• Авторизация


ТУРКЕСТАНСКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ КАРАХАН (1900-1970), ЧАСТЬ I 23-04-2023 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Автопортрет. Б.г. Х, м. 50см x 38см. Нукус (490x700, 138Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Автопортрет. Холст, масло. 50 x 38 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

Николай Георгиевич Карахан (1900-1970) - русский советский живописец, график. Один из ведущих художников туркестанского авангарда. Член Ассоциации Художников Революционной России (АХРР), Народный художник Узбекской ССР. С 1920 по 1924 гг. Карахан служил в Красной Армии художником агитационной пропаганды: фрески, настенные плакаты, орнаменты для театра Красной Армии. Карахан стоял у истоков подготовки и организации первых художественных выставок в Республике Узбекистан. В 1934 году началась критика творчества Волкова, послужившая сигналом для смены общего курса в творчестве большинства узбекских художников. В его творчестве все чаще появляются классические советские реалистические образы - работа на хлопковых полях, на строительных площадках, у заводских станков. В 1939 году Карахан принимает участие в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке.


1928 Автопортрет. бумага, карандаш, ЧС О. Колосова. (518x700, 92Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Автопортрет. 1928 г. Бумага, карандаш.
Частное собрание Олега Колосова.

Николай Георгиевич Карахан родился 20 мая 1900 года в закавказском селе Нахичеваник в Нагорном Карабахе, Российская империя. Имеет армянские корни. В 1907 году семья переехала в Ташкент, где будущий живописец окончил гимназию. Октябрьскую революцию 1917 года Карахан встретил восторженным юношей, который был увлечен искусством и страстно хотел рисовать. В 1917 году Карахан учился у Ивана Казакова, а в 1919 году поступил в только что открывшуюся Туркестанскую краевую художественную школу в Ташкенте, где получил академическое образование. Его преподавателями были художники С.П. Юдин, И.С. Казаков, А.В. Исупов.

1920-е Портрет мужчины. Бумага, акварель, смешанная техника. - 51х38 см. Аук Антиквариум, 2021. (531x700, 88Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Портрет мужчины. 1920-е гг. Бумага, акварель,
смешанная техника. 51 х 38 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2021 г.

1920 Водяная мельница. Х, м. 28х36,8 см. (700x514, 129Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Водяная мельница. 1920 г. Холст, масло. 28 х 36,8 см.
Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва.

1920-е Средняя Азия. Развалины. Х, м. 28,5 х 37,5 см. Кол. Юрия Носова (700x525, 105Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Средняя Азия. Развалины. 1920-е гг. Холст, масло. 28,5 х 37,5 см.
Коллекция Юрия Носова.

1920 Заводские трубы. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x427, 97Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Заводские трубы. 1920 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1920 Розовые горы. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x480, 135Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Розовые горы. 1920 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1920-1930 Розовые горы. Карт, м. Нукус (700x484, 104Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Розовые горы. 1920-1930-е гг. Картон, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1920-1930-е Предместье. Речка. Х, м. 34,6 х 49,5 см. Нукус (700x488, 186Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Предместье. Речка. 1920-1930-е гг. Холст, масло. 34,5 х 49,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1920-е Мавзолей. Бумага на картоне, масло, 19 х 29 см. Литфогд 2018 (700x451, 123Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Мавзолей. 1920-е гг. Бумага на картоне, масло, 19 х 29 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.

1920-1930-е  Пейзаж с восточ. постройками. Карт, м. 32,5 х 46. Собр. Р.Бабичева (2) (700x476, 121Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж с восточными постройками. 1920-1930-е гг. Картон, масло. 32,5 х 46 см.
Собрание Романа Бабичева.

1920-1930-е Вечер. Сбор винограда. Фан, м. Нукус (700x553, 180Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Вечер. Сбор винограда. 1920-1930-е гг. Фанера, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1920-е Горный пейзаж (Беспредмет. комп-я). Х, на карть, м. 40 х 60 см. НУКУС (700x504, 200Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Горный пейзаж (Беспредметная композиция). Начало 1930-х гг.
Фанера, масло. 40 х 60 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

В 1921 году Н.Г. Карахан был призван в Красную армию, служил в Фергане армейским художником в области агитации и пропаганды. Рисует плакаты, оформляет клубы, делает декорации для самодеятельных театров. Армейское начальство не вмешивалось в работу своего подчинённого, и это давало возможность экспериментировать. Именно тогда в его творчестве выработалась «плакатность» стиля, которая стала одной из особенностей его работ второй половины 1920-х годов.

1920-е Борцы. картон, масло, 25х50, частное собрание Олега Колосова. (700x353, 141Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Борцы. 1920-е гг. Картон, масло. 25 х 50 см. Частное собрание Олега Колосова.

1923 Серенада. Х, с. 26,7 х 20,8. Херитаже (530x700, 118Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Серенада. 1923 г. Картон, масло. 26,7 х 20,8 см.
Аукционный дом Hermitage Fine Art, Монако, 2022 г.

1923 Женщины. (700x525, 142Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женщины. 1923 г. Частное собрание.

1920-е Чаепитие (700x496, 102Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Чаепитие. 1920-е гг. Картон, масло. Галерея «АртПанорама», Москва.

1920 Базар в Бухаре. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x504, 128Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Базар в Бухаре. 1920 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1924 Базарчик в Бухаре. Карт, м. Нукус (700x516, 159Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Базарчик в Бухаре. 1924 г. Картон, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1927 Селение в горах. Карт, м. 28х40. Восточно-Европейский Антикварный Дом (700x486, 126Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Село у подножия гор. 1927 г. Картон, масло. 28 х 40 см.
Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва.

1927 Возвращение жнецов. Х, м. 39.2см x 29.8см. Нукус (537x700, 147Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Возвращение жнецов. 1927 г. Холст, масло. 39,2 x 29,8 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1927 Ткут ковер. Х, м. Муз в Самарканде (700x578, 203Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Ткут ковер. 1927 г. Холст, масло.
Музей истории искусства и культуры в Самарканде.

1920-е Чайхана у хауза под карагачами. Х, м. Нукус (700x559, 192Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Чайхана у хауза под карагачами. 1920-е гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1928 Разговор. Х, м. 28 х 36 см. ЧС (700x603, 186Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Разговор. 1928 г. Холст, масло. 28 х 36 см. Частное собрание.

1920-е Сбор хлопка. Карт, м. 36 х 41,5 см. Аук RedSquare Auction (Красная Площадь) 2021. Эстим. 200.000-400.000 руб (700x525, 121Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Сбор хлопка. 1920-е гг. Картон, масло. 36 х 41,5 см.
Аукционный дом RedSquareAuction (Красная Площадь), Москва, 2021 г. Эстимейт 200.000 - 400.000 руб.

1928 Свадьба, картон, масло, 27х37, ЧС, О. Колосова. (700x508, 216Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Свадьба. 1928 г. Картон, масло. 27 х 37 см. Частное собрание Олега Колосова.

1928 Пейзаж с мостиком. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x551, 142Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж с мостиком. 1928 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1928 У кишлака. Х, м. 30х31 см. (700x677, 172Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). У кишлака. 1928 г. Холст, масло. 30 х 31 см.

В 1925 году после демобилизации Карахан возвращается в Ташкент, преподаёт живопись и рисование в Ташкентском педагогическом техникуме (1925-1934). В 1926 году он стал членом Ташкентского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР). В эти годы формируется его самобытная творческая манера, отличающаяся некоторой лапидарностью, яркими контрастными цветами, чёткостью форм, создающих декоративный ритм, который, несмотря на незначительный формат полотен, придаёт его работам эпическое звучание и монументальность. Глядя на крупные фигуры, образующие ритмические композиции, создаётся впечатление, что перед нами не масляная живопись, а монументальные фрески.

1929 1920-е конец. Ликбез. Х, м. 93,3х66,2. СОВКОМ 2016. Прод. Цена $55.000 (487x700, 183Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Ликбез. Конец 1920-х гг. Холст, масло. 93,3 х 66,2 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2016 г. Лот продан за $55.000 дол.

1929 Базарная площадь. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x694, 229Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Базарная площадь. 1929 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1929 Базар у Сырдарьи. Х, м. 72 x 84.5см. Нукус (700x607, 224Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Базар у Сыр-Дарьи. 1929 г. Холст, масло. 72 x 84,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1929 1920-е У водопоя. Х, м. 77.5см x 84.5см. Нукус (700x592, 182Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). У водопоя. 1920-е гг. Холст, масло. 77,5 x 84,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1929 Кирпичный-завод 2. (700x493, 126Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Кирпичный-завод. 1929 г. Галерея изобразительного искусства
Национального банка Узбекистана, Ташкент.

1929 Поливальщики. Х, м. 65 x 75см. НУКУС (2) (700x621, 164Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Поливальщик. 1929 г. Холст, масло. 65 x 75 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1929 На Регистане. Х, м. 51.5см x 79.5см. Нукус (700x478, 172Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). На Регистане. 1929 г. Холст, масло. 51,5 x 79,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1929 Веятель в горах — копия (700x546, 98Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Веятель в горах. 1929 г. Холст на картоне, масло. 40,5 х 32 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1929 Деревья. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x456, 116Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Деревья. 1929 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1929 Пейзаж с деревьями. Картон, масло. 21 х 27 см. RedSquare Auction (Красная Площадь) 2019 (700x525, 130Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж с деревьями. 1929 г. Картон, масло. 21 х 27 см.
Аукционный дом RedSquareAuction (Красная Площадь), Москва, 2019 г.

1930 Кожзавод. Х, м. 82см x 65см. Нукус (552x700, 152Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Кожзавод. 1930 г. Холст, масло. 82 x 65 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1930 В парке. Картон, масло, 38,5×33 см. Литфонд 2021 (593x700, 179Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). В парке. 1930 г. Картон, масло. 38,5 х 33 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.

1930 Летят самолеты (500x700, 88Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Летят самолеты. 1930 г.

Изобразительная и индивидуальная манера художника формируется в 1920-е годы.
Начиная с 1928 года Карахан принимает участие в выставках. Творческий расцвет художника приходится на начало 1930-х годов. Познакомившись во время учебы с идеями модернизма, он на какое-то время попал под влияние сезаннизма и постимпрессионизма, а также живописи Роберта Фалька и Александра Волкова, когда он попадает в его орбиту, в те годы признанного лидера ташкентских живописцев. В 1931-1932 гг. Карахан становится членом творческого объединения «бригада Волкова», куда входили Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Павел Щеголев, Бахрам Хамдами. Идеологом «бригады» был журналист И.Л. Устименко, писавший под псевдонимом Ирась. Известно, что среди своего окружения Волков особенно выделял Карахана. С позиций сегодняшнего дня очевидна попытка художников «бригады Волкова» отразить созидательный пафос происходящих в Средней Азии перемен, используя своё собственное художественное видение. В их творчестве все больше появляются образы человека труда - работа на хлопковых полях, на строительных площадках, у заводских станков.

1930-е Women Picking Tulips, Savitsky Art Museum, Nukus, Karakalpakstan (570x700, 171Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женщины собирают тюльпаны. 1930-е гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1930-е Аул в горах. Б.г. Х, м. 40 x 55 см. Нукус (700x563, 226Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Аул в горах. 1930-е гг. Холст, масло. 40 x 55 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1930 Уборка пшеницы. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x606, 173Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Уборка пшеницы. 1930 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1930-е В саду (700x490, 141Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). В саду. 1930-е гг.

1930-1940-е В полдень (700x616, 145Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). В полдень. 1930-1940-е гг. Галерея «АртПанорама», Москва.

1930-е Дорога вдоль арыка. Х, м. 47см x 61см. Нукус (700x556, 165Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Дорога вдоль арыка. 1930-е гг. Холст, масло. 47 x 61 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1930-е Дворик. Сбор винограда. Х, м. 22см x 30см. Нукус (700x516, 141Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Дворик. Сбор винограда. 1930-е гг. Холст, масло. 22 x 30 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1930-е Две девушки у хауза. Х, м. 100 x 105.5см. Нукус (2) (700x660, 161Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Две девушки у хауза. 1930-е гг. Холст, масло. 100 x 105,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Д. Сарабьянов: «Эти две девушки Карахана напомнили мне «Водоем» Борисова-Мусатова». Вообще,
картины туркестанского авангарда все время напоминают то импрессионизм, то примитивизм,
то символизм, то фовизм.

ФОТО Борисов-Мусатов - Водоем. 1903 (700x592, 176Kb)
В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Водоем. 1902 г. Холст, темпера. 177 x 216 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-е Буйное цветение. Х, м. 21,2×28. Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва (700x532, 124Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Буйное цветение. 1930-е гг. Холст, масло. 21,2 х 28 см.
Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва.

1930-е Детский сад (700x494, 142Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Детский сад. 1930-е гг.

1930-е На окраине аула.. Картон, масло. 16 Х 23 см. В раме. Аук дом №1, 2018 (700x587, 193Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). На окраине аула. 1930-е гг. Картон, масло. 16 х 23 см. (в раме).
Аукционный дом № 1, Москва, 2018 г.

1930-е Заливные луга. Картон, масло. 16 Х 23 см. В раме. Аук дом №1, 2018 (700x588, 188Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Заливные луга. 1930-е гг. Картон, масло. 16 х 23 см. (в раме).
Аукционный дом № 1, Москва, 2018 г.

1930-е Большие камни. Картон, масло. 22 Х 28 см. В раме. Аук дом №1, 2018 (700x613, 196Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Большие камни. 1930-е гг. Картон, масло. 22 х 28 см. (в раме).
Аукционный дом № 1, Москва, 2018 г.

Участники объединения «Бригады Волкова» увлеклись созданием искусства на стыке восточной и европейской изобразительной манеры, создавая яркие, образные и обладающие налетом «фресковости» плоскостные композиции, тяготеющие к монументальности. Они мечтали о создании большого национального стиля, старались найти яркий и образный живописный язык, органично соединяющий выразительные возможности западного и восточного искусства. Карахан, как и многие другие художники, искренне восхищался происходящими преобразованиями, стремясь фиксировать рождение новой жизни, главными героями которой стали колхозники, строители, рабочие.
Но живая выразительность изобразительного языка художников этого круга выпадала из общей колеи развития советского искусства, где доминирующим направлением становился соцреализм. В 1934 году началась критика творчества Волкова, послужившая сигналом для смены общего курса в творчестве большинства узбекских художников.

1930-е нач Прокладка водопровода в Бухаре. Х, м. 89 х 125 см Нукус (700x502, 180Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Прокладка водопровода в Бухаре. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 89 х 125 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1930-е нач. Женская ударная бригада на стройке. Х, м. 91 х 107 см. ГМВ, Москва (700x592, 160Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женская ударная бригада на стройке. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 91 х 107 см.
Государственный музей Востока, Москва.

1933 Женская бригада на окучке хлопка (справа) (700x542, 174Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женская бригада на окучке хлопка. 1933-1935 гг. Иллюстрация из книги.

1933 На помощь окучникам. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x541, 152Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). На помощь окучникам. 1933 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1930-е На работу в поле. Карт, м.  16х22,5. Вост-Европ дои (700x511, 109Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). На работу в поле. 1930-е гг. Картон, масло. 16 х 22,5 см.
Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва.
Символистская по идее картина. Задумка просто великолепная сама по себе.
К сожалению, нет изображения хорошего качества.

1930-е Три музыканта. Х, м. 59см x 39см. Нукус (484x700, 115Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три музыканта. 1930-е гг. Холст, масло. 59 x 39 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1931 Дорога в Кишлак. Х, м. 82 х 72 см. ГМВ, Москва (589x700, 185Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Дорога в кишлак. 1931 г. Холст, масло. 82 х 72 см.
Государственный музей Востока, Москва.

1930-е Пейзаж. Средняя Азия. Бумага, графитный карандаш, акварель, 19,5×33,3 см. Литыонд 2020 (700x407, 116Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж. Средняя Азия. 1930-е гг. Бумага, графитный карандаш, акварель.
19,5 х 33,3 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.

1930-е Урожай 2 (700x489, 141Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Урожай. 1930-е гг. Бумага, акварель, карандаш.

1930-е Солнечный день.. Холст на картоне, масло, 25,3 х 35 см. Литфонд 2018 (700x500, 202Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Солнечный день. 1930-е гг. Холст на картоне, масло, 25,3 х 35 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.

1930-е Цветущий сад (700x490, 135Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Цветущий сад. 1930-е гг.

1930-е Пейзаж. Карт, м. Картон, масло. 27,5х39 см. СОВКОМ 2010. Эстим. 400000-500000 руб. (700x497, 104Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж. 1930-е гг. Картон, масло. 27,5 х 39 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 400.000 - 500.000 руб.

1930-е Солнце в облачный деньКартон, масло. 21,5 Х 27,8 см. В раме. Аук дом №1, 2018 (700x609, 159Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Солнце в облачный день. 1930-е гг. Картон, масло. 21,5 х 27,8 см. (в раме).
Аукционный дом №1, Москва, 2018 г.

В начале 1930 года Николай Карахан вступает в Союз художников Узбекистана и входит в его организационный комитет. Принимает активное участие в деятельности Союза. Карахан стоял у истоков подготовки и организации первых художественных выставок в Республике. В 1934 году он переходит на работу в Ташкентское художественное училище, где преподаёт живопись. В творчестве художника наметился переход к реализму, а прежняя «монументальность» его небольших по формату работ получает реализацию в огромных полотнах с детально прописанным сюжетом. По существу, в это время завершился творческий поиск собственного изобразительного языка - Карахан в целом принял правила игры, установленные государством в искусстве.

1930-е Собрание в кишлаке (Да здравствует Советская республика!). Х, м. 195 x 296 см.Арт-Глобе (700x446, 157Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Собрание в кишлаке (Да здравствует Советская республика!). 1930-е гг.
Холст, масло. 195 x 296 см. Гал Леонида Шишкина. Эстимейт 4.500.000 - 6.500.000 руб.

Многофигурное полотно Карахана посвящено установлению Советской власти в далеких уголках бывшей Российской империи. Картина изображает собрание в кишлаке, где слушать ораторов собрались дехкане в полосатых халатах и тюбетейках, лозунг на красном полотнище (в переводе) гласит: «Да здравствует Советская республика!».

1933 Торжество Ленинско-Сталинской национальной политики. Холст, масло. 191х97. ГИМ, Москва (345x700, 114Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Торжество Ленинско-Сталинской национальной политики.
1933 г. Холст, масло. 191 х 97 см. Государственный исторический музей, Москва.

1934 Выход на работу. Х, м. 118см x 99.5см. Нукус (577x700, 155Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Выход на работу. 1934 г. Холст, масло. 118 x 99,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1930-е На заводе. Х, м. 139 x 97см. Нукус (474x700, 138Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). На заводе. 1930-е гг. Холст, масло. 139 х 97 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1932 Строят плотину. Фонд Марджани (700x584, 233Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Строят плотину. 1932 г. Холст, масло. Фонд Марджани, Москва.

1933 Строительство в Бухаре. Х, м. 100 х 100 см. Нукус (700x695, 188Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Строительство в Бухаре. 1933 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1930-е Собрание (580x700, 175Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Изгнание из колхоза. 1930-е гг. Холст, масло.

1932 Бухара. Картон, акварель, карандаш 9 Х 12 см. Аук. дом №1, 2022 (700x600, 232Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Бухара. 1932 г. Картон, акварель, карандаш. 9 х 12 см.
Аукционный дом № 1, Москва, 2022 г.

1933-1939 Красные холмы (700x489, 161Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Красные холмы. 1933-1939 гг. Картон, масло. 33 х 50 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1939 Павильон СССР на Всемирной_выставке в Нью-Йорке 3 (545x700, 159Kb)
Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939 г. Главный архитектор Б.М. Иофан.

В 1939 году Карахан принимает участие в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке на тему выставки «Мир завтрашнего дня». Всего выставку посетило около 44 млн человек. В создании огромного панно «Знатные люди страны Советов» площадью более 150 кв.м. (9 х 16 метров) под руководством Василия Ефанова работал коллектив из 11 художников. Работа шла круглосуточно, мастера трудились в здании ГУМа на Красной площади в Москве. Несмотря на все трудности, возникавшие в процессе совместной работы разных в творческом плане мастеров, они сумели найти общий язык и закончить панно за 40 дней. Увы, сейчас панно можно рассмотреть только на фотографиях: оно сгорело во время Великой Отечественной войны. Правда, сохранился эскиз в Русском музее в С-Петербурге.

1939 Знатные люди страны Советов, и была выполнена коллективом из 11 художников под руководством Василия Ефанова. 9 х 16 метров. (700x409, 137Kb)
Василий Ефанов (1900-1978) и бригада художников. «Знатные люди страны Советов». Панно. 1939 г. Холст, масло.
9 х 16 метров. Не сохранилось. Слева и справа скульптуры В.И. Ленина и И.В. Сталина работы скульптора С.Д. Меркурова, уменьшенные копии монументов, установленные на канале «Москва-Волга».

1939 Знатные люди Страны Советов. 900 х 1620 см. ГРМ (700x392, 102Kb)
В.П. Ефанов (1900-1978) и бригада художников. «Знатные люди Страны Советов». Эскиз панно. 1939 г. Холст, масло. 900 х 1620 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Эскиз поступил в Русский музей в 1958 году из Музея изобразительных искусств Туркменской ССР. Очевидно, Карахан принимал участие в создании вот этого «азиатского» эскиза панно.

1939 Знатные люди страны Советов, и была выполнена коллективом (700x441, 114Kb)
Панно в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939 г.

1934 Строительство дороги. Х, м.  83см x 250см. Нукус (700x381, 162Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Строительство дороги. 1934 г. Холст, масло. 83 x 250 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1934 Первая окучка. Х, м. 90 х 134 см. ГМВ, Москва (2) (700x469, 174Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Первая окучка. 1934 г. Холст, масло. 90 х 134 см.
Государственный музей Востока, Москва.

1934 Женщины с кетменями. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x591, 153Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женщины с кетменями. 1934 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1935 Женщины у реки. Х, м. ГМИИ Ташкент (700x548, 153Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женщины у реки. 1935 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1935 Слушают патефон. Х, м. ГМИИ Ташкент (606x700, 163Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Слушают патефон. 1935 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1934-1937 Состязание народных певцов. Песнь о великом вожде. Карт, м. 63,2 х 31,2 см. Аук Ваш антиквар, 25.03.2023 (433x700, 121Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Состязание народных певцов.
Песнь о великом вожде. 1934-1937 гг. Картон, масло. 63,2 х 31,2 см.
Галерея «Ваш антиквар», Москва, 25.03.2023 г.

Персонажи произведений Карахана, созданные в 1930-е годы, когда художник присоединился к «Бригаде Волкова» – творческой группе, ставящей цель «дать искусство, понятное массам» и отразить социальные и культурные преобразования в стране, – словно выходят из тесного пространства чайханы или дворика в большой, наполненный светом мир. Художник стремится вывести смысл изображаемого сюжета за пределы повседневности, наполнить его историческими аллюзиями. Композиция «Возвращение жнецов» (1936) восходит к мотиву торжественного шествия, заставляя вспомнить древние земледельческие ритуалы. По мысли автора, осознание созидательного смысла своего труда должно придавать людям новые силы. В ясных очертаниях фигур, мажорном колорите, в тщательности письма заметны отзвуки классических миниатюр Востока.

1936 Возвращение жнецов. Х, м. ГМВ, Москва (700x604, 201Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Возвращение жнецов. 1936 г. Холст, масло.
Государственный музей Востока, Москва.

1936 1930-е Жнец (700x493, 175Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Жнец на уборке хлопка. 1930-е гг. Холст, масло.

1934 Сбор хлопка. Картон, масло. 15,7х22,5. Аук edSquare Auction (Красная Площадь) 2019 (700x525, 167Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Сбор хлопка. 1934 г. Картон, масло. 15,7 х 22,5 см.
Аукционный дом RedSquareAuction (Красная Площадь), Москва, 2019 г.

nikolai-georgievich-karakhan-sunset-love-0CYA7-570 (700x481, 133Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Любовь на закате. 1936 г. Холст, масло. 33 х 47,5 см.
Аукционный дом Hermitage Fine Art, Монако, 2022 г.

1938 Полуденный отдых в тени. Картон, масло, 33х49 см. Аук ВАш антиквар, 14.01.2023 (700x537, 151Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Полуденный отдых в тени. 1938 г. Картон, масло. 33 х 49 см.
Галерея «Ваш антиквар», Москва, 14.01.2023 г.

1937 В гости. (700x543, 155Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). В гости. 1937 г.

1930 Старая мечеть. Карт, м. 46х32 см. (504x700, 136Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Старая мечеть. 1930 г. Картон, масло. 46 х 32 см.
Частное собрание.

1938  Бухара. Мечеть XVII века. Карт, м. 17 х 11 см. Рус эмаль, 2021 (460x700, 177Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Бухара. Мечеть XVII века. 1938 г. Картон, масло. 17 х 11 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2021 г.

Творческий путь Н.Г. Карахана можно разделить на два этапа, каждый из которых отмечен яркими особенностями живописной манеры художника. 1920–1930-е годы — ранний авангардный период — становление таланта живописца. Второй — зрелый период — приходится на военные и послевоенные годы», —Творческое наследие Карахана обильно. Здесь и крупные полотна, и небольшие этюды, и графические эскизы. Уже в ранних работах виден дар пейзажиста, что с годами дал миру прекрасную, полную восхищением красотой окружающего живопись, которая до сих пор пользуется спросом на художественном рынке.

1937 Весенний день. Х, м. ГМИИ Ташкент (488x700, 180Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Весенний день. 1937 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1938 Читают газету. Х, м. 100 x 120см. Нукус 2Свежие новости (579x700, 189Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Читают газету (Свежие новости). 1938 г. Холст, масло. 100 x 120 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1932 Салар. Пейзаж. (700x318, 81Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Канал Салар в Ташкенте. Пейзаж. 1932 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1940-1950-е Горный пейзаж. Холст, масло, 59х46 см. Рус эмаль 2022. (549x700, 169Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Горный пейзаж. 1940-1950-е гг. Холст, масло, 59 х 46 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2022 г.

1940-е Горы. Картон, масло. - 25х30. Антиквариум, 2018 (700x494, 120Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Горы. 1940-е гг. Картон, масло. 25 х 30 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2018 г.

1940-1960-е В горах. Этюд. Вторая треть ХХ века. Карт, м.  29 х 42,5. Рус эмаль 2016 (700x482, 129Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). В горах. Этюд. Вторая треть ХХ в. Картон, масло. 29 х 42,5 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2016 г.

1939 Сумерки в горах (700x546, 158Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Сумерки в горах. 1939 г. Картон, масло. 21,5 х 27,5 см.
Аукционный дом «Goldens», Киев, 2016 г.

1939-Муар ночных гор (700x512, 96Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Муар ночных гор. 1939 г. Картон, масло.
Аукционный дом «Goldens», Киев, 2005 г.

1940 Цветение персика (700x481, 136Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Цветение персика. 1940 г.

1940-е Осенний пейзаж с озимыми. Карт, х, м. (Совком) (700x492, 168Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Осенний пейзаж с озимыми. 1940-е гг. Холст на картоне, масло.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва.

1940-е Дорога в горах. - Картон, масло. 18х31. Аук Антиквариум 2020 (700x430, 151Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Дорога в горах. 1940-е гг. Картон, масло. 18 х 31 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.

1940-е Пейзаж. Картон, масло. - 19,5х28 см. Антиквариум, 2018 (700x460, 114Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж. 1940-е гг. Картон, масло. 19,5 х 28 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2018 г.

Жизнь Николая Карахана совпала с большими историческими событиями: рождение нового Советского государства, Великая Отечественная война. Он чутко реагировал на происходящее, что, несомненно, отражалось на характере творчества. Получив образование у прекрасных мастеров старой школы, имея возможность перенимать опыт у авангардиста Александра Волкова, общаясь с современниками-живописцами, Карахан смог создать свой неподражаемый стиль, который воплотился в живописи талантливой, эмоционально насыщенной и искренней.

1940-е Обелиск у гор. Картон, масло. 27х35. Аук Антиквариум (700x494, 127Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Обелиск у гор. 1940-е гг. Картон, масло. 27 х 35 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2018 г.

1940-е 1. Каркадын. 2. Цветение. Х, м. 23 х 16 см. Гал. Л.Шишкина (700x503, 133Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). 1. Каркадын. 2. Цветение. 1940-е гг. Холст, масло. 23 х 16 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1940-е Цветение (479x700, 132Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Цветение. 1940-е гг. Холст, масло. 23 х 16 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1940-е У арыка (484x700, 99Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Каркадын (У арыка). 1940-е гг. Холст, масло. 23 х 16 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1940-е Три пейзажа (3) Картон, масло. 15х21,5 см. Гал. Л. Шишкина (348x700, 63Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три пейзажа. 1940-е гг.
Картон, масло. 15 х 21,5 см. Галерея Леонида Шишкина.

1940-е Роют арык (700x486, 78Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три пейзажа. Пейзаж (1). Роют арык. 1940-е гг. Картон, масло. 15 х 21,5 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1940-е Вид на горы (700x497, 88Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три пейзажа. Пейзаж (2). Вид на горы. 1940-е гг. Картон, масло. 15 х 21,5 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1940-е Три пейзажа (2) Гал. Л. Шишкина (589x700, 129Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Вид на горы. Пейзаж (2). Фрагмент (1). 1940-е гг. Картон, масло.
Галерея Леонида Шишкина.

1940-е Три пейзажа (1) Картон, масло. 15х21,5 см. Гал. Л. Шишкина (590x700, 128Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Вид на горы. Пейзаж (2). Фрагмент (2). 1940-е гг. Картон, масло.
Галерея Леонида Шишкина.

1940-е Пейзаж (700x506, 91Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три пейзажа. Пейзаж (3). 1940-е гг. Картон, масло. 15 х 21,5 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1940-е Горные луга. Картон, масло. 25х30. Антиквариум 2019 (700x510, 86Kb)
Н.Г. Карахан (1900-1970). Горные луга. 1940-е гг. Картон, масло. 25 х 30 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2019 г.

ФОТО Карахан Николай Георгиевич (Григорьевич (542x700, 161Kb)
Николай Георгиевич (Григорьевич) Карахан.

Во время Великой Отечественной войны Н.Г. Карахан активно включается в общественную работу в Союзе художников Узбекистана, принимает участие в создании наглядной агитации, пишет патриотические картины. В эти годы он создал серию работ на тему «Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».
С 1941 года художник окончательно оставляет преподавание, чтобы целиком отдать себя живописи. Он принимал участие во всех республиканских и многих выставках союзного значения.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 410-411, 480.

Музей в Нукусе. Н.Г. Карахан


Музей в Нукусе. Ведущая Юлия Панкратова.

(Окончание следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТУРКЕСТАНСКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ КАРАХАН (1900-1970), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»