ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ПОЧТЕННЫЙ (1895-1942), ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ»14-06-2023 14:35к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Василий Ермилов (1894-1968). Портрет художника Алексея Почтенного. Рельеф.
1924 г. Дерево тонированное, масло, металл, медь, песок.
Собрание Константина Григоришина, Москва
Алексей Петрович Почтенный (1895-1942) - русский советский живописец и график, член-учредитель Ленинградского Союза советских художников, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Учился в Харьковском реальном училище, посещал частную художественную студию Е.А. Агафонова. Участник Первой мировой войны. За храбрость был награждён Георгиевскими крестами всех четырёх степеней. В 1922 году поступил во ВХУТЕМАС, занимался в живописной мастерской А.Е. Карева. В 1928-1932 годах был членом-экспонентом общества «Круг художников». После начала Великой Отечественной войны А.П. Почтенный оставался в блокадном Ленинграде. В начале февраля тяжелобольного его вывезли из Ленинграда. Умер 23 февраля 1942 года по дороге на Большую Землю.
Алексей Петрович Почтенный родился 14 августа 1895 года на окраине Харькова в Российской империи в многодетной семье харьковского сапожника Петра Семеновича Почтенного и его жены Аглаи Никифоровны, в девичестве Молоковой. Жила семья небогато, но и не бедствовала. Глава семьи целыми днями пропадал в своей сапожной будке, находившейся неподалеку от дома на ближайшем перекрестке, а его жена работала прачкой, отчего постоянно ходила с ошпаренными красными руками, стеснительно пряча их под фартук. Возможно, именно она стала прообразом героини дипломной работы Алексея в художественном институте («Прачка», 1926).
А.П. Почтенный (1895-1942). Натюрморт. Сухие травы. 1920-е гг.
Холст, масло. 107,5 x 57,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.П. Почтенный (1895-1942). Кабаре «Республика». Эскиз. 1920-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, тушь, кисть. 28,5 х 30 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.П. Почтенный (1895-1942). Плакат «Красные крылья укрепят заветы Ленина».
1923-1925 гг. Цветная литография. 50,5 х 33,8 см.
Национальный музей Республики Татарстан, Казань.
А.П. Почтенный (1895-1942). Лесная дорога. 1920-1930-е гг.
Бумага на картоне, акварель. 44 × 30 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2018 г.
Алексей Почтенный рано начал рисовать, чем немало удивил и друзей, и родителей. Использовал для этого любой подручный материал. Перерисовывал картинки, которые ему подарил один из заказчиков отца. Отец, видя серьезность увлечения сына, купил ему альбом и краски, что мать не одобрила, считая рисование пустой тратой времени. Однако, когда рисунки сына стали привлекать внимание своей красотой и техническим мастерством, сдалась и отвела за руку Алексея, учившегося в те годы в реальном училище, в известную в те годы в Харькове частную художественную студию художника Евгения Андреевича Агафонова (1879-1955).
А.П. Почтенный (1895-1942). Ленинград. Тучков мост. 1927 г. Холст, масло. 63,5 х 83 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.П. Почтенный (1895-1942). Тучкова набережная. 1928 г. Холст, масло. 53 х 70 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
А.П. Почтенный (1895-1942). Манежная площадь. 1928 г. Холст, масло. 62 х 71,5 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
А.П. Почтенный (1895-1942). Тучкова набережная. 1928-1929 гг. Холст, масло. 51 x 42 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Выпускник Императорской Академии художеств, талантливый педагог и большой энтузиаст своего дела, Агафонов быстро оценил природное дарование своего молодого ученика, много времени посвятил занятиям с ним и настойчиво советовал родителям Алексея продолжить его художественной обучение уже на более высоком уровне. Сразу после окончания реального училища - не сложилось. В 1914 году, в начале Первой мировой войны, Алексей Почтенный был призван в армию. Прошел тяжелый путь артиллериста. Участвовал в боевых действиях в Карпатах. За храбрость и мужество был награжден Георгиевским крестом всех четырех степеней.
А.П. Почтенный (1895-1942). Стрелка Васильевского острова. 1930 г. Холст, масло. 54 х 70 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
А.П. Почтенный (1895-1942). Ленинград. Биржевой мост. 1930 г. Холст, масло.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.П. Почтенный (1895-1942). Ленинград. Биржевой мост. Фрагмент. 1930 г. Холст, масло.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.П. Почтенный (1895-1942). Легкоатлетические соревнования. Начало 1930-х гг.
Холст, масло. 145 х 125 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.П. Почтенный (1895-1942). Красный дом. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 67 x 67 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
События Октябрьской революции А.П. Почтенный встретил в действующей царской армии. После демобилизации вернулся в родной Харьков, где устроился работать конторским служащим. Вдоволь накушавшись военной романтики, в революционных событиях на Украине участия умышленно не принимал. Несмотря на классовую близость, лозунги победившего пролетариата не разделял. В 1922 году приехал в Петроград для продолжения учебы. Без особых проблем поступил во ВХУТЕМАС. Для продолжения обучения выбрал художественную мастерскую Алексея Еремеевича Карева (1879-1942). Когда в мастерских появился новый профессор А.Е. Карев, о котором говорили как о художнике, ищущем новое, многие молодые люди перешли в его мастерскую. Почитатель французского искусства начала XX столетия, использовавший его достижения в собственном творчестве, Карев хорошо чувствовал живопись, любил Тициана и Константина Коровина, говорил о колорите.
В 1926 году А.П. Почтенный окончил ВХУТЕМАС, представив художественному совету свою дипломную работу - картину «Прачка» и эскиз 1925 года «Протест против убийства Богинского».
А.П. Почтенный (1895-1942). Прачка (Дипломная работа. Мастерская А.Е. Карева).
1926 г. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств,
Санкт-Петербург.
А.П. Почтенный (1895-1942). Работа в колхозе. Эскиз плаката «Колхозная агитация». Конец 1920-х гг.
Бумага, акварель. 20,7 х 28,4 см. Частное собрание.
А.П. Почтенный (1895-1942). Портрет юноши в наушниках. 5.IV.1931 г.
Бумага, цветные карандаши. 32 х 23 см. Интернет-галерея LeningradArt.com.
Современный чувак! По-видимому, слушает детекторный приемник -
Москва говорит, а Берлин поддакивает.
А.П. Почтенный (1895-1942). Невский проспект солнечным днем. Начало 1930-х гг.
Ну как тут не вспомнить нашего любимого, сами понимаете, Камиля Писсарро:
Камиль Писсарро (1830-1903). Площадь Французского театра в Париже. 1898 г. Холст, масло. 72,4 х 92,7 cм.
Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA), США.
А.П. Почтенный (1895-1942). В Гатчинском парке. Начало 1930-х гг. Холст на ДВП, масло. 54 х 71 см.
Московская галерея частных коллекций «Хамовники». Эстимейт 450.000 руб.
А.П. Почтенный (1895-1942). Осенний пейзаж. 1930-е гг. Холст, масло. 45 × 52,7 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Каталог 2-й выставки картин и скульптуры общества «Круг художников», Русский музей. Ленинград, 1928 г. Обложка и титульный лист. Девиз общества «Через картину к созданию стиля эпохи».
После окончания ВХУТЕМАСа А.П. Почтенный остался жить и работать в городе на Неве. Ища себя в живописи, пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые и историко-революционные композиции, занимался станковой и монументальной живописью, графикой, оформительской работой и проектированием интерьеров. В 1928 году Почтенный был приглашен в члены-экспоненты творческого объединения «Круг художников», участвовал в его выставках. Художники «Круга» писали в основном городские пейзажи, вдохновленные творчеством импрессионистов и фовистов, в частности Альбера Марке, посетившего СССР в 1934 году. В Эрмитаже была организована его выставка. Марке оказал сильное влияние на ленинградскую школу пейзажной живописи, это заметно во многих работах ленинградских художников: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырсы - легких, воздушных, по цвету и форме мазка, напоминающих импрессионистов.
Альбер Марке (1875-1947). Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель. 1910 г. Холст, масло. 33 х 41 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.П. Почтенный (1895-1942). Вид на Исаакиевский собор. 1932 г. Холст, масло, 53 х 70 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.П. Почтенный (1895-1942). Пионерский лагерь. Начало 1930-х гг. Холст, масло, 61,5 × 71,5 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.П. Почтенный (1895-1942). Вид из окна Эрмитажа. 1932 г. Холст, масло. 54 х 69 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Дворец культуры работников связи (бывшая Немецкая реформатская церковь) в Санкт-Петербурге.
Вид со стороны Мойки.
В 1935 году Алексей Петрович принял участие в Первой выставке ленинградских художников в Государственном Русском музее, а в конце 1930-х годов совместно с Загоскиным исполнил четыре живописных плафона на историко-революционную тему для главного зрительного зала Дворца культуры работников связи в Ленинграде: «9 января 1905 года. Кровавое воскресенье», «Выступление В.И. Ленина с броневика у Финляндского вокзала», «Костры у Смольного, 25 октября 1917 года», «Штурм Зимнего дворца 25 октября 1917 года».
Зрительный зал Дворца культуры работников связи в Санкт-Петербурге. Вид плафонов на потолке.
А.П. Почтенный (1895-1942), Д.Е. Загоскин (1900-1942). 9 января 1905 года. Кровавое воскресенье.
Плафон. Конец 1930-х гг. Дворец культуры работников связи, Санкт-Петербург.
(О художнике Д.Е. Загоскине см. мой пост здесь)
А.П. Почтенный (1895-1942), Д.Е. Загоскин (1900-1942). Выступление В.И. Ленина с броневика
у Финляндского вокзала. Плафон. Конец 1930-х гг. Дворец культуры работников связи, Санкт-Петербург.
А.П. Почтенный (1895-1942), Д.Е. Загоскин (1900-1942). Штурм Зимнего дворца 25 октября 1917 года.
Плафон. Конец 1930-х гг. Дворец культуры работников связи, Санкт-Петербург.
А.П. Почтенный (1895-1942), Д.Е. Загоскин (1900-1942). Костры у Смольного, 25 октября 1917 года.
Плафон. Конец 1930-х гг. Дворец культуры работников связи, Санкт-Петербург.
Творческое наследие Алексея Петровича Почтенного обширно и многообразно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Тучкова набережная» (1929), «Легкоатлетические соревнования», «Лыжники», «Красный дом», «Дворцовая набережная» (начало 1930-х), «Роща в Велебицах» (1933), «Сквер у Фондовой биржи», «Набережная у Адмиралтейства» (обе 1934), «В Гатчинском парке. Орловская роща» (1935), «Мариенбургская дача» (1938), «Стрелка Васильевского острова» (1930-е), «Натюрморт. Три рыбы» (1940), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
А.П. Почтенный (1895-1942). Пейзаж. 1930-е Бумага, автолитография. 18,5 х 30,5 см (размер листа).
Галерея современного искусства «Матисс Клуб» (Matiss Club), Санкт-Петербург.
А.П. Почтенный (1895-1942). Юрта в горном Алтае. Частное собрание.
А.П. Почтенный (1895-1942). Лыжник. 1934 г. Открытка.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
А.П. Почтенный (1895-1942). В лесу. Зимний пейзаж. 1937-1938 гг.
Бумага, акварель. 60 х 44,3 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва.
Эстимейт 100.000 руб.
А.П. Почтенный (1895-1942). Натюрморт. Цветы. 1935 г. Холст, масло. 75 х 55 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
Период противоречий, исканий, экспериментов и споров в советском искусстве окончательно завершился принятием в 1932 году постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Представителей творческих профессий начали объединять в общесоюзные организации - Союз советских художников (писателей, композиторов и т.д.). Они заменили переставшие существовать разнообразные художественные группировки. После распада объединения в 1932 году Почтенный становится одним из организаторов и учредителей Ленинградского Областного Союза советских художников (ЛОССХ) и вступает в его члены.
А.П. Почтенный (1895-1942). Невский проспект. 1936 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.П. Почтенный (1895-1942). Гатчинский пейзаж с красным домом. 1938 г. холст, масло, 69,5 х 90 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.П. Почтенный (1895-1942). Гатчинский пейзаж. 1938 г. Холст, масло. 70,4 х 90,4 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Оригинальное название картины на сайте саратовского музея «Гатчинский зверинец». Непонятно почему
или это ошибка музейщиков?
А.П. Почтенный (1895-1942). Осень в Гатчинском парке. 1939 г. Холст на ДВП, масло. 50,5 х 59,5 см.
Московская галерея частных коллекций «Хамовники». Эстимейт 400.000 руб.
А.П. Почтенный (1895-1942). Натюрморт с глобусом. 30.Х.1938 г.
Бумага, акварель. 30 х 20,5 см. Интернет-галерея LeningradArt.com.
22 июня 1941 года Алексей Петрович встретил в Ленинграде. Блокадный Ленинград он не покинул, от эвакуации отказался. Вместе со всеми жителями участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу, занимался маскировочными работами. Сотрудничал с «Окнами ТАСС».
Лишь в начале февраля первой, самой суровой блокадной зимы тяжелобольного художника по льду замерзшей Ладоге вывезли из блокадного Ленинграда, однако 23 февраля 1942 года по дороге в эвакуацию он скончался. Место захоронения художника осталось неизвестно.
Алексей Петрович Почтенный (1895-1942)
Сегодня произведения Алексея Петровича Почтенного хранятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга, в других музеях и частных собраниях в России и за ее пределами.
ИСТОЧНИКИ
Круг художников 1926-1932. Каталог выставки в Русском музее. Сост. В. Ловякина.
Авторы ст. Е. Евсеева, Н. Козырева, О. Мусакова. Санкт-Петербург, Издательство
«Palace Editions», 2007 г. 184 стр., 290 цвет. илл. Формат 32 х 24 см. На рус. и англ. яз.