• Авторизация


ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ (1903-1938), ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ» 15-06-2023 13:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО А.И. Русаков (1898-1952) - Портрет худ-ка Н.Д. Емельянова. 1933 г.  Х, м, 105x79,2 cm. Саратов ХМ (523x700, 117Kb)
А.И. Русаков (1898-1952). Портрет художника Н.Д. Емельянова. 1933 г. Холст, масло. 105 x 79,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Николай Дмитриевич Емельянов (1903-1938) – русский советский живописец, график. Учился в рисовальном классе Тюменского коммерческого училища, позже занимался в изостудии Е.Л. Кропивницкого. В 1923 году поступил в ВХУТЕМАС, где учился у А.Е. Карева. С 1928 года член ленинградского общества «Круг художников» и участник выставок 1929-1930 годов. С конца 1920-х до начала 1930-х годов в его пейзажных работах отчётливо видно увлечение авангардом. Некоторые из картин этого периода почти абстрактны и тем не менее сохраняют связь с пейзажным жанром. Николай Емельянов участвовал во встречах группы живописно-пластического реализма. Эти встречи и послужили основанием для первого ареста в 1934 году. В 1937 году художника вновь арестовали, но вскоре опять освободили. В марте 1938 года последовал третий, последний арест и расстрел.


1920-е кон - нач.1930-х Пейзаж с деревом, холст, масло, 78 × 65 см., Собрание Романа Бабичева. (600x700, 72Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с деревом. Конец 1920-х - начало 1930-х гг.
Холст, масло. 78 х 65 см. Собрание Романа Бабичева.

Николай Дмитриевич Емельянов родился в 1903 году в селе Саламатово, Саламатовской волости, Ялуторовского уезда, Тобольской губернии в многодетной крестьянской семье Дмитрия Пахомовича Емельянова и его жены Клавдии Михайловны в девичестве Дороховой. Несмотря на тяжелый быт, мальчик много рисовал углем, а потом и карандашами, подаренными ему старостой села. По его же настоянию Николая определили в Тюменское коммерческое училище, где он учился с 1914 по 1917 год в художественном классе у К.П. Трофимова.
После окончания училища Емельянов преподавал рисунок в тюменской школе №1 и одновременно посещал занятия в изостудии, где его педагогами были М.И. Авилов и Е.Л. Кропивницкий. Именно благодаря последнему молодой художник поверил в свои силы. Его путь лежал на берега Невы, в знаменитое здание на Университетской набережной, 17 - храм трех основных искусств, учиться в котором всегда было заветной мечтой каждого художника.

1930-е Храм. Бум. на карт, Тушь, перо. - 24х34 см.Аук Антиквариум 2020 (700x497, 134Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Храм. 1930-е гг. Бумага на картоне, тушь, перо. 24 х 34 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.

1930-е Набережная. Бум. на карт, Тушь- 23х33 см. Аук Антиквариум 2020 (700x484, 137Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Набережная. 1930-е гг. Бумага на картоне, тушь. 23 х 33 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.

1930-е Вид на крыши города, бумага, акварель, 21 х 29 см., Государственный музей истории СПб (700x493, 112Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид на крыши города. 1930-е гг. Бумага, акварель. 21 х 29 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1930-е Вид на городскую стену, бумага, акварель, 30 х 21 см., частное собрание. (491x700, 118Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид на городскую стену. 1930-е гг.
Бумага, акварель. 30 х 21 см. Частное собрание.

ФОТО 3-я выст Круга.jpg (700x464, 111Kb)
Страницы каталога 3-й выставки общества «Круг художников» в Русском музее. Ленинград, 1929 г.
Две работы Н.Д. Емельянова указаны справа внизу на 5-й стр.

В Петрограде Николай Емельянов поселился на Васильевском острове. На жизнь зарабатывал службой на лакокрасочной фабрике, которая располагалась на Чёрной речке. От дома рукой было подать до бывшей Императорской Академии художеств, получившей в новое время и новое название ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Вступительные экзамены талантливый парень из глухой провинции сдал с блеском и последующие пять лет увлеченно учился основам художественного мастерства у Алексея Еремеевича Карева (1979-1942). Емельянов дружил с А.И. Русаковым, В.В. Пакулиным. Пакулин являлся ядром этой компании. В 1929 году Емельянов стал членом ленинградского общества «Круг художников» и в 1929-1930 годах участвовал со своими работами на тему спорта в выставках общества в Ленинграде, Москве, Киеве. После окончания художественного института остался жить и работать в Ленинграде.

1930-е начало. Окраина. Деревья. Х,м. 70 х 52 см.. Муз ист СПб (520x700, 110Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Окраина. Деревья. Начало 1930-х гг.
Холст, масло. 70 х 52 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Николай Емельянов писал в основном маслом и акварелью. Каналы, дома, сохранившие дыхание гениев, пригороды, несущие в себе особое солнце культуры. «Окраина» Емельянова трогательна в своей открытости и простоте и вместе с тем созвучна яркой поэтике и Альбера Марке, и Ван Гога. Его цветовые пятна воссоздают лето и счастье как символ «до войны».

1930-е Вид колокольни. Бум, акв. 36×26. Аук Антиквариум (497x700, 117Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид колокольни. 1930-е гг. Бумага, акварель.
36 х 26 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.

1930-е Вид на собор. Бум, на карт, акварель. - 27х20 см.Аук Антиквариум, 2020 (479x700, 126Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид на собор. 1930-е гг. Бумага на картоне, акварель.
27 х 20 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.

1930-е Вид на храм, бумага, акварель, 31 х 29 см., Вологодская областная картинная галерея. (677x700, 178Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид на храм. 1930-е гг. Бумага, акварель. 31 х 29 см.
Вологодская областная картинная галерея.

Ища себя в искусстве, свой стиль и свою манеру исполнения, Емельянов пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. На рубеже 1920-х-1930-х годов увлекся авангардом, модным для того времени направлением. Свои композиции он конструировал из пятен интенсивного цвета, гармонично их распределяя по холсту, и не придерживаясь правдоподобия в деталях. Его пейзажи отличает декоративность решения, организация изображения в вертикальном или горизонтальном направлении. Позднее индивидуальная художественная манера Николая Емельянова сгладилась, вобрав в себя все художественные особенности, присущие мастерам ленинградской пейзажной школы. В своих пристрастиях Емельянов отдавал предпочтение современной французской живописи, перенося эту любовь и на повседневные бытовые стороны жизни: любил вставлять в разговор французские слова и даже иногда подписывал свои картины по-французски.

1930-е Поселковый пейзаж, бумага, акварель, 24 х 40 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петеербург. (700x392, 98Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Поселковый пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 24 х 40 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1931 Пейзаж с деревьями и забором, холст, масло, 42 х 53,5 см., Собрание Романа Бабичева. (700x547, 229Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с деревьями и забором. 1931 г. Холст, масло. 42 х 53,5 см.
Собрание Романа Бабичева.

1930-е Пейзаж с красной стеной. Х, м. 53x71. ГРМ (700x532, 108Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с красной стеной. 1930-е гг. Холст, масло. 53 x 71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1931 Нева. холст, масло, 53 х 41,5 см., частное собрание. (592x700, 146Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Невский пейзаж. 1931 г. Холст, масло. 53 х 41,5 см.
Частное собрание.

1934 Альбер и Марсель Марке на выставке ВХУТЕИНа. Нина Кашина слева на фоне работ Ф. Шурпина. 1934 г. — копия (700x473, 97Kb)
Альбер Марке (в центре в очках) на выставке молодых художников в Ленинграде, 1934 г.
Слева Нина Кашина на фоне работ Ф. Шурпина, а который Николай Емельянов – можно только догадываться…
По описаниям - бледный, вытянутый в длину, высоколобый, книжно-задумчивый…

В 1934 году французский художник Альбер Марке (1875-1947) с женой приезжал в СССР, был в течение трех недель в Ленинграде, Москве, Харькове, Ростове, Тбилиси, Батуми, встречался с художниками, посещал мастерские, видел свои картины в Государственном музее нового западного искусства. Ленинград и ленинградцы отвечали ему взаимностью - по числу «маркистов» ленинградская школа, то есть объединение «Круг художников», опережала остальные. Ленинградская школа, всецело соглашаясь с товарищем Марке по поводу города как заманчивой натуры, подняла беспартийный жанр городского пейзажа на вершину своей жанровой иерархии и тем самым также сделала вполне определенный политический выбор. Прозвище «маркисты» - в силу скрытой в названии аналогии «марксистам» не обещало ничего хорошего. На одной из ленинградских художественных выставок работы Н.Д. Емельянова привлекли к себе внимание Марке. Знаменитый француз дал высокую оценку творчеству Николая Емельянова и даже выразил желание приобрести несколько его произведений.

1930-е Пейзаж в окраинах Ленинграда. Х, м. 45 х 64 см. Музей истории СПб-га (2) (700x494, 121Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж на окраинах Ленинграда. 1930-е гг. Холст, масло. 45 х 64 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1930-е Окраина. Ленинградский дворик. Х, м. 50 х 60 см. Музей истории СПб-га (2) (700x525, 106Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Окраина. Ленинградский дворик. 1930-е гг. Холст, масло. 50 х 60 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1935 Вид Мойки (539x700, 111Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид Мойки. 1935 г. Холст, масло.

Вместе с В. Стерлиговым, О. Карташевым, М. Казанской, Л. Юдиным, А. Лепорской, К. Рождественским, Н. Коган и другими художниками, также входившими в состав группы живописно-пластического реализма, Николай Емельянов участвовал во встречах, проходивших на квартире В.М. Ермолаевой (осуждена 20 сентября 1937 года тройкой УНКВД к расстрелу и 26 сентября 1937 года расстреляна в лагере около Караганды). Эти встречи и послужили основанием для первого ареста Николая Дмитриевича в Ленинграде 27 декабря 1934 года по делу Группы живописно-пластического реализма. В тот же день вместе с ним были взяты под стражу А. Батурин и О. Карташев. 26 февраля 1935 года следствие в отношении Емельянова было прекращено, и художник был выпущен на свободу. Вторично Николай Дмитриевич был арестован в 1937 году, однако вновь вскоре освобожден.
(О Вере Ермолаевой см. мой пост здесь)

1935 Набережная канала. Ленинград. Х, м. 60 х 45 см. Музей С-Петербурга (531x700, 141Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Набережная канала. Ленинград. 1935 г.
Холст, масло. 60 х 45 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1935 Дачное место под Ленинградом. Х, м. 44 х 53 см. Муз ист СПб. (2) (700x570, 167Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Дачное место под Ленинградом. 1935 г. Холст, масло. 44 х 53 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1935 На островах. Яхты. Х, м. 48 х 56,5 см. Музей истории СПб-га (700x589, 159Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). На островах. Яхты. 1935 г. Холст, масло. 48 х 56,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Последний раз его арестовали 18 марта 1938 года по обвинению по ст. 58-1а УК РСФСР. Суд, состоявшийся 26 апреля 1938 года, признал Николая Дмитриевича Емельянова виновным по статье 58-1а и приговорил к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 20 мая 1938 года в Ленинграде. Место смерти неизвестно. В 1955 году дело, по которому был осужден Емельянов, было пересмотрено, приговор отменен, а сам художник реабилитирован.

1935 Пейзаж с Невкой. Х, м. 62 х 51,5 см. Муз ист СПб. (2) (700x581, 138Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с Невкой (малой или большой – неизвестно). 1935 г.
Холст, масло. 62 х 51,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1937 Большая Нева у Эрмитажного театра», холст, масло, ЧС (700x529, 116Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Большая Нева у Эрмитажного театра. 1937 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1937 Пейзаж с Невкой, холст, масло, 42,5 × 67,7 см., Собрание Романа Бабичева. (700x441, 131Kb)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с Невкой. 1937 г. Холст, масло. 42,5 х 67,7 см.
Собрание Романа Бабичева.

Немногочисленные сохранившиеся работы Н.Д. Емельянова остались у друзей, позднее перешли в собрания музеев Петербурга и Москвы - известны 15 его картин маслом и 5 акварелей. Сегодня его полотна хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в других художественных музеях России, а также в частных собраниях в нашей стране.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Объединение Круг художников. 1926 - 1932. С-Петербург. ГРМ Palace-Editions. 2007 г. 184 с. илл. 31х26 см. (561x700, 197Kb)
Круг художников 1926-1932. Каталог выставки в Русском музее. Сост. В. Ловякина.
Авторы ст. Е. Евсеева, Н. Козырева, О. Мусакова. Санкт-Петербург, Издательство
«Palace Editions», 2007 г. 184 стр., 290 цвет. илл. Формат 32 х 24 см. На рус. и англ. яз.

Энциклопедия мировой живописи (Выпуск 539) Н.Д. Емельянов





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ (1903-1938), ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ» | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»