А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1939 г. Бумага, акварель. 44 х 35 см.
Из литературы создается впечатление, что художника-конструктивиста Владимира Татлина и экспрессиониста Александра Лабаса разделяла целая эпоха. А на самом деле, разница в возрасте у них была всего 15 лет, а с Казимиром Малевичем у Лабаса разница 22 года. Это была общая кухня, близкий круг общения: с тем же Татлиным они много лет близко дружили, а с Малевичем художник тоже был хорошо знаком: мэтр приходил к Лабасу в мастерскую, чтобы лично составить впечатление о работах двадцатилетнего Лабаса. «Будучи еще совсем молодым художником, я показывал свои работы Казимиру Малевичу. Он утверждал, что изобразительное искусство закончилось, на смену ему пришло беспредметное. Я же считал, что беспредметная живопись - самостоятельное явление… Оно подсказывает пути выражения чувственного, но незримого мира человека, чем прекрасно владеет музыка; она всегда беспредметна, но тем не менее конкретна и способна передать самые сложные нюансы чувств и переживаний… Если художник находит и в беспредметной живописи свой язык, ему будет легко находить формы выражения в изобразительном искусстве…»
Осип Бескин. Формализм в живописи. Издательство Всекохудожник,
Москва, 1933 г. 88 с., ил. Тираж 5000 экз.
23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке
литературно-художественных организаций». В Советском Союзе начинается борьба с «формализмом». Окончательная ликвидация общества ОСТ. Выходит брошюра Осипа Бескина «О формализме в живописи»: главный удар направлен против А. Древина,
Д. Штеренберга и А. Тышлера, но рикошетом задет и Лабас, чья картина «Акула
империализма» воспроизводится на первой странице. Лабас не мог не испытать на себе давящего гнета идеологической машины. До середины 1960-х годов он был отлучен от участия в крупных выставках, его работы прекратили закупать музеи. Позже художник писал: «Зная мою неуступчивость и откровенность, я не мог строить никаких иллюзий, понимая, что под видом высоких идеалов наступает реакция на долгие годы». При этом в 1932 м формалист Лабас участвовал в Венецианской биеннале, в выставке в Питтсбурге — и ни одной персональной выставки до 1976 года!
А.А. Лабас (1900-1983). Акула империализма. 1932 г. Эскиз панно. Холст, масло.
Ивановский областной художественный музей.
«Карьеристы, бездарные художники и искусствоведы, специально придумали ярлык «формализм», чтобы прикрепить его Фаворскому, Петрову-Водкину, Кузнецову, Фальку и более молодым художникам, в том числе и мне. Что этих карьеристов малоталантливых интересовало, первое - деньги, ну и слава, которую они искусственно создавали своими высокими постами, - все, кроме настоящего искусства…
Бездарные художники торжествуют, если им удается взять за горло одаренных людей. Далеко не все мои товарищи обладали большой волей, которая иногда требует громадных жертв. Многие оставляли лазейку и шли на компромисс с собственной совестью, чего я не мог никогда, и потому мне приходилось в жизни особенно трудно. Но я об этом не жалею. Я не мог иначе. Я все же каким-то чудом делал свое дело» (Из воспоминаний А. Лабаса)
А.А. Лабас (1900-1983). Фрагмент занавеса для спектакля «Армия мира» по пьесе Ю. Никулина
в Театре имени М.Н. Ермоловой. 1932 г. Бумага, темпера, пастель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. В поезде. 1933 г. Бумага, смешанная техника.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. Пассажиры. 1933 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Вальднера. 1933 г. Бумага, акварель, белила.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Севастьян Севастьянович Вальднер (1882-1945) – русский философ, музыкант и изобретатель-самоучка, в 1931 году в Центральном институте сооружений разработал проект скоростного аэропоезда. Первый прототип аэропоезда длинной 2,5 метра и шириной менее 1 метра был построен в 1933 году. Рабочая модель аэропоезда, в одну десятую часть натуральной величины, прошла первые испытания на экспериментальной деревянной эстакаде в московском ЦПКиО им. М. Горького. Построенный в натуральную величину аэропоезд Вальднера должен был обеспечивать передвижение со скоростью до 300 км/час. Расчетная вместимость сдвоенной гондолы составляла 80 пассажиров. В 1934 году в подмосковном Бутове появился новый опытный трек длиной в восемь километров, а на станции Северянин под Москвой построили и испытали участок эстакады с монорельсом в натуральную величину. В 1935 году Себастьян Вальднер выехал в Туркмению для изыскания трассы опытного кольца эстакады на местности. Однако в 1936 году по приказу НКПС «Бюро аэропоезда Вальднера» неожиданно ликвидируется без объяснения причин.
Инженер Севастьян Вальднер с группой конструкторов у модели аэропоезда. Фотография 1933 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Аэропоезд Вальднера. Эскиз. 1934 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). В поезде. 1934 г. Холст, масло.
А.А. Лабас (1900-1983). Дом на Мясницкой улице. 1934 г. Холст, масло. 44 х 53 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.А. Лабас (1900-1983). Вид из окна. Улица Кирова. 1935 г. Бумага, акварель, карандаш. 33,4 х 36 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Лабас (1900-1983). Вид на Мясницкую. 1930-е гг. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). В районе Мясницкой. 1935 г. Холст, масло.
А.А. Лабас (1900-1983). Городской пейзаж. 1933 г. Бумага, тушь, акварель, гуашь. 36 х 48 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Август в Крыму. 1935 г. Холст, масло. 58 х 90 см.
Таганрогский художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Крым. Вечер у моря. 1933 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Крым. 1930-е гг. Холст, масло. Собрание ЮниКредит Банка, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). На берегу моря. 1939 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Пустынный берег. 1939 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Уборка сена. 1930-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 23,5 х 27,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2022 г. Лот продан за 30.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Абрамцево. Ранняя весна. 1934 гг. Холст, масло. 45 х 35 см.
Таганрогский художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Ветер. 1934 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет. 1936 г. Бумага, акварель. 36,5 х 25 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
В 1932 году в Москву приезжает сестра жены Р.В. Идельсон А.В. Азарх-Грановская, которая поселяется рядом с мастерской Лабаса в квартире 36. Лабас работает над сериями картин «Абрамцево», «Метрострой», «Крым. Одесса - Батуми». Оформляет спектакль «Армия мира» по пьесе Ю. Никулина в Театре им. М.Н. Ермоловой. Включен в состав экспозиционно-оформительской комиссии выставки «Художники РСФСР за XV лет». Присутствует на открытии выставки в Русском музее в Ленинграде. В 1933 году выставку «Художники РСФСР за XV лет» повторяют с небольшими изменениями в Москве, в Историческом музее.
Рождение сына Юлия (1933–2008).
А.А. Лабас (1900-1983). У окна. Автопортрет с семьей. 1933 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
А.А. Лабас (1900-1983). Двое (Портрет Р. Идельсон с сыном Юлием Лабасом).
1933 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Сын Юлий Лабас. 1933 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Строительство метро. 1933 г. Бумага, карандаш, сангина.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Лабас (1900-1983). 1. Прохожий и слон. 1934 г. 2. Эскиз мужского костюма. К спектаклю «Миллионер, дантист, бедняк». Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 1934 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). В полете. 1935 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). В полете. Фрагмент. 1935 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
А.А. Лабас (1900-1983). Крым. Одесса-Батуми. Капитан.1935 г. Бумага, темпера, белила.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет немецкого художника Генриха Фогелера. 1935 г.
Генрих Фогелер (1872-1942) - художник немецкого югендстиля (модерна), архитектор, поэт, писатель-публицист. В 1931 г. художник получил приглашение работать в Советском Союзе в «Комитете по стандартизации». В следующем году он был направлен на службу в бюро пропаганды в Ташкенте. Приход к власти нацистов в Германии сделал невозможным возвращение художника на родину. После вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году, Фогелера, как и многих других немцев, насильственно депортировали в Казахскую ССР. Прибывший в товарном вагоне на станцию Нуринская посёлка Токаревка Генрих Фогелер был определён на поселение в село Корнеевка. Здесь он и умер 14 июня 1942 г., ослабленный тяжёлым физическим трудом и отрезанный от пенсионных выплат, в возрасте 69 лет. Точное местонахождение его могилы не установлено.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Генриха Фогелера. 1935 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Французский режиссер Леон Муссинак (1890-1964).
1935 г. Бумага, акварель, карандаш. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет мужчины в темном. 1930-е гг. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Гали Назаревской. 1934 г. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Александр Лабас на монтаже диорамы на ВСХВ. Фотография конца 1930-х гг.
Единственным заработком Лабаса в это время было участие в создании панорам и диорам, панно для крупных зарубежных выставок: в 1935 году рождается лирическая версия утопического проектирования аэрогородов в монументальных панно для Московского дома пионеров и октябрят «Город будущего» и «Полет на луну» (не сохранились), 1937 г. - панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже, 1939 г. - панорама «Артек» для Всемирной выставки в Нью-Йорке, 1938–1939 гг. — диорамы Союзных республик для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Работа в этом виде искусства очень увлекла Лабаса, он считал панорамы и диорамы - синтезом искусств, а не иллюзорными макетами.
А.А. Лабас (1900-1983). Луганск. На заводе. 1935 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
А.А. Лабас (1900-1983). Луганск. У паровоза. 1935 г. Бумага, графитный карандаш.
А.А. Лабас (1900-1983). Луганск. Паровоз пошёл. 1935 г. Бумага, акварель, карандаш. 28,2 х 25 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.А. Лабас (1900-1983). В метро. Эскалатор. 1935 г. Холст, масло. 83 х 63,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). В метро. Эскалатор. 1935 г. Холст, масло. 72,7 х 55 см.
Ярославский художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Одесса-Батуми. Купальщики и море. 1935 г. Бумага, смешанная техника.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Тревожное море. 1935 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Тихий вечер. 1935 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Полет на Луну. 1935 г. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Город будущего. Эскиз. 1935 г. Бумага, акварель, белила.
31 х 25 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Город Будущего. 1935 г. Бумага, темпера. 62 х 54,4 см.
Пермская государственная художественная галерея.
А.А. Лабас (1900-1983). Зимой в Луганске. 1935 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Лабас (1900-1983). Зимой в Луганске. Фрагмент. 1935 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Лабас (1900-1983). Двойной портрет с Леони. 1937 г. Бумага, карандаш.
В 1934 году Лабас оформляет комедию «Миллионер, дантист и бедняк» Эжена Лабиша в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ) в постановке французского режиссера Леона Муссинака.
В 1935 году Лабас познакомился в Крыму с молодой немецкой художницей, выпускницей Баухауза Леони Нойман (1902–1996), ученицей Василия Кандинского и Пауля Клее. Вскоре она стала преданной женой Лабаса и его соратницей в борьбе за выживание.
Лабас создает серию картин «Крым». Брат Абрам Лабас получил звание комбрига и назначен заместителем начальника штаба Киевского военного округа.
А.А. Лабас (1900-1983). Крым. Одесса-Батуми. Леони у моря. 1935 г. Бумага, акварель. Частное собрание
А.А. Лабас (1900-1983). Загорает (Леони). 1935 г. Холст, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Байкал - Амур. Жена в поезде. 1937 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Елены Королёвой, первой жены художника. 1926 г.
Нижнетагильский музей-заповедник.
Пока мы тут с вами обсуждали третью жену Александра Лабаса, в фондах Нижнетагильского музея-заповедника
обнаружили единственный портрет первой жены художника, считавшийся утерянным.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Елены Королёвой, первой жены художника. Фрагмент. 1926 г.
Нижнетагильский музей-заповедник.
А.А. Лабас (1900-1983). В самолете. 1936 г. Холст, масло. 70 х 99 см. Государственная Третьяковская галерея.
А.А. Лабас (1900-1983). Авиация. Пассажиры. 1936 г. Бумага, акварель, белила. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «Крым. Одесса – Батуми». Самолёт над морем. 1936 г.
Бумага, акварель, белила. 23 х 33 см. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Авиация. В самолете. 1937 г. Бумага, смешанная техника.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Самолетная тематика (1). 1936 гг. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Самолетная тематика (2). 1936 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Крым. Одесса-Батуми. Самолет и пароход. 1936 г. Бумага, смешанная техника.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Вид из самолета. 1936 г. Собрание галереи «Ковчег», Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Самолёт над палубой. Серия «Крым». 1936 г.
Бумага, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены. 1936 г. Холст, масло. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Летом 1936 года Лабас направляется в командировку в Одессу и Батуми, где он создает цикл «Одесса - Батуми». В Одессу приезжает Леони Нойман, чтобы встретиться со своим первым мужем Теодором Нойманом и сыном, которые как туристы приезжают в СССР. Леони принимает решение остаться с Лабасом и прекращает всякие отношения с сыном и бывшим мужем.
А.А. Лабас (1900-1983). Одесса-Батуми. Пароход с подарками испанским детям. Вариант. 1936 г. Бумага, гуашь.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Встречают пароход. 1936 г. Бумага, темпера, белила. 29,9 х 23,5 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.А. Лабас (1900-1983). Одесса. Пароход в порту. 1936 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Батум. 1936 г. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Набережная Батуми. 1936 г. Бумага, гуашь.
А.А. Лабас (1900-1983). Отдых под тентом. 1936 г. Бумага, масло. 32,2 х 44,4 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Штурман. 1936 г. Бумага, темпера, белила, 44,5 х 31,4 см.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет художника-акварелиста А.В. Фонвизина (1883-1973).
1936 г. Бумага, сангина. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Девушка. 1936 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Сбор тыквы. 1937 г. Холст, масло. 64 х 60 см.
Таганрогский художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Колхозница. 1937 г. Холст, масло. 65 x 59,5 см.
Новокузнецкий художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет с кистью. 1936 г. Холст, масло. 78 х 58 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Весной 1937 года Лабас исполняет многометровое панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже. Летом командирован оргкомитетом выставки «Индустрия социализма» на Дальний Восток. Вместе с Леони Нойман посещает Еврейскую автономную область. Создает серию «Байкал - Амур».
Приговор о расстреле Лабаса Абрама Аркадьевича от 10 сентября 1937 г.
В 1937 году по ложному доносу был репрессирован и расстрелян брат Александра Аркадьевича. Абрам Аркадьевич Лабас родился 27 июля 1897 г. в Смоленске. В момент ареста он, комбриг Красной Армии, состоял в должности заместителя начальника штаба Киевского военного округа. Арестован 3 июля 1937 г. Осужден 9 сентября 1937 г. ВК ВС СССР по делу «антисоветской троцкистской военной организации» во главе с маршалом Михаилом Тухачевским. Статьи обвинения: 58-1б,8,11. Расстрелян 10 сентября 1937 г. в Киеве. Определением Военной коллегии реабилитирован 18 августа 1956 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Авиация. Эскиз панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже. 1937 г.
Бумага, акварель, белила. 12 х 40,5 см. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Москва. 1937 г. Холст, масло. 70 х 90 см. Смоленский государственный музей-заповедник.
А.А. Лабас (1900-1983). Нефтяные вышки. 1937 г. Картон, масло. 30,5 x 50 см.
Галерея Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2022 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Байкал-Амур. Всадник. 1937 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Байкал-Амур. Домик на берегу Байкала. 1937 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Байкал-Амур. Поселок на берегу Байкала. 1937 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Байкал-Амур. Вечер над озером. 1937 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Дирижабль над городом. 1939 г. Бумага, акварель. 32 х 63,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.А. Лабас (1900-1983). Перед отлетом дирижабля. 1939 г. Бумага, акварель, темпера. 31,6 х 45,2 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Лабас (1900-1983). Советский воздушный флот. 1938 г. Холст, масло. 54 х 83,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 2.000.000 - 3.000.000 руб.
А.А. Лабас (1900-1983). Большой каменный мост. 1930-е гг.
Бумага, акварель. 26 x 17,5 см. Галерея Леонида Шишкина.
Аркадий Григорьевич Лабас, отец Александра Лабаса. Фотография 1939 г.
В 1938 году Лабас приглашен Эль Лисицким исполнить диорамы для зала Конституции Главного павильона ВСХВ. Работает над диорамой «Артек» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). В Москве арестован второй муж Леони Нойман, немецкий архитектор Филипп Тольцинер.
В 1939 году Лабас участвует в выставке «Индустрия социализма» (акварели «Одесса», «Гидросамолет», «Порт в Батуми»). Выполнял диорамы советских республик для зала Конституции Главного павильона ВСХВ.
В 1940 году Лабас закончил диораму «Большой Ферганский канал» для Узбекского павильона ВСХВ; исполнил диораму-триптих «Новая деревня» в Главном павильоне. Работает на ВСХВ, где числится художником павильона «Северный Кавказ и Крым».
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет отца. 1938 г. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены (Портет Леони Нойман). 1937 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены художника. 1939 г. Холст, масло. 53 х 63 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.А. Лабас (1900-1983). Беседа (Леони с подругой). 1940 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Леони Нойман. 1937 г. Бумага, пастель.
А.А. Лабас (1900-1983). Леони. 1936 г. Бумага, карандаш.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). На скамейке. (Леони). 1936 г. Бумага, смешанная техника.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Леони в голубой кофте. 1938 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Елена. 1937 г. Холст, масло. 44 х 34 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Бела Иллеш (1899–1974) — один из зачинателем венгерской социалистической литературы. Долгие годы Б. Иллеш жил и работал в Советском Союзе, вел большую общественную работу на посту генерального секретаря МОРП — Международной организации революционных писателей — и стал известен как автор романов «Тиса горит», «Карпатская рапсодия», «Все дороги ведут в Москву». В каких родственных отношениях Элен и Бела Иллеш состояли – неизвестно. Жена или дочь, или просто однофамилица.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Элен Иллеш. 1939 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет поэта Переца Маркиша. 1937 г. Национальный музей искусств Киргизии
имени Гапара Айтиева, Бишкек.
Перец Давидович Маркиш (1895-1952) - еврейский советский поэт, писатель и драматург, сочинявший на идише. В 1939 году стал единственным из советских еврейских писателей кавалером ордена Ленина. В 1949 году был репрессирован, 18 июля 1952 года осуждён, 12 августа 1952 года расстрелян по приговору ВКВС СССР. Реабилитирован 22 ноября 1955 года.
А.А. Лабас (1900-1983). Мужской портрет с трубкой. 1937 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет. Из серии «Дальний Восток». 1936 г. Холст, масло. 39 х 45 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет мальчика с Дальнего Востока. Из серии «Портреты».
1937 г. Холст, масло. 46,5 x 39 см. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
А.А. Лабас (1900-1983). Цветы на фоне ночного неба. 1938 г. Холст, масло. 51 х 42 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
Натюрморт - один из редких жанров в творчестве Лабаса.
Как художник, Лабас смог спасти себя в 1930-е годы, работая в театре и делая свои удивительные диорамы и панорамы, получившие вскоре международное признание. Во времена, когда высокое искусство стремились свести к натурализму и муляжу, мастер дерзновенно преобразил иллюзорно-муляжный (по определению) жанр диорам и возвел его в ранг большого искусства. Синтезируя приемы станковой живописи, фрески, скульптуры, витража, чеканки, дерева, майолики он создавал высокохудожественные произведения, передающие таинственную многомерность и «панорамность» изображаемых мотивов и самого бытия. Таковы, в частности, его диорамы Грузии для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, панорама «Артек» для выставки в Нью-Йорке, панно «Авиация» для Всемирной выставки в Париже.
А.А. Лабас (1900-1983). Крым. Пионеры в «Артеке». Эскиз панно. 1939 г. Картон, масло. 48 х 66,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.А. Лабас (1900-1983). Диорама Киргизии на ВСХВ. Фотография 1937 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Диорама Казахской ССР на ВСХВ. Фотография 1937 г.
И несколько пропущенных работ Лабаса 1920-1930-х годов:
А.А. Лабас (1900-1983). Лицо юноши. 1920-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Октябрь. Стреляют. Эскиз. 1928 г. Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Октябрь. Со штыками. Эскиз. 1930 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Октябрь в Москве. Из серии «Октябрь». 1928 г.
Бумага, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.А. Лабас (1900-1983). На маневрах. Набросок. 1931 г. Бумага, карандаш. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). На маневрах. Набросок. 1931 г. Бумага, карандаш. Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). На маневрах.Танк. 1931 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «На маневрах». 1931-1932 гг. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Артиллеристы на маневрах. 1931-1932 гг. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). На маневрах. Войска на дороге. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Лабас (1900-1983). Из серии «На манёврах». На переправе, эскиз. 1931 г. Бумага, акварель. 32,5 х 48,6 см.
Частное собрание.
А.А. Лабас (1900-1983). Под арку на штурм. Эскиз. 1932 г. Бумага, акварель, гуашь.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Автопортрет в белой рубашке. 1936 г. Холст, масло.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
Весной 1941 года Лабас едет в командировку в Пензенскую область, в Тарханы. В музее создает цикл «Лермонтово. Тарханы». Исполняет панораму для выставки к 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова, открывшейся 21 июня в Москве в Историческом музее.
После начала Великой Отечественной войны во время налетов немецкой авиации на Москву дежурит на крыше дома на Мясницкой. Начинает серию акварелей «Москва и Подмосковье в дни войны».
2 июля 1941 г. Лабас регистрирует брак с Леони Нойман.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены. 1940 г. Бумага, акварель.
Кемеровский Художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены. 1940 г. Бумага, акварель. Кемеровский художественный музей.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет жены. 1940 г. Бумага, акварель.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет актрисы. 1940 г. Бумага, акварель. 61 х 47,7 см.
Галерея Леонида Шишкина.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет женщины в тёмном платье. 1940 г. Бумага, карандаш.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Е. Шмигельской. 1940 г. Бумага, акварель.
Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Стихи читает. 1940 г. Акварельная бумага, кисть, акварель. 36 х 40 см.
Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском», Москва, 2021 г.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет искусствоведа А.С. Альтера. 1940 г.
Бумага, акварель. Собрание О.М. Бескиной-Лабас.
А.А. Лабас (1900-1983). Портрет Владимира Татлина с бандурой. 1941 г.
Бумага, уголь, пастель, белила. 60 х 42 см.
Музей Анны Ахматовой на Фонтанке, С-Петербург.
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) – известный русский художник-авангардист, конструктивист, друг Александра Лабаса. В 1941 году еще находился в Москве, работал над оформлением спектаклей «Дело» А.В. Сухово-Кобылина в Центральном театре Красной Армии и «Кронштадт» Александра Штейна для Театра им. Ленсовета. Начинает оформление спектакля «Глубокая разведка» (о геологах) А.А. Крона для МХАТа, к октябрю 1941 года сдает театру макеты декораций. В 1942 году эвакуирован в Горький (Нижний Новгород). В 1943 году на фронте погибает его сын Владимир.
А.А. Лабас. Фотография 1930-е гг.
16 октября 1941 года Александр Лабас с семьей эвакуируется в Ташкент. Работает над сериями «Ташкент», «Москва и Подмосковье в дни войны» (1941–1945).
В 1942 году в Ташкенте Лабас работает над панорамами «Северный Ташкентский канал» и «Великая Отечественная война», заказанными Государственным музеем истории и искусства народов УзССР (не осуществлены). Создает эскизы диорам «Отечественная война». В 1943 году возвращается из эвакуации в Москву. Выполняет панораму «Возрождающийся Сталинград» для Всесоюзной строительной выставки в Москве. Начинает борьбу за возвращение своей мастерской, занятой во время эвакуации.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 9-10, 56-57.