ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИССОН АБРАМОВИЧ ШИФРИН (1892-1961), ОБЩЕСТВО СТАНКОВИСТОВ, ЧАСТЬ I18-06-2023 21:47к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Ниссон Шифрин. Автопортрет, 1920-е гг.
Ниссон Абрамович Шифрин. (1892-1961) – российский, украинский, советский живописец, график, театральный художник, оператор кино, педагог. В 1911–1916 гг. учился в Киевском коммерческом институте. Параллельно посещал Школу живописи и рисования А.А. Мурашко в Киеве (1912–1915). Продолжил образование в Школе-студии А.А. Экстер (1918–1919), Украинской Академии художеств (1920–1921) в Киеве. В 1922 г. Шифрин переехал в Москву и начал работать в московских театрах. С 1935 г. и до конца жизни работал Главным художником Центрального театра Красной (Советской) армии. Оформил многочисленные спектакли и кинофильмы (оператор, художник). Дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Народный художник РСФСР (1958)
Ниссон Шифрин. Автопортрет, 1917-1918 гг.
Ниссон Абрамович ШИФРИН родился 16 (28 июня по новому стилю) 1892 года в Киеве, в Российской империи, в семье небогатого коммерсанта, служившего в Конторе контрагентства окружных путей сообщения. С детства увлекался музыкой, поэзией, живописью и театром, получил традиционное еврейское образование, затем был отдан на обучение в гимназию. Родители стремились дать сыну деловое воспитание, отдав учиться в Коммерческое училище, где Шифрин проучился с 1902 по 1911 год, по окончании которого по настоянию родителей поступил в Коммерческий институт. По окончании института получил звание кандидата экономических наук, но коммерсантом так и не стал.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Городской пейзаж. 1919 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Бахчисарай. 1919-1920 гг. Картон, масло. 28 х 35 см. Частное собрание, Париж.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Пейзаж. Кубизм. 1920 г. Фанера, масло. 66,5 х 76 см. Частное собрание, Париж.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Реклама книжных магазинов Центросоюза. Начало 1920-х гг.
Картон, тушь. 17,2 х 24,7 см. РГАЛИ, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Черновик клавира для фортепиано. 1921 г.
Картон, темпера. 29,5 x 19,7 см. Частное собрание.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Композиция. Начало 1920-х гг. Бумага, акварель.
22,3 х 17,9 см. РГАЛИ, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Кубистический пейзаж. 1920-е гг. Бумага, соус. 22,2 х 17,7 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 28.01.2023 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз панно для Электротехнического университета в Москве.
1922 г. Бумага, цветные карандаши, чернила. 22,6 х 17,9 см. РГАЛИ, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Три эскиза декораций с пейзажем. 1925 г.
Картон, гуашь. 21,5 x 44 см. Частное собрание.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Страстной бульвар. 1925-1926 гг. Интересная композиция -
памятник А.С. Пушкину стоит еще на другой стороне Пушкинской площади.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Умывальник. 1928 г. Картон, гуашь. 23,7 х 17,3 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Театр Кабуки. 1929 г. Картон, акварель, белила,
карандаш. 42 х 32,5 см. Частное собрание.
Н. Венгров. Октябрятская. Стихи для детей. Художник Н. Шифрин. Москва, Государственное издательство, 1930 г.
Ниссон Шифрин. Автопортрет, 1920-е гг.
В 1912 году, не оставляя учёбы в институте, Шифрин начал заниматься в художественной студии А.А. Мурашко. Благодаря новаторским методам обучения и благожелательному отношению руководителя и преподавателей студии к современным течениям в искусстве, она являлась одним из центров притяжения модернистской молодёжи Киева. В этой среде во многом сформировалось художественное мировоззрение Шифрина, который, по его собственным словам, задачу художника видел тогда в обретении изобразительного языка, «созвучного современности» с её урбанизмом и техническими достижениями. Ближайшим товарищем Шифрина стал И.М. Рабинович, который также занимался в студии и был связан с киевскими авангардистскими художниками и театральными деятелями. Вместе с ним Шифрин принимал участие в оформлении выступления футуристов - В.В. Маяковского, В.В. Каменского и Д.Д. Бурлюка, состоявшегося в Киеве в театре «Шато де Флёр» в январе 1914 в ходе их всероссийского турне. В феврале-марте того же года Шифрин участвовал в выставке «Кольцо», организованной А.К. Богомазовым и А.А. Экстер.
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (1)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (2)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (3)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (4)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (5)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (6)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (7)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (8)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (9)
Н. Шифрин. Москва строится. Книга-альбом. Государственное издательство, 1930 г.
Из собрания МИРА коллекция (10)
Александра Экстер (в центре) и ее студенты в Киеве перед живописным панно П. Челищева
(он сидит рядом с Экстер). Фотография 1918-1919 гг.
С началом Первой мировой войны был эвакуирован из Киева вместе с Коммерческим институтом и вскоре был призван в армию, где знакомится с сослуживцем М.А. Михайловым, декоратором бывшего Соловцовского театра, который сыграл важную роль в выборе профессии художника-сцены. Летом 1917 г. Шифрин демобилизовался и вернулся в Киев. В начале 1918 Шифрин стал членом Художественной секции Культур-Лиги, еврейской культурной организации, в программе которой важное значение придавалось развитию нового национального искусства на основе синтеза народной традиции и достижений художественного авангарда. Важнейшим этапом в знакомстве с теориями авангардного искусства и в освоении его практики для Шифрина, как и для многих других молодых киевских художников, стали занятия в студии Александры Экстер, куда он поступил сразу после её открытия в конце 1918 года. Экстер оказала решающее влияние на формирование Шифрина как театрального художника.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Женский образ. 1930-е гг. Бумага, графитный карандаш.
17,5 х 14 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 25.02.2023 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Самотечный бульвар. 1930-е гг. Холст, масло. 40,2 х 30,2 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к спектаклю «Страх» А.Н. Афиногенова. Постановщик
И.Я. Судаков. 1931 г. Холст, масло. 28,5 х 40 см. Музей театрального и музыкального искусства,
Санкт-Петербург.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к спектаклю «Страх» А.Н. Афиногенова. 2 картина 1 акта.
Москва, МХАТ. 1931 г. Холст на картоне, масло. 28,8 х 38,8 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). На ярмарке. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. 1932 г. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз женских костюмов к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. 1932 г. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз мужских костюмов к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
Москва, Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко. 1932 г. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз мужских костюмов к опере М.П. Мусоргского
«Сорочинская ярмарка». Москва, Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко.
1932 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская
ярмарка». Москва, Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко. 1932 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). 1. Эскиз женского костюма Хивря к опере М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Москва, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко. 1932 г. 2. Эскиз двух мужских и одного женского костюма к спектаклю «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука. 1934-1954 гг. Музей ЦТСА, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Интерьер. 1935 г. Бумага, акварель. 17 x 37 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз театр декора. 1936 г. Бумага, акварель. 17 x 39 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Иллюстрация к рассказу «Бежин луг» И.С. Тургенева. 1936 г.
Бумага, смешанная техника. 27,5 х 21,5 см. Частное собрание.
Ниссон Шифрин. Фрагмент фотографии 1920-е гг.
Уроками Экстер Шифрин воспользовался, в частности, уже в оформлении одного из поэтических вечеров весной 1919, на котором выступали И.Г. Эренбург, О.Э. Мандельштам и другие литераторы, находившиеся тогда в Киеве. «Футуристические» (по определению очевидцев) декорации Шифрина привлекли внимание режиссёра-новатора К.А. Марджанова, возглавлявшего в то время реформирование театральных учреждений Киева. По его рекомендации Шифрин в том же году был приглашён режиссёром А.А. Брянским для оформления оперетты Шарля Лекока «Зелёный остров» в Киевском театре музыкальной комедии. После этого Шифрин выполнил эскизы декораций для постановки Марджанова «Рубашка Бланш» по пьесе И.Г. Эренбурга в театре Н.Н. Соловцова, которая не была осуществлена, так как Киев был занят поляками.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Метро Кировская (Чистые пруды). 1935 г. Фанера, масло. 14,8 х 21,6 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2020 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к спектаклю «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука. 3 картина.
Постановка 1954 г. Москва, ЦТСА. 1934-1954 гг. Холст на карт, масло. 40 х 65,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Гобелен в доме Баптисты. Эскиз декорации к спектаклю «Укрощение строптивой»
У. Шекспира. Москва, Центральный театр Красной армии. 1937 г. Холст, масло. 43,8 х 52,8 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Интерьер дома Баптисты. Эскиз декорации к спектаклю «Укрощение строптивой»
У. Шекспира. Москва, Центральный театр Красной армии. 1937 г. Бумаге на фанере, масло. 38,3 х 53,4 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз гобелена к спектаклю «Укрощение строптивой»
У. Шекспира. 9-я картина. 1937 г. Музей театрального и музыкального искусства,
Санкт-Петербург.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дальний Восток. 1948 г. Холст, масло. 40,2 х 55,2 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дальний Восток. 1937-1938 гг. Бумага, смешанная техника, 22,8 х 33,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскиз женских костюмов.
Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ).
1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскизы женских костюмов. Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 1. Первая Гостья (шестая картина). 2. Любце. 1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскизы женских костюмов. Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 3. Хана (актрисы С.М. Биник, Розина). 4. Рива, первая картина (актриса Е.Б. Эпштейн). 1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскизы женских костюмов. Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 5. Подруга Ханы ([вторая] картина). 6. Любце. 1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961), М.Г. Генке-Шифрина (1889-1954). Эскиз женских костюмов. Спектакль «Цвей Кунилемл» А. Гольдфадена. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 7. Хана (четвёртая и пятая картины). 8. Эскиз мужских костюмов. 1940 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Ниссон Шифрин, Маргарита Генке и их дочь Тата (Анна). Фотография, конец 1920-х гг.
Жена - Маргарита (Мага) Генриховна Генке-Шифрина (1889-1954), художница и помощница Ниссона
в его театральных работах. Можно сказать - семейный подряд. Дочь Тата - будущий театровед
Анна Ниссоновна Шифрина.
В своих первых сценографических опытах Шифрин конструирует объёмные кубистические декорации с помощью цветовых плоскостей, особое расположение которых создавало возможности для движения по всем измерениям сценического пространства. Эти принципы Шифрин продолжал развивать и совершенствовать в течение 1920-1921 гг. и на сцене Русского драматического театра, выполнив декорации и костюмы спектаклей по интермедиям Сервантеса и пьесам Мольера, и в оформлении постановок в еврейском модернистском театре «Онгейб» («Начало»), которым руководил актёр и режиссёр С.3. Семдор, ставивший в основном драматургические произведения еврейских писателей. Используя общепринятые приёмы кубистической сценографии, Шифрин вместе с тем пытался найти для них оригинальную трактовку и остроумные инженерные решения. Так, для спектакля «Бог мести» по пьесе Шолома Аша в театре «Онгейб» (1920) Шифрин построил единую трехъярусную установку, на этажах-ярусах которой одновременно разыгрывалось театральное действие.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Болото. 1940 г. Бумага, акварель. 29,5 x 46 см. Частное собрание.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз афиши к комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира. 1941 г.
Бумага, гуашь. 58 х 84 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз занавеса к комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира.
Постановщик Алексей Попов. 1941 г. Холст на картоне, масло. 32,5 х 42,5 см.
Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Зима в Свердловске. 1942 г. Картон, масло. 32,5 х 48 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Окраина Свердловска. 1942-1943 гг. Картон, гуашь. 44,3 х 41,5 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Окраина Свердловска. 1942-1943 гг. Холст на картоне, масло.
48 х 39 см. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Зал собрания. Эскиз декорации к спектаклю «Олеко Дундич»
М. Каца и А. Ржешевского. Москва, ЦТСА. 1942 г. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к пьесе А. Корнейчука «Фронт». Москва, ЦТСА. 1942 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961). 1-2. Штаб Красных. Эскизы декораций к постановке пьесы А.Е. Корнейчука «Фронт». 1942 г. Бумага, смешанная техника. 27 х 19 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Сталинград. Танки на улице. 1943 г. Бумага, пастель. 26,9 х 31,4 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Сталинград. Землянки. 1943 г. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Западный фронт. Командир. 1943 г. Бумага, карандаш.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Западный фронт. Солдат в маскировочном халате. 1942 г.
Бумага, акварель. Пермская государственная художественная галерея.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Западный фронт. Беседа. 1943 г. Бумага, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Окраина Свердловска. 1943 г. Картон, масло. 48,8 х 37,5 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Ниссон Шифрин. Фотография 1938 г.
Наряду со сценографией, Шифрин занимался также живописью и графикой и написал в это время ряд живописных кубистических композиций. Кроме того, в 1920-1922 гг. он преподавал в художественной студии Культур-Лиги, а также сотрудничал с еврейскими издательствами и оформил несколько детских книг на идише, в иллюстрациях к которым сочетал кубистическую стилистику, мотивы еврейского народного искусства и некоторые формальные приёмы иконописи. Свою станковую и книжную графику Шифрин экспонировал на выставках Художественной секции Культур-Лиги в Киеве в 1920 и 1922 гг.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Пожар. Эскиз декорации к спектаклю «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина.
Москва, ЦТСА. 1944 г. Холст, масло. 45 х 64,7 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
В 1944 году Центральный театр Советской Армии ставит пьесу советского драматурга Юлия Петровича Чепурина (1914-2003), военного корреспондента, участника обороны Сталиграда. Пьеса под названием «Сталинградцы» (др. назв. - «Есть на Волге утес...») была написана автором с 1942 по 1944 гг. Постановщик А.Д. Попов. Декорации к «Сталинградцам» в ЦТСА создал театральный художник, главный художник ЦТСА Ниссон Шифрин. В декорациях был отражен принцип панорамного решения, который художник подчеркнул характерными бытовыми деталями. Оформление пьесы «Сталинградцы» по праву считается одной из лучших работ Н. Шифрина.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к спектаклю «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина. Вариант
первой картины. Москва, ЦТСА. 1944 г. Холст, масло. 45,3 х 65 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). 3-я картина. Эскиз декорации к спектаклю «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина.
Москва. ЦТСА. 1944 г. Холст, масло. 44,5 х 65 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). 6-ая картина. Военный совет в Филях. Полководец. Эскиз декорации
к спектаклю «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина. Москва. ЦТСА. 1944 г. Бумага, акварель, пастель.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Постер фильма «Великий перелом». Киностудия «Ленфильм», 1945 г.
Режиссер Ф.М. Эрмлер. Оператор Ниссон Шифрин.
В главной роли Михаил Державин-старший.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дорога в Петрищево. Эскиз декорации к спектаклю «Сказка о правде» М.И. Алигер
о подвиге Зои Космодемьянской. Москва, Центральный театр Красной армии. 1945-1948 гг. Холст, масло. 50 х 72 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Лес. Эскиз декорации к драматической поэме «Сказка о Правде» М.И. Алигер.
1946 г. Бумага, тушь, кисть, 42,8 х 60,5 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). По реке. 1944 г. Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Деревня Жуиха. 1945 г. Картон, фанера, масло. 22 х 31,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Вид из окна. Городской пейзаж. 1940-е гг. Холст на картоне, масло.
29,5 х 41,8 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл. Эстимейт 90 000 - 120 000 руб.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Московский этюд. 1945 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Баржа. Плес. 1947 г. Холст, масло. 44 х 35 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декорации к I акту комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Москва, ЦТСА.
1949 г. Холст, масло. 60 х 90 см. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Гостиница. Эскиз декорации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 1949 г.
Холст, масло. 38 х 63 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Александра Экстер (в центре) в группе художников, принимавших участие в оформлении ВСХВ
в Москве. Фотография 1923 г.
В 1922 году Н. Шифрин переехал в Москву. Весной 1923 был привлечен И. И. Нивинским и А.А. Экстер к оформлению 1-й ВСХВ в Москве. Сблизился с А. Д. Гончаровым, А. А. Лабасом и многими московскими художниками и начал работать в московских театрах. Сценография становится основной сферой творческой деятельности Шифрина, однако он не оставлял и живопись, а до середины 1930-х также активно занимался и книжной графикой, в частности, иллюстрировал книги для детей. Был членом ОСта и участвовал во всех четырёх выставках общества (1925-1928). С 1927 года – член правления. В живописи и графике Шифрина этого периода кубизм вытесняется экспрессионистской пластикой и конструктивистским дизайном. Шифрин создаёт свои живописные и графические композиции, в которых одновременно использует прямую и обратную перспективы, острые ракурсы, локальный цвет и парадоксальные визуальные эффекты.
Н.А. Шифрин (1892-1961). 1. Режиссер А.Д. Попов (1892-1961). 2. Шарж на актера И.С. Федотова (1881-1951).
1940-е гг. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюмов к балету «Мирандолина» С.Н.Василенко. 1 Мирандолина. 2. Фабрицио. 1949 г. Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декораций к спектаклю Центрального театра Советской Армии
«Флаг адмирала» А.П. Штейна 1950 г. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декораций к спектаклю Центрального театра Советской Армии
«Флаг адмирала» А.П. Штейна. 1950 г. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Парадный интерьер перед кабинетом Павла I. Эскиз декораций к спектаклю
Центрального театра Советской Армии «Флаг адмирала» А.П. Штейна. Москва, 1950 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюма флаг-офицера Сенявина для актера
В.М. Зельдина. 1950 г. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюма флаг-офицера Потемкина для актера
А. Хохлова для постановки спектакля «Флаг адмирала» А.П. Штейна. Москва, ЦТСА. 1950 г.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюма Чашкова для актера Б.А. Ситко к постановке
спектакля «Флаг адмирала» А.П. Штейна. Москва, ЦТСА. 1950 г. Бумага, акварель.
60 х 36 см. Частное собрание.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз декораций I и III действий. Задник к спектаклю «Разлом» Б.А. Лавренева.
1950 г. Картон, темпера. 21 х 28,5 см. Музей МХАТ.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Архангельское. Парк. 1951 г. Картон, масло. 22 x 26 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Сенеж. Полянка. 1951 г. Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Озеро Сенеж. 1951 г. Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Озеро Сенеж. Вечер. 1951 г. Галерея АртПанорама, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Городской пейзаж. 1950-е гг.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Пейзаж. 1950-е гг. Холст на картоне, масло. 33,5 x 22,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Ниссон Абрамович Шифрин. Фотография 1930-е гг.
В театральных работах середины 1920-х - начала 1930-х гг. Шифрин прибегает к конструктивистской сценографии, хотя и не отказывается полностью от кубистических приёмов, сохранив их в моделировании костюмов и в построении объёмных декораций. Эти особенности стиля Шифрина были убедительны, в частности, в оформлении спектаклей «Заговор Фиеско» по пьесе Фридриха Шиллера в харьковском театре «Березиль» (1928; режиссёр Лесь Курбас), «Деловой человек» по пьесе Вальтера Газенклевера в Украинском ГосЕТе (1928; режиссёр С.А. Марголин, Харьков), «Токмаков переулок» по пьесе В.В.Смирновой в Театре рабочих ребят (1931; режиссёры И.М. Доронин, А.3. Окунчиков, Москва). К началу 1930-х гг. Шифрин занял видное место среди ведущих советских сценографов.
В 1935 г. Шифрин стал главным художником Театра Красной армии в Москве и оставался им до конца жизни.
Со второй половины 1930-х в русле общих тенденций развития советского искусства в сценографии укореняются нормы «жизнеподобного» натурализма. Однако и в этих условиях Шифрину удавалось находить яркие и оригинальные пластические и инженерные решения оформления спектаклей.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Эскиз костюмов Добчинского и Добчинского к комедии
«Ревизор» Н.В. Гоголя. 1951 г. Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дворянское собрание. 1 вариант. Эскиз декорации к пьесе «Любовь Яровая»
К.А. Тренёва. Москва, ЦТСА. Постановка не осуществлена. 1952 г. Бумага на картоне, масло. 34,5 х 50,1 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Дворянское собрание. Эскиз декорации к пьесе «Любовь Яровая»
К.А. Тренёва. 1952 г. Бумага, гуашь, масло. 34,5 х 50,5 см. Музей изобразительных искусств,
Комсомольск-на-Амуре.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Городской бульвар. Кафе. Акт 2. Эскиз декорации к пьесе «Любовь Яровая»
К.А. Тренёва. 1952 г. Бумага на картоне, масло. 35 х 49,8 см. Музей изобразительных искусств,
Комсомольск-на-Амуре.
Н.А. Шифрин (1892-1961). У Месяца-Месяцовича. 8 картина. Эскиз декорации к спектаклю «Конек-Горбунок»
по сказке П. Ершова. Москва, Центральный детский театр. 1952 г. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Девятая картина. Рыба-кит. Эскиз декорации к спектаклю «Конек-Горбунок»
по сказке П. Ершова. Москва, Центральный детский театр. 1952 г. Бумага, на фанере, масло. 38 х 56,2 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Перед вокзалом. Эскиз декорации I действия, 2-й картины к спектаклю
«Залп Авроры» по пьесе М. Большинцов и М. Чиаурели. Москва, МХАТ. 1952 г. Музей МХАТ.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Площадь перед вокзалом. Эскиз декорации I действия, 2-й картины к спектаклю
«Залп Авроры» по пьесе М. Большинцова и М. Чиаурели. 1952 г. Бумага. акварель, тушь. 24 х 31,5 см.
Музей МХАТ.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Перед Смольным. IV действие, 12 картина. Эскиз декорации к спектаклю
«Залп Авроры» по пьесе М. Большинцова и М. Чиаурели. 1952 г. Картон, масло. 16 х 22 см.
Музей МХАТ.
Н.А. Шифрин (1892-1961). Перед Смольным. IV действие, 12 картина. Эскиз декорации к спектаклю
«Залп Авроры» по пьесе М. Большинцова и М. Чиаурели. Вариант. 1952 г. Картон, масло. 16 х 22 см.
Музей МХАТ.
Ниссон Шифрин в мастерской. Фотография, конец 1950-х гг.
С конца 1920-х до конца 1930-х гг. произведения Шифрина постоянно экспонируются на многих выставках в СССР и за рубежом: Художественно-кустарная выставка СССР (1929, Нью-Йорк); выставки советского искусства в Вене, Берлине, Стокгольме (1930); Всемирные выставки в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Во второй половине 1930-х гг. выполнил диораму Кабардино-Балкарии для ВСХВ (вместе с М.Г. Генке-Шифриной).
Шифрин преподавал во ВХУТЕИНе (1929-1930), Полиграфическом институте (1931—1932), ГИТИСе имени А. В. Луначарского (1934-1936) - в Москве.
На протяжении 1930-1940-х годов не прерывалось его сотрудничество с еврейскими театрами. Выступал также в качестве живописца и иллюстратора, в частности оформил книгу В. В. Маяковского «Кем быть?» (1929). В 1942 году в возрасте 50 лет Ниссон Шифрин вступил в члены ВКП(б).
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 602-603, 627.