Александр Григорьевич Тышлер (1898-1989) - уникальная фигура в истории отечественного изобразительного искусства. Предтеча искусства нонконформизма и один из самых ярких и самобытных представителей русского искусства XX века. По форме и образному содержанию творчество Тышлера близко к экспрессионизму и сюрреализму. Он признанный классик сценографии, живописец-станковист, автор графических серий и камерной скульптуры. За всё время работы в театре Тышлер оформил более ста спектаклей. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ), Тышлер принадлежал к поколению мастеров, самобытный стиль и почерк которых оформились в 1920-х годах. Он был востребованным художником в период 1930–1950-х годов и подошел к эпохе 1960-х, сохранив огромный творческий заряд, оставшись верным своему мировосприятию. Тышлер никогда не изменял своим идеалам. Не будет преувеличением сказать, что личность и творчество Тышлера послужили звеном, соединившим авангардные тенденции искусства 1920–1930-х годов с эпохой оттепели.
Александр Тышлер в мастерской на Мясницкой. Москва, 1920-е гг.
Александр Григорьевич Тышлер родился 14 (26 июля по новому стилю) 1898 года в Мелитополе, в Таврической губернии Российской империи, в семье потомственного еврейского ремесленника Григория Тышлера (Тышлер на идише значит «столяр»). Он был младшим восьмым ребенком в семье. Мать - кавказская еврейка, в девичестве Джин-Джих-Швиль. В 1912 году старшая сестра отвезла 14-летнего Александра в Киев, где он, успешно сдав вступительные экзамены, был принят в Киевское художественное училище. В течение пяти лет учителями Тышлера были И.Ф. Селезнёв, Ф.С. Красицкий, В.Г. Кричевский, К.В. Монастырский, А.А. Крюгер-Прахова, Г.К. Дядченко, Н.И. Струнников, А. Франковская и др. В 1917-1918 годах посещал занятия в Киевской студии Александры Экстер. В Киеве Тышлер знакомится с И.Г. Эренбургом, О.Э. Мандельштамом, Н.Я. Хазиной (будущей женой Мандельштама), В.Б. Шкловским, Г.М. Козинцевым, художниками С.Б. Никритиным, К.Н. Редько Б.С. Аронсоном, И.М. Рабиновичем, П.Ф. Челищевым, Н.А. Шифриным и др. В 1919 году ассистирует И.М. Рабиновичу в качестве художника-исполнителя в оформлении спектакля «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна») по Лопе де Веге в бывшем Театре Н.Н. Соловцева в Киеве. Оформляет улицы к революционным праздникам, расписывает агитпоезда и агитпароходы.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет раввина. 1916 г. Картон, масло. 56,5 x 47 cм.
Аукционный дом Hampel, Мюнхен, 2017 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Продавец птиц. Серия «Продавцы».
1920-е гг. Бумага, акварель.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Похищение. 1920-е гг. Картон, акварель. 42 х 46 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 8.000 - 12.000 фунтов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветоформальное построение красного цвета. 1922 г.
Холст, масло. 101 х 65,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветодинамическое напряжение в пространстве. Фас и профиль. 1924 г.
Холст, масло. 102 х 102 см. Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
В «Цветодинамическом напряжении в пространстве. Фас и профиль» (1924), Тышлер противопоставляет красный и синий цвета в двух «абстрактных» фигурах, отсылают нас к каким-то схематизированным скульптурным изображениям человека, чуть ли не к «скифским бабам», — недаром в названии появляются «фас» и «профиль», обычно сопровождающие человеческие изображения.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветодинамическое напряжение в пространстве. 1924 г.
Холст, масло. 128,5 х 97,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветодинамическое построение в пространстве. 1924 г.
Холст, масло. 133 х 89 см. Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Автопортрет. 1925 г. Бумага, тушь, перо.
Пожалуй, это единственный автопортрет Тышлера, не любил он «выставляться».
В 1919 году Тышлер добровольцем вступает в Красную Армию, красноармейцем отряда особого назначения 12-й армии. Служит в качестве художника при управлении Южного фронта. Несмотря на то, что отряд Тышлера был среди сил наступления, художник вспоминал, что лично он в боях не участвовал, а оформлял агитспектакли и делал плакаты. В годы Гражданской войны один брат Тышлера, рабочий-наборщик был повешен врангелевским генералом Слащевым в Симферополе, другой убит махновцами. Третий брат будет расстрелян фашистами в Мариуполе в 1942-м году. С середины 1920-х годов Тышлер в память о погибших братьях начинает создавать серию работ «Расстрел и погром» и «Махновщина», которую он выставляет на 3-й выставке ОСТа в 1927 году.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Бойня. 1925 г. Бумага, тушь, перо.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Обыскивают. Из серии «Еврейский погром». 1925 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1920 году после демобилизации Тышлер впервые участвует в 1-й еврейской художественной выставке скульптуры, графики и рисунка Культур-Лиги в Киеве под псевдонимом Джин-Джих-Швиль. Возвращается в родной Мелитополь, где организует вместе с М. Поляновским выпуск «Окон РОСТА». В том же году Тышлер женится на подруге старшей сестры Тамары Анастасии (Настасье) Гроздовой. (Анастасия Степановна Тышлер, в девичестве Гроздова, 1888 года рождения, русская, уроженка Мелитополя)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет жены, Анастасии Тышлер. 1926 г.
Бумага, графитный карандаш. 39 х 28 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет жены, Анастасии Тышлер (С птицами).
1926 г. Бумага, тушь, перо.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Радиооктябрины. 1925 г. Бумага, тушь.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Иллюстрация. 1927 г. Рисунок экспонировался
на 4-й интернациональной выставке книг в Лейпциге.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семейный портрет. Из серии «Соседи моего детства».
Конец 1920-х гг. Холст, масло. 79 х 66 см.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка со сценой (на голове). Конец 1920-х гг.
Холст, масло. 73,2 х 55 см. Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с бокалами. Конец 1920-х гг.
Картон, масло. 21,5 x 19 см. Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Наводнение. 1926 г.
Холст, масло. 142 х 72,5 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Директор погоды. 1926 г.
Холст, масло. 142,4 х 81,4 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
Картина экспонировалась на Второй выставке ОСТа 1926 года
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина и аэроплан. 1926 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Картина экспонировалась на Третьей выставке ОСТа в 1927 году.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сон в летнюю ночь, или Дом отдыха. Эскиз. 1927 г.
Холст, масло. 60,5 х 46,5 см. Тульский областной художественный музей.
Триптих Тышлера, названный «Сон в летнюю ночь», впоследствии был переименован для «проходимости» в «Дом отдыха» (1927). Но, в сущности, это двойное название помогает лучше ощутить двойную подоплеку триптиха — возведение заурядного бытового мотива курортного романа или даже курортного флирта в некую «шекспировскую» мифологему беззаботной, легкой и игривой эротики.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лодочка. Из серии «Сон в летнюю ночь». Триптих.
1927 г. Холст, масло. 88,5 х 64,3 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ветряная мельница. Из серии «Сон в летнюю ночь».
Триптих. 1927 г. Холст, масло. 88,7 х 64,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В кульминационной части «Качалке» - последней части триптиха Тышлера - молодая женщина, отдыхающая дома отдыха (дома, но отдыха, а не настоящего дома!), легкое строение которого, все из белого «плетения» крыши и ажурных окон, виднеется в отдалении, - запрокинув голову, спит в качалке.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Качалка. Из серии «Сон в летнюю ночь». Триптих.
1927 г. Холст, масло. 88,5 х 64,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Д.П. Штеренберг с учащимися ВХУТЕМАСа. Москва, 1922 г.
В 1921 году Тышлер переезжает в Москву, где поступает во ВХУТЕМАС в мастерскую Владимира Фаворского. Но, судя по всему, там не учится, предпочитая свободное общение в художественной «вхутемасовской» среде. В Москве он встречается с В. Маяковским, С. Есениным, Э. Багрицким, И. Сельвинским, Бриками, С. Лебедевой, В. Инбер, Р. Фальком, А. Осмеркиным, Н. Альтманом и др.
В 1922 году Тышлер вступает в группу «Метод», организованную С. Никритиным. Начинает первые самостоятельные работы для театра. В 1924 году увлекается беспредметной живописью и создает серию абстрактных картин «Цвет и форма в пространстве».
В 1924 году участвует в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства.
Афиша Первой дискуссионной выставки объединений активного
революционного искусства. Москва, 1924 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно в роли невесты. Серия «Махновщина». 1926 г.
Бумага, тушь, акварель.
В серии «Махновщина», которую Тышлер продолжал многие годы (1922-1965), незримо витает убитый махновцами (расстрелянный?) тышлеровский брат. Банды Махно вошли в родной для Тышлера город Мелитополь в 1918 году. В город они въехали под видом «свадебного поезда», причем сам батька был наряжен «невестой».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махновщина (Гуляй-поле). 1927 г. Холст, масло. 167 х 200 см.
Киевский национальный музей русского искусства.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно в гамаке. 1927 г. Холст, масло. 84 х 102,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махновщина. Бандиты. На тему поэмы Ильи Сельвинского «Уляляевщина».
1930 г. Бумага, карандаш.
В загадочной серии Тышлера «Парад», есть бедные еврейские ремесленники, бондари и палочники, скитающиеся по земле со своим немыслимым товаром. Тышлер, кстати, тут выходит на композицию пространства, которую в дальнейшем будет всячески развивать и варьировать. За фигурами бредущих с товаром ремесленников панорама каких-то селений и городов, а сами они на переднем плане выделены открытой сценической площадкой с раздернутым занавесом. Метафора мира - театра - одна из самых устойчивых…
А.Г. Тышлер (1898-1980). Аварийная посадка. Из серии «Парад». 1926 г.
Бумага, акварель. 25 х 21,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.
Эстимейт GBP 2.500-3.000 фунтов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Материнство. Из серии «Парад». 1927 г. Холст, масло. 80 х 66,5 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Парад. Из серии «Парад». 1929 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Человеческая башня. Из серии «Парад». 1929 г.
Холст, масло. 39 х 31,5 см. Галерея АВА, Нью-Йорк.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Колониальная знать. Из серии «Парад». 1929 г.
Холст, масло. 80 х 66,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семья. 1928 г. Бумага, акварель. 44,5 x 30,5 см.
Частное собрание.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Купальщица. Из серии «Крым». 1927 г. Бумага, акварель.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Пляж. Из серии «Крым». 1926 г.
Бумага, акварель. 38,5 х 27,5 см. Частное собрание.
Афиша 2-й выставки ОСТ. Москва, Государственный исторический музей, 1926 г.
В 1925 году Тышлер вступает в Общество станковистов (ОСТ) во главе с Давидом Штеренбергом и участвует во 2-й, 3-й и 4-й выставках, кроме первой (1926-1928).
В середине 1920-х гг. у Тышлера в творчестве преобладает «расстрельная» тематика («Расстрел в конюшне», «Расстрел в Крыму», «Расстрел ночью», «Бойня» - все на бумаге тушью). Начало «долгоиграющей» серии «Махновщина» в графическом и живописном вариантах. Рисует странствующих персонажей: продавцов (серия «Продавцы»), бондарей (серия «Бондари»), жонглеров, музыкантов… Знакомится с Вс. Мейерхольдом, А. Таировым, С. Михоэлсом, А. Ахматовой, Б. Барнетом. Сотрудничает с издательствами. В 1925 иллюстрировал первые буквари на языках, не имевших до революции письменности, - калмыцком, мордовском, татарском, идише. Делал иллюстрации к произведениям А.Б. Мариенгофа (1926), С.А. Есенина (1927), В.В. Маяковского (1931). Создал серию рисунков к фильму Г.Л. Рошаля «Зори Парижа» (1937).
Уже в 1925 году Тышлер подвергся критике за «отрицание реальности и субъективизм».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Антисемитизм. Сознательная контрреволюция. Антисемит - наш классовый враг.
1928 г. Плакат. Офсет. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Нарком А.В. Луначарский в отличие от многих, начинающего Тышлера принял и поддержал. Посетив в 1926 году Вторую выставку ОСТа (где, кстати, выставлялись «расстрельные» тышлеровские работы, но также и странствующие «продавцы», «жонглеры», «музыканты»), он написал о художнике вполне доброжелательно: «Нет никакого сомнения, что А. Тышлер не только обладает значительным внешним мастерством, но каким-то большим зарядом совершенно самобытной поэзии. Но это глубокая и как бы метафизическая лирика весьма смутно доходит до зрителя. Ее не только нельзя передать на словах - ее нельзя и почувствовать, можно только предчувствовать ее».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Анастасии Степановны Тышлер. 1928 г.
Холст, масло. 78,6 х 69,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из Лирического цикла», № 1. 1928 г. Холст, масло. 61 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В «Лирическом цикле» 1928 года и других полотнах того времени Тышлер создавал, по словам Эфроса, непроницаемые для рационального истолкования «композиции из плетёных корзин, женских тел и звериных голов». Затем художник начинает работу над сериями «Семейный портрет» (которая впоследствии вольется в серию «Соседи моего детства»), «Гражданская война», «Парад», «Самодеятельный театр».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из «Лирического цикла», № 2. 1928 г. Холст, масло. 73 х 55 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из «Лирического цикла», № 5. 1928 г. Холст, масло. 73 х 55 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сакко и Ванцетти. 1928 г. Холст, масло. 82 х 65 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Никола Сакко (189-1927) и Бартоломео Ванцетти (1888-1927) - участники движения за права рабочих, рабочие-анархисты. Выходцы из Италии, проживавшие в США. В 1920 году они были спорно обвинены в убийстве и вооруженном ограблении. Семь лет спустя казнены на электрическом стуле в тюрьме штата Чарльзтаун. Я хорошо помню, как в СССР выпускали карандаши на фабрике имени Сакко и Ванцетти.
Карандаши фабрики имени Сакко и Ванцетти, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Рог изобилия. 1927 г. Холст, масло. Луганский художественный музей, ЛНР.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Евреи на земле. Серия «Евреи на земле». 1929 г. Бумага, акварель.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с клеткой. 1929 г. Холст, масло. 88,8 х 70,8 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Постановили снять чадру. Серия «Батум». 1930 г. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Пейзаж. 1929 г. Холст, масло. 17,8 x 26,7 см. Аукцион Russian Art Salon,
Нью-Йорк. Цена $10.000 дол.
Александр Григорьевич Тышлер. Фотография 1930-е гг.
В 1927 году Александр Тышлер дебютировал как театральный художник, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре (БелГОСЕТ) в Минске. Среди спектаклей, оформленных Тышлером, числится драматический памфлет в 11 картинах Самуила Годинера «Джим Куперкоп», постановка Л. Литвинова, композитор В. Шебалин. Премьера состоялась 15 февраля 1930 г. Еще одна минская постановка - «Нафтоли Ботвин» А. Вевьорки (1927; музыка Б. Понизовского). В 1930-х годах Тышлер работал в Москве, сотрудничал со многими столичными, ленинградскими театрами; с 1935 года оформлял спектакли Московского еврейского театра (ГОСЕТ), в том числе пьесу Лопе де Вега «Овечий источник» и др.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к спектаклю в белорусском театре ГОСЕТ. Минск, 1932 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Декоративный занавес к спектаклю «Глухой» по рассказу Д. Бергельсона
в белорусском ГОСЕТЕе. Минск, 1929 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Макет к 1 картине постановки «Чапаева». 1932 г.
Первая постановка пьесы по знаменитой повести Д. Фурманова была осуществлена в театре МОСПС
(позднее Театр им. Моссовета) 21 марта 1930 г., задолго до экранизации братьев Васильевых.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Эскиз костюма Исаева-Петьки к спектаклю «Чапаев». 1930 г. Бумага, акварель. 51,3х33,2 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл., 2013 г. Эстимейт 240 000 – 500 000 р. 2. Эскиз костюма Чапаевца к спектаклю «Чапаев». 1930 г. Бумага, акварель.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 3. Эскиз костюма Попова для актера С. В. Кавронского к спектаклю «Чапаев». 1930 г. Бумага, акварель. 4. Иллюстрация к поэме Ильи Сельвинского «Улялаевщина». 3-е изд. М. ГИХЛ, ОГИЗ. 1933-1934 гг.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сцена на фоне южного пейзажа. Набросок к спектаклю
по пьесе И. Добрушина «62-й участок». Белорусский ГОСЕТ. Режиссер А.В. Айзенберг.
Минск, 1930 г. Бумага, акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Праздник урожая. 1934 г. Холст, масло. 85 х 102,5 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Праздник урожая. 1932 г. Холст, масло. 84,2 х 103 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с корзиной на голове на фоне пейзажа. Из серии «Материнство».
1934 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Материнство. Из серии «Материнство». 1932 г. Холст, масло. 91 х 78,3 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семейный портрет. Из серии «Евреи на земле». 1932 г. Холст, масло. 69,5 х 84,3 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ожидание. Современная серенада. 1934 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Спектакль в стиле милитари. 1932 г. Холст, масло. 84,5 х 102,5 см.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Танец с красным знаменем. 1932 г. Холст, масло. 79 x 91 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сельсовет. 1932 г. Холст, масло.
Иллюстрация из альбома К.А. Светлякова, 2007 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Проект фонтана в Москве на площади Маяковского
(ныне Триумфальной). 1932 г. Бумага, акварель, гуашь.
Александр Григорьевич Тышлер. Фотография 1930-е гг.
Летом 1930 года Тышлер отправляется в творческую командировку в Одессу и Батуми в сопровождении Т. Аристарховой. Создает серию акварелей «Батуми».
В 1930–1932 гг. рисует карандашные и акварельные иллюстрации к стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: «Маяковский и лошадь», «Хорошее отношение к лошадям».
23 июня 1931 года рождается сын Александр (от Т. Аристарховой). Отправляется в новую творческую командировку на Кавказ, послужившую созданию акварельной серии «Армения».
В 1931–1934 гг. работает сценографом в только что созданном цыганском театре «Ромэн». Оформляет спектакли М. Безлюдского «Жизнь на колесах» (1931), «Кармен» по новелле Проспера Мериме (1934) и др. Начинает живописную серию «Цыганы», работа над которой продлится до конца 1930-х и возобновится в конце 1950-х.
В 1932 году издается правительственный указ о расформировании всех художественных группировок, после которого Тышлер вступает в МОССХ (Московский союз советских художников). Пишет живописную серию «Материнство».
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина на дереве. 1930-е гг. Холст, масло. 65,5 х 65 см.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женский портрет. 1934 г. Холст, масло. 65,5 x 55,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дама с вуалью. 1935 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка под кровлей. Вариация на тему
Анастасии Тышлер. 1930-е гг. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лунная ночь. 1934 г. Холст, масло. 64,8 х 54,6 см.
Киргизский государственный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно и махновцы. Серия «Махновщина». 1932 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно перед зеркалом. Серия «Махновщина». 1933 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Прощание. Из серии «Гражданская война». 1932 г. Холст, масло. 55 x 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цыганы. Серия «Цыганы». 1935 г. Холст, масло.
Афиша спектакля «Король Лир» у. Шекспира в московском театре ГОСЕТ. 1935 г.
В 1932–1941 годы Тышлер работал в театрах Москвы, Ленинграда, Минска, в московских издательствах. Продолжает серии, начатых в конце 1920– 1930-х годах. Оформляет шекспировские спектакли «Ричард III» в Государственном Большом драматическом театре в Ленинграде и «Король Лир» в московском ГОСЕТе (обе премьеры состоялись в 1935-м году).
15 июля 1934 года в Минске рождается дочь Беллы от Симы Арончик.
В 1939 году Тышлер работает над сценографией оперы С. Прокофьева «Семен Котко» в оперном театре им. К.С. Станиславского. Режиссер спектакля Вс.Э. Мейерхольд арестован в ходе совместной работы. Премьера оперы в режиссуре С. Бирман состоялась летом 1940-го.
Вс. Мейерхольд был арестован 20 июня 1939 года и расстрелян 2 февраля 1940-го, а Тышлер получает орден «Знак Почета» в связи с 20-летним юбилеем ГОСЕТа и в 1940 году состоялась первая персональная выставка (совместно с И. Чайковым) в Еврейском музее в Одессе.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии «Гамлет» У. Шекспира в ленинградском
Театре имени В.Ф. Комиссаржевской. Постановка не осуществлена. 1935 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Фрагмент макета к спектаклю «Король Лир» У. Шекспира. 1935 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Король Лир». 1935 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Трагедия У. Шекспира «Король Лир». Макет единой
декорационной установки. 1935 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз костюмов к трагедии У. Шекспира
«Король Лир». 1935 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Ричард III». 1935 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Ричард III». Ленинград, ГБДТ.
1935 г. Бумага, акварель, карандаш. 42,2 х 54,5 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации. 1935 г. Картон на дереве, масло. 48 х 74 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.Г. Тышлер (1898-1980). На подмостках. 1935 г. Картон, масло.
Музей русского искусства, Ереван, Армения.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цыганка. Эскиз костюма актрисы Тимофеевой. 1936 г.
Бумага, акварель. 33,9 х 25 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова,
Тюменская обл.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского
«Хорошее отношение к лошадям». 1936 г.
Фотопортрет Александра Тышлера работы Моисея Наппельбаума. 1940-е гг.
В 1941–1943 годы Тышлер находился в эвакуации в Ташкенте с труппой ГОСЕТа. (С 1941- го по 1949-й год закрытия театра, Тышлер был главным художником ГОСЕТа.). Там же в выставочных залах ташкентского отделения Союза художников Узбекской ССР проходит вторая персональная выставка (без каталога). В Ташкенте Тышлер знакомится с искусствоведом Флорой Сыркиной, будущей второй женой. Получает звание Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР за работу в узбекских театрах.
В Ташкенте ему не раз позировала Анна Ахматова. По возвращении в Москву жил с супругой Анастасией Степановной (урожд. Гроздова) в квартире на Мясницкой, а с 1950-х – в Доме художников на Верхней Масловке.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Смерть командира № 1. Серия «Гражданская война». 1937 г. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Смерть командира №2. Серия «Гражданская война». 1937 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Колчаковский фронт. Иисусовы полки. Серия «Гражданская война».
1936 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Юные красноармейцы читают газеты. Серия «Гражданская война».
1936 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Красноармеец в бурке. Серия «Гражданская война». 1930-е гг.
Холст, масло. 55 х 64,5 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Всадница. 1930-е гг. Холст, масло.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Свидание. Серия «Гражданская война». 1938 г.
Холст, масло. 64,5 х 54,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Нестор Махно на белой лошади. Из серии «Махновщина». 1937 г.
Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Тышлер говорил, что не надо смешивать серии «Махновщина» и «Гражданская война», это, как говорят в Одессе,
две большие разницы.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно перед бандой. Серия «Махновщина». 1939 г. Холст, масло. 55,5 x 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Свидание. 1936 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с бокалами. По эскизу 1920-х гг. 1937 г.
Холст, масло. 79,5 х 70 см. Тульский музей изобразительных искусств.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Невеста. Из серии «Невеста». 1938 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Монах и девушка (по мотивам статуэтки Гарднера). Из серии «Похищение Европы».
1938 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Сатирические фарфоровые фигурки «Монах, несущий девушку в снопе» были выпущены на заводах Гарднера
и Н.С. Храпунова в 1818-1819 гг. в России.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Офелия. 2. Голова Отелло. Эскиз образа. 1944 г. Бумага, карандаш.
Отелло и Офелия - пьеса в одном действии с прологом и эпилогом по мотивам У. Шекспира.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Профиль женщины в экзотическом головном уборе. 1939 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Насти Тышлер, жены художника. 1940-е гг.
Бумага, гуашь. 40,5 х 54,3 см.
В 1945году Тышлер получает Сталинскую премию за оформление спектакля «Фрейлехс» по пьесе Э. Шнеера (Окуня) в ГОСЕТе.
В 1947 году декорирует оперу В. Мурадели «Великая дружба» в Малом оперном театре в Ленинграде (режиссер Э. Каплан). Первоначально опера получила официальное одобрение. Дмитрий Шостакович, вспоминая в 1960 году московскую премьеру, говорил, что опера была вполне удовлетворительной как по постановке, так и по исполнению. Первые два выступления в Большом театре прошли успешно. Но 5 января 1948 года на третий спектакль пришёл И. В. Сталин в сопровождении других членов Политбюро. После этого визита опера была запрещена и осуждена специальным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года. Утверждалось, что опера искажает тему дружбы народов СССР и является проявлением формализма в музыке.
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» Вано Мурадели от 10 февраля 1948 года.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Анна Андреевна Ахматова. 1943 г. Бумага, карандаш. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург. 2. Анна Ахматова. 1943 г.
Карандашные портреты Ахматовой - из лучших в ее богатой иконографии. Тышлеру удалось создать очень простой, без обычных для него фантастических деталей, но невероятно поэтичный, молодой, детски безыскусный образ поэтессы. Его вдохновила «тишина», которую она излучала в очень «громкой», насквозь пропитанной бытом, обстановке ее ташкентского жилья, где соседи беспрестанно просили у нее то сахар, то яйцо. Сама Ахматова, которой художник отдал лучшие портреты, оценила их очень высоко (что не помешало ей позднее, по свидетельству Евгения Рейна, вооружившись карандашом и ластиком, уменьшить горбинку на своем носу на знаменитом профильном портрете).
А.Г. Тышлер (1898-1980). 3. Портрет Анны Ахматовой. 1943 г. 4. Портрет Анны Ахматовой. 1943 г. Бумага, карандаш. 29,5х23 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1-2. Эскиз занавеса к пьесе Шолома-Алейхема «Заколдованный портной». Левая и правая половины. 1943 г. Картон, темпера. 27,8х21,3 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз мизансцены к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы». 1945 г.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз мизансцены. Свадебный обряд. спектакль «Фрейлехс»
по пьесе Э. Шнеера (Окуня) в ГОСЕТе. Москва, 1947 г. Картон, гуашь, акварель.70 х 57 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Продавец стульев. 1946 г. Картон, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Каприччо. 1944 г. Бумага, акварель, карандаш.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Флора на диване. 1946 г. Бумага, карандаш.
В 1943 году у Тышлера начинается новый роман, подсвечиваемый незримым пламенем. Это пламя любви. За ним стоит молодая девушка, интеллектуалка и «книжница», рыжеволосая красавица, с которой он познакомился в Ташкенте. Судя по всему, именно в 1943 году она ответила ему взаимностью, а познакомились они в 1942-м. В 1943 году ей было 23 года, она на 22 года младше Тышлера. Это Флора Сыркина, искусствовед, окончила МГУ в 1941 году, будущая вторая жена и автор будущей монографии о Тышлере (М., 1966). Интересно, что Флора летом 1946 года, еще до постановления ЦК, тяжело ударившего по Ахматовой, посетила ее в Ленинграде в Фонтанном доме. Ахматова ее не знала, но дала ей переписать рукопись «Поэмы без героя» и на следующий день, когда Флора вернула рукопись, подарила ей свою фотографию в виде карточной «пиковой дамы» с дружеской надписью. По всему видно, что двери ахматовского дома открылись перед Флорой благодаря «магическому» имени - Тышлер.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Осенний пейзаж. 1948 г. Картон, масло. 30,5 х 42,5 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2010 г. Эстимейт. 600.000 - 1.000.000 руб.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Вечерний городской пейзаж (река Протва под Москвой). 1949 г.
Картон, масло. 34,5 x 40 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 18.000-25.000 фунтов.
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1 и 2. Портрет Лили Брик. 1948 г. Чудеса фотошопа!
А.Г. Тышлер (1898-1980). Автопортрет. 1950 г. С авторской шутливой подписью:
«Вот вам новинка – у Тышлера свинка». 9.Х.1950 г.
На деньги от Сталинской премии Тышлер купил в своей любимой Верее, в Московской области участок земли и в 1950 году построил там по собственному проекту дом, где начинает проводить большую часть года. Пишет метафизические «Виды Вереи» и нематериальные натюрморты. Создает серию деревянных скульптур «Дриады», «Невесты», «Девушки», которую продолжает до последних лет жизни.
В 1954 году оформляет трагедию «Гамлет» У. Шекспира для Ленинградского драматического театра в Пассаже. Постановка не осуществлена.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к спектаклю «За вторым фронтом» по пьесе В. Собко. 1949 г.
Холст, масло. 55,5 x 65,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Постановка пьесы «За вторым фронтом» украинского советского писателя, лауреата Сталинской премии Вадима Собко (1912-1981) впервые была осуществлена в 1949 году на сцене Центрального театра Красной Армии (ныне ЦТСА) в Москве.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации. Американский лагерь. По пьесе «За вторым фронтом» В. Собко.
Москва, Центральный театр Красной армии. 1949 г. Картон, темпера, карандаш. 44,5 х 64,4 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Г. Тышлер (1898-1980). Фашизм. Холст, масло. 1950-1980 гг. Холст, масло. 73 х 64 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В 1949 году театр ГОСЕТ был официально закрыт, а большинство его членов были арестованы и впоследствии казнены (август 1952 года). Актер и режиссер Михоэлс был убит в Минске еще раньше 13 января 1948 года. Сам Тышлер в год закрытия еврейского театра сумел сделать очень важное и благородное дело - спасти бесхозные панно Марка Шагала, украшавшие фойе театра на Малой Бронной. Где он их держал целый год, можно только гадать, но в 1950 году он их тайно передал в Третьяковку, где их поместили в глухие запасники. Мне рассказывали, как критик Александр Каменский разыскивал их в этих запасниках перед приездом в Москву Шагала в 1973 году. Последний художник ГОСЕТа протянул руку помощи - первому. А пока что Тышлер опустошен и бесконечно несчастен. Судьба вновь уберегла его от тюрьмы…
Александр Тышлер. Фотография 1940-е гг.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 440-441, 452-453.