятельность А.А. Веснин начал в 1918 в Политехническом институте в Москве профессором по рисунку. Совместно с Л.С. Поповой разработал дисциплину «Цвет» и в 1921-1924 гг. преподавал её на Основном отделении ВХУТЕМАСа как профессор живописи и рисунка. С 1924 - руководитель одной из мастерских ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, вёл дипломное проектирование. Самый знаменитый из его многочисленных учеников - И.И. Леонидов (диплом 1927).
В эти годы А. А. Веснин принимает активное участие в работе архитектурной группы ЛЕФа, где в тесном контакте («левыми» художниками и теоретиками производственного искусства формируется его творческое кредо как архитектора, положенное затем в основу теоретической концепции архитектурного конструктивизма.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1922 г. Картон, масло. 94,7 х 63 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1922 г. Картон, масло. 108,5 х 72 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1922 г. Картон, масло. 112 х 97,5 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Супрематическая композиция. 1922 г. Холст, темпера. 34 х 27 см.
Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция без названия. 1920-е гг. Холст, масло. 53 x 43 см.
Аукцион Arman Antiques & Co, Ереван, Армения.
А.А. Веснин (1883-1959). Городской пейзаж в кубистической манере. 1920-е гг.
Картон, масло. 76,3 х 62,7 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция с кофемолкой и кофейником. 1920 г.
Картон, масло. 54,1 х 38,3 см. Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Конструктивистская композиция. 1920-1929 гг.
Картон, смешанная техника, темпера. 22,5 x 15,5 см. Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Конструктивистская композиция. 1920-1929 гг.
Бумага, темпера. 21,5 х 14 см. Аукционный дом Viscontea Casa d`Aste, Милан.
А.А. Веснин (1883-1959). Конструктивистская композиция. 1922 г.
Бумага, темпера. 29 х 45 см. Аукционный дом Viscontea Casa d`Aste, Милан.
А.А. Веснин (1883-1959). Конструктивистская композиция. 1920-1929 гг.
Картон, темпера. 27,8 x 18 см. Аукционный дом Viscontea Casa d`Aste, Милан.
А.А. Веснин (1883-1959). Абстрактная композиция. 1922 г. Бумага, тушь, сепия,
сухая кисть, карандаш. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
Леонид Александрович Веснин (1880-1933). Портрет Александра Веснина. 1890-е гг.
Холст, масло. 101,5 х 62 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
К новому типу беспредметного искусства, более сложному и динамичному, А.А. Веснин приходит в 1921 году («Беспредметные композиции». 1921-1922, Музей Щусева). Одновременно с ним Попова разрабатывает свои «пространственно-силовые построения». Эти работы были показаны на выставке «5х5=25» в сентябре 1921 года в Москве. Вместе с Поповой А.А. Веснин в мае 1921 входит в ИНХУК и становится членом рабочей группы объективистов, куда также вошли А.Д. Древин и Н.А. Удальцова. Целью группы было «создание вещественных и конкретных построений
в пространстве и на плоскости».
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция. Отраженный круг. 1921 г. Холст, масло. 45 x 60 см.
Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). 1. Обложка каталога выставки «5 х 5 = 25». Вариант. 1921 г. Бумага, смешанная техника. 22х12,5 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва. 2. Иллюстрация из каталога выставки «5 х 5 = 25». Сентябрь 1921 г.
Пять участников выставки «5 x 5=25»: Александра Экстер, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова (ВАРСТ) и Александр Веснин. Каждый из них изготовил вручную, без участия печатного станка, по пять авторских экземпляров каталога этой выставки, что и составило тираж 25 экземпляров. При этом и эти 5 экземпляров каждого автора значительно отличались друг от друга обложками и оригинальными иллюстрациями. Общим для всего тиража стал только текст, отпечатанный на пишущей машинке.
Александра Экстер (1882-1949). Дизайн программы выставки «5 х 5 = 25». Москва, сентябрь 1921 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Построение цветового пространства по силовым линиям.
Рисунок из каталога выставки «5 х 5 = 25». 1921 г.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
А.А. Веснин (1883-1959). Без названия. 1921-1922 гг. Картон, масло.
А.А. Веснин (1883-1959). Без названия. 1921-1922 гг. Картон, масло, кварцевый песок.
90 х 68,5 см. Музей Людвига, Кёльн.
А.А. Веснин (1883-1959). Беспредметная композиция. 1922 г. Холст, масло. 108 х 74 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Круговая конструктивистская композиция. 1922 г.
Плотная бумага, тушь и масляная краска поверх карандаша. 33,5 х 24,5 см.
Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Композиция. 1922 г. Картон, масло. 27 x 18 см.
Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Архитектоническая композиция. 1922 г.
Бумага, смешанная техника. 33,5 x 24,5 см. Частное собрание.
А.А. Веснин (1883-1959). Без названия (Геометрический рисунок). 1920 г.
Бумага, тушь. 33,5 x 24,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
А.А. Веснин (1883-1959). Автопортрет. 1900 г. Холст, масло. 32,5 х 24 см.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В 1920 году началось недолгое сотрудничество А.А. Веснина с Камерным театром и его режиссёром А.Я. Таировым. Первым спектаклем было «Благовещение» Поля Клоделя (1920), за ним последовали «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира (1921; Поповой и Весниным были сделаны эскизы, но спектакль был осуществлён в оформлении А.А. Экстер), «Федра» Жана Расина (1922) и «Человек, который был Четвергом» Гилберта Честертона (1923). Все эти постановки, новаторские по своему духу, переносили принципы кубизма и конструктивизма на театральную сцену.
Александр, Виктор, Леонид Веснины. Проект «Дворца труда», перспектива. 1923 г.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз театрального занавеса. Москва, 1921 г.
А.А. Веснин (1883-1959). В военном лагере. Эскиз декорации к спектаклю «Оливер Кромвель» А.В. Луначарского.
Москва, Малый театр. 1920 г. Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила. 25 х 34,8 см.
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Дворик трактира с единорогом. Эскиз декорации к спектаклю «Оливер Кромвель»
А.В. Луначарского. Москва, Малый театр. 1920 г. Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила.
23,5 х 35 см. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). В зале дворца. Эскиз декорации к спектаклю «Оливер Кромвель» А.В. Луначарского.
Москва, Малый театр. 1920 г. Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила. 26 х 35 см.
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). У стола в комнате. Эскиз декорации к спектаклю «Оливер Кромвель» А.В. Луначарского.
Москва, Малый театр. 1920 г. Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила. 23,2 х 33,6 см.
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз афиши. Спектакль «Благовещение» Поля Клоделя.
Режиссер А.Я. Таиров. Москва, Камерный театр. 15.XI.1920 г. Картон, тушь, перо,
карандаш, гуашь, бронзовая краска. Государственный центральный театральный
музей им. А. А. Бахрушина, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскизы костюмов для спектакля «Благовещение» Поля Клоделя.
Режиссер А.Я. Таиров. Москва, Камерный театр. 1920 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз декорации к спектаклю «Благовещение» Поля Клоделя.
Режиссер А.Я. Таиров. Москва, Камерный театр. 1920 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз декорации к «Жемчужине Адальмины» Топелиуса. Москва, Камерный театр.
1921 г. Бумага, гуашь, темпера, акварель, золотая и серебряная краски. 19,1 х 27,3 см.
Частное собрание, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскизы костюмов к спектаклю «Благовещение» Поля Клоделя. Режиссер А.Я. Таиров. Москва, Камерный театр. 1. Эскиз женского костюма. Жак. 2. Костюм Виолен. 1921 г. Бумага, гуашь. 38 х 22 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
В московском Малом театре А.А. Веснин оформил спектакли «Ревизор» Н.В. Гоголя (1919), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1920), «Пути к славе» Э. Скриба (1922). В Камерном театре А.Я. Таирова, где выработал свой лаконичный конструктивный стиль, оформил знаковые спектакли: «Благовещение» Поля Клоделя (1920), «Федра» Ж. Расина (1922), «Человек, который был Четвергом» Г. Честертона (1923). В последнем спектакле проявилось его увлечение кубофутуризмом и конструктивизмом. Художник создал сложную систему металлических конструкций, лестниц, станков, движущихся тротуаров и лифтов. В 1921 г. спектаклем «Жемчужина Адальмины» И.А. Новикова в оформлении Веснина открылся Московский театр для детей, художник также создал эмблему театра.
А.А. Веснин (1883-1959). Программа премьеры спектакля Камерного театра «Федра»
Жана Расина. Режиссер А.Я. Таиров. 1922 г. Бумага, тушь, бронза, серебряная краска,
акварель, графитный карандаш. РГАЛИ, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз афиши спектакля Камерного театра «Федра»
Жана Расина. Режиссер А.Я. Таиров. 1922 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз грима Федры. Москва, Государственный Камерный театр.
Режиссер А.Я. Таиров. 1922 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Без названия (Эскиз декорации к трагедии «Федра» Жана Расина.
Режиссер А.Я. Таиров. Москва, Камерный театр). 1921-1922 гг. Холст, масло. 54 x 74,5 см.
Музей Людвига, Кёльн.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз декорации к трагедии «Федра» Жана Расина. Вариант. Перевод и редакция
В.Я. Брюсова. Режиссер А.Я. Таиров. Москва, Камерный театр. 1922 г. Картон, уголь, темпера.
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскиз костюмов к трагедии «Федра» Жана Расина. Режиссер А.Я. Таиров.
Москва, Камерный театр. 1922 г.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскизы костюмов к трагедии «Федра» Жана Расина. 1. Эскиз женского костюма. Исмена. 2. Эскиз костюма Федры. 1922 г. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
А.А. Веснин (1883-1959). 3-4. Эскизы костюмов к трагедии «Федра» Жана Расина. 1922 г. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва.
А.А. Веснин (1883-1959). Эскизы костюмов к трагедии «Федра» Жана Расина. 5. Эскиз костюма воина к трагедии «Федра» Жана Расина. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва. 6. Эскиз костюма Федры. 1920 г. Государственный исторический музей, Москва
А.А. Веснин (1883-1959). Эскизы костюмов к спектаклю «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. 1. Джульетта. 2. Ромео. 1921г. Картон, гуашь, бронзовая краска. 38,3 х 25 см. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
А.А. Веснин во ВХУТЕМАСе. Фотография 1920-е гг.
Новая конструктивистская сценография нашла своё воплощение в оформлении спектаклей Московского Камерного театра, а новая конструктивистская эстетика - в графическом дизайне - плакатном, рекламном, книжном (обложка книги М.Я. Гинзбурга «Эпоха и стиль». 1924). Большое влияние на дальнейшее творчество и идейные взгляды А.А. Веснина оказала работа в ИНХУКе - важном центре формирования теоретических концепций левых течений в искусстве в 1920-1924 гг. Итогом общих концептуальных поисков в живописи стала чёткая и ясная система конструктивизма с логически обоснованной концепцией формообразования.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Том I А-К, Биографии. Стр. 155-156, 180-181.
Вячеслав, спасибо за неустанную работу. С днем рождения! Мира и добра, творчества и радости от него, новых открытий и исследований, любви и удачи во всём!!! На Лиру бываю сейчас очень редко, но всегда с радостью и интересом смотрю ваши новые посты.
Ответ на комментарий Парашутов #Парашутов, Анатолий, спасибо за поздравление и что не забываете старика. Очень рад словам поддержки моего учителя, буду и впредь, пока есть силы и здоровье сеять разумное, доброе, вечное...Мои посты в наше трудное время дают надежду, что зеленеет вечно древо жизни. Еще раз спасибо, здоровья и успехов, живите долго
С днём рождения, Слава! Поздравляю от души! И не называйте себя стариком (в ответе Парашутову) - какой же Вы СТАРИК? Старик - это тот, кого уже ничто и никто не интересует, и ничто и никто не радует...К Вам это ну никак не относится! Поэтому желаю Вам, Слава, попутного ветра во всех делах и начинаниях и ещё долгой и взаимной любви к жизни!
Ответ на комментарий алёна44 #алёна44, Уважаемая коллега! Мне очень приятно получить поздравление от своей ровесницы, да еще из моего любимого города Петербурга. Очень жаль, что я с вами ранее не общался, но на своих постах видел. Еще раз спасибо
Ответ на комментарий Слава44 #
Ещё раз - с днём рождения и всегда отличного настроения! А начать общаться, если есть желание, никогда не поздно. правда, проживание в разных городах его достаточно ограничивает...