Н.Г. Карахан (1900-1970). Автопортрет. Холст, масло. 50 x 38 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Николай Георгиевич Карахан (1900-1970) - русский советский живописец, график. Один из ведущих художников туркестанского авангарда. Член Ассоциации Художников Революционной России (АХРР), Народный художник Узбекской ССР. С 1920 по 1924 гг. Карахан служил в Красной Армии художником агитационной пропаганды: фрески, настенные плакаты, орнаменты для театра Красной Армии. Карахан стоял у истоков подготовки и организации первых художественных выставок в Республике Узбекистан. В 1934 году началась критика творчества Волкова, послужившая сигналом для смены общего курса в творчестве большинства узбекских художников. В его творчестве все чаще появляются классические советские реалистические образы - работа на хлопковых полях, на строительных площадках, у заводских станков. В 1939 году Карахан принимает участие в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Автопортрет. 1928 г. Бумага, карандаш.
Частное собрание Олега Колосова.
Николай Георгиевич Карахан родился 20 мая 1900 года в закавказском селе Нахичеваник в Нагорном Карабахе, Российская империя. Имеет армянские корни. В 1907 году семья переехала в Ташкент, где будущий живописец окончил гимназию. Октябрьскую революцию 1917 года Карахан встретил восторженным юношей, который был увлечен искусством и страстно хотел рисовать. В 1917 году Карахан учился у Ивана Казакова, а в 1919 году поступил в только что открывшуюся Туркестанскую краевую художественную школу в Ташкенте, где получил академическое образование. Его преподавателями были художники С.П. Юдин, И.С. Казаков, А.В. Исупов.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Портрет мужчины. 1920-е гг. Бумага, акварель,
смешанная техника. 51 х 38 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2021 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Водяная мельница. 1920 г. Холст, масло. 28 х 36,8 см.
Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Средняя Азия. Развалины. 1920-е гг. Холст, масло. 28,5 х 37,5 см.
Коллекция Юрия Носова.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Заводские трубы. 1920 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Розовые горы. 1920 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Розовые горы. 1920-1930-е гг. Картон, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Предместье. Речка. 1920-1930-е гг. Холст, масло. 34,5 х 49,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Мавзолей. 1920-е гг. Бумага на картоне, масло, 19 х 29 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж с восточными постройками. 1920-1930-е гг. Картон, масло. 32,5 х 46 см.
Собрание Романа Бабичева.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Вечер. Сбор винограда. 1920-1930-е гг. Фанера, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Горный пейзаж (Беспредметная композиция). Начало 1930-х гг.
Фанера, масло. 40 х 60 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
В 1921 году Н.Г. Карахан был призван в Красную армию, служил в Фергане армейским художником в области агитации и пропаганды. Рисует плакаты, оформляет клубы, делает декорации для самодеятельных театров. Армейское начальство не вмешивалось в работу своего подчинённого, и это давало возможность экспериментировать. Именно тогда в его творчестве выработалась «плакатность» стиля, которая стала одной из особенностей его работ второй половины 1920-х годов.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Борцы. 1920-е гг. Картон, масло. 25 х 50 см. Частное собрание Олега Колосова.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Серенада. 1923 г. Картон, масло. 26,7 х 20,8 см.
Аукционный дом Hermitage Fine Art, Монако, 2022 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женщины. 1923 г. Частное собрание.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Базар в Бухаре. 1920 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Базарчик в Бухаре. 1924 г. Картон, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Село у подножия гор. 1927 г. Картон, масло. 28 х 40 см.
Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Возвращение жнецов. 1927 г. Холст, масло. 39,2 x 29,8 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Ткут ковер. 1927 г. Холст, масло.
Музей истории искусства и культуры в Самарканде.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Чайхана у хауза под карагачами. 1920-е гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Разговор. 1928 г. Холст, масло. 28 х 36 см. Частное собрание.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Сбор хлопка. 1920-е гг. Картон, масло. 36 х 41,5 см.
Аукционный дом RedSquareAuction (Красная Площадь), Москва, 2021 г. Эстимейт 200.000 - 400.000 руб.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Свадьба. 1928 г. Картон, масло. 27 х 37 см. Частное собрание Олега Колосова.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж с мостиком. 1928 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). У кишлака. 1928 г. Холст, масло. 30 х 31 см.
В 1925 году после демобилизации Карахан возвращается в Ташкент, преподаёт живопись и рисование в Ташкентском педагогическом техникуме (1925-1934). В 1926 году он стал членом Ташкентского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР). В эти годы формируется его самобытная творческая манера, отличающаяся некоторой лапидарностью, яркими контрастными цветами, чёткостью форм, создающих декоративный ритм, который, несмотря на незначительный формат полотен, придаёт его работам эпическое звучание и монументальность. Глядя на крупные фигуры, образующие ритмические композиции, создаётся впечатление, что перед нами не масляная живопись, а монументальные фрески.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Ликбез. Конец 1920-х гг. Холст, масло. 93,3 х 66,2 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2016 г. Лот продан за $55.000 дол.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Базарная площадь. 1929 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Базар у Сыр-Дарьи. 1929 г. Холст, масло. 72 x 84,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). У водопоя. 1920-е гг. Холст, масло. 77,5 x 84,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Кирпичный-завод. 1929 г. Галерея изобразительного искусства
Национального банка Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Поливальщик. 1929 г. Холст, масло. 65 x 75 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). На Регистане. 1929 г. Холст, масло. 51,5 x 79,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Веятель в горах. 1929 г. Холст на картоне, масло. 40,5 х 32 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Деревья. 1929 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж с деревьями. 1929 г. Картон, масло. 21 х 27 см.
Аукционный дом RedSquareAuction (Красная Площадь), Москва, 2019 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Кожзавод. 1930 г. Холст, масло. 82 x 65 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). В парке. 1930 г. Картон, масло. 38,5 х 33 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Летят самолеты. 1930 г.
Изобразительная и индивидуальная манера художника формируется в 1920-е годы.
Начиная с 1928 года Карахан принимает участие в выставках. Творческий расцвет художника приходится на начало 1930-х годов. Познакомившись во время учебы с идеями модернизма, он на какое-то время попал под влияние сезаннизма и постимпрессионизма, а также живописи Роберта Фалька и Александра Волкова, когда он попадает в его орбиту, в те годы признанного лидера ташкентских живописцев. В 1931-1932 гг. Карахан становится членом творческого объединения «бригада Волкова», куда входили Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Павел Щеголев, Бахрам Хамдами. Идеологом «бригады» был журналист И.Л. Устименко, писавший под псевдонимом Ирась. Известно, что среди своего окружения Волков особенно выделял Карахана. С позиций сегодняшнего дня очевидна попытка художников «бригады Волкова» отразить созидательный пафос происходящих в Средней Азии перемен, используя своё собственное художественное видение. В их творчестве все больше появляются образы человека труда - работа на хлопковых полях, на строительных площадках, у заводских станков.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женщины собирают тюльпаны. 1930-е гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Аул в горах. 1930-е гг. Холст, масло. 40 x 55 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Уборка пшеницы. 1930 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). В саду. 1930-е гг.
Н.Г. Карахан (1900-1970). В полдень. 1930-1940-е гг. Галерея «АртПанорама», Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Дорога вдоль арыка. 1930-е гг. Холст, масло. 47 x 61 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Дворик. Сбор винограда. 1930-е гг. Холст, масло. 22 x 30 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Две девушки у хауза. 1930-е гг. Холст, масло. 100 x 105,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Д. Сарабьянов: «Эти две девушки Карахана напомнили мне «Водоем» Борисова-Мусатова». Вообще,
картины туркестанского авангарда все время напоминают то импрессионизм, то примитивизм,
то символизм, то фовизм.
В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Водоем. 1902 г. Холст, темпера. 177 x 216 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Буйное цветение. 1930-е гг. Холст, масло. 21,2 х 28 см.
Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Детский сад. 1930-е гг.
Н.Г. Карахан (1900-1970). На окраине аула. 1930-е гг. Картон, масло. 16 х 23 см. (в раме).
Аукционный дом № 1, Москва, 2018 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Заливные луга. 1930-е гг. Картон, масло. 16 х 23 см. (в раме).
Аукционный дом № 1, Москва, 2018 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Большие камни. 1930-е гг. Картон, масло. 22 х 28 см. (в раме).
Аукционный дом № 1, Москва, 2018 г.
Участники объединения «Бригады Волкова» увлеклись созданием искусства на стыке восточной и европейской изобразительной манеры, создавая яркие, образные и обладающие налетом «фресковости» плоскостные композиции, тяготеющие к монументальности. Они мечтали о создании большого национального стиля, старались найти яркий и образный живописный язык, органично соединяющий выразительные возможности западного и восточного искусства. Карахан, как и многие другие художники, искренне восхищался происходящими преобразованиями, стремясь фиксировать рождение новой жизни, главными героями которой стали колхозники, строители, рабочие.
Но живая выразительность изобразительного языка художников этого круга выпадала из общей колеи развития советского искусства, где доминирующим направлением становился соцреализм. В 1934 году началась критика творчества Волкова, послужившая сигналом для смены общего курса в творчестве большинства узбекских художников.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Прокладка водопровода в Бухаре. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 89 х 125 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женская ударная бригада на стройке. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 91 х 107 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женская бригада на окучке хлопка. 1933-1935 гг. Иллюстрация из книги.
Н.Г. Карахан (1900-1970). На помощь окучникам. 1933 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). На работу в поле. 1930-е гг. Картон, масло. 16 х 22,5 см.
Восточно-Европейский Антикварный Дом, Москва.
Символистская по идее картина. Задумка просто великолепная сама по себе.
К сожалению, нет изображения хорошего качества.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три музыканта. 1930-е гг. Холст, масло. 59 x 39 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Дорога в кишлак. 1931 г. Холст, масло. 82 х 72 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж. Средняя Азия. 1930-е гг. Бумага, графитный карандаш, акварель.
19,5 х 33,3 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Урожай. 1930-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Солнечный день. 1930-е гг. Холст на картоне, масло, 25,3 х 35 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Цветущий сад. 1930-е гг.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж. 1930-е гг. Картон, масло. 27,5 х 39 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 400.000 - 500.000 руб.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Солнце в облачный день. 1930-е гг. Картон, масло. 21,5 х 27,8 см. (в раме).
Аукционный дом №1, Москва, 2018 г.
В начале 1930 года Николай Карахан вступает в Союз художников Узбекистана и входит в его организационный комитет. Принимает активное участие в деятельности Союза. Карахан стоял у истоков подготовки и организации первых художественных выставок в Республике. В 1934 году он переходит на работу в Ташкентское художественное училище, где преподаёт живопись. В творчестве художника наметился переход к реализму, а прежняя «монументальность» его небольших по формату работ получает реализацию в огромных полотнах с детально прописанным сюжетом. По существу, в это время завершился творческий поиск собственного изобразительного языка - Карахан в целом принял правила игры, установленные государством в искусстве.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Собрание в кишлаке (Да здравствует Советская республика!). 1930-е гг.
Холст, масло. 195 x 296 см. Гал Леонида Шишкина. Эстимейт 4.500.000 - 6.500.000 руб.
Многофигурное полотно Карахана посвящено установлению Советской власти в далеких уголках бывшей Российской империи. Картина изображает собрание в кишлаке, где слушать ораторов собрались дехкане в полосатых халатах и тюбетейках, лозунг на красном полотнище (в переводе) гласит: «Да здравствует Советская республика!».
Н.Г. Карахан (1900-1970). Торжество Ленинско-Сталинской национальной политики.
1933 г. Холст, масло. 191 х 97 см. Государственный исторический музей, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Выход на работу. 1934 г. Холст, масло. 118 x 99,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). На заводе. 1930-е гг. Холст, масло. 139 х 97 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Строят плотину. 1932 г. Холст, масло. Фонд Марджани, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Строительство в Бухаре. 1933 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Изгнание из колхоза. 1930-е гг. Холст, масло.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Бухара. 1932 г. Картон, акварель, карандаш. 9 х 12 см.
Аукционный дом № 1, Москва, 2022 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Красные холмы. 1933-1939 гг. Картон, масло. 33 х 50 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939 г. Главный архитектор Б.М. Иофан.
В 1939 году Карахан принимает участие в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке на тему выставки «Мир завтрашнего дня». Всего выставку посетило около 44 млн человек. В создании огромного панно «Знатные люди страны Советов» площадью более 150 кв.м. (9 х 16 метров) под руководством Василия Ефанова работал коллектив из 11 художников. Работа шла круглосуточно, мастера трудились в здании ГУМа на Красной площади в Москве. Несмотря на все трудности, возникавшие в процессе совместной работы разных в творческом плане мастеров, они сумели найти общий язык и закончить панно за 40 дней. Увы, сейчас панно можно рассмотреть только на фотографиях: оно сгорело во время Великой Отечественной войны. Правда, сохранился эскиз в Русском музее в С-Петербурге.
Василий Ефанов (1900-1978) и бригада художников. «Знатные люди страны Советов». Панно. 1939 г. Холст, масло.
9 х 16 метров. Не сохранилось. Слева и справа скульптуры В.И. Ленина и И.В. Сталина работы скульптора С.Д. Меркурова, уменьшенные копии монументов, установленные на канале «Москва-Волга».
В.П. Ефанов (1900-1978) и бригада художников. «Знатные люди Страны Советов». Эскиз панно. 1939 г. Холст, масло. 900 х 1620 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Эскиз поступил в Русский музей в 1958 году из Музея изобразительных искусств Туркменской ССР. Очевидно, Карахан принимал участие в создании вот этого «азиатского» эскиза панно.
Панно в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Строительство дороги. 1934 г. Холст, масло. 83 x 250 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Первая окучка. 1934 г. Холст, масло. 90 х 134 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женщины с кетменями. 1934 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Женщины у реки. 1935 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Слушают патефон. 1935 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Состязание народных певцов.
Песнь о великом вожде. 1934-1937 гг. Картон, масло. 63,2 х 31,2 см.
Галерея «Ваш антиквар», Москва, 25.03.2023 г.
Персонажи произведений Карахана, созданные в 1930-е годы, когда художник присоединился к «Бригаде Волкова» – творческой группе, ставящей цель «дать искусство, понятное массам» и отразить социальные и культурные преобразования в стране, – словно выходят из тесного пространства чайханы или дворика в большой, наполненный светом мир. Художник стремится вывести смысл изображаемого сюжета за пределы повседневности, наполнить его историческими аллюзиями. Композиция «Возвращение жнецов» (1936) восходит к мотиву торжественного шествия, заставляя вспомнить древние земледельческие ритуалы. По мысли автора, осознание созидательного смысла своего труда должно придавать людям новые силы. В ясных очертаниях фигур, мажорном колорите, в тщательности письма заметны отзвуки классических миниатюр Востока.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Возвращение жнецов. 1936 г. Холст, масло.
Государственный музей Востока, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Жнец на уборке хлопка. 1930-е гг. Холст, масло.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Сбор хлопка. 1934 г. Картон, масло. 15,7 х 22,5 см.
Аукционный дом RedSquareAuction (Красная Площадь), Москва, 2019 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Любовь на закате. 1936 г. Холст, масло. 33 х 47,5 см.
Аукционный дом Hermitage Fine Art, Монако, 2022 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Полуденный отдых в тени. 1938 г. Картон, масло. 33 х 49 см.
Галерея «Ваш антиквар», Москва, 14.01.2023 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). В гости. 1937 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Старая мечеть. 1930 г. Картон, масло. 46 х 32 см.
Частное собрание.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Бухара. Мечеть XVII века. 1938 г. Картон, масло. 17 х 11 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2021 г.
Творческий путь Н.Г. Карахана можно разделить на два этапа, каждый из которых отмечен яркими особенностями живописной манеры художника. 1920–1930-е годы — ранний авангардный период — становление таланта живописца. Второй — зрелый период — приходится на военные и послевоенные годы», —Творческое наследие Карахана обильно. Здесь и крупные полотна, и небольшие этюды, и графические эскизы. Уже в ранних работах виден дар пейзажиста, что с годами дал миру прекрасную, полную восхищением красотой окружающего живопись, которая до сих пор пользуется спросом на художественном рынке.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Весенний день. 1937 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Читают газету (Свежие новости). 1938 г. Холст, масло. 100 x 120 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Канал Салар в Ташкенте. Пейзаж. 1932 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Горный пейзаж. 1940-1950-е гг. Холст, масло, 59 х 46 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2022 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Горы. 1940-е гг. Картон, масло. 25 х 30 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2018 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). В горах. Этюд. Вторая треть ХХ в. Картон, масло. 29 х 42,5 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2016 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Сумерки в горах. 1939 г. Картон, масло. 21,5 х 27,5 см.
Аукционный дом «Goldens», Киев, 2016 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Муар ночных гор. 1939 г. Картон, масло.
Аукционный дом «Goldens», Киев, 2005 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Цветение персика. 1940 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Осенний пейзаж с озимыми. 1940-е гг. Холст на картоне, масло.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Дорога в горах. 1940-е гг. Картон, масло. 18 х 31 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2020 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Пейзаж. 1940-е гг. Картон, масло. 19,5 х 28 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2018 г.
Жизнь Николая Карахана совпала с большими историческими событиями: рождение нового Советского государства, Великая Отечественная война. Он чутко реагировал на происходящее, что, несомненно, отражалось на характере творчества. Получив образование у прекрасных мастеров старой школы, имея возможность перенимать опыт у авангардиста Александра Волкова, общаясь с современниками-живописцами, Карахан смог создать свой неподражаемый стиль, который воплотился в живописи талантливой, эмоционально насыщенной и искренней.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Обелиск у гор. 1940-е гг. Картон, масло. 27 х 35 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2018 г.
Н.Г. Карахан (1900-1970). 1. Каркадын. 2. Цветение. 1940-е гг. Холст, масло. 23 х 16 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Цветение. 1940-е гг. Холст, масло. 23 х 16 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Каркадын (У арыка). 1940-е гг. Холст, масло. 23 х 16 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три пейзажа. 1940-е гг.
Картон, масло. 15 х 21,5 см. Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три пейзажа. Пейзаж (1). Роют арык. 1940-е гг. Картон, масло. 15 х 21,5 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три пейзажа. Пейзаж (2). Вид на горы. 1940-е гг. Картон, масло. 15 х 21,5 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Вид на горы. Пейзаж (2). Фрагмент (1). 1940-е гг. Картон, масло.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Вид на горы. Пейзаж (2). Фрагмент (2). 1940-е гг. Картон, масло.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Три пейзажа. Пейзаж (3). 1940-е гг. Картон, масло. 15 х 21,5 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.Г. Карахан (1900-1970). Горные луга. 1940-е гг. Картон, масло. 25 х 30 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2019 г.
Николай Георгиевич (Григорьевич) Карахан.
Во время Великой Отечественной войны Н.Г. Карахан активно включается в общественную работу в Союзе художников Узбекистана, принимает участие в создании наглядной агитации, пишет патриотические картины. В эти годы он создал серию работ на тему «Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».
С 1941 года художник окончательно оставляет преподавание, чтобы целиком отдать себя живописи. Он принимал участие во всех республиканских и многих выставках союзного значения.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 410-411, 480.