Вера Ефремовна Пестель (1887-1952) – русский живописец, график, иллюстратор, педагог, одна из «амазонок русского авангарда». B начале 1900-х гг. посещала студию французской художницы М.-Э. Фализ в Москве и воскресные классы рисования Строгановского училища. В 1906-1908 гг. занималась в частной художественной школе К.Ф. Юона и И.О. Дудина и в 1918-1910 - в школе Кароя Киша в Москве, ученика Шимона Холлоши. В 1912-1913 гг. несколько месяцев работает с Н.А. Удальцовой и Л.С. Поповой в студии Анри Ле Фоконье и Жана Метценже в Париже. В Москву возвращается убеждённой сторонницей современных течений. В 1916-1917 гг. испытывает сильное влияние супрематизма. Художническая близость с Василием Чекрыгиным и Львом Жегиным привели Веру Пестель к участию во многих экспозициях 1920-х годов, вошедших в историю русского авангарда. Активный участник объединения «Маковец». Под влиянием В.Е. Татлина интересуется природой живописных материалов. В 1940 году сын Веры Пестель Андрей был репрессирован и впоследствии расстрелян.
Вера Ефремовна Пестель. Фотография 1910-е гг.
Вера Ефремовна Пестель (Бальи) родилась 13 (25 мая по новому стилю) 1887 года в Москве. Вера Бальи была наполовину француженкой. Ее отец Ефрем Дезидерьевич Бальи был преподавателем химии Московского Реального училища и французского языка Петровской академии. До 1902 г. Вера посещала частную рисовальную студию Элен Фализ. В 1902 г. поступила в шестой класс Московской женской гимназии А.С. Алфёровой по адресу Кривоарбатский пер., 2/37. В 1903 г. Вера познакомилась со студентом медицинского факультета Московского университета Евгения А. Пестелем, своим будущим мужем и отцом дочери Софьи Е. Пестель. В 1904 г. окончила гимназию. В 1906 г. Вера Бальи вышла замуж за Е.А. Пестеля и сменила фамилию на фамилию мужа. Вместе они совершили свадебное путешествие по Германии, Италии (Венеция), Швейцарии.
Вера Пестель (1887-1952). Эскиз обложки журнала «Чем богат, тем и рад». 1902 г. № 1.
Картон, гуашь. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Эскиз обложки журнала «Чем богат, тем и рад». 1902 г. № 2.
30 стр. Размер 22,5 х 18 см.
Вера Пестель (1887-1952). Эскиз обложки журнала «Чем богат, тем и рад». 1900-е гг.
Вера Пестель (1887-1952). Эскиз декорации к спектаклю по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне». 1910 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель, 24,5 х 34,5 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Вера Пестель (1887-1952). Амур и Психея. 1910-е гг. Бумага, смешанная техника, сангина. 14 х 16 см.
Петербургский аукционный дом, Санкт-Петербург, 2022 г.
Вера Пестель (1887-1952). Вечером на террасе. Предположительно ранний юношеский рисунок.
Бумага, акварель. 24,5 х 34,5 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Две женщины в интерьере. 1915 г. Картон, масло. 45,9 х 37,8 см.
Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет неизвестной. 1910-1911 гг.
Бумага, графитный карандаш. 22 х 16,7 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Композиция. Конец 1910-х гг. Бумага, графитный карандаш. 24 х 23 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Без названия. 1915 г. Бумага, уголь, карандаш. 16,8 x 20,6 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Георгия Костаки.
Вера Пестель (1887-1952). Кубистический портрет. Середина 1910-х годов. Бумага, уголь.
Вера Пестель (1887-1952). Футуристический портрет. 1916 г. Бумага, уголь, карандаш.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Вера Пестель (1887-1952). Футуристический портрет. 1916 г. Бумага, карандаш. 20,7 x 17 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
В 1906–1907 гг. Вера Пестель посещала частную студию К.Ф. Юона и И.О. Дудина в Москве (Староконюшенный пер., 25). В 1908 г. у нее родился сын Андрей Пестель (1908-1940).
В 1904–1906 гг. Пестель посещала воскресные классы рисования Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища.
11 сентября 1908 г. подала заявление в Московское общество любителей художеств о приёме в члены.
Вера Пестель (1887-1952). Конструктивная композиция. 1915 г.
Бумага, акварель. 36 х 26 см. Частное собрание, Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Футуристическая композиция. Эскиз к текстильной аппликации.
1916 г. Бумага, черный карандаш, гуашь, акварель. 34,8 х 25,8 см. Экспозиция галереи
«Элизиум» на XL Российском Антикварном салоне, Москва, 2016 г.
Вера Пестель (1887-1952). Конструктивистская композиция. 1916 г.
Бумага, масло, смешанная техника, 36 x 26 см. Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Нефигуративная композиция. 1916 г. Картон, масло.
Музей искусств имени Рустама Мустафаева, Баку, Азербайджан.
В музее композиция датируется 1910-1912 годами. Не писала тогда Пестель еще такие картины.
Вера Пестель (1887-1952). Футуристическая композиция. 1916 г.
Бумага, тушь, акварель, карандаш. 34,2 x 25,8 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Вера Пестель (1887-1952). Футуристическая композиция. 1916 г.
Бумага, тушь, акварель, перо. 35 х 26,1 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Вера Пестель (1887-1952). Конструктивная композиция. 1916-1917 гг.
Картон, масло. 35,2 х 25,8 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Вера Пестель (1887-1952). Композиция. 1916 г. Бумага, акварель. 41,9 x 28,5 см.
Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Динамическая композиция. 1916 г. Холст, масло. 28,5 x 20 см.
Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Натюрморт. 1915 г. Холст, масло. 67 х 50 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Композиция. Аукцион www.invaluable.com, 2020 г.
Вера Пестель (1887-1952). Беспредметное. 1916 г. Холст, масло. 44,5 х 36 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Вера Пестель (1887-1952). Композиция. Картон, масло. 34,2 x 16,2 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2018 г.
Пестель (Бальи или Байи) Вера Ефремовна.
В 1906-1907 гг. Вера Пестель училась в Школе рисования и живописи Константина Юона и Ивана Дудина. В 1909-1911 годах училась в частной студии К.Э. Киша, ученика Ш. Холлоши. Одновременно в 1912–1915 гг. посещала свободную студию «на башне», «где, так сказать, мэтром был М.Ф. Ларионов», на Кузнецком мосту около Лубянской площади (мастерская Василия Рождественского). В 1910-е годы Пестель активно участвовала в авангардном движении.
Зимой 1912–1913 гг. Вера Пестель совершает поездку в Париж вместе с Н.А. Удальцовой, Л.С. Поповой, С.К. Каретниковой, Изой Бурмейстер и несколько месяцев посещает Академию La Pallete Анри ле Фоконье и Жана Метценже.
В июле 1913 г. у нее родилась дочь Софья Евгеньевна Пестель (1913-2011).
Зимой 1915-го художница начала выставляться. Она осмелилась показать жюри коллективной выставки в Петрограде два кубистских холста. Один, портрет сестры, приняли. В июле она показала отклоненную картину Татлину, и тот предложил выставиться вместе.
Вера Пестель (1887-1952), unattributed. Композиция в стиле Веры Пестель.
Бумага на картоне, смешанная техника. 39 х 40 см. Art of the Zero.com.
Вера Пестель (1887-1952). Композиция. 1916 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Натюрморт (Дама с книгой). 1915-1916 гг.
Холст, масло, газетный коллаж. 66,8 х 45,6 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Георгия Костаки.
Вера Пестель (1887-1952). Композиция. 1916 г. Холст, масло. 66 х 35,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Картина экспонировалась на Последней футуристической выставке картин «0,10»
в Петрограде в 1915-1916 гг.
Вера Пестель (1887-1952). Коллаж с голубым горшком (Лукоморье). 1916 г.
Холст, масло. 69 х 49,5 см. Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Гитара. 1925 г. (?). Бумага, акварель. 35 x 28,5 см.
Аукцион ARTMAJEUR, Galerie Espace Lorraine, Бельгия, 2023 г.
Вера Пестель (1887-1952). Натюрморт с красным. 1915-1916 гг. Холст, масло, коллаж. 77,8 х 70 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет художника Владимира Евграфовича
Татлина с бандурой. 1916 г. Холст, масло. 80 х 49,5 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Вера Пестель (1887-1952). Натюрморт с шахматами. Холст, масло. 47 х 65 см.
Аукцион Baltic Auction Grouр, Таллинн, 2020 г.
Вера Пестель (1887-1952). Наездники. 1916 г. www.peoples.ru/photo/vera-pestel.
Афиша представления «Живые альманахи» в кабаре «Музыкальная табакерка». Москва, 1918 г.
Бумага, печать. 63 х 49 (лист); 69 х 51 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
На этом представлении Вера Пестель выступила с демонстрацией колоды игральных карт «Долой королей!»
В 1915–1916 гг. в Москве «амазонка авангарда» тесно общается с В.Е. Татлиным. Работает в Свободной коллективной мастерской на ул. Остоженка у Татлина. В своих записках она вспоминала об учителе: «Осенью… [1915-го] ему негде было работать. Он переехал к нам (муж был на фронте) и снял у нас комнату и для жилья, и для работы. И вот началась очень интересная работа вместе. Он в кабинете строил свои контррельефы, а я в мастерской - рядом комната – писала свои работы». В 1914 году Татлин побывал в парижской мастерской Пикассо и мог видеть кубистический рельеф из картона и шпагата «Гитара» (1912). Возможно, что этот визит стал для Татлина стимулом к созданию контррельефов - конструкций из жести, стекла, дерева, гипса. (см. Воспоминания Веры Пестель о В.Е. Татлине)
Вера Пестель (1887-1952). Композиция. 1915 г. Холст, масло. 81 х 60 см.
Слободской краеведческий музей, Кировская обл.
В 1915 году Вера Пестель сблизилась с художниками русского авангарда. В этом году она принимает участие в Последней футуристической выставке картин «0,10» (ноль-десять) в Петрограде, где впервые был упомянут термин «супрематизм живописи» К.С. Малевича. «Композиция» (1915) Пестель, кажется, изображает один из таких контррельефов Татлина - об этом свидетельствуют характерные цилиндры из жести и картона. При этом сама художница в 1925 году на вопросы анкеты о художественных влияниях отвечала: «Вначале импрессионисты (французы) и Ван Гог, затем Дерен, Пикассо, Брак, теперь старые мастера, особенно - голландцы и испанцы - Меер из Делфта, Сурбаран. Русские художники никогда не оказывали никакого влияния и вообще мало интересовали, особенно современные».
Вера Пестель (1887-1952). Воспоминание о вечере у Николая Кульбина в Петербурге после выставки «0,10»,
19 декабря 1915 г. На картине справа налево: В. Татлин, В. Хлебников, Н. Кульбин, В. Каменский, О. Мандельштам, О. Розанова (или Л. Попова?), К. Малевич, В. Маяковский, в глубине - П. Филонов. На первом плане спиной к зрителям справа налево: Вера Пестель, Н. Удальцова и неизвестный. А картина написана в 1918 году.
Собрание Игоря Сановича, Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Улица грез.1920 г. Бумага, индийская тушь. 34,5 х 46 см. Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Тетя Паша. 1919 г. Холст, масло. 97 х 48 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Вера Пестель (1887-1952). Девушка с рыжими волосами. 1920-е гг.
Бумага, акварель, графитный карандаш 26,1 х 16,8 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Девочка с косичками. 1920-e гг.
Бумага, акварель. 33,1 х 27,2 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет Сони. 1920-1929 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 24,5 х 19,5 см.
Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет Сони за пасхальным столом. 1920-1929 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 19,5 х 24,5 см. Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Балерины. 1920-е гг. Офорт. 16,2 x 13,4 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Вера Пестель (1887-1952). Дедушка и внучка с гитарой (Е.Д. Бальи и С.Е. Пестель).
Начало 1920-х гг. Бумага, карандаш. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). За шитьем. 1920-е гг. Офорт. 15 х 13 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 24.000 - 36.000 руб.
Вера Пестель (1887-1952). Уличная сцена. Начало 1920-х гг. Бумага, тушь. 14,2 х 15,8 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Тётя Паша. 1921-1923 гг. Бумага, офорт.
Ярославский художественный музей.
Портрет Веры Пестель в молодости.
В 1916–1918 гг. Вера Пестель увлекается футуризмом, левым искусством. Вступает в члены общества «Супремус», «Молодой Федерации Профессионального союза художников-живописцев Москвы» (1917-1918). Ее друзьями и единомышленниками были Казимир Малевич, Любовь Попова, Владимир Татлин, Надежда Удальцова. Немногие произведения художницы сохранились от этого периода, но они свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры В. Пестель. В этот период художница увлекается формальными экспериментами. Однако, в отличие от многих в то время, Пестель не была внутренне убеждена в правильности пути, по которому шло авангардистское искусство. Об этом свидетельствуют ее дневники, где она все чаще мысленно обращается к «старым мастерам», вспоминает Рембрандта.
Вера Пестель (1887-1952). Композиция. 1920-е гг. Бумага, тушь. 36 х 26 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Цена 5000 руб.
Вера Пестель (1887-1952). Интерьер. Семья за столом. 1920-е гг. Холст, масло. 87 x 86 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Вера Пестель (1887-1952). Мальчик с книгой (Портрет сына Андрея Евгеньевича Пестеля).
1924 г. Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Материнство. 1922-1923 гг. Бумага, уголь.
Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет дочери художницы с ребенком. 1923 г.
Бумага, акварель. 28 x 21 см.
Вера Пестель (1887-1952). Рисунок из журнала «Маковец». 1922 г. № 1.
Вера Пестель (1887-1952). Соня на стуле. 1920-е гг. Бумага, графитный карандаш, тушь, перо.
17,6 х 12,9 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). В парке. 1920-е гг. Бумага, пастель.
Вера Пестель (1887-1952). Женщина и коза. 1920-е гг. Бумага, графитный карандаш, тушь. 19,1 х 18 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Обнаженная. 1920-е гг. Бумага, чёрная акварель 41.5 х 39 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
В 1916 г. Вера Пестель участвует в коллективной выставке «Магазин» на ул. Пречистенка. Активно участвует в художественной жизни Клуба левой федерации. В 1917 году Вера Пестель становится членом РАБИС (Союз работников искусств). В 1916–1917 гг. участвует в выставках художественного бюро Н.Е. Добычиной в Петрограде. В 1917 и 1921 году дважды принимает участие в выставках объединения «Мир искусства». В конце десятилетия участвовала в праздничном оформлении Москвы к революционным праздникам. В 1917–1919 гг. работает в отделе ИЗО Наркомпроса.
В 1918-1919 г. участвует во многих выставках, в т.ч. в V Государственной выставке картин «От импрессионизма к субъективному искусству» (Петроград).
В 1920 году умирает от сыпного тифа любимый муж Е.А. Пестель.
Совместно с Г.В. Лобунской и В.Ф. Шехтель организует детскую изостудию совместно. Знакомится с художником Л.Ф. Жегиным (1892-1969) и поддерживает с ним отношения до своей смерти.
В 1918 году Пестель отходит от увлечения «левым» беспредметным искусством и разрабатывает новую поэтическую систему фигуративной живописи.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет дочери. 1924-1925 гг. Холст, масло. 66 x 72 см.
Вера Пестель (1887-1952). На даче. В Крылатском. 1926 г. Бумага, пастель. 28 х 41 см.
Музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.
Вера Пестель (1887-1952). Групповой портрет. Крылатское. 1926 г. Бумага, уголь, сангина, мелки. 31 х 35 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). За шитьем. 1923-1924 гг. Бумага, графитный карандаш,
черная пастель. 21,2 х 18,2 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
Вера Пестель (1887-1952). Эскиз костюма танцовщицы к неизвестному спектаклю.
1922 г. Бумага, акварель, карандаш, белила. 26 х 19,8 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Вера Пестель (1887-1952). Эскиз костюма китайца. 1925 г. Бумага, графитный карандаш,
акварель, 33 х 24,5 см. Галерея «Даев-33», Москва, 2021 г.
Вера Пестель (1887-1952). Рисунок из серии «На пляже». 1926 г. Бумага, акварель 26 х 33,4 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Рисунок из серии «На пляже». 1926 г. Бумага, акварель. 24,3 х 32 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). В Крылатском. Пейзаж. 1926 г. Бумага, акварель. 33 х 32 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2019 г.
Вера Пестель (1887-1952). Натюрморт. 1929 г. Холст, масло. 73 х 93 см. Частное собрание.
Группа художников объединения «Маковец», Москва 13 мая 1922 года.
1 ряд (слева направо): Е.О. Машкевич, И.Ф. Завьялов, В.Е. Пестель, Т.Г. Романович, А.С. Ястржембский; 2 ряд: В.Н. Чекрыгин, Л.Ф. Жегин, Н.Х. Максимов, К.К. Кодлубинский, Н.М. Григорьев, К.К. Зефиров, С.В. Герасимов, А.В. Шевченко, Н.М. Чернышев, М.С. Родионов, С.М. Романович, Н.Н. Барютин (Амфиан Решетов), неизвестный. Фотография Роберта Иохансона.
До 1921 года Вера Пестель преподавала в Школе детского творчества. Преподавала в других детских студиях, в детском доме. Позднее в VII опытно-показательной станции художественного воспитания детей при Наркомпросе. В этот период написаны статьи для журнала «Искусство в школе».
1921 г. - работа над костюмами и декорациями для театральной постановки в «Студии пантомимы и танца» А.М. Шаломытовой.
22 апреля 1922 г. - выставка «Искусство-жизнь» в Музее Изящных искусств (ул. Волхонка), считающаяся первой выставкой объединения «Маковец». В 1922 принимала участие в I коллективной русской художественной выставке в Берлине.
3 июня 1922 г. в возрасте 25 лет трагически погиб В.Н. Чекрыгин, попав под поезд на станции Мамонтовка. (Подробнее о В.Н. Чекрыгине см. мой пост здесь)
Вера Пестель (1887-1952). Портрет девочки. 1927-1929 гг. Холст, масло. 85 х 67 см.
Музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.
Вера Пестель (1887-1952). Иллюстрация (предположительно для журнала «Пионер»). 1930-е гг.
Бумага, чёрная акварель 32,1 х 34,2 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет Маши Хлудовой. Конец 1930-х гг.
Бумага, графитный карандаш, коричневый уголь. 26,3 х 21,9 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Потрет неизвестной. 1930-е гг.
Бумага, тушь, черная акварель. 39 х 27,2 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Пётр и Фёдор Глебовы. 1930-е гг. Бумага, коричневая тушь.
41,3 х 32,6 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Пётр Глебов. 1929 г. Бумага, акварель. 45 х 36 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). История службы. 1932 г. Холст, масло. 32,5 x 49,5 см. Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Одиночество (Die Einsamkeit). 1932 г. Холст, масло. 32,5 x 48,5 см.
Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Обнаженная. 1930 г. Бумага, сепия. 41,6 х 32,7 см.
Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Иллюстрация к роману «Восстанию ангелов» Анатоля Франса».
1934 г. Бумага, тушь. 27,3 х 26,2 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Эскиз обложки к журналу «Пионер». 1930-е гг.
Бумага, акварель, уголь. 35,8 х 27 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Вера Ефремовна Пестель. Фрагмент фотографии с группой «Маковец», 13 мая 1922 г.
Неповторимая творческая манера Веры Пестель сложилась в 1920-е годы, когда она работала с художниками, назвавшими свою группу по имени холма, на котором стоит Троице - Сергиева Лавра - «Маковец». Идеологом и лидером был живописец и график Василий Чекрыгин. Во всех произведениях времен «Маковца» Пестель с подкупающей искренностью и теплотой показывала зрителям самых близких людей («Автопортрет», 1923, «Портрет матери», 1924, «Портрет сына», 1924, «Девочка в голубом», 1924). В них ясно чувствуется важность этического аспекта искусства для художницы и стремление утвердить его моральную значимость.
Вера Пестель (1887-1952). Эскизы к спектаклю «Кот в сапогах». Непошедший вариант. 1935 г. Бумага, акварель, бумага, карандаш графический, белила. 1. Барон Карачун. 32х45 см. 2. Кот. 44,5х32,5 см. Музей Театра кукол Сергея Образцова, Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Эскизы к спектаклю «Кот в сапогах». Непошедшие варианты. 1935 г. Бумага, акварель, бумага, карандаш графический, белила. 3. Король. 45х32 см. 4. Петютя. 52х40 см. Музей Театра кукол Сергея Образцова, Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Эскизы к спектаклю «Кот в сапогах». Непошедший вариант. 1935 г. Бумага, акварель, бумага, карандаш графический, белила. 5. Второй охотник. 44,5х31,5 см. 6. Портной. 40х29 см. Музей Театра кукол Сергея Образцова, Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Крестьяне-ходоки у В.И. Ленина. 1936 г. Холст, масло. 90 х 100 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Иллюстрация к финалу трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» (1914).
1940 г. Фанера, левкас. 36 х 43 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля.
Вера Пестель (1887-1952). Иллюстрация ко 2-му действию трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» (1914). 1940 г. Фанера, левкас, масло. 27 х 34 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля.
Вера Пестель (1887-1952). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского «Надоело» (1916). 1940 г.
Фанера, левкас, масло. 36 х 43 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля.
Вера Пестель (1887-1952). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского «Вам!» (1916). 1940 г.
Фанера, левкас, масло. 43 х 36 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля.
Вера Пестель (1887-1952). «Уход из города». Иллюстрация к трагедии В.В. Маяковского
«Владимир Маяковский» (1914). 1941 г. Бумага ватман, гуашь цветная, белила. 39 х 32,7 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля.
Вера Пестель (1887-1952). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского «Театры» (1913).
1940 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля.
Вера Пестель (1887-1952). Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского «Адище города» (1913).
1941 г. Бумага ватман, пастель. 55,7х41 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля.
Вера Пестель (1887-1952). Эскиз дизайна ткани. 1938 г. Бумага, гуашь. 37,2 x 26,8 см. Частное собрание.
Афиша 3-й выставки картин группы художников «Маковец». Москва, 1925 г.
В январе 1924 г. Вера Пестель участвует в выставке группы «Маковец» в Музее Изящных искусств. (Интересно, тогда же 21 января умирает В.И. Ленин). В 1925 г. - выставка рисунков художников группы «Маковец» в Третьяковской галерее. Появляется первый журнальный отзыв об искусстве В.Е. Пестель. Участвовала в VII выставке группы «Л’Аренье» («Паук»; Париж). В декабрь 1925 - январе 1926 г. следующая и последняя 3-я выставка художников группы «Маковец».
Во второй половине 1920-х годов «Маковец» прекратил свое существование. Вера Пестель и Лев Жегин организовали группу «Путь живописи» (до 1930).
24 мая 1927 г. умирает отец художницы Е.Д. Бальи.
Осенью 1927 г состоялась I выставка объединения «Путь живописи» на квартире Макария Амвросиевича Прохорова.
Вера Пестель (1887-1952). В интерьере. Ира и Маша (племянницы художницы). 1947 г.
Холст на оргалите, масло. 80 х 61,5 см. Музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.
Вера Пестель (1887-1952). Подруги. 1940-е гг. Бумага, карандаш графитный, уголь. 20,4 х 17,9 см.
Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Брат и сестра. Дети В.Е. Пестель – Андрей и Соня. 1947-1948 гг.
Вера Пестель (1887-1952). Няня Лариса (Воспоминание о прошлом).
1945-1946 гг. Бумага, гуашь, карандаш цветной. 31,4 х 22,7 см.
Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Девушка за столом. 1940-е гг. Фанера, масло. 44,3 х 47,3 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Читающая Соня. 1947-1948 гг.
Вера Пестель (1887-1952). У буржуйки. Эскиз к картине. 1948 г. Бумага, акварель, гуашь, 27 х 24,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.
Вера Пестель (1887-1952). Задумавшаяся женщина (Галя Китаева). 1949 г.
Бумага, акварель, белила. 26,2 х 20,4 см. Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). 1948 Урок рисования. 1948 г. Бумага, цветные карандаши. 25,5 x 28,5 см.
Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Автопортрет. 1923 г. Ярославский художественный музей.
В мае-июне 1928 г. в Париже, в галерея Бие Пьера Вормса, состоялась II выставка объединения «Путь живописи». «Портрет дочери» работы В.Е. Пестель был взят владельцем галереи в уплату за расходы по выставке. Активно занимается масляной живописью.
В 1920–1930-е гг. Вера Пестель преподавала живопись и рисунок в школе им. К. Маркса и школе «Детское творчество», созданной А.В. Бакушинским. Придерживалась идеи свободного воспитания, раскрывающего творческий потенциал ребёнка. В 1925–1926 гг. разработала программу по изобразительному искусству для школ I и II ступени. Основа методики - «искусство самого ребёнка».
В марте 1930-го состоялась третья и последняя выставка объединения «Путь живописи» на ул. Пречистенка в помещение Дома ученых. Она же стала и последней экспозицией, в которой Пестель приняла участие. Больше при жизни она не выставлялась и не стремилась к этому.
В 1932 году после закрытия всех художественных групп и объединений Вера Ефремовна в созданный союз МОСХ не вступила. Она поняла, что государство пытается найти способ руководить художником, и неизбежно уничтожит его творческую свободу. Оставшись вне Союза, Пестель лишилась возможности выставлять свои работы. Ее имя многие десятилетия было забыто.
Вера Пестель (1887-1952). Художник Макарий Амвросиевич Прохоров. 1948 г.
Бумага цветная, акварель, гуашь, кисть. 30,5 х 23,1 см.
Ярославский художественный музей.
Макарий Амвросиевич Прохоров – русский художник. Родился в 1888 году в семье богатого московского купца. В 1935 году Макарий Прохоров был осужден на 5 лет лагерей по так называемому «Кремлевскому делу». М.А. Прохоров был освобожден в 1940 году. Его судьба после освобождения неизвестна. В 1956-1958 годах Главная военная прокуратура установила, что дело было сфальсифицировано НКВД СССР. Никаких доказательств виновности осужденных нет.
Вера Пестель (1887-1952). Лида Лаврова. 1947-1948 гг. Бумага, акварель, гуашь. 32,5 х 24,7 см.
Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). 1950 Портрет Юли Бояновой.
Бумага, акварель, белила, цвет. карандаш. 44,6 х 29,8.
Ярославский художественный музей.
И в заключение, несколько недатированных работ Веры Пестель:
Девушка в голубом. Бумага, акварель, гуашь 23 x 16 см.
Аукционный дом Osenat, Париж-Версаль, 2021 г.
Вера Пестель (1887-1952). Женщина, сидящая на крыльце. Бумага, акварель, гуашь.
41,5 х 31,5 см. Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). В примерочной у портнихи. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
24 x 20 см. Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). В саду. Бумага, акварель, пастель. 39,4 х 47 см. Частное собрание.
Вера Пестель (1887-1952). Больная. Бумага, цветные карандаши. 24 х 17 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Вера Пестель (1887-1952). Обнажённая», бумага, уголь, пастель. 47,5 х 34 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Софья Пестель (1913-2011). Портрет матери. Предположительно исправлен В.Е. Пестель.
1930-е гг. Бумага, соус, уголь, 28,5 х 20,6 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
До 1934 года Вера Пестель работала в Центральном доме художественного воспитания детей методистом ИЗО-кабинета и методистом по внешкольной работе.
В 1934 г. Пестель работала для журнала «Пионер», создавала иллюстрации, обложки. Вступила в горком графиков. В 1930–1936 гг. почти не рисовала и не писала маслом. В 1935 г. нарисовала эскизы кукол для театра Сергея Образцова.
В 1937 г. Пестель получила заказ на роспись детских комнат на Курском вокзале в Москве совместно со Львом Жегиным. После этой работы вернулась к оригинальному творчеству.
1938–1939 - оформляет павильон «Карелия» на ВСХВ совместно с Жегиным. Создает диораму пионерлагеря Артек для главного павильона ВСХВ совместно с архитектором Ю.М. Баяновым.
В 1934-1939 гг. рисует иллюстрации к литературным произведениям.
В 1939-1940 выполнила ряд иллюстраций к произведениям В.В. Маяковского по заказу Литературного музея.
В 1940 году сын В.Е. Пестель Андрей был репрессирован и впоследствии расстрелян. «Состав преступления», разумеется, был обычен для того времени.
Вера Пестель (1887-1952). Сын Андрей со знакомой. Бумага, гуашь.
Вера Пестель (1887-1952). Приготовление хлеба. Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет матери. Ярославский художественный музей.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет дочери. Холст, масло. 66,5 х 57,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Вера Пестель (1887-1952). Портрет неизвестной. Бумага, уголь. 22,5 х 16,9 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
А в начале Великой Отечественной войны Вера Ефремовна устроилась завхозом в в женскую врачебную консультацию. Потом нашла место художницы-надомницы в мастерской по выпуску декоративных изделий. Всю войну оставалась в Москве. Последнее место службы, принесшее ей немало радости, — Кабинет школьника Государственного исторического музея, где она после войны руководила изготовлением наглядных пособий. Сравнительное благополучие позволило вернуться к масляной живописи
1942 - устроилась художницей-надомницей в мастерскую по выпуску декоративных изделий.
1944 - смерть матери художницы.
1944-1952 - преподавала изготовление наглядных пособий в Кабинете школьника Государственного Исторического музея.
Вера Пестель (1887-1952). Автопортрет. 1946 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Вера Ефремовна Пестель скончалась 18 ноября 1952 года в Москве от злокачественного малокровия. Похоронили ее на Ваганьковском кладбище.
В последние годы состоялись две значимые экспозиции: живопись и графика в Ярославском художественном музее (2013, с каталогом) и в московском Открытом клубе на Спиридоновке (2014, с каталогом). В 2017 году вышла монография о ее творчестве. Ныне произведения Веры Пестель находятся в крупнейших музейных собраниях: в ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Нового Иерусалима, Нукуса, Саратова, Ярославля и других, а также в частных коллекциях.
Вера Пестель. Путь с башни. Книга посвящена жизни и творчеству В.Е. Пестель.
Сост., вступ. статья и коммент. В.В. Калмыковой. Москва, Издательство А.Ю. Забозлаева.
2017 г. - 384 с., ил.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. С