Пётр Владимирович Вильямс. Фотография 1925 г. На обороте фотографии
надпись и подпись «Мисхор. Хулиган Вильямс Пётр, 1925 г.»
Петр Владимирович Вильямс (1902-1947) - сын американского инженера-технолога, живописец, график, трижды лауреат Сталинской премии. Сегодня известен в первую очередь как художник и сценограф, оформивший классические постановки Большого театра. В 1919-1924 годах он учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как Константин Коровин, Илья Машков, Петр Кончаловский, Василий Кандинский, Давид Штеренберг. В начале 1920-х годов написал несколько кубистических композиций. Один из ярких мастеров ОСТа, принявший участие в создании стилистики общества, его «Портрет Мейерхольда» (1925, ГТГ) был принят членами объединения как «эталон новых приёмов». С 1929 года работал в качестве театрального художника, создавая неповторимые образы спектаклей театров Вахтангова, Станиславского и Немировича-Данченко. С 1941 года Петр Вильямс - главный художник Большого театра.
Отец Владимир Робертович Вильямс в день свадьбы с Марией Петровной Финогеновой.
Фотография 20 июля 1901 г.
Пётр Владимирович Вильямс родился 17 (30 апреля по новому стилю) 1902 года в Москве в семье американского учёного-технолога химической промышленности Владимира Робертовича Вильямса (1872—1957), сына американского инженера-мостовика Роберта Вильямса, приглашённого на работу в Россию в 1852 году, принявшего в 1896 году русское гражданство и навсегда оставшегося в ней. Отец женился на русской женщине Марии Петровне Финогеновой и стал одним из создателей Политехнического музея. Семья Вильямсов многие годы жила в квартире, которая располагалась в здании самого музея. С 1909 года Вильямс-младший посещал школу-студию В.Н. Мешкова, где получил начальные художественные навыки. В 1911-1918 годы учился в Московском реальном училище К.П. Воскресенского, после революции 61-я трудовая советская школа. В 1918 году изучал анатомию на медицинском факультете Московского университета, однако в том же году оставил его, чтобы целиком посвятить себя искусству.
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопортрет. 1917 г. Картон, масло. 32,5 х 26 см.
Собственность А.С. Вильямс, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Интерьер квартиры П.В. Вильямса. 1917 г.
Картон, масло. 38 х 33,5 см. Собственность А.С. Вильямс, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Интерьер дачи в Мамонтовке. 1917 г. Картон, масло. 30 х 28 см.
Собственность А.С. Вильямс, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Пейзаж. 1917 г. Картон, масло. 25,7 х 33,5 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
П.В. Вильямс (1902-1947). Пейзаж. 1919 г. Холст, масло. 40 х 30 см.
Собственность А.Д. Понсова, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет О. Баскаковой (Боярышня). 1919 г.
Картон, масло. 86,5 х 56 см. Собственность А.Д. Понсова, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Кубизм. 1922 г. Холст, масло. 174 х 91 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Рисунок к картине «Бой». 1924 г. Бумага, карандаш.
Собственность А.С. Вильямс, Москва.
Сама картина «Бой» гигантских размеров 332 х 200 см. находится в Львовской национальной галерее
искусств имени Бориса Возницького и ее изображение не доступно.
П.В. Вильямс (1902-1947). Баррикада (не окончена). 1926 г. Холст, масло.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет актера Николая Павловича Охлопкова (1900-1967).
1926 г. Холст, масло. 250 х 143 см. Саратовский государственный художественный музей
им. А.Н. Радищева.
П.В. Вильямс (1902-1947). Человек в лодке. 1926 г. Холст, масло. 169,5 x 121 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Амханицкая, жена художника. Фотография, конец 1920-х гг.
В 1918-1923 годы Петр Вильямс учился в I и II Государственных свободных художественных мастерских-ВХУТЕМАСе у К.А. Коровина, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, А.В. Шевченко, В.В. Кандинского и Д.П. Штеренберга.
В 1921 г. вместе с другими студентами Вильямс участвовал в работе и оформлении спектаклей театральной студии ВХУТЕМАСа (будущий Проекционный театр С.Б. Никритина). В 1922 г. П. Вильямс участвовал в создании экспериментального Музея живописной культуры (МЖК) и с 1922 по 1929 год работал там же: в 1922-1923 гг. – заведующим, с 1923 г. - заместителем заведующего и членом художественного совета.
В 1925 году Вильямс женился на актрисе Анне Соломоновне (Семеновне) Амханицкой, которую все называли Анусей. С Анусей они вместе учились во ВХУТЕМАСе, но она стала актрисой, играла в Реалистическом театре у Мейерхольда и действительно очень увлекалась акробатикой. Анна Амханицкая, сестра Льва Ахматова-Амханицкого, изображена на картине Вильямса «Акробатка» (1926), хранящейся сегодня в Третьяковской галерее. Её сестра Любовь была замужем за партийным деятелем Яковом Дробнисом.
П.В. Вильямс (1902-1947). Акробатка. Портрет актрисы А.С. Амханицкой. 1927 г.
Холст, масло. 172 х 91 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На портрете изображена жена Вильямса Анна Соломоновна Амханицкая (1902-1988)
в костюме акробатки из пьесы Н.Р. Эрдмана «Мандат».
П.В. Вильямс (1902-1947). Купальщица (Анна Амханицкая). 1928 г. Холст, масло. 124 х124,5 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет актера Сергея Мартинсона (1899-1984).
1927 г. Холст, масло. Частное собрание, США.
П.В. Вильямс (1902-1947). Демонстрация французских моряков в Севастополе в 1919 гуду.
1928 г. Холст, масло. 202 х 290 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
В 1922—1924 годы П. Вильямс входил в группу «конкретивистов», стоящую у истоков ОСТа (Общества станковистов). В 1925-1931 годы он был членом-учредителем и экспонентом объединения ОСТ. На четырех остовских выставках он зарекомендовал себя прежде всего как портретист, выставив в общей сложности 8 портретов. Один из ярких мастеров ОСТа, принявший участие в создании стилистики общества, его «Портрет Мейерхольда» (1925, ГТГ) был принят членами объединения как «эталон новых приёмов» (А.С. Лучишкин. Я очень люблю жизнь. М., 1988. С.95).
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет В.Э. Мейерхольда. 1925 г.
Холст, масло. 209 x 136,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940) на фоне конструктивистских декораций –
одна из самых знаменитых работ Вильямса этого периода.
П.В. Вильямс (1902-1947). Взятие Зимнего дворца. Эскиз левой части триптиха «Октябрь». 1929 г.
Картон, масло. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Штурм Зимнего дворца и открытие II съезда Советов. Левая часть триптиха «Октябрь».
1930 г. Холст, масло. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Взятие Зимнего дворца. Эскиз. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 28,5 х 33,5 см.
Частное собрание.
П.В. Вильямс (1902-1947). Арка Главного штаба. Эскиз декорации. 1930 г. Холст, масло. 39,5 х 61 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет актера Василия Ивановича Качалова (1875-1948).
1929 г. Холст, масло. 143 х 129 см. Музей-заповедник «Абрамцево».
П.В. Вильямс (1902-1947). Негритянская Венера. 1929 г. Холст, масло. 163 x 147 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Комната Рокси. Эскиз декорации к пьесе Морин Уоткинс «Реклама».
Постановка Е.С. Телешова и Б.И. Вершилова. МХАТ, Москва. 1930 г. Музей МХАТ.
Морин Даллас Уоткинс (1896-1969) - американская журналистка и драматург. Известна как автор пьесы
«Чикаго», по мотивам которой был поставлен знаменитый мюзикл и снят голливудский фильм.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов для спектакля по пьесе Морин Уоткинс «Реклама». 1930 г.
Бумага, акварель, графитный карандаш, белила. 38 х 55 см. Частное собрание.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов для спектакля по пьесе Морин Уоткинс «Реклама». 1. Эскиз костюма Амоса Херта. 2. Эскиз костюма тюремщицы мисс Мартон. 1930 г. Музей МХАТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюма Вельмы Келлер для спектакля
по пьесе Морин Уоткинс «Реклама». 1930 г. Музей МХАТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопортрет. 1928 г. Холст, масло. 116 х 116 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Работам Петра Вильямса свойственны интерес к остроте ракурсов, совмещение нескольких точек схода в рамках одной композиции, создание типических, характерных образов современников, а также ироничные портреты - как дань творчеству И.И. Машкова.
В ОСТовский период Вильямсом кроме «Портрета В.Э. Мейерхольда» были написаны «Человек в лодке» (1926), «Акробатка. Портрет актрисы А.С. Амханицкой» (1927), «Негритянская Венера» (1929), «Автопробег» (1930) и другие.
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопробег. 1930 г. Холст, масло. 151 х 213 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Мастера ОСТа нередко представляли свои произведения на зарубежных выставках. Поездки за границу еще усилили тягу художников к изображению новой архитектуры, спорта и характерных примет современности. Одним из таких проявлений нового в Советском Союзе стали в конце 1920-х – начале 1930-х годов автопробеги.
На картине П. Вильямса машины мчатся по пыльной, необустроенной дороге. На обочине собрались любопытные зрители. Вдали видны электромачты, строящиеся корпуса фабрик и заводов – тоже приметы нового времени. А на переднем плане мальчик удерживает испугавшегося появления машин жеребенка. Этот мотив словно иллюстрирует прозвучавшую в стихотворении Сергея Есенина «Сорокоуст» мысль: «живых коней победила стальная конница». Художнику удалось передать и романтическое ощущение действительности, и стремительный темп новой жизни, охвативший всю страну.
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопробег. Эскиз. 1930 г. Бумага, тушь, акварель.
П.В. Вильямс (1902-1947). Революция в Испании. Разгром монастыря. Эскиз. 1931 г.
Бумага, акварель. 39 х 43,1 см. Частное собрание.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз к картине «Разгон демонстрантов в Берлине». 1931 г. Холст, масло.
П.В. Вильямс (1902-1947). Гамбургское восстание. 1932 г. Картина экспонировалась на художественной
выставке «15 лет Красной Армии».
«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» - первая фраза «Манифеста Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, 1848 год.
Гамбургское восстание - вооружённое восстание гамбургских коммунистов 23 - 25 октября 1923 г. Решив использовать кризисную ситуацию, сложившуюся в Германии в 1923 году, руководство Коминтерна приняло решение осуществить вооружённое восстание с целью захвата власти немецкими коммунистами (КПГ). Революция была запланирована на октябрь-ноябрь 1923 года, но была предотвращена в результате действий правительства. Только коммунисты Гамбурга 23 октября, не зная об отмене восстания руководством КПГ, совершили попытку овладеть городом. Руководили восстанием Эрнст Тельман и Ханс Киппенбергер.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз панно для ВЧК-ОГПУ. 1930-е гг. Бумага, карандаш.
55 х 43 см. На трибуне выступает нарком Г.Г. Ягода (?)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет К.Е. Ворошилова (1881-1969).
1932 г. Бумага, карандаш. 41,3 х 26,7 см. Частное собрание.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет Емельяна Ярославского (1878-1943).
1932 г. Бумага, карандаш. 42 х 27 см. Частное собрание.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет Я.Э. Рудзутака. 1932 г. Бумага, карандаш.
42 х 27 см. Частное собрание.
Ян Эрнестович Рудзутак (1887-1938) - революционер, советский государственный, партийный
и профсоюзный деятель. Арестован НКВД СССР в 1937 г. Расстрелян в 1938 г.
В 1928 году Петр Владимирович Вильямс по путевке Наркомпроса был командирован в Германию и Италию для ознакомления с европейскими музеями и XVI Международной выставкой в Венеции (Венецианская биеннале). Во время заграничной поездки Вильямс проявил поистине остовский интерес ко всему необычному, экзотическому. Он посетил ревю Рейнхардта в Берлине, луна-парк в Дрездене и злачные места Гамбурга. В Германии Вильямс, по-видимому, познакомился с приемом оформления театральной постановки системой живописных панно, который он талантливо применил в 1934 году, создавая декорации к спектаклю «Пиквикский клуб» во МХАТе.
П.В. Вильямс. Фотография конец 1920-х гг.
В том же 1928 году по заданию издательства Ассоциации художников революционной России (АХРР) выполнил серию портретов политических деятелей. Через АХРР получил заказ на несколько больших тематических панно (1928-1932).
В 1929 году Вильямс вел практикум по живописи на этнологическом факультете 1-го МГУ. Впервые попробовал себя как театральный художник, приняв участие в постановке пьесы Морина Уоткинса «Реклама» во МХАТе.
В 1928-1932 годы Вильямс сотрудничал с Госиздатом как иллюстратор детских книг и оформил несколько переводных изданий.
Авг. Винифред Сэнфорд. Негритянская девочка Калли. Рисунки П. Вильямса. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г. Обложка и титульный лист.
Авг. Винифред Сэнфорд. Негритянская девочка Калли. Рисунки П. Вильямса. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г. Две страницы.
С. Федорченко. Что это такое (Загадки для детей]. Рисунки П. Вильямса. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г. 14 стр., илл, 1928. 2. Сетон Эрнест Томпсон. Чинк (история молодой собаки). Москва-Ленинград Государственное издательство, 1928 г. 20 стр., илл.
Лонг Вильям Джозеф. Охота без ружья. Рисунки П. Вильямса. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г. 20 стр., илл. 2. Луи Ружемон. Новый Робинзон. Рис. П. Вильямса. Москва, Государственное издательство, 1930 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Монтаж цеха. 1932 г. Холст, масло. 178,7 х 213 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет режиссера К.С. Станиславского (1863-1938). 1933 г.
Холст, масло. 130,2 х 175,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет кинорежиссера Григория Васильевича Александрова (1903–1983).
1933 г. Холст, масло. 160 x 120,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Молодой режиссер Григорий Александров изображен стоящим с гитарой в руках на фоне заснеженного пейзажа. Композиция выглядит как театральная сцена с откровенно позирующим героем, а введение второго персонажа – закутанного ребенка в валенках с замерзшими голыми коленками и зеленым огурцом в руке – привносит в картину момент иронической игры и абсурда. (Мое предположение - это Любовь Орлова в детстве, она родилась в 1902 году в Подмосковье, в Звенигороде. Подтверждение тому следующая фотография). Оригинальность и некоторая надуманность выбранного мотива придают особую выразительность портретному образу.
Любовь Орлова и Григорий Александров. Фотография 1937 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет народного артиста СССР Л.М. Леонидова (1873-1941).
1933 г. Холст, масло.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз задника к опере Дж. Верди «Травиата». Постановка
В.И. Немировича-Данченко. Музей Театра им. В.И. Немировича-Данченко. 1933 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюмов к опере Дж. Верди «Травиата». Постановка
В.И. Немировича-Данченко. Музей Театра им. В.И. Немировича-Данченко. 1933 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз театральной декорации. 1930-е гг. Бумага на фанере, смешанная техника.
32,2 х 63,9 см. Галерея «Веллум», Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). 1. Эскиз костюмов к пьесе «Пять сантиметров» В.З. Швейцера. Постановка В.Ф. Федорова. Московский театр сатиры. 1932 г. 2. Эскиз костюма Китти. Постановка «Бравый солдат Швейк». 1934 г.
Анна Амханицкая в роли Китти в постановке «Бравый солдат Швейк».
Фотография около 1934 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Зима. Подмосковье. 1933 г. Холст, масло. 76 х 106 см.
Галерея «Веллум», Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Малая Нева. 1934 г. Холст, масло. 51,5 х 75 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.В. Вильямс и А.С. Амханицкая. Фотография 1930-е гг.
В 1929-1939 году Петр Вильямс работал в качестве театрального художника, сотрудничал с Московским академическим художественным театром (МХАТ), Московским академическим драматическим театром им. Е.Б. Вахтангова и другими московскими театрами.
Работы в театрах: «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу (МХАТ, 1934 и МАДТ им. Е.Б. Вахтангова, 1935), «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1936), «Лестница славы» («Искусство карьеры») Э. Скриба (Московский театр Революции, 1936), «Тартюф»
Ж.Б. Мольера (МХАТ, 1939), «Ревизор» Н.В. Гоголя (МАДТ им. Е.Б. Вахтангова, 1939).
П.В. Вильямс (1902-1947). Купальщицы. 1934 г. Холст, масло. 132,5 x 132,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Нана (Женщина у стола). 1934 г. Холст, масло. 160,5 x 130 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет женщины в раскрытом окне. Первая половина 1930-х гг.
Холст, масло. 159,5 x 130 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет кинорежиссера Бориса Васильевича Барнета
(1902–1965). 1934 г. Холст, масло. 202 x 135 см. Государственная Третьяковская галерея.
П.В. Вильямс (1902-1947). Маневры. Эскиз задника сцены к спектаклю «Пиквикский клуб». Инсценировка
Н.А. Векстерн по роману Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Постановка В.Я. Станицына.
Москва, МХАТ. 1934 г. Музей МХАТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз занавеса «Коляска» к инсценировке Н.А. Венкстерн «Пиквикский клуб»
по роману Ч. Диккенса. Постановка В.Я. Станицына. Москва, МХАТ. 1934 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Пролог. Эскиз декорации к инсценировке Н.А. Венкстерна «Пиквикский клуб»
по роману Ч. Диккенса. Москва МХАТ. 1934 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Тюрьма. Эскиз задника к инсценировке Н.А. Венкстерн «Пиквикский клуб»
по роману Ч. Диккенса. Москва, МХАТ.
Сцена из спектакля «Пиквикский клуб». Фотография из фондов Музея МХАТ, 1934 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Суд. Сцена из спектакля МХАТа «Пиквикский клуб» по роману Ч. Диккенса.
Москва, МХАТ. 1934 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов к спектаклю МХАТ «Пиквикский клуб» по роману Ч. Диккенса.
1. Эскиз костюма Пиквика. 2. Эскиз костюма мисс Эмилии. 1934 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюма к спектаклю МХАТ «Пиквикский клуб»
по роману Ч. Диккенса. 1933 г. Бумага, акварель. 32 х 17 см. Частное собрание.
Петр Вильямс. Фотография 1930-е гг.
В станковой живописи в эти годы Вильямсом написаны: «Портрет К.С. Станиславского» (1933), «Портрет Г.В. Александрова», «Портрет Б.В. Барнета», «Нана» (все 1934), «Танцы народов СССР» (1936), «Волга», «Портрет А.С. Пушкина» (обе 1937) и другие.
В 1932 году после раскола ОСТа Вильямс входил в объединение «Изобригада».
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет режиссера В.И. Немировича-Данченко (1858-1943). 1935 г.
Бумага, чернила. 9,9 х 8,4 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
П.В. Вильямс (1902-1947). Танцы народов СССР. Эскиз панно для Всемирной выставки в Париже. 1936 г.
Оригинал находится в запасниках Третьяковской галерее. Холст, масло. 385 х 1394 см.
П.В. Вильямс (1902-1947). Спектакль на крейсере. Эскиз панно для Всемирной выставки в Париже. 1936 г.
Холст, масло. 49,5 х 140 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Оригинал панно находится в запасниках Третьяковской галерее. Холст, масло. 250 х 700 см.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Мольер». Пьеса М.А. Булгакова.
Постановка К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. МХАТ, Москва. 1936 г. Музей МХАТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Мольер» по пьесе М.А. Булгакова «Кабала святош»
из собрания Музея МХАТ. 1936 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). А.С. Пушкин. 1937 г. Холст, масло. 171 х 131 см. Собственность А.С. Вильямс.
В 1937 году наша страна широко отмечала 100-летие со дня смерти поэта.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации «У сельсовета» к опере И.И. Дзержинского «Поднятая целина».
Постановка Б.А. Мордвинова. Большой театр, Москва. 1937 г. Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере И.И. Дзержинского «Поднятая целина». 1937 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Аэродром. Эскиз декорации к пьесе В.М. Киршона «Большой день».
Постановка В.В. Куза, режиссер Б.В. Щукин. Государственный театр имени Евг. Вахтангова, Москва.
Холст, масло. 40 х 62,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
П.В. Вильямс (1902-1947). В предгорьях Кавказа. 1938 г. Картон, масло. 23 х 46,5 см.
П.В. Вильямс (1902-1947). Ущелье Ирик-Чат. Эльбрус. 1938 г. Холст, масло. 79,5 х 109 см.
Собственность В.Я. Станицына, Москва.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эльбрус. 1938 г. Холст, масло. 74,5 х 132 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2009 г. Эстимейт 3.500.000 – 5.500.000 руб.
П.В. Вильямс (1902-1947). Мельницы. Эскиз декорации к спектаклю «Дон-Кихот». Инсценировка
М.А. Булгакова по роману М. Сервантеса. Постановка И.М. Раппопорт, режиссеры А.А. Орочко и Б.М. Шухмин.
Государственный театр им. Евг. Вахтангова, Москва. 1939 г.
Фотографии Петра Вильямса (слева) и Михаила Булгакова на выставке в 2021 г.
Время знакомства Михаила Булгакова и Петра Вильямса – начало 1930-х годов. К этому моменту один – уже известный писатель, создавший «Белую гвардию», «Дьяволиаду» и «Роковые яйца». Второй – как театральный художник, только начинает делать первые шаги. С успехом оформляет спектакль «Реклама» по приглашению МХАТа. Именно там и завязываются сначала рабочие, потом дружеские отношения между ними.
С середины 1930-х годов Вильямс входит в близкий круг Булгакова - семьи гостят друг у друга, Вильямсы часто присутствуют на домашних булгаковских чтениях, становятся одними из первых слушателей романов «Мастер и Маргарита» и «Записки покойника», пьес «Адам и Ева», «Александр Пушкин» и других.
Плакат выставки «Петр Вильямс и Михаил Булгаков» в Доме-музее К.С. Станиславского. Москва, 2021 г.
У Булгакова была довольно сложная история существования во МХАТе, а Вильямс как раз был одним из тех людей, которые помогали ему справится с этой ситуацией. Несколько разделов выставки рассказывают о том, как писатель Булгаков и художник Вильямс оказались в МХАТе, как спектакли «Пиквикский клуб» и «Мольер» стали их точками соприкосновения, как контекст перемен в советской литературной и политической жизни 1920-1930-х годов отразился на творчестве Булгакова.
На выставке были представлены материалы, связанные с 1920-1930-ми годами в жизни Михаила Булгакова и Петра Вильямса — подлинные документы и фотографии, эскизы и макеты декораций из фондов Музея МХАТ и частных собраний, воспоминания и дневниковые записи, личные вещи, архивные материалы и многое другое.
П.В. Вильямс (1902-1947). Гостиная в Петербурге. Эскиз декорации к балету Б.В. Асафьева
«Кавказский пленник». Постановка Р.В. Захарова. ГАБТ, Москва. 1938 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Каток. Эскиз декорации к балету Б.В. Асафьева «Кавказский пленник».
ГАБТ, Москва. 1938 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету Б.В. Асафьева «Кавказский пленник».
ГАБТ, Москва. 1938 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации I акта комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Постановка Б.Е. Захавы,
режиссер А.И. Ремизов. Государственный театр им. Евг. Вахтангова, Москва. 1939 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Красная площадь. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Постановка Б.А. Мордвинова. ГАБТ, Москва. 1939 г. Опера поставлена во время ВОВ в Куйбышеве в 1942 г.
Музей ГАБТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Польский бал. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»
в Большом театре. 1940 г. Холст, масло. 54,5 х 89,5 см. Собрание Романа Бабичева.
П.В. Вильямс (1902-1947). Польский бал. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». 1939 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации «Село Доминино» к опере «Иван Сусанин». 1939 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декораций к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». Большой театр СССР, 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии Ж-Б. Мольера «Тартюф». МХАТ. Постановка
К.С. Станиславского и М.Н. Кедрова, режиссёр В.О. Топорков. МХАТ, Москва. 1939 г. Музей МХАТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Дом Оргона. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф».
МХАТ, Москва. 1939 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф». МХАТ, Москва. 1939 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Дон-Кихот». Инсценировка М.А. Булгакова
по роману М. Сервантеса. 1939 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюмов к спектаклю «Дон-Кихот». Инсценировка М.А. Булгакова
по роману М. Сервантеса. 1939 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюмов к опере И.И. Дзержинского «Поднятая целина».
1938 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, 44,3 х 32 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2018 г.
В 1934 году Петр Владимирович Вильямс вступил в Московское отделение Союза советских художников (МОССХ).
В 1937 году Вильямс принимал участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Париже «Искусство и техника», где был удостоен золотой медали за панно «Танцы народов СССР» и «Спектакль на крейсере» (Оба 1936).
Накануне премьеры балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в Мариинском театре в Ленинграде.
10 января 1940 года. Слева направо: Исай Шерман, Галина Уланова, Петр Вильямс, Сергей Прокофьев,
Леонид Лавровский и Константин Сергеев.
П.В. Вильямс (1902-1947). Драка на улице Вероны (1 действие, 1 картина). Сцена из балета С.С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта». Государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова. Зарисовка Эмиля Визеля. 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Бал у Капулетти (1 действие, 4 картина). Сцена из балета С.С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта». Государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова. Зарисовка Эмиля Визеля. 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Площадь в Падуе. Эскиз декорации к балету С.С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта». 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов к балету С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Горожанки (слева вверху). «Ноги Ромео» (слева внизу). Парис (справа). 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии «Дама-невидимка» П. Кальдерона.
Постановка В.Я. Станицына. Московский театр «Комедия». 1940 г. Собрание В.Я. Станицына.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии «Дама-невидимка» П. Кальдерона.
Московский театр «Комедия». 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии «Дама-невидимка» П. Кальдерона.
Московский театр «Комедия».1940 г. Бумага, масло. 38,8 х 57 см.
П.В. Вильямс (1902-1947). Терем Бориса. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
в Большом театре. 1940 г. Постановка не осуществлена.
П.В. Вильямс (1902-1947). Терем Бориса. Фрагмент. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского
«Борис Годунов» в Большом театре. 1940 г. Постановка не осуществлена.
П.В. Вильямс (1902-1947). Гостиная в квартире А.С. Пушкина. Эскиз декорации к пьесе М.А. Булгакова
«Последние дни (Пушкин)». Постановка В.Я. Станицына и В.О. Топоркова. МХАТ, Москва. 1940 г.
Музей МХАТ.
П.В. Вильямс (1902-1947). Гостиная в квартире А.С. Пушкина. Эскиз декорации к пьесе М.А. Булгакова
«Последние дни (Пушкин)». 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Мойка. Эскиз декорации к пьесе М.А. Булгакова «Последние дни (Пушкин)». 1940 г.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз театральной декорации. 1940 г. Картон, гуашь, 13 х 23 см.
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов к опере Рихарда Вагнера «Валькирия». Режиссер Сергей Эйзенштейн. Премьера состоялась в Большом театре 21 ноября 1940 г. 1. Эскиз костюма Вотана для 2 и 3 актов оперы.
2. Эскиз костюма Фрикки. 1940 г. Музей ГАБТ.
Художник Петр Вильямс (слева), режиссер Сергей Эйзенштейн и неизвестный во время репетиции
оперы Рихарда Вагнера «Валькирия». Фотография 1940 г.
С 1941 года и до самой смерти Петр Владимирович Вильямс работал главным художником в Большом театре СССР. Он был трижды удостоен Сталинской премии: в 1943 году за оформление оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини, в 1946 и 1947 гг. за балеты С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», все постановки в Большом театре СССР.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 157-158, 182-183.
А.Ю. Сидоров. Петр Вильямс. Живопись, сценография. Альбом. Москва,
Издательство «Советский художник», 1980 г. 136 стр., илл. Тираж 25.000 экз.