Александр Павлович Плигин в молодости. Фотография 1900-е гг.
Александр Павлович Плигин (1880-1943) – русский художник. Имя этого художника по существу заново открыто сотрудниками Ярославского художественного музея. В начале ХХ-го века Александр Плигин был активным участником знаменитых выставок «Мира искусства» и «Бубнового валета», где его работы соседствовали с произведениями таких корифеев искусства как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Марк Шагал, Роберт Фальк, Пётр Кончаловский, Анри Матисс, Василий Кандинский, Пабло Пикассо… Во время Великой Отечественной войны, эвакуированный в Чистополь, Плигин остался один, без заработков. Отчаявшись, 16 апреля 1943 года Александр Павлович Плигин покончил жизнь самоубийством (сравните с самоубийством Марины Цветаевой в Елабуге в 1941 году). А затем наступило время почти полного забвения, которое длилось вплоть до наших дней, когда в Ярославском художественном музее в 2003 году состоялась первая персональная выставка художника.
Семья Плигиных. Коломна, 1903 г. Второй справа стоит Александр Плигин.
Александр Павлович Плигин (Плиген, Пилигин) родился 17 (29 ноября по новому стилю) 1880 года в селе Новое, Угличский уезд Ярославской губернии старшим ребёнком из двенадцати детей в крестьянской семье Павла Никаноровича Плигина и Александры Яковлевны Плигиной. Детские и юношеские годы будущего художника прошли в Коломне. В 1897-1905 годы он работал чертежником и рисовальщиком на Коломенском машиностроительном заводе. В 1906 году, в двадцатипятилетнем возрасте Александр Павлович переехал и обосновался в Санкт-Петербурге. Здесь молодому Плигину приходилось усердно работать, зарабатывая себе на кусок хлеба, и учиться. Работал на питерском металлическом и вагоностроительном заводах. Одновременно начал заниматься в Петербургском университете в качестве вольнослушателя. В 1907 году Плигин поступает в Школу Е.Н. Званцевой, где становится учеником и впоследствии коллегой выдающихся живописцев, графиков и театральных художников Льва Бакста и Мстислава Добужинского.
А.П. Плигин (1880-1943). Портрет Л.И. Тёмкина. 1910 г. Бумага, сангина. 28,4х21 см.
Ярославский художественный музей.
Александр Плигин и его жена Зинаида Плигина-Тёмкина. 1910-е гг. На заднем плане
неоконченный портрет З.Л. Плигиной-Тёмкиной. Местонахождение портрета неизвестно.
В 1910–1911 гг. А.П. Плигин обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Как любой начинающий художник, Плигин преодолевает многие искусы, сопровождающие период творческих исканий. В 1910–1911 гг. – работал в декоративной мастерской Л. Бакста в Петербурге. В 1911–1916 гг. он уже состоявшийся мастер, работает декоратором в столичных театрах (1911–1916): Петербургском драматическом (бывшем Комиссаржевской), в театре Незлобина в Москве и др. Участвовал в оформлении спектаклей «Франчкска да Римини» д.Аннунцио, «Человек воздуха» Чирикова, балетов «Египетские ночи» и «Половецкий стан». Участвовал в дягилевских постановках, работал совместно с А. Бенуа, Л. Бакстом, М. Добужинским, К. Коровиным, Н. Сапуновым, Н. Рерихом.
А.П. Плигин (1880-1943). Портрет Льва Ионовича Тёмкина, тестя художника. 1910-1914 гг.
Холст, масло. 95,6 х 120,5 см. Ярославский художественный музей.
А.П. Плигин (1880-1943). Портрет Льва Ионовича Тёмкина, тестя художника. Фрагмент.
1910-1914 гг. Холст, масло. 95,6 х 120,5 см. Ярославский художественный музей.
Каталог выставки картин объединения «Мир искусства». Петроград, 1915 год.
Среди участников выставки – А.П. Плигин.
С 1912 года А.П. Плигин участвует в самых громких в ту пору художественных выставках объединения «Мир искусства» (1912-1916) и общества «Бубновый валет». На выставке «Бубнового валета» в 1912 году Плигин демонстрирует два натюрморта. На следующей выставке в 1913 году он выставляет уже шесть картин. В каталоге петербургской выставки «Бубновый валет» в апреле-мае 1913-го названо девять картин, из них две находятся в фондах Третьяковской галереи («Дом на берегу моря» и «Белые розы»), а местонахождение семи других неизвестно. Здесь имя Александра Плигина стоит в одном ряду с именами таких знаменитостей, как Марк Шагал, Пётр Кончаловский, Пабло Пикассо, Анри Матисс… Однако Плигин был более тесно связан с «Миром искусства», где выполнял секретарскую и организационную работу.
А.П. Плигин (1880-1943). Крымский пейзаж. Сакля и женская фигура. 1910-е гг. Холст, масло. 20,9 x 38 см.
Ярославский художественный музей.
Ранний живописный стиль А.П. Плигина складывался под влиянием традиций французского импрессионизма с элементами примитивизма. Картины «Крымский пейзаж. Сакля и женская фигура», «Берег моря», «Гора и сакля», «Пейзаж с фаэтонами», «Цветущий миндаль» полны закадровым присутствием художника, и, вглядываясь в размашистый мазок, словно перетекаешь во временном пространстве в иную, тогдашнюю жизнь.
А.П. Плигин (1880-1943). Пейзаж с фаэтонами. Крым. 1910-е гг. Холст, масло. 25,7 х 37,4 см.
Ярославский художественный музей.
В 1914 году А.П. Плигин участвует в выставке «Художники – товарищам-воинам».
В 1915 году становится членом Московского общества любителей художеств и принимает участие в знаменитой «Выставке живописи «1915 год». Также в это время работает в «Новом журнале для всех».
А.П. Плигин (1880-1943). Цветущий миндаль. 1910-е гг. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.
Александр Плигин и Зинаида Плигина-Тёмкина. Фотография 1910 г.
После стремительного взлёта, многих творческих удач и общественного признания в жизни художника наступает резкий срыв и его забвение. В связи с болезнью жены Зинаиды Львовны Тёмкиной, Плигин в 1917 году переезжает на Украину. Здесь он работает учителем рисования, зарабатывает раскрашиванием игрушек и ретушью. В 1919 году переезжает в Киев, затем в Харьков, где его супруга умирает от чахотки. Затем Плигин недолго работает в харьковском Комитете ИЗО. В это трагическое для себя время, мучимый одиночеством и отчаянием, Александр Павлович писал: «Крах с живописью и, главное, упадок воли и энергии. Но я борюсь, очень борюсь… Кроме зарисовок ещё ничего не сделал. Трудно было, не могу найти себя. Проклинаю нервы…».
А.П. Плигин (1880-1943). Дом на берегу моря. 1912 г. Холст, масло. 69,2 x 96 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.П. Плигин (1880-1943). Гора. 1912 г. Холст, масло. Картина не сохранилась.
На украинской земле, в Харькове, А.П. Плигин знакомится с 19-летней Наталией Оскаровной Камионской (1901-1907). Наталия из известной киевской семьи: отец – Оскар Назарович, уважаемый в городе доктор, владелец клиники, дядя – Оскар Исаевич, популярный оперный певец. Между ней и Александром Павловичем завязываются тесные дружеские отношения.
А.П. Плигин (1880-1943). Белые розы. 1912 г. Холст, масло. 80 х 65,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.П. Плигин (1880-1943). Натюрморт (Розы в горшочке). 1910-е гг. Картон, масло. 19,6 х 24 см.
Ярославский художественный музей.
В 1921 году А.П. Плигин возвращается в Москву, где продолжает работать декоратором в Малом театре. В его жизни появился человек, ради которого можно жить дальше! Писать новые картины! Творить и воплощать в искусство свежее дыхание! В это время, в 1921-1922 гг. он создаёт декорации к спектаклям «Ученик дьявола» Бернарда Шоу, «Оливер Кромвель» (по эскизам М. Добужинского и своим собственным) и «Медвежья свадьба» (Мелодрама на сюжет Проспера Мериме) по пьесам А.В. Луначарского.
Спустя немного времени Наталия, получив в Киеве рекомендательное письмо к маршалу В.К. Блюхеру, приезжает в Москву, чтобы продолжить образование. Блюхер организует встречу Наталии с Луначарским, после чего Анатолий Васильевич способствует её зачислению на Искусствоведческий факультет Московского Государственного университета.
А.П. Плигин (1880-1943). Эскиз декорации к спектаклю «Ученик дьявола» Бернарда Шоу в Малом театре.
Москва, 1921 г. Картон, масло. 33 х 38 см. Ярославский художественный музей.
Программа спектакля, посвященного творчеству А.В. Луначарского в связи с его 50–летием.
Москва, Малый театр, 19 апреля 1926 г.
Сцена из спектакля «Медвежья свадьба» А.В. Луначарского. Фотография 1924 г.
Сцена из спектакля «Медвежья свадьба». Акт II. Малый театр. Постановка К.В. Эггерта,
декорации В.Л. Триваса Москва. Фотография 1924 г.
Наталия Оскаровна Камионская и Александр Павлович Плигин. Фотография 1923 г.
1923 год стал годом начала новой семейной жизни художника. В этом году А.П. Плигин женится на переводчице Наталии Оскаровне Камионской (1901-1997). Родители невесты были против этого брака: во-первых, значительная разница в возрасте (Александр Павлович старше своей возлюбленной на 20 лет), во-вторых, сама профессия художник – «несерьёзная», «неустойчивая», «от творческого кризиса до вдохновения», нет стабильного заработка, да и кто измерит величину таланта?..
Однако свадьба состоялась!.. Через десять лет у них родится дочь Наталия. Но пока Александр Павлович полностью поглощён работой. В эти годы он продолжает служить театру: пишет декорации для спектаклей «Горячее сердце» А.Н. Островского и «Царь Феодор» Алексея Толстого в Замоскворецком театре в Москве (1923), преподаёт Изобразительное искусство в Школьной коммуне Наркомпроса, создаёт ряд картин (пейзажей и натюрмортов), среди которых и портрет своей жены Н.О. Плигиной-Камионской.
А.П. Плигин (1880-1943). Портрет жены художника Наталии Оскаровны Плигиной-Камионской.
1924-1925 гг. Холст, масло. 55,5 х 45,3 см. Ярославский художественный музей.
До 1925 года А.П. Плигин продолжал театрально оформительскую и преподавательскую работу, затем прекращает заниматься искусством и уходит на работу в Госплан. Живопись была и его спасением, и его мукой. Почти 15 лет Плигин не возвращался к мольберту и лишь перед самой войной в 1937-1941 гг. вновь ненадолго вернулся к делу своей жизни, работая художником-оформителем.
1941 год. Великая Отечественная война. Художник Плигин со своей семьёй эвакуирован в Чистополь, Татарская АССР. Тут перед нами открывается самая трагическая страница жизни художника, очередная «чёрная полоса», завершившаяся катастрофой – безвременным уходом из жизни. Известно, что в Чистополе художник проживал в доме на улице Л. Толстого (к сожалению, здание не сохранилось, оно подверглось сносу в 90-х годах минувшего века). Супруга Александра Павловича была командирована в Казань, где состояла переводчиком у французского писателя– антифашиста Жана Ришара Блока, выехавшего в тот период из оккупированной немцами Франции в Советский Союз.
А.П. Плигин с дочерью Наташей. Фотография 1942 г.
Вторая жена Плигина, Наталия Оскаровна Камионская окончила МГУ (искусствоведческое отделение историко-этнологического факультета) в 1927 году. Работала в журнале «Интернациональная литература» как редактор и рецензент. Публиковала переводы художественной литературы с английского и французского языков (Генри Филдинга, Стивена Крейна, Теодора Драйзера, Шервуда Андерсона, Джона Дос Пассоса и др.). Свои переводы ей пришлось на это время отложить. Свою восьмилетнюю дочь Наташу Плигины были вынуждены на время определить в школу-интернат. Плигин умён, интеллигентен, скромен, обаятелен, но почти нелюдим…По имеющимся данным, одними из немногих знакомых Плигина в Чистополе были живописец и искусствовед Николай Петрович Сычёв, искусствовед Александр Германович Шор и его жена, детская поэтесса Маргарита Ильинична Ивенсен.
А.П. Плигин (1880-1943). Фрагмент пейзажа (на обороте «Портрета жены художника»).
Начало 1910-х гг. Холст, масло. 55,5 х 46 см. Ярославский художественный музей.
Военное время – период расплаты, оно меняет судьбу каждого человека и всего народа. Невостребованный как художник, в отрыве от привычной профессиональной среды, Плигин оказался в профессиональной изоляции. В Москве он близко дружил с Александром Осьмеркиным, был хорошо знаком с Евгением Лансере, Робертом Фальком, Ильей Машковым, Петром Кончаловским, с семьей архитектора Шехтеля. Среди писателей и членов их семей, оказавшихся в Чистополе, у него почти не было знакомых. Эвакуация, голод, одиночество, безысходность – суровые будни войны. Александр Павлович пробует давать уроки по акварели и композиции рисунка для воспитанников школы-интерната, время от времени делает наброски на бумаге… Вся жизнь проходит в муках ожидания – встречи с женой, окончания войны и перемены положения, ожидания хлебных карточек (в Чистополе карточки выдавались один раз в месяц на 400 грамм хлеба в сутки взрослому человеку).
А.П. Плигин (1880-1943). Гладиолусы. 1933 г. Холст на картоне, масло. 69 х 52 см.
Ярославский художественный музей.
Эвакуированный в Чистополь, Плигин остался один, без заработков. Зарабатывать на жизнь было нечем. Пытался работать на стройке. При переезде из Казани в Чистополь его выбросило из кузова грузовика, он сломал ногу, лежал в больнице, ходил на костылях, а потом с палкой. В начале апреля 1943 года неизвестный похищает у Александра Павловича хлебные карточки на весь месячный рацион, что, по сути, обрекало художника на голодную смерть. Добавим к этому свойственное Плигину неустойчивое нервное состояние. Отчаявшись, 16 апреля 1943 года Александр Павлович Плигин наложил на себя руки… Похоронили на городском кладбище в Чистополе. Ему было 62 года.
Дочь художника Наталия Александровна Плигина-Камионская (1933-2017) стала архитектором, художником и коллекционером. Как вспоминала дочь: «Мама мучилась всю жизнь, что не была в то время в Чистополе. Будь она тогда с нами, несчастья бы не случилось».
Александр Павлович Плигин за мольбертом. Крым, 1912 год. На мольберте картина «Гора».
Сегодня 15 произведений Александра Павловича Плигина хранятся в Ярославском Художественном музее, которые дочь Наталия Александровна Плигина-Камионская и её супруг Юрий Александрович Рыбчинский в 2002 году передали в дар музею (двенадцать живописных работ 1910-1930-х гг., одна из них двусторонняя, и три графических листа 1910-х гг).
В 2003 году здесь состоялась первая персональная выставку его работ. Две картины («Дом на берегу моря» и «Белые розы») находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Недавно посетители Третьяковки могли их видеть на постоянно действующей экспозиции «Искусство 20-го века». Значительная часть творений художника утеряна, но при поддержке Ю.А. Рыбчинского и Н.А. Плигиной-Камионской искусствоведами продолжается их поиск.
Авторы: Людмила Макарова, Савва Ямщиков, Светлана Баранова. Александр Павлович Плигин.
Живопись, графика. Каталог выставки в Ярославском художественном музее. Москва,
Издательство «Красная площадь», 2003 г. - 56 стр., илл.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство «Clobal Expert & Service Team», 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 240, 273.
«Бубновый валет». Путь на Запад? Путь к себе. Каталог выставки к 90-летию
образования общества художников «Бубновый валет», 1911-2001. Москва,
Издательство «Компьютер-Пресс», 2002 г. – Стр. 145, 157.