• Авторизация


ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ ТЫШЛЕР (1898-1980), ЧАСТЬ I 22-05-2023 22:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1920-е Художник Александр Тышлер в молодости. (423x700, 50Kb)
Александр Тышлер в молодости.

Александр Григорьевич Тышлер (1898-1989) - уникальная фигура в истории отечественного изобразительного искусства. Предтеча искусства нонконформизма и один из самых ярких и самобытных представителей русского искусства XX века. По форме и образному содержанию творчество Тышлера близко к экспрессионизму и сюрреализму. Он признанный классик сценографии, живописец-станковист, автор графических серий и камерной скульптуры. За всё время работы в театре Тышлер оформил более ста спектаклей. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ), Тышлер принадлежал к поколению мастеров, самобытный стиль и почерк которых оформились в 1920-х годах. Он был востребованным художником в период 1930–1950-х годов и подошел к эпохе 1960-х, сохранив огромный творческий заряд, оставшись верным своему мировосприятию. Тышлер никогда не изменял своим идеалам. Не будет преувеличением сказать, что личность и творчество Тышлера послужили звеном, соединившим авангардные тенденции искусства 1920–1930-х годов с эпохой оттепели.


1920-е В комнате на Мясницкой. Москва. (409x600, 94Kb)
Александр Тышлер в мастерской на Мясницкой. Москва, 1920-е гг.

Александр Григорьевич Тышлер родился 14 (26 июля по новому стилю) 1898 года в Мелитополе, в Таврической губернии Российской империи, в семье потомственного еврейского ремесленника Григория Тышлера (Тышлер на идише значит «столяр»). Он был младшим восьмым ребенком в семье. Мать - кавказская еврейка, в девичестве Джин-Джих-Швиль. В 1912 году старшая сестра отвезла 14-летнего Александра в Киев, где он, успешно сдав вступительные экзамены, был принят в Киевское художественное училище. В течение пяти лет учителями Тышлера были И.Ф. Селезнёв, Ф.С. Красицкий, В.Г. Кричевский, К.В. Монастырский, А.А. Крюгер-Прахова, Г.К. Дядченко, Н.И. Струнников, А. Франковская и др. В 1917-1918 годах посещал занятия в Киевской студии Александры Экстер. В Киеве Тышлер знакомится с И.Г. Эренбургом, О.Э. Мандельштамом, Н.Я. Хазиной (будущей женой Мандельштама), В.Б. Шкловским, Г.М. Козинцевым, художниками С.Б. Никритиным, К.Н. Редько Б.С. Аронсоном, И.М. Рабиновичем, П.Ф. Челищевым, Н.А. Шифриным и др. В 1919 году ассистирует И.М. Рабиновичу в качестве художника-исполнителя в оформлении спектакля «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна») по Лопе де Веге в бывшем Театре Н.Н. Соловцева в Киеве. Оформляет улицы к революционным праздникам, расписывает агитпоезда и агитпароходы.

1916 PORTRAIT EINES RABBI. Карт, м. 56.5x47 cм. Аук Hampel 2017  (568x700, 150Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет раввина. 1916 г. Картон, масло. 56,5 x 47 cм.
Аукционный дом Hampel, Мюнхен, 2017 г.

1920-е Продавец птиц. Серия «Продавцы». Бум, акв. (512x700, 141Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Продавец птиц. Серия «Продавцы».
1920-е гг. Бумага, акварель.

1920-е Похищение. Карт, акв. 42 by 46cm, Сотбис Лондон 2019. Эстим. 8,000 - 12,000 GBP (700x650, 176Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Похищение. 1920-е гг. Картон, акварель. 42 х 46 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 8.000 - 12.000 фунтов.

1922 Цветоформальное построение красного цвета. Х, м. 101 х 65,8 см. ГТГ (471x700, 60Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветоформальное построение красного цвета. 1922 г.
Холст, масло. 101 х 65,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1924 Цветодинамическое напряжение в пространстве. Фас и профиль. Х, м. 102 х 102. Кол семьи Бершадеров. Фонд Тышлера (700x699, 95Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветодинамическое напряжение в пространстве. Фас и профиль. 1924 г.
Холст, масло. 102 х 102 см. Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.

В «Цветодинамическом напряжении в пространстве. Фас и профиль» (1924), Тышлер противопоставляет красный и синий цвета в двух «абстрактных» фигурах, отсылают нас к каким-то схематизированным скульптурным изображениям человека, чуть ли не к «скифским бабам», — недаром в названии появляются «фас» и «профиль», обычно сопровождающие человеческие изображения.

1924 Цветодинамическое напряжение в пространстве. Х, м. 128,5х97,5 см. ГМИИ (530x700, 91Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветодинамическое напряжение в пространстве. 1924 г.
Холст, масло. 128,5 х 97,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1924 Цветодинамическое построение в пространстве. Х, м. 133 х 89 см. ЧС (474x700, 81Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цветодинамическое построение в пространстве. 1924 г.
Холст, масло. 133 х 89 см. Частное собрание.

1925 Автопортрет 2. (479x700, 127Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Автопортрет. 1925 г. Бумага, тушь, перо.
Пожалуй, это единственный автопортрет Тышлера, не любил он «выставляться».

В 1919 году Тышлер добровольцем вступает в Красную Армию, красноармейцем отряда особого назначения 12-й армии. Служит в качестве художника при управлении Южного фронта. Несмотря на то, что отряд Тышлера был среди сил наступления, художник вспоминал, что лично он в боях не участвовал, а оформлял агитспектакли и делал плакаты. В годы Гражданской войны один брат Тышлера, рабочий-наборщик был повешен врангелевским генералом Слащевым в Симферополе, другой убит махновцами. Третий брат будет расстрелян фашистами в Мариуполе в 1942-м году. С середины 1920-х годов Тышлер в память о погибших братьях начинает создавать серию работ «Расстрел и погром» и «Махновщина», которую он выставляет на 3-й выставке ОСТа в 1927 году.

1925 Бойня. Тушь, перо. (700x521, 157Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Бойня. 1925 г. Бумага, тушь, перо.

1925 Обыскивают. Из серии Погром (563x700, 141Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Обыскивают. Из серии «Еврейский погром». 1925 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1920 году после демобилизации Тышлер впервые участвует в 1-й еврейской художественной выставке скульптуры, графики и рисунка Культур-Лиги в Киеве под псевдонимом Джин-Джих-Швиль. Возвращается в родной Мелитополь, где организует вместе с М. Поляновским выпуск «Окон РОСТА». В том же году Тышлер женится на подруге старшей сестры Тамары Анастасии (Настасье) Гроздовой. (Анастасия Степановна Тышлер, в девичестве Гроздова, 1888 года рождения, русская, уроженка Мелитополя)

1926 Портрет жены, Анастасии Тышлер. Бум, граф. кар. 39×28 см. ГТГ (515x700, 152Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет жены, Анастасии Тышлер. 1926 г.
Бумага, графитный карандаш. 39 х 28 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1926 Портрет жены, Анастасии Тышлер (С птицами) (472x700, 117Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет жены, Анастасии Тышлер (С птицами).
1926 г. Бумага, тушь, перо.

1925 Радиооктябрины. ГМИИ (488x700, 194Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Радиооктябрины. 1925 г. Бумага, тушь.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1927 4-я интернациональная выставка книг в Лейпциге. Илл. — копия (518x700, 209Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Иллюстрация. 1927 г. Рисунок экспонировался
на 4-й интернациональной выставке книг в Лейпциге.

1920-е конец. Семейный портрет. Серия «Соседи моего детства». Х, м. 79 х 66. — копия (583x700, 164Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семейный портрет. Из серии «Соседи моего детства».
Конец 1920-х гг. Холст, масло. 79 х 66 см.

1920-е конец. Девушка со сценой (на голове). Х, м. 73,2 х 55. Кол. семьи Бершадеров. Фонд Тышлера (542x700, 166Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка со сценой (на голове). Конец 1920-х гг.
Холст, масло. 73,2 х 55 см. Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.

1920-е конец. Ж-на с бокалами. Карт, м. 21.5 x 19 см. Галерея АВА (594x700, 160Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с бокалами. Конец 1920-х гг.
Картон, масло. 21,5 x 19 см. Галерея АВА, Нью-Йорк.

1926 Наводнение. Х, м. 142×72.5 см. Кол семьи Бершадеров. Фонд Тышлера (348x700, 59Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Наводнение. 1926 г.
Холст, масло. 142 х 72,5 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.

1926 Директор погоды. Х, м.  142.4×81.4 см. MAGMA (2) (396x700, 61Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Директор погоды. 1926 г.
Холст, масло. 142,4 х 81,4 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.
Картина экспонировалась на Второй выставке ОСТа 1926 года

1926 Женщина и аэроплан 2. (532x700, 122Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина и аэроплан. 1926 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Картина экспонировалась на Третьей выставке ОСТа в 1927 году.

1927 Сон в летнюю ночь, или Дом отдыха (триптих) Б.г., Х, м. 60,5х46,5.ТУЛА (534x700, 129Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сон в летнюю ночь, или Дом отдыха. Эскиз. 1927 г.
Холст, масло. 60,5 х 46,5 см. Тульский областной художественный музей.

Триптих Тышлера, названный «Сон в летнюю ночь», впоследствии был переименован для «проходимости» в «Дом отдыха» (1927). Но, в сущности, это двойное название помогает лучше ощутить двойную подоплеку триптиха — возведение заурядного бытового мотива курортного романа или даже курортного флирта в некую «шекспировскую» мифологему беззаботной, легкой и игривой эротики.

1927 Лодочка. Из серии Сон в летнюю ночь. Х, м. 88,5х64,3 см. ГМИИ (513x700, 101Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лодочка. Из серии «Сон в летнюю ночь». Триптих.
1927 г. Холст, масло. 88,5 х 64,3 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1927 Ветряная мельница. Из серии Сон в летнюю ночь. Х, м. 88,7х64,7 см. ГМИИ (515x700, 102Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ветряная мельница. Из серии «Сон в летнюю ночь».
Триптих. 1927 г. Холст, масло. 88,7 х 64,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

В кульминационной части «Качалке» - последней части триптиха Тышлера - молодая женщина, отдыхающая дома отдыха (дома, но отдыха, а не настоящего дома!), легкое строение которого, все из белого «плетения» крыши и ажурных окон, виднеется в отдалении, - запрокинув голову, спит в качалке.

1927 Качалка. Серия Сон в летнюю ночь. Триптих. Х, м . 88,5х64,7 см. ГМИИ (510x700, 110Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Качалка. Из серии «Сон в летнюю ночь». Триптих.
1927 г. Холст, масло. 88,5 х 64,7 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

ФОТО Д.П. Штеренберг с учащимися ВХУТЕМАСа. Москва, 1922 г. (487x700, 122Kb)
Д.П. Штеренберг с учащимися ВХУТЕМАСа. Москва, 1922 г.

В 1921 году Тышлер переезжает в Москву, где поступает во ВХУТЕМАС в мастерскую Владимира Фаворского. Но, судя по всему, там не учится, предпочитая свободное общение в художественной «вхутемасовской» среде. В Москве он встречается с В. Маяковским, С. Есениным, Э. Багрицким, И. Сельвинским, Бриками, С. Лебедевой, В. Инбер, Р. Фальком, А. Осмеркиным, Н. Альтманом и др.
В 1922 году Тышлер вступает в группу «Метод», организованную С. Никритиным. Начинает первые самостоятельные работы для театра. В 1924 году увлекается беспредметной живописью и создает серию абстрактных картин «Цвет и форма в пространстве».
В 1924 году участвует в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства.

1924 Афиша Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства.  (507x700, 156Kb)
Афиша Первой дискуссионной выставки объединений активного
революционного искусства. Москва, 1924 г.

1926 Махно в роли невесты. Серия «Махновщина». Бум, чернила, кар. (2) (527x700, 128Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно в роли невесты. Серия «Махновщина». 1926 г.
Бумага, тушь, акварель.

В серии «Махновщина», которую Тышлер продолжал многие годы (1922-1965), незримо витает убитый махновцами (расстрелянный?) тышлеровский брат. Банды Махно вошли в родной для Тышлера город Мелитополь в 1918 году. В город они въехали под видом «свадебного поезда», причем сам батька был наряжен «невестой».

1927 Махновщина (Гуляйполе). Х, м. 67×200 см. Нац. Киев музей РИ (2) (700x577, 110Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махновщина (Гуляй-поле). 1927 г. Холст, масло. 167 х 200 см.
Киевский национальный музей русского искусства.

1927 Махно в гамаке. Х, м. 84х102,5 см. ГМИИ (700x571, 124Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно в гамаке. 1927 г. Холст, масло. 84 х 102,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1930 Махновщина. Бандиты. На тему поэмы Сельвинского Уляляевщина. Бум, каран (700x507, 121Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махновщина. Бандиты. На тему поэмы Ильи Сельвинского «Уляляевщина».
1930 г. Бумага, карандаш.

В загадочной серии Тышлера «Парад», есть бедные еврейские ремесленники, бондари и палочники, скитающиеся по земле со своим немыслимым товаром. Тышлер, кстати, тут выходит на композицию пространства, которую в дальнейшем будет всячески развивать и варьировать. За фигурами бредущих с товаром ремесленников панорама каких-то селений и городов, а сами они на переднем плане выделены открытой сценической площадкой с раздернутым занавесом. Метафора мира - театра - одна из самых устойчивых…

1926 Аварийная посадка. Бум, акв. 25 by 21.5cm, Сотбис Лондон 2018. Эстим. 2.500-3.000 фунт (574x700, 129Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Аварийная посадка. Из серии «Парад». 1926 г.
Бумага, акварель. 25 х 21,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.
Эстимейт GBP 2.500-3.000 фунтов.

1927 Из серии Парад (Материнство). Х., м. 80х66,5. Коллекция М.А. Бершадера. (600x700, 137Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Материнство. Из серии «Парад». 1927 г. Холст, масло. 80 х 66,5 см.
Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.

1929 Парад. Из серии Парад (556x700, 177Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Парад. Из серии «Парад». 1929 г. Холст, масло.

1929 Человеческая башня. Х, м. 39 ×31,5 см. Галерея АВА, Нью-Йорк (567x700, 205Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Человеческая башня. Из серии «Парад». 1929 г.
Холст, масло. 39 х 31,5 см. Галерея АВА, Нью-Йорк.

1929 Колониальная знать. Серия Парад. Х, и. 80х66,5 см. ГМИИ (581x700, 164Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Колониальная знать. Из серии «Парад». 1929 г.
Холст, масло. 80 х 66,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1928. Семья. Бум, акв. 44.5 x 30.5 cm. ЧС (470x700, 111Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семья. 1928 г. Бумага, акварель. 44,5 x 30,5 см.
Частное собрание.

1927 Купальщица. Крым (516x700, 167Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Купальщица. Из серии «Крым». 1927 г. Бумага, акварель.

1920-е Бум, акв. (506x700, 118Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Пляж. Из серии «Крым». 1926 г.
Бумага, акварель. 38,5 х 27,5 см. Частное собрание.

ФОТО Афиша 2-й выставки ОСТ. Москва, ГИМ, 1926 г (489x700, 149Kb)
Афиша 2-й выставки ОСТ. Москва, Государственный исторический музей, 1926 г.

В 1925 году Тышлер вступает в Общество станковистов (ОСТ) во главе с Давидом Штеренбергом и участвует во 2-й, 3-й и 4-й выставках, кроме первой (1926-1928).
В середине 1920-х гг. у Тышлера в творчестве преобладает «расстрельная» тематика («Расстрел в конюшне», «Расстрел в Крыму», «Расстрел ночью», «Бойня» - все на бумаге тушью). Начало «долгоиграющей» серии «Махновщина» в графическом и живописном вариантах. Рисует странствующих персонажей: продавцов (серия «Продавцы»), бондарей (серия «Бондари»), жонглеров, музыкантов… Знакомится с Вс. Мейерхольдом, А. Таировым, С. Михоэлсом, А. Ахматовой, Б. Барнетом. Сотрудничает с издательствами. В 1925 иллюстрировал первые буквари на языках, не имевших до революции письменности, - калмыцком, мордовском, татарском, идише. Делал иллюстрации к произведениям А.Б. Мариенгофа (1926), С.А. Есенина (1927), В.В. Маяковского (1931). Создал серию рисунков к фильму Г.Л. Рошаля «Зори Парижа» (1937).
Уже в 1925 году Тышлер подвергся критике за «отрицание реальности и субъективизм».

1928 Антисемитизм. Сознательная контрреволюция. Антисемит - наш классовый враг. Плакат. Офсет (700x530, 207Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Антисемитизм. Сознательная контрреволюция. Антисемит - наш классовый враг.
1928 г. Плакат. Офсет. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Нарком А.В. Луначарский в отличие от многих, начинающего Тышлера принял и поддержал. Посетив в 1926 году Вторую выставку ОСТа (где, кстати, выставлялись «расстрельные» тышлеровские работы, но также и странствующие «продавцы», «жонглеры», «музыканты»), он написал о художнике вполне доброжелательно: «Нет никакого сомнения, что А. Тышлер не только обладает значительным внешним мастерством, но каким-то большим зарядом совершенно самобытной поэзии. Но это глубокая и как бы метафизическая лирика весьма смутно доходит до зрителя. Ее не только нельзя передать на словах - ее нельзя и почувствовать, можно только предчувствовать ее».

1928 Портрет Анастасии Степановны Тышлер. Х, м. 78.6×69.8 см. ГМИИ, ОЛК (613x700, 147Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Анастасии Степановны Тышлер. 1928 г.
Холст, масло. 78,6 х 69,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1928 Из «Лирического цикла», № 1. Х, м. 61×70 см. ГТГ (518x700, 146Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из Лирического цикла», № 1. 1928 г. Холст, масло. 61 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В «Лирическом цикле» 1928 года и других полотнах того времени Тышлер создавал, по словам Эфроса, непроницаемые для рационального истолкования «композиции из плетёных корзин, женских тел и звериных голов». Затем художник начинает работу над сериями «Семейный портрет» (которая впоследствии вольется в серию «Соседи моего детства»), «Гражданская война», «Парад», «Самодеятельный театр».

1928 Лирический цикл № 2. Х, м. 73×55 см. ГМИИ им.Пушкина (526x700, 163Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из «Лирического цикла», № 2. 1928 г. Холст, масло. 73 х 55 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1928 Из лирического цикла. № 5. Х, м. 73×55 см. MAGMA (540x700, 203Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Из «Лирического цикла», № 5. 1928 г. Холст, масло. 73 х 55 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.

1928 Сакко и Ванцетти. Х, м. 82 х 65. ГТГ (517x700, 183Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сакко и Ванцетти. 1928 г. Холст, масло. 82 х 65 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Никола Сакко (189-1927) и Бартоломео Ванцетти (1888-1927) - участники движения за права рабочих, рабочие-анархисты. Выходцы из Италии, проживавшие в США. В 1920 году они были спорно обвинены в убийстве и вооруженном ограблении. Семь лет спустя казнены на электрическом стуле в тюрьме штата Чарльзтаун. Я хорошо помню, как в СССР выпускали карандаши на фабрике имени Сакко и Ванцетти.

карандаши на фабрике имени Сакко и Ванцетти (2) (700x466, 113Kb)
Карандаши фабрики имени Сакко и Ванцетти, Москва.

1927 Рог изобилия. Х. м. (660x700, 255Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Рог изобилия. 1927 г. Холст, масло. Луганский художественный музей, ЛНР.

1929 Евреи на земле. Серия «Евреи на земле». Бум, акв. (700x553, 112Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Евреи на земле. Серия «Евреи на земле». 1929 г. Бумага, акварель.

1929 Девушка с клеткой. Х, м.  88,8х70,8 см. Тверская КГ (561x700, 197Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с клеткой. 1929 г. Холст, масло. 88,8 х 70,8 см.
Тверская областная картинная галерея.

1930 Постановили снять чадру. Серия «Батум». Бум, акв. ГТГ (700x521, 149Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Постановили снять чадру. Серия «Батум». 1930 г. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1929 Пейзаж. Х, м. 17.8 x 26.7 cm. Russian Art Salon, Нью-Йорк. Цена 10.000 дол (700x487, 131Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Пейзаж. 1929 г. Холст, масло. 17,8 x 26,7 см. Аукцион Russian Art Salon,
Нью-Йорк. Цена $10.000 дол.

1930-е Александр Тышлер в молодости (521x700, 80Kb)
Александр Григорьевич Тышлер. Фотография 1930-е гг.

В 1927 году Александр Тышлер дебютировал как театральный художник, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре (БелГОСЕТ) в Минске. Среди спектаклей, оформленных Тышлером, числится драматический памфлет в 11 картинах Самуила Годинера «Джим Куперкоп», постановка Л. Литвинова, композитор В. Шебалин. Премьера состоялась 15 февраля 1930 г. Еще одна минская постановка - «Нафтоли Ботвин» А. Вевьорки (1927; музыка Б. Понизовского). В 1930-х годах Тышлер работал в Москве, сотрудничал со многими столичными, ленинградскими театрами; с 1935 года оформлял спектакли Московского еврейского театра (ГОСЕТ), в том числе пьесу Лопе де Вега «Овечий источник» и др.

1932 Илл. из книги А. Бассехеса. (700x496, 148Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к спектаклю в белорусском театре ГОСЕТ. Минск, 1932 г.

1932 Декоративный занавес у спектаклю Глухой в белорусском Госете (700x490, 96Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Декоративный занавес к спектаклю «Глухой» по рассказу Д. Бергельсона
в белорусском ГОСЕТЕе. Минск, 1929 г.

1932 Макет к 1 картине постановки Чапаева в Еврейскот театре. (700x491, 122Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Макет к 1 картине постановки «Чапаева». 1932 г.
Первая постановка пьесы по знаменитой повести Д. Фурманова была осуществлена в театре МОСПС
(позднее Театр им. Моссовета) 21 марта 1930 г., задолго до экранизации братьев Васильевых.

1930 Эскиз костюма Исаева-Петьки к спектаклю «Чапаев» (400x625, 93Kb)1930 Эскиз костюма Чапаевца к спектаклю «Чапаев» (405x625, 88Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Эскиз костюма Исаева-Петьки к спектаклю «Чапаев». 1930 г. Бумага, акварель. 51,3х33,2 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл., 2013 г. Эстимейт 240 000 – 500 000 р. 2. Эскиз костюма Чапаевца к спектаклю «Чапаев». 1930 г. Бумага, акварель.
1930 Эскиз костюма Попова для актера С. В. Кавронского к спектаклю «Чапаев» (409x625, 85Kb)1933-1934 Илья Сельвинский - Улялаевщина. 3-е изд. М. ГИХЛ, ОГИЗ. Илл. 1 (396x625, 83Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). 3. Эскиз костюма Попова для актера С. В. Кавронского к спектаклю «Чапаев». 1930 г. Бумага, акварель. 4. Иллюстрация к поэме Ильи Сельвинского «Улялаевщина». 3-е изд. М. ГИХЛ, ОГИЗ. 1933-1934 гг.

1930 Сцена на фоне южного  пейзажа. Белорус. ГОСЕТ Реж. А.В. Айзенберг. Бум, акв. (574x700, 119Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сцена на фоне южного пейзажа. Набросок к спектаклю
по пьесе И. Добрушина «62-й участок». Белорусский ГОСЕТ. Режиссер А.В. Айзенберг.
Минск, 1930 г. Бумага, акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Праздник урожая. Х, м. 85х102,5. Кемеровский ГМИИ Кузбасса (700x574, 164Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Праздник урожая. 1934 г. Холст, масло. 85 х 102,5 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

1932 Праздник урожая. Х, м. 84.2×103 см. МАГМА (700x579, 114Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Праздник урожая. 1932 г. Холст, масло. 84,2 х 103 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.

1934 Женщина с корзиной на голове на фоне пейзажа. (700x585, 117Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина с корзиной на голове на фоне пейзажа. Из серии «Материнство».
1934 г. Холст, масло.

1932 Материнство. Серия Материнство. Х, м. 91х78,3 см. ГМИИ (700x595, 96Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Материнство. Из серии «Материнство». 1932 г. Холст, масло. 91 х 78,3 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1932 Семейный портрет. Из серии «Евреи на земле». Х, м. 69.5×84.3 см. MAGMA (700x566, 110Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Семейный портрет. Из серии «Евреи на земле». 1932 г. Холст, масло. 69,5 х 84,3 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.

1934 Ожидание Современная серенада. Х., м. (700x594, 160Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Ожидание. Современная серенада. 1934 г. Холст, масло.

1932 Спектакль в стиле милитари. Холст, масло. 84,5х102,5. (700x576, 113Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Спектакль в стиле милитари. 1932 г. Холст, масло. 84,5 х 102,5 см.

1932 Танец с красным знаменем. Х, м. 79x91. ГТГ (700x458, 91Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Танец с красным знаменем. 1932 г. Холст, масло. 79 x 91 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1932 Сельсовет. (547x700, 128Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Сельсовет. 1932 г. Холст, масло.
Иллюстрация из альбома К.А. Светлякова, 2007 г.

1932 Проект фонтана в Москве на площади Маяковского (ныне Триумфальной). Бум, акв, гуашь (497x700, 100Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Проект фонтана в Москве на площади Маяковского
(ныне Триумфальной). 1932 г. Бумага, акварель, гуашь.

1930-е Тышлер (395x700, 47Kb)
Александр Григорьевич Тышлер. Фотография 1930-е гг.

Летом 1930 года Тышлер отправляется в творческую командировку в Одессу и Батуми в сопровождении Т. Аристарховой. Создает серию акварелей «Батуми».
В 1930–1932 гг. рисует карандашные и акварельные иллюстрации к стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: «Маяковский и лошадь», «Хорошее отношение к лошадям».
23 июня 1931 года рождается сын Александр (от Т. Аристарховой). Отправляется в новую творческую командировку на Кавказ, послужившую созданию акварельной серии «Армения».
В 1931–1934 гг. работает сценографом в только что созданном цыганском театре «Ромэн». Оформляет спектакли М. Безлюдского «Жизнь на колесах» (1931), «Кармен» по новелле Проспера Мериме (1934) и др. Начинает живописную серию «Цыганы», работа над которой продлится до конца 1930-х и возобновится в конце 1950-х.
В 1932 году издается правительственный указ о расформировании всех художественных группировок, после которого Тышлер вступает в МОССХ (Московский союз советских художников). Пишет живописную серию «Материнство».

1930-е Женщина на дереве. Х, м. 65,5 х 65 см. (700x568, 184Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женщина на дереве. 1930-е гг. Холст, масло. 65,5 х 65 см.

1934 Женский портрет. Х, м. 65,5x55,5. ГРМ (599x700, 128Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Женский портрет. 1934 г. Холст, масло. 65,5 x 55,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 Дама с вуалью (2) (527x700, 148Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Дама с вуалью. 1935 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1930-е Девушка под кровлей. Вариация на тему Анастасии Тышлер. Х., м. (460x700, 86Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка под кровлей. Вариация на тему
Анастасии Тышлер. 1930-е гг. Холст, масло.

1934 Лунная ночь. ГМИИ Бишкек (568x700, 114Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Лунная ночь. 1934 г. Холст, масло. 64,8 х 54,6 см.
Киргизский государственный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек.

1932 Махно и махновцы (700x593, 186Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно и махновцы. Серия «Махновщина». 1932 г. Холст, масло.

1933 Махно перед зеркалом. Серия «Махновщина». Х, м. (2) (700x603, 119Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно перед зеркалом. Серия «Махновщина». 1933 г. Холст, масло.

1932 Прощание. Из серии Гражданская война. Х, м. 55 x 65. ГРМ (700x586, 136Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Прощание. Из серии «Гражданская война». 1932 г. Холст, масло. 55 x 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 Цыганы. Серия «Цыганы». Х, м. (700x565, 120Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цыганы. Серия «Цыганы». 1935 г. Холст, масло.

1935 Афиша ГОСЕТ. Король Лир. 2  (477x700, 110Kb)
Афиша спектакля «Король Лир» у. Шекспира в московском театре ГОСЕТ. 1935 г.

В 1932–1941 годы Тышлер работал в театрах Москвы, Ленинграда, Минска, в московских издательствах. Продолжает серии, начатых в конце 1920– 1930-х годах. Оформляет шекспировские спектакли «Ричард III» в Государственном Большом драматическом театре в Ленинграде и «Король Лир» в московском ГОСЕТе (обе премьеры состоялись в 1935-м году).
15 июля 1934 года в Минске рождается дочь Беллы от Симы Арончик.
В 1939 году Тышлер работает над сценографией оперы С. Прокофьева «Семен Котко» в оперном театре им. К.С. Станиславского. Режиссер спектакля Вс.Э. Мейерхольд арестован в ходе совместной работы. Премьера оперы в режиссуре С. Бирман состоялась летом 1940-го.
Вс. Мейерхольд был арестован 20 июня 1939 года и расстрелян 2 февраля 1940-го, а Тышлер получает орден «Знак Почета» в связи с 20-летним юбилеем ГОСЕТа и в 1940 году состоялась первая персональная выставка (совместно с И. Чайковым) в Еврейском музее в Одессе.

1935 Декорации к Гамлету. Комиссаржевка. Постановка не осуществлена (700x560, 165Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии «Гамлет» У. Шекспира в ленинградском
Театре имени В.Ф. Комиссаржевской. Постановка не осуществлена. 1935 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 Фрагмент макета к спектаклю «Король Лир» У. Шекспира (700x466, 127Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Фрагмент макета к спектаклю «Король Лир» У. Шекспира. 1935 г.

1935 Эскиз декорации к Шекспиру. Король Лир. (700x504, 187Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Король Лир». 1935 г.

1935 Король Лир. Макет единой декорационной установки. (700x435, 72Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Трагедия У. Шекспира «Король Лир». Макет единой
декорационной установки. 1935 г.

1935 Эскиз кост к пост Король лир У. Шекспира (491x700, 159Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз костюмов к трагедии У. Шекспира
«Король Лир». 1935 г.

1935 Эскиз декораций к трагедии У.Шекспира Ричард III (700x518, 163Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Ричард III». 1935 г.

1935 Эскиз декорации. Ричард III. Ленинград. ГБДТ. Бум,акв, кар. 42,2х54,5, ГЦТМ (700x546, 237Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Ричард III». Ленинград, ГБДТ.
1935 г. Бумага, акварель, карандаш. 42,2 х 54,5 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1935 Эскиз декора. Карт. на дереве, м. 48х74. Пензен КГ (700x439, 82Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации. 1935 г. Картон на дереве, масло. 48 х 74 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1935 На подмостках. (511x700, 224Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). На подмостках. 1935 г. Картон, масло.
Музей русского искусства, Ереван, Армения.

1936 Цыганка. Эскиз костюма актрисы Тимофеевой. Бум, акв. 33,9х25 см. Музей Соловцова, Тюменская обл (512x700, 105Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Цыганка. Эскиз костюма актрисы Тимофеевой. 1936 г.
Бумага, акварель. 33,9 х 25 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова,
Тюменская обл.
1936 ИЛЛЮСТРАЦИЯ А. Г. ТЫШЛЕРА К СТИХОТВОРЕНИЮ В. В. МАЯКОВСКОГО «ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»,  (433x700, 153Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского
«Хорошее отношение к лошадям». 1936 г.

1940-е Портрет Александра Тышлера работы Моисея Наппельбаума (2) (466x700, 81Kb)
Фотопортрет Александра Тышлера работы Моисея Наппельбаума. 1940-е гг.

В 1941–1943 годы Тышлер находился в эвакуации в Ташкенте с труппой ГОСЕТа. (С 1941- го по 1949-й год закрытия театра, Тышлер был главным художником ГОСЕТа.). Там же в выставочных залах ташкентского отделения Союза художников Узбекской ССР проходит вторая персональная выставка (без каталога). В Ташкенте Тышлер знакомится с искусствоведом Флорой Сыркиной, будущей второй женой. Получает звание Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР за работу в узбекских театрах.
В Ташкенте ему не раз позировала Анна Ахматова. По возвращении в Москву жил с супругой Анастасией Степановной (урожд. Гроздова) в квартире на Мясницкой, а с 1950-х – в Доме художников на Верхней Масловке.

1937 Смерть командира № 1. Серия «Гражданская война». Х, м. (700x572, 159Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Смерть командира № 1. Серия «Гражданская война». 1937 г. Холст, масло.

1937 Смерть командира. (700x616, 137Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Смерть командира №2. Серия «Гражданская война». 1937 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1936 Колчаковский фронт. Иисусовы полки (700x587, 147Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Колчаковский фронт. Иисусовы полки. Серия «Гражданская война».
1936 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1936 Юные красноармейцы читают газеты. Та же серия ГРМ (700x580, 142Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Юные красноармейцы читают газеты. Серия «Гражданская война».
1936 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е Красноармеец в бурке, из серии Гражданская война. Х, м. 55х64,5. ХМ Кузбасса (700x588, 157Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Красноармеец в бурке. Серия «Гражданская война». 1930-е гг.
Холст, масло. 55 х 64,5 см. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

1940-е Всадница (700x528, 194Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Всадница. 1930-е гг. Холст, масло.

1938 Свидание. Х, м. 64,5х54,7 см. Тверская КГ (598x700, 148Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Свидание. Серия «Гражданская война». 1938 г.
Холст, масло. 64,5 х 54,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1937 Нестор Махно на белой лошади. Х, м. ГМИИ (700x631, 134Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Нестор Махно на белой лошади. Из серии «Махновщина». 1937 г.
Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Тышлер говорил, что не надо смешивать серии «Махновщина» и «Гражданская война», это, как говорят в Одессе,
две большие разницы.

1933 Махно перед бандой. Х, м. 55,5 x 65. ГРМ (700x603, 150Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Махно перед бандой. Серия «Махновщина». 1939 г. Холст, масло. 55,5 x 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1936 Свидание. Х, м. 70×90 см MAGMA (700x541, 96Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Свидание. 1936 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Музей искусства авангарда (MAGMA), Москва.

1937 Девушка с бокалами. Х, м. 79.5×70 см. Тульский ХМ (583x700, 155Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Девушка с бокалами. По эскизу 1920-х гг. 1937 г.
Холст, масло. 79,5 х 70 см. Тульский музей изобразительных искусств.

1938 Невеста. Из серии Невеста (593x700, 158Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Невеста. Из серии «Невеста». 1938 г.

1938  Монах и девушка (ПО МОТИВАМ СТАТУЭТКИ ГАРДНЕРА). Из серии Похищение Европы. Масло.  (700x595, 159Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Монах и девушка (по мотивам статуэтки Гарднера). Из серии «Похищение Европы».
1938 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Сатирические фарфоровые фигурки «Монах, несущий девушку в снопе» были выпущены на заводах Гарднера
и Н.С. Храпунова в 1818-1819 гг. в России.

1940-е Офелия (429x600, 100Kb)1944 Голова Отелло. Эскиз образа. Бум, кар. (370x600, 64Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Офелия. 2. Голова Отелло. Эскиз образа. 1944 г. Бумага, карандаш.
Отелло и Офелия - пьеса в одном действии с прологом и эпилогом по мотивам У. Шекспира.

1939 Profil einer Frau mit exotischer Kopfbedeckung (449x700, 165Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Профиль женщины в экзотическом головном уборе. 1939 г.

1940-е Портрет Насти, жены художника. Бум, гуашь, 40,5х54,3 см. (506x700, 126Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Портрет Насти Тышлер, жены художника. 1940-е гг.
Бумага, гуашь. 40,5 х 54,3 см.

В 1945году Тышлер получает Сталинскую премию за оформление спектакля «Фрейлехс» по пьесе Э. Шнеера (Окуня) в ГОСЕТе.
В 1947 году декорирует оперу В. Мурадели «Великая дружба» в Малом оперном театре в Ленинграде (режиссер Э. Каплан). Первоначально опера получила официальное одобрение. Дмитрий Шостакович, вспоминая в 1960 году московскую премьеру, говорил, что опера была вполне удовлетворительной как по постановке, так и по исполнению. Первые два выступления в Большом театре прошли успешно. Но 5 января 1948 года на третий спектакль пришёл И. В. Сталин в сопровождении других членов Политбюро. После этого визита опера была запрещена и осуждена специальным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года. Утверждалось, что опера искажает тему дружбы народов СССР и является проявлением формализма в музыке.
1948 Постановление об опере Мурадели Великая дружба (700x525, 117Kb)
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» Вано Мурадели от 10 февраля 1948 года.

1943 Анны Андреевны Ахматовой. Бум, кар. Муз АА в Фонтан доме (400x575, 98Kb)1943 Анна Ахматова_43 (396x575, 77Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1. Анна Андреевна Ахматова. 1943 г. Бумага, карандаш. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург. 2. Анна Ахматова. 1943 г.

Карандашные портреты Ахматовой - из лучших в ее богатой иконографии. Тышлеру удалось создать очень простой, без обычных для него фантастических деталей, но невероятно поэтичный, молодой, детски безыскусный образ поэтессы. Его вдохновила «тишина», которую она излучала в очень «громкой», насквозь пропитанной бытом, обстановке ее ташкентского жилья, где соседи беспрестанно просили у нее то сахар, то яйцо. Сама Ахматова, которой художник отдал лучшие портреты, оценила их очень высоко (что не помешало ей позднее, по свидетельству Евгения Рейна, вооружившись карандашом и ластиком, уменьшить горбинку на своем носу на знаменитом профильном портрете).
1943 Портрет Анны Ахматовой (382x575, 87Kb)1943 Портрет Анны Андреевны Ахматовой. Бум, кар. 29,5 х 23 см. ГЛМ (428x575, 89Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). 3. Портрет Анны Ахматовой. 1943 г. 4. Портрет Анны Ахматовой. 1943 г. Бумага, карандаш. 29,5х23 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля.

1943 Эскиз занавеса. Левая половина. Заколдованный портной. Карт, темп. 27,8х21,3.ГЦ ТМ (400x520, 94Kb)1943 Эскиз занавеса. Правая половина. Заколдованный портной. Карт, темп. 27,8х21,3. ГЦ ТМ (400x520, 105Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1-2. Эскиз занавеса к пьесе Шолома-Алейхема «Заколдованный портной». Левая и правая половины. 1943 г. Картон, темпера. 27,8х21,3 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1945 Экиз постановки А.С. Пушкина A Feast During the Plague (700x448, 90Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз мизансцены к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы». 1945 г.

1947 Эскиз мизансцены. Свадебный обряд. Фрейлехс. Москва,(ГОСЕТ) Карт, гуашь, акв.70х57.ГЦТМ (553x700, 169Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз мизансцены. Свадебный обряд. спектакль «Фрейлехс»
по пьесе Э. Шнеера (Окуня) в ГОСЕТе. Москва, 1947 г. Картон, гуашь, акварель.70 х 57 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1946 Продавец стульев. Карт, акв. Пермская ХГ (539x700, 146Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Продавец стульев. 1946 г. Картон, акварель.
Пермская государственная художественная галерея.

1944 Каприччо. Бум, акв, кар. ГМИИ (492x700, 105Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Каприччо. 1944 г. Бумага, акварель, карандаш.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1946 Флора на диване. Бум, кар. (570x700, 107Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Флора на диване. 1946 г. Бумага, карандаш.

В 1943 году у Тышлера начинается новый роман, подсвечиваемый незримым пламенем. Это пламя любви. За ним стоит молодая девушка, интеллектуалка и «книжница», рыжеволосая красавица, с которой он познакомился в Ташкенте. Судя по всему, именно в 1943 году она ответила ему взаимностью, а познакомились они в 1942-м. В 1943 году ей было 23 года, она на 22 года младше Тышлера. Это Флора Сыркина, искусствовед, окончила МГУ в 1941 году, будущая вторая жена и автор будущей монографии о Тышлере (М., 1966). Интересно, что Флора летом 1946 года, еще до постановления ЦК, тяжело ударившего по Ахматовой, посетила ее в Ленинграде в Фонтанном доме. Ахматова ее не знала, но дала ей переписать рукопись «Поэмы без героя» и на следующий день, когда Флора вернула рукопись, подарила ей свою фотографию в виде карточной «пиковой дамы» с дружеской надписью. По всему видно, что двери ахматовского дома открылись перед Флорой благодаря «магическому» имени - Тышлер.

1948 Осенний пейзаж. Картон, масло 30,5 х 42,5 см. СОВКОМ 2010. Эстим. 600.000-1.000.000 руб (700x492, 141Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Осенний пейзаж. 1948 г. Картон, масло. 30,5 х 42,5 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2010 г. Эстимейт. 600.000 - 1.000.000 руб.

1949 Вечерний городской пейзаж (река Протва под Москвой). Карт, м. 34.5 x 40 см. Сотбис Лондон 2013. Эстим 18,000 - 25,000 GBP ф  (700x586, 139Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Вечерний городской пейзаж (река Протва под Москвой). 1949 г.
Картон, масло. 34,5 x 40 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 18.000-25.000 фунтов.

1949 Портрет Лили Брик. (412x530, 91Kb)1949 Портрет Лили Брик 2. (386x530, 113Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). 1 и 2. Портрет Лили Брик. 1948 г. Чудеса фотошопа!

1950-е Автопортрет. ГРМ (571x700, 95Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Автопортрет. 1950 г. С авторской шутливой подписью:
«Вот вам новинка – у Тышлера свинка». 9.Х.1950 г.

На деньги от Сталинской премии Тышлер купил в своей любимой Верее, в Московской области участок земли и в 1950 году построил там по собственному проекту дом, где начинает проводить большую часть года. Пишет метафизические «Виды Вереи» и нематериальные натюрморты. Создает серию деревянных скульптур «Дриады», «Невесты», «Девушки», которую продолжает до последних лет жизни.
В 1954 году оформляет трагедию «Гамлет» У. Шекспира для Ленинградского драматического театра в Пассаже. Постановка не осуществлена.

1949 Эскиз декорации к спектаклю За вторым фронтом (пьеса В. Собко) Х, м. 55,5x65,5. ГТГ (700x597, 148Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации к спектаклю «За вторым фронтом» по пьесе В. Собко. 1949 г.
Холст, масло. 55,5 x 65,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Постановка пьесы «За вторым фронтом» украинского советского писателя, лауреата Сталинской премии Вадима Собко (1912-1981) впервые была осуществлена в 1949 году на сцене Центрального театра Красной Армии (ныне ЦТСА) в Москве.

1949 Эскиз декорации. Американский лагерь. За вторым фронтом. Москва, Центральный театр Красной армии. Карт, темп, каран. 44,5х64,4. ГЦТМ (700x511, 113Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Эскиз декорации. Американский лагерь. По пьесе «За вторым фронтом» В. Собко.
Москва, Центральный театр Красной армии. 1949 г. Картон, темпера, карандаш. 44,5 х 64,4 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1950-1980 Фашизм. Х, м. 73х64. Пензен КГ (700x598, 120Kb)
А.Г. Тышлер (1898-1980). Фашизм. Холст, масло. 1950-1980 гг. Холст, масло. 73 х 64 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

В 1949 году театр ГОСЕТ был официально закрыт, а большинство его членов были арестованы и впоследствии казнены (август 1952 года). Актер и режиссер Михоэлс был убит в Минске еще раньше 13 января 1948 года. Сам Тышлер в год закрытия еврейского театра сумел сделать очень важное и благородное дело - спасти бесхозные панно Марка Шагала, украшавшие фойе театра на Малой Бронной. Где он их держал целый год, можно только гадать, но в 1950 году он их тайно передал в Третьяковку, где их поместили в глухие запасники. Мне рассказывали, как критик Александр Каменский разыскивал их в этих запасниках перед приездом в Москву Шагала в 1973 году. Последний художник ГОСЕТа протянул руку помощи - первому. А пока что Тышлер опустошен и бесконечно несчастен. Судьба вновь уберегла его от тюрьмы…

1940-еТышлер. ГЦТМ (496x700, 68Kb)
Александр Тышлер. Фотография 1940-е гг.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 440-441, 452-453.

Мелитополец Александр Тышлер – великий художник, который наносил на холст свои детские сны



(Продолжение следует)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ ТЫШЛЕР (1898-1980), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»