А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1936 г. Фанера, масло. 103,8 х 68 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Александр Николаевич Волков (1856-1957), русский по происхождению художник, рожденный в Туркестане, получивший образование в Петербурге, Москве и Киеве, явился связующим звеном между стилистической эволюцией европейских традиций начала ХХ века и народным декоративным искусством Востока, именно он повлиял на становление национальной узбекской школы живописи. Неповторимый живописный язык художника, присущая его работам колористическая насыщенность, глубина и свечение красок, постижение традиций народного примитива в соединении с библейскими сюжетами и суфийскими мотивами восточных религий придают его творчеству особые качества, позволяющие считать его выдающимся мастером первой половины ХХ века. Его творчество характеризуют как авангард, постимпрессионизм, неопримитивизм и соцреализм в духе эпических фресок.
Александр Николаевич Волков. Фотография 1920-1930-е гг.
Ранние работы А.Н. Волкова из цикла «Восточный примитив» (1918-1920) отражают тягу художника к конкретному месту, всему подлинному и народному, напоминая нам о иссушающем свете и резких контурах кузнецовской Киргизии и сарьяновской Армении. Все это подводит нас к разговору о глубочайшем интересе Волкова к русской иконе и его попытках перенести на холст некоторые ее структурные принципы. Хотя здесь Волков и шел в русле возникшего в 1910 гг. влечения к иконописи (Павел Филонов, Гончарова, Малевич и Татлин живо ею интересовались),
он, как и Татлин, обращал большее внимание на структуру иконы и формальные принципы ее образного ряда, а не на духовное измерение ее символики. Татлин экстраполировал фигуры Младенца и Девы, превращая их в геометрические фигуры, а Волков оперировал парафразами на искривленную и обратную перспективу, строгость ликов и сдержанность жестов рублевской «Троицы», превратив ее в «Семью» (1918) и, с некоторым допущением, в «Гранатовую чайхану» (1924, ГТГ).
А.Н. Волков (1886-1957). Гранатовая чайхана. 1924 г. Холст, масло. 107 х 117 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Танец. 1924 г. Фанера, масло. 74 х 74 см. Собрание Я.Е. Рубинштейна, Москва.
Ныне в собрании Государственного музея искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). На арбе. 1925 г. Холст на фанере, масло.
А.Н. Волков (1886-1957). Дети-музыканты. 1926 г. Холст, темпера. 94 х 94 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2013 г. Новый ценовый рекорд художника:
Лот продан за GBP 2 млн.057.250 фунтов ($3 млн.168.165 дол.)
А.Н. Волков (1886-1957). Караван. 1926 г. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Осень. 1926 г. Бумага, темпера, акварель, тушь.
А.Н. Волков (1886-1957). Дети. Брат и сестра. 1926 г. Фанера, масло.
А.Н. Волков (1886-1957). Дедушка и внук. 1926 г. Бумага, темпера, лак. 24 х 24 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Возвращение с пастбища. 1926 г. Бумага, лак, темпера. 21,5 x 20,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Отец, сын и осел. 1920-1930-е гг. Картон, темпера. 33 х 43 см.
Северный Аукционный Дом, Санкт-Петербург, 25.02.2023 г.
Иногда кажется, что пустыня буквально проникает в живописную фактуру картины – для придания
необходимого «звучания» ее поверхности А.Н. Волков иногда добавляет в красочный слой песок.
А.Н. Волков (1886-1957). Трое на фоне мазара. 1924 г. Бумага, акварель. 32 х 32 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Верблюды в пустыне. 1926 г. Бумага, акварель, лак.
А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1927 г. Бумага, пастель, уголь. 32,5 х 25 см.
Частное собрание.
После «Гранатовой чайханы» (1924) А.Н. Волков начинает склоняться к реализму, но его картины по-прежнему не теряют музыкальности. Волков искал все новые и новые способы изображения стремительно меняющегося жизненного уклада народов Центральной Азии. По возвращении в Ташкент художник стал свидетелем смены властей - к 1920 году весь туркестанский регион был под контролем Советов. При Советской власти была проведена кампания по поселению на этой территории исторически кочевого населения, а местное население было вынуждено менять свои старые религиозные традиции.
А.Н. Волков (1886-1957). Фергана. Кишлак. 1926 г. Холст, темпера, лак. 93 х 95 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Фергана. Кишлак. Фрагмент (1). 1926 г. Холст, темпера, лак.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Фергана. Кишлак. Фрагмент (2). 1926 г. Холст, темпера, лак.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Узбекский праздник. 1926-1927 гг. Бумага, темпера.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Триптих «Праздник». Эскиз. 1926 г. Холст, карандаш. 51 х 156 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Чайханы старого города (Столовая). 1926 г. Холст, масло. 97 х 97 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Продавщицы хлопка. 1926 г. Бумага, темпера.
А.Н. Волков (1886-1957). Слушают бедану. 1926 г. Бумага, темпера.
Коммент к «бедане» см. «Туркестанский авангард - А.Н. Волков», часть I.
А.Н. Волков (1886-1957). Три музыканта. 1926 г. Фанера, лак, темпера. 18,5 х 18,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Две девочки-киргизки. 1927 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Отдых. 1926 г. Холст, масло. 32 х 36,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж с мельницей. 1926 г. Холст, масло. 52,5 х 68,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1931 г. Картон на фанере, масло. 65 x 49 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Во второй половине 1920-х годов стиль А.Н. Волкова кардинально меняется, в его творчестве намечается поворот к реализму, имеющему вне зависимости от сюжета эпический характер (серия «Горные кишлаки Ферганы», «Чайханы Старого города»). В 1920-1930-е годы Волков ведёт активную деятельность по воспитанию нового: студия Центрального дома художественного воспитания детей; Ташкентский художественный техникум) и формированию нового изобразительного искусства (участвует в создании творческих объединений «Мастера нового Востока», 1929-1930; «Бригада Волкова», 1931-1932).
А.Н. Волков (1886-1957). Свадьба. 1927 г. Холст, масло, темпера, лак. 54 х 225 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Красный натюрморт. 1927 г. Холст, темпера, лак. 107 х 107 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Чайхана (с кальяном). 1927 г. Холст, темпера, лак. 108 х 108 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Певцы узбеки. 1927 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Свадьба. 1927 г. Доска, масло. 76 х 95 см. Аукционный дом MacDougall’s,
Лондон, 2010 г. Лот продан за GBP 541.169 фунтов ($796.112 дол.)
А.Н. Волков (1886-1957). Мальчики с перепелками. 1927 г. Холст на картоне, масло. 92,7 х 92,7 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за $408.000 дол.
А.Н. Волков (1886-1957). Старик и мальчик с ослом. 1927 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Узбек с пиалой. 1927 г. Картон на фанере, лак, темпера. 42 x 37,8 см.
Новокузнецкий художественный музей.
А.Н. Волков (1886-1957). Девушка у виноградника. 1927 г. Холст, масло. 40 х 30,4 см.
Тульский областной художественный музей.
Елена Семеновна Волкова, вторая жена художника. Фотография 1930-е гг.
В 1925 году умирает первая жена художника М.И. Волкова-Таратунина (1898-1925).
Волков был дважды женат. Первый брак с Марией Ильиничной Таратуниной, певицей и художницей, окончился трагически: она умерла от сибирской язвы в Ташкенте в 1925 году. Волков сильно переживал смерть любимой жены. Он вспоминал: «Это была редкая женщина. Одна из красивейших женщин во всех отношениях. Ярая защитница моей живописи. Сутками сидела и смотрела на мою живопись». Вскоре, в 1926 году, Волков создал новую семью – женился на Елене Семёновне Мельниковой (1901–1959).
В 1924-1926 гг. А.Н. Волков преподавал в своей художественной студии при Музее искусств.
В 1927 г. Волков вступил в Ассоциацию Художников Революционной России (АХРР).
В 1929 г. примкнул к объединению «Мастера Нового Востока».
По словам сыновей, примерно в 1930 году Волков сжигает большинство ранних дореволюционных работ. В 1930-е гг. художник в своём творчестве пытается передать героику перемен, происходящих в Средней Азии, и трудовой энтузиазм советских людей («Окучка хлопка», «Девушки с хлопком». 1931-1934).
А.Н. Волков (1886-1957). Продавцы фруктов. 1928 г. Холст, масло, темпера, лак. 102 х 102 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Чайхана (с портретом Ленина). 1928 г. Холст, масло. 113 x 138 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Узбекские дети в юрте. 1928-1929 гг. Холст, масло. 33,5 х 52,5 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2016 г. Эстимейт GBP 150.000–200.000 фунтов.
А.Н. Волков (1886-1957). Кузница. 1929 г. Холст, масло. 239,7 х 111,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
А.Н. Волков (1886-1957). Беседа. 1930 г. Картон, фанера, масло. Реставратор Р. Матчанов.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Мальчик у окна. 1928 г. Холст, масло. 74 x 54 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Дехкане на отдыхе. 1930 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Кирпичный завод. 1930 г. Картон, масло. 68,2 x 95 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Кирпичный завод. 1930-1931 гг. Фанера, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Строители Ферганского канала. 1930 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван у чайханы. 1927 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Женщины в поле. 1930 г. Бумага, цветные карандаши, уголь.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Биби-Ханым, Самарканд. 1932 г. Бумага, цветные карандаши, уголь.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1933 г. Холст, масло.
В 1930 г. А.Н. Волков вошел в Ташкентское объединение художников АРИЗО.
В 1931-1932 гг. руководил художественным объединением «Бригада Волкова». В нее входили: Урал Тансыкбаев, Николай Карахан, Алексей Подковыров, Петр Щеголев, Бахрам Хамдами. Идеологом «бригады» стал журналист И.Л. Устименко (псевдоним Ирась).
В 1931-1934 гг. совершил ряд творческих командировок в Шахимардан, на Кадырьястрой, Чирчикстрой и Сельмаш. Совместно с М.Е. Новиковым создают графическую серию «Чирчикстрой» (1934)
А.Н. Волков (1886-1957). Триптих «Хлопок». 1930-1931 гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Триптих «Хлопок». Левая часть. Сбор хлопка. 1930-1931 гг.
Холст, масло. 132 x 114 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Триптих «Хлопок». Центральная часть. Обоз. 1930-1931 гг.
Холст, масло. 132 x 114 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Триптих «Хлопок». Правая часть. Весенние полевые работы.
1930-1931 гг. Холст, масло. 132 x 114 см. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Голубой день. Этюд. 1030 г. Государственный музей искусств Узбекистана,
Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж с видом кишлака. 1930 г. Государственный музей искусств Узбекистана,
Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж с двумя домиками. 1930 г. Государственный музей искусств Узбекистана,
Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж (1). 1930 г. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж (2). 1930 г. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж (3). 1930 г. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж (4). 1930 г. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1934 г. Холст, масло. 86 х 63 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Впечатляющая цветовая энергия сохраняется и в волковских вещах, написанных по программе соцреализма. Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок («Девушки с хлопком», 1932, ГТГ). Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость.
А.Н. Волков (1886-1957). Девушки с хлопком. 1932 г. Холст, масло. 68 х 97 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Окучка хлопка. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 208 х 118 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Волков (1886-1957). На сборе хлопка. 1931 г. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Сбор хлопка. 1931 г. Холст, масло. 127 x 141,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Столовая. 1931 г. Холст, масло. 83 х 105 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Дорога в горы. 1930-1931 гг. Холст, масло. 85 х 104 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Горный колхоз. 1931 г. Бумага, гуашь.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж с деревьями. 1930-е гг. Бумага, гуашь, уголь. 41 х 52 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1935 г. Бумага, карандаш, уголь. 42,5 x 30,2 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
В 1933-1934 гг. А.Н. Волков занимался организацией национального класса в Ташкентском художественном училище.
В 1934 г. осуществил поездку в Москву в связи с выставкой художников Узбекистана в Государственном музее искусств народов Востока, ныне просто Государственный музей Востока.
В том же 1934 г. состоялось первое представление художника за рубежом: картина «Полдень в Шахимардане» была показана на Выставке советского искусства в Филадельфии. Пройдя строгий отбор, картина была включена в этот громкий официальный показ талантов страны Советов в заокеанской державе. На сегодняшний день сохранились две картины Волкова с подобным названием: «На работу. Утро в Шахимардане» (1932, Музей «Новый Иерусалим» ) и «Полдень в Шахимардане» (1933, Объединение «Русский Север», Архангельск)
А.Н. Волков (1886-1957). Полдень в Шахимардане. 1933 г. Холст, масло. 121 х 110,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
А.Н. Волков (1886-1957). На работу. Утро в Шахимардане. 1932 г. Холст, масло. 72 х 72 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Красный обоз. 1932 г. Холст, масло. 154 x 163 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Красный обоз. 1932 г. Холст, масло. 140 × 175 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). На стройке. 1931-1932 гг. Холст, масло. 137 х 188 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Чайхана. Слушают песню. 1932 г. Картон, масло, темпера. 78 х 92 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Композиция с тремя фигурами. 1932 г. Картон, масло. 70 х 90 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Голова девочки. 1930-е гг. Картон, масло. 39,8 х 23,7 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 1.800.000 - 2.500.000 руб.
А.Н. Волков (1886-1957). Портрет Волика. Начало 1930-х гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Осенний пейзаж. 1931 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Мечеть. 1931 г. Бумага, пастель, карандаш,
смешанная техника. 33,5 х 27 см. Аукционный дом «Артмолоток», Москва,
предстоящий аукцион 26 апреля 2023 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1935 г. Фанера, масло. 81 x 67 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Несмотря на все сложности творческой жизни в сталинскую эпоху А.Н. Волков всегда стремился сберечь «магический кристалл вдохновения». Он никогда не отрекался от местной традиции и национальной идентичности. Хотя Волков примыкал к символистскому видению музыки, как высшей гармонии и инструменту духовного освобождения, в отличие от Кандинского, Волков никогда не говорил о «внутреннем звуке» в живописи и не пытался в духе Скрябина отождествлять некие звуки с цветами. С другой стороны, Волков с наслаждением отдавался мелодии и ритму, применяя понятие музыкального ряда – не только к серии своих ранних «Караванов», но и к эпическим работам советского времени вроде «Штурма бездорожья» (1932) и «Выхода бригады в поле» (1933, обе в музее Нукуса). Главное здесь – ритм процесса и круговорот Вечного Возвращения, который Волков воспроизводит и в своих поэтических циклах.
А.Н. Волков (1886-1957). Уборка хлеба в горах (Сбор кукурузы). 1932 г. Картон, масло. 73 х 85 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Кукуруза шумит. 1932 г. Картина была похищена из Ферганского
областного краеведческого музея и выставлена на продажу за 1 млн. дол.
А.Н. Волков (1886-1957). Кукуруза шумит. 1932 г. Вариант цветной репродукции.
А.Н. Волков (1886-1957). Охота. 1932-1933 гг. Картон, гуашь, темпера.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). У юрты. 1932-1933 гг. Картон, гуашь. 43,3 x 61,2 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). На сцене. 1932-1933 гг. Картон, гуашь. 43,1 x 61,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Шахматы в чайхане. 1932 г. Бумага, акварель, гуашь.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Детский примитив. Театральная сцена. 1932-1933 гг. Бумага, тушь.
А.Н. Волков (1886-1957). Детский примитив №1 (Музыканты). 1932-1933 гг. Бумага, акварель, гуашь. 44 х 52 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Детский примитив №5. Мужской профиль. 1932-1933 гг. Бумага, тушь.
А.Н. Волков (1886-1957). Детский примитив №7. Женщина в парандже. 1932-1933 гг. Бумага, тушь.
А.Н. Волков и сын Валерий (род. в 1928 году, здесь ему лет 8-10).
Фотография 1936-1938 гг.
В 1934-1936 гг., как и во всем Советском Союзе, в период появления социалистического реализма, в Узбекистане начинается кампания по борьбе с формализмом в искусстве, и Волков становится одним из основных объектов критики. Впервые показанные в 1923 году в Москве работы Волкова были высоко оценены ведущими художниками и критиками.
Однако в 1930-е годы, в связи с участившимися обвинениями в формализме Волков перешел к более фигуративной манере. С изменением стилистики изменились и сюжеты его работ - на смену караванам и чайханам в его картинах пришли колхозы и сюжеты, воспевающие строительство новой советской реальности. Так авангард в его творчестве условно сменился соцреализмом.
А.Н. Волков (1886-1957). Свадьба. 1930 г. Холст, масло. Музей истории и культуры в Самарканде.
Надо сказать, что, несмотря на все изменения - и сюжетные и стилистические, своей индивидуальности художник не потерял. Его произведения сохранили свежесть, динамику, яркость и ощущение новизны. Что, конечно, не могло не стать причиной повторных обвинений в формалистическом искусстве.
Произведения художника были отнесены к формализму и запрещены к публичной демонстрации. Долгие годы они прятались в музейных запасниках, и только в 1967 году, наконец, были показаны в рамках второй персональной выставки Волкова в Москве.
А.Н. Волков (1886-1957). Совещание бригадиров. 1930-е гг. Холст, масло.
А.Н. Волков (1886-1957). Бригада принимает обязательства. 1933 г. Холст, масло. 108 x 131,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Выход бригады в поле. Победители. 1933 г. Холст, масло. 200 x 196 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). В культмаге. 1934 г. Холст, масло. 143 x 107 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Колхозник. 1933 г. Холст, масло.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Литье на Сельмашзаводе. 1933 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Вечернее солнце. 1935 г. Бумага, тушь.
А.Н. Волков. Фотография 1930-1940-е гг.
В 1930-е и 1940-е годы Волков обращает свой взгляд на промышленные и сельскохозяйственные реформы Узбекистана по мере того, как бурный рост новых явлений жизни преобразовывают как окружающий ландшафт, так и внутренний мир человека. Волков изображает подлинный ли, иллюзорный ли народный энтузиазм в поиске самоопределения под прессом советской действительности. Многочисленные образы сельских работ (сбор помидоров, уборка хлопка) являются воплощением мечты о счастливом труде, изобилии и индустриальной симфонической поэмы. Однако, так же как и другие художники 1930-х - 1950-х годов, (включая Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна), Волков не отвергал другой, более лирической стороны своей артистической натуры, менее броской и более медитативной.
А.Н. Волков (1886-1957). Портрет жены. 1936 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Портрет жены художника Е.С. Волковой-Мельниковой.
1936 г. Холст, масло.
А.Н. Волков (1886-1957). Студентки. 1935 г. Холст, масло. 120 x 160 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Штурм бездорожья. 1934 г. Холст, масло. 178 x 193 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Штурм бездорожья. Эскиз. 1932 г. Холст, масло. 105 х 111 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Экскаваторы. 1934 г. Холст, масло. 120 х 120 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Прокладка железной дороги. 1935 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Возвращение с работы. 1936 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Цыгане на рыбной ловле. 1935 г. Картон, тушь.
А.Н. Волков (1886-1957). Улица старого города. 1935 г. Картон, гуашь. 40 х 60 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Чайхана. 1936 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1938 г. Холст, масло.
В 1935-1936 гг. А.Н. Волков работал в жанре психологического портрета: «Портрет жены Е.С. Волковой», «Автопортрет» и др.
В 1929-1941 гг. работал преподавателем Ташкентского художественного техникума (ИЗО училища).
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 163-164, 188.
Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе. Альбом. Автор-состав.
М.Б. Мясина. Москва, Издательство «Советский художник», 1973 г. Стр. 28-37.