Н.Ф. Денисовский на фоне картины «В.М. Молотов в редакции газеты “Правда”». Фотография 1938 г.
Николай Федорович Денисовский (1901-1981) – русский советский художник, педагог. Работал в области журнальной графики и книжной иллюстрации, карикатурист, плакатист, театральный художник. Окончил живописный факультет ВХУТЕМАСа в 1919 г. по мастерской Г.Б. Якулова. Один из организаторов и постоянный участник всех выставок Общества молодых художников (ОБМОХУ) с 1919 г. по 1922 г. По окончании ВХУТЕМАСа был командирован Наркомпросом в Германию и Голландию. С 1924 г. по 1926 г. работал в газетах и сатирических журналах. Один из организаторов и участник всех выставок Общества станковистов (ОСТ). В 1929 г. был доцентом живописного факультета Ленинградского ВХУТЕИНа. В 1932 году после разгрома всех художественных объединений вступил в МОССХ и резко изменил свою художественную ориентацию на рельсы соцреализма.
Д.П. Штеренберг с учащимися ВХУТЕМАСа. Москва, 1922 г.
Николай Фёдорович Денисовский родился 12 (25 февраля по новому стилю) 1901 года в Москве. Сын гравёра Фёдора Платоновича Денисовского (1863-1944), который в 1926 г. гравировал иллюстрации 1-3 тома собрания сочинений Сергея Есенина. Николай Федорович в 1911-1917 гг. учился в Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (СЦХПУ) по специальности ткачества и графики у С.В. Ноаковского и Д.А. Щербиновского, затем в 1918-1919 гг. в Первых Государственных Свободных Художественно-Промышленных Мастерских (I ГСХМ) в театрально-декорационной мастерской Георгия Богдановича Якулова (1884-1928). Вместе с учениками и коллегами Якулова в 1917 г. расписывал кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту в Москве. Участвовал в оформлении Москвы к 1 мая 1918 г. Работал для «Окон РОСТА» (1919-1921).
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Портрет Г.Б. Якулова. 1919 г.
Фанера, масло. 38 х 28 см. Частное собрание, Париж.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Черепа (Остановить войну!). Эскиз плаката. 1920 г.
Бумага, тушь, гуашь, белила. 35,2 х 28,2 см. Государственный музей В.В. Маяковского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Портрет мужчины с трубкой. 1921 г. Бумага, уголь, 32,5 х 27,2 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г. Эстимейт 60 000 – 65 000 руб.
Художник А.П. Могилевский Александр, Н.Ф. Денисовский (1901-1981), гравер. Экслибрис Елены Цымковской.
1923 г. Бумага, гравюра. 64,5х79,5 мм. (лист); 49х63 мм. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Художник К.И. Дунин-Борковский, Н.Ф. Денисовский (1901-1981).
Экслибрис Евгении Худабашевой. 1926 г. Бумага, ксилография.
112,5 х 90 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Эптон Синклер. Гусиный шаг (Муштровка в американских университетах).
Сокр. пер. с англ. рукописи. Обложка работы Н. Денисовского. Москва,
Издательство «Красная новь», 1924 г. - 210 с., ил.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Для чего годится железнодорожная сеть.
Рисунок для сатирического журнала. 1924 г. Государственный музей В.В. Маяковского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Грустная повесть о разбитых вазе и белогвардейце.
Рисунок для журнала «Крокодил». 1925 г. №14. Государственный музей В.В. Маяковского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). В порту. Рисунок для журнала «Крокодил», 1925 г. №20.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Художник Н. Денисовский. Рабочее издательство «Прибой», Ленинград, 1925 г. -18 с., ил. Обложка и задник.
В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Художник Н. Денисовский. Издательство «Прибой»,
Ленинград, 1925 г. Рисунки 1 и 2.
В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Художник Н. Денисовский. Издательство «Прибой»,
Ленинград, 1925 г. Рисунки 3 и 4.
В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Художник Н. Денисовский. Издательство «Прибой»,
Ленинград, 1925 г. Рисунки 5 и 6.
В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Художник Н. Денисовский. Издательство «Прибой»,
Ленинград, 1925 г. Рисунки 7 и 8.
В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Художник Н. Денисовский. Издательство «Прибой»,
Ленинград, 1925 г. Рисунки 9 и 10.
В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Художник Н. Денисовский. Издательство «Прибой»,
Ленинград, 1925 г. Рисунки 11 и 12.
В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Художник Н. Денисовский. Издательство «Прибой»,
Ленинград, 1925 г. Рисунки 13 и 14.
Из воспоминаний художницы Ларисы Колесниковой:
«Когда был закрыт на Кузнецком мосту магазин «Сан-Галли» и пустовавшее помещение арендовал Филиппов, который хотел открыть кафе «Питтореск», оформить его пригласили Г.Б. Якулова. Эскизные разработки начались в июле 1917 года, а кафе было открыто уже после Октября, 30 января 1918-го и переименовано в «Красный петух». Расписано кафе было очень своеобразно. Сам Якулов это оформление называл «конструктивным». Стеклянные дуги, служившие крышей между двумя домами, напоминали оранжерею. Стекла этой крыши были расписаны масляными красками и напоминали витражи. Потолочная роспись продолжалась на стенах. Сюжет был взят из «Незнакомки» А. Блока, но об этом мало кто догадывался. Помещение не отапливалось, все сидели в пальто и шубах. Буфет состоял из простокваши в стаканах и пирожков c мороженой картошкой. Но всех это устраивало».
Г.Б. Якулов (1874-1928). Кафе «Питтореск». Афиша. Москва, 1917-1918 гг.
Национальная галерея Армении, Ереван.
«Здесь много говорили об искусстве будущего. Выступали часто Луначарский, Мейерхольд, Полонский, Вячеслав Иванов, Брюсов, Каменский, Бальмонт, Таиров; бывали Маяковский, Штеренберг, Массалитинова, Коонен, Качалов, Москвин, Ипполитов-Иванов, Шершеневич, Есенин, Мариенгоф, Татлин, Городецкий, Лентулов, Сарьян, Щусев и многие другие. На сцене была показана «Незнакомка» в постановке В.Э. Мейерхольда, а в первую годовщину Октября – «Зеленый попугай» в постановке А.Я. Таирова с декорациями и костюмами Г.Б. Якулова. За хозяина был всегда Якулов, который создавал непринужденную атмосферу. Любой студент из ВХУТЕМАСа или Московской консерватории был желанным гостем и запросто мог беседовать с Маяковским или Валерием Брюсовым. Мы были подхвачены вихрем революции и старались идти с ней в ногу, искренне принимая происходящее вокруг и ненавидя «прошлое. Оформление «Красного петуха» пользовалось успехом, его конструктивные люстры, сделанные из фанеры и жести, звали куда-то далеко, возносили ввысь мысли и чувства».
Художник Николай Денисовский в молодости.
В 1919 году Денисовский окончил живописное отделение ВХУТЕМАСа по мастерской Г.Б. Якулова и декоративное отделение по мастерской Ф.Ф. Федоровского.
Ещё во время учёбы Денисовский выполнял агитплакаты, декорации для крестьянского передвижного театра и пробовал свои силы в качестве художника-оформителя в Камерном театре, в Свободной опере С.И. Зимина (с 1914), в Мастерской Н.М. Фореггера (1920-1921), в Малом театре (1933). Вместе с другими учениками Якулова Денисовский работал над декорациями и эскизами костюмов к спектаклям «Царь Эдип» (премия Театрального отдела Наркомпроса), «Мера за меру», «Красный петух», «Принцесса Брамбилла», «Жирофле-Жирофля», «Сеньора Формика», «Колла ди Риенца» для Показательного и Камерного театров (1918-1928).
Денисовский со своим учителем Г. Якуловым входил в творческую группу «Имажинисты». Встречался с Сергеем Есениным. 3 апреля 1919 г. в Политехническом музее была открыта выставка стихов и картин имажинистов с участием С.Есенина. На выставке демонстрировались работы выпускников 1ГСХМ, в том числе и работы Николая Денисовского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Из серии «Мещане на курорте». 1925 г.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). На берегу моря. 1925 г. Бумага, тушь, гуашь. 21 х 16 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Мужской пляж. 1925 г. Бумага, акварель, тушь.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Мужчина и женщина на фоне горы. 1927 г.
Рисунок для журнала «Бич». Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-19811925). Мужчина и женщина на пляже. 1925 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-19811925). На пляже. 1925 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Человек за столиком на берегу моря. 1925 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Борьба за качество. Борьба за количество.
Иллюстрация к журналу «Бузотер», 1926 г. № 8.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Торгаши (НЭП). 1926-1927 гг.
Вот они принципы современной рыночной экономики!
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Соблюдай правила уличного движения. 1925 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Цыпленок жареный. Рисунок для журнала «Бузотер». 1925 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Женщина в тулупе и мужчина в форме. 1926 г.
Рисунок для журнала «Бузотер». Государственный музей В.В. Маяковского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Автопортрет. 1920-е гг. Бумага, масло. 95 х 59,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Сразу после окончания ВХУТЕМАСа Денисовский работал секретарём отдела художественного образования Наркомпроса у Д.П. Штеренберга в отделе художественного образования Главпрофобра (1921-1922), в ВЧК по ликвидации неграмотности под руководством Н.К. Крупской. В эти годы сблизился с В. Мейерхольдом, В. Маяковским, В. Брюсовым, Л. Поповой, А. Родченко, В. Степановой.
По предложению Наркомпроса Денисовский вместе с другими одиннадцатью первыми выпускниками ВХУТЕМАСа организовал Общество молодых художников (ОБМОХУ), располагавшееся в бывшем магазине ювелира и миниатюриста Фаберже. Денисовский был одним из организаторов и постоянным участником всех выставок ОБМОХУ с 1919 г. по 1922 г.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). «Весна. Выставляется первая рама...».
Журнал «Бузотер», 1927 г. №10.
БУЗОТЕР - Двухнедельный (в 1927 г. еженедельный) рабочий сатирический журнал. Выходил с ноября 1924 г. в Ленинграде (4 номера), в 1925–1927 гг. в Москве. Подзаголовок: «Крути, Гаврила». Издание газеты «Труд». Журнал печатался на 12 стр. с многоцветными иллюстрациями. На совещании в отделе печати ЦК ВКП(б) в апреле 1927 г. «Бузотер», как и некоторые другие сатирические журналы, подвергся резкой критике. Отмечались идеологические ошибки журнала, оторванность его от жизни рабочих масс. Начиная с № 39 был преобразован в журнал под названием «Бич». В августе 1928 г. журнал «Бич» был слит с журналом «Крокодил».
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Птичка-невеличка. Специальный номер -
«Даешь изящную жизнь». Журнал «Бузотер», 1927 г. №9.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Сезонные темы. Журнал «Бузотер», 1927 г. №14.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). На выставке. Журнал «Бузотер», 1927 г. №14.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Темное дело. Журнал «Бузотер», 1927 г. №14.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Маленькая цена с пушистым хвостом.
Стихи Владимира Маяковского. Журнал «Бузотер», 1927 г. №14.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). История повторяется? Журнал «Бузотер», 1927 г. №19.
Под рисунком надпись: Ангел мир – Я помолодел на целых 30 лет, - чувствую себя
совсем как в 1914 году! (перед войной)
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). В Лиге наций. Журнал «Бузотер», 1927 г. №20.
Чемберлен (премьер-министр Великобритании в 1937-1940 гг.): Предлагаю пригласить на
конференцию по разоружению и генерала Чан-Кай-Ши, как никак он разоружил китайских рабочих!
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского
«Товарищу машинистке». 1927 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). За шахматным столом. 1927 г. Государственный музей В.В. Маяковского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Зимний пейзаж. 1927 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Похороны. Рисунок для журнала «Бузотер». 1927 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Семья. Рисунок для сатирического журнала. 1925 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Семья. 1927 г. Государственный музей В.В. Маяковского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Двое разговаривающих мужчин. 1927 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Двое мужчин на фоне ночного города. 1927 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Человек в сюртуке. 1927 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Два человека на фоне окна. 1927 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Режим экономии наоборот. Рисунок для журнала
«Бегемот», 1927 г. №9. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского
«Вселение литейщика Ивана Козырева в новую квартиру». 1927 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В 1920-х годах Николай Денисовский писал в яркой свободной манере неопримитивизма, выполнил ряд живописных и графических работ на тему НЭПа. Он рисовал для московских и ленинградских журналов «Крокодил», «Красный перец», «Смехач», «Красная нива», «30 дней», «Прожектор», «Смена», «Бузотёр», «Бич», «Бегемот». Иллюстрировал книги «Гусиный шаг» Эптона Синклера (1924), «Звёздочки в лесу» А.Л. Барто (1934). Много работал над иллюстрациями к стихотворениям В. Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925), «Левый марш», «Товарищу машинистке», «Фабрика оптимистов» и др. Совместно с В. Маяковским Денисовский создал серию рисунков к плакатам Наркомздрава (1929-1930). Эта работа стала решающей в судьбе художника, определила его «основной жанр» – плакат.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Наш Раёк. 1927 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Америка... министр его величества. 1928 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Пакт о ненападении. 1928 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). С «Бичем» по свету…». 1928 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Рука. замок. Лондон. Париж. Эскиз рисунка.
1928 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Эскиз плаката «Кто антисемит?». 1927 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Эскиз плаката «Кто антисемит?». 1927 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). За водой. 1928-1932 гг. Открытка.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). На Крымском берегу. 1928-1932 гг. Открытка.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Металлист. 1928-1932 гг. Открытка.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Моряк. 1928-1932 гг. Открытка.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Охотник. Самоед. 1928-1932 гг. Открытка.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Физкультурница. 1928-1932 гг. Открытка.
Каталог Первой русской художественной выставки в Германии, Берлин.
Обложка Эль Лисицкого, вступительная статья Д.П. Штеренберга. 1922 г.
В 1922-1923 гг. Денисовский был командирован Наркомпросом в Берлин и Амстердам в качестве секретаря Первой русской художественной выставки. В 1925 году участвовал в выставках советской карикатуры «VII Выставка группы Ларенье (Паук)» в галерее Девамбе и «Декоративное искусство» в Париже.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Денисовский ездил в многочисленные творческие командировки на шахты Донбасса (1929), заводы Керчи (1930), на золотые прииски Дальнего Востока (1930), в части Красной Армии (1931) и по результатам этих командировок создал несколько графических циклов «В Донбассе» и «На Керченском металлургическом заводе» (оба – 1929) и книг-альбомов «Товарищ Артем» (1930), «Золото»» с текстом художника (1931), «Уголь, чугун, сталь» (1932). По мотивам графических серий в начале 1930-х художник создавал живописные произведения на производственную тематику: «Шахтеры», «Паровой молот», «Выход чугуна» и др.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Вс.Э. Мейерхольд. Эскиз рисунка. 1928 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Правила приличия. Рисунок для журнала «Бич», 1927 г. №48.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Машинистка. Иллюстрация для журнала «Бузотер».
1928 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Вечерний разговор. Рисунок для журнала «Смехач».
1928 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Возвращение с катка. Рисунок для журнала
«Красная нива». 1928 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Две женщины. Эскиз рисунка. 1928 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Гармонист. Эскиз рисунка. 1928 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Мужчина и женщина на скамейке. 1928 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Две женщины. Рисунок для журнала «Бич». 1928 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Дети. 1927 г. Государственный музей В.В. Маяковского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Портрет Д.П. Штеренберга. 1923 г. Холст, масло. 53 х 63 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет создан во время выставки в Берлине.
В раннем творчестве Денисовского интересны новизна композиционного решения, чёткость образа, внимание к технике исполнения и разнообразие используемых стилей. Убедительны и кубизированный портрет Д.П. Штеренберга (1923, ГТГ), и ироническая серия «примитивов» «Мещане на курорте №1» (1925, ГТГ), и сезаннистский, «исключительный по своей психологической и колоритной насыщенности» портрет Г.Б. Якулова (1927, ГТГ), лирический пейзаж «День отдыха» (1926. Местонахождение неизвестно) предвосхищает пейзажные композиции художников второй половины ХХ века.
Художник спустился в шахту…Газета «Ленинское знамя», 25 сентября 1973 г.
В. Соболев (текст). Товарищ Артем. Альбом. Рисунки Н. Денисовского. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1930 г. Обложка и титульный лист.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 1. Электровоз. Шахта «Артем». Из альбома «Товарищ Артем». 1930 г.
Бумага, акварель, тушь. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 2. Шахтеры перед клетью в ожидании спуска в шахту. 3. Под землей вагонетки выкатывают из клети на рудничный двор. Из альбома «Товарищ Артем». 1930 г. Бумага, акварель, тушь. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 4. Отгонка порожняка. Шахта «Артем». 5. Двое рабочих у металлических конструкций. Из альбома «Товарищ Артем». 1930 г. Бумага, акварель, тушь. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 6. Под землей по капитальному штреку идут на работу люди. 7. Шахтеры отдыхают. Из альбома «Товарищ Артем». 1930 г. Бумага, акварель, тушь. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 8. Уголь. Скрепер в шахте им. Артема. Из альбома «Товарищ Артем». 1930 г.
Бумага, акварель, тушь. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 9. У коренного штрека. 10. Прибыли люди. Из альбома «Товарищ Артем». 1930 г. Бумага, акварель, тушь. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 11. Сортировка. Прицепка вагонеток к трассам. Шахта «Артем». 1930 г. 12. Шахта им. Артема, Шахтинский округ. Откатка вагонеток с углем к станции железной дороги. Из альбома «Товарищ Артем». 1930 г. Бумага, акварель, тушь. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Портрет Г.Б. Якулова. 1928 г.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет экспонировался на 4-й выставке ОСТа.
Для Выставки художественных произведений «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции», открывшейся в январе 1928, исполнил полотно «Первое заседание Совнаркома». Член Объединения работников революционного плаката (1931-1932).
В 1930-е годы Денисовский работал художником в Изогизе (1931-1935) и «Всекохудожнике» в Москве (1931-1935, 1947-1949).
Написал индустриальные пейзажи «Сталелитейный цех Путиловского завода» (1930); «Электрическая драга. Прииск "Красный стан"» (1931; все - ГТГ).
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Отливка. Металлургический завод им. Войкова. Картон, масло. 52 х 58 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2022 г. Эстимейт 100.000 - 200.000 руб.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Сталелитейный цех Путиловского завода. 1930 г. Холст, масло. 86,5 х 121 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Томасовский цех. Керченский металлургический завод.
1930-1935 г. Картон, масло. Музей истории Санкт-Петербурга.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Выпуск чугуна. 1930 г. Холст, масло. 124 х 99,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). На строительстве Турксиба. 1927-1930 гг.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Золото (Его добыча и использование в СССР и капиталистических странах). Текст и рисунки автора. Москва, Издательство ОГИЗ – «Молодая гвардия», 1931 г. Обложка и рисунок.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Паровая драга. Дальний Восток. Из серии «Золото». 1931 г.
Бумага, акварель, гуашь. 26,5 х 36,2. см. Собрание Романа Бабичева.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). «С каждым годом все больше и больше тайгу завоевывает электрическая драга».
Из книги «Золото». Москва, Издательство ОГИЗ–«Молодая гвардия», 1931 г. Бумага, акварель, гуашь.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Электрическая драга. Прииск «Красный стан». Из серии «Золото». 1931 г.
Холст, масло. 80 х 100.3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 1. Стройка. 2. Ферма. Из книги «Золото». Москва, Издательство ОГИЗ-«Молодая гвардия», 1931 г.
С. ЗАК. Кот и летчик. Обложка и разворот с рисунками Н. Денисовского. Бумага, акварель.
РГАЛИ, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Ясли. 1931-1935 гг. Бумага, акварель, гуашь.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Портрет художника Константина Вялова (1900-1976).
1930-е гг. Холст на картоне, масло. 33,5 х 24,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Дружеские отношения художника с В. Маяковским продолжались до самой смерти поэта. Именно Н. Денисовский в 1930 году оформлял квартиру В. Маяковского в Гендриковом переулке к празднованию 20-летия творческой деятельности поэта.
После Постановления ЦК ВКП(б) о роспуске художественных объединений вступил Московское отделение союза советских художников (МОССХ) и резко изменил свою живописную ориентацию на рельсы соцреализма. Кстати, во время приема художников, прибывших из-за рубежа, в члены МОССХ в 1938 году, Денисовский выступал против приема Климента Редько и того приняли только в 1945 г. В портретном жанре, начиная с 1930-х годов, Денисовский придерживался строгой, классической манеры. Он создал целую галерею портретов своих современников — В.В. Маяковского, В.Э. Мейерхольда, Г.Б. Якулова, Д.П. Штеренберга, а также советских государственных деятелей и военачальников — М.М. Литвинова, Г.В. Чичерина, С. Орджоникидзе, М. И. Калинина, К. Е. Ворошилова, С. М. Буденного…
Н.Ф. Денисовский. Уголь. Чугун. Сталь. Текст и рисунки автора. Москва, Издательство ОГИЗ – «Молодая гвардия», 1932 г. 40 с., ил. Формат 37,8 х 26,2 см. Обложка и титульный лист.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 1. В шахте. Рисунок из альбома «Уголь, чугун, сталь». 1932 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 2-3. Керченский завод. Рисунки из альбома «Уголь, чугун, сталь». 1932 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 4. Угольная ссыпка. Керченский завод. 5. Загрузка коксовой печи. Механический засыпатель. Керченский завод. Рисунки из альбома «Уголь, чугун, сталь». 1932 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 6. Механическая подача угля в угледробилку. Керченский завод. 7. Керченский завод. Рисунки из альбома «Уголь, чугун, сталь». 1932 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 8. Керченский завод. Рисунок из альбома «Уголь, чугун, сталь».
1932 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 9-10. Кауперы. Керченский завод. Рисунки из альбома «Уголь, чугун, сталь». 1932 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 11. Верхушка домны. Керченский завод. Рисунок из альбома
«Уголь, чугун, сталь». 1932 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 12. Трое рабочих около раскаленной болванки. Рисунки из альбома
«Уголь, чугун, сталь». 1932 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Народный Комиссар Обороны СССР
Климент Ефремович Ворошилов на параде. 1933 г. Выставка «15 лет РККА», Москва.
С Буденным у Денисовского сложились теплые дружеские отношения. Они познакомились в Хамовническом конном манеже, где Николай Федорович писал конный портрет К.Е. Ворошилова для выставки «15 лет РККА». Семен Михайлович поинтересовался у художника, как продвигается работа, сделал несколько замечаний по поводу изображения лошади и завел разговор вообще о лошадях, о которых, казалось, знал все. В конце концов Буденный тоже заказал Денисовскому свой конный портрет. Сеансы позирования проходили иногда в манеже, иногда в мастерской Николая Федоровича, где полководцу соорудили деревянного коня. Портрет принимала специальная комиссия. Кто-то из ее членов сказал, что конские ноги изображены неправильно. Денисовский позвонил Буденному. Через некоторое время Семен Михайлович вошел в комнату, где заседала комиссия, и грозно спросил: «Это кто говорил, что у коня ноги неправильные?» Незадачливый критик слабым голосом отозвался. С.М. Буденный столь же грозно поинтересовался: «А что вы в ногах лошадей понимаете?» Больше вопросов к автору полотна у комиссии не возникло.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Портрет Лили Юрьевны Брик (1891-1978). 1934 г.
Холст, масло. 180 х 130 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Портрет Михаила Ивановича Калинина (1875-1946).
1934 г. Холст, масло. 100,5 х 67,5 см. Государственный центральный музей
современной истории России, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Портрет Серго Орджоникидзе (1886-1937).
1934 г. Набросок.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Комдив татарской дивизии Якуб Чанышев (1892-1987).
1935 г. Бумага, акварель. 34 х 25,1 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Москва, 1936 г. Бумага, акварель. 39,3 х 29 см.
Аукцион «Художественный», Москва, 25.05.2023 г. Эстимейт 20.000 – 24.000 руб.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). В.В. Маяковский. 1937 г.
Бумага, акварель, тушь. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.В. Маяковский. 150 000 000. Поэма. Илллюстрации Н. Денисовского. Государственное издательство «Художественная литература», Москва, 1937 г. 96 с., ил. Тираж 15.000 экз. Обложка и титульный лист.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 1. Выступление на митинге. «Чего полезли губерний туши…». 2. «Этой главной частью действующее лицо – Вильсон. Место действия – Америка». Иллюстрация к поэме В. Маяковского «150 000 000», 1937 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 3. Мужчина в кепке. 4. Иллюстрации к поэме В.Маяковского «150 000 000». 1937 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 5.1937 Художник. 6. Три танцующих пары. Иллюстрации к поэме В. Маяковского
«150 000 000», 1937 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). Пьяный мужчина в костюме и цилиндре, лежащий на диване.
Иллюстрация к поэме В. Маяковского «150 000 000», 1937 г. Государственный музей В.В. Маяковского.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 7. Демонстранты на фоне знамен. 8. Демонстрация. Иллюстрации к поэме В. Маяковского «150 000 000», 1937 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.Ф. Денисовский (1901-1981). 9. Портрет В.В. Маяковского. 10. Иллюстрация к поэме В.В. Маяковского «150 000 000». 1937 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Н.М. Денисовский. Фотография 1930-е гг.
Написал Денисовский и парадный портрет Буденного в маршальской форме. «Я не мог понять, как нарисовать наградное золотое оружие, поскольку никогда его не видел. Однажды Семен Михайлович пришел в манеж и протянул мне шашку с золотым эфесом, с орденом Красного Знамени и Георгиевским темляком: “Вот она какая. Смотрите, чтобы ее не сперли”»...
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 283-284, 303.