«То, что я вижу и вынашиваю в процессе создания вещи,
должно быть для зрителя новым, вызвать ощущение нового видения…
Я как бы даю не увиденное еще никем».
(Александр Тышлер)
Своим современникам и ценителям искусства Александр Григорьевич Тышлер был и остается известен прежде всего как автор станковых картин - многочисленных «Прекрасных дам» с домами, кораблями, подсвечниками на головах, а также как рисовальщик. Действительно, он был большим мастером станковой живописи. Но нельзя забывать о том, что Тышлер был художником театра, человеком театра.
После знаменитого постановления 1932 года Александр Тышлер не отказался от публичного высказывания своей творческой мысли, он перенес свободомыслие и идеи авангарда в театральное пространство. Оформив более ста спектаклей, художник не изменил своим представлениям о прекрасном и продолжал поиски в границах однажды найденного индивидуального стиля. Тышлер изначально был очень сценичен и остался таковым: и в сценографии, и в станковых работах он выстраивает мизансцены, проводя зрителя по лабиринтам ассоциаций.
Александр Григорьевич Тышлер. Фотография 1966 г.
В одном из интервью Илья Эренбург, отвечая на вопрос о художнике, дал такую характеристику его творчеству: «Тышлер часто менял технику, но не сущность формы. Что бы он ни делал – декорации для театра, станковую живопись, рисунки или скульптуру из дерева, – он продолжал рассказ о жестокости и детскости, о счастье увидеть мир иным, чем его видят стилизаторы, пошляки и мещане от искусства. Тышлер рассказывал о приснившихся ему красавицах, у которых на голове не шляпы, а свечи, скворешники или даже самовары и целые города. Тем и реалистична сказка, что она может устроить чаепитие в космосе и превратить похищение быком Европы в веселую поездку. «Крылатому» все можно». Эту сказку художник продолжал творить до конца своих дней.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Агитпоезд №1. Из серии «Театр Гражданской войны». 1969 г. Бумага, акварель, белила. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Агитпоезд №2. Из серии «Театр Гражданской войны». 1969 г. Бумага, акварель, белила. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Агитпоезд №3. Из серии «Театр Гражданской войны». 1969 г. Бумага, акварель, белила. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Агитпоезд №4. Из серии «Театр Гражданской войны». 1969 г. Бумага, акварель, белила. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Агитпоезд №5. Из серии «Театр Гражданской войны». 1969 г. Бумага, акварель, белила. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Мир миру. Из серии «Мир миру (Благовест)». 1968 г. Холст, масло. 63,5 х 71,8 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сюрреалистический ангел. 1968 г. Холст, масло. 72 х 62 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Набат из серии «Набат». 1968 г. Холст, масло. 72 х 63 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с букетом. 1968 г. Холст на картоне, масло. 35 х 25 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2016 г. Эстимейт $ 15.000 - 30.000 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. Этажерка. 1968 г. Холст, масло. 93 х 72 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Кариатида с лестницей. 1968 г. Холст, масло. 84 x 68,5 см.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сказочный город. 1965 г. Бумага, фломастер.
Пермская государственная художественная галерея.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. 1969 г. Бумага, смешанная техника.
54,4 х 35,5 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Карнавал. 1969 г. Бумага, смешанная техника.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. Из серии «Карнавал». 1969 г.
Бумага, акварель, белила. 65 х 59,8 см.
Пермская государственная художественная галерея.
В 1969 году состоялась очередная персональная выставка Тышлера в Выставочном зале Московского отделения Союза художников на улице Вавилова.
В 1970 году Тышлер создает живописные серии «Путешествие в космос» и «Фортуна». Начало серии «Легенда о девушке-кентавре» («Путешествие») в живописном и графическом вариантах, продолжающаяся до конца 1970-х годов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Свадьба. 1969 г. Холст, масло. 72,5 × 72,5 см.
Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Ричард ІІІ. 1968 г. 2. Регана. 1968 г. Иллюстрация к театральной постановке «Король Лир» У. Шекспира. 1968 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Артисты. 1968 г. Бумага, смешанная техника. 53 × 36 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2016 г. Эстимейт $3.000-5.000 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Любы (приемной дочери). 1969 г.
Бумага, фломастер. 55,9 х 43,5 см. Аукцион Sotheby’s.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дворец Вельзевула. Из серии «Мистерия-Буфф». 1970 г.
Холст, масло. 75 х 75 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Влюбленная пара. 1970 г. Холст, масло.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Космическая серия. 1970 г. Холст, холст. 72 х 72 см.
Фонд русского искусства Юрия Трайсмана.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Космос. 1971 г. Холст, масло. 72 x 72 см.
Фонд русского искусства Юрия Трайсмана.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Легенда о девушке-кентавре № 1 (Путешествие). 1970 г.
Холст, масло. 75 х 75 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Наиболее показательный пример мифологических устремлений Тышлера - его «Легенда о сенежской статуе» и «Легенда о девушке-кентавре». Здесь уже мы не находим никаких исторических «подпорок». Сенежская статуя - это чистая выдумка (разумеется, здесь есть элемент игры!). Кентавры в классической мифологии были только мужского рода. У этих легенд нет «за кадром» такого сложного и развитого фабульного повествования, какое есть у «Похищения Европы». Живописный рассказ не может изобиловать фабульными деталями, а серия не должна превратиться в киноленту.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Легенда о девушке-кентавре №2 (Путешествие). 1970 г.
Холст, масло. 75 х 75 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветочная полка. 1969 г. Холст, масло. 35 х 25 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Фортуна № 2. Серия «Фортуна». 1970 г. Холст, масло.
В первой половине 1970-х годов Тышлер начинает серии «Лунный свет», «Девушка и город», «Диван со свечами», которые продолжаются до конца 1970-х годов.
В 1974 году состоялась очередная персональная выставка Тышлера в Выставочном зале Московского отделения Союза художников на улице Вавилова.
В 1975–1979 годы создает живописную серию «Скоморохи».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с корабликом. 1970 г.
Холст, масло. 57,2 × 38,1 см. Частное собрание.
Владимир Шак. 100 женщин великого мистификатора из Мелитополя.
Книга-галерея.
В интернете плавает в огромных количествах так называемая книга-галерея Владимира Шака «100 женщин великого мистификатора из Мелитополя» с чересчур приукрашенными картинами Тышлера из серии «Прекрасные дамы», цветопередача которых ничего общего не имеет с оригиналами художника. Это сравнимо с тем, как в свое время перекрасили в цветной черно-белый сериал «17 мгновений весны». Конечно, работа проделана большая, и я ничего против не имею, фотошоп - великая сила! Но вот, к примеру, оригинал предыдущей картины Тышлера «Женщина с корабликом» 1970 года.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с корабликом. Оригинал. 1970 г.
Холст, масло. 57,2 × 38,1 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Театральная-женщина. Оригинал. 1971 г. Холст, масло. 75 х 75 cм.
Картина была продана в 2003 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 84 тыс. фунтов ($142.649 дол.)
Вот еще один пример фотошопа:
А.Г. Тышлер (1898-1980). Карусель. Из серии «Куклы шекспировского театра». 1971 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с натюрмортом. 1971 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Влюбленные (Маленький домик с окошками). 1971 г.
Холст, масло. 49,5 x 46,5 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Мир миру (Благовест). 1970 г. Холст, масло. 75 х 75 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Набат. Серия «Набат». 1971 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Поэт. 1971 г. Холст, масло. 60 х 60 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Поэт и Пегас. 1971 г. Холст, масло. Павлодарский областной художественный музей.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цирк. 1971 г. Холст, масло. 50 × 46 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз к комедии В.В. Маяковского «Мистерия-буфф». 1971 г.
Холст, масло. 80 х 80 см.
Один из любимых образов Тышлера - женщина, несущая на голове некое сооружение - свечи, дом, корабль, город («Женский портрет», 1934, Русский музей, Санкт-Петербург; «День рождения», 1973, собрание семьи художника; «Архитектура», 1971, собрание семьи). Статичность, подчеркнутая архитектоника фигуры женщины, которая всегда оказывается крупнее самого грандиозного сооружения, контрастирует с текучестью живописи, создавая ощущение фантома, «нереальной реальности».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лунный свет. 1972 г. Холст, масло. 80 х 67 см.
Днепропетровский художественный музей, Украина.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лунный свет. 1972 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с книгами. 1972 г. Холст на картоне, масло.
39,5 х 27,6 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
Эстимейт $ 16.000 - 17.000 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. 1972 г. Холст, масло. 80 х 65 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик №1 (Обнимая птичку). 1972 г.
Холст, масло. 70 х 47 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Кариатида с домами. 1972 г. Холст, масло. 84,5 x 75,6 см.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Кариатида с музыкантами. 1972 г. Холст, масло. 69,5 x 60 см.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка и город. 1972 г. Холст, масло. 80 х 69 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка и город №4. Из серии «Девушка и город». 1972 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с цветами на голове.
Александр Тышлер в Верее во время работы над скульптурой и режиссер М. Таврог. Фото 1974 г.
В последние годы жизни интенсивная работоспособность Тышлера, несмотря на преклонные годы, нисколько не снижается.
В 1977 году он создает графическую серию «Легенда о сенежской статуе», серию карандашных портретов дочери Флоры Сыркиной от первого брака, Любы. Продолжает серию картин «Цвет и форма в пространстве» по рисункам 1923 года.
В 1978 году состоялась последняя прижизненная персональная выставка Тышлера в Выставочном зале Московского отделения Союза художников на улице Вавилова.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Глубокая провинция. Эскиз декорации к пьесе З. Паперного
«Человек, похожий на самого себя» о Михаиле Светлове. 1973 г. Бумага, гуашь, темпера.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Горизонт. Эскиз декорации к пьесе З. Паперного «Человек, похожий
на самого себя» о Михаиле Светлове. 1973 г. Бумага, гуашь, темпера. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к пьесе З. Паперного «Человек, похожий на самого себя»
о Михаиле Светлове. 1973 г. Бумага, гуашь, темпера. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эпилог. Эскиз декорации к пьесе З. Паперного «Человек, похожий
на самого себя» о Михаиле Светлове. 1973 г. Бумага, дублированная на картон, гуашь.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из серии «Самодеятельный театр». 1973 г. Холст, масло. 69 х 69 см.
Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Благовест. 1972 г. Большой антикварный салон, Киев.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. День рождения. 1973 г. Холст, масло. 85 × 70 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
2. Женщина со свечами. 1973 г. Холст, масло. 64x58 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. Из серии «Балаганчик». 1973 г. Холст, масло. 79 х 79 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с корабликом. 1973 г. Холст на картоне,
масло. 39,6 х 27,6 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
Эстимейт $16.000 - 17.000 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка в шляпе с натюрмортом № 2. 1973 г.
Холст, масло. 84,5 х 69,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Лот продан за $24.000 фунтов.
В графике Александра Тышлера, как и в живописи, конкретные предметы превращаются в символы («Погром», 1925, частное собрание, Москва); серии, начатые как графические, часто продолжаются в живописи («Бойня», 1925; «Антикоррида», 1977; цикл «Махновщина», 1920–1960-е гг).
В 1979–1980 годы Тышлер создает свои последние три серии работ «Сказочный город»: «Слон», «Жираф» и «Верблюд».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Шекспировские куклы. Из серии «Шекспировские куклы».
1973 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Шекспировские куклы №3. 1973 г. Холст, масло. 85 х 70 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из серии «Карусель». 1973 г. Холст, масло. 80 х 70 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дама с каруселью. Холст, масло. 79 х 50 см.
Музей еврейского общества поощрения художеств, Тель-Авив, Израиль.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Галатея. 1974 г. Холст, масло. 74 х 60 см.
Томский областной художественный музей.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Галатея. 1974 г. Холст, масло. 74 x 59 см.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с голубем и цветами. 1974 г.
art.Sovfarfor.com.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с шарфом. 1972 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка под лесенкой. 1974 г. Холст, масло.
Надежда Яковлевна Мандельштам училась вместе с Тышлером в художественном училище в Киеве. Было это в 1917 году. Она часто рассказывала о Тышлере Осипу Мандельштаму, а в 1963 году прислала Александру Григорьевичу письмо такого содержания: «Осип Эмильевич после осмотра Первой выставки художников-станковистов (ОСТ) сказал мне: «Так и бывает – живет рядом с нами веселый добрый человек, покупает дыню, покупает краски, моет кисти, а потом оказывается, он-то и есть великий художник, гордость своих современников»…Мандельштам никогда не усомнился в своей оценке», – заканчивает свое письмо Надежда Яковлевна.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Биржа. 1975 г. Холст, масло. 80 х 90 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
Балалайка. Серия «Скоморохи». 1975 г. Холст, масло. 75,5 х 50 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Маски в балаганчике. 1975 г. Холст, масло.
Луганский художественный музей, ЛНР.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Летняя ярмарка. 1975 г. Холст, масло. 50,5 х 61 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с натюрмортом. 1975 г. Холст, масло. 62 х 49 см.
Фонд русского искусства Юрия Трайсмана.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лунный свет. 1975 г. Холст, масло. 80 х 85 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лунный свет. 1976 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Мир миру. 1975 г. Холст, масло. 50 х 61 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ангел. 1976 г. Холст, масло. 70 x 70 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Представление с чучелами. Серия «Самодеятельный театр».
Фрагмент. 1975 г. Холст, масло.
Александр Григорьевич Тышлер в своей мастерской в Москве на Верхней Масловке.
Фотография начало 1970-х гг.
Первое международное признание Александра Тышлера состоялось на XVI Венецианской биеннале в 1928 году в рамках выставки в павильоне СССР. В 1992 году в нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма работы Тышлера были экспонированы в рамках группового проекта «Великая утопия» (The Great Utopia: the Russian and Soviet Avant-Garde, 1915–1932). В 2013 году работы художника были включены в международную выставку Городского музея Амстердама, представившую произведения из коллекций Николая Харджиева и Георгия Костаки (Kazimir Malevich and the Russian Avant-Garde: Featuring Selections from the Khardzhiev and Costakis Collections). Последняя на сегодня международная выставка состоялась в 2018 году в Мангеймском Кунстхалле (Constructing the World: Art and Economy 1919–1939 аnd 2008–2018).
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Архитектура №7. 2. Женщина-фантазия. 1976 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Наклонная башня. Из серии «Архитектура». 1976 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Скоморохи с масками. 1976 г. Холст, масло. 69 х 59,5 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Модница на скамеечке. 1976 г. Холст, масло. 99 x 79 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно на коне (Всадница). Серия «Махновщина». 1976 г.
Холст, масло. 70 х 70 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Похищение невесты. 1977 г. Холст, масло. 50 х 50 см.
Московский музей современного искусства на ул. Петровка.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Легенда о сенежской статуе. 1977 г. Бумага, карандаш.
(Коммент см. выше)
Сенежская статуя – якобы, предполагаемая окаменевшая русалка, некогда водившаяся в Сенежском озере. К 70-летию города Солнечногорска на набережной озера Сенеж был установлен памятник Русалке. Памятник - подарок скульптора А.И. Рукавишникова.
Сенежская Русалка. Установлена в 2008 г. Скульптор А.И. Рукавишников.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет жены. Бумага, карандаш.
В тройку самых дорогих работ Александра Тышлера входит живопись, созданная в 1960-х – 1970-х годах и проданная за пределами России в 2000-х годах. Третий по стоимости результат был достигнут в 2003 году: картина «Театр-женщина» была продана на Sotheby’s в Лондоне за $142.649 дол. Две другие рекордные продажи произошли в ходе одних торгов на мюнхенском Hampel в 2008 году: второй по стоимости стала «Девушка с цветами» – $235.905 дол. Самая дорогая работа была продана за $298.813 дол. – «Канделябр» 1977 года.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1-2. Абстрактно-фигуративная композиция. 1977 г. ДВП, масло. 2 х 61 x 43 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Канделябр. 1977 г. Холст, масло. 70 × 70 см. Аукционный дом Hampel,
Мюнхен, 2008 г. Лот продан за $298.813 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ангелы. Из серии «Ад и рай». 1977 г. Холст, масло. 64 × 64 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ангел с колоколом. 1978 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. Из серии «Балаганчик». 1977 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик (Скоморох с куклами). 1978 г. Холст, масло. 72,5 х 72,5 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк. Собрание Майи и Анатолия Бейкер.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Скоморохи. Серия «Скоморохи». Фрагмент. 1979 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Влюбленные. 1979 г. Холст, масло. 50 х 35 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с голубем. 1979 г. Холст, масло. 50 х 35 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
Александр Тышлер - художник удивительного таланта и человек уникальной самобытности, до сих пор не занявший подобающего места в отечественной и мировой культуре. Вместе со своим бурным столетием он пережил минуты высокого воодушевления и трагического разочарования, но всегда сторонился властей предержащих. Он был в числе немногих художников эпохи, кто искал в искусстве новые пути. Долгие годы он был известен только как театральный художник и почти не показывал своих работ публично. Его персональные выставки 1960–1970-х годов потрясли зрителей неожиданностью композиций, необыкновенной музыкальностью и фантастичностью живописных полотен, графики и скульптуры.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семейный портрет. 1979 г. Холст, масло. 60 х 60 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Обнаженная. Из серии «Шелковая лестница». 1979 г.
Холст, масло. 64 х 55 см. Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Полуобнаженная. 1979 г. Холст, масло. 35 х 25 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Верблюд. Из серии «Архитектура. Сказочный город». 1980 г.
Холст, масло. 65 х 61,5 см. Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Верблюд. Из серии «Архитектура. Сказочный город».
Фрагмент. 1980 г. Холст, масло. Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семья. Холст, масло. Иллюстрация из книги
К.А. Светлякова «Александр Тышлер», М., 2007 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сюрреалистическая голова.
Бумага, гуашь. 63,5 x 38 см. Частное собрание.
И в заключение несколько ранних и нетипичных для Тышлера работ – натюрморты с цветами, пейзаж и др.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Демонстрация инвалидов. 1925 г. Бумага, тушь, перо.
72 х 50,5 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Анастасии Степановны Тышлер -
Женский портрет со шпильками. 1926 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из серии «Парад». 1928-1929 гг.
Бумага, акварель. 46,7 х 32,1 мм. ГМИИ им А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к спектаклю «Кармен». Бумага, карандаш. 1934 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к пьесе В.А. Катаняна «Они знали Маяковского».
Спектакль Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина.
Впервые поставлен в 1954 г. Бумага, смешанная техника. 41 х 57,5 см. Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к пьесе В.А. Катаняна «Они знали Маяковского». 1954 г.
Бумага, акварель 66,5 х 90 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лилии. 1953 г. Холст, масло. 64 х 49 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Букет. 1958 г. Холст, масло. 79,5 х 60,5 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Букет цветов в вазе. Иллюстрация из книги К.А. Светлякова
«Александр Тышлер», М., 2007 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к спектаклю «Семья Овадис» по пьесе Переца Маркиша.
Картон, масло. 35 х 51 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). На быке. Серия «Цирк». 1934 г. Бумага, цветные карандаши.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Александр Григорьевич Тышлер у своей картины 1928 года «Лирический цикл №2».
Фотография 1979 г.
Александр Григорьевич Тышлер скончался в Москве 23 июня 1980 года от сердечной недостаточности в возрасте 81 года. Похоронен на Новокунцевском кладбище
Работы Александра Тышлера находятся в постоянных экспозициях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, значительных частных собраниях в России и за рубежом. В 2019 году в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург) прошла большая персональная выставка художника «Театр в станковых картинах». Его творчество стало важным стимулом развития послевоенного советского «неофициального искусства».
Могила А.Г. Тышлера на Кунцевском кладбище в Москве.
Огромное количество книг о творчестве Александра Григорьевича Тышлера издавалось в Советском Союзе, России и на Украине, особенно начиная с 1960-х годов, так что наследникам грех жаловаться на невнимание, а возможно именно благодаря им мы и увидели его оригинальное обширное наследие.
1. Каталог выставки «Александр Тышлер. Живопись, графика, скульптура, театральные эскизы». Составитель Флора Сыркина. Москва, Издательство «Советский художник», 1966 г. 34 стр., 15 ч/б илл. На обложке портрет Флоры.
2. Афиша выставки А.Г. Тышлера в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 1966 г.
3. Флора Сыркина. Александр Григорьевич Тышлер. Монография. Москва, Издательство «Советский художник», 1966. 192 стр, илл. Формат 19,4х17,6 см. Фронтиспис и титульный лист. В монографии воспроизведено 114 живописных и графических работ художника.
4. Александр Тышлер. Выставка произведений. Живопись и графика. Каталог. Москва, МИПТ, 1969 г. 8 стр., илл. 17 х 17 см. 5. Александр Тышлер: Живопись, графика, скульптура: Каталог выставки. Составитель Флора Сыркина. (Первая публикация очерка А. Тышлера «Моя краткая биография»). Москва, Типография издательства «Советский художник», 1978 г. 14 стр., илл. 19 х 19 см.
6. Александр Тышлер. Живопись, графика, скульптура, театр. Каталог выставки к 85-летию со дня рождения. Составитель Флора Сыркина. Вступ. статья Д.В. Сарабьянова. Москва, Издательство «Советский художник», 1983 г. 72 стр, илл. 29×22 см. 7. К.А. Светляков. Александр Тышлер. Альбом. Москва, Издательство «Арт-Родник», 2007 г. 96 стр., илл.
8. Сергей Авдеенко. Александр Тышлер и Мелитополь. — Мелитополь: МГТ, 2012. — 86 стр, илл. 9. Сергей Авдеенко. Александр Тышлер и Украина. — Мелитополь: МГТ, 2014 г. 65 стр., илл.
10. Александр Тышлер. Живопись, графика, скульптура из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина. Издатель «Кучково поле», 2018 г. 224 стр. Формат 27х21 см. 11. Плакат выставки «Александр Тышлер. Театр в станковых картинах» в Строгановском дворце, Санкт-Петербург, 2019 г.
12. Плакат выставки «Александр Тышлер. Живопись, графика, работы для театра
из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Самарский областной художественный музей,
27 октября 2022 – 5 февраля 2023 г.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 440-441, 452-453.
В. Костин. ОСТ (Общество станковистов). Ленинград, Издательство «Художник РСФСР»,
1976 г. 160 с., ил. На обложке фрагмент картины А. Дейнеки «На стройке новых цехов» (1926, ГТГ)