Лучшие работы Александра Лабаса (1900-1983) в полной мере отвечают требованию известного закона творчества – если художник может вместить в произведение личное переживание, ощущение и осознание живого мгновения своего настоящего, он побеждает историю как условность, он превосходит уровень описания исторического времени и всегда остаётся настоящим и всегда современным. Есть произведения искусства, которые не стареют. Таков Лабас. О своём времени он говорит как будто сегодня, он говорит о своём собственном мироощущении и оно как будто принадлежит нашей действительности. В лучших работах он поразительно современен. Трудно поверить, что его акварели написаны почти 100 лет тому назад.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет на темном фоне. 1945 г. Бумага, акварель.
Фонд Лабаса и Леони Нойман.
Летом и осенью 1941 г. когда началась Великая Отечественная война Лабас оставался в Москве. В воскресенье 22 июня Лабас собирался пойти в Исторический музей, но услышал по радио сообщение В.М. Молотова. «Еще не сразу я осознал, что произошло. Не хотелось в это верить. Война! Я вышел на улицу. Все было неузнаваемым, все как будто переменилось мгновенно. Люди, их лица, все куда-то торопились, суровые, мрачные, подавленные. В Историческом музее я встретил Суетина, Эндера и Рождественского. Разговоры были короткими. Вдруг все показалось таким далеким — последние дни, вчерашний день и даже сегодняшний до этого рокового сообщения». 2 июля 1941 года Александр Лабас зарегистрировал брак с Леони Нойман. Окажись супруги Лабас на оккупированной территории, их бы несомненно расстреляли: Леони Беновна Нойман и ее муж были чистокровными евреями, что было очевидно и без паспорта.
А.А. Лабас (1900-1983). Еврейская свадьба. Эскиз панно. 1938 г. Холст, масло. 45,5 х 115,5 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 70.000 – 90.000 фунтов.
А.А. Лабас (1900-1983). Еще одна «Акула империализма». 1932 г. Иллюстрация из книги
О. Бескина «Формализм в живописи», 1933 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Тарханы. Эскиз панорамы для выставки к 100-летию
со дня смерти М.Ю. Лермонтова. 1941 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Сын Борис в военной форме (род.1927 от Елены Королевой).
1940-е гг. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Самолеты над городом. 1941 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Дозор. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1941 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). На крыше дома. 1941 г. Бумага, пастель.
А.А. Лабас (1900-1983). Воздушная тревога. 1941 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Вечером во время налетов. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны».
1941 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Зенитчики. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1941 г.
Бумага, акварель, темпера, белила. 29,7 х 41 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.А. Лабас (1900-1983). Зенитчики. Эскиз. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1941 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). В Москве ночью. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны».
1941 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Падающий немецкий самолет. Из серии «Москва и Подмосковье
в дни войны». 1941 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Воздушная тревога. Вариант. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1941 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Танки в городе. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1941 г.
Бумага, акварель, темпера. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Тревожное небо. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1941 г.
Бумага, акварель. 23 х 34 см. Аукционный дом «Художественный», Москва, 2023 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Бомбы упали. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны».
1941 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Один. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1941 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Работы на ВСХВ, где Лабас числился художником павильона «Северный Кавказ и Крым», были приостановлены, и его вместе с Сергеем Лучишкиным перебросили на изготовление агит-диорам на тему борьбы с воздушными налетами.
Почти каждую ночь Лабас дежурил на крыше дома (Мясницкая, 21) и тушил немецкие зажигалки во время ночных налетов на Москву. А рано утром, когда по радио сообщали, что воздушная тревога миновала, он возвращался в мастерскую и работал. Он писал акварели, объединенные позже в серию «Москва и Подмосковье в дни войны».
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1. В метро в дни войны. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея. 2. В метро. Во время воздушной тревоги. 1941 г. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). Дома ночью. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1942 г.
Бумага, акварель. 21,5 х 29,6 см. Аукционный дом «Художественный», Москва, 2023 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Крым в дни войны. Из серии «Крым». 1942 г. Бумага, акварель. 31,5 х 40,5 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва, 2023 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Стреляют. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1942 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). У окна. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны».
1941 г. Бумага, акварель. 39,5 х 28 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г.
Эстимейт 30.000 - 45.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Раненый. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1941-1942 гг.
Бумага, акварель. 21 х 29 см. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Выносят из боя. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны».
1941 г. Бумага, акварель. 39 х 28,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г.
Эстимейт 60.000 - 90.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Несут раненого. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны».
1941 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). В дни войны. 1941 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). В вагоне. 1941 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Мать с ребенком. 1941 г. Бумага, акварель. 16 х 12 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2022 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Отступление. 1942 г. Бумага, акварель, белила. 22 х 31,5 см.
Галерея современного искусства ArtStory, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Разговор. 1941 г. Бумага, акварель. 15,7 х 21,3 см.
Аукционный дом Центральный, Москва, 2021 г.
А.А. Лабас (1900-1983). По дорогам войны. 1941 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). В атаку. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1942 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Летчик. Вариант. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1942 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). После тревоги. 1941 г. Бумага, акварель. 35 х 24 см.
Частное собрание.
Ираклий Андроников – военный корреспондент. Фотография 1940-е гг.
16 октября 1941 года в критический момент, когда немцы уже были на подступах к Москве, Лабас вместе с семьей был эвакуирован в Ташкент на знаменитом «поезде искусств». В Ташкент ехали с Казанского вокзала в одном купе с Ираклием Андрониковым и четой Шостаковичей (они сошли в Куйбышеве, туда был эвакуирован Большой театр). А Андронников шутил и учил всех, как можно спать сидя. До Ташкента эшелон тащился почти месяц. Лабасы разместились в небольшой комнатке в доме 44 по улице Жуковского, а Луговские, вдова Булгакова Елена Сергеевна, Анна Ахматова и Мария Белкина с грудным сыном (ее муж, редактор журнала «Знамя», литературовед Анатолий Тарасенков, воевал на Балтике) — в доме 54. Где-то по соседству устроились Тышлер с женой, главный режиссер ГОСЕТа Соломон Михоэлс с женой получил комнату в общежитии Академии наук на Пушкинской, 84.
А.А. Лабас (1900-1983). Мальчик (Юлий). 1941 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). На улице в Ташкенте. Из серии «Ташкент». 1942 г. Картон, темпера.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Ташкент. Читают газету. Вариант. Бумага, акварель. 2. Ташкент. Улица в старом городе. Бумага, акварель. Оба 1942 г. - Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Ташкент. На базаре. 1942 г. Бумага, темпера, белила. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Ташкент. Аляйский базар. 1942 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Ташкент. Юноша. Бумага, акварель. 2. Ташкент. Девушка. Бумага, акварель. Оба 1942 г. - Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Ташкент. На улице. Бумага, акварель. 2. Ташкент. Летом в городе. Бумага, акварель.
Оба 1942 г. - Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Узбечка у дерева. Из серии «Ташкент». 1942 г.
Бумага, акварель. Государственный музей Востока, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Ташкент. Узбек и узбечка. 1942 г.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
В Ташкенте Лабас создает акварельную серию «Ташкент». Он ходил по ташкентским улицам с этюдником. Ни денег, ни холстов, ни красок не было, да если бы и нашлись, мольберт в их каморке все равно поставить было бы негде. Счастье, что находились бумага и акварельные краски. В 1942 году Государственный музей истории и искусства народов УзССР заказал Лабасу панорамы «Северный Ташкентский канал» и «Великая Отечественная война». В конце 1942 года эвакуированный в Ташкент Московский театр Революции подписал с Лабасом и его женой договор на оформление спектакля «Жила-была девушка» по пьесе В. Гусева. Александр Аркадьевич потом и сам удивлялся, как все успевал: акварели, театр, диорамы-панорамы, плакаты для Окон Узтага (узбекского варианта «Окон РОСТА»), театр, выставки.
А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз занавеса к спектаклю «Жила-была девушка» по пьесе В. Гусева. 1942 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Ташкент. На улице. Верблюды и танки. 1943 г. Бумага, акварель. 14,5 х 21 см.
А.А. Лабас (1900-1983). Ташкент. Дома в старом городе. 1943 г. Бумага, акварель. 16,7 х 23,5 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Ташкент. Голубое небо над городом. 1943 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Ташкент. Улица в старом городе. 1942 г. Бумага, акварель. 2. Ташкент. На улице. 1943 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Улочка среднеазиатского города. 1945 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет старого мастера Д.Ф. Сечкина. 1943 г. Холст, масло.
А.А. Лабас (1900-1983). Леночка Рубанова. 1940-е гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Мальчик. 1942 г. Бумага, акварель, белила.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет с кистью. 1946 г. Картон, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
В Ташкенте Лабас создает серию акварельных работ «Ташкент», которую показывает на своей персональной выставке в 1943 году. Лабас так описывал Ташкент в своем дневнике: «Знойные летние дни под ослепительным солнечным светом, словно идущим из космоса - здесь небо кажется ближе, а бесконечность ощутимее. Цвет здесь другой, непривычный взгляду европейца. Совсем иная атмосфера - словно из сказок 1001 ночи. Мне хотелось передать вечность и древность восточной красоты, казавшейся зыбкой в эти страшные годы». Выставка в Ташкенте прошла хорошо, панорамы-диорамы, которые он продолжал выдавать нагора, компенсировали отдельные негативные моменты его творческой биографии.
А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз театральной декорации к спектаклю «Суровые дни» Дмитрия Веневитинова.
1943 г. Бумага, гуашь, белила. 16 х 24 см. Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском», Москва, 2021 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Битва за Севастополь. 1944 г. Дар О.М. Бескиной-Лабас и еще двух картин Лабаса в Институт русского реалистического искусства в Москве. В июне 2019 года дирекция объявила о закрытии музея. Причиной послужил арест имущества и активов спонсора, миллиардера Алексея Николаевича Ананьева, бежавшего за границу. По состоянию на 2021 год музей закрыт, коллекция живописи находится под арестом.
Институт русского реалистического искусства. Москва, Дербеневская набережная, 7, стр. 31.
А.А. Лабас (1900-1983). Прожектора освещают небо. Из серии «Москва и Подмосковье
в дни войны». 1944 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Огонь. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1947 г.
Бумага, акварель, белила, темпера. 58 x 39,4 см. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
А.А. Лабас (1900-1983). Прожектора освещают небо. Из серии «Москва и Подмосковье
в дни войны». 1944 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Вид на стадион «Динамо». Вариант. 1940-е гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Масловка. 1945 г. Холст, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Подмосковье. Летом в лесу. 1946 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Уезжают из Москвы. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1943 г.
Бумага, смешанная техника. 13,4 х 18,2 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
Вернувшись в октябре 1943 года вместе с Леони в Москву Лабас лишился мастерской, квартиры тоже не было. Им с женой несколько лет пришлось жить в чужих мастерских, лишенных даже элементарных бытовых условий. Но Лабас продолжал работать так же неистово, как делал это всегда. Иногда вопрос что купить — продукты или кисти и краски — решался в пользу последних. Жили, в основном, за счет переводов Леони на немецкий язык книг русских и советских писателей. Единственным заработком Лабаса в это время вновь стали разработки панорам и диорам. В 1944-1945 гг. он создает панорамы «Разрушенный и возрожденный Сталинград» для Всемирной выставки в Брюсселе (Бельгия), Всемирной выставки в Белграде (Югославия) и Всесоюзной строительной выставки в Москве.
А.А. Лабас (1900-1983). Панорама «Разрушенный и возрожденный Сталинград». 1944-1945 гг.
И закончил Лабас работу над этой панорамой только в 1958 году.
А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз панорамы «Разрушенный и восстановленный Сталинград» для
Советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе. 1958 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз плафона. 1940-е гг. Бумага, акварель. 22 х 15,5 см.
Аукционный дом «Центральный», Москва, 2023 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Поезд Победы. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1945 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Поезд Победы. 1945 г. Бумага, акварель. 42х57 см. (в свету); 58,5х73 см. (в паспарту).
Московский музей современного искусства на Петровке.
А.А. Лабас (1900-1983). Возвращение с фронта. Из серии «Москва и Подмосковье
в дни войны». 1945 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Салют Победы. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны».
1945 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. На стройке. 1945 г. Картон, масло. 44 х 34,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Вид из окна на Кремль. 1946 г. Холст, масло. 77 х 97 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г. Лот продан за $360.000 долларов.
Самая дорогая картина Лабаса за всю историю аукционных торгов.
А.А. Лабас (1900-1983). Вид на Кремль. Из серии «Москва». 1946 г. Сайт художников «Масловка».
А.А. Лабас (1900-1983). Кремлёвская набережная. Из серии «Москва». 1946 г. Бумага, акварель. 30 х 40 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Праздничная демонстрация. 1947 г. Холст, масло. 54,5 х 65 см.
Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва вечером (Охотный ряд). 1947 г. Холст, масло. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет в зеленой куртке. 1946 г. Бумага, акварель. 34 х 25,5 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Несмотря на всяческие препоны Лабас начинает борьбу за возвращение своей мастерской, занятой во время эвакуации. И только в конце 1940-х получает мастерскую на Верхней Масловке, где вынужден жить с женой за отсутствием квартиры. Летом 1944 года, благодаря усилиям Худфонда и тому обстоятельству, что Лабас приступил к исполнению панорамы, посвященной Сталинграду, их наконец прописали постоянно по адресу: «Городок Художника. Верхняя Масловка д. 15, кв. 77/63». Прописать прописали, но жилье давать никто не собирался - ответственным съемщиком комнаты площадью 8,08 квадратного метра числился художник Зенкевич, во время войны обосновавшийся на даче в Абрамцеве. Свою комнату Борис Александрович уступил временно, полагая, что лабасовская мастерская на улице Кирова вот-вот освободится. Но дело затянулось на многие годы.
А.А. Лабас (1900-1983). На вокзале. Вариант. Из серии «Москва и Подмосковье в дни войны». 1947 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Татлин. 1946 г. Бумага, карандаш. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Про Владимира Евграфовича Татлина я уже писал. И еще буду писать. Он мой земляк.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Портрет художника В.Е. Татлина с бандурой. 1946 г. Бумага, графитный карандаш.
2. Татлин (В куртке и кепке). 1947 г. Бумага, карандаш. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет В.Е. Татлина. 1949 г. Бумага, карандаш. 14,5 х 9,2 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2018 г. Лот продан за 14.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Мужской портрет. Доктор Поюровский. 1947 г. Холст, масло. 62,5 х 55 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет доктора Поюровского. 1948 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет художника Гомберга. 1940-е гг. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
2. Фотография В.Г. Лидина. 1950-е гг.
Смею предположить, что на портрете изображен писатель Владимир Германович Лидин (настоящая фамилия Го́мберг; 1894-1979), который сам на досуге немного рисовал и оставил замечательную книжечку воспоминаний о своих встречах с художниками Михаилом Нестеровым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Павлом Кузнецовым и другими.
Вл. Лидин. У художников. Москва, Издательство «Искусство», 1972 г. 144 с., ил.
На обложке «Пейзаж» П. Кузнецова.
А.А. Лабас (1900-1983). Мужской портрет. 1946 г. Холст, масло.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Мужской портрет на сером фоне. 1947 г. Бумага, акварель, цветной карандаш, фломастер. 2. Мужской портрет. 1947 г. Бумага, цветной карандаш.
А.А. Лабас (1900-1983). Художник Е.Я. Резников (1894-1979). 1949 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет молодого художника Гладышева. 1941 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет художника Н.М. Чернышова (1885-1973).
1947 г. Бумага, карандаш.
6 марта 1949 года «Правда» напечатала статью Владимира Кеменова «Формалистические кривляния в живописи»: «Формализм не только неприемлем для нас идейно и политически, но он безусловно антихудожественен. Образы, созданные формализмом, антихудожественны прежде всего потому, что они с возмутительной безответственностью уродуют природу, нашу социалистическую действительность». И все началось по второму кругу: опять искали врагов, опять исключали, опять закрывали. Виктор Вакидин, растеряв весь свой послевоенный оптимизм, записывал в дневнике: «В «Советском искусстве» отчет о сессии Академии художеств, нечто вроде сводки с театра военных действий борьбы с формализмом: „кубизм окончательно сдался, но еще сопротивляется импрессионизм. В его ликвидации теперь главная задача».
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет учителя, художника-авангардиста И.И. Машкова (1881-1944).
1948 г. Бумага, акварель, цветной карандаш.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет врача-психиатра М.Т. Белоусовой. 1946 г.
Холст, масло. 63 х 51 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет М. Белоусовой. 1946 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет искусствоведа Анны Мурик. 1946 г.
Холст, масло. 60,5 x 48 см. Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Аня Мурик.1946 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Девушка с серыми глазами. 1947 г. Бумага, акварель. 44 х 33 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г. Эстимейт 200.000 - 400.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет М.Т. Белоусовой. 1947 г. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Председатель колхоза. 1947 г. Холст, масло. 45 х 34,5 см.
Аукционный дом «Художественный», Москва, 2022 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Е.В. Шестеркина - председатель колхоза Михайловское. 1947 г.
Фанера, темпера. 44 х 35,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г.
Эстимейт 180.000 - 280.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет девушки в военной форме. 1947 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Девушка в сером пальто. 1947 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Женский портрет. 1948 г. Холст, масло.
А.А. Лабас (1900-1983). Натурщица перед зеркалом. 1947 г. Холст, масло. 46 х 37,8 см.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Натурщица. 1947 г. Бумага, тушь, перо. 40х29 см. 2. Натурщица у стола. 1949 г. Бумага, карандаш, сангина, мел. 37,3x28,7 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1947 г. Холст, масло. 45 x 34 см.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.
В ходе борьбы с «тлетворным влиянием Запада» из рядов союза исключили Александра Родченко и Варвару Степанову. Александра Осмеркина отстранили от преподавания. Давид Петрович Штеренберг, вторично обвиненный в формализме, скончался в мае 1948 года. Спустя пять лет из жизни ушел Владимир Татлин, чья мастерская в 1953 году досталась Лабасу. «Неужели жизнь кончилась так жалко и плачевно? Месяц тому назад… меня оплевали свои же товарищи художники. Ну, пусть обозвали формалистом — почетно это звание. Никогда не предам великих гениев искусства. Но меня втоптали в грязь…Что же будет, что ждет меня: безвременная смерть, как Штеренберга?» — записывала в дневнике Надежда Удальцова , которой припомнили связи с французским кубизмом, формалистические поиски 1930-х годов и расстрелянного в 1938 году мужа А. Древина.
А.А. Лабас (1900-1983). Метро «Динамо». Ждут поезда. 1940 г.
А.А. Лабас (1900-1983). В метро. Картон, масло. 1940-е гг. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Первомайская демонстрация. 1940-е гг. Бумага, акварель. 31 х 43 см.
Аукционный дом «Художественный», Москва, 2022 г.
А.А. Лабас (1900-1983). У причала Москвы-реки. Из серии «Москва». 1948 г. Картон, масло. 25 × 35 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2022 г. Эстимейт 300.000 - 375.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет В.Э. Мейерхольда (1874-1940). Эскиз. 1940-е гг.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет актера и режиссера С.М. Михоэлса (1890-1948).
Вариант II. 1930-е гг. Бумага, карандаш.
А.А. Лабас (1900-1983). Набросок. 1949 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет в серой шляпе. 1940-е гг.
Бумага, смешанная техника. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Сын художника Юлий Лабас писал, что отец советскую власть вслух никогда не проклинал. «Брюзжал только по поводу разных ее досадных «ошибок». Судя по воспоминаниям Лабаса, за всю свою жизнь он по-настоящему презирал только двоих - Александра Герасимова и сменившего его на посту президента Академии художеств Владимира Серова. В 1948 году Герасимов топал ногами и кричал, что повесит любого, кто осмелится выставить Пикассо, а спустя пять лет в Музее изобразительных искусств открылась выставка к 75-летию Пабло Пикассо, а еще спустя несколько лет о нем вышла тонкая брошюра, значившая для того поколения много больше, чем капитальная монография. «Теперь (всюду) передвижники и только передвижники. Вчера узнала, что Врубеля больше нет в Третьяковской галерее, и К. Коровина, и С. Герасимова, Бубнового валета… Музей Пушкина свернут», - писала в 1951 году в дневнике Надежда Удальцова. В марте 1953 года в залах музея на Волхонке еще красовались витрины с подарками Сталину, а к концу года на стенах уже висели полотна импрессионистов из ликвидированного Музея нового западного искусства.
Режиссер документального кино Лидия Степанова. Фотография Леони Нойман, 1948 г.
До 1935 года Леони Нойман работала художником-оформителем и фотографом журнала «Творчество» (в Баухаусе она делала постановочные фотографии, в Советском Союзе ей все больше приходилось снимать «новых людей нового общества»).
После войны Леони Нойман занялась литературными переводами. На первых порах ей помогала Хильда, считавшаяся одним из лучших переводчиков на немецкий язык. Кого только той не пришлось переводить: Гоголя и Достоевского, Лескова и Чехова, Горького и Леонида Андреева, Шолохова и Фадеева, Эренбурга и Трифонова. Хильда, она же Гильда Арнольдовна, родилась в Германии и, как и Леони, училась в художественном институте (мечтала стать скульптором). Ей было всего 20, когда в Берлине она встретила Алексея Ангарова, за которого через год вышла замуж.
Быть женой художника оказалось гораздо безопаснее, нежели супругой заведующего культурно-просветительным отделом ЦК: Ангарова арестовали летом 1937 года, и точная дата его смерти не известна до сих пор. Красавица Хильда, одна из любимейших моделей Лабаса, отделалась легким испугом. Не исключено, что спасло ее дальнее родство с Лионом Фейхтвангером, бывшим в фаворе у властей. Немецкий писатель лично присутствовал на процессе антисоветского троцкистского центра и встречался в Кремле со Сталиным, а по возвращении во Францию (в 1933 году, с приходом к власти Гитлера, из Германии ему пришлось уехать) написал книгу «Москва 1937», в которой воспел социализм.
А.А. Лабас (1900-1983). Эскиз диорамы для павильона Московская, Рязанская и Тульская области на ВСХВ.
1950-е гг. Бумага на картоне, смешанная техника. 37,5 x 133 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г.
Эстимейт 550.000 - 1.000.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Мотогонки. Картон, масло. 1950-1970-е гг. 39,5 х 60,5 см. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Октябрь. 1950-е гг. Бумага, акварель. 53 х 74 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г. Эстимейт 100.000 - 160.000 руб.
Экспонировался на выставке в бывшем Институте русского реалистического искусства в Москве.
А.А. Лабас (1900-1983). 1-2. Октябрь. Два листа из серии иллюстраций к роману Д. Фурманова «Мятеж». 1950-е гг. Бумага, графитный карандаш, акварель. 53x74 см.;18,5х10,3 см. Государственный музей Востока, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Альберт Эйнштейн. 1950 г. Бумага, карандаш.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет В.Е. Татлина в сером свитере. 1950-е гг.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Татлин играет на бандуре. Вариант. 1950-е гг.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Доктор Маша Белоусова. 1950 г. Холст, масло.
Между прочим, на месте Леони Нойман можно было бы поинтересоваться у мужа, всё-таки четвертый портрет
он написал врача-психиатра М.Т. Белоусовой – а от какой болезни она его лечила…
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет скрипача Рейнгбальда. 1950 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. На верхней Масловке. 1950-не гг. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1950-е гг. Холст, масло.
В 1950 году Александр Лабас создает новые панорамы. «Днепрогэс», «Комсомольск-на-Амуре», «Артек», «Метрополитен» экспонируются в Москве на выставке «История комсомола». В 1953 году Лабас с семьей переезжает в мастерскую В.Е. Татлина в Доме художников на Масловке. Приступает к работе над новыми панорамами, заказанными для ВСХВ, возобновившей работу в 1954 году. Отдыхает в Коктебеле.
Будучи участником крупнейших зарубежных выставок, начиная с 1920-х годов, сам Лабас за границу никогда не выезжал.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 9-10, 56-57.