А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. Фрагмент. 1919 г. Холст, масло. 130 х 45 см.
Государственный музей Востока (постоянная экспозиция), Москва.
Александр Николаевич Волков (1886-1957) – русский советский художник-живописец. Одна из центральных фигур в изобразительном искусстве Средней Азии ХХ века, художник органично соединил в своем творчестве Восток и Запад. Он родился в семье генерала военно-медицинской службы, но отказавшись от военной карьеры, получил классическое художественное образование. Он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге в классе В.Е. Маковского (1908-1910), педагоги Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, скульптор Л.В. Шервуд (1910-1911). Свое обучение А. Волков продолжил в Киевском художественном училище (1912-1916), у крупнейшего мастера-монументалиста Ф.Г. Кричевского, где он познакомился с А.А. Экстер и А.Г. Тышлером. В 1934-1936 гг. начались кампании по борьбе с формализмом. Творчество Волкова объявлено формалистическим.
Николай Иванович и Феодосия Филипповна Волковы, родители художника.
Александр Николаевич Волков родился 19 (31 августа по новому стилю) 1886 года в г. Скобелеве — нынешней Фергане, в семье генерала военно-медицинской службы. Николай Иванович Волков - гарнизонный военный старший врач 14 линейного туркестанского батальона. Мать - Феодосия Филипповна (урожденная Давыдова), по преданию, цыганка, которую девочкой подобрал русский военный отряд. Детство Саши прошло в Туркестане. В 1905 г. после окончания Оренбургского кадетского корпуса, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, но, проучившись два года, оставил его для занятий живописью: в 1906-1908 гг. учился в частной художественной студии художника-акварелиста Д.И. Бортникера, в 1908-1912 гг. - в Высшем художественном училище при Академии художеств в классе В.Е. Маковского (1908-1910). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказали занятия в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, скульптор Л.В. Шервуд (1910-1911). Свое обучение А. Волков продолжил в Киевском художественном училище (1912-1916), у крупнейшего мастера-монументалиста Ф.Г. Кричевского, где познакомился с А.А. Экстер и А.Г. Тышлером.
А.Н. Волков (1886-1957). Улица Ташкента. Начало 1910-х гг. Картон, масло. 27,5 x 33,7 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Два цветка на фоне гор. 1914 г. Картон. масло. 13,5 х 37,5 см.
Фонд Марджани, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Серо-голубые горы и деревья. 1913 г. Картон, масло. 23,5 х 42 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж. Горная мозаика. 1913 г. Картон, масло, цветной карандаш. 24,5 х 45,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г. Ныне в Государственном музее искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Поля в предгорьях. 1913 г. Холст, масло. 29 х 49,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж с храмом. Середина 1910-х гг. Бумага на картоне, графитный карандаш,
акварель. 7,6 х 13,6 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2017 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Демон. 1913-1914 гг. Холст, масло. 21,5 х 44 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Красные стволы. 1914 г. Холст, масло. 14,4 x 39,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Мозаика. Цветы. 1914 г. Холст, масло.
А.Н. Волков (1886-1957). 1. Лик Демона. 1913-1914 гг. Холст, масло. 47х36 см. 2. Лик Демона. 1913-1914 гг.
Холст, масло. 31х27 см. Оба - Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Лик Христа. 1913-1914 гг. Холст, масло.
Мария Ильинична Таратунина, жена художника.
В Киеве наиболее сильное впечатление на молодого художника произвели мозаики Софии Киевской и росписи М.А. Врубеля в Кирилловской церкви. Духовный опыт Византии, воспринятый сквозь призму мифотворчества Врубеля, открыл для него новые пути. Под влиянием творчества Врубеля и древнерусской живописи художник создаёт свои первые самостоятельные работы. Для ранней живописи Волкова характерны стилистика модерна, реминисценции «кристаллической» живописи Врубеля. В Киеве А.Н. Волков женится на Марии Ильиничне Таратуниной (1898-1925).
А.Н. Волков (1886-1957). 1. Женщина на фоне мазаров (золотая). 1914-1915 гг.
Холст, масло. 134х50 см. 2. Портрет жены художника Марии Волковой. 1916 г.
Бумага, акварель. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж. Отражение в воде. 1914 г. Холст, масло. 32 х 50,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Христос в пустыне. 1914 г. Холст, масло. 24,5 х 41,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж с солнцем. Холст, масло. 32,8 x 59,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Горы и предгорья. 1914-1915 гг. Холст на картоне, масло. 33,6 x 50 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 81.250 фунтов.
А.Н. Волков (1886-1957). Горная река. Из серии «Вода и камни». 1914-1915 гг. Холст, масло. 29,2 x 42 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Горная река Кок-Су. Из серии «Вода и камни». 1914 г. Холст, масло. 49 x 49 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г. Лот продан за GBP 337.250 фунтов.
А.Н. Волков (1886-1957). Горный пейзаж. 1914-1916 гг. Холст, масло. 46 x 58,3 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Мазары (мавзолеи), залитые лунным светом. 1915 г. Холст, масло. 59 x 89 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 433.250 фунтов.
А.Н. Волков (1886-1957). Голгофа. 1915 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 12 х 15 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Паломник. 1915 г. Бумага, акварель, карандаш.
А.Н. Волков (1886-1957). На молитву. 1915 г. Бумага, акварель, карандаш.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). В горах Чимгана. 1915 г. Бумага, акварель, карандаш. 11,5 x 21 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Горы. 1915 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 13 х 20,5 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
А.Н. Волков в мастерской. Фотография 1910-1920-е гг.
Соприкосновение с новейшими течениями в современном французском искусстве, интерес к которому возник у Волкова при посещении частных собраний И.А. Морозова и С.И. Щукина в Москве, а также практика русских авангардистов, воспринятая им сквозь призму декоративного искусства Востока, позволили мастеру создать свой неповторимый живописный язык.
Кубистические сдвиги форм и футуристическое разложение динамических ритмов наиболее ярко выражены в цикле караванных композиций художника.
А.Н. Волков (1886-1957). 1. Отдых в пути. 1915-1917 гг. Холст, масло. 52,7x28,7 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан. 2. Обнаженная (полосатая). 1915 г. Холст, масло. 68,5х21 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Золотая обнаженная. 1915-1916 гг. Холст, масло. 70,6 x 155 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г. Эстимейт GBP 400.000 – 600.000 фунтов.
А.Н. Волков (1886-1957). Обнаженная в горном пейзаже. 1915 г. Бумага, акварель. 20 x 20 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
А.Н. Волков (1886-1957). 1. Персиянка. 1916 г. Холст, масло. Государственный музей Востока, Москва.
2. М.А. Врубель (1856-1910). Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г. Холст, масло. 104 х 68 см.
Киевский национальный музей русского искусства, Украина.
А.Н. Волков (1886-1957). Персиянка. Фрагмент. 1916 г. Холст, масло. Государственный музей Востока, Москва.
Смуглые девушки - маки зацветшие,
Грудь их - в корзинах гранаты созревшие,
Смех - хороводы звенящих пиал,
К солнцу поднявшийся край,
О Нанай-Нанай!
(стихи Александра Волкова)
А.Н. Волков (1886-1957). Раздумье. 1916 г.
Бумага, акварель.
А.Н. Волков (1886-1957). Демон. 1916 г. Холст, масло. 56,6 x 66,2 см. Фонд Адамовского, Киев.
А.Н. Волков (1886-1957). Мужские фигуры на фоне кишлака. 1915-1916 гг. Холст, масло.
А.Н. Волков (1886-1957). Деревья и камни. 1916 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Композиция. 1915-1917 гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Горный пейзаж. 1917 г. Холст, масло. 51 х 68,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Ранние работы художника демонстрируют увлечение М. Врубелем. Но А. Волков быстро выходит из состояния ученичества на собственный художественный путь. Свое творчество русский художник А. Волков посвятил Туркестану. Многие русские художники использовали поездки на Восток, как прием для обновления творчества, для поиска вдохновения. Восток для А. Волкова не эпизод в живописи, а вся жизнь. Герои его произведений женщины, крестьяне, верблюды, ослы и, конечно, солнечный свет. Известно, что на Востоке совсем иное течение времени. Суетному столичному зрителю полезно ощутить неторопливость другой жизни. В творчестве А. Волкова многие отличают силу, световую ясность живописных произведений. Писать светоносный Восток прозрачным материалом легче.
А.Н. Волков (1886-1957). 1. Натурщик. 1912-1915 Холст, масло. 97x57см. 2. Натурщик. 1920-е гг. Холст, масло. 96,5x59 см. Оба - Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
А.Н. Волков (1886-1957). Собрание. 1916 г. Бумага, акварель, карандаш. 26,8 x 31,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Шейхантаур. 1917 г. Бумага, акварель, карандаш. 17 x 36,5 см.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Ансамбль Шейхантаур - архитектурный комплекс, центром которого является Мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура (Шейхантаура). Один из важнейших архитектурных памятников Ташкента в Узбекистане. Находится в центре современного Ташкента
А.Н. Волков (1886-1957). Караван (Шествие караванов на фоне мазаров). 1917 г. Бумага, акварель.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван полосатый. 1917 г. Бумага, акварель. 16 х 65 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван верблюдов. 1917 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Без названия. 1917 г. Бумага, акварель, карандаш. 12,5 x 40 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г.
А.Н. Волков (1886-1957). В чайхане (во время путешествия). Из серии «Зарисовки для легенд». 1917 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Горный пейзаж. 1917 г. Холст, масло. 45 х 70 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
После окончания в 1916 году Киевского художественного училища Александр Волков возвращается на родину и поселяется в Ташкенте, где и жил до конца своих дней. Отсюда он совершает поездки в основном в пределах Средней Азии. Занятия живописью он сочетал с преподаванием, к которому у него было явное призвание. Еще одним данным ему Богом талантом являлось стихотворчество. В течение всей жизни очень мало сказав в прозе о своем собственном искусстве, художник как бы создал в сотнях стихотворных строк его вполне адекватный поэтический эквивалент, высоко оцененный приехавшим в 1921 году в Ташкент Сергеем Есениным (вполне серьезно пригласившим автора в свой «цех имажинистов»)
Сергей Есенин в Ташкенте, 1921 г. Фотомонтаж.
Рассказывает Андрей Волков, сын художника, что отец дружил с Есениным, показывал ему Ташкент, когда знаменитый поэт приезжал в Среднюю Азию. Они много времени проводили вместе, и как-то в мастерской Есенин прочитал Волкову «Песнь о собаке», а тот в ответ показал свои стихи, которые Есенину очень понравились. Именно богатый, образный язык стихов Волкова помог найти название для его выставки. У него есть стихотворение, которое называется «Пыль и шелка Бухары». Русский поэт Сергей Есенин тоже отдал в своем творчестве дань Востоку.
Караван III
Караваны в вихре рваном
В ржавых кружевах кружат.
Расшвыряв мешки с шафраном,
Жарко жженый жжется жар...
(Александр Волков)
А.Н. Волков (1886-1957). Купальщицы. 1917 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 30,8 x 65,2 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Восточная фантазия. 1918 г. Бумага, акварель, карандаш. 16,5 х 36 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
Как утверждается на персональном сайте Джеймса Баттервика, эта картина была им приобретена на аукционе «Russian Line, Sotheby’s Moscow» в марте 2012 года и в том же году экспонировалась на выставке его новых приобретений. Однако, в 2018 году картина вновь указана в списке продаж на аукционе Сотбис в Лондоне. Эстимейт GBP 18.000 – 25.000 фунтов. Там же на его сайте продаются еще несколько картин Наталии Гончаровой, Александра Богомазова, Марии Синяковой и др. Можно предположить, что господин Баттервик не коллекционер, а арт-дилер. И это еще мягко сказано. Баттервик - обыкновенный торговец картинами. И ничего в этом обидного нет. Знаменитый Дюран-Рюэль тоже был торговец картинами.
А.Н. Волков (1886-1957). Люди у мечети. 1918 г. Картон, масло, цветные карандаши. 15,5 x 52 см.
Фонд Марджани, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Дорога. Из цикла «Восточный примитив». 1918 г.
Бумага, акварель, карандаш. 17,7 x 32,1 см.
А.Н. Волков (1886-1957). В восточной школе. Из цикла «Восточный примитив». 1918 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 25 x 34,2 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Мужчины в полосатых халатах на фоне архитектурного пейзажа. 1917 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Покой. 1917 г. Бумага, акварель, карандаш.
А.Н. Волков (1886-1957). Солнце. 1917 г. Бумага, акварель, карандаш. 24,5 х 23,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж с красной горкой. 1917 г. Холст, масло. 45 х 67 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Пейзаж с землечерпалками. 1917 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Волков (1886-1957). Предгорье. 1917 г. Холст, масло. 45 х 70 см.
В 1915-1916 гг. А.Н. Волков исполнил серию пейзажей маслом, акварелью из цикла «Вода и камни» и «Женщины на фоне мазаров». Для ранней живописи Волкова характерны стилистика модерна, реминисценции «кристаллической» живописи М.А. Врубеля («Персиянка», 1916, Музей искусств народов Востока, Москва). Влияния кубизма органично соединились с навеянной искусством ислама орнаментальной плоскостностью форм в серии «Восточный примитив» (1918–1920). В первой половине 1920-х годов присущие его манере монументальность ритмики и мощная энергия колорита, порой претворенные в полуабстрактную футуристическую игру чистых природных стихий («Караван 1», Третьяковская галерея, Москва; «Караван 3», Музей искусств народов Востока; обе работы – 1922–1923), достигли драматической кульминации в известнейшем полотне Волкова – «Гранатовая чайхана» (1924, там же), где патриархальный быт преображен пламенем багрово-красных тонов, прекрасных и трагических одновременно.
А.Н. Волков (1886-1957). Звон верблюжьих колоколов. 1919 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Лица. 1919 г. Холст, масло. 61,1 x 31,3 см. Музей современного искусства,
Салоники, Греция. Коллекция Костаки.
А.Н. Волков (1886-1957). Слушают музыку. Начало 1920-х гг. Холст, масло. 100 х 155 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Беседа под солнцем. 1920 г. Картон, гуашь.
А.Н. Волков (1886-1957). Беседа под сенью шатра. Из цикла «Восточный примитив». 1918-1919 гг.
Картон, темпер. 32 х 50 см. Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Беседа под веткой граната. Из цикла «Восточный примитив». 1918-1919 гг.
Картон, темпера. 23 х 49 см. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Общество. 1918-1919 гг. Картон, масло, темпера. 32 х 46,5 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Семья. 1918 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 19,5 x 24,8 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Подруги. 1919 г. Бумага, акварель. 18 х 24,5 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
А.Н. Волков (1886-1957). Женщины. 1919-1920 гг. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 24,8 x 26 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Беспредметная композиция. Конец 1910-х гг. Бумага, акварель.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Автопортрет. 1919 г. Холст, масло. 130 х 45 см.
Государственный музей Востока (постоянная экспозиция), Москва.
Политические и социальные преобразования, начавшиеся после Октябрьской революции 1917 года, выдвинули задачу создания нового искусства, которая во многом совпадала с устремлениями художника, искавшего новые средства художественной выразительности. Его работы конца 1910-х - начала 1920-х несут на себе отпечаток влияния выдающихся мастеров начала ХХ века, таких как М.А. Врубель, Анри Матисс, Пабло Пикассо. Вместе с тем в творчестве Волкова отчётливо проявилось собственное понимание модернизма, выразившееся в синтезе восточного колорита с врубелевской манерой письма («Автопортрет». 1919, ГМВ), в отражении внутренней специфики традиционного искусства Востока (серия «Восточный примитив». 1918-1920), в использовании кубофутуристических приёмов для изображения архетипических среднеазиатских образов (триптих «Караван». 1922-1923, ГМВ).
А.Н. Волков (1886-1957). Гористый пейзаж. 1920 г. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Долина среди гор. 1920 г. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Старинный мавзолей. 1920 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Улица старого города. 1920 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Музыканты. 1920 г. Картон, масло. 28,5 х 45 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Женщины на верблюдах. 1920 г. Картон, масло. 38 х 53 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Кокетка. 1920 г. Бумага, акварель.
А.Н. Волков (1886-1957). Садовник у мазара. 1920 г. Картон, масло. 32 х 45,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
А.Н. Волков (1886-1957). Ритм. 2920 г. Бумага, акварель.
А.Н. Волков (1886-1957). Голубой вечер. 1920 г. Бумага серая, восковые мелки. 15,7 х 21,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван (1). 1920 г. Бумага, акварель. 21 х 38,4 см. Частное собрание.
А.Н. Волков (1886-1957). Усталость. 1920 г. Бумага, цветные карандаши. 12,5 x 20 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван (2). 1920 г. Картон, акварель, цветной карандаш. 18 х 32,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван (3). 1920 г. Бумага, гуашь. 18,7 x 38,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон.
А.Н. Волков (1886-1957). Беспредметная композиция. 1920-е гг. Государственный музей искусств
Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). Декоративная композиция. 1920 г. Бумага, цветные карандаши.
В 1916—1917 гг. А.Н. Волков преподавал графику и рисунок в различных народных школах Ташкента, в Ташкентском учительском институте и на Высших педагогических курсах (1917-1918).
В 1919 г. Волков был назначен первым директором (заведующим) Художественного музея в Ташкенте, расположенного в бывшем дворце Великого князя Н.К. Романова (согласно Р.Х. Такташу, был «председателем коллегии художественного отделения Туркестанского народного музея»).
Выполнял работу по организации и художественному оформлению революционного праздника в Ташкенте.
А.Н. Волков (1886-1957). Чайхана. Начало 1920-х гг. Картон, смешанная техника. 26,5 х 33,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Слушание Беданы*. 1920-е гг. Холст, масло. 97,5 х 97,5 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2011 г. Лот продан за $1млн.427.049 дол.
Самая дорогая картина художника, проданная на аукционах!
*Бедана - так в Узбекистане называют перепёлку. Клетки с беданами или импровизированные гнёзда из высушенной тыквы подвешивают в чайхане над головой, в виноградной лозе. Их пение необыкновенно. Такое наслаждение - сидеть в чайхане, кушать, пить чай под чудесные трели беданы.
А.Н. Волков (1886-1957). Киргизки. 1920-е гг. Бумага, темпера, лак. 26,5 х 27,7 см.
А.Н. Волков (1886-1957). Красавица. 1921 г. Бумага, масло. 71,5 x 71,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 386.500 фунтов.
А.Н. Волков (1886-1957). Женщины. 1921 г. Бумага, масло. 72 x 71,2 см.
Аукцион Russian Art & Antique Fair, Москва, 2018 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Красавицы. 1921 г. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.
А.Н. Волков (1886-1957). Композиция с двумя женскими фигурами. 1920-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, тушь.
А.Н. Волков (1886-1957). Узбекские музыкантши. 1921 г. Холст, масло. 54 x 87 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
1919-1922 гг. А.Н. Волков работал мастером-руководителем при Краевых центральных мастерских Туркестанской народной художественной школы.
В 1920 г. состоялась Первая персональная выставка Волкова в Ташкенте в здании Туркестанского университета.
В 1920-1921 гг. работал инструктором школьного отдела Наркомпроса по организации художественного образования детей в школах первой и второй ступеней мусульманского Ташкента.
В 1921 г. состоялась Вторая персональная выставка Волкова.
Создает картину «Надгробный плач» и «витражные композиции» в технике акварели и темперы.
А.Н. Волков (1886-1957). Оплакивание (Надгробный плач). 1921 г. Холст, масло, темпера. 107 x 146,8 см.
Выставка аукциона Christie’s, Лондон, 2012 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван. 1920-1921 гг. Бумага, тушь, темпера.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван I. 1921 г. Бумага, акварель, гуашь. 53,5 x 38 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Костаки.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван II. 1921 г. Бумага, акварель, гуашь. 40,3 x 20,5 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Костаки.
А.Н. Волков (1886-1957). Три музыканта. 1921 г. Бумага, акварель, гуашь. 51,1 x 31 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Костаки.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван (Пустыня перед бураном). 1921 г. Холст на фанере, темпера.
Государственный музей Востока, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Арба. 1920-е гг. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.Н. Волков (1886-1957). На арбе. 1921 г. Бумага на картоне, акварель, гуашь, тушь. 62 х 47,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Три женщины. 1921 г. Бумага, акварель, гуашь. 24 х 23,5 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Костаки.
В 1921-1922 гг. А.Н. Волков преподавал на педагогическом факультете Туркестанского Университета. Руководил художественной студией инструкторов отдела искусств Наркомпроса. Стал художником-преподавателем Высшего краевого Мусульманского техникума. Работал художником-декоратором (1922) в студии рабочего театра Пролеткульта (Железнодорожный рабочий клуб им. М.П. Кафанова).
В 1922-1923 гг. написал три больших композиции маслом «Караван I», «Караван II», «Караван III», ставшие выражением его пластических поисков начала 1920-х годов.
В 1923 году осуществил поездку в Москву для организации персональной выставки в клубе Коммунистического университета трудящихся Востока.
Преподавал эскиз в художественной студии при Народном доме им. М.П. Кафанова в Ташкенте.
А.Н. Волков (1886-1957). Музыканты. 1921 г. Бумага, акварель. 21,5 x 21,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 62.500 фунтов.
А.Н. Волков (1886-1957). Чайхана. 1921 г. Бумага, акварель. 23 x 23,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 74.500 фунтов.
А.Н. Волков (1886-1957). Черная женщина. 1921 г. Холст, масло.
А.Н. Волков (1886-1957). Три музыканта. 1921-1922 гг. Холст, масло.
А.Н. Волков (1886-1957). Узбекские музыканты-1. 1921 г.
А.Н. Волков (1886-1957). Композиция с тремя фигурами. 1922 г. Бумага, акварель. 30,2 x 18,4 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Костаки.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван (Приход). 1922-1923 гг. Бумага на картоне, масло, темпера. 103 х 165 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван. 1922 г. Бумага, цветные карандаши, смешанная. техника.19 x 34 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
А.Н. Волков (1886-1957). Караван III. 1922-1923 гг. Холст, масло.
Во второй половине 1920-х годов стиль А.Н. Волкова кардинально меняется, в его творчестве намечается поворот к реализму, имеющему вне зависимости от сюжета эпический характер (серия «Горные кишлаки Ферганы», «Чайханы Старого города»). В 1920-1930-е годы Волков ведёт активную деятельность по воспитанию нового поколения художников, преподаёт в различных учебных заведениях…
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 163-164, 188.
Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе. Альбом. Автор-состав.
М.Б. Мясина. Москва, Издательство «Советский художник», 1973 г. Стр. 28-37.