Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1921 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Николай Михайлович Чернышёв (1885-1973) - известный русский советский живописец, монументалист, педагог и искусствовед. Ученик великого москвича В.А. Серова и парижанина Жюлиана, один из основателей общества «Маковец». В 1920-1930 годах преподавал технологию живописи в ВХУТЕМАСе– ВХУТЕИНе, в 1935-1948 годах принимал участие в организации и работе мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, в 1936-1949 годах преподавал в Московском художественном институте, один из крупнейших в нашей стране специалистов по теории и практике монументального искусства и древнерусской живописи, В 1949 году во время «борьбы с космполитизмом» уволен среди других преподавателей МГХИ. Заслуженный художник РСФСР (1962), Народный художник РСФСР (1970). Лауреат Государственной премии СССР (1960).
Автор научных книг «Техника стенных росписей» (1930), «Искусство фрески в Древней Руси» (1954).
Н.М. Чернышев с женой Антониной Александровной (род.1912 г.).
Фотография начало 1930-х гг.
Главная тема творчества Н.М. Чернышева – это тема юности как символа вечного обновления человека и природы. В портретах художник воспевает красоту молодости («Девочка с букетом», 1928, Третьяковская галерея; «Пионерка», 1930, Русский музей). В пейзажах мастера ощущается родство с древнерусской живописью («Верба распустилась», 1926, «Возвращение с купанья», 1928, обе - Русский музей). Чернышев всегда оставался верным однажды найденной и выношенной как идеал, теме. В период своего творческого расцвета (1920-1930) он пишет «Девочку с книгой» (1927).
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сенная площадь в Новгороде. 1929 г. Холст, масло. 46,5 х 55 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Первые ягоды. 1929 г. Бумага, акварель. 24 х 20 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Мороженщица (Новгородская мороженщица). 1928 г. Холст, масло. 54 х 71 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Купание у кривого дерева. 1930 г. Холст, масло. 45,5 х 104 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Н.М. Чернышев (1885-1973). С маленьким (Няня). 1931 г. Холст, масло. 54 х 72 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерки 1920-х годов. 1930-е гг. Холст, масло. 53,8 х 64,5 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерка. 1930-е гг. Холст, масло. 71 х 53 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девушка в красной косынке. 1931 г. Холст, масло. 62 х 48 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка в голубом платье. 1931 г. Холст, масло. 72 х 55 см.
Ярославский художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Новгородская школьница. 1929 г. Холст, масло. 68 х 50 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионер. 1932 г. Холст на картоне, масло. 43,5 x 33 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионер-изобретатель. 1932 г. Холст, масло. 99 х 69,7 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Художник-воин Н.Д. Степанов. 1931 г.
Холст, масло. 73 х 53,8 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Н.М. Чернышев. Фотография 1933 г.
В 1930 году выходит книга Н.М. Чернышева «Техника стенных росписей», соединившая в себе серьезное теоретическое исследование и практическое пособие по технике монументальных росписей. Сам художник выполняет ряд монументальных работ, в том числе в возрожденных техниках «стукко-люстро» и «сграффито», мозаики, пишет ряд заметок и статей, а в 1954 году издает книгу «Искусство фрески в древней Руси».
«Задачей моей жизни найти связующее звено между грандиозным наследием древнерусского искусства и задачами сегодняшнего дня. Отнюдь не воссоздать старое, из чего получилась бы стилизация, то есть нечто отмершее, не органическое. Но создать живое, гармоническое искусство наших дней, в которое верили бы все, отбросив шоры и деления на секты».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Песни революции (Школа Айседоры Дункан). 1932 г.
Холст, масло. 97 х 71 см. Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Заплетает косу. 1931 г. Холст, масло. 72 х 54 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет девушки. 1932 г. Холст на картоне, масло. 37,3 х 30 см.
Тамбовская областная картинная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Комсомолка. 1933 г. Холст, масло. 48,5 х 38,5 см.
Тульский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерка. 1934 г. Холст, масло. 51 х 36 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Колхозница в желтом платке. 1932 г. Холст, масло. 41 х 32,5 см.
Сальский музей имени народного художника В.К. Нечитайло.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Рабочая. 1934 г. Бумага, сангина, уголь. 51 x 33,2 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). В дождь (Бабушка и внучка). 1932 г.
Холст, масло. 89 х 70 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Н.М. Чернышев (1885-1973). С затопленного бережка. 1933 г. Холст, масло. 56 х 71 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Раненый голубь. 1932 г. Холст, масло. 99 х 71 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Выжимает рубашку. 1933 г. Холст, масло. 98 х 78 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сторож Ферапонтова монастыря Любовь Кирилловна.
1933 г. Бумага, сепия. 33,5 х 25 см. Вологодская областная картинная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Встреча с беспризорниками. 1934 г.
Российский Антикварный Салон, Москва, 2010 г.
Н. Огнёв. Дневник Кости Рябцева. Рисунки Н. Чернышева. Москва, Издательство «Федерация», 1932 г. - 324 с., ил. Обложка и титульный лист.
Н. Огнёв (иногда также «Николай Огнёв», настоящее имя Михаил Григорьевич Розанов, 1888–1938) - детский писатель, педагог. Известность, в том числе и за границей, принесла ему повесть «Дневник Кости Рябцева» (1926-1927), экранизированная в 1981 году режиссером Геннадием Полокой под названием «Наше призвание». «Дневник» написан своеобразным языком, типичным для школьного просторечья жаргоном с озорными словечками и лихими изречениями самого Кости и его товарищей. Герой откровенно пишет о трудностях и переживаниях, связанных с годами полового созревания. Ему отвратительны распутство и пошлая грязь, но в то же время интимная сторона жизни занимает и мучает его. Костя Рябцев не из легких учеников. От него только и жди неприятностей… И он бывает груб и учится не всегда хорошо. Но при всех этих недостатках Костя - подлинный сын своего времени.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Колхозные ребята слушают доклад о первой Конституции по радио. 1936 г.
Бумага, акварель. 36 х 52 см. Орловский музей изобразительных искусств.
Александр Лабас (1900-1983). Автопортрет в белой рубашке. 1936 г.
Холст, масло. Собрание О. Бескиной-Лабас.
Из воспоминаний Александра Лабаса:
«В начале тридцатых годов начались нападки со стороны определенной группы художников во главе с А. Герасимовым и на Николая Михайловича. Некоторые критики считали для себя подходящим случаем напасть на хорошего художника. В то время мы начали работать по контракту в ИЗОГИЗЕ. Там были разные люди, и, конечно, были и такие в руководстве и в комиссиях, которые считали, что их работа заключалась в том, чтобы хорошего художника переделать по своему вкусу. Каждый там считал, что он имеет право говорить от имени народа: это народ не поймет. Я однажды разозлился и сказал: «Вы не имеете права говорить от имени народа. Вы просто малограмотные, случайные люди в искусстве, люди, которые ничему не учились и которые не хотят ничему учиться. Да еще самовлюбленные выскочки, которые так много вреда приносят нашему искусству». Это был мой последний разговор там, после чего я ушел из ИЗОГИЗА».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Купальщицы. 1934 г. Холст, масло. 88 х 102 см.
Государственный музей искусств республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Виноградники в Феодосии. 1935 г. Холст на картоне, масло. 34,5 х 46 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Деревья. Этюд. 1935 г. Холст на картоне, масло. 25 х 34 см.
Соликамский краеведческий музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Октябрь. 1935 г. Холст, темпера. 43 х 63 см.
Томский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Тимирязевский пруд. 1937 г. Холст, масло. 37 х 58,3 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Тимирязевский пруд. 1939 г. Картон, масло. 36 х 25,5 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пейзаж с башней. 1934 г. Бумага, сангина. 43,5 х 31,5 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Жаворонок. 1938 г. Холст, масло. 90 х 79,5 см.
Томский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Букет цветов. 1935 г. Холст, масло. 89 х 71 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г. Эстимейт $20.000 - 40.000 дол.
Н.М. Чернышев был выдающимся педагогом, учителем целой плеяды замечательных художников, среди которых Т.Г. Гапоненко, Д.К. Мочальский, А.А. Мыльников, Д.Д. Жилинский. Свои художественные и теоретические открытия он неизменно делал частью педагогических практик сначала во Вхутеине, а затем и в Московском художественном институте (ныне МГАХИ имени В.И. Сурикова). В 1949 году в период борьбы с формализмом из института были удалены лучшие профессора, среди которых - С.В. Герасимов и Н.М. Чернышев. «Успешная педагогика. Ученики. Разгон института. Не раскусил, кто инициаторы?..», — горько вспоминал об этом времени Николай Михайлович.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Будущие химики (В школьной химической лаборатории).
1937 г. Холст, масло. 215 х 169 см. Государственный музейно-выставочный центр
«РОСИЗО», Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сталинский маршрут. 1939 г. Холст, масло. 79,5 х 99 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). В пути (У Каспийского моря). 1939 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Смеющаяся пионерка. 1936 г. Холст, масло. 60 х 51 см.
Таганрогский художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет девушки. 1937 г. Холст, масло.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Москва. Улица Серафимовича. 1940 г. Бумага, акварель. 26 х 30 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Улица Серафимовича. 1941 г. Холст, масло. 53,5 х 71 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2014 г. Эстимейт 1.000.000 - 1.500.000 руб.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Крымский мост. 1940 г. Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Петровский парк вечером. 1940 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Томский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). На одном островке. 1940 г. Холст, масло. 84 х 99 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). У окна (Рассвет). 1940 г. Бумага цветная (желтая), акварель,
графитный карандаш. 22,8 х 32,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Цветы. Этюд. 1940 г. Холст, масло. 86 x 69 см.
Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт с барельефом. 1940 г. Холст, масло. 73 х 54 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1941 г. Бумага, уголь. 35,5 х 39 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
В 1941 году Н.М. Чернышев с семьей после начала Великой Отечественной войны эвакуируется в Нальчик, затем - в Тбилиси и Самарканд. В 1942-1944 годы живет и работает в Самарканде. Преподавал в эвакуированных в Среднюю Азию Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ, в Московском художественном и художественно-промышленном институтах и, конечно, занимался творчеством, несмотря на постоянное переутомление, отсутствие необходимых материалов для работы. Создает серию работ акварелей и маслом, посвященных Самарканду, причем изображает не прославленные архитектурные сооружения, а тихие улочки городских окраин. В 1943 году состоялась выставка акварельных работ «Самарканд» в Областном историко-краеведческом музее в Самарканде. После возвращения в 1945 году Чернышев делает доклад в Академии художеств в Ленинграде «Александр Иванов как крупнейший монументалист XIX столетия». В 1950-е годы много занимался мозаикой и способствовал пробуждению интереса к ней в СССР.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет женщины-красноармейца. 1942 г.
Бумага, акварель. 26,5 х 20,3 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 07.02.2023 г.
Эстимейт 42.000 – 55.000 руб.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Тальянская улица. Самарканд. 27 октября 1942 г.
Бумага, акварель. 42 х 32 см. Ульяновский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). К вечеру. Самарканд. 1942 г. Бумага, акварель, карандаш. 24,5 х 34,6 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Улочка в Самарканде. 1942 г. Картон, масло. 20 х 30,5 см.
Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Окрестности Самарканда. 1942 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Самарканд. Шах-и-Зинда. 1943 г. Бумага, акварель, карандаш. 32,1 х 43,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пейзаж с всадником. 1943 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Мечеть Тимура утром. 1943 г. Бумага, акварель. 39,2 х 49,2 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Самарканд. Ночь. 1943 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Самарканд. Рано утром. 1943 г. Бумага, акварель. 45 х 53 см.
Брянский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). В тесной улочке. Самарканд. Полдень. 1943 г. Картон, масло. 24,5 х 34,5 см.
Тамбовская областная картинная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Самарканд. На площади. 1943 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Самарканд. Мубаракская улица утром. 1943 г. Бумага, акварель, карандаш.
36,5 х 54,1 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Прошлое Самарканда (Улочка). 1943 г.
Бумага, акварель, карандаш. 39,5 х 30,6 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Мавзолей Биби-Ханым. Самарканд. 1944 г. Холст, масло. 49,5 х 69 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2020 г. Эстимейт 1.000.000 - 2.000.000 руб.
Братья Николай Михайлович и Алексей Михайлович Чернышёвы. Фотография 1940-е гг.
С юных лет и до конца жизни Николай Михайлович постигал творчество великих мастеров Древней Руси. В течение нескольких лет он кропотливо изучал технику стенных росписей Дионисия. Вместе со студентами побывал в Ферапонтове, где жил и творил «живописец пресловущий». Там, на берегу Бородавского озера, Чернышев нашел более 100 оттенков минеральных красок, содержащихся в разноцветных камнях. Результатом исследовательской работы стал фундаментальный труд «Искусство фрески в Древней Руси» (1954), который Николай Михайлович посвятил жене.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Искусство фрески в древней Руси. Материалы
к изучению древнерусских фресок. Москва, Издательство «Искусство», 1954 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Утро на Неве. 1945 г. Холст, масло. 74 х 124 см.
Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пустыри старой Москвы. 1946 г. Картон, масло. 29 x 55 см. (в раме).
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Н.М. Чернышев (1885-1973). На озере Сенеж. 1946 г. Холст, масло. 49,8 х 119,8 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г. Эстимейт 1.500.000 - 2.400.000 руб.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сенеж-озеро. 1948 г. Картон, масло. 23 х 50,4 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Ненастный вечер. 1949 г. Холст, масло. 73 х 123 см.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Ночь на озере Сенеж. 1949 г. Холст, масло. 75 х 125 см.
Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сенеж. 1949 г. Бумага, акварель.
Новосибирский государственный художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Рожь поспела. 1949 г. Холст, масло.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Поздний вечер. 1949 г. Холст, масло. 40 х 56 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пруд стынет. 1949 г. Холст, масло. 41 x 55 см.
Государственный Русский музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Серый день. 1951 г. Картон, масло. 24,4 х 35,5 см.
Тамбовская областная картинная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Заря за Кремлём. 1950 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1946 г. Бумага, смешанная техника.
55,5 х 41 см. Таганрогский художественный музей.
Одна из особенностей творчества Николая Чернышёва в послевоенные годы - его любовь к созданию тематических вариаций, настойчивое возвращение к определенному пластическому образу. Художник ищет, пробует себя в многочисленных повторах одного и того же мотива. Художественный образ меняется при этом лишь в нюансах: к примеру, прослеживается четкая линия от картины «Пух летит» (1958), «Купание на озере» (1958), через вариант «Обнять весь мир» (1962) к полотну «Земной рай» (1970).
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет жены. 1952 г. Картон, масло. 35,7 х 25,5 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Летом в городе. 1955 г. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Допустил брак. До 1950 г. Литография. 45 х 41,5 см.
Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.
Н.М. Чернышев (1885-1973). 1950 до. В трудовые резервы. Литография.
64,5 х 54; 51,5 х 42 (р.и.) Чувашский государственный художественный музей.
Такое впечатление, как будто две последние литографии нарисовал не Н.Чернышев,
а другой художник.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Аким Иванович и Анна Степановна Рудометкины. 1950-е гг.
Бумага, акварель. 26,3 х 22,2 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Обнять весь мир. 1953 г. Картон на фанере, масло.
55,5 х 37 см. Тульский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет дочери Екатерины. 1954 Холст, масло. 63 х 55 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Комсомолка-школьница. 1953 г.
Тверская областная картинная галерея.
В работе «Комсомолка-школьница» (1953) художник изобразил одну из трех своих дочерей. Живописец деликатно и тонко передает красоту и цельность натуры девушки. Образы таких юных девочек-подростков, излучающих внутренний свет, проходят через всё творчество Н.М. Чернышева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Первая зелень. 1955 г. Вольский краеведческий музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет жены. 1957 г. Вольский краеведческий музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Во ржи. 1956 г. Открытка.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с голубем. Мозаика. 1957 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Письма зарубежным друзьям. 1957 г.
Холст, масло. 90 х 71 см. Брянский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). У ворот (Сирень). 1954 г. Картон, масло. 25 х 35 см. Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Весна в Коломенском. 1956 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1952 г. Картон, масло. 25 х 35 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
В 75 лет у Чернышева возник замысел написать цикл полотен «Мастера московской школы»; он видел в этом свой нравственный долг. Для портретов позировали такие замечательные художники, как В.А. Фаворский и С.Т. Коненков, в цикл вошли образы Андрея Рублева, Дионисия, Даниила Черного. Неоконченная картина с изображением Алимпия Печерского - первого известного по имени русского иконописца - так и осталась стоять на мольберте после смерти Николая Михайловича. Она явилась своего рода завещанием, гимном всем художникам. «Жизнь моя затянулась как будто для того, чтобы я испытал все стадии бед и удач, горького несчастья и беспредельного счастья, нищеты и неожиданного богатства на закате, когда начали угасать последние лучи света».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Купание на озере (Купание с лодки). 1958 г. Холст, масло. 58 х 96 см.
Брянский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Купание с лодки (Купание на закате). Вариант. 1963 г.
Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). На каток. 1958 г. Холст, масло. 54 х 106 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). 1. Испуг. 1959 г. Холст, масло. 66х50 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова. 2. Купальщица. 1961 г. Мозаика. 87х56х4 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет А.С. Пушкина. Из серии «По записям современников».
1960 г. Холст, масло. 49 х 37 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Встреча с Пушкиным. 1960 г. Холст, масло. 90 х 140 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Даниил Черный и Андрей Рублев - мастера русской живописи. 1960 г.
Холст, масло. 110 х 160 см. Государственный Русский музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Андрей Рублев и Даниил Черный. 1960 г. Холст, масло. 81 х 132 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Комсомолка. Эскиз мозаики. 1962 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с голубем. Эскиз мозаики. 1962 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). На пляже. 1962 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Полина (дочь художника). 1963 г. Холст, масло.
Борисоглебская картинная галерея им. П.И. Шолохова.
Н.М. Чернышев с семьёй на Истре. Фотография 1962 г.
Творчество и духовные поиски Н.М. Чернышева, безусловно, были главным содержанием жизни его семьи. «Сколько было неучитываемого труда с добычей смальт. Многократно жена и Полина (старшая дочь Н.М. Чернышева) ездили повсюду, куда возможно. Много плиток привезли еще прошлым летом Катя и Андрей (дочь и зять) из Вышнего Волочка», - писал Николай Михайлович о работе над мозаикой «Отрочество». Две дочери Чернышевых - Полина и Екатерина - связали свои судьбы с искусством. Младшая Наталья стала историком.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пух летит. 1962 г. Холст, масло. 140 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Полет юных. Мотив гобелена. 1965 г. Холст, масло. 100 х 140 см.
Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Полет юных. Мотив гобелена. Эскиз. 1965 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Дионисий с сыновьями на Бородавском озере. 1965 г. Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Дионисий с сыновьями собирает камни. Эскиз. 1965 г.
Бумага, акварель, гуашь. 30,5 х 43,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Весна и дева. 1966 г. Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Строгая. 1965 г. Холст, масло. 95 х 58 см.
Костромской музей-заповедник.
Н.М. Чернышев (1885-1973). В мастерской художника. 1967 г.
Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Воспевшему Ленина. 1968 г. Холст, масло. 90 х 75 см.
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с собачкой (Ущемила лапку). 1969-1970 гг.
Холст, масло. 73 х 56 см. Воронежский областной художественный музей
им. И. Н. Крамского.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1965 г. Холст, масло. 54,2 х 49 см.
Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.
Екатерина Николаевна Чернышева - средняя дочь Николая Михайловича и Антонины Александровны - тоже пошла по стопам отца. даже во внешнем облике сохранила черты обоих родителей - земную, русскую красоту матери и тонкую одухотворенность отца. Ее детские годы совпали с периодом войны, и первые работы, в которых уже угадывается будущий художник, сделаны в Самарканде, в эвакуации. Духовная близость к отцу, его постоянное присутствие в жизни дочери как художника и учителя, совместные поездки в Новгород, Псков, Ферапонтово, общение с замечательными мастерами, которые окружали Чернышева, - П. Кузнецовым, В. Фаворским, С. Герасимовым, А. Матвеевым - несомненно, оказали большое влияние на становление ее как творческой личности.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Под небом голубым (Земной рай). 1970 г.
Картина, якобы, первоначально имела название «Все цветы - Ленину». Однако, Чернышёв это придумал сам,
или кто ему посоветовал, неизвестно. 1970 год – год 100-летия со дня рождения Ленина.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Окно. Натюрморт. 1970 г. Оргалит, темпера. 35 х 45 см.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Алимпий Печерский. 1971-1972 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ Н.М. ЧЕРНЫШЕВА
Н.М. Чернышев (1885-1973). Христос с детьми. 1912 г. Холст, масло. 47,5 х 26 см.
Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Изборск. Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Стога у реки. 1950-е гг. Холст, масло. 18 х 22 см. Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Тропа через березы. 1950-е гг.
Холст, масло. 20 х 13 см. Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Букет с ландышами и незабудками. 1950-е гг.
Картон, масло. 20 х 15 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2019 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Черемуха. Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Зима. Этюд. Холст на картоне, масло. 25,9 х 35,5 см.
Соликамский краеведческий музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). На озере. Борисоглебский историко-художественный музей.
.М. Чернышев (1885-1973). Весна и дева. Эскиз-вариант. 1966 г. Холст, масло.
Борисоглебский историко-художественный музей.
Н.М. Чернышев в мастерской. Фотография 1970-е гг.
Николай Михайлович Чернышев умер 14 сентября 1973 года в Москве в возрасте 88 лет.
Похоронен на участке 43А Ваганьковского кладбища.
«Яркий представитель большой и тонкой культуры, в творчестве которого отчетливо звучат всегда «русские струны», Николай Михайлович обладает многими драгоценными качествами, свойственными нашим старым и любимым русским мастерам. Эти качества - скромный героизм в искусстве, художественная искренность и ревностное, бережное, трепетное отношение к своему труду» (М.Бабенчиков).
В 2005 году к 120-летию со дня рождения Чернышёва в Государственной Третьяковской галерее была устроена специальная выставка. В разные годы в СССР выходили альбомы репродукций художника.
Дмитрий Жилинский (1927-2015), ученик Н.М. Чернышева. 1. Семья художника. Чернышевы. 1969 г. ДСП, левкас, темпера. 80х100 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2. Семья Чернышевых. 1970 г. ДСП, левкас, масло. 203х117. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
1. Народный художник РСФСР, профессор Николай Михайлович Чернышев. Сборник материалов и каталог выставки произведений искусства к 90-летию со дня рождения художника. Автор вступ. ст. и коммент. В.П. Лапшин. Москва, Издательство «Советский художник», 1978 г. 234 с., ил. 2. Н.М. Чернышев. Живопись. Графика. Монументальное искусство. Альбом. Автор-состав. Анна Антонова. Ленинград, Издательство «Художник РСФСР», 1983 г. 110 с., ил.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 563-564, 581.