Александр Аркадьевич Лабас (1900-1983) имел «свою тему в искусстве» и свой легко узнаваемый творческий почерк. Расцвет его искусства приходится на вторую половину 1920-х - начало 1930-х годов и связан с деятельностью ОСТа. Однако и после распада «Общества станковистов», случившегося на волне борьбы с «формализмом», Лабас сохранил верность своей манере в живописи и графике, продолжая работать в ней вплоть до конца жизни. В большинстве его произведений мастерски передан ритм жизни советской России 1920-х годов. Особое пристрастие художник имел к изображению самолетов и дирижаблей, которые только-только начали входить в жизнь молодой республики. Среди всех художников-ОСТовцев Лабас - наиболее эмоциональный. Он не пользовался гротеском для заострения образа, эмоциональное начало его работ выражается ритмами цветовых пятен, стремительной динамикой мазка кисти, будь то масло, темпера или акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1950-е гг. Холст, масло.
После Великой Отечественной войны Лабас продолжал писать Москву, в том числе подземные станции метро с возносящимися вверх эскалаторами, работал в качестве книжного иллюстратора (в частности, выполнил графические композиции к роману Томаса Манна «Иосиф и его братья»). Однако наиболее совершенными представляются созданные в тот период акварельные серии с изображениями Крыма, Прибалтики и Подмосковья. В этих образах уже нет открытого визионерства 1920-х и начала 1930-х годов, но они несут в себе главные особенности видения художника и пленяют необычайной свежестью и красотой живописного решения.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва вечером. 1951 г. Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Летом в городе. 1950-е гг. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Этюд. 1950-е гг. Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). У светофора. 1951 г. Бумага, акварель. 49,3 x 59,5 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Май. Дождливый вечер. 1951 г. Холст, масло. 46 х 62 см.
А.А. Лабас (1900-1983). Женщина в зеленом плаще. Эскиз к картине
«Май. Дождливый вечер». Из серии «Портреты». Вариант №2. 1951 г.
Бумага, акварель. 51 х 36,5 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Прогулка. 1950-е гг. Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Вид с балкона на Кремлевскую набережную. 1954 г. Холст, масло. 60 х 80,7 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.А. Лабас (1900-1983). Вечер в городе. 1955 г. Бумага, акварель. 30,5 х 40,2 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2018 г. Эстимейт $1.500 – 3.000 дол.
А.А. Лабас (1900-1983). Улица Горького. Летний вечер. Из серии «Москва». 1955 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Пешеходный переход на улице Кирова. Из серии «Москва». 1955 г.
А.А. Лабас (1900-1983). В метро. Из серии «Москва». 1954 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Вид из окна. Из серии «Москва». 1956 г.
Бумага, акварель, гуашь. 59,7 x 41,5 см. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1950-е гг. Бумага, акварель.
В 1950 году панорамы Лабаса «Днепрогэс», «Комсомольск-на-Амуре», «Артек», «Метрополитен» экспонируются в Москве на выставке «История комсомола».
В 1953 году после смерти В.Е. Татлина Лабас переезжает в его мастерскую в Доме художников. Приступает к работе над новыми панорамами, заказанными для ВСХВ, возобновившей работу в 1954 году. Отдыхает в Коктебеле и пишет серию под одноименным названием «Коктебель». Продолжает бесконечную серию любимой «Москвы».
А.А. Лабас (1900-1983). Коктебель. Вера. 1955 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Коктебель. Поселок и горы. 1954 г. Холст, масло. 55,2 х 81,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.А. Лабас (1900-1983). Коктебель. Загорают. 1954 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Коктебель. На берегу моря. 1954 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Коктебель. Две фигуры на берегу. 1956 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Прачки. 1952 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Теплоход на пристани. 1955 г. Холст, масло. 37,5 х 47 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 25.000 - 30.000 фунтов.
А.А. Лабас (1900-1983). Моряки в Москве. 1956 г. Бумага, акварель. 43,5 х 64 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г. Эстимейт GBP 3.000 - 5.000 фунтов.
А.А. Лабас (1900-1983). Московский зоопарк. 1958 г. Бумага, акварель, белила. 33 х 44 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Пешеходы и машины. 1957 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «Рисунки-наброски». 1955 г. Бумага, акварель. 18 х 27,7 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Прогулка. 1957 г. Бумага, акварель. 47 х 43 см. Галерея «Веллум», Москва.
Реабилитация Абрама Аркадьевича Лабаса.1956 г.
В 1956 году был реабилитирован брат Александра, Абрам Аркадьевич Лабас. Абрам Аркадьевич Лабас (27.07.1897 — 10.09.1937) был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Определением Военной коллегии реабилитирован 18 августа 1956 г. Семья художника получила в государственных органах архивное дело Абрама Лабаса и передала все копии в общество Мемориал.
В 1957 году Александр Лабас участвует в работе Международной студии скульптуры и рисунка, организованной в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Начинает вести дневник.
В 1958 году заканчивает последнюю из своих панорам - «Разрушенный и возрожденный Сталинград» для Всемирной выставки в Брюсселе. Создает серию «Завод» (1958).
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет на сером фоне. 1951 г.
Бумага, акварель, тушь.
А.А. Лабас (1900-1983). На медеплавильном заводе. Из серии «Завод». 1958 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). В цеху. Из серии «Завод». 1958 г. Бумага, акварель, темпера.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Рабочие в цеху. Из серии «Завод». 1958 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). В работе. Из серии «Завод». 1958 г.
А.А. Лабас (1900-1983). У станка. Из серии «Завод». 1958 г. Челябинский трубопрокатный завод.
А.А. Лабас (1900-1983). Сталевар. Из серии «Завод». 1958 г. Челябинский трубопрокатный завод.
А.А. Лабас (1900-1983). Гости из Африки. Серия «Фестиваль». Вариант. 1958 г. Бумага, акварель. 46 х 64 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Доярка. Серия «Портреты». 1959 г.
Бумага, акварель, белила. 43,5 x 32 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Негритянка. Серия «Фестиваль». 1957 г.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. На улице. 1959 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Люди в метро. 1959 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). В метро осенью. Серия «Москва». 1959 г. Бумага, акварель, белила. 29,7 х 42 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. В метро осенью. 1959 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет на синем фоне. 1950-е гг.
Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас
Творчество Александра Лабаса было хорошо известно за рубежом. Начиная с 1920-х годов Лабас часто экспонировал свои произведения, при этом, будучи участником крупнейших зарубежных выставок, сам художник за границу никогда не выезжал. Делал панорамы и диорамы для Советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937), Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), для Главного павильона ВСХВ (1938-1941). В 1920-е - начале 1930-х годов активный участник международных выставок (XVII Венецианская биеннале, Италия, 1930; ХХХ Международная выставка живописи в США - Питсбург, Балтимор, Сент-Луис, 1931), выставки в Голландии, Германии, Швеции, Латвии, Швейцарии, Англии, Южной Африке, Франции, Японии, Испании.
А.А. Лабас (1900-1983). Артек. Эскиз витража для Выставки достижений
Советской науки, техники и культуры в Нью-Йорке. 1959 г.
Одновременно в Москве, в парке Сокольники летом 1959 года проходила
Американская национальная выставка.
А.А. Лабас (1900-1983). Ленин в Октябре. Из серии «Октябрь». 1953 г.
Холст, масло. 101,5 х 74 см. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). В.И. Ленин. Серия «Октябрь». 1969 г.
Бумага, акварель, темпера. 71 х 50 см.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
А.А. Лабас (1900-1983). Ленин на броневике. Лист из серии «Октябрь». Эскиз. 1953 г.
Бумага, графитный карандаш. 41 х 39,7 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Демонстрация. 1958 г. Бумага, акварель, 26,4 х 43 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2018 г.
А.А. Лабас (1900-1983). В атаке. 1956 г. Фонд Александра Лабаса.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Бой на улице. 1954 г. 2. Без названия (У стен Кремля). 1957 г.
Оба - Фонд Александра Лабаса.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. На паровозе. Серия «Октябрь». 1969 г. Бумага, акварель, темпера. 62,4х44,4 см. Оренбургский областной музей изобразительных искусств. 2. На паровозе. Вариант IV. 1967 г. Бумага, акварель, белила. 64,4х44 см. Новокузнецкий художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). В октябре 1917-го. Серия «Октябрь». 1969 г.
Бумага, акварель, темпера. 62,8 х 49,5 см.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
А.А. Лабас (1900-1983). В бою. 1969 г. Холст, масло. 141 х 99 см.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). В бою. 1959 г. Бумага, акварель, темпера. 67,6 х 64,4 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
А.А. Лабас (1900-1983). Штурм. Из серии «Октябрь». 1957 г.
Бумага, акварель. 62,2 x 44 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
Эстимейт $5.500 – 6.000 дол.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «Движение». 1958 г. Бумага, цветные карандаши, пастель. 28 х 37 см.
Галерея «Веллум», Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Смерть. Вариант 1. 1957 г. Бумага, акварель.
Государственный музей Востока, Москва.
Мария Волошина, Леони Нойман и Александр Лабас. Коктебель, 1953 г.
С конца 1950-х Лабас вновь обращается к беспредметному творчеству, воспроизводя утраченные работы 1920-х годов. Создает беспредметную серию «Цветовая композиция» (1959).
Цикл «Цветовые композиции», большинство рисунков которого построено на взаимодействии цветных пятен, кругов и витиеватых линий, напоминает о причудливости и непредсказуемости человеческой мысли. В этих работах природа, и шире – космос, окружают людей, делают их частью единого мира. Портреты, танцующие, сидящие, спящие, плавающие в невесомости фигуры попадают в некие параллельные вселенные, наполненные светлыми грезами.
В 1961 году Лабас наконец получает отдельную квартиру. Путешествует в Крым и пишет серию «Ялта».
В 1963 году едет в советскую Прибалтику, где рисует серию «Таллин».
А.А. Лабас (1900-1983). Без имени (Фантастическая композиция). 1921 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Композиция с объемными кругами и линиями. 1956 г. Картон, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Цветовая композиция (1). 1959 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Цветовая композиция (2). 1959 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Нины Ангаровой. 1950-е гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет М. Либерман. 1952 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Лена. 1958 г. Холст, масло. 82 x 56 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Почтальон. 1957 г. Фонд Лабаса и Леони Нойман.
А.А. Лабас (1900-1983). Женщина у реки. Из серии «Портреты». 1958 г.
Бумага, акварель, 41 х 29 см. Дом антикварной книги – аукцион «В Никитском»,
Москва, 2020 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет археолога В. Шульц. 1954 г.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет археолога, профессора П.Н. Шульца (1900-1983).
1958 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Советский историк А.Г. Габричевский (1891-1968). 1955 г.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Американский пианист Ван Клиберн (1934-2013). Набросок. 1958 г.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Александр Лабас с Гильдой Ангаровой на даче. Фотография 1950-е гг.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Гильды Ангаровой (1908-1999). 1961 г.
В монографии о художнике, которую Евгении Буториной приходилось с таким трудом «пробивать» в середине 1970-х годов (издана в Москве в 1979 г.), о многом не полагалось говорить вслух. Поэтому за словами о том, что в работах 1930-х художнику удается передать «ощущение неустойчивости и зыбкости человеческого существования», что «на смену острому ощущению событий, свойственному прежде каждой картине художника, приходит некоторая успокоенность», что колорит стал менее интенсивным и оригинальное «„лабасовское“ пространство» постепенно исчезло, читатель искал и находил скрывавшийся за общими искусствоведческими характеристиками смысл. Не мог же автор открытым текстом написать, что Александр Лабас был братом врага народа, жил в гражданском браке с немкой и регулярно встречался с иностранцами. Что у него в мастерской бывал соратник генерала де Голля, отвечавший в его партии за идеологию и пропаганду, Андре Мальро, пытавшийся устроить ему выставку в Париже, и Жан Ришар Блок приходил, и с Леоном Муссинаком он ставил спектакль. И с Альбером Марке встречался, когда тот приезжал, и с Рабиндранатом Тагором (правда, не дома, а в ВОКСе - Всесоюзном обществе культурной связи с заграницей - и в Государственном музее нового западного искусства).
А.А. Лабас (1900-1983). Юлий Лабас и Леони Нойман-Лабас. 1960 г. Фонд Александра Лабаса и Раисы Идельсон.
А.А. Лабас (1900-1983). Леони за столом. 1959 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Юлий Лабас. 1960-е гг. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. 1960-е гг. Холст на картоне, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. В поездке. 1962 г. Бумага, акварель, темпера, белила. 43 х 64,2 см.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Из машины. Улица. 1961 г. Картон, масло. 49 х 69 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
А.А. Лабас (1900-1983). На пути к Москве. 1961 г. Холст на картоне, масло. 49 х 70 см. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Улица Горького вечером. Из серии «Москва». 1962 г. Картон, масло. 50 х 70 см.
Томский областной художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. На улице. 1960-е гг. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Подмосковье. Домик на озере. Вариант. 1960 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Подмосковье. Девочка. Вариант. 1960-е гг.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Пейзаж с мальчиком. 1960-е гг. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Подмосковье. 1962 г. Бумага, монотипия. 42 х 30 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2022 г. Цена 145.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет в желтом. 1959 г.
Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
И Анри Барбюс писал Лабасу письма, предлагая напечатать работы в «Le Mond», где был редактором (встретиться они не успели: Барбюс приехал писать биографию Сталина, но заболел и в августе 1935 года скончался от пневмонии - Лабас рисовал его уже лежащим в гробу). А еще к нему приходили Диего Ривера и архитектор Андре Люрса, брат знаменитого французского художника, в 1930-х годах работавший в Москве. Все вышеперечисленные деятели искусств либо сочувствовали коммунистам, либо вступили в компартию, как Генрих Фогелер (1872-1942). Немецкий художник, друг Рильке и один из основоположников югендстиля, в момент духовного кризиса уверовал в идеи социализма и после нескольких поездок в Советскую Россию переселился туда окончательно. Оставив в Германии жену и дочерей, Фогелер женился на дочери Юлиана Мархлевского, с семьей которого еще со вхутемасовских времен был дружен Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Ялта. Набережная. 1962 г. Холст на картоне, масло. 50 х 70 см.
Долгопрудненский историко-художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Ялта. Пирс. Летом. 1961 г. Холст на картоне, масло. 59,5 x 69,5 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). В порту. Из серии «Ялта». 1961 г. Холст на картоне, масло, 48,5 х 70 см.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Ялта. Теплоход «Россия». 1961 г. Холст, масло. 70 x 50 см.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
А.А. Лабас (1900-1983). Подмосковье. На берегу. 1960 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). На пляже в Эстонии. 1965 г. Бумага, акварель. 38 х 54 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). В аэропорту. 1963 г. Бумага, пастель, смешанная техника. 40 х 60 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Эстимейт $5.000 - 6.000 дол.
А.А. Лабас (1900-1983). На Внуковском аэродроме. 1967 г. Бумага, смешанная техника.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). На Внуковском аэродроме. Приземлились. Вариант. 1967 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). На посадку. Вариант. 1967 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Ялта. На лестнице. Вариант. 1961 г.
Бумага, акварель. 65 х 38 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
Эта простая лестница в Ялте, недалеко от Собора, по воспоминаниям
не уступает знаменитой Потемкинской лестнице в Одессе.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет в профиль. 1960-е гг.
Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Генрих Фогелер: «Когда я вернулся с восточного фронта в 1921-I922 гг., я познакомился с семьей Юлиана Мархлевского, его женой Брониславой Генриховной и их дочерью Зосей. Они сначала жили в Кремле, там у них была квартира, и я часто бывал у них. Зося, совсем еще молодая девушка, время от времени уезжала в Германию. Она очень интересовалась искусством и часто бывала у нас в мастерских и была в курсе моей работы». Когда Зося Мархлевская приехала из Германии со своим мужем Генрихом Фогелером, мы с ним познакомились», - вспоминал Лабас. Когда началась война, Фогелера как немца выслали в Караганду, где он вскоре скончался («Степь здесь без деревьев, кустарников. Ветер… Ветер… Сильная буря. Это очень плохо для моей простуженной груди. Конец жизни я представлял себе по-другому…» - писал семидесятилетний Фогелер, чье поместье «Баркенхофф» в Ворпсведе, где в конце XIX века зарождался немецкий модерн, ныне превращено в его Дом-музей. Примерно в это же время из мастерской Лабаса на улице Кирова исчезла одна из самых любимых его работ конца 1920-х годов: большой портрет Фогелера (в трамвае, на фоне мелькающих улиц).
Дом-музей Генриха Фогелера «Баркенхофф» в Ворпсведе, Германия.
А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз к портрету Эйнштейна. 1967 г.
Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Эйнштейн в желтом свитере. 1960-е гг.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Эйнштейн с трубкой. 1962 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет художника Мартироса Сарьяна. 1961 г.
Бумага, фломастер черный, акварель, тушь, перо. 31,7 х 24,2 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Л.В. Маяковской. 1963 г.
Бумага, акварель, белила, тушь. 58,5 х 41 см.
Музей В.В. Маяковского, Москва.
Людмила Владимировна Маяковская (1884-1972) - советский художник по ткани, педагог, изобретатель, член Союза художников СССР (1961), заслуженный работник культуры РСФСР (1964), старшая сестра Владимира Маяковского.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет О.Т. Нестерович. 1962 г. Картон, масло. 70 х 50 см.
Таганрогский художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Роза Р. 1962 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Девочка с цветами. 1961 г. Холст на картоне, масло.
69,7 х 49,7 см. Новосибирский государственный художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Девочка в зеленом платье. 1962 г.
Холст на картоне, масло. 70 х 50 см.
Ивановский областной художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет художника В.М. Мидлера (1888-1979). 1963 г.
Бумага, сангина. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Матрос. Эскиз. Серия «Октябрь». 1965 г. Холст, масло. 55 х 42 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 250.000 - 300.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Девушка. 1966 г. Бумага, акварель. 69,5 х 50 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены. 1967 г. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет в темной шляпе. 1960 г. Акварель, карандаш.
Коллекция сына художника Юлия Лабаса.
В 1966 году впервые после войны работы Лабаса публично появились на групповой выставке произведений пяти художников - М.М. Аксельрода, М.X. Горшмана, А.А. Лабаса, А.И. Тенеты, Г.А. Шульца в Доме художника на Кузнецком Мосту. И до сих пор непонятно, как ее смогли устроить, с такими фамилиями: Горшман, Аксельрод, Лабас… Впервые после долгого забвения о Лабасе появились статьи в прессе. Его вновь увидели зрители. «Ранний Лабас прекрасен!» - написал в книге отзывов Андрей Тарковский.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Женщина в самолете. 1967 г. Бумага, акварель, цветной карандаш. 64х44,5 см. Аукцион «Купить картину», Москва. 2. Девушка в самолете. 1967 г. Бумага, акварель. 64х44 см. Галерея «Веллум», Москва.
3. Девушка в самолете. Из серии «Портреты». 1967 г. Бумага, акварель, белила. 69х44 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Девушка на балконе. 1963 г. Холст, масло. 100 х 140 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 2.000.000 - 3.000.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). У окна. 1967 г. Бумага, фломастер, цветные карандаши, 19,5×23 см. (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2023 г.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Натурщица на диване. 1965 г. Бумага, акварель. 58х40 см. Галерея «Веллум», Москва.
2. Сидящая обнаженная. 1965 г. Бумага, акварель. 46,5х32,3 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 50.000-90.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). 3. Натурщица. 1965 г. Бумага, акварель. 58х40 см. Галерея «Веллум», Москва. 4. Обнаженка. 1968 г. Бумага, карандаш. 31,6х42,5 см.
А.А. Лабас (1900-1983). 5. Обнаженная. 1965 г. Бумага, акварель. 51×36 см. Частное собрание. 6. Натурщица. 1963 г. Бумага, акварель. 58х40 см. Галерея «Веллум», Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). 7. Обнаженная. 1964 г. Бумага, карандаш. 49,5×33,3 см. Частное собрание. 2. Натурщица. 1968 г. Бумага, пастель, перо. 50х35,5 см.
А.А. Лабас (1900-1983). Натюрморт с апельсинами. 1964 г. Холст на картоне, масло. 50 х 70 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Натюрморт с ананасом. 1965 г. Холст на картоне, масло. 49,4 x 69,5 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). Натюрморт с зеленой вазой. 1965 г. Холст на картоне, масло. 49,5 х 70 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.А. Лабас (1900-1983). Натюрморт. 1965 г. Холст, масло. 100 х 140 см.
Александр Лабас с женой Леони на выставке около своих картин. Фотография 1966 г.
Выставка 1966 года была несомненным прорывом, но количество собранных на ней работ превышало все мыслимые пределы. Вот за это она действительно была достойна строгой критики. «Пять зрелых самостоятельных мастеров были собраны под одной крышей. Помогают ли они друг другу? В какой-то степени помогают, так как все время радуешься завидной и щедрой талантливости. Однако зритель, честно, то есть внимательно, посмотревший, скажем, 200 вещей Лабаса, вряд ли способен столь же продуктивно рассматривать многие сотни вещей его соседей. Пора переходить к персональным выставкам, особенно когда речь идет о шестидесятилетних мастерах, получивших право показаться с отчетом за всю жизнь», - писал в «Литературной России» поэт Борис Слуцкий.
В 1967 году Лабас по приглашению Союза художников едет на родину, в Смоленск, где участвует в выставке смоленских художников. После поездки создает серии «Смоленск», «Воспоминания. Смоленск в начале века» (1966–1968).
А.А. Лабас (1900-1983). Воспоминания. Смоленск в начале века. Зимнее утро. Слон на улице. Шарманщик. 1968 г.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Собор. Из серии «Смоленск». 1967 г Холст на картоне, масло. 69х41 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова. 2. Смоленск в начале века. Мороженщик. 1968 г. Картон, масло. 80х50 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
А.А. Лабас (1900-1983). Смоленск к вечеру. 1968 г. Холст на картоне, масло. 50 х 70 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Цветовая композиция №6. 1968 г. Бумага, акварель. 2. Цветовая композиция. 1968 г.
Оба - Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). 3. Цветовая композиция №3. 1968 г. Бумага, акварель. 4. Большие и маленькие круги. 1969г. Оба - Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Композиция с разными кругами. 1968 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Цветовая композиция №5. 1968 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Этюд с фигурами. 1966 г. Картон, масло. 9 x 14 см. Аукционный дом Егоровых,
Москва, 2018 г. Эстимейт 30.000 - 38.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Трое. Из серии «Жители отдаленной планеты». 1968 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «Жители отдаленной планеты». 1962 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Музыка. 1968 г. Картон, масло. 80 х 55 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет в меховой шапке. 1965 г. Картон, масло. 69,5 х 49,3 см.
Пермская государственная художественная галерея.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 9-10, 56-57.