ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ (1903-1938), ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ»15-06-2023 13:50к комментариям - к полной версии
- понравилось!
А.И. Русаков (1898-1952). Портрет художника Н.Д. Емельянова. 1933 г. Холст, масло. 105 x 79,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Николай Дмитриевич Емельянов (1903-1938) – русский советский живописец, график. Учился в рисовальном классе Тюменского коммерческого училища, позже занимался в изостудии Е.Л. Кропивницкого. В 1923 году поступил в ВХУТЕМАС, где учился у А.Е. Карева. С 1928 года член ленинградского общества «Круг художников» и участник выставок 1929-1930 годов. С конца 1920-х до начала 1930-х годов в его пейзажных работах отчётливо видно увлечение авангардом. Некоторые из картин этого периода почти абстрактны и тем не менее сохраняют связь с пейзажным жанром. Николай Емельянов участвовал во встречах группы живописно-пластического реализма. Эти встречи и послужили основанием для первого ареста в 1934 году. В 1937 году художника вновь арестовали, но вскоре опять освободили. В марте 1938 года последовал третий, последний арест и расстрел.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с деревом. Конец 1920-х - начало 1930-х гг.
Холст, масло. 78 х 65 см. Собрание Романа Бабичева.
Николай Дмитриевич Емельянов родился в 1903 году в селе Саламатово, Саламатовской волости, Ялуторовского уезда, Тобольской губернии в многодетной крестьянской семье Дмитрия Пахомовича Емельянова и его жены Клавдии Михайловны в девичестве Дороховой. Несмотря на тяжелый быт, мальчик много рисовал углем, а потом и карандашами, подаренными ему старостой села. По его же настоянию Николая определили в Тюменское коммерческое училище, где он учился с 1914 по 1917 год в художественном классе у К.П. Трофимова.
После окончания училища Емельянов преподавал рисунок в тюменской школе №1 и одновременно посещал занятия в изостудии, где его педагогами были М.И. Авилов и Е.Л. Кропивницкий. Именно благодаря последнему молодой художник поверил в свои силы. Его путь лежал на берега Невы, в знаменитое здание на Университетской набережной, 17 - храм трех основных искусств, учиться в котором всегда было заветной мечтой каждого художника.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Храм. 1930-е гг. Бумага на картоне, тушь, перо. 24 х 34 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Набережная. 1930-е гг. Бумага на картоне, тушь. 23 х 33 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид на крыши города. 1930-е гг. Бумага, акварель. 21 х 29 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид на городскую стену. 1930-е гг.
Бумага, акварель. 30 х 21 см. Частное собрание.
Страницы каталога 3-й выставки общества «Круг художников» в Русском музее. Ленинград, 1929 г.
Две работы Н.Д. Емельянова указаны справа внизу на 5-й стр.
В Петрограде Николай Емельянов поселился на Васильевском острове. На жизнь зарабатывал службой на лакокрасочной фабрике, которая располагалась на Чёрной речке. От дома рукой было подать до бывшей Императорской Академии художеств, получившей в новое время и новое название ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Вступительные экзамены талантливый парень из глухой провинции сдал с блеском и последующие пять лет увлеченно учился основам художественного мастерства у Алексея Еремеевича Карева (1979-1942). Емельянов дружил с А.И. Русаковым, В.В. Пакулиным. Пакулин являлся ядром этой компании. В 1929 году Емельянов стал членом ленинградского общества «Круг художников» и в 1929-1930 годах участвовал со своими работами на тему спорта в выставках общества в Ленинграде, Москве, Киеве. После окончания художественного института остался жить и работать в Ленинграде.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Окраина. Деревья. Начало 1930-х гг.
Холст, масло. 70 х 52 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Николай Емельянов писал в основном маслом и акварелью. Каналы, дома, сохранившие дыхание гениев, пригороды, несущие в себе особое солнце культуры. «Окраина» Емельянова трогательна в своей открытости и простоте и вместе с тем созвучна яркой поэтике и Альбера Марке, и Ван Гога. Его цветовые пятна воссоздают лето и счастье как символ «до войны».
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид колокольни. 1930-е гг. Бумага, акварель.
36 х 26 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид на собор. 1930-е гг. Бумага на картоне, акварель.
27 х 20 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид на храм. 1930-е гг. Бумага, акварель. 31 х 29 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Ища себя в искусстве, свой стиль и свою манеру исполнения, Емельянов пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. На рубеже 1920-х-1930-х годов увлекся авангардом, модным для того времени направлением. Свои композиции он конструировал из пятен интенсивного цвета, гармонично их распределяя по холсту, и не придерживаясь правдоподобия в деталях. Его пейзажи отличает декоративность решения, организация изображения в вертикальном или горизонтальном направлении. Позднее индивидуальная художественная манера Николая Емельянова сгладилась, вобрав в себя все художественные особенности, присущие мастерам ленинградской пейзажной школы. В своих пристрастиях Емельянов отдавал предпочтение современной французской живописи, перенося эту любовь и на повседневные бытовые стороны жизни: любил вставлять в разговор французские слова и даже иногда подписывал свои картины по-французски.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Поселковый пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 24 х 40 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с деревьями и забором. 1931 г. Холст, масло. 42 х 53,5 см.
Собрание Романа Бабичева.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с красной стеной. 1930-е гг. Холст, масло. 53 x 71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Невский пейзаж. 1931 г. Холст, масло. 53 х 41,5 см.
Частное собрание.
Альбер Марке (в центре в очках) на выставке молодых художников в Ленинграде, 1934 г.
Слева Нина Кашина на фоне работ Ф. Шурпина, а который Николай Емельянов – можно только догадываться…
По описаниям - бледный, вытянутый в длину, высоколобый, книжно-задумчивый…
В 1934 году французский художник Альбер Марке (1875-1947) с женой приезжал в СССР, был в течение трех недель в Ленинграде, Москве, Харькове, Ростове, Тбилиси, Батуми, встречался с художниками, посещал мастерские, видел свои картины в Государственном музее нового западного искусства. Ленинград и ленинградцы отвечали ему взаимностью - по числу «маркистов» ленинградская школа, то есть объединение «Круг художников», опережала остальные. Ленинградская школа, всецело соглашаясь с товарищем Марке по поводу города как заманчивой натуры, подняла беспартийный жанр городского пейзажа на вершину своей жанровой иерархии и тем самым также сделала вполне определенный политический выбор. Прозвище «маркисты» - в силу скрытой в названии аналогии «марксистам» не обещало ничего хорошего. На одной из ленинградских художественных выставок работы Н.Д. Емельянова привлекли к себе внимание Марке. Знаменитый француз дал высокую оценку творчеству Николая Емельянова и даже выразил желание приобрести несколько его произведений.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж на окраинах Ленинграда. 1930-е гг. Холст, масло. 45 х 64 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Окраина. Ленинградский дворик. 1930-е гг. Холст, масло. 50 х 60 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Вид Мойки. 1935 г. Холст, масло.
Вместе с В. Стерлиговым, О. Карташевым, М. Казанской, Л. Юдиным, А. Лепорской, К. Рождественским, Н. Коган и другими художниками, также входившими в состав группы живописно-пластического реализма, Николай Емельянов участвовал во встречах, проходивших на квартире В.М. Ермолаевой (осуждена 20 сентября 1937 года тройкой УНКВД к расстрелу и 26 сентября 1937 года расстреляна в лагере около Караганды). Эти встречи и послужили основанием для первого ареста Николая Дмитриевича в Ленинграде 27 декабря 1934 года по делу Группы живописно-пластического реализма. В тот же день вместе с ним были взяты под стражу А. Батурин и О. Карташев. 26 февраля 1935 года следствие в отношении Емельянова было прекращено, и художник был выпущен на свободу. Вторично Николай Дмитриевич был арестован в 1937 году, однако вновь вскоре освобожден. (О Вере Ермолаевой см. мой пост здесь)
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Набережная канала. Ленинград. 1935 г.
Холст, масло. 60 х 45 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Дачное место под Ленинградом. 1935 г. Холст, масло. 44 х 53 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). На островах. Яхты. 1935 г. Холст, масло. 48 х 56,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Последний раз его арестовали 18 марта 1938 года по обвинению по ст. 58-1а УК РСФСР. Суд, состоявшийся 26 апреля 1938 года, признал Николая Дмитриевича Емельянова виновным по статье 58-1а и приговорил к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 20 мая 1938 года в Ленинграде. Место смерти неизвестно. В 1955 году дело, по которому был осужден Емельянов, было пересмотрено, приговор отменен, а сам художник реабилитирован.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с Невкой (малой или большой – неизвестно). 1935 г.
Холст, масло. 62 х 51,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Большая Нева у Эрмитажного театра. 1937 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Н.Д. Емельянов (1903-1938). Пейзаж с Невкой. 1937 г. Холст, масло. 42,5 х 67,7 см.
Собрание Романа Бабичева.
Немногочисленные сохранившиеся работы Н.Д. Емельянова остались у друзей, позднее перешли в собрания музеев Петербурга и Москвы - известны 15 его картин маслом и 5 акварелей. Сегодня его полотна хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в других художественных музеях России, а также в частных собраниях в нашей стране.
ИСТОЧНИКИ
Круг художников 1926-1932. Каталог выставки в Русском музее. Сост. В. Ловякина.
Авторы ст. Е. Евсеева, Н. Козырева, О. Мусакова. Санкт-Петербург, Издательство
«Palace Editions», 2007 г. 184 стр., 290 цвет. илл. Формат 32 х 24 см. На рус. и англ. яз.