Александр Григорьевич Тышлер. Фотография 1950-е гг.
Александр Григорьевич Тышлер (1898-1980) – русский живописец, график, мастер театрально-декорационного искусства, один из основоположников неофициального авангарда ХХ века. Его работам свойственны романтическая метафоричность образов, декоративность и выразительность цвета. Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в начале 1920-х годов. Выбирая тему, он насыщал ее вольной поэтической фантазией, рождающей у зрителя достаточно дерзкие ассоциации. Художник всегда был очень индивидуален, его творчество трудно отнести к каким-либо течениям и направлениям. Лучше всего искусство мастера характеризуют его слова: «В каждой из моих серий нет двух работ с одинаковым композиционным построением и одинаковой цветовой гаммой. Каждый раз я решаю поставленную перед собой задачу по-новому. Тот, кто говорит, что Тышлер одинаков, ошибается. Тышлер - разный. Они или плохо смотрят, или мало видят».
Александр Григорьевич Тышлер. Фотография 1950-е гг.
В 1949 году театр ГОСЕТ был официально закрыт, а большинство его членов были арестованы и впоследствии казнены в августе 1952 года. Актер и режиссер Михоэлс был убит в Минске еще раньше 13 января 1948 года. Сам Тышлер в год закрытия еврейского театра сумел сделать очень важное и благородное дело - спасти бесхозные панно Марка Шагала, украшавшие фойе театра на Малой Бронной. Где он их держал целый год, можно только гадать, но в 1950 году он их тайно передал в Третьяковку, где их поместили в глухие запасники. Мне рассказывали, как критик Александр Каменский разыскивал их в этих запасниках перед приездом в Москву Шагала в 1973 году. Последний художник ГОСЕТа протянул руку помощи - первому. А пока что Тышлер опустошен и бесконечно несчастен. Судьба вновь уберегла его от тюрьмы…
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Портрет Насти Тышлер. 1949 г. Бумага, акварель. 2. Портрет Елены Осмеркиной-Гальпериной. 1948 г. Бумага, акварель.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Анастасии Тышлер. 1950 г.
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 53,5 х 42,5 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Е.К. Гальпериной. 1950-е гг. Холст, масло. 65 х 47 см.
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дама с корзиной цветов. 1951 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с цветами на голове. 1951 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет девушки. 1950-е гг. Бумага, акварель, хромэрзац.
39,8 х 32,9 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка в карнавальном уборе. Из серии «День рождения».
1950-е гг. Бумага, акварель. Портрет экспонировался на выставке «Игра в цирк»
в Московском музее современного искусства на Петровке в 2014 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Невеста. 1950 г. Картон, масло. 43 х 30,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк. Эстимейт $12.000 - 18.000 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с домиком. 1954 г. Фанера, масло. 37,3 × 31,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2017 г. Эстимейт $20.000 - 30.000 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Печальный ангел. Из серии «Ад и рай». 1954 г.
Бумага на холсте, масло. 30,8 х 29 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
Эстимейт $29.000 - 33.000 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Серенада. 1950-е гг. Холст, масло. 55 х 65,5 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2014 г. Эстимейт 1.500.000 - 2.500.000 руб.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Верея. Этюд. 1950 г. Холст, масло. Луганский художественный музей, ЛНР.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Верея. 1956 г. Холст, масло.
В 1950-х и 1960-х годах знаменитые женские образы Тышлера «вышагивают» из двумерного пространства бумаги или холста и превращаются в трехмерных «Дриад» – серию резной деревянной скульптуры, над которой художник работал на своей даче в подмосковной Верее. В поздний период своего творчества Александр Тышлер вернулся к композиционным и сюжетным находкам своих ранних работ и зачастую повторял или создавал варианты уже найденных когда-то образов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Соломон Михоэлс (1890-1948) в роли короля Лира. 1953 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь». 1951 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Макет декорации к комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь». 1951 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорационной установки к комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь». 1964 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Эскиз театрального костюма «Миссис…». Бумага; акварель, гуашь, графитный карандаш. 27 х 19,4 см. 1956 г. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2017 г. 2. Эскиз костюма «Цыганка» для театра «Ромен». Бумага, акварель.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Всадник с красным знаменем №1. Серия «Гражданская война». 1955 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Музицирующий на гитаре ангел. Эскиз костюма
к спектаклю В.В. Маяковского «Мистерия-буфф». 1956 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дама с тортом. 1956 г. Бумага, акварель. 40 х 30 см.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет женщины. 1956 г. Бумага, цветные карандаши.
34 х 26,5 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г.
Эстимейт GBP 2.000 – 3.000 фунтов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Сократа. 1953 г. Холст на картоне, масло.
Александр Григорьевич Тышлер. Фотография с автографом, 1956 г.
В 1933 году о работах Тышлера, выставлявшихся на большой юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет», официальная критика отзывалась так: «...Он [Тышлер] на редкость однообразен. У него два свойства: он – головной визионер, во-первых, и тонкий живописец, во-вторых. Второго себя он ставит на службу первому... Тышлер – своего рода сектант «дырмоляй»: он молится дырке, в которой никто, кроме него самого, ничего не видит». В этой ситуации вполне закономерным стал отход художника от станкового творчества в пользу искусства театрального, оформительского.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет девушки с домиком. 1957 г. Холст, масло. 60,5 х 50,5 см.
Музей Пяти колледжей, Амхерст, штат Массачусетс, США.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дама в остроконечной шляпе. 1950-е гг.
Холст, масло. 34,7 x 22,3 см. Музей-квартира В.Н. Плучека, Москва.
Музей-квартира Валентина Плучека - музей режиссёра Валентина Николаевича Плучека (1909-2002)
в Москве, филиал Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Модница в карнавальной шляпе. 1957 г. Холст, масло. 49 х 40 см.
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка в шляпе с флажками. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. 1958 г. Холст, масло. 50 х 38 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с натюрмортом. 1959 г. Холст, масло.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет молодой дамы в шляпе. 1959 г.
Картон, масло. 25 × 16,5 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Океанида. 1958 г. Холст на картоне, масло. 33,8 x 24,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка в шляпе. 1958 г. Холст, масло. 37 х 35 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет дамы с фруктами на голове. 1959 г.
Холст на картоне, масло. 49,2 x 35 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Еврейская невеста. 1959 г. Холст, масло.
Музей Пяти колледжей, Амхерст, штат Массачусетс, США.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Модница. Серия «Модницы». 1960 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Модницы. 1960 г. Холст, масло. 65 х 55,5 см.
Тульский областной художественный музей.
Несмотря на взлет карьеры театрального художника и всеобщее признание, станковая живопись и графика Тышлера по-прежнему считались не подходящими для экспонирования. В послевоенные годы художник перешел от экспрессивных, стремящихся к абстракции и несущих в себе отголоски идей авангарда вещей 1930-х и 1940-х годов к более структурированным, выстроенным, композиционно и стилистически строгим произведениям 1950-х и 1960-х годов. В 1954 году Тышлер оформляет трагедию «Гамлет» У. Шекспира для Ленинградского драматического театра в Пассаже. Постановка не осуществлена.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации. Суд. Святая Жанна. Москва, Государственный театр
имени Ленинского комсомола. 1958 г. Серый картон, масло. 41,6 х 51,2 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Москва. Самодеятельность (Песня народная). 1959 г.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Самодеятельность. Песня народная. 1959 г. Холст, масло. 64,5 х 78,5 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из серии «Самодеятельный театр». 1965 г. Холст, масло.
Ивановский областной художественный музей.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Самодеятельный театр. 1960 г. Холст, масло.
Луганский художественный музей, ЛНР.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цыгане № 2. Серия «Цыгане». 1960 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет денди. 1960-1964 гг. Холст, масло. 64,5 х 54,5 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Модница и кавалер с гитарой. 1961 г. Холст, темпера. 50 х 40 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сидящий ангел. 1960 г. Холст, масло. 34,5 х 24,5 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Модница на лавке. 1960-г гг. Холст, масло.
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с цветами. 1963 г. Холст, масло. 35 х 25 см.
Запорожский областной художественный музей, Украина.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с домиком. 1960-е гг. Холст, масло. 23,2 х 18 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2018 г. Эстимейт $27.000 – 30.000 дол.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. Из серии «Балаганчик». 1962 г.
Холст, масло. 60 х 49,5 см. Иркутский областной художественный музей
имени В.П. Сукачёва.
А.Г. Тышлер. Фотография 1950-е гг. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В 1955 году Тышлер начинает новую живописную серию «Девушка с натюрмортом» из цикла «Прекрасные дамы», продолжавшуюся до 1970-х годов. Пишет две работы «Всадник с красным знаменем» из серии «Гражданская война».
В 1956 году состоялась Первая ретроспективная персональная выставка Тышлера в ленинградском Доме работников искусств имени К.С. Станиславского (не считая небольшую выставку в Ташкенте в 1943 году).
В том же году Тышлер оформляет постановку «Оптимистическая трагедия» Вс.В. Вишневского в Московском театре драмы и комедии.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с натюрмортом. 1955 г. Холст, масло. 82,3 х 62,5 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дама с подносом. 1961 г. Бумага, акварель, тушь. 40 х 30 см.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет дамы. 1960 г. Холст, масло. 74 х 54,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.Г. Тышлер (1898-1980). День рождения. 1962 г. Холст, масло.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с кораблем. 1962 г. Холст, масло.
Галерея АртПанорама, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина в фантастической шляпе. 1961 г.
Бумага, акварель.37,5 x 27,5 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Мать и дитя. 1960 г. Картон, масло. 30 x 24 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Обнаженная. 1961 г. Бумага на холсте, масло. 29,5 х 31,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Обнаженная. Серия «Обнаженные». 1963 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка-кентавр. 1961 г. Бумага, акварель, тушь.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Продавец часов. 1963 г. Холст на картоне, масло. 50 х 35 см.
Частное собрание.
Удивительно, но факт – знаменитый женский образ с фантастическими конструкциями на голове в трактовке самого автора не имел под собой изначально никакого метафорического контекста. Любимый Тышлером мотив, ставший своеобразной визитной карточкой его авторского стиля, был ни чем иным, как переработанным воспоминанием из далекого мелитопольского прошлого художника: «Я вырос на юге, у нас всё на головах носили, всё, буквально всё – бублики, пирожки, лимонад, так что эти воспоминания имеют большое значение… Литературщины здесь нет никакой, это архитектурная композиция, чисто образная вещь… У меня вещи изображены совершенно реально, а соединение их с человеком – фантастично. Я люблю рисовать и писать людей, особенно женщин. Я изображаю их в необычных связях и ситуациях, вне законов перспективы. Казалось бы, человек меньше, чем дом, а в моих работах женщина может нести на голове дом или целый город».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Король Лир». 1963 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к исторической пьесе У. Шекспира «Ричард III». 1964 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорационной установки к исторической пьесе У. Шекспира
«Ричард III». 1964 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Персонажи пьес У. Шекспира. 1. Леди Макбет. 1963 г. 2. Гамлет. 1964 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз. 1963 г. Собрание Антона Матиевича, Минск.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дама с каруселью. 1964 г.
Картон, акварель, тушь. 40 х 30 см.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Голубая Луна. 1964 г. Холст, масло. 64,7 х 55,8 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с ангелами. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Падение ангела. Серия «Казненный ангел». 1964 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Падший ангел (Икар). 1964 г. Бумага, уголь. 50 х 65 см.
Аукционный дом Tiroche, Израиль, 2019 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ангел. Из серии «Ад и рай». 1964 г. Холст, масло. 36 х 35 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Падший ангел. 1964 г. Иллюстрация из книги
К.А. Светлякова «Александр Тышлер», 2007 г.
Александр Тышлер в зрелые годы. Фотография 1960-е гг.
В послевоенные годы эти черты зрелого Тышлера по-разному трансформировались в постановках советской и современной зарубежной драматургии, в том числе в спектаклях «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского в «Театре сатиры» (1957), «Святая Жанна» Б. Шоу в «Ленкоме» (1958), оперы «Не только любовь» Р. К. Щедрина в ГАБТ (1962).
В конце 1950-х - начале 1960-х годов Тышлер начинает серии «Девушка с цветами», «Обнаженная», «Модницы», «День рождения», навеянные новой встречей с Флорой Сыркиной. Продолжает серии «Похищение Европы» («Кармен»), «Цыганы», «Самодеятельный театр».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ночная казнь. Из серии «Расстрел голубя». 1964 г. Литография.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Как-то Тышлер прочитал в газете о том, как полиция какой-то страны поймала почтового голубя, который нес почту с агентурными сведениями. По законам военного времени голубя расстреляли по решению полевого суда. Так возникла тема. Эту серию работ, начатую в 1920-х, художник продолжил в 1960-е годы.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Расстрел голубя. 1964 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина и цветы. 1965 г. Холст, масло.
IMAGO Art Gallery, Лугано, Швейцария.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с бокалом. 1964 г. Холст, масло. 50,2 х 38,1 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка и город. 1964 г. Холст, масло. 64 х 50,5 см.
Тульский областной художественный музей.
А.Г. Тышлер (1898-1980). День рождения № 5. Из серии «День рождения». 1965 г.
Холст, масло. 72 х 50 см. Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик №1. Из серии «Балаганчик».
1965 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик № 6. 1965 г. Холст, масло. 75 х 55,2 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балананчик. Из серии «Балаганчик». 1965 г.
Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик с лестницами. Из серии «Балаганчик». 1965 г.
Холст, масло. 60 х 50,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г.
Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). День рождения. 1965 г. Картон, масло. 47 х 34 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с лестницей. 1965 г.
Холст, масло. 68,5 x 48,2 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Флюгер. 1964 г. Бумага, фломастер. 66 х 54 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Александр Тышлер и Флора Сыркина. Фотография 1964 г.
Как художник, Тышлер так и не примкнул к господствующему направлению социалистического реализма, по этой причине до 1960-х годов его живописные работы практически не экспонировались.
В 1961 году Тышлер оформляет оперу Родиона Щедрина «Не только любовь» в Большом театре в Москве. Заканчивает работу сценографа.
В 1963 году после тяжелой болезни (инфаркт) умирает жена Настасья Степановна Гроздова-Тышлер.
В 1964 году у Тышлера состоялась персональная выставка эскизов к шекспировским спектаклям в Центральном Доме литераторов в Москве. В этом же году Тышлер женится на Флоре Сыркиной. Вторая жена - искусствовед Флора Сыркина (04.08.1920 — 19.08.2000), дочь академика Якова Сыркина. Она была на 22 года моложе Тышлера и в 1950 году тридцатилетняя Сыркина вышла замуж за литератора Зиновия Шура и у нее от него уже было две дочери. В 1958 году Флора позвонила Тышлеру и предложила деловую встречу. Она собирается написать о нем книгу. Они встретились. И… и Тышлер понял, что тешил себя иллюзией, думая, что он Флору забыл. «Единственных» не забывают.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Флоры Сыркиной.1961 г. Бумага, акварель.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женский портрет (Флора Сыркина?). 1961 г.
Арт-галерея VSunio, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Соседи моего детства. 1965 г. Холст, масло. 78,2 х 66 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Соседи моего детства. 1965 г. Холст, масло.
Самарский областной художественный музей.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1966 Дама с подносом на голове. 1966 г.
Картон, масло. 15,5 х 12,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Эстимейт GBP 5.000 - 7.000 фунтов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Поздравление. 1965 г. Холст, масло. 49,5 х 34,8 см.
Коллекция Владимира Спивакова.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Обнаженная. 1966 г. Холст, масло. 35 х 25 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женский портрет в экстравагантном головном уборе,
выполненном из архитектурных элементов. 1966 г. Картон, гуашь. 58 х 40 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка в карнавальном уборе. 1966 г.
Бумага, смешанная техника. 42 х 30 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г.
Эстимейт 50.000 - 80.000 руб.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Петрушка. Кукольный театр. 1966 г. Холст, масло. 64,5 х 72,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Русский народный театр Петрушки. Фрагмент. 1966 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветочная полка №1. 1966 г. Холст, масло.
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачёва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветочная полка №2 (Девушка с цветами). 1966 г.
Холст, масло. 66 х 55 см. Аукцион Hampel, Мюнхен, 2008 г.
Лот продан за $235.905 дол.
Александр Тышлер в мастерской. Фотография 1964 г.
В середине и конце 1960-х годов Тышлер возвращается к «расстрельным» мотивам в живописных и графических сериях «Расстрел голубя», «Казненный ангел», «Фашизм». Начало серий «Благовест» и «Набат» (продолжение - до 1970-х гг.).
Начало живописной серии «Шелковая лестница» (продолжение - до 1979-го, когда написана одна из последних работ серии «Обнаженная»). Возобновление серий «Невесты» и «Женихи».
Создает серии «Ад и рай», графическую серию «Погребок в раю» (фломастером). Карнавально-театрализованные серии «Карнавал» (в живописном и графическом варианте), «Балаганчик», «Старинный русский театр» (продолжение - до конца 1970-х).
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет А.С. Пушкина. 1964 г. Бумага, фломастер. 56 х 43,5 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Не слышу. Не вижу. Не говорю. 1967 г. Холст, масло.
IMAGO Art Gallery, Лугано, Швейцария.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Печное действо. 1967 г. Холст, масло. 63,5 х 58,5 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Печное действо. 1967 г. Холст, масло.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Карусель. Из серии «Балаганчик». 1967 г. Холст, масло.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка в карнавальной шляпе. Карнавально-театрализованная
серия «Балаганчик». 1967 г. Холст, масло. 53 x 44 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с маской. Из серии «Карнавал». 1967 г.
Бумага, гуашь. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. 1967 г. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей
имени В.П. Сукачёва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Невеста. Из серии «Невесты». 1967 г. Холст, масло.
Иллюстрация из книги К.А. Светлякова «Александр Тышлер», 2007 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Набат. 1967 г. Бумага, гуашь. 1967 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женская голова. 1967 г. Бумага, гуашь, акварель, белила.
65 х 50 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Океанида № 1. 1965 г. Бумага, фломастер.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Шут. 1964 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 27 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Шут. 1966 г. Бумага, смешанная техника.
А.Г. Тышлер с молодыми художниками, справа Михаил Шемякин. Фотография 1960-е гг.
Михаил Михайлович Шемякин (род. 4 мая 1943, Москва) - советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993), Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений. После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах в 1971 году власти выслали Шемякина, под угрозой уголовного преследования, из СССР во Францию. В 1981 году переехал в Нью-Йорк.
Белла Ахмадулина вспоминала, что в домик Тышлера в Верее, особенно на день рождения хозяина, съезжались молодые художники с женами — Никичи, Жилинские, Сойфертисы… Машин у них тогда не было - приезжали и уезжали на автобусе, и могли не только есть, но и пить.
В 1966 году состоялась вторая персональная выставка А.Г. Тышлера в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Похищение Европы. 1967 г. Холст, масло. 35 х 50 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семейный портрет из серии «Соседи моего детства».
1967 г. Холст, масло. 63,5 х 57,5 см. Красноярский художественный музей
им. В.И. Сурикова.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет дамы с бокалом. 1967 г. Картон, масло. 31 × 26,5 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет дамы. 1967 г. Холст, масло. 64,5 × 47 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 1.200.000 - 1.500.000 руб.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветочная полка. 1967 г. Холст, масло. 64 х 58,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Эстимейт GBP 10.000 - 15.000 фунтов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветочная полка. 1967 г. Холст, масло.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Балаганчик. 1967 г. Бумага, акварель, тушь. 30 х 20 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 50.000 - 70.000 руб.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Убийцы. 1967 г. Бумага, тушь, акварель. 42 × 29,5 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Клоун. 1965 г. Бумага, фломастер. 66 х 54 см.
Аукцион Sotheby’s.
Александр Григорьевич Тышлер. Фотография 1966 г.
В одном из интервью Илья Эренбург, отвечая на вопрос о художнике, дал такую характеристику его творчеству: «Тышлер часто менял технику, но не сущность формы. Что бы он ни делал – декорации для театра, станковую живопись, рисунки или скульптуру из дерева, – он продолжал рассказ о жестокости и детскости, о счастье увидеть мир иным, чем его видят стилизаторы, пошляки и мещане от искусства. Тышлер рассказывал о приснившихся ему красавицах, у которых на голове не шляпы, а свечи, скворешники или даже самовары и целые города. Тем и реалистична сказка, что она может устроить чаепитие в космосе и превратить похищение быком Европы в веселую поездку. «Крылатому» все можно». Эту сказку художник продолжал творить до конца своих дней.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 440-441, 452-453.
Вера Чайковская. Тышлер: непослушный взрослый. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1910 г.
ССерия «Жизнь замечательных людей» (Малая серия)