Павел Петрович Щеголев. Фотосъёмка неизвестного фотографа, 1930-е гг.
Павел Петрович Щеголев - советский художник-живописец (1877-1941).
Родился в России. В 1920-е и 1930-е годы жил и работал в Ташкенте, входил в «Бригаду Волкова». В своих работах писал сцены быта местных жителей. Наиболее известной картиной Щеголева является полотно «Добыча песка» (1933). Щеголев был частым участником работ по украшению города к различным праздникам и общественным мероприятиям. Выставки картин П.П. Щеголева происходили в Ташкенте, Москве и других городах Узбекской Советской Социалистической Республики и РСФСР. Павел Щеголев умер или погиб в период Великой Отечественной войны.
Русские поселенцы в Ташкенте. Цветная фотография С.М. Прокудина-Горского, 1911 год.
Павел Петрович Щеголев родился в России в 1877 году. В 1920-1930 годы он жил и работал в Средней Азии, в Ташкенте. Когда в начале 1930-х годов здесь образовалась бригада художников, куда входили А. Волков, Н. Карахан, П. Подковыров, У. Тансыкбаев, Щеголев стал ее членом. Вместе с товарищами по бригаде он делал праздничное оформление улиц и площадей городов, расписывал общественные здания. Он участвовал на многочисленных республиканских выставках в Ташкенте и в Москве. В своих работах писал сцены быта местных жителей. В период социалистического преобразования республики художник бывал на новостройках и колхозных полях, наблюдал жизнь и быт людей нового социалистического Узбекистана. В те годы перед местными художниками стояла задача создания искусства национального стиля. Нужна была яркая, сильная живопись, способная выразить величественный пафос созидания, преобразования республики. Эту задачу Щеголев решал вместе со своими товарищами по бригаде.
Павел Петрович Щеголев (1877-1941). Добыча песка. 1933 г. Холст, масло. 182 х 145 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Пик художественной активности Павла Щеголева пришёлся на 1930-е годы.
Картина «Добыча песка» и тематически и стилистически очень характерна для творчества мастера первой половины 1930-х годов. В ней явно ощущается тяготение к яркому колориту, к декоративности, истоки которых в красочной природе Узбекистана и его традиционном искусстве - миниатюре, вышивках, коврах, тканях. Известное влияние искусства миниатюры сказывается также в последовательно ритмической смене пространственных планов, в строгом ритме движений фигур. Но вместе с тем в четкой светотеневой моделировке предметов и в тонкой цветоразработке картины чувствуется переосмысление традиций восточной живописи в духе современного искусства.
Павел Петрович Щеголев (1877-1941). Сбор хлопка. 1930-е гг. Холст, масло. 205 х 113 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Для более правдивого раскрытия темы Щеголев сознательно отказывается от всего лишнего и несущественного. Он конструирует форму обобщенно и создает простую ясную и монументальную композицию. В выдвинутых на передний план фигурах рабочих художник подчеркивает их исполинскую богатырскую силу и мощь, преодолевающую все препятствия, воздвигаемые природой. Щеголев героизирует труд этих людей, восхищается красотой и благородством их целей.
Павел Петрович Щеголев (1877-1941). Строительство моста. На стройке. 1933 г. Холст, масло. 85 х 85 см.
Государственный музей Востока, Москва.
О жизни и творчестве Павла Щеголева ныне известно ничтожно мало, неизвестно даже когда он родился и умер. Известная информация о жизни художника оканчивается 1930-ми годами - в связи с этим высказываются предположения, что Павел Щеголев умер или погиб в период Великой Отечественной войны.
Павел Петрович Щеголев принадлежит к числу тех русских художников, чье творчество способствовало созданию новой социалистической культуры Узбекистана.
ИСТОЧНИКИ
Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе. Альбом.
Автор вступ. ст. и ст. о творчестве художников М.Б. Мясина. Москва,
Издательство «Советский художник», 1973 г. Стр. 278-279.
Страницы 278-279 из альбома «Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе». М., 1973 г.