• Авторизация


ТУРКЕСТАНСКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ ПОДКОВЫРОВ (1899-1957). ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ 29-04-2023 15:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1935 Голубой вечер в горах. Автопортрет. Холст, масло. НУКУС (523x700, 104Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Голубой вечер в горах. Автопортрет. 1935 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.

Алексей Фёдорович Подковыров (1899-1957) - известный русский советский казахский художник-живописец, график. Родился в Актюбинске. В 1918 г. окончил Учительскую семинарию в Актюбинске. Художественное образование получил в художественной студии Николая Васильевича Розанова в Ташкенте в 1924-1927 гг., где подружился с молодым узбекским художником Уралом Тансыкбаевым. Образование продолжил в Пензенском художественном училище у И.С. Горюшкина-Сорокопудова в 1927-1929 гг. По возвращении в Ташкент входил в «бригаду Волкова» - был близок с художниками А.Н. Волковым, О.К. Татевасяном. В Узбекистане прожил 26 лет. В конце 1940-х гг. переехал в Алма-Ату. Преподавал в Алма-Атинском театрально-художественном училище им. Н.В. Гоголя, регулярно участвовал в выставках.


ФОТО Общий вид города Актюбинска. 1913 (700x436, 123Kb)
Общий вид города Актюбинска. Фотография 1913 г.

Алексей Фёдорович Подковыров родился в 1899 году в Актюбинске, в Российской империи. Город вырос на месте крепости Ак-Тюбе, основанной в 1869 году флигель-адъютантом царского двора полковником Юрием Борхом для обеспечения защиты внутренней части Оренбургского края от набегов киргизов. Осенью 1870 года девять домиков заложили в Актюбинске начало первой улицы Александровской. На постоянное место жительство остаются несколько солдат. Но уже совсем скоро, в связи со строительством железной дороги, переселенцы со всей России очень активно осваивают новые земли, среди них и родители Алексея Фёдоровича. Алексей Фёдорович сначала учился в русском начальном училище, после чего поступил в открывшуюся в октябре 1912 года Учительскую семинарию и училище при нем.

1927 Узбекская ковровщица. Бум, акв., гуашь, Кар. 43x31. ЧС (498x700, 140Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Узбекская ковровщица. 1927 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 43 x 31 см.
Частное собрание.

1927 Чаепитие старых узбеков. Бум, акв., гуашь, Кар. 43x31. ЧС (510x700, 146Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Чаепитие старых узбеков. 1927 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 43 x 31 см.
Частное собрание.

В 1918 году А.Ф. Подковыров закончил учительскую семинарию в Актюбинске. И возможно некоторое время работал учителем в родном городе. Любовь к рисованию, желание учиться живописи, побудили его приехать в Ташкент, в котором образовалась хорошая художественная школа, были сильные художники-преподаватели. В Ташкенте, начиная с 1924 года, Алексей учится в художественной студии ученика И.Е. Репина, художника Николая Васильевича Розанова (1868-1940) при Ташкентском музее искусств, где знакомится со студийцем Уралом Тансыкбаевым. Между ними завязывается крепкая дружба на долгие годы. Родители Тансыкбаева принимают Подковырова в свою семью как сына.
В 1927 году Подковыров решает уехать учиться живописи в Пензу у известного художника И.С. Горюшкина-Сорокопудова в Пензенском художественном училище.
Художественное училище (Фото на сайте Культура.РФ) 2 (700x492, 121Kb)
Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого. Здание построено в 1898 году.
Первый приёмный экзамен в училище прошёл 2 февраля 1898 года.

В Пензу через год приезжает и его друг Тансыкбаев. После окончания Пензенского художественного училища в 1929 году, они вдвоём едут в Москву, чтобы знакомиться с новейшими направлениями модернизма в Государственном музее нового западного искусства. Они были увлечены французским импрессионизмом и постимпрессионизмом. После возвращения в Ташкент, входят в «Бригаду Волкова». Тансыкбаев - Участник многих выставок в Ташкенте, Москве, а с 1947 – в Алма-Ате.

1930-1932 Портрет художника У.Т.Тансынбаева.  (490x700, 123Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Портрет художника Урала Тансыкбаева. 1930-1932 гг.
Холст, масло. 62 х 43,5 см. Государственный музей Востока, Москва.

По своим взглядам на искусство и его задачи Подковыров был близок художникам Ташкента, группировавшимся вокруг А.Н. Волкова. Большую роль в формировании эстетических воззрений художника сыграло его сближение, крепкая дружба с коллективом молодых узбекистанских художников, входивших в «Бригаду Волкова» - Н.Г. Караханом, У.Т. Тансыкбаевым и более старшими по возрасту и художественному опыту А.Н. Волковым, О.К. Татевосьяном.
Подковыров часто ездит на строительство Ферганского канала, Чирчикского химического комбината, делает зарисовки, пишет этюды.

1932 (совм. с Тансыкбаевым) эскиз фрески. «ИнтернационалБумага (ватман) на фанере, акварель, живопись. 55х147; 48х142 (в свету) см. ГМВ (700x261, 90Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957), совместно с Уралом Тансыкбаевым (1904-1974). Эскиз фрески «Интернационал».
1932 г. Бумага (ватман) на фанере, акварель, живопись. 55х147; 48х142 см. (в свету).
Государственный музей Востока, Москва.

1930-е Кишлачный отряд (совм. с Уралом Тансыкбаевым) (700x543, 150Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957), совместно с Уралом Тансыкбаевым (1904-1974). Кишлачный отряд. 1930-е гг.

Самобытность дарования Подковырова — в большом поэтическом даре. В полной мере он выражен в «Автопортрете» 1935 года, который решен как жанровая композиция. Художник изобразил себя идущим по вечерней степи с красным тюльпаном в руке, вдалеке видны юрта, горящий костер. Умиротворенная и счастливая земля окутана голубыми сумерками, в небе зажглись первые звезды. Из-за низкого горизонта фигура кажется парящей над землей. Изображение в какой-то мере условно. Это подтверждено и условностью цветового решения. Колорит составлен из мягких оттенков синего цвета, объединяющего все в гармоничную целостность.

1935 Голубой вечер в горах. Автопортрет. Холст, масло. НУКУС (523x700, 104Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Голубой вечер в горах. Автопортрет. 1935 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.

«Голова басмача (Курбаши)» показывает иные поиски художника. Выразительно трактован характер — коварный, хищный, решительный. Этому соответствуют резкие острые ритмы линий и плоскостей, напряженность цвета, энергичная живопись.

1933 Голова басмача (Курбаши). Х, м. 59х40 см. Нукус 2 (463x700, 169Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Голова басмача (Курбаши). 1933 г. Холст, масло. 59 х 40 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.

Названые братья Алексей Подковыров и Урал Тансыкбаев вместе учились с 1924 по 1929 гг., сначала в студии Николая Васильевича Розанова в Ташкенте, а затем в Пензенском художественном училище у Ивана Горюшкина-Сорокопудова.
Вместе они творили в составе знаменитой бригады художников Александра Волкова.
Сразу после Великой Отечественной войны пути друзей разошлись - Подковыров переехал в Казахстан, а до этого они довольно долго работали в творческом тандеме и даже некоторые свои работы подписывали двойным псевдонимом АТАНПОУ. Это аббревиатура из их имен и фамилий, составленная в шахматном порядке. Например, художники сообща работали над фресковыми композициями на тему истории и современности Узбекистана.

1943 В колхозе Брич-Мулла. Картон, гуашь, белила. 54х71,5 см ГМВ (700x532, 154Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). В колхозе Брич-Мулла. 1943 г. Картон, гуашь, белила. 54 х 71,5 см.
Государственный музей Востока, Москва.

Тем не менее, в станковом творчестве Подковырова и Тансыкбаева, почерк мастеров, их стиль существенно отличались один от другого, но у двух авторов было и много общего. Изысканные сиреневато-серебристые, аметистовые пейзажи, написанные с «высоты птичьего полета» с диагонально построенной композицией - воспринимаются почти как диптих (размер работ одинаков), несмотря на то, что были написаны друзьями в разные годы - 1942 и 1943.

1942 Тансыкбаев - Полив.  Картон, гуашь. ГМВ (700x518, 144Kb)
Урал Тансыкбаев (1904-1974). Полив. 1942 г. Картон, гуашь. Государственный музей Востока, Москва.

В «Поливе» Урала Тансыкбаева большую часть пространства картины занимает огромная, как море, пашня с бороздами-волнами, среди которых видны фигурки людей, обрабатывающих поле мотыгами. «В колхозе Брич-Мулла» (1943) Подковырова, среди идущих на полевые работы - только женщины и дети со школьными ранцами. Небольшие детали красноречиво свидетельствуют о непростой ситуации в тяжелое военное время. Но несмотря на это, в произведениях художников запечатлен момент торжества жизни, гимн солнцу, свету и чистому небу, вопреки войне.

1947 Салют в Алма-Ате. Бумага на картоне, акварель, гуашь 59х45. Пермская КГ (539x700, 144Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Салют в Алма-Ате. 1947 г.
Бумага на картоне, акварель, гуашь. 59 х 45 см.
Пермская государственная художественная галерея.

Во время Великой Отечественной войны в Ташкенте творили художники Узбекистана - Александр Волков, Вениамин Кедрин, Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, в Самарканде - Павел Беньков, Зинаида Ковалевская и другие. И этим мастерам Средняя Азия также дала пристанище, только несколько раньше. Хорошо известно, какой магической силой обладал Восток для художников и многие стремились там побывать. Александр Волков и Урал Тансыкбаев родились в Туркестане, другие же - Вениамин Кедрин, Алексей Подковыров, Павел Беньков, Зинаида Ковалевская приехали уже сложившимися художниками, взрослыми людьми - и остались. Некоторым из них это спасло жизнь, учитывая последующие репрессии 1937 года. Крепкий и надежный тыл во многом способствовал Победе. По-разному вспоминают это драматичное время бывшие в среднеазиатской эвакуации люди... Но, безусловно, прочный «азийский дом» дал убежище, спас от гибели многих, в том числе и значительную часть творческой интеллигенции.

1952 Горная река. Бум, акв. 27×38.  Аук дом BonArt, Алматы (700x560, 102Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Горная река. 1952 г. Бумага, акварель. 27 х 38 см.
Аукционный дом «BonArt», Алматы, Казахстан.
1952 Горная река. Бум, акв. 27×38.  Аук дом BonArt, Алматы (2) (700x480, 138Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Горная река. Фрагмент. 1952 г. Бумага, акварель. 27 х 38 см.
Аукционный дом «BonArt», Алматы, Казахстан.

1952 Алатау - Сентябрь. Бум, акв. 40 х 28 см.  Аук дом BonArt, Алматы (571x700, 135Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Алатау - Сентябрь. 1952 г. Бумага, акварель. 40 х 28 см.
Аукционный дом «BonArt», Алматы, Казахстан.

sndsK2h7HBM (490x700, 145Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Алатау - Сентябрь. Фрагмент. 1952 г.
Бумага, акварель. 40 х 28 см. Аукционный дом «BonArt», Алматы, Казахстан.

В конце 1940-х годов А.Ф. Подковыров переехал жить в Алма-Ату.
Известно, что Алексей Федорович Подковыров преподавал в Алма-Атинском театрально-художественном училище им. Н.В. Гоголя. Своим учителем его называют известные в России художники Николай Яковлевич Третьяков и Любовь Алексеевна Зотикова.
На одной из алматинских конференций от 25 августа 1946 года, Подковыров очень тепло отзывался о своём друге Урале Тансыкбаеве. Тансыкбаев часто ездил к нему в гости в Алма-Ату.

1951 Горы. Картон, масло. 44х71. Аук дом BonArt, Алматы (700x441, 84Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Горы. 1951 г. Картон, масло. 44 х 71 см.
Аукционный дом «BonArt», Алматы, Казахстан.

1952 Малое Алма-Атинское ущелье. Пик Абая. бумага, типографская печать. Открытка. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина (511x700, 177Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Малое Алма-Атинское ущелье. Пик Абая. 1952 г.
Бумага, типографская печать. Открытка. Химкинская картинная галерея
им. С.Н. Горшина.

И еще раз об «инстинкте эстетического самосохранения», как любил повторять о себе «отец русского футуризма» Давид Бурлюк.
Как пишет один блогер в ЖЖ: «Было странно листать альбомы с фотографиями в музее Тансыкбаева (в Ташкенте) – они не сохранили память своего хозяина до 40 лет: ни фото друзей, ни родственников, не говоря уже о семье. Я тщетно пыталась найти хоть одно упоминание о Подковырове (а ведь их связывала дружба длиной в четверть века!), но чья-то любящая и ревнивая рука уверенно выправила биографию Тансыкбаева, оставив только информацию и фотографии о второй, послевоенной, жизни художника».
(Подковыров Алексей Федорович. Художники Узбекистана)


1955 Странные обстоятельства. Бум, акв. 29 х 36 см (в свету). Аук дом Город муз, 2018 (700x579, 115Kb)
А.Ф. Подковыров (1899-1957). Странные обстоятельства. 1955 г. Бумага, акварель. 29 х 36 см. (в свету).
Аукционный дом «Город муз», Москва, 2018 г.

Алексей Федорович Подковыров умер в 1957 году в Алма-Ате в возрасте 58 лет.

Произведения А.Ф. Подковырова находятся в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан), Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Пермской государственной художественной галерее и частных собраниях в России и за рубежом.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. (504x700, 156Kb)
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Москва,
Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 283, 336, 508.

Художник Алексей Подковыров. Туркестанский авангард





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТУРКЕСТАНСКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ ПОДКОВЫРОВ (1899-1957). ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»