• Авторизация


ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИЛЬЯМС (1902-1947), ЧАСТЬ I 29-05-2023 19:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1925 год. Мисхор. Хулиган Вильямс Пётр. (523x700, 108Kb)
Пётр Владимирович Вильямс. Фотография 1925 г. На обороте фотографии
надпись и подпись «Мисхор. Хулиган Вильямс Пётр, 1925 г.»

Петр Владимирович Вильямс (1902-1947) - сын американского инженера-технолога, живописец, график, трижды лауреат Сталинской премии. Сегодня известен в первую очередь как художник и сценограф, оформивший классические постановки Большого театра. В 1919-1924 годах он учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как Константин Коровин, Илья Машков, Петр Кончаловский, Василий Кандинский, Давид Штеренберг. В начале 1920-х годов написал несколько кубистических композиций. Один из ярких мастеров ОСТа, принявший участие в создании стилистики общества, его «Портрет Мейерхольда» (1925, ГТГ) был принят членами объединения как «эталон новых приёмов». С 1929 года работал в качестве театрального художника, создавая неповторимые образы спектаклей театров Вахтангова, Станиславского и Немировича-Данченко. С 1941 года Петр Вильямс - главный художник Большого театра.


1901 Владимир Робертович Вильямс в день свадьбы с Марией Петровной Финогеновой, 20 июля 1901 года (509x700, 109Kb)
Отец Владимир Робертович Вильямс в день свадьбы с Марией Петровной Финогеновой.
Фотография 20 июля 1901 г.

Пётр Владимирович Вильямс родился 17 (30 апреля по новому стилю) 1902 года в Москве в семье американского учёного-технолога химической промышленности Владимира Робертовича Вильямса (1872—1957), сына американского инженера-мостовика Роберта Вильямса, приглашённого на работу в Россию в 1852 году, принявшего в 1896 году русское гражданство и навсегда оставшегося в ней. Отец женился на русской женщине Марии Петровне Финогеновой и стал одним из создателей Политехнического музея. Семья Вильямсов многие годы жила в квартире, которая располагалась в здании самого музея. С 1909 года Вильямс-младший посещал школу-студию В.Н. Мешкова, где получил начальные художественные навыки. В 1911-1918 годы учился в Московском реальном училище К.П. Воскресенского, после революции 61-я трудовая советская школа. В 1918 году изучал анатомию на медицинском факультете Московского университета, однако в том же году оставил его, чтобы целиком посвятить себя искусству.

1917 Автопортрет (572x700, 143Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопортрет. 1917 г. Картон, масло. 32,5 х 26 см.
Собственность А.С. Вильямс, Москва.

1917 Интерьер квартиры П.В. Вильямса. Карт, м. 38 х 33,5 см. Собственность А.С. Вильямс, Мск (610x700, 180Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Интерьер квартиры П.В. Вильямса. 1917 г.
Картон, масло. 38 х 33,5 см. Собственность А.С. Вильямс, Москва.

1917 Интерьер дачи в Мамонтовке.Карт, м. 30 х 28 см. Собственность А.С. Вильямс, Мск. (629x700, 250Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Интерьер дачи в Мамонтовке. 1917 г. Картон, масло. 30 х 28 см.
Собственность А.С. Вильямс, Москва.

1917 Пейзаж. Картон, масло. 25,7х33,5. Челябинский государственный музей  (700x542, 140Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Пейзаж. 1917 г. Картон, масло. 25,7 х 33,5 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

1919 Пейзаж. Х, м. 40 х 30 см. Собственность А.Д. Понсова, Мск (491x700, 156Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Пейзаж. 1919 г. Холст, масло. 40 х 30 см.
Собственность А.Д. Понсова, Москва.

1919 Портрет О. Баскаковой (Боярышня). Карт, м. 86,5 х 56. Собственность А.Д. Понсова, Мск (447x700, 145Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет О. Баскаковой (Боярышня). 1919 г.
Картон, масло. 86,5 х 56 см. Собственность А.Д. Понсова, Москва.

1922 Кубизм. Х, м. 174 х 91 см. ГТГ (365x700, 99Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Кубизм. 1922 г. Холст, масло. 174 х 91 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1924 Рис к картине Бой. Бум, кар. Собственность А.С. Вильямс, Мск — копия (540x700, 169Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Рисунок к картине «Бой». 1924 г. Бумага, карандаш.
Собственность А.С. Вильямс, Москва.
Сама картина «Бой» гигантских размеров 332 х 200 см. находится в Львовской национальной галерее
искусств имени Бориса Возницького и ее изображение не доступно.

1926 Крым. Сфинкс-гора. Бум, кар.Собственность А.С. Вильямс, Мск. (700x450, 125Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Крым. Сфинкс-гора. 1926 г. Бумага, карандаш.
Собственность А.С. Вильямс, Москва.

1926 Баррикады. Х, м. . ГЦМСИР 2 (700x699, 236Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Баррикада (не окончена). 1926 г. Холст, масло.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

1926 Портрет Николая Охлопкова. Саратов ХМ (397x700, 87Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет актера Николая Павловича Охлопкова (1900-1967).
1926 г. Холст, масло. 250 х 143 см. Саратовский государственный художественный музей
им. А.Н. Радищева.

1926 Человек в лодке. Х м. 169,5x121, ГТГ (490x700, 98Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Человек в лодке. 1926 г. Холст, масло. 169,5 x 121 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1920-е конец А.С. Ахманицкая, жена художника. Конец 1920-х годов (462x700, 104Kb)
А.С. Амханицкая, жена художника. Фотография, конец 1920-х гг.

В 1918-1923 годы Петр Вильямс учился в I и II Государственных свободных художественных мастерских-ВХУТЕМАСе у К.А. Коровина, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, А.В. Шевченко, В.В. Кандинского и Д.П. Штеренберга.
В 1921 г. вместе с другими студентами Вильямс участвовал в работе и оформлении спектаклей театральной студии ВХУТЕМАСа (будущий Проекционный театр С.Б. Никритина). В 1922 г. П. Вильямс участвовал в создании экспериментального Музея живописной культуры (МЖК) и с 1922 по 1929 год работал там же: в 1922-1923 гг. – заведующим, с 1923 г. - заместителем заведующего и членом художественного совета.
В 1925 году Вильямс женился на актрисе Анне Соломоновне (Семеновне) Амханицкой, которую все называли Анусей. С Анусей они вместе учились во ВХУТЕМАСе, но она стала актрисой, играла в Реалистическом театре у Мейерхольда и действительно очень увлекалась акробатикой. Анна Амханицкая, сестра Льва Ахматова-Амханицкого, изображена на картине Вильямса «Акробатка» (1926), хранящейся сегодня в Третьяковской галерее. Её сестра Любовь была замужем за партийным деятелем Яковом Дробнисом.

1927 Акробатка. Портрет актрисы А.С. Амханицкой. Х, м. 172 х 91 см. ГТГ (364x700, 74Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Акробатка. Портрет актрисы А.С. Амханицкой. 1927 г.
Холст, масло. 172 х 91 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На портрете изображена жена Вильямса Анна Соломоновна Амханицкая (1902-1988)
в костюме акробатки из пьесы Н.Р. Эрдмана «Мандат».

1928 Купальщица. Х, м. 124х124,5. Астрахан КГ (698x700, 185Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Купальщица (Анна Амханицкая). 1928 г. Холст, масло. 124 х124,5 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.

1927 Портрет Сергея Мартинсона. Х, м. ЧС, США (543x700, 123Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет актера Сергея Мартинсона (1899-1984).
1927 г. Холст, масло. Частное собрание, США.

1928 Демонстр франц моряков в Севастополе в 1919 г. Х, м. 202 х 290. РОСИЗО (700x497, 144Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Демонстрация французских моряков в Севастополе в 1919 гуду.
1928 г. Холст, масло. 202 х 290 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

ОСТ (700x524, 130Kb)

В 1922—1924 годы П. Вильямс входил в группу «конкретивистов», стоящую у истоков ОСТа (Общества станковистов). В 1925-1931 годы он был членом-учредителем и экспонентом объединения ОСТ. На четырех остовских выставках он зарекомендовал себя прежде всего как портретист, выставив в общей сложности 8 портретов. Один из ярких мастеров ОСТа, принявший участие в создании стилистики общества, его «Портрет Мейерхольда» (1925, ГТГ) был принят членами объединения как «эталон новых приёмов» (А.С. Лучишкин. Я очень люблю жизнь. М., 1988. С.95).

1925 Портрет В. Э. Мейерхольда. Х,,м. 209 x 136,5. ГТГ (448x700, 71Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет В.Э. Мейерхольда. 1925 г.
Холст, масло. 209 x 136,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940) на фоне конструктивистских декораций –
одна из самых знаменитых работ Вильямса этого периода.

1929 Взятие Зимнего дворца. Эскиз левой части триптиха Октябрь. Картон, м. ГМСИР (700x276, 108Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Взятие Зимнего дворца. Эскиз левой части триптиха «Октябрь». 1929 г.
Картон, масло. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

1930 Штурм Зимнего дворца и открытие II съезда Советов. Левая часть триптиха (ГЦМСИР) (700x433, 154Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Штурм Зимнего дворца и открытие II съезда Советов. Левая часть триптиха «Октябрь».
1930 г. Холст, масло. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

1920-е Взятие Зим дворца. Эскиз. Бум, кар. 28,5 х 33,5 см, ЧС (700x589, 193Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Взятие Зимнего дворца. Эскиз. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 28,5 х 33,5 см.
Частное собрание.

1930 Арка Главного штаба. Эскиз декорации. Х, м. 39,5 х 61 см. Музей Петергофа (700x455, 151Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Арка Главного штаба. Эскиз декорации. 1930 г. Холст, масло. 39,5 х 61 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».

1929 Портрет В.И. Качалова Х, м. 143 х 129. Муз Абрамцево (641x700, 58Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет актера Василия Ивановича Качалова (1875-1948).
1929 г. Холст, масло. 143 х 129 см. Музей-заповедник «Абрамцево».

1929 Негритянская Венера. Х, м. 163 x 147. ГТГ (624x700, 123Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Негритянская Венера. 1929 г. Холст, масло. 163 x 147 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930 Эскиз декорации Комната Рокси. Пьеса Реклама №73 (700x346, 127Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Комната Рокси. Эскиз декорации к пьесе Морин Уоткинс «Реклама».
Постановка Е.С. Телешова и Б.И. Вершилова. МХАТ, Москва. 1930 г. Музей МХАТ.
Морин Даллас Уоткинс (1896-1969) - американская журналистка и драматург. Известна как автор пьесы
«Чикаго», по мотивам которой был поставлен знаменитый мюзикл и снят голливудский фильм.

1930 Эскизы костюмов для спектакля по пьесе М.Уоткинса «Реклама»Бумага; акварель, графитный карандаш, белила. 38 х 55 см. ЧС (700x474, 91Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов для спектакля по пьесе Морин Уоткинс «Реклама». 1930 г.
Бумага, акварель, графитный карандаш, белила. 38 х 55 см. Частное собрание.

1930 Эскиз костюма Амоса Херта. Пьеса Реклама (451x575, 87Kb)1930 Эскиз костюма мисс Мартон. Пьеса Реклама (349x575, 67Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов для спектакля по пьесе Морин Уоткинс «Реклама». 1. Эскиз костюма Амоса Херта. 2. Эскиз костюма тюремщицы мисс Мартон. 1930 г. Музей МХАТ.

1930 Эскиз костюма Вельмы. Пьеса Реклама. №69. Музей МХАТ (436x700, 114Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюма Вельмы Келлер для спектакля
по пьесе Морин Уоткинс «Реклама». 1930 г. Музей МХАТ.

1928 Вильямс П.В. (автопортрет) (700x686, 180Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопортрет. 1928 г. Холст, масло. 116 х 116 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Работам Петра Вильямса свойственны интерес к остроте ракурсов, совмещение нескольких точек схода в рамках одной композиции, создание типических, характерных образов современников, а также ироничные портреты - как дань творчеству И.И. Машкова.
В ОСТовский период Вильямсом кроме «Портрета В.Э. Мейерхольда» были написаны «Человек в лодке» (1926), «Акробатка. Портрет актрисы А.С. Амханицкой» (1927), «Негритянская Венера» (1929), «Автопробег» (1930) и другие.

1930 Автопробег. Х, м. 151 х 213 см. ГТГ (700x492, 126Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопробег. 1930 г. Холст, масло. 151 х 213 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Мастера ОСТа нередко представляли свои произведения на зарубежных выставках. Поездки за границу еще усилили тягу художников к изображению новой архитектуры, спорта и характерных примет современности. Одним из таких проявлений нового в Советском Союзе стали в конце 1920-х – начале 1930-х годов автопробеги.
На картине П. Вильямса машины мчатся по пыльной, необустроенной дороге. На обочине собрались любопытные зрители. Вдали видны электромачты, строящиеся корпуса фабрик и заводов – тоже приметы нового времени. А на переднем плане мальчик удерживает испугавшегося появления машин жеребенка. Этот мотив словно иллюстрирует прозвучавшую в стихотворении Сергея Есенина «Сорокоуст» мысль: «живых коней победила стальная конница». Художнику удалось передать и романтическое ощущение действительности, и стремительный темп новой жизни, охвативший всю страну.

1930 Автопробег. Эскиз (700x518, 78Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопробег. Эскиз. 1930 г. Бумага, тушь, акварель.

1930 Автопробег. Эскиз 2 (700x503, 137Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Автопробег. Фрагмент эскиза. 1930 г. Бумага, тушь, акварель.

1931 Изгнание монахов из Испании, Эскиз. Бум, акв (700x631, 226Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Революция в Испании. Разгром монастыря. Эскиз. 1931 г.
Бумага, акварель. 39 х 43,1 см. Частное собрание.

1931 Эскиз к карт Разгон (Разгром) демонстрантов в Берлине. Холст, масло (700x592, 194Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз к картине «Разгон демонстрантов в Берлине». 1931 г. Холст, масло.

1932 Гамбургское восстание. Художественная выставка 15 лет Красной Армии. Х, м. 208 х 312 см. РОСИЗО (700x467, 154Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Гамбургское восстание. 1932 г. Картина экспонировалась на художественной
выставке «15 лет Красной Армии».

«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» - первая фраза «Манифеста Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, 1848 год.
Гамбургское восстание - вооружённое восстание гамбургских коммунистов 23 - 25 октября 1923 г. Решив использовать кризисную ситуацию, сложившуюся в Германии в 1923 году, руководство Коминтерна приняло решение осуществить вооружённое восстание с целью захвата власти немецкими коммунистами (КПГ). Революция была запланирована на октябрь-ноябрь 1923 года, но была предотвращена в результате действий правительства. Только коммунисты Гамбурга 23 октября, не зная об отмене восстания руководством КПГ, совершили попытку овладеть городом. Руководили восстанием Эрнст Тельман и Ханс Киппенбергер.

Гамбургское восстание (700x525, 121Kb)

1930-е Эскиз панно для ВЧК-ОГПУ. Бумага, карандаш. 55х43 см. ЧС. (528x700, 182Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз панно для ВЧК-ОГПУ. 1930-е гг. Бумага, карандаш.
55 х 43 см. На трибуне выступает нарком Г.Г. Ягода (?)

1932 Портрет  К.Е. Ворошилова. Бумага, карандаш. 41,3х26,7 см.. (424x700, 50Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет К.Е. Ворошилова (1881-1969).
1932 г. Бумага, карандаш. 41,3 х 26,7 см. Частное собрание.

1932 Портрет Емельяна ЯрославскогоБумага, карандаш. 42х27 см.. (433x700, 55Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет Емельяна Ярославского (1878-1943).
1932 г. Бумага, карандаш. 42 х 27 см. Частное собрание.

1932 Портрет Я.Э. РудзутакаБумага, карандаш. 42х27 см. (434x700, 53Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет Я.Э. Рудзутака. 1932 г. Бумага, карандаш.
42 х 27 см. Частное собрание.
Ян Эрнестович Рудзутак (1887-1938) - революционер, советский государственный, партийный
и профсоюзный деятель. Арестован НКВД СССР в 1937 г. Расстрелян в 1938 г.

В 1928 году Петр Владимирович Вильямс по путевке Наркомпроса был командирован в Германию и Италию для ознакомления с европейскими музеями и XVI Международной выставкой в Венеции (Венецианская биеннале). Во время заграничной поездки Вильямс проявил поистине остовский интерес ко всему необычному, экзотическому. Он посетил ревю Рейнхардта в Берлине, луна-парк в Дрездене и злачные места Гамбурга. В Германии Вильямс, по-видимому, познакомился с приемом оформления театральной постановки системой живописных панно, который он талантливо применил в 1934 году, создавая декорации к спектаклю «Пиквикский клуб» во МХАТе.

1920-е конец. П.В. Вильямс (525x700, 85Kb)
П.В. Вильямс. Фотография конец 1920-х гг.

В том же 1928 году по заданию издательства Ассоциации художников революционной России (АХРР) выполнил серию портретов политических деятелей. Через АХРР получил заказ на несколько больших тематических панно (1928-1932).
В 1929 году Вильямс вел практикум по живописи на этнологическом факультете 1-го МГУ. Впервые попробовал себя как театральный художник, приняв участие в постановке пьесы Морина Уоткинса «Реклама» во МХАТе.
В 1928-1932 годы Вильямс сотрудничал с Госиздатом как иллюстратор детских книг и оформил несколько переводных изданий.

1928 Сэнфорд Авг. Винифред - Негритянская девочка Калли. Москва  Гос. изд-во (401x540, 108Kb)1928 Сэнфорд Авг. Винифред - Негритянская девочка Калли. Москва  Гос. изд-во 2 (401x540, 62Kb)
Авг. Винифред Сэнфорд. Негритянская девочка Калли. Рисунки П. Вильямса. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г. Обложка и титульный лист.
1928 Сэнфорд Авг. Винифред - Негритянская девочка Калли. Москва  Гос. изд-во 4 (401x540, 83Kb)1928 Сэнфорд Авг. Винифред - Негритянская девочка Калли. Москва  Гос. изд-во 3 (401x540, 88Kb)
Авг. Винифред Сэнфорд. Негритянская девочка Калли. Рисунки П. Вильямса. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г. Две страницы.
1928 С. Федорченко. Что такое [Загадки для детей]. М.-Л., Гос. изд-во, 1-я Образцовая типо-лит. в Мск., 20 000 экз., 15 коп., 1928 (Рис. П. Вильямс)  (400x540, 85Kb)1928 Сетон-Томсон - Чинк (история молодой собаки) Москва-Ленинград Государственное издательство, 20 стр. (399x540, 103Kb)
С. Федорченко. Что это такое (Загадки для детей]. Рисунки П. Вильямса. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г. 14 стр., илл, 1928. 2. Сетон Эрнест Томпсон. Чинк (история молодой собаки). Москва-Ленинград Государственное издательство, 1928 г. 20 стр., илл.
1929 Лонг Вильям ДжозефОхота без ружья. Л-М, гос. изд-во. 20 стр (429x580, 112Kb)1930 Луи Ружемон - Новый Робинзон. Москва,  Государственное издательство (369x580, 96Kb)
Лонг Вильям Джозеф. Охота без ружья. Рисунки П. Вильямса. Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г. 20 стр., илл. 2. Луи Ружемон. Новый Робинзон. Рис. П. Вильямса. Москва, Государственное издательство, 1930 г.

1932 Монтаж цеха. Х м. 178,7  213 см. ГТГ (700x575, 133Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Монтаж цеха. 1932 г. Холст, масло. 178,7 х 213 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1933 Портрет К.С. Станиславского. Х, м. 130,2 х 175,5  ГРМ (700x534, 98Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет режиссера К.С. Станиславского (1863-1938). 1933 г.
Холст, масло. 130,2 х 175,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933 Портрет Григорий Васильевич Александров (1903–1983),160 x 120,5. ГТГ  (526x700, 101Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет кинорежиссера Григория Васильевича Александрова (1903–1983).
1933 г. Холст, масло. 160 x 120,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Молодой режиссер Григорий Александров изображен стоящим с гитарой в руках на фоне заснеженного пейзажа. Композиция выглядит как театральная сцена с откровенно позирующим героем, а введение второго персонажа – закутанного ребенка в валенках с замерзшими голыми коленками и зеленым огурцом в руке – привносит в картину момент иронической игры и абсурда. (Мое предположение - это Любовь Орлова в детстве, она родилась в 1902 году в Подмосковье, в Звенигороде. Подтверждение тому следующая фотография). Оригинальность и некоторая надуманность выбранного мотива придают особую выразительность портретному образу.

Любовь_Орлова_и_Григорий_Александров,_1937 (482x700, 129Kb)
Любовь Орлова и Григорий Александров. Фотография 1937 г.

1933 Портрет народного артиста Л.М. Леонидова — копия (542x700, 89Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет народного артиста СССР Л.М. Леонидова (1873-1941).
1933 г. Холст, масло.

1933 Травиата. Эскиз задника (700x267, 106Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз задника к опере Дж. Верди «Травиата». Постановка
В.И. Немировича-Данченко. Музей Театра им. В.И. Немировича-Данченко. 1933 г.

1933 Травиата. Эскиз костюмов (700x296, 105Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюмов к опере Дж. Верди «Травиата». Постановка
В.И. Немировича-Данченко. Музей Театра им. В.И. Немировича-Данченко. 1933 г.

1930-е Эскиз театральной декорации. Бумага на фанере, смешанная техника, 32,2 х 63,9 см.Гал Веллум (700x371, 134Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз театральной декорации. 1930-е гг. Бумага на фанере, смешанная техника.
32,2 х 63,9 см. Галерея «Веллум», Москва.

1932 Пять сантиметров. Эскиз плакатов (383x700, 116Kb)1934 Эскиз костюма Китти. Постановка “Бравый солдат Швейк”. (346x700, 125Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). 1. Эскиз костюмов к пьесе «Пять сантиметров» В.З. Швейцера. Постановка В.Ф. Федорова. Московский театр сатиры. 1932 г. 2. Эскиз костюма Китти. Постановка «Бравый солдат Швейк». 1934 г.

Анна Амханицкая в роли Китти в спектакле Бравый солдат Швейк (455x700, 79Kb)
Анна Амханицкая в роли Китти в постановке «Бравый солдат Швейк».
Фотография около 1934 г.

1933 Зима. Подмосковье.  76х106. Гал Веллум (700x452, 115Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Зима. Подмосковье. 1933 г. Холст, масло. 76 х 106 см.
Галерея «Веллум», Москва.

1934 Малая Нева. Холст, масло. 51,5х75. ГРМ.  (700x474, 109Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Малая Нева. 1934 г. Холст, масло. 51,5 х 75 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е П.В. Вильямс и А.С. Амханицкая. (509x700, 92Kb)
П.В. Вильямс и А.С. Амханицкая. Фотография 1930-е гг.

В 1929-1939 году Петр Вильямс работал в качестве театрального художника, сотрудничал с Московским академическим художественным театром (МХАТ), Московским академическим драматическим театром им. Е.Б. Вахтангова и другими московскими театрами.
Работы в театрах: «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу (МХАТ, 1934 и МАДТ им. Е.Б. Вахтангова, 1935), «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1936), «Лестница славы» («Искусство карьеры») Э. Скриба (Московский театр Революции, 1936), «Тартюф»
Ж.Б. Мольера (МХАТ, 1939), «Ревизор» Н.В. Гоголя (МАДТ им. Е.Б. Вахтангова, 1939).

1934 Купальщицы. Х, м.  132,5 x 132,5. ГТГ (697x700, 129Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Купальщицы. 1934 г. Холст, масло. 132,5 x 132,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1934 Нана (Ж-на у стола). Х, м, 160,5 x 130. ГТГ (567x700, 143Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Нана (Женщина у стола). 1934 г. Холст, масло. 160,5 x 130 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-е пер. пол, Портрет женщины в раскрытом окне. Х, м. 159,5x130. ГРМ (561x700, 157Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет женщины в раскрытом окне. Первая половина 1930-х гг.
Холст, масло. 159,5 x 130 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Портрет кинорежиссера Бориса Васильевича Барнета (1902–1965) Х, м. 202 x 135см.ГТГ  (466x700, 85Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет кинорежиссера Бориса Васильевича Барнета
(1902–1965). 1934 г. Холст, масло. 202 x 135 см. Государственная Третьяковская галерея.

1934 Эскиз задника сцены “Маневры”. Пиквикский клуб. Инсценировка Н.А.Векстерн по роману Ч.Диккенса “Посмертные записки Пиквикского клуба”. Постановка В.Я.Станицына. №77. (700x499, 189Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Маневры. Эскиз задника сцены к спектаклю «Пиквикский клуб». Инсценировка
Н.А. Векстерн по роману Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Постановка В.Я. Станицына.
Москва, МХАТ. 1934 г. Музей МХАТ.

1934 Эскиз занавеса “Коляска” к инсценировке Н.А.Венкстерна “Пиквикский клуб” по роману Ч.Диккенса. Постановка В.Я.Станицына. МХАТ. №76 (700x349, 137Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз занавеса «Коляска» к инсценировке Н.А. Венкстерн «Пиквикский клуб»
по роману Ч. Диккенса. Постановка В.Я. Станицына. Москва, МХАТ. 1934 г.

1934 Эскиз декорации Пролог к инсценировке Н.А.Венкстерна Пиквикский клуб по роману Ч.Диккенса. №74 (700x481, 179Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Пролог. Эскиз декорации к инсценировке Н.А. Венкстерна «Пиквикский клуб»
по роману Ч. Диккенса. Москва МХАТ. 1934 г.

1934 Эскиз задника «Тюрьма» к инсценировке Н.А.Венкстерна «Пиквикский клуб» по роману Ч. Диккенса. №75 (700x506, 211Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Тюрьма. Эскиз задника к инсценировке Н.А. Венкстерн «Пиквикский клуб»
по роману Ч. Диккенса. Москва, МХАТ.

1934 Сцена из спектакля «Пиквикский клуб», Фото из фондов Музея МХАТ (700x490, 124Kb)
Сцена из спектакля «Пиквикский клуб». Фотография из фондов Музея МХАТ, 1934 г.

1934 «Суд». Сцена из спектакля МХАТа клуб» (по Ч. Диккенсу) (700x434, 77Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Суд. Сцена из спектакля МХАТа «Пиквикский клуб» по роману Ч. Диккенса.
Москва, МХАТ. 1934 г.
1934 Эскиз костюма Пиквика. Пиквикский клуб. (400x545, 93Kb)1934 Эскиз костюма Эмилии. Пиквикский клуб. (405x545, 104Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов к спектаклю МХАТ «Пиквикский клуб» по роману Ч. Диккенса.
1. Эскиз костюма Пиквика. 2. Эскиз костюма мисс Эмилии. 1934 г.

1933 Эскиз костюма к спектаклю «ПИКВИКСКИЙ КЛУБ» по роману Ч. Диккенса. Б, акв. 32 х 17. ЧС (367x700, 61Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюма к спектаклю МХАТ «Пиквикский клуб»
по роману Ч. Диккенса. 1933 г. Бумага, акварель. 32 х 17 см. Частное собрание.

1930-е П.В. Вильямс (462x700, 72Kb)
Петр Вильямс. Фотография 1930-е гг.

В станковой живописи в эти годы Вильямсом написаны: «Портрет К.С. Станиславского» (1933), «Портрет Г.В. Александрова», «Портрет Б.В. Барнета», «Нана» (все 1934), «Танцы народов СССР» (1936), «Волга», «Портрет А.С. Пушкина» (обе 1937) и другие.
В 1932 году после раскола ОСТа Вильямс входил в объединение «Изобригада».

1935 Портрет. В.И.Немирович-Данченко. Бум, сернила. 9,9х8,4. ГЦТМ (594x700, 119Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Портрет режиссера В.И. Немировича-Данченко (1858-1943). 1935 г.
Бумага, чернила. 9,9 х 8,4 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.

1936 Танцы народов СССР для Всемир выст в Париже. Холст, масло. 49 х 162. Стр.54 (700x206, 73Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Танцы народов СССР. Эскиз панно для Всемирной выставки в Париже. 1936 г.
Оригинал находится в запасниках Третьяковской галерее. Холст, масло. 385 х 1394 см.

1936 Спектакль на крейсере. Эскиз панно для Всемир выст в Париже. Х, м. 49,5 х 140. ГЦТМ. Оригинал в запасниках ГТГ 250 х 700 см (700x240, 82Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Спектакль на крейсере. Эскиз панно для Всемирной выставки в Париже. 1936 г.
Холст, масло. 49,5 х 140 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Оригинал панно находится в запасниках Третьяковской галерее. Холст, масло. 250 х 700 см.

1936 Эскиз декорации к спектаклю «Мольер» (700x389, 148Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Мольер». Пьеса М.А. Булгакова.
Постановка К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. МХАТ, Москва. 1936 г. Музей МХАТ.

1936 Эскиз декора к спектаклю по пьесе Булгакова “Заговор святош” из собрания Музея МХАТ. (700x378, 127Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Мольер» по пьесе М.А. Булгакова «Кабала святош»
из собрания Музея МХАТ. 1936 г.

1937 А.С. Пушкин. Х, м. 171 х 131 см. Собственность А.С. Вильямс, Мск. (700x532, 159Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). А.С. Пушкин. 1937 г. Холст, масло. 171 х 131 см. Собственность А.С. Вильямс.
В 1937 году наша страна широко отмечала 100-летие со дня смерти поэта.

1937 Эскиз декорации У сельсовета к опере И.И.Дзержинского Поднятая целина. №82 (700x443, 155Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации «У сельсовета» к опере И.И. Дзержинского «Поднятая целина».
Постановка Б.А. Мордвинова. Большой театр, Москва. 1937 г. Музей ГАБТ.

1937 Эскиз декорации к опере Дзержинского Поднятая целина (700x380, 67Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к опере И.И. Дзержинского «Поднятая целина». 1937 г.

1937 Эскиз декорации. Аэродром. Большой день. Москва, Гос. театр имени Евг. Вахтангова. Х, м. 40х62,5. ГЦТМ (700x445, 74Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Аэродром. Эскиз декорации к пьесе В.М. Киршона «Большой день».
Постановка В.В. Куза, режиссер Б.В. Щукин. Государственный театр имени Евг. Вахтангова, Москва.
Холст, масло. 40 х 62,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.

1938 В предгорьях Кавказа. Карт, м. 23 х 46,5. (700x341, 98Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). В предгорьях Кавказа. 1938 г. Картон, масло. 23 х 46,5 см.

1938 Ирик-Эльбрус. Х, м. 79,5х109 см. ЧС №57 ОРИГИНАЛ (700x506, 156Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Ущелье Ирик-Чат. Эльбрус. 1938 г. Холст, масло. 79,5 х 109 см.
Собственность В.Я. Станицына, Москва.

1938 Эльбрус. Х, м. 74,5х132. СОВКОМ (700x383, 81Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эльбрус. 1938 г. Холст, масло. 74,5 х 132 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2009 г. Эстимейт 3.500.000 – 5.500.000 руб.

1939 Мельницы. Эскиз декорации к спектаклю Михаил Булгаков по мотивам романа Сервантеса“Дон-Кихот” №101 (700x432, 133Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Мельницы. Эскиз декорации к спектаклю «Дон-Кихот». Инсценировка
М.А. Булгакова по роману М. Сервантеса. Постановка И.М. Раппопорт, режиссеры А.А. Орочко и Б.М. Шухмин.
Государственный театр им. Евг. Вахтангова, Москва. 1939 г.

Вильямс и Булгаков. (700x393, 76Kb)
Фотографии Петра Вильямса (слева) и Михаила Булгакова на выставке в 2021 г.

Время знакомства Михаила Булгакова и Петра Вильямса – начало 1930-х годов. К этому моменту один – уже известный писатель, создавший «Белую гвардию», «Дьяволиаду» и «Роковые яйца». Второй – как театральный художник, только начинает делать первые шаги. С успехом оформляет спектакль «Реклама» по приглашению МХАТа. Именно там и завязываются сначала рабочие, потом дружеские отношения между ними.
С середины 1930-х годов Вильямс входит в близкий круг Булгакова - семьи гостят друг у друга, Вильямсы часто присутствуют на домашних булгаковских чтениях, становятся одними из первых слушателей романов «Мастер и Маргарита» и «Записки покойника», пьес «Адам и Ева», «Александр Пушкин» и других.

Плакат выставки П.Вильямс и М. Булгаков в музее Булгакова (700x465, 150Kb)
Плакат выставки «Петр Вильямс и Михаил Булгаков» в Доме-музее К.С. Станиславского. Москва, 2021 г.

У Булгакова была довольно сложная история существования во МХАТе, а Вильямс как раз был одним из тех людей, которые помогали ему справится с этой ситуацией. Несколько разделов выставки рассказывают о том, как писатель Булгаков и художник Вильямс оказались в МХАТе, как спектакли «Пиквикский клуб» и «Мольер» стали их точками соприкосновения, как контекст перемен в советской литературной и политической жизни 1920-1930-х годов отразился на творчестве Булгакова.
На выставке были представлены материалы, связанные с 1920-1930-ми годами в жизни Михаила Булгакова и Петра Вильямса — подлинные документы и фотографии, эскизы и макеты декораций из фондов Музея МХАТ и частных собраний, воспоминания и дневниковые записи, личные вещи, архивные материалы и многое другое.

1938 Эскиз декорации Гостиная в Петербурге к балету  Б.В.Асафьева Кавказский Пленник. ГАБТ. №85 (700x430, 129Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Гостиная в Петербурге. Эскиз декорации к балету Б.В. Асафьева
«Кавказский пленник». Постановка Р.В. Захарова. ГАБТ, Москва. 1938 г.

1938 Эскиз Кавказский пленник. Эскиз декора. Каток. №84 (700x422, 165Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Каток. Эскиз декорации к балету Б.В. Асафьева «Кавказский пленник».
ГАБТ, Москва. 1938 г.

1938 Эскиз декорации к балету Б.Ф. Асафьева Кавказский пленник (700x423, 135Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету Б.В. Асафьева «Кавказский пленник».
ГАБТ, Москва. 1938 г.

1938 Эскиз декорации I акта комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”. Постановка Б.Е.Захавы, режиссер А.И. Ремизов. Государственный театр им. Евг.Вахтангова. №83 (700x460, 175Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации I акта комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Постановка Б.Е. Захавы,
режиссер А.И. Ремизов. Государственный театр им. Евг. Вахтангова, Москва. 1939 г.

1939 Эскиз декорации “Красная площадь” к опере Глинки “Иван Сусанин” №92 (700x414, 163Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Красная площадь. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Постановка Б.А. Мордвинова. ГАБТ, Москва. 1939 г. Опера поставлена во время ВОВ в Куйбышеве в 1942 г.
Музей ГАБТ.

1940 Эскиз декорации “Польский бал” к опере М. Глики “Иван Сусанин”. Х, м. 54,5 х 89,5 см. №91 (700x422, 175Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Польский бал. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»
в Большом театре. 1940 г. Холст, масло. 54,5 х 89,5 см. Собрание Романа Бабичева.

1939 Эскиз декорации “Польский бал” к опере “Иван Сусанин”. №91 (700x430, 175Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Польский бал. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». 1939 г.

1939 Эскиз декорации “Доминино” к опере “Иван Сусанин” №90 (700x470, 175Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации «Село Доминино» к опере «Иван Сусанин». 1939 г.

1940 Эскиз декораций к опере М.И. Глинки Иван Сусанин. ГАБТ (700x453, 121Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декораций к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». Большой театр СССР, 1940 г.

1939 Эскиз декорации к комедии Ж.Б.Мольера “Тартюф”. МХАТ. Постановка К.С.Станиславского и М.Н.Кедрова, режиссёр В.О.Топорков. №87 (700x396, 153Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии Ж-Б. Мольера «Тартюф». МХАТ. Постановка
К.С. Станиславского и М.Н. Кедрова, режиссёр В.О. Топорков. МХАТ, Москва. 1939 г. Музей МХАТ.

1939 Эскиз декорации “Дом Оргона” к комедии Ж.Б.Мольера “Тартюф. МХАТ №89 (700x398, 148Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Дом Оргона. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф».
МХАТ, Москва. 1939 г.

1939 Эскиз декорации к комедии Ж.Б.Мольера “Тартюф”. МХАТ.. Постановка К.С.Станиславского и М.Н.Кедрова, режиссёр В.О.Топорков. №86 (700x404, 109Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф». МХАТ, Москва. 1939 г.

1939 Эскиз декорации. Спектакль “Дон-Кихот”. Инсценировка М.А.Булгакова по роману М.Сервантеса. №100 (700x361, 152Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к спектаклю «Дон-Кихот». Инсценировка М.А. Булгакова
по роману М. Сервантеса. 1939 г.

1939 Эскиз костюмов. Спектакль “Дон-Кихот” №100 (700x242, 97Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюмов к спектаклю «Дон-Кихот». Инсценировка М.А. Булгакова
по роману М. Сервантеса. 1939 г.

1938 Эскиз костюмов к опере И. Дзержинского «Поднятая целина»Бумага, графитный карандаш, акварель, 44,3 х 32 см. ЧС. (495x700, 138Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз костюмов к опере И.И. Дзержинского «Поднятая целина».
1938 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, 44,3 х 32 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2018 г.

В 1934 году Петр Владимирович Вильямс вступил в Московское отделение Союза советских художников (МОССХ).
В 1937 году Вильямс принимал участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Париже «Искусство и техника», где был удостоен золотой медали за панно «Танцы народов СССР» и «Спектакль на крейсере» (Оба 1936).

1940 10 янв. Слева направо Исай Шерман, Галина Уланова, Петр Вильямс, Сергей Вильямс, Сергей Прокофьев, Леонид Лавровский, Константин Сергеев. (700x461, 109Kb)
Накануне премьеры балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в Мариинском театре в Ленинграде.
10 января 1940 года. Слева направо: Исай Шерман, Галина Уланова, Петр Вильямс, Сергей Прокофьев,
Леонид Лавровский и Константин Сергеев.

1940 Ромео и Джульетта. Зарисовка Визеля (700x466, 113Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Драка на улице Вероны (1 действие, 1 картина). Сцена из балета С.С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта». Государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова. Зарисовка Эмиля Визеля. 1940 г.

1940 Ромео и Джульетта.Бал у Капулетти (1 действие, 4 картина) Зарис ,мля Визеля (700x405, 145Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Бал у Капулетти (1 действие, 4 картина). Сцена из балета С.С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта». Государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова. Зарисовка Эмиля Визеля. 1940 г.

1940 Ромео и Джульетта.Эскиз декора. Площадь в Падуе.jpg (700x429, 161Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Площадь в Падуе. Эскиз декорации к балету С.С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта». 1940 г.

1940 Эскиз декораций к балету С.С.Прокофьева Ромео и Джульетта» (700x493, 134Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к балету С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». 1940 г.

1939 Горожанки (слева вверху). «Ноги Ромео» (слева внизу). Парис  (справа). Эскизы Петра Вильямса  (700x466, 110Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов к балету С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Горожанки (слева вверху). «Ноги Ромео» (слева внизу). Парис (справа). 1940 г.

1940 Эскиз декорации к спектаклю “Дама-невидимка” по пьесе П.Кальдерона №96 (700x474, 156Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии «Дама-невидимка» П. Кальдерона.
Постановка В.Я. Станицына. Московский театр «Комедия». 1940 г. Собрание В.Я. Станицына.

1940 Эскиз декорации к спектаклю “Дама-невидимка” по пьесе П.Кальдерона. Московский театр “Комедия”. Постановка В.Я.Станицына. №94 (700x466, 178Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии «Дама-невидимка» П. Кальдерона.
Московский театр «Комедия». 1940 г.

1940 Эскиз декорации к спектаклю “Дама-невидимка” по пьесе П.Кальдерона Б, масло. 38,8 х 57. №95 (700x472, 192Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз декорации к комедии «Дама-невидимка» П. Кальдерона.
Московский театр «Комедия».1940 г. Бумага, масло. 38,8 х 57 см.

1940 Эскиз декорации к опере Мусоргского “Борис Годунов” (не осуществлена) №93 (700x479, 166Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Терем Бориса. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
в Большом театре. 1940 г. Постановка не осуществлена.

Эскиз декорации Терем Бориса 3 акт. (700x420, 177Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Терем Бориса. Фрагмент. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского
«Борис Годунов» в Большом театре. 1940 г. Постановка не осуществлена.

1940 Гостиная в квартире А.С.Пушкина. Эскиз декорации в спектакле Последние дни (Пушкин).  Эскиз, Декорации,№108 (700x338, 97Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Гостиная в квартире А.С. Пушкина. Эскиз декорации к пьесе М.А. Булгакова
«Последние дни (Пушкин)». Постановка В.Я. Станицына и В.О. Топоркова. МХАТ, Москва. 1940 г.
Музей МХАТ.

1940 Декорации П.В. Вильямса к спектаклю «Последние дни» (700x549, 123Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Гостиная в квартире А.С. Пушкина. Эскиз декорации к пьесе М.А. Булгакова
«Последние дни (Пушкин)». 1940 г.

1940 Мойка. Эскиз декорации спектакля “Последние дни (Пушкин)” №109 (700x476, 132Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Мойка. Эскиз декорации к пьесе М.А. Булгакова «Последние дни (Пушкин)». 1940 г.

1940 Эскиз театральной декорации. Картон, гуашь, 13×23 см. (700x395, 121Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскиз театральной декорации. 1940 г. Картон, гуашь, 13 х 23 см.
Эскиз костюма Вотана ко 2 и 3 актам оперы Р. ВАгнера Валькирия. 1940 г Музей ГАБТ (400x530, 76Kb)Эскиз костюма Фрикки к опере Р. ВАгнера Валькирия. 1940 г  (400x530, 78Kb)
П.В. Вильямс (1902-1947). Эскизы костюмов к опере Рихарда Вагнера «Валькирия». Режиссер Сергей Эйзенштейн. Премьера состоялась в Большом театре 21 ноября 1940 г. 1. Эскиз костюма Вотана для 2 и 3 актов оперы.
2. Эскиз костюма Фрикки. 1940 г. Музей ГАБТ.

1940 Режиссер Сергей Эйзенштейн и художник Петр Вильямс во время репетиции. Опера Валькирия (700x443, 77Kb)
Художник Петр Вильямс (слева), режиссер Сергей Эйзенштейн и неизвестный во время репетиции
оперы Рихарда Вагнера «Валькирия». Фотография 1940 г.

С 1941 года и до самой смерти Петр Владимирович Вильямс работал главным художником в Большом театре СССР. Он был трижды удостоен Сталинской премии: в 1943 году за оформление оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини, в 1946 и 1947 гг. за балеты С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», все постановки в Большом театре СССР.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 157-158, 182-183.

ФОТО Петр Вильямс. Живопись, сценография. М, Сов. художник, 1980 (509x700, 156Kb)
А.Ю. Сидоров. Петр Вильямс. Живопись, сценография. Альбом. Москва,
Издательство «Советский художник», 1980 г. 136 стр., илл. Тираж 25.000 экз.

Вильямс Великолепный



(Окончание следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИЛЬЯМС (1902-1947), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»